Jump to content

Гран-при Европы 1997 года.

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Гран-при Европы 1997 года.
Гонка 17 из 17 на чемпионате мира Формулы-1 1997 года.
Предыдущая гонка Следующая гонка
Подробности гонки [1] [2]
Дата 26 октября 1997 г.
Официальное название XLII Гран-при Европы.
Расположение Постоянная трасса Хереса , Херес , Испания
Курс Постоянный гоночный комплекс
Продолжительность курса 4,428 км (2,748 миль)
Расстояние 69 кругов, 305,532 км (189,612 миль)
Погода Солнечно, температура достигает 25 °C (77 °F). [3]
Поул-позиция
Водитель Уильямс Рено
Время 1:21.072
Самый быстрый круг
Водитель Германия Хайнц-Харальд Френтцен Уильямс Рено
Время 1:23,135 на 30-м круге (рекорд круга)
Подиум
Первый Макларен - Мерседес
Второй Макларен - Мерседес
Третий Уильямс Рено
Лидеры круга

( Гран-при Европы 1997 года ранее XLII Гран-при Европы ) — автогонка Формулы-1 , состоявшаяся 26 октября 1997 года на трассе Circuito Permanente de Jerez в Испании. Первоначально запланированный как Гран-при Португалии на трассе Эшторил , он был перенесен, когда у руководства Эшторила возникли финансовые трудности. Это была 17-я и последняя гонка чемпионата мира Формулы-1 1997 года . Гонку из 69 кругов выиграл Мика Хаккинен на McLaren , что стало его первой победой в гонках Формулы-1. Его товарищ по команде Дэвид Култхард финишировал вторым, а Williams гонщик Жак Вильнев занял третье место, чего ему хватило для победы на чемпионате мира .

Михаэль Шумахер , выступавший за Ferrari , лидировал в чемпионате на одно очко, опередив Вильнева, вышедшего в гонку. Во время гонки Вильнев и Шумахер столкнулись, борясь за лидерство, и полученное повреждение машины Шумахера вынудило его сойти с дистанции. Вину за инцидент позже возложила на Шумахера руководящий орган спорта, FIA , и он был лишен второго места в чемпионате. Тактика Шумахера подверглась широкой критике со стороны средств массовой информации, в том числе публикаций, базирующихся в его родной стране, Германии, и в родной стране Феррари, Италии.

После гонки Уильямс и Макларен были обвинены в сговоре с целью определения порядка финиша. Вильнев заявил, что «лучше было пропустить их и выиграть чемпионат мира». FIA установила, что доказательств в поддержку утверждений нет, и отклонила обвинения. На сегодняшний день это последний Гран-при чемпионата мира, который пройдет в Хересе, и последний финал сезона, который пройдет на европейском континенте. Победа Хаккинена стала первой победой финского гонщика в чемпионате мира Формулы-1 за 12 лет с тех пор, как Кеке Росберг выиграл Гран-при Австралии 1985 года .

Первое и второе места Хаккинена и Култхарда обеспечили команде McLaren свой первый результат со счетом один-два после Гран-при Японии 1991 года . Это была последняя гонка для Герхарда Бергера , одержавшего 10 побед и выступавшего в Формуле-1 с 1984 года, и Укё Катаямы . Это также был последний Гран-при до Гран-при Австралии 2009 года , где использовались слики, поскольку шины с рифлением будут использоваться в этом виде спорта с начала сезона 1998 года до конца сезона 2008 года . Эта гонка также была единственным разом в сезоне 1997 года, когда Вильнев поднялся на подиум, не став победителем гонки, все остальные семь из восьми подиумов, достигнутых Вильневом в этом сезоне, были победами.

Гран-при Европы 1997 года — заключительный этап чемпионата мира Формулы-1 1997 года протяженностью 4,428 км (2,751 мили) , проходивший на трассе Херес 26 октября 1997 года. [1] Первоначально запланированный как Гран-при Португалии на трассе Эшторил , гонка была перенесена на трассу Херес, когда у руководства Эшторила возникли финансовые трудности. [4] Гонка была добавлена ​​в расписание после Японии, поскольку поставщики двигателей Renault не хотели, чтобы их последняя гонка Формулы-1 проходила в Японии. [5]

Накануне финальной гонки сезона два гонщика все еще боролись за звание чемпиона мира среди водителей , несмотря на то, что Ferrari гонщик Михаэль Шумахер управлял автомобилем худшего качества, возможно, даже не вторым по скорости автомобилем на стартовой решетке. [6] Шумахер лидировал с 78 очками; Пилот Williams Жак Вильнев стал вторым с 77 очками, отстав от Шумахера на одно очко. [7] После Шумахера и Вильнева в чемпионате пилотов Хайнц-Харальд Френтцен был третьим с 41 очком в другом Williams, а Жан Алези и Дэвид Култхард - с 36 и 30 очками соответственно. Вильнев выиграл на две гонки больше, чем Шумахер, в течение сезона, а это означает, что в случае равенства очков правила гласили, что Вильнев станет чемпионом мира. [8]

