правило 107%
Правило 107% — это спортивный регламент, влияющий на Формулы-1 гонок квалификационные сессии . Во время первого этапа квалификации, если трасса сухая, любой гонщик, выбывший из первой квалификационной сессии и не сумевший проехать круг в пределах 107% от лучшего времени в этой сессии, не будет допущен к старту гонки без разрешения стюарды соревнований. Например, если самое быстрое время круга в первом квартале составило 100 секунд, каждый гонщик, выбывший из сессии, должен проехать хотя бы один круг за 107 секунд, чтобы гарантировать старт гонки. Правило 107% было введено на сезон 1996 года и действовало до 2002 года . Он был повторно представлен в сезоне 2011 года с небольшими изменениями из-за формата квалификации на выбывание.
История
[ редактировать ]Если директор гонки не объявил трассу влажной, любой гонщик, выбывший в первом квартале, чей лучший квалификационный круг превышает 107% от самого быстрого времени, установленного во время этой сессии, или который не смог установить время, не будет допущен к участию в гонке. . Однако в исключительных обстоятельствах, например, при установлении подходящего времени круга во время свободной тренировки, стюарды могут разрешить машине стартовать в гонке.
Любой гонщик, принятый таким образом, будет помещен в конец стартовой решетки после любого были применены другие наказания.
Если таким образом будет принято более одного водителя, они будут размещены на сетке в том порядке, в котором они были классифицированы в P3.
– Статья 35.1 Спортивного регламента Формулы-1 2018 года. [ 1 ]
Введение
[ редактировать ]Руководящий орган Формулы-1, Международная автомобильная федерация (FIA), ввел правило 107% на заседании Всемирного совета автоспорта в июне 1995 года, непосредственно перед Гран-при Франции . [ 2 ] Это последовало за рекомендацией Комиссии Формулы-1 , рабочей группы представителей Формулы-1, ввести такую меру. [ 3 ] За последние несколько лет количество участников за сезон упало до 26, максимального порога для участников гонки, что позволяет каждому участнику претендовать на участие в гонке независимо от скорости. В 1995 году новые технические регламенты расширили поле деятельности, в то время как многочисленные команды со сравнительно небольшими бюджетами и медленными машинами, такие как Forti , Pacific и Simtek в этом виде спорта соревновались . Первоначально планировалось, что постановление вступит в силу после Гран-при Венгрии 1995 года , но это потребовало единогласной поддержки команд, и на него наложили вето Forti и Pacific. Тем не менее, тот факт, что его поддержало большинство команд, позволил ввести правило 107% с начала сезона 1996 года . [ 3 ] Середина 1990-х также привела в спорт несколько платных гонщиков , скорость которых не позволила бы им участвовать в гонках, например Джованни Лаваджи и Жан-Дени Делетраз .
Комментируя введение правила 107%, президент FIA Макс Мосли заявил, что «любая небольшая команда, которая правильно организована, сможет уложиться в пределы 107%». [ 4 ] Владелец коммерческих прав на этот вид спорта Берни Экклстоун согласился с этим мнением, заявив в интервью, что «Формула 1 — лучшая. И нам не нужно в ней ничего, что не является лучшим». Он также обвинил некоторые из небольших команд в «особом» менталитете стартовой линии, поскольку они были озабочены исключительно участием в гонке, чтобы обеспечить телевизионное освещение для своих спонсоров, и не были слишком заняты реальными результатами, поскольку всем участникам были гарантированы чтобы сделать гонку. [ 5 ] С другой стороны, более мелкие команды были обеспокоены перспективой прохождения круга за максимальное время, чтобы пройти квалификацию, что, по их мнению, усугубляло неравенство, уже существующее в спорте. Коммерческий менеджер Pacific Марк Галлахер сказал: «Мы должны сказать, что правило 107% вызывает беспокойство среди команд, у которых нет заводских двигателей. Это больше связано с двигателями, чем с шасси, и это область, находящаяся за пределами наших прямых возможностей. Устранение разрыва на Минарди вполне осуществимо, но внезапное введение правила вызывает беспокойство. Если у вас есть три года, чтобы спланировать, делать что-то или нет, это сильно отличается от того, чтобы переставлять стойки ворот во время игры». [ 3 ]
Приложение
