Аллан Моффат
Аллан Джордж Моффат ОБЕ (родился 10 ноября 1939 года в Саскатуне , Саскачеван , Канада) — австралийский автогонщик канадского происхождения, известный своими четырьмя чемпионатами в чемпионате Австралии по кузовным гонкам , шестью победами в Sandown 500 и четырьмя победами в Bathurst 500. /1000 . Моффат был занесен в Зал славы суперкаров V8 в 1999 году.
Моффат и его давний друг и соперник (а позже штурман) Питер Брок — единственные гонщики, выигравшие «Большую гонку» в Батерсте как на дистанции 500 миль, так и на 1000 километров.
В октябре 2018 года он был введен в Зал спортивной славы Австралии . [ 1 ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Моффат родился в Саскатуне, Саскачеван. Будучи 17-летним студентом колледжа, Моффат переехал в Австралию вместе со своими родителями, когда его отец, работавший в компании Massey Ferguson , был переведен на работу в Мельбурн и в начале 1960-х годов приступил к созданию своего рекордного двигателя. гоночная карьера. Свою гоночную карьеру он начал за рулем Triumph TR3 .
1964 по 1971 год
[ редактировать ]
Аллан Моффат и Джон Лейтон на Ford Cortina Lotus заняли четвертое место в гонке Sandown 6 Hour International 1964 года в мельбурнском Сэндаун-парке . Гонка была первой из того, что в конечном итоге стало Sandown 500 .
Моффат впервые принял участие в чемпионате Австралии по кузовным гонкам (ATCC) в 1965 году за рулем Lotus Cortina. После этого Моффат провел время в Соединенных Штатах, где он участвовал в новой серии Trans-Am в 1966 году , продемонстрировав свой талант, выиграв 3-й этап серии, Bryar 250, в Bryar Motorsports Park , сразу в дивизионе до 2L. Lotus Cortina 10 июля 1966 года ведет домой Брюса Дженнингса на Plymouth Barracuda , проехав более круга. [ 2 ]
Моффат вернулся в Австралию, но также провел больше времени в США, продолжая водить Cortina, а также Ford Mustang для Кэрролла Шелби в Trans-Am с различными австралийскими штурманами, включая регулярного водителя Trans-Am Хорста Квеча и Ford Australia , а также будущего Холдена . соперник Гарри Ферт . Время работы Моффата в Trans-Am включало соревнование с Квечом в классе Trans-Am на гонках « 24 часа Дайтоны» и « 12 часов Себринга» , а также участие в четырех гонках Trams-Am на Mercury Cougar для компании Bud Moore Engineering .
К 1969 году Моффат вернулся на полную ставку в Австралию, а с 1969 года он стал постоянным участником ATCC и его ярко-красного Coca-Cola , спонсируемого Ford Boss 302 Mustang , который был поставлен Моффату совершенно новым из завода Ford американского . Собственное предприятие по производству и проектированию гоночных автомобилей «Kar Kraft», построенное компанией Bud Moore Engineering, было безошибочно узнаваемо на трассах по всей Австралии. С помощью Тома Хэмилтона и главного механика Лу Маллиа он выиграл 101 гонку чемпионата и нечемпионатских гонок на туристических автомобилях из 151 старта на этой машине в период с 1969 по 1972 год, включая первую в истории победу одного из семи заводских гонок. Boss Mustang, созданный для гонок во время своего дебюта на Southern 60 в Сэндауне в мае 1969 года, однако его мечта о победе в ATCC на Mustang ускользнула. ему. Ему не удалось попасть в десятку лучших в 1969 году, он финишировал 6-м в 1970 году , 2-м в 1971 году и 3-м в 1972 году .
Моффат и его Coke Mustang участвовали в двух самых запоминающихся гонках ATCC за всю историю. В 1971 году он вышел в 7-й и последний этап в Оран-парке всего на 4 очка отставая от трехкратного чемпиона ATCC Боба Джейна на своем 7,0-литровом Chevrolet Camaro ZL-1 . Оба стартовали с первого ряда (Моффат на поуле) и вступили в заманчивую дуэль. В середине гонки Моффат был вынужден сбросить скорость, чтобы освободить заклинившую коробку передач, но сопротивлялся и на финише отставал от Джейн всего на шесть десятых секунды. Затем, в 1972 году, он участвовал в игре в кости с Яном Геохеганом на пасхальном этапе серии (раунд 3) на трассе Mount Panorama Circuit длиной 6,172 км в Батерсте. В противостоянии с более мощным 5,8-литровым «Super Falcon» Геохегана Моффат, оставаясь позади на длинных трассах Mountain и Conrod Straights, смог удержаться за Falcon, используя его превосходную управляемость и тормоза, и снова проиграл лишь менее чем на секунду. Моффат проехал более половины гонки с расстегнутыми ремнями безопасности, чтобы он мог высунуть голову из водительского окна, чтобы увидеть, куда он идет, поскольку у «Сокола» произошла небольшая утечка масла, из-за которой некоторое количество масла попало на лобовое стекло «Мустанга». По его собственному признанию, Моффат поступил неправильно и включил дворники, что только усугубило ситуацию, поскольку масло размазалось по стеклу, а поскольку гонка длилась всего 13 кругов, он был вынужден продолжить гонку. После гонки Моффат подал протест против «Сокола» Геохегана, но протест был отклонен после того, как команда Геохегана успела вытереть излишки масла, прежде чем инспекторы смогли осмотреть машину.
