Мансур Оджех
Мансур Оджех | |
---|---|
Рожденный | Мансур Акрам Оджех 25 сентября 1952 г. |
Умер | 6 июня 2021 г. | ( 68 лет
Национальность | Французский |
Мансур Акрам Оджех (25 сентября 1952 - 6 июня 2021) ( арабский : Мансур Акрам Оджех , латинизированный : Мансур Акрам Уджа ) был французом, родившимся в Саудовской Аравии. [ 1 ] предприниматель [ 2 ] который владел частью TAG , люксембургской холдинговой компании с интересами по всему миру. Оджех был генеральным директором компании TAG, которой принадлежало 14,32% акций McLaren Group . [ 3 ] В активы которого входят McLaren Automotive и команда McLaren Formula One с 1970-х и 2000-х годов.
Одно время он был владельцем TAG Heuer и аэропорта Фарнборо . Ему также принадлежало 10% элитных ювелирных компаний Asprey и Garrard . [ 4 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Оджех родился в 1952 году и был сыном натурализованного саудовского сирийского бизнесмена Акрама Оджеха . [ 5 ] [ 6 ] зять Мустафы Тласса и владелец компании Techniques d'Avant Garde базирующейся в Люксембурге , инвестиционной компании, специализирующейся в основном на передовых технологиях. Его отец был посредником в сделках между Саудовской Аравией и Францией, в частности, в торговле оружием. Его мать была француженкой, и большую часть своего детства он провел во Франции. в Калифорнии по специальности деловое администрирование Он учился в Американской школе в Париже и в 1974 году окончил колледж Менло . [ 7 ] [ 8 ] Оджех получил степень магистра позже в Университете Санта-Клары . [ 9 ] У него было четверо братьев и сестер.
Карьера
[ редактировать ]ТАГ Групп
[ редактировать ]После окончания колледжа. Оджех был назначен генеральным директором компании TAG Group, основанной его отцом, которая в основном работает в Европе и на Ближнем Востоке. Первоначально компания инвестировала во многие отрасли, такие как автоспорт, авиация и часовое производство. Фирма прославилась благодаря посредничеству в сделках между Францией и Саудовской Аравией, особенно в отношении систем обороны и вооружения. В 1985 году Ойе купил часовую швейцарскую компанию Heuer, что положило начало часовому бренду TAG Heuer . Компания Ойеха, TAG Gruppe, была крупнейшим акционером TAG Heuer. LVMH Moёt Hennessy Louis Vuitton купила бренд в 1999 году за 740 миллионов долларов. В первые дни своего пребывания на посту генерального директора TAG Group Одже старался избегать публичности, насколько мог, но попал в заголовки газет, когда купил лайнер Le France . [ 10 ] Он занял пост президента компании после смерти своего отца Акрама Оджеха в 1991 году.
Инвестиции в автоспорт
[ редактировать ]Уильямс
[ редактировать ]Интерес Оджеха к автоспорту начался, когда он наблюдал за Гран-при Монако 1978 года в качестве гостя королевской семьи Саудовской Аравии , которая владела флагманской авиакомпанией Saudia , спонсором Williams Racing . Компания Оджеха в то время выступала посредником в многочисленных сделках между Францией и его родной Саудовской Аравией. Гонка превратила Одже в большого фанатика гонок и убедила его и дальше расширять свой бизнес в сфере инвестиций в автоспорт, начиная от спонсорства и заканчивая финансированием разработки гоночных двигателей для команды Формулы-1 позже в какой-то момент.
