Jump to content

1972 «24 часа Ле-Мана»

1972 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1971 г. Далее: 1973 год

«24 часа Ле-Мана» 1972 года автогонка, проходившая на трассе Сарт в Ле -Мане , Франция , 10 и 11 июня 1972 года. Это был 40-й забег « 24 часов Ле-Мана» и девятая гонка мира 1972 года. Чемпионат производителей .

1972 год ознаменовал начало новой эры с пересмотренными правилами FIA , предписывающими упразднить категории спортивных автомобилей 5-литровой группы 5 и 3-литровых спортивных прототипов группы 6 и заменить их новым классом спортивных автомобилей 3-литровой группы 5 . На трассе также произошли существенные изменения: был построен новый технический участок, впоследствии названный Porsche Curves, в обход опасного поворота Maison Blanche, который в прошлом был местом многих серьезных аварий.

Уже выиграв чемпионат мира среди мастеров, Феррари решила не участвовать в гонке. Матра-Симка была явным фаворитом на полную победу после того, как не участвовала в других гонках, чтобы сосредоточиться на подготовке к Ле-Ману. Как только вызов со стороны Альфа Ромео и Лолы рассеялся в одночасье, Матра смогла смягчиться и обеспечить популярную победу со счетом 1–2 для своей страны – первую победу Франции с 1950 года. Анри Пескароло и Грэм Хилл стали победителями с комфортным счетом 11: отрыв на круге от товарищей по команде Франсуа Севера и Хаудена Гэнли .

Однако гонка была омрачена смертью ветерана Формулы-1 Джо Боннье , который погиб, когда его прототип Lola столкнулся с Ferrari GT и перелетел через барьеры в деревья в воскресенье утром.

Ле-Ман в 1972 году.

CSI (Международная спортивная комиссия – регулирующий орган FIA ) в очередной раз пересмотрела Приложение J FIA, переопределив категории автоспорта. Бывшие категории «Прототипы Группы 6 третьего поколения. спортивных автомобилей Группы 5 » и «Спортивные автомобили Группы 5» были объединены в новый класс [ 1 ] с объемом двигателя 3 литра (или 2142 куб.см, если с турбонаддувом, при использовании эквивалента x1,4) [ 2 ] с минимальным весом 650 кг (1433 фунта). [ 3 ] Также не требовалось минимального объема производства. [ 3 ] Не в последний раз идея FIA заключалась в том, чтобы побудить производителей создавать, разрабатывать и использовать двигатели, основанные на текущем Формулы-1 3,0-литровом стандарте .

Признавая растущий интерес к гонкам на туристических автомобилях, Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) открыл список участников для специальных туристических автомобилей группы 2 , наряду со специальными GT группы 4 и новой группой 5. Заявки для категорий группы 2 и 4 имел минимум 2 литра, но не имел верхнего предела объема двигателя. [ 4 ] [ 5 ] Они также изменили требования к минимальному расстоянию и скорости. Для квалификации больше не было установленного времени круга, все машины должны были находиться в пределах 140% от среднего значения трех кругов лучшей практики. Также была исключена скользящая шкала расстояний до цели. [ 5 ] Теперь, чтобы быть классифицированными, автомобили должны были набрать не менее 70% победителей своего класса. [ 6 ] Поэтому Индекс производительности, который теперь стал ненужным, был прекращен. [ 2 ] [ 7 ] Кроме того, индекс тепловой эффективности теперь применяется только к группам 2 и 4. [ 4 ] [ 5 ]

Но самое большое изменение коснулось схемы трассы: между Арнажем и шиканой Форда была построена новая серия поворотов в обход опасно быстрого участка Maison Blanche. Финансируемый Porsche, он стал известен как «Кривые Порше». Шикана Ford также была перепроектирована: вторая шикана была добавлена ​​прямо над трассой, чтобы можно было построить выделенную полосу въезда на пит-лейн. Это позволило автомобилям замедляться за пределами гоночной трассы и основной трассы, что значительно повысило безопасность. Хотя модификации увеличили общую длину гусеницы всего на 71 м (232 фута 11,28 дюйма), произошло заметное изменение времени прохождения круга, в результате чего средняя скорость прототипов снизилась на 30 км/ч (18 миль в час). Однако на трассе все еще были автомобили, работающие на полном газу на протяжении более 65% круга. [ 2 ]

Призовой фонд в этом году включал 80 000 FF (6400 фунтов стерлингов) за полную победу и половину этой суммы соответствующим победителям в категории GT и Индексе тепловой эффективности. [ 8 ]

В соответствии с новыми правилами на тренировку прибыло 91 заявка, в результате чего на тренировку прибыло 66 автомобилей, и впервые за несколько лет на старт вышла полная сетка из 55 автомобилей.

Категория Спортивные автомобили
Группа 5
Специальный GT
Группы 4
Специальный туризм
Группа 2
Общий
Записи
Большие двигатели
Классы >2,5 л
13 (+8 резервов) 13 (+6 резервных) 3 (+2 резерва) 29 (+16 резерв)
Средние двигатели
Классы < 2,5 л
4 (+2 резерва) 9 (+3 резерва) 0 13 (+5 резервов)
Всего автомобилей 17 (+11 резерв) 22 (+9 резервов) 3 (+2 резерва) 42 (+22 резерва)

Большим сюрпризом стало то, что после победы во всех этапах чемпионата на сегодняшний день и доминирования в тестовых выходных в марте Ferrari отозвала свою заводскую команду менее чем за две недели до гонки. [ 9 ] группы 5 Только что завоевав титул чемпиона мира, компания заявила, что двигатели 312 PB годны только для гонок на 1000 км, а не для 24 часов. Однако это не звучало убедительно, поскольку они одержали победу со счетом 1–2 на гонке « 12 часов Себринга» , но во время 24-часового моделирования на 14-м часу взорвался оппозитный 12-цилиндровый двигатель Ferrari. Alfa Romeo выразила такую ​​же обеспокоенность по поводу долговечности своих двигателей, но все же приехала в Ле-Ман. [ 10 ] [ 11 ] Джон Уайер также решил не брать с собой Gulf-Mirage своей команды, потому что их двигатели Weslake V12 не были готовы и недостаточно подготовлены. [ 11 ]

