Хейкки Ковалайнен
Хейкки Ковалайнен | |
---|---|
![]() Ковалайнен в 2019 году | |
Национальность | ![]() |
Рожденный | Суомуссалми , Финляндия | 19 октября 1981 г.
Гоночная лицензия | ![]() |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Active years | 2007–2013 |
Teams | Renault, McLaren, Team Lotus, Caterham, Lotus F1 |
Entries | 112 (111 starts) |
Championships | 0 |
Wins | 1 |
Podiums | 4 |
Career points | 105 |
Pole positions | 1 |
Fastest laps | 2 |
First entry | 2007 Australian Grand Prix |
First win | 2008 Hungarian Grand Prix |
Last win | 2008 Hungarian Grand Prix |
Last entry | 2013 Brazilian Grand Prix |
World Rally Championship record | |
Active years | 2022–2023 |
Rallies | 2 |
Championships | 0 |
Rally wins | 0 |
Podiums | 0 |
Stage wins | 0 |
Total points | 1 |
First rally | 2022 Rally Japan |
Last rally | 2023 Rally Japan |
Хейкки Йоханнес Ковалайнен (англ. Финское произношение: [ˈhei̯kːi ˈkoʋɑlɑi̯nen] ; родился 19 октября 1981 года) — финский автогонщик , выступающий в чемпионате Японии по ралли за команду AICELLO. Он выступал в Формуле-1 в период с 2007 по 2013 год за команды Renault , McLaren , Team Lotus , Caterham и Lotus F1 , одержав одну победу на Гран-при Венгрии 2008 года . После ухода из Формулы-1 он участвовал в японской серии Super GT в период с 2015 по 2021 год, где выиграл чемпионат в 2016 году .
его поддерживала программа развития пилотов Renault В начале его гоночной карьеры , во время которой он выиграл чемпионат World Series by Nissan и занял второе место в серии GP2 . Renault наняла его в качестве штатного тест-пилота Формулы-1 на 2006 год , а затем повысила до места в гонке на 2007 год . Свой первый подиум он завоевал, заняв второе место на Гран-при Японии в том же году.
На сезон 2008 года он перешёл в McLaren , где стал партнёром Льюиса Хэмилтона . Во втором сезоне в Формуле-1 он достиг своей первой поул-позиции в Сильверстоуне и первой победы на Хунгароринге , став 100-м гонщиком, выигравшим Гран-при Формулы-1. Он остался в команде на сезон 2009 года .
In 2010, he moved to the newly created Team Lotus where he also remained for 2011 and 2012, with the team renamed Caterham F1 for 2012, Kovalainen's last full season in Formula One. Although he didn't score points in the uncompetitive cars, he earned respect for outperforming drivers who were racing in similarly uncompetitive cars.[1][2] Kovalainen competed in the last two races of the 2013 season for Lotus F1 as a short-notice stand-in for regular driver Kimi Räikkönen.
In 2015, Kovalainen moved to Japan to compete in Super GT in the GT500 class with Team SARD. He won the championship in his second season in the series in 2016.
Early career
[edit]Karting (1991–2000)
[edit]Born in Suomussalmi, Finland, Kovalainen's career began in kart racing, much like that of many other race car drivers. He competed in karting from 1991 to 2000, during which time he finished runner-up in the Finnish Formula A championship in 1999 and 2000. In 2000 he won the Nordic championship and the Paris-Bercy Elf Masters event, as well as finished third in the World Formula Super A Championship, leading him to be elected as the Finnish Kart Driver of the Year.
Formula Renault (2001)
[edit]Kovalainen began his car racing career in the British Formula Renault Championship, which fellow Finn Kimi Räikkönen had won in 2000 before moving straight into Formula One with Sauber. Kovalainen's apprenticeship in the junior categories of motor sport was more conventional, but he used Renault power at every step along the way.[3] He finished fourth in the championship with two wins, two pole positions, five podiums and three fastest laps, earning the Rookie of the Year award. He also took part in the Formula Three Macau Grand Prix, where he finished eighth.
Formula Three (2002)
[edit]
Kovalainen attracted the support of the Renault Driver Development programme and in 2002 moved up to the British Formula 3 Championship with Fortec Motorsport who used Renault engines. He became one of the most competitive drivers on the grid by the second half of the season and all five of his wins came in the final nine races. With three pole positions and three fastest laps, Kovalainen finished third overall in the championship behind Robbie Kerr and James Courtney[3] and he was again Rookie of the Year.
He also demonstrated strong form in the international non-championship rounds, with second place in Macau and fourth place at the Marlboro Masters at Zandvoort.
World Series by Nissan (2003–2004)
[edit]Ковалайнен перешел в Мировую серию Nissan , принадлежащую Renault, в 2003 году, но столкнулся с трудным товарищем по команде из команды Габора Франком Монтаньи . Монтаньи уже провел два сезона в Мировой серии и выиграл чемпионат в 2001 году. [3] Монтаньи выиграл титул в 2003 году, одержав девять побед против одной у Ковалайнена.
Ковалайнен продолжил серию в 2004 году, но перешел в Pons Racing , где выиграл чемпионат, опередив Тьяго Монтейру , набрав 192 очка и шесть побед. [3] Кими Райкконен финишировал седьмым в Формуле-1 , а Маркус Грёнхольм пятым в чемпионате мира по ралли , а Ковалайнен получил награду «Финский гонщик года».
Серия GP2 (2005)
[ редактировать ]В 2005 году Ковалайнен принял участие в серии GP2 , новой «фидерной» серии Формулы-1 и преемнице Формулы-3000 . Выступая за команду Arden International , Ковалайнен начал сезон с хорошими результатами, выиграв первый этап чемпионата в Имоле , а затем заняв третье место в спринтерской гонке. В Барселоне он завоевал свой третий подиум подряд, но в спринтерской гонке его машина заглохла на стартовой решетке. Он доминировал в гонке в Монако , завоевав поул-позицию, лидируя в гонке на протяжении первых 21 круга и показав самый быстрый круг в гонке. Однако из-за проблем во время пит-стопа он опустился на пятое место. На Нюрбургринге он показал свои лучшие результаты, выиграв гонку с 17-го места на стартовой решетке. В спринтерской гонке Хосе Мария Лопес стал причиной столкновения, из-за которого Ковалайнен сошёл с дистанции. В Маньи-Куре он снова выиграл, заняв четвертое место на стартовой решетке, и занял третье место в спринтерской гонке.