[ редактировать ]Таким образом, правило 107% было введено на Гран-при Австралии 1996 года . Оно было немедленно нарушено, поскольку Forti пилоты Лука Бадоер и Андреа Монтермини не смогли проехать круг в пределах 107% от Жака Вильнева поул-позиции . Это был ожидаемый результат, поскольку команда использовала модернизированную версию прошлогоднего шасси Forti FG01 , которое ранее квалифицировалось в пределах 107% от поул-позиции только в одном из тридцати четырех случаев. [ 6 ] Оба гонщика также не смогли пройти квалификацию на Гран-при Европы , четвёртый этап чемпионата. На следующей гонке, Гран-при Сан-Марино управлял более конкурентоспособным шасси FG03 , в то время как Монтермини не смог сократить гонку на 107% на старой машине. , Бадоер впервые [ 7 ] Двумя гонками позже оба не смогли пройти квалификацию на Гран-при Испании . К десятому этапу чемпионата, Гран-при Великобритании , у команды закончились деньги, и она предприняла лишь символическую попытку пройти квалификацию после того, как не участвовала в предыдущих свободных тренировках, и ни одна машина не уложилась в лимит времени. [ 8 ] После следующей гонки, в которой команда вообще не проехала ни одного круга, Форти выбыл из Формулы-1. Во второй половине сезона команда Minardi заменила обычного гонщика Джанкарло Физикеллу на платящего Джованни Лаваджи , которому не удалось набрать 107% очков на Гран-при Германии , Бельгии и Японии .
В 1997 году правило 107% применялось только на открывающем сезон Гран-при Австралии . Вильнев снова установил поул-позицию, показав время более чем на секунду быстрее, чем его ближайший соперник, в результате чего поле было хорошо разнесено. [ 9 ] В результате Педро Диниз , Винченцо Соспири и Рикардо Россет не смогли набрать 107%. Динизу было разрешено участвовать в гонке по усмотрению стюардов гонки, которые сочли, что он способен проехать круг в пределах лимита, как он действительно сделал это во время свободной тренировки перед квалификацией. [ 9 ] [ 10 ] FIA назвала «исключительные обстоятельства» причиной того, что он не сделал этого во время самой квалификации. [ 11 ] Однако Соспири и Россет, выступавшие за новую команду MasterCard Lola , отставали от времени Диница соответственно на пять и шесть секунд и значительно выходили за рамки квалификации. [ 9 ] Ни одному гонщику не разрешили стартовать в гонке, и перед следующим Гран-при команда отказалась.
В сезоне 1998 года Россет, который сейчас выступает за команду Тиррелла , пять раз не смог пройти квалификацию. Он проехал за пределами 107% времени во время квалификационных сессий при Испании , Монако , Венгрии и Японии Гран- . Ему также не удалось пройти квалификацию на Гран-при Германии , но это произошло из-за того, что он вообще не проехал ни одного круга после травмы правого локтя в результате тяжелой аварии во время свободной тренировки. [ 12 ]
Правило 107% применялось дважды в 1999 году . На первом этапе чемпионата — Гран-при Австралии — Марку Жене не удалось проехать круг в требуемом проценте времени поул-позиции на своем Minardi. Как и в случае с Динизом двумя годами ранее, ему было разрешено участвовать в гонках после того, как он преодолел лимит во время свободных тренировок. [ 13 ] Позже в этом сезоне на Гран-при Франции в квалификационной сессии, отмеченной разной интенсивностью дождя, пять гонщиков — Дэймон Хилл , Жене, Лука Бадоер , Педро де ла Роса и Тораносукэ Такаги — пропустили отсечку, но все они были разрешили начать гонку. [ 14 ]
После сезона 2000 года оно применялось трижды , в котором ни один гонщик не нарушил правило 107%, в 2001 году . гонке в Австралии На первой Тарсо Маркес не смог проехать круг за необходимое для Minardi время. Ему было разрешено участвовать в гонках по причине «исключительных обстоятельств», но это несмотря на то, что ему не удалось установить время в пределах отметки 107% ни в одной сессии за все выходные. [ 15 ] Ходили слухи, что Маркесу разрешили участвовать в гонках, потому что перед началом сезона команду купил австралиец Пол Стоддарт , который хотел, чтобы обе машины участвовали в новом «домашнем» Гран-при Minardi. [ 16 ] На Гран-при Великобритании Маркес снова нарушил правила, но в этом случае ему не разрешили стартовать. [ 17 ] Гран -при Бельгии также стал свидетелем мокрой квалификационной сессии, в ходе которой трасса постоянно высыхала, в результате чего четыре самых медленных участника квалификации — Хос Ферстаппен , Фернандо Алонсо , Энрике Бернольди и Маркес — не смогли проехать круг в пределах 107% от поула. Как и в аналогичном случае на Гран-при Франции двумя годами ранее, всем было разрешено стартовать в гонке. [ 18 ]