При первой попытке заняться автоспортом Оджех заключил спонсорскую сделку между своей компанией TAG Group и Williams. В 1979 году TAG Group успешно стала главным спонсором Williams. Он стал знакомым представителем компании в паддоке вместе со своим младшим братом Азизом. Благодаря притоку капитала, вложенного TAG Group Оджеха, тогдашний технический директор команды Williams Патрик Хед смог создать конкурентоспособный двигатель для Williams FW07 . Проект двигателя оказался успешным, и команда обеспечила победу на Гран-при Великобритании 1979 года вместе со швейцарским гонщиком Клеем Регаццони . При спонсорстве Ойеха Williams произвела на свет двух чемпионов: австралийского гонщика Алана Джонса , который был первым гонщиком, выигравшим титул чемпиона мира среди пилотов Williams в 1980 году, и финского гонщика Кеке Росберга , победившего в 1982 году. [ 10 ]
Макларен
[ редактировать ]В 1981 году Одже познакомился с британским бизнесменом Роном Деннисом , который был генеральным директором McLaren Group , владевшей гоночной командой McLaren . Деннис убедил Оджеха стать его партнером по управлению гоночной командой McLaren. Одже согласился с условиями Денниса и стал мажоритарным акционером McLaren Group, владея 60 процентами акций компании. В 1980-х годах Ойе инвестировал в Porsche построенные двигатели с турбонаддувом, , которые носили название его компании Techniques d'Avant Garde ( TAG ). В начале карьеры Одже в McLaren он и Рон Деннис вернули бывшего чемпиона Формулы-1 Ники Лауду в качестве пилота McLaren в 1982 году. на стартовую решетку [ 11 ] Он был представлен на Женевском автосалоне в начале 1983 года и впервые участвовал в гонках на Гран-при Нидерландов 1983 года в августе 1983 года. В 1984 году McLaren-Tag Porsche доминировал в Формуле-1, команда выиграла 12 из 16 гонок, а Лауда победил команду помог Просту завоевать титул с наименьшим отрывом в истории спорта, в пол-очка. McLaren доминировала в спорте в ту эпоху. В сезоне 1984 года Лауда выиграл свой третий чемпионат, а его товарищ по команде Ален Прост отстал от него на пол-очка, и команда выиграла Кубок конструкторов двухлетнюю серию. Позже Прост завоевал свой первый чемпионский титул в сезоне следующего 1985 года и выиграл свой второй в сезоне 1986 года, несмотря на то, что команда финишировала лишь второй в Кубке конструкторов. Использование двигателей TAG прекратилось в 1987 году из-за того, что трансмиссия потеряла свою конкурентоспособность, а McLaren подписала соглашение с Honda в качестве нового поставщика двигателей.
Участие Оджеха в McLaren продолжалось и после прекращения использования трансмиссий под маркой TAG. команда подписала контракт с бразильским гонщиком Айртоном Сенной Позже по рекомендации Honda сроком на три года. McLaren продолжит свое доминирование с двигателями Honda с 1988 года. Команда 4 раза становилась чемпионом конструкторов: Сенна трижды выигрывал чемпионат пилотов, а Прост один раз в эпоху Honda. Сделка по производству двигателей McLaren-Honda закончилась в 1993 году, когда Япония столкнулась с внутренним экономическим кризисом, а запрет на двигатели с турбонаддувом в этом виде спорта лишил ее конкурентоспособности. McLaren подпишет контракт с Ford , Peugeot и, наконец, с Mercedes .
В эпоху Mercedes команда один раз завоевала титул чемпиона конструкторов и трижды — чемпионат пилотов: финский гонщик Мика Хаккинен выиграл 1998 и 1999 годов чемпионаты мира , а Льюис Хэмилтон — чемпионат 2008 года . поставок двигателей команде через свою дочернюю компанию Mercedes В 2000 году, после пяти лет , Daimler AG воспользовалась опционом на покупку 40% акций TAG McLaren Group. [ 12 ] Деннис и Оджех сохранили за собой по 30% акций. [ 13 ] и каждый из них продал половину своей доли холдинговой компании Mumtalakat ( суверенный фонд благосостояния Королевства Бахрейн ) в 2007 году. [ 14 ] Хотя Daimler, как сообщается, рассматривал возможность приобретения оставшихся 60% у Денниса и Оджеха, вместо этого они купили Brawn GP (переименовав его в Mercedes GP ) в ноябре 2009 года; [ 15 ] их акции McLaren были проданы обратно Мумталакату, Деннису и Оджеху в 2010 году. [ 16 ]
Поскольку игра команды ухудшилась, отношения Оджеха с Деннисом сильно пострадали. С тех пор оба столкнулись с многочисленными разногласиями друг с другом. В это время McLaren подвергалась критике из-за неудовлетворительных результатов после возобновления соглашения о поставке трансмиссии с Honda, что повлияло на характеристики автомобиля. В 2014 году, когда Оджех был госпитализирован из-за заболевания легких, Деннис уволил генерального директора Мартина Уитмарша , который был близким другом Оджеха, и расторг командный контракт с мексиканским гонщиком Серхио Пересом , чтобы уступить место датскому гонщику Кевину Магнуссену ; и то, и другое противоречит желанию Оджеха. В 2015 году Деннис хотел оставить Кевина Магнуссена партнером Фернандо Алонсо . В 2015 году именно Одже вмешался и подорвал его, вынудив вместо него взять Дженсона Баттона . В 2016 году Рон Деннис ушел из McLaren. [ 17 ] [ 18 ] Позже Деннис безуспешно подал в суд на Оджеха и Мумталаката. [ 19 ]
Проблемы со здоровьем и смерть
[ редактировать ]В конце 2013 года Оджеху сделали двойную трансплантацию легких после того, как он страдал от болезни легких ИЛФ в течение предыдущих четырех лет, и в 2014 году он полностью выздоровел. [ 20 ]
Оджех умер утром 6 июня 2021 года в возрасте 68 лет. [ 21 ] [ 22 ] McLaren Racing отдала ему дань уважения, написав его имя в стиле логотипа McLaren на McLaren MCL35M и кепке команды на Гран-при Франции 2021 года . [ 23 ] [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мансур Одже» . RichList 2012. Архивировано из оригинала 27 февраля 2013 года . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Список компаний, связанных с Мансуром Оджехом – http://www.flixens.com/director/mansour-akram-ojjeh
- ^ «Полная информация об акционерах» . www.companyhouse.gov.uk . Дом компаний. 10 апреля 2019 года . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Рис, Дамиан (13 июля 2003 г.). «Вдова-миллиардер, играющая с Кордиантом» . Телеграф . Проверено 6 июля 2012 года .
