Чемпионат мира Формулы-1 2009 г.



Чемпионат мира Формулы-1 2009 года — 63-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Это был 60-й чемпионат мира Формулы-1 , в котором участвовало более 17 этапов, начиная с Гран-при Австралии 29 марта и заканчивая первым Гран-при Абу-Даби 1 ноября.
Дженсон Баттон и Brawn GP завоевали титулы чемпиона пилотов и чемпионата конструкторов соответственно на Гран-при Бразилии , предпоследней гонке сезона. Это был первый и единственный успех Баттона и Брауна в чемпионате: Браун стал первой командой, выигравшей Кубок конструкторов в своем дебютном сезоне. [1] Это также был единственный сезон, в котором участвовали Brawn GP до того, как команда была продана Mercedes на сезон 2010 года, что сделало их единственной командой, выигравшей 100% чемпионатов, в которых они принимали участие. Баттон стал десятым британским гонщиком, выигравшим чемпионат, а после успеха Льюиса Хэмилтона в 2008 году это был первый раз, когда чемпионат выиграли английские гонщики за сезон подряд, и впервые после Грэма Хилла (1968) и Джеки Стюарта. (1969) что чемпионаты подряд выигрывали британские гонщики. [2] Также следует отметить успех Red Bull Racing , а также плохую производительность McLaren и Ferrari по сравнению с предыдущим сезоном.
Десять команд приняли участие в чемпионате после того, как несколько изменений в правила FIA внесла , чтобы сократить расходы и попытаться минимизировать финансовые трудности. Были и другие изменения, направленные на улучшение зрелищности на трассе: возвращение гладких шин , изменения в аэродинамике и введение систем рекуперации кинетической энергии (KERS), что представляет собой одни из самых больших изменений в правилах Формулы-1 за несколько десятилетий. [3]
Команда Brawn, сформированная в результате выкупа менеджментом команды Honda , выиграла шесть из первых семи гонок, и их способность максимально эффективно использовать новые правила стала решающим фактором в чемпионате. Red Bull Racing пережила непредсказуемую вторую половину сезона. [1] причем в этом сезоне впервые с 2005 года все участвующие команды набрали очки чемпионата мира. Себастьян Феттель и товарищ Баттона по команде Рубенс Баррикелло были его главными соперниками в этом сезоне: они выиграли шесть гонок и финишировали вторым и третьим соответственно.
По состоянию на 2024 год это был последний раз, когда конструктор, имеющий британскую лицензию, выигрывал титул конструктора.
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира Формулы-1 2009 года . [4] Команды соревновались на шинах, поставленных Bridgestone .
Бесплатная практика водителей
[ редактировать ]Один конструктор в течение сезона участвовал в свободных тренировках только пилотов: Камуи Кобаяши за Toyota на Гран-при Японии . [24]
Изменения в команде
[ редактировать ]Хонда отказалась от участия в преддверии сезона 2009 года, и команду купил консорциум во главе с руководителем команды Россом Брауном . Браун переименовал команду в Brawn GP и выступал на двигателях Mercedes , но сохранил пилотов Honda Дженсона Баттона и Рубенса Баррикелло . использовала двигатели Ferrari Force India также участвовала в гонках с двигателями Mercedes после того, как в 2008 году .
Изменения драйверов
[ редактировать ]Единственная смена гонщика в межсезонье произошла после ухода Дэвида Култхарда из Red Bull после 14 лет в Формуле-1. Его заменил Себастьян Феттель , выступавший за Toro Rosso в 2008 году. Место Феттеля в Toro Rosso занял швейцарский гонщик Себастьян Буэми , который был тест-пилотом Red Bull в 2008 году.
После Гран-при Германии из Toro Rosso Себастьян Бурдэ был исключен из команды, а руководитель Toro Rosso Франц Тост заявил, что партнерство не оправдало его ожиданий. Бурдэ заменил Хайме Альгерсуари Перед Гран-при Венгрии . Альгерсуари участвовал в гонках серии Формула Renault 3.5 в 2009 году и лишь двумя неделями ранее подписал контракт о замене Брендона Хартли на посту тест-пилота Toro Rosso. Адвокат посоветовал Бурдэ подать иск о нарушении контракта с Toro Rosso. Toro Rosso урегулировала этот вопрос, выплатив Бурдэ 2,1 миллиона долларов во избежание судебных разбирательств.
Получив травму во время квалификации Гран-при Венгрии, пилот Ferrari Фелипе Масса пропустил остаток сезона. В следующих двух гонках его заменил тест-пилот Ferrari Лука Бадоер , но после того, как Бадоер не смог набрать ни одного очка в своих двух гонках, Ferrari заменила его Джанкарло Физикеллой, который подписал контракт на работу тест-пилотом Ferrari в 2010 году и получил выступал за Force India на протяжении всего сезона 2009 года. Место Физикеллы в Force India занял Витантонио Льюцци , который был тест-пилотом Force India.
