2002 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
— «24 часа Ле-Мана» 2002 года автомобильная гонка на выносливость, проводившаяся для автомобилей Le Mans Prototype и Grand Touring с 15 по 16 июня 2002 года на трассе Сарт , недалеко от Ле-Мана , Франция. Это было 70-е мероприятие , организованное автомобильной группой Automobile Club de l'Ouest (ACO) с 1923 года . Тестовый день был проведен за пять недель до гонки 5 мая. №1 Audi Sport Team Joest Автомобиль Тома Кристенсена , Фрэнка Бьелы и Эмануэле Пирро выиграл гонку в общем зачете и стал третьей подряд победой Audi в Ле-Мане, начиная с соревнований 2000 года .
Изменения фона и схемы
[ редактировать ]2002 года «24 часа Ле-Мана» стали 70-м мероприятием и проходили на Circuit de la Sarthe гоночной трассе длиной 13,880 км (8,625 миль) недалеко от Ле-Мана , Франция, с 15 по 16 июня. [ 1 ] [ 2 ] Впервые гонка была проведена в 1923 году после того, как автомобильный журналист Шарль Фару , генеральный секретарь Автомобильного клуба Запада (ACO) Жорж Дюран и промышленник Эмиль Кокиль согласились провести проверку надежности и долговечности автомобиля. Эта гонка считается самой престижной в мире гонкой спортивных автомобилей и является частью Тройной короны автоспорта . [ 3 ]
После реконструкции трассы Bugatti организаторы гонки и автомобильная группа ACO объявили об усовершенствованиях трассы, запрошенных руководящим органом мотогонок, Международной федерацией мотоциклистов , между мостом Данлоп и въездом в комплекс Эссес. углов. Трасса была удлинена на 275 м (301 ярд) и расширена на 64 м (210 футов) за счет добавления нового левого поворота для лучшего перехода от трассы де ла Сарт к трассе Бугатти. новые гравийные ловушки На территории также были добавлены . Строительство обошлось в 15 миллионов фунтов стерлингов и продолжалось с ноября 2001 года по февраль 2002 года. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]К крайнему сроку подачи заявок 22 февраля 2002 года ACO получила 96 заявок. Она предоставила 48 приглашений на «24 часа Ле-Мана», и заявки были разделены между LMP900 (Прототип Ле-Мана 900), LMGTP (Прототип Le Mans Grand Touring), LMP675. (Le Mans Prototype 675), категории LMGTS (Le Mans Grand Touring Sports) и LMGT (Le Mans Grand Touring). [ 5 ] Специальная категория приглашений была создана ACO для прототипов Panoz и Lola , представленных командой DAMS , чтобы обеспечить возможность съемок фильма 2003 года «Мишель Вайян» Люка Бессона . [ 6 ] [ 7 ]
Автоматические записи
[ редактировать ]Восемь автоматических приглашений на участие были получены командами, выигравшими в своем классе гонку « 24 часа Ле-Мана» 2001 года или победившими в двух этапах всемирной серии Ле-Ман, которую ACO определила как «квалификационные соревнования» — Пти-Ле-Ман Американской Ле-Мана. Серия Ман и 1000-километровая гонка Эшторила несуществующей Европейской серии Ле-Ман . [ 5 ] Это были Audi Sport Team Joest в классе LMP900, Corvette Racing в категории LMGT и Seikel Motorsport в классе LMGT. Audi и Corvette также получили путевки за победы в своих классах в гонках Petit Le Mans и Pescarolo Sport в категории LMP900, участники GTS Ray Mallock Limited и Freisinger Motorsport в классе LMGT получили приглашения за победу на 1000 км Эшторила. [ 5 ] Prototype Technology Group была единственной командой, которая не приняла автоматическое приглашение, поскольку поставщик автомобилей команды BMW отказался от участия в американской серии Ле-Ман из-за технологического спора. [ 8 ] [ 9 ]
