1982 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |

1982 года «24 часа Ле-Мана» — 50-й Гран-при на выносливость, который проходил 19 и 20 июня 1982 года. Это также был четвертый этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1982 года . Этот год стал не только знаменательным юбилеем, но и переломным для Ле-Мана: долгожданное появление FIA правил группы C , суть которых заключалась в том, чтобы разрешить использование открытой формулы двигателя, но с минимальным весом для безопасности и запрещенной распределение топлива.

Несмотря на то, что Рондо лидировал в чемпионате, заводская команда Porsche стала явным фаворитом на своем новом 956 . Их лучшей парой гонщиков были победители 1981 года Джеки Икс и Дерек Белл . Лучшая экономия топлива у Rondeau и Ford с двигателем Cosworth позволила им лидировать в первые часы, но затем серьезные проблемы с вибрацией в этом двигателе начали беспокоить большинство команд, и к вечеру Porsche вели 1–2, что они поддерживался всю ночь, поскольку конкуренция исчезла.
К рассвету специальный Porsche команды Joest Racing занял третье место, которое они удерживали до девяноста минут до конца, когда двигатель заглох, в результате чего Боб Воллек остался на трассе. Икс и Белл вырвались в лидеры вскоре после полуночи и удерживали их до конца гонки, выиграв на три круга над своими товарищами по команде Йохеном Массом и Верном Шуппаном . В гонке с необычным истощением только восемнадцать машин были классифицированы из первоначальных 55 стартовавших.
Эта победа принесла Иксу беспрецедентную шестую победу в общем зачете, а Porsche провела свою самую доминирующую гонку, заняв пять первых мест, включая 1-2-3 в пользу заводской команды.
Правила
[ редактировать ]В этом году появились новые правила группы C – формула, по существу, открытого объема двигателя, но вместо этого ограничивающего вес и расход топлива. Концепция была опробована Автомобильным клубом de l'Ouest (ACO) в гонке 1975 года на основе идей, предложенных бельгийским гоночным журналистом, инженером и Ле-Мана 1960 года победителем Полем Фрером . В то время пресса высмеивала это, называя «гонкой экономии топлива». [ 1 ] [ 2 ] Но это в некоторой степени свело бы на нет преобладание турбодвигателей, несмотря на модификатор мощности x1,4. У двухместных автомобилей будет максимальное количество топлива, доступного в гонке, поэтому должен был быть компромисс между большей мощностью двигателей большего размера, большим расходом топлива двигателей с турбонаддувом и топливной эффективностью двигателей меньшего размера. более легкие автомобили. Для обеспечения безопасности конструкции был установлен минимальный вес 800 кг, а также были определены размеры: минимальная высота 100 см, максимальная ширина 200 см и длина 480 см. Эти параметры отражают параметры правил GTP ACO. Также между осями требовалась обязательная ровная площадка размером 100x80 см, чтобы попытаться ограничить повышение производительности поддона из-за воздействия земли. Топливные баки имели максимальную емкость 100 литров, и в гонке для каждой машины разрешалось делать не более 25 остановок для заправки – максимум 2600 литров со старта. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Правила в отношении ветрового стекла были таковы, что эффект сопротивления почти гарантировал, что любой автомобиль должен иметь закрытый кузов, а не открытый верх. [ 6 ]
В отличие от других гонок чемпионата, которые проводятся на заданную дистанцию, где команды могут рассчитать необходимую экономию топлива, открытый характер Ле-Мана потребует разумного управления топливом. Чтобы превзойти прошлогодний рекорд Джеки Икса и Дерека Белла в 4825 км (чуть менее 3000 миль) с использованием максимальных в этом году 2600 литров топлива, потребуется экономия топлива 54 литра на 100 км. [ 4 ] Это противоречило правилам IMSA, которые вместо этого использовали скользящие весы для балансировки мощности двигателя. Затем это исключило этапы на выносливость в Дайтоне и Себринге из чемпионата мира. [ 7 ]
С приходом к власти группы C классы Группы 6 и Ле-Мана GTP стали ненужными. Группа B заменит классы GT группы 4 и 5.
Записи
[ редактировать ]В то время как другие гонки чемпионата мира требовали, чтобы их поля были подкреплены автомобилями Группы 6, «дедушками» включенными в список участников, в списке Ле-Мана была очень сильная поддержка новой группы C с 33 заявками от самых разных производителей и гоночных специалистов. . Были заводские команды Porsche, Ford, Lancia и Mazda; производители гоночных автомобилей Лола, Марч и Рондо привозят заводские машины. Наконец, группа мелких специалистов по каперству представила свои собственные проекты Группы C. Всего было представлено 30 «работ», наиболее заметных в Ле-Мане за многие годы. [ 8 ]
Однако в качестве промежуточного года для завершения участия ACO принимал заявки от IMSA в категориях GTX и GTO и имел ограниченное количество мест для бывших классов FIA. [ 5 ]
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л |
Средние двигатели Классы <2,0 л |
Турбо двигатели |
---|---|---|---|
Группа С | 33 / 28 | - | 7 / 7 |
Группа Б | 1 / 0 | - | 1 / 0 |
Группа 6 С Спорт |
- | 6 / 3 | 3 / 2 |
Группа 5 СП Специальное производство |
5 / 4 | 2 / 2 | 6 / 5 |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
1 / 1 | - | 1 / 1 |
ИМСА ГТХ |
12 / 11 | - | 4 / 4 |
ИМСА ГТО |
6 / 6 | - | 3 / 3 |
Всего записей | 58 / 50 | 8 / 5 | 25 / 22 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Группа С
[ редактировать ]После триумфального дебюта турбодвигателя объемом 2649 куб.см в прошлом году компания Porsche немедленно приступила к разработке своего нового автомобиля группы C: Porsche 956 под руководством технического директора Норберта Зингера . Плоскошестицилиндровый четырехклапанный двигатель имел комбинированный блок воздушного охлаждения и головки водяного охлаждения. В квалификации при давлении наддува 1,2 бара мощность составит 615 л.с., а для достижения гоночной скорости и экономии топлива давление будет снижено до 1,1 бар (580 л.с.). Алюминиевый корпус был первым несущим шасси Porsche, аэродинамика которого при содействии Дорнье была проверена в аэродинамической трубе. Это привело к наклону двигателя под углом. также является первым автомобилем компании с эффектом приземного эффекта и Версия Langheck генерирует более чем в три раза большую прижимную силу, чем модель Porsche 917 десятилетием ранее. Была установлена совершенно новая 5-ступенчатая коробка передач, пришедшая на смену использовавшейся годом ранее 4-ступенчатой коробке CanAm. Проект занял всего 9 месяцев, и в марте пилот-испытатель Юрген Барт проводил трековые заезды, и его первый выезд состоялся на этапе Сильверстоун . Команда нервничала из-за расхода топлива, если конкуренты решили заставить их участвовать в гонках, чтобы не отставать. [ 9 ] [ 6 ] [ 10 ] У команды был компьютер на боксах и цифровые расходомеры на машинах, что давало им преимущество в расчете расхода топлива. [ 11 ] Три машины были готовы как раз вовремя, которыми руководил новый менеджер команды Питер Фальк. Джеки Икс вернулся на пенсию и снова работал водителем на постоянной основе, а Дерек Белл его штурманом был . На второй машине были Йохен Масс и Верн Шуппан, а на единственной третьей машине - Барт, Херли Хейвуд и Эл Холберт . [ 9 ]
