1963 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
— «24 часа Ле-Мана» 1963 года 31-й Гран-при на выносливость в серии «24 часа Ле-Мана» , проходивший 15 и 16 июня 1963 года. Это также был десятый этап сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1963 года .
Несмотря на хорошую погоду на протяжении всей гонки, отсев был высоким, и в результате осталось только двенадцать классифицированных финишеров. Произошел ряд крупных аварий, самая серьезная из которых привела к гибели бразильского гонщика Кристиана Хайнса и тяжелым травмам Роя Сальвадори и Жан-Пьера Манзона. Это была первая победа автомобиля со средним или задним расположением двигателя и первая полностью итальянская победа: пилоты Формулы-1 Людовико Скарфиотти и Лоренцо Бандини выиграли на своем Ferrari 250 P. Фактически, Ferrari доминировала в списке результатов, заполнив первые шесть места, а отрыв победителей на дистанции более 200 км (16 кругов) стал самым большим с 1927 года.


Правила
[ редактировать ]В 1963 году CSI (Международная спортивная комиссия – регулирующий орган FIA ) сняла ограничение на двигатель объемом 4,0 литра для классов GT, а также ввела скользящую шкалу минимального веса в зависимости от размера двигателя. Это изменение снова открыло поле для больших американских двигателей V8, которые в том году использовались на AC Cobras и Lola Mk6. Он также изменил коэффициент эквивалентности для двигателей с наддувом и турбонаддувом с 1,2 до 1,4. Минимальная высота автомобилей была увеличена до 850 мм (33,5 дюйма). [ 2 ]
Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) переименовал категорию «Экспериментальный» в «Прототип» и также снял ограничение на двигатель объемом 4,0 литра для этих классов. Главным изменением в гонке стало то, что стартовые позиции на стартовой решетке теперь должны были определяться по самому быстрому времени на практике, а не по объему двигателя. [ 2 ] [ 3 ] В целях безопасности водителей теперь рекомендовалось пристегиваться ремнями безопасности. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]ACO получила 80 заявок, но после ряда отказов осталось 55 машин для тренировок. Предлагаемый список участников включал:
Категория | Классы | Прототип Записи |
ГТ Записи |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|
Большие двигатели | 3.0+, 3.0, 2.5л | 14 | 13 | 27 |
Средние двигатели | 2,0, 1,6, 1,3 л | 2 | 10 | 12 |
Малые двигатели | 1,15, 1,0, 0,85л | 15 (+2 резерва) | 0 | 15 |
Всего автомобилей | 31 (+2 резерва) | 23 | 54 (+1 экспериментальный) |
И снова Феррари легко доминировали в списке участников с одиннадцатью автомобилями. SEFAC Ferrari представила три новых прототипа. Модель 250 P представляла собой инновационную конструкцию Мауро Форгьери со средним расположением двигателя , которая представляла собой более длинную версию Dino. Здоровенный 3-литровый двигатель V12 развивал мощность 310 л.с. [ 5 ] Постоянные пилоты команды Формулы-1 были назначены: Джон Сёртиз с Вилли Майрессом и Людовико Скарфиотти с Лоренцо Бандини . Третьей машиной управляли завсегдатаи спортивных автомобилей Майк Паркс и Умберто Мальоли.