Вильнев должен был закончить гонку с набранными очками (очки начислялись гонщикам, занявшим шестое место или выше) и опередить Шумахера, чтобы стать чемпионом мира среди водителей. Шумахер стал бы чемпионом мира, если бы финишировал впереди Вильнева или если Вильнев не смог бы набрать ни одного очка, финишировав ниже шестого или не завершив гонку. [9] В Кубке конструкторов Уильямс лидировал со 118 очками, а Феррари была второй со 100 очками. Таким образом, Уильямс завоевал титул конструкторов перед гонкой, как будто даже если Феррари финишировала первой и второй в гонке, тем самым набрав 16 очков, и оба Машины Williams не смогли набрать ни одного очка, они не смогли победить Williams. [7]

После Гран-при Японии 12 октября команды провели тестовые сессии в различных местах по всему миру. Williams, Benetton, Sauber , Jordan и McLaren провели тестовые сессии на трассе Сильверстоун . Williams, Sauber и Jordan тестировали автомобили выпуска 1998 года в рамках подготовки к сезону 1998 года . Эрроуз провел испытания на трассе Невер Маньи-Кур , разрабатывая шины для влажной погоды совместно с поставщиком шин Bridgestone, при этом трасса была затоплена для имитации влажных погодных условий. Прост проводил тесты на трассе Каталонии и тестировал шины Bridgestone, а также тестировал их автомобиль 1998 года выпуска. Феррари осталась на трассе Сузука, тестируя электронный дифференциал, который использовал гонщик Эдди Ирвин на предыдущей гонке. [10]

Практика и квалификация

[ редактировать ]

Перед воскресной гонкой было проведено четыре тренировки: две в пятницу с 11:00 до 12:00 и с 13:00 до 14:00 по центральноевропейскому летнему времени ( UTC +2), а также две в субботу утром с 09:00 до 09:45. и с 10:15 до 11:00 по центральноевропейскому летнему времени. [11] В первых двух тренировках гонщик «Проста» Оливье Панис установил лучшее время, проехав круг за 1 минуту и ​​22,735 секунды, что на одну десятую секунды быстрее, чем гонщик «Эрроуз» Дэймон Хилл . Вильнев и Рубенс Баррикелло были третьим и четвертым. Мика Хаккинен и Култхард показали пятое и восьмое время для McLaren соответственно; их разделили Френтцен и Алези. Михаэль Шумахер и Ральф Шумахер замыкают первую десятку. [12] В последних двух тренировках Култхард показал лучший круг со временем 1:20,738; Хаккинен финишировал вторым по скорости. Пилоты Williams были быстрее: Вильнев был третьим, а Френтцен - шестым. Панис опустился на четвертое место, опередив Герхарда Бергера , их лучшие результаты различаются на одну десятую секунды. Они опередили пилота Стюарта Яна Магнуссена , Синдзи Накано из Проста, Хилла и Алези. [12]

Квалификационная сессия проводилась в субботу днем ​​и длилась один час с 13:00 до 14:00 по центральноевропейскому летнему времени. Каждому гонщику было разрешено проехать до двенадцати кругов на время, причем для определения его позиции на стартовой решетке использовался самый быстрый круг. Автомобили хронометрировались с использованием системы хронометража TAG Heuer , которая измерялась с точностью до одной тысячной секунды. [13] В конце сессии три самых быстрых гонщика показали одинаковое время круга, это произошло впервые в истории чемпионата мира. [12] Жак Вильнев первым установил время 1:21.072, через четырнадцать минут после часовой сессии. Еще четырнадцать минут спустя Михаэль Шумахер показал такое же время. За девять минут до конца сессии Хайнц-Харальд Френтцен пересек финишную черту, снова со временем 1:21.072. Согласно правилам, в случае, если гонщики установили одинаковое время в квалификации, учитывается порядок, в котором были установлены результаты, при этом приоритет отдается тому гонщику, который первым установил время. Вильнев занял поул-позицию на стартовой решетке гонки, Шумахер стал вторым, а Френтцен - третьим. Четвертое место в таблице досталось действующему чемпиону мира Хиллу на его «Эрроуз» со временем 1:21.130, отставая от времени тройки лидеров на 0,058 секунды. Хилл был на пути к поул-позиции, но к концу круга ему пришлось сбавить скорость из-за желтых флагов из-за инцидента с Укё Катаямы Minardi . [14] Поул-позиция Вильнева стала последней для канадского гонщика в Формуле-1 до Лэнса Стролла на Гран-при Турции 2020 года . [15]

