Jump to content

Макларен МП4-30

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Макларен МП4-30

MP4-30, управляемый Дженсоном Баттоном на Гран-при Малайзии 2015 года (вверху, в оригинальной ливрее) и Гран-при Канады 2015 года (внизу, в обновленной ливрее)
Категория Формула-1
Конструктор Макларен
Дизайнер(ы) Тим Госс (технический директор)
Мэтт Моррис (технический директор)
Питер Продрому (директор по аэродинамике)
Фил Прю (главный инженер)
Марк Уильямс (руководитель отдела разработки транспортных средств)
Марк Ингэм (руководитель отдела дизайна транспортных средств)
Гийом Каттелани (руководитель отдела аэродинамики)
Предшественник Макларен МП4-29
Преемник Макларен МП4-31
Технические характеристики [ 1 ] [ 2 ]
Шасси Ячейка выживания из композитного углеродного волокна
Подвеска (передняя) Система толкателей с внутренними торсионами и амортизаторами
Подвеска (задняя) Система тяги с внутренними торсионами и амортизаторами
Длина 5100 мм (201 дюйм) для обычного носа; 5070 мм (199,6 дюйма) для ступенчатого носа
Ширина 1800 мм (71 дюйм)
Высота 950 мм (37 дюймов)
Колесная база 3520 мм (139 дюймов) с возможностью регулировки -/+25 мм (0,9843 дюйма ) путем регулировки носка в зависимости от схемы схемы.
Двигатель Honda RA615H 1,6-литровый (98 куб. Дюймов) V6 с непосредственным впрыском и турбонаддувом двигатель , ограниченный до 15 000 об/мин в среднерасположенной заднеприводной компоновке.
Электродвигатель кинетической и тепловой энергии Системы рекуперации
Передача инфекции McLaren 8-ступенчатая коробка передач + 1 секвентальная коробка передач заднего хода, бесшовная полуавтоматическая коробка передач с планетарным дифференциалом и многодисковой муфтой повышенного трения.
Батарея Литий-ионные аккумуляторы Хонда
Масса 702 кг (1548 фунтов) (с водителем), 617 кг (1360 фунтов) (без водителя), 567 кг (1250 фунтов) (без водителя и жидкостей)
Топливо Esso и Mobil High Performance Unleaded (5,75% биотоплива)
Смазочные материалы Автомобиль 1
Тормоза Akebono с электроприводом тормозов Карбоновые диски и стальными суппортами
Шины Сухие слики Pirelli P Zero и Pirelli Cinturato. промежуточные и мокрые шины с протектором
Enkei 13-дюймовые гоночные магниевые колеса
Схватить AP Racing с электрогидравлическим приводом, карбоновый многодисковый
История соревнований
Известные участники Макларен Хонда
Известные драйверы 14. Испания Фернандо Алонсо
22. Великобритания Дженсон Баттон
Дебют Гран-при Австралии 2015.
Последнее событие Гран-при Абу-Даби 2015.
Гонки Победы Подиумы поляки Ф/кругов
19 0 0 0 0

McLaren MP4-30 Формулы-1, гоночный автомобиль разработанный Тимом Госсом и Нилом Оутли для McLaren для участия в сезоне Формулы-1 2015 года . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Машиной управлял 2005 и 2006 годов чемпион мира среди водителей Фернандо Алонсо , который вернулся в McLaren через восемь лет после того, как в последний раз выступал за команду. [ 6 ] и 2009 года чемпион мира Дженсон Баттон . [ 6 ] Кевин Магнуссен , выступавший за команду в 2014 году , временно заменил Алонсо после аварии на тестах. [ 7 ] Дополнительные работы по тестированию и разработке провели Магнуссен, Стоффель Вандорн и Оливер Тёрви . [ 8 ] [ 9 ] Этот автомобиль был первым, построенным McLaren после MP4/7A , участвовавшего в сезоне 1992 года , с двигателем Honda , известным как RA615H. [ 10 ] после того, как McLaren разорвала двадцатилетнее партнерство с Mercedes в конце сезона 2014 года. [ 11 ] [ 12 ]

прозвала этот автомобиль « автомобилем Формулы-1 нулевого размера » за отчетливую, резко сужающуюся заднюю часть. Команда [ 13 ] Это было достигнуто за счет разработки двигателя Honda для работы при более высоких температурах, чем у других двигателей. [ 14 ] По итогам сезона машина показала лучший результат, заняв пятое место на Гран-при Венгрии . [ 15 ] и набрал всего двадцать семь очков, оставив McLaren девятым в чемпионате конструкторов мира . Баттон и Алонсо заняли шестнадцатое и семнадцатое места соответственно в чемпионате мира среди пилотов, в то время как Магнуссен не был официально классифицирован, поскольку он не стартовал ни в одной гонке , в которой участвовал. Это сделало сезон 2015 года самым трудным сезоном в Формуле-1, который команда пережила за 35 лет , поскольку череда технических проблем и выходы из состава команды поставили под угрозу производительность машины. [ 16 ] Анализ проекта показал, что причиной проблем команды является отсутствие связи между McLaren и Honda, недооценка Honda технологий, необходимых для двигателя, а также критические ошибки в конструкции двигателя. [ 17 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
McLaren MP4/7A , участвовавший в сезоне 1992 года , был последним автомобилем McLaren , в котором использовался двигатель Honda — 3,5-литровый (214 куб. Дюймов) V12 Honda RA122-E.

Команда дизайнеров

[ редактировать ]

Разработав McLaren MP4-29 в 2014 году, Тим Госс и Нил Оутли вернулись к проектированию и созданию MP4-30. [ 4 ] Питер Продрому , который ранее работал в McLaren в период с 1991 по 2006 год , был снова принят в команду из Red Bull Racing , где он занимал должность руководителя отдела аэродинамики команды, чтобы помогать в разработке MP4-30 и контролировать работу команды на трассе. вместе с бывшим Sauber дизайнером Мэттом Моррисом . [ 3 ]

Двигатель RA615H был разработан на базе автомобильных исследований и разработок Honda в Уцуномии в префектуре Тотиги — на том же предприятии, которое использовалось для разработки Honda Civic WTCC для использования в чемпионате мира по кузовным гонкам и Honda NSX-GT для участия в японском Super GT чемпионате . - благодаря проекту, возглавляемому Ясухисой Араи, а также McLaren получила прямую поддержку заводских работ от Honda . [ 18 ]

Раннее развитие

[ редактировать ]
MP4-30 (вверху) в сравнении с Sauber C34 (внизу): скульптурные боковые подвески MP4-30, разработанные в рамках философии дизайна команды «нулевой размер».

Honda выступала Ранее в Формуле-1 в качестве конструктора, когда они приобрели British American Racing в 2006 году , а затем продали команду Brawn GP перед сезоном 2009 года . , когда спорт представил совершенно новую формулу двигателей, В 2014 году а Mercedes, их поставщик двигателей, создал собственную команду , McLaren искала нового поставщика двигателей с целью установления долгосрочных отношений. [ 12 ] О партнерстве с Honda было впервые объявлено в мае 2013 года, и следующие восемнадцать месяцев двигатель RA615H находился в разработке. [ 12 ] команда использовала Mercedes гибридный двигатель PU106A в McLaren MP4-29 . На протяжении всего сезона 2014 года [ 19 ]

Разработка McLaren MP4-30 началась с McLaren MP4-29H/1X1 , модификации MP4-29, которая была разработана для испытаний нового двигателя. Автомобиль появлялся на тестовых сессиях на трассах Сильверстоун и Яс-Марина , где им управлял пилот McLaren по тестированию и разработке Стоффель Вандорн . [ 20 ] Программа испытаний MP4-29H/1X1 была ограничена техническими проблемами с двигателем, которые препятствовали его значительной работе, и шасси было отложено после его появления в Яс-Марине, а команда перенесла двигатель на шасси MP4-30 перед началом испытаний. первые предсезонные тесты сезона 2015 года в Херес-де-ла-Фронтера . [ 21 ] Автомобиль первым из автомобилей 2015 года прошел обязательные краш-тесты и получил окончательное одобрение Международной автомобильной федерации (FIA) в декабре 2014 года. [ 5 ]

В преддверии сезона 2015 года 29 января 2015 года McLaren представила автомобиль MP4-30 в черно-серебристой хромированной окраске с красной окантовкой. Первоначальная окраска подверглась критике со стороны фанатов, поскольку она включала серебряный элемент, который считался фирменным знаком Mercedes-Benz . де-факто официальный фирменный цвет, вызвавший разочарование у большинства фанатов McLaren . [ 22 ] Позже в этом сезоне McLaren отказалась от оригинальной черной, серебристой и красной окраски и, таким образом, представила обновленную ливрею с доминирующими черным и красным цветами, начиная с Гран-при Испании 2015 года . [ 23 ]

Предсезонные тесты

[ редактировать ]
Сравнение MP4-30 (вверху) и его непосредственного предшественника MP4-29 (внизу), показывающее существенные изменения передней части монокока.