Правило 107% также вступило в силу в сезоне 2002 года . На первом этапе чемпионата, Гран-при Австралии , Такума Сато сильно разбился во время свободной тренировки и был вынужден использовать запасную машину команды Иордании для квалификации, но замена остановилась из-за проблемы с коробкой передач без установления времени. К тому времени, когда его товарищ по команде, Физикелла, совершил свой первый заезд и сдал собственное шасси, начался дождь, и Сато не оставил шансов успеть необходимое время. Однако ему разрешили стартовать в гонке, как и в предыдущих случаях, из-за переменчивых погодных условий. [ 19 ] Пилот Minardi Алекс Юнг не смог пройти квалификацию на Гран-при Сан-Марино , Великобритании и Германии по условиям правила, такой поворот событий привел к его замене на Энтони Дэвидсона в двух гонках. [ 20 ] На Гран-при Франции у команды «Эрроуз» заканчивались деньги, и она символически появилась во время квалификационной сессии, чтобы избежать штрафов, наложенных FIA за пропуск этапов чемпионата; Пилоты Хайнц-Харальд Френтцен и Бернольди не смогли проехать круг за необходимое время. Впоследствии Френтцен покинул трассу за десять минут до конца сессии, что сделало уловку команды очевидной. [ 21 ] Физикелла также не смог пройти квалификацию, поскольку он не установил время во время этой сессии, хотя это было результатом его отказа от участия в соревнованиях из-за тяжелой аварии во время свободной тренировки. [ 21 ]
В общей сложности было 37 случаев нарушения правила 107% за период действия Спортивного регламента Формулы-1. Из них 13 гонщикам было разрешено стартовать в соответствующей гонке из-за «исключительных обстоятельств». Это правило затронуло 23 из 116 Гран-при, на которых оно применялось.
Отмена
[ редактировать ]Квалификационная система изменилась в сезоне 2003 года с введением двух заказных сессий с одним кругом вместо предыдущей бесплатной часовой сессии, в которой гонщикам разрешалось проехать двенадцать кругов. Водители также должны были пройти квалификацию, имея на борту своих автомобилей гоночное топливо. Из-за того, что в результате может возникнуть большая разница во времени на поле, правило 107% не было упомянуто, когда FIA окончательно утвердила формат перед началом сезона, несмотря на более ранние заверения, что правило по-прежнему будет применяться. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Впоследствии руководящий орган предложил официальную отмену этого правила. [ 25 ] который перестал применяться с Гран-при Японии 2002 года .
После сезона 2003 года время проведения двух сессий на одном круге было изменено, чтобы они проводились в один и тот же день с разницей в 15 минут друг от друга. Это оказалось непопулярным среди небольших команд, которые должны были проводить свои заезды в конце первой сессии (поскольку она проводилась в порядке чемпионата) и в начале второй сессии (которая проводилась в порядке, обратном результатам первый сеанс), так и с телезрителями, которым в результате пришлось смотреть более длинную программу. В сезоне 2004 года были выявлены недостатки системы, и предложенные изменения в квалификационной системе, внесенные в середине чемпионата, в какой-то момент, казалось, предполагали, что правило 107% вернется как часть нового формата. В конечном итоге, однако, были внесены лишь незначительные изменения, касающиеся сроков проведения существующих сессий. [ 26 ] Minardi Владелец команды Пол Стоддарт был особенно против повторного введения этого правила. [ 27 ]
Реинтродукция
[ редактировать ]В начале сезона 2010 года новый президент FIA Жан Тодт заявил, что он выступает за повторное введение правила 107%, поскольку квалификационная система снова изменилась, и все сессии проводились с низким уровнем топлива. [ 28 ]
23 июня заседание Всемирного совета автоспорта FIA постановило, что правило 107% будет вновь введено в сезоне 2011 года . Правило применяется только к первой из трех квалификационных сессий каждой гонки. [ 29 ]
С момента его повторного введения и до конца сезона 2015 года правило 107% нарушалось еще 17 раз в 12 различных гонках, причем все, кроме одной, пилотами HRT , Caterham и Virgin / Marussia . В отличие от первого периода применения правила, когда гонщикам-нарушителям очень редко разрешалось участвовать в соревнованиях, только четыре из этих случаев нарушения правил привели к тому, что гонщики были отстранены от гонки. Это были Витантонио Льюцци и Нараин Картикеян на Гран-при Австралии 2011 года , а также Педро де ла Роса и Картикеян на Гран-при Австралии 2012 года – все они выступали за HRT.