После Гран-при Венгрии Renault рассталась с Нельсоном Пике-младшим, поскольку ему не удалось набрать ни одного очка, и появились обвинения в том, что он намеренно разбился во время Гран-при Сингапура 2008 года . Пике заменил Ромен Грожан , который был тест-пилотом Renault.
В квалификации Гран-при Японии из Toyota Тимо Глок сильно разбился на последнем повороте и был доставлен по воздуху в больницу с травмой ноги. Поскольку он не был готов к гонкам, Ярно Трулли был единственным гонщиком, представлявшим Toyota на Гран-при Японии. 11 октября компания Toyota подтвердила, что ее тест-пилот Камуи Кобаяши дебютирует в гонке на Гран-при Бразилии , поскольку в результате аварии у Глока возникли дополнительные осложнения, в результате которых был сломан позвонок , и он не будет гарантированно успеть прийти в форму. гонка в Бразилии. Кобаяши сохранил место в заключительной гонке сезона в Абу-Даби .
Календарь сезона
[ редактировать ]Изменения календаря
[ редактировать ]- Абу-Даби впервые появился в календаре Формулы-1 под названием Гран-при Абу-Даби : гонка прошла на трассе Яс-Марина на острове Яс в Абу-Даби 1 ноября – финальный этап сезона 2009 года. Это означало, что Гран-при Абу-Даби стал новым финальным этапом сезона 2009 года.
- Гран -при Японии сменил трассу с гоночной трассы Фудзи в Ояме на трассу Сузука в Сузуке .
- Гран -при Канады первоначально был запланирован на 7 июня, но был отменен из-за отсутствия спонсоров и проблем с контрактами и заменен Гран-при Турции ; Гран-при вернулся в следующем году . [27] [28]
- Гран -при Франции первоначально было запланировано на 28 июня на трассе Невер Маньи-Кур , но было отменено из-за прекращения финансовой поддержки со стороны правительства; Гран-при вернулся в 2018 году на трассу Поль Рикар . [29] [28]
Место и даты тестирования
[ редактировать ]Тест | Событие | Схема | Даты |
---|---|---|---|
1 | Предсезонный тест | ![]() | 16-19 февраля |
2 | Предсезонный тест | ![]() | 9-12 марта |
3 | Тест юного водителя | ![]() | 1-3 декабря |
Изменения в правилах
[ редактировать ]



22 декабря 2006 года FIA опубликовала предварительный технический регламент на сезон 2009 года. [30] и они несколько раз пересматривались с учетом выводов Рабочей группы по обгонам (сформированной в ответ на опасения, что обгоны в гонках между колесами становятся все более редкими) [31] и растущая необходимость сокращения расходов в спорте для минимизации финансовых затрат. [32]
- Шины Slick вернулись впервые с тех пор, как в сезоне 1998 года они были отменены . Bridgestone продолжала оставаться единственным поставщиком шин, и гонщикам по-прежнему приходилось использовать оба состава шин во время гонки. [33] Мягкие шины отличались зеленой маркировкой по бокам шин, а не белой маркировкой в канавках, как это использовалось в 2008 году . [34] Кроме того, мокрые шины были переименованы в «промежуточные», а шины для экстремальных погодных условий — в «мокрые». [35]
- В сезоне 2009 года аэродинамические правила были радикально изменены. Передние крылья сделали ниже и шире, а задние стали выше и уже. [36] Помимо изменений в размерах крыльев, конструкция кузова стала гораздо более регулируемой: были удалены многие дополнительные компоненты, встречавшиеся в предыдущих сезонах (включая борта баржи, винглеты и поворотные лопатки). [36] благодаря чему автомобили 2009 года заметно отличаются по внешнему виду от автомобилей предыдущих лет. Диффузор в задней части автомобиля был перенесен назад и вверх. Многие другие второстепенные компоненты шасси также были стандартизированы. Целью новых аэродинамических правил, а также повторного внедрения сликов было уменьшение зависимости от аэродинамической прижимной силы и увеличение механического сцепления с целью облегчения гонок между колесами. [37]
- Впервые автомобилям разрешили использовать регулируемый водителем кузов в виде регулируемых закрылков в переднем крыле. Закрылки можно было регулировать на угол до шести градусов, ограничиваясь только двумя регулировками за круг. [36] Регулируемые передние крылья были разработаны для увеличения прижимной силы при движении за другим автомобилем, и это еще одно изменение, направленное на улучшение обгона.
- Системы рекуперации кинетической энергии , устройство рекуперативного торможения, автомобиля, предназначенное для восстановления части кинетической энергии обычно рассеиваемой в виде тепла во время торможения, были представлены в сезоне 2009 года. Восстановленная энергия может храниться электрически, в батарее или суперконденсаторе , или механически, в маховике . [38] для использования в качестве источника дополнительной мощности ускорения по усмотрению водителя с помощью кнопки ускорения на рулевом колесе. [37] Правила ограничивают дополнительную мощность примерно 82 л.с. (61 кВт) или 400 кДж в течение шести секунд за круг. [38] Системы не были обязательными, и из-за опасений по поводу ограниченного прироста производительности и последствий для безопасности только четыре команды решили использовать систему в течение сезона.
