Джеки Стюарт
Рожденный | Джон Янг Стюарт 11 июня 1939 г. Милтон , Данбартоншир , Шотландия |
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | Британский |
Активные годы | 1965 – 1973 |
Команды | БРМ , Матра , Марч , Тиррелл |
Записи | 100 (99 стартов) |
Чемпионаты | 3 ( 1969 , 1971 , 1973 ) |
Победы | 27 |
Подиумы | 43 |
Карьерные очки | 359 (360) [1] |
Поул-позиции | 17 |
Самые быстрые круги | 15 |
Первая запись | Гран-при Южной Африки 1965 года. |
Первая победа | Гран-при Италии 1965 года. |
Последняя победа | Гран-при Германии 1973 года. |
Последняя запись | Гран-при США 1973 года. |
Сэр Джон Янг Стюарт ОБЕ (родился 11 июня 1939 года) — бывший британский гонщик Формулы-1 из Шотландии . По прозвищу «Летучий шотландец» он выступал в Формуле-1 с 1965 по 1973 год, выиграв три чемпионата мира среди пилотов и дважды за эти девять сезонов заняв второе место. Он был единственным британским гонщиком, выигравшим три чемпионата до Льюиса Хэмилтона в 2015 году.
За пределами Формулы-1 он едва не упустил победу в своей первой попытке на гонке Индианаполис 500 в 1966 году и участвовал в серии Can-Am в 1970 и 1971 годах. В период с 1997 по 1999 год в партнерстве со своим сыном Полом он был Руководитель гоночной команды Stewart Grand Prix F1. После ухода из гонок Стюарт был спортивным комментатором телеканала ABC как на автогонках, освещая Индианаполис 500 более десяти лет, так и на нескольких летних Олимпийских играх, освещая многие мероприятия, отличаясь своим ярко выраженным шотландским акцентом. Стюарт также работал представителем телевизионной рекламы Ford Motor Company и пива Heineken .
Стюарт сыграл важную роль в повышении безопасности автогонок, проведении кампаний за улучшение медицинских учреждений и улучшении трасс на автодромах. После смерти Джона Сёртиса в 2017 году он стал последним выжившим чемпионом мира Формулы-1 1960-х годов. Он также является старейшим из ныне живущих победителей Формулы-1.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Стюарт родился в Милтоне , Данбартоншир , Шотландия , деревне в пятнадцати милях к западу от Глазго . Семья Стюарта занималась торговлей автомобилями в Остине , а позже и в Jaguar , и построила успешный бизнес. Его отец был мотогонщиком- любителем . [2] а его брат Джимми был автогонщиком с местной репутацией, выступал за Ecurie Ecosse и участвовал в Гран-при Великобритании 1953 года в Сильверстоуне .
Стюарт посещал начальную школу Хартфилда в соседнем городе Дамбартон и перешёл в Дамбартона в возрасте 12 лет Академию . его регулярно ругают и унижают как учителя, так и сверстники за то, что он «тупой» и «толстый». [3] Стюарт не смог продолжить свое среднее образование после 16 лет и начал работать в гараже своего отца учеником механика. На самом деле ему не ставили диагноз дислексия до 1980 года, когда это заболевание было диагностировано у его старшего сына Марка. Узнав, что дислексия может передаваться генетически, и увидев у своего сына очень похожие симптомы, которые он испытывал в детстве, Стюарт спросил, можно ли ему пройти тестирование, и ему поставили диагноз расстройства, и к тому времени ему исполнился 41 год. . [4] Он сказал: «Когда у вас дислексия и вы находите что-то, что у вас хорошо получается, вы вкладываете в это больше, чем кто-либо другой; вы не можете думать так, как умные люди, поэтому вы всегда думаете не коробка». [5]
В возрасте 13 лет Стюарт выиграл соревнования по стрельбе по стендовым голубям, а затем стал призёром шотландской команды по стрельбе, соревнуясь в Великобритании и за рубежом. Он выиграл чемпионаты Великобритании, Ирландии, Уэльса и Шотландии по стендовой стрельбе и дважды выигрывал чемпионат Европы «Coupe de Nations». Он боролся за место в британской сборной по стендовой стрельбе на летних Олимпийских играх 1960 года , но финишировал третьим после Джозефа Уитера и Бретта Хатхарта. [3]
Первой машиной Стюарта был светло-зеленый Austin A30 с «сиденьями из натуральной кожи», который он купил незадолго до своего семнадцатого дня рождения за 375 фунтов стерлингов - деталь, которую он смог вспомнить в интервью интервьюеру шестьдесят лет спустя. Покупную цену он накопил за счет чаевых, полученных за работу в семейном гараже. [6] Он принял предложение Барри Файлера, клиента семейного бизнеса, провести испытания ряда его автомобилей в Оултон-парке . В 1961 году Филер представил Marcos , на котором Стюарт одержал четыре победы и один раз участвовал в соревнованиях на Aston DB4GT Филера . В 1962 году, чтобы решить, готов ли он стать профессиональным водителем, он протестировал Jaguar E-type в Оултон-парке, сравнявшись с показателями Роя Сальвадори на аналогичной машине годом ранее. [7] Он выиграл две гонки, свою первую в Англии, на E-type, и Дэвид Мюррей из Ecurie Ecosse предложил ему прокатиться на Tojeiro EE Mk2 и их Cooper T49 , на которых он выиграл в Гудвуде . В 1963 году он одержал четырнадцать побед, вторую и две трети, шесть раз сойдя с дистанции. [7]
В 1964 году Стюарт снова подписал контракт с Ecurie Ecosse. Кен Тиррелл , тогда возглавлявший Formula Junior команду компании Cooper Car Company , услышал о молодом шотландце от менеджера трассы Гудвуда и позвонил Джимми Стюарту, чтобы узнать, не заинтересован ли его младший брат в пробах. [7] Стюарт приехал на тесты в Гудвуде, взяв на себя новый и очень конкурентоспособный болид Формулы-3 T72-BMC, который Брюс Макларен . тестировал [7] Вскоре Стюарт улучшил результаты McLaren, заставив McLaren вернуться на трассу и проехать несколько более быстрых кругов. И снова Стюарт оказался быстрее, и Тиррелл предложил Стюарту место в команде. [3]