Однако на этом этапе сезона возродившийся Нико Росберг со своей командой ART Grand Prix, похоже, набрал больше скорости и начал одерживать победы, став главным соперником Ковалайнена за чемпионство. Ковалайнен и Арден сопротивлялись, завоевывая подиумы и очки в Сильверстоуне , Хоккенхайме и Хунгароринге , но не смогли найти необходимую скорость, чтобы победить Росберга. В стамбульской специальной гонке Ковалайнен финишировал десятым из-за проблем с двигателем, но в спринтерской гонке, проходившей во влажных условиях, он вернулся к победному пути. В Монце Арден снова был быстр, а Ковалайнен завоевал свой второй поул в сезоне и выиграл специальную гонку. Однако в спринтерской гонке ему удалось занять только пятое место, а это означало, что за четыре гонки до конца сезона Ковалайнен опережал Росберга всего на четыре очка.
После хаотичного уик-энда в Спа, пострадавшего от дождя и машин безопасности, Росберг опередил Ковалайнена. В последних двух раундах в Бахрейне Росберг и ART, казалось, снова не имели себе равных, и он обеспечил себе чемпионство, выиграв специальную гонку, а Ковалайнен финишировал третьим. Сойдя с последней спринтерской гонки, Ковалайнен занял второе место в серии, отстав на 15 очков. [3]
Формула-1
[ редактировать ]Рено (2004–2007)
[ редактировать ]2004–2006
[ редактировать ]
Ковалайнен, Франк Монтаньи и Хосе Мария Лопес тестировали автомобиль Renault R23 B F1 в Барселоне в декабре 2003 года. Ковалайнен также тестировал Minardi , но Renault сделала его вторым тест-пилотом наряду с Монтаньи в 2004 году . [3]
Ковалайнен получил повышение вместо Монтаньи в конце 2005 года и провел сезон 2006 года в качестве штатного тестировщика, проехав более 28 000 км на тестах.
Ведущий пилот Renault Фернандо Алонсо подписал контракт с McLaren на сезон 2007 года , и Renault решила назначить на его место Ковалайнена, что они подтвердили 6 сентября 2006 года. [4] Босс команды Флавио Бриаторе сказал: «С Ковалайненом я надеюсь найти анти-Алонсо». [5]
2007
[ редактировать ]Ковалайнен дебютировал в гонке на Гран-при Австралии . Его сезон начался тяжело; он допустил несколько ошибок во время гонки и финишировал десятым. Флавио Бриаторе чувствовал, что это был разочаровывающий дебют для молодого финна, и надеялся, что в следующий раз появится настоящий Ковалайнен. [6]

Ковалайнен набрал свое первое очко чемпионата мира на своем втором Гран-при в Сепанге, Малайзия , а затем занял девятое место в Бахрейне . Затем он занял седьмое место в Барселоне , опередив своего товарища по команде Джанкарло Физикеллу , но финишировал в Монако 13-м.
В Канаде он допускал ошибки на протяжении всей тренировки, в том числе одну на выходе из седьмого поворота и попал в барьер. Он разбился на первой шикане квалификации, серьезно повредил заднее крыло и не смог пройти во вторую квалификационную сессию. В гонке он вначале добился прогресса, а затем остановился. Ему повезло со стратегией и машиной безопасности, и подиум был у него в руках, но он не смог обойти Александра Вурца из Williams , который также стартовал в конце группы. Ковалайнен оторвался от Ferrari Кими Райкконена на заключительном этапе, что придало команде уверенности.

На Гран-при США в Индианаполисе он квалифицировался шестым, а хороший старт позволил ему обойти Райкконена и занять пятое место. Он удержал Райкконена и возглавил гонку в конце своего первого отрезка, когда машины впереди него сделали пит-стопы. Он снова присоединился к команде после Райкконена и выглядел комфортно на шестом месте, пока Ника Хайдфельда , BMW Sauber перед ним не сломался и, таким образом, Ковалайнен финишировал пятым, а его товарищ по команде Физикелла не смог набрать очков.
Вторая половина европейского сезона не принесла столь же сильных результатов, но счет очков продолжался. Во время Гран-при Франции в Маньи-Куре он боролся с Физикеллой до острой шпильки в Аделаиде, когда Ярно Трулли сделала Toyota оптимистичный рывок внутрь Ковалайнена, что разрушило гонку обоих гонщиков. Ковалайнену пришлось отправиться на ремонт, и в итоге он финишировал 15-м. Седьмое место на Гран-при Великобритании не стало катастрофой: Физикелла финишировал позади него.

Ковалайнен набрал очко как на Нюрбургринге , так и на Хунгароринге , а также еще три в Турции , причем Ковалайнен опередил Роберта Кубицу . Ковалайнен снова стал лидером Гран-при, когда машины впереди него сделали пит-стопы. Седьмое место в Монце стало справедливым результатом. команда пошла на риск В следующей гонке в Спа-Франкоршам : Ковалайнен использовал стратегию «одной остановки», в то время как все его претенденты на последние очки использовали стратегию «двух остановок», в том числе BMW Хайдфельда и Кубицы (который был снят на десять позиций ниже из-за замены двигателя), Нико Росберг и Марк Уэббер . Хороший старт Ковалайнена позволил ему стать мобильной шиканой для всех, кроме Уэббера. Риск не оправдался, хотя Ковалайнен удержал Кубицу на заключительной стадии и обеспечил себе финальную позицию по очкам. Лучше было приехать на Гран-при Японии на трассе Fuji Speedway , где, несмотря на то, что Ковалайнен не прошел в финальную квалификационную сессию, он выступил хорошо. В то время как большинство его соперников так или иначе попали в неприятности из-за опасных влажных условий, Ковалайнен этого не сделал и опередил Кими Райкконена на последних кругах, заняв второе место и свой первый подиум в Формуле-1.
Финишировав девятым на Гран-при Китая , Ковалайнен допустил ошибку в квалификации в Бразилии и остался 17-м на стартовой решетке. На старте гонки Ральф Шумахер столкнулся с Ковалайненом, вынудив его покинуть пит-стоп. Его товарищ по команде Физикелла попал в столкновение с Саконом Ямамото . На 36-м круге он почувствовал вибрацию сзади слева, и внезапно что-то в задней подвеске щелкнуло, отбросив Ковалайнена в барьеры. Сход с дистанции, возможно, вызванный повреждением в результате столкновения с Шумахером, был для него первым в сезоне, а это означает, что он потерял уникальную возможность стать первым гонщиком, финишировавшим во всех гонках в своем первом сезоне. В то время он делил рекорд по количеству финишей подряд с начала карьеры с Тьяго Монтейро , оба финишировавшие по 16 гонок, пока Макс Чилтон не побил рекорд, финишировав свои первые 25 гонок в 2013 и 2014 годах .