На Гран-при Венгрии 2016 года одиннадцати гонщикам не удалось достичь предела в 107%, поскольку сессия была остановлена из-за ненастной погоды и последующих инцидентов, но всем было разрешено участвовать в соревнованиях. Начиная с сезона 2018 года в правила были внесены поправки, согласно которым правило 107% не применялось, если директор гонки объявил трассу мокрой во время квалификации. [ 30 ]
Список 107% нарушений правил
[ редактировать ]Год | Событие | поул-позиции Время | 107% времени | Водитель | Команда | Время | % полюса [ 31 ] | Разрешено участвовать в гонках? |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1996 | Гран-при Австралии | 1:32.371 | 1:38.837 | ![]() |
![]() |
1:39.202 | 107.395 | Нет |
![]() |
1:42.087 | 110.518 | Нет | |||||
Гран-при Европы | 1:18.941 | 1:24.467 | ![]() |
![]() |
1:25.053 | 107.742 | Нет | |
![]() |
1:25.840 | 108.739 | Нет | |||||
Гран-при Сан-Марино. | 1:26.890 | 1:32.972 | ![]() |
![]() |
1:33.685 | 107.802 | Нет | |
Гран-при Испании. | 1:20.650 | 1:26.295 | ![]() |
![]() |
1:26.615 | 107.396 | Нет | |
![]() |
1:27.358 | 108.317 | Нет | |||||
Гран-при Великобритании | 1:26.875 | 1:32.956 | ![]() |
![]() |
1:35.206 | 109.590 | Нет | |
![]() |
1:35.304 | 109.702 | Нет | |||||
Гран-при Германии | 1:43.912 | 1:51.186 | ![]() |
![]() |
1:51.357 | 107.165 | Нет | |
Гран-при Бельгии. | 1:50.574 | 1:58.314 | ![]() |
![]() |
1:58.579 | 107.239 | Нет | |
Гран-при Японии | 1:38.909 | 1:45.833 | ![]() |
![]() |
1:46.795 | 107.973 | Нет | |
1997 | Гран-при Австралии | 1:29.369 | 1:35.625 | ![]() |
![]() |
1:35.972 | 107.388 | Да |
![]() |
![]() |
1:40.972 | 112.988 | Нет | ||||
![]() |
1:42.086 | 114.230 | Нет | |||||
1998 | Гран-при Испании. | 1:20.262 | 1:25.880 | ![]() |
![]() |
1:25.946 | 107.082 | Нет |
Гран При Монако | 1:19.798 | 1:25.383 | ![]() |
![]() |
1:25.737 | 107.443 | Нет | |
Гран-при Венгрии. | 1:16.973 | 1:22.361 | ![]() |
![]() |
1:23.140 | 108.012 | Нет | |
Гран-при Японии | 1:36.293 | 1:43.033 | ![]() |
![]() |
1:43.259 | 107.234 | Нет | |
1999 | Гран-при Австралии | 1:30.462 | 1:36.794 | ![]() |
![]() |
1:37.013 | 107.242 | Да |
Гран-при Франции | 1:38.441 | 1:45.331 | ![]() |
![]() |
1:45.334 | 107.002 | Да | |
![]() |
![]() |
1:46.324 | 108.008 | Да | ||||
![]() |
1:46.784 | 108.475 | Да | |||||
![]() |
![]() |
1:48.215 | 109.929 | Да | ||||
![]() |
1:48.322 | 110.038 | Да | |||||
2001 | Гран-при Австралии | 1:26.892 | 1:32.974 | ![]() |
![]() |
1:33.228 | 107.292 | Да |
Гран-при Великобритании | 1:20.447 | 1:26.078 | ![]() |
![]() |
1:26.508 | 107.534 | Нет | |
Гран-при Бельгии. | 1:52.072 | 1:59.917 | ![]() |
![]() |
2:02.039 | 108.893 | Да | |
![]() |
![]() |
2:02.594 | 109.389 | Да | ||||
![]() |
![]() |
2:03.048 | 109.794 | Да | ||||
![]() |
![]() |
2:04.204 | 110.825 | Да | ||||
2002 | Гран-при Австралии | 1:25.843 | 1:31.852 | ![]() |
![]() |
1:53.351 | 132.045 | Да |
Гран-при Сан-Марино. | 1:21.091 | 1:26.767 | ![]() |
![]() |
1:27.241 | 107.584 | Нет | |