Список участников и резервы
[ редактировать ]21 марта 2002 года отборочная комиссия ACO объявила полный список участников Ле-Мана из 50 автомобилей плюс шесть резервных. [ 6 ] Помимо восьми гарантированных заявок, 17 заявок в регулярном сезоне поступили из Американской серии Ле-Ман, а остальная часть поля была заполнена разовыми заявками, участвовавшими только в Ле-Мане. [ 10 ] Команда Рафанелли объявила, что их Ferrari 550 M будет снята с производства 26 марта, после того как команда решила сосредоточиться на чемпионате GTS в американской серии Ле-Ман. [ 11 ] В результате это позволило под номером 27 Чемберлену Motorsport MG-Lola EX257 участвовать в гонке, а количество участников LMP675 увеличилось до семи. [ 12 ] Все резервные заявки были удалены из списка заявок 31 мая. [ 13 ]
Тестирование
[ редактировать ]5 мая на трассе был проведен обязательный день тестов перед Ле-Маном, разделенный на две дневные сессии по четыре часа каждая, в которых приняли участие все 48 участников, а также все шесть резервных автомобилей. [ 13 ] Две четырехчасовые сессии прошли в холодную и пасмурную погоду. [ 14 ] Audi установила темп дня, проехав круг за 3 минуты и 30,296 секунды от Audi R8 под номером 2 Ринальдо Капелло в последние десять минут второй сессии, за ним следовал Стефан Сарразен под номером 14, из команды Oreca Dallara SP1 занявший второе место. Из-за медленного движения машина Тома Кристенсена №1 оказалась на третьем месте, а его товарищ по команде Майкл Крамм поставил машину №3 на четвертое место. MG-Lola EX257 под номером 27, управляемый Марком Бланделлом, был пятым в общем зачете, и он опередил единственного участника LMGTP, Эрика ван де Поэле под номером 8 Bentley EXP Speed 8 , занявшего шестое место в общем зачете. [ 15 ] В классе LMGTS Томаш Энге Ferrari 550-GTS Maranello под номером 58 на Prodrive показал лучшее время в категории и был более чем на две секунды быстрее Кристофа Бушю под номером 50, в гонке Larbre Compétition-Chereau в которой участвовал Chrysler Viper GTS. -Р . [ 15 ] под номером 81, The Racer's Group представленный Porsche 911 GT3-RS , стал самым быстрым автомобилем в категории LMGT, за ним следовал Porsche PK Sport Ltd. на втором месте и на третьем месте JMB Racing Ferrari 360 Modena . [ 14 ]
Квалификационный
[ редактировать ]12 и 13 июня всем участникам было доступно восемь часов квалификации, разделенных на четыре двухчасовые сессии. Во время сессий все участники должны были установить время в пределах 110 процентов от самого быстрого круга, установленного самым быстрым автомобилем в каждой категории, чтобы пройти квалификацию на гонку. [ 9 ] Ян Ламмерс под номером 16 в гонках за команду Holland Dome S101 установил ранний темп в 3 минуты 31,355 секунды незадолго до окончания первого часа первой квалификационной сессии. Круг не был лучше ни одной другой машины, что дало ему временную поул-позицию . Самым быстрым Audi R8 стал автомобиль № 1 Кристенсена, который был на 0,414 секунды медленнее на втором месте, но более чем на три секунды быстрее Капелло, занявшего третье место, и Крумма, занявшего четвертое