Макларен (2008–2009)
[ редактировать ]По окончании сезона 2007 года Фернандо Алонсо вернулся в Renault, а Ковалайнену остались предложения от Toyota и McLaren . [7] [8] 14 декабря 2007 года было подтверждено, что Ковалайнен снова заменит Алонсо и будет выступать за McLaren Mercedes в 2008 году вместе с Льюисом Хэмилтоном . [9] [10] Ковалайнен присоединился к Кеке Росбергу , Мике Хаккинену и Кими Райкконену в качестве финских гонщиков, выступавших за McLaren.
2008
[ редактировать ]
После того, как его первая официальная тестовая сессия состоялась 9 января 2008 года в Хересе , Ковалайнен дебютировал в гонке McLaren на Гран-при Австралии , где он был самым быстрым в первой квалификационной сессии и стартовал третьим на стартовой решетке после Льюиса Хэмилтона и Роберта Кубицы . Он обогнал Фернандо Алонсо на последнем круге, но затем случайно задел ограничитель пит-лейна, предоставив Алонсо четвертое место, а сам финишировал пятым, но Ковалайнен все же установил самый быстрый круг в гонке.
В Малайзии он был оштрафован на пять мест за блокировку Ника Хайдфельда на BMW Sauber последних этапах квалификации, опустившись на восьмое место. Ковалайнен финишировал третьим, поскольку Хэмилтон столкнулся с проблемами в боксах, а гонщик Ferrari Фелипе Масса сошел с дистанции из-за вращения. В Бахрейне он проколол колесо на первом круге и, как следствие, значительно отстал от Ferrari и BMW Sauber. [11] Ближе к концу он улучшился и снова записал самый быстрый круг в гонке, вернувшись домой пятым.

На Гран-при Испании Ковалайнен только что вышел вперед, когда на 22-м круге его переднее левое колесо внезапно сдулось, и его машина врезалась в стенку покрышки. Машина Ковалайнена почти полностью оказалась погребена под шинами. Автомобиль безопасности проехал шесть кругов, пока разбирали обломки, и, наконец, его вытащили из машины и положили на носилки, после чего он показал «большой палец вверх». Затем его на вертолете доставили в больницу Барселоны для дальнейшего обследования. Его последним состоянием было легкое сотрясение мозга, а также он жаловался на боль в локте и шее. [12] По словам людей, которые помогали ему на месте происшествия, Ковалайнен, очевидно, ни разу не потерял сознание, но сам он не помнил ни об аварии, ни о том, как показал «большой палец вверх». Первое, что он помнил, это то, как он проснулся в больнице и врач команды рассказал ему, что произошло. [13] Через два дня Ковалайнена выписали из больницы, и он смог участвовать в гонках в Турции. Позже выяснилось, что причиной аварии стала производственная ошибка на ободе колеса. [14] [15] [16]
На Гран-при Турции стало очевидным свидетельство разного стиля вождения, используемого двумя гонщиками McLaren. Более агрессивный стиль вождения Хэмилтона означал, что ему пришлось принять стратегию трех остановок в гонке из-за опасений по поводу долговечности его шин в Стамбул-парке, в то время как Ковалайнен смог использовать стратегию двух остановок. [17] [18] Ковалайнен квалифицировался вторым, но получил прокол во время борьбы с Кими Райкконеном в первом повороте и откатился назад, завершив гонку на 12-м месте.
Еще большее разочарование последовало в Монако , когда из-за сбоя в программном обеспечении его машина заглохла на стартовой решетке. Он смог стартовать с пит-лейна после того, как механики поменяли ему руль, и пробился вверх, чтобы набрать очко и занять восьмое место. [19] В Монреале у Ковалайнена возникли трудности с шинами, поскольку они, казалось, изнашивались гораздо быстрее, чем у Хэмилтона, и команда была вынуждена сказать ему, чтобы он успокоился, чтобы избежать прокола. [20] Он финишировал девятым, а позже назвал свою гонку полной катастрофой, подозревая, что проблемы с шинами как-то связаны с его стилем вождения. [21] [22] На Гран-при Франции Ковалайнен стартовал десятым на стартовой решетке после того, как был лишен пяти мест из-за того, что заблокировал Марка Уэббера в квалификации, и закончил гонку четвертым.
В Сильверстоуне Ковалайнен достиг своей первой поул-позиции и лидировал в гонке первые четыре круга, прежде чем Хэмилтон обогнал его в Стоу. Несмотря на два вращения из-за потери сцепления с дорогой на мокрой трассе, Ковалайнен финишировал пятым. После гонки Ковалайнен сообщил о тех же проблемах с шинами, с которыми он столкнулся в Канаде; после нескольких кругов задние шины полностью износились и потеряли сцепление с дорогой. [23] [24] [25]

На Гран-при Германии Ковалайнен финишировал пятым. За неделю до Гран-при Венгрии McLaren подтвердил, что Ковалайнен останется в команде на 2009 год . [26] Он выиграл свою единственную гонку в Венгрии и стал сотым гонщиком, выигравшим Гран-при Формулы-1 после того, как лидер гонки Фелипе Масса сошел с дистанции из-за отказа двигателя за три круга до конца. [27] После гонки Ковалайнен прокомментировал: «В предыдущих гонках мое вождение было слишком тяжелым для шин. Для этой гонки мы внесли несколько радикальные изменения в настройки, и это определенно было шагом в правильном направлении». [28] Следующую гонку в Валенсии он финишировал четвертым, что вывело его в пятерку лучших в чемпионате.
В сентябре Ковалайнен подробно остановился на вопросах шин для журнала Autosport . Похоже, проблема действительно была вызвана его другим стилем вождения по сравнению с Хэмилтоном, особенно тем, как он входит в повороты, по-другому тормозит, а затем ускоряется. Хэмилтон разворачивает машину за более короткое время, тогда как Ковалайнен пытается сделать повороты более округлыми, что непреднамеренно приводит к большему износу шин. Они добились прогресса, адаптировав машину и поработав над его стилем вождения. [29] [30]
В Бельгии он квалифицировался третьим, но на старте потерял восемь мест. [31] На десятом круге он столкнулся с Марком Уэббером и получил штраф за проезд, в результате чего он опустился на пятнадцатое место. Он вернулся на седьмое место, но на последнем круге был вынужден сойти с дистанции из-за отказа коробки передач, из-за чего он остался без очков. На Гран-при Италии он квалифицировался вторым после Себастьяна Феттеля в сложных влажных условиях. Однако в гонке у Ковалайнена возникли проблемы с температурой тормозов, и он не смог сравниться с темпом Феттеля и финишировал вторым, но был разочарован упущенным шансом на победу. [32]
В Сингапуре Ковалайнен квалифицировался пятым и на старте гонки пытался обогнать Кубицу и занять четвертое место, но они вступили в контакт на третьем повороте, в результате чего Ковалайнен уступил два места Глоку и Феттелю. Во время использования машины безопасности оба McLaren выехали на пит-стоп одновременно, и Ковалайнену пришлось стоять в очереди за Хэмилтоном, опустив его на 14-е место. В конечном итоге он финишировал десятым.