Гран-при Великобритании | 1:18.998 | 1:24.527 | ![]() |
![]() |
1:24.785 | 107.291 | Нет | |
Гран-при Франции | 1:11.985 | 1:17.023 | ![]() |
![]() |
1:18.497 | 109.046 | Нет | |
![]() |
1:19.843 | 110.916 | Нет | |||||
Гран-при Германии | 1:14.389 | 1:19.596 | ![]() |
![]() |
1:19.775 | 107.240 | Нет |
Год | Событие | Самое быстрое время в первом квартале | 107% времени | Водитель | Команда | Время | % самых быстрых [ 31 ] | Разрешено участвовать в гонках? |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2011 | Гран-при Австралии | 1:25.296 | 1:31.266 | ![]() |
![]() |
1:32.978 | 109.006 | Нет |
![]() |
1:34.293 | 110.547 | Нет | |||||
Гран-при Канады. | 1:13.822 | 1:18.989 | ![]() |
![]() |
1:19.414 | 107.575 | Да | |
Гран-при Бельгии. | 2:01.813 | 2:10.339 | ![]() |
![]() |
2:11.601 | 108.035 | Да | |
![]() |
![]() |
2:11.616 | 108.047 | Да | ||||
![]() |
2:13.077 | 109.246 | Да | |||||
Гран-при Индии | 1:26.189 | 1:32.222 | ![]() |
![]() |
1:34.046 | 109.116 | Да | |
2012 | Гран-при Австралии | 1:26.182 | 1:32.214 | ![]() |
![]() |
1:33.495 | 108.486 | Нет |
![]() |
1:33.643 | 108.658 | Нет | |||||
Гран-при Испании. | 1:22.583 | 1:28.363 | ![]() |
![]() |
1:31.122 | 110.340 | Да | |
Гран-при Великобритании | 1:46.279 | 1:53.718 | ![]() |
![]() |
1:54.143 | 107.399 | Да | |
2013 | Гран-при Австралии | 1:43.380 | 1:50.616 | ![]() |
![]() |
1:50.626 | 107.009 | Да |
2014 | Гран-при Великобритании | 1:40.380 | 1:47.406 | ![]() |
![]() |
1:49.421 | 109.006 | Да |
![]() |
1:49.625 | 109.210 | Да | |||||
2015 | Гран-при Малайзии. | 1:39.269 | 1:46.217 | ![]() |
![]() |
1:46.677 | 107.462 | Да |
Гран-при Японии | 1:33.015 | 1:39.386 | ![]() |
![]() |
1:47.114 | 115.158 | Да | |
Гран-при США | 1:56:495 | 2:04.650 | ![]() |
![]() |
2:07.304 | 109.279 | Да | |
2016 | Гран При Монако | 1:14.912 | 1:19.832 | ![]() |
![]() |
1:22.467 | 110.085 | Да |
Гран-при Венгрии. | 1:33.302 | 1:39.833 | ![]() |
![]() |
1:39.968 | 107.145 | Да | |
![]() |
1:40.424 | 107.663 | Да | |||||
![]() |
![]() |
1:41.411 | 108.691 | Да | ||||
![]() |
1:41.471 | 108.755 | Да | |||||
![]() |
![]() |
1:42.758 | 110.135 | Да | ||||
![]() |
![]() |
1:43.965 | 111.428 | Да | ||||
![]() |
![]() |
1:43.999 | 111.465 | Да | ||||
![]() |
![]() |
1:44.543 | 112.048 | Да | ||||
![]() |
![]() |
1:46.984 | 114.664 | Да | ||||
![]() |
![]() |
1:47.343 | 115.049 | Да | ||||
![]() |
1:50.189 | 118.099 | Да | |||||
2017 | Гран-при Италии. | 1:35.716 | 1:42.416 | ![]() |
![]() |
1:43.355 | 107.226 | Да |
2018 | Гран-при Азербайджана. | 1:42.538 | 1:49.715 | ![]() |
![]() |
1:57.354 | 114.449 | Да |
2021 | Гран-при Франции | 1:31.001 | 1:37.371 | ![]() |
![]() |
2:12.584 | 145.695 | Да |
2023 | Гран-при Саудовской Аравии. | 1:28.761 | 1:34.974 | ![]() |
![]() |
2:08.510 | 144.782 | Да |
Гран-при Азербайджана. | 1:41.269 | 1:48.357 | ![]() |
![]() |
1:55.282 | 113.837 | Да | |
Гран-при Катара, спринт. | 1:24.454 | 1:30.366 | ![]() |
![]() |
2:05.741 | 137.586 | Да |
Использование в других гоночных сериях.
[ редактировать ]Правило 107% или его варианты также использовались в других сериях автоспорта.
Формула Е
[ редактировать ]Формула E применяет альтернативное правило 110% в квалификации. Стюарды гонки имеют право по своему усмотрению разрешить гонщикам, нарушившим правила, участвовать в гонке. [ 32 ] обычно, глядя на время, указанное на бесплатных тренировках. [ 33 ] Правило чаще всего нарушается, когда гонщик не успевает вовремя выйти на квалификационный круг. [ 34 ] или его квалификационный круг был признан недействительным (поэтому записывается только его входной круг). [ 35 ] Автомобиль ломается [ 32 ] или сбой во время сеанса также может привести к нарушению этого правила. До сих пор не было случая, чтобы гонщику не разрешили участвовать в гонке.
Серии GP2 и F2
[ редактировать ]Правило 107% также используется в серии GP2, а также в ее преемнице Формуле 2 , где оно применялось четыре раза. Маркос Мартинес не смог пройти квалификацию на свою дебютную гонку на Хунгароринге в 2007 году после того, как не смог установить время круга из-за проблем с двигателем, несмотря на то, что он проехал круг в пределах 107% от лучшего времени в свободной практике. [ 36 ] На Монако этапе сезона 2009 года в Рикардо Тейшейра не смог проехать круг в пределах 107% времени поул-позиции и не был допущен к участию в гонках. [ 37 ] Во время квалификации к этапу чемпионата, проходившего на Хунгароринге позже в том же году, Ромен Грожан и Франк Перера столкнулись до того, как кто-либо из них установил репрезентативное время круга: Перера был признан виновным в воспрепятствовании и ему запретили участвовать в первой гонке, но разрешили стартовать с задней части сетки во второй позиции; Грожану было разрешено стартовать в обеих гонках. [ 38 ] Перере также не удалось пройти квалификацию на гонки Спа-Франкоршам по критерию 107%. [ 39 ]
Алессио Деледда стал первым гонщиком в этой гоночной категории после Переры, который стал жертвой правила 107%. Он квалифицировался на 6,341 секунды позже лучшего времени, установленного Робертом Шварцманом в своей группе во время квалификации этапа Гран-при Монако в 2021 году . Поскольку он отставал от лучшего времени, установленного Шварцманом во время тренировки, на 7,314 секунды, он не смог принять участие во всех трех гонках уик-энда. Однако стюарды разрешили ему стартовать после того, как позже после выходных выяснилось, что у машины Деледды были механические проблемы и что в предыдущем раунде в Бахрейне он был в пределах 107% времени . [ 40 ] [ 41 ] В следующем году на том же соревновании Ричард Вершур стал последним гонщиком, нарушившим правило, когда ему не удалось установить репрезентативное время в пределах 107% времени из-за продолжающихся проблем с электричеством и преждевременного завершения квалификационной сессии из-за авария из-за Джейка Хьюза, который лишил его возможности установить время, но стюарды снова дали ему разрешение начать обе гонки. [ 42 ]
Серии GP3 и F3
[ редактировать ]Правило 107% также используется в серии GP3 и последующей Формуле 3 . До сих пор это правило действовало только один раз в эпоху GP3. На этапе Сильверстоун 2012 года Кармен Хорда не смогла установить время круга в пределах 107% от поула. Поскольку она также не показала 107% лучшего времени на тренировке, ей не разрешили стартовать в гонке.