место. Оливье Беретта был самым быстрым из Даллары, заняв пятое место, а ван де Поэле поставил Bentley под номером 8 на шестое место. [ 16 ] Красный флаг потребовался, когда у MG-Lola EX257 № 26 Джонни Кейна отказал двигатель на трассе Mulsanne Straight , и его команда сменила двигатели. [ 16 ] Первые две позиции в классе LMP675 заняли пулемёты Уоррена Хьюза и Джулиана Бэйли . [ 17 ] с курсом организации ROC № 28 Reynard 2KQ-LM, которым управляет Марк Смитсон, на третьем месте. [ 16 ] Рикард Райделл на Prodrive Ferrari лидировал в категории LMGTS более чем на четыре секунды, опередив лидирующий Corvette Энди Пилигрима , а в классе LMGT возглавил Porsche 911 Лукаса Лура из группы гонщиков . [ 16 ] Ferrari под номером 71 из JMB Racing вылетела на берег в гравийной ловушке на повороте Данлоп, что привело к досрочному завершению сессии за десять минут до конца. [ 18 ]
Во второй квалификационной сессии Капелло проехал быстрее, чем Ламмерс в первой сессии, и занял предварительную поул-позицию с кругом 3 минуты 30,347 секунды на восьмой минуте. Кристенсен остался вторым, улучшив лучший круг машины №1. Он понизил рейтинг команды Holland Dome of Lammers под номером 16 до третьего места в общем зачете, хотя последняя запись улучшила свое время в первой сессии. Audi № 3 Крумма осталась четвертой, а Бланделл продвинул MG-Lola № 27 с седьмого на пятое место в общем зачете, несмотря на столкновение с LMGT Porsche на комплексе поворотов Tetre Rouge Esses на скорости около 135 миль в час (217 км / ч). MG-Lola врезался в барьер рядом с трассой и повредил рулевой рычаг . [ 19 ] Бланделл отвез машину обратно на пит-лейн для капитального ремонта. [ 20 ] За четыре минуты до завершения сессии Bentley под номером 8 Энди Уоллеса и более медленная машина вступили в контакт на подъезде к повороту Индианаполиса, в результате чего Bentley врезался в гравийную ловушку на трассе. [ 19 ] [ 20 ] Янник Далмас на автомобиле Audi Sport Japan Team Goh № 5 потерял концевую пластину правого заднего крыла из-за возможного удара об обломки на Mulsanne Straight, и автомобиль взлетел в воздух, прежде чем упереться в барьер. [ 21 ] В LMGTS Оливера Гэвина Chevrolet Corvette C5-R и Ален Меню на Prodrive Ferrari боролись за временную поул-позицию, а Меню завершил сессию лучшим среди всех участников в категории со временем 3 минуты 56,730 секунды. [ 20 ] Класс LMGT по-прежнему возглавлял Porsche 911 The Racer's Group. [ 19 ]
После второй сессии на гоночном автомобиле № 16 Racing for Holland Dome были удалены все результаты круга из-за нарушения правил по топливу, вызванного, возможно, недостаточной очисткой топливного бака. [ 22 ] Команды, выступавшие с более мощными двигателями для квалификации, прекратили их использовать и установили силовые агрегаты, которые они будут использовать в гонке, чтобы соответствовать правилам ACO, которые запрещают командам менять двигатели перед финальной квалификационной сессией и гонкой. [ 22 ] В первой квалификационной сессии 13 июня Капелло улучшил предварительную поул-позицию, показав круг за 3 минуты 29,905 секунды, который он установил в конце сессии, и побил общий рекорд круга, установленный Мартином Брандлом на Toyota GT-One с гонки 1999 года . За ним следовала Audi Кристенсена под номером 2, занявшая второе место после того, как последняя