Квалификационная классификация

[ редактировать ]
Поз. Нет. Водитель Конструктор Время Зазор
1 3 Канада Жак Вильнев Уильямс Рено 1:21.072
2 5 Германия Михаэль Шумахер Феррари 1:21.072 +0.000
3 4 Германия Хайнц-Харальд Френтцен Уильямс Рено 1:21.072 +0.000
4 1 Великобритания Дэймон Хилл Стрелки - Ямаха 1:21.130 +0.058
5 9 Финляндия Мика Хаккинен Макларен - Мерседес 1:21.369 +0.297
6 10 Великобритания Дэвид Култхард Макларен - Мерседес 1:21.476 +0.404
7 6 Великобритания Эдди Ирвин Феррари 1:21.610 +0.538
8 8 Австрия Герхард Бергер Бенеттон - Рено 1:21.656 +0.584
9 14 Франция Оливье Панис Приветствую - Муген Хонда 1:21.735 +0.663
10 7 Франция Жан Алесси Бенеттон - Рено 1:22.011 +0.939
11 23 Дания Ян Магнуссен Стюарт Форд 1:22.167 +1.095
12 22 Бразилия Рубенс Баррикелло Стюарт Форд 1:22.222 +1.150
13 2 Бразилия Педро Диниз Стрелки - Ямаха 1:22.234 +1.162
14 16 Великобритания Джонни Герберт Заубер - Петронас 1:22.263 +1.191
15 15 Япония Синдзи Накано Приветствую - Муген Хонда 1:22.351 +1.279
16 11 Германия Ральф Шумахер Иордания - Пежо 1:22.740 +1.668
17 12 Италия Джанкарло Физикелла Иордания - Пежо 1:22.804 +1.732
18 17 Аргентина Норберто Фонтана Заубер - Петронас 1:23.281 +2.209
19 20 Япония Укё Катаяма Минарди - Харт 1:23.409 +2.337
20 21 Бразилия Тарсо Маркес Минарди - Харт 1:23.854 +2.782
21 19 Финляндия Мика Сало Тиррелл - Форд 1:24.222 +3.150
22 18 Нидерланды Йос Ферстаппен Тиррелл - Форд 1:24.301 +3.229
107% времени : 1:26.747
Источник: [16]

Разогревать

[ редактировать ]

В воскресенье утром прошла получасовая разминка, в ходе которой команды должны были подготовить свои машины к гонке позднее в тот же день. Большинство команд, похоже, использовали шины из мягкого состава, за исключением Джордана, который использовал более твердый состав. Хаккинен показал лучшее время круга со временем 1:23.016, опередив Бергера на втором месте и Паниса на третьем. Десятку лучших замыкают Култхард, Вильнев, Герберт, Михаэль Шумахер, Френтцен, Накано и Хилл. [17] Никаких происшествий во время сессии не произошло. [12]

Гонка прошла во второй половине дня, начиная с 14:00 CET (UTC+1), в сухую и солнечную погоду. Вильнев начал гонку с поула, а Шумахер занял второе место. Всего за несколько мгновений до начала гонки из Williams Вильнева вышла синяя жидкость; однако это не повлияло на его машину во время гонки. Уход Шумахера на старте был лучше, чем у Вильнева, и к моменту, когда они дошли до первого поворота, он вырвался вперед. Шумахер лидировал на 40 из первых 47 кругов гонки. [18] Френтцен также стартовал лучше, чем Вильнев, и обогнал его и занял вторую позицию. По приказу команды Williams Френтцен пропустил своего товарища по команде Вильнева на восьмом круге. [19] На 12-м круге Педро Диница гонка завершилась досрочно, когда он развернулся и заглох . [20] Шумахер сделал свой первый пит-стоп на 22-м круге, а Вильнев сделал свою первую остановку на следующем круге. Оба сохранили свои позиции. Во время первого круга пит-стопов «Макларены» поменялись местами: Култхард опередил Хаккинена, а Френтцен опустился на пятую позицию позади них обоих. [19] Порядок лидеров после второго круга пит-стопов на 43-м и 44-м круге остался прежним, но Вильнев стал ближе к Шумахеру. [19]

Вильнев вышел на 48-й круг менее чем на секунду позади Шумахера. В середине круга он попытался обогнать Шумахера на крутом правом повороте Dry Sac. [21] Затормозив позже Шумахера, Вильнев удерживал внутреннюю линию и был впереди на трассе, когда Шумахер развернулся на него, что привело к столкновению с его передним правым колесом и левым боковым поручнем Вильнева. [21] [22] Репортер ITV по пит-лейну Джеймс Аллен заявил, что на бортовых кадрах видно, как Шумахер поворачивает руль влево, прежде чем повернуть направо на Вильнева. [23] [24] Мартин Брандл , находившийся в комментаторской комнате рядом с Мюрреем Уокером , сразу же заметил, что ход Шумахера был преднамеренным, сказав: «Я не думаю... Это не сработало. Это не сработало, Михаэль. Ты попал не в ту часть». с его стороны, мой друг, я не думаю, что это вызовет у Вильнева проблемы». [25] Правое переднее колесо Ferrari Шумахера ударилось о левый радиатор Williams Вильнева - в отличие от столкновения с Хиллом на Гран-при Австралии 1994 года , когда Шумахер повредил подвеску Хилла - и заставило Шумахера сойти с дистанции. Вильнев описал инцидент после гонки. Он сказал: «Машина чувствовала себя очень странно. Удар был очень сильным. Это было немаловажно». [14] Он продолжил, но из-за повреждения креплений аккумулятора его машины он был медленнее, чем машины позади него. [26]