После 10-летнего отсутствия Зденек Хованец стал первым гонщиком в эпоху Формулы-3, который нарушил правило, отстав от поул-позиции примерно на 8 секунд в Австрии , но ему разрешили стартовать как в спринтерских, так и в специальных гонках, поскольку его круг времени, полученного на бесплатной тренировке, ему хватило для участия. [ 43 ]
МотоГП
[ редактировать ]MotoGP использует аналогичное правило для гоночных соревнований, где гонщики должны быть в пределах 105% времени круга от самого быстрого гонщика в каждой тренировочной сессии, чтобы принять участие в квалификационных сессиях. В период с 2013 по 2021 год в конкурсе также использовалось правило 107%. Гонщики, в том числе Алейкс Эспаргаро и Кэл Крачлоу, раскритиковали эффективность правила, когда Кристоф Понссон финишировал на один круг медленнее, чем победитель гонки на Гран-при Сан-Марино 2018 года , и призвали FIM ужесточить правило.
Японский гонщик Такуми Такахаши , выигравший 8-часовую гонку Сузука в 2010 году, не смог пройти квалификацию на Гран-при Сан-Марино 2023 года на мотоциклах, проехав на 0,6 медленнее, чем 105% лучшего времени круга в тренировочных сессиях.
ИндиКар
[ редактировать ]В серии IndyCar используется аналогичное правило для гоночных соревнований, где автомобили должны показывать время круга в пределах 105% от времени круга самой быстрой машины. [ 44 ]
НАСКАР
[ редактировать ]NASCAR использует аналогичное правило для гоночных соревнований, где автомобили должны быть в пределах 115% от самого быстрого круга, установленного в финальной тренировке. [ 45 ]
Супер ГТ
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2011 г. ) |
В серии Super GT используется немного другое правило 107%. Базовое время рассчитывается по среднему времени трех лучших автомобилей в классе, а не по самому быстрому времени круга одной машины в этом классе. Все гонщики несеяных команд должны указать время круга в течение этого времени, чтобы пройти квалификацию на гонку. Тем не менее, командам, которые не смогли пройти квалификацию на официальных квалификационных сессиях, все же может быть разрешено повторить попытку на тренировке следующего дня, например, по причине несчастного случая. В этом случае вместо них будут использоваться 107% трех лучших машин в тренировочных сессиях, в свою очередь команды будут стартовать в конце стартовой решетки. В гонках с использованием формата плей-офф перед квалификацией на выбывание будет запущена отдельная квалификационная сессия, чтобы определить команды, которым разрешено принять участие в гонке. [ 46 ]
Еще одно важное отличие правила 107% в Super GT заключается в том, что существует система защиты, называемая «сеяными командами», которая присуждается каждой команде, которая участвовала во всех гонках и финишировала в числе 12 лучших в своем классе в предыдущем сезоне. Этим командам, при условии, что они соответствуют другим вступительным требованиям, разрешается участвовать во всех гонках, даже если они не укладываются в квалификационное время на официальных квалификационных сессиях. Статус «посеянной команды» теряется, когда команда меняет класс или выходит из серии, и образовавшаяся в результате пустота не будет заполнена другими командами.
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2018 года» . ФИА. 17 июля 2018 года . Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ «Решения Всемирного совета» . grandprix.com. 3 июля 1995 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Доджинс, Тони (29 июня 1995 г.). «Главная новость: сокращение сетки Формулы-1 угрожает небольшим командам» . Автоспорт . 139 (13): 4–5.
- ^ Генри (редактор) (1995), стр. 38.
- ^ Робак, Найджел (6 июля 1995 г.). «Пятая колонна: не говоря уже о ширине». Автоспорт . 140 (1): 25.
- ^ Генри (редактор) (1996), стр. 92, 101.
- ^ Генри (редактор) (1996), стр. 136.
- ^ Генри (ред.) (1996), стр. 92, 185.
- ^ Перейти обратно: а б с Генри (редактор) (1997), с. 107.
- ^ Генри (редактор) (1997), стр. 100.
- ^ «Команды Формулы-1 мчатся домой на тесты» . grandprix.com. 17 марта 1997 года . Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ Генри (редактор) (1998), стр. 192.
- ^ Генри (ред.) (1999), стр. 99.
- ^ Генри (ред.) (1999), стр. 149.
- ^ Генри (редактор) (2001), стр. 115.
- ^ «ИТОГИ ГРАН-ПРИ: ГП АВСТРАЛИИ, 2001» . grandprix.com . Проверено 27 марта 2009 г.
- ^ Генри (редактор) (2001), стр. 198.
- ^ Мэнселл (ред.), стр. 353, 379, 495.