была задержана более медленной машиной, и занявшая третье место команда Oreca Dallara под номером 14 Саррацина, хотя он прервал свой первый круг с хронометражем из-за пробок. [ 23 ] Audi №3 осталась на четвертом месте. [ 24 ] а MG-Lola № 27 Бланделла остался пятым, хотя у него отказал двигатель на первой шикане на Mulsanne Straight. [ 23 ] Сеанс Далмаса завершился досрочно из-за неисправности электрооборудования, из-за которой он бросил свою Audi на обочине трассы. [ 25 ] Несмотря на то, что Prodrive Ferrari остановился на первом круге из-за неисправности трансмиссии , он продолжал лидировать в категории LMGTS. [ 25 ] и группа гонщиков Porsche сохранила лидерство в классе LMGT, несмотря на то, что Лур допустил ошибку водителя, из-за которой машина попала в гравийную ловушку на шикане Данлоп. [ 25 ] [ 26 ] и сломанный гидрогерметик, когда Кевин Баклер вел машину. [ 23 ] Заседание было остановлено на полпути на десять минут, чтобы дать возможность маршалам высушить большое количество разлитого масла на Ford Chicanes. [ 23 ] [ 25 ]
Когда в последней квалификационной сессии температура понизилась, более трети участников улучшили свои быстрые круги, но поул-позиция Капелло осталась неоспоримой. Кристенсен возглавил сессию на Audi № 2 с временем круга 3 минуты 30,219 секунды, в то время как его товарищ по команде Крумм переместил машину № 3 на третье место, пока Audi сосредоточились на гоночных тестах. [ 27 ] Это была третья подряд поул-позиция Audi в Ле-Мане, начиная с соревнований 2000 года . [ 28 ] Франк Монтаньи и Сарразен квалифицировались на Oreca под номером 14 четвертыми, а Ламмер квалифицировался на Racing for Holland Dome пятым. MG-Lola под номером 27 опустилась на шестое место, так как не участвовала в сессии из-за замены двигателя, а Beretta поставила команду Oreca Dallara под номером 15 на седьмое место. № 11 Panoz LMP01 Evo , которым управлял Брайан Герта , стал причиной единственной остановки в середине сессии на десять минут, когда машина загорелась и остановилась на шикане Данлоп. [ 29 ] [ 30 ] Энге заработал Prodrive поул-позицию LMGTS, улучшив лучшее время круга в классе до 3 минут и 54,091 секунды, хотя он повредил заднюю часть своего Ferrari в результате столкновения с боковой стенкой. Группа гонщиков Porsche 911 из Лура сократила время своего лучшего круга до 4 минут и 10,803 секунды и заняла поул-позицию в категории LMGT. [ 29 ]
Квалификационные результаты
[ редактировать ]Поул-позиции в каждом классе обозначены жирным шрифтом и знаком ‡. Самое быстрое время, установленное каждой записью, обозначено серым цветом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Машина | Время | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ЛМП900 | 2 | Audi Спорт Северная Америка | Ауди Р8 | 3:29.905 | —‡ |
2 | ЛМП900 | 1 | Audi Sport Team Йост | Ауди Р8 | 3:30.219 | +0.314 |
3 | ЛМП900 | 3 | Audi Sport Team Йост | Ауди Р8 | 3:30.801 | +0.896 |
4 | ЛМП900 | 14 | Команда PlayStation Орека | Даллара SP1 | 3:31.828 | +1.923 |
5 | ЛМП900 | 16 | Гонки за Голландию | Купол S101 | 3:32.734 | +2.829 |
6 | LMP675 | 27 | МГ Спорт и Рейсинг Лтд. | МГ-Лола EX257 | 3:41.016 | +3.319‡ |
7 | ЛМП900 | 15 | Команда PlayStation Орека | Даллара SP1 | 3:33.403 | +3.398 |
8 | ЛМП900 | 7 | Команда Кадиллак | Кадиллак Нортстар LMP02 | 3:33.569 | +3.564 |