- ^ Муравец, Лоран (2005). Князья тьмы: Саудовское нападение на Запад . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-4278-5 .
- ^ «Приказ дня» , Исправительное учреждение штата Нью-Йорк в Эльмире , Де Грюйтер, стр. 38–41, 31 декабря 1890 г., doi : 10.1515/9783111599526-008 , ISBN 978-3-11-159952-6 , получено 8 декабря 2023 г.
- ^ «Люди: Мансур Одже» . Новости Ф1 . Проверено 6 июля 2012 года .
- ^ «Ведение глобального бизнеса» . Колледж Менло . 27 апреля 2011 года . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Графф, Мишель (8 июня 2021 г.). «Мансур Одже, TAG в TAG Heuer, умер в возрасте 68 лет» . национальный ювелир .
- ^ Перейти обратно: а б «Мансур Одже» .
- ^ Бландсден, Джон (7 июля 1988 г.). «Деннис сталкивается с трудностями своего собственного успеха». Таймс . Газеты «Таймс».
- ^ «DaimlerChrysler покупает команду Формулы-1» . Хранитель . 4 февраля 2000 г. Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Daimler приобретает большую долю в McLaren» . Независимый . 11 июля 1999 года . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (9 января 2007 г.). «Бахрейнская компания покупает McLaren» . Автоспорт . Хеймаркет Медиа . Проверено 11 января 2007 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (16 ноября 2009 г.). «Mercedes берет на себя управление командой Brawn F1» . Би-би-си Спорт . Проверено 23 ноября 2009 г.
- ^ «McLaren отбирает акции у Daimler» . Хранитель . 18 марта 2010 г. Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (16 ноября 2016 г.). «Рон Деннис: босс McLaren завершает свой 35-летний срок полномочий» .
- ^ Бенсон, Эндрю (30 июня 2017 г.). «Рон Деннис: Как разбитая дружба привела к уходу из McLaren после 35 лет работы в качестве босса» .
- ^ Бенсон, Эндрю (11 ноября 2016 г.). «Рон Деннис: председатель McLaren провалил предложение Высокого суда» .
- ^ Благородный, Джонатан. «Акционер McLaren Мансур Одже восстанавливается после трансплантации легких» . autosport.com . Проверено 17 ноября 2016 г. .
- ^ Шеперд, Дэйв (6 июня 2021 г.). «McLaren Racing объявляет о смерти 68-летнего акционера Мансура Оджеха» . Бристоль в прямом эфире . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Мансур Одже, 25 сентября 1952 г. - 6 июня 2021 г.» . www.mclaren.com . 6 июня 2021 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ @McLarenF1 (18 июня 2021 г.). «В честь нашего друга Мансура Оджеха, обе машины McLaren в эти выходные будут носить его имя. Гонки для тебя, Мансур. 🧡» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ «McLaren разместила имя Мансура Оджеха на машине Формулы-1 в знак уважения к ключевому акционеру» . Журнал «Автомобильный спорт» . 18 июня 2021 г. Проверено 12 августа 2022 г.
- Бизнесмены Саудовской Аравии
- Представители автоспорта Саудовской Аравии
- Эмигранты из Саудовской Аравии во Франции
- Люди Саудовской Аравии сирийского происхождения
- Люди из Саудовской Аравии французского происхождения
- Владельцы команд Формулы-1
- 1952 года рождения
- 2021 смертей
- Люди Макларена
- Французы сирийского происхождения
- Сирийские бизнесмены
- Сирийские миллиардеры
- Реципиенты трансплантата легких
- Студенты колледжа Менло