Ford был еще одним крупным производителем, который бросил вызов Porsche. Новая модель C100 (названная так, как будто бы ее высота составляла 100 см) была основана на конструкции алюминиевого монокока от Лена Бэйли . Первое шасси было построено Hesketh Engineering, а Ален де Кадене построил еще два, дебютировав на Брэндс-Хэтч в 1981 году. Затем проект был передан Ford Deutschland для работы с немецкой гоночной командой Zakspeed . Форд сотрудничал с Cosworth для разработки знаменитого 3-литрового двигателя Формулы-1 DFV для этого автомобиля. Вышло две версии нового DFL V8: 3,3-литровая и 3,96-литровая модель мощностью 540 л.с. Именно последний был поставлен в С100. Две машины были заявлены Манфредом Винкельхоком и Клаусом Нидзвидсом на одном из шасси De Cadenet, а новое шасси Zakspeed (с обновлениями дизайна Тони Саутгейта, сбросившими вес на 40 кг) было передано Марку Зуреру и Клаусу Людвигу . [ 12 ] [ 13 ]

Состояние жителя Ле-Мана Жана Рондо резко возросло: он продал клиентам несколько автомобилей. Это позволило разработать экраноплан группы C, M482, и начать полноценный сезон WEC. Пока все было готово, команда адаптировала существующую конструкцию под спецификацию группы C, как M382. У них был лучший старт, они выиграли первый этап в Монце на обновленной машине M379C и вышли на гонку лидерами чемпионата. Для Ле-Мана были подготовлены три M382, оснащенные более крупным Cosworth DFL: на шасси, выигравшем гонку, будут пилотировать Франсуа Миго , Гордон Спайс и Ксавье Лапейр. На главной машине были Анри Пескароло и Жан-Пьер Жоссо (с пятью победами между ними), а на третьей машине был сам Рондо со специалистом по ралли Жаном Раньотти . Было также три клиента Rondeaux; У Кристиана Бюсси был M382 с 3,3-литровым двигателем DFL, а у Пьера Ивера и бывшего пилота команды Джеки Харана были более старые M379C с 3-литровыми двигателями DFV. [ 14 ] [ 13 ] [ 10 ]
Небольшая команда WM также рассматривала возможность проведения кампании WEC под руководством гоночной команды Secateva, созданной гонщиком WM Роджером Дорчи . Peugeot доработал двигатель PRV, объем которого теперь достиг 2850 куб.см, а мощность 540 л.с. Но расход топлива двигателя с двойным турбонаддувом оказался проблематичным в первых гонках. У нового P82 была понижена трансмиссия, чтобы улучшить центр тяжести и управляемость, и он мог развивать скорость до 350 км/ч (220 миль в час). В отличие от всех других автомобилей группы C, WM были значительно меньше максимальных размеров и поэтому имели гораздо меньшую лобовую площадь, что обеспечивало им более высокую скорость. Были представлены две машины: Дорши и Ги Фрекелен в одной и Жан-Даниэль Роле и Дидье Тейс в другой. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Как и в случае с WM, часть научно-исследовательской команды Mercedes-Benz участвовала в гонках группы C в качестве второстепенного участника. Швейцарский инженер Петер Заубер работал с компанией Seger & Hoffmann, занимающейся композитными технологиями, переходя от сотрудничества с BMW M1 к группе C. Они связались с техническими специалистами Mercedes для разработки конструкции шасси и аэродинамики. Получившийся в результате SHS C6 был оснащен 3,96-литровым двигателем Cosworth, настроенным Хейни Мадером, который довел его мощность до 540 л.с. Два из них были построены и проданы Герхарду Шнайдеру (который купил настроенный Sauber M1) и швейцарскому магнату игровых автоматов Вальтеру Бруну . Обе машины будут управляться гоночной командой GS Sport Шнайдера. Брун управлял своей машиной с Зигфридом Мюллером-младшим, в то время как у другого был постоянный игрок команды Ханс-Йоахим Штук, к которому присоединились Жан-Луи Шлессер и Дитер Кестер . [ 18 ] [ 19 ]

Поскольку Porsche 956 не будет доступен для продажи покупателям до следующего года, Йост и Кремер получили копии заводских планов Porsche 936 по созданию своих собственных точных версий. Рейнхольд Йост оснастил новый 936CJ 2,5-литровым двигателем с турбонаддувом и эксплуатировал его вместе со старым 936/77, что обеспечило Бобу Воллеку чемпионство DRM . Купленные бельгийскими братьями Мартин, они представили его на WEC вместе с Воллеком при спонсорской поддержке красно-белой табачной компании Belga . После того, как они заняли третье место в Сильверстоуне, Филипп Мартен сильно разбил машину на Нюрбургринге. Реконструкция дала инженерам возможность установить на трассу длинный хвост и нос с низким лобовым сопротивлением. [ 20 ] [ 10 ] Точная копия Porsche братьев Кремер, C-K5, имела раму 936, шасси с кевларовым плавником, а также коробку передач и заднюю подвеску от неудачного прошлогоднего проекта 917. Он был оснащен 2,3-литровым оппозитным шестицилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом и мог развивать скорость 330 км/ч (205 миль в час). Но все закончилось в последнюю минуту, и времени на трековые тесты не было. Они продолжили продуктивные отношения с командой Interscope Racing Теда Филда и его постоянным гонщиком Дэнни Онгайсом Кремера Ле-Мана 1979 года , а также с победителем Биллом Уиттингтоном . [ 21 ] [ 10 ]
Lola Cars после первоначальных испытаний T600 приступила к созданию своего преемника для группы C — T610. У него был специально построенный сотовый монокок для двигателя Cosworth DFL и шасси из углеродного волокна и кевлара. Аэродинамика была точно настроена в аэродинамической трубе Williams F1 в Дидкоте . Это дало ему максимальную скорость около 345 км/ч (215 миль в час). Заводской машиной управляли Гай Эдвардс , Руперт Киган и Ник Фор американской машиной Кента-Кука были Брайан Редман и Джим Адамс. , а с [ 22 ] [ 10 ] В последний раз команда Grand Touring Cars привозила свои автомобили Mirage в Ле-Ман в 1979 году. Они привезли новую модель M12 . Спроектирован и построен Джоном Хорсманом, который работал с Джоном Уайером над оригинальными моделями, и Хауденом Гэнли из Tiga Race Cars . Два шасси были построены, испытаны в аэродинамической трубе Локхид в Атланте и прошли дорожные испытания в Риверсайде . Оснащенные 3,9-литровым двигателем Cosworth, они могли развивать скорость до 340 км/ч (210 миль в час). Время на подготовку обеих машин истекло, поэтому во Францию отправили только одну, которой управляли Марио Андретти (который последний раз участвовал там в гонках в 1967 году) и его 19-летний сын Михаэль . [ 23 ] [ 16 ] [ 24 ]
Компания March Engineering уже оказала влияние на серию американских одноместных автомобилей CART . [ 25 ] Он вошел в группу C, взяв на вооружение дизайн BMW M1C, предназначенный для конкурса IMSA. Этот автомобиль был существенно переработан Адрианом Ньюи, чтобы в его монококовом шасси можно было разместить любой двигатель. Первым выбором был 5,8-литровый двигатель V8 Chevrolet «смолл-блок» мощностью 550 л.с. Первое шасси было куплено Бобом Гарретсоном как GTP-спецификация и хорошо зарекомендовало себя в Америке. Бобби Рахал и Джим Труман финишировали вторыми в Себринге , и к ним присоединился Скитер МакКиттерик. Еще два шасси были проданы американским командам, а четвертое шасси было заявлено заводской командой для участия в Ле-Мане под управлением Эдже Эльга , Патрика Неве и Джеффа Вуда . [ 10 ] Новой моделью группы C от Dome стала RL82. Построенный к марту, он имел 3,3-литровый двигатель DFL и новые тормоза, но уже не имел отчетливой клиновидной формы, как предыдущие модели. В этом году у постоянного пилота команды Криса Крафта был бывший гонщик March F1 Элисео Салазар . [ 26 ] [ 16 ]

Компания Nimrod Racing Automobiles была основана в 1981 году англичанином Робином Гамильтоном и Aston Martin председателем правления Виктором Гаунтлеттом для создания конкурента группы C на базе двигателя Aston Martin. Хэмилтон ранее управлял своим собственным модифицированным Aston Martin V8 Vantage в Ле-Мане, но с плохими результатами. Они взяли проект T385 у Эрика Бродли из Lola и построили его на алюминиевом корпусе. Он был оснащен 5,3-литровым двигателем Aston Martin V8 с впрыском топлива. Настроенный собственной командой Aston, Tickford Engineering, он развивал мощность 570 л.с. и мог развивать скорость до 320 км/ч (200 миль в час). Но при весе 1050 кг это был самый тяжелый из автомобилей группы C. Было построено два шасси, одно продано виконту Дауну (акционеру Aston Martin). В заводской машине были Джефф Лис , Тифф Ниделл и Боб Эванс , а в машине виконта — Рэй Маллок , Майк Сэлмон и Саймон Филлипс. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Спонсором «частного» автомобиля выступила спасителя Aston Martin Виктора Гаунтлетта компания Pace Petroleum, . [ 30 ]
Вдохновленный достижениями Жана Рондо, житель Ле-Мана Ив Кураж решил построить свой собственный автомобиль группы C. Cougar C01 имел алюминиевый монокок от той же компании, поставляющей Rondeau. Шасси было разработано бывшим инженером Ligier и Renault Жан-Ивом Шарлем и оснащено 3,3-литровым двигателем Cosworth DFL, настроенным швейцарским специалистом по двигателям Хейни Мадером. В прошлом году он участвовал в гонках с Жаном-Филиппом Грандом , агентом Primagaz, и они снова объединились при спонсорской поддержке Primagaz вместе с Мишелем Дюбуа в качестве третьего гонщика. [ 31 ] [ 16 ] Команда GRID (Джузеппе Ризи и Ян Доусон) недавно запустила программу работ Лолы. В этом году они разработали свой собственный автомобиль группы C по дизайну Джеффа Олдриджа, который работал над революционным эффектом Lotus 79 вместе с Колином Чепменом . У S1 был кевларовый и карбоновый двигатель Cosworth DFL объемом 3,3 литра. Эмилио де Виллота участвовал в гонках WEC вместе с Дэвидом Хоббсом . Чтобы участвовать в гонке с де Виллотой в Ле-Мане, Доусон пригласил на борт Алена де Кадене и Дезире Уилсон . Де Кадене отказался от своих собственных гоночных проектов и предложил 3,9-литровый двигатель DFL для своего будущего C100. Но даже при этом машина могла развивать лишь 290 км/ч (185 миль в час). [ 32 ] [ 16 ] Франсуа Дюре купил старый De Cadenet-Lola и вместе с компанией ADA Engineering Яна Харроуэра разработал новый кузов, соответствующий требованиям группы C. Но оснащенный маломощным 3-литровым двигателем Cosworth DFV, он мог развивать скорость лишь 320 км/ч (180 миль в час). [ 33 ] [ 16 ] Немец Эрнст Унгар занимался производством спортивных автомобилей с 1973 года, а в этом году Ungar Racing Development построила для Юргена Каннахера две машины для участия в Interserie и DRM. C81 был построен на базе BMW M1 3,5-литрового двигателя . Подготовленный командой Schnitzer Motorsport , он развивал мощность 480 л.с., что позволяло автомобилю развивать скорость до 305 км/ч (190 миль в час). [ 32 ] [ 16 ] Его опыт создания специальных приспособлений для восхождений на холмы означал, что они были довольно легкими. [ 34 ]
Группа 6 (2 литра)
[ редактировать ]
Хотя большие автомобили Группы 6 были заменены Группой C, FIA разрешила въезд 2-литровым автомобилям, чтобы помочь сохранить поля (и не препятствовала входу новых моделей). Они не будут засчитывать очки в зачет чемпионата производителей, но могут засчитывать звание пилота. Будучи всегда оппортунистами, Lancia выпустила новый автомобиль с открытым верхом для класса Group 6. Lancia LC1 имела шасси производства Dallara с юбками и эффектами заземления (оба запрещены в группе C). Он был оснащен тем же турбодвигателем объемом 1425 куб.см, который был на их Group 5 Beta Montecarlo , который теперь был настроен на мощность 440 л.с. Без ограничений по весу и топливу, присущих группе C, он все равно мог развивать скорость 300 км/ч (185 миль в час) и был настоящим претендентом, выиграв два из трех раундов безоговорочно. Однако многие в автоспорте увидели в этом циничное использование правил. [ 21 ] [ 35 ] Команда Мартини вернула на гонку своих постоянных гонщиков Формулы-1: Микеле Альборето и Тео Фаби с Рольфом Стоммеленом и Риккардо Патрезе , а также Пьеркарло Гинцани с Хансом Хейером . [ 21 ]
В конце 1970-х годов класс 2-литровых двигателей преимущественно состоял из моделей Lolas и Chevron. После смерти основателя Chevron Дерека Беннета в 1978 году компания переживала тяжелые времена. Консорциум энтузиастов и водителей, в том числе Мартин Бирран , пытался восстановить марку. Бирран представил в качестве заводской заявки B36, оснащенный двигателем Cosworth BDX. Его штурманами были Джон Шелдон и Нил Крэнг . Шестилетний дизайн всегда будет конкурировать с новенькими Lancias. [ 36 ]
Группа 5
[ редактировать ]Поскольку группа 5 постепенно выводится из эксплуатации, в этом году более и менее 2-литровые модели были объединены в уменьшенный класс. В нем доминировали четыре Porsche 935 . Команда Vegla под руководством Дитера Шорнштейна снова работала с Райнхольдом Йостом над их 935J, а на автомобили с комплектом Kremer подали заявки немец Эдгар Дёрен и прошлогодний победитель класса Чарльз Айви Инжиниринг. Четвертой машиной стал четырехлетний 934/5 Клода Халди. [ 37 ]
Противодействие «Порше» было ограниченным. Единственный BMW в этом году принадлежит французской команде ORECA Хьюга де Шонака . [ 38 ] Scuderia Sivama di Galliate купила на заводе пару Lancia Montecarlos , которые будут участвовать в WEC командой Scuderia Vesuvio Даниэле Аудетто . В Ле-Мане они работали с двумя постоянными французскими каперами, Тьерри Перье и Жан-Мари Лемерлем, которые будут делить управление с гонщиками Scuderia. [ 33 ]
ИМСА ГТХ
[ редактировать ]В классе GTX было сильное количество участников: в нем участвовали Porsche, Ferrari, Mazda и BMW. В этом году мастерская Джоста изготовила две копии Porsche 935/78 (в просторечии известного как «Моби Дик»), используя чертежи, предоставленные заводским заводом. Одна из характерных моделей с длинным хвостом была продана компании Momo Racing Джанпьеро Моретти , а другая досталась Джону Фитцпатрику, дебютировав в гонке в Ле-Мане вместе со штурманом Дэвидом Хоббсом . [ 39 ] Менеджер команды Тим Шенкен имел 2,6-литровый двигатель Joest, подходящий для гонок. [ 10 ] Два Kremer 935/K3 представили американские команды Боба Гарретсона и Ральфа Кента-Кука. Оба имели 3,2-литровые двигатели для квалификации, а затем для гонки были заменены на экономичную 2,8-литровую версию. [ 40 ] [ 10 ]
Команда Боба Эйкина разработала собственную вариацию Porsche 935, дебютировавшего в Ле-Мане. Необычно то, что у него был клепаный монокок из сплава. Силуэт кузова позаимствовал лопатообразный нос от Lola T600 . К сожалению, сборка была завершена поздно, и его пришлось отправить во Францию напрямую, без каких-либо испытаний. Для квалификации будет использоваться 3,2-литровый двигатель, а альтернативный 2,8-литровый двигатель будет урезан до 2670 куб.см и мощностью 630 л.с. Но это была также и самая тяжелая машина в гонке — 1150 кг. [ 15 ] [ 10 ]
Четыре Феррари выстроились в ряд против Поршей. Двое из них управлялись североамериканской гоночной командой с Аленом Кудини и Престоном Хенном в качестве ведущих гонщиков, а также командой Prancing Horse Farm Рона Спенглера с Пьером Дьедонне , а четвертым был французский агент Ferrari Шарль Поцци , у которого были постоянные пилоты команды Клод. Балло-Лена и Жан-Клод Андруэ . [ 41 ]
Mazdaspeed все еще готовила свой проект группы C, поэтому тем временем работала с компанией Mooncraft над разработкой RX-7 . Модернизированный RX-7 254i был более аэродинамичным, а его двухроторные двигатели могли развивать мощность 320 л.с. и развивать скорость 275 км/ч (170 миль в час). Автомобили готовились к европейским гонкам компанией Tom Walkinshaw Racing . Уолкиншоу вел одну машину, а заводской водитель Ёдзиро Терада - другую. [ 42 ] [ 16 ] В этом году команда EMKA Стива О'Рурка перевела BMW из группы 5 в класс GTX. О'Рурк также был менеджером Pink Floyd , а барабанщик группы Ник Мейсон присоединился к нему в качестве штурмана. [ 38 ]
IMSA GTO, группа 4 и группа B
[ редактировать ]Команда Brumos Racing Питера Грегга доминировала в американских гонках спортивных автомобилей на протяжении 1970-х годов. После смерти Грегга в 1980 году управление командой взяла на себя его жена Дебора. Она заключила сделку с производителем шин BFGoodrich на продажу пары омологированных Porsche 924 с новым турбодвигателем объемом 2008 куб.см. Несмотря на то, что для квалификации мы использовали шины Dunlop, целью было участвовать в гонках на высокопроизводительных шоссейных шинах. В одной машине находились американцы Джим Басби и «Док» Банди , а в другой — Манфред Шурти , Патрик Бедард и Пол Миллер. Третий Porsche со старым двигателем объемом 1984 куб.см был представлен Ричардом Ллойдом и занял очень хорошее 5-е место в общем зачете на этапе Нюрбургринга. В Ле-Мане его штурманом будет Энди Роуз . [ 43 ] [ 44 ]

Несмотря на разочаровывающий результат в прошлом году, Билли Хэгана вернулась команда Stratagraph с двумя большими Chevrolet Camaros . Обе машины получили двигатели меньшего размера, а также передние и задние дисковые тормоза. Прошлогодняя машина (с 5,7-литровым двигателем V8) имела аэродинамический нос и высокий задний аэродинамический профиль. На нем участвовали NASCAR ветераны Дик Брукс и Хершел МакГрифф . Автомобиль Хэгана имел 5,4-литровый двигатель V8 мощностью 570 л.с. и обычный гоночный кузов. [ 45 ] [ 16 ]
В классах группы B и группы 4 был только один участник, и оба были вариантами Porsche 911. У французского капера Алена Гадаля был 3,3-литровый Porsche 930 с турбонаддувом , а у Ричарда Клира был 3-литровый Porsche 934 с турбонаддувом в классе GT. [ 42 ]
Максимальные скорости, зафиксированные на скоростной ловушке Унаудьер [ 44 ] [ 46 ]
Машина | Водитель | Двигатель | Власть Выход |
Макс. Скорость (км/ч) |
Макс. Скорость (миль в час) |
Масса (кг) |
---|---|---|---|---|---|---|
Порше 956 | #1 Джеки Икс | Порше 935/76 2649cc F6 твин-турбо |
615 л.с. | 355 | 221 | 858 |
Лола Т610 | # 16 Эдвардс / Киган | Cosworth DFL 3955cc V8 | 540 л.с. | 353 | 220 | 885 |
ВМ Р82 | #9 Тейс / Пиньяр | Пежо ПРВ 2850cc V6 твин-турбо |
540 л.с. | 349 | 217 | 824 |
Купол RC82 | #36 Крис Крафт | Cosworth DFL 3298cc V8 | 344 | 214 | 903 | |
Мираж М12 | #27 Марио Андретти | Cosworth DFL 3955cc V8 | 540 л.с. | 341 | 212 | 936 |
Порше 935-L1 | #76 Акин / Миллер / Коварт | Порше 2670cc F6 турбо | 337 | 210 | 1154 | |
Пума C01 | #35 Кураж / Гранд / Дюбуа | Cosworth DFL 3298cc V8 | 335 | 208 | 876 | |
Порше C-K5 | #5 Дэнни Онгайс | Порше 2344cc F6 турбо | 333 | 207 | 877 | |
Раундель М382 | #24 Анри Пескароло | Cosworth DFL 3955cc V8 | 540 л.с. | 331 | 206 | 807 |
Форд С100 | #6 Клаус Людвиг | Cosworth DFL 3955cc V8 | 540 л.с. | 328 | 204 | 871 |
Заубер СХС С6 | #20 Ханс-Йоахим Штук | Cosworth DFL 3955cc V8 | 540 л.с. | 327 | 203 | 863 |
Март 82Г | #14 Нервный / Элгх | Шевроле 5835cc V8 | 570 л.с. | 322 | 200 | 895 |
Нимрод НРА/C2 | # 31 Джефф Лис | Астон Мартин 5340cc V8 | 570 л.с. | 321 | 199 | 1047 |
Запустить LC1 | #51 Микеле Альборето | Lancia 1425cc S4 турбо | 440 л.с. | 301 | 187 | 703 |
Порше 924 Каррера ГТР | #86 Манфред Шурти | Порше 2008cc S4 турбо | 299 | 186 | 1077 | |
Мазда RX-7 254i | #83 Уокиншоу / Ловетт | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
320 л.с. | 274 | 170 | 960 |
Практика и квалификация
[ редактировать ]В целом погода была хорошей для двух четырехчасовых квалификационных сессий, если не считать потери последних получаса из-за короткой и резкой грозы. Новой особенностью этого года стала дополнительная 45-минутная разминка в субботу утром, как последний шанс отказаться от любых изменений или регулировок двигателя после тренировок. [ 4 ] [ 44 ] [ 47 ] Джеки Икс снова подтвердил свою власть над остальными гонщиками, пройдя самый быстрый квалификационный круг в начале первой из двух тренировок и показав самую высокую скорость на прямой Унаудьер. Скорость 355 км/ч (221 миль в час) была немного медленнее, чем у его машины в прошлом году, но лучшая управляемость позволила увеличить общее время круга (3:28,4). [ 48 ] [ 44 ] Товарищ по команде Йохен Масс отставал почти на секунду, а Боб Воллек еще на секунду отставал и стал третьим. Следующими были две Lancia: Патрезе прибыл всего за час до конца второй сессии после задержки рейса из Венеции , но ему понадобилось всего два круга на машине, чтобы квалифицироваться в рамках правила 125%, прежде чем дождь остановил сессию. [ 44 ] Клаус Людвиг был самым быстрым гонщиком Ford, заняв шестое место на стартовой решетке (3:32,5), за ним следовали Sauber Штука, Kremer-Porsche и Andretti Mirage, занявшие девятое место. Несмотря на то, что Лола была очень быстра на прямой, ей удалось занять только десятое место (3:38,0) и отставать от Икса почти на десять секунд. Команда Рондо провела удручающую практику из-за проблем с подачей топлива и электрикой, а Миго показал лучшее время - 3:40,7 и квалифицировался пятнадцатым. Хотя заводской Nimrod был на 25 км/ч быстрее своего собрата по конюшне, его плохой баланс означал, что он плохо управлялся и фактически был на две секунды медленнее в целом (3:48,2 на 25-м месте). Dome был очень быстр, но новая тормозная система не работала должным образом, и ее пришлось заменить. Они квалифицировались только 19-ми, а затем в субботу утром у Салазара случился важный момент, когда на Mulsanne на полной скорости лопнуло заднее колесо. Благодаря временному ремонту он был вовремя включен в сеть. [ 44 ] [ 26 ] Похожая проблема ранее случилась с любимой Vegla 935 и привела к более серьезным последствиям. Шина лопнула сразу после излома Mulsanne, когда Харальд Грос ехал со скоростью 300 км/ч. Он скатился с дороги, ударившись о препятствия с обеих сторон, а затем совершил серию безумных кувырков. Затем разбитая машина загорелась, но, что удивительно, Грос был потрясен, но не пострадал и помог быстро сбежать, поскольку в результате хаоса дверь была оторвана. [ 44 ] [ 47 ] [ 37 ] Еще одним неудачливым участником стал Ричард Ллойд, чей Porsche 924 не смог пройти квалификацию второй год подряд, на этот раз из-за сломанных поршней на двух двигателях, второй из которых был поставлен непосредственно с завода Porsche. [ 44 ]
В этом году автомобили IMSA отставали от темпов новой группы C. Самым быстрым Porsche 935 был автомобиль Кремера из группы 5 Эдгара Дорена, занявший 18-е место (3:44,1). Специальный гонщик Джона Фитцпатрика на Джосте оказался разочаровывающим 26-м (3:48,5), в то время как самой быстрой Ferrari была машина NART со временем 3:54,1 (36-е место), опередившая ошеломляющую Camaro Билла Хэгана на 32-м месте (3:52,6). [ 48 ] После окончания квалификации ряд лучших команд заменили свои двигатели на менее тюнингованные и меньшей мощности с целью улучшить экономию топлива в гонке. Утром в день гонки команда Porsche обнаружила еще одну проблему с двигателем Икса и Белла, и они приняли меры предосторожности и снова заменили двигатель - Белл посчитал, что теперь у них есть двигатель 7-й струны команды. [ 49 ] Команда Пескароло/Жоссо покинула гонку очень поздно: после субботней утренней разминки из-за проблемы с топливной системой им пришлось провести пятичасовую полную замену двигателя за небольшую часть этого времени, закончив гонку всего за десять минут до крайнего срока. [ 44 ] [ 47 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]День скачек выдался солнечным и теплым, и собрал огромную толпу в 250 000 человек. В этом году почетным стартером стал Луиджи Чинетти , трехкратный победитель Ле-Мана и основатель North American Racing Team. [ 46 ] Празднование пятидесятой годовщины включало в себя грандиозный парад классических автомобилей Ле-Мана, в том числе Chenard-Walcker , первого победителя в 1923 году , Bentley Speed Six , Jaguar и Ferrari. [ 47 ] Перед тем, как машины стартовали, произошла драма: Андретти Мираж был дисквалифицирован по техническим причинам. Случайная проверка, проведенная официальным лицом, обнаружила, что маслоохладитель коробки передач установлен в 10 см позади коробки передач (номинально небезопасное положение), что было упущено при первоначальном техническом осмотре. Марио был в ярости после провала на старте, из-за которого его гонка «Индианаполис 500» завершилась еще до ее начала в мае. [ 23 ] [ 44 ] [ 50 ] Хотя механики могли внести необходимые изменения, решение было окончательным, и Ричарду Ллойду, как первому резервному, было дано уведомление за пятнадцать минут, чтобы вывести свою машину на стартовую решетку. [ 50 ]
Икс и Масс с самого начала вырвались вперед в стремительном темпе, их преследовали Рондо Миго и Жоссо, Заубер Штука и Людвиг на Форде. У обеих заводских Lancias сразу же возникли проблемы из-за неисправных топливных насосов, и на первых двух кругах обе машины остановились на трассе для текущего ремонта, и каждой потребовалось по часу, чтобы вернуться в боксы. Они вернулись в гонку в конце поля, на много кругов позже. [ 44 ] [ 21 ] Dome и Sauber Брюна также рано вышли на пит-стоп, а Лола Ревсона не смогла стартовать и осталась на стартовой решетке. Пескароло приехал на седьмом круге и потратил 40 минут на поиск неисправности в своем Рондо. [ 51 ] Первым выходом на пенсию в течение первых получаса стал Grid-Plaza с отказом поршня. [ 32 ] [ 11 ] После успешного выступления в топ-20 Cougar сломал подвеску (как это произошло на Нюрбургринге) и потерял час в боксах. Рано утром в воскресенье у него случился еще один сбой приостановки, что привело к его закрытию. [ 31 ]
Первоначально лидировала Масса, преследуемая WM Пиньяра. Икс отступил, чтобы позволить спринтерам уйти, пока постепенно не отогнал их и не вышел вперед на девятом круге. [ 51 ] Более жаждущим «Нимродам» и «Порше» пришлось выйти на пит-стоп первыми, всего через 47 минут, поэтому Миго лидировал в первый час, опередив Нидзведза, Рондо и Штука. [ 52 ] Киган на Ultramar Lola уверенно ехал шестым, разделяя три Porsche, пока ему не пришлось остановиться, чтобы закрепить незакрепленную дверь. Пиньяр уступил место Рауле на WM, занявшему 9-е место, но родственная машина проиграла более получаса в боксах после того, как Дорчи запутался с вращающимся Рондо Бюсси, пытаясь обойти его. [ 51 ] [ 15 ] Ранним вечером Жан Рондо показал самый быстрый круг в гонке, не отставая от Porsche, пытаясь увеличить расход топлива их турбодвигателей. [ 11 ] Ограничения на топливо вызвали проблемы на раннем этапе, поскольку команды неправильно рассчитали его расход. Первой жертвой стал мощный Porsche 935 Боба Эйкина. [ 15 ] Затем Ральф Кент-Кук вывел Лолу из строя из-за чрезмерного расхода топлива, вызванного бурной пробежкой по полю после неудачного старта. [ 22 ]
В 19:35 надежды британцев рухнули, когда медленный прокол лопнул шину на заводе Тиффа Ниделла «Нимрод», когда он бежал девятым и ехал на максимальной скорости по задней прямой. Двигаясь по дороге, он в конце концов развернулся и на скорости 320 км/ч (200 миль в час) врезался спиной в барьер на повороте Мулсанн. К счастью, Ниделл не пострадал. [ 11 ] [ 51 ] На место аварии был отправлен курсовой автомобиль. К сожалению, представители бокса подумали, что это пейс-кар, и задержали машины, в результате чего Мюллер (Sauber), Стоммелен (Lancia), Хоббс (935) и Cougar проиграли два круга, пока они ждали и ждали, пока их выпустят из боксов. . [ 51 ] [ 18 ]

На четырехчасовой отметке Винкельхок лидировал на Ford, а Холберт/Хейвуд/Барт Порше были вторыми (61). На круге назад были Белл (Porsche), Спайс (Рондо), Зурер на другом Ford, WM Рауле, Шлессер (Sauber) и Джост Порше. Третий заводской Porsche отставал еще на один круг после того, как ему пришлось остановиться, чтобы исправить осечку. Вскоре после 8 вечера «Форд» отправился на дозаправку, уступив лидерство «Порше», а «Рондо» преследовал его по горячим следам, и так он продолжал идти до самой ночи. [ 51 ]
Ночь
[ редактировать ]Сильные вибрации, присущие длинноходному двигателю Cosworth DFL, начали вызывать множество проблем: сцепление Шлессера нуждалось в ремонте только для того, чтобы Sauber затем отказался заводиться. [ 51 ] [ 53 ] Еще до полуночи к ним присоединится их товарищ по команде после того, как у них сломался третий стартер. [ 18 ] Ultramar Lola откатилась назад с встряхнутым стартером и, наконец, съехала с дистанции после 21:00 из-за поломки прокладки головки блока цилиндров. [ 22 ] Оба «Форда» тоже сломались: Винкельхок потерял сцепление, затем двигатель, а через десять минут Зурер тоже остановился на трассе с разбитой электрикой. За исключением Рондо Миго/Списа/Лапейра, занявшего третье место, две другие машины команды провели ужасное время, сделав несколько остановок для устранения проблем с топливом и электрикой и оставив их далеко позади. [ 54 ] [ 11 ] [ 12 ] Лучший WM удерживал шестое место после того, как в 22:30 ему пришлось заехать на пит-стоп для замены генератора. Остановка стоила 20 минут, в результате чего они опустились на двенадцатое место, и они так и не восстановились - вскоре после часа ночи у него сломалась коробка передач. [ 15 ]
Вскоре после полуночи, проведя четыре часа впереди, «Порше» Холберта/Хейвуда/Барта внезапно въехал в боксы после того, как сорвало неплотно закрытую дверь. Ремонт занял двадцать минут, опустив их на пятое место. Затем ранним утром сломался задний ступичный подшипник, и они, наконец, вернулись в гонку, отстав на 20 кругов. На половине дистанции по меньшей мере 20 машин уже сошли с дистанции, а еще несколько были «ходячими ранеными». Все три работы Rondeaux вышли в свет. Лапейр припарковал машину, занявшую третье место, в Арнаже, где дистрибьютор был потрясен ДФЛ. [ 14 ] WM также отсутствовали, у Пиньяра/Роле/Тейса была сломана коробка передач из-за неисправного генератора переменного тока, а у Дорчи/Фреклена/Кудерка случилась еще одна авария, в результате которой машина загорелась. [ 54 ] На полпути Икс/Белл (180) опережали машину Масса/Шуппана на круг, а машина Джоста отставала на три круга (176). Капер Нимрод стабильно шел четвертым (171), а восстанавливающийся Porsche (169) опережал Фитцпатрика 935, лидировавшего в классе GTX. Их преследовали NART Ferrari (168), британский 935, лидирующий в группе 5 (167), и Cooke Racing 935K3, занявший девятое место (164). [ 54 ] [ 11 ] GT лидировали Mazdas: Уолкиншоу занял 12-е место (перепрыгнув пять позиций за 12-й час), Терада - 16-е, а Ричард Клир - 934 - 17-е. Из 55 участников стартового состава только 31 остался в живых.
Утро
[ редактировать ]На рассвете два Porsche прочно закрепились впереди, отставая на тренировке от своего темпа на 30 секунд. [ 55 ] [ 56 ] Воллек остался на третьем месте, а Ferrari поднялась на четвертое. «Нимрод» потерял время, когда холодный утренний воздух щелкнул передним тормозом при резком замедлении перед поворотом Мулсанн. Модель 935 Фитцпатрика только что заняла четвертое место в 6.15 утра, когда она вылетела в боксы из-за лопнувшей прокладки головки блока цилиндров. Вместо того, чтобы ремонтировать двигатель, экипаж отсоединил неисправный цилиндр и отправил их обратно на пять, отставая от скорости как минимум на 15 секунд на круге. [ 55 ] [ 39 ]

Тем временем у других ведущих GT возникли проблемы. У GTX BMW Стива О'Рурка (который всю ночь ехал очень хорошо на 12-м месте) возникали все более и более серьезные проблемы со сцеплением; [ 38 ] 934-й потерял время, когда два карданных вала сломались с разницей в два круга; Лидирующая гонка Mazda закончилась, когда Питер Ловетт остановился на задней прямой с перегоревшим двигателем. [ 55 ] [ 42 ] Затем еще большая драма случилась в 10:40, когда ведущий Porsche получил прокол, и ему пришлось медленно ползти 6 километров обратно в боксы, чтобы спасти подвеску. [ 9 ] Отрыв с пяти кругов сократился до трех, прежде чем они снова набрали скорость. Третий Porsche вернулся на поле, поднявшись на четвертое место, все еще отставая от больного 935 на девять кругов. Некоторые автомобили начали проявлять признаки износа: Nimrod дымил, опустившись на восьмое место; По обе стороны полудня Charles Ivey 935, который ехал шестым, потерял 18 кругов на трех пит-топах из-за ремонта турбины. [ 37 ] Рано утром BMW Тьерри Перье поднялся на 14-е место, но был дисквалифицирован за полную замену коробки передач, основного компонента, который не разрешается менять во время гонки. [ 33 ] [ 55 ] [ 56 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]В полдень, за четыре часа до конца, Икс/Белл (299) все еще опережал Шуппана/Масса на 3 круга. Воллек и братья Мартин заняли третье место (288), но с усугубляющейся осечкой. Третий заводской Porsche надвигался, но далеко назад (280). К несчастью для команды Йоста, двигатель не выдержал, и машина остановилась в Тертр-Руж всего за 90 минут до финиша. [ 20 ] Еще одним поздним выходом на пенсию стала EMKA BMW. Наконец-то произведя замену сцепления, которая стоила часа, машина остановилась на повороте Мулсанн после того, как из-за утечки масла из мотора осталось меньше двух часов. [ 38 ]
В результате заводские Porsche работали по схеме 1-2-3, случайно в таком порядке номеров, и именно так они и закончили гонку без дальнейших происшествий. [ 20 ] [ 55 ] Марка Porsche заняла пятерку лучших мест за свой лучший результат в истории, а Fitzpatrick 935 финишировал четвертым на пятицилиндровом двигателе, отстав на тридцать кругов от победителя, но все же на четыре круга опередив Cooke Racing 935 (также на пять цилиндров). [ 40 ] Шестым стал Ferrari команды Prancing Horse Farm, который избежал неприятностей и за последние два часа занял три места. Несмотря на то, что Рэй Маллок напугал команду Nimrod, когда она остановилась на Porsche Curves в 13:30, давление топлива в двигателе было достаточным, чтобы снова начать движение, и он вернулся в боксы для ремонта. С семью цилиндрами Aston Martin финишировал седьмым. [ 55 ] [ 53 ] [ 27 ] Следующим был Ivey 935, выигравший в классе 5 более чем на 20 кругов у капера Lancia. У NART Ferrari, которая ехала четвертой, около 14:00 отказала коробка передач. Кудини остановился на Ford Chicane, но сумел вернуться на пит-лейн, где они ждали последних кругов, и в конце концов выехали накатом и финишировали девятыми. [ 41 ]
На финише работали только два из шестнадцати двигателей Cosworth: два капера Rondeaux, DFV Пьера Ивера вернулся домой десятым, а DFL Кристиана Бюсси финишировал пятнадцатым, потеряв за ночь два часа на замену сцепления. [ 14 ] Busby/Bundy 924 Carrera выиграл класс GTO, проехав всего на одном комплекте дорожных шин BF Goodrich на протяжении всей гонки, что сделало его первой победой в классе Ле-Мана для автомобиля на дорожных шинах с момента появления специализированных гоночных шин. . [ 57 ] Оба Camaro финишировали, хотя машина МакГриффа и Брукса не была классифицирована после того, как потеряла четыре часа в боксах на ремонт коробки передач и проехала всего один круг за последний час. [ 45 ] (финишировал со средней скоростью гонки едва 50 миль в час [ 56 ] ).
Интересно, что после прежних опасений по поводу расхода топлива победивший Porsche также получил приз за энергоэффективность. Они достигли 47,8 литров на 100 км при целевом показателе в 35,1. [ 9 ] Дерек Белл подсчитал, что к концу у них осталось топлива всего на 20 минут, что могло бы стать проблемой, если бы их полностью подталкивали другие команды. [ 49 ] В качестве постскриптума можно отметить, что победа Джона Фитцпатрика в классе IMSA-GTX также окажется последней европейской победой могучего 935. Это была также машина, в которой в апреле следующего года в Риверсайде погиб Рольф Стоммелен . [ 39 ] [ 58 ]
Эта победа принесла Иксу беспрецедентную шестую победу в общем зачете, а Porsche добилась своей самой доминирующей гонки, выиграв все классы. Он включал 1-2-3 для заводской команды, будучи единственной командой, все автомобили которой финишировали, и установил очень высокую планку для других производителей, чтобы они могли превзойти их в новом режиме Группы C.
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 59 ] [ 46 ] [ 60 ] [ 61 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.С | 1 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 956 | Порше 935/76 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 359 |
2 | Гр.С | 2 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 956 | Порше 935/76 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 356 |
3 | Гр.С | 3 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 956 | Порше 935/76 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 340 |
4 | ИМСА ГТХ |
79 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935/78J | Порше 930/79 2,7 л F6 турбо |
