Чемпионат мира Формулы-1 1997 года.
Чемпионат мира Формулы-1 1997 года — 51-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1997 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1997 года, которые проводились одновременно в серии из семнадцати гонок, которая началась 9 марта и завершилась 26 октября.
Чемпионат пилотов выиграл Жак Вильнев при спорных обстоятельствах: лидер чемпионата Михаэль Шумахер намеренно протаранил его, пытаясь защитить свое лидерство в финальной гонке. [1] Шумахер застрял на гравии, Вильнев финишировал третьим. FIA признала Шумахера виновным в аварии. Он сохранил свои пять побед в гонках, но был лишен второго места в чемпионате, в результате чего Вильнёв Пилотс стал чемпионом с большим отрывом от товарища по команде Хайнца-Харальда Френтцена .
Чемпионат конструкторов достался команде Williams - Renault .
По состоянию на 2023 год это последний чемпионат для пилотов из неевропейских стран , последний чемпионат конструкторов и пилотов для Williams и последний чемпионат, выигранный на Goodyear шинах . Это был также последний чемпионат для гонщика с двигателем Renault до Фернандо Алонсо чемпионата в 2005 году .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1997 года.
- † Все двигатели имели объем 3,0 литра. [2]
Изменения в команде
[ редактировать ]- Гран-при Стюарта дебютировали в Формуле-1. Они пришли при поддержке завода Ford Motor Company .
- Лола тоже занялась спортом. Они планировали дебютировать в 1998 году , но поспешили с этапом проектирования под сильным коммерческим давлением со стороны своего титульного спонсора Mastercard . После того, как оба гонщика Лолы не смогли пройти квалификацию в первой гонке, спонсоры ушли, и команде пришлось отказаться от участия в чемпионате.
- После двадцати лет в спорте Лижье был продан Флавио Бриаторе Алену Просту и стал Простом .
- Footwork вернулась к названию « Arrows » после выкупа Томом Уолкиншоу и перешла с двигателей Hart на Yamaha .
- Тиррелл также сменил двигатели, перейдя с Yamaha на Ford .
- Sauber вступила в партнерство с новым спонсором Petronas и основала Sauber Petronas Engineering . Они получили лицензионные права на компоненты двигателя и коробки передач от Ferrari , что позволило им создавать и эксплуатировать практически идентичные агрегаты, используемые в Ferrari. Двигатели получили торговую марку Petronas в знак уважения к той роли, которую компания сыграла в их разработке. Это был первый сезон с 1993 года , когда Ferrari поставляла двигатели более чем одной спортивной команде.
- Наконец, что касается поставщиков шин, Bridgestone вошла в Формулу-1 и поставляла шины Arrows , Prost , Minardi , Stewart и Lola .
Изменения драйверов
[ редактировать ]Самой большой новостью в начале сезона 1997 года стало то, что Дэймон Хилл , чемпион 1996 года , был заменен Уильямсом Хайнцом -Харальдом Френтценом . Партнером Хилла был бразилец Педро Диниз , перешедший из «Лигье» . Это был единственный раз в истории «Эрроуза», когда команда имела номер 1 на своей машине после подписания контракта с действующим чемпионом мира.
Бывшие гонщики «Эрроуз» Йос Ферстаппен и Рикардо Россе присоединились к команде Тиррелла и Лолы соответственно. К Россету присоединился Винченцо Benetton тест-пилот Соспири .
Полагаясь на своего японского партнера по производству двигателей Mugen-Honda , японский гонщик Синдзи Накано присоединился к Просту помимо Оливье Паниса , который был нанят с 1996 года .
Частично благодаря техническому соглашению между Sauber и Ferrari , тест-пилот Ferrari Никола Ларини подписал контракт с Sauber. Ларини заменил Френтцена, перешедшего в Williams.
Джордан подписал контракт с дебютантом Ральфом Шумахером , младшим братом Михаэля. По слухам, его партнером был Найджел Мэнселл , но чемпион 1992 года отклонил это предложение. Поэтому команда выбрала Джанкарло Физикеллу , который провел свои первые гонки за Minardi в 1996 году .
Бывший гонщик Джордана Рубенс Баррикелло перешел в новичок Гран-при Стюарта , а его бывший товарищ по команде 1996 года Мартин Брандл не смог найти место на 1997 год и неохотно покинул спорт в качестве гонщика. Стюарт также подписал контракт с Яном Магнуссеном , который заменил в McLaren нездорового Мику Хаккинена в 1995 году и участвовал в гонках серии CART в 1996 году .
Ферстаппен, перешедший из «Эрроуз» в «Тиррелл», заменил Укё Катаяму , нашедшего место в «Минарди». Катаяма заменил Педро Лами , который перешел в чемпионат FIA GT Championship . Вместе с ним Италии восходящая звезда Ярно Трулли занял последнее место в чемпионате 1997 года.
Итальянская команда Forti прекратила свое существование в середине 1996 года , и ни один из ее пилотов, Лука Бадоер и Андреа Монтермини , не смог найти место в гонках Формулы-1 на 1997 год. Бадоер перешел в FIA GT, а Монтермини стал тест-пилотом Лолы. В конце концов Бадоер вернулся в Формулу-1 в 1999 году с Minardi.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Команда Лолы отказалась после Гран-при Австралии , оставив Рикардо Россе и Винченцо Соспири вне игры. Россет вернулся в Формулу-1 в 1998 году вместе с Тирреллом , а Соспири провел сезон 1997 года в IndyCar с командой Scandia .
- Серия разногласий с Петером Заубером привела к тому, что Никола Ларини покинул Sauber после Гран-при Монако . Его заменил Джанни Морбиделли , который последний раз выступал в Формуле-1 с Footwork в 1995 году провел , а в 1996 году тесты за Jordan .
- Герхард Бергер заболел перед Гран-при Канады и не смог выступать за Benetton . Его заменил земляк Александр Вурц . В конечном итоге Бергер пропустил три гонки, поскольку восстанавливался после болезни и смерти отца, прежде чем вернуться на Гран-при Германии . Вурц стал постоянным игроком команды в 1998 году , когда Бергер завершил карьеру в конце этого сезона.
- Во время Гран-при Канады Проста из Оливье Панис тяжело разбился и сломал ногу. Его заменил Minardi пилот Ярно Трулли , которого, в свою очередь, заменил Тарсо Маркес . Маркес, который в прошлом году также несколько раз выступал за команду Minardi. Панис пропустил семь гонок, прежде чем вернуться на Гран-при Люксембурга . Трулли присоединился к нему в качестве штатного гонщика Проста в 1998 году .
- Между Гран-при Канады и Франции Джанни Морбиделли попал в аварию на тестах и сломал руку, а это означает, что Sauber пришлось сделать вторую замену в году. Они пригласили тест-пилота Норберто Фонтану , который завершил следующие три гонки до возвращения Морбиделли на Гран-при Венгрии 1997 года . Морбиделли потерпел еще одну аварию на тестах после Гран-при Японии , поэтому Фонтана снова принял участие в завершающем сезоне Гран-при Европы .
Календарь
[ редактировать ]Следующие семнадцать Гран-при состоялись в 1997 году. [5]
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Австрии вернулся в календарь впервые с 1987 года. [8]
- Гран -при Португалии изначально планировалось как заключительный этап сезона, который пройдет на трассе Эшторил 26 октября. [5] Он был отменен и заменен Гран-при Европы на трассе Херес в соседней Испании после того, как владельцы трассы Эшторил не внесли в нее запрошенные изменения. [9]
- Гран -при Люксембурга был добавлен к чемпионату мира впервые после того, как с 1949 по 1952 год он проводился как гонка, не относящаяся к чемпионату. Несмотря на название гонки, на самом деле эта гонка будет проводиться не в самом Люксембурге , а на Нюрбургринге в соседняя Германия . [10] Титул Гран-при Германии уже был закреплен за гонкой в Хоккенхайме , а Гран-при Европы уже проходил в Хересе .
