Гран-при Бельгии 2008 года.
Гран-при Бельгии 2008 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 13 из 18 чемпионата мира Формулы-1 2008 года.
| |||||
![]() Трасса Спа-Франкоршам | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 7 сентября 2008 г. | ||||
Официальное название | 2008 Формула 1, Гран-при Бельгии ING | ||||
Расположение | Трасса Спа-Франкоршам , Франкоршам , Валлония , Бельгия [3] | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 7,004 км (4,352 [4] миль) | ||||
Расстояние | 44 круга, 308,052 км (191,415 миль) | ||||
Погода | Облачно, дождь на последних 3 кругах | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Макларен - Мерседес | ||||
Время | 1:47.338 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Феррари | |||
Время | 1:47.930 — 24-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | БМВ Чистый | ||||
Третий | Макларен - Мерседес | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Бельгии 2008 года (официально Гран-при Бельгии Формулы 1 ING 2008 года ) [5] — автогонка Формулы-1, проходившая 7 сентября 2008 года на трассе Спа-Франкоршам недалеко от деревни Франкоршам , Валлония , Бельгия. Это была 13-я гонка чемпионата мира Формулы-1 2008 года . Фелипе Масса за команду Ferrari выиграл гонку из 44 кругов после того, как первый победитель, McLaren пилот Льюис Хэмилтон , был оштрафован за прорезание шиканы и получение преимущества над пилотом Ferrari Кими Райкконеном .
Хэмилтон стартовал с поул-позиции вместе с соперником за титул Массой. Товарищ Хэмилтона по команде McLaren Хейкки Ковалайнен стартовал с третьего места после победителя 2007 года Кими Райкконена. После вращения Хэмилтона на втором круге Райкконен лидировал большую часть гонки, пока на 41 круге не пошел дождь, и Хэмилтон не выполнил штрафной пас. Райкконен разбился на следующем круге из-за усилившегося дождя. Масса финишировал вторым на трассе после Хэмилтона, за ним следовал Ник Хайдфельд из BMW Sauber .
Хэмилтон получил 25-секундный штраф, в результате чего он опустился на третье место и продвинул Массу и Хайдфельда на первую и вторую позиции. McLaren обжаловала это решение в Международной автомобильной федерации Международном апелляционном суде (FIA). Однако их дело было признано неприемлемым, а суд постановил, что 25-секундные штрафы не могут быть обжалованы. Наказание вызвало дискуссию в мировой прессе, в первую очередь в Великобритании и Италии, при этом несколько бывших водителей поставили под сомнение это решение. Задняя победа Массы, когда Хэмилтон опустился на третье место, сократила разрыв в Чемпионшипе с шести очков до двух.
Фон
[ редактировать ]Накануне 13-й гонки сезона McLaren пилот Льюис Хэмилтон лидировал в чемпионате пилотов с 70 очками ; Ferrari Пилот Фелипе Масса занял второе место с 64 очками. из Ferrari с 57 очками Третьим стал Кими Райкконен , за ним следует Роберт Кубица с 55 очками. В Кубке конструкторов Ferrari лидировала со 121 очком против 113 у McLaren. [6]
После Гран-при Европы прошли межсезонные тесты 24 августа на итальянском автодроме Монца . Ferrari сосредоточилась на аэродинамических настройках во время тестов на длинных прямых Монцы. Масса показал лучшее время в первый день, опередив пилота McLaren Хейкки Ковалайнена . [7] BMW Sauber из Ник Хайдфельд был самым быстрым во второй день. Масса вылетел на гравий на шикане Аскари, что на короткое время остановило испытания. [8] Хэмилтон был самым быстрым в третий день. [9] Кубица потерял контроль над своей машиной и выехал с трассы, что ограничило время тестов BMW, поскольку снизу его машины проводился мелкий ремонт. [9]
Упражняться