Хотя в 1971 году Porsche 917 превзошли всех, Alfa Romeo оказалась самой конкурентоспособной, даже одержав три победы в том сезоне. В 1972 году они разработали последнюю версию Tipo 33 — T33/3 с открытым верхом . Дизайнер Карло Чити использовал трубчатое шасси, а не полный монокок, что сделало их уже и на 50 кг легче. 3-литровый V8 развивал 445 л.с. Для трех заявленных автомобилей команда подобрала несколько бывших водителей Porsche: Вик Элфорд / Хельмут Марко , Рольф Стоммелен / «Нанни» Галли и Нино Ваккарелла / Андреа де Адамич . [ 12 ]

Matra , как и Jaguar в 1950-х годах, решила сосредоточить свои усилия на престижной победе в Ле-Мане. Последняя версия 660, MS660C, Икса на тестовых выходных была более чем на секунду медленнее, чем Ferrari ​​новая модель MS670 . Но на гонку была выставлена . 3-литровый двигатель V12 был настроен для гонок со снижением мощности до 450 л.с., что позволило ему разогнаться до 310 км/ч (195 миль в час) на трассе Mulsanne Straight. Поскольку французские СМИ разжигали патриотический пыл, директор команды Жерар Дюкаруж не стал рисковать и купил 4 машины и 60 членов экипажа. Аэродинамические версии с длинным хвостом были подготовлены для Жан-Пьера Бельтуаза / Криса Амона и Франсуа Севера / Хаудена Гэнли, в то время как Анри Пескароло / Грэм Хилл (вернувшийся в Ле-Ман впервые с 1966 года) имел версию с коротким хвостом. Четвертой машиной стал надежный 660C, переданный Жан-Пьеру Жабулю / Дэвиду Хоббсу . [ 9 ] [ 13 ]

Теперь компания Porsche сосредоточила свои усилия на проекте 917 Can-Am . Тем не менее, Райнхольд Йост получил значительную неофициальную поддержку завода при выпуске модели 908 LH и спонсировался ATE . Трехлетняя машина принадлежала Джо Зифферту , убитому менее года назад, и была взята взаймы из коллекции Шлумпфа . Компания Porsche переоборудовала его новым 3-литровым двигателем мощностью 360 л.с. [ 14 ] Другие команды клиентов привезли автомобили Porsche Group 5: испанская Escuderia Montjuich имела 908/03, швейцарская команда Андре Вики имела один из нескольких 908/02, а также более старый 907. [ 15 ]

Джо Боннье , Лолы европейский агент , убедил Эрика Бродли разработать 3-литровую версию своего успешного Т210. Разработанный Патриком Хэдом и Джоном Барнардом , новый T280 использовал двигатель Cosworth DFV . Он был очень быстр и легко выиграл четырехчасовую гонку на тестовых выходных. При поддержке завода Боннье представил две машины: одну для себя и победителя 1971 года Гийса ван Леннепа (выпущенного из Mirage для участия в гонке). [ 16 ] а другой — Жерару Ларрусу /Хьюзу де Фирландту. [ 17 ] Спонсируемые Swiss сыром, это были арт-автомобили этого года, расписанные сырными дырками из грюйера. [ 11 ] [ 18 ] Была также пара записей каперов.

После положительного первого заезда в Ле-Мане в прошлом году британец Ален де Кадене решил построить собственную машину для участия в гонках. Он нанял Brabham дизайнера Гордона Мюррея для создания автомобиля на базе Cosworth DFV (мощностью 390 л.с.) и подвески Brabham BT33. [ 11 ] [ 19 ] Самый легкий из трехлитровых прототипов, De Cadenet, получил спонсорскую поддержку от Duckhams Oil, и автомобиль был готов как раз к гонке. [ 20 ] Ги Лижье, стремящийся усовершенствовать свой гоночный автомобиль JS-2 GT, обратился к Citroën с просьбой приобрести двигатель Maserati , который они выкупили три года назад. Они согласились, и на борту присутствовали три 3-литровых двигателя V6 JS-2. [ 20 ] Поскольку было произведено недостаточное количество, его пришлось отнести к категории 5. [ 11 ]

Ferrari еще не представила свой автомобиль Группы 5 своим командам клиентов, но смогла омологировать 365 GTB/4 «Daytona» как автомобиль GT, и девять из этих автомобилей были заявлены агентами Ferrari из шести разных стран. В их состав входили Луиджи Чинетти , Североамериканская гоночная команда (NART) Свотерса Жака Ecurie Francorchamps Жоржа Филиппинетти , швейцарская команда , полковника лондонская Maranello Concessionaires Чарльза Поцци . Ронни Хоара и парижская команда [ 21 ]

В этом году у Chevrolet было пять заявок на участие в конкурсе Ferrari. Вернулись французские команды Анри Гредера (снова с Мари-Клод Бомон в качестве штурмана) и Ecurie Léopard. Американец Джон Гринвуд также привез с собой пару специально облегченных корветов, которые оказались очень быстрыми, достигнув скорости 330 км/ч (210 миль в час) на Mulsanne Straight. [ 22 ] Они ездили на стандартных BF Goodrich . радиальных дорожных шинах [ 13 ] [ 19 ] Их конкурент, Goodyear Tyres, успешно выступил с базирующейся во Флориде английской гоночной командой, выигравшей дивизион GT в Дайтоне и Себринге. Они спросили NART, могут ли они использовать пропуск, чтобы добраться до Ле-Мана, и тот согласился, если на боку машины будет изображен мотив Ferrari. [ 23 ]

Новым производителем Ле-Мана стала итальянская компания De Tomaso . Недавно омологированная Pantera имела 5,3-литровый двигатель V8 Ford, мощность которого составляла 330 л.с., что было менее мощно, чем у конкурентов Ferrari и Chevrolet. Было заявлено четыре автомобиля, и испанская Escuderia Montjuich получила мощную поддержку. [ 24 ]