На момент инцидента до гонки оставалось 22 круга. Более медленный темп машины Вильнева означал, что на последнем круге его догнали оба McLarens, причем Хаккинен вернул себе второе место после Култхарда по приказу команды . После гонки Вильнев заявил: «Я тогда не дрался. Лучше было пропустить их и выиграть чемпионат мира. Это хороший обмен». [14] Бергер, занявший четвертое место (который, как выяснилось, стал его последним Гран-при), также догонял Вильнева, но не смог пройти, прежде чем пересечь финишную черту. Итоговая разница между Вильневом и Бергером составила 0,116 секунды. [20] Позже Вильнев сказал, что если бы он понял, что за ним стоит Бергер, он бы пропустил его, чтобы Бергер финишировал на подиуме в своей последней гонке. [27] Третье место означало, что Вильнев финишировал впереди Шумахера в чемпионате пилотов на три очка и стал чемпионом мира. Победа Хаккинена стала первой в его карьере. [18] Это также означало, что сезон закончился тем, что Вильнев и Шумахер так и не разделили подиум. [28]

Классификация рас

[ редактировать ]
Поз. Нет. Водитель Конструктор их Круги Время/Пенсионер Сетка Очки
1 9 Финляндия Мика Хаккинен Макларен - Мерседес Г 69 1:38:57.771 5 10
2 10 Великобритания Дэвид Култхард Макларен - Мерседес Г 69 +1.654 6 6
3 3 Канада Жак Вильнев Уильямс Рено Г 69 +1.803 1 4
4 8 Австрия Герхард Бергер Бенеттон - Рено Г 69 +1.919 8 3
5 6 Великобритания Эдди Ирвин Феррари Г 69 +3.789 7 2
6 4 Германия Хайнц-Харальд Френтцен Уильямс Рено Г 69 +4.537 3 1
7 14 Франция Оливье Панис Приветствую - Муген Хонда Б 69 +1:07.145 9  
8 16 Великобритания Джонни Герберт Заубер - Петронас Г 69 +1:12.961 14  
9 23 Дания Ян Магнуссен Стюарт Форд Б 69 +1:17.487 11  
10 15 Япония Синдзи Накано Приветствую - Муген Хонда Б 69 +1:18.215 15  
11 12 Италия Джанкарло Физикелла Иордания - Пежо Г 68 +1 круг 17  
12 19 Финляндия Мика Сало Тиррелл - Форд Г 68 +1 круг 21  
13 7 Франция Жан Алесси Бенеттон - Рено Г 68 +1 круг 10  
14 17 Аргентина Норберто Фонтана Заубер - Петронас Г 68 +1 круг 18  
15 21 Бразилия Тарсо Маркес Минарди - Харт Б 68 +1 круг 20  
16 18 Нидерланды Йос Ферстаппен Тиррелл - Форд Г 68 +1 круг 22  
17 20 Япония Укё Катаяма Минарди - Харт Б 68 +1 круг 19  
Верно 5 Германия Михаэль Шумахер Феррари Г 47 Столкновение 2  
Верно 1 Великобритания Дэймон Хилл Стрелки - Ямаха Б 47 Коробка передач 4  
Верно 11 Германия Ральф Шумахер Иордания - Пежо Г 44 Утечка воды 16  
Верно 22 Бразилия Рубенс Баррикелло Стюарт Форд Б 30 Коробка передач 12  
Верно 2 Бразилия Педро Диниз Стрелки - Ямаха Б 11 Выделен 13  
Источник: [29] [30]

После гонки

[ редактировать ]

Столкновение Шумахера и Вильнева

[ редактировать ]
Поворот Сухого Сак стал местом столкновения Жака Вильнева и Михаэля Шумахера на 48-м круге.

В конце концов, Майкл напал на Жака и попытался его сбить. Это была ошибка Майкла, он не должен был этого делать. Интересно, что когда он вернулся в боксы, у него было совершенно иное мысленное представление о случившемся. Только когда он увидел телевизор, он понял, что произошло на самом деле. Он вернулся в боксы и сказал нам: «Мы должны дисквалифицировать Вильнева», а я сказал: «Майкл, вам действительно нужно посмотреть телевизор, потому что, боюсь, на самом деле это выглядит не так». Он посмотрел, замолчал и понял, что все было не совсем так, как он думал из кабины.

Росс Браун [6]

Перед гонкой в ​​Хересе Макс Мосли , тогдашний президент FIA, пообещал наложить штрафы на всех, кто попытается повлиять на исход чемпионата. [14] До Хереса Вильнев и Шумахер почти никогда не сражались непосредственно на трассе. [28] Стюарды гонки просмотрели видеозапись столкновения Вильнева и Шумахера и определили, что это был «гоночный инцидент», и не предприняли никаких дальнейших действий против Шумахера. [21]

Впоследствии Шумахер был вызван на дисциплинарное слушание в FIA. 11 ноября 1997 года было объявлено, что Шумахер будет беспрецедентно дисквалифицирован с чемпионата мира 1997 года. [31] Это означало, что он уступил свое второе место в общем зачете Френтцену, но сохранит свои победы в гонках и другие результаты и не будет оштрафован или подвергнут каким-либо дальнейшим наказаниям в следующем сезоне, а Феррари останется вторым в чемпионате. Шумахер принял решение и признал свою ошибку. Макс Мосли заявил, что комиссия «пришла к выводу, что, хотя действия были преднамеренными, они не были преднамеренными». [32] Шумахеру также было приказано принять участие в кампании по безопасности дорожного движения в сезоне 1998 года. [33]

