Оливье Панис
![]() Хлеб в июне 2009 г. | |
Рожденный | Уллен , Лион , Франция | 2 сентября 1966 г.
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1994 – 1999 , 2001 – 2004 |
Команды | Лижье , Прост , БАР , Тойота |
Записи | 158 (157 стартов) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 1 |
Подиумы | 5 |
Карьерные очки | 76 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Бразилии 1994 года. |
Первая победа | Гран-при Монако 1996 года. |
Последняя победа | Гран-при Монако 1996 года. |
Последняя запись | Гран-при Японии 2004 года. |
24 часа карьеры в Ле-Мане | |
Годы | 2008 – 2011 |
Команды | Команда Орека Матмут |
Лучшая отделка | 5-е ( 2009 г. ) |
Класс побеждает | 0 |
Оливье Жан Дени Мари Панис [1] ( Французское произношение: [ɔlivje panis] ; 2 сентября 1966 г.) — бывший французский автогонщик. Панис выступал в Формуле-1 на протяжении десяти сезонов, заработав свою первую и единственную победу на Гран-при Монако 1996 года за команду Лижье . Менеджером Паниса был Дидье Котон .
Он отец автогонщика Орельена Паниса . [2]
Карьера
[ редактировать ]![]() |
Панис родился в Уллене, Лион , как и многие гонщики Формулы-1, участвовал в гонках на картах в начале своей карьеры . Окончив картинг, Оливье несколько лет участвовал в ряде «юниорских» серий, прежде чем участвовать во французской Формуле-3 . Он выиграл чемпионат Формулы Renault в 1989 году и финишировал вторым во французской Формуле 3 в 1991 году. В конце концов он оказался в Формуле 3000 и выиграл там чемпионат серии в 1993 году.
Формула-1
[ редактировать ]![]() | Этот раздел биографии живого человека нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
27-летний Панис выступал в Формуле-1 в 1994 году за французскую команду Ligier . Он дебютировал в Бразилии , заняв одиннадцатое место. он неожиданно занял второе место, В том сезоне в Хоккенхайме опередив своего товарища по команде Эрика Бернара , и занял 11-е место в турнирной таблице марки. Он финишировал во всех гонках, кроме Франции . Однако в Португалии он был дисквалифицирован за незаконное ношение защитных колодок.

Он неожиданно занял второе место на Гран-при Австралии 1995 года , несмотря на то, что отставал на два круга от лидера Дэймона Хилла , а также добавил в свое резюме несколько четвертых мест, что дало ему 8-е место в чемпионате.
Панис одержал шокирующую победу на Гран-при Монако 1996 года . Стартовав 14-м на мокрой трассе, Панис обогнал других соперников на узкой трассе, в том числе Мартина Брандла , Мику Хаккинена и Джонни Херберта , и идеально рассчитал время перехода на скользкие шины. Он обогнал Эдди Ирвина на Лоус-Шпильке и бежал на третьем месте до того, как «Уильямс» — «Рено» Дэймона Хилла и «Бенеттон» — «Рено» Жана Алези столкнулись с неизлечимыми техническими трудностями. Одна из трех машин, финишировавших в гонке ( британцы Дэвид Култхард и Джонни Герберт два других - ), Панис сдержал позднюю атаку Култхарда и выиграл. Гонка завершилась на 75 из 78 запланированных кругов из-за достижения двухчасового лимита времени. Победа Паниса стала первой победой команды Лижье за 15 лет (и последней) и первой победой французов на французской машине в Монако за 66 лет. Тем не менее, это было единственное яркое событие в его сезоне 1996 года , и в остальном ему не удалось добиться большего, чем 5-е место в Венгрии .
У Паниса был потенциал провести большой сезон в 1997 году, когда он выступал за Алена Проста , который купил Лижье. На шинах Bridgestone он поднялся на первый подиум шинной компании в Бразилии . Перед завершением карьеры он бежал вторым в Аргентине . После 6 гонок он стал третьим в чемпионате благодаря еще одному подиуму, заняв второе место в Испании . Победа могла бы быть возможной в этой гонке, если бы он не задержался на круге по бэкмаркерам на семь кругов, уступив в общей сложности 6 секунд лидеру Жаку Вильневу . [3] На Гран-при Канады 1997 года он сломал обе ноги в результате аварии на высокой скорости, из-за чего пропустил следующие семь гонок сезона. Его место в команде занимал Ярно Трулли , пока он не вернулся на три заключительные гонки сезона. Он занял шестое место в Люксембурге и, казалось, показал, что полностью оправился от аварии, поскольку вел машину так же хорошо, как и до аварии. Несмотря на то, что он пропустил полгода, ему все же удалось занять 9-е место в чемпионате с 16 очками.

Сезон 1998 года оказался для Паниса трудным. Ему не удалось набрать ни одного очка для команды «Прост», в первую очередь из-за некачественной машины. Однако его полный потенциал был ограничен булавками, оставшимися в его ногах - наследием операции, последовавшей за его аварией в 1997 году. Самым ярким событием сезона стало девятое место в Австралии , хотя он также хорошо выступал на канадском чемпионате 1998 года. Гран-при, пока не вмешалась поломка машины. Показателем проблем команды в 1998 году стало единственное очко, набранное одноклубником Паниса Ярно Трулли в Спа-Франкоршам .
В следующем году партнерство улучшилось. Более сильная машина и необычные обстоятельства привели к нерегулярному возвращению француза в форму. После сложной гонки он все же занял 6-е место в Бразилии , повторив свой подвиг в Хоккенхайме . Он стал гораздо сильнее квалифицироваться, заняв третье место во Франции , пятое на Нюрбургринге и шестое на Сузуке , где первые этапы гонки он провёл третьим. Несмотря на признаки возвращения в форму в 1999 году, стратегические ошибки и неудачи ограничили его количество очков. Несмотря на улучшения, Панис разорвал отношения с командой «Прост».
Панис рассматривал возможность выступать за Williams , команду, которая в то время находилась в постоянном движении, но отказался от нее, чтобы протестировать McLaren . Это помогло продемонстрировать Паниса другим ведущим командам Формулы-1, где он регулярно соответствовал результатам тестов с постоянными гонщиками Дэвидом Култхардом и двукратным чемпионом мира Микой Хаккиненом . Ходили слухи, что он заменит Дэвида Култхарда на Гран-при Испании 2000 года после авиакатастрофы, однако Култхард был допущен к участию в гонках. Благодаря этому он попал в команду BAR в 2001 году. BAR не была лучшей командой, на которую он надеялся, и он финишировал на 14-м месте в течение обоих лет, пока был там, набрав в общей сложности 8 очков. Его лучший результат в BAR был в Бразилии, где он занял четвертое место. он был четвертым, В своей дебютной гонке за команду в Австралии но был оштрафован за нарушение желтого флага, что добавило ему двадцать пять секунд к его гоночному времени и поставило его седьмым, а также позволило Кими Райкконену набрать дебютное очко.

Панис перешел в гоночную команду Toyota в 2003 году. С ним подписали контракт, чтобы он водил команду и передавал ей свои знания второкурсникам, а также помогал своему новому бразильскому товарищу по команде Криштиану да Матте освоить азы Формулы-1. Первые результаты были лучше, отчасти потому, что он хорошо справился с новой квалификацией на один круг, но конечный результат мало чем отличался от результатов предыдущих сезонов: он был 15-м с 6 очками.
Панис остался в Toyota на 2004 год, это его десятый сезон в Формуле-1. В начале октября 2004 года он объявил о своем намерении уйти из гонок после Гран-при Японии 2004 года ; он планировал продолжить работу в Toyota в качестве тест-пилота в 2005 и 2006 годах. До выхода на пенсию он был самым старым действующим гонщиком Формулы-1 в возрасте 37 лет. В 2004 году он снова набрал всего 6 очков, прежде чем его заменил в Бразилии его бразилец. товарищ по команде-испытатель Рикардо Зонта .
Он был номинирован третьим гонщиком Toyota во Франции в 2005 году, но это был последний раз, когда он участвовал в соревнованиях на выходных Гран-при. 18 сентября 2006 года Панис объявил о своем полном уходе из Формулы-1, чтобы участвовать в гонках в других дисциплинах. [4] Его последний выход в качестве тест-пилота Формулы-1 состоялся в Хересе , Испания, 14 декабря 2006 года.
Паниса высоко ценили за его гоночное мастерство. Такие люди, как Хаккинен, который был особенно расстроен, когда Панис покинул команду тестировщиков McLaren и вернулся к полноценному вождению, считали его одним из лучших тест-пилотов в этой области.
Спортивные автомобили
[ редактировать ]Он вернулся в гонки в 2008 году с командой Oreca Courage в серии Ле-Ман . Он также работал консультантом Гран-при Франции А1. команды [5] и участвовал в Andros Trophy ледовой гонке . [6] Он появился в эпизоде Top Gear , где столкнулся с командой в гонке на льду, где во вступлении его в шутку назвали «вторым лучшим гонщиком Франции», предположительно после Алена Проста .
В 2016 году Панис сформировал свою собственную команду по гонкам на спортивных автомобилях Panis Barthez Competition вместе с профессиональным футболистом, ставшим автогонщиком Фабьеном Бартезом . Пара участвовала в европейских сериях Ле-Ман и серии Blancpain GT под контролем Tech 1 Racing , прежде чем Бартез ушел в отставку в конце 2019 года. [7] [8] Впоследствии компания Panis Racing дважды подряд поднималась на подиум в LMP2 классе «24 часов Ле-Мана» в 2020 и 2021 годах. TDS Racing сменила Tech 1 в качестве оперативного партнера в 2024 году, когда команда также заключила спонсорское соглашение с Марк ВДС . [9]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1988 | Чемпионат Франции по Формуле Renault Turbo | Экури Эльф | 12 | 0 | 1 | 3 | 4 | 87 | 4-й |
1989 | Чемпионат Франции по Формуле-Рено. | Экури Эльф | 13 | 5 | 4 | 2 | 9 | 127 | 1-й |
1990 | Французская Формула-3 | Эльфийские цыгане | 12 | 0 | 0 | 1 | 4 | 70 | 4-й |
Гран-при Макао | Монтагут Расинг | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 12-е | |
1991 | Французская Формула-3 | Эльфийская линия | 12 | 5 | 6 | 1 | 6 | 103 | 2-й |
1992 | Международная Формула 3000 | Апоматокс | 10 | 0 | 0 | 0 | 2 | 10 | 10-е место |
1993 | Международная Формула 3000 | DAMS | 9 | 3 | 2 | 2 | 4 | 32 | 1-й |
1994 | Формула-1 | Лижье Гитанес Блондс | 16 | 0 | 0 | 0 | 1 | 9 | 11-е |
1995 | Формула-1 | Лижье Гитанес Блондс | 17 | 0 | 0 | 0 | 1 | 16 | 8-е место |
1996 | Формула-1 | Ligier Gauloises Блондинки | 14 | 1 | 0 | 0 | 1 | 13 | 9-е |
1997 | Формула-1 | Прост Голуаз Блондинки | 10 | 0 | 0 | 0 | 2 | 16 | 9-е |
1998 | Формула-1 | Голуаз Прост Пежо | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
1999 | Формула-1 | Голуаз Прост Пежо | 16 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 15-е место |
2000 | Формула-1 | Вест Макларен Мерседес | Тест-драйвер | ||||||
2001 | Формула-1 | Лаки Страйк БАР Хонда | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 14-е |
2002 | Формула-1 | Лаки Страйк БАР Хонда | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 14-е |
2003 | Формула-1 | Панасоник Тойота Гонки | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 15-е место |
2004 | Формула-1 | Панасоник Тойота Гонки | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 14-е |
2005 | Формула-1 | Панасоник Тойота Гонки | Тест-драйвер | ||||||
2006 | Формула-1 | Панасоник Тойота Гонки | Тест-драйвер | ||||||
2008 | Серия Ле-Ман | Команда Орека – Матмут | 5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | 12-е |
Кубок Порше Каррера Франция | Порше Франция | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
24 часа Ле-Мана | Команда Орека-Матмут | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
2009 | Чемпионат ФФСА GT | ДКР Инжиниринг | 12 | 4 | 0 | 3 | 8 | 243 | 3-й |
Серия Ле-Ман | Команда Oreca – Матмут АИМ | 4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 22 | 3-й | |
24 часа Ле-Мана | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 5-е место | ||
Чемпионат ФИА GT | Решение F | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 24-е | |
2010 | Чемпионат ФФСА GT | ДКР Инжиниринг | 9 | 0 | 0 | 0 | 1 | 32 | 14-е |
Серия Ле-Ман | Команда Орека – Матмут | 4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 39 | 8-е место | |
Чемпионат мира FIA GT1 | Матех Конкурс | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 60-е | |
24 часа Ле-Мана | Команда Орека-Матмут | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
2011 | Чемпионат ФФСА GT | Графф Гонки | 14 | 0 | 1 | 1 | 1 | 75 | 7-е место |
Межконтинентальный кубок Ле-Мана | Команда Орека – Матмут | 3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Северная Каролина | |
Американская серия Ле-Ман | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | Северная Каролина | ||
24 часа Ле-Мана | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 5-е место | ||
Серия Blancpain Endurance | Графф Гонки | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 | 20-е | |
2012 | Чемпионат ФФСА GT | СОФРЕВ-АСП | 14 | 1 | 1 | 2 | 8 | 182 | 2-й |
Серия Blancpain Endurance | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 15 | 25-е | ||
2013 | Чемпионат ФФСА GT | Хексис Гонки | 14 | 0 | 0 | 0 | 1 | 40 | 15-е место |
Серия Blancpain Endurance | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | ||
2014 | Чемпионат ФФСА GT | СОФРЕВ-АСП | 14 | 0 | 0 | 0 | 3 | 125 | 5-е место |