Хотя Моффат и ряд других гонщиков участвовали в гонках на Мустангах для участия в соревнованиях ATCC - пять титулов ATCC с 1965 по 1969 год были выиграны Нормом Бичи (1965) и Яном Геохеганом (1966–69), управлявшими Мустангами - этот автомобиль, модифицированный до CAMS Improved Production Touring Правила по автомобилям не допускали участия в гонке Bathurst 500 (позже Bathurst 1000 ), которая была ограничена стандартными автомобилями, выпускаемыми до 1973 года. Таким образом, Моффат дебютировал в этой гонке в 1969 году в составе заводской команды Ford, входящей в состав Ford Falcon XW GTHO . Он и штурман Алан Хэмилтон финишировали четвертыми. Из-за серьезных проблем с шинами, с которыми столкнулись заводские GTHO, Моффата рано вызвали в боксы, чтобы сменить шины. К удивлению менеджера команды Ford Эла Тернера, шины Моффата были не так сильно изношены, как у ведущих братьев Геохеган или Гибсон / Сетон Фэлконз, что показывает, что Моффат был гонщиком, который мог бережно относиться к своей машине и при этом двигаться быстро. Моффат придерживается мнения, что в то время он никогда не хотел выступать на пит-стопах и что если бы его предоставили «самому себе», он и Алан Хэмилтон выиграли бы гонку 500 в 1969 году. Моффат фактически был последним на первом круге гонки после его Сокол застрял в нейтральном положении, когда он выходил из Резания. Это оказалось удачей, поскольку позволило ему избежать опрокидывания Билла Брауна на Skyline, который заблокировал трассу и вывел из строя примерно четверть поля, не предупредившую о надвигающейся катастрофе.
В следующие два года Моффат станет одним из самых доминирующих гонщиков Австралии, а Falcon GTHO станет почти непобедимой машиной. В 1970 году компания Ford Australia внесла значительные улучшения в Falcon XW GTHO Phase II по сравнению с моделью предыдущего года, и Моффат, участвуя в гонках без штурмана, одержал на автомобиле две сокрушительные победы в гонках в Батерсте в 1970 и 1971 годах , а также в гонках в Батерсте Rothmans 250 Production Classic в 1970 году. 1970 год. Гонка на выносливость . В 1971 году он стал первым гонщиком, который возглавил гонку Bathurst 500 от начала до конца, управляя знаменитым Ford Falcon GTHO Phase III .
1972
[ редактировать ]
Моффат, казалось, был на пути к исторической третьей подряд победе в Батерсте в 1972 году , когда Форд обнародовал планы по «Фазе IV» Falcon GTHO, даже более быстрой, но более тонкой, чем Фаза III, на которой Моффат одержал победу в 1971 году. Автожурналист из Сиднея Эван Грин Однако узнал об этих планах и о его статье, заголовки которой по всей стране кричали: «Суперкары на наших дорогах со скоростью 160 миль в час!» создал страх перед суперкарами . Столкнувшись с давлением со стороны средств массовой информации и правительства с требованием не производить этот автомобиль, поскольку для его ввода в Батерст также потребуется продать не менее 200 единиц в дилерских центрах в Австралии, Форд свернул производство Phase IV и вынудил Моффата и других водителей Ford прибегнуть к автомобили Phase III летней давности для Батерста в том же году. Питер Брок выиграл гонку в том году у главного конкурента производителя Holden после того, как влажная погода и тормозные драмы помешали Фордам. Эту гонку можно будет рассматривать как начало соперничества Моффата и Брока, которое в последующие годы будет доминировать в австралийских гонках туристических автомобилей.
1973-1980 годы
[ редактировать ]
В 1973 году и ATCC, и гонка на выносливость в Батерсте впервые были открыты только для недавно представленных туристических автомобилей CAMS Group C. Эти слегка модифицированные автомобили заменили как существующие сильно модифицированные серийные туристические автомобили улучшенной серии C (которые участвовали в соревнованиях ATCC с 1965 года), так и практически стандартные серийные туристические автомобили группы E (которые ранее участвовали в соревнованиях в Батерсте). Форд, страдая от разногласий по поводу Фазы IV годом ранее, снял свои заводские команды с соревнований в конце 1973 года. В результате Моффат и другие водители Ford сформировали свои собственные каперские команды, несмотря на то, что заводская команда и Моффат одержали победу в обеих гонках. ATCC 1973 года - его первый в истории - и Hardie-Ferodo 1000 1973 года (со штурманом Яном Геохеганом ). Моффат, Геохеган и Форд стали первыми победителями гонки в Батерсте после ее преобразования из дистанции 500 миль в дистанцию 1000 км. Ночь перед 6-м этапом ATCC на международной гоночной трассе Аделаиды. GTHO Falcon Phase III Моффата был украден у Стиллвелла Форда в северном пригороде Аделаиды Мединди . Вместо того, чтобы вывести Моффата из гонки (в то время он был лидером по очкам в серии), Мюррей Картер одолжил Моффату свой GTHO Falcon для гонки. Питер Брок выиграл гонку на своем XU-1 Torana, в то время как Моффат сохранил лидерство по очкам, финишировав вторым, несмотря на то, что ему пришлось стартовать в конце стартовой решетки. Украденный Моффатом «Сокол» позже был найден брошенным на Аделаидских холмах , где воры, взяв его на «радостную прогулку», выбросили его после того, как у него закончилось топливо.
После перехода от улучшенного производства к группе C для ATCC в 1973 году Boss 302 Mustang Моффата больше не имел права участвовать в этой серии. Моффат управлял Мустангом в спортивных седанах в 1973 и 1974 годах, хотя он отказался следовать тенденции во время перемещения двигателя обратно в салон, позже заявив в интервью 2004 года, что он «никогда не собирался загрязнять такую жемчужину». он заменил кузов на стекловолокно, чтобы не повредить листовой металл автомобиля. После 1974 года Моффат отправил Мустанг обратно Баду Муру в Америку, где он продавался до 1995 года, когда его купил и отреставрировал предприниматель из Квинсленда Дэвид Боуден (который, кроме него самого и его сыновей, никогда не позволял никому, кроме Моффата, водить машину). даже отклонив просьбу покойного Яна Геохегана). Читатели журнала Australian Muscle Car признали Мустанг самым популярным «маслкаром», когда-либо участвовавшим в гонках в Австралии .
После того как Ford Australia отказалась от автогонок после 1973 года, Моффат выступал в качестве капера в сезонах 1974 и 1975 годов. Он добился лишь умеренного успеха в гонках чемпионата Австралии по кузовным гонкам , заняв третье место в 1974 году с победами в двух раундах и проведя ограниченную кампанию в 1975 году . Среди других побед - Sandown 250 1974 года и Rothmans 300 1975 года . В те годы ему не удалось финишировать в Батерсте 1000 . 21 марта 1975 года он укрепил свою репутацию водителя международного класса, когда за рулем BMW 3.0CSL вместе с западногерманским гонщиком Хансом-Йоахимом Штуком , британским гонщиком Брайаном Редманом и американцем Сэмом Поузи выиграл гонку « 12 часов Себринга» для заводского автопроизводителя. поддержал BMW Motorsport , и многие считают эту победу высшим достижением 3.0CSL в гонках.
Моффат вернулся к на своем XB Falcon GT Hardtop постоянному участию в гонках ATCC 1976 года и выиграл свой второй титул. Это произошло, несмотря на неудачу из-за пожара на транспортере, который уничтожил его гоночную машину за несколько раундов до пробега, что вынудило Моффата одолжить машину у соперника Джона Госса на два раунда. В том же году Моффат также выиграл первый чемпионат Австралии по спортивным седанам , управляя сначала Chevrolet Monza , а затем Ford Capri RS3100 . Ему не удалось снова финишировать в Батерсте в 1976 году, несмотря на то, что он взял поул и уверенно лидировал вместе со штурманом Верном Шуппаном .
Моффат восстановил свое доминирование в 1977 году, создав команду из двух автомобилей, поддерживаемую заводом, под флагом команды дилеров Moffat Ford. Он выиграл свой второй подряд титул ATCC в 1977 году , блестяще поддержанный новым товарищем по команде Колином Бондом , который перешел в Ford после восьми лет работы за команду дилеров Holden . Это была третья победа ATCC в его карьере, но это выступление было омрачено победой Моффата и его нового штурмана, бельгийского гонщика Формулы-1 , а затем четырехкратного 24 часов Ле-Мана победителя Джеки Икса на гонке Hardie-Ferodo 1000 1977 года. в Батерсте. К середине гонки машина Моффата/Икса и машина Бонда/ Алана Хэмилтона лидировали более чем на два круга. В конце гонки машина Моффата столкнулась с серьезными проблемами с тормозами из-за того, что Икс жестко управлял незнакомой для него машиной, и ему пришлось замедлиться, что позволило Бонду догнать машины, пройти последние два круга гонки бок о бок и пересечься. финишная черта в тандеме с Бондом позволила Моффату едва оставаться впереди и одержать сокрушительную победу Форда со счетом 1–2. Этот момент запомнился как один из самых известных в истории австралийского автоспорта и до сих пор многими считается звездным часом Форда. В следующем году Моффат получил Орден Британской империи 1978 года за выдающиеся заслуги перед автоспортом.

Моффат не смог повторить свой успех 1977 года в течение следующих трех лет. Моффат и Бонд расстались в конце сезона 1978 года, и Моффат продолжал участвовать в гонках в составе Falcons до гонки в Батерсте 1980 года , когда он в последний раз участвовал в соревнованиях на Ford Falcon с моделью XD .
В 1980 году он выступал на разных машинах и в разных странах. Он управлял Porsche 934 Turbo и выиграл чемпионат Австралии по спортивным автомобилям . Он также участвовал в гонке « 24 часа Ле-Мана» 1980 года , разделив Porsche 935 Turbo с будущей легендой Indycar Бобби Рахалом , где они были вынуждены сойти с дистанции, находясь на четвертом месте. Он также выступил в качестве гостя за команду дилеров Holden, заняв третье место в гонке Hang Ten 400 1980 года в Сэндауне за рулем Holden Commodore . Событие ознаменовалось тем, что это был всего лишь второй раз, когда Моффат участвовал в гонках на Холдене, и первый раз, когда он выступал в одной команде со своим главным соперником Питером Броком.
1981 год и далее
[ редактировать ]Аллан Моффат также тестировал Jaguar XJS в Батерсте в 1985 году.
Мазда
[ редактировать ]К большому разочарованию австралийских фанатов Форда, [ нужна ссылка ] Моффат покинул бренд «Blue Oval» в 1981 году, чтобы водить Питером Стуйвесантом , спонсируемую Mazda RX-7 , поскольку и ATCC, и Bathurst начали демонстрировать сдвиг в сторону более легких туристических автомобилей с меньшей мощностью. Моффат четыре раза подряд финишировал на RX-7 в шестерке лучших в Батерсте в период с 1981 по 1984 год, включая второе место в 1983 году и третье место в 1984 году, а также выиграв свой четвертый и последний титул ATCC в 1983 году . За это время Моффат на своем RX-7 одержал победы на 1982 и чемпионатах Австралии по выносливости 1984 годов .


Моффат также участвовал в гонке «24 часа Дайтоны» на RX-7, одержав победу в классе в 1982 году вместе со штурманами Ли Муллом и Кэти Руд . В 1982 году он снова участвовал в гонках в Ле-Мане на заводском спортивном автомобиле на базе RX-7, заняв шестое место в классе вместе с японскими штурманами Ёдзиро Терада и Такаши Ёрино . В своем стремлении выиграть гонку ATCC 1983 года Моффату пришлось отказаться от заводской гонки Mazda на гонке «24 часа Ле-Мана» 1983 года , поскольку финальный этап ATCC в Лейксайде проводился в те же выходные, что и французская классика ( Mazda 717C, которую он должен был выиграть гонки в группе C среди юниоров). Моффат вышел на гонку ATCC на втором месте после Nissan Джорджа Фьюри , а поскольку команда Nissan не присутствовала на встрече, Моффату нужно было финишировать не ниже пятого, чтобы завоевать свой четвертый титул. В конце концов он финишировал на легком третьем месте после своего товарища по команде Грегга Хансфорда на втором RX-7 команды и победителя гонки Питера Брока на своем HDT Commodore SS, завоевав титул ATCC всего на шесть очков. Брок проехал по полю, впервые в истории ATCC гонщик выиграл гонку с преимуществом более одного круга, в то время как Моффат, лидировавший с поула (его 4-й из 8-ми раундов серии), но на втором круге отдавший лучшее летающему Броку, просто гонял за очками на мокрой трассе, что обычно предпочитало бы RX-7 более тяжелому Holden.
1984 год оказался для Моффата разочаровывающим. После финиша третьим в первом раунде ATCC в , занявшего второе место Сэндауне после победителя Брока и Дика Джонсона (Джонсон принял мантию Моффата 1970-х годов как ведущего водителя Ford в стране), он завоевал поул на своем RX-7 (оснащенном роторный двигатель 13B вместо 12A 1983 года) на заводе Symmons Plains. Однако из-за холода команда накрыла переднюю часть машины чехлом, чтобы прогреть двигатель. К сожалению, предохранитель сигнальной лампы перегрева перегорел, и гонка Моффата продолжалась только до крутого поворота на первом круге, прежде чем его роторный двигатель выдохся, что принесло Броку легкую победу. Затем он выиграл гонку Ваннеру в Перте, а затем вылетел из чемпионата в Серферс-Парадайзе, когда его Mazda была сбита, когда он на высокой скорости проезжал XD Falcon Гэри Уиллмингтона под мостом Данлоп в конце главной прямой. Из-за сырости «Мазда» на высокой скорости вылетела с дороги, выдернула кабель телекамеры ABC и врезалась головой в куст, скрывавший пень. Это была его самая крупная авария с тех пор, как он катал свой XA Falcon на В 1973 году на острове Филиппа Моффат получил перелом грудины и сломанный палец, а RX-7 был списан.
После его аварии в Серферс в автогоночной прессе появилось много слухов о том, что 45-летний мужчина собирается уйти из постоянного вождения в конце года. Моффат опроверг эти утверждения и вернулся во втором раунде чемпионата Австралии по выносливости 1984 года в Оран-парке. Несмотря на грипп, Моффат вывел RX-7 на поул, и он и Грегг Хансфорд выиграли Valvoline 250 у XE Falcon победителя ATCC Дика Джонсона. Затем Моффат и Хансфорд финишировали вторыми после Питера Брока и Ларри Перкинса на Castrol 500 в Сандауне и заняли третье место на James Hardie 1000 после двух коммодоров команды дилеров Холдена, которые финишировали со счетом 1-2, пытаясь скопировать то, что было у Моффата и Бонда. достигнутый в 1977 году, хотя в отличие от Moffat Ford Dealers Falcons, которые были на том же круге, машина Брока/Перкинса была на 2 круга впереди товарищей по команде Джона Харви и Дэвида Парсонса . Команда Моффата участвовала в гонке на двух машинах, но в качестве гонщиков указала только Моффата и Хансфорда, и ей пришлось бороться с организаторами гонок в Батерсте, Австралийским клубом гонщиков (ARDC), за право стартовать на обеих машинах, поскольку оба гонщика квалифицировались в верхней части. 10 (в правилах гонки указано, что 8 лучших квалификационных участников были закреплены за участием во втором туре 10 лучших участников Hardies Heroes, при этом Моффат был 5-м, а Хансфорд - 6-м). Моффат выиграл бой с ARDC, и его решение запустить обе машины было оправдано, когда его собственный номер 43 RX-7 был вовлечен в автомобильную дуэль с Falcon Стива Мастерсона вскоре после первоначального старта. Всего через 15 кругов второго старта (первый был прерван после гонки Джона Госса) Jaguar XJS, управляемый чемпионом Европы по кузовным гонкам Томом Уолкиншоу , заглох и получил удар сзади, в результате чего пит-лейн был заблокирован), Моффат был вынужден сойти со своей машины из-за неизлечимых проблем с двигателем всего через 15 кругов и переехать в Хансфорд, который изначально был намеревался пробежать около 20 кругов, но продержался 161 круг (сам Моффат ехал только в середине «обеденного» отрезка, а Хансфорд вел большую часть гонки). Затем Моффат финишировал вторым после Брока в Surfers Paradise 300 и завоевал финальный чемпионат Австралии по гонкам на выносливость и последний чемпионат в истории, проводимый по правилам группы C CAMS.
В 1985 году он взял свой собственный RX-7, на котором ранее ездил в Австралию, в Дайтону для участия в 24-часовой гонке, разделив машину с австралийскими гонщиками Греггом Хансфордом , Кевином Бартлеттом и Питером МакЛеодом . Автомобиль отличался от своей австралийской конфигурации, на машине было установлено новое заднее крыло и удалено 20 кг балласта, в результате чего ее фактическая разрешенная масса составила 930 кг, а двигатель был тот же 13B, что везли Моффат и Хансфорд. на третье место в Батерсте в прошлом году. Моффат квалифицировал машину на 38-м месте (12-м в классе GTO) и в итоге финишировал 24-м и 7-м в классе, отставая от победителей гонки примерно на 221 круг. Обычные пилоты RX-7 Моффат, Хансфорд и Маклеод отметили, насколько эффективнее был двигатель 13B без системы CAMS, налагавшей дополнительные 20 кг. Хотя Моффат сделал RX-7 постоянным победителем гонок на более коротких и в целом более пологих австралийских трассах, он считает, что дополнительный вес автомобиля сделал невозможным конкурировать с V8 в Батерсте.
Поскольку Mazda не интересовалась гонками группы А (он тестировал Mazda 626 в Колдер-парке, но она оказалась неконкурентоспособной), Моффат был вынужден пропустить австралийский сезон 1985 года. Он присоединился к репортажу телеканала ABC о Castrol 500 1985 года в Сандауне и был экспертом-комментатором репортажа Channel 7 о James Hardie 1000 1985 года , тестируя несколько автомобилей для репортажа, включая HDT VK Commodore , BMW 635 CSi от JPS. Команда BMW , а также Volvo 240T с турбонаддувом .
Холден
[ редактировать ]Затем Моффат вернулся в автогонки еще на четыре года (1986–1989). 1986 год был примечателен тем, что Моффат присоединился к давнему сопернику и другу Питеру Броку и команде дилеров Холдена (хотя ранее он выступал за эту команду на гонке Hang Ten 400 1980 года в Сэндауне). Два самых успешных гонщика Австралии сразу же добились успеха, выиграв гонку Wellington 500 1986 года в Новой Зеландии на совершенно новом Holden VK Commodore SS Group A. Затем Моффат и Брок отправились в Европу, чтобы участвовать в чемпионате FIA Touring Car Championship (бывший чемпионат Европы по кузовным гонкам), где два пятых места в Донингтоне и Хоккенхайме стали их лучшими результатами на трассе. Несмотря на то, что HDT фактически не выиграл гонку в целом, атака двух автомобилей HDT на « 24 часа Спа» 1986 года считалась успешной, поскольку они выиграли престижный командный приз «Kings Cup» вместе с Commodore Аллана Грайса (Kings Cup вручается). «команде», занявшей самые высокие общие места как минимум на 3 своих машинах по итогам гонки). Моффат, Брок и Джон Харви финишировал на 22-м месте после двух поломок прокладки головки блока цилиндров. Лидирующая машина финишировала на четыре места позади второй машины команды, занявшей 18-е место. Европейская кампания HDT 1986 года должна была стать предшественником тотальной атаки на чемпионат мира по кузовным гонкам 1987 года .
Перед Спа HDT вернулся домой, и Моффат вместе с Броком занял 5-е место в рейтинге BP Plus 300 на Surfers Paradise после нескольких проколов. За этим последовал Castrol 500 1986 года в Сэндауне. Вместе Моффат и Брок выиграли 14 из 17 предыдущих соревнований в Сэндауне Эндуро . Брок квалифицировал машину на поул, но проблемы с шинами в гонке означали, что пара заняла только 4-е место в их второй совместной австралийской гонке. Несмотря на это, HDT отправился на гонку Джеймса Харди 1000 1986 года с уверенностью в победе, и партнерство Брока и Моффата на машине № 05 имело преимущество на победу, поскольку пара выиграла 12 из предыдущих 16 гонок Батерста 1000 на двоих. Оба гонщика были в хорошей форме во время тренировки, показав время, которое по отдельности позволило бы им войти в десятку лучших, при этом Брок был лишь немного быстрее и показал в целом второе лучшее время после коммодора Roadways Racing Аллана Грайса (собственное время Моффата в Commodore было четвертым по скорости). , заставляя замолчать тех, кто считал, что он уже не был лучшим водителем). Затем, в начале пятничной квалификационной сессии, Моффат, который оказался его единственной серьезной аварией в Батерсте, врезался в 05 Commodore в стену на вершине горы. К сожалению, из-за этого на следующий день машина не попала в десятку лучших героев Hardies Heroes, поскольку машину не удалось отремонтировать вовремя, и ее место в первой десятке занял Коммодор бывшего мотогонщика. Грэм Кросби . Это означало, что машина Брока/Моффата стартовала 11-й на стартовой решетке. По словам команды, машина была отремонтирована «лучше, чем новая», и Брок записал круг за 2:18,80 на субботней дневной тренировке. Однако в гонке команда Брока/Моффата заняла 5-е место только после того, как они потеряли около 7 минут в боксах из-за протекающего масляного радиатора. Сам Моффат пострадал из-за травмы запястья, полученной в результате аварии в пятницу. Не выказывая никакого дискомфорта на RaceCam , он не смог работать так сильно, как ему хотелось, хотя во время своих выступлений он не терял времени среди лидеров. Несмотря на проигрыш двух с половиной кругов и двигатель, близкий к перегреву из-за неработающего масляного радиатора, Брок и Моффат бежали быстро и упорно до конца гонки и отыгрались всего на 1 круг от победного. Автомобиль Грайса/ Грэма Бэйли в конце гонки. Другая машина HDT, управляемая Джоном Харви и Нилом Лоу, финишировала на 2-м месте после относительно благополучного пробега.
1987 год начался хорошо: Брок и Моффат снова выиграли гонку Wellington 500, прежде чем пара продолжила претендовать на серию Nissan-Mobil 500 1987 года, заняв уверенное 3-е место в Pukekohe 500 неделю спустя. [ 3 ] Затем HDT как заводская команда распалась после того, как Холден разорвал все официальные связи с Броком из-за его публичного запуска HDT Director на базе VL Commodore. Затем Моффат покинул команду и купил новенький Holden VL Commodore SS Group A, который Брок намеревался отвезти в Европу для участия в чемпионате мира по кузовным гонкам . Хотя Моффат покинул HDT по-прежнему в хороших отношениях с Броком, он купил машину через посредника, чтобы избежать каких-либо разногласий с тем, чтобы его бывший работодатель знал истинного покупателя. Затем автомобиль немедленно отправили в Англию для подготовки к первому этапу WTCC.

В первом этапе, проходившем в Монце , Моффат и его штурман, бывший гонщик HDT Джон Харви, который также покинул команду Брока после 11 лет верной службы, квалифицировали машину на 9-м месте и закончили гонку 7-м на выезде. Через несколько часов после гонки спонсируемый Rothmans Commodore был объявлен победителем после протеста частного участника BMW из Венгрии, в результате которого заводские BMW M3 (которые финишировали с 1 по 6) были дисквалифицированы из-за недостаточного веса (по состоянию на 2016 год ни Моффат, ни Моффат, ни Харви не обладают трофеем победителя, поскольку они никогда его не получали). Несмотря на то, что они были объявлены абсолютными победителями гонки, они не получили чемпионских очков, поскольку команда не заплатила вступительный взнос в размере 60 000 долларов США , установленный промоутером серии Берни Экклстоуном (только автомобили, команды которых заплатили этот сбор, имели право на получение очков, это видел, как некоторые ведущие команды, в частности Уолкиншоу Тома TWR , которые также должны были участвовать в гонках на Holden Commodore, покинули чемпионат еще до его начала).
Затем машина была DNF на следующих двух этапах в Хараме и Дижоне, прежде чем Моффат и Харви вывели Commodore на сенсационное четвертое место и победу в классе в 24-часовой гонке в Спа. Пара должна была выступать вместе с австралийским гонщиком Тони Малвихиллом в Спа, но, к сожалению, сиднейский гонщик не смог пройти квалификацию. Квалификация на знаменитой трассе была испорчена пресловутой погодой в Арденнах , и хотя Малвихилл показал достаточно хорошее время на мокрой трассе, он не установил время на сухой трассе, и к концу последней сессии трасса высохла, и трасса высохла. Texaco спонсировала Eggenberger Motorsport, Ford Sierra RS Cosworth значительно улучшила свое время, в результате чего за рулем Commodore остались только Моффат и Харви.
Моффат квалифицировал Commodore на 18-м месте, отставая на одно место от HDT Commodore Питера Брока и на 5,6 секунды медленнее, чем Клауса Людвига поул-время на его Eggenberger Sierra. Затем Моффат и Харви вели уверенную гонку (в основном под дождем) и финишировали 4-ми, проехав 468 кругов.
Вернуться к Форду
[ редактировать ]Это также оказалась последняя гонка Коммодора, поскольку Моффат, понимая, что для того, чтобы быть конкурентоспособным в Батерсте, ему понадобится один из новых, мощных Ford Sierra RS500 , заключил сделку по аренде Энди Роуза, управляемого Sierra, для австралийских этапов гонки. Чемпионат, который поддержал новый крупный спонсор ANZ Bank . Эта сделка также оставила Харви без водителя до конца года, поскольку Роуз и его штурман Тьерри Тассен разделили вождение с Моффатом. Сделка обернулась катастрофой для Моффата, поскольку машина была снята с дистанции как на гонках Джеймса Харди 1000 , так и на Колдере 500 до того, как Моффат настала очередь участвовать в гонках.

В 1988 году Моффат стремился продолжать водить Sierra, которая была автомобилем того времени, но после неудач с автомобилями Rouse в 1987 году решил не продолжать использовать технику британского водителя/инженера. В интервью австралийскому журналу Muscle Car в 2014 году Моффат рассказал, что он был в ярости после аварии в Батерсте, обнаружив, что коробка передач Getrag, сломавшаяся в Сьерре, была той же самой, которую Роуз использовала в гонках «24 часа Спа» и проехала около 36 часы тренировок и гонок уже давно прошли точку восстановления. Вместо этого ему удалось сделать то, что удавалось сделать очень немногим. Он убедил швейцарского специалиста по тюнингу туристических автомобилей Руди Эггенбергера построить для него клиентскую модель Sierra RS500, которая была идентична заводским автомобилям Ford, которые команда Эггенбергера использовала в переименованной ETCC. По слухам, сделка обошлась Моффату примерно в 300 000 австралийских долларов . Моффат и бывший штурман Mazda Грегг Хансфорд участвовали в кампании ATCC 1988 года в сдержанной манере, в то время как его команда после многих лет гонок на роторных Mazda, V8 Commodores и Falcons познакомилась с сложной машиной с турбонаддувом.
Моффат и Хансфорд выиграли гонку Enzed 500 1988 года в Сэндауне, что стало последней победой Моффата в Австралии. Затем они чуть не провалили гонку Tooheys 1000 в Батерсте, где к команде присоединился сам Эггенбергер вместе со своим пилотом Ford Europe , немецким асом Клаусом Нидзвидзом . Эггенбергер махал своей «волшебной палочкой» над Сьеррой, а Нидзвидс лидировал в гонке, и пара превратила машину в одну из самых быстрых на трассе, заняв 4-е место в квалификации и выиграв второй тур «Tooheys Top Gun» с бай-ином $40 000, который для единственный раз в его истории был не для поула (самое быстрое время Моффата на тренировке было примерно на шесть секунд медленнее, чем у немца, и на восемь секунд отставало от времени поула, установленного Диком Джонсоном ). В конечном итоге машина вышла из строя из-за поломки прокладки головки блока цилиндров на 129 из 161 круга, когда Хансфорд был за рулем. Нидзведц вырвался вперед у Сьерры Тони Лонгхерста на 29-м круге, когда Лонгхерст проиграл круг из-за проблемы с дроссельной заслонкой, и машина оставалась лидером в течение 100 кругов, прежде чем возникла паровая пробка (вызванная слишком сильным охлаждением машины во время безопасного забега). автомобильный период) привел к выходу автомобиля из строя. Позже Моффат утверждал, что Батерст 1988 года был «тем, кто ускользнул», и с преимуществом в один круг за 32 круга до конца, а первоклассный пилот Нидзведц противостоял более медленному штурману Лонгхерста. Томас Мезера , с ним не многие были несогласны. В пит-интервью через несколько мгновений после того, как машина была официально снята с эксплуатации, мрачный, но удивительно сдержанный Моффат сказал, что у двигателя Sierra случился «сердечный приступ». Позже команда обнаружила, что это была пробитая прокладка головки блока цилиндров и треснувший блок.
Эта гонка была также важна тем, что это был последний раз, когда Моффат участвовал в гонках в Батерсте. Он действительно принял участие и прошел квалификацию на гонку Tooheys 1000 1989 года , но решил не участвовать в гонках, поскольку у ведущей машины команды, управляемой Нидзвидцем и его соотечественником Франком Биелой, был шанс на победу, и поскольку они были намного быстрее, чем он был в машине (приблизительно 6–8 секунд на круг в квалификации) он счел за лучшее оставить их наедине. В конечном итоге лидер Моффата Сьерра финишировала второй после Сьерры Дика Джонсона и Джона Боу .
Помимо своих четырех побед в Батерсте, Моффат также шесть раз выигрывал гонку Sandown Endurance, будучи единственным гонщиком, выигравшим ее в соответствии с тремя разными национальными правилами: Series Production ( 1969 , 1970 ), Group C ( 1974 , 1982 , 1983 ). и Группа А ( 1988 ).
Последняя гонка Моффата и, по сути, последняя победа в гонке была в 1989 году, когда он выступал за Нидзведза. Пара управляет Sierra Моффата (с Руди Эггенбергером, который снова занимается проектированием автомобиля) в гонке InterTEC на 500 км на автодроме Fuji Speedway в Японии. Аллан Моффат незаметно ушел из гоночного вождения после победы на Фудзи, сдержав обещание, которое он дал себе и своей жене Полине, что не будет участвовать в гонках после своего 50-летия (Fuji 500 запускался через 2 дня после 50-летия Моффата). С тех пор он работал телекомментатором на 7-м канале и представителем BMW. Он также появляется на различных мероприятиях клуба Ford по всей Австралии, продвигает своего давнего спонсора GT Radial Tyres, а совсем недавно (2009 г.) был замечен в телевизионной рекламе в Австралии, рекламирующей FPV GT .
Карьера после вождения
[ редактировать ]Моффат продолжал оставаться владельцем и менеджером команды Allan Moffat Enterprises, которая управляла RS500 Sierras до распада Group A в конце 1992 года . В рамках важного партнерства автопроизводитель Эггенбергер и первоклассный гонщик Нидзвидз присоединялись к Моффату в Батерсте каждый год с 1988 по 1992 год, за исключением гонки 1991 года , когда они не были доступны из-за других обязательств. Лучшим результатом команды в этот период стало второе место Недзведза с Франком Биелой на гонке 1989 года. Нидзвидц обеспечил команде Moffat-ANZ поул-позицию на турнире Tooheys 1000 1990 года , а также выиграл второй тур топ-10 в 1988 году, когда правила гонки означали, что второй тур не учитывался при определении позиций на стартовой решетке. Эггенбергеру и Нидзвидзу также удалось присоединиться к Моффату в других австралийских гонках, а Руди присоединился к команде на на острове Филлип этапе ATCC 1990 года , на котором Хансфорд финишировал 5-м. [ 4 ] а также Sandown 500 1990 года , где Нидзведц квалифицировался 5-м в своем первом выезде на трассу Сэндауна, хотя ему и Хансфорду не удалось финишировать в гонке.
В конце 1990 года команда потерпела удар, потеряв своего главного спонсора ANZ. Банк фиксировал убытки в конце финансового года и решил, что было бы неправильно продолжать спонсировать команду после того, как она была вынуждена уволить около 3000 сотрудников. Это значительно ударило по финансам команды, и планы по участию автомобиля в чемпионате Австралии по кузовным гонкам 1991 года были отложены. Однако благодаря новой спонсорской поддержке Cenovis витаминов команда смогла продолжать использовать Sierras (которые на этом этапе можно было увидеть только в Сэндауне и Батерсте), пока они и другие автомобили с турбонаддувом (такие как 4WD Nissan GT-R ) не были запрещены. CAMS в конце 1992 года.
После того, как в конце 1992 года Sierra были запрещены в форме RS500, Моффат решил продолжить свое долгое сотрудничество с Ford и построил привлекательный Ford EB Falcon, окрашенный в черный и желтый цвета в цвета спонсора команды Cenovis, для Tooheys 1000 1993 года . Первый Батерст команды на Falcon с 1980 года оказался не намного лучше, чем их предыдущая попытка, которая длилась всего 3 круга. автомобиля Двигатель V8 был построен другим давним партнером Моффата, Каром Крафтом, в Соединенных Штатах (который поставил Моффату его Boss Mustang еще в 1969 году) и был построен с карбюратором вместо системы впрыска топлива, как у ведущих автомобилей. Управляемый Чарли О'Брайеном и Эндрю Мидеке , автомобиль квалифицировался 18-м, но сошел с дистанции из-за отказа коробки передач после прохождения всего 41 из 161 круга гонки. Для Tooheys 1000 1994 года гоночные двигатели Моффату предоставила компания Dick Johnson Racing и команда, а гонщики Мидеке и англичанин Джефф Аллам были более конкурентоспособны, квалифицировавшись 16-м и финишировав заслуженным 8-м, отстав от победившего Сокола всего на четыре круга. Дик Джонсон и Джон Боу .
команда На турнире Tooheys 1000 1995 года снова столкнулась с трудностями. Эндрю Мидеке снова стал ведущим гонщиком и квалифицировал стареющего EB Falcon на 16-м месте, но штурман Марк Носке так и не смог ехать, поскольку машина сошла с дистанции на 16-м круге из-за неисправности двигателя. AMP Bathurst 1000 1996 года был последним разом, когда автомобиль, построенный или управляемый Алланом Моффатом (в данном случае только что построенный), участвовал в гонках в Батерсте. В своей последней гонке в Батерсте Клаус Нидзведц вернулся в команду, где он присоединился к по серийным автомобилям эксперту Кену Дугласу и уверенно финишировал 10-м после того, как Нидзвидц квалифицировал старую модель (EB по сравнению с EF ) и опередил Falcon на 25-м месте. .
С 1991 по 1996 год автомобили Моффата участвовали только в гонках Sandown 500 или Bathurst 1000, поскольку финансов и ресурсов команды было недостаточно, чтобы позволить им участвовать в этапах чемпионата Touring Car Championship. Сам Моффат в это время также выступал в качестве эксперта-комментатора на Channel 7 во время его телепередач о автоспорте, в том числе в Батерсте, где он выполнял двойную роль: комментатора и менеджера гоночной команды. Моффат также присоединился к Мюррею Уокеру , а затем к Дарреллу Истлейку в комментаторской кабине Channel 9 во время гонок поддержки туристических автомобилей на встречах Гран-при Австралии в Аделаиде с 1985 по 1995 год.
За пределами автоспорта
[ редактировать ]2 февраля 2004 года он получил австралийское гражданство на церемонии в офисе Australian Grand Prix Corporation в Мельбурне . Он имел право на получение гражданства с начала 1970-х годов, но, по его собственным словам, «так или иначе, я так и не довел его до конца». Саму цитату дал его старый друг и спарринг-партнер Питер Брок.
Хотя Моффат постоянно прожил в Австралии более 50 лет, его широкий канадский акцент остался нетронутым и продолжает оставаться его визитной карточкой. Моффат — директор Австралийского института безопасности автоспорта (AIMSS).
Двое сыновей Моффата, Эндрю Моффат и Джеймс Моффат, последовали за своим отцом в автоспорт. Джеймс Моффат финишировал вторым за команду Nissan Motorsport в гонке Supercheap Auto Bathurst 1000 2014 года . Это был первый раз, когда имя Моффата появилось на подиуме Bathurst 1000 с тех пор, как Аллан финишировал третьим в 1984 году.
В 2019 году сообщалось, что у Моффата диагностировали болезнь Альцгеймера , и его перевели в специализированное медицинское учреждение, а его друзья и легенды Батерста Фред Гибсон и Ларри Перкинс следили за выполнением его завещаний. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
С конца 2022 года проводится кампания по переименованию Mountain Straight на Mount Panorama Холдена в Moffat Mountain Straight или Moffat Straight (подробности на Facebook) в честь него и его жесткой конкуренции с Питером Броком , который олицетворял уникальное австралийское соперничество Форда и Холдена. Это соперничество популяризировало ежегодную гонку на 500/1000 км и сделало ее национальным событием даже для тех, кто не занимается автоспортом. [ 8 ]
Результаты карьеры
[ редактировать ]Второй тур национального чемпионата SCCA
[ редактировать ]Год | Отслеживать | Машина | Двигатель | Сорт | Заканчивать | Начинать | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Риверсайд | Лотос Кортина | Форд | Б седан | 2 | 1 | Ушедший на пенсию |
Полные результаты чемпионата мира по спортивным автомобилям
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | ![]() |
Форд Мустанг | ДЕНЬ Верно |
С.Э.Б. Верно |
ХОРОШИЙ | Министерство здравоохранения | ТАР | ТОЛЬКО | СПА | ЧТО | ПРОДОЛЖАТЬ | система управления обучением | Северная Каролина | 0 | ||||||
1980 | ![]() |
Мазда RX-7 | ДЕНЬ 24 |
ХОРОШИЙ | С.Э.Б. | КРУЖКА | Министерство здравоохранения | РИВ | SIL | ТОЛЬКО | Северная Каролина | 0 | ||||||||
![]() |
Порше 935 К3 | система управления обучением Верно |
ДЕНЬ | ЧТО | СПА | нет | ВАЛ | БАРАН | ПРОТИВ | |||||||||||
1982 | ![]() |
Мазда RX-7 | Министерство здравоохранения | SIL | ТОЛЬКО | система управления обучением 14 |
СПА | КРУЖКА | ФИДЖ | ХОРОШИЙ | Северная Каролина | 0 |
Полные результаты чемпионата Австралии по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
* Управлял Мюррея Картера Falcon Phase III на международной гоночной трассе Adelaide International Raceway в 1973 году из-за того, что его собственный Falcon был украден в ночь перед гонкой. В гонке по-прежнему участвовала команда Ford Works .
Полные результаты чемпионата Европы по кузовным гонкам FIA
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1986 | ![]() |
Холден В.К. Коммодор СС Группа А | Министерство здравоохранения Верно |
ДОН 5 |
ХОК 5 |
ЧТО | И | БНО | ОСТ | ТОЛЬКО | СПА 22 |
SIL | ЕЩЕ | ZOL | БАНКА | ВОСТОК | ЧТО | 44 |
Полные результаты чемпионата мира по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1987 | ![]() |
Холден В.Л. Коммодор СС группы А | Министерство здравоохранения овр:1 кл:1 |
БАНКА Верно |
ПРОТИВ Верно |
ТОЛЬКО | СПА овр:4 кл:1 |
БНО | SIL | Северная Каролина | 0 | ||||
Форд Сьерра RS500 | ОДИН Верно |
CLD Верно |
ХОРОШО | ФИДЖ |
† Не зарегистрирован для серий и очков.
Полные результаты Батерста 500/1000
[ редактировать ]Полные результаты Sandown Endurance
[ редактировать ]Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935 К3 | ИМСА | 134 | ДНФ | ДНФ |
1982 | ![]() |
![]() ![]() |
Мазда RX-7 | ИМСА ГТХ | 282 | 14-е | 6-е место |
Полные результаты «24 часов Дайтоны»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Мустанг | ТА+2.0 | 176 | ДНФ | ДНФ |
1980 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 | ГТУ | 440 | 24-е | 9-е |
1982 | ![]() |
![]() ![]() |
Мазда RX-7 | ГТУ | 640 | 6-е место | 1-й |
1985 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 | ГТО | 482 | 24-е | 7-е место |
Полные результаты 24 часов Спа
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1986 | ![]() |
![]() ![]() |
Холден В.К. Коммодор СС Группа А | Раздел 3 | 412 | 22-е | 10-е место |
1987 | ![]() |
![]() ![]() |
Холден В.Л. Коммодор СС группы А | Раздел 3 | 468 | 4-й | 1-й |
Полные результаты «12 часов Себринга»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1968 | ![]() |
![]() |
Форд Мустанг | ТА5.0 | 63 | ДНФ | ДНФ |
1975 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | ГТО | 238 | 1-й | 1-й |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Моффат мчится в Зал спортивной славы Австралии» . Зал спортивной славы Австралии . 15 сентября 2018 года . Проверено 9 октября 2018 г.
- ↑ Результаты трансамериканского чемпионата SCCA 1966 года. Архивировано 17 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Серия Nissan-Mobil 500 1987 года в History of Touring Car Racing
- ^ 1990 ATCC Rd.3 - Остров Филлипа
- ^ «Испанский справочник Аллана Моффата борется со здоровьем» . 21 апреля 2024 г.
- ^ «Легенда автоспорта Аллан Моффат борется со здоровьем и юридическими проблемами» .
- ^ Кампания за австралийскую гору Моффат
- ^ Кампания за Моффат Маунтин-Стрит. Австралийский журнал Auto Action, 15 ноября 2022 г.
- ↑ Официальная программа, Сандаун, 11–14 февраля 1982 г., стр. 8.
- ^ Джеймс Харди 1000, Батерст, 1982 г. Архивировано 15 апреля 2009 г. в Wayback Machine. Проверено 6 августа 2011 г.
- ↑ Официальная программа, Международная гоночная трасса Аделаиды, воскресенье, 1 мая 1983 г., стр. 31.
- ↑ Официальная программа, Mount Panorama Bathurst, воскресенье, 2 октября 1983 г., стр. 65.
- ↑ Официальная программа, Mount Panorama Bathurst, воскресенье, 30 сентября 1984 г., стр. 65.
Библиография
[ редактировать ]- Моффат, Аллан; Смайлс, Джон (2017). Восхождение на гору . Сидней: Аллен и Анвин. ISBN 9781760296087 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Канадские автогонщики
- Гонщики из Саскачевана
- Канадские эмигранты в Австралию
- Победители Батерста 1000
- Пилоты чемпионата Австралии по кузовным гонкам
- Натурализованные граждане Австралии
- Спортсмены из Саскатуна
- 1939 рождений
- Живые люди
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Дикторы автоспорта
- Пилоты чемпионата мира по кузовным гонкам
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Водители «24 часа Спа»
- 12 часов водителей Себринга
- Призывники Зала спортивной славы Австралии
- Пилоты чемпионата Австралии по гонкам на выносливость
- Гонщики из Мельбурна
- Гонщики из Виктории (штат)