MP4-30 дебютировал на первых предсезонных тестах на трассе Circuito de Jerez . Команда пережила трудный старт: двигатель RA615H страдал от серии повторяющихся механических неисправностей, которые ограничивали работу команды в течение четырех дней. [ 13 ] и они завершили тест, проехав наименьшее количество километров среди присутствующих. Проблемы, преследовавшие автомобиль, не были решены ко второму тесту на трассе Барселона-Каталония , что побудило McLaren заменить некоторые детали, поставляемые Honda, деталями, которые они разработали самостоятельно в 2014 году. существенная обкатка во время финальных тестов в Барселоне; проехав всего семь кругов в первый день, Дженсон Баттон смог проехать более ста во второй. [ 24 ] Однако за две недели до первой гонки самый длинный период непрерывного бега, который прошел MP4-30, составил двенадцать кругов по трассе Барселоны. [ 25 ] Эта дистанция — 55,8 км (34,7 мили) — составляет менее четверти полной дистанции Гран-при в 307,1 км (190,8 мили). [ № 1 ]

Несчастный случай при тестировании

[ редактировать ]

Предсезонная подготовка команды была омрачена аварией с участием Фернандо Алонсо в последний день тестов, в результате которой Алонсо был госпитализирован с сотрясением мозга и исключен из третьего и последнего теста. [ 26 ] Кевин Магнуссен , тестовый и резервный пилот McLaren, был выбран в качестве его замены на оставшуюся часть тестов и первый раунд сезона. Позже Алонсо объяснил аварию неисправностью рулевого управления. [ 27 ] хотя McLaren утверждала, что в данных телеметрии после аварии не было никаких свидетельств неисправности автомобиля. [ 28 ]

Силовой агрегат — Honda RA615H

[ редактировать ]

Анализ RA615H показал, что Honda разработала силовой агрегат с сезона 2016 года учетом ; Хотя никаких существенных изменений в Технический регламент внесено не было, решение было принято для того, чтобы Honda могла дать фору разработке своего двигателя 2016 года, не тратя время на попытки продолжить разработку молодого силового агрегата в 2015 году. [ 14 ] Кроме того, когда McLaren разработала MP4-30 с плотной компоновкой, Honda представила несколько радикальных концепций двигателя, которые позволили им разработать двигатель меньшего размера, который весил всего 145 кг (320 фунтов). [ 1 ] и вписался бы в пределы шасси, но компромиссом было то, что для поддержания температуры под контролем требовалось дополнительное водяное охлаждение. [ 14 ]

Во-первых, турбокомпрессор был разделен и установлен рядом с мотор-генератором (MGU-H) — генератором, собирающим тепловую энергию из выпускного коллектора, используемого для питания турбины, — и расположен внутри ряда цилиндров, образуя V-образную конфигурацию двигателя. двигатель. Чтобы обеспечить это соответствие, Honda отказалась от использования центробежного вентилятора в своем одноступенчатом компрессоре в пользу использования нескольких вентиляторов меньшего размера, расположенных через определенные промежутки вдоль вала. Хотя это ограничило бы способность турбонагнетателя создавать максимальное давление наддува, ограничение расхода топлива в 100 кг/ч (220 фунтов/ч), введенное в 2014 году, свело к минимуму влияние этого. [ 14 ] Мотор-генератор-кинетический (МГУ-К) — генератор, собирающий энергию от вращения двигателя во время торможения, — был расположен перед двигателем для передачи энергии непосредственно на коленчатый вал . [ 1 ] в соответствии с соглашением, установленным с введением системы рекуперации кинетической энергии в 2009 году . Аккумуляторы, в которых накапливалась энергия MGU-H и MGU-K, были объединены с электронным блоком управления и расположены перед двигателем. И MGU-H, и MGU-K были способны собирать 4 МДж (1,1 кВтч) энергии за круг. Однако в соответствии с правилами 2015 года обе системы могли использовать только 2 МДж (0,56 кВтч) энергии за круг. [ 1 ]

На Гран-при Венгрии было отмечено, что Honda пошла на необычный шаг, присвоив каждому двигателю индивидуальное обозначение, такое как «PU18 'Greyhawk'» и «PU22 'Erica'». [ 29 ]

Сезонное развитие

[ редактировать ]

Поскольку каждому производителю двигателей в 2015 году были предоставлены некоторые ограниченные возможности для разработки своих двигателей, McLaren и Honda получили некоторую свободу действий для разработки силового агрегата RA615H до того, как его потребуется омологировать, несмотря на то, что до первого выпуска у них было восемнадцать месяцев непрерывной разработки. раса. По регламенту 2015 года силовые агрегаты были разделены на тридцать два участка для разработки, а Honda получила разрешение на разработку девяти в течение сезона. [ 30 ] Первые обновления двигателя были представлены на Гран-при Канады , направленные на повышение надежности агрегатов мотор-генератора. [ 14 ] но к середине сезона сообщалось, что двигатель будет производить на 120 л.с. (89 кВт) меньше мощности, чем гибридный двигатель Mercedes PU106B , эталон модели 2015 года. [ 31 ]

Во время подготовки к Гран-при Великобритании Рон Деннис , генеральный директор и председатель McLaren, отметил, что команду воодушевили аэродинамические данные, которые они собрали по шасси, особенно его скорость в середине поворота, которая, по его утверждению, была аналогична скорости, производимой другими автомобилями. команды. Он также добавил, что проблемы с производительностью автомобиля могут быть связаны с недостаточной мощностью и низкой топливной экономичностью двигателя. [ 32 ] Эрик Булье , руководитель команды, далее предположил, что основная проблема, с которой столкнулась команда, заключалась в повышении эффективности систем рекуперации энергии RA615H, как при сборе, так и при использовании дополнительной мощности, и что, развивая эти области, автомобиль мог бы составить несколько секунд на круге, чего достаточно, чтобы машина могла регулярно бороться за подиумы. [ 33 ]

После того, как двигатель боролся с проблемами надежности на протяжении первой половины сезона, Ясухиса Араи заявил, что доволен прогрессом Honda после Гран-при Великобритании, и объявил, что основное внимание при разработке переключится на улучшение характеристик RA615H перед следующим этапом запланированных работ. обновления на Гран-при Бельгии , [ 18 ] [ 34 ] Планы по более широкому спектру обновлений будут распространены на оставшуюся часть сезона, при этом Гран-при Сингапура станет первой гонкой, которая будет отражать характеристики нового двигателя. [ 17 ] [ 35 ] Хонда предсказала, что обновленный RA615H будет производить достаточно лошадиных сил, чтобы конкурировать с двигателем Ferrari 059/4 . Несмотря на то, что в первой половине сезона он был в среднем на 13,3 км/ч (8,3 мили в час) медленнее, чем самый быстрый гонщик, проехавший через ловушку скорости, анализ работы двигателя показал, что он постепенно сократил отставание от Renault Energy-F1 2015. . [ 36 ] Ясухиса Араи предположил, что двигатель имел преимущество в 25 л.с. (18,6 кВт) над Renault, но все же отставал от Mercedes примерно на 50 л.с. (37,3 кВт). [ 37 ]