Перед Гран-при Японии Ковалайнен обсудил свой стиль вождения и проблемы с шинами в интервью финской газете Turun Sanomat , чувствуя, что теперь они решили эти проблемы. Он объяснил, что его стиль вождения теперь очень близок к стилю Хэмилтона, как и настройки его машины. Агрессивный стиль вождения Хэмилтона, казалось, лучше всего работал на McLaren MP4-23 , позволяя шинам прослужить дольше. Хэмилтон сильнее нажимает на тормоза и быстрее поворачивает машину в поворот, в то время как более мягкий стиль вождения Ковалайнена будет заключаться в том, чтобы двигаться по более длинному повороту в повороте, легче нажимая на тормоза и ускоряясь в середине поворота. Поскольку у McLaren были более жесткие шины, чем у Renault , а Bridgestones были не такими надежными, как Michelins , такой стиль вождения теперь привел к чрезмерному износу шин. [33] В Японии Ковалайнен квалифицировался третьим после Хэмилтона и Кими Райкконена . Во время первой драки между Хэмилтоном и Райкконеном Ковалайнен был сбит с трассы вместе с несколькими другими машинами. Ковалайнен бежал третьим, когда на 17-м круге у его машины отказал двигатель. [34]
На Гран-при Китая в свой 27-й день рождения он квалифицировался пятым, несмотря на то, что лидировал по расписанию в начальной части третьей квалификации. [35] В гонке первый комплект передних шин Ковалайнена был промаркирован неправильно, поэтому левое колесо было установлено с правой стороны машины, и наоборот, а это означало, что шины вращались в неправильном направлении, вызывая недостаточную поворачиваемость. Он сообщил о недостаточной поворачиваемости по радио, и во время его первого пит-стопа механики попытались исправить ситуацию, увеличив угол переднего крыла. Однако теперь, когда у него была правильная маркировка шин, переднее крыло теперь вызывало избыточную поворачиваемость и утяжеляло переднюю часть машины. Возможно, это привело к проколу его переднего правого колеса на 35-м круге, из-за чего он выехал на пит-стоп и опустился на 17-е место, прежде чем он окончательно сошел с дистанции на 49-м круге из-за проблемы с гидравликой. [36] [37] [38]
Отправляясь на Гран-при Бразилии , Ковалайнен квалифицировался пятым на стартовой решетке, что заставило многих поверить в то, что McLarens были заправлены сильнее, чем другие лидеры, задав темп ранее в выходные. [39] [40] [41] Ковалайнен в итоге финишировал седьмым.
2009
[ редактировать ]

В начале сезона 2009 года McLaren боролась за темп. И Ковалайнен, и Хэмилтон не смогли попасть в первую десятку в квалификации первых двух гонок.
На Гран-при Австралии Ковалайнен сошел с дистанции из-за столкновения с Марком Уэббером в первом повороте, а в Малайзии он вылетел на первом круге, борясь за позицию с Хэмилтоном и Массой. В Китае он набрал свои первые очки в сезоне, заняв пятое место. McLaren постепенно развивала машину, и результаты начали улучшаться: Ковалайнен финишировал восьмым в Германии , пятым в Венгрии и его лучший результат в сезоне — четвертое место на Гран-при Европы . За этим последовали шестые места подряд в Спа и Монце и седьмое в Сингапуре . Он закончил сезон с 22 очками, пять раз выбывая из игры, что оставило его на 12-м месте в чемпионате. 18 ноября было объявлено, что недавно завоевавший титул чемпиона мира Дженсон Баттон подписал многолетний контракт в качестве товарища по команде Хэмилтона, покидающего Ковалайнена. [42] без привода F1 2010 года.
Лотос (2010–2011)
[ редактировать ]2010
[ редактировать ]
14 декабря 2009 года было объявлено, что Ковалайнен будет выступать за Lotus Racing в 2010 году вместе с Ярно Трулли . [43] Команда дебютировала на Гран-при Бахрейна 14 марта 2010 года. На предсезонных тестах машина отставала от темпа из-за недостаточной прижимной силы, вызванной необходимостью консервативной первоначальной конструкции. [44] Ковалайнен финишировал пятнадцатым в гонке, отстав на два круга от победителя Фернандо Алонсо .
В Австралии Трулли не стартовал в гонке, а Ковалайнен финишировал 13-м. В Малайзии Ковалайнен сошел с дистанции за 10 кругов до финиша, а затем занял четырнадцатое место в Китае , в то время как в Испании Ковалайнен не смог стартовать из-за проблем с коробкой передач . Он сошел с дистанции в Монако из-за проблем с рулевым управлением, а в Турции - из-за проблем с гидравликой. Ковалайнен финишировал 16-м в Канаде , отстав на 2 круга.

В Валенсии на 9-м круге Марка Уэббера врезался Red Bull в Lotus Ковалайнена и перелетел через верх, а затем приземлился и врезался в барьер. Ковалайнен вернулся в боксы, но сошел с дистанции. 17-е место в Сильверстоуне и 14-е место в Венгрии помешали его четвертому сходу в сезоне в Германии из-за повреждений, вызванных столкновением с Sauber из Педро де ла Розой . Он снова сошел с дистанции на Гран-при Сингапура 2010 года после того, как его машина загорелась на последнем круге, хотя его решение не выезжать на пит-лейн, а вместо этого остановиться на обочине трассы и самому потушить пламя было встречено аплодисментами со стороны гонщиков. толпа.
2011
[ редактировать ]
Ковалайнен остался в Lotus в 2011 году . На открытии сезона Гран-при Австралии он был вынужден сойти с дистанции из-за утечки воды, прежде чем зафиксировать свой первый финиш в сезоне в Малайзии , где он финишировал 15-м, а затем финишировал 16-м в Китае . Он финишировал 19-м в Турции и вылетел в Испании , стартовав с 15-го места на стартовой решетке, превзойдя в квалификации Force Indias Пола ди Реста и Адриана Сутиля . Он финишировал 14-м в Монако и 19-м на Гран-при Европы , после чего сошел с дистанции в Канаде и Великобритании . Ковалайнен финишировал 16-м на Гран-при Германии , прежде чем снова сойти с дистанции из-за утечки воды в Венгрии . Затем Ковалайнен финишировал в каждой из следующих пяти гонок, заняв 13-е место на Гран-при Италии . Он также финишировал лидером круга, заняв 18-е место на Гран-при Японии , и опередил Saubers Камуи Кобаяши и Серхио Переса в Корее , заняв 14-е место. В Индии Ковалайнен снова финишировал 14-м, заняв по ходу гонки десятое место.
В течение сезона Ковалайнен превзошел товарищей по команде Трулли и Каруна Чандхока в 17 из 19 проведенных гонок, а руководитель Team Lotus Тони Фернандес заявил, что доволен игрой Ковалайнена в сезоне. [45]
Катерхэм (2012–2013 гг.)
[ редактировать ]
2012
[ редактировать ]Ковалайнен остался в команде, переименованной в Caterham F1 в 2012 году , на третий год вместе с Виталием Петровым . Этот сезон был более стабильным, поскольку Ковалайнен финишировал во всех гонках, кроме первого Гран-при Австралии .
2013
[ редактировать ]
Ковалайнен и Петров были заменены Шарлем Пиком и Гиедо ван дер Гарде перед сезоном 2013 года , но Ковалайнен остался в хороших отношениях с Caterham, присутствовав на Гран-при Малайзии в качестве личного гостя Тони Фернандеса. [46] В преддверии Гран-при Бахрейна команда объявила, что повторно подписала Ковалайнена в качестве одного из своих резервных гонщиков, заменив Ма Цин Хуа и вместе с Александром Росси , в роли которого он принял участие в первых свободных тренировках в Бахрейне и Испании . [47]
Лотос (2013)
[ редактировать ]2013
[ редактировать ]подтвердила 14 ноября 2013 года команда Lotus F1 , что Ковалайнен заменит обычного гонщика Кими Райкконена , поскольку Райкконен перенес операцию на спине. Ковалайнен участвовал в Гран-при США и Гран-при Бразилии . [48] [49] В обеих гонках он финишировал 14-м.
После Лотоса
[ редактировать ]Его связывали с переходом в Mercedes в качестве тест-пилота в 2014 году. [50] и воссоединение со своим бывшим товарищем по команде McLaren Льюисом Хэмилтоном , однако это так и не было подтверждено. В августе он завершил тесты команды BMW Motorsport DTM на BMW M4 DTM .
В августе 2020 года Формула-1 в сотрудничестве с Amazon Web Services и машинным обучением поставила Ковалайнена на 8-е место среди самых быстрых гонщиков Формулы-1 в квалификации с 1983 по 2020 год. [51] Это произошло благодаря партнерству с AWS ( Amazon Web Services ), которая использовала алгоритм производительности каждого гонщика по сравнению с его товарищами по команде, чтобы определить самых быстрых гонщиков в квалификационных сессиях Формулы-1. [51]
Гонка чемпионов
[ редактировать ]
Ковалайнен участвовал в Гонке чемпионов 2004 года на стадионе «Стад де Франс» в Париже . В первых двух раундах он победил Формулы-1 пилотов Дэвида Култхарда и Жана Алези , а затем Ferrari звезду Формулы-1 Михаэля Шумахера на Ferrari 360 Modena в полуфинале . Затем он победил чемпиона мира по ралли Себастьяна Леба в финале на Ferrari и автомобиле Peugeot 307 WRC, хотя Ковалайнен никогда раньше даже не садился в раллийную машину, и стал первым гонщиком, не участвующим в ралли, выигравшим Анри Тойвонена Мемориальный трофей и заработавшим титул « Чемпион Чемпионов ». Он также участвовал в Кубке Наций вместе со своим соотечественником Маркусом Грёнхольмом , но они финишировали на втором месте после того, как Ferrari 360 Modena Ковалайнена сломалась в финале, проиграв французской команде Лёба и Алези.
Он вернулся в Гонку чемпионов в 2005 году , победив Бернда Шнайдера и Фелипе Массу , но затем был нокаутирован в полуфинале Томом Кристенсеном . [3] Ковалайнен выиграл Кубок Наций с Грёнхольмом в 2006 году , но был выбит в личном зачете на полуфинальном этапе Маттиасом Экстрёмом всего на 0,0002 секунды. В 2007 году Ковалайнен и Грёнхольм снова вышли в финал Кубка Наций, где проиграли немецкой команде Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля . Ковалайнен обыграл Феттеля в индивидуальной гонке, а затем разбился на финише в следующем раунде против Энди Приоля . Он пересек черту, потеряв контроль, и Приоль ударил его.
Ковалайнен вернулся на соревнования в 2010 году , где он отказался от участия после того, как получил сотрясение мозга в результате аварии после забега против Себастьяна Лёба .
Супер ГТ
[ редактировать ]В 2015 году Ковалайнен переехал в Японию, чтобы соревноваться в Super GT (класс GT500) с Lexus . [52] В своем первом сезоне Super GT он управлял Lexus RC F GT500 для SARD вместе с Кохеем Хирате . В следующем году Ковалайнен и Хирате выиграли чемпионат Super GT: после того, как они вышли в заключительный двойной заголовок сезона на Твин Ринг Мотеги, заняв четвертое место в турнирной таблице, они квалифицировались с поулом и лидировали большую часть первой из двух гонок, прежде чем опустились на второе место. , впоследствии одержав свою единственную победу в сезоне в финальном раунде и завоевав титул. Победа в чемпионате стала первой для Ковалайнена после победы в Мировой серии Nissan в 2004 году. [53] После окончания сезона 2021 года Ковалайнен объявил, что уходит из серии. [54]
Сплочение
[ редактировать ]
Как и многие его соотечественники, Ковалайнен проявил интерес к ралли, заявив, что это была «детская мечта». [55] Первоначальная попытка участвовать в ралли была предпринята в 2009 году для участия в Арктическом ралли после того, как его освободили от «ограничительного» контракта с McLaren в Формуле-1, при этом Ковалайнен, как сообщается, собирался управлять раллийным автомобилем Proton Satria Neo S2000 в Арктическом ралли 2010 года; [56] этот план в конечном итоге так и не был реализован, поскольку у Ковалайнена «не было времени серьезно подготовиться к митингу». [57] На том же ралли он дебютирует пять лет спустя, в 2015 году. [58] занял третье место в своем классе.
Первый набег Ковалайнена на ралли в Японии произошел в 2016 году, когда он принял участие в четырех этапах чемпионата Японии по ралли со штурманом Саэ Китагавой на Toyota GT86 CS-R3 , рекламируемой SARD . Ковалайнен сошел с дистанции на Хоккайдо, но на ралли Синсиро финишировал вторым в своем классе. [59] Ковалайнен вернется в серию в 2018 году с той же машиной и штурманом, но теперь будет выступать за раллийную команду AICELLO по графику неполный рабочий день, а также в серии Japan Super Rally Series в 2019 году, также с той же машиной и штурманом. . Ковалайнен должен был постоянно участвовать в чемпионате Японии по ралли в 2020 году, но начало пандемии COVID-19 помешало этим планам; [60] в том году он участвовал только в ралли Тюбу-Кинки, выиграв это ралли. [61] Наконец, в 2021 году он будет постоянно участвовать в этой серии с Китагавой в классе JN2; Ковалайнен доминировал в чемпионате, одержав победу в классе во всех шести гонках и завоевав чемпионство с оставшимся раундом. [62]
После ухода из Super GT Ковалайнен сосредоточился на постоянном ралли в чемпионате Японии по ралли в составе раллийной команды AICELLO, теперь управляя Škoda Fabia R5 в классе JN1. Он также объявил о планах потенциально участвовать в Ралли Японии , финальном этапе чемпионата мира по ралли , на автомобиле WRC2. [62]
24 часа Ле-Мана
[ редактировать ]Ковалайнен должен был участвовать в гонке «24 часа Ле-Мана» 2021 года под номером 72 на Porsche 911 RSR-19 за команду HubAuto Racing вместе с другим участником Super GT Ником Кэссиди и гонщиком GT Дрисом Вантором ; Противоречивое обязательство, вызванное переносом графика этапа Сузука серии Super GT Series 2021 года, означало, что Ковалайнен и Кэссиди в конечном итоге не смогли присутствовать. [63] Их заменили Альваро Паренте и Максим Мартен . Несмотря на это, Ковалайнен заявил, что он по-прежнему будет готов участвовать в гонках в Ле-Мане, если появится такая возможность, хотя чемпионат Японии по ралли по-прежнему был его приоритетом. [62]
Экстрим Э
[ редактировать ]Ковалайнен дебютировал в Extreme E в сезоне 2023 года за JBXE ; он был партнером Хедды Хосос . [64] его заменил Андреас Баккеруд . После двух туров чемпионата [65]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 2014 году Ковалайнен женился на своей английской подруге Кэтрин Хайд, с которой состоит в отношениях с 2002 года. Они живут в Коппете , Швейцария. [66] В июне 2023 года у них родился первенец, сын.
Ковалайнен играет на барабанах и в гольф . В свободное время [67]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Великобритании Formula Renault 2.0
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2001 | Фортек Моторспорт | БЫТЬ 15 | ТРР 14 | ОУЛ Верно | SIL 7 | ДОН 18 | КНО 5 | SNE 5 | CRO 5 | ОУЛ 2 | SIL 1 | SIL 1 | ДОН 2 | BGP 3 | 4-й | 243 |
Полные результаты британской Формулы 3
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2002 | Фортек Моторспорт | Даллара F302 | Рено Содемо | БРХ 1 8 | БРХ 2 10 | ДОН 1 7 | ДОН 2 6 | SIL 1 Верно | SIL 2 2 | КНО 1 3 | КНО 2 13 | CRO 1 4 | CRO 2 С | SIL 1 21 | SIL 2 8 | КАС 1 4 | КАС 2 17 | БРХ 1 14 | БРХ 2 5 | РПЦ 1 2 | РПЦ 2 2 | ОУЛ 1 1 | ОУЛ 2 3 | SNE 1 4 | SNE 2 3 | SNE 3 1 | ТРР 1 1 | ТРР 2 1 | ДОН 1 1 | ДОН 2 2 | 3-й | 257 |
Полные результаты Мировой серии Nissan
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2003 | Конкурс Габора | JAR1 1 4 | JAR1 2 3 | ZOL 1 Верно | ZOL 2 7 | МАГ 1 5 | МАГ 2 6 | Министерство здравоохранения 1 Верно | Министерство здравоохранения 2 Верно | ЛИСТЬЯ 1 2 | ЛИСТЬЯ 2 1 | А1Р 1 8 | А1Р 2 6 | КОТ 1 6 | КОТ 2 8 | ВАЛ 1 6 | ВАЛ 2 4 | JAR2 1 2 | JAR2 2 5 | 2-й | 131 |
2004 | Понс Гонки | БАНКА 1 7 | БАНКА 2 4 | ZOL 1 4 | ZOL 2 2 | МАГ 1 2 | МАГ 2 1 | ВЫБОР1 1 2 | ВЫБОР1 2 1 | ЛИСТЬЯ 1 1 | ЛИСТЬЯ 2 1 | ВОСТОК 1 13 | ВОСТОК 2 3 | КОТ 1 2 | КОТ 2 1 | ВАЛ2 1 10 | ВАЛ2 1 5 | ПОТОМУ ЧТО 1 1 | ПОТОМУ ЧТО 1 14 | 1-й | 186 |
Полные результаты серии GP2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2005 | Арден Интернэшнл | ИМО ВЭД 1 | ИМО СПР 3 | КОТ ВЭД 3 | КОТ СПР Верно | МОЙ ВЭД 5 | СВЕТ ВЭД 1 | СВЕТ СПР Верно | МАГ ВЭД 1 | МАГ СПР 3 | SIL ВЭД 2 | SIL СПР 3 | ХОК ВЭД 5 | ХОК СПР 6 | ОНА ВЭД 2 | ОНА СПР 5 | ЯВЛЯЕТСЯ ВЭД 10 | ЯВЛЯЕТСЯ СПР 1 | Министерство здравоохранения ВЭД 1 | Министерство здравоохранения СПР 5 | СПА ВЭД 15† | СПА СПР 9 | БХР ВЭД 3 | БХР СПР Верно | 2-й | 105 |
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты Super GT
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 | Лексус Команда САРД | Лексус RC Ф | GT500 | ПРИЧИНА 5 | фу 5 | НЕТ 7 | фу 9 | ВОДА 11 | ВОДА Верно | АВТОМОБИЛЬ 13 | ПРОТИВ 6 | 13-е место | 23 |
2016 | Лексус Команда САРД | Лексус RC Ф | GT500 | ПРИЧИНА 7 | фу 2 | ВОДА 2 | фу 8 | ВОДА 8 | НЕТ 7 | ПРОТИВ 2 | ПРОТИВ 1 | 1-й | 82 |
2017 | Лексус Команда САРД | Лексус ЛК500 | GT500 | ПРИЧИНА 3 | фу 7 | АВТОМОБИЛЬ 14 | ВОДА 1 | фу 10 | ВОДА 13 | НЕТ 6 | ПРОТИВ 8 | 8-е место | 44 |
2018 | Лексус Команда САРД | Лексус ЛК 500 | GT500 | ПРИЧИНА 12 | фу 2 | ВОДА Верно | НЕТ 1 | фу 11 | ВОДА 10 | АВТОМОБИЛЬ 8 | ПРОТИВ 8 | 9-е | 42 |
2019 | Лексус Команда САРД | Лексус ЛК 500 | GT500 | ПРИЧИНА 11 | фу 4 | ВОДА 5 | НЕТ 5 | фу Верно | АВТОМОБИЛЬ 1 | ВОДА 7 | ПРОТИВ 11 | 5-е место | 44 |
2020 | Toyota Gazoo Racing Team САРД | Тойота ГР Супра ГТ500 | GT500 | фу | фу | ВОДА 5 | ПРОТИВ 9 | фу 1 | ВОДА 11 | ПРОТИВ 8 | фу 14 | 11-е место | 31 |
2021 | Toyota Gazoo Racing Team САРД | Тойота ГР Супра ГТ500 | GT500 | ПРИЧИНА 4 | фу 6 | ПРОТИВ 10 | ВОДА 14 | ВОДА 5 | АВТОМОБИЛЬ 5 | ПРОТИВ 11 | фу 4 | 13-е место | 34 |
Результаты чемпионата мира по ралли
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | МЦД | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2022 | Хейкки Ковалайнен | Шкода Фабия Р5 | МОЙ | Швеция | CRO | К | ОНА | КЕН | ВОСТОК | КОНЕЦ | БЕЛ | ИДТИ | Новая Зеландия | ESP | Япония 10 | 37-е место | 1 |
2023 | Хейкки Ковалайнен | Шкода Фабия Р5 | МОЙ | Швеция | МЕКСИКА | CRO | К | ОНА | КЕН | ВОСТОК | КОНЕЦ | ИДТИ | КХЛ | евро | Япония Верно | Северная Каролина | 0 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллантайн, Кейт (12 декабря 2011 г.). «Рейтинг гонщиков Формулы-1 2011, часть вторая: 15–6» . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Благородный, Джонатан. «Руководители команд признали Себастьяна Феттеля лучшим гонщиком Формулы-1 2011 года» . Autosport.com . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Кто есть кто: Хейкки Ковалайнен» . F1Fanatic.co.uk. 2006 год . Проверено 12 декабря 2006 г.
- ^ «Рено подтверждает Ковалайнена» . ITV-F1.com. 7 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (19 декабря 2006 г.). «Самые большие бомбы Формулы-1» . F1Fanatic.co.uk . Проверено 18 августа 2007 г.
- ^ Лостия, Мишель; Элизальде, Пабло (18 марта 2007 г.). «Бриаторе очень критично относится к Ковалайнену» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 13 января 2024 года . Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Элизальде, Пабло (10 декабря 2007 г.). «Renault благодарен Физикелле, Ковалайнену» . autosport.com . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (11 декабря 2007 г.). «Ковалайнен не удивлен уходом Renault» . autosport.com . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Ковалайнен станет партнером Хэмилтона в McLaren в 2008 году» . Формула1.com. 14 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2007 г. Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Би-би-си, 31 июля 2008 г.
- ^ «Гран-при Бахрейна — цитаты избранных пилотов» . Formula1.com . 6 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2008 г. Проверено 29 октября 2015 г.
- ↑ Скрытое благословение для Хейкки , веб-сайт Хейкки Ковалайнена, 27 апреля 2008 г., дата обращения 27 апреля 2008 г.
- ^ «Пресс-конференция FIA в четверг — Турция» . Formula1.com . 8 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. . Проверено 29 октября 2015 г.
- ↑ Ковалайнен — ходячее чудо после эффектной аварии на Гран-при Испании , ESPN.com, Дэн Кнутсон, 9 мая 2008 г., дата доступа: 25 ноября 2008 г.
- ^ Уайт, Оливер (8 мая 2008 г.). «McLaren завершает расследование шунта Хейкки» . blogf1.co.uk . Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ↑ Катастрофа Ковалайнена имеет до жути знакомое эхо , The Independent , Дэвид Тремейн в Барселоне, понедельник, 28 апреля 2008 г., дата доступа: 27 апреля 2008 г.
- ^ «Опасения по поводу шин подтолкнули Хэмилтона к стратегии трех остановок» . Formula1.com . 11 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. . Проверено 29 октября 2015 г.
- ↑ Разные стили для одной и той же скорости , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 13 мая 2008 г., дата обращения: 10 ноября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Вопросы и ответы с Мартином Уитмаршем» . autosport.com. 27 мая 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ^ Полная катастрофа в Ковале. [ постоянная мертвая ссылка ] , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 9 июня 2008 г., дата доступа: 10 ноября 2008 г.
- ^ «Канадские воскресные цитаты: McLaren» . autosport.com. 8 июня 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ↑ Хейкки прекращает вождение автомобиля во Франции , Turku Sanomat , автор: Хейкки Культа, 13 июня 2008 г., дата обращения: 10 ноября 2008 г.
- ^ «Ковалайнен винит стиль в проблемах с шинами» . autosport.com. 7 июля 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ↑ Кели и товарищ по команде слишком много для Хейкки , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 7 июля 2008 г., дата доступа: 10 ноября 2008 г.
- ^ Хейкки должен изучить свой стиль вождения. [ постоянная мертвая ссылка ] , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 7 июля 2008 г., дата доступа: 10 ноября 2008 г.
- ^ «McLaren утвердил Ковалайнена на 2009 год» . autosport.com. 31 июля 2008 года . Проверено 31 июля 2008 г.
- ^ «Ковалайнен унаследовал победу на Гран-при Венгрии» . autosport.com. 3 августа 2008 года . Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ «Первый полноценный хит Ковалайнена» . Хельсингин Саномат . 3 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 г. Проверено 28 ноября 2008 г.
- ^ «Ковалайнен преодолевает проблемы с шинами» . autosport.com. 5 сентября 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ^ «Вопросы и ответы с Хейкки Ковалайненом» . autosport.com. 5 сентября 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ^ «Чарт круга – Гран-при Бельгии 2008» . ФИА. Архивировано из оригинала 11 ноября 2010 года . Проверено 17 июня 2011 г.
- ↑ Урок по уходу за тормозами в Монце для Хейкки , Turku Sanomat , автор: Хейкки Культа, 25 сентября 2008 г., дата обращения: 10 ноября 2008 г.
- ↑ Хейкки и Хэмилтон теперь имеют одинаково короткие угловые , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 9 октября 2008 г., дата доступа: 10 ноября 2008 г.
- ^ У них есть лучшие моменты в году. [ постоянная мертвая ссылка ] , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 12 октября 2008 г., дата доступа: 10 ноября 2008 г.
- ↑ Испытание на время не портит день рождения Хейкки , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 18 октября 2008 г., дата обращения: 10 ноября 2008 г.
- ↑ С Хейкки неудачи все идет не так , Turku Sanomat , Хейкки Культа, 19 октября 2008 г., дата обращения: 10 ноября 2008 г.
- ^ Голд, Хейкки (19 октября 2008 г.). «Впервые в карьере шины установлены неправильно» . Турку Саномат . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ «Китайские воскресные цитаты: McLaren» . autosport.com. 19 октября 2008 года . Проверено 10 ноября 2008 г.
- ^ «Вопросы и ответы с Роном Деннисом» . autosport.com. 2 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Анализ: Хэмилтон должен держаться подальше от неприятностей» . autosport.com. 2 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Гамильтон сосредоточился на своем собственном плане игры» . autosport.com. 1 ноября 2008 года . Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (18 ноября 2009 г.). «BBC Sport – F1 – Баттон присоединяется к Хэмилтону в McLaren» . Новости Би-би-си . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Премьер-министр объявляет пилотов Lotus F1 Racing 2010 – фан-сайт Lotus F1» . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 14 декабря 2009 г.
- ^ «Ковалайнен: Lotus F1 не хватает прижимной силы – но у машины есть потенциал» . краш.нет . Крэш Медиа Групп. 21 февраля 2010 года . Проверено 22 февраля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (27 ноября 2011 г.). "Хейкки Ковалайнен не покинет Team Lotus в ближайшее время, - говорит Тони Фернандес" . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Ковалайнен возвращается в Caterham» . pitpass.com . Питпасс. 17 апреля 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ «Ковалайнен возвращается в Caterham в качестве резерва» . Формула 1. 17 апреля 2013 г. Проверено 17 апреля 2013 г.
- ^ Галлоуэй, Джеймс (14 ноября 2013 г.). «Хейкки Ковалайнен подтверждает возвращение в Формулу-1 вместе с Lotus на две последние гонки сезона 2013 года» . Скай Спорт . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ «Хейкки Ковалайнен заменит Кими Райкконена в Lotus» . Би-би-си Спорт. 14 ноября 2013 года . Проверено 24 ноября 2013 г.
- ^ Ковалайнен станет тест-пилотом Mercedes?
- ^ Перейти обратно: а б «Гамильтон? Шумахер? Сенна? Машинное обучение выявило самого быстрого гонщика Формулы-1 за последние 40 лет» . www.formula1.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ «LEXUS TEAM SARD выбирает Хейкки Ковалайнена в качестве водителя!» , 6 февраля 2015 г.). Архивировано из оригинала 12 февраля . 2015 г. (на японском языке
- ^ «Экс-пилот Формулы-1 Хейкки Ковалайнен выигрывает титул Super GT в Японии» . autosport.com . 13 ноября 2016 года . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ «Хейкки Ковалайнен объявляет время карьеры в Super GT после семи сезонов | dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ «ПОЧЕМУ КОВАЛАЙНЕН УЖЕ ТАК ХОРОШО В РАЛЛИ» . Аласдер Линдси . Соединенные Штаты Америки: DirtFish. 30 апреля 2022 г. Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Ковалайнен связан с участием в Arctic Rally» . Автоспорт. 16 декабря 2009 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Ковалайнен не сможет участвовать в Арктическом ралли» . Мотор1. 18 января 2010 г. Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ « Kovalainen säväytti Lapissa» [Ковалайнен удивился в Лапландии]. Янне Айттониеми (на финском языке). Финляндия: Ильта-Саномат . 23 января 2015 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Ковалайнен финишировал в финальном этапе Shinshiro Rally на 4-м месте в общем зачете, 2-м в классе и финишировал на подиуме. [Ковалайнен завершает финальный этап Shinshiro Rally на 4-м месте в общем зачете и 2-м в классе]. РАЛЛИ ПЛЮС (на японском языке). Япония: Rally.net. 9 ноября 2016 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Финский спидстер: Разговор с Хейкки Ковалайненом» . Автомобилист. 21 апреля 2020 г. Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Ковалайнен: «Каждое ралли сложно, и для меня это практика» [Ковалайнен: «Любое ралли сложно, поэтому для меня это практика»]. РАЛЛИ ПЛЮС (на японском языке). Япония: Rally.net. 10 ноября 2020 г. Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ковалайнен планирует выступить в Японии на WRC после ухода из SUPER GT» . Джейми Кляйн . Motorsport.com . 21 января 2022 года . Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Планы Ковалайнена на Ле-Ман разрушены столкновением SUPER GT» . Джейми Кляйн . Motorsport.com . 29 июля 2021 г. Проверено 3 мая 2022 г.
- ^ «Победитель Формулы-1 Хейкки Ковалайнен присоединяется к JBXE в качестве партнера Хедды Хосос» . Extreme E — Электрическая Одиссея . 3 марта 2023 г.
- ^ Уайльд, Доминик (8 мая 2023 г.). «Баккеруд заменит Ковалайнена в JBXE Баттона» . Racer.com . Проверено 8 мая 2023 г.
- ^ «Ковалайнен положил глаз на продавца гамбургеров – история любви в картинках» . MTVuutiset.fi (на финском языке). 17 июля 2014 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ «Хейкки Ковалайнен играет в гольф, чтобы отвлечься от Формулы-1» . Yahoo Новости Сингапур . 12 октября 2011 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1981 года рождения
- Живые люди
- Люди из Суомуссалми
- Финские автогонщики
- Пилоты чемпионата мира по картингу
- Пилоты британской Формулы Renault 2.0
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Драйверы серии GP2
- Финские пилоты Формулы-1
- Пилоты Renault Формулы-1
- Пилоты McLaren Формулы-1
- Team Lotus (2010–11) Пилоты Формулы-1
- Пилоты Caterham Формулы-1
- Пилоты Lotus F1 Формулы-1
- Водители Супер GT
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты Fortec Motorsport
- Пилоты Pons Racing
- Водители Арден Интернэшнл
- Спортсмены из Кайнуу
- Пилоты Toyota Gazoo Racing
- Пилоты чемпионата мира по ралли
- Финские спортсмены-эмигранты в Швейцарии
- Экстремальные драйверы E
- Финские раллийные пилоты
- Пилоты Ferrari Competizioni GT