БРМ П261
![]() P261 на Silverstone Classic 2007 | |||||||||
Категория | Формула-1 / Тасман | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Британские гоночные моторы | ||||||||
Дизайнер(ы) | Tony Rudd | ||||||||
Предшественник | БРМ П61 | ||||||||
Преемник | БРМ П67 / БРМ П83 | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Дюралюминиевый монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с внутренними пружинами / амортизаторами , | ||||||||
Подвеска (задняя) | Двойные поперечные рычаги, с внешними пружинно -амортизирующими блоками. | ||||||||
Осевая колея | F: 54 дюйма (1372 мм) (регулируется) R: 53 дюйма (1346 мм) (регулируется) | ||||||||
Колесная база | 91 дюйм (2311 мм) (регулируемый) | ||||||||
Двигатель | BRM P56, 1498 куб.см (91,4 куб.дюйма), V8, безнаддувный, среднерасположенный | ||||||||
Передача инфекции | БРМ П72 6-ступенчатая механика | ||||||||
Масса | 1028 фунтов (466,3 кг) | ||||||||
Топливо | Оболочка | ||||||||
Шины | Данлоп | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Оуэн Рэйсинг Организация Рег Парнелл Рэйсинг Бернард Уайт Расинг | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Монако 1964 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Монако 1964 года. | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Монако 1966 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Италии 1968 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 (2-й: 1964 ; 1965 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 (2-й: 1964 ; 1965 — Грэм Хилл ) | ||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
BRM P261 , также известный как BRM P61 Mark II , — автомобиль Формулы-1 гоночный , спроектированный и построенный командой British Racing Motors в Борне , Линкольншир , Англия . BRM P261 был представлен в сезоне Формулы-1 1964 года , и его дизайн был развитием Тони Радда уникального BRM P61 автомобиля 1963 года . У P261 была относительно долгая гоночная карьера; варианты автомобиля все еще участвовали в Гран-при чемпионата мира Формулы-1 даже в 1968 году . За свою карьеру BRM P261 выиграли шесть гонок чемпионата мира под руководством заводских гонщиков Грэма Хилла и Джеки Стюарта и заняли второе место как в зачете пилотов, так и в чемпионате конструкторов в 1964 и 1965 годах . Стюарт, Хилл и Ричард Эттвуд также использовали заводские P261 для участия в серии Tasman Series в 1966 году. BRM доминировали: Стюарт выиграл четыре, Хилл - две, а Эттвуд - одну из восьми гонок Tasman Series 1966 года . [ 1 ] Стюарт также выиграл титул. Надежная команда Reg Parnell Racing вернулась в 1967 году со Стюартом и Эттвудом, где Стюарт добавил к своему счету еще две победы. По количеству выигранных гонок и общему количеству набранных чемпионских очков P261 был самым успешным автомобилем в истории BRM. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Шасси
[ редактировать ]
Колина Чепмена Lotus Монокок 25 положил 1962 года начало старым конструкциям шасси с пространственной рамой , и большинство других конструкторов Формулы-1 поспешно начали работу над собственными монококовыми автомобилями. BRM P261 был British Racing Motors шасси компании первым полностью монококовым . [ 3 ] Его прототип, единственный P61, представленный в 1963 году , стал пионером многих элементов монокока BRM, но использовал трубчатый подрамник для задней установки двигателя . Как следует из названия, дизайнер Тони Радд P261 (или P61 Mark II) просто использовал структуру P61, а не представлял совершенно новый автомобиль. Чтобы подчеркнуть эту преемственность, нумерация шасси P261 продолжает последовательность P61, причем первое шасси P261 имеет номер 261 2 . [ 4 ]
У BRM уже был некоторый опыт создания напряженной обшивки для BRM P25 , поэтому Радд имел хорошие возможности для использования новой технологии в полной мере. Этот предыдущий опыт означал, что использование Раддом монокока несколько отличалось от рамы новаторского Lotus. Если модель 25 представляла собой раму швеллерного сечения с открытым верхом, внутри которой сидел водитель, то шасси P261 представляло собой тонкое трубчатое сечение, в котором было вырезано отверстие для доступа водителя. [ 3 ] Для замены подрамника Р61 боковые понтоны шасси Р261 были выдвинуты за сиденье водителя, а двигатель установили между ними. Внутри понтонов использовались резиновые ячейки для удержания топлива. Это вызвало осложнения на ранних этапах эксплуатации P261, поскольку новая версия двигателя P56 V8 от BRM с высоким выхлопом не была готова к началу сезона 1964 года, и в понтонах пришлось прорезать отверстия, чтобы можно было выпустить выхлопные трубы старых моделей. , версия с низким выхлопом для прохождения через них. [ 3 ] Двигатель с центральным выхлопом появился на Гран-при Италии 1964 года на новом шасси Грэма Хилла «2616», и этот и «2617», который был обычным автомобилем Джеки Стюарта в 1965 году, были единственными двумя P261, у которых не было выхлопных прорезей. Они были покрыты металлическими пластинами на более ранних автомобилях, которые оставались в эксплуатации, но при необходимости их можно было открыть для установки внешних выхлопных двигателей, как это произошло на чемпионате Тасмана 1967 года.
Двигатель
[ редактировать ]
По сравнению со старым двигателем положение впускных труб и выпускных коллекторов было изменено так, что выхлопные газы выходили на верхнюю поверхность двигателя, внутри V-образного сечения цилиндра, а впускные отверстия выступали над понтонами шасси по обе стороны от двигателя. машина. Между понтонами шасси двигатель закрывался съемной изогнутой панелью. Завершали капот двигателя почти круговой редуктор и крышка дифференциала сзади, сквозь которую выступали выхлопные патрубки выхлопных труб. Смещение воздухозаборников к внешним краям автомобиля позволило двигателю потреблять более холодный и плотный воздух, увеличивая выходную мощность двигателя. Компактный выхлопной патрубок также позволил компактно разместить моторный отсек. [ 3 ] Однако из-за накопления тепла от замкнутого коллектора пришлось прорезать отверстие в верхней части крышки двигателя. Несмотря на это, бочкообразная задняя часть БРМ P261 стала одной из ее наиболее отличительных визуальных особенностей. [ 3 ]

Внутреннее устройство двигателя осталось почти неизменным по сравнению с агрегатом, разработанным Питером Бертоном , который был установлен в версии V8 P57 , BRM P578 , с которым Грэм Хилл выиграл чемпионат мира в 1962 году . BRM экспериментировала с с четырьмя клапанами версией двигателя на цилиндр, но от нее отказались в пользу проверенной и проверенной, квадратной (68,5 x 50,8 мм) распредвалами и впрыском топлива с четырьмя двухклапанной конфигурации . Двигатель Формулы-1 1965 года имел мощность 210 л.с. (157 кВт) при 11 000 об/мин, но в Монце был повышен до 220 л.с. (164 кВт) при 11 750 об/мин. В форме Формулы-1 объем двигателя составлял 1498 куб.см (91 куб.дюйм), но для гонок Tasman Series в начале 1966 года этот объем был увеличен до 1916 куб.см (116,9 куб.дюйма). [ 1 ] В 1966 году верхний предел объема двигателя Формулы-1 был увеличен с 1,5 до 3,0 литров, а 1,9-литровый агрегат Tasman также был принят на вооружение для чемпионата мира. [ 5 ] По ходу сезона его увеличили до 2,0 литров. Для поездки P261 на Антиподы в 1967 году объем двигателя был увеличен еще больше, что позволило создать лучшую версию объемом 2136 куб. См (130,3 куб. Дюймов), которая позже в том же году использовалась в нескольких гонках Формулы-1. В попытке сохранить конкурентоспособность P261 в 1968 году пятое шасси было оснащено новым 3-литровым двигателем V12 BRM, но безуспешно.
Вспомогательное оборудование
[ редактировать ]Полностью независимая подвеска на двойных поперечных рычагах использовалась на всех четырех углах. Еще одним существенным изменением конструкции P61 было перемещение компонентов амортизатора подвески наружу сзади. Первоначально этот переключатель был сделан для размещения дополнительного пространства в крышке распредвала, необходимого для использования 32-клапанного двигателя, но, хотя этот блок был отложен, геометрия подвески была сохранена. [ 3 ] В передней части винтовая пружина и амортизаторы остались внутри монокока, что привело к чистому аэродинамическому профилю вокруг носового обтекателя автомобиля. Торможение осуществлялось подвесными Dunlop дисковыми тормозами по всему периметру.
Всего было построено шесть машин БРМ П261, причем как первое, так и последнее построенное шасси за время эксплуатации были списаны и восстановлены на заводе. Все шестеро выживают. [ 4 ]
История соревнований
[ редактировать ]1964
[ редактировать ]BRM P261 дебютировал на гонках Daily Mirror Trophy , не относящихся к чемпионату , в Снеттертоне 14 марта 1964 года. [ 6 ] На тот момент была готова только одна машина, и она была зарегистрирована для водителя с большим стажем работы Грэма Хилла. Автомобиль сразу показал свои надежды: Хилл занял второе место в квалификации, уступив только Lotus 25 новоиспеченного чемпиона мира Джима Кларка . К несчастью для Хилла, в самой гонке он сошел из-за аварии только на седьмом круге. Гонки по шейкдауну в начале сезона продолжились для команды BRM хорошо; Хилл показал лучший круг в Гудвуде автомобиля 30 марта, и ему помешали выиграть только тогда, когда ротор упал за два круга до конца. Хилл добавил еще два вторых места на гонках Aintree 200 и BRDC International Trophy перед первой гонкой сезона чемпионата мира .

Несмотря на довольно промежуточный характер конфигурации двигателя и шасси, во время своего дебюта на чемпионате мира на Гран-при Монако 1964 года BRM P261 показал лучшие результаты на старте. Хотя Хиллу и его товарищу по команде Ричи Гинтеру удалось квалифицироваться только на третьем и восьмом местах соответственно, в гонке Хилл показал лучший круг, и два P261 финишировали первым и вторым. Это была первая из пяти побед Хилла на Лазурном берегу. Хилл продолжал хорошо выступать на протяжении первой половины сезона и трижды подряд занимал вторые места во Франции , Великобритании и Германии . По иронии судьбы, именно с появлением в Италии правильной версии двигателя с высоким выхлопом надежность автомобиля начала снижаться. В Монце Хилл квалифицировался на первом ряду стартовой решетки, но пока он сидел и ждал, пока упадет флаг, его сцепление заклинило, и его машина стояла неподвижно, пока остальная часть поля проносилась мимо него. Хилл отыгрался и одержал победу в США , но в финале сезона в США ему не хватило очков. Мексика после столкновения с Бандини . Благодаря разумным результатам Гинтера, BRM закончила сезон вторым в Кубке конструкторов, а Хилл также вторым в чемпионате пилотов.
1965
[ редактировать ]
Новым гонщиком BRM, подписавшим контракт на сезон Формулы-1 1965 года, был многообещающий молодой шотландец Джеки Стюарт . В своей самой первой гоночной встрече за команду, « Гонке чемпионов» 1965 года в Брэндс-Хэтче , Стюарт использовал свой P261, чтобы сразу же отличиться, заняв второе место в общем зачете после двух заездов. Стюарт одержал свою первую полную победу в гонке International Trophy в том году. К счастью для BRM, ненадежность автомобиля в конце сезона была устранена к началу сезона чемпионата мира 1965 года, и из двадцати стартов BRM P261 на Гран-при только четыре не привели к результативному финишу. Хилл снова выиграл в Монако и США , в то время как Стюарт в конечном итоге выиграл Гран-при Италии , одержав победу в гонке чемпионата мира только за свой первый сезон в Формуле-1, стерв воспоминания об унижении прошлого года в Монце. По итогам сезона BRM снова заняла второе место в зачете конструкторов, а Хилл и Стюарт заняли второе и третье места соответственно в чемпионате пилотов.
1966
[ редактировать ]После окончания сезона чемпионата мира 1965 года компания BRM оснастила два своих шасси увеличенной 1,9-литровой версией двигателя V8 и отправила их в Австралию и Новую Зеландию для участия в серии Tasman Series. Хилл и Стюарт сопровождали их вместе с запасным пилотом Ричардом Эттвудом и сразу же приступили к доминированию в чемпионате, несмотря на то, что P261 уступал более пол-литра старым автомобилям с двигателем Climax . [ 1 ] Лидирующая пара финишировала первой и второй в гонке открытия сезона: Гран-при Новой Зеландии . Поскольку Хилл пропустил остаток раундов Новой Зеландии, Эттвуд оказался способной заменой и одержал одну победу и второе место в своих трех стартах гонок. По возвращении Хилла в команду на австралийские этапы он одержал вторую победу в гонке, и его результаты были достаточно сильными, чтобы он финишировал вторым в зачете чемпионата, уступив только своему товарищу по команде Стюарту, одержавшему четыре победы в серии. расписание из восьми гонок.
