1972 «24 часа Ле-Мана»
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2019 г. ) |
Индекс: Гонки | Победители |
— «24 часа Ле-Мана» 1972 года автогонка, проходившая на трассе Сарт в Ле -Мане , Франция , 10 и 11 июня 1972 года. Это был 40-й забег « 24 часов Ле-Мана» и девятая гонка мира 1972 года. Чемпионат производителей .
1972 год ознаменовал начало новой эры с пересмотренными правилами FIA , предписывающими упразднить категории спортивных автомобилей 5-литровой группы 5 и 3-литровых спортивных прототипов группы 6 и заменить их новым классом спортивных автомобилей 3-литровой группы 5 . На трассе также произошли существенные изменения: был построен новый технический участок, впоследствии названный Porsche Curves, в обход опасного поворота Maison Blanche, который в прошлом был местом многих серьезных аварий.
Уже выиграв чемпионат мира среди мастеров, Феррари решила не участвовать в гонке. Матра-Симка была явным фаворитом на полную победу после того, как не участвовала в других гонках, чтобы сосредоточиться на подготовке к Ле-Ману. Как только вызов со стороны Альфа Ромео и Лолы рассеялся в одночасье, Матра смогла смягчиться и обеспечить популярную победу со счетом 1–2 для своей страны – первую победу Франции с 1950 года. Анри Пескароло и Грэм Хилл стали победителями с комфортным счетом 11: отрыв на круге от товарищей по команде Франсуа Севера и Хаудена Гэнли .
Однако гонка была омрачена смертью ветерана Формулы-1 Джо Боннье , который погиб, когда его прототип Lola столкнулся с Ferrari GT и перелетел через барьеры в деревья в воскресенье утром.

Правила
[ редактировать ]CSI (Международная спортивная комиссия – регулирующий орган FIA ) в очередной раз пересмотрела Приложение J FIA, переопределив категории автоспорта. Бывшие категории «Прототипы Группы 6 третьего поколения. спортивных автомобилей Группы 5 » и «Спортивные автомобили Группы 5» были объединены в новый класс [ 1 ] с объемом двигателя 3 литра (или 2142 куб.см, если с турбонаддувом, при использовании эквивалента x1,4) [ 2 ] с минимальным весом 650 кг (1433 фунта). [ 3 ] Также не требовалось минимального объема производства. [ 3 ] Не в последний раз идея FIA заключалась в том, чтобы побудить производителей создавать, разрабатывать и использовать двигатели, основанные на текущем Формулы-1 3,0-литровом стандарте .
Признавая растущий интерес к гонкам на туристических автомобилях, Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) открыл список участников для специальных туристических автомобилей группы 2 , наряду со специальными GT группы 4 и новой группой 5. Заявки для категорий группы 2 и 4 имел минимум 2 литра, но не имел верхнего предела объема двигателя. [ 4 ] [ 5 ] Они также изменили требования к минимальному расстоянию и скорости. Для квалификации больше не было установленного времени круга, все машины должны были находиться в пределах 140% от среднего значения трех кругов лучшей практики. Также была исключена скользящая шкала расстояний до цели. [ 5 ] Теперь, чтобы быть классифицированными, автомобили должны были набрать не менее 70% победителей своего класса. [ 6 ] Поэтому Индекс производительности, который теперь стал ненужным, был прекращен. [ 2 ] [ 7 ] Кроме того, индекс тепловой эффективности теперь применяется только к группам 2 и 4. [ 4 ] [ 5 ]
Но самое большое изменение коснулось схемы трассы: между Арнажем и шиканой Форда была построена новая серия поворотов в обход опасно быстрого участка Maison Blanche. Финансируемый Porsche, он стал известен как «Кривые Порше». Шикана Ford также была перепроектирована: вторая шикана была добавлена прямо над трассой, чтобы можно было построить выделенную полосу въезда на пит-лейн. Это позволило автомобилям замедляться за пределами гоночной трассы и основной трассы, что значительно повысило безопасность. Хотя модификации увеличили общую длину гусеницы всего на 71 м (232 фута 11,28 дюйма), произошло заметное изменение времени прохождения круга, в результате чего средняя скорость прототипов снизилась на 30 км/ч (18 миль в час). Однако на трассе все еще были автомобили, работающие на полном газу на протяжении более 65% круга. [ 2 ]
Призовой фонд в этом году включал 80 000 FF (6400 фунтов стерлингов) за полную победу и половину этой суммы соответствующим победителям в категории GT и Индексе тепловой эффективности. [ 8 ]
Записи
[ редактировать ]В соответствии с новыми правилами на тренировку прибыло 91 заявка, в результате чего на тренировку прибыло 66 автомобилей, и впервые за несколько лет на старт вышла полная сетка из 55 автомобилей.
Категория | Спортивные автомобили Группа 5 |
Специальный GT Группы 4 |
Специальный туризм Группа 2 |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|
Большие двигатели Классы >2,5 л |
13 (+8 резервов) | 13 (+6 резервных) | 3 (+2 резерва) | 29 (+16 резерв) |
Средние двигатели Классы < 2,5 л |
4 (+2 резерва) | 9 (+3 резерва) | 0 | 13 (+5 резервов) |
Всего автомобилей | 17 (+11 резерв) | 22 (+9 резервов) | 3 (+2 резерва) | 42 (+22 резерва) |
Большим сюрпризом стало то, что после победы во всех этапах чемпионата на сегодняшний день и доминирования в тестовых выходных в марте Ferrari отозвала свою заводскую команду менее чем за две недели до гонки. [ 9 ] группы 5 Только что завоевав титул чемпиона мира, компания заявила, что двигатели 312 PB годны только для гонок на 1000 км, а не для 24 часов. Однако это не звучало убедительно, поскольку они одержали победу со счетом 1–2 на гонке « 12 часов Себринга» , но во время 24-часового моделирования на 14-м часу взорвался оппозитный 12-цилиндровый двигатель Ferrari. Alfa Romeo выразила такую же обеспокоенность по поводу долговечности своих двигателей, но все же приехала в Ле-Ман. [ 10 ] [ 11 ] Джон Уайер также решил не брать с собой Gulf-Mirage своей команды, потому что их двигатели Weslake V12 не были готовы и недостаточно подготовлены. [ 11 ]
Хотя в 1971 году Porsche 917 превзошли всех, Alfa Romeo оказалась самой конкурентоспособной, даже одержав три победы в том сезоне. В 1972 году они разработали последнюю версию Tipo 33 — T33/3 с открытым верхом . Дизайнер Карло Чити использовал трубчатое шасси, а не полный монокок, что сделало их уже и на 50 кг легче. 3-литровый V8 развивал 445 л.с. Для трех заявленных автомобилей команда подобрала несколько бывших водителей Porsche: Вик Элфорд / Хельмут Марко , Рольф Стоммелен / «Нанни» Галли и Нино Ваккарелла / Андреа де Адамич . [ 12 ]
Matra , как и Jaguar в 1950-х годах, решила сосредоточить свои усилия на престижной победе в Ле-Мане. Последняя версия 660, MS660C, Икса на тестовых выходных была более чем на секунду медленнее, чем Ferrari новая модель MS670 . Но на гонку была выставлена . 3-литровый двигатель V12 был настроен для гонок со снижением мощности до 450 л.с., что позволило ему разогнаться до 310 км/ч (195 миль в час) на трассе Mulsanne Straight. Поскольку французские СМИ разжигали патриотический пыл, директор команды Жерар Дюкаруж не стал рисковать и купил 4 машины и 60 членов экипажа. Аэродинамические версии с длинным хвостом были подготовлены для Жан-Пьера Бельтуаза / Криса Амона и Франсуа Севера / Хаудена Гэнли, в то время как Анри Пескароло / Грэм Хилл (вернувшийся в Ле-Ман впервые с 1966 года) имел версию с коротким хвостом. Четвертой машиной стал надежный 660C, переданный Жан-Пьеру Жабулю / Дэвиду Хоббсу . [ 9 ] [ 13 ]
Теперь компания Porsche сосредоточила свои усилия на проекте 917 Can-Am . Тем не менее, Райнхольд Йост получил значительную неофициальную поддержку завода при выпуске модели 908 LH и спонсировался ATE . Трехлетняя машина принадлежала Джо Зифферту , убитому менее года назад, и была взята взаймы из коллекции Шлумпфа . Компания Porsche переоборудовала его новым 3-литровым двигателем мощностью 360 л.с. [ 14 ] Другие команды клиентов привезли автомобили Porsche Group 5: испанская Escuderia Montjuich имела 908/03, швейцарская команда Андре Вики имела один из нескольких 908/02, а также более старый 907. [ 15 ]
Джо Боннье , Лолы европейский агент , убедил Эрика Бродли разработать 3-литровую версию своего успешного Т210. Разработанный Патриком Хэдом и Джоном Барнардом , новый T280 использовал двигатель Cosworth DFV . Он был очень быстр и легко выиграл четырехчасовую гонку на тестовых выходных. При поддержке завода Боннье представил две машины: одну для себя и победителя 1971 года Гийса ван Леннепа (выпущенного из Mirage для участия в гонке). [ 16 ] а другой — Жерару Ларрусу /Хьюзу де Фирландту. [ 17 ] Спонсируемые Swiss сыром, это были арт-автомобили этого года, расписанные сырными дырками из грюйера. [ 11 ] [ 18 ] Была также пара записей каперов.
После положительного первого заезда в Ле-Мане в прошлом году британец Ален де Кадене решил построить собственную машину для участия в гонках. Он нанял Brabham дизайнера Гордона Мюррея для создания автомобиля на базе Cosworth DFV (мощностью 390 л.с.) и подвески Brabham BT33. [ 11 ] [ 19 ] Самый легкий из трехлитровых прототипов, De Cadenet, получил спонсорскую поддержку от Duckhams Oil, и автомобиль был готов как раз к гонке. [ 20 ] Ги Лижье, стремящийся усовершенствовать свой гоночный автомобиль JS-2 GT, обратился к Citroën с просьбой приобрести двигатель Maserati , который они выкупили три года назад. Они согласились, и на борту присутствовали три 3-литровых двигателя V6 JS-2. [ 20 ] Поскольку было произведено недостаточное количество, его пришлось отнести к категории 5. [ 11 ]
Ferrari еще не представила свой автомобиль Группы 5 своим командам клиентов, но смогла омологировать 365 GTB/4 «Daytona» как автомобиль GT, и девять из этих автомобилей были заявлены агентами Ferrari из шести разных стран. В их состав входили Луиджи Чинетти , Североамериканская гоночная команда (NART) Свотерса Жака Ecurie Francorchamps Жоржа Филиппинетти , швейцарская команда , полковника лондонская Maranello Concessionaires Чарльза Поцци . Ронни Хоара и парижская команда [ 21 ]
В этом году у Chevrolet было пять заявок на участие в конкурсе Ferrari. Вернулись французские команды Анри Гредера (снова с Мари-Клод Бомон в качестве штурмана) и Ecurie Léopard. Американец Джон Гринвуд также привез с собой пару специально облегченных корветов, которые оказались очень быстрыми, достигнув скорости 330 км/ч (210 миль в час) на Mulsanne Straight. [ 22 ] Они ездили на стандартных BF Goodrich . радиальных дорожных шинах [ 13 ] [ 19 ] Их конкурент, Goodyear Tyres, успешно выступил с базирующейся во Флориде английской гоночной командой, выигравшей дивизион GT в Дайтоне и Себринге. Они спросили NART, могут ли они использовать пропуск, чтобы добраться до Ле-Мана, и тот согласился, если на боку машины будет изображен мотив Ferrari. [ 23 ]
Новым производителем Ле-Мана стала итальянская компания De Tomaso . Недавно омологированная Pantera имела 5,3-литровый двигатель V8 Ford, мощность которого составляла 330 л.с., что было менее мощно, чем у конкурентов Ferrari и Chevrolet. Было заявлено четыре автомобиля, и испанская Escuderia Montjuich получила мощную поддержку. [ 24 ]
В меньшей категории GT было семь Porsche 911 от частных команд. [ 25 ] В этом году NART представила Dino 246 от имени Ferrari, чтобы соревноваться в классе 2,5-литровых двигателей. НАРТ в очередной раз предложил свой юниорский автомобиль победителям Trofeo Cinetti – конкурса молодых водителей. [ 24 ]
Чемпионат Европы по кузовным гонкам (ETCC) пользовался популярностью среди производителей и зрителей. Когда ACO открыла список участников для автомобилей группы 2, заводская команда Ford-Германия подсчитала, что их скорость в победе в « 24 часах Спа» может вывести их в десятку лучших в общем зачете в Ле-Мане. Было подготовлено три автомобиля: Capri RS2600 был оснащен 2,9-литровым двигателем V6 мощностью почти 300 л.с. Все ее пилоты были дебютантами Ле-Мана: действующий чемпион ETCC Дитер Глемсер с Алексом Солер-Ройгом , Йохен Масс / Ханс-Йоахим Штук и Биррелл /Бургуаньи. [ 26 ] Их соперником в ETCC была команда Schnitzer Motorsport, управляющая BMW 2800 CS. Хотя BMW недавно наняла Йохена Неерпаша из Ford-Германия для создания BMW Motorsport , по сути, это была частная попытка создать первое послевоенное выступление компании. Несмотря на то, что 3-литровый двигатель BMW развивал мощность 340 л.с., автомобиль был на 250 кг тяжелее. [ 26 ] Другая запись представляла собой британскую заявку на бывший раллийный Datsun 240Z . [ 11 ]
Упражняться
[ редактировать ]Ferrari была быстрее всех в тестовых выходных в марте с результатом 3:40,4, но на гоночной неделе они не явились. В сырую первую ночь тренировки в среду именно Стоммелен на Alfa Romeo и Ларрусс на Bonnier-Lola задавали темп. Однако сессия была прервана из-за серьезной аварии, когда на трассу упал рекламный щит. Thompson/Heinz Corvette получил повреждения, но на следующем круге 2-литровый спортивный прототип GRAC разбился и загорелся. [ 27 ] [ 10 ] Пилот Лионель Ногес (внук Антони Ногеса , основателя Гран-при Монако ) получил серьезные ожоги лица. [ 5 ] В четверг Матра приложил все усилия и спас французскую гордость, выиграв квалификацию 1-2-3 в пользу Севера (3:42,2), Пескароло и Бельтуаза. Стоммелен (3:47,9) и Боннье были следующими, затем Alfas Элфорда и Ваккареллы заняли шестое и седьмое места. Четвертая «Матра» Жабуля возглавила Ларрусс на Джоэсте Порше (4:03.3) и Дакхэме де Кадене, показавших впечатляющие результаты для автомобилей возраста и молодежи соответственно.
Самым быстрым GT был Миго на своем Ferrari, занявший 20-е место (4:21,7), а лучшим туристическим автомобилем стал Capri of Mass/Stuck, занявший 30-е место (4:25,9). Как будто в подтверждение своей точки зрения, Capris оказались среди Daytonas, быстрее, чем большинство Corvette, Pantera и Porsche 911. [ 13 ] У трех Pantera вышли из строя двигатели из-за бракованной партии поршней из США. [ 11 ] [ 13 ] Самым быстрым в классе малых GT был Kremer 911, который показал такое же время, что и Capri (несмотря на то, что запасной пилот Боланос катал машину на тренировке). [ 27 ] ). Последними на стартовой решетке были молодые гонщики NART на Dino (4:53,9), которые вышли из гонки после того, как несколько более быстрых машин были сняты с дистанции. [ 28 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Впервые почетным стартером стал президент Франции. На глазах у Жоржа Помпиду и большой толпы партизан «Матра» стартовала со всеми четырьмя своими французскими гонщиками. [ 29 ] Пескароло на первом круге опередил Севера, но сразу же дела пошли не так. На втором круге у Бельтуаза отказал двигатель на передней прямой. [ 9 ] а затем Боннье вырвался вперед и вышел вперед на третьем круге. Во время короткого дождя товарищ Боннье по команде де Фирландт проехал несколько быстрых кругов и вырвался вперед. Но меньшие топливные баки у Lolas означали, что им приходилось выходить на пит-стоп раньше и чаще, чем другим прототипам. [ 27 ] После этого у Alfa Romeo появился шанс принять вызов: сначала Элфорд, а затем Стоммелен поднялись в рейтинге. В классе GT французская Ferrari Миго лидировала, пока ее не вытеснила заклинившая коробка передач. [ 21 ] после чего на смену пришла родственная машина Балло-Лена/Андруэ. Три Panteras уже сошли с дистанции из-за неисправных поршней, а оставшийся Клод Дюбуа был единственным, на котором не использовался новый американский двигатель. [ 27 ] [ 8 ]
В 18:20 у Jabouille/Hobbs Matra 660 закончилось топливо в пределах досягаемости от боксов. Кто-то случайно перекинул его в резервный бак, в результате чего они опустились на 12-е место и отставали на 5 кругов. [ 30 ] [ 27 ] Через четыре часа две Matra 670 преследовал Ларрусс в Лоле. Стоммелен задержался из-за замены топливного насоса, но Alfas по-прежнему ехала четвертым, пятым и седьмым, разделенным Porsche Джоста. Модель 908/02 Вайгеля была восьмой, за ней следовали Duckhams и Matra 660. Pozzi Ferrari возглавил GT на 12-м месте, а Glemser/Soler-Roig Capri - на 15-м. [ 27 ]
Еще один короткий ливень намочил трассу, и де Фирландт поставил свою машину на песчаную отмель на повороте Мюльсанн. [ 17 ] Затем он сжег и без того ослабленное сцепление, пытаясь выбраться. [ 27 ] Бонньер/фургон Леннеп Лола также задержался из-за проблем с выбором передачи, а также из-за того, что у Боннье лопнуло колесо на повороте Мулсанн на скорости 320 км/ч (200 миль в час). [ 17 ]
Ночь
[ редактировать ]Когда наступила ночь и трасса высохла, Боннье и ван Леннеп показали быстрое время, чтобы наверстать упущенное, и установили самый быстрый круг в гонке со временем 3:46,9. На четверти дистанции две Матры по-прежнему меняли лидерство (89 кругов) с комфортным отрывом в 3 круга от трех Alfa Romeo. Шестым был Йост (84 круга). Ferrari сильно удерживали GT, поскольку двигатели Corvette вышли из строя; Поцци лидировал в NART (оба по 77 кругов), в то время как три Capris работали как часы (76 кругов). [ 31 ]
Но ночью сначала у Ваккареллы, а затем у Элфорда возникли проблемы со сцеплением, и каждый потерял по полчаса на установку новых. [ 12 ] Итак, к перерыву, в 4 часа утра, «Матры» вели 1-2-3. 670-е все еще обменивают лидерство на пит-стопах (178 кругов), а 660-е хорошо восстанавливаются, только что обойдя Alfas (бегут Стоммелен, Элфорд, затем Ваккарелла - все 171 круг). Седьмым стал длиннохвостый Porsche Йоста (167), а энергичная Лола вернулась на восьмое место, отставая от лидеров на 15 кругов. С Porsche Вайгеля девятым (161) и Дакхэмсом десятым (155 кругов) поле теперь было очень напряженным. В GT все было по-прежнему: Поцци и NART Ferrari на 154 кругах, а Масс и Штук (151) опередили машины команды в группе 2 на 3 круга. [ 31 ]
Утро
[ редактировать ]Всю ночь два ведущих Матраса оставались на одном круге, меняясь местами в соответствии со пит-стратегией. Туманный рассвет нарушил рутину, поскольку у Alfa Romeo возникли проблемы с двигателем. «Лола» потеряла более часа из-за проблем с тормозами, а у «Порше» Вайгеля также были проблемы со сцеплением. [ 31 ] Хотя BMW сошла с дистанции со сломанным двигателем, в команде Капри тоже были трещины - Mass/Stuck остановился на Mulsanne Straight со сломанным шатуном, а машине Глемсера потребовалась замена дифференциала. [ 26 ] [ 31 ]
Рано утром Боннье (после очередной задержки) бежал очень быстро и вернул свою Лолу на восьмое место. Затем в 8.25 утра он подъехал к Filipinetti Ferrari GTB4 Флориана Ветча на прямой с двумя небольшими изломами между Мулсанном и Индианаполисом, с густым лесом по обе стороны. «Феррари» сохранил свою линию и, решив совершить обгон перед поворотом, его «Лола» на скорости врезалась в «Феррари» и пролетела 100 метров через барьеры в деревья. Его коллега-водитель Вик Элфорд описал Лолу Боннье как «вращающуюся в воздухе, как вертолет». [ 17 ] Получив тяжелую травму, Джо Боннье вскоре скончалась. Он был ветераном 13 гонок в Ле-Мане и председателем Ассоциации гонщиков Гран-при . [ 16 ] [ 32 ] Вик Элфорд, увидев горящую машину Ветча, немедленно остановился, чтобы спасти водителя, который уже успел спастись с обожженными руками. По совпадению, это было прямо рядом с камерой телевещания. [ 17 ] [ 30 ] Потрясенный аварией, Элфорд затем заехал в боксы, чтобы его заменил Марко, но вскоре они сошли с дистанции, когда запасное сцепление пришло в негодность. [ 12 ] [ 5 ] [ 13 ] Девяносто минут спустя Alfa из Стоммелена/Галли также сошла с дистанции из-за поломки дифференциала, оставив последнюю Alfa Romeo четвертой. [ 12 ]
В 10.30 снова пошел дождь. Weigel 907 врезался в барьер на повороте Данлопа, заняв 7-е место. [ 31 ] Северт и Гэнли потеряли время в боксах, ремонтируя мокрую электрику. [ 9 ] Затем, незадолго до полудня, когда дождь усилился, Гэнли медленно шел по проливу Мулсанн, когда его сзади сбил корвет Мари-Клода Бомона. Он добрался до боксов, чтобы отремонтировать заднюю часть (это заняло девять минут), но Corvette был слишком сильно поврежден, чтобы продолжать движение. [ 30 ] [ 31 ] [ 13 ] Это позволило машине Пескароло/Хилла уверенно опередить Севера/Гэнли и Жабуля/Хоббса, а Джост Порше вернулся на четвертое место. Duckhams Де Кадене шли очень хорошо на пятом месте, пока медленная замена тормозных колодок и ремонт кузова не оставили позади оставшуюся Alfa Romeo. [ 20 ] [ 31 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Дождь возобновился за два часа до конца и устроил хаос. Север, де Адамич и Крафт были на скользких шинах и вылетели с трассы в акваплане, приближаясь к затопленному Эссе. [ 8 ] [ 12 ] Duckhams получили самые тяжелые повреждения и опустились на 12-е место, прежде чем вернуться на трассу на последнем круге. [ 31 ] Наконец, занявший третье место Jabouille/Hobbs Matra 660 был остановлен из-за проблем с коробкой передач за менее чем 90 минут до конца гонки, а испанский Porsche, идущий 8-м, был остановлен из-за поломки ступичного подшипника на последних минутах. [ 15 ] [ 31 ]
В конце концов, Matra 670 Пескароло и Хилла взяла клетчатый флаг с комфортным отрывом в одиннадцать кругов от своих товарищей по команде Северта и Гэнли. Это была первая победа французского автомобиля после победы Розье в Тальботе-Лаго в 1950 году . Это также сделало Грэма Хилла первым и на сегодняшний день единственным гонщиком, выигравшим тройную корону «24 часов Ле-Мана», « Индианаполис 500» и чемпионата мира Формулы-1. Хотя Хилл знал о серьезной аварии, ему сообщили о смерти Боннье только после гонки, и он был глубоко потрясен. Они были бывшими товарищами по команде, близкими друзьями и «старшими государственными деятелями» Формулы-1 в начале 1970-х годов. [ 9 ]
На девять кругов дальше третьим оказался неожиданный Porsche 908LH, которым управляли Райнхольд Йост , Марио Казони и Мишель Вебер. Тогда это была череда второстепенных мест: единственная оставшаяся Alfa Romeo Ваккареллы и де Адамича финишировала всего на круг впереди французской Ferrari Балло-Лена/Андруэ. Автомобиль Чарльза Поцци стал первым домом GT, а также выиграл индекс теплоэффективности, расходуя около 6,75 миль на галлон. [ 8 ] Вращение NART Ferrari в конце гонки стоило времени на ремонт, и она финишировала на два круга позже. Пять из девяти Ferrari финишировали с хорошим результатом, а филиппинетти Майка Паркса только что за последний час отремонтировал бельгийскую машину. У всех остальных производителей GT были неудачные гонки с рядом проблем с двигателями. У Chevrolet, De Tomaso и Porsche было только по одному финишеру. Через три месяца после гонки компания Porsche представила свою новую клиентскую модель 911: 2,7-литровый Carrera RS, чтобы сравнять конкуренцию в группе 4. [ 25 ]
Появление в группе 2 Touring Cars было успешным: два Ford Capris заняли 10-е и 11-е места. Частная машина Рене Лигонне Lola T290, вернувшаяся домой 14-м, стала первой Лолой, финишировавшей в Ле-Мане.
Официальные результаты
[ редактировать ]



Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 33 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 3.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670 | Матра 3,0 л V12 | Г | 344 |
2 | С 3.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670 | Матра 3,0 л V12 | Г | 333 |
3 | С 3.0 |
60 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908 ЛХ купе | Порше 3.0L F8 | Д | 325 |
4 | С 3.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Типо 33TT3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Г | 307 |
5 | ГТС 5.0 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 306 |
6 | ГТС 5.0 |
74 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 304 |
7 | ГТС 5.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 302 |
8 | ГТС 5.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 301 |
9 | ГТС 5.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 297 |
10 | ТС 3.0 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Капри 2600RS | Форд 2,9 л V6 | Д | 292 |
11 | ТС 3.0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Капри 2600RS | Форд 2,9 л V6 | Д | 289 |
12 | С 3.0 |
68 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Дакхэмс LM72 | Форд Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 288 |
13 | ГТС 2.5 |
41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Ф | 285 |
14 | С 2.0 |
27 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ролл Т290 | Cosworth FVC 1790cc S4 | Ф | 284 |
15 | ГТС +5.0 |
4 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Г | 284 |
16 | ГТС +5.0 |
32 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Г | 282 |
17 | ГТС 2.5 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Дино 246 GT | Феррари 2418cc V6 | Г | 265 |
18 | С 2.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 907 | Порше 1997cc F6 | Ф | 252 |
н/к * | С 3.0 |
67 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Д | 206 |
- ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку пройдено недостаточное расстояние.
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | С 3.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра - Симка MS660C | Матра 3,0 л V12 | Г | 278 [ 34 ] [ 35 ] или 313 [ 36 ] [ 37 ] |
Передача инфекции (24 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908/03 | Порше 3.0L F8 | Г | 278 | Несчастный случай (24 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Типо 33TT3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Г | 263 | Передача инфекции (19 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
6 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Ф | 244 | Несчастный случай (20 часов) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | М | 235 | Несчастный случай (21 час) |
ДНФ | С 3.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Типо 33TT3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Г | 232 | Передача инфекции (19 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
57 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 226 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Бабушка Т280 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 213 | Несчастный случай со смертельным исходом (18 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | 208 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
35 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 204 | Несчастный случай (18 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 195 | Двигатель (24 часа) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
71 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | М | 188 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
65 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 910 | Порше 2379cc F6 | Д | 188 | Ступичный подшипник (16 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
56 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 186 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
45 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | 183 | Двигатель (16 часов) |
ДНФ | ТС 3.0 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Капри 2600RS | Форд 2,9 л V6 | Д | 152 | Масляный насос (14 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Бабушка Т280 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 86 [ 34 ] или 28 [ 38 ] или 26 [ 39 ] [ 40 ] |
Передача инфекции (7 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
76 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Д | 83 | Закончилось топливо (8 часов) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
72 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Б Ф | 82 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
23 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Шеврон Б21 | Cosworth FVC 1790cc S4 | Ф | 76 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 72 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | ТС 3.0 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
БМВ 2800 КС | БМВ 3.0л С6 | Д | 70 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
44 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | 64 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Б Ф | 53 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
80 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | 39 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
79 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2450cc F6 | Д | 36 | Передача инфекции (4 часа) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Г | 36 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Г | 36 [ 34 ] [ 41 ] или 31 [ 42 ] [ 43 ] |
Двигатель (10 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
69 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б19/21 | Cosworth FVC 1790cc S4 | Ф | 29 | Передача инфекции (5 часов) |
ДНФ | ГТС 2.5 |
40 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | 27 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | ТС 3.0 |
84 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Форд Капри 2600RS | Форд 2,9 л V6 | Д | 26 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
75 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 22 | Передача инфекции (9 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
58 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Ф [ 44 ] / Д [ 45 ] |
11 | Несчастный случай (2 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 7 | Двигатель (3 часа) |
ДНФ | С +3.0 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Г | 3 | Двигатель (2 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670 | Матра 3,0 л V12 | Г | 1 | Двигатель (2 часа) |
Источники: [ 44 ] [ 34 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | С 2.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ГРАК МТ16 | Cosworth FVC 1825cc S4 | Ф | Практика несчастного случая |
DNS | ГТС 2.5 |
43 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Д | Не началось |
DNS | С 3.0 |
61 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Механический проблемы | |
DNS | ГТС 2.5 |
78 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2492cc F6 | Ф [ 49 ] | Не началось |
DNQ | ТС 3.0 |
47 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Датсун 240Z | Дацун 2394cc F6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТС 2.5 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2480cc F6 | Ф | Не прошел квалификацию |
DNQ | ТС 2.5 |
55 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ситроен СМ | Мазерати 2,9 л V6 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 3.0 |
64 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Бабушка Т280 | Косворт DFV 3.0L V8 | Не прошел квалификацию | |
DNQ | ГТС +5.0 |
73 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | ТС 3.0 |
82 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Форд Капри 2600RS | Форд 2,9 л V6 | Не прошел квалификацию | |
DNQ | С 2.0 |
85 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Тайдек Мк3 | Cosworth FVC 1790cc S4 | Ф | Не прошел квалификацию |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Спорт Победители |
Сорт | Специальный GT Победители |
Сорт | Специальный туризм Победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Спорт | ГТС >5000 |
#4 Шевроле Корвет С3 | Джонсон / Хайнц * | ТС | ||||
Спорт 3000 |
#15 Матра-Симка MS670 | Пескароло / Хилл * | ГТС 5000 |
#39 Феррари 365 GTB/4 | Бюллетень-Лена / Андруэт * | Особенный Гастроли |
#54 Форд Капри 2600RS | Биррелл/Бургуаньи * |
Спорт 2000 |
#27 Ролл Т290 | Лигонне / Смит * | ГТС 2500 |
#41 Порше 911 S | Гарант / Барт / Кейзер * | ТС |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]Для автомобилей группы 2 и группы 4. [ 4 ] [ 5 ] [ 50 ] [ 51 ]
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Ф.Северт, №14 Matra-Simca MS670 – 3:42,2 секунды; 220,99 км/ч (137,32 миль в час)
- Самый быстрый круг – Г. ван Леннеп, №8 Lola T280 – 3:46,9 секунды; 216,41 км/ч (134,47 миль в час)
- Победная дистанция - 4691,34 км (2915,06 миль)
- Средняя скорость победителя - 195,46 км/ч (121,45 миль в час)
- Посещаемость – ?
Международный чемпионат по турнирной таблице
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, 9-й тур из 11 [ 52 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
160 (168)* |
2 | ![]() |
85 |
3 | ![]() |
58 (60)* |
4 | ![]() |
44 |
5 | ![]() |
37 |
6= | ![]() |
20 |
6= | ![]() |
20 |
8 | ![]() |
13 |
9 | ![]() |
12 |
10 | ![]() |
4 |
- Примечание . В окончательные очки чемпионата засчитываются только 8 лучших результатов из 11. Полная сумма, заработанная на сегодняшний день, указана в скобках.
- Цитаты
- ↑ Приложение «J» к Международному спортивному кодексу 1972 г., argent.fia.com, дата обращения 30 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.84
- ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1972, стр.144
- ^ Перейти обратно: а б с Клаусагер 1982, стр.164-5.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Moity 1974, p.134
- ^ Клаусагер 1982, стр.21
- ^ Клаусагер 1982, стр.22.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 137: Motor, 24 июня 1972 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2011, стр.86-7.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.83
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 128: Autosport, 8 июня 1972 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2011, стр.94
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 129–131: Road & Track, октябрь 1972 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.91.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.93
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 1997, стр.132-3: Двигатель, 17 июня 1972 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Споринг 2011, стр.88-9.
- ^ Лабан 2001, стр.172.
- ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1972, стр.171
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.96
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.90
- ^ Сперринг 2011, стр.98.
- ^ Сперринг 2011, стр.99.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.105.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.102.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.101
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 134-5: Двигатель, 17 июня 1972 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.107.
- ^ Сперринг 2011, стр.85.
- ^ Перейти обратно: а б с Автомобильный год 1972, стр.172
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кларк 1997, стр. 136: Двигатель17 июня 1972 г.
- ^ Кларк 1997, стр.139-40: Modern Motor, август 1972 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2011, стр.108.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.82
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года – История Ле-Мана» . www.lemans-history.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — прототипы мировых спортивных гонок» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972 года — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1972» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 8 августа 2009 г. Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ «Мэтт Саттон — фотографии Porsche из прошлого» . 1 января 1970 г. Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.109.
- ^ Moity 1974, p.188
- ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 13 июня 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1972) Автомобильный год № 20, 1972–73 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1972 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 13 июня 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 13 июня 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 13 июня 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 13 июня 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 13 июня 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 13 июня 2018 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 13 июня 2018 г.
- YouTube – Цветная запись забега Матры (9 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
- YouTube – цветная видеозапись гонки Porsche с комментариями на немецком языке (20 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
- YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в двух частях (20 минут). Проверено 25 июня 2018 г.
- YouTube – Вик Элфорд рассказывает о фатальной аварии Боннье (2 минуты). Проверено 25 июня 2018 г.