Были также три новых 4-литровых прототипа 330 LMB с передним расположением двигателя, которыми управляли частные команды. В то время как стойкий приверженец Ferrari Пьер Нобле участвовал в гонке при поддержке завода, Североамериканская гоночная команда (NART) представила еще одну (для Дэна Герни и Джима Холла ), а также 330 TRI/LM для Педро Родригеса и Роджера Пенске , которые выиграли гонку. гонка прошлого года. [ 6 ] Была также новая британская команда - Maranello Concessionaires Ронни Хоара участвовала в 330 LMB для Джека Сирса и Майка Сэлмона . [ 7 ]
Четыре производителя выстроились в линию против больших прототипов Ferrari: Aston Martin, Maserati, Lister и Lola. Джон Уайер убедил ACO принять прототипы Aston Martin DP214 как GT-производные автомобилей DB4. Преемник DP215 получил новый 4,0-литровый двигатель мощностью 323 л.с. Им управляли Фил Хилл и Люсьен Бьянки . [ 8 ]
Maserati вернулась с обновленным купе Tipo 151 для своего французского агентства. Облегченный и теперь оснащенный 5-литровым двигателем V8 с впрыском топлива, он был самым большим автомобилем в отрасли и развивал впечатляющую мощность 430 л.с. и скорость 290 км/ч (180 миль в час). На нем будут участвовать французский ветеран Андре Симон и Ллойд «Лаки» Каснер (владелец американской команды Camoradi , гоночной на автомобилях Maserati). [ 9 ]
Во время своего второго выступления в Ле-Мане Лола использовала свой революционный Mk6 прототип GT. Конструкция Эрика Бродли и Тони Саутгейта имела стальное монококовое шасси с кузовом из стекловолокна и сложную конструкцию подвески. Первоначально он был оснащен среднерасположенным 4,2-литровым двигателем Ford Indycar мощностью 350 л.с., который впоследствии был модернизирован до 4,7-литрового двигателя Ford. Автомобиль был настолько легким, что для достижения минимальной массы в 875 кг ему требовался балласт. Однако у него была недостаточная передача, и он мог развивать максимальную скорость только 240 км/ч (150 миль в час). [ 10 ] На машине будут гонять Дэвид Хоббс и дебютант Ричард Эттвуд.
Porsche (теперь зарегистрированная как Porsche System Engineering , зарегистрированная в Швейцарии организация заводской команды) имела в своем распоряжении 2-литровый класс. Они прибыли с парой усовершенствованных автомобилей Porsche 718/8, того типа, который выиграл Targa Florio 1963 года , когда Ferrari потерпели неудачу. Один был купе (для «Джо» Боннье / Тони Мэггса ), другой – Spyder (для Эдгара Барта / Герберта Линге ), они использовали новый 2-литровый оппозитный восьмицилиндровый двигатель Формулы-1. [ 11 ]
И снова между классами с меньшими двигателями возникла ожесточенная борьба. Чарльз Дойч (прошлогодний победитель) после отзыва двигателей Panhard подписал контракт с немецким производителем Auto Union — DKW . Трехцилиндровый двухтактный двигатель объемом 750 куб.см, получивший название «3=6», мог развивать мощность 80 л.с., а с обтекаемым корпусом мог развивать скорость 225 км/ч (140 миль в час). [ 12 ] У его бывшего партнера Рене Бонне было четыре работы. Их новая обтекаемая версия теперь получила название «Аэроджет». [ 4 ] Однако их французским соперником была новая команда: марка Alpine Жана Ределе (также оснащенная 1-литровыми двигателями Renault). Новый A110 прибыл в Ле-Ман в обтекаемой длиннохвостой версии M63.
У Остина-Хили был новый кузов, разработанный Фрэнком Костином для их Sebring Sprite . Двигатель BMC объемом 1100 куб.см развивал мощность 95 л.с. [ 13 ] Другой британский производитель спортивных автомобилей Deep Sanderson представил свой новый прототип 301 .
С 1953 года ACO предлагала приз за автомобиль с турбинным приводом для завершения 24-часового мероприятия. Однако официальное заявление было получено только в этом году. Rover работал над турбинами двадцать лет, а в прошлом году их четвертый прототип проехал демонстрационные круги в Ле-Мане. Созданный на основе автомобиля Формулы-1 BRM, сдвоенные турбины вырабатывали 150 л.с., но максимальная скорость составляла только 230 км/ч (145 миль в час). Неспособный работать на стандартном топливе (он работал на керосине), автомобиль не был в официальном списке участников и имел номер «00». А без теплообменника расход топлива турбины был настолько велик (7 миль на галлон), что она не могла работать с регулируемым топливным баком. [ 14 ] BRM, в свою очередь, выпустила своих гонщиков Гран-при Ричи Гинтера и действующего чемпиона мира Грэма Хилла . [ 15 ] [ 4 ]
В дивизионе GT было четыре Ferrari 250 GTO . Заводским автомобилем управляли завсегдатаи спортивных автомобилей Карло Мария Абате и Фернан Тавано. Две бельгийские команды, Ecurie Francorchamps и Equipe Nationale Belge , вернулись, и NART использовал версию с длинной колесной базой.
Aston Martin омологировала два своих автомобиля DP214, оснащенных тем же 3,7-литровым двигателем, что и DB4. В состав заводской команды входили пилоты Гран-при Брюс Макларен и Иннес Айрленд в одном из них, а Билл Кимберли и Джо Шлессер во втором. Жан Керген также вернулся на своем французском Aston Martin третий год назад.
Бриггс Каннингем вернулся в этом году с тремя специальными автомобилями Jaguar E-type «Lightweight», курируемыми Lofty England . 3,8-литровый двигатель Straight-6 с впрыском топлива теперь развивал мощность 310 л.с. Каннингем ездил с Бобом Гроссманом, в то время как другие его постоянные гонщики Уолт Хансген и Рой Сальвадори были в паре с Оги Пабстом и Полом Ричардсом соответственно. [ 16 ]
После победы в гонке 1959 года Кэрролл Шелби работал с Дереком Херлоком, владельцем AC Cars , над установкой нового малоблочного двигателя Ford V8 объемом 260 куб. См (4,2 литра) на шасси AC Ace, которое уже было проверено в гонках. в Ле-Мане. Запущенная в производство версия Mk 2 с более крупным двигателем Ford Windsor объемом 289 куб.см (4,7 литра) участвовала в гонке. Одним из AC Cars (для Ниниана Сандерсона и Питера Болтона) руководил Стирлинг Мосс , а другим - Эд Хьюгус , который руководил гоночной разработкой автомобиля в Америке. [ 17 ]
В меньших категориях заводская команда Porsche располагала парой Porsche 356 B 2000 GS Carrera GT Dreikantschaber для своих постоянных голландских гонщиков Карела Година де Бофора и Бена Пона . Автомобили теперь были оснащены новым 2,0-литровым четырехцилиндровым четырехкамерным двигателем Carrera. [ 11 ] Им предстоит противостоять каперу MG MGB , последней модели производителя, которым управляет ведущий британский раллийный гонщик Пэдди Хопкирк . [ 18 ] В классе 1600cc пара работ Sunbeam Alpines встретилась с тремя Alfa Romeo, которыми управляют команды Scuderia Sant Ambroeus и Scuderia Filipinetti . Когда заявка на участие в Equipe Nationale Belge Elite была отозвана, обе команды Team Elite Lotus имели в своем распоряжении 1300cc.
Упражняться
[ редактировать ]Двадцать три автомобиля воспользовались тестовыми выходными 6–7 апреля. Это было первое появление Ferrari 330 LMB, и в результате пилот Майк Паркс стал первым гонщиком, официально преодолевшим скорость 300 км/ч (186 миль в час) на длинной трассе Mulsanne Straight . Но Джон Сёртиз : 3 минуты 45,8 секунды. лучшее время на выходных показал [ 7 ] [ 3 ] Позже, в официальной квалификации, Фил Хилл также преодолел волшебный барьер в 300 км/ч на Mulsanne на своем прототипе Aston Martin. [ 8 ]
Спеша подготовить свои Lola GT вовремя, Эрик Бродли сам проехал на первой машине напротив их завода в Бромли. Несмотря на то, что ACO прибыла после официального закрытия проверок, ACO, что, возможно, удивительно, все же разрешила машине въехать. Вторую машину, еще в разобранном виде, пришлось поцарапать. [ 10 ] [ 3 ]
В результате позднего отказа от участия и неявки на тренировки осталось только 49 машин. Честь первого поула в квалификации досталась Педро Родригесу на NART Ferrari со временем круга 3 минуты 50,9 секунды в среду вечером. [ 3 ] Заводские Ferrari 250 были вторым и третьим (Бандини опередил Паркса). Фактически все одиннадцать Ferrari заняли шестнадцать лучших мест. Хилл вывел свой Aston Martin на 4-е место, его товарищи по команде - на 8-е и 10-е места, а большой Maserati оказался на 6-м месте.
Джо Боннье на своем двухлитровом Porsche занял очень убедительное 17-е место с результатом 4 минуты 07,9 с, что значительно опередило своего ближайшего соперника – своих товарищей по команде на 23-м месте (4 минуты 13,2 с), а GT Porsche на 26-м месте с отставанием в 4 минуты 35,8 секунды. . Самой быстрой из маленьких машин была Alpine Ричарда/Фрескобальди с результатом 4 мин 42,8 с (29-е место). Турбина Rover пробежала 4 минуты 22,0 секунды, что позволило бы ей квалифицироваться в середине поля, но, находясь за пределами поля, ей пришлось стартовать через 30 секунд после падения флага в конце поля. [ 15 ] [ 3 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Начало гонки в 16:00 было солнечным. Фил Хилл первым сошел с конвейера на своем Aston Martin, опередив Ferrari. Но восторг местной публики вызвал француз Андре Симон на своем Maserati. Он промчался мимо них, оттеснив Сёртиса с дороги в Мулсанне, а затем обогнал Хилла перед Арнажем и стал лидером на первом круге. [ 6 ] Пэт Фергюсон на первом круге врезался на своем Lotus Elite в песчаную отмель в Мулсанне. В конце концов ему удалось вытащить его, но на следующем круге он бросил его обратно точно на то же место. [ 19 ] [ 20 ] На втором круге Андре Гийоден, владелец и пилот CD-DKW, разбил его в Индианаполисе, и повреждения оказались неизлечимыми. [ 12 ] Затем, только на пятом круге, когда лидеры притирали хвостовую часть, Боннет Роджера Массона задел бровь после моста Данлопа. Он дважды эффектно перевернулся, но Массон выбрался невредимым. [ 7 ] И Фил Хилл, идущий теперь четвертым, и Листер Питера Сарджента врезались в обломки и повредили свои коробки передач, пытаясь замедлиться, но смогли продолжить движение. Саймон продолжал лидировать на протяжении всего своего первого двухчасового отрезка, прежде чем передать его штурману «Счастливчику» Каснеру. Однако всего через час после начала гонки Каснер вывел Maserati из-за проблем с коробкой передач. [ 9 ] Точно так же предыдущий стресс на холме Aston Martin и Sargent Lister сказался, и они тоже рано сошли с дистанции из-за поломки трансмиссии. [ 8 ] [ 21 ]
Феррари теперь заняли первые пять позиций. На 4-часовой отметке заводские 250-е Surtees/Mairess и Parkes/Maglioli опередили NART 330 TRI/LM, затем Скарфиотти/Бандини на остальных 250 P и капера 330 Нобле. Шестое место занял Брюс Макларен на Aston Martin, лидирует в категории GT. Однако в 20:20 в двигателе сломался поршень, когда он на скорости въезжал в поворот Mulsanne. [ 22 ] McLaren удалось благополучно доставить машину на обочину, но длинное масляное пятно из дырявого картера вызвало катастрофическую цепную реакцию аварий: Aston Martin DB4 Жана Кергена вылетел в кювет, повредив дифференциал. Сандерсон выдержал серию вращений на своей Кобре, но, к счастью, ничего не задел и продолжил гонку. [ 17 ] Затем прибыл «Ягуар» Сальвадори, развернулся на скорости 265 км/ч (165 миль в час) и врезался в насыпь. К счастью, Сальвадори (который не смог полностью пристегнуться) был выброшен в заднее окно, когда машина загорелась, а затем ему помог Керген. [ 22 ] [ 16 ] Затем в него попал маленький капот Жан-Пьера Манзона, который отскочил в середину трассы. Манзон, сын великого французского гонщика Робера Манзона , был серьёзно ранен и выброшен на дорогу. Кристиану Хайнсу , лидирующему в своем классе и индексу производительности, удалось избежать Манзона и крушения, но при этом его Alpine-Renault вышел из-под контроля, перекатился и врезался в фонарный столб, а затем загорелся. «Бино» Хейнс, чья франшиза Willys построила Альпы в Бразилии, погиб мгновенно. [ 23 ] [ 8 ] [ 22 ] [ 24 ]
Ночь
[ редактировать ]С наступлением ночи судьба Ferrari начала меняться: автомобиль Noblet/Guichet был вынужден сойти с дистанции после того, как механик Ferrari забыл заменить крышку маслозаливной горловины. [ 7 ] Тогда Паркс и Мальоли задержались, проиграв десять кругов, чтобы сменить дистрибьютора. [ 5 ] [ 25 ] Карло Абате на заводском GTO бежал третьим примерно в полночь, когда он вылетел из строя на сложном повороте Maison Blanche. Он разбился на скорости, разбив машину, но не пострадал. [ 26 ] Не так повезло Бобу Олтоффу, который вскоре после этого разбил там свой Sebring Sprite и был доставлен в больницу со сломанной ключицей. [ 13 ]
Всю ночь Сёртиз и Майрес продолжали наращивать преимущество над своими товарищами по команде. NART Ferrari вернулась на третье место после задержки. Однако около 2 часов ночи прорвался маслопровод и разрушился двигатель Пенске. Джо Боннье, чей Porsche шел 7-м и лидировал в классе средних размеров, незаметно пролетел сквозь огромный шлейф дыма от двигателя и тяжело врезался в деревья. Боннье посчастливилось уйти невредимым. [ 23 ] [ 11 ]
Часом позже Gurney/Hall NART Ferrari, идущая теперь третьей, внезапно замедлила ход на Maison Blanche. Холл покатился к боксам, затем продвинул его на последнее расстояние, но ему сказали, что полуось сломалась. [ 7 ] Команда Kimberly/Schlesser Aston Martin унаследовала это место, но проклятие третьего места ударило снова незадолго до 2 часов ночи, когда они были вынуждены сойти с дистанции из-за проблем с поршнем, что положило конец испытаниям Aston Martin. [ 8 ] [ 25 ]
К середине пути в 4 часа утра на ходу оставалась только 21 машина. Однако у Ferrari было достаточно сил, чтобы пережить своего противника. Сёртиз/Мэресс проехал 189 кругов, опередив Скарфиотти/Бандини на круг. Заводские машины уже имели огромное преимущество на 10 кругов над оставшимися NART Ferrari Грегори/Пайпер и двумя бельгийскими GTO. Шестым был Porsche 718 Барта/Линге, обогнавший Ferrari Маранелло и Jaguar Каннингема, а Ferrari Паркса снова вышла на поле на 9-м месте. Ровер спокойно курсировал недалеко от топ-10. [ 22 ]
Утро
[ редактировать ]Когда среди поднимающегося тумана рассвело, Дэвид Хоббс на «Лоле» попал в крупную аварию в Maison Blanche. Заняв 8-е место, команда большую часть ночи боролась с коробкой передач, потеряв два часа в боксах. Хоббс пытался переключиться на поворот, когда коробка передач наконец заклинила. [ 10 ] Несколько часов спустя лидирующий Porsche из Барта/Линге, занимавший теперь 5-е место, потерял заднее колесо на выходе на главную прямую. Эдгар Барт протащил его полкилометра до боксов, где его отремонтировали, и поехал дальше. [ 11 ] [ 22 ]
Бриггс Каннингем и Боб Гроссман за ночь уверенно продвигали свой легкий Jaguar в десятку лучших. Однако в воскресенье утром педаль тормоза щелкнула, когда Гроссман подъехал к концу прямой Мюльсанн. Автомобиль врезался в три ряда тюков сена, разбросав зрителей, но ему удалось вернуть машину в боксы. [ 27 ] Украв детали у своей третьей машины, сошедшей с дистанции в первый час, они потеряли два часа, но вернулись в гонку. [ 16 ] [ 22 ]
После пятнадцати часов лидерства Сёртиз и Мёресс вырвались вперед на два круга. Однако в 10.45 Сёртиз потребовал топлива и сменил водителя. Мерес не успела продвинуться дальше Эссе, как машина загорелась. Топливо по неосторожности пролилось в моторный отсек, и электрическая искра, включившая стоп-сигналы, зажгла его. Мерес вышла из машины в горящем комбинезоне, прежде чем машина остановилась. Легкие ожоги лица и рук не позволяли ему участвовать в гонках в течение двух месяцев. [ 5 ]