Феррари избежал наказания, несмотря на статью 123 Международного спортивного кодекса ФИА, в которой говорится, что «участник несет ответственность за все действия или бездействие со стороны водителя», что означает, что в соответствии с этим правилом, которое никогда не применялось в случае дорожно-транспортного происшествия, Феррари за неспособность контролировать своего пилота мог быть наказан исключением из турнирной таблицы чемпионата. Отвечая на вопрос по этому поводу, Мосли сказал, что Всемирный совет решил не ссылаться на статью 123. Еще один вопрос, который Всемирный совет не рассмотрел, заключался в том, будут ли какие-либо публичные санкции против стюардов в Хересе, которые первоначально уволили Шумахера? Столкновение Вильнева. Утверждалось, что это было нарушением своих обязанностей. [34]

В то время, как вспоминал бывший технический директор Ferrari Росс Браун , Шумахер чувствовал, что это была ошибка Вильнёва и что с ним поступили несправедливо, но, выйдя из машины, увидев отснятый материал, когда адреналин испарился, он понял, что он сделал ошибку. [6] Другая версия столкновения заключается в том, что Вильнев слишком быстро вошел в поворот. Если бы Шумахер не повернул в него, он бы промахнулся и, возможно, оказался бы в гравии. [23] [35] В последующие годы сам Вильнев признал, что он «никогда бы не сделал этот поворот без толчка [Шумахера]», а Шумахер заявил в 2009 году, что, если бы он мог начать свою карьеру заново, он «сделал бы некоторые вещи по-другому», цитируя Херес 1997 г. как то, что он бы изменил в своей карьере. [36] [37] [38]

Реакция СМИ

[ редактировать ]

Немецкие газеты были среди многих со всей Европы, критиковавших Шумахера. Bild обвинил Шумахера, заявив, что «он играл по-крупному и потерял все – чемпионат мира и свою репутацию честного игрока. Нет никаких сомнений в том, что он хотел победить Вильнева». [39] Газета Frankfurter Allgemeine назвала его «камикадзе без чести» и упомянула о «памятнике, [который] начинает трескаться, потому что фундамент неисправен». [39] Немецкий телеканал опросил 63 081 болельщика и обнаружил, что 28% больше не чувствуют, что могут поддерживать Шумахера. [39]

В Италии Шумахера широко осуждали. Ежедневная газета l'Unità посчитала, что Шумахер заслуживает увольнения за то, что он опозорил итальянский спорт, и заявила, что «Шумахеру следует предстать перед испанским судом за совершенный им тяжкий поступок». [39] La Repubblica заявила, что «видеть, как титул чемпиона мира исчезает после 18 лет ожидания, достаточно грустно. Но видеть, как он исчезает с переходом Михаэля Шумахера, к сожалению, гораздо хуже. Это позорно». [39] Gazzetta dello Sport заявила, что предпочла бы дождаться, пока Ferrari выиграет титул при обстоятельствах, которые не сделают его «титулом, который нужно скрывать». [39] Несмотря на то, что он принадлежал семье Аньелли , которая также контролировала Ferrari, Ла Стампа заявил: «Его имидж чемпиона был разрушен». [39]

В Англии маневр Шумахера против Дэймона Хилла на Гран-при Австралии 1994 года использовался в качестве сравнения во многих сообщениях СМИ. The Times писала, что Шумахер «пожертвовал своей репутацией, поступив с таким цинизмом, что это лишило его права на какое-либо сочувствие». [39] BBC и указала на «историю участия Шумахера в спорных столкновениях», заявив, что у немецкого гонщика «неоднозначный послужной список», и назвала Гран-при Макао 1990 года Нюрбургринг 1991 года на дистанции 430 километров другими примерами предыдущих разногласий с Шумахером. [40] Общественная телекомпания также заявила, что это дело «оставило гламурный имидж Формулы-1 в плохом свете». [41] The Independent отметила, что «многие наблюдатели по-прежнему убеждены, что Шумахеру и Феррари, главным достопримечательностям шоу Формулы-1, были предоставлены преференции». [42] В 2006 году, через девять лет после инцидента, The Guardian привела его в качестве примера «безжалостности» Шумахера. [43]

В австралийской телетрансляции гонки бывший чемпион мира Алан Джонс заявил, что «не было никаких сомнений в том, что Шумахер намеренно въехал в его сторону, чтобы сбить его с пути, а-ля Дэймон Хилл в Аделаиде», в то время как Комментатор Даррелл Истлейк сказал, что «это было не так, как следовало бы решить вопрос о чемпионате мира, и зрители во всем мире были бы разочарованы таким поступком», и что его «авторитет немного падает». [44] Во вторник после Хереса Ferrari провела пресс-конференцию, в ходе которой Шумахер признал, что допустил ошибку, но сказал, что это было ошибочное суждение, а не преднамеренная попытка уничтожить Вильнева. Он сказал: «Я такой же человек, как и все остальные, и, к сожалению, я совершил ошибку. Я совершаю не так много ошибок, но в этот раз я сделал это». [39]