В меньшей категории GT было семь Porsche 911 от частных команд. [ 25 ] В этом году NART представила Dino 246 от имени Ferrari, чтобы соревноваться в классе 2,5-литровых двигателей. НАРТ в очередной раз предложил свой юниорский автомобиль победителям Trofeo Cinetti – конкурса молодых водителей. [ 24 ]

Чемпионат Европы по кузовным гонкам (ETCC) пользовался популярностью среди производителей и зрителей. Когда ACO открыла список участников для автомобилей группы 2, заводская команда Ford-Германия подсчитала, что их скорость в победе в « 24 часах Спа» может вывести их в десятку лучших в общем зачете в Ле-Мане. Было подготовлено три автомобиля: Capri RS2600 был оснащен 2,9-литровым двигателем V6 мощностью почти 300 л.с. Все ее пилоты были дебютантами Ле-Мана: действующий чемпион ETCC Дитер Глемсер с Алексом Солер-Ройгом , Йохен Масс / Ханс-Йоахим Штук и Биррелл /Бургуаньи. [ 26 ] Их соперником в ETCC была команда Schnitzer Motorsport, управляющая BMW 2800 CS. Хотя BMW недавно наняла Йохена Неерпаша из Ford-Германия для создания BMW Motorsport , по сути, это была частная попытка создать первое послевоенное выступление компании. Несмотря на то, что 3-литровый двигатель BMW развивал мощность 340 л.с., автомобиль был на 250 кг тяжелее. [ 26 ] Другая запись представляла собой британскую заявку на бывший раллийный Datsun 240Z . [ 11 ]

Упражняться

[ редактировать ]

Ferrari была быстрее всех в тестовых выходных в марте с результатом 3:40,4, но на гоночной неделе они не явились. В сырую первую ночь тренировки в среду именно Стоммелен на Alfa Romeo и Ларрусс на Bonnier-Lola задавали темп. Однако сессия была прервана из-за серьезной аварии, когда на трассу упал рекламный щит. Thompson/Heinz Corvette получил повреждения, но на следующем круге 2-литровый спортивный прототип GRAC разбился и загорелся. [ 27 ] [ 10 ] Пилот Лионель Ногес (внук Антони Ногеса , основателя Гран-при Монако ) получил серьезные ожоги лица. [ 5 ] В четверг Матра приложил все усилия и спас французскую гордость, выиграв квалификацию 1-2-3 в пользу Севера (3:42,2), Пескароло и Бельтуаза. Стоммелен (3:47,9) и Боннье были следующими, затем Alfas Элфорда и Ваккареллы заняли шестое и седьмое места. Четвертая «Матра» Жабуля возглавила Ларрусс на Джоэсте Порше (4:03.3) и Дакхэме де Кадене, показавших впечатляющие результаты для автомобилей возраста и молодежи соответственно.

Самым быстрым GT был Миго на своем Ferrari, занявший 20-е место (4:21,7), а лучшим туристическим автомобилем стал Capri of Mass/Stuck, занявший 30-е место (4:25,9). Как будто в подтверждение своей точки зрения, Capris оказались среди Daytonas, быстрее, чем большинство Corvette, Pantera и Porsche 911. [ 13 ] У трех Pantera вышли из строя двигатели из-за бракованной партии поршней из США. [ 11 ] [ 13 ] Самым быстрым в классе малых GT был Kremer 911, который показал такое же время, что и Capri (несмотря на то, что запасной пилот Боланос катал машину на тренировке). [ 27 ] ). Последними на стартовой решетке были молодые гонщики NART на Dino (4:53,9), которые вышли из гонки после того, как несколько более быстрых машин были сняты с дистанции. [ 28 ]

Начинать

[ редактировать ]

Впервые почетным стартером стал президент Франции. На глазах у Жоржа Помпиду и большой толпы партизан «Матра» стартовала со всеми четырьмя своими французскими гонщиками. [ 29 ] Пескароло на первом круге опередил Севера, но сразу же дела пошли не так. На втором круге у Бельтуаза отказал двигатель на передней прямой. [ 9 ] а затем Боннье вырвался вперед и вышел вперед на третьем круге. Во время короткого дождя товарищ Боннье по команде де Фирландт проехал несколько быстрых кругов и вырвался вперед. Но меньшие топливные баки у Lolas означали, что им приходилось выходить на пит-стоп раньше и чаще, чем другим прототипам. [ 27 ] После этого у Alfa Romeo появился шанс принять вызов: сначала Элфорд, а затем Стоммелен поднялись в рейтинге. В классе GT французская Ferrari Миго лидировала, пока ее не вытеснила заклинившая коробка передач. [ 21 ] после чего на смену пришла родственная машина Балло-Лена/Андруэ. Три Panteras уже сошли с дистанции из-за неисправных поршней, а оставшийся Клод Дюбуа был единственным, на котором не использовался новый американский двигатель. [ 27 ] [ 8 ]

В 18:20 у Jabouille/Hobbs Matra 660 закончилось топливо в пределах досягаемости от боксов. Кто-то случайно перекинул его в резервный бак, в результате чего они опустились на 12-е место и отставали на 5 кругов. [ 30 ] [ 27 ] Через четыре часа две Matra 670 преследовал Ларрусс в Лоле. Стоммелен задержался из-за замены топливного насоса, но Alfas по-прежнему ехала четвертым, пятым и седьмым, разделенным Porsche Джоста. Модель 908/02 Вайгеля была восьмой, за ней следовали Duckhams и Matra 660. Pozzi Ferrari возглавил GT на 12-м месте, а Glemser/Soler-Roig Capri - на 15-м. [ 27 ]

Еще один короткий ливень намочил трассу, и де Фирландт поставил свою машину на песчаную отмель на повороте Мюльсанн. [ 17 ] Затем он сжег и без того ослабленное сцепление, пытаясь выбраться. [ 27 ] Бонньер/фургон Леннеп Лола также задержался из-за проблем с выбором передачи, а также из-за того, что у Боннье лопнуло колесо на повороте Мулсанн на скорости 320 км/ч (200 миль в час). [ 17 ]