- В то время как FIA планировала ввести бюджетный лимит, чтобы ограничить сумму расходов команд Формулы-1 в 2008 году, [39] сумма не была согласована, и идея ограничения бюджета была отменена. Вместо этого затраты были снижены за счет полного запрета на сезонные испытания, принудительного сокращения использования аэродинамической трубы , обмена большим количеством данных во время гоночных выходных, увеличения минимального срока службы двигателей и коробок передач, которые должны были работать в течение четырех гонок, а также штрафа. применялось пять мест в стартовой сетке, если гонщик поменял ее в выходные перед началом гонки. [40]
- Каждый гонщик имел право использовать максимум восемь двигателей в течение сезона в дополнение к четырем двигателям для тренировок/испытаний; Использование дополнительных двигателей привело к штрафу в 10 мест за каждый использованный дополнительный двигатель. Для повышения надежности двигатели были перенастроены с 19 000 об/мин до 18 000 об/мин. [40]
- Правило, гласившее, что пит-лейн закрыт во время работы машины безопасности, было отменено в 2009 году. Правило было введено в 2007 году, чтобы не допустить, чтобы водители спешили обратно в боксы для дозаправки, возможно, проезжая через опасную зону, но было успешно разработано программное обеспечение для решения этой проблемы. эта проблема. [41] Ограничение скорости на пит-лейне также было увеличено с 50 миль в час (80 км/ч) до 62 миль в час (100 км/ч).
- Первоначально FIA заявила, что гонщик, одержавший наибольшее количество побед по итогам сезона, станет победителем чемпионата мира Формулы-1 2009 года, но отменила это решение из-за противодействия команд и гонщиков. [42] [43] Ассоциация команд Формулы-1 заявила, что FIA не может менять правила так близко к началу сезона без полного согласия команд. [44] [45] Другими предложениями, отвергнутыми FIA, были введение новой системы начисления очков по шкале 12–9–7–5–4–3–2–1 и награждение медалями за первое, второе и третье места. [35]
Предсезонка
[ редактировать ]Президент FIA Макс Мосли объявил о кардинальных изменениях правил на сезон 2009 года, стремясь улучшить зрелищность спорта: автомобили претерпели серьезные изменения, чтобы увеличить количество обгонов. Изменения в конструкции значительно изменили дизайн автомобилей, включая более широкие и низкие передние крылья, более высокие и уже задние крылья, а также сокращение аэродинамического кузова. [36] Также были представлены гладкие шины и системы рекуперации кинетической энергии, а также были приняты меры по сокращению затрат в ответ на растущие затраты на конкуренцию. [46]
В декабре 2008 года Honda объявила, что немедленно покинет Формулу-1 из-за кризиса в автомобильной промышленности . [47] [48] После зимы неопределенности 5 марта 2009 года было подтверждено, что команда будет соревноваться в сезоне 2009 года как Brawn GP с двигателями Mercedes после выкупа менеджментом во главе с руководителем команды Россом Брауном и сохранит услуги обоих Дженсона Баттона. и Рубенс Баррикелло в качестве пилотов. [49] [50] Энтони Дэвидсон , который выступал за поддерживаемую Honda команду Super Aguri до их досрочного ухода в 2008 году, присоединился к Brawn в качестве тест-пилота.
