Макларен М2Б
![]() M2B на выставке Гран-при Донингтона | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Брюс Макларен Автогонки | ||||||||
Дизайнер(ы) | Робин Херд | ||||||||
Преемник | М4Б | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Маллит - из алюминиевого сплава монокок со стальными переборками . | ||||||||
Подвеска (передняя) | Верхний радиусный рычаг и нижний поперечный рычаг , с коромыслом, внутренней пружиной /амортизаторами | ||||||||
Подвеска (задняя) | Верхний поперечный рычаг и радиусный рычаг с перевернутым нижним поперечным рычагом. Подвесная винтовая пружина/амортизаторы | ||||||||
Двигатель | Ford 406, 3,0-литровый двигатель V8 , без наддува , среднерасположенный. Serenissima M166, 3,0-литровый двигатель V8 , безнаддувный , среднерасположенный , среднемоторный, задний привод | ||||||||
Передача инфекции | ZF. 4- и 5-ступенчатая механическая коробка передач | ||||||||
Власть | 300–315 л.с. (224–235 кВт) при 9600 об/мин. [ 1 ] 221 фунт-фут (300 Нм) Крутящий момент | ||||||||
Масса | 535 кг (1179 фунтов) | ||||||||
Шины | Файерстоун | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Брюс Макларен Автогонки | ||||||||
Известные драйверы | ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Монако 1966 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Мексики 1966 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
McLaren M2B был McLaren команды Формулы-1 первым гоночным автомобилем , использовавшимся в сезоне 1966 года . Он был задуман в 1965 году, и ему предшествовала разработка автомобиля M2A . В конструкции , разработанной Робином Хердом инновационный, но проблемный материал маллит , использовался . Автомобиль был оснащен двигателями Ford и Serenissima , но обоим не хватало мощности и были проблемы с надежностью.
Управляемая основателем команды Брюсом Маклареном , M2B провела короткую карьеру в Гран-при, приняв участие в шести гонках и стартовав только в четырех. Он принес команде первое очко на Гран-при Великобритании и еще два очка на Гран-при США .
Предыстория и развитие
[ редактировать ]Компания Bruce McLaren Motor Racing была основана в 1963 году; Брюс Макларен был заводским гонщиком Cooper гоночной команды , участвовавшей в Формуле-1 , международном соревновании высшего уровня на одноместных автомобилях . [ 2 ] В течение двух лет команда McLaren участвовала в Tasman Series , соревновании одноместных автомобилей, которое проводилось в межсезонье чемпионата мира Формулы-1 , а также в различных гонках спортивных автомобилей . [ 3 ] Брюс Макларен продолжал участвовать в Гран-при (то есть гонках чемпионата Формулы-1) за Купера, но к 1965 году показатели команды ухудшались, и поэтому он решил построить свою собственную машину Формулы-1, чтобы участвовать в гонках в следующем году. [ 4 ] Несмотря на то, что McLaren сам был опытным инженером, он привлек Робина Херда для разработки автомобиля. [ 5 ] Херд был аэрокосмическим инженером, ранее работавшим в Национальном заводе газовых турбин (NGTE), где он участвовал в проекте «Конкорд» . [ 6 ] В сентябре 1965 года разработка автомобиля М2А была завершена. Оснащенный 4,5-литровым двигателем Oldsmobile V8 , он использовался для проверки дизайнерских идей Herd и Firestone . шин [ 7 ] Поскольку McLaren все еще работал в Cooper, команда McLaren первоначально отрицала, что они создают конкурента Формулы-1, утверждая, что M2A был всего лишь испытательным стендом для шин . [ 8 ]
На заводе в Колнбруке началось строительство как минимум двух шасси M2B, а третье, возможно, было начато, но не завершено. [ номер 1 ] К декабрю 1965 года M2A прошел более 2000 миль (3200 км) испытаний, и два гоночных двигателя были готовы к установке на M2B. Брюс Макларен тестировал машину на автодроме Гудвуд . [ 5 ] [ 11 ] Также в том же месяце к команде дизайнеров присоединился бывший коллега Херда по NGTE Гордон Коппак ; Позже Коппак стал главным дизайнером McLaren. [ 12 ] В феврале 1966 года дальнейшие испытания были проведены в Калифорнии, США, в преддверии начала сезона чемпионатов мира в мае. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]M2B представлял со средним расположением двигателя и задним приводом собой монокок , монококи были популяризированы автомобилем Lotus 1962 года 25 . [ 13 ] Под влиянием своего опыта в аэрокосмической отрасли Херд построил шасси из маллита , материала, который изначально был разработан для внутренней обшивки самолетов. Маллит — это композит пробкового дерева, склеенный между двумя листами алюминиевого сплава , который намного жестче обычного алюминиевого сплава, что является полезной характеристикой для гоночного автомобиля. Однако материал оказалось трудно согнуть для получения необходимых изогнутых форм, и поэтому, хотя прототип M2A был полностью изготовлен из маллита, за исключением стальных переборок, на M2B он использовался только для внутренней и верхней обшивки, а остальная часть была изготовлена из маллита. алюминиевый сплав. [ 5 ] Маллит также было сложно отремонтировать после повреждения в результате аварии. [ 4 ] Однако его использование означало, что шасси было самым жестким на тот момент для автомобилей с открытой кабиной, с жесткостью на кручение почти 10 000 фунт-футов (13 600 Нм) на градус. [ 14 ] Кузов из стеклопластика закрывал носовую часть, кабину и двигатель. [ 15 ] Топливо хранилось в резервуарах из резиновых мешков, расположенных внутри монокока. [ 10 ]
Знания Херда в области аэродинамики и опыт Брюса Макларена в гоночной программе спортивных автомобилей Ford в совокупности побудили команду экспериментировать с аэродинамической конструкцией кузова. M2A был оснащен задним антикрылом, которое создавало прижимную силу – давление, направленное вниз на автомобиль и шины, что позволяло быстрее проходить повороты – и сокращало время круга на три секунды на тестах на трассе Зандворт в ноябре 1965 года, за два с половиной года до Brabham и Brabham. Команды Ferrari в конечном итоге дебютировали на Гран-при. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Команда намеревалась использовать крыло на M2B, но этому помешали возникшие проблемы с двигателем. [ 17 ]
Подвеска представляла собой традиционную конструкцию на поперечных рычагах с внутренними винтовыми пружинами и амортизаторами спереди и внешними винтовыми пружинами и амортизаторами сзади. [ 11 ] [ 15 ] Торможение обеспечивалось Girling дисками диаметром 13 дюймов (330 мм) на колесах из магниевого сплава . [ 15 ] Колесная база составляла ровно 8 футов (2400 мм), а колея передней и задней части составляла 4 фута (1200 мм) и 4 фута 10,75 дюйма (1492,2 мм) соответственно. [ 19 ]

В 1966 году предел объема двигателя Формулы-1 был увеличен до 3,0 л с 1,5 л в предыдущие пять сезонов. [ 20 ] McLaren рассмотрела и обесценила двигатели British Racing Motors (BRM), Maserati , Coventry Climax Прежде чем остановить свой выбор на двигателе Ford V8, и Oldsmobile. Этот двигатель изначально был разработан для Индианаполиса 500 , ведущих гонок на овальных треках в США, и его объем пришлось уменьшить с 4,2 литра до предела в 3,0 литра. [ 21 ] Этот выбор был частично мотивирован верой в то, что он может получить финансовую поддержку от Форда, хотя этого так и не произошло. Бывший инженер BMW и Daimler-Benz Клаус фон Рюкер изначально был назначен провести переоборудование двигателя в Англии. [ 22 ] Однако прогресс был медленным, поэтому проект был передан компании Traco Engineering в Калифорнии, США, где под надзором Гэри Кнутсона из McLaren были внесены значительные изменения во внутренние устройства. [ 10 ] [ 22 ] В 4,2-литровом варианте двигатель Ford выдавал 470 л.с., и McLaren ожидал, что версия с уменьшенной мощностью будет производить около 335 л.с. [ 22 ] Фактически, он выдавал 300 л.с. в узком диапазоне мощности , и ему еще больше мешали большие размеры и вес; В сочетании с коробкой передач он весил почти столько же, сколько вся машина соперника команды Brabham. [ 5 ] [ 23 ] Чтобы дать время на дальнейшее развитие Ford, McLaren также использовала Serenissima в некоторых гонках 3,0-литровый двигатель V8 M166. Этот двигатель производил около 260 л.с. и требовал внесения изменений в монокок, но был, по крайней мере, относительно легким и компактным. [ 5 ] [ 24 ] [ 25 ] четырех- и пятиступенчатые и ZF коробки передач сцепление & Beck . Borg Использовались [ 15 ] [ 26 ]
Первоначально M2B предназначался для гонок в традиционной гоночной цветовой гамме Новой Зеландии - зеленом, черном и серебристом, разработанной Майклом Тернером . Однако из-за нехватки денег команда McLaren заключила финансовую сделку с создателями фильма «Гран-при» – драмы, включавшей в себя реальные кадры гонок – согласно которой автомобиль был окрашен в белый цвет с зеленой полосой (с серебряной окантовкой), чтобы символизировать вымышленная японская команда «Ямура» из фильма. [ 27 ] [ 28 ]