Когда наступила ночь и трасса высохла, Боннье и ван Леннеп показали быстрое время, чтобы наверстать упущенное, и установили самый быстрый круг в гонке со временем 3:46,9. На четверти дистанции две Матры по-прежнему меняли лидерство (89 кругов) с комфортным отрывом в 3 круга от трех Alfa Romeo. Шестым был Йост (84 круга). Ferrari сильно удерживали GT, поскольку двигатели Corvette вышли из строя; Поцци лидировал в NART (оба по 77 кругов), в то время как три Capris работали как часы (76 кругов). [ 31 ]

Но ночью сначала у Ваккареллы, а затем у Элфорда возникли проблемы со сцеплением, и каждый потерял по полчаса на установку новых. [ 12 ] Итак, к перерыву, в 4 часа утра, «Матры» вели 1-2-3. 670-е все еще обменивают лидерство на пит-стопах (178 кругов), а 660-е хорошо восстанавливаются, только что обойдя Alfas (бегут Стоммелен, Элфорд, затем Ваккарелла - все 171 круг). Седьмым стал длиннохвостый Porsche Йоста (167), а энергичная Лола вернулась на восьмое место, отставая от лидеров на 15 кругов. С Porsche Вайгеля девятым (161) и Дакхэмсом десятым (155 кругов) поле теперь было очень напряженным. В GT все было по-прежнему: Поцци и NART Ferrari на 154 кругах, а Масс и Штук (151) опередили машины команды в группе 2 на 3 круга. [ 31 ]

Всю ночь два ведущих Матраса оставались на одном круге, меняясь местами в соответствии со пит-стратегией. Туманный рассвет нарушил рутину, поскольку у Alfa Romeo возникли проблемы с двигателем. «Лола» потеряла более часа из-за проблем с тормозами, а у «Порше» Вайгеля также были проблемы со сцеплением. [ 31 ] Хотя BMW сошла с дистанции со сломанным двигателем, в команде Капри тоже были трещины - Mass/Stuck остановился на Mulsanne Straight со сломанным шатуном, а машине Глемсера потребовалась замена дифференциала. [ 26 ] [ 31 ]

Рано утром Боннье (после очередной задержки) бежал очень быстро и вернул свою Лолу на восьмое место. Затем в 8.25 утра он подъехал к Filipinetti Ferrari GTB4 Флориана Ветча на прямой с двумя небольшими изломами между Мулсанном и Индианаполисом, с густым лесом по обе стороны. «Феррари» сохранил свою линию и, решив совершить обгон перед поворотом, его «Лола» на скорости врезалась в «Феррари» и пролетела 100 метров через барьеры в деревья. Его коллега-водитель Вик Элфорд описал Лолу Боннье как «вращающуюся в воздухе, как вертолет». [ 17 ] Получив тяжелую травму, Джо Боннье вскоре скончалась. Он был ветераном 13 гонок в Ле-Мане и председателем Ассоциации гонщиков Гран-при . [ 16 ] [ 32 ] Вик Элфорд, увидев горящую машину Ветча, немедленно остановился, чтобы спасти водителя, который уже успел спастись с обожженными руками. По совпадению, это было прямо рядом с камерой телевещания. [ 17 ] [ 30 ] Потрясенный аварией, Элфорд затем заехал в боксы, чтобы его заменил Марко, но вскоре они сошли с дистанции, когда запасное сцепление пришло в негодность. [ 12 ] [ 5 ] [ 13 ] Девяносто минут спустя Alfa из Стоммелена/Галли также сошла с дистанции из-за поломки дифференциала, оставив последнюю Alfa Romeo четвертой. [ 12 ]

В 10.30 снова пошел дождь. Weigel 907 врезался в барьер на повороте Данлопа, заняв 7-е место. [ 31 ] Северт и Гэнли потеряли время в боксах, ремонтируя мокрую электрику. [ 9 ] Затем, незадолго до полудня, когда дождь усилился, Гэнли медленно шел по проливу Мулсанн, когда его сзади сбил корвет Мари-Клода Бомона. Он добрался до боксов, чтобы отремонтировать заднюю часть (это заняло девять минут), но Corvette был слишком сильно поврежден, чтобы продолжать движение. [ 30 ] [ 31 ] [ 13 ] Это позволило машине Пескароло/Хилла уверенно опередить Севера/Гэнли и Жабуля/Хоббса, а Джост Порше вернулся на четвертое место. Duckhams Де Кадене шли очень хорошо на пятом месте, пока медленная замена тормозных колодок и ремонт кузова не оставили позади оставшуюся Alfa Romeo. [ 20 ] [ 31 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Дождь возобновился за два часа до конца и устроил хаос. Север, де Адамич и Крафт были на скользких шинах и вылетели с трассы в акваплане, приближаясь к затопленному Эссе. [ 8 ] [ 12 ] Duckhams получили самые тяжелые повреждения и опустились на 12-е место, прежде чем вернуться на трассу на последнем круге. [ 31 ] Наконец, занявший третье место Jabouille/Hobbs Matra 660 был остановлен из-за проблем с коробкой передач за менее чем 90 минут до конца гонки, а испанский Porsche, идущий 8-м, был остановлен из-за поломки ступичного подшипника на последних минутах. [ 15 ] [ 31 ]

В конце концов, Matra 670 Пескароло и Хилла взяла клетчатый флаг с комфортным отрывом в одиннадцать кругов от своих товарищей по команде Северта и Гэнли. Это была первая победа французского автомобиля после победы Розье в Тальботе-Лаго в 1950 году . Это также сделало Грэма Хилла первым и на сегодняшний день единственным гонщиком, выигравшим тройную корону «24 часов Ле-Мана», « Индианаполис 500» и чемпионата мира Формулы-1. Хотя Хилл знал о серьезной аварии, ему сообщили о смерти Боннье только после гонки, и он был глубоко потрясен. Они были бывшими товарищами по команде, близкими друзьями и «старшими государственными деятелями» Формулы-1 в начале 1970-х годов. [ 9 ]

На девять кругов дальше третьим оказался неожиданный Porsche 908LH, которым управляли Райнхольд Йост , Марио Казони и Мишель Вебер. Тогда это была череда второстепенных мест: единственная оставшаяся Alfa Romeo Ваккареллы и де Адамича финишировала всего на круг впереди французской Ferrari Балло-Лена/Андруэ. Автомобиль Чарльза Поцци стал первым домом GT, а также выиграл индекс теплоэффективности, расходуя около 6,75 миль на галлон. [ 8 ] Вращение NART Ferrari в конце гонки стоило времени на ремонт, и она финишировала на два круга позже. Пять из девяти Ferrari финишировали с хорошим результатом, а филиппинетти Майка Паркса только что за последний час отремонтировал бельгийскую машину. У всех остальных производителей GT были неудачные гонки с рядом проблем с двигателями. У Chevrolet, De Tomaso и Porsche было только по одному финишеру. Через три месяца после гонки компания Porsche представила свою новую клиентскую модель 911: 2,7-литровый Carrera RS, чтобы сравнять конкуренцию в группе 4. [ 25 ]

Появление в группе 2 Touring Cars было успешным: два Ford Capris заняли 10-е и 11-е места. Частная машина Рене Лигонне Lola T290, вернувшаяся домой 14-м, стала первой Лолой, финишировавшей в Ле-Мане.

Официальные результаты

[ редактировать ]
Гонку выиграла Matra-Simca MS670 , которой управляли Анри Пескароло и Грэм Хилл .
, Special Grand Touring группы 4 победитель класса Ferrari 365 GTB/4, которым управляли Клод Балло-Лена и Жан-Клод Андруэ .
, Special Touring группы 2 , победивший в классе Ford Capri 2600RS которым управляли Джерри Биррелл и Клод Бургуаньи.
2 -литровый спортивный автомобиль , победивший в классе Lola T290 5 , под управлением Рене Лигонне и Барри Смита.

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 33 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 С
3.0
15 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Анри Пескароло
Великобритания Грэм Хилл
Матра-Симка MS670 Матра 3,0 л V12 Г 344
2 С
3.0
14 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Франсуа Север
Новая Зеландия Хауден Гэнли
Матра-Симка MS670 Матра 3,0 л V12 Г 333
3 С
3.0
60
(бронировать)
Германия Цифра ATE Racing Германия Рейнхольд Йост
Германия Мишель Вебер
Италия Марио Казони
Порше 908 ЛХ купе Порше 3.0L F8 Д 325
4 С
3.0
18 Италия Автодельта С.п.А. Италия Нино Ваккарелла
Италия Андреа де Адамич
Альфа Ромео Типо 33TT3 Альфа Ромео 3.0L V8 Г 307
5 ГТС
5.0
39 Франция Автомобили Чарльз Поцци Франция Клод Балло-Лена
Франция Жан-Клод Андруэ
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 306
6 ГТС
5.0
74
(бронировать)
Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Sam Posey
Соединенные Штаты Тони Адамович
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 304
7 ГТС
5.0
34 Швейцария Скудерия Филиппинетти Великобритания Майк Паркс
Франция Жан-Луи Лафосс
Швейцария Жан-Жак Коше
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 302
8 ГТС
5.0
36 Бельгия Экюри Франкоршам Великобритания Дерек Белл
Бельгия Тедди Пилетт
Великобритания Ричард Бонд
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 301
9 ГТС
5.0
38 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Франция Жан-Пьер Жарье
Франция Клод Буше
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 297
10 ТС
3.0
54 Германия Форд Моторенверке Германия Великобритания Джерри Биррелл
Бельгия Клод Бургуаньи
Форд Капри 2600RS Форд 2,9 л V6 Д 292
11 ТС
3.0
52 Германия Форд Моторенверке Германия Германия Дитер забывает
Испания Алекс Солер-Ройг
Форд Капри 2600RS Форд 2,9 л V6 Д 289
12 С
3.0
68
(бронировать)
Великобритания Нефтяные автогонки Дакхема
(частный абитуриент)
Великобритания Ален де Кадене
Великобритания Крис Крафт
Дакхэмс LM72 Форд Косворт DFV 3.0L V8 Д 288
13 ГТС
2.5
41 Франция Л. Мезнари
(частный абитуриент)
Швейцария Сильвен Гарант
Германия Юрген Барт
Соединенные Штаты Майкл Кейзер
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Ф 285
14 С
2.0
27 Франция Р. Лигонне
(частный абитуриент)
Франция Рене Лигонне
Великобритания Барри Смит
Ролл Т290 Cosworth FVC 1790cc S4 Ф 284
15 ГТС
+5.0
4 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Боб Джонсон
Соединенные Штаты Дэйв Хайнц
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 Г 284
16 ГТС
+5.0
32 Бельгия К. Дюбуа
(частный абитуриент)
Бельгия Жан-Мари Жакемен
Бельгия Ив Депре
Де Томазо Пантера Форд 5,8 л V8 Г 282
17 ГТС
2.5
46 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Франция Жан-Пьер Лаффич
Франция Жиль Донсье
Дино 246 GT Феррари 2418cc V6 Г 265
18 С
2.0
24 Швейцария Вики Гоночная команда Швейцария Питер Мэттли
Швейцария Эрве Баярд
Швейцария Уолтер Брун
Порше 907 Порше 1997cc F6 Ф 252
н/к * С
3.0
67
(бронировать)
Франция К. Пуаро
(частный абитуриент)
Франция Кристиан Пуаро
Франция Филипп Фаржон
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Д 206
  • ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку пройдено недостаточное расстояние.

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ С
3.0
16 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Жан-Пьер Жабуй
Великобритания Дэвид Хоббс
Матра - Симка MS660C Матра 3,0 л V12 Г 278 [ 34 ] [ 35 ] или
313 [ 36 ] [ 37 ]
Передача инфекции
(24 часа)
ДНФ С
3.0
5 Испания Эскудерия Монжуич Испания Хуан Фернандес
Испания Франческо Торредемер
Испания Эудженио Батуроне
Порше 908/03 Порше 3.0L F8 Г 278 Несчастный случай
(24 часа)
ДНФ С
3.0
19 Италия Автодельта С.п.А. Германия Рольф Стоммелен
Италия Джованни «Нанни» Галли
Альфа Ромео Типо 33TT3 Альфа Ромео 3.0L V8 Г 263 Передача инфекции
(19 часов)
ДНФ С
3.0
6 Германия Х.-Д. Вейгель
(частный абитуриент)
Германия Ханс-Дитер Вайгель
Германия Хельмут Краузе
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Ф 244 Несчастный случай
(20 часов)
ДНФ ГТС
+5.0
29 Франция Гредер Расинг Франция Анри Гредер
Франция Мари-Клод Бомон
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 М 235 Несчастный случай
(21 час)
ДНФ С
3.0
17 Италия Автодельта С.п.А. Великобритания Вик Элфорд
Австрия Доктор Хельмут Марко
Альфа Ромео Типо 33TT3 Альфа Ромео 3.0L V8 Г 232 Передача инфекции
(19 часов)
ДНФ ГТС
5.0
57
(бронировать)
Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Мастен Грегори
Соединенные Штаты Луиджи Чинетти-младший
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 226 Двигатель
(20 часов)
ДНФ С
3.0
8 Швейцария Экюри Боннье Швеция Да, Боннье
Нидерланды Гийс ван Леннеп
Бабушка Т280 Косворт DFV 3.0L V8 Г 213 Несчастный случай со смертельным исходом
(18 часов)
ДНФ ГТС
2.5
42 Швейцария К. Халди
(частный абитуриент)
Швейцария Клод Халди
Швейцария Пол Келлер
Франция «Гедеем» (Жерар Дантан-Мерлен)
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д 208 Двигатель
(18 часов)
ДНФ ГТС
5.0
35 Швейцария Скудерия Филиппинетти Швейцария Бернар Шеневьер
Швейцария Флориан Ветч
Швейцария Жерар Пийон
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 204 Несчастный случай
(18 часов)
ДНФ С
3.0
22 Франция Автомобили Лижье Франция Жак Лаффит
Франция Пьер Мобланк
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 195 Двигатель
(24 часа)
ДНФ ГТС
+5.0
71
(бронировать)
Франция Леопардовая конюшня Франция Жан-Клод Обрие
Франция «Депник» (Жан-Клод Депинс)
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 М 188 Двигатель
(19 часов)
ДНФ С
3.0
65
(бронировать)
Франция «Новости»
(частный абитуриент)
Франция Луи Коссон
Франция Жан-Луи Равенель
Порше 910 Порше 2379cc F6 Д 188 Ступичный подшипник
(16 часов)
ДНФ С
3.0
56
(бронировать)
Франция К. Лоран
(частный абитуриент)
Франция Клод Лоран
Франция Марсьяль Делаланд
Франция Жак Маркет
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 186 Двигатель
(19 часов)
ДНФ ГТС
2.5
45 Франция Р. Туруль
(частный абитуриент)
Греция «Ли Баннер» (Фернан Саропулос)
Франция Доминик Бардини
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д 183 Двигатель
(16 часов)
ДНФ ТС
3.0
53 Германия Форд Моторенверке Германия Германия Йохен Масс
Германия Ханс-Йоахим Штук
Форд Капри 2600RS Форд 2,9 л V6 Д 152 Масляный насос
(14 часов)
ДНФ С
3.0
7 Швейцария Экюри Боннье Бельгия Барон Хьюз из Фирландта
Франция Жерар Ларрус
Бабушка Т280 Косворт DFV 3.0L V8 Г 86 [ 34 ] или
28 [ 38 ] или
26 [ 39 ] [ 40 ]
Передача инфекции
(7 часов)
ДНФ С
3.0
76
(бронировать)
Франция Ж. Эгрето
(частный абитуриент)
Франция Жан-Клод Ланье
Франция Раймон Туруль
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Д 83 Закончилось топливо
(8 часов)
ДНФ ГТС
+5.0
72
(бронировать)
Соединенные Штаты Джон Гринвуд Расинг Франция Ален Кудини
Франция Бернар Дарниш
Соединенные Штаты Джон Гринвуд
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 Б Ф 82 Двигатель
(9 часов)
ДНФ С
2.0
23 Великобритания Дж.Эдвардс
(частный абитуриент)
Великобритания Брайан Робинсон
Франция Жан Рондо
Шеврон Б21 Cosworth FVC 1790cc S4 Ф 76 Двигатель
(10 часов)
ДНФ ГТС
5.0
37 Великобритания Концессионеры Маранелло Великобритания Питер Вестбери
Великобритания Джон Хайн
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 72 Двигатель
(9 часов)
ДНФ ТС
3.0
49 Германия Команда Шнитцер -Мотюль Германия Ганс Хейер
Швейцария Рене Херцог
БМВ 2800 КС БМВ 3.0л С6 Д 70 Двигатель
(7 часов)
ДНФ ГТС
2.5
44 Франция Дж.Сейдж
(частный абитуриент)
Германия Гело Racing Team
Франция Джин Сейдж
Германия Георг Лоос
Германия Франц Пеш
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д 64 Двигатель
(8 часов)
ДНФ ГТС
+5.0
28 Соединенные Штаты Джон Гринвуд Расинг Соединенные Штаты Джон Гринвуд
Соединенные Штаты Дик Смозерс
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 Б Ф 53 Двигатель
(10 часов)
ДНФ ГТС
2.5
80
(бронировать)
Германия Porsche- Кремер Racing Team Германия Эрвин Кремер
Великобритания Джон Фицпатрик
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д 39 Двигатель
(5 часов)
ДНФ ГТС
2.5
79
(бронировать)
Бельгия Ж.-П. Предстоящий
(частный абитуриент)
Бельгия Гермес Делимый
Бельгия Роджер ван дер Шрик
Порше 911 С Порше 2450cc F6 Д 36 Передача инфекции
(4 часа)
ДНФ ГТС
+5.0
30 Испания Эскудерия Монжуич Испания Хосе Хункаделла
Испания Фердинанд Баварский
Де Томазо Пантера Форд 5,8 л V8 Г 36 Двигатель
(9 часов)
ДНФ ГТС
+5.0
31 Испания Эскудерия Монжуич Швейцария Герберт Мюллер
Швейцария Кокс Кохер
Де Томазо Пантера Форд 5,8 л V8 Г 36 [ 34 ] [ 41 ] или
31 [ 42 ] [ 43 ]
Двигатель
(10 часов)
ДНФ С
2.0
69
(бронировать)
Швейцария М. Дюпон
(частный абитуриент)
Швейцария Мишель Дюпон
Франция Жан-Поль Боден
Швейцария Поль Бланпейн
Шеврон Б19/21 Cosworth FVC 1790cc S4 Ф 29 Передача инфекции
(5 часов)
ДНФ ГТС
2.5
40 Франция Р. Мацция
(частный абитуриент)
Франция Пьер Моруа
Франция Марсель Миньо
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д 27 Двигатель
(4 часа)
ДНФ ТС
3.0
84
(бронировать)
Франция Команда Акул
(частный абитуриент)
Франция Жан-Клод Гери
Франция Жан-Пьер Руже
Франция Сирил Гранде
Форд Капри 2600RS Форд 2,9 л V6 Д 26 Двигатель
(4 часа)
ДНФ ГТС
5.0
75
(бронировать)
Франция Автомобили Чарльз Поцци Франция Франсуа Миго
Франция Даниэль Рувейран
Франция Жан-Клод Андруэ
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 22 Передача инфекции
(9 часов)
ДНФ С
3.0
58
(бронировать)
Австрия Бош Гоночная команда Австрия Уолтер Розер
Австрия Отто Штуппахер
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Ф [ 44 ] /
Д [ 45 ]
11 Несчастный случай
(2 часа)
ДНФ С
3.0
21 Франция Автомобили Лижье Франция Гай Лижье
Франция Жан-Франсуа Пиот
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 7 Двигатель
(3 часа)
ДНФ С
+3.0
33 Франция Франко-Британское общество Франция Ги Шассель
Франция Жан Винатье
Де Томазо Пантера Форд 5,8 л V8 Г 3 Двигатель
(2 часа)
ДНФ С
3.0
12 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Жан-Пьер Бельтуаз
Новая Зеландия Крис Амон
Матра-Симка MS670 Матра 3,0 л V12 Г 1 Двигатель
(2 часа)
Источники: [ 44 ] [ 34 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]