9 | ЛМП900 | 11 | Паноз Мотор Спорт | Паноз LMP01 Эво | 3:34.824 | +4.919 |
10 | ЛМП900 | 6 | Команда Кадиллак | Кадиллак Нортстар LMP02 | 3:39.992 | +5.037 |
11 | ЛМГТП | 8 | Команда Бентли | Бентли EXP Скорость 8 | 3:35.056 | +5.051‡ |
12 | LMP675 | 26 | МГ Спорт и Рейсинг Лтд. | МГ-Лола EX257 | 3:36.694 | +6.789 |
13 | ЛМП900 | 13 | Конкурс смелости | Мужество C60 | 3:37.305 | +7.037 |
14 | ЛМП900 | 21 | Команда Аскари | Аскари КЗР-1 | 3:37.825 | +7.920 |
15 | ЛМП900 | 5 | Audi Sport Japan Team Го | Ауди Р8 | 3:47.495 | +8.124 |
16 | ЛМП900 | 4 | Райли и Скотт Расинг | Райли и Скотт Mk III C | 3:38.548 | +8.643 |
17 | ЛМП900 | 12 | Паноз Мотор Спорт | Паноз LMP01 Эво | 3:39.069 | +9.164 |
18 | ЛМП900 | 18 | Пескароло Спортс | Мужество C60 | 3:41.237 | +12.332 |
19 | ЛМП900 | 17 | Пескароло Спортс | Мужество C60 | 3:41.509 | +12.604 |
20 | LMP675 | 30 | Рыцарь Ястреб Гонки | МГ-Лола EX257 | 3:42.441 | +13.536 |
21 | ЛМП900 | 22 | DAMS | Паноз ЛМП-1 Родстер-С | 3:44.877 | +15.982 |
22 | ЛМП900 | 9 | Кондо Рейсинг | Купол S101 | 3:45.412 | +16.507 |
23 | ЛМП900 | 10 | DAMS | Рулон Б98/10 | 3:47.381 | +18.476 |
24 | LMP675 | 25 | Жерар Вельтер | ВР ЛМ2001 | 3:47.546 | +18.641 |
25 | ЛМП900 | 19 | Команда спортивных автомобилей MBD | Паноз LMP07 | 3:49.299 | +20.294 |
26 | LMP675 | 29 | Ноэль дель Белло | Рейнард 2KQ-LM | 3:51.095 | +22.290 |
27 | LMP675 | 28 | Курс организации ОКР | Рейнард 2KQ-LM | 3:51.411 | +22.506 |
28 | ЛМГТС | 58 | Проникнуть | Феррари 550-GTS Маранелло | 3:54.091 | +24.096‡ |
29 | ЛМГТС | 63 | Корвет Гонки | Шевроле Корвет C5-R | 3:54.903 | +24.998 |
30 | ЛМГТС | 50 | Ларбре Конкурс-Шеро | Крайслер Вайпер ГТС-Р | 3:57.116 | +27.111 |
31 | ЛМГТС | 53 | Команда Карспорт Голландия | Крайслер Вайпер ГТС-Р | 3:57.960 | +28.055 |
32 | ЛМГТС | 64 | Корвет Гонки | Шевроле Корвет C5-R | 3:57.972 | +28.067 |
33 | ЛМГТС | 66 | Конрад Моторспорт | Салин S7-R | 3:58.833 | +28.778 |
34 | ЛМГТС | 52 | Французская команда FFSA | Крайслер Вайпер ГТС-Р | 3:59.302 | +30.397 |
35 | LMP675 | 24 | Автоэксе Моторспорт | Автоexe LMP-02 | 4:01.791 | +32.786 |
36 | ЛМГТС | 51 | Ларбре Конкурс-Шеро | Крайслер Вайпер ГТС-Р | 4:06.331 | +37.426 |
37 | ЛМГТС | 68 | РМЛ | Салин S7-R | 4:08.223 | +38.218 |
38 | ЛМГТС | 67 | Конрад Моторспорт | Салин S7-R | 4:08.549 | +38.544 |
39 | ЛМГТ | 81 | Группа гонщиков | Порше 911 GT3 РС | 4:10.803 | +41.797‡ |
40 | ЛМГТ | 80 | Фрайзинг автоспорт | Порше 911 GT3 РС | 4:12.698 | +42.693 |
41 | ЛМГТ | 82 | Фрайзинг автоспорт | Порше 911 GT3 РС | 4:12.908 | +43.003 |
42 | ЛМГТ | 78 | ООО ПК Спорт. | Порше 911 GT3 РС | 4:13.912 | +44.007 |
43 | ЛМГТ | 75 | Орбита | Порше 911 GT3 РС | 4:15.488 | +45.483 |
44 | ЛМГТ | 70 | JMB Гонки | Феррари 360 Модена GT | 4:15.951 | +46.046 |
45 | ЛМГТ | 77 | Команда Тайсан Адван | Порше 911 GT3 РС | 4:15.989 | +46.094 |
46 | ЛМГТ | 73 | ДеВолт-Рейсспорт Солсбери | Морган Аэро 8 | 4:16.847 | +47.842 |
47 | ЛМГТ | 72 | Люк Альфан Приключения | Порше 911 GT3 РС | 4:19.234 | +50.229 |
48 | ЛМГТ | 74 | Авто Палас | Феррари 360 Модена GT | 4:19.536 | +50.531 |
49 | ЛМГТ | 85 | Спайкер Автомобилен Б.В. | Спайкер C8 Двойной-12R | 4:19.969 | +51.064 |
50 | ЛМГТ | 71 | JMB Гонки | Феррари 360 Модена GT | 4:27.313 | +58.208 |