2015 | Чемпионат ФФСА GT | Команда LIKE ASP | 14 | 0 | 0 | 0 | 1 | 109 | 6-е место |
2020 | Чемпионат ФФСА GT | CMR | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 43 | 8-е место |
Источник: [10] |
Полные результаты Международной Формулы 3000
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонкикурсивом обозначен самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | Апоматокс | Рейнард /92D | Форд Косворт | SIL 3 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | КОТ 7 | ПЕР Верно | ХОК 20 | СВЕТ Верно | СПА Верно | БЕЛЫЙ Верно | ЕЩЕ Верно | МАГ 2 | 10-е место | 10 |
1993 | DAMS | Рейнард /93D | Форд Косворт | ДОН 3 | SIL 6 | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно | ПЕР Верно | ХОК 1 | СВЕТ 1 | СПА 1 | МАГ 10 | ЕЩЕ Верно | 1-й | 32 | |
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Полные результаты чемпионата мира GT1
[ редактировать ]Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Поз. | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2010 | Матех Конкурс | Форд ГТ1 | АБУ QR-код | АБУ ЧР | SIL QR-код | SIL ЧР | БРН QR-код | БРН ЧР | ПРИ QR-код 18 | ПРИ ЧР Верно | СПА QR-код | СПА ЧР | СВЕТ QR-код | СВЕТ ЧР | АЛГ QR-код | АЛГ ЧР | НЕТ QR-код | НЕТ ЧР | ИНТ. QR-код | ИНТ. ЧР | САН QR-код | САН ЧР | 60-е | 0 | [12] |
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | ![]() | ![]() ![]() | Мужество - Oreca LC70 - Джадд | ЛМП1 | 147 | ДНФ | ДНФ |
2009 | ![]() | ![]() ![]() | Орека 01- AIM | ЛМП1 | 370 | 5-е место | 5-е место |
2010 | ![]() | ![]() ![]() | Пежо 908 HDi ФАП | ЛМП1 | 373 | ДНФ | ДНФ |
2011 | ![]() | ![]() ![]() | Пежо 908 HDi ФАП | ЛМП1 | 339 | 5-е место | 5-е место |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Юридическая информация о PANIS Оливье Жан Дени Мари, менеджер по ПРОДВИЖЕНИЮ AUTO CONCEPT» . edecideur.com/ (на французском языке) . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ «Сын Оливье Паниса Орельен переходит в Формулу Renault 3.5» . autosport.com . 19 декабря 2014 года . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Мюррей Уокер , Мартин Брандл (комментаторы) (1997). ITV F1 - Гран-при Испании (Телевидение). Барселона, Испания: ITV.
- ^ Статья Grandprix.com от 18 сентября 2006 г.
- ^ «Оливье Панис присоединяется к сборной Франции А1» . a1.gpupdate.net . Обновление графического процессора. 26 сентября 2007 года . Проверено 30 января 2011 г.
- ^ Гоф, Алисия (14 октября 2008 г.). «Ледяная гонка возвращается в Альп-д'Юэз» . OnTheSnow.com . Проверено 19 июля 2009 г.
- ^ «Конкурс Паниса-Бартеза: чемпионы с амбициями!» . 24 часа Ле-Мана . Автомобильный клуб de l'Ouest . 19 февраля 2016 года . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Уоткинс, Гэри (12 февраля 2019 г.). «Панис-Бартез сотрудничает с Lexus в рамках проекта Blancpain» . Motorsport.com . Сеть автоспорта . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Гудвин, Грэм (22 марта 2024 г.). «(Почти) все изменения в Panis Racing на 2024 год» . Ежедневный спорткар . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ «Оливье Панис» . База данных драйверов . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Результаты Оливье Паниса» . Статистика автоспорта . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Оливье Панис» . Мотоспорт . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Оливье Панис – Вовлеченность» . СтатистикаF1 . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ «Оливье Панис» . Автомобильный клуб Запада . Проверено 3 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1966 года рождения
- Живые люди
- Французские автогонщики
- Французские гонщики Формулы Renault 2.0
- Французские пилоты Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Международные чемпионы Формулы 3000
- Пилоты чемпионата Франции Формулы-3
- Спортсмены из Лиона Метрополиса
- Пилоты Формулы-1 Лижье
- Пилоты Формулы-1 Прост
- БАР Пилоты Формулы-1
- Пилоты Тойоты Формулы-1
- Международные пилоты Формулы 3000
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты Европейской серии Ле-Ман
- Пилоты Американской серии Ле-Ман
- Пилоты чемпионата мира FIA GT1
- Французские спортивные агенты
- Драйверы Blancpain Endurance Series
- Водители «24 часа Спа»
- Владельцы гоночных команд спортивных автомобилей
- 12 часов водителей Себринга
- Люди из Уллина
- Водители Орека
- Пилоты Graff Racing
- Драйверы DAMS
- Пилоты W Racing Team
- Пилоты Saintéloc Racing
- Гонщики Comtoyou Racing
- Пилоты Porsche Carrera Cup во Франции