В Европе только Brabham , Ferrari и Cooper смогли обеспечить настоящий 3-литровый двигатель для своих автомобилей Формулы-1. Другие, такие как BRM, должны были начать сезон Формулы-1 1966 года с увеличенными версиями своих старых двигателей. [ 5 ] У BRM действительно был в разработке амбициозный двигатель H16 , но в первых нескольких гонках команде пришлось использовать P261, которому уже два года. Несмотря на это препятствие, Джеки Стюарт занял первое место на открывающем сезон Гран-при Монако . Однако, когда Джека Брэбэма был Brabham BT19 с двигателем H16 на высоте, P261 Хилла и Стюарта были превзойдены и были заменены P83 в последних трех гонках сезона. Команда Chamaco Collect участвовала в пяти гонках с американцем Бобом Бондюрантом и с южноафриканцем Виком Уилсоном, родившимся в Великобритании, в одной. Уилсон был двоюродным братом босса команды Бернарда Уайта, который впоследствии переименовал свою команду в менее экзотическую Bernard White Racing и участвовал в двух последних гонках 1966 года на капере P261 за Innes Ireland , но ни в одной из них ему не удалось финишировать.
1967–1969
[ редактировать ]
Вместо того, чтобы отправлять полную рабочую команду на сезон Tasman Series 1967 года, BRM предпочла оказать поддержку частной команде Reg Parnell Racing . [ 1 ] Команда Парнелла подготовила два P261 для заводского гонщика Стюарта и победителя гонки прошлого года Ричарда Эттвуда. Установив 2,1-литровый двигатель V8, Стюарт снова обеспечил победу BRM на открывающем сезон Гран-при Новой Зеландии. Несмотря на то, что Эттвуд четыре раза подряд поднимался на подиум, его заменили Пирс Кураж и Крис Ирвин в австралийских раундах. Хотя Кураж не смог добиться успеха, Ирвин завершил сезон, заняв третье место в Лонгфорде . Стюарт финишировал вторым в турнирной таблице серии, но набрал менее половины очков победителя чемпионата Джима Кларка.
Парнелл продолжал использовать 2,1-литровый P261 для Криса Ирвина и Пирса Куража в течение последующего сезона Формулы-1 1967 года , а Бернард Уайт управлял другим двигателем для Дэвида Хоббса на Гран-при Великобритании и Канады. Однако, поскольку P83 теперь является основным заводским автомобилем, заводская команда Борна только дважды выставляла P261 на чемпионате мира, хотя Стюарт все же занял третье место на Гран-при Франции 1967 года на своем автомобиле.
Педро Родригес в последний раз в сезоне 1968 года вернулся на P261 в серию Tasman Series и занял второе место на этапе в Лонгфорде. Но с учетом широкой доступности Cosworth DFV 3-литрового двигателя V8 в сезоне Формулы-1 1968 года, после конца 1967 года в Европе не было особых причин использовать старое шасси, превосходящее по классу и недостаточно мощное. Тем не менее, шасси под номером 261 5 было оснащено BRM новый двигатель V12 , замена H16, для нескольких участников гонок, не входящих в чемпионат. Ее лучшим результатом стало третье место на Гран-при Мадрида, хотя это была лишь вторая гонка, которую машине удалось финишировать за весь год. Австралийский гонщик Фрэнк Гарднер попытался квалифицировать автомобиль с двигателем V12 для участия в Гран-при Италии 1968 года , но его время было слишком медленным. Яна Митчелла Капер P261 действительно участвовал в гонках British Formula 5000 Guards Trophy в 1969 году, но ему не удалось финишировать ни в одной гонке. Тони Дин управлял P261 на Гран-при Мадрида 1969 года в Хараме . Современные отчеты показывают, что он финишировал вторым, но проехал только 39 кругов из 40. Питер Гетин сломался на 40-м круге, и в некоторых более поздних отчетах он считается вторым. [ 7 ]
Результаты чемпионата мира
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
^ 1 В эту сумму включены очки, набранные БРМ Р83. автомобилями
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П56 1,5 V8 | Д | ДМТ | СЗТ | СЭР | АЙН | ИНТ. | СОЛНЦЕ | С | РАН | |