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]За исключением более детального описания ударопоглощающих конструкций в передней и задней части автомобиля, никаких изменений в сезоне 1997 года не произошло. [11]
Регламент спортивных мероприятий и мероприятий
[ редактировать ]Пересмотренное соглашение «Конкорд» , определяющее правила на сезоны 1997–2001 годов , было подписано FIA и восемью из одиннадцати команд Формулы-1, участвовавших в сезоне 1996 года . [12] Вот некоторые изменения, внесенные в спортивный регламент:
- Максимальное количество гонок в год было увеличено с 16 до 17.
- Бесплатные пятничные тренировки были отменены. Субботние тренировки были продлены до одного часа каждая. Количество разрешенных тренировочных кругов больше не ограничивалось. Эти изменения, похоже, были отменены позже, поскольку спортивные правила 1997 года по-прежнему предусматривали две тренировки за два дня до гонки и ограничение в 30 кругов в день. [13] )
- На практике разрешалось использовать два варианта шин, но для использования в квалификации и гонке нужно было выбрать один.
С этого сезона правила предусматривали возможность старта позади машины безопасности, если трасса была мокрой. [14] [15]
Итоги сезона
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]Сезон начался в Австралии , где канадец Жак Вильнев занял первую поул-позицию в сезоне. Однако момент был недолгим, поскольку Вильнев выбыл из гонки в первом повороте, когда столкнулся с Джонни Гербертом . McLaren из Дэвид Култхард выиграл гонку, вторую в своей карьере: Михаэль Шумахер финишировал вторым, а Мика Хаккинен финишировал третьим.
Вильнев снова завоевал поул-позицию в Бразилии и снова вылетел в первом повороте. К счастью для него, гонку возобновили, и канадец на 49-м круге опередил Герхарда Бергера . Австриец года , финишировал вторым, а Оливье Панис продолжил свою впечатляющую форму 1996 заняв третье место.
Жак Вильнев в третий раз подряд завоевал поул-позицию в Аргентине . На этот раз Михаэль Шумахер выбыл из строя на первом повороте, когда столкнулся с Рубенсом Баррикелло . Товарищ Шумахера по команде Эдди Ирвин бросил вызов Вильнёву за лидерство, и он предпринял несколько попыток отдать пас, но потерпел неудачу и был вынужден довольствоваться вторым. Дебютанту Ральфу Шумахеру удалось подняться на подиум третьим.
Вильнев продолжил серию последовательных поул-позиций в Сан-Марино , но именно его немецкий товарищ по команде Френтцен выиграл свой первый и единственный Гран-при для Williams. После того, как Вильнев сошел с дистанции из-за поломки коробки передач, к Френтцену на подиуме присоединились Феррари Шумахера и Ирвина.
К этому моменту Вильнев возглавлял турнирную таблицу с 20 очками. За ним следовал Шумахер с 14 и пятью гонщиками, занявшими третье место, все с 10 очками.
Раунды с 5 по 9
[ редактировать ]Хайнцу-Харальду Френтцену удалось прервать Жака Вильнева серию поул-позиций на Гран-при Монако . Второй раз за сезон гонка проходила в очень влажных условиях. Михаэль Шумахер выиграл свою первую гонку в сезоне. Рубенс Баррикелло финишировал вторым и подарил Стюарту не только первое место на подиуме, но и первые очки и первый финиш в любом виде. Товарищ Шумахера по команде Эдди Ирвин второй раз подряд поднялся на подиум.
В Испании : Вильнев взял свой пятый поул , Уильямс снова оказался на вершине квалификации а Френтцен присоединился к нему в первом ряду. Вильнев выиграл гонку, а его коллеги-франкоговорящие пилоты Оливье Панис и Жан Алези заняли второе и третье места соответственно. Панис на самом деле приближался к лидеру в быстром темпе, но был задержан Ирвином, из-за чего ему был назначен штрафной удар .
В результате небольшой смены власти Михаэль Шумахер завоевал поул-позицию и выиграл гонку в следующих двух Гран-при. В Канаде к нему на подиуме присоединились Benetton Жан Алези из Jordan из и Джанкарло Физикелла . Во Франции он увидел Френтцена в «Уильямсе» и товарища по команде Ирвина рядом с ним.
Вильнев заработал свою шестую поул-позицию в сезоне в Великобритании , а его партнером по команде Френтценом в первом ряду. Вильнев увидел, как Мика Хаккинен вышел вперед, когда тот застрял на пит-лейн на полминуты. Хаккинен, однако, сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя, и Вильнев выиграл гонку, Алези занял второе место, а Александр Вурц , заменивший Герхарда Бергера , стал третьим. Это был подиум, полностью оснащенный двигателями Renault . Шумахер не смог завершить гонку после того, как сошел с дистанции из-за проблемы с ступичным подшипником .
В чемпионате лидировал Шумахер с 47 очками, за ним следовал Вильнев с 43. За третье место боролись Алези (21 очко), Френтцен (19) и Ирвайн (18).
Раунды с 10 по 14
[ редактировать ]По возвращении Герхарду Бергеру удалось получить поул на Гран-при Германии . Затем последовала победа на самом быстром круге и в гонке, которая в конечном итоге стала Бергера и Бенеттона последней победой . Лидер чемпионата Михаэль Шумахер занял второе место, а Мика Хаккинен - третье.
Следующая гонка в Венгрии стала одной из самых запоминающихся в сезоне 1997 года. Шумахер взял поул, а Вильнев стал его партнером в первом ряду. 1996 года Чемпион Дэймон Хилл в составе «Эрроуз» в этом сезоне квалифицировался только девятым, но на Хунгароринге поднялся на третье место . На старте гонки Хилл обогнал Williams впереди себя , а на десятом круге британец обогнал лидирующую Scuderia Ferrari . Хилл сохранял лидерство до последней части гонки, когда сообщил о проблемах с его машиной. На последнем круге Жак Вильнев вышел вперед, одержав для Williams знаковую 100-ю победу на Гран-при.
После двух очень захватывающих Гран-при болельщики возлагали большие надежды на Бельгию . Вильнев занял поул-позицию, за ним следовал Алези на Benetton, а его соперник в чемпионате Михаэль Шумахер занял третье место. Вильнев доминировал на утренней разминке, проходившей в жаркую и сухую погоду. Но когда за полчаса до старта гонки пошел сильный дождь, его соперник в чемпионате Михаэль Шумахер решил запустить свою запасную машину, настроенную для влажных условий. Двое передних участников начали гонку на полностью мокрых шинах , а остальные участники стартовой решетки использовали промежуточные шины . Это оказалось правильным решением. После первого в истории Формулы-1 старта машины безопасности Шумахер обогнал Алези и Вильнёва за два круга, а к 12-му кругу его преимущество увеличилось более чем на минуту. Вильнев опустился на 16-е место и вернулся лишь на пятое. Шумахер победил и увидел Джанкарло Физикеллу и Хайнц-Харальда Френтцена рядом с собой на подиуме .
Алези забил свою первую и единственную поул-позицию в сезоне в Италии , а Френтцен стартовал вторым. Вильнев и Шумахер стартовали четвертым и девятым соответственно. Култхард, стартовавший шестым, на старте поднялся на третью позицию и вырвался в лидеры во время пит-стопов . Он одержал свою вторую победу в сезоне, опередив Алези и Френтцена. Это была единственная гонка в году без Вильнёва и Шумахера на подиуме.
В Австрии Вильневу удалось получить свой седьмой поул в сезоне. Партнером канадца финский в первом ряду был гонщик Мика Хаккинен . Хаккинен действительно вышел вперед, но, как и в Сильверстоуне , ему пришлось сойти с дистанции из-за перегоревшего двигателя. Шумахер снова стартовал девятым, но по ходу гонки вернулся на третье место. Однако ему был назначен штрафной стоп-гоу за обгон под желтыми флагами , и на финише он опустился на шестое место. Вильнев выиграл Гран-при, а на подиуме к нему присоединились Култхард и Френтцен.
Разрыв между соперниками в чемпионате теперь сократился всего до одного очка. Френтцен (31 очко) боролся с Култхардом (30) и Алези (28) за третье место.
Раунды с 15 по 17
[ редактировать ]На Гран-при Люксембурга , проходившем на Нюрбургринге в Германии , Мика Хаккинен сумел заработать поул. Это был его первый поул в карьере, 1993 первый поул McLaren с года и первый поул Mercedes с момента их возвращения в Формулу-1 в 1994 году . Ferrari из Михаэль Шумахер стартовал пятым, но был сбит в первом повороте. Товарищ Хаккинена по команде Дэвид Култхард выполнил приказ, и McLaren выглядела настроенной на финиш со счетом 1–2, пока обе машины одна за другой не сломались. Williams из Таким образом, Жак Вильнев получил победу (которая в конечном итоге стала последней в его карьере). Впервые со времен Испании Вильнев лидировал в чемпионате. Жан Алези и Хайнц-Харальд Френтцен финишировали на подиуме, во второй раз в сезоне 1997 года подиум был полностью оснащен двигателями Renault .
Вильнев продолжил свою хорошую форму, заняв восьмую поул-позицию за год в Японии . Однако во время квалификации было решено, что он проигнорировал желтые флаги. Над ним висела дисквалификация, и после рассмотрения его апелляции он стартовал в гонке и финишировал пятым. Михаэль Шумахер выиграл гонку, опередив Френтцена Уильямса и Феррари товарища по команде Эдди Ирвина . Williams отказалась от апелляции после гонки, оставив Японию без очков для Вильнева и увидев Шумахера снова на одно очко впереди в чемпионате пилотов.
Гран -при Европы в Хересе стал свидетелем примечательной квалификационной сессии, в которой три гонщика (Вильнев, Шумахер и Френтцен) показали одинаковое лучшее время. Вильнев получил поул, поскольку он первым установил время, и это будет последний поул в его карьере в Формуле-1. На старте гонки Шумахер хорошо ушел, обогнав Вильнева и выйдя вперед. К 48-му кругу Вильнев догнал и попытался обогнать. Тормозя позже немца на повороте Сухого Сак , он находился на внутренней линии и был немного впереди. Затем Шумахер повернулся к нему, и переднее правое колесо Ferrari столкнулось с подножкой Williams. Шумахер тут же сошел с дистанции. Вильнев опустился на третье место, но это принесло ему четыре очка, чего хватило, чтобы выиграть чемпионат пилотов 1997 года. Мика Хаккинен одержал свою первую победу в карьере, а Култхард финишировал вторым, а McLaren забил единственный гол команды со счетом 1–2 в сезоне 1997 года.
После гонки FIA сочла, что Шумахер стал причиной аварии, которой можно было избежать , и был дисквалифицирован с чемпионата, хотя его результаты гонки (позиция на стартовой решетке, финишные позиции, очки) были задержаны. Это не означало ущерба для конструкторских очков Ferrari, но Уильямс все же выиграл Кубок конструкторов 1997 года с разницей в 21 очко. В чемпионате пилотов Френтцен поднялся на второе место, опередив Култхарда и Алези на шесть очков.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были начислены шести лучшим финишерам в каждой гонке следующим образом: [17]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- Пилоты, не набравшие очков, не были классифицированы FIA как чемпионы. [19]
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | МОЙ | ESP | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | АВТОМОБИЛЬ | ЛЮКС | Япония | евро | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Уильямс — Рено | 3 | Верно П | 1 П Ф | 1 П | Верно П | Верно | 1 П | Верно | 4 | 1 П | Верно | 1 | 5 П Ф | 5 | 1 П Ф | 1 | ДСК П | 3 П | 123 |
4 | 8 Ф † | 9 | Верно | 1 Ф | Верно П | 8 | 4 | 2 | Верно | Верно | Верно Ф | 3 | 3 | 3 | 3 Ф | 2 Ф | 6 Ф | |||
2 | Феррари | 5 | 2 | 5 | Верно | 2 | 1 Ф | 4 | 1 П | 1 П Ф | Верно Ф | 2 | 4 П | 1 | 6 | 6 | Верно | 1 | Верно | 102 |
6 | Верно | 16 | 2 | 3 | 3 | 12 | Верно | 3 | Верно | Верно | 9 † | 10 † | 8 | Верно | Верно | 3 | 5 | |||
3 | Бенеттон - Рено | 7 | Верно | 6 | 7 | 5 | Верно | 3 | 2 | 5 | 2 | 6 | 11 | 8 | 2 П | Верно | 2 | 5 | 13 | 67 |
8 | 4 | 2 | 6 Ф | Верно | 9 | 10 | Верно | Верно | 3 | 1 П Ф | 8 | 6 | 7 | 10 | 4 | 8 | 4 | |||
4 | Макларен - Мерседес | 9 | 3 | 4 | 5 | 6 | Верно | 7 | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | ДСК | 9 Ф | Верно | Верно П | 4 | 1 | 63 |
10 | 1 | 10 | Верно | Верно | Верно | 6 | 7 Ф | 7 † | 4 | Верно | Верно | Верно | 1 | 2 | Верно | 10 † | 2 | |||
5 | Иордания - Пежо | 11 | Верно | Верно | 3 | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | 5 | 5 | 5 | Верно | Верно | 5 | Верно | 9 | Верно | 33 |
12 | Верно | 8 | Верно | 4 | 6 | 9 Ф | 3 | 9 | 7 | 11 † | Верно | 2 | 4 | 4 | Верно | 7 | 11 | |||
6 | Приветствую - Муген Хонда | 14 | 5 | 3 | Верно | 8 | 4 | 2 | 11 † | 10 | 8 | 4 | 7 | 15 | 10 | Верно | 6 | Верно | 7 | 21 |
15 | 7 | 14 | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | Верно | 11 † | 7 | 6 | Верно | 11 | Верно | Верно | Верно | 10 | |||
7 | Заубер - Петронас | 16 | Верно | 7 | 4 | Верно | Верно | 5 | 5 | 8 | Верно | Верно | 3 | 4 | Верно | 8 | 7 | 6 | 8 | 16 |
17 | 6 | 11 | Верно | 7 | Верно | 14 | 10 | Верно | 9 | 9 | Верно | 9 | 12 | 9 | 9 | DNS | 14 | |||
8 | Стрелки - Ямаха | 1 | DNS | 17 † | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | 12 | 6 | 8 | 2 | 13 † | Верно | 7 | 8 | 11 | Верно | 9 |
2 | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | 13 † | 5 | 12 | Верно | |||
9 | Стюарт — Форд | 22 | Верно | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 14 † | Верно | Верно | Верно | 6 |
23 | Верно | DNS | 10 † | Верно | 7 | 13 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | 9 | |||
10 | Тиррелл - Форд | 18 | Верно | 15 | Верно | 10 | 8 | 11 | Верно | Верно | Верно | 10 | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | 13 | 16 | 2 |
19 | Верно | 13 | 8 | 9 | 5 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | 11 | Верно | Верно | 10 | Верно | 12 | |||
— | Минарди - Харт | 20 | Верно | 18 | Верно | 11 | 10 | Верно | Верно | 11 | Верно | Верно | 10 | 14 † | Верно | 11 | Верно | Верно | 17 | 0 |
21 | 9 | 12 | 9 | Верно | Верно | 15 | Верно | Верно | 10 | Верно | 12 | Верно | 14 | БЫВШИЙ | Верно | Верно | 15 | |||
— | Лола - Форд | 24 | DNQ | 0 | ||||||||||||||||
25 | DNQ | |||||||||||||||||||
Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | МОЙ | ESP | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | АВТОМОБИЛЬ | ЛЮКС | Япония | евро | Очки |
Источник: [20] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
- Конструкторы, не набравшие очков, не были классифицированы FIA как чемпионы. [20]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гран -при Европы не было в исходном календаре Формулы-1 1997 года , но он был добавлен в календарь 26 октября в качестве замены Гран-при Португалии .
- ↑ Михаэль Шумахер был исключен из результатов чемпионата пилотов из-за опасного вождения на Гран-при Европы , где считалось, что он стал причиной столкновения с Жаком Вильнёвом, которого можно было избежать . Исключение не повлияло на результаты Кубка конструкторов. Шумахер сохранил свои очки и победы в гонках, достигнутые в сезоне 1997 года. Он остается единственным гонщиком, дисквалифицированным с чемпионата пилотов Формулы-1. [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «BBC News – Европа – Шумахер теряет корону, занявшую второе место в чемпионате» . news.bbc.co.uk. Проверено 5 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Доменжоз, Люк (1997). Ежегодник Формулы 1 - 1997–98 (8-е изд.). Паррагон . стр. 18–40. ISBN 0-7525-2386-4 – через Интернет-архив.
- ^ «Модели 1997 года» . СтатистикаF1 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Генри, Алан, изд. (10 января 1998 г.). Автокурс 1997–1998 гг . Издательство Хэзлтон. стр. 106–107, 114. ISBN. 1-874557-47-0 – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б «Информация о предварительной трассе чемпионата мира Формулы-1 1997 года и времени начала гонки» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 19 февраля 1997 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2005 г. . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 на 1997 год» . Статистика автоспорта . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «1997» . ШиканаF1 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Результаты Гран-при: Гран-при Австрии, 1997» . Grandprix.com . Внутри Ф1. 21 сентября 1997 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2016 г.
- ^ «Поправка к календарю чемпионата мира Формулы-1 FIA 1997 года» (PDF) . ФИА.com . Международная автомобильная федерация . 15 мая 1997 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2005 г. Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 1997 года» . Grandprix.com . Внутри Ф1. 9 декабря 1996 г. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г.
- ^ Алан Минард (8 мая 1996 г.). «Изменения в технических регламентах 1996-1998 годов» . Motorsport.com . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Основные изменения сезона 1997 года» . Motorsport.com. 8 мая 1996 года . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Спортивный регламент чемпионата мира Формулы-1 1997 года» . Jomenvisst.de . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Стивен де Гроотт (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1990-1999» . F1Технический . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . АтласF1 . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Результаты Формулы-1 1997» . Статистика автоспорта . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Дипраам, Маттейс; Фишер, Алан (4 июня 2023 г.). «Общее количество очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта FIA – 11 ноября 1997 г., www3.fia.com, архивировано на web.archive.org» . Архивировано из оригинала 15 февраля 1998 года . Проверено 12 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1997 года – Пилоты получены с сайта www.fia.com через web.archive.org 12 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Чемпионат мира Формулы-1 FIA 1997 года – конструкторы Получено с сайта www.fia.com через web.archive.org 30 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Formula1.com - официальный зачет гонщиков 1997 года (в архиве)
- Formula1.com - официальный турнирный турнир команды 1997 года (в архиве)
- Спортивный регламент чемпионата мира FIA Формулы-1 1997 года, www.fia.com, архив на web.archive.org.
- Технический регламент чемпионата мира FIA Формулы-1 1997 года, www.fia.com, архив на web.archive.org.