Обновления, представленные в Бельгии, включали изменения в камере сгорания, впуске и выпуске, направленные на снижение нагрузки на другие компоненты двигателя, чтобы позволить им работать с максимальной эффективностью. [ 35 ] Анализ механических проблем, возникших у команды, также показал, что в камере внутреннего сгорания произошла критическая неисправность, которая оказывала остаточное воздействие на другие компоненты, оказывая на них чрезмерную нагрузку. [ 17 ] и неэффективный MGU-H, который использовал энергию быстрее, чем ее можно было собрать, в результате чего двигатель терял до 160 л.с. (120 кВт) на полпути. [ 38 ] Во время гонки было замечено, что автомобиль собирал энергию на вершине прямой Кеммель — самой быстрой точке трассы, — в то время как другие автомобили тратили свою энергию в том же месте. [ 39 ] Несмотря на настойчивые утверждения Араи о том, что RA615H имеет преимущество перед двигателем Renault, [ 37 ] Фернандо Алонсо подсчитал, что машина проигрывала Mercedes до трех секунд за круг на Гран-при Италии и не могла атаковать или защищать свою позицию от автомобилей Scuderia Toro Rosso с двигателем Renault , даже с задействованной системой снижения лобового сопротивления . Комментарии Алонсо прозвучали на фоне первых публичных признаков напряженности между McLaren и Honda, когда появились сообщения о том, что команда потребовала отстранить Араи от должности менеджера проекта. [ 40 ] Анализ разработок, проведенный конкурирующими производителями, показал, что и Mercedes, и Ferrari получили дополнительные 40 л.с. (29,8 кВт) в течение сезона за счет разработки индивидуальных топливных смесей и изменения конфигурации своих камер сгорания для повышения эффективности. сжигание топлива, сводя на нет успехи, достигнутые Honda. [ 41 ]

Honda начала представлять свой третий и последний этап модернизации перед Гран-при России , сосредоточив внимание на двигателе внутреннего сгорания и связанных с ним деталях выхлопной системы с целью повышения эффективности MGU-H и постепенно вводя новые детали в течение следующих трех этапов. . [ 42 ] [ 43 ] Вспомогательное оборудование двигателя было переконфигурировано, чтобы обеспечить лучшее размещение внутри шасси, а осевой компрессор был заменен на более традиционную, хотя и меньшую по размеру, конструкцию. Выхлопная заслонка также была обновлена ​​в преддверии запланированной разработки на 2016 год: конфигурация выхлопных патрубков была изменена для улучшения кривой мощности двигателя. [ 44 ] [ 45 ] Honda решила сосредоточиться на двигателе внутреннего сгорания вместо того, чтобы напрямую решать проблемы с MGU-H, поскольку они считали, что проблемы не могут быть адекватно решены с оставшимися запасами на сезонную разработку, и вместо этого отложили разработку MGU-H. до конца сезона, когда ограничения на разработку будут сняты. [ 42 ] Повышение было передано Алонсо, а Баттон должен был получить их двумя раундами позже на Гран-при Мексики . [ 42 ] он устанавливал время круга, которое было быстрее, чем время, зафиксированное Льюисом Хэмилтоном Обновления были положительно восприняты Алонсо, который отметил, что на начальном этапе гонки , и что команда определила потенциал, чтобы выиграть две с половиной секунды. за круг в 2016 году за счет дальнейшей доработки двигателя и применения элементов аэродинамического дизайна, используемых другими командами. [ 46 ] Баттон был менее оптимистичен, отметив, что в Мексике с двигателем будут проблемы, поскольку большая высота автодрома Херманос Родригес - около 2229 метров (7313,0 футов) над уровнем моря - приведет к отключению мощности турбины из-за низкой плотности воздуха. [ 47 ] Хотя прогнозы команды о трудном уик-энде оправдались после квалификации, они подчеркнули, что отставание от лидирующего Mercedes на менее зависимых от мощности участках трассы стабильно находится в пределах трех десятых секунды, а наименьшее преимущество было на протяжении всей гонки. течение сезона. [ 48 ]

RA615H подвергся широкой критике со стороны более широкого сообщества Формулы-1, а борьба команды стала постоянной темой на протяжении всего сезона 2015 года. [ 17 ] [ 38 ] Эта критика была особенно адресована менеджеру проекта Honda Ясухисе Араи и жестко разделенной структуре между двумя компаниями, в которых Honda разрабатывала двигатель независимо и с минимальным участием McLaren, а также их неспособности нанять инженеров от конкурирующих производителей двигателей Mercedes, Ferrari и Renault, даже после того, как Араи признал, что Honda недооценила требования спорта и технологий, необходимых для соревнований. [ 17 ] [ 18 ] [ 38 ] Отвечая на критику, Араи заявил, что подход «нулевого размера», которого требует McLaren, — попытка создать более компактную конструкцию, подходящую для плотной упаковки шасси MP4-30, — поставил под угрозу общую конструкцию двигателя и ограничил возможности развивайте его в течение сезона. [ 49 ] Фернандо Алонсо поддержал этот шаг, предположив, что независимая программа развития Honda затруднит копирование конструкции RA615H другим производителям. [ 50 ] Генеральный директор McLaren Рон Деннис придерживался более широкой точки зрения, объясняя трудный сезон команды целым рядом факторов, включая разработку шасси и моральный дух персонала, а не только производительностью двигателя. [ 51 ]

Дальнейшая критика была направлена ​​​​в адрес решения McLaren сознательно ограничить участие Honda в спорте поставками одной команды, при этом Scuderia Toro Rosso и находящаяся в боевой готовности Manor Marussia рекламировались как потенциальный клиент Honda для сбора дополнительных данных. [ 52 ] Однако команда отвергла критику, заявив, что инфраструктура, необходимая для установления такого партнерства, будет отвлекать от их собственной кампании. [ 53 ] и обозначить сезон 2017 года как самую раннюю дату, когда можно будет рассмотреть вопрос о расширении. [ 54 ] Поскольку команда пересматривает свои цели по результативности с подиумов на обычные очки, Эрик Булье признал, что команда столкнется с дефицитом бюджета в сезоне 2016 года, который оценивается примерно в 23 миллиона долларов США (15 миллионов фунтов стерлингов). [ 55 ] поскольку команда изначально ожидала, что финиширует пятым, а не девятым в чемпионате мира конструкторов, а вместе с этим и большую долю призовых. [ 56 ]

В преддверии Гран- при Японии Алонсо отметил, что, хотя устранение недостатков силового агрегата остается самой большой проблемой для команды, он недоволен некоторыми ее операциями на трассе, сославшись на отсутствие пробега на пятничных тренировках и недостаточную готовность команды. процедуры запуска и пит-стопы, а также ненадежность других частей, таких как коробка передач, что усугубляет проблемы с двигателем. [ 57 ] Будучи бессильным защититься от неоднократных обгонов во время гонки, Алонсо услышал GP2 ». по радио, что он осудил RA615H как «неудобный» и «двигатель [ 58 ] [ 59 ]

Несмотря на то, что Honda намекала на то, что двигатель будет работать на максимальной мощности на Гран-при Венгрии , бывший гонщик и Sky Sports комментатор Мартин Брандл высказал мнение, что, по его мнению, McLaren преследует программу исследований и разработок, а не чисто гоночную программу, и поэтому ищет разные результаты сезона, а не прямые результаты. [ 60 ] Поскольку Баттон квалифицировался тринадцатым на Гран-при России , отставая на полсекунды от Red Bull Даниила Квята , Брандл охарактеризовал команду как добившуюся «своего первого значимого прогресса в сезоне». [ 61 ] Однако спустя три гонки и после обновления, проведенного в Мексике, Брандл сказал, что двигатель по-прежнему не потребляет мощности, неэффективен и ненадежен и, следовательно, страдает теми же проблемами, которые преследовали его с начала сезона. [ 62 ]

По завершении сезона 2015 года Ясухиса Араи оставил свою роль в команде. Его сменил Юсуке Хасэгава, управляющий директор отдела исследований и разработок Honda, поскольку Honda сосредоточилась на разработке преемника RA615H, RA616H. [ 63 ]

История соревнований

[ редактировать ]
MP4-30 в своем первоначальном виде на Гран-при Малайзии (вверху), обновленный MP4-30 с курносой носовой частью и обновленным передним крылом на Гран-при Испании (в центре) и MP4-30 с измененной носовой частью на Гран-при Великобритании (внизу).