Force India присоединилась к Brawn GP в использовании двигателей Mercedes , подписав пятилетний контракт до 2013 года, расторгнув свой предыдущий контракт на поставку с Ferrari . [51] Уход Red Bull Racing пилота Дэвида Култхарда привел к назначению на его место Себастьяна Феттеля . [52] который покинул команду Scuderia Toro Rosso после успешного предыдущего сезона, включая победу на Гран-при Италии . Toro Rosso, команда, созданная для подготовки новых пилотов Формулы-1, увидела, как совладелец Герхард Бергер продал свою половину акций обратно Red Bull, заявив, что новые правила «не оставят места для улучшения такой маленькой команды, как STR», Франц Тост занял пост руководителя команды. [53] Место Феттеля в Toro Rosso занял Себастьян Буэми , который в составе юниорской команды Red Bull выступал за команду Trust Team Arden в серии GP2 . [19]
Чемпионат мира среди пилотов будет определяться традиционным способом начисления очков после того, как идея Берни Экклстоуна о том, что гонщик, выигравший наибольшее количество гонок, будет объявлен чемпионом, была отменена после протестов Ассоциации команд Формулы-1 . [44] давние Гран-при Франции и Канады . Команды были менее успешны в своих попытках сохранить в календаре [54] организаторы обоих мероприятий отказались от участия из-за финансовых проблем. [55] [56] [57] Гран -при Абу-Даби дебютировал на последнем этапе сезона на Германом Тильке , спроектированной трассе Яс Марина . [58] Гонка, начавшаяся на закате, стала первой гонкой «день-ночь» в Формуле-1. [59]
Тестирование
[ редактировать ]Первая многокомандная тестовая сессия состоялась на трассе Каталонии в Барселоне в ноябре 2008 года, через две недели после окончания предыдущего сезона . [60] Все команды, кроме Toyota , приняли участие в тестировании, где некоторые команды тестировали свой новый аэродинамический пакет и слики. [61] Новый внешний вид автомобилей пришелся по вкусу не каждому: BMW Sauber тест-пилот Кристиан Клиен назвал машину самой уродливой машиной, которую он когда-либо видел. [62]
Первые тесты 2009 года были проведены на международной трассе Бахрейна , Бахрейн, 16–19 февраля, а вторые и последние испытания были проведены на трассе Барселоны-Каталонии , Испания, 9–12 марта. В финальном тесте впервые принял участие Brawn GP , который сразу же добился успеха, лидировав в начале дня. Тест был первым, в котором все команды использовали свои автомобили 2009 года, причем BMW Sauber лидировал, а Brawn GP был четвертым. [63] из Brawn GP В третий день Дженсон Баттон опередил из Ferrari Фелипе Массу чуть более чем на одну секунду . [64] в то время как товарищ Баттона по команде Рубенс Баррикелло на следующий день пошел еще быстрее. На другом конце хронометража чемпиона Льюиса Хэмилтона действующего команда McLaren изо всех сил пыталась адаптироваться к новым правилам, часто отставая от темпа на 1,5 секунды. [65] Масса заявил, что никогда не видел McLaren так далеко позади. [66]

Основным источником споров на протяжении всего зимнего сезона были задние диффузоры . Три команды — Toyota, Williams и Brawn GP — представили свои автомобили с диффузором, который использует структуру заднего столкновения для создания дополнительной прижимной силы, получившим название «двойные диффузоры». [67] Эти конструкции были быстро опротестованы, и всего через несколько дней после презентации автомобилей конкурирующие команды обратились в FIA за разъяснениями по этому поводу. [68]
В среду, во время гонки открытия сезона в Австралии, семь других команд подали официальную жалобу на задние диффузоры Williams FW31 , Toyota TF109 и Brawn BGP 001, заявив, что они являются незаконными. [69] FIA Инспекторы не согласились, признав автомобили законными. [70] Остальные шесть команд подали безуспешную апелляцию, которая была рассмотрена 14 апреля 2009 года – за неделю до третьего тура чемпионата Гран-при Китая . [71]
Отчет
[ редактировать ]
Сезон открылся Гран-при Австралии , который выиграл Дженсон Баттон, а его товарищ по команде Рубенс Баррикелло занял второе место, что дало команде счет 1–2 в дебюте. Себастьян Феттель из Red Bull бежал вторым, пока не столкнулся с BMW Sauber из Робертом Кубицей . Авария означала, что гонка завершилась позади машины безопасности , а пилот Toyota Ярно Трулли в конечном итоге занял третье место, несмотря на ложный протест McLaren о том, что он незаконно обогнал Льюиса Хэмилтона . [72] Действующий чемпион Хэмилтон был дисквалифицирован с австралийской гонки за ложь стюардам, а на следующем Гран-при Малайзии появились сообщения, что он был на грани ухода. [73] Гонка была не менее драматичной: она была остановлена из-за муссонных условий, а это означает, что было начислено только пол-очка (только в пятый раз в истории Формулы-1). Баттон справился с изменившимися условиями и одержал вторую победу, а быстро стартовавший Нико Росберг опустился на восьмое место, когда гонка была остановлена. [74] В перерыве между гонками спорные двойные диффузоры, используемые Брауном, Уильямсом и Тойотой, были признаны FIA законными, что положило конец борьбе за их использование. [75] Китайская гонка также проходила во влажных условиях: дождь на протяжении всей гонки вызвал необходимость запуска машины безопасности и стал причиной нескольких аварий. Феттель привел своего товарища по команде Марка Уэббера к первой победе Red Bull в Формуле-1, опередив двух Brawns и McLarens.
В засушливых условиях в Бахрейне команда Toyota вышла вперед на стартовой решетке, но Баттону удалось вырваться со старта с четвертого места и обогнать лидера гонки Тимо Глока на своем первом пит-стопе. Хэмилтон и Райкконен, занявшие четвертое и шестое места соответственно, обеспечили своим командам-победителям чемпионата 2008 года лучший результат после неудачного начала сезона. [76] Гран -при Испании представлял собой битву между товарищами по команде Brawn: Баррикелло опередил поляка Баттона, а инцидент на первом круге вынудил сойти с дистанции четырех гонщиков. Баттон придерживался другой стратегии пит-стопа и обогнал Баррикелло во время его остановки, возглавив второй дубль Брауна в сезоне. [77] Red Bull была ближайшей к Брауну командой, занявшей третье и четвертое места, в то время как Фелипе Масса из-за нехватки топлива лишил его мест, поскольку он сбавил скорость, чтобы финишировать в гонке. Баттон доминировал в Монако , лидируя большую часть гонки с поула, опередив своих товарищей по команде Баррикелло и Райкконена, которые впервые завоевали подиум Ferrari в 2009 году. На Гран-при Турции Феттель стартовал с поула, но уступил позицию Баттону на Гран-при Турции. первый круг. Баттон одержал победу, за ним последовал Уэббер и преследующий его Феттель. У машины Баррикелло возникла проблема с коробкой передач, а инциденты с Хейкки Ковалайненом и Адрианом Сутилом привели к первому уходу Брауна в сезоне. Выиграв шесть из первых семи гонок, Баттон увеличил преимущество над своим товарищем по команде на 26 очков, а Феттель отставал еще на шесть очков. [78]

Гран -при Великобритании считался поворотным моментом: в сухих условиях доминировала Red Bull, а Феттель лидировал дома Уэббера. Баттон не впервые в этом сезоне поднялся на подиум и финишировал шестым. Red Bull также доминировал на следующем Гран-при Германии, где Уэббер одержал свой первый поул и победу в гонке, несмотря на то, что ему был назначен пенальти . Ferrari также демонстрировала признаки улучшения: Фелипе Масса финишировал третьим в своей последней гонке в сезоне. Он был госпитализирован после того, как летящая пружина ударила его по шлему, когда он ехал со скоростью 162 мили в час в квалификации Гран-при Венгрии . [79] Авария омрачила гонку: слегка заправленный Фернандо Алонсо, находившийся на поуле, сошел с дистанции в начале гонки, которую выиграл Льюис Хэмилтон. Хайме Альгерсуари финишировал в своей дебютной гонке впереди Буэми, тест-пилота Toro Rosso, заменившего уволенного Себастьяна Бурдэ . [80] После гонки команда Renault была дисквалифицирована на Гран-при Европы из-за инцидента, когда шина Алонсо вышла из строя на гоночной трассе из-за ошибки пит-стопа. [81] Апелляция отменила решение, и команда отправилась в Валенсию . [82]
Во время летних каникул BMW Sauber объявила о выходе из гонок Формулы-1 из-за плохих результатов и отсутствия финансовой устойчивости. [83] Команда будет соревноваться до конца сезона, пока BMW пыталась продать организацию. Семикратный чемпион Михаэль Шумахер изначально должен был заменить травмированного Массу, но место занял тест-пилот Лука Бадоер из-за травмы шеи Шумахера. [84] [85] Также заменен пилот Renault Нельсон Пике-младший , который жаловался на несправедливое обращение со стороны руководства команды. [86] в пользу пилота GP2 Ромена Грожана . [87]

Гран -при Европы в Валенсии обеспечило первую победу Рубенсу Баррикелло после того, как Хэмилтон потерял лидерство из-за ошибки на боксах; [88] он финишировал вторым, в то время как оба Red Bulls не смогли забить. На Гран-при Бельгии Джанкарло Физикелла завоевал Force India первый поул , а его второе место после Кими Райкконена принесло им первые очки. Титульный титул Баттона был подорван плохой квалификацией и аварией, в которой участвовали он, Хэмилтон, Альгерсуари и Грожан, завершившие свои гонки. По итогам гонки Бадоэр, который квалифицировался и финишировал последним в обеих гонках, был заменен Джанкарло Физикеллой после его выступления на гонке в Бельгии. [9] Витантонио Льюцци, в свою очередь, занял освободившееся место в Force India. [89] Браун вернулся в форму в Италии , а Баррикелло привел команду домой со счетом 1–2 в четвертом сезоне. Льюис Хэмилтон разбился на предпоследнем круге, но вернулся, выиграв следующую гонку в Сингапуре . Авария Уэббера лишила его шансов на победу в чемпионате. Феттель сохранил возможность выиграть титул пилотов, доминируя на Гран-при Японии , а Трулли из Toyota заняли последний подиум Toyota перед их уходом в конце сезона. Товарищ по команде Toyota Глок получил травму во время квалификации, и из-за сломанного позвонка его заменил резервный Камуи Кобаяши в последних двух гонках. [90]
Чемпионаты пилотов и конструкторов определились на предпоследней гонке в Бразилии . Пострадавшая от шторма квалификация на Интерлагосе дала Баррикелло поул во время самой продолжительной квалификационной сессии Формулы-1. [91] в то время как соперники за титул Баттон и Феттель стартовали с 14-го и 16-го места соответственно. На первом круге три инцидента привели к сходу трех машин и пожару на пит-лейн, и Баттон воспользовался преимуществом и продвинулся вверх по стартовой решетке. К концу гонки Баттон поднялся на пятую позицию, набрав достаточно очков, чтобы завоевать титул. [92] Марк Уэббер вышел вперед после того, как Баррикелло вышел на пит-стоп и выиграл гонку, за ним последовал Роберт Кубица, что дало BMW Sauber лучший результат в последнем сезоне и его единственный результат на подиуме в 2009 году. Льюис Хэмилтон замыкает тройку лучших, стартовав 17-м на стартовой решетке. , что поставило его и McLaren выше Кими Райкконена и Ferrari соответственно в чемпионате. [92] Первый Гран-при Абу-Даби , состоявшийся на закате, завершил сезон еще одной победой Феттеля и четвертым результатом Red Bull в году со счетом 1–2, что принесло Феттелю и команде второе место в обоих чемпионатах.
Споры о договорных гонках 2008 года
[ редактировать ]В ходе скандала, названного « Crashgate СМИ », обвинения в договорных гонках во время Гран-при Сингапура 2008 года появились во второй половине сезона 2009 года от бывшего пилота Renault Нельсона Пике-младшего. Во время Гран-при Бельгии 2009 года Пике , который был уволен несколькими неделями ранее из Renault, утверждал, что его попросили разбиться на гонке в Сингапуре, чтобы помочь товарищу по команде и будущему победителю гонки Фернандо Алонсо . Renault была дисквалифицирована на два года условно после того, как Всемирный совет автоспорта FIA команды что управляющий директор принял решение , Флавио Бриаторе и ее директор по техническим вопросам исполнительный Пэт Саймондс попросили Пике разбиться. Оба покинули команду до слушаний WMSC, на которых им дали пожизненное и пятилетнее отстранение соответственно. Ходили слухи, что Renault была готова уйти из спорта в конце сезона 2009 года, если бы команда была сурово наказана. [93] но FIA сочла виноватыми исключительно Бриаторе и Саймондса и решила приостановить запрет Renault. [94]
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены восьми лучшим финишерам классификации. [96]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Если два и более участников набрали одинаковое количество очков (в том числе 0 очков), их позиции в чемпионате фиксировались в зависимости от качества их мест. [97] По этой системе одно первое место было лучше любого количества вторых мест, одно второе место лучше любого количества третьих мест и так далее. [97]
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
- было начислено половину очков, ‡ – На Гран-при Малайзии поскольку из-за сильного дождя было пройдено менее 75% запланированной дистанции.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
- было начислено половину очков, ‡ – На Гран-при Малайзии поскольку было пройдено менее 75% запланированной дистанции.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Браун выиграл титул в дебютный год Формулы-1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 18 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2009 г. Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ «Отличная кнопка!» . Скай Спорт . Британское небесное вещание. 18 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ «Ньюи: Крупнейшие изменения правил с 1983 года» . планета-F1.com. 9 февраля 2009 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «FIA пересматривает окончательный список участников на 2009 год» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 26 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2009 г. . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ «McLaren продлевает контракт Хэмилтона» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 18 января 2008 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «McLaren утвердил Ковалайнена на 2009 год» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 31 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 г. Проверено 31 июля 2008 г.
- ^ «Масса останется в Ferrari до 2010 года» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2008 г. Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «Бадоер заменит Массу в Валенсии» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 11 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Ноубл, Джонатан (3 сентября 2009 г.). «Форс Индия передает Физикеллу в Феррари» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 сентября 2009 года . Проверено 3 сентября 2009 г.
- ^ «Феррари утвердила контракт с Райкконеном до конца 2010 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2009 г. Проверено 12 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Кубица и Хайдфельд остаются в BMW» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 6 октября 2008 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ «ING немедленно прекращает сделку с Renault» . Автоспорт . 24 сентября 2009 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ «Ромен Грожан будет выступать за Renault» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 18 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ «Трулли подписывает новый контракт с Toyota» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 28 июля 2006 г. Проверено 20 октября 2006 г.
- ^ «Toyota сохранит Glock в 2009 году» . ITV-F1.com . ИТВ. 4 августа 2008 г. Архивировано из оригинала 5 августа 2008 г. Проверено 4 августа 2008 г.
- ^ «Тимо Глок пропустит Гран-при Бразилии» . Официальный сайт Тойоты Ф1. 11 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 г. . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (6 февраля 2009 г.). «Бурдэ подтвержден в Toro Rosso» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 6 февраля 2009 г.
- ^ «Альгерсуари присоединяется к команде Toro Rosso» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 20 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2009 года . Проверено 20 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Toro Rosso утвердила Буэми на 2009 год» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 9 января 2009 года. Архивировано из оригинала 16 января 2009 года . Проверено 9 января 2009 г.
- ^ «Ред Булл продлил контракт Уэббера» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 3 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 г. Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «Себастьян Феттель присоединится к Red Bull в 2009 году» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 17 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 г. Проверено 17 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Уильямс называет неизменный состав на сезон 2009 года» . краш.нет. 1 октября 2008 года . Проверено 1 октября 2008 г.
- ^ «Вот Тонио!» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 7 сентября 2009 года . Проверено 7 сентября 2009 г.
- ^ «Кобаяши остается в резерве Toyota» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 15 января 2009 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 15 января 2009 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта – Решения» . Международная автомобильная федерация . 5 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2011 г. Проверено 23 июня 2011 г.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 FIA 2009 – информация о трассе и круге» . Международная автомобильная федерация . 27 января 2009 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 г. . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Прощай, Монреаль: FIA отменяет Гран-при Канады на 2009 год.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Хэйхо, Формула 1: Знания – 2-е издание, 2021 г., стр. 36.
- ^ «Гран-при Франции 2009 года отменен» . Торонто Стар . 15 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 г.
- ^ «Технический регламент FIA Формулы-1 2009» (PDF) . ФИА. 11 июля 2008 г.
- ^ «Лучшие команды передают замечания по улучшению обгонов» . Formula1.com . Formula One Administration Ltd. , 3 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 января 2010 г. Проверено 28 января 2011 г.
- ^ «ФИА подтверждает планы по сокращению расходов» . Formula1.com . Formula One Administration Ltd., 12 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 г. Проверено 28 января 2010 г.
- ^ «Мягкое разогревающее средство Bridgestone для глаз» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 27 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 г. Проверено 27 марта 2008 г.
- ^ «Bridgestone будет использовать зеленую маркировку» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 26 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 г. Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Всемирный совет автоспорта – Решения» . ФИА. 17 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 г. . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Технический обзор сезона F1 2009» . Гоночная инженерия . 24 февраля 2009 года . Проверено 28 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Сыр, Кэролайн (4 марта 2009 г.). «Формула-1 готова к гоночной революции» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. Архивировано из оригинала 10 марта 2009 года . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Основы F1 KERS» . Гоночная инженерия . 14 апреля 2009 года . Проверено 29 января 2011 г.
- ^ «Ограничение бюджета на 2009 год» . ITV-F1.com . ИТВ . 19 января 2008 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 19 января 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Руководство для начинающих по изменениям правил 2009 года» . Formula1.com . Formula One Administration Ltd., 27 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2009 г. Проверено 29 января 2011 г.
- ^ «FIA подтверждает новые правила для автомобилей безопасности» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 27 января 2009 г. Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 г. Проверено 27 января 2009 г.
- ^ «Формула-1 откладывает спорные новые изменения правил» . cnn.com. 20 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2009 г. . Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (24 марта 2009 г.). «ФИА подтверждает, что система начисления очков не изменилась» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 26 марта 2009 года . Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Элизальде, Пабло (17 марта 2009 г.). «Победы определят чемпиона мира 2009 года» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «FOTA сообщает, что изменение точки недействительно» . ITV-F1.com. 20 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2009 г. . Проверено 20 марта 2009 г.
- ^ «ФИА подтверждает планы по сокращению расходов» . Formula1.com . Formula One Administration Ltd., 12 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 г. Проверено 28 января 2010 г.
- ^ «Глобальный кризис положил конец мечте Honda F1?» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ «Honda подтверждает немедленный выход из Формулы-1» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 5 декабря 2008 г.
- ^ «Команда Honda вернется в качестве Brawn GP» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 6 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2009 г. . Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ «Brawn GP поглощает Honda Racing» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 5 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2009 года . Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ «Форс Индия подтверждает сделку с Мерседес» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. 8 ноября 2008 года . Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ «Себастьян Феттель присоединится к Red Bull в 2009 году» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 17 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2009 г. . Проверено 20 июня 2011 г.
- ^ «Бергер: Toro Rosso потеряет позиции» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 26 ноября 2008 года . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Гран-при Франции – Формула 1: 28 июня 2009 г.» . Gpfrancef1.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Пабло Элизальде (15 октября 2008 г.). «ФФСА отменяет Гран-при Франции 2009 года» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 17 октября 2008 года . Проверено 15 октября 2008 г.
- ^ «Выпуск FIA изменил календарь Формулы-1 на 2009 год» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 8 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2008 г. Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ «Французская федерация отменяет Гран-при Франции 2009 года по экономическим причинам» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . 16 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 г. Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ «Абу-Даби получит Гран-при 2009 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 3 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г. Проверено 3 февраля 2007 г.
- ^ «В Абу-Даби пройдет первый Гран-при день-ночь» . ITV-F1.com . ИТВ . 28 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 30 августа 2009 года . Проверено 28 августа 2009 г.
- ^ «Тест в Барселоне ознаменовал начало сезона 2009 года» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 17 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ «Сато идет быстрее всех на тестах в Барселоне» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 17 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 г. Проверено 22 ноября 2008 г.
- ^ «Клин: BMW '09 — худшая машина за всю историю» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . 18 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 г. Проверено 30 ноября 2008 г.
- ^ «BMW Sauber лидирует в первый день» . ITV-F1.com . ИТВ . 9 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2009 г. . Проверено 9 марта 2009 г.
- ^ «Третий день в Барселоне – Баттон ошеломляет в Испании» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 11 марта 2009 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 года . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ «Вопросы и ответы с Мартином Уитмаршем и Норбертом Хаугом из McLaren» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 13 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 г. . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «Масса говорит, что McLaren никогда не отставала так сильно» . Рейтер Великобритания . Томсон Рейтер . 13 марта 2009 года . Проверено 10 апреля 2011 г.
- ^ «Технический анализ: разгром диффузора Крейга Скарборо» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 28 февраля 2009 года . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Стро, Эдд (28 января 2009 г.). «Команды, требующие разъяснений по диффузору» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 9 апреля 2011 г.
- ^ «Протесты поданы против трёх команд» . ITV-F1.com . ИТВ . 26 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2009 г. . Проверено 20 июля 2010 г.
- ^ «Установлена дата подачи апелляции на диффузор F1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 28 марта 2009 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ «FIA устанавливает дату апелляции по диффузору» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 28 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2009 г. . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ «Гамильтон теряет очки Гран-при Австралии» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 2 апреля 2009 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Хьюз, Марк (5 апреля 2009 г.). «Льюис Хэмилтон хотел уйти из-за лжи Мельбурна» . Таймс . Лондон . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Горман, Эдвард; Лумпур, Куала (9 апреля 2009 г.). «Дженсон Баттон достигает второго успеха, одержав победу на Громовой дороге» . Таймс . Лондон . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Суд постановил, что машина Баттона легальна» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 15 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 14 апреля 2009 года . Проверено 15 апреля 2009 г.
- ^ «Баттон одержал три победы из четырех в Бахрейне» . Formula1.com . Администрация Формулы-1 . 26 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2009 г. Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Бир, Мэтт (10 мая 2009 г.). «Баттон лидирует Брауна со счетом 1–2 на Гран-при Испании» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 6 июля 2011 г.
- ^ Чейни, Шон (7 июня 2009 г.). «Блестящая пуговица сверху в Турции» . Би-би-си Спорт . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 27 октября 2011 г.
- ^ «Как это произошло». Автоспорт . 197 (5). Публикации Haymarket: 13. 30 июля 2009 г.
- ^ Кэри, Том (20 июля 2009 г.). «Хайме Альгерсуари станет самым молодым гонщиком Формулы-1 в истории» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ «Гран-при Венгрии 2009 – Документ 45» (PDF) . Фиа.com . Международная автомобильная федерация . 26 июля 2009 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 августа 2009 г. . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Инглиш, Стивен (17 августа 2009 г.). «Renault выиграла апелляцию и примет участие в гонках в Валенсии» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (29 июля 2009 г.). «BMW покинет Формулу-1 в конце 2009 года» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ «Шумахер отменил возвращение в Ф1» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 11 августа 2009 года . Проверено 19 октября 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (11 августа 2009 г.). «Шумахер отменяет возвращение в Ф1» . autosport.com . Издательство Хеймаркет . Архивировано из оригинала 14 августа 2009 года . Проверено 11 августа 2009 г.
- ^ «Пике настаивает: моим палачом был Флав» . Краш.нет . Крэш Медиа Групп. 3 августа 2009 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 3 августа 2009 г.
- ^ «Ромен Грожан будет выступать за Renault» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 18 августа 2009 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Отчет о гонке Гран-при Европы» . Grandprix.com . Внутри Ф1. 23 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 17 января 2010 г. . Проверено 8 ноября 2010 г.
- ^ Элизальде, Пабло (7 сентября 2009 г.). «Форс Индия подтверждает, что Льюцци будет второй машиной» . Autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Бир, Мэтт (11 октября 2009 г.). «Glock исключен из Гран-при Бразилии и Гран-при Абу-Даби» . Автоспорт.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2009 года . Проверено 11 октября 2009 г.
- ^ «Квалификация – Баррикелло принимает вызов в Бразилии» . Formula1.com . Администрация Формулы-1. 17 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2010 г. . Проверено 7 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Уятт, Крис (18 октября 2009 г.). «Блестящая кнопка» завоевала титул» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (21 сентября 2009 г.). «Формула-1 ожидает вердикта Renault по поводу договорных гонок» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 24 сентября 2009 года . Проверено 24 сентября 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (21 сентября 2009 г.). «Рено дисквалифицирован на два года условно» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2009» . Статистика автоспорта . Проверено 4 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Джонс, Брюс (2010). «Итоги 2009 года». Гран-при 2010: Официальный спортивный гид ITV . Лондон, Англия: Carlton Books. стр. 124–125. ISBN 978-1-86200-703-1 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б Классификация чемпионата мира Формулы-1 FIA 2009 г., www.fia.com Архивировано на сайте www.webcitation.org 6 декабря 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]