Гран-при Японии 2000 года.
Гран-при Японии 2000 года. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гонка 16 из 17 чемпионата мира Формулы-1 2000 года.
| |||||
![]() | |||||
Подробности гонки [1] [2] | |||||
Дата | 8 октября 2000 г. | ||||
Официальное название | XXVI Fuji Television Гран-при Японии | ||||
Расположение | Международная гоночная трасса Сузука , Сузука , Миэ , Япония | ||||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||||
Продолжительность курса | 5.860 [а] км (3,641 миль) | ||||
Расстояние | 53 круга, 310,596 [а] [5] км (192,995 миль) | ||||
Погода | Сухой/мокрый | ||||
посещаемость | 318,000 [6] | ||||
Поул-позиция | |||||
Водитель | Феррари | ||||
Время | 1:35.825 | ||||
Самый быстрый круг | |||||
Водитель | ![]() | Макларен - Мерседес | |||
Время | 1:39.189 — 26-й круг. | ||||
Подиум | |||||
Первый | Феррари | ||||
Второй | Макларен - Мерседес | ||||
Третий | Макларен - Мерседес | ||||
Лидеры круга |
Гран -при Японии 2000 года (формально XXVI Гран-при Японии Fuji Television ) — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 8 октября 2000 года перед 151 000 человек на международном гоночном поле Сузука в Сузуке, Миэ, Япония. Это был 26-й Гран-при Японии и 16-я и предпоследняя гонка чемпионата мира Формулы-1 2000 года . Ferrari из Михаэль Шумахер выиграл гонку на 53 круга с поул-позиции . McLaren из Мика Хаккинен и Дэвид Култхард финишировали вторым и третьим соответственно. Победа Шумахера подтвердила, что он стал чемпионом мира среди водителей 2000 года , поскольку Хаккинен не смог обогнать Шумахера по общему количеству очков за одну гонку, оставшуюся до конца сезона.
Только Михаэль Шумахер и Хаккинен претендовали на участие в чемпионате мира среди водителей, причем Шумахер лидировал с преимуществом в восемь очков. Ferrari опередила McLaren в Кубке конструкторов мира на десять очков. Хаккинен стартовал вместе с Михаэлем Шумахером в первом ряду стартовой решетки . Михаэль Шумахер попытался защитить лидерство с линии, встав на пути Хаккинена, но Хаккинен обогнал Михаэля Шумахера в первом повороте, а Култхард сдержал попытки Williams пилота Ральфа Шумахера выйти на третье место. Михаэль Шумахер приблизился к Хаккинену к 31-му кругу и обогнал его во втором круге пит-стопов . Он сохранял преимущество над Хаккиненом до конца гонки и одержал свою восьмую победу в сезоне.
Многие представители Формулы-1 хвалили Михаэля Шумахера, в том числе бывшего чемпиона Джоди Шектера и президента Ferrari Луку Кордеро ди Монтедземоло , но подвергся критике со стороны бывшего президента Италии Франческо Коссиги за его поведение на подиуме во время исполнения государственного гимна Италии . Европейская пресса также поздравила гонщика Ferrari. Второе место Хаккинена обеспечило ему второе место в чемпионате мира среди пилотов, а Ferrari увеличила отрыв от McLaren в чемпионате мира конструкторов до тринадцати очков, при этом до конца сезона осталась одна гонка.
Фон
[ редактировать ]2000 года Гран-при Японии прошел 8 октября 2000 года на международной гоночной трассе Сузука в форме восьмерки длиной 5,860 км (3,641 мили) по часовой стрелке в Сузуке , Миэ , Япония, на 16-м и предпоследнем этапе чемпионата мира Формулы-1 2000 года . [а] [1] [2] [8] В соревновании участвовали одиннадцать команд (каждая представляла разных конструкторов ), состоящих из двух гонщиков, без изменений в списке участников сезона . [9] Единственный шин поставщик Bridgestone сухой состав Medium, а не два сухих состава, поскольку у него был один всесезонный, а также промежуточный и полный составы для влажной погоды . прислал на мероприятие [10] [11] Трасса была немного изменена при подготовке к гонке. В целях повышения безопасности въезд на пит-лейн был перенесен из конца левого угла 130R к выходу из шиканы Casio . [12]
Ferrari из Михаэль Шумахер лидировал в чемпионате мира с 88 очками перед гонкой, за ним следовали McLaren товарищи по команде Мика Хаккинен с 80 и Дэвид Култхард из Ferrari с 63. Рубенс Баррикелло был четвертым с 55 очками, а Williams из Ральф Шумахер пятым с 24 очками. [13] В оставшихся двух гонках было доступно максимум 20 очков, поэтому Хаккинен все еще мог выиграть чемпионат. Михаэль Шумахер должен был выиграть гонку независимо от того, где финишировал Хаккинен, потому что он опережал бы его более чем на десять очков за одну оставшуюся гонку. В противном случае Хаккинен мог бы выиграть чемпионат, обогнав Шумахера в финальной гонке сезона в Малайзии . Михаэль Шумахер выиграл бы чемпионат при обратном отсчете побед, если бы было равное количество очков. [14] Ferrari возглавила Кубок конструкторов с 143 очками, за ней следуют McLaren и Williams со 133 и 34 очками соответственно. Джордан был пятым с 17 очками, отстав от Бенеттона, занявшего четвертое место с 20 очками. [13]