Г | 329 |
5 | ИМСА ГТХ |
78 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 -К3 | Порше 930 2,8 л F6 турбо | Г | 325 |
6 | ИМСА ГТХ |
70 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512 ББ/ЛМ | Феррари 4.9л F12 | М | 322 |
7 | Гр.С | 32 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Нимрод НРА/C2 | Астон Мартин DP1229 5.3L V8 | А | 317 |
8 | Гр.5 СП |
60 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 -К3/79 | Порше 930 3,1 л F6 турбо | Д | 316 |
9 | ИМСА ГТХ |
72 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 5.0L F12 | Д | 306 |
10 | Гр.С | 25 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | А | 306 |
11 | ИМСА ГТХ |
77 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 2,8 л F6 твин-турбо |
Г | 299 |
12 | Гр.5 СП |
66 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | Г | 295 |
13 | Гр.4 ГТ |
90 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 291 |
14 | ИМСА ГТХ |
82 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 254i | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 282 |
15 | Гр.С | 38 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Раундель М382 | Косворт DFL 3.3L V8 | Д | 279 |
16 | ИМСА ГТО |
87 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Б Ф | 272 |
17 | ИМСА ГТО |
81 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Камаро | Шевроле 5,4 л V8 | Г | 269 |
18 | Гр.5 СП |
61 | ![]() (частный абитуриент) Всего SA |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 259 |
Н/З* | ИМСА ГТО |
80 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Камаро | Шевроле 5,7 л V8 | Г | 141 |
- Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 62 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | Гр.С | 4 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936C J | Porsche 935 2,5 л F6 твин-турбо | Д | 320 | Двигатель (24 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
62 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 266 | Двигатель (23 часа) |
ДСК | Гр.5 СП |
65 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | Д | 219 | Незаконный ремонт (20 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
83 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 254i | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 180 | Двигатель (16 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
50 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Запустить LC1 | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 152 | Электрика (18 часов) |
ДНФ | Гр.С | 11 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Раундель М382 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | 150 | Электрика (13 часов) |
ДНФ | Гр.С | 26 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | А | 149 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | Гр.С | 12 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Раундель М382 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | 146 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
75 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934/5 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Д | 141 | Коробка передач (13 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
86 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Б Ф | 128 | Коробка передач (15 часов) |
ДНФ | Гр.С | 9 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р82 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.9л V6 твин-турбо |
М | 127 | Коробка передач (11 часов) |
ДНФ | Гр.С | 10 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р82 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.9л V6 твин-турбо |
М | 112 | Несчастный случай (12 часов) |
ДНФ | Гр.С | 24 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель М382 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | 111 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
85 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Г | 104 | Несчастный случай (11 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
51 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Запустить LC1 | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 92 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | Гр.С | 36 | ![]() |
![]() ![]() |
Купол RC82 | Косворт DFL 3.3L V8 | Д | 85 | Шасси сломано (10 часов) |
ДНФ | Гр.С | 14 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Март 82Г | Шевроле 5.8L V8 | Г | 78 | Электрика (10 часов) |
ДНФ | Гр.С | 35 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Пума C01 | Косворт DFL 3.3L V8 | Д | 78 | Передача инфекции (14 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
84 бронировать |
![]() ГТи Инжиниринг |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | 77 | Передача инфекции (11 часов) |
ДНФ | Гр.С | 20 | ![]() ГС Спорт |
![]() ![]() ![]() |
Заубер СХС С6 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | 76 | Опоры двигателя (7 часов) |
ДНФ | Гр.С | 16 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т610 | Косворт DFL 4.0L V8 | А | 72 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | Гр.С | 7 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд С100 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | 71 | Электрика (7 часов) |
ДНФ | Гр.С | 6 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Форд С100 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | 67 | Электрика (7 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
55 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Cosworth BDX 1975cc S4 | А | 57 | Коробка передач (7 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
71 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | М | 57 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Гр.С | 39 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Де Кадене-Лола LMC | Cosworth DFV 3,0 л V8 | М | 56 | Закончилось топливо (7 часов) |
ДНФ | Гр.С | 19 | ![]() ГС Спорт |
![]() ![]() |
Заубер СХС С6 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | 55 | Электрика (8 часов) |
ДНФ | Гр.С | 31 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Нимрод НРА/C2 | Астон Мартин DP1229 5.3L V8 | А | 55 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | Гр.С | 30 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
УРД C81 | БМВ М88 3,5 л S6 | Г | 45 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
73 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 5.0L F12 | М | 43 | Закончилось топливо (6 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
64 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79 | Порше 930 2,8 л F6 турбо | Д | 39 | Закончилось топливо (6 часов) |
ДНФ | Гр.С | 17 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т610 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | 28 | Закончилось топливо (4 часа) |
ДНФ | Гр.С | 29 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Март 82Г | Шевроле 5.8L V8 | Г | 28 | Топливный элемент (7 часов) |
ДНФ | Гр.С | 5 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше C-K5 | Порше 930 2,3 л F6 турбо | Г | 25 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
76 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-L1 | Порше 930 2,8 л F6 турбо | Г | 15 | Закончилось топливо (4 часа) |