[ редактировать ]Перед воскресной гонкой было проведено три тренировки – две в пятницу и одна в субботу. Утренние и дневные занятия в пятницу длились по 90 минут каждое; третий сеанс в субботу утром длился час. [10] Первая сессия прошла на сухой трассе под облачным небом; Масса был самым быстрым со временем 1:47.284, чуть быстрее своего товарища по команде Ferrari Райкконена. McLarens Хэмилтона и Ковалайнена, Алонсо, Уэббера, Бурдэ и Феттеля замыкают восьмерку лучших. [11] Небольшой дождь во время второй сессии на мгновение усилился в середине игры, вынудив команды переключиться на влажную среду. Хэмилтон лидировал большую часть забега, прежде чем Алонсо, Масса и Ковалайнен в конце сессии на высыхающей трассе показали более быстрое время. [12] Райкконен, Пике, Култхард, Бурдэ и Уэббер вылетели за пределы трассы с небольшими повреждениями; вращение Физикеллы в Ставело вынудило сессию остановить на десять минут, пока убирали мусор и очищали трассу от воды. [13] На следующее утро к началу заключительного периода тренировок условия не улучшились, но высыхающая трасса в конце сессии позволила Хайдфельду показать лучшее время - 1:47,876, опередив Ковалайнена, Алонсо, Хэмилтона, Массу, Феттеля. и Райкконен. [14]
Квалификационный
[ редактировать ]Субботняя дневная квалификационная сессия была разделена на три части. В первые 20 минут выбыли машины, занявшие 16-е место или ниже. Второй квалификационный период длился 15 минут, по окончании которого десять самых быстрых машин вышли в финальный период, чтобы определить свои позиции на стартовой решетке гонки. Автомобили, не прошедшие финальный период, могли быть дозаправлены перед гонкой, но участники, участвовавшие в ней, этого не сделали, и поэтому имели больше топлива, чем в предыдущих квалификационных сессиях. [10]
Я проехал отличный круг, но этого было недостаточно, чтобы занять поул-позицию. Сегодня нам немного не хватило скорости по сравнению с нашими основными соперниками, но гонка очень длинная, и на дистанции мы знаем, что можем быть очень конкурентоспособными и поэтому способны бороться за победу... Дальше нас ждет чтобы увидеть, каковы различные варианты стратегии и, очевидно, как меняется погода. Если бы пошел дождь, гонку можно было бы превратить в лотерею.
Фелипе Масса после третьей квалификационной сессии. [15]
Хэмилтон завоевал свою пятую поул-позицию в сезоне со временем 1:47,338, опередив Фелипе Массу, который квалифицировался вторым, отстав на 0,34 секунды от своего соперника из McLaren. [16] Безошибочный заезд позволил Ковалайнену занять третье место на стартовой решетке, а Райкконен - четвертым. [15] Хайдфельд занял пятое место, опередив Алонсо, Уэббера и Кубицу. Бурдэ, показав лучшее время в первой сессии, занял девятое место, опередив на одно место своего товарища по команде Toro Rosso Феттеля. [17] Пилот Toyota Ярно Трулли квалифицировался 11-м после того, как у него возникли проблемы с перегревом шин; его товарищ по команде Тимо Глок испытал аналогичные проблемы и занял 13-е место после Пике. Култхард и Росберг заняли следующие два места на стартовой решетке, опередив пару Honda — Рубенса Баррикелло и Дженсона Баттона , которые оба считали, что они максимально увеличили производительность своих машин. [15] Пилот Force India Адриан Сутил , пилот Williams Кадзуки Накадзима и Физикелла заняли последние три позиции. [16]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Сетка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 22 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:46.887 | 1:46.088 | 1:47.338 | 1 |
2 | 2 | ![]() | Феррари | 1:46.873 | 1:46.391 | 1:47.678 | 2 |
3 | 23 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:46.812 | 1:46.037 | 1:47.815 | 3 |
4 | 1 | ![]() | Феррари | 1:46.960 | 1:46.298 | 1:47.992 | 4 |
5 | 3 | ![]() | БМВ Чистый | 1:47.419 | 1:46.311 | 1:48.315 | 5 |
6 | 5 | ![]() | Рено | 1:47.154 | 1:46.491 | 1:48.504 | 6 |
7 | 10 | ![]() | Ред Булл - Рено | 1:47.270 | 1:46.814 | 1:48.736 | 7 |
8 | 4 | ![]() | БМВ Чистый | 1:47.093 | 1:46.494 | 1:48.763 | 8 |
9 | 14 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 1:46.777 | 1:46.544 | 1:48.951 | 9 |
10 | 15 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 1:47.152 | 1:46.804 | 1:50.319 | 10 |
11 | 11 | ![]() | Тойота | 1:47.400 | 1:46.949 | 11 | |
12 | 6 | ![]() | Рено | 1:47.052 | 1:46.965 | 12 | |
13 | 12 | ![]() | Тойота | 1:47.359 | 1:46.995 | 13 | |
14 | 9 | ![]() | Ред Булл - Рено | 1:47.132 | 1:47.018 | 14 | |
15 | 7 | ![]() | Уильямс - Тойота | 1:47.503 | 1:47.429 | 15 | |
16 | 17 | ![]() | Хонда | 1:48.153 | 16 | ||
17 | 16 | ![]() | Хонда | 1:48.211 | 17 | ||
18 | 20 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 1:48.226 | 18 | ||
19 | 8 | ![]() | Уильямс - Тойота | 1:48.268 | 19 | ||
20 | 21 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 1:48.447 | 20 | ||
Источник: [18] |
Раса
[ редактировать ]
Нельсон Пике был единственным гонщиком, который не стартовал с более мягкими шинами для сухой погоды на трассе, которая все еще высыхала после утреннего дождя, а бразилец выбрал более жесткие шины. [19] Во время гонки прогнозировалась большая вероятность ливней. [20] Несколько машин тормозили на скользкой трассе, в первую очередь Ковалайнен. Основными бенефициарами с линии стали Пике и Трулли, каждый из которых получил по пять мест. В первом повороте Трулли получил удар сзади от Бурдэ, который также быстро стартовал. В результате инцидента Toyota получила повреждения диффузора и коробки передач, а позже на круге перевернулась. [21] Ковалайнен и Хайдфельд также столкнулись на старте. Это позволило Алонсо завоевать несколько мест. Себастьян Феттель заблокировал тормоза и пробежал мимо, потеряв два места. Физикелла столкнулся с Накадзимой на первом круге, и ему пришлось заехать на пит-стоп, чтобы исправить сломанное переднее крыло и проколы. [22] Хэмилтон лидировал от Райкконена, которому удалось обогнать своего товарища по команде Ferrari Фелипе Массу на прямой Кеммель. [23]
На втором круге Хэмилтон развернулся на Ла-Сурсе и на следующей прямой уступил преимущество Райкконену. Глок потерял несколько позиций за первые несколько кругов из-за недостаточного сцепления шин с дорогой. [21] На десятом круге Хейкки Ковалайнен попытался обогнать Уэббера на шикане автобусной остановки, но ударил Уэббера в бок, в результате чего австралиец развернулся. Хотя позже пилот McLaren назвал этот контакт «несчастным случаем на гонке», [24] ему был назначен штраф за проезд, который он воспользовался на 14-м круге, опустив его на 15-е место. [25]

К десяти кругам Райкконен опережал Хэмилтона на три секунды. Хэмилтон первым из лидеров вышел на пит-стоп на 11-м круге, а кругом позже за ним последовал Райкконен. Масса и Алонсо вышли на пит-стоп на 13-м круге, а Хайдфельд следовал за ними. Товарищ Хайдфельда по команде BMW Роберт Кубица выехал на пит-стоп на 15-м круге вместе с Бурдэ. [26] Райкконен сохранил преимущество над Хэмилтоном после раунда пит-стопов, за ним следовали Масса, Алонсо и Бурдэ. [25]
Пике сошел с дистанции на 13-м круге после того, как вылетел из-под контроля и столкнулся со стеной. После гонки пилот Renault обвинил в инциденте влажные участки трассы, добавив: «Обидно, потому что я уверен, что сегодня мы могли бы что-нибудь сделать». [27] На 17-м круге Рубенс Баррикелло сошел с дистанции из-за проблемы с коробкой передач, отказавшей шестой передачи и слишком высоких оборотов двигателя . [22]
Первые девять бегунов продолжали действовать в том же порядке, пока Райкконен и Хэмилтон не сделали свои вторые пит-стопы на 25-м круге: Алонсо сделал пит-стопы на 27-м круге, Масса - на 28-м круге и Хайдфельд - на 31-м круге. Бурдэ и Кубица вышли на пит-стопы на 32-м и 33-м кругах. , соответственно. [26]


После второго круга пит-стопов Райкконен опережал Хэмилтона на пять секунд, но Хэмилтон начал приближаться к Райкконену на последнем отрезке из-за того, что шины лучше подходили его McLaren Mercedes. [28] На 41-м круге пошел сильный дождь. Хэмилтон сократил отставание от Райкконена менее чем на секунду, все еще опережая Массу на шесть секунд. Хэмилтон попытался обогнать Райкконена на шикане автобусной остановки, но был вынужден съехать с места и пересечь шикану, чтобы избежать столкновения. В результате Хэмилтон вышел из шиканы, но позволил Райкконену обойти его на полпути. Затем Хэмилтон снова обогнал его на шпильке Ла-Сурс при торможении. [29] Райкконен попытался отыграться на Хэмилтона, чтобы вернуть себе позицию, но линия была защищена, в результате чего Райкконен задел своим передним крылом заднюю шину Хэмилтона. [29] Дождь начал усиливаться, и Нико Росберг развернулся на углу Фань, воссоединившись с двумя лидерами и заставив Хэмилтона выбежать на траву. [30] В следующем повороте Райкконен развернулся и вернул преимущество Хэмилтону. Затем Райкконен потерял контроль над своим Ferrari на повороте Бланшимона и врезался в барьер, завершив гонку. [29]