Трасса Хереса

[ редактировать ]

12 декабря 1997 года Всемирный совет автоспорта постановил, что Педро Пачеко, тогдашний мэр Хереса , сорвал церемонию подиума. Первоначально было принято решение, что дальнейшие гонки Формулы-1 на трассе проводиться не будут. Когда Пачеко предстал перед Всемирным советом автоспорта, это решение было отменено. [45] По состоянию на 2023 год Эта гонка была последним разом, когда Херес принимал Гран-при Формулы-1, хотя до 2015 года здесь проводилось множество предсезонных тестовых дней. Люди, выбранные для вручения трофеев, зависели от порядка гонок, а председатель Daimler-Benz Юрген Шремпп готов сделать презентацию только водителю McLaren-Mercedes. Поскольку «Макларены» Хаккинена и Култхарда на последнем круге обогнали «Уильямс» Вильнева, это означало бы, что он мог вручить либо трофей за первое или второе место, либо победный кубок конструктора. Из-за поздней смены позиций возникла некоторая путаница, и пока мэр и президент региона вручали трофеи, Шремпп ничего не предпринял. Президент FIA Макс Мосли позже объявил: «Срыв вызвал смущение и неудобства для тех, кто вручал трофеи, и поэтому дальнейшие этапы чемпионата мира FIA Формулы-1 на трассе Хереса проводиться не будут». [46]

Обвинения в сговоре

[ редактировать ]

Мюррей Уокер : Ящик шампанского от Ferrari до Sauber для Норберто Фонтаны. Потому что аргентинский новичок, вышедший из Формулы 3, очень-очень помог Михаэлю Шумахеру на пути туда.
Мартин Брандл : Какие двигатели у них в этом «Заубере», Мюррей? Разве это не Феррари?
Мюррей Уокер : Да, это так. Мартин, ты циничный парень.

- ITV F1 Комментарий [47]

8 ноября газета The Times опубликовала статью, в которой обвинила Уильямса и Макларена в сговоре с целью определить порядок финиширования в конце Гран-при. [48] Утверждения статьи были основаны на записях радиопереговоров обеих команд. [49] Всемирный совет FIA отклонил эти претензии, когда дело было передано им на рассмотрение. Президент FIA Макс Мосли заявил: «Совершенно очевидно, что результат гонки не был зафиксирован. Между McLaren и Williams не было никакой договоренности о том, что Мика Хаккинен собирается победить. Они смогли очень четко продемонстрировать, что это не так. " [50]

В 2006 году Норберто Фонтана заявил в интервью аргентинской газете Olé , что за несколько часов до Гран-при директор команды Ferrari Жан Тодт посетил автодом Sauber и сообщил швейцарской команде, которая в то время использовала двигатели Ferrari, что Saubers должны заблокировать Вильнева, если бы они были в состоянии сделать это, чтобы помочь Михаэлю Шумахеру выиграть чемпионат мира. [51] Петер Заубер , в то время владелец и менеджер команды Sauber, опроверг эти обвинения и заявил: «Феррари никогда не выражала желания, чтобы мы препятствовали сопернику Шумахера на трассе». [47]

В 2014 году Дэвид Култхард дал интервью Чарльзу Брэдли журналу Autosport , в котором заявил, что соглашение между McLaren и Williams уже существует. Он сказал: «Рон [Деннис] заключил сделку с Фрэнком [Уильямсом], о которой никто из нас ничего не знал, что, если мы поможем Williams в их стремлении победить Ferrari, они не помешают помочь McLaren. Рон вероятно, до сих пор отрицал бы это. Вот что произошло, тогда они попросили меня переехать». [52] В марте 2021 года во время эпизода The Race « ретроспективного подкаста Bring Back V10s» , вспоминающего эту гонку, соучредитель команды Williams Патрик Хед заявил, что Фрэнк Уильямс и Рон Деннис заключили сделку, позволяющую McLarens победить, если Вильнев был в состоянии выиграть чемпионат пилотов во время гонки. Хед также заявил в том же подкасте, что не согласен с этим решением и не был проинформирован об этом плане до середины гонки. В том же подкасте Джонатан Уильямс, сын Фрэнка, рассказал, что узнал о соглашении McLaren/Williams на девятом круге гонки. [53]

Наследие

[ редактировать ]

Эта гонка считается знаковой гонкой, решающей титул: веб-сайт автоспорта The Race оценивает Гран-при Европы 1997 года как величайший решающий титул в Формуле-1 эпохи V10 (с 1989 по 2005 год ). [54] Этот финал также считается самым драматичным и противоречивым финалом сезона в этом виде спорта. [55] это второй раз за четыре сезона, когда авария на финальной гонке решила титул чемпиона мира. [28]