История гонок
[ редактировать ]
M2B с двигателем Ford дебютировал под управлением McLaren на открывающем сезон чемпионата мира Гран-при Монако . Там он квалифицировался 10-м на стартовой решетке и пробежал шестое место, но сошел с дистанции после девяти кругов из-за утечки масла. [ 8 ] [ 29 ] [ 30 ] После Монако McLaren решила, что «похоже, нам придется сделать некоторые довольно радикальные изменения в машинном отделении», и поэтому на следующей гонке в Бельгии был использован двигатель Serenissima. Однако замена блока не привела к немедленному решению проблемы, на практике окончательно повредив подшипники. Без запаски McLaren не смогла стартовать в гонке. [ 31 ] [ 32 ] Команда пропустила следующую гонку во Франции , [ 33 ] но на Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче M2B финишировал шестым и набрал первое чемпионское очко McLaren. [ 24 ] [ 34 ] Еще один незапуск произошел, когда Серениссима снова потерпела неудачу перед Гран-при Голландии . [ 35 ] а заявки на участие в Гран-при Германии и Италии были отозваны в ожидании подготовки улучшенного двигателя Ford. [ 33 ] [ 36 ] В такой экипировке на Гран-при США McLaren добралась до пятого места и получила еще два очка. [ 36 ] [ 37 ] На заключительном этапе в Мексике задняя часть кузова была срезана, чтобы предотвратить перегрев, но во время гонки двигатель вышел из строя. [ 36 ] [ 38 ] [ 39 ] McLaren планировал, что Крис Эймон , который уже участвовал в гонках на спортивных автомобилях команды, будет участвовать в гонках на второй машине, но проблемы с двигателем помешали этому. [ 24 ]
Таблица результатов чемпионата мира
[ редактировать ]Год | Команда | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Очки [ номер 2 ] | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Брюс Макларен Автогонки | Форд 406 3.0 V8 | Ф | МОЙ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ВНИЗ | ДАВАТЬ | ОНА | олень | МЕКСИКА | 2 | 9-е место | |
Крис Амон | ДНК | ДНК | ДНК | ДНК | ВД | ||||||||||
Брюс Макларен | Верно | 5 | Верно | ||||||||||||
Очень чистый M166 3.0 V8 | DNS | ДНК | 6 | DNS | 1 | 11-е | |||||||||
Ссылки | [ 10 ] [ 33 ] [ 40 ] [ 41 ] | [ 42 ] |
Ключ |
---|
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие успеха M2B, Херд сказал о команде: «Все были в десять раз более полны решимости добиться большего в следующем году». [ 43 ] Что касается дизайна автомобиля, он отметил, что «наш акцент, как правило, делался больше на элегантность конструкции шасси, а не на дизайн действительно быстрого гоночного автомобиля» и что «мы ... были склонны к технической изобретательности». и ерунда, а не инженерия, способствующая победе в гонках». [ 6 ] Член команды, а затем менеджер организации Тедди Майер сказал: «Наши основные проблемы заключались в выборе двигателя Ford». [ 44 ] Личный секретарь Брюса Макларена и писатель Эоин Янг согласен с этим. [ 45 ] Победители чемпионатов пилотов и конструкторов 1966 года Джек Брэбэм и его одноименная команда использовали модифицированный Repco двигатель Oldsmobile под маркой. Его мощность составляла примерно 290 л.с. – меньше, чем у Ford, – но его легкий вес и надежность сделали его эффективным. Несмотря на то, что Oldsmobile использовался в спортивных гоночных автомобилях, команда McLaren не обращала на него внимания. Впоследствии Майер сказал: «Мы рассматривали этот вариант, но те модификации, которые сделала Repco, были далеко за пределами наших возможностей, и я очень сомневаюсь, что мы могли бы сделать с ним что-то большее, чем мы сделали с Indy Ford». [ 20 ] [ 44 ] [ 46 ]
В более поздних автомобилях McLaren отказались от Mallite в пользу традиционной алюминиевой конструкции; Двигатель Ford и Serenissima также не получил дальнейшего развития. [ 47 ] В 1967 году двигатели BRM устанавливались на M4B и M5A, но только когда в 1968 году стал доступен Cosworth DFV , McLaren одержала свои первые победы в Формуле-1 на M7A . [ 30 ] Херд продолжал проектировать все эти автомобили, пока не уехал в Cosworth в 1967 году. [ 48 ] С тех пор McLaren стала одной из самых успешных команд Формулы-1.