Обзор сезона

[ редактировать ]

Открытие раундов

[ редактировать ]

За две недели до Гран-при Австралии Фернандо Алонсо снялся с гонки по рекомендации врача из-за несчастного случая на экзамене. выступавший вместо Алонсо во время предсезонных тестов, Кевин Магнуссен, остался с командой на гонку. [ 7 ] Команда пережила непростое начало сезона в Мельбурне, поскольку Баттон и Магнуссен квалифицировались в последнем ряду стартовой решетки. [ 64 ] отстройка двигателя перед гонкой для сохранения его надежности; Позже будет зафиксировано, что Баттон проезжал через ловушку скорости со скоростью 288 км/ч (179 миль в час), что примерно на 21 км/ч (13 миль в час) медленнее, чем самая быстрая машина. [ 65 ] В гонке на истощение Баттон финишировал последним в классификации, заняв одиннадцатое место, отстав на два круга от победителя гонки. При этом он преодолел первую полную гоночную дистанцию ​​на MP4-30. Магнуссен не смог выйти на старт из-за того, что у него отказал двигатель во время выезда на стартовую решетку. [ 66 ]

Алонсо вернулся в команду на Гран-при Малайзии , где двигатель был перенастроен для работы на более высоком уровне производительности, и команда представила ряд аэродинамических обновлений, включая боковые стабилизаторы и новое переднее антикрыло. [ 67 ] Тем не менее, Алонсо и Баттон по-прежнему квалифицировались на предпоследнем ряду стартовой решетки, опередив Manor Marussia гонщиков Роберто Мери и Уилла Стивенса . Обе машины сошли с дистанции из-за механических проблем. [ 68 ] Команда не набрала ни одного очка в первом раунде гонок на разгон из-за низкой надежности и недостаточной производительности двигателя; Гран -при Китая был единственной гонкой, где обе машины были классифицированы как финишировавшие. [ 69 ] Хотя Алонсо повторил лучший результат команды, заняв одиннадцатое место в Бахрейне , [ 70 ] Всякая надежда на улучшение результатов рухнула с началом европейского сезона на следующем этапе в Испании , где Баттон финишировал шестнадцатым, а Алонсо сошел с дистанции из-за проблем с тормозами. [ 71 ]

Европейский сезон

[ редактировать ]

Баттон набрал первые очки на машине в Монако , заняв восьмое место. Позже он объяснил этот результат своей уверенностью в машине, отметив, что он мог поднять дорожный просвет в передней части автомобиля и резко затормозить, не блокируя тормоза и не выходя на дно и не выезжая на дорогу, но без ущерба для характеристик автомобиля. при входе в вершину поворота . [ 72 ] Однако в следующих гонках в Канаде и Австрии трудности команды достигли апогея, поскольку они были вынуждены снизить выходную мощность двигателя до уровней, которые не использовались со времен Австралии, и поэтому не могли обеспечить конкурентоспособный пакет для гонок. длинные прямые и медленные повороты трасс Жиля Вильнёва и Red Bull Ring . Вдобавок к приезду в Австрию и Баттон, и Алонсо израсходовали свою квоту на компоненты двигателя на сезон, что в сочетании с внеплановой заменой коробки передач привело к тому, что оба гонщика получили штрафы на двадцать пять мест на стартовой решетке. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ Н 2 ] Команда также представила свои первые крупные аэродинамические обновления в этом сезоне, заменив курносую носовую часть оригинального дизайна на квадратную переднюю часть, аналогичную конструкции Williams FW37 и Red Bull RB11 . Задняя часть пола также была переработана: в корпусе перед задними колесами вырезали ряд прорезей для изменения давления воздуха, поступающего к диффузору. [ 77 ] Команда увидела лишь ограниченный пробег, поскольку Алонсо сошел с дистанции на первом круге после столкновения с Кими Райкконеном , но они смогли оценить новую конструкцию на тестах после гонки. После четырех выходов подряд Алонсо набрал свое первое очко в сезоне, заняв десятое место в Великобритании . [ 78 ]

McLaren на протяжении всего сезона боролась с проблемами надежности двигателя. На снимке Фернандо Алонсо толкает свою машину обратно в боксы после того, как у него отказал двигатель во время квалификации Гран-при Венгрии .

В спортивный регламент были внесены поправки, позволяющие Honda поставлять дополнительный двигатель без штрафных санкций. [ 79 ] McLaren решила использовать его в Венгрии тесные границы Хунгароринга и более низкие требования к полной мощности принесут пользу MP4-30. , где ожидалось, что [ 80 ] Несмотря на дальнейшие проблемы с надежностью, которые не позволили машине пройти в финальную квалификационную сессию, как ожидала команда, и Баттон, и Алонсо выразили удовлетворение ощущением от шасси и развитием команды, назвав это своим лучшим уик-эндом в сезоне. [ 81 ] Команда зафиксировала свой первый финиш с обеими машинами по очкам после того, как Алонсо финишировал пятым, а Баттон девятым, и команда ушла на летний перерыв с семнадцатью очками, отставая на пять очков от Sauber в Кубке конструкторов мира. [ 82 ]

McLaren намеренно представила два совершенно новых двигателя для Алонсо и Баттона на Гран-при Бельгии , фактически переместив их в конец стартовой решетки, но позволив им участвовать в Италии и Гран-при Сингапура , которые считались решающими гонками при оценке мощности двигателей. развитие — без риска штрафа. [ 83 ] Несмотря на этот план, команде пришлось взять еще один штраф в Италии, когда потребовались дальнейшие замены двигателей, в результате чего общее количество двигателей увеличилось до девяти из первоначально назначенных четырех. [ 84 ] В Бельгии также произошло второе крупное аэродинамическое обновление команды: команда добавила дополнительные ребра к передней части пола, чтобы улучшить поток воздуха под машиной, снизила высоту боковых поддонов и переработала крышку двигателя. [ 85 ] Также было изменено положение радиатора, используемого для охлаждения системы рекуперации энергии. [ 85 ] Обе машины завершили Гран-при Бельгии, но снова финишировали без очков, отстав на один круг, заняв тринадцатое и четырнадцатое места. Баттон назвал результат «смущающим» после того, как обе машины были классифицированы как финишировавшие позади Себастьяна Феттеля, несмотря на то, что Феттель сошел с дистанции на последнем круге. [ 86 ] [ Н 3 ] На Гран-при Италии команда вернулась к более длинному курносому носу, чтобы обеспечить лучший аэродинамический баланс и меньшее сопротивление на высокоскоростной трассе Autodromo Nazionale Monza . [ 87 ] Это изменение принесло мало пользы, поскольку оба гонщика выбыли в первом квалификационном периоде и боролись на протяжении всей гонки. Баттон финишировал четырнадцатым, а Алонсо сошел с дистанции из-за проблемы с электричеством, но был классифицирован на восемнадцатой позиции, поскольку он преодолел 90% гоночной дистанции победителя гонки Льюиса Хэмилтона . Эта гонка ознаменовала собой веху из пятидесяти гонок с момента последней победы McLaren на Гран-при Бразилии в 2012 году . [ 88 ]