Хаккинен сошел с предыдущего Гран-при США из-за неисправности пневматического клапана. [15] Имея две оставшиеся гонки в сезоне и отставание в восемь очков после потери лидерства в чемпионате пилотов, Хаккинен по-прежнему с оптимизмом смотрит на свои шансы на титул: «Я знаю, что то, что случилось со мной на последнем Гран-при, когда мне пришлось сойти с дистанции, может Это может случиться с каждым, это может случиться с Михаэлем, поэтому я очень оптимистичен, я приехал сюда подготовленным и думаю об этих двух гонках вместе. [16] Он подошел к этому событию так же, как и другие. [8] Михаэль Шумахер, выигравший две предыдущие гонки, [17] подчеркнул давление, связанное с въездом в Японию лидером чемпионата: «Это было совсем не расслабляющее время, и я до сих пор не полностью оправился от смены часовых поясов из Штатов. Но я готов пожертвовать этим и многим другим, чтобы принести Титул возвращается Маранелло. То же самое можно сказать и обо всей команде». [18] Руководитель команды Ferrari Жан Тодт и бывший чемпион мира Джоди Шектер призвали Баррикелло и Култхарда участвовать в честных гонках после того, как их команды приказали обоим гонщикам поддерживать своих товарищей по команде в борьбе за чемпионство. [19]
После Гран-при США 24 сентября команды провели испытания на различных европейских гоночных трассах в период с 26 по 29 сентября в рамках подготовки к гонке. Пилот-испытатель McLaren Оливье Панис тестировался на трассе Невер Маньи-Кур, чтобы подготовиться к Сузуке и поработать над автомобилем 2001 года . [20] Пилот-испытатель Ferrari Лука Бадоер провел два дня на трассе Фиорано, оценивая механические компоненты и состав шин Bridgestone для влажной погоды на искусственно мокрой трассе. [21] Уильямс провел два дня на трассе Circuito do Estoril, тестируя шины для влажной погоды и различные аэродинамические настройки вместе с новичком Дженсоном Баттоном . [22] Стефан Сарразен , пилот-испытатель Проста , собирал данные о конструкции шасси для будущего шасси AP04 в Маньи-Кур. [23] Benetton не проводила испытаний, но ее пилот-испытатель Марк Уэббер опробовал на трассе Каталонии разработки , которые были включены в их машину 2001 года. [24]
На дневном собрании гонщиков в пятницу Международной автомобильной федерации гоночный директор (FIA) Чарли Уайтинг объявил, что любые возможные блокирующие маневры, которые помешают битве за звание чемпиона мира, приведут к тому, что гонщику будет показан развевающийся черно-белый флаг в знак неспортивного поведения. , за которым следует черный флаг , сигнализирующий о дисквалификации с гонки. [8] [25] Любой гонщик, уличенный в нарушении нового правила, также может быть дисквалифицирован на три гонки. [26] Ральф Шумахер согласился с штрафами. [26] Однако руководитель команды McLaren Рон Деннис более активно выступал против новых правил, полагая, что они носят произвольный характер и противоречат выбору тактики для его команды. [27] Он был особенно недоволен назначением итальянского юриста Роберто Каузо (который представлял Ferrari на Гран-при Малайзии 1999 года ) стюардом гонки, полагая, что любое решение будет в пользу Ferrari. [27] [10]
Некоторые команды модифицировали свои машины для этого мероприятия, но, поскольку в сезоне осталось всего две гонки, несколько команд вместо этого сосредоточились на разработке машин, на которых они будут участвовать в сезоне 2001 года . Ferrari представила переднее крыло прямоугольной формы, заменив переднее крыло стреловидной формы. [28] Honda представила более мощную версию своего двигателя V10 для субботней квалификации и гонки. [29] Sauber привнесла более легкие компоненты, чтобы облегчить свои автомобили, а Williams поставила обновленное заднее антикрыло. [20] Поставщики двигателей Williams BMW использовали ту же спецификацию двигателя, что и в Бельгии . [30]
Упражняться
[ редактировать ]Воскресной гонке предшествовали две одночасовые сессии в пятницу и две 45-минутные сессии в субботу. [7] Пятничные утренние и дневные занятия проходили в сухую и теплую погоду. [31] Поскольку командам не разрешили участвовать в тестах в Сузуке, несколько гонщиков выехали на трассу для проверки автомобилей. [32] Михаэль Шумахер был самым быстрым на первой тренировке, проехав круг со скоростью 1:38,474 за две минуты до конца, опередив Хаккинена и Култхарда, занявших второе и третье места. [33] Когда Баррикелло, занявший четвертое место, развернулся на шпильке между десятым и одиннадцатым поворотами и врезался в ограждение по периметру, сессия была отмечена желтым флажком . [34] из Benetton Ральф Шумахер был пятым по скорости, а Джанкарло Физикелла – шестым. из Jordan Хайнц-Харальд Френтцен и Ярно Трулли были седьмым и девятым, их разделял Jaguar из Эдди Ирвин . BAR из Жак Вильнев был десятым, несмотря на вылет с трассы на кривой Дегнера на скорости 130 миль в час (210 км/ч), в результате чего трава проникла в его радиаторы. [33] [35]
Во второй тренировке Михаэль Шумахер показал лучший круг дня - 1:37,728, что на шесть десятых секунды быстрее Хаккинена. В своем последнем заезде Баррикелло изо всех сил пытался выбрать первую передачу, но улучшил свой круг до третьего по скорости. [31] [36] Култхард, Баттон, Френтцен, Трулли, Педро де ла Роса из «Эрроуз », Вильнев и игрок BAR Рикардо Зонта занимали позиции с четвертой по десятую. [31] [37] Вильнев провел второй раз за день. [36] когда он потерял контроль над своей машиной на повороте Spoon Kurve на своем последнем круге. [37] [38] Он врезался в барьер правым передним колесом своей машины. [31] Пока автомобили ехали по трассе, в Сузуке ощущалось землетрясение магнитудой 6,7 , хотя сообщений о структурных повреждениях трассы не поступало, и никто не пострадал, несмотря на слабую тревогу. [39] [40]