M2A был продан для использования различными частными гонщиками в Соединенном Королевстве, прежде чем был уничтожен пожаром в 1969 году. [ 49 ] Источники предполагают, что аналогичным образом были проданы три шасси M2B; один ожидает реставрации в Соединенных Штатах, а другой в настоящее время выставлен на выставке Гран-при Донингтона . [ 10 ] [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Най (1988) и «The M2B» без оговорок заявляют, что три шасси были начаты, но завершены только два, в то время как Тейлор (2009) говорит, что «кажется вероятным, что были построены только две машины», но что существование третьего шасси "возможно". [ 5 ] [ 9 ] [ 10 ] Янг (1995) не упоминает третью машину.
- ^ Очки начислялись отдельно за каждую комбинацию шасси и двигателя. McLaren-Ford были 9-ми с 2 очками; McLaren-Serenissima заняла 11-е место с 1 очком.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Двигатель Форд • СТАТС Ф1» .
- ^ Генри 1999 , стр. 15–18.
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 65–85
- ^ Jump up to: а б Генри 1999 , с. 18
- ^ Jump up to: а б с д и ж «М2Б» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 31 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Янг 1995 , с. 89
- ^ Най 1988 , с. 83
- ^ Jump up to: а б Янг 1995 , с. 67
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 88
- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 2009 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 86
- ^ Най 1988 , с. 53
- ^ Тремейн и Хьюз 1998 , с. 209
- ^ «М2Б» . Брюс Макларен Траст . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 31 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Янг 1995 , с. 202
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 52–53
- ^ Jump up to: а б Янг 1995 , стр. 90–91.
- ^ Тремейн и Хьюз 1998 , с. 210
- ^ Причард 1986 , с. 152
- ^ Jump up to: а б Тремейн и Хьюз 1998 , стр. 223–224.
- ^ Браун, Аллен. «Истории автомобилей McLaren M2B» . oldracingcars.com . Проверено 24 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Янг 1995 , стр. 103–105.
- ^ «Гран-при Монако — 1966» . mclaren.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 31 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Най 1988 , с. 90
- ^ Уильямс 1991 , с. 11
- ^ Генри 1999 , с. 19
- ^ Генри, Алан (2006). Автокурс : 2006-07 . Издательство Crash Media Group. п. 153.
- ^ «Цвета Макларена» . Официальный сайт фильма Брюса Макларена . Архивировано из оригинала 25 апреля 2023 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ^ «Результаты Гран-при Монако 1966 года» . grandprix.com . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Формула-1 – жесткая и беспощадная» . Брюс Макларен Траст . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ «Результаты Гран-при Бельгии 1966 года» . grandprix.com. Архивировано из оригинала 2 июля 2007 года . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 88–90
- ^ Jump up to: а б с Най 1988 , Приложение 3
- ^ «Результаты Гран-при Великобритании 1966 года» . grandprix.com . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Голландии 1966 года» . grandprix.com . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Най 1988 , с. 91
- ^ «Результаты Гран-при США 1966 года» . grandprix.com . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Результаты Гран-при Мексики 1966 года» . grandprix.com . Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ Уильямс 1991 , с. 13
- ^ «ИТОГИ ГОНКИ 1966 ГОДА» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Тейлор 2009 , с. 290
- ^ «Зачет конструкторов 1966 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Янг 1995 , с. 70
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , с. 35
- ^ Янг 1995 , стр. 88–89.
- ^ Янг 1995 , стр. 106–107.
- ^ Янг 1995 , стр. 203–215.
- ^ Най 1988 , стр. 100-1. 53–54
- ^ Jump up to: а б Най 1988 , стр. 101-1. 91–92
Библиография
[ редактировать ]- Генри, Алан (1999). McLaren: гоночная команда Формулы-1 . Хейнс. ISBN 1-85960-425-0 .
- Най, Дуг (1988) [1984]. McLaren: Гран-при, Can-Am и Indy Cars (новое издание). Издательство Гильдии. ISBN 0-905138-54-6 .
- Причард, Энтони (1986). Справочник автомобилей Формулы-1 1966-1986 гг . Публикации Астон.
- Тейлор, Уильям (2009) [2008]. Тремейн, Дэвид (ред.). McLaren - Автомобили 1964–2008 (второе изд.). Котери Пресс. ISBN 978-1-902351-34-6 .
- Тремейн, Дэвид ; Хьюз, Марк (1998). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Демпси Парр. ISBN 1-84084-037-4 .
- Уильямс, Джеффри (1991). McLaren: История гонок . Кровуд Пресс. ISBN 1-85223-603-5 .
- Янг, Эоин (1995) [1971]. Брюс Макларен: Человек и его гоночная команда . Патрик Стивенс. ISBN 1-85260-511-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]