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Машина | Время | Зазор |
Источник: [ 31 ] |
Раса
[ редактировать ]В 2002 году Audi Sport Team Joest с пилотами Фрэнком Биелой , Томом Кристенсеном и Эмануэле Пирро одержала свою третью победу не только как команда и производитель, но и как команда пилотов, что стало первой победой группы из трех гонщиков. мероприятие три года подряд. [ 32 ]
Результаты гонки
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]- Самый быстрый круг – №1 Audi Sport Team Joest – 3:33.483
- Расстояние – 5118,75 км.
- Средняя скорость – 213,068 км/ч.
- Самая высокая скорость в ловушке – Audi R8 – 340 км/ч (гонка), Dome Judd S101 Racing for Holland – 340 км/ч (гонка)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Предварительный просмотр Ле-Мана 2002: за кулисами Audi, GM и Panoz» . Автонеделя . 11 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Августин, Адам; К. Шепард, Мелинда; Чаухан, Ямини; Леви, Майкл; Лота, Глория; Тикканен, Эми (17 июня 2019 г.). «24 часа Ле-Мана» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 августа 2021 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ О'Кейн, Филип (2012). «История« тройной короны »автогонок: Индианаполис 500, 24 часа Ле-Мана и Гран-при Монако». В Хасане, Дэвид (ред.). История автоспорта: анализ конкретного случая . Абингдон, Оксфордшир: Рутледж . стр. 105–109. ISBN 978-0-415-67788-2 – через Открытую библиотеку .
- ^ «12-й макет трассы в истории «24 часов» » . Автомобильный клуб de l'Ouest. 7 февраля 2002 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2002 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Ле-Ман получил 96 заявок на участие» . Крушение. 7 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обнародован список участников Ле-Мана» . Автоспорт . 21 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Мастерс, Чарльз (19 апреля 2002 г.). «Европа Бессона готовится к гонкам в Ле-Мане. (Мир)» . Голливудский репортер . 5 (373): 12 . Получено 2 июня 2019 г. - из биографии Гейла в контексте.
- ^ «BMW отзывает M3 GTR из ALMS 2002 года» . Motorsport.com . 24 января 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «24 часа Ле-Мана: Дополнительные правила» (PDF) . Автомобильный клуб de l'Ouest. 14 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2004 г. . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «Полевой набор Ле-Мана» . Скорость . 21 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2002 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «Второй пулемет дал отсрочку на въезд» . Автоспорт . 26 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «Три MG для Ле-Мана» . Крушение. 27 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2003 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Участники приняты на 70-й забег» . Автомобильный клуб de l'Ouest. 21 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2002 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Послеполуденное заседание» . Клуб Арнаж. 5 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2002 г. Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тестовый день Audi Капелло стал лучшим» . Автоспорт . 6 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 г. . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Ян Ламмерс и команда Dome Team Pace первая квалