Кеке Росберг
![]() Росберг на Гран-при Нидерландов 1982 года. | |
Рожденный | Анхель Эрик Росберг 6 декабря 1948 г. Сольна , Швеция |
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1978 – 1986 |
Команды | Теодор , АТС , Вольф , Фиттипальди , Уильямс , Макларен |
Двигатели | Форд , Хонда , ТЭГ |
Записи | 128 (114 стартов) |
Чемпионаты | 1 ( 1982 ) |
Победы | 5 |
Подиумы | 17 |
Карьерные очки | 159.5 |
Поул-позиции | 5 |
Самые быстрые круги | 3 |
Первая запись | Гран-при Южной Африки 1978 года. |
Первая победа | Гран-при Швейцарии 1982 года. |
Последняя победа | Гран-при Австралии 1985 года. |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1986 года. |
Кейджо Эрик Росберг (родился 6 декабря 1948 г.), наиболее известный как « Кеке » (англ. Финское произношение: [ˈkeke ˈruːsbæri] ), финский бывший автогонщик и победитель чемпионата 1982 года Формулы-1 мира . [1] Он был первым финским гонщиком, выигравшим чемпионат. [2] Он отец Нико Росберга , чемпиона мира Формулы-1 2016 года .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Росберг родился 6 декабря 1948 года в Солне , Швеция , где его отец изучал ветеринарию. [3] Отец Росберга Ларс Росберг и мать Леа Лаутала были уроженцами Хамины , Финляндия. [4] Семья вернулась в Финляндию весной 1950 года, первоначально поселившись в шведскоязычной деревне в Лапинярви , где у юного Росберга были языковые проблемы с другими детьми, поскольку его семья говорила по-фински. Позже семья переехала в Хамина, Оулу и Иисалми . [4]
Карьера в Формуле-1
[ редактировать ]Второстепенные команды: 1978–1981 гг.
[ редактировать ]
Росберг начал свою карьеру в Формуле-1 относительно поздно , дебютировав в возрасте 29 лет после выступлений в Формуле Vee , Formula Super Vee , Can-Am , Formula Atlantic , Formula Pacific и Formula Two , а затем в "фидерной" серии Формулы-1. Он выступал за Фреда Оперта , своего американского покровителя. Его первая поездка в Формулу-1 была с командой Теодора в сезоне 1978 года . [5] Он сразу же привлек внимание паддока Формулы-1 своей великолепной ездой на международном трофее BRDC в Сильверстоуне , не относящемся к чемпионату , всего за свою вторую гонку с командой, одержав победу после того, как многие громкие имена попали под сильный ливень. После этого Росберг не смог пройти квалификацию для участия в гонке и был подписан на три гонки с другой неконкурентоспособной командой, ATS , после того, как команда Теодора отказалась от своей ненадежной конструкции автомобиля. Он вернулся к Теодору после того, как они приобрели шасси у команды Wolf Formula One, но они также оказались неконкурентоспособными, и Росберг вернулся в ATS, чтобы завершить сезон.
В следующий раз он появился в команде Wolf в середине сезона 1979 года . Однако команде было трудно сохранять платежеспособность, а у Росберга были проблемы с финишем в гонках. Вскоре Росбергу пришлось снова сменить команду, когда Вольф покинул Формулу-1 и подписал контракт с Fittipaldi Automotive , которая выкупила остатки команды Уолтера Вольфа. Он добился своих первых двух очков в сезоне 1980 года , включая сенсационный подиум на гонке открытия сезона в Буэнос-Айресе, но неконкурентоспособность машины Фиттипальди означала, что Росбергу часто не удавалось финишировать или пройти квалификацию. 1981 год был хуже, поскольку ему вообще не удалось забить. [ нужна ссылка ]
Острый конец – Уильямс: 1982–1985 гг.
[ редактировать ]
Несмотря на это, Уильямс интересовался Росбергом, поскольку после ухода 1980 года чемпиона мира Алана Джонса место осталось открытым на сезон 1982 года . [5] Учитывая конкурентоспособную машину, у Росберга год был очень успешным. одержал свою первую победу на Гран-при Швейцарии в Дижон-Пренуа . Он стабильно набирал очки и в конце того же года [6] (несмотря на то, что гонка называлась « Гран-при Швейцарии », гонка проводилась во Франции из-за запрета Швейцарии на автогонки, действующего после катастрофы в Ле-Мане 1955 года ).
В год, когда ни один гонщик не выиграл более двух гонок, сезон Ferrari был омрачен смертью Жиля Вильнёва в Зольдере и завершающими карьеру травмами Дидье Пирони в Хоккенхайме с турбонаддувом , а автомобили Brabham — автомобили BMW и Renault страдали от плохой работы. надежность (чему не способствовала постоянная смена Brabham между Ford V8 и BMW с турбонаддувом), последовательность принесла Росбергу чемпионат пилотов . И это несмотря на то, что на его Williams FW07C использовался безнаддувный двигатель Ford DFY V8 , который считался устаревшим и превосходящим гораздо более мощные автомобили с турбонаддувом. Росберг выиграл чемпионат, опередив на пять очков Пирони, пропустившего последние четыре гонки сезона из-за травм, полученных на Гран-при Германии. Чемпионат Росберга 1982 года оказался последней победой на чемпионате мира для старого двигателя Cosworth DFV , который был представлен в Формуле-1 компанией Lotus в 1967 году (DFY был развитием DFV). Чтобы отпраздновать победу, Фрэнк Уильямс дал Росбергу два дня отпуска от тестов и разрешил ему курить в передвижном доме команды. [7] В результате победы всего в одной гонке в сезоне, завоевавшем титул, Росберг сравнялся с рекордом, установленным Майком Хоторном в 1958 году по наименьшему количеству побед, одержанных гонщиком в победном сезоне чемпионата мира, рекорд, который он до сих пор удерживает вместе с Хоторном по состоянию на 2023 год. . [8]

Годы Росберга после чемпионата были подорваны как неконкурентоспособным шасси Williams, так и мощным, но ненадежным турбодвигателем Honda. Для защиты титула в 1983 году Росберг снова использовал надежный Ford DFY V8. Однако к этому времени надежность турбодвигателей Ferrari, Renault и BMW начала соответствовать их скорости и мощности. Росберг все же поставил свой Williams FW08 на поул в первой гонке сезона в Бразилии (где он был дисквалифицирован со 2-го места из-за того, что его заставили стартовать в боксах после того, как он был вынужден бросить свою машину в пит-бэй из-за паров топлива). огонь), а затем выиграл и внечемпионатскую Гонку Чемпионов в Брэндс-Хэтче , и в Монако благодаря выбору сликов на старте, когда все остальные стартовали на мокрой дороге, но становилось все более очевидным, что без двигателя с турбонаддувом результаты будут скудный. С этой целью Фрэнк Уильямс заключил сделку на установку турбодвигателя Honda V6 на свои автомобили. В том же году Хонда вернулась в Формулу-1 с Команда Spirit и результаты были медленными из-за ненадежности, но они с энтузиазмом относились к команде Williams, которая имела репутацию команды, выигравшей чемпионат. Росберг и его товарищ по команде Жак Лаффит впервые получили свои турбокомпрессоры Honda в сезоне, завершившемся Гран-при Южной Африки в Кьялами , и сразу же новый Williams FW09 оказался в тренде. Росберг финишировал на 5-м месте, что дало ему 5-е место в чемпионате.
Несмотря на мощные двигатели Honda, Уильямс и Росберг столкнулись с трудностями в 1984 году , главным образом из-за того, что шасси FW09B не было достаточно жестким, чтобы выдерживать мощность 850-сильного (634 кВт; 862 л.с.) двигателя V6. Финну удавалось приручать и машину, и двигатель достаточно долго, чтобы выиграть Гран-при Далласа . [9] но его единственный другой подиум в году был вторым на открытии сезона в Бразилии (третий раз подряд он финишировал вторым в Бразилии, но единственный раз, с которого его не дисквалифицировали). После неудачного года он закончил чемпионат на восьмом месте с 20,5 очками.
В ноябре 1984 года после сезона Формулы-1 Росберг вместе с другими гонщиками Формулы-1 Ники Лаудой (чемпионом мира 1984 года), Андреа де Сезарис и Франсуа Эсно отправился в Австралию на неучаствующий в чемпионате Гран-при Австралии 1984 года на гоночной трассе Колдер-Парк. в Мельбурне . Росбергу удалось квалифицироваться 4-м на своем Ralt RT4 Ford, несмотря на то, что он провел большую часть дня с коллегой-энтузиастом авиации Лаудой (его товарищем по команде по гонке), посещая авиашоу в соседнем аэропорту Эссендон . После ранней игры в кости с Лаудой и столкновения с Терри Райаном во время круга молодого австралийца, из-за которого он вылетел из короткой трассы длиной 1,609 км (1000 миль), Росберг финишировал вторым после Ralt RT4 Ford бразильского гонщика Роберто Морено , который выиграл его третий Гран-при Австралии за 4 года (он также выигрывал в 1981 и 1983 годах ).
1985 год оказался лучше и для Росберга, и для Уильямса. У финна появился новый товарищ по команде Найджел Мэнселл , а полностью карбоновое шасси Williams FW10 стало большим улучшением по сравнению с FW09B. В первых нескольких гонках команда использовала двигатели 1984 года, пока Honda не представила модернизированную версию, которая улучшила мощность, экономию топлива и, самое главное, надежность. Росберг с успехом использовал новый двигатель, выиграв Гран-при Детройта и завоевав поул в следующих двух гонках во Франции на трассе Поль Рикар и Гран-при Великобритании в Сильверстоуне . Победный круг Росберга в Сильверстоуне вошел в историю, когда он проехал трассу длиной 4,719 км (2,932 мили) за 1:05,591 со средней скоростью 259,01 км/ч (160,94 миль в час). Это будет самый быстрый круг на трассе в Формуле-1, пока его не преодолеет гонщик Williams Хуан Пабло Монтойя на Гран-при Италии 2002 года в Монце .
Пятая и последняя победа Кеке Росберга в Гран-при пришла на Гран-при Австралии 1985 года на новой трассе Adelaide Street Circuit . Поскольку это была последняя гонка сезона, она также была последней гонкой Росберга для Williams. Кеке вручил трофей победителя своему гоночному инженеру Фрэнку Дерни . Эта победа укрепила репутацию Росберга как специалиста по уличным гонкам, поскольку четыре из пяти его побед на Гран-при чемпионата (Монако, Даллас, Детройт и Аделаида) были получены на уличных трассах. Росберг справился с жарой в 35 ° C лучше, чем большинство других, и выиграл с преимуществом в 43 секунды у Ligier Renaults Жака Лаффита и Филиппа Штрайфа .
Как только двигатель Honda начал давать регулярные результаты, Росберг решил покинуть Williams в конце 1985 года и перешел в McLaren , победителей чемпионатов пилотов и конструкторов 1984 и 1985 годов. Команда Williams-Honda продолжала доминировать в гонках Гран-при в 1986 и до 1987 годов .
Последний год – McLaren: 1986.
[ редактировать ]В то время переход Росберга в McLaren на сезон 1986 года казался мастерским ходом, поскольку в предыдущих двух сезонах они были чемпионской командой, причем (особенно в 1984 году) доминировали. [5] Однако McLaren 1986 года теперь был несколько слабее по мощности по сравнению со своими соперниками, и Росберг был сильно побежден товарищем по команде, чемпионом мира 1985 года Аленом Простом ( McLaren MP4/2C был разработан Джоном Барнардом, чтобы соответствовать более плавному стилю Ники Лауды и Алена). Прост, в то время как Росберг никогда не отказывался от стиля позднего торможения и забрасывания машины в поворот. И только когда стало известно, что Барнард уходит в Ferrari, дизайнер позволил Росбергу фундаментально изменить настройки своих машин, чтобы они соответствовали его стилю. По иронии судьбы, это совпало с единственной поул-позицией Росберга в сезоне в Германии ). Вдобавок ко всему, фатальная авария близкого друга Росберга Элио де Анжелиса во время испытаний Brabham на трассе Поль Рикар во Франции в мае 1986 года глубоко повлияла на него, и он завершил карьеру в конце сезона. Позже он утверждал, что ушел на пенсию «слишком рано». [ нужна ссылка ] .
Кеке Росберг доминировал в последней гонке своей карьеры в Формуле-1, Гран-при Австралии 1986 года , но не выиграл. Удерживая 30-секундное преимущество над Нельсоном Пике (его заменой в Williams), на 62-м круге у него оторвалось заднее колесо. Решив, что шум в задней части его McLaren связан с двигателем, он заглушил двигатель и снял колесо. трассе, но когда он вышел и проверил, обнаружил, что все, что ему нужно сделать, это вернуться в боксы, чтобы сменить шины. Однако позже он рассказал, что в любом случае он бы никогда не выиграл, что он планировал дать лучший результат Алену Просту в заявке француза на два подряд чемпионата мира (Просту нужно было выиграть гонку, а Найджел Мэнселл финишировал не лучше, чем 4-м и финишировал четвертым). претендовать на чемпионство, в то время как Росберг выбыл из борьбы за титул несколькими гонками ранее). Как оказалось, Прост выиграл гонку и титул, а на круге после ухода Росберга Мэнселла постигла та же участь, что и его бывшего товарища по команде, хотя и гораздо более зрелищно.
Росберг, который в середине 1984 года решил, что будет участвовать в гонках только два года (но не объявлял об этом публично до 1986 года в Германии), не сожалел о том, что покинул Williams и присоединился к McLaren в то время, когда двигатель Honda был начал набирать обороты, в то время как Porsche построенный двигатель TAG, (и трехсезонный MP4/2), начал показывать свой возраст. В интервью после объявления о завершении карьеры Росберг сказал, что он рад, что покинул Williams, когда он это сделал, заявив, что, если бы он остался с ними, он мог бы покинуть Формулу-1 в начале сезона 1986 года после Фрэнка Уильямса предсезонной аварии (в которой он получил травму спинного мозга, в результате которой он стал парализованным ) оставил кого-то на авторитетном посту в команде, что, по его словам, было одной из причин, по которой он решил покинуть Уильямс, добавив: «Мы просто терпеть не могли друг друга». Хотя Росберг не назвал имя этого человека, обычно считалось, что это главный дизайнер и технический директор Williams Патрик Хед , который взял на себя повседневное управление командой, пока Фрэнк Уильямс восстанавливался после аварии.
После Формулы-1
[ редактировать ]
В 1989 году Росберг вернулся в « 24 часа Спа» на Ferrari Mondial, которым управляет Moneytron (ср. Жан-Пьер Ван Россем и Onyx ), та же команда, которая дала протеже Росберга Джей Джей Лехто его дебют в Формуле-1. Росберг был ключевым элементом Peugeot чрезвычайно конкурентоспособной команды спортивных автомобилей в начале 1990-х годов. [5] Но после двух лет работы с маркой и различных успехов (две победы и неудачная попытка участвовать в « 24 часах Ле-Мана ») он перешел на чемпионат Германии по кузовным гонкам, DTM , выступая за Mercedes-Benz и Opel . Здесь он создал свою собственную команду Team Rosberg в 1995 году и в конце того же года отказался от вождения, чтобы сосредоточиться на ее управлении.
Команда Росберга выступала в DTM еще год, пока серия не развалилась, и с тех пор присутствует в Формуле BMW , немецкой Формуле-3, Евросерии Формулы-3 и A1 GP . Команда Росберга вернулась в возрожденную DTM в 2000 году, выступив в двух Mercedes. Добиться успеха или даже просто набрать очки с каждым сезоном становилось все труднее, и команда Росберга покинула серию после кампании 2004 года только для того, чтобы вернуться в 2006 году, на этот раз с Audi .
Менеджер новых талантов
[ редактировать ]Позже Росберг долгое время руководил своими соотечественниками Джей Джей Лехто и будущим чемпионом мира Микой Хаккиненом . До 2008 года он также руководил своим сыном Нико , который выступал в Формуле-1 в 2006 году за команду Williams F1 . В 2013 году он и Нико стали первыми отцом и сыном, которые оба выиграли в Монако, с разницей в 30 лет. В 2016 году он и Нико стали вторым дуэтом отца и сына, выигравшим чемпионат мира Формулы-1 после того, как Грэм Хилл и Дэймон Хилл выиграли чемпионаты 1962, 1968 и 1996 годов соответственно.
Шлем
[ редактировать ]
В годы картинга у Росберга был белый шлем с синей полосой, затем в Формуле-1 Сид Моска (который проектировал шлемы для бразильских гонщиков, включая Айртона Сенну, Рубенса Баррикелло и Эмерсона Фиттипальди) покрасил шлем Росберга в белый цвет с синим кругом на сверху, а полоса была разделена на большой синий прямоугольник, закрывающий область козырька, и несколько синих прямоугольников сзади (аналогично дизайну шлема Дидье Пирони). В 1984 году прямоугольники были заменены желтой трапецией. Его сын Нико использовал дизайн, который имел сходство со шлемом Кеке ранее в его карьере в Формуле-1, с серым, заменяющим синий, и с пламенными мотивами, прежде чем перейти на новый дизайн в 2014 году. [10]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | Команда Warsteiner Eurorace | Той F201 | BMW | ХОК Верно | ТРР Верно | ВАЛ DNQ | ДОЛЖЕН 13 | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ХОК Верно | РУ 4 | КРУЖКА 24 | ПЕР DNQ | ХОК 5 | 10-е место | 5 | |||
Фред Оперт Расинг | Шеврон Б35 | Харт | ВОСТОК Верно | ЕЩЕ | ||||||||||||||
1977 | Фред Оперт Расинг | Шеврон Б35 | Харт | SIL Верно | 6-е место | 25 | ||||||||||||
Шеврон Б40 | ТРР Верно | ХОК 8 | СВЕТ 3 | ВАЛ 12 | БОЛЬШЕ НИКОГДА 11 | КРУЖКА Верно | РУ | ЕЩЕ 13 | ПЕР 1 | ЧТО | ВОСТОК 4 | ДОН 2 | ||||||
1978 | Фред Оперт Расинг | Шеврон Б42 | Харт | ТРР Верно | ХОК 8 | СВЕТ 2 | БОЛЬШЕ НИКОГДА DNS | КРУЖКА Верно | ВАЛ Верно | РУ | ДОН 1 | ЕЩЕ 17 | ПЕР | ЧТО | ХОК | 5-е место | 16 | |
1979 | Проект Четыре Гонки | Март 792 г. | BMW | SIL | ХОК 1 | ТРР | СВЕТ Верно | ВАЛ | КРУЖКА | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ХОК | Я буду | ПЕР | ЧТО | ДОН | 12-е | 9 | |
Источник: [12] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
‡ Гонка была остановлена, поскольку пройдено менее 75% кругов, присуждено полбалла.
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Теодор Расинг Гонконг | Теодор TR1 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ИНТ. 1 | ||
1979 | Камеры Olympus Волчьи гонки | Волк WR9 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ | ГНМ | ОТ 6 |
1980 | Skol Team Fittipaldi | Фиттипальди F7 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ESP Верно | ||
1981 | Фиттипальди Автомобильная промышленность | Фиттипальди F8C | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | ЮАР 4 | ||
1983 | ТЭГ Уильямс Команда | Уильямс FW08C | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 1 | ||
Источник: [14] |
Полные результаты чемпионата мира по спортивным автомобилям
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Сорт | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1983 | ГТи Инжиниринг | С | Порше 956 | Порше Тип-935 2,6 F6 т | Министерство здравоохранения | SIL | СВЕТ 3 | система управления обучением | СПА | фу | ПРИНАДЛЕЖАТЬ | 25-е | 12 | ||
1990 | Пежо Талбот Спорт | С | Пежо 905 | Пежо SA35 3,5 V10 | ВОДА | Министерство здравоохранения | SIL | СПА | ПРОТИВ | СВЕТ | ДОН | CGV Верно | МЕКСИКА 13 | Северная Каролина | 0 |
1991 | Пежо Талбот Спорт | С1 | Пежо 905 | Пежо SA35 3,5 V10 | ВОДА Верно | Министерство здравоохранения Верно | SIL Верно | система управления обучением Верно | СВЕТ Верно | 13-е место | 40 | ||||
Пежо 905Б | МАГ 1 | МЕКСИКА 1 | АВТОМОБИЛЬ Верно | ||||||||||||
Источники: [12] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | ![]() | ![]() ![]() | Пежо 905 | С1 | 68 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [15] |
Полные результаты чемпионата Германии по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты Международного чемпионата по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Поз. | оч | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Опель Команда Росберг | Опель Калибра V6 4x4 | КРУЖКА 1 Верно | КРУЖКА 2 DNS | ВЕСЬ 1 Верно | ВЕСЬ 2 Верно | ДОН 1 13 | ДОН 2 Верно | ВОСТОК 1 Верно | ВОСТОК 2 Верно | МАГ 1 12 | МАГ 2 8 | 20-е | 3 | ||||||||||||||
В популярной культуре
[ редактировать ]В игре 7 уровня 11 видеоигры Angry Birds , созданной финской компанией Rovio , есть карикатура на Росберга в гоночной машине, сидящего в «1982 году».
В 1985 году известный финский актер Матти Пеллонпяя и его группа выпустили песню под названием « Формула рока Кеке Росберга ».
В 2020 году он вместе со своим сыном Нико появился в рекламе Heineken , направленной против вождения в нетрезвом виде. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Результаты» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 16 марта 2018 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Терпин, Райан (2 августа 2021 г.). «Что стоит за невероятным успехом финских гонщиков в Формуле-1?» . Середина . Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Кярккяйнен, Юха. «Росберг, Кейджо (1948 –)» . Национальная биография Финляндии . Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кеке Росберг финно-шведский?» . Городская библиотека Хельсинки (на финском языке). 25 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 г. . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Кеке Росберг» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 17 января 2015 года . Проверено 13 января 2008 г.
- ^ Круг победителей Гран-при Швейцарии, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса. Архивировано 30 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ Петерсенс, Фредрик (6 октября 1982 г.). «Наконец-то финны!» [Наконец-то финский!]. Мир технологий (на шведском языке). Том. 34, нет. 21. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. стр. 6.
- ^ «Статистика F1 – Титулы чемпионатов мира – Победы» . www.statsf1.com . Статистика Ф1. Архивировано из оригинала 29 августа 2022 года . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Гран-при Далласа, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса. Архивировано 30 октября 2020 года в Wayback Machine.
- ^ MERCEDES AMG PETRONAS (4 февраля 2014 г.). «Нико идет в полную атаку с дизайном шлема 2014 года» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2016 г. - через YouTube.
- ^ Перейти обратно: а б «Результаты Кеке Росберга» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Кеке Росберг» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Кеке Росберг». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 485–487. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 26 августа 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Кеке Росберг – участие в чемпионате мира без участия» . statsf1.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2018 года . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «Все результаты Кеке Росберга» . Racingsportscars.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 15 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Результаты гонки Кеке Росберга» . TouringCars.net. Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ «Отец и сын, чемпионы Формулы-1, объединяются, чтобы продвигать Heineken 0.0 (и посылать сообщение о безопасности)» . Возраст рекламы . 3 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 27 декабря 2020 года . Проверено 25 декабря 2020 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кеке Росбергом, на Викискладе?
- Росберг, Кейджо (1948–). Национальная биография. (по-английски)
- Сайт о Кеке Росберге
- 1948 рождений
- Живые люди
- Люди из муниципалитета Сольна
- Финские автогонщики
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Williams
- Финские пилоты Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 ATS Wheels
- Теодор Пилоты Формулы-1
- Пилоты Фиттипальди Формулы-1
- Вольф Пилоты Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты Международной гонки чемпионов
- Водители German Touring Car Masters
- Пилоты чемпионата Атлантики
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Финские эмигранты в Швеции
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты SCCA Formula Super Vee
- Чемпионы Формулы Супер Ви
- Владельцы гоночных команд спортивных автомобилей
- Водители Пежо Спорт
- Пилоты Mercedes-AMG Motorsport
- Пилоты команды Росберг
- Пилоты команды Joest