Гоночная карьера
[ редактировать ]В 1964 году Стюарт выступал в Формуле-3 (F3) за Тиррелла. Его дебют на мокрой дороге в Снеттертоне 15 марта был доминирующим; он лидировал на 25 секунд всего за два круга, прежде чем вернуться к победе с преимуществом в 44 секунды. [7] Через несколько дней ему предложили поездку в Формулу-1 с Купером, но он отказался, предпочитая набираться опыта под руководством Тиррелла; ему не удалось выиграть всего две гонки (одну из-за отказа сцепления, одну из-за вращения), чтобы стать чемпионом Формулы-3. [7] После управления E-type Джона Кумбса и тренировок на Ferrari в Ле-Мане Стюарт принял участие в испытаниях на F1 Lotus 33- Climax , в которых он произвел впечатление на Колина Чепмена и Джима Кларка . [7] Стюарт снова отказался от участия в Формуле-1, но вместо этого перешел в команду Lotus Formula Two (F2). В своем дебюте в Формуле 2 он был вторым на сложной трассе Клермон-Ферран на Lotus 32 - Cosworth . [7]
В то время как Стюарт подписал контракт с BRM вместе с Грэмом Хиллом в 1965 году , контракт, который принес ему 4000 фунтов стерлингов, его первая гонка на машине Формулы-1 была за Lotus в качестве замены травмированного Джима Кларка на Гран-при Рэнда вне чемпионата в декабре. 1964 год; после квалификации с поул-позицией Lotus сломался в первом заезде, но выиграл второй и показал лучший круг. [7] В своем дебютном чемпионате мира Формулы-1 в Южной Африке он финишировал шестым. Его первая крупная победа в соревнованиях пришлась на BRDC International Trophy в конце весны, а до конца года он выиграл свою первую гонку чемпионата мира в Монце , сражаясь один на один с P261 своего товарища по команде Хилла. [7] Стюарт завершил свой сезон новичка победой, тремя секундами, третьим, пятым, шестым и третьим местами в чемпионате мира среди водителей. Он также пилотировал неудачный F2 Cooper T75-BRM Тиррелла и управлял Rover революционным турбинным автомобилем компании в гонках «24 часа Ле-Мана» вместе с Грэмом Хиллом .
В начале сезона 1966 года Стюарт выиграл серию Tasman Series у своего товарища по команде BRM Грэма Хилла на двухлитровых BRM, а также соревновался в тесном контакте со своим великим соперником и другом Джимом Кларком, который находился в некотором невыгодном положении из-за ненадежного Lotus 39 , который подвел его старый 2,5-литровый двигатель Climax. В Формуле-1, после многообещающего старта в прошлом году, 1966 год оказался для Стюарта неудачным; 3-литровые BRM H16 были ненадежными, хотя Стюарт все же выиграл Гран-при Монако на автомобиле с 2-литровым двигателем. Самым значимым событием того года стала его авария на Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршам , которая положила начало его кампании по повышению безопасности в Формуле-1 и заставила его пропустить Гран-при Франции в Реймсе .
Стюарт добился определенных успехов в других видах гонок в течение года, выиграв 12-часовую международную гонку спортивных автомобилей Rothmans 1966 года и почти выиграв гонку Indianapolis 500 с первой попытки на автомобиле Ford Джона Мекома Lola T90- . [8] только ему отказал сломанный продувочный насос , когда он лидировал более круга за восемь кругов до финиша. Тем не менее, выступление Стюарта, который полностью держал гонку под контролем и был отстранен только из-за механической неисправности, принесло ему награду «Новичок года», несмотря на то, что победитель, Грэм Хилл , также был новичком из Индианаполиса. [9] Стюарт появился в тестовом дне «24 часа Ле-Мана» 3 апреля 1966 года за рулем Ford GT40 Mk II версии Holman & Moody и Ford GT40, принадлежавшего Alan Mann Racing .
Состояние BRM не улучшилось в 1967 году, несмотря на то, что он плотно соперничал в Тасманской серии с Джимом Кларком, который, вероятно, боролся с ним ближе и сильнее, чем когда-либо в своей карьере. В то время как Кларк обычно побеждал, Стюарт одержал победу на Гран-при Новой Зеландии , где Кларк пытался сбить его на последних кругах, когда кузов отлетел от его Lotus. В Формуле-1 BRM все еще боролись с проблемами надежности, и Стюарт финишировал не выше второго места в Спа, при этом ему приходилось вести машину одной рукой, удерживая машину на передаче другой. В Формуле 2 он выигрывал соревнования в Карлскоге , Энне , Оултон-Парке и Альби в которой участвовал Тиррелл на Matra MS5 или MS7, . [8] Он также занял 2-е место за рулем заявленной на завод Ferrari вместе с Крисом Эймоном на гонке BOAC «6 часов» в Брэндс-Хэтче , 10-м этапе чемпионата мира по спортивным автомобилям на тот момент. Стюарт также пытался участвовать в гонке National 500 NASCAR 1967 года , но не прошел квалификацию.
В 1968 году Стюарт перешёл в команду Тиррелла Matra International , где пилотировал Matra MS10 — Cosworth . [8] После многообещающего старта в Южной Африке на Matra MS9 экспериментальном муле он пропустил Хараму и Монако из-за травмы в Формуле-2 в Хараме. [8] и его первая победа в сезоне была одержана во время сильного дождя в Зандворте . Затем последовала еще одна победа в дождь и туман на Нюрбургринге , где он выиграл с преимуществом в четыре минуты. Он также выиграл в Уоткинс-Глене, но его машина вышла из строя в Мехико , и поэтому он проиграл чемпионский титул Хиллу.
В 1969 году , управляя Matra MS80 - Cosworth , Стюарт провел несколько гонок, в которых он полностью доминировал над соперниками, например, выиграв с преимуществом более чем на два круга в Монжуике , на минуту впереди в Клемон-Ферране и более чем на круг в Сильверстоуне . Одержав дополнительные победы в Кьялами , Зандвоорте и Монце , Стюарт стал чемпионом мира . До 2005 года он был единственным гонщиком, выигравшим чемпионат на автомобиле французского конструктора, и остается единственным гонщиком, выигравшим чемпионат мира на автомобиле, построенном во Франции. [10] а также в автомобиле, на котором въехала каперская команда . Также в том же году Стюарт лидировал как минимум на одном круге каждого Гран-при чемпионата мира и остается единственным гонщиком, добившимся такого результата.
В 1970 году Matra настаивала на использовании собственных двигателей V12 , в то время как Тиррелл и Стюарт хотели продолжить работу с Cosworth и сохранить связь с Ford , что противоречило недавним связям Matra с Chrysler . Тиррелл решил построить свою собственную машину и тем временем купил шасси у March Engineering ; Стюарт взял March 701 - Cosworth. [8] к победам в Daily Mail Race of Champions и Jarama, но разработка автомобиля застопорилась, и вскоре ее обогнал новый 72 . Новый Tyrrell 001 — Cosworth появился в августе. [8] и страдал от проблем, но подавал надежды. Тиррелла по-прежнему спонсировала французская топливная компания Elf участвовал в гонках на автомобиле, окрашенном в цвет French Racing Blue , а Стюарт много лет . Стюарт также продолжал время от времени участвовать в гонках в Формуле-2, выиграв в Кристал Пэлас и заняв место в Тракстоне . Запланированное выступление в Ле-Мане с участием Стива МакКуина на 4,5-литровом не состоялось Porsche 917K из-за неспособности МакКуина получить страховку. [8] Он также участвовал в разовой гонке в Can-Am на революционном Chaparral 2J . Стюарт квалифицировался третьим, это был первый выезд машины, но из-за отказа тормозов его гонка завершилась. [8]
Стюарт выиграл чемпионат мира Формулы-1 в 1971 году на Tyrrell 003 -Cosworth, выиграв Испанию , Монако , Францию , Великобританию , Германию и Канаду . Он также провел полный сезон в Can-Am, управляя автомобилем Карлом Хаасом Chevrolet, спонсируемым Lola T260- . [8] В сезоне 1971 года Стюарт был единственным гонщиком, способным бросить вызов McLarens, управляемыми Денни Халмом и Питером Ревсоном . Стюарт выиграл две гонки в Мон-Трембланте и Мид-Огайо и занял третье место в чемпионате. Стресс от гонок круглый год и на нескольких континентах в конечном итоге вызвал у Стюарта проблемы со здоровьем. Он выиграл чемпионат мира 1971 года, несмотря на мононуклеоз и 186 раз пересек Атлантический океан из-за обязательств средств массовой информации в Соединенных Штатах. [11] В сезоне 1972 года он пропустил Гран-при Бельгии в Нивеле из-за гастрита , и ему пришлось отказаться от планов пилотировать Can-Am McLaren; он выиграл Гран-при Аргентины, Франции, США и Канады и занял второе место после Эмерсона Фиттипальди в зачете пилотов. Стюарт также участвовал на Ford Capri RS2600 в чемпионате Европы по кузовным гонкам вместе с товарищем по команде Формулы-1 Франсуа Севером и другими пилотами Формулы-1, в то время как конкуренция между Ford и BMW была на высоте. Их лучший результат был на «6 часах Поля Рикара», заняв второе место. В 1972 году Стюарт также получил Орден Ордена Британской империи .
Вступая в сезон 1973 года , Стюарт решил уйти в отставку. В 2023 году Стюарт рассказала в подкасте Beyond the Grid : «Это было в Индианаполисе, и я впадала в депрессию из-за темпа своей жизни, ограничения возможности находиться дома, у меня было два маленьких мальчика и, конечно, Хелен. огромные путешествия, в те дни, о которых мы говорим, и в то время, когда я был гонщиком, мы не зарабатываем тех денег, которые зарабатываются сегодня, и чтобы заработать хорошие деньги, нужно было участвовать во многих гонках. Это был не просто вопрос. Формула 1, никто не занимался Формулой 1, поэтому я занимался Can-Am, Индианаполисом, Touring Cars, GT Cars, всем, о чем вы только можете подумать в глобальном масштабе, и большинство моих друзей умирали по мере того, как это происходило. На самом деле, Хелен, моя. жена насчитала 57 друзей, которые умерли, с которыми отдыхали, путешествовали и, конечно же, участвовали в гонках. Я думаю, что все это на меня нашло, и один год (1971) у меня был мононуклеоз, и у меня разразился гастрит, и я подумал, с чем я это делаю. в такой степени я заработал хорошие деньги». Тем не менее он выиграл в Южной Африке, Бельгии, Монако и Нидерландах. Его последняя, а затем и рекордная 27-я победа пришлась на Нюрбургринг со счетом 1–2 в пользу Тиррелла. Он вспоминал: «Ничто не приносило мне большего удовлетворения, чем победа на Нюрбургринге, и все же я всегда боялся. Когда я уезжал из дома на Гран-при Германии, я всегда останавливался в конце подъездной дорожки и долго оглядывался назад. никогда не был уверен, что вернусь домой снова». После фатальной аварии своего товарища по команде Франсуа Севера на тренировке Гран-при США 1973 года в Уоткинс-Глене Стюарт сошел на одну гонку раньше, чем предполагалось, и пропустил свой сотый Гран-при. Стюарт уже выигрывал чемпионат пилотов на Гран-при Италии двумя гонками ранее; Это была гонка, в которой Стюарту пришлось приехать в боксы, чтобы сменить спущенное колесо, и он проехал с 20-го места до четвертого.
Стюарт удерживал рекорд по количеству побед гонщика Формулы-1 (27) в течение 14 лет, пока Ален Прост не выиграл Гран-при Португалии 1987 года , а также рекорд по количеству побед британского пилота Формулы-1 в течение 19 лет, пока Найджел Мэнселл не выиграл Гран-при Великобритании 1992 года. . В своей комментаторской работе для гоночной телекомпании Channel 9 во время квалификации к Гран-при Австралии 1988 года Стюарт сказал, что его много раз спрашивали, недоволен ли он потерей своего рекорда Просту, и далее сказал, что он рад, что его рекорд улучшился. его взял кто-то уровня Проста, так как он считал его лучшим гонщиком в Формуле-1. [12] До 2015 года Стюарт был единственным британским гонщиком, выигравшим три чемпионата; этот рекорд побил будущий семикратный чемпион мира Льюис Хэмилтон . [13] [14] [15] Когда Джон Сёртис умер в марте 2017 года, Стюарт стал последним выжившим чемпионом мира Формулы-1 1960-х годов. [16] Он также стал старейшим из ныне живущих победителей Формулы-1 после смерти в 2022 году шестикратного победителя гонок Тони Брукса , участвовавшего в гонках в 1950-х годах. [17] [18]
Сторонник безопасности гонок
[ редактировать ]В Спа-Франкоршам в 1966 году Стюарт вылетел с трассы на скорости 165 миль в час (266 км/ч) под проливным дождем и врезался в телефонный столб и сарай, прежде чем остановиться в фермерской постройке. Его рулевая колонка прижала его ногу, а содержимое разорванных топливных баков вылилось в кабину. Не было ни гусеничных бригад, которые могли бы его вытащить, ни подходящих инструментов. Стюарта спасли коллеги-водители Грэм Хилл и Боб Бондюрант , которые также разбились неподалеку. На трассе не было ни врачей, ни медицинских учреждений, и Стюарта поместили в кузов пикапа, и он оставался там до прибытия машины скорой помощи. Сначала его отвезли в центр скорой помощи на трассе, где он ждал на носилках, стоящих на полу, усыпанном окурками и другим мусором. Наконец его подобрала другая бригада скорой помощи, но водитель скорой помощи заблудился по дороге в больницу в Льеже . [19] В конце концов, частный самолет доставил Стюарта обратно в Великобританию для лечения. После аварии в Спа Стюарт стал ярым сторонником безопасности автогонок. Позже он объяснил: «Если у меня есть какое-то наследие, позволяющее оставить спорт, я надеюсь, что это будет восприниматься как область безопасности, потому что, когда я приехал на гонки Гран-при, так называемые меры предосторожности и безопасности были дьявольскими». [20]
Стюарт вместе с Луи Стэнли (руководителем команды BRM) проводил кампанию за улучшение служб экстренной помощи и улучшение барьеров безопасности вокруг гоночных трасс. Он сказал: «Мы гонялись на трассах, где не было барьеров перед боксами, а топливо валялось в лужах на пит-лейн. Автомобиль мог легко врезаться в боксы в любой момент. Это было смешно». [21] В качестве временной меры Стюарт нанял частного врача для присутствия на всех своих гонках и прикрепил гаечный ключ к рулевому валу своего BRM на случай, если он снова понадобится. Стюарт настаивал на обязательном использовании ремней безопасности и шлемов, закрывающих лицо, для водителей, что стало немыслимым упущением для современных гонок. Точно так же он требовал от владельцев трасс модернизировать свои трассы, в том числе организовывал бойкоты гонщиков гонок в Спа-Франкоршам в 1969 году, на Нюрбургринге в 1970 году, к которому присоединился его близкий друг Йохен Риндт , и в Зандворте в 1972 году, пока не появились барьеры, зоны схода и пожары. были улучшены экипажи и медицинское оборудование. Некоторые гонщики и представители прессы считали, что улучшения безопасности, за которые выступал Стюарт, отвлекают от спорта, в то время как владельцы трасс и организаторы гонок возражали против дополнительных затрат. Позже Стюарт сказал: «Я был бы гораздо более популярным чемпионом мира, если бы всегда говорил то, что люди хотели услышать. Возможно, я был мертв, но определенно более популярен». [22]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]‡ Квалифицированные пилоты не имеют права на получение очков чемпионата Европы по Формуле-2.
Полные результаты британской Формулы-3
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Тирреллская гоночная организация | Купер Т72 | БМК | ТОЛЬКО | SNE 1 | ИДТИ 1 | ОЛЛ 1 | АЙН 1 | SIL 1 | ТОЛЬКО 1 | БРХ 6 | ОЛЛ 1 | ТОЛЬКО | 1-й | 54 (55) |
Источник: [23] |
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | округ Колумбия | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Красная Роза Моторс | Форд Кортина Лотус | Б | SNE | ИДТИ | ОЛЛ ? | АЙН 6 | SIL | ПЛАКАТЬ | БРХ | ОЛЛ | 21 ул. | 4 | 6-е место | ||||
1970 | Команда Бродспид | Форд Эскорт ТЦ | С | БРХ | SNE | ТРР | SIL | ПЛАКАТЬ | SIL | SIL 26 | CRO | БРХ | ОЛЛ | БРХ | БРХ | Северная Каролина | 0 | Северная Каролина |
Источник: [24] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Команда Лотос | Лотос 33 | Кульминация FWMV 1.5 V8 | ДМТ | СЗТ | СЭР | АЙН | ИНТ. | СОЛНЦЕ | С | РАН 17 |
1965 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П261 | БРМ П56 1,5 V8 | РПЦ 2 | СЭР | СМТ 10 | ИНТ. 1 | С | РАН | ||
1966 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П83 | БРМ P75 3,0 H16 | ЮАР | СЭР | ИНТ. | ОЛЛ Верно | ||||
1967 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П83 | БРМ P75 3,0 H16 | РПЦ | НПЦ Верно | ИНТ. Верно | СЭР | ||||
Тирреллская гоночная организация | Матра MS7 | Форд Косворт ФВА 1.6 L4 | ОЛЛ 2 | ESP Верно | |||||||
1968 | Матра Интернэшнл | Матра MS10 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 6 | ИНТ. | ОЛЛ 1 | |||||
1969 | Матра Интернэшнл | Матра MS80 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 1 | ОЛЛ 9 | ||||||
Матра MS10 | ИНТ. 3 | БЕЗУМНЫЙ | |||||||||
1970 | Тирреллская гоночная организация | Март 701 г. | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 1 | ИНТ. 2 | ||||||
Тиррелл 001 | ОЛЛ Верно | ||||||||||
1971 | Команда Эльфов Тиррелла | Тиррелл 001 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | АРГ | РПЦ 2 | ЧТО 2 | СПР 3 | ||||
Тиррелл 003 | ИНТ. Верно | ТАКЖЕ | ОЛЛ | ВИК 3 | |||||||
1973 | Команда Эльфов Тиррелла | Тиррелл 006 | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ | ИНТ. 1 | ||||||
Источник: [25] |
Полные результаты серии Тасман
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П261 | БРМ П60 1,9 V8 | ПУК 2 | ЛЕВ Верно | ПАРИК 1 | ИМЕТЬ 1 | ВОЙНА 4 | ЛАК Верно | САН 1 | ЛОН 1 | 1-й | 45 |
1967 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П261 | БРМ П111 2.1 V8 | ПУК 1 | ПАРИК Верно | ЛАК Верно | ВОЙНА 1 | САН Верно | ЛОН Верно | 2-й | 18 | ||
Источник: [25] |
Результаты Тасманской серии вне чемпионата
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 |
---|---|---|---|---|---|
1967 | Оуэн Рэйсинг Организация | БРМ П261 | БРМ П111 2.1 V8 | ЛЕВ 2 | ИМЕТЬ |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1965 | Оуэн Рэйсинг Организация | Грэм Хилл | Ровер - БРМ | П 2.0 | 284 | 10-е место | 2-й |
Источник: [26] |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]Год | Машина | Начинать | Который | Классифицировать | Заканчивать | Круги | Вел | Ушедший на пенсию |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | 43 | 11 | 159.972 | 14 | 6 | 190 | 40 | Давление масла |
1967 | 24 | 29 | 164.099 | 13 | 18 | 168 | 0 | Двигатель |
Итоги | 358 | 40 |
Консультант
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Продолжая выступать за более безопасные автомобили и трассы в Формуле-1, Стюарт в 1964 году начал сотрудничество с Ford Motor Company , которое продлилось 25 лет. Начав продвигать продукцию Ford в Великобритании, он в качестве консультанта обучал инженеров Ford тому, как на собственном опыте распознавать различные возможности усовершенствования при разработке новых автомобилей. [27]
Комментатор
[ редактировать ]Широкий мир спорта ABC и Sportsworld NBC
[ редактировать ]В период с 1971 по 1986 год Стюарт освещал гонки Формулы-1 , гонки NASCAR и автогонки Инди (включая Индианаполис 500 ) в качестве цветного комментатора , а также выступал в качестве ведущего последних. Он был спорту комментатором по санному на зимних Олимпийских играх 1976 года и по конному спорту на летних Олимпийских играх 1976 года (в партнерстве с Крисом Шенкелем ) на канале ABC Wide World of Sports . Он был известен своим проницательным анализом, шотландским акцентом и быстрой речью, что однажды заставило ведущего спортивного комментатора ABC Джима Маккея заметить, что Стюарт говорил почти так же быстро, как и вел машину. В своей книге «Победы недостаточно » Стюарт рассказал, что он использовал заметки для чтения во время телетрансляции, поскольку он не мог читать с автосигнала из-за своей дислексии. В 2023 году Стюарт рассказал в подкасте Beyond the Grid: «Я участвовал в программе ABC Wide World of Sports, потому что у меня это неплохо получалось. Я узнал, как это делать, от человека по имени Джим Маккей, лучшего спортивного комментатора в мире. погода в мире, это были Олимпийские игры или другие виды спорта, я бы поехал в Атланту, штат Джорджия, чтобы провести гонку серийных автомобилей, и мы бы транслировали ее не в прямом эфире, это было бы на следующей неделе или неделе после этого. летать на «Конкорде» чаще, чем на чем-либо еще, и прилетать в место проведения гонки, ABC все организовала, так что у меня был вертолет, чтобы вытащить меня с трассы и вернуть в ночной полет, я бы никогда не взял «Конкорд» на вечернем рейсе, потому что спать в самолете было медленнее, чем в Боинге 747, но я всегда использовал «Конкорд» из Великобритании или Швейцарии в Соединенные Штаты, у меня все было очень хорошо организовано».
Стюарт часто критиковал безопасность водителей в своих передачах, особенно небрежное отношение водителей к несгораемой одежде. В Daytona 500 1977 года Бобби Вавак получил ожог после того, как его машина загорелась, Стюарт сказал: «Сами водители небрежны, водители всегда должны носить огнестойкое нижнее белье и термобелье. Авария, которую мы видели сегодня, просто типична, если вы не надлежащим образом защищены». существовала напряженность Стюарт также сообщил, что между ним и продюсером ABC Sports Руном Арледжем , поскольку Стюарт также снимал рекламу для Ford Motor Company , а несколько рекламных роликов транслировались на Wide World of Sports , где он был постоянным комментатором, и это привело его к уходу из ABC. в 1986 году. Стюарт рассказал в своей книге, что «Wide World of Sports начал терять свою душу, когда ABC сначала объединилась с ESPN , а затем с Capital Cities , что привело к серьезным сокращениям численности персонала и сокращению бюджетов». Позже Стюарт вместе с Полом Пейджем освещал CART санкционированные автомобильные гонки Инди, стартовавшие в Лонг-Бич в 1987 году, на канале NBC SportsWorld . Он вернулся в 1988 году вместе с Чарли Джонсом. Стюарт освещал дорожные гонки и уличные гонки только за короткое время, проведенное на NBC. Он не вернулся в 1989 году, и его заменил Джонни Резерфорд и Том Снева .
Освещение на австралийском и канадском телевидении
[ редактировать ]Стюарт работал над освещением на австралийском и канадском телевидении с конца 1986 до середины 1990-х годов.
Освещение на британском телевидении
[ редактировать ]Стюарт время от времени появлялся вместе с Мюрреем Уокером в качестве сокомментатора репортажей BBC о Формуле-1, включая Гран-при Великобритании 1979 и 1993 годов.
Владелец команды
[ редактировать ]В 1997 году Стюарт вернулся в Формулу-1, приняв участие в Гран-при Стюарта , в качестве владельца команды вместе со своим сыном Полом. [28] Команда была развитием предыдущей команды Paul Stewart Racing , которая ранее выступала в более низких формулах. Для заводской команды Ford их первой гонкой стал Гран-при Австралии 1997 года . Единственный успех в первый год пришелся на пострадавший от дождя Гран-при Монако, где Рубенс Баррикелло финишировал вторым. Следующий, 1998 год, был менее конкурентоспособным, без подиумов и с небольшим количеством очков.
После того, как компания Ford приобрела Cosworth в июле 1998 года, команда рискнула спроектировать и построить новый двигатель к 1999 году. SF3 неизменно был конкурентоспособен на протяжении всего сезона. Команда выиграла одну гонку на Гран-при Европы на Нюрбургринге с Джонни Гербертом , а Баррикелло занял три третьих места, поул во Франции и некоторое время лидировал в домашней гонке в Интерлагосе . Позже команда была куплена Ford и в 2000 году стала называться Jaguar Racing (которая впоследствии в 2005 году стала Red Bull Racing ). Стюарт также является главным спортивным консультантом/покровителем Королевского банка Шотландии . В марте 2009 года он отказался от годовой комиссии в ответ на потерю банком 24 миллиардов фунтов стерлингов в 2008 году. [29]
Почести и награды
[ редактировать ]По прозвищу «Летучий шотландец». [30] [31] Стюарт получил Sports Illustrated » журнала награду « Спортсмен года в 1973 году и стал единственным автогонщиком, завоевавшим этот титул. [32] В том же году он также получил BBC » на телевидении награду « Спортивная личность года и был назван ABC версии «Спортсменом года» по , которую он разделил с американским профессиональным футболистом О. Дж. Симпсоном . В 1990 году он был занесен в Международный зал славы автоспорта . В 1996 году ему была присвоена степень почетного доктора Университета Хериот-Ватт в Эдинбурге. [33] В 1998 году Стюарт получил степень почетного доктора Крэнфилдского университета , где позже он работал председателем руководящего комитета программы магистратуры по инженерному делу и менеджменту в автоспорте.
Стюарт был героем телевизионной программы «Это твоя жизнь» в январе 1970 года, где его удивил Имонн Эндрюс в студии Euston Road на канале Thames Television . В 1971 году в честь Дня Рождения Стюарту было присвоено звание кавалера Ордена Британской Империи (OBE). [34] В 2001 году получил рыцарское звание . В обоих случаях эта честь была вручена за заслуги перед автоспортом. [35] [36] В 2002 году он стал покровителем-основателем Зала спортивной славы Шотландии и первым призывником. В 2003 году Всемирный форум по будущему спортивной стрельбы вручил Стюарту награду «Посол спортивной стрельбы». [37] Эта награда вручается выдающемуся человеку, чьи усилия способствовали развитию стрелкового спорта на международном уровне. [37] 27 ноября 2008 года Стюарт был удостоен звания почетного доктора наук (D.Sc.) Университета Сент-Эндрюс . [38]
26 июня 2009 года Стюарт был награжден Свободой Западного Данбартоншира на специальной церемонии в его родном городе Дамбартон. В 2010 году Стюарт был назван одним из основателей Motor Sport Зала славы журнала . 28 января 2012 года Стюарт дал стартовую команду на праздновании 50-летия Rolex 24 в Дайтоне. [39] Он взял на себя эту роль после того, как ранее было объявлено, что гранд-маршал Эй Джей Фойт был вынужден отменить свой визит из-за осложнений после недавней операции на колене. [39] [40] В 2020 году британский журнал The Economist оценил водителей-чемпионов по относительной важности качества автомобилей для навыков водителя. Согласно этому рейтингу, Стюарт был 4-м лучшим гонщиком всех времен после Хуана Мануэля Фанхио , Джима Кларка и Алена Проста . [41] Объективные математические модели , [42] [43] такие как Эйхенбергер и Стадельманн (2009 г., 4-е место), оригинальные F1metrics (2014 г., 2-е место), [44] Белл и др. (2015, 4-е место), FiveThirtyEight (2018, 20-е место) и обновленные показатели F1 (2019, 2-е место) неизменно ставят Стюарта в число величайших гонщиков Формулы-1 за всю историю. [45] [46] [47]
Другие выступления
[ редактировать ]Стюарт появляется в фильме Джона Франкенхаймера « Гран-при» 1966 года, исполняя все сцены вождения для актера Брайана Бедфорда , сыгравшего Скотта Стоддарда, поскольку Бедфорд не умел водить машину. Стюарт был героем снятого Романом Полански в 1972 году фильма «Выходные чемпиона» , в котором Полански следует за ним на протяжении всего гоночного уик-энда на Гран-при Монако 1971 года . [32] Он появился в анахронической эпизодической роли в эпизоде сериала « Люпен III» 1977 года в качестве участника Гран-при Монако 1977 года . В 1979 году Джордж Харрисон , хороший друг Стюарта, выпустил сингл под названием « Faster » как дань уважения Стюарту, Ники Лауде , Ронни Петерсону и другим Формулы-1 . гонщикам [ нужна ссылка ] Вместе со своим сыном Марком он появился в качестве представителя в рекламе Vectrex игровой консоли в 1983 году . [48] Стюарт также написал предисловие к книге «Столетие автомобиля 1885–1985» Эндрю Уайта в 1984 году. Он участвовал в благотворительном телевизионном выпуске принца Эдварда 1987 года «Большой турнир на выбывание» .
Стюарт снялся в специальном презентационном видеоролике тогда еще нового Ford Mondeo в 1993 году. Видео было бесплатно раздано на обложке журнала What Car? журнал в 1993 году. Он был показан в видео на песню 2000 года « Supreme » британского певца Робби Уильямса . Стюарт появился в нескольких рекламных роликах UPS в 2002 и 2003 годах в качестве консультанта Дейла Джарретта, чтобы убедить Джарретта «участвовать в гонке на грузовике Big Brown». Однажды он также появился в британской автомобильной программе Top Gear в качестве инструктора по вождению ведущего Джеймса Мэя . [ нужна ссылка ] Он также дает подробное интервью в документальной биографии Харрисона Мартина Скорсезе 2011 года « Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» . В 2018 году исполнилось 50 лет отношениям Стюарта и бренда роскошных часов Rolex . [49] В 2018 году Стюарт появился в американской рекламе пива Heineken , в которой он отказался от предложенного пива, сказав: «Я все еще за рулем», прежде чем уехать на Jaguar F-Type . [ нужна ссылка ]
Шлем
[ редактировать ]Шлем Стюарта был белым, с красным, зеленым, синим, белым и желтым тартаном Royal Stewart , окружающим верх. [50]
Личная жизнь
[ редактировать ]Стюарт женат на возлюбленной своего детства Хелен МакГрегор с 1962 года, у них двое сыновей: Пол и Марк. [51] Пол — бывший автогонщик, который позже вместе со своим отцом руководил компанией Paul Stewart Racing, а затем продал ее в 1999 году. Марк — продюсер кино и телевидения. В настоящее время пара живет в деревне Элсборо в Бакингемшире , на ферме площадью 140 акров, которая была охотничьими угодьями соседнего загородного дома премьер-министра Чекерс . В период с 1969 по 1997 год пара жила в Бегнинсе , недалеко от Женевского озера в Швейцарии, а позже продала свой дом Филу Коллинзу .
Стюарт продиктовал свою автобиографию под названием « Победы недостаточно из-за своей дислексии» . [52] В интервью 2009 года и в книге он обсуждает свои близкие отношения со своим старшим братом Джимми , который в юности также был успешным автогонщиком, но долго боролся с алкоголизмом. Джимми умер в 2008 году. [53] В 2018 году он основал благотворительную организацию Race Against Dementia. В 2016 году в клинике Мэйо у Хелен МакГрегор Стюарт был диагностирован лобно-височная деменция . По состоянию на 2018 год [update]У нее ограничена кратковременная память и нарушена подвижность, и ей требуется круглосуточная поддержка. Стюарт считает, что применение технологий Формулы 1 и нестандартное мышление могут помочь найти более ранние решения для общества, борющегося с деменцией. [54]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вплоть до 1990 года не все очки , набранные гонщиком, входили в его окончательный результат на чемпионате мира. Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- ^ Кеттлуэлл, Майк, «Стюарт: Летучий шотландец», в Уорде, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей (Лондон: Orbis Publishing, 1974), том 19, стр. 2190.
- ^ Перейти обратно: а б с Стюарт, Джеки (2007). Автобиография Джеки Стюарт: Победы недостаточно . Лондон: Издательская группа Headline. ISBN 978-0-7553-1537-6 .
- ^ «Интервью о дислексии: сэр Джеки Стюарт» . Путешествие к совершенству. Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Стив Доу, журналист» . Stevedow.com.au. 25 января 2013 года . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Сэр Джеки Стюарт». Шотландец, может, и трехкратный чемпион мира Формулы-1, но на самом деле он не фанат автомобилей … Выпуск 20. Auto Motor und Sport , Motor Presse Stuttgart GmbH & Co. KG : 74. 14 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кеттлуэлл, с. 2191.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кеттлуэлл, с. 2192.
- ^ «Стюарт назван новичком года» . Терре От Трибьюн . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 1 июня 1966 г. с. 29 . Проверено 4 декабря 2022 г. - через Newspapers.com. .
- ^ Джеки Стюарта Matra MS80 была построена в Велизи-Виллакубле , Франция. Фернандо Алонсо были Renault R25 и Renault R26 построены в Энстоне , Великобритания.
- ^ Подкаст «За пределами сетки» . Ф1 . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ ClassicArchivesNS (15 декабря 2016 г.). «Первая квалификационная сессия Гран-при Австралии 1988 года» . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 15 октября 2018 г. - через YouTube.
- ^ Уивер, Пол (25 октября 2015 г.). «Льюис Хэмилтон «потрясен» после победы в третьем чемпионате мира Формулы-1» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Соратники Льюиса Хэмилтона по Формуле-1 хвалят трехкратного чемпиона» . Скай Спорт . 27 октября 2015 г. Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Прайсон, Майк (23 июня 2022 г.). «Джеки Стюарт говорит, что семикратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон упустил свой шанс выйти на первое место» . Автонеделя . ISSN 0192-9674 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Брейбрук, Ребекка (7 января 2024 г.). «Кто самые возрастные пилоты Формулы-1, чемпионы и победители мира?» . Motorsport.com . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Уильямс, Ричард (4 мая 2022 г.). «Некролог Тони Брукса» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Франкель, Эндрю (6 мая 2022 г.). «Что Тони Брукс подумал о Стирлинге Моссе? | ГРР» . Гудвуд . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Сёртиз побеждает, поскольку Стюарт в ловушке» . www.espn.co.uk. ЭСПН.
- ^ «Зал славы Гран-при - Джеки Стюарт - Биография» . Ddavid.com. Май 2013. Архивировано из оригинала 19 сентября 2012 года . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ Цуршмайде, Джефф (17 октября 2016 г.). «Функция спортивного автомобиля: барьеры на гоночной трассе» . Американский клуб спортивных автомобилей . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Брукс, Джон (30 октября 2009 г.). «Ретроспектива>>Гран-при и Человек, часть 4 – Охотники за скоростью» . Охотники за скоростью . Электронное искусство Inc. Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «Формула-3 1964» . «Быстрая полоса» . 22 сентября 2004 года . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Джеки Стюарт – Биография» . Журнал «Моторспорт» . 12 июня 2017 года . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ «Все результаты Джеки Стюарт» . ГонкиСпортивные автомобили . Проверено 10 февраля 2019 г.
- ^ «Расставание: Джеки Стюарт и Ford прекращают 40-летнее партнерство» . Автонеделя . Журналы Херста. 26 декабря 2004 года . Проверено 1 июня 2023 г.
- ^ «Стюарт представляет SF1» . www.grandprix.com . ГранПри.com.
- ^ BBC News Сэр Джеки отказывается от платы за помощь RBS
- ^ «10 фактов о сэре Джеки Стюарте» . hotcars.com . 18 августа 2021 г. Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Летучий шотландец | Джеки Стюарт – Нюрбургринг – 1969 | Автомобилист | плакат» . Motorsportmagazine.com . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сент-Джон, Аллен (март – апрель 2014 г.). «Король Монако». Дорога и трек . 65 (7): 14–15.