Их товарищи по команде Скарфиотти и Бандини выдвинулись вперед и взяли на себя инициативу, которую они не уступили. [ 23 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]В итоге они легко выиграли – с преимуществом в 16 кругов. На рекордной дистанции это был самый большой отрыв со времен эпической победы Bentley в 1927 году (350 км). [ 4 ] С Скарфиотти, Бандини и Феррари это была первая полностью итальянская победа в Ле-Мане, а также первая победа для автомобиля со средним или задним расположением двигателя. В доминирующем показателе Ferrari заняла шесть первых мест. Скудерия разделила первые места с двумя бельгийскими командами GT, соревнующимися друг с другом: Паркс и Мальоли упорно преследовали друг друга и не сумели догнать Equipe Nationale Belge GTO, идущую вторым, чуть более чем на 100 метров. [ 23 ] Четвертым стал Ecurie Francorchamps GTO, отставший всего на круг. Бельгийские гонщики все вместе отпраздновали это событие, поехав через два дня в Париж и отправившись в ночной клуб до 4 утра, оставив свои гоночные машины припаркованными снаружи. [ 26 ]
Ferrari концессионеров Маранелло заняла пятое место после того, как большую часть гонки боролась с проблемами перегрева. [ 7 ] [ 25 ] Шестым и последним выжившим Ferrari стал NART 250 GTO/LMB Грегори и Пайпер. Он не был выровнен с 8 утра, когда Грегори отправился в Арнаж и потратил целый час, чтобы выкопать его из песчаной ловушки. [ 26 ]
После удивительно безаварийного пробега (не требующего никаких механических работ или даже замены шин) турбина Rover легко преодолела минимальную дистанцию в 3600 км (в среднем 150 км/ч) и была удостоена награды ACO FF25000. Хотя это и не классифицировано, он преодолел достаточное расстояние, чтобы финишировать 7-м и обойти машину-победительницу 1958 года. [ 15 ] [ 4 ] [ 28 ] Фактически, седьмым местом в классификации был Sanderson/Bolton AC Cobra.
После своих проблем Porsche Барта/Линге занял 8-е место, а Jaguar Каннингема - 9-е. После стартовых выходок команда Lotus Elite из Фергюсона и Вагстаффа финишировала десятой и стала победителем в классе.
Несмотря на хорошую погоду, износ был высоким, а количество крупных аварий означало, что в конце гонки работало только четырнадцать машин из 49 стартовавших. Единственный уцелевший капот выиграл Индекс тепловой эффективности, управляемый Клодом Бобровски и молодым мотоциклистом-дебютантом Жан-Пьером Бельтуазом.
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 29 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 3.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 П | Феррари 3.0л V12 | 339 |
2 | ГТ 3.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 323 |
3 | П 3.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 П | Феррари 3.0л V12 | 323 |
4 | ГТ 3.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 322 |
5 | П +3.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 ЛМБ | Феррари 4.0л V12 | 314 |
6 | ГТ 3.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО /ЛМБ | Феррари 3.0л V12 | 312 |
Н/З * | Опыт | 00 | ![]() |
![]() ![]() |
Ровер-БРМ | Ровер Турбина | 310 |
7 | ГТ +3.0 |
3 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Хардтоп | Форд 4,7 л V8 | 310 |
8 | П 2.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 718/8 W-RS Спайдер | Порше 1962cc F8 | 300 |
9 | ГТ +3.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Jaguar E-Type Легкий | Ягуар 3.8L S6 | 283 |
10 | ГТ 1.3 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Элит Мк14 | Ковентри Климакс 1216cc S4 | 270 |
11 | П 1.15 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1108cc S4 | 269 |
12 | ГТ 2.0 |
31 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
МГ МГБ Хардтоп | БМК 1803cc S4 | 264 |
Н/З** | П 1.15 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1108cc S4 | 211 |
- Примечание * : Не классифицировано, поскольку запись относилась к экспериментальному классу.
- Примечание ** : Не классифицируется, поскольку было пройдено недостаточное расстояние.
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | П 3.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 П | Феррари 3.0л V12 | 252 | разлив топлива/пожар (19 часов) |
ДНФ | П 1.0 |
50 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63 | Рено - Гордини 996cc S4 | 227 | шатун (23 часа) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
32 | ![]() |
![]() ![]() |
Солнечный луч Альпийский | Солнечный луч 1592cc S4 | 200 | двигатель (19 часов) |
ДНФ | ГТ 1.3 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Элит Мк14 | Ковентри Климакс 1216cc S4 | 167 | двигатель (16 часов) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джульетта СЗ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 155 | коробка передач (16 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Лола Мк6 ГТ | Форд 4,7 л V8 | 151 | несчастный случай (15 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Астон Мартин DP214 | Астон Мартин 3.7L S6 | 139 | поршень (11 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 ЛМБ | Феррари 4.0л V12 | 126 | коробка передач (10 часов) |
ДСК | ГТ +3.0 |
4 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
AC Cobra Купе | Форд 4,7 л V8 | 117 | преждевременная замена масла (10 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 356 Б 2000 GS/GT | Порше 1967cc F4 | 115 | двигатель (10 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 ТРИ/ЛМ | Феррари 4.0л V12 | 113 | нефтепровод (9 часов) |
ДСК | П 1.0 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Дип Сандерсон 301 | БМК 997cc S4 | 110 | недостаточное расстояние (15 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() |
Porsche 718/8 GTR купе | Порше 1981cc F8 | 109 | несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | ГТ 3.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 105 | несчастный случай (9 часов) |
ДСК | П 1.0 |
58 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Абарт 850 | Фиат 847cc S4 | 96 | преждевременная дозаправка (12 часов) |
ДНФ | ГТ 2.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 356 Б 2000 GS/GT | Порше 1967cc F4 | 94 | двигатель (8 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Себринг Спрайт | БМК 1101cc S4 | 94 | несчастный случай (9 часов) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Солнечный луч Альпийский | Солнечный луч 1592cc S4 | 93 | прокладка головки блока цилиндров (13 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
9 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 330 ЛМБ | Феррари 4.0л V12 | 79 | нефтяная труба (8 часов) |
ДСК | ГТ 1.6 |
35 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джульетта СЗ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 70 | преждевременная замена масла (7 часов) |
ДНФ | ГТ +3.0 |
19 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Астон Мартин DB4 GT Загато | Астон Мартин 3.7L S6 | 65 | авария/задняя ось (7 часов) |
ДНФ | П 1.0 |
49 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63 | Рено - Гордини 996cc S4 | 63 | схватить (8 часов) |
ДНФ | ГТ +3.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Астон Мартин DP214 | Астон Мартин 3.7L S6 | 59 | поршень (6 часов) |
ДНФ | П 1.0 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63 | Рено - Гордини 996cc S4 | 50 | несчастный случай со смертельным исходом (6 часов) |
ДНФ | П 1.0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 996cc S4 | 47 | несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Мазерати Типо 151/3 Купе | Мазерати 4,9 л V8 | 40 | коробка передач (4 часа) |
ДНФ | ГТ +3.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Jaguar E-Type Легкий | Ягуар 3.8L S6 | 40 | несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | П +3.0 |
17 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Листер Костин Купе | Ягуар 3.8L S6 | 29 | двигатель (4 часа) |
ДНФ | П +3.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Астон Мартин DP215 | Астон Мартин 4.0L S6 | 29 | коробка передач (4 часа) |
ДНФ | П 1.0 |
54 | ![]() |
![]() ![]() |
Капот РБ5 | Рено 716cc S4 | 25 | закончилось топливо (3 часа) |
ДНФ | ГТ +3.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Jaguar E-Type Легкий | Ягуар 3.8L S6 | 8 | коробка передач (1 час) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джульетта GZ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 7 | клапанный механизм (2 часа) |
ДНФ | П 1.0 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 996cc S4 | 4 | несчастный случай (1 час) |
ДНФ | П 1.0 |
55 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Абарт 1000 СП | Фиат 998cc S4 | 3 | двигатель (1 час) |
ДНФ | П 1.0 |
56 | ![]() |
![]() ![]() |
CD -DKW купе | ДКВ 750cc S3 (2-тактный) |
1 | несчастный случай (1 час) |
Не практиковал
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНП | ГТ +3.0 |
1 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет (С2) | Шевроле 5,4 л V8 | не прибыл |
ДНП | ГТ +3.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Лола Мк6 ГТ | Форд 4,7 л V8 | не прибыл вовремя |
ДНП | ГТ 1.3 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Элит Мк14 | Ковентри Климакс 1216cc S4 | не прибыл |
ДНП | П 1.0 |
44 | ![]() |
![]() |
Дип Сандерсон 301 | БМК 997cc S4 | не прибыл |
ДНП | П 1.15 |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
АСА 1000 ГТ | АСА 1032cc S4 | не прибыл |
ДНП | П 1.0 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
АСА 1000 ГТ | АСА 996cc S4 | не прибыл |
ДНП | П 1.0 |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
АСА 1000 ГТ | АСА 996cc S4 | не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победители прототипов | Сорт | Победители GT | ||
---|---|---|---|---|---|
Прототип >3000 |
#12 Феррари 330 ЛМБ | Лосось / Сирс | Гранд Туринг >3000 |
#3 АС Кобра | Сандерсон / Болтон |
Прототип 3000 |
#21 Феррари 250 П | Скарфиотти / Бандини | Гранд Туринг 3000 |
#24 Феррари 250 ГТО | «Берлис» / Офем |
Прототип 2500 |
нет участников | Гранд Туринг 2500 |
нет участников | ||
Прототип 2000 |
#28 Порше 718/8 Спайдер | Барт / Линге | Гранд Туринг 2000 |
#31 МГБ | Хатчесон / Хопкирк |
Прототип 1600 |
нет участников | Гранд Туринг 1600 |
нет финишеров | ||
Прототип 1300 |
нет участников | Гранд Туринг 1300 |
#39 Лотос Элит | Фергюсон / Вагстафф | |
Прототип 1150 |
#53 Капот Aerojet LM6 | Бобровски / Бельтуаз | Гранд Туринг 1150 |
нет участников | |
Прототип 1000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 1000 |
нет участников |
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти, противоречит книге Квентина Сперринга. [ 30 ]
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – П.Родригес, Ferrari 330 TRI/LM №10 – 3м 50,9с; 209,87 км/ч (130,41 миль в час)
- Самый быстрый круг – Дж.Сёртиз, Ferrari 250 P под номером 23 – 3:53,3 секунды; 207,71 км/ч (129,07 миль в час)
- Расстояние - 4561,71 км (2834,52 миль)
- Средняя скорость победителя — 190,07 км/ч (118,10 миль в час).
- Посещаемость – 300 000 [ 7 ] [ 31 ]
Мировой турнир по скорости и выносливости
[ редактировать ]Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
39 |
2 | ![]() |
35 |
3 | ![]() |
22 |
4 | ![]() |
10 |
- Цитаты
- ^ Ferrari 250P 1963 года, simeonemuseum.org, дата обращения 30 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.108.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 2009, стр. 117: Motor, 16 июня 1963 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Moity 1974, p.95
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2010, стр.110.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.107.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Споринг 2010, стр.115.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2010, стр.119.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, стр.120.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2010, стр.116.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2010, стр.117.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.125.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2010, стр.131.
- ^ Клаусагер 1982, стр.126.
- ^ Jump up to: а б с Спорринг 2010, стр.112-113.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2010, стр.121.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2010, стр.128.
- ^ Сперринг 2010, стр.130.
- ^ Сперринг 2010, стр.127.
- ^ Армстронг 1964, стр.146
- ^ Кларк 2009, стр. 118: Мотор, 16 июня 1963 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 2009, стр. 114-5: Road & Track, сентябрь 1963 г.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2010, стр.109.
- ^ Перальта, Пабло Роберт. «Кристиан Хайнс» . historracing.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 2009, стр. 119-20: Motor, 16 июня 1963 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2010, стр.124.
- ^ Армстронг 1964, стр.152.
- ^ Армстронг 1964, стр.142.
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ↑ Moity 1974, p.170
- ^ Moity 1974, p.92
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1964) Автомобильный год № 11, 1963-64 Лозанна: Эдита С.А.
- Кларк, Р.М. - редактор (2009) Ле-Ман, «Годы Ferrari 1958–1965». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-372-3
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1962 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 14 декабря 2017 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 14 декабря 2017 г.
- Sportscars.tv – комментарии гонок. Проверено 14 декабря 2017 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 14 декабря 2017 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Архивировано 3 марта 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 14 декабря 2017 г.
- Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1963 года и резервные заявки. Проверено 15 декабря 2017 г.
- Мемориал автоспорта - статья о Кристиане Хайнсе. Проверено 24 января 2018 г.
- YouTube – обновленный короткий цветной клип British Pathé (8 минут). Проверено 14 декабря 2017 г.
- YouTube — 4 немых цветных клипа по 10 минут от британской компании Pathé с отрывками из другого фильма. Проверено 14 декабря 2017 г.
- YouTube – видео с личной камеры, бесшумное, в цвете (5 минут). Проверено 14 декабря 2017 г.