Хэмилтон финишировал первым, осторожно выведя свою машину на финишную прямую в очень влажных условиях, за ним следовали Масса и Хайдфельд. Хайдфельд поднялся с девятой позиции на последних кругах благодаря превосходному сцеплению промежуточных шин, установленных во время пит-стопа за два круга до конца гонки. [31] Фернандо Алонсо и Тимо Глок также выиграли от промежуточных шин: Алонсо финишировал четвертым, а Глок восьмым, обогнав Уэббера в последнем повороте. И наоборот, Toro Rosso пилоты Бурдэ и Феттель , которые были третьим и четвертым за один круг до финиша, опустились на седьмую и пятую позиции из-за недостаточного сцепления их шин для сухой погоды. [32]
После гонки
[ редактировать ]Тимо Глок получил 25-секундный штраф за обгон Марка Уэббера под желтыми флагами на последнем круге гонки. Пенальти переместил Глока с восьмого на девятое место. [33]

Хэмилтон появился на подиуме и последующей пресс-конференции в позиции победителя. Отвечая на вопрос об инциденте на пресс-конференции, Гамильтон защищал свои действия:
[Райкконен] довел меня до такой степени, что я либо оказался на обочине и врезался в него, либо мне пришлось идти по пути отхода, поэтому я пошел по пути отхода. Я понял, что должен пропустить его, что и сделал. Я сел к нему на буксир, и он нырял и нырял влево и вправо, а я сделал то же самое и сумел вернуться в его внутреннюю часть. Но затем он ударил меня в вершине угла, но я думаю, что оттуда я уже почти ушел.
— Льюис Хэмилтон, [34]
Через два часа после гонки стюарды FIA опубликовали заявление, в котором объявили, что Хэмилтон виновен в нарушении статьи 30.3 (a) Спортивного регламента Формулы-1 FIA 2008 года и Приложения L, главы 4, статьи 2 (g) Международного Спортивный кодекс , в котором говорится, что за пересечение шиканы и получение преимущества налагается штраф за проезд. Когда гонка закончилась, ко времени Хэмилтона был добавлен 25-секундный штраф. [35] В результате этого пенальти Масса стал победителем Гран-при, а Хэмилтон опустился на третью позицию. [36]
9 сентября McLaren подала официальную жалобу в FIA по поводу инцидента. [37] дважды сообщал им На апелляционном слушании 22 сентября McLaren утверждала, что директор гонки Чарли Уайтинг , что Хэмилтон правильно вернул позицию Райкконену. [38] Более того, они представили данные телеметрии, свидетельствующие о том, что Хэмилтон не только пересек финишную черту после Райкконена, но и что в тот момент он ехал на 6,7 км/ч (4,2 мили в час) медленнее. [39] [40] McLaren Адвокат Марк Филлипс, королевский адвокат, пытался убедить суд в том, что, поскольку наказание было в виде добавленного времени, дело было действительным. [38] Они представили предыдущий случай с Витантонио Люцци на Гран-при Японии 2007 года , в частности, заявление FIA о том, что председательствующий главный стюард гонки Тони Скотт Эндрюс признал свою вину в назначении штрафа Люцци. [41] Эндрюс отверг обвинения FIA. [41] McLaren использовала этот случай как прецедент для инцидента в Спа. Суд заявил, что эта аналогия недействительна, поскольку в деле Люцци приемлемость его апелляции не оспаривалась. [42]
23 сентября Апелляционный суд вынес решение, признав апелляцию неприемлемой. [42]
Реакция
[ редактировать ]
С той позиции, где находился [Хамильтон], поскольку он перерезал шикану, он [смог пройти в первый поворот]. Но если бы он шел позади меня по шикане, тогда, возможно, была бы другая история.
-Кими Райкконен [43]
Некоторые гонщики Формулы-1 больше сосредоточились на том, чтобы Хэмилтон получил преимущество, а не на штрафе в 25 секунд, чрезмерно наказав его за тот факт, что Райкконен позже разбился, уже повторно обойдя Хэмилтона. Себастьян Бурдэ из Toro Rosso сказал, что «наказание действительно суровое, но в конечном итоге вам решать, вернуть позицию (что он и сделал) или нет. Довольно просто». [44] Эту точку зрения подтвердили его коллеги-пилоты Нико Росберг и Ярно Трулли . [44] Трулли считал, что «Гамильтон получил преимущество, перерезав шикану», говоря: «Если бы он остался на дороге, у него не хватило бы скорости, чтобы обогнать Феррари. Точно так же в Монце кто-то мог перерезать первую шикану, соперника поймать тягу и обогнать его на торможении в Роджиа». [45]
Бывший чемпион мира Ники Лауда заявил, что «не понимает этого совершенно неправильного решения». [46] добавив: «Невероятно, как лучший гонщик вчерашней гонки не допускает ошибок и получает всего шесть очков». [46] Он призвал к созданию постоянных стюардов гонки вместо существующей в настоящее время временной системы стюардов. Он назвал это «худшим решением в истории Формулы-1 ». [46] говоря: «Абсолютно неприемлемо, когда трое [стюардов] так влияют на чемпионат». [47] Трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт заявил, что «Формула-1 привлекает крупнейшие капиталовложения в спорт, но за ним наблюдают люди, которые не занимаются этим постоянно, и мы получаем непоследовательные решения». [48]
Оригинальный пенальти вызвал неоднозначную реакцию в мировой прессе. Байрон Янг в британской газете Daily Mirror заявил, что именно решение стюардов «портит спорт и отталкивает болельщиков, сводит на нет усилия даже лучших спортсменов, портит день и заставляет болельщиков задаваться вопросом, чего именно они являются «болельщиками»». [49] Финская отметила, что, хотя Гран-при «разбил» мечты Райкконена о ежедневная газета Helsingin Sanomat чемпионстве, Хэмилтон придерживался «правил гонок», вернув позицию. Газета объяснила разочарование Райкконена его аварией, а не инцидентом с шиканой. [50] В Италии La Gazzetta dello Sport заявила, что решение было оправданным, заявив, что Хэмилтону «следовало подождать хотя бы еще одного поворота, а не атаковать так скоро». [51]
Инцидент и последующее судебное слушание привели к разъяснению FIA, в котором говорится, что водители должны подождать еще один поворот после прохождения шиканы, прежде чем пытаться совершить еще один маневр обгона. [52] Пилот Формулы-1 и директор Ассоциации гонщиков Гран-при Марк Уэббер заявил, что разъяснение прояснило проблему:
Льюис, вероятно, никогда бы не напал на Кими снаружи на первой части автобусной остановки, не зная, что у него есть возможность выехать на асфальтированную часть. Я думаю, что нам нужно преодолевать шиканы, продвигаясь вперед, и на данный момент мы не так уж далеки от того, чтобы гонщики знали, что если вы получаете позицию или получаете преимущество, вы должны вернуть его. немного больше.
— Марк Уэббер, [53]
Классификация рас
[ редактировать ]
Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | ![]() | Феррари | 44 | 1:22:59.394 | 2 | 10 |
2 | 3 | ![]() | БМВ Чистый | 44 | +9.383 | 5 | 8 |
3 | 22 | ![]() | Макларен - Мерседес | 44 | +10.539 1 | 1 | 6 |
4 | 5 | ![]() | Рено | 44 | +14.478 | 6 | 5 |
5 | 15 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 44 | +14.576 | 10 | 4 |
6 | 4 | ![]() | БМВ Чистый | 44 | +15.037 | 8 | 3 |
7 | 14 | ![]() | Торо Россо — Феррари | 44 | +16.735 | 9 | 2 |
8 | 10 | ![]() | Ред Булл - Рено | 44 | +42.776 | 7 | 1 |
9 | 12 | ![]() | Тойота | 44 | +1:07.045 2 | 13 | |
10 3 | 23 | ![]() | Макларен - Мерседес | 43 | Коробка передач | 3 | |
11 | 9 | ![]() | Ред Булл - Рено | 43 | +1 круг | 14 | |
12 | 7 | ![]() | Уильямс - Тойота | 43 | +1 круг | 15 | |
13 | 20 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 43 | +1 круг | 18 | |
14 | 8 | ![]() | Уильямс - Тойота | 43 | +1 круг | 19 | |
15 | 16 | ![]() | Хонда | 43 | +1 круг | 17 | |
16 | 11 | ![]() | Тойота | 43 | +1 круг | 11 | |
17 | 21 | ![]() | Форс Индия — Феррари | 43 | +1 круг | 20 | |
18 3 | 1 | ![]() | Феррари | 42 | Несчастный случай/выход из строя | 4 | |
Верно | 17 | ![]() | Хонда | 19 | Коробка передач | 16 | |
Верно | 6 | ![]() | Рено | 13 | Несчастный случай | 12 | |
- ^ 1 - Льюис Хэмилтон получил 25-секундный штраф за то, что прорезал шикану и получил преимущество, несмотря на возврат позиции, потеряв первое место. [36]
- ^ 2 - Тимо Глок получил 25-секундный штраф за обгон Уэббера под желтыми флагами, потеряв восьмое место. [33]
- ^ 3 - Хейкки Ковалайнен и Кими Райкконен были классифицированы, поскольку они преодолели более 90% дистанции гонки.
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают участников, у которых еще был теоретический шанс стать чемпионом мира.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гран-при Бельгии 2008» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты Гран-при Бельгии 2008» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 8 апреля 2012 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Гран-при Бельгии 2008» . Мотоспорт . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Гран-при Бельгии» . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Бельгия» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (24 августа 2008 г.). «Масса побеждает, но находится под следствием» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Саймон Стрэнг (27 августа 2008 г.). «Масса сохраняет форму на тестах в Монце» . Автоспорт.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2008 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Пабло Элизальде (28 августа 2008 г.). «Хайдфельд лидирует на тестах в Монце» . Автоспорт.com. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Пабло Элизальде (29 августа 2008 г.). «Гамильтон завершил тест в Монце на вершине» . Автоспорт.com. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Спортивный регламент Формулы-1 2008 года» (PDF) . Международная автомобильная федерация. 19 мая 2008 года . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Мэтт Бир (5 сентября 2008 г.). «Масса доминирует на первой тренировке в Спа» . Автоспорт . Издательство Хеймаркет . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Мэтт Бир (5 сентября 2008 г.). «Алонсо бьет рекорды во второй тренировке» . Автоспорт . Издательство Хеймаркет . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ «Вторая пятничная практика: Алонсо неожиданно стал лидером в Спа» . Формула1.com. 5 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Мэтт Бир (6 сентября 2008 г.). «Хайдфельд лидирует на дождливой практике в Бельгии» . Автоспорт . Издательство Хеймаркет . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Квалификация — котировки избранных пилотов» . Формула1.com. 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 г. Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Бельгии — суббота — результаты квалификационной сессии» . GrandPrix.com . Inside F1, Inc., 6 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 г. Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ Мэтт Бир (6 сентября 2008 г.). «Гамильтон штурмует поул Гран-при Бельгии» . Автоспорт . Издательство Хеймаркет . Проверено 22 ноября 2009 г.
- ^ «ФОРМУЛА 1 ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ 2008 – Квалификация» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 26 июня 2014 года . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ «Бельгия: стратегии гоночных шин» . Манипе F1. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 28 января 2013 г. . Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ «Обзор погоды в воскресенье: в Спа ожидаются ливни» . Формула1.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 г. Проверено 23 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Воскресные цитаты из Бельгии: Toyota» . Автоспорт.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Проверено 23 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Анализ гонок в Бельгии: разногласия резко открывают погоню за титулом» . Формула1.com. 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г. Проверено 23 октября 2008 г.
- ^ «Воскресные цитаты из Бельгии: Ferrari» . Автоспорт.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Проверено 27 октября 2008 г.
- ^ «Воскресные цитаты из Бельгии: McLaren» . Автоспорт.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Диаграмма кругов» . ФИА.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2010 г. . Проверено 17 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «ФОРМУЛА 1 ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ 2008» . Формула1.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 г. Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ «Воскресные котировки Бельгии: Renault» . Автоспорт.com. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 г. Проверено 23 октября 2008 г.
- ^ Джеймс Аллен (8 сентября 2008 г.). «Вердикт Джеймса Аллена» . ИТВ-Ф1. Архивировано из оригинала 22 сентября 2008 года . Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Мэтт Бир (7 сентября 2008 г.). «Гамильтон одерживает захватывающую победу в Спа» . autosport.com . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл и Пабло Элизальде (7 сентября 2008 г.). «Гамильтон приветствует «невероятную» победу» . autosport.com. Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 года . Проверено 27 сентября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл (7 сентября 2008 г.). «Азартная игра на пит-стопе окупается для Хайдфельда» . autosport.com . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ Пабло Элизальде (7 сентября 2008 г.). «Бурдэ жалуется на спад на последнем круге» . autosport.com. Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 года . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Пабло Элизальде (7 сентября 2008 г.). «Глок попал с 25-секундным штрафом» . autosport.com . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ Льюис Хэмилтон (7 сентября 2008 г.). «Пресс-конференция – воскресенье» . ФИА. Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 года . Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ FIA, стюарды встречи (7 сентября 2008 г.). «Гран-при Бельгии 2008, Документ 49» (PDF) . ФИА.com. Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Элизальде, Пабло; Ноубл, Джонатан (7 сентября 2008 г.). «Хэмилтон наказан, Масса отдал победу» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 9 сентября 2008 года . Проверено 7 сентября 2008 г.
- ^ «Макларен подает апелляцию на Гран-при Бельгии» . Формула 1.com. 9 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2008 г. . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Роль Уайтинга в расследовании Гамильтона оказалась в центре внимания» . Планета F1.com. 11 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 г. Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл (22 сентября 2008 г.). «Юрист McLaren: апелляция допустима» . Автоспорт.com. Архивировано из оригинала 9 октября 2008 года . Проверено 25 октября 2008 г.
- ^ ФИА (20 декабря 2007 г.). «Международный спортивный кодекс» (PDF) . ФИА.com. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2011 года . Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Горман, Эдвард (23 сентября 2008 г.). «Льюис Хэмилтон ясно излагает свою позицию, поскольку McLaren связывает свои надежды с электронной почтой» . Лондон: Таймс Онлайн . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б FIA ICA (22 сентября 2008 г.). «Слушания в понедельник, 22 сентября 2008 г., в Париже» (PDF) . ФИА.com. Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2008 года . Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ «Кими Райкконен: вопросы и ответы» . ИТВ-Ф1. 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 г. Проверено 24 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Водители: наказание Хэмилтона не соответствует преступлению» . ИТВ-Ф1. 11 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 г. . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ «Гамильтон получил преимущество» . Автоспорт.com. 9 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2008 г. Проверено 9 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Бен (8 сентября 2008 г.). «Мировые СМИ ошеломлены решением Льюиса Хэмилтона» . Лондон: ТаймсОнлайн . Проверено 9 сентября 2008 г.
- ^ «Лауда: пенальти Хэмилтона нанесет вред Формуле-1» . ИТВ-Ф1. 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2008 г. Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Аррон, Саймон (9 сентября 2008 г.). «Сэр Джеки Стюарт хочет, чтобы после пенальти Льюиса Хэмилтона ему были назначены стюарды на постоянной основе» . Лондон: Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Байрон Янг (8 сентября 2008 г.). «Что нужно сделать Льюису Хэмилтону, чтобы выиграть титул в Формуле-1?» . Ежедневное зеркало . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ «Выезд Райкконена в Спа разбивает его мечты о чемпионстве» . Хельсингин Саномат. 8 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 г. Проверено 18 октября 2008 г.
- ^ «Гамильтон наказан!» . Газетта делло Спорт. 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 13 сентября 2008 г. . Проверено 24 октября 2008 г.
- ^ Джонатан Ноубл (12 сентября 2008 г.). «FIA разъясняет позицию по поводу резки шиканы» . autosport.com. Архивировано из оригинала 14 сентября 2008 года . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ «Уэббер: Споры о шиканах окончены» . ИТВ-Ф1. 24 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 г. Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ «ФОРМУЛА 1 ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ 2008 — Гонка» . Формула1.com. Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Бельгия 2008 - Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 13 марта 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