- ^ «Эдинбургский университет Хериот-Ватт: почетные выпускники» . www1.hw.ac.uk. Архивировано из оригинала 18 апреля 2016 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ «№45554» . Лондонская газета (1-е приложение). 31 декабря 1971 г. с. 12.
- ^ «№56237» . Лондонская газета (1-е приложение). 16 июня 2001 г. с. 1.
- ^ «Почести в Шотландии» . Поздравления ко дню рождения 2001 г. Би-би-си. 15 июня 2001 года . Проверено 14 августа 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сэр Джеки Стюарт» . Всемирный форум по стрелковой деятельности. Архивировано из оригинала 15 февраля 2017 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Фото недели» . Университет Сент-Эндрюс. Архивировано из оригинала 25 января 2016 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ролекс 24 часа 1. Заметки» . Управление воскресной группой. 28 января 2012 года. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Эй Джей Фойт удостоен награды на гонке Rolex 24 часа Дайтоны 2012» . Дайджест спортивных автомобилей. 1 февраля 2012 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Человек против машины» . Экономист. 17 октября 2020 г. Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Эйхенбергер, Райнер; Стадельманн, Дэвид (декабрь 2009 г.). «Кто лучший гонщик Формулы-1? Экономический подход к оценке талантов» (PDF) . Экономический анализ и политика . 39 (3): 389–406. дои : 10.1016/S0313-5926(09)50035-5 . Проверено 10 февраля 2024 г. - через Фрибурский университет.
- ^ Белл, Эндрю; Джонс, Кельвин; Сабель, Клайв Э.; Смит, Джеймс (1 июня 2016 г.). «Формула успеха: многоуровневое моделирование производительности пилотов и конструкторов Формулы-1, 1950–2014» . Журнал количественного анализа в спорте . 12 (2): 99–112. дои : 10.1515/jqas-2015-0050 . hdl : 1983/dd66908d-255b-47ec-94f1-e5e7acfeca49 . ISSN 1559-0410 . Проверено 10 февраля 2024 г. - через ResearchGate.
- ^ «Кто был величайшим гонщиком Формулы-1?» . F1метрика . 18 июля 2014 года . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Рейтинг водителей на основе моделей 2014 года» . F1метрика . 26 ноября 2014 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Мур, Джастин (25 мая 2018 г.). «Кто лучший гонщик Формулы-1 всех времен?» . ПятьТридцатьВосемь . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ «100 лучших по версии f1metrics» . F1метрика . 22 ноября 2019 года . Проверено 10 февраля 2024 г.
- ^ Vectrex Commercial, тема Джеки Стюарта High Performance. Пятничные промо-ролики NBC – май 1983 г. , youtube.com. По состоянию на 2 декабря 2022 г.
- ^ «50-летний юбилей Rolex и сэра Джеки Стюарта» . БЛОГ МУЖСКОГО СТИЛЯ . 14 июня 2018 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ «Путеводитель Porsche по самым знаковым гоночным шлемам автоспорта» . porsche.com . Порше. 4 мая 2022 г.
- ^ «История Джеки Стюарта. Стремление к победе. Часть 2» . Ютуб. 3 января 2009 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г. Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ Стюарт, Джеки (2007). Джеки Стюарт: Победы недостаточно . Лондон: Издательская группа Headline. ISBN 978-0-7553-1537-6 .
- ^ «Интервью Джеки Стюарта: Мой брат-герой – шотландец» . Heritage.scotsman.com. 28 апреля 2009 года . Проверено 3 октября 2013 г.
- ^ «Сэр Джеки Стюарт создает благотворительную организацию для поддержки жены, страдающей деменцией» . незабываемый.org . 5 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2018 г. . Проверено 15 октября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный веб-сайт сэра Джеки Стюарта, sirjackiestewart.com на Wayback Machine (архивировано 12 марта 2011 г.)
- Джеки Стюарт в Международном зале славы автоспорта в Wayback Machine (архивировано 19 ноября 2005 г.)
- КОЛЛАЖ: Альбом Гран-при Джеки Стюарта, подписанная книга ограниченным тиражом в Wayback Machine (архивировано 20 июня 2010 г.)
- Джеки Стюарт - История Гран-при - Зал славы в Wayback Machine (архивировано 19 сентября 2012 г.)
- Шотландская газета «Наследие и культура»: «Я рисковал навлечь на себя гнев матери, чтобы стать водителем»
- Газета Herald (Глазго): «Сэру Джеки не ставили диагноз дислексия, пока ему не исполнилось 42 года» на archive.today (архивировано 30 мая 2012 г.)
- Статистика Джеки Стюарта
- Видео-посвящение Джеки Стюарту и его товарищу по команде Тиррелла Франсуа Северу на YouTube
- Статья в Sunday Times от 13 сентября 2009 г.
- Джеки Стюарт на IMDb
- Джеки Стюарт в Зале спортивной славы Шотландии
- Владельцы команд Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты BRM Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 «Матра»
- Пилоты Формулы-1 Тиррелла
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Пилоты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
- Водители Индианаполиса 500
- Индианаполис 500 новичков года
- Водители «12 часов Реймса»
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Драйверы серии Tasman
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Обладатели Segrave Trophy
- шотландские бизнесмены
- Шотландские пилоты Формулы-1
- шотландские автогонщики
- Шотландские спортивные телевещатели
- Шотландские спортивные стрелки-мужчины
- Шотландские спортивные обозреватели
- Стрелки по тарелочкам
- Рыцари Бакалавр
- Спортсменам присвоено рыцарское звание
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Победители конкурса BBC "Спортивная личность года"
- Дикторы автоспорта
- вещатели Олимпийских игр
- Спортсмены из Западного Данбартоншира
- Шотландские эмигранты в Швейцарии
- Люди, получившие образование в Академии Дамбартона
- Спортсмены с дислексией
- 1939 рождений
- Живые люди
- Шотландские люди с ограниченными возможностями