Не Запустился

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS С
2.0
26 Франция Виджил GRAC Racing Монако Лионель Ногес
Франция «Киприан» (Кристиан Монс)
Франция Ален Финкельштейн
ГРАК МТ16 Cosworth FVC 1825cc S4 Ф Практика несчастного случая
DNS ГТС
2.5
43 Франция Дж. Сообщение
(частный абитуриент)
Франция Жан Мезанж
Швейцария Пол Келлер
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Д Не началось
DNS С
3.0
61
(бронировать)
Швейцария Вики Гоночная команда Швейцария Андре Вики
Швейцария Уолтер Брун
Марокко Макс Коэн-Оливар
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Механический
проблемы
DNS ГТС
2.5
78
(бронировать)
Франция Гело Racing Team Франция Джин Сейдж
Германия Георг Лоос
Швейцария Пьер Груб
Порше 911 С Порше 2492cc F6 Ф [ 49 ] Не началось
DNQ ТС
3.0
47 Франция Сооружения для автогонок
(частный абитуриент)
Великобритания Роберт Грант
Республика Ирландия Мартин Бирран
Бельгия Серж Трош
Датсун 240Z Дацун 2394cc F6 Д Не прошел квалификацию
DNQ ГТС
2.5
51 Швейцария Вики Гоночная команда Швейцария Жан-Пьер Эшлиманн
Испания Хуан Диес
Порше 911 С Порше 2480cc F6 Ф Не прошел квалификацию
DNQ ТС
2.5
55 Франция ДЕРЕВО Франция Гай Верье
Франция Жерар Фуко
Франция Франсуа Монат
Ситроен СМ Мазерати 2,9 л V6 М Не прошел квалификацию
DNQ С
3.0
64
(бронировать)
Швейцария Скудерия Филиппинетти Швейцария Доминик Мартин
Швейцария Жан-Жак Коше
Швейцария Жерар Пийон
Бабушка Т280 Косворт DFV 3.0L V8 Не прошел квалификацию
DNQ ГТС
+5.0
73
(бронировать)
Италия Скудерия Брешиа Корсе Италия Джанпьеро Моретти
Италия Энрико Пазолини
Италия «Пуки» (Винченцо Каццаго)
Де Томазо Пантера Форд 5,8 л V8 Г Не прошел квалификацию
DNQ ТС
3.0
82
(бронировать)
Франция С. Букет
(частный абитуриент)
Франция Клод Буше
Франция Джоэл Боннемейсон
Форд Капри 2600RS Форд 2,9 л V6 Не прошел квалификацию
DNQ С
2.0
85
(бронировать)
Франция Компания Дарнваль Франция Жан-Даниэль Якубовски
Швейцария Питер Швейцер
Тайдек Мк3 Cosworth FVC 1790cc S4 Ф Не прошел квалификацию

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Спорт
Победители
Сорт Специальный GT
Победители
Сорт Специальный туризм
Победители
Спорт ГТС
>5000
#4 Шевроле Корвет С3 Джонсон / Хайнц * ТС
Спорт
3000
#15 Матра-Симка MS670 Пескароло / Хилл * ГТС
5000
#39 Феррари 365 GTB/4 Бюллетень-Лена / Андруэт * Особенный
Гастроли
#54 Форд Капри 2600RS Биррелл/Бургуаньи *
Спорт
2000
#27 Ролл Т290 Лигонне / Смит * ГТС
2500
#41 Порше 911 S Гарант / Барт / Кейзер * ТС
  • Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.