Субботние утренние тренировки прошли в сухую и теплую погоду. [41] Михаэль Шумахер показал лучшее время на третьей тренировке - 1:37,176, что было быстрее, чем его лучшее время в пятницу. Ральф Шумахер был вторым, а Баттон — четвертым. [42] Култхард, занявший третье место, пробежал мимо на выходе из поворота Spoon Curve и вернулся на трассу после въезда в гравий. Физикелла показал пятый по скорости круг, опередив Вильнева, который в конце тренировки вылетел на гравий на шпильке и был вынужден идти пешком на пит-лейн. [41] [43] Баррикелло, Ирвин, Джонни Герберт из Jaguar и Де Ла Роса замыкают первую десятку. [42] отказал двигатель Педро Диница Через десять минут после начала тренировки у автомобиля Sauber ; дым и огонь клубились из задней части его машины, а на трассе вылилось большое количество масла. [44] [45] Он вернулся на пит-лейн вместо того, чтобы остановиться на обочине трассы. [41] Некоторые водители поскользнулись на масле. [46]
За 15 минут до конца последней тренировки Хаккинен показал лучший результат - 1:37,037, что на одну десятую секунды быстрее, чем Михаэль Шумахер. [47] Баттон, третий, был доволен характеристиками своей машины. Несмотря на еще один поворот в гравийных ловушках, Баррикелло сохранил стабильные результаты и стал четвертым по скорости. [46] Он опередил Ральфа Шумахера, чей лучший круг был признан недействительным после того, как он нарушил ограничения трассы на шикане, когда он слишком поздно затормозил за десять минут до конца. [47] [48] Култхард был шестым, на две десятых секунды быстрее Физикеллы, финишировавшего седьмым. из Benetton Ирвин, Александр Вурц и Вильнев замыкают первую десятку. [45] У Ирвина возникла неисправность системы дроссельной заслонки, и он врезался в гравий на повороте Spoon Curve. Он вернулся на трассу, следуя по периметру гравия. Вильнев в четвертый раз попал в гравийную ловушку, но смог вернуться на трассу. [46] [48]
Квалификационный
[ редактировать ]
Во время субботней часовой квалификационной сессии каждый гонщик имел право проехать двенадцать кругов, при этом порядок старта определялся по их самым быстрым кругам. гонку . Во время этой сессии действовало правило 107%, которое требовало от каждого гонщика установить время в пределах 107% от самого быстрого круга, чтобы пройти квалификацию на [7] Квалификация прошла в сухую погоду. [49] Михаэль Шумахер обеспечил себе восьмой поул в сезоне, 31-й в карьере в Формуле-1. [50] с установленным кругом 1:35,825 за три минуты до конца после того, как технический директор Ferrari Росс Браун отправил его в пробку. [51] [52] Хаккинен, который был на девять тысячных секунды медленнее Шумахера и боролся с ним за позицию на стартовой решетке на протяжении всей квалификации, присоединился к нему в первом ряду после того, как медленно вышел из последнего поворота. [10] [53] Товарищ Хаккинена по команде Култхард квалифицировался третьим, приблизившись к двум самым быстрым участникам квалификации. [52] Он признал, что, несмотря на некоторые изменения в машине, он был недостаточно быстр, чтобы бороться за поул. Оба гонщика Williams квалифицировались на третьем ряду стартовой решетки: Баттон на пятом, а Ральф Шумахер на шестом. [50] Оба гонщика испытали смешанные чувства от своих выступлений; Ральф Шумахер не смог справиться с изменениями в настройках машины . [41] [54] Первые два круга Баттона на время помешали Хаккинен и Трулли, и с третьей попытки он показал лучший результат. [55] Ирвин, седьмой, медленно проходил некоторые повороты и имел проблемы с торможением. [41] [54] Френтцен, восьмой, сообщил, что водил трудноуправляемую машину. [41] [56]
Вильнев, занявший девятое место, имел избыточную поворачиваемость и не смог проехать быстрее из-за переделок машины. Герберт, занявший десятое место, чувствовал, что мог бы квалифицироваться в четвертом ряду, если бы скорректировал настройку. [41] [56] Вурц, занявший одиннадцатое место, пропустил квалификацию в первую десятку почти на две тысячи секунды из-за отсутствия максимальной скорости. [54] [56] Его товарищ по команде Физикелла стартовал 12-м после того, как его машина потеряла ход после утренней тренировки. Оба гонщика «Эрроуз» сидели в седьмом ряду – Де Ла Роза был быстрее Ферстаппена – и их машинам мешали протечки воды, проблемы с электричеством и гидравликой. [56] Трулли, 15-й, боролся с гидроусилителем рулевого управления на скоростных поворотах и с плохой балансировкой автомобиля. [57] Ник Хайдфельд квалифицировался 16-м, опередив товарища по команде Проста Жана Алези . [10] Зонта, занявший 18-е место, сократил время квалификации из-за замены двигателя. [41] Sauber занял десятый ряд, а Мика Сало опередил Диница, у которого были проблемы с сцеплением с дорогой и недостаточной поворачиваемостью. Сало использовал для Диница запасной автомобиль Sauber, потому что у его гоночной машины было сломано электрическое соединение. [56] Два лучших результата Диница в квалификации были отменены из-за того, что он залил трассу маслом и не останавливался на утренних тренировках. [41] [56] Марк Жене квалифицировался 21-м, опередив Гастона Маццакане, занявшего 22-е место среди двух пилотов Minardi . [10] Из-за внезапного повышения температуры трансмиссионного масла Жене управлял запасной машиной Minardi, а Маццакан допустил ошибку на первой половине круга. [56]