Азиатский и Американский раунды

[ редактировать ]

Когда чемпионат вернулся в Азию для проведения второго этапа гонок на выезде, команда прибыла в Сингапур с уверенностью, что наберет очки; Несмотря на то, что обе машины прошли во второй период квалификации и входили в десятку лучших на протяжении всей гонки, обе машины сошли с дистанции из-за проблем с коробкой передач. [ 89 ] Алонсо был вынужден сойти с дистанции после того, как его машина продолжала выбирать нейтральную передачу без каких-либо действий - проблема, которая затронула нескольких водителей; Баттон вступил в контакт с Пастором Мальдонадо, пытаясь обогнать медленно движущегося Александра Росси во время рестарта машины безопасности, прежде чем его коробка передач перегрелась. После экспериментов с новым передним антикрылом, предназначенным для улучшения обдува передних шин во время свободных тренировок в Сингапуре, команда представила эти детали на следующей гонке в Японии . неделю спустя [ 90 ] Однако у команды были проблемы с давлением в шинах; После того, как у Себастьяна Феттеля на Гран-при Бельгии на высокой скорости лопнуло колесо, FIA ввела обязательную регулировку минимального давления в шинах по совету поставщика шин Pirelli . На Гран-при Японии это давление было увеличено на 2 фунта на квадратный дюйм (14 кПа) по сравнению с уровнями, использовавшимися во время гонки 2014 года , что повлияло на дорожный просвет MP4-30 и вертикальный ход подвески, а также привело к увеличению недостаточной поворачиваемости. [ 91 ] [ 92 ] Несмотря на то, что Алонсо и Баттон воспользовались штрафами на стартовой решетке, из-за которых они стартовали двенадцатым и четырнадцатым соответственно, они финишировали одиннадцатым и шестнадцатым. [ 93 ] [ 94 ] Когда команда признала, что Гран-при Сингапура предоставил ей последнюю возможность набрать очки заслуженно, их внимание сместилось на разработку своей машины 2016 года на заключительном этапе чемпионата. Помимо модернизации двигателя, Honda привезла в Россию , [ 42 ] Команда стремилась использовать высокоскоростные характеристики трассы Сочи Автодрома с низким уровнем деградации для тестирования экспериментальных деталей кузова, включая конфигурацию выхлопной системы. [ 61 ] В гонке на истощение и Баттон, и Алонсо изначально финишировали по очкам: Баттон был девятым, а Алонсо - десятым, пока Алонсо не получил пятисекундный штраф после гонки, в результате которой он опустился на одиннадцатое место. [ 95 ]

В дополнение к модернизации двигателя, которую Honda представила для Гран-при США , [ 42 ] McLaren представила новый аэродинамический пакет для MP4-30, в котором было изменено переднее крыло для увеличения прижимной силы, изменены поворотные лопатки для улучшения потока воздуха через передний сплиттер, а также применена концепция, впервые разработанная Ferrari, для заднего пола, предназначенная для уменьшения воздействия поток воздуха омывает задние колеса и нарушает работу заднего диффузора, [ 44 ] что, в свою очередь, открыло более широкий диапазон возможностей настройки дорожного просвета и угла наклона, или угла между высотой дорожного просвета передней и задней части. [ 96 ] Эти обновления были призваны привести MP4-30 в соответствие с конструкциями, разработанными другими командами. [ 97 ] Благодаря обновлению двигателя и аэродинамики команда надеялась побороться за очки по достоинству, и хотя Алонсо столкнулся с Фелипе Массой на первом круге, на заключительном этапе он бежал пятым и был на пути к тому, чтобы повторить результат команды. лучший результат в сезоне - прежде чем он потерял мощность и откатился назад и финишировал одиннадцатым. Поскольку Алонсо лишился очков, Баттон поднялся на шестое место. [ 98 ] В гонке также было отмечено лучшее квалификационное выступление автомобиля: Алонсо стартовал одиннадцатым, а шесть очков, набранные Баттоном, позволили команде приблизиться к десяти очкам от Sauber в Кубке конструкторов. Однако результат также означал, что McLaren пережила свою самую длинную безвыигрышную серию из пятидесяти трех гонок, ранее установленную между Гран-при Японии 1977 года и Гран-при Великобритании 1981 года . [ 99 ] Несмотря на прогресс, достигнутый командой в предыдущих раундах, борьба MP4-30 продолжилась в Мексике : оба гонщика выбыли из игры в начале квалификации, а Дженсон Баттон установил новый рекорд по штрафам на стартовой решетке, поменяв достаточно деталей, чтобы гарантировать штраф в семьдесят мест. . [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] Алонсо сошел с дистанции из-за неизлечимой проблемы ERS, которую команда выявила накануне вечером, и Баттон финишировал четырнадцатым в общем зачете. [ 104 ]

Баттон (слева) гоняется за Кими Райкконеном на последней гонке сезона Гран-при Абу-Даби .

Борьба команды продолжилась, поскольку чемпионат переместился в Бразилию на предпоследний этап: Алонсо дважды останавливался на трассе во время свободных тренировок из-за повторяющейся неисправности двигателя, из-за которой он пропустил квалификацию. [ 105 ] Баттон и Алонсо финишировали пятнадцатым и шестнадцатым местами соответственно, которые стали четырнадцатым и пятнадцатым, когда Фелипе Масса был дисквалифицирован из-за неравномерного давления в шинах. [ 106 ] [ 107 ] Позже Баттон отметил, что дефицит скорости RA615H на трассе Интерлагос по сравнению с другими двигателями был «пугающим», несмотря на обширную программу развития Honda. [ 108 ] К концу сезона в Абу-Даби McLaren полностью изменила разработку MP4-30, так что машина стала испытательной площадкой для сезона 2016 года, причем «более половины» деталей считались экспериментальными. [ 109 ] включая совершенно новую конфигурацию геометрии задней подвески. [ 110 ] Несмотря на ожидаемый дефицит скорости на длинных прямых трассе Яс-Марина (с рекордной скоростью MP4-30 примерно на 30 км/ч (18,6 миль в час) медленнее, чем у самых быстрых автомобилей на скоростной ловушке) и незначительный контакт с Валттери Боттасом на пит-лейне. переулок, [ 111 ] Баттон похвалил машину на своем пути к двенадцатому месту, охарактеризовав ее как «лучшее, что она чувствовала за весь год». [ 112 ] Алонсо финишировал семнадцатым после того, как получил штраф за проезд за участие в столкновении с Пастором Мальдонадо и Фелипе Насром на первом круге. [ 113 ] McLaren использовала гонку Алонсо как шанс поэкспериментировать с полным и непрерывным использованием систем рекуперации энергии RA615H (впервые команда сделала это в условиях гонки), в результате чего Алонсо показал третий по скорости круг в гонке с результатом менее трех десятых. на секунду медленнее, чем самый быстрый круг гонки, зафиксированный Льюисом Хэмилтоном . [ 114 ]

Итоговое положение

[ редактировать ]

McLaren завершила сезон девятым в Кубке конструкторов мира с двадцатью семью очками, отставая от своего ближайшего соперника Sauber на девять очков . [ 115 ] MP4-30 набрал очки в пяти из девятнадцати стартов, лучший результат - пятое место в Венгрии ; Гонка также была единственным разом, когда обе машины финишировали в пределах очков. [ 15 ] Дженсон Баттон был лучшим бомбардиром команды с шестнадцатью очками против одиннадцати у Алонсо, хотя Алонсо показал лучший результат команды в индивидуальной гонке в Венгрии и в квалификации, заняв одиннадцатое место в США . [ 116 ] Этот результат стал для Баттона худшим индивидуальным сезоном с тех пор, как он выступал за Honda Racing F1 в 2008 году . [ 117 ] и худший результат Алонсо с момента его дебютного сезона за Minardi в 2001 году . [ 118 ]

Уход из соревнований

[ редактировать ]

После финальной гонки в Абу-Даби MP4-30 принял участие в серии тестов, организованных поставщиком шин Pirelli, чтобы оценить запланированное распределение шинных смесей на сезон 2016 года и дать командам возможность ознакомиться с новыми составами. [ 119 ] включая четыре различных варианта совершенно нового ультрамягкого компаунда. [ 120 ] Стоффель Вандорн возобновил обязанности по тестированию команды на время тестов. [ 121 ] где он проехал девяносто девять кругов и установил лучшее время в тесте, на три десятых секунды быстрее, чем остальные участники гонки, и на четыре десятых быстрее, чем лучшее время, установленное во время гонки. [ 122 ] MP4-30 появился в последний раз перед тем, как сойти с соревнований, приняв участие в тестах мокрых шин на трассе Поль Рикар в рамках подготовки к сезону 2016 года. [ 123 ] Впоследствии автомобиль был заменен на McLaren MP4-31 . [ 124 ]

В соответствии с правилами, введенными в 2014 году , FIA объявила MP4-30 «бывшим автомобилем» — как и все автомобили, участвовавшие в сезоне 2015 года, — ограничив его использование в тестах и ​​рекламных съемках в качестве средства предотвращения незаконных испытаний, учитывая сходства между Техническими регламентами 2015 и 2016 годов. [ 125 ]

Полные результаты Формулы-1

[ редактировать ]

( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Двигатель Шины Драйверы Гран-при Очки Позиция
ИЗ ТОЛЬКО Китай БХР ESP МОЙ МОЖЕТ АВТОМОБИЛЬ Великобритания ОНА БЕЛ ОНА ГРЕХ Япония РУССКИЙ олень МЕКСИКА ХОРОШИЙ АБУ
2015 Макларен Хонда Хонда РА615Х П Фернандо Алонсо Верно 12 11 Верно Верно Верно Верно 10 5 13 18 Верно 11 11 11 Верно 15 17 27 9-е
Дженсон Баттон 11 Верно 14 DNS 16 8 Верно Верно Верно 9 14 14 Верно 16 9 6 14 14 12
Кевин Магнуссен DNS
Источник: [ 126 ] [ 127 ]

Примечания:

  • † — Пилот не смог финишировать в гонке, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки победителя.
  • ‡ — Результаты корректируются после гонки после применения штрафов.
  1. В спортивных регламентах указано, что дистанция Гран-при составляет 305 км (190 миль), за исключением Гран-при Монако .
  2. Поскольку на стартовой решетке 2015 года было всего двадцать машин, Баттону и Алонсо были назначены дополнительные штрафы за проезд, которые должны были отбываться во время гонки. Позже эти правила были изменены, чтобы отменить дополнительные штрафы за проезд в последующих гонках. [ 76 ]
  3. Хотя Себастьян Феттель сошел с дистанции, он был классифицирован как финишировавший, поскольку преодолел 90% дистанции, пройденной будущим победителем гонки Льюисом Хэмилтоном . [ 86 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «МП4-30 — новая эра» . mclaren.com . Макларен . Архивировано из оригинала 2 марта 2015 года . Проверено 24 июля 2022 г.
  2. ^ Благородный, Джонатан; Бир, Мэтт (11 декабря 2013 г.). «Команды Формулы-1 достаточно опытны, чтобы избежать ранних проблем с шинами – Росс Браун» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Питер Продрому приезжает в McLaren» . mclaren.com . Макларен . 15 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2020 г. . Проверено 13 декабря 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Инженерная команда» . mclaren.com . Макларен . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 года . Проверено 26 февраля 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б «@McLarenF1: 13 декабря 2014 г.» . Твиттер . 13 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 декабря 2014 г. Хорошие новости: McLaren-Honda MP4-30 прошел все краш-тесты шасси @fia.
  6. ^ Jump up to: а б «McLaren-Honda объявляет Фернандо Алонсо и Дженсона Баттона на 2015 год» . McLaren.com . Макларен . 11 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2015 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Алонсо пропустит австралийскую гонку по рекомендации врача» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 3 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2015 г. Проверено 3 марта 2015 г.
  8. ^ Эслер, Уильям (22 июня 2015 г.). «Вандорн получает шанс в McLaren» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 4 июля 2020 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  9. ^ «McLaren пополнила тестовый состав Формулы-1 «Барселоны» Баттоном и Тёрви» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 11 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  10. ^ «Макларен» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
  11. ^ «Чемпионат мира FIA F1 2015 — список участников» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 5 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2015 года . Проверено 5 ноября 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Коллантайн, Кейт (16 мая 2013 г.). «Honda подтверждает возвращение Формулы-1 с McLaren в 2015 году» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 года . Проверено 16 мая 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б Джонсон, Дэниел (1 февраля 2015 г.). «Модель McLaren «нулевого размера» испытывает трудности в первый день на подиуме в Хересе» . Телеграф.co.uk . Телеграф. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 26 февраля 2015 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Скарборо, Крейг (21 апреля 2015 г.). «Техническая информация: радикальный двигатель Honda для Формулы 1 для McLaren» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б Барретто, Лоуренс (26 июля 2015 г.). «Себастьян Феттель выигрывает захватывающий Гран-при Венгрии» . autosport.com . Архивировано из оригинала 23 мая 2016 года . Проверено 20 августа 2015 г.
  16. ^ Калинаукас, Алекс (26 ноября 2015 г.). «Алонсо сохраняет веру: «McLaren — единственный способ снова стать чемпионом мира Формулы-1 » . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 16 сентября 2017 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Гилл, Пит (19 августа 2015 г.). «Что пошло не так в McLaren-Honda и как они могут это исправить?» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 20 августа 2015 г.
  18. ^ Jump up to: а б с «Honda: Пока не судите о новом двигателе Формулы-1» . Motorsport.com . 18 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2020 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
  19. ^ Ноубл, Джонатан (16 мая 2013 г.). «McLaren считает, что переход на двигатели Honda не поставит под угрозу 2014 год» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 8 августа 2019 года . Проверено 25 сентября 2016 г. McLaren полагает, что их борьба за звание чемпиона мира с Mercedes в следующем году не будет скомпрометирована запланированным на 2015 год переходом на двигатели Honda.
  20. ^ «McLaren будет использовать машину B-спецификации в Абу-Даби» . skysportsf1.com . BSkyB . 10 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
  21. ^ Галлоуэй, Джеймс (22 ноября 2014 г.). «В McLaren считают, что новый силовой агрегат Honda имеет «огромный потенциал» в преддверии 2015 года» . skysportsf1.com . BSkyB . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 13 декабря 2014 г.
  22. ^ Венстра, Ром (30 января 2015 г.). «Фанаты разочарованы ливреей McLaren в 2015 году» . gptoday.net . ГП сегодня. Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 30 января 2015 г.
  23. ^ «Команда McLaren F1 представляет новую ливрею для Гран-при Испании» . Autosport.com . Издательство «Автоспорт Медиа». 6 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2020 г. . Проверено 6 мая 2015 г.
  24. ^ Коллантайн, Кейт (27 февраля 2015 г.). «Росберг летает, а Баттон проезжает 100 кругов за McLaren» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 11 марта 2017 года . Проверено 28 февраля 2015 г.
  25. ^ Коллантайн, Кейт (15 марта 2015 г.). «После финиша Баттон планирует сделать большой шаг в Малайзии» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2015 г.
  26. ^ Коллантайн, Кейт (24 февраля 2015 г.). «Алонсо пропустит последний тест после выписки из больницы» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 11 марта 2017 года . Проверено 26 февраля 2015 г.
  27. ^ Коллантайн, Кейт (26 марта 2015 г.). «Авария произошла из-за рулевого управления, а не из-за ветра: Алонсо» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 марта 2015 г.
  28. ^ Аллен, Джеймс (26 марта 2015 г.). «Анализ: Алонсо спокойно изучает, когда он впервые рассказывает о своей аварии» . Джеймс Аллен о Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 27 марта 2015 г.
  29. ^ «Свободная практика 1». Гран-при Венгрии 2015 . 24 июля 2015. Sky Sports F1 .
  30. ^ «Renault сохраняет жетоны для обновления в середине года» . Speedcafe.com . 14 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2020 г. . Проверено 15 марта 2015 г.
  31. ^ Аллен, Джеймс (1 августа 2015 г.). «Прогресс Honda в Формуле-1: ложный рассвет или конец начала?» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 1 августа 2015 г.
  32. ^ «Предрейсовое шоу». Гран-при Великобритании 2015 . BSkyB . 5 июля 2015. Sky Sports F1 .
  33. ^ «McLaren: большой неиспользованный потенциал» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . 16 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2015 г.
  34. ^ «Хонда радует надежностью» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  35. ^ Jump up to: а б Паркс, Ян (5 августа 2015 г.). «Honda представит новый двигатель» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 августа 2015 г.
  36. ^ Галлоуэй, Джеймс; Эслер, Уильям (21 августа 2015 г.). «Обнаружена пропасть в скорости McLaren» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 21 августа 2015 г.
  37. ^ Jump up to: а б Ренкен, Дитер; Барретто, Лоуренс (31 августа 2015 г.). «Honda считает, что ее двигатель Формулы-1 на 25 лошадиных сил опережает двигатель Renault» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 августа 2015 г.
  38. ^ Jump up to: а б с Андерсон, Бен (21 августа 2015 г.). «Почему новый двигатель Honda — разочарование» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  39. ^ Крофт, Дэвид ; Брандл, Мартин (23 августа 2015 г.). "Раса". Гран-при Бельгии 2015 . BSkyB . Скай Спортс Ф1 .
  40. ^ Эслер, Уильям (7 сентября 2015 г.). «Отношения McLaren и Honda сейчас на грани разрыва» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
  41. ^ Хьюз, Марк (9 сентября 2015 г.). «Подпитка борьбы Формулы-1 за превосходство в двигателях в 2015 году» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д и Андерсон, Бен (8 октября 2015 г.). «Гран-при России: Honda представляет новый двигатель Формулы-1, штраф для Алонсо» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 октября 2015 г.
  43. ^ Паркс, Ян (9 октября 2015 г.). «Дженсон Баттон из McLaren не получит новый двигатель Honda F1 в Остине» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 10 октября 2015 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Технический анализ — обзор событий перед Мексикой» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 29 октября 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  45. ^ Скарборо, Крейг (10 октября 2015 г.). «Попадание внутрь силового агрегата Honda F1» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 11 октября 2015 г.
  46. ^ Барретто, Лоуренс; Бир, Мэтт (29 октября 2015 г.). «Фернандо Алонсо говорит, что McLaren будет копировать идеи соперников в Формуле 1 2016 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  47. ^ Уайз, Майк (29 октября 2015 г.). «Дженсон Баттон готовится к тому, что может стать самым тяжелым уик-эндом для McLaren в этом сезоне» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 30 октября 2015 г.
  48. ^ Джилл, Пит; Галлоуэй, Джеймс; Эслер, Уильям (1 ноября 2015 г.). «Пять вещей, которые мы узнали из квалификации Гран-при Мексики » Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 1 июля 2020 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  49. ^ «Предрейсовое шоу». Гран-при Японии 2015 . BSkyB . 27 сентября 2015. Sky Sports F1 .
  50. ^ Андерсон, Бен; Бир, Мэтт (20 ноября 2015 г.). «Идеи двигателей Honda F1 будет трудно скопировать – Фернандо Алонсо» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  51. ^ Калинаукас, Алекс (2 декабря 2015 г.). «Рон Деннис: «McLaren должна была вернуться к машине 2012 года в начале сезона 2013 года » . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 2 июля 2017 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  52. ^ «Honda исключает сделку по двигателю Toro Rosso » Motorsport.com . ГММ. 2 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 3 октября 2015 г.
  53. ^ Андерсон, Бен; Бир, Мэтт (2 сентября 2015 г.). «Команда B Honda F1 не может отвлекать внимание, — говорит Булье из McLaren» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 29 февраля 2016 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  54. ^ Паркс, Ян; Фриман, Гленн (19 сентября 2015 г.). «Honda может поставить еще одну команду Формулы-1 в 2017 году, — говорит Булье из McLaren» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  55. ^ Хьюз, Марк (28 сентября 2015 г.). «Как Дженсон Баттон выигрывает в покер McLaren с Роном Деннисом» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 30 июня 2020 года . Проверено 28 сентября 2015 г. Первоначальный бюджет [McLaren] на 2016 год был основан на пятом месте в Кубке конструкторов этого года, тогда как на самом деле выглядит девятое место. Разница в доходах команд между этими двумя позициями составляет около 15 миллионов фунтов стерлингов.
  56. ^ Купер, Адам (21 сентября 2015 г.). «Формула 1: McLaren признает, что в 2016 году с деньгами будет туго» . Фокс Спорт . Архивировано из оригинала 2 июля 2020 года . Проверено 22 сентября 2015 г.
  57. ^ «Свободная практика 1». Гран-при Японии 2015 . BSkyB . 25 сентября 2015. Sky Sports F1 .
  58. ^ "Раса". Гран-при Японии 2015 . BSkyB . 27 сентября 2015. Sky Sports F1 .
  59. ^ Бир, Мэтт (27 сентября 2015 г.). «Фернандо Алонсо смущен и расстроен после Гран-при Японии Формулы-1» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
  60. ^ «Гран-при Венгрии: пять вещей, которые мы извлекли из квалификации» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . 24 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2020 г. . Проверено 25 июля 2015 г.
  61. ^ Jump up to: а б «Квалификационный». Гран-при России 2015 . BSkyB . 10 октября 2015. Sky Sports F1 .
  62. ^ Брандл, Мартин ; Крофт, Дэвид (15 ноября 2015 г.). «Квалификационный». Гран-при Бразилии 2015 . BSkyB . Скай Спортс Ф1 .
  63. ^ Калинаукас, Алекс (23 февраля 2016 г.). «Honda делает перестановки в руководстве Формулы-1, поскольку Дженсон Баттон требует большего прогресса в силовой установке» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 10 апреля 2016 г. .
  64. ^ «Гран-при Австралии 2015 — Итоги квалификации» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 14 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2015 г. . Проверено 14 марта 2015 г.
  65. ^ Аллен, Джеймс (23 марта 2015 г.). «Давление на McLaren-Honda будет возрастать, поскольку Алонсо готовится к выходу» . Джеймс Аллен о Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 23 марта 2015 г.
  66. ^ Коллантайн, Кейт (15 марта 2015 г.). «Результаты Гран-при Австралии 2015» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 марта 2015 г.
  67. ^ «McLaren MP4-30 — обновленный аэропакет» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 30 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 1 ноября 2015 г.
  68. ^ Ноубл, Джонатан (29 марта 2015 г.). «Проблемы с силовым агрегатом приводят к уходу McLaren» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 29 марта 2015 г.
  69. ^ «Гран-при Китая Формулы-1 2015 – Результаты гонки» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 12 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 г. . Проверено 25 июля 2015 г.
  70. ^ «Гран-при Бахрейна Формулы-1 2015 — результаты гонки» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 19 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
  71. ^ «Гран-при Испании 2015 — Итоги гонки» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 22 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
  72. ^ «Квалификационное предварительное шоу». Гран-при Сингапура 2015 . 19 сентября 2015. Sky Sports F1 .
  73. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 26» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 20 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2015 г. Проверено 20 июня 2015 г.
  74. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 12» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 19 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 20 июня 2015 года . Проверено 20 июня 2015 г.
  75. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 29» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 20 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 20 июня 2015 г. Проверено 20 июня 2015 г.
  76. ^ «Всемирный совет автоспорта 2015 – Мексика» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 10 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 года . Проверено 10 июля 2015 г.
  77. ^ «McLaren MP4-30 — ступенчатый пол» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 22 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  78. ^ "Раса" . ФИА. 25 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2016 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  79. ^ Барретто, Лоуренс (11 июля 2015 г.). «Зеленый свет для доработки двигателя Формулы-1 и дополнительного агрегата Honda» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 июля 2015 г.
  80. ^ Галлоуэй, Джеймс (23 июля 2015 г.). «McLaren разблокирует дополнительный двигатель» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 24 июля 2015 г.
  81. ^ «Фернандо Алонсо говорит, что McLaren наслаждаются лучшими выходными в 2015 году» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . 24 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 г. Проверено 25 июля 2015 г.
  82. ^ Эслер, Уильям (26 июля 2015 г.). «McLaren: мощно для морального духа» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 27 июля 2015 г.
  83. ^ Эслер, Уильям (21 августа 2015 г.). «McLaren опустился на задний план на Гран-при Бельгии» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 21 августа 2015 г.
  84. ^ «Команда McLaren F1 получит больше проблем с двигателем на Гран-при Италии» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 3 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2016 г. Проверено 3 сентября 2015 г.
  85. ^ Jump up to: а б «McLaren MP4-30 — поднос для чая с прорезями» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 24 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
  86. ^ Jump up to: а б Эслер, Уильям (23 августа 2015 г.). «Дженсон Баттон называет Гран-при Бельгии McLaren «позором» » . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . Архивировано из оригинала 24 августа 2015 года . Проверено 24 августа 2015 г.
  87. ^ Андерсон, Бен (3 сентября 2015 г.). «Команда McLaren F1 возвращается к дизайну с длинным носом для Гран-при Италии» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
  88. ^ Аллен, Джеймс (13 сентября 2015 г.). «Почему Гран-при Сингапура является решающим фактором для McLaren, Red Bull и Toro Rosso» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 14 сентября 2015 г.
  89. ^ «Гран-при Сингапура 2015 — результат гонки» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 20 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
  90. ^ «McLaren MP4-30 — доработанное переднее крыло» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 30 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 1 ноября 2015 г.
  91. ^ «Квалификационный». Гран-при Японии 2015 . BSkyB . 26 сентября 2015. Sky Sports F1 .
  92. ^ Паркс, Ян (26 сентября 2015 г.). «Дженсон Баттон предупреждает о раздувании шин Формулы-1 на Гран-при Японии» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 сентября 2015 г.
  93. ^ «Гамильтон возвращается к доминированию в Японии» . SpeedCafe.com . 27 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 28 сентября 2015 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
  94. ^ «Гран-при Японии Формулы-1 2015 — итоги гонок» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 27 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
  95. ^ «Гран-при России Формулы 1 2015 — Гонка» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 11 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2016 г. Проверено 11 октября 2015 г.
  96. ^ Пиола, Джорджио (24 октября 2015 г.). «Анализ: McLaren доводит концепцию Ferrari до 11» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 26 октября 2015 г.
  97. ^ Скарборо, Крейг (6 ноября 2015 г.). «Технический анализ Формулы-1: как McLaren-Honda «копирует» соперников» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 7 ноября 2015 г.
  98. ^ «Стоимость двигателя Алонсо — «чудо» результат» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 25 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 октября 2015 г.
  99. ^ Калинаукас, Алекс. «McLaren на пороге самого продолжительного периода безвыигрышей в истории Формулы 1» . Джейнс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 7 октября 2015 г.
  100. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 10» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 30 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 г.
  101. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 16» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 30 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 г.
  102. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 26» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 31 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 г.
  103. ^ «Решение стюардов FIA — Документ № 42» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 1 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 г.
  104. ^ «Гонка Гран-при Мексики 2015» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 1 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2015 г.
  105. ^ Адам, Митчелл (14 ноября 2015 г.). «Гран-при Бразилии: разочарование пилота McLaren Фернандо Алонсо «высокое» » . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
  106. ^ «Нико Росберг стремится к победе на Гран-при Бразилии» . www.speedcafe.com . 16 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  107. ^ «Уильямс обжалует штраф Массы на Гран-при Бразилии» . www.speedcafe.com . 16 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  108. ^ Адам, Митчелл (16 ноября 2015 г.). «Дженсон Баттон называет дефицит прямых трасс McLaren-Honda в Формуле-1 «пугающим» » . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 16 ноября 2015 г.
  109. ^ Барретто, Лоуренс; Адам, Митчелл (26 ноября 2015 г.). «Запчасти для автомобилей McLaren F1 полугодия 2016 года на Гран-при Абу-Даби – Фернандо Алонсо» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
  110. ^ «Свободная практика 1». Гран-при Абу-Даби 2015 . BSkyB . 27 ноября 2015. Sky Sports F1 .
  111. ^ «Росберг завершил сезон в Абу-Даби на высоком уровне» . www.speedcafe.com . 30 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  112. ^ «Кнопка: McLaren «лучше всего чувствовал себя за весь год» » . autosport.com . Публикации Хеймаркет . 29 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  113. ^ Бир, Мэтт (29 ноября 2015 г.). «Фернандо Алонсо раскритиковал чиновников Формулы-1 после штрафа на Гран-при Абу-Даби» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  114. ^ Коллантайн, Кейт (29 ноября 2015 г.). «Алонсо близок к самому быстрому кругу при полном раскрытии» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 30 ноября 2015 г.
  115. ^ «Зачет конструкторов 2015» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 21 апреля 2015 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  116. ^ «Турнир пилотов 2015» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 15 октября 2015 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  117. ^ «Дженсон Баттон — год за годом» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  118. ^ «Фернандо Алонсо — год за годом» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  119. ^ Калинауцкас, Алекс (5 ноября 2015 г.). «Вариация стратегии — ключевой момент в Формуле-1, поскольку Pirelli готовится тестировать ультрамягкие шины в 2016 году» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
  120. ^ Калинаукас, Алекс (2 декабря 2015 г.). «Стоффель Вандорн лидирует в тестах Pirelli для McLaren, поскольку куратин выпадает на сезон Формулы-1 2015 года» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 3 декабря 2015 г.
  121. ^ «В Абу-Даби проводятся постсезонные испытания шин, начинаются работы 2016 года» . Скай Спортс Ф1 . BSkyB . 1 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 26 февраля 2016 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  122. ^ «McLaren лидирует в тесте шин Pirelli в Абу-Даби» . www.speedcafe.com . 1 декабря 2015 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 2 декабря 2015 г.
  123. ^ Паркс, Ян. «Новости Формулы-1: Pirelli начинает тесты Формулы-1 в сырую погоду на трассе Поль-Рикар» . autosport.com . Архивировано из оригинала 25 января 2016 года . Проверено 25 января 2016 г.
  124. ^ Аллен, Джеймс (21 февраля 2016 г.). «Новый McLaren выходит из тени, но вторая половина сезона действительно будет иметь значение» . Джеймс Аллен на Формуле 1 . Джеймс Аллен . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 6 марта 2016 г.
  125. ^ Коллантайн, Кейт (12 декабря 2013 г.). «Дальнейшие изменения правил подтверждены на 2014 год» . F1 Фанатик . Кейт Коллантайн. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 3 октября 2015 г.
  126. ^ «Все участники чемпионата на McLaren MP4/30» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
  127. ^ «Макларен МП4-30» . СтатистикаF1. Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 24 ноября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab7e64d7d397bd28f54f60c78e404eb1__1722555180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/b1/ab7e64d7d397bd28f54f60c78e404eb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McLaren MP4-30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)