Индекс тепловой эффективности

[ редактировать ]

Для автомобилей группы 2 и группы 4. [ 4 ] [ 5 ] [ 50 ] [ 51 ]

Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 ГТС
5.0
39 Франция Автомобили Чарльз Поцци Франция Клод Балло-Лена
Франция Жан-Клод Андруэ
Феррари 365 ГТБ/4 1.05
2 ГТС
5.0
36 Бельгия Экюри Франкоршам Великобритания Дерек Белл
Бельгия Тедди Пилетт
Великобритания Ричард Бонд
Феррари 365 ГТБ/4 0.95
3 ГТС
5.0
74
(бронировать)
Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Sam Posey
Соединенные Штаты Тони Адамович
Феррари 365 ГТБ/4 0.93
4 ГТС
5.0
34 Швейцария Скудерия Филиппинетти Великобритания Майк Паркс
Франция Жан-Луи Лафосс
Швейцария Жан-Жак Коше
Феррари 365 ГТБ/4 0.91
5 ГТС
5.0
38 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Франция Жан-Пьер Жарье
Франция Клод Буше
Феррари 365 ГТБ/4 0.89
6 ГТС
2.5
41 Франция Л. Мезнари
(частный абитуриент)
Швейцария Сильвен Гарант
Германия Юрген Барт
Соединенные Штаты Майкл Кейзер
Порше 911S 0.85
7 ГТС
3.0
46 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Франция Жан-Пьер Лаффич
Франция Жиль Донсье
Дино 246 GT 0.84
8 ТС
3.0
54 Германия Форд Моторенверке Германия Великобритания Джерри Биррелл
Бельгия Клод Бургуаньи
Форд Капри 2600RS 0.81
9= ГТС
+5.0
32 Бельгия К. Дюбуа
(частный абитуриент)
Франция Жан-Мари Жакемен
Бельгия Ив Депре
Де Томазо Пантера 0.78
9= ТС
3.0
52 Германия Форд Моторенверке Германия Германия Дитер забывает
Испания Алекс Солер-Ройг
Форд Капри 2600RS 0.78
9= ГТС
+5.0
4 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Боб Джонсон
Соединенные Штаты Дэйв Хайнц
Шевроле Корвет С3 0.78

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Самый быстрый круг на практике – Ф.Северт, №14 Matra-Simca MS670 – 3:42,2 секунды; 220,99 км/ч (137,32 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Г. ван Леннеп, №8 Lola T280 – 3:46,9 секунды; 216,41 км/ч (134,47 миль в час)
  • Победная дистанция - 4691,34 км (2915,06 миль)
  • Средняя скорость победителя - 195,46 км/ч (121,45 миль в час)
  • Посещаемость – ?

Международный чемпионат по турнирной таблице

[ редактировать ]

По расчетам после Ле-Мана, 9-й тур из 11 [ 52 ]

Поз. Производитель Очки
1 Италия Феррари 160 (168)*
2 Италия Альфа Ромео 85
3 Западная Германия Порше 58 (60)*
4 Великобритания Лола 44
5 Великобритания Шеврон 37
6= Великобритания Мираж 20
6= Франция Измерение 20
8 Соединенные Штаты Шевроле 13
9 Италия Де Томазо 12
10 Италия Абарт 4
  • Примечание . В окончательные очки чемпионата засчитываются только 8 лучших результатов из 11. Полная сумма, заработанная на сегодняшний день, указана в скобках.
Цитаты
  1. Приложение «J» к Международному спортивному кодексу 1972 г., argent.fia.com, дата обращения 30 ноября 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.84
  3. ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1972, стр.144
  4. ^ Перейти обратно: а б с Клаусагер 1982, стр.164-5.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Moity 1974, p.134
  6. ^ Клаусагер 1982, стр.21
  7. ^ Клаусагер 1982, стр.22.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 137: Motor, 24 июня 1972 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2011, стр.86-7.
  10. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.83
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 128: Autosport, 8 июня 1972 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2011, стр.94
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 129–131: Road & Track, октябрь 1972 г.
  14. ^ Сперринг 2011, стр.91.
  15. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.93
  16. ^ Перейти обратно: а б Кларк 1997, стр.132-3: Двигатель, 17 июня 1972 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2011, стр.88-9.
  18. ^ Лабан 2001, стр.172.
  19. ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1972, стр.171
  20. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.96
  21. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.90
  22. ^ Сперринг 2011, стр.98.
  23. ^ Сперринг 2011, стр.99.
  24. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.105.
  25. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.102.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.101
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 134-5: Двигатель, 17 июня 1972 г.
  28. ^ Сперринг 2011, стр.107.
  29. ^ Сперринг 2011, стр.85.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Автомобильный год 1972, стр.172
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кларк 1997, стр. 136: Двигатель17 июня 1972 г.
  32. ^ Кларк 1997, стр.139-40: Modern Motor, август 1972 г.
  33. ^ Сперринг 2011, стр.2.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2011, стр.108.
  35. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  36. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  37. ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
  38. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  39. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  40. ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
  41. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  42. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  43. ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.82
  45. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  46. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  47. ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  48. ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
  49. ^ «Мэтт Саттон — фотографии Porsche из прошлого» . 1 января 1970 г. Проверено 19 октября 2023 г.
  50. ^ Сперринг 2011, стр.109.
  51. ^ Moity 1974, p.188
  52. ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 13 июня 2018 г.
  • Армстронг, Дуглас – английский редактор (1972) Автомобильный год № 20, 1972–73 Лозанна: Edita SA
  • Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-373-1
  • Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN   0-213-16846-4
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN   0-8019-6290-0
  • Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-1-84425-539-9
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1972 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 13 июня 2018 г.
  • История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 13 июня 2018 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 13 июня 2018 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 13 июня 2018 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 13 июня 2018 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 13 июня 2018 г.
  • Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 13 июня 2018 г.
  • YouTube – Цветная запись забега Матры (9 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
  • YouTube – цветная видеозапись гонки Porsche с комментариями на немецком языке (20 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
  • YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в двух частях (20 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
  • YouTube – Вик Элфорд рассказывает о фатальной аварии Боннье (2 минуты). Проверено 25 июня 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 792d088f9b8a29cc2b09461035aa4945__1699198020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/45/792d088f9b8a29cc2b09461035aa4945.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1972 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)