Гран-при Бразилии 2008 года.
Гран-при Бразилии 2008 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 18 из 18 чемпионата мира Формулы-1 2008 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 2 ноября 2008 г. | ||||
Официальное название | Гран-при Бразилии Формулы 1 2008 г. | ||||
Расположение | Автодром Хосе Карлоса Паче , Сан-Паулу , Бразилия | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 4,309 км (2,677 миль) | ||||
Расстояние | 71 круг, 305,909 км (190,083 мили) | ||||
Погода | Дождь в начале и в конце, в противном случае высыхание | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:12.368 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:13.736 — 36-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Рено | ||||
Третий | Феррари | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Бразилии 2008 года (формально Формула-1 Grande Prêmio do Brasil 2008 ). [3] — автогонка Формулы-1, состоявшаяся 2 ноября 2008 года на автодроме Хосе Карлоса Паче , Интерлагос , в Сан-Паулу , Бразилия . Это была восемнадцатая и последняя гонка чемпионата мира Формулы-1 2008 года . Ferrari Пилот Фелипе Масса выиграл гонку на 71 круге с поул-позиции ; это была последняя из 11 побед Массы на Гран-при. Фернандо Алонсо финишировал вторым на Renault , а товарищ Массы по команде Кими Райкконен финишировал третьим.
Масса стартовал в гонке вместе с Toyota пилотом Ярно Трулли . Товарищ Массы по команде Райкконен стартовал с третьего места после McLaren пилота Льюиса Хэмилтона . Дождь пошел за несколько минут до гонки, задержав старт, а когда трасса высохла, Масса установил преимущество на несколько секунд. Обильный дождь в конце гонки сделал последние несколько кругов опасными для гонщиков, но не смог помешать Массе выиграть Гран-при. Себастьян Феттель из Toro Rosso финишировал четвертым после Алонсо и Райкконена. из Toyota Хэмилтон обогнал Тимо Глока в последних поворотах гонки и финишировал пятым, обеспечив ему очки, необходимые для победы в чемпионате пилотов .
Хэмилтон получил похвалы от многих представителей сообщества Формулы-1, в том числе от бывших чемпионов Дэймона Хилла и Михаэля Шумахера . Водитель McLaren также получил официальные поздравления от королевы Елизаветы II и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна . Победа Массы и третье место Райкконена помогли Ferrari выиграть Кубок конструкторов . Гран-при стал 13-кратного победителя Гран-при Дэвида Култхарда последней гонкой ; шотландец сошел с дистанции после 246 стартов. Этот Гран-при также был последним, на котором использовались рифленые составные шины для сухой погоды с тех пор, как они были представлены в 1998 году , а слики были вновь представлены в сезоне 2009 года.
Фон
[ редактировать ]Гран-при Бразилии 2008 года — 18-й и последний этап чемпионата мира Формулы-1 2008 года , проходивший 2 ноября 2008 года на автодроме Хосе Карлоса Паче длиной 4,309 км (2,677 миль) . [2] [4] в Сан-Паулу , Бразилия. [5] Накануне финальной гонки сезона McLaren пилот Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате пилотов с 94 очками ; Ferrari Пилот Фелипе Масса был вторым с 87 очками, отставая от Хэмилтона на семь очков. В финальной гонке можно было набрать максимум десять очков, а это означало, что Масса все еще мог выиграть титул, если Хэмилтон финишировал на шестом месте или ниже. В противном случае Хэмилтон стал бы чемпионом. В случае равенства очков Масса выиграет чемпионат по обратному отсчету, одержав больше побед. [6] [7] После Хэмилтона и Массы в чемпионате пилотов Роберт Кубица был третьим с 75 очками на BMW , а товарищ Массы по команде Ferrari Кими Райкконен был четвертым с 69 очками. [8]
В Кубке конструкторов Ferrari лидировала со 156 очками, а McLaren– Mercedes были вторыми с 145 очками, отставанием на 11 очков и максимумом в 18 очков. Если бы два гонщика Ferrari финишировали в шестерке лучших, команда обеспечила бы себе Кубок конструкторов, даже если бы гонщики McLaren финишировали двумя лучшими. [6] [8] Перед этой гонкой многие эксперты критиковали Хэмилтона за то, что он не сохранил самообладания на Гран-при Японии . [9] [10] [11] Обозреватель The Times Эдвард Горман сказал, что Хэмилтон должен выиграть чемпионат, но прокомментировал:
В качестве альтернативы Хэмилтон может пережить еще один прилив крови к голове и сделать что-то совершенно ненужное в Интерлагосе, как он сделал в Японии восемь дней назад и в Бразилии в прошлом году , и выбросить все это ... Внезапно защитить даже семерку Лидерство в очках кажется сложной задачей. [12]

Бывший владелец команды Формулы-1 Эдди Джордан вызвал споры, когда сказал, что «если Масса попытается победить его, как он это сделал в Японии, чтобы украсть титул, то Льюис должен быть к этому готов». [9] добавив: «Если он попробует это сделать, то Льюису придется повернуть колесо в Массу, чтобы гарантировать, что он тоже не финиширует в гонке - ему придется снять колесо». [9] И Хэмилтон, и Масса отвергли эти комментарии, при этом Масса сказал: «Грязная игра никогда не была частью моей игры. Я не хочу иметь с этим ничего общего. Единственное, о чем я думаю, - это выиграть гонку». [11]
Эти выходные ознаменовали Дэвида Култхарда последнюю гонку Култхарда . Red Bull RB4 был оформлен в цветах « Wings for Life », благотворительной организации, занимающейся повышением осведомленности о травмах спинного мозга . Култхард сказал: «Я посвящаю свою последнюю гонку идее, как сделать параплегию излечимой». [13] Red Bull Racing получила разрешение Международной автомобильной федерации Формулы-1 , руководящего органа , на использование машины Култхарда в цветах, отличных от цветов его товарища по команде Марка Уэббера . [13] Это была последняя гонка Формулы-1, транслируемая ITV в Великобритании и Telecinco в Испании; права на 2009 год достались BBC и La Sexta соответственно. [14] [15] Это также была последняя гонка для команды Honda перед тем, как они покинули Формулу-1 из-за мирового экономического кризиса . [16]
Упражняться
[ редактировать ]
Перед гонкой были проведены три тренировки; первый в пятницу утром и второй в пятницу днем. Оба сеанса длились 90 минут. Третье занятие состоялось в субботу утром и длилось час. [7] На двух пятничных сессиях временами наблюдалась влажная погода, из-за которой трасса была умеренно скользкой. [17] [18] Масса был самым быстрым со временем 1:12,305 в первой сессии, что менее чем на две десятых секунды быстрее Хэмилтона. Райкконен отставал от Хэмилтона, за ним следовали Кубица, Хейкки Ковалайнен и Фернандо Алонсо . Уэббер был седьмым, все еще отставая от Массы на секунду. [17] Во второй тренировке Алонсо был самым быстрым со временем 1:12,296, что менее чем на шесть сотых секунды быстрее, чем Масса, занявший второе место. Ярно Трулли занял третье место, опередив Райкконена, Уэббера и Себастьяна Феттеля . Хэмилтону удалось занять только девятое место, заблокировав колеса своего McLaren и изо всех сил пытаясь сохранить сцепление с дорогой. [18] Ковалайнену хватило скорости лишь на пятнадцатую позицию. Субботняя утренняя сессия прошла на гораздо более теплой трассе, температура достигала 36 ° C (97 ° F). [19] Алонсо снова оказался самым быстрым, показав время 1:12.141, что немного быстрее обоих гонщиков McLaren. Масса, Феттель и Ник Хайдфельд замыкают шестерку лучших. Райкконен сумел занять лишь двенадцатое место, не сумев улучшить время, установленное в начале сессии. [20]
Квалификационный
[ редактировать ]Квалификационная сессия в субботу днем была разделена на три части. Первая часть длилась 20 минут и исключила из квалификации машины, закончившие сессию 16-м или ниже. Вторая часть квалификации длилась 15 минут и исключала автомобили, занявшие места с 11 по 15. Финальная часть квалификации определила позиции с первой по десятую и определила поул-позицию . Автомобили, участвовавшие в последней сессии квалификации, не имели права дозаправляться перед гонкой, поэтому в них было больше топлива, чем в предыдущих сессиях. [7]
Завтра я сосредоточусь на своей гонке: это будет трудный день, но меня устраивает выбранная нами стратегия использования топлива; ребята впереди, вероятно, придерживаются другой стратегии. Но мы в хорошей позиции, чтобы финишировать на том же месте, что и сегодня – и это должно быть нашей целью. Нам не нужно делать ничего впечатляющего.
Льюис Хэмилтон после третьей квалификационной сессии. [21]
Масса завоевал свой шестой поул в сезоне и третий поул подряд на Интерлагосе со временем 1:12.368. В первом ряду к нему присоединился Трулли, показавший свой лучший результат в квалификации в сезоне. [22] [23] Райкконен квалифицировался третьим, хотя он был доволен тем, что начал гонку на гоночной трассе позади своего товарища по команде. [21] Хэмилтон квалифицировался четвертым, отстав от Массы на полсекунды, сражаясь за время с обоими гонщиками Ferrari в первых двух квалификационных сессиях. Медленный темп Хэмилтона в последней квалификационной сессии по сравнению с первыми двумя свидетельствует о том, что у него было больше топлива, чем у его претендентов на титул. [23] Товарищ Хэмилтона по команде Ковалайнен квалифицировался пятым. Алонсо, Феттель, Хайдфельд, Себастьян Бурдэ и Тимо Глок замыкают первую десятку. Кубице удалось лишь 13-е место, поскольку большую часть дня он боролся с общим сцеплением. [24] Култхард в своей последней гонке Формулы-1 квалифицировался 14-м; Рубенс Баррикелло , занявший 15-е место, был быстрее своего товарища по команде Honda Дженсона Баттона, занявшего 17-е место. Пилоты Williams и Force India квалифицировались в конце стартовой решетки, заняв с Баттоном позиции с 16 по 20. [22]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Q3 | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() | Феррари | 1:11.830 | 1:11.875 | 1:12.368 | 1 |
2 | 11 | ![]() | Тойота | 1:12.226 | 1:12.107 | 1:12.737 | 2 |
3 | 1 | ![]() | Феррари | 1:12.083 | 1:11.950 | 1:12.825 | 3 |
4 | 22 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:12.213 | 1:11.856 | 1:12.830 | 4 |
5 | 23 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:12.366 | 1:11.768 | 1:12.917 | 5 |
6 | 5 | ![]() | Рено | 1:12.214 | 1:12.090 | 1:12.967 | 6 |
7 | 15 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 1:12.390 | 1:11.845 | 1:13.082 | 7 |
8 | 3 | ![]() | БМВ Чистый | 1:12.371 | 1:12.026 | 1:13.297 | 8 |
9 | 14 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 1:12.498 | 1:12.075 | 1:14.105 | 9 |
10 | 12 | ![]() | Тойота | 1:12.223 | 1:11.909 | 1:14.230 | 10 |
11 | 6 | ![]() | Рено | 1:12.348 | 1:12.137 | 11 | |
12 | 10 | ![]() | Ред Булл - Рено | 1:12.409 | 1:12.289 | 12 | |
13 | 4 | ![]() | БМВ Чистый | 1:12.381 | 1:12.300 | 13 | |
14 | 9 | ![]() | Ред Булл - Рено | 1:12.690 | 1:12.717 | 14 | |
15 | 17 | ![]() | Хонда | 1:12.548 | 1:13.139 | 15 | |
16 | 8 | ![]() | Уильямс - Тойота | 1:12.800 | 16 | ||
17 | 16 | ![]() | Хонда | 1:12.810 | 17 | ||
18 | 7 | ![]() | Уильямс - Тойота | 1:13.002 | 18 | ||
19 | 21 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 1:13.426 | 19 | ||
20 | 20 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 1:13.508 | 20 | ||
Источник: [25] |
Раса
[ редактировать ]
Перед гонкой на стартовой решетке было сыро, температура воздуха 28 °C (82 °F); [26] ожидался дождь или гроза. [27] Гран-при, посещаемость которого в день гонки составила 149 600 человек, [2] должен был начаться в 15:00 по местному времени ( UTC -2), но был отложен на десять минут, когда в 14:56 на трассу обрушился сильный дождь. [26] Все команды, кроме одной, заменили шины на обеих своих машинах с шин для сухой погоды на промежуточные . Машина Кубицы стала исключением, оставшись на сухой трассе. [26] [28] После группового круга Кубица вернулся на пит-лейн, а его команда сменила шины на машине на промежуточные. Это означало, что гонщик начнет гонку с пит-лейна. [29]
Масса сохранил лидерство поул-позиции в первом повороте, за ним следовали Трулли, Райкконен, Хэмилтон и Ковалайнен. ударил Култхарда сзади Нико Росберг во втором повороте, и он развернулся. Затем автомобиль Red Bull столкнулся с товарищем Росберга по команде Williams Кадзуки Накадзимой . Это повредило подвеску и вынудило Култхарда сойти с дистанции в своей последней гонке. [30] [31] [32] Пике вылетел на следующем повороте, его машина врезалась в ограждение. Ковалайнен обогнал Алонсо и Феттеля на середине круга, опустив его на седьмое место. [26] Аварии Култхарда и Пике побудили к использованию машины безопасности в конце первого круга. Состояние трассы рано начало высыхать; из Force India Джанкарло Физикелла был первым гонщиком, остановившимся ради шин для сухой погоды, выехав на пит-стоп в конце второго круга. Он остался на 18-й позиции. [33] [34] Гонки возобновились на пятом круге, когда машина безопасности выехала на пит-лейн. [29] Росберг и Баттон сделали пит-стопы на седьмом круге, перейдя на шины для сухой погоды. Бурдэ, Глок, Адриан Сутил и Накаджима последовали кругом позже. К 11-му кругу остальная часть поля перешла на шины для сухой погоды. [26] [35] Физикелла извлек выгоду из того, что первым вышел на пит-стоп на сухих шинах, поднявшись на верхнюю пятую позицию. [33]

Накадзима развернулся на 13-м круге, потеряв на круге пять секунд. [26] На 15-м круге Масса установил новый самый быстрый круг - 1:16,888 и увеличил свое преимущество над Феттелем. [26] Хэмилтон остался позади Физикеллы, и хотя его машина McLaren казалась быстрее, он не смог обогнать гонщика Force India до 18-го круга. [26] Два круга спустя Глок обогнал Физикеллу. Трулли и Бурдэ столкнулись на 20-м круге перед первым поворотом, в результате чего гонщик Toro Rosso полетел по траве. Бурдэ потерял шесть позиций и вернулся на 13-е место. [29] [36] Товарищ Трулли по команде Toyota, Тимо Глок, позже на том же круге обогнал Физикеллу и занял шестое место. Масса и Себастьян Феттель показали лучшее время круга; 1:14,214 Феттеля на 25-м круге был превзойден результатом Массы 1:14,161 кругом позже. [29] [37] Однако вскоре после этого Феттель сделал пит-стоп, поскольку у него было меньше топлива, чем у его соперника из Ferrari. [35] Он вернулся на шестую позицию после Глока. [33] Ковалайнен обогнал Трулли и Физикеллу в отдельных маневрах, заняв седьмую позицию. [26] На 36-м круге Масса установил самый быстрый круг в гонке - 1:13,736. [37]
Тимо Глок был настроен так, что смог завершить гонку, не останавливаясь снова на пит-стопе на 36-м круге. [26] Масса первым из лидеров чемпионата вышел на пит-стоп на 38-м круге; Через два круга Алонсо и Хэмилтон сделали пит-стопы. Когда Райкконен сделал пит-стоп на 43-м круге, Масса вернул лидерство, опередив Алонсо. Райкконен вернулся, опередив Хэмилтона, занявшего третье место. [33] [35] Остановка Физикеллы была омрачена проблемами с передачей , в результате чего он опустился на 18-ю позицию, когда возобновил гонку. [26] [38] Феттель снова сделал пит-стоп на 51-м круге, и его команда довела его до финиша. Он вернулся пятым. [26] К 54-му кругу Масса увеличил свое и без того комфортное преимущество над Алонсо до 9,6 секунды. Феттель быстро приближался к Хэмилтону, пилоту McLaren нужно было финишировать не ниже пятого, чтобы выиграть чемпионат. [26]
АЛЛЕН: [Масса] сделал все, что должен был сделать, и теперь мы ждем, чтобы узнать, кто станет чемпионом мира 2008 года. Может ли Хэмилтон что-нибудь сделать? Сможет ли он проехать на нем внутри Феттеля? Осталось пройти всего несколько поворотов, и отчаяние начинает закрадываться в Льюиса Хэмилтона.
БРАНДЛ: Третий Райкконен и... это Глок? Этот Глок едет медленно?
АЛЛЕН: Это так! БРАНДЛ: Это Глок!
АЛЛЕН: О боже мой, Хэмилтон снова на позиции! Сто тысяч местных сердец замирают на трибунах. Это место вернулось Гамильтону. Он справится, и, если я абсолютно прав, я уверен, он займет пятое место, а это все, что ему нужно сделать, чтобы стать чемпионом мира Формулы-1 2008 года.
Комментарии Джеймса Аллена и Мартина Брандла о последних поворотах. [39]
На 63-м круге начался небольшой дождь. [29] Хайдфельд сделал пит-стоп, и его команда BMW сменила шины на промежуточные, повторив свою стратегию на Гран-при Бельгии , которая обеспечила немцу место на подиуме. Ковалайнен сделал пит-стоп на 65-м круге; Спустя круг Алонсо и Райкконен сделали пит-стоп. Хэмилтон и Феттель прекратили борьбу за четвертую позицию, когда выехали на пит-лейн, чтобы пересесть на промежуточные шины на 66-м круге. [26] [35] Глок решил остаться на шинах для сухой погоды и поднялся с седьмого на четвертое место, когда те, кто был впереди него, делали пит-стопы. [40] Масса сделал пит-стоп на 67-м круге. [29] это означает, что все лидеры, за исключением Glock, теперь были на промежуточных шинах. [26]
На 69-м круге начался сильный дождь, и Хэмилтон пробежал мимо, что позволило Феттелю занять пятую позицию. Когда Масса пересек финишную черту и выиграл гонку, Хэмилтон сразился с Феттелем за решающее очко, необходимое для победы в чемпионате. [26] [40] Хэмилтон не знал о своей позиции в начале последнего круга, и ему по радио было приказано обогнать Глока во время битвы за пятое место. [41] Феттель и Хэмилтон обогнали Глока в последних поворотах, пилот Toyota боролся за сцепление с дорогой, а его шины в сухую погоду скользили по мокрой трассе. [26] [40] Преждевременная радость в гараже Ferrari вскоре сменилась разочарованием, когда Хэмилтон финишировал пятым. [26] завоевав чемпионство с преимуществом в одно очко и став самым молодым победителем чемпионата Формулы-1 до Феттеля в 2010 году. [34] [42] Третье место Райкконена после Алонсо обеспечило Ferrari титул конструкторов. [34] После гонки машина Баттона загорелась на пит-лейн. [41]
После гонки
[ редактировать ]До того, как пошел дождь, я чувствовал себя вполне комфортно и был сосредоточен на том, чтобы провести чистую гонку. Потом начал моросить дождь, и я не хотел рисковать – но Себастьян [Феттель] обогнал меня, и мне сказали, что я должен вернуться перед ним. Я не мог в это поверить. Затем в самом последнем повороте мне удалось обогнать Тимо [Глока] – это было просто потрясающе. Это была одна из самых сложных гонок в моей жизни, если не самая сложная. Я кричал: «Оно у меня есть?» Он у меня есть? по радио. И только когда я взял клетчатый флаг и смог его повернуть, команда сказала мне, что я чемпион мира. Я был в восторге.
Хэмилтон, говоря после гонки о последнем круге. [43]

Трое лучших финишеров появились на подиуме и на последующей пресс-конференции . [7] Масса сказал, что он «почти все сделал идеально», и выразил разочарование тем, что, несмотря на победу в гонке, он не выиграл чемпионат. [44] Он поздравил Хэмилтона с завоеванием титула, прокомментировав:
Нам нужно поздравить Льюиса, потому что он отлично провел чемпионат и набрал больше очков, чем мы, поэтому он заслуживает звания чемпиона. Я знаю, как проигрывать, и знаю, как побеждать, и, как я уже сказал, это еще один день в моей жизни, из которого я многому научусь. [44]
Товарищ Массы по команде Ferrari Кими Райкконен выразил разочарование по поводу результатов чемпионата пилотов, но признал поддержку своей команды, заявив, что «мы выиграли по крайней мере командный чемпионат». [44] Сообщается, что президент Ferrari Лука ди Монтедземоло был настолько рассержен результатом, что уничтожил телевизор, по которому смотрел гонку. [45] Босс McLaren Рон Деннис похвалил Хэмилтона, сказав: «Он продолжает добиваться результатов, и, в конце концов, его карьера продолжается всего два года. Так что ему предстоит пройти долгий путь». [46]
Гамильтон получил официальные поздравления от королевы Елизаветы II , после аналогичных аплодисментов от премьер-министра Соединенного Королевства Гордона Брауна и лидера оппозиции Дэвида Кэмерона . [47] Бывшие чемпионы Формулы-1 также поздравили Хэмилтона. Чемпион 1996 года Дэймон Хилл назвал пилота McLaren «одним из величайших гонщиков, которые когда-либо были в этой стране». [48] а многократный чемпион Михаэль Шумахер похвалил Хэмилтона и Массу, заявив, что выступление пилота Ferrari свидетельствует о его победных способностях. [49] Массу похвалили за его спортивное мастерство . После гонки [50] [51] Джо Савард из GrandPrix.com комментирует: «Он принял поражение с изяществом и стилем, которые редко можно увидеть в современном спорте». [52]

Эдди Джордан сказал, что Хэмилтон «на самом деле не дал себе лучших шансов на победу в чемпионате - и ему очень повезло». [53] Бывший руководитель команды назвал стратегию McLaren «катастрофой». [53] GrandPrix.com выразил недоверие к результату: «Это была настолько невероятная схватка, что даже Голливуд не снял бы по ней фильм. Над сценаристами высмеяли бы в студиях». [54] Писатель журнала Autosport Адам Купер назвал гонку «эпической». [55] Рассмотрев другие финалы титула Формулы-1, Купер пришел к выводу, что «ничто никогда не могло сравниться с тем, что мы видели [в Бразилии]». [55]
Тимо Глок по-прежнему уверен, что решение остаться на шинах для сухой погоды, в то время как другие команды пытались использовать шины для влажной погоды, было правильным: «Мы бежали седьмыми до того, как пошел дождь, и, вероятно, мы бы финишировали там, если бы это было так. Вместо этого мы финишировали шестыми, и это показывает, что стратегия была правильной». [56] Глок добавил, что условия были настолько плохими: «Я даже не знал, что Льюис обогнал меня, пока не закончил гонку». [56] Его семья получала письма с ненавистью от фанатов, и его особенно резко критиковали итальянские журналисты, которые считали, что он помог Хэмилтону выиграть чемпионат. [57]
Финиш Кубицы на 11-м месте означал, что он уступил третье место в чемпионате Райкконену (при обратном отсчете побед, поскольку Райкконен одержал две победы в сезоне против одной Кубицы). После гонки Кубица сказал: «Мы допустили слишком много ошибок за уик-энд, и вот результат». [28] Его команда заявила, что они получили неверную информацию о состоянии трассы в начале гонки, из-за чего им пришлось оставить машину польского гонщика на шинах для сухой погоды, когда остальная часть поля сменилась на промежуточные. [28]
Дэвид Култхард выразил разочарование по поводу своего досрочного ухода из последней гонки Формулы-1, сказав: «Я очень расстроен, я не так хотел завершить свою карьеру». Шотландский гонщик рассказал, что планировал угостить пончиками — праздник, который в то время не поощрялся в Формуле-1. толпу [32] Култхард покинул Формулу-1 спустя 15 лет, одержав 246 стартов в гонках и 13 побед. Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер сказал: «Для Дэвида очень жаль, что он вылетел из своего последнего Гран-при в первом повороте, но он может вспомнить долгую и выдающуюся карьеру, в которой он многого добился». [32] Култхард продолжил работать в Red Bull Racing в 2009 году в качестве консультанта по тестированию и разработке. [58]
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() | Феррари | 71 | 1:34:11.435 | 1 | 10 |
2 | 5 | ![]() | Рено | 71 | +13.298 | 6 | 8 |
3 | 1 | ![]() | Феррари | 71 | +16.235 | 3 | 6 |
4 | 15 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 71 | +38.011 | 7 | 5 |
5 | 22 | ![]() | Макларен - Мерседес | 71 | +38.907 | 4 | 4 |
6 | 12 | ![]() | Тойота | 71 | +44.368 | 10 | 3 |
7 | 23 | ![]() | Макларен - Мерседес | 71 | +55.074 | 5 | 2 |
8 | 11 | ![]() | Тойота | 71 | +1:08.433 | 2 | 1 |
9 | 10 | ![]() | Ред Булл - Рено | 71 | +1:19.666 | 12 | |
10 | 3 | ![]() | БМВ Чистый | 70 | +1 круг | 8 | |
11 | 4 | ![]() | БМВ Чистый | 70 | +1 круг | 13 | |
12 | 7 | ![]() | Уильямс - Тойота | 70 | +1 круг | 18 | |
13 | 16 | ![]() | Хонда | 70 | +1 круг | 17 | |
14 | 14 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 70 | +1 круг | 9 | |
15 | 17 | ![]() | Хонда | 70 | +1 круг | 15 | |
16 | 20 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 69 | +2 круга | 20 | |
17 | 8 | ![]() | Уильямс - Тойота | 69 | +2 круга | 16 | |
18 | 21 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 69 | +2 круга | 19 | |
Верно | 6 | ![]() | Рено | 0 | Несчастный случай | 11 | |
Верно | 9 | ![]() | Ред Булл - Рено | 0 | Столкновение | 14 | |
Источник: [59] |
Итоговое положение чемпионата
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают чемпионов мира.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алан Генри (декабрь 2008 г.). Автокурс 2008–09 . Издательство ЦМГ. стр. 270–271. ISBN 978-1-905334-31-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Брюс (2008). «Гонки: Бразилия – Раунд 18». Официальный обзор сезона Формулы-1 2008 года . Хейнс/ Хеймаркет . стр. 258–259. ISBN 978-1-84425-566-5 – через Интернет-архив.
- ^ «Бразилия» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2008: XXXVII Grande Prêmio do Brasil» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ «Гран-при Бразилии 2008» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 28 мая 2019 года . Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гамильтон против Массы – смена титула для Бразилии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 28 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Спортивный регламент Формулы-1 2008 года» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 19 мая 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Брюс (2009). «Итоги 2008 года». Официальный спортивный гид ITV: Гран-при 2009 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 116–117. ISBN 978-1-84732-262-3 – через Интернет-архив.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтт Бир (25 октября 2008 г.). «Джордан: Хэмилтон должен быть безжалостен» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 28 октября 2008 года . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Хилл предупреждает Хэмилтона, чтобы он сохранял хладнокровие» . Би-би-си Спорт . Британская радиовещательная корпорация. 13 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2008 г. . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джереми Кэмпбелл и агентства (29 октября 2008 г.). «Масса отрицает, что будет использовать грязную тактику в Бразилии» . Хранитель . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Эдвард Горман (20 октября 2008 г.). «Титул «Формулы-1» достанется ему, если Льюис Хэмилтон сохранит хладнокровие» . Таймс . Лондон . Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Округ Колумбия представит благотворительную ливрею на финале» . ITV-F1.com . ООО «ИТВ». 30 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2008 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Формула-1» возвращается на BBC TV . Би-би-си Спорт . Британская радиовещательная корпорация. 20 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 г. Проверено 17 ноября 2008 г.
- ^ «Теперь Telecinco заявляет, что добровольно отказалась от вещания Формулы-1» . elmundo.es (на испанском языке). Редакция SA, 3 ноября 2008 г. Проверено 23 ноября 2008 г.
- ^ «Хонда уходит из Формулы-1» . Евроспорт. Рейтер. 5 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2019 г. . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтт Бир (31 октября 2008 г.). «Масса обыграл Хэмилтона на первой тренировке» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтт Бир (31 октября 2008 г.). «Алонсо бьет рекорды во второй тренировке» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Финальная тренировка – Алонсо на последнем» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 1 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Мэтт Бир (1 ноября 2008 г.). «Алонсо лидирует на заключительной тренировке в Бразилии» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Квалификация – котировки избранных пилотов» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 1 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2008 г. Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтт Бир (1 ноября 2008 г.). «Масса завоевал поул в Бразилии, Хэмилтон — четвертый» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 17 декабря 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Масса штурмует жизненно важный поул, Хэмилтон квалифицируется четвертым в Бразилии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 1 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2008 г. Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Бразильские субботние цитаты: BMW» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 1 ноября 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «ФОРМУЛА 1 GRANDE PREMIO DO BRASIL 2008 – Квалификация» . Formula1.com . Руководство Формулы-1 . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джефф Крейтон и Эмлин Хьюз (2 ноября 2008 г.). «Как это было: Разборка на Интерлагосе» . autosport.com . Издательство Хеймаркет . Проверено 14 ноября 2008 г.
- ^ «Обновление воскресной погоды: Сан-Паулу готовится к грозе» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 января 2013 г. . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бразильские воскресные цитаты: BMW» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Расовые факты» . Международная автомобильная федерация. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 27 ноября 2008 г.
- ^ «Бразильские воскресные цитаты: Red Bull» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 2 ноября 2008 года . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ «Бразильские воскресные цитаты: Уильямс» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 2 ноября 2008 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Култхард «выпотрошен» после того, как последний Гран-при завершился уходом на пенсию» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2008 г. . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Диаграмма кругов» . Международная автомобильная федерация. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 января 2010 г. Проверено 9 декабря 2011 года .
- ^ Перейти обратно: а б с «Анализ гонки в Бразилии: Хэмилтон держит нервы ради славы» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Краткий обзор пит-стопа в Бразилии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ «Бразильские воскресные цитаты: Toro Rosso» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 2 ноября 2008 года . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Самые быстрые круги в Бразилии» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ «Бразильские воскресные цитаты: Форс Индия» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 2 ноября 2008 года . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Уильямс, Ричард (3 ноября 2008 г.). «Формула-1: это первое из многих слов Льюиса Хэмилтона, становящегося самым молодым чемпионом» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 18 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пабло Элизальде (2 ноября 2008 г.). «Глок сказал, что машиной очень трудно управлять» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 15 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гамильтон, Морис (2020). Формула 1: Официальная история . Лондон, Англия: Издательская группа Welbeck . стр. 209–210. ISBN 978-1-78739-496-4 .
- ^ «Феттель становится самым молодым чемпионом мира Формулы-1» . Франция 24. Агентство Франс-Пресс. 14 ноября 2010 г. Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ «Гамильтон потерял дар речи после драматического финала титула» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Пресс-конференция – воскресенье» . Международная автомобильная федерация. 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 14 ноября 2008 г. Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл и Мишель Лостия (10 ноября 2008 г.). «Ди Монтедземоло разбил телевизор после финала» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл (3 ноября 2008 г.). «Деннис рад финишу Гран-при Бразилии» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ «Королева отдает дань уважения Гамильтону» . ITV-F1.com . ООО «ИТВ». 5 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 г. Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ Саймон Стрэнг (2 ноября 2008 г.). «Хилл отдает дань уважения чемпиону Хэмилтону» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «Шу «потрясен» финалом в Бразилии» . ITV-F1.com . ООО «ИТВ». 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2008 г. Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «Шумахер хвалит подвиг Хэмилтона» . Би-би-си Спорт . Британская радиовещательная корпорация. 4 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Фелипе Масса – уже не самый близкий человек» . Formula1.com . Руководство Формулы-1. 4 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 декабря 2008 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Джо Савард (4 ноября 2008 г.). «Уважение и рыцарство» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. Архивировано из оригинала 12 ноября 2008 года . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвард Горман (3 ноября 2008 г.). «Эдди Джордан называет Льюиса Хэмилтона «счастливчиком», поскольку команда совершает тактическую авантюру» . Таймс . Лондон . Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ «Гран-при Бразилии – воскресенье – отчет о гонке» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 4 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 г. Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адам Купер (4 июля 2008 г.). «Анализ: эпический финал вблизи» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 года . Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вопросы и ответы с Тимо Глоком» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. 3 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 г. Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ Сондерс, Нейт (5 ноября 2018 г.). «Тимо Глок о Бразилии-2008: Люди говорили, что меня нужно застрелить» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Пабло Элизальде (3 июля 2008 г.). «Култхард объявляет об уходе из Формулы-1» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 16 ноября 2008 г.
- ^ «ФОРМУЛА 1 GRANDE PREMIO DO BRASIL 2008 – Гонка» . Formula1.com . Руководство Формулы-1 . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бразилия 2008 - Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 13 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

23 ° 42'13 "ю.ш. 46 ° 41'59" з.д. / 23,70361 ° ю.ш. 46,69972 ° з.д.