ДНФ | Гр.С | 37 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Грид-Плаза S1 | Косворт DFL 3.3L V8 | Д | 7 | Двигатель (2 часа) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS ДСК |
Гр.С | 27 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М12 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | Неудачная проверка |
DNQ | Гр.5 СП |
63 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935J | Порше 930 2,8 л F6 твин-турбо |
М | Практика несчастного случая |
DNQ | Гр.Б | 95 | ![]() (частный абитуриент) Всего SA |
![]() ![]() ![]() |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо |
М | Не прошел квалификацию |
ДНК | Гр.С | 8 | ![]() ![]() |
Форд С100 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | Не прибыл | |
ДНК | Гр.С | 15 | ![]() |
Март 82Г | Шевроле 5,7 л V8 | Г | Запись не принята | |
ДНК | Гр.С | 23 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель М482 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | Не прибыл |
ДНК | Гр.С | 28 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М12 | Косворт DFL 4.0L V8 | Г | Не прибыл |
ДНК | Гр.6 С 2.0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
Запустить LC1 | Lancia 1425cc S4 турбо | П | Не прибыл |
ДНК | Гр.6 С 2.0 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
Ренар-Дельмас D1 82 | БМВ М12 1998cc S4 | Неудачная проверка | |
ДНК | Гр.6 С 2.0 |
56 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Оселла PA8 | БМВ М12 1998cc S4 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТХ |
74 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа С Спортивный прототип |
#1 Порше 956 | Икс/Белл* |
Группа Б Специальный GT |
нет закуски | |
ИМСА ГТХ IMSA GT Экспериментальный |
#70 Порше 935/78J | Фитцпатрик / Хоббс * |
ИМСА ГТО IMSA GT более 2,5 л. |
#87 Порше 924 Каррера ГТР | Басби / Банди |
Группа 6 С Спортивный прототип до 2 литров |
нет финишеров | |
Группа 5 СП Специальное производство |
#60 Порше 935-К3/79 | Купер / Бургуаньи / Смит |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#90 Порше 934 | Клир / Дрон / Джонс |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Поул-позиция – Дж. Икс, Porsche 936/81 №1 – 3:28,4 секунды; 235,38 км/ч (146,26 миль в час)
- Самый быстрый круг – Дж. Рагнотти, #12 Rondeau M379C – 3:36,9 секунды; 226,16 км/ч (140,53 миль в час)
- Победная дистанция - 4899,09 км (3044,15 миль)
- Средняя скорость победителя - 204,13 км/ч (126,84 миль в час)
- Посещаемость – почти 250 000 [ 8 ]
- Цитаты
- ^ Клаусагер 1982, стр.167-9.
- ^ Кларк 1997, стр. 10: Автоспорт, июль 1975 г.
- ^ Армстронг 1982, стр.149.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.94
- ^ Jump up to: а б Клаусагер 1982, стр.190.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр. 154 Мотор, 12 июня 1982 г.
- ^ Вимпффен 2008, стр.56.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.93
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2012, стр.96-7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк, 1997 г., стр. 157 Autosport, 24 июня 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клаусагер 1982, стр.193.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.99
- ^ Jump up to: а б Кларк, 1997 г., стр. 152 Autosport, 12 июня 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.104-5.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2012, стр.117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк, 1997 г., стр. 158 Autosport, 24 июня 1982 г.
- ^ Армстронг 1982, стр.154.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.103
- ^ Вимпффен 2008, стр.54.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.100.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2012, стр.101.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.109.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.121.
- ^ Кларк 1997, стр. 165-6 Road & Track, октябрь 1982 г.
- ^ Армстронг 1982, стр.193
- ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.116.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.106.
- ^ Клаусагер 1982, стр.191
- ^ Вимпффен 2008, стр.52.
- ^ Армстронг 1982, стр.164.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.113
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.119.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.120.
- ^ Вимпффен 2008, стр.55.
- ^ Вимпфен 2008, стр.57.
- ^ Сперринг 2012, стр.118.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.102.
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2012, стр.114.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.98
- ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.107.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.108.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.110.
- ^ Сперринг 2012, стр.111.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр. 159-60 Автоспорт, 24 июня 1982 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.112.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2012, стр.92.
- ^ Jump up to: а б с д Клаусагер 1982, стр.192.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.123
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997 г., стр. 170 Autosport 1 июля 1982 г.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997 г., стр. 167 Road & Track, октябрь 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк, 1997 г., стр. 161 Autosport, 24 июня 1982 г.
- ^ Армстронг 1982, стр.161.
- ^ Jump up to: а б Армстронг 1982, стр.165.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 162 Autosport, 24 июня 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк, 1997 г., стр. 163 Autosport, 24 июня 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с Клаусагер 1982, стр.194.
- ^ Вимпффен 2008, стр.66.
- ^ «Мемориал автоспорта» . MotorsportMemorial.com . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.2.
- ^ Сперринг 2012, стр.124.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.19.
- ^ Сперринг 2012, стр.8.
- ^ Сперринг 2012, стр.51.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Армстронг, Дуг – редактор (1982) Automobile Year # 30 1982/83 Edita SA ISBN 2-88001-141-8
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-0-85733-128-1
- Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN 1-893618-97-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1982 года с записями, результатами и техническими подробностями. Проверено 12 января 2022 г.
- История Ле-Мана — список участников Ле-Мана и почасовые размещения (включая изображения, цитаты, самые высокие скорости на автомобиль, ссылки на YouTube). Проверено 12 января 2022 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 12 января 2022 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 12 января 2022 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 12 января 2022 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 12 января 2022 г.
- Классические автомобили – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 12 января 2022 г.
- Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 12 января 2022 г.
- YouTube – 30-минутная трансляция гонки со звуками гонки и японскими субтитрами, но без комментариев. Проверено 9 февраля 2022 г.
- YouTube – Часть 1 из двух 9-минутных видеороликов о команде BF Goodrich, рассказанных Джимом Басби. Проверено 9 февраля 2022 г.