- ^ Генри (редактор) (2002), стр. 91.
- ^ Генри (редактор) (2002), стр. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Генри (редактор) (2002), с. 180.
- ^ «FIA: Правило 107% все еще действует в 2003 году» . atlasf1.autosport.com. 29 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «FIA уточняет квалификационные правила Формулы-1» . autosport.com . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «Формат отборочного турнира утвержден» . grandprix.com. 26 февраля 2003 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ «Правило 107% следует отменить» . grandprix.com. 27 февраля 2003 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Болдуин, Алан (28 июня 2004 г.). «FIA и команды соглашаются оставить квалификацию как есть» . atlasf1.autosport.com. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Кэмерон, Дэвид (13 июня 2004 г.). «Правило 107% не будет вновь введено» . atlasf1.autosport.com. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 17 марта 2009 г.
- ^ Благородный, Джонатан; Элизальде, Пабло (12 марта 2010 г.). «Тодт за правило 107 процентов» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2011» (PDF) . Международная автомобильная федерация . Проверено 29 марта 2011 г.
- ^ «Спортивный регламент Формулы-1 2018» . Международная автомобильная федерация. 17 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Округляется до трех десятичных знаков.
- ^ Перейти обратно: а б «Док 46 – Решение 16» (PDF) . ФИА Формула Е. Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Док 53 – Решение 17» (PDF) . ФИА Формула Е. Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Док 41 – Решение 14» (PDF) . ФИА Формула Е. Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Док 47 – Решение 13» (PDF) . ФИА Формула Е. Проверено 1 марта 2020 г.
- ^ «Мартинесу не разрешили дебютировать в GP2 в эти выходные» . Обновление графического процессора. 7 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 г. Проверено 28 января 2011 г.
- ^ Мэгги Паррис (23 мая 2009 г.). «Давиде Ригон из Trident Racing занял 9-е место, а Рикардо Тейшейра не стартовал» . automobilsport.com . Автоспорт. Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ «Франк Перера назначил пенальти» . gp2series.com . Серия ГП2. 24 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2009 года . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ Гленденнинг, Марк (28 августа 2009 г.). «Ди Грасси наказан за блокировку» . autosport.com . Издательство Хеймаркет. Архивировано из оригинала 31 августа 2009 года . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ «Деледде разрешили стартовать в Формуле 2 в Монако, несмотря на правило 107%» . www.motorsport.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «Маси объясняет, почему Деледда участвовал в гонке, несмотря на 107% нарушений» . www.motorsport.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «F2 Монако: Лоусон теряет поул в специальной гонке из-за нарушения желтого флага» . www.motorsport.com . Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «Хованецу разрешено стартовать с задней части стартовой решетки» . FIAFormula3 – Официальный сайт F3 . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ «Официальные представители IndyCar считают, что Lotus не будет получать дополнительных стимулов в день гонки в Индианаполисе» . autoweek.com . 21 мая 2012 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Райан, Нейт (14 июля 2014 г.). «Джефф Гордон говорит, что NASCAR следует переосмыслить минимальные скорости» . США сегодня . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ «Дайджест правил Super GT 2010» . supergt.net. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года.
- Книги
- Доменжоз, Люк, изд. (1997). Ежегодник Формулы-1, 1997–98 годы . Перевод Зильберманна, Эрика. Издательство Chronosports / Parragon. ISBN 0-7525-2386-4 .
- Генри, Алан , изд. (1996). АВТОКУРС 1995–96 гг . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-36-5 .
- Генри, Алан, изд. (1996). АВТОКУРС 1996–97 . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-91-8 .
- Генри, Алан, изд. (1997). АВТОКУРС 1997–98 гг . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-47-0 .
- Генри, Алан, изд. (1998). АВТОКУРС 1998–99 гг . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-43-8 .
- Генри, Алан, изд. (1999). АВТОКУРС 1999–2000 гг . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-34-9 .
- Генри, Алан, изд. (2000). АВТОКУРС 2000–2001 . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-874557-79-9 .
- Генри, Алан, изд. (2001). АВТОКУРС 2001–2002 . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-903135-06-0 .
- Генри, Алан, изд. (2002). АВТОКУРС 2002–2003 гг . Hazleton Publishing Ltd. ISBN издательства 1-903135-10-9 .
- Мэнселл, Найджел, изд. (2001). Ежегодник Формулы-1 2001 года . компании European Press Ltd. ISBN 0-9541368-0-2 .