Положение чемпионата после гонки

[ редактировать ]
  • Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций. Результаты чемпионата пилотов точны на момент окончательного объявления результатов гонки. Михаэль Шумахер впоследствии был дисквалифицирован с чемпионата, хотя его очки и результаты остаются рекордными.
  • Жирный текст обозначает чемпионов мира.
  1. ^ Перейти обратно: а б «Гран-при Европы 1997 года» . ChicaneF1.com . Архивировано из оригинала 27 августа 2012 года . Проверено 19 января 2021 г.
  2. ^ «Результаты Гран-при Европы 1997 года» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 1 июня 2017 года . Проверено 19 января 2021 г.
  3. ^ «Информация о погоде в Хересе, Испания» . Погода под землей. Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  4. ^ «Португалия выключена!» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 28 июля 1997 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2018 года . Проверено 22 июня 2011 г.
  5. ^ «Формула-1 – Дорога в Херес» . Новости Би-би-си . 25 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2003 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Уильямс-Смит, Джейк (26 октября 2020 г.). «Момент безумия Михаэля Шумахера в Хересе 1997» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 8 февраля 2024 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Чемпионат мира Формулы-1 1997 года | База данных автоспорта» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 9 февраля 2024 г.
  8. ^ «Gale Force 97 — Гран-при Европы» . Гейл Форс F1 . Архивировано из оригинала 20 октября 2006 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  9. ^ «Шумахер и Вильнев мчатся к финальному проводу» . Кингстонский виг-стандарт . 25 октября 1997 г. с. 30. ПроКвест   353061826 . Проверено 3 июня 2021 г. - через ProQuest.
  10. ^ «Последние крупные испытания сезона» . GrandPrix.com . 20 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2014 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  11. ^ Доменжоз, Люк (1997). Ежегодник Формулы 1 - 1997–98 (8-е изд.). Паррагон . п. 220. ИСБН  0-7525-2386-4 – через Интернет-архив. 119. Бесплатные тренировки будут проходить:
    а) за два дня (Монако: три дня) до гонки с 11.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00.
    б) накануне соревнований с 09.00 до 09.45 и с 10.15 до 11.00... .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Генри, Алан, изд. (10 января 1998 г.). Автокурс 1997–1998 гг . Издательство Хэзлтон. стр. 239, 243. ISBN.  1-874557-47-0 – через Интернет-архив .
  13. ^ «Искусство времени» . Атлас Ф1 . 10 февраля 1999 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2011 года . Проверено 11 ноября 2012 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д «Результаты Гран-при: Гран-при Европы, 1997» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 8 ноября 2006 года . Проверено 29 октября 2006 г.
  15. ^ Гупта, Сахил (14 ноября 2020 г.). «Формула-1: покори поул на Гран-при Турции, став первым канадцем после Вильнёва, получившим первое место» . Автомобиль и велосипед . Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 года . Проверено 15 ноября 2020 г.
  16. ^ «Европа 1997 – Квалификация • СТАТС Ф1» . www.statsf1.com . Архивировано из оригинала 15 октября 2018 года . Проверено 15 октября 2018 г.
  17. ^ «Утренняя разминка» . Международная автомобильная федерация. 26 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 15 февраля 1998 года . Проверено 19 января 2021 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Сиано, Джозеф (27 октября 1997 г.). «Автогонки – вчера – Гран-при Европы – Вильнев завоевал титул чемпиона Формулы-1» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 4 апреля 2010 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с «Воскресная гонка: факты и происшествия» . Международная автомобильная федерация. 26 октября 1997 года. Архивировано из оригинала 15 февраля 1998 года . Проверено 19 января 2021 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Гэлвин, Макс (29 октября 1997 г.). «Обзор Гран-при Европы» . АтласF1 . Том. 3, нет. 18 . Проверено 3 июня 2021 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Робак, Найджел (3 ноября 1997 г.). «Среди элиты» . Автонеделя . Том. 47, нет. 44. с. 52 . Проверено 20 января 2021 г. - через EBSCO.
  22. ^ Хинтон, Эд (3 ноября 1997 г.). «Вильнев выигрывает титул F/1 – слишком быстро в Атланте? – Конец Эммо» . Иллюстрированный спорт . Проверено 20 января 2021 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Джеймс (2000). Михаэль Шумахер: Доведен до крайности . Бантамские книги. п. 26. ISBN  978-0-553-81214-5 – через Интернет-архив.
  24. ^ Хьюз, Марк; Тремейн, Дэвид (2003). Краткая энциклопедия Формулы-1 . Лондон, Англия: Паррагон. п. 195. ИСБН  1-40541-645-9 – через Интернет-архив.
  25. ^ «Мы транслируем Гран-при Европы 1997 года – вот почему вам стоит посмотреть» . Formula1.com . 7 апреля 2020 г. Проверено 19 января 2021 г.
  26. ^ Купер, Адам (26 октября 2017 г.). «Неизвестные последствия Хереса 1997 года» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 9 мая 2019 года . Проверено 9 мая 2019 г.