Грэм Хилл | Верно | Верно | 2 | 2 | Верно | |||||||
Ричи Гинтер | ДНК | DNS | ДНК | |||||||||
Ричард Эттвуд | ДНК | |||||||||||
1965 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П56 1,5 V8 | Д | РПЦ | СЭР | СМТ | ИНТ. | С | РАН | |||
Грэм Хилл | Северная Каролина | 2 | Верно | |||||||||
Джеки Стюарт | 2 | Верно | 1 | |||||||||
1966 | Команда Чамако Соберите | БРМ П60 2.0 V8 | Г | ЮАР | СЭР | ИНТ. | ОЛЛ | |||||
Вик Уилсон | 4 | 9 | ||||||||||
Бернард Уайт Расинг | БРМ П60 1,9 V8 | Д | Иннес Ирландия | 4 | ||||||||
1967 | Рег Парнелл Рэйсинг | БРМ П60 2.1 V8 | Ф | РПЦ | НПЦ | ИНТ. | СЭР | ОЛЛ | ESP | |||
Майк Спенс | 6 | Верно | ||||||||||
1968 | Бернард Уайт Расинг | БРМ П101 3,0 В12 | Г | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ | ||||||
Дэвид Хоббс | 9 | 6 | 6 | |||||||||
Конюшня автоспорта | БРМ П60 2.1 V8 | Тони Ланфранчи | 5 | |||||||||
1969 | А.Г. Дин | БРМ П101 3,0 В12 | РПЦ | ИНТ. | БЕЗУМНЫЙ | ОЛЛ | ||||||
Тони Дин | 2 | |||||||||||
Б. А. Мур | Чарльз Лукас | Верно |
Результаты Тасманской серии
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Водитель | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П60 1,9 В8 |
ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | ВОЙНА | ЛАК | САН | ЛОН | |
Джеки Стюарт | 2 | Верно | 1 | 1 | (4) | Верно | 1 | 1 | |||
Грэм Хилл | 1 | 2 | 1 | (3) | 2 | ||||||
Ричард Эттвуд | 1 | 2 | Верно | ||||||||
1967 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П111 2.1 В8 |
ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | ЛАК | ВОЙНА | САН | ЛОН | |
Джеки Стюарт | 1 | 2 | Верно | Верно | Верно | 1 | Верно | Верно | |||
Ричард Эттвуд | 3 | 3 | 2 | 2 | |||||||
Пирс Кураж | Верно | ||||||||||
Крис Ирвин | Верно | 4 | 3 | ||||||||
1968 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П111 2.1 В8 |
ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | НА | ВОЙНА | САН | ЛОН | |
Питер Родригес | Верно | 6 | 6 | 2 |
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Автогонки Новой Зеландии
- ^ ChicaneF1.com
- ^ Jump up to: а б с д и ж Парад прототипов...
- ^ Jump up to: а б OldRacingCars.com
- ^ Jump up to: а б Фиппс, 1966 год.
- ^ ГЕЛЬ Автоспорт...
- ^ Дженкинсон, Денис (май 1969 г.). «Мадридский Гран-при» . «Автоспорт» Архив журнала . п. 23 . Проверено 30 января 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Фиппс, Д. 1966. Автокурс: обзор международного автоспорта, 1966 . Хеймаркет Пресс.
- Парадный прототип № 185: BRM 1965 F/1 V-8 с высоким выхлопом . Модели автомобилей . 2/6 (июнь 1965 г.), с. 254-255
- «БРМ П261» . Легенды 65-го года . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 28 сентября 2007 г.
- «БРМ П261» . OldRacingCars.com . Проверено 28 сентября 2007 г.
- «Модель автомобиля: БРМ П261» . ChicaneF1.com . Проверено 28 сентября 2007 г. (Статистика чемпионата мира.)
- «Тасманская серия» . Новозеландские автогонки . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 г. Проверено 28 сентября 2008 г. (Результаты серии Тасмана.)
- «Архив Формулы-1» . Информационная страница GEL Motorsport . Архивировано из оригинала 1 октября 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 г. (Другие результаты гонок.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео запуска и настройки P261 в паддоке. Ютуб .
- Фотографии и краткие сведения о шасси . Информационная страница British Racing Motors (неофициальная) .
- Моделирование P261 Детализированная, управляемая версия 1,5-литровой версии BRM P261 F1 была доступна в 2004 году как часть бесплатно доступного мода 1965 года для компьютерного гоночного симулятора Grand Prix Legends . Обновленная версия 1966 года с 2-литровым двигателем и соответствующей физикой была выпущена как часть «66 Mod» в 2007 году.