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Зазор | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | ![]() | Феррари | 1:35.825 | — | ||
2 | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:35.834 | +0.009 | ||
3 | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 1:36.236 | +0.411 | ||
4 | 4 | ![]() | Феррари | 1:36.330 | +0.505 | ||
5 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:36.628 | +0.803 | ||
6 | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 1:36.788 | +0.963 | ||
7 | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:36.899 | +1.074 | ||
8 | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:37.243 | +1.418 | ||
9 | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 1:37.267 | +1.442 | ||
10 | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 1:37.329 | +1.504 | ||
11 | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:37.348 | +1.523 | ||
12 | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 1:37.479 | +1.654 | ||
13 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:37.652 | +1.827 | ||
14 | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 1:37.674 | +1.849 | ||
15 | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 1:37.679 | +1.854 | ||
16 | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 1:38.141 | +2.316 | ||
17 | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 1:38.209 | +2.384 | ||
18 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 1:38.269 | +2.444 | ||
19 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:38.490 | +2.665 | ||
20 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 1:38.576 | +2.751 | ||
21 | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:39.972 | +4.147 | ||
22 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 1:40.462 | +4.637 | ||
107% времени : 1:42.533 | |||||||
Источник: [58] |
Разогревать
[ редактировать ]Пилоты вышли на трассу в 10:00 по японскому стандартному времени ( UTC +9) для 30-минутной разминки. [7] Оно проходило в пасмурную погоду, перед началом сеанса выпало несколько капель дождя. [59] Из-за этого трасса стала влажной, но она быстро высохла, и команды перешли с мокрых составных шин на сухие. [60] Пока участники отрабатывали старты, команды настраивали управляемость своих автомобилей при больших заправках топливом. [8] Михаэль Шумахер установил самый быстрый общий результат круга - 1:38.005 в своей последней быстрой попытке. [59] Его товарищ по команде Баррикелло финишировал третьим на другом Ferrari. Пилоты McLaren разделили их: Хаккинен был вторым, а Култхард – четвертым. Баттон показал пятый по скорости круг. [61] Маццакан потерял контроль над своей машиной на последнем повороте трассы за пит-лейном за десять минут до конца разминки, в результате чего машина сильно повредилась о барьер. [62]
Раса
[ редактировать ]
Гонка из 53 кругов пробежала протяженность 310,596 км (192,995 миль) перед участием примерно 151 000 человек с 14:30 по местному времени. [а] [5] Погода для гонки была сухой и пасмурной; [49] Синоптики прогнозировали дождь во время мероприятия. [62] Температура воздуха составляла 22 °C (72 °F), а температура трассы - 23 °C (73 °F). [49] Во время последнего парадного круга в машине Хаккинена возникла утечка в гидравлической системе, в результате чего масло вылилось из переливного бачка, попало в двигатель и начало дымиться, но смогло завестись. Джордана Френтцен начал гонку в запасном монококе . [2] [10] Когда свет погас перед началом гонки, дополнительное сцепление с трассой позволило Хаккинену ускориться быстрее, чем Михаэлю Шумахеру на старте. [63] Он сдержал попытки Шумахера сохранить лидерство, свернув направо к машине McLaren, пытаясь преградить ему путь в первый поворот. [8] [51] [2] Маневр Михаэля Шумахера вызвал некоторую активность позади двух ведущих гонщиков на подходе к первому повороту. [63] когда Ральф Шумахер обогнал Баррикелло, а Култхард сопротивлялся попыткам Шумахера выйти на третье место. [64] По итогам первого круга Ферстаппен поднялся с 14-го на девятое место. [10] Физикеллы в то время как система защиты от сваливания активировалась, медленно убегая и опустившись на восемь позиций. [2]
По завершении первого круга Хаккинен опередил Михаэля Шумахера на восемь десятых секунды. [51] за ним следовали Култхард, Ральф Шумахер, Ирвин, Баррикелло и Баттон (у которого случился перегрев сцепления ). [10] [65] в гонке Хаккинен установил самый быстрый круг на втором круге и начал удерживать отставание от Михаэля Шумахера, поскольку оба гонщика оторвались от остальной части поля. [65] На четвертом круге на трассе пошел небольшой дождь, но он был недостаточно сильным, чтобы повлиять на ход гонки. На седьмом круге Вильнев обогнал Эрберта и занял восьмое место, а Трулли обогнал своего товарища по команде Френтцена с 11-го места. [64] Ферстаппен выехал на трассу из-за проблем с электронной коробкой передач, и его загнали в гараж, став первым сошедшим с дистанции на десятом круге. [62] [64] [66] Диниз сделал свой первый пит-стоп на 13-м круге, начав первый круг пит-стопов. Впереди Хаккинен увеличил отрыв от Михаэля Шумахера до двух секунд, который на десять секунд опередил Култхарда, занявшего третье место. [64] Ральф Шумахер отставал от Култхарда на 8,8 секунды, но оторвался от Ирвина, занявшего пятое место. [65]

Дальше Трулли сделал пит-стоп с десятого места на 17-м круге из-за того, что ему пришлось заправиться, чтобы занять позицию на трассе. [64] [66] Он упал на 18-е место. Ирвин был первым из лидеров, сделавшим пит-стоп на следующем круге, опередив Френтцена. [65] Вурц, Герберт, Сало и Хайдфельд сделали пит-стопы на 19-м круге, а Трулли потерял время после схода с трассы. Ральф Шумахер, Вильнев, Френтцен, Де Ла Роза и Физикелла сделали свои первые пит-стопы на 20-м круге. Баррикелло и Баттон сделали пит-стопы на следующем круге и вернулись, опередив Ирвина. [66] Алези сошел с дистанции на 21-м круге из-за отказа двигателя, из-за которого на трассу пролилось масло, и в четвертом или пятом повороте он развернулся на собственном масле. [10] [64] [66] [67] Команда Хаккинена попросила его сделать пит-стоп раньше запланированного на 22-м круге. [8] [17] Михаэль Шумахер лидировал на один круг, прежде чем Браун вызвал его на пит-лейн для дозаправки на 23-м круге. [67] [68] Он отстал от Хаккинена, поскольку его пит-стоп был немного длиннее. [8] Култхард лидировал один круг, пока не сделал свой первый пит-стоп на 24-м круге, передав лидерство товарищу по команде Хаккинену. На том же круге Вильнев обогнал Ирвина на 16-м повороте и занял восьмое место. [64]
К концу 25-го круга каждый гонщик сделал пит-стопы. Первым был Хаккинен, за ним следовали Михаэль Шумахер, Култхард, Баррикелло, Ральф Шумахер и Баттон. [65] Хаккинен установил новый самый быстрый круг в гонке на 26-м круге - 1:39,189, увеличив свое преимущество над Михаэлем Шумахером до 2,9 секунды. [65] Трулли стал первым гонщиком, сделавшим второй пит-стоп на 28-м круге. [64] На 30-м круге пошел небольшой дождь, и трасса стала скользкой. После того, как машина де ла Росы замедлила Хаккинена в шикане на том же круге, разрыв между ним и Михаэлем Шумахером сократился на одну секунду. После этого время круга замедлилось, поскольку трасса стала скользкой. [2] [10] [63] Ральф Шумахер проиграл шестое место товарищу по команде Баттону из-за ошибки на том же круге, а Френтцен сошел с дистанции на входе в первый поворот из-за отказа гидравлического насоса, из-за которого вышла из строя его коробка передач. [2] [64] [66] Михаэль Шумахер к 31-му кругу отставал от Хаккинена на 0,7 секунды. [65] хотя он едва избежал столкновения с Зонтой, который вылетел за пределы гоночной трассы , чтобы пропустить его на въезде в шикану два круга спустя. [51] [67] Дальше Хайдфельд обогнал Трулли и занял 13-е место на 34-м круге. [64]
Второй раунд пит-стопов начался на том же круге, когда Ирвин сделал пит-стоп. Хаккинен сделал вторую остановку на 37-м круге, чтобы избежать сражающихся впереди него «Ягуаров». [10] [64] отстав на 25,8 секунды от Михаэля Шумахера, но опередив Култхарда. [65] Михаэль Шумахер сразу же начал отрываться от Хаккинена; [65] он сообщил Брауну по рации, что приближается к более медленным машинам, и спросил, следует ли ему сделать свой последний пит-стоп раньше, чем планировалось. Браун посоветовал Михаэлю Шумахеру пока оставаться на трассе. [17] Култхард, Баррикелло и Баттон остались третьими, четвертыми и пятыми соответственно во время вторых остановок на 38 и 39 круге. [64] Вурц сошел с дистанции после того, как на 40-м круге развернулся боком на выходе из шиканы. [66] [68] Михаэль Шумахер пропустил неподвижную машину Вурца, [10] [51] и потерял время, маневрируя мимо него. Затем Вурц дал задний ход, когда Хаккинен прошел мимо. [68] Шумахер сделал свой последний пит-стоп на том же круге, опередив Хаккинена на 4,1 секунды. [65] его остановка была на 1,2 секунды быстрее, чем у Хаккинена. Он опередил Хаккинена на пять секунд, несмотря на встречу с двумя «Ягуарами» и Вурцем. [17] [68] Ральф Шумахер стал шестым сошедшим с дистанции в гонке, когда он потерял контроль над задней частью своей машины, забравшись на бордюр, и врезался в гравийную ловушку, пытаясь обогнать Жене на втором повороте на 42-м круге. [2] [66] [69] Это продвинуло Вильнева на последнее шестое место по очкам. [64] Хайдфельд стал последним гонщиком, сделавшим запланированный пит-стоп на том же круге. [65]
По завершении 42-го круга, когда запланированные пит-стопы были завершены, в шестерку лучших гонщиков вошли Михаэль Шумахер, Хаккинен, Култхард, Баррикелло, Баттон и Вильнев. [65] На 43-м круге Хайдфельд сошел с дистанции из-за неисправности левого компонента передней подвески, а Де Ла Роза обогнал Физикеллу и занял 13-е место. [64] [69] Физикелла был вынужден лечь на гравий, чтобы избежать контакта. [66] Три круга спустя дождь немного усилился, и Михаэль Шумахер, и Хаккинен стали более осмотрительными. [68] Де Ла Роса обогнал Трулли на 48-м круге. Жене сошел с дистанции из-за отказа двигателя на том же круге. [64] [66] Хотя Хаккинен сократил отставание на последних 14 кругах, [51] Михаэль Шумахер сохранил лидерство и выиграл свою восьмую гонку в сезоне 2000 года и 43-ю гонку в карьере. [70] за время 1'29:53,435 при средней скорости 207,316 км/ч (128,820 миль в час). [65] [71] Михаэль Шумахер выиграл чемпионат пилотов 2000 года, поскольку Хаккинен не смог набрать общее количество очков в оставшейся гонке. Он также стал первым чемпионом мира среди пилотов Ferrari после Джоди Шектера в 1979 году . [70] Хаккинен поскользнулся на шинах, в которых не мог нагреваться, и финишировал вторым. [10] Отставание на 1,8 секунды, опережение товарища по команде Култхарда, занявшего третье место, а Баррикелло - четвертого. [71] Баттон финишировал пятым и к финишу обогнал Баррикелло. [55] Вильнев занял шестое место среди бомбардиров. Герберт, Ирвин, Зонта, Сало, Диниз, Де Ла Роса, Трулли, Физикелла и Маццакане стали последними классифицированными финишерами. [71]
После гонки
[ редактировать ]Трое лучших гонщиков появились на подиуме, чтобы забрать свои трофеи, а также на последующей пресс-конференции . [7] Михаэль Шумахер рассказал, что он был осторожен, когда во время второго отрезка трасса стала скользкой из-за дождя. [72] Он также добавил, что его команда внесла коррективы во время первой остановки, что способствовало его быстрому темпу. [73] Хаккинен поздравил Михаэля Шумахера с победой в чемпионате пилотов и сказал, что, хотя он, естественно, разочарован, "чтобы быть хорошим победителем, иногда нужно хорошо проигрывать". [73] Он также признал, что тактика Ferrari стоила ему шанса на победу, и признал, что Шумахер имел преимущество после второго пит-стопа. [73] Култхард охарактеризовал свою гонку как «тихую» из-за отсутствия активности, с которой он столкнулся. [73] Он также признался, что ему было трудно управлять своей машиной на мокрой дороге. [73]
Победа Михаэля Шумахера в чемпионате была хорошо встречена паддоком Формулы-1 и средствами массовой информации. Немецкая национальная газета Die Welt заявила: «Мечта осуществилась, и она будет иметь далеко идущие последствия. Ferrari и Формула-1 снова живы в этом сезоне, и был создан новый памятник... Тяжелая работа и самопожертвование были вознагражден». [74] По всей Италии прошли мероприятия, посвященные победе Михаэля Шумахера в чемпионате. [75] Кандидо Каннаво , директор итальянской спортивной газеты La Gazzetta dello Sport, описал этот момент так: «На рассвете светлого осеннего воскресенья Ferrari примирилась с историей». [75]
Президент Ferrari Лука Кордеро ди Монтедземоло назвал победу Михаэля Шумахера «самым прекрасным днем в моей жизни». [76] Он также поблагодарил команду Ferrari, их фанатов по всему миру, FIAT , контролирующего владельца Ferrari , а также спонсоров и поставщиков команды за их постоянную поддержку. [77] Шектер похвалил Феррари и Михаэля Шумахера, но выразил разочарование по поводу потери статуса последнего чемпиона мира Феррари. [78] Тодт сказал, что Ferrari не будет полностью удовлетворена, пока они не выиграют чемпионат мира конструкторов: «Нам нужно три очка для завоевания титула конструкторов, и мы не отпустим это. Но давайте не будем беспокоиться о будущем прямо сейчас. Давайте наслаждаться настоящим». не менее пяти минут». [79] Однако бывший президент Италии Франческо Коссига раскритиковал поведение Михаэля Шумахера во время исполнения итальянского государственного гимна , когда немец традиционно подражал дирижеру во время его исполнения. [80] Михаэль Шумахер извинился, если его поведение было расценено как неуважительное и что он уважал государственный гимн. [81]
Вне трассы возобновились споры по поводу новых правил гонок и включения адвоката Роберто Каузо в качестве стюарда гонки. Президент FIA Макс Мосли опубликовал письмо Рону Деннису от 19 октября, в котором обвинил его в том, что он запятнал Формулу-1 своими недавними заявлениями по этим вопросам. Мосли также поддержал предложение Уайтинга об использовании флагов для устранения неспортивных гонок. [82] Деннис извинился за свои высказывания, заявив, что он не хотел дискредитировать Формулу-1 или проявить неуважение к Каузо. [83] «Конечно, у меня никогда не было намерения нанести ущерб спорту, которому я посвятил большую часть своей трудовой жизни». - сказал он. [83] Технический директор Williams Патрик Хед высоко оценил выступление Баттона в меняющихся условиях, в результате которых он финишировал пятым, сказав: «Он провёл абсолютно блестящую, очень зрелую гонку и полностью заслужил пятое место». [84]
По итогам гонки Михаэль Шумахер выиграл чемпионат мира среди пилотов, опередив на двенадцать очков Хаккинена, который занял второе место в чемпионате. Култхард сохранил третье место с 67 очками, опередив Баррикелло на девять очков и Ральфа Шумахера на 43 очка. [13] Ferrari увеличила отрыв от McLaren в Кубке конструкторов до 13 очков. Williams увеличила отрыв от Benetton, занявшего четвертое место, на 16 очков, а BAR обогнал Jordan на пятое место с 18 очками и осталась одна гонка в сезоне. [13]
Классификация рас
[ редактировать ]гонщики, набравшие чемпионские очки выделены Жирным шрифтом .
Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3 | ![]() | Феррари | 53 | 1:29:53.435 | 1 | 10 |
2 | 1 | ![]() | Макларен - Мерседес | 53 | +1.837 | 2 | 6 |
3 | 2 | ![]() | Макларен - Мерседес | 53 | +1:09.914 | 3 | 4 |
4 | 4 | ![]() | Феррари | 53 | +1:19.191 | 4 | 3 |
5 | 10 | ![]() | Уильямс - БМВ | 53 | +1:25.694 | 5 | 2 |
6 | 22 | ![]() | БАР - Хонда | 52 | +1 круг | 9 | 1 |
7 | 8 | ![]() | Ягуар - Косворт | 52 | +1 круг | 10 | |
8 | 7 | ![]() | Ягуар - Косворт | 52 | +1 круг | 7 | |
9 | 23 | ![]() | БАР - Хонда | 52 | +1 круг | 18 | |
10 | 17 | ![]() | Заубер - Петронас | 52 | +1 круг | 19 | |
11 | 16 | ![]() | Заубер - Петронас | 52 | +1 круг | 20 | |
12 | 18 | ![]() | Стрелы - Супертек | 52 | +1 круг | 13 | |
13 | 6 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 52 | +1 круг | 15 | |
14 | 11 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 52 | +1 круг | 12 | |
15 | 21 | ![]() | Минарди - Фондметал | 51 | +2 круга | 22 | |
Верно | 20 | ![]() | Минарди - Фондметал | 46 | Двигатель | 21 | |
Верно | 9 | ![]() | Уильямс - БМВ | 41 | Выделен | 6 | |
Верно | 15 | ![]() | Прост - Пежо | 41 | Приостановка | 16 | |
Верно | 12 | ![]() | Бенеттон - Игровая жизнь | 37 | Выделен | 11 | |
Верно | 5 | ![]() | Иордания - Муген-Хонда | 29 | Гидравлика | 8 | |
Верно | 14 | ![]() | Прост - Пежо | 19 | Двигатель | 17 | |
Верно | 19 | ![]() | Стрелы - Супертек | 9 | Электрический | 14 | |
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
- Жирный текст и звездочка обозначают участников, у которых еще был теоретический шанс стать чемпионом мира.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Гран-при Японии 2000 года» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 11 декабря 2020 г.
«Гран-при Японии 2000» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 27 марта 2022 г. - ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Результаты Гран-при: Гран-при Японии, 2000» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. Архивировано из оригинала 21 февраля 2002 года . Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Гран-при Японии Fuji Television 2000» . Гонки-Справочник . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ «16. Япония 2000» (на французском языке). СтатистикаF1 . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Гран-при Японии 2013: Официальный медиа-кит» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. п. 31. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2014 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ «Формула 1 Гран-при Японии Honda 2022 – Медиа-кит» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 октября 2022 г. Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Доменжоз, Люк, изд. (2000). Ежегодник Формулы-1, 2000–2001 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 207, 220–221. ISBN 0-75254-735-6 – через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудман, Луиза (2000). «Гран-при Японии». За пределами пит-лейна: сезон Гран-при изнутри . Лондон, Великобритания: Издательская группа Headline . стр. 317–318, 324–334. ISBN 0-7472-3541-4 . Проверено 9 апреля 2022 г. - через Открытую библиотеку .
- ^ «Информация о Гран-при Японии Формулы-1 2000» . Статистика автоспорта. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Гран-при Японии – Михаэль хлопает дверью». Формула-1. Сезон 2000 года . Перевод Пенфолда, Чака. Неккарзульм , Германия: Смешивание Medienprodukt. 2000. стр. 176–182. ISBN 8-02-253580-Х – через Интернет-архив .
- ^ «Bridgestone поставит три новых состава для домашнего врача общей практики» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 30 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Пит-лейн Сузуки изменился» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 г. Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс, Брюс (2001). «Финальные столы 2000 года». Официальный путеводитель Гран-при 2001 года . Лондон, Англия: Carlton Books . стр. 120–121. ISBN 1-84222-197-3 – через Интернет-архив .
- ^ «Форм говорит, что титульный бой завершится решающим образом» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 25 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Хауг извиняется перед Хаккиненом за отказ двигателя» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 5 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Коллингс, Тимоти (5 октября 2000 г.). «Хаккинен по-прежнему с оптимизмом смотрит на свои шансы на чемпионат мира» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 года . Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Гамильтон, Морис (2020). Формула 1: Официальная история . Лондон, Англия: Издательская группа Welbeck . п. 200. ИСБН 978-1-78739-496-4 .
- ^ «Шумахер признает, что чувствует напряжение» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 3 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Тодт выносит предупреждение о титуле» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 5 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2000 г. Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Обновление Формулы-1: 29 сентября 2000 г.» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. Архивировано из оригинала 2 июня 2002 года . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Тестирование 27 сентября: Фиорано, день 2» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 28 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Тестирование 28 сентября: Эшторил, день 2» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 29 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2001 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Макет Феррари для Проста» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 30 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Пожалуйста, никаких тестов – мы Benetton» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 30 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Веди себя хорошо, иначе тебя забанят», — предупредили водители . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2000 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Уайтинг предупреждает водителей о необходимости вести себя хорошо» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2001 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Коллингс, Тимоти (7 октября 2000 г.). «Деннис атакует новые правила и итальянского стюарда» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 года . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Пиола, Джорджио (16 октября 2000 г.). «Ла Росса покидает стрелковое крыло». Автоспринт (на итальянском языке). 41/2000: 53–54.
- ^ «Honda с чем-то особенным для Японии» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 6 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 г. Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ «Без изменений для BMW в Сузуке» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 3 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2015 г. Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Свободная практика – 2 бюллетеня» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Михаэль Шумахер быстрее всех в пятницу» . F1Racing.net . 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 января 2005 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Шумахер ведет первую тренировку» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Баррикелло терпит неудачу на пятничной тренировке» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ «Первая свободная практика в пятницу» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Свободная практика Гран-при Японии: Шуи быстрее всех, несмотря на землетрясение» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Вторая свободная практика в пятницу – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2001 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Шумахер быстрее всех в пятницу» . F1Racing.net . 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2005 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Землетрясение произошло на тренировке в Сузуке» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 6 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Гарднер, Джон (6 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: Землетрясение потрясло Сузуку во время пятничной тренировки» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Свободная практика + квалификация» . ФИА.com . Международная автомобильная федерация. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Первая субботняя свободная практика – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Шуи сохраняет темп на первой тренировке» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Шумахер задает темп в субботу утром» . F1Racing.net . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2005 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (7 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: Хаккинен опережает субботнюю тренировку» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 17 октября 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Вторая свободная практика в субботу – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаккинен задает темп на заключительной тренировке» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Хаккинен лидирует в квалификации» . F1Racing.net . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2005 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гран-при Японии» . Гейл Форс F1. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (7 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: Шумахер стал лидером захватывающей квалификационной сессии» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хилтон, Кристофер (2009). «2000 – Выглядишь чертовски хорошо – Гран-при Японии, Сузука». Разборка Гран-при! Полная драма всех решающих Гран-при чемпионата с 1950 года . Спаркфорд , Йовил , Сомерсет : Haynes Publishing . стр. 332–334. ISBN 978-1-84425-709-6 .
- ^ Jump up to: а б «Шумахер берет драматический поул» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Шумахер завоевал поул в Японии» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 7 декабря 2000 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Избранные цитаты на сегодня – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Баттон, Дженсон; Тремейн, Дэвид (2002). Дженсон Баттон: Моя жизнь на американских горках Формулы-1 . Бунгей , Саффолк: Bantam Press . стр. 153–154. ISBN 978-0-593-04875-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Шумахер на поуле; результаты квалификации – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Иорданские водители недовольны Японией» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Субботняя квалификация Гран-при Японии» . Motorsport.com . Motorsport.com, Inc., 7 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2015 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Шумахер доминирует на разминке» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Гарднер, Джон (8 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: Шумахер быстрее всех на разминке» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Воскресная разминка – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Маккавеев, Владимир (ноябрь 2000 г.). « Сердце красавицы склонно к измене». Журнал Формула 1 (на русском языке). 11 : 32–43. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Джон (8 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: Шумахер побеждает, выигрывает чемпионат» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 19 октября 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Элизальде, Пабло (11 октября 2000 г.). «Обзор врачей Японии» . АтласF1 . 6 (41). Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 25 января 2010 года . Проверено 18 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «По кругу: Гран-при Японии 2000» . Гейл Форс F1. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2007 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «2000 – Раунд 16 – Япония: Сузука» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2001 г. Проверено 16 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Шумахер стал чемпионом» . F1Racing.net . 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 31 января 2005 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Купер, Адам (10 октября 2000 г.). «Анализ гонок Гран-при Японии» . Автоспорт . Сеть автоспорта . Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Джон (8 октября 2000 г.). «Гран-при Японии: вращение после гонки» . Спидвидение . Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 года . Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сперджен, Брэд (9 октября 2000 г.). «Победа принесла гонщику 3-е место в общем зачете и первое для Ferrari с 1979 года: Шумахер вытеснил Хаккинена» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о гонке: Гран-при Японии» . USGP Инди. 5 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2001 г. Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ «Шумахер никогда не переставал верить в шанс на титул» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2005 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Пресс-конференция после гонки – Гран-при Японии» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 26 июня 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Немецкие газеты тост за триумф Шумахера» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 9 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Итальянские СМИ приветствуют Шуми» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 9 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Президент Ferrari доволен победой в титуле» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 24 апреля 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Монтедземоло хвалит свою команду» . Formula1.com . Formula1.com Limited. 10 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2001 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Шектер дань памяти Шумахеру и Феррари» . Обновление графического процессора . ДЖХЕД Медиа Б.В. 9 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2015 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Босс Ferrari Тодт стремится к полной комплектации» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Гимновые выходки волнуют бывшего лидера» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 9 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2000 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Шумахер ответил на претензии по поводу итальянского гимна» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc. 10 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2005 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Мосли посылает суровое письмо Деннису» . Атлас Ф1 . Публикации Хеймаркет. 21 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2001 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Злой Мосли добивается извинений от McLaren» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 21 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2002 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Баттон практически гарантирует Уильямсу третье место» . Автоспорт . Сеть автоспорта . 8 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 29 марта 2022 г.
- ^ «Гран-при Японии 2000» . Formula1.com . Formula1.com Limited. Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 26 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Япония 2000 – Чемпионат» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Проверено 18 марта 2019 г.
34 ° 50'35 "N 136 ° 32'26" E / 34,84306 ° N 136,54056 ° E