  27. ^ Вильнев, Жак (26 октября 2017 г.). «Как я обыграл Шумахера и завоевал титул в Хересе-97» . Формула1 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2020 года . Проверено 15 ноября 2021 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Робак, Найджел (7 июля 2014 г.). «F1 1997: та же старая история?» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 8 февраля 2024 г.
  29. ^ «Гран-при Европы 1997 года» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 24 декабря 2015 г.
  30. ^ «Гран-при Европы 1997 года – Результаты и история гонок – Архив GP» . Formula1.com . 26 октября 1997 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
  31. ^ Коллантайн, Кейт (26 октября 2017 г.). «Вильнев завоевал титул, а атака Шумахера выбила его из игры» . Фанаты гонок . Проверено 8 февраля 2024 г.
  32. ^ «Шумахер теряет корону, занявшую второе место в чемпионате» . Новости Би-би-си . 11 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2002 года . Проверено 28 октября 2006 г.
  33. ^ Томпсон, Джек (12 ноября 1997 г.). «Шумахер получил пощечину» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 29 мая 2014 года . Проверено 28 мая 2014 г.
  34. ^ «ФИА игнорирует собственные правила» . GrandPrix.com . Внутри Ф1. 17 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 29 октября 2006 г.
  35. ^ Доменжоз, Люк (2006). Михаэль Шумахер: Восстание гения (5-е изд.). Хроноспорт. п. 26. ISBN  978-2-84707-124-5 .
  36. ^ «Шумахер: Я бы поменял Херес-97, если бы мог…» Crash.net . 10 ноября 2009 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
  37. ^ «Шуми: Сожалею о 1997 году» . Евроспорт . 11 ноября 2009 года . Проверено 8 февраля 2024 г.
  38. ^ Саттил, Джош (12 декабря 2021 г.). «Внутренние истории о последнем скандале, связанном с решением титула в Формуле-1» . Гонка . Проверено 8 февраля 2024 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Потерянная честь Михаэля Шумахера» . GrandPrix.com . 3 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 года . Проверено 29 октября 2006 г.
  40. ^ «Шумахер теряет корону, занявшую второе место в чемпионате» . Новости Би-би-си . 11 ноября 1997 года . Проверено 21 января 2021 г.
  41. ^ «Шумахер и Формула-1 на суде» . Новости Би-би-си . 11 ноября 1997 года . Проверено 21 января 2021 г.
  42. ^ «Автогонки: Формула-1 подвергает Шумахера бессмысленному наказанию» . Независимый . 12 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 21 января 2021 г.
  43. ^ Орнштейн, Дэвид (23 октября 2006 г.). «Чего нам будет не хватать в Михаэле Шумахере» . Хранитель . Проверено 21 января 2021 г.
  44. ^ Джонс, Алан (комментатор), Истлейк, Даррелл (комментатор) (26 октября 1997 г.). Гран-при Европы Формулы-1 (Телепроизводство). Широкий мир спорта Nine. Событие происходит в 1:12:00–1:13:30.
  45. ^ О'Киф, Томас (6 февраля 2002 г.). «Международный апелляционный суд FIA: окончательный ответ?» . АтласF1 . 8 (6) . Проверено 3 июня 2021 г.
  46. ^ «Прощай, Херес!» . GrandPrix.com . Архивировано из оригинала 29 ноября 2005 года . Проверено 29 октября 2006 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б «Заубер противоречит Фонтане» . GrandPrix.com . 21 сентября 2006 года . Проверено 19 января 2021 г.
  48. ^ Кальвин, Майкл (8 ноября 1997 г.). «Записи указывают на фиксацию Гран-при» . Таймс . № 66042. с. 1 . Проверено 3 июня 2021 г. - из цифрового архива Times.
  49. ^ «Подтасовка гонок или манипулирование прессой?» . GrandPrix.com . 10 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
  50. ^ «Достойное решение» . GrandPrix.com . 17 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
  51. ^ «Правда выйдет наружу?» . grandprix.com. Архивировано из оригинала 30 октября 2006 года . Проверено 29 октября 2006 г.
  52. ^ Брэдли, Чарльз (13 марта 2014 г.). «Что отличает великое от хорошего?» (PDF) . Автоспорт . 215 (11): 46 . Проверено 19 января 2021 г.
  53. ^ Хороунжий, Валентин (4 марта 2021 г.). «Верните V10: Шумахер против Вильнюве - позор Хереса '97» . Гонка . Гоночные СМИ . Проверено 4 марта 2021 г.
  54. ^ Саттилл, Джош (7 сентября 2023 г.). «Верните V10:: Рейтинг лучших решителей титулов эпохи V10» . Гонка . Гоночные СМИ . Проверено 7 сентября 2023 г.
  55. ^ Купер, Адам (26 октября 2017 г.). «Нерассказанная история: Когда Шумахер встретил Вильнёва в баре после Хереса-97» . Motorsport.com . Проверено 8 февраля 2024 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б «Европа 1997 – Чемпионат» . Статистика Ф1 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2018 года . Проверено 15 марта 2019 г.


Предыдущая гонка:
Гран-при Японии 1997 года.
Чемпионат мира Формулы-1 FIA
сезон 1997 года
Следующая гонка:
Гран-при Австралии 1998 года.
Предыдущая гонка:
Гран-при Европы 1996 года.
Гран-при Европы Следующая гонка:
Гран-при Европы 1999 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 231d77a44a67e845956b196a0de705dc__1722493980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/dc/231d77a44a67e845956b196a0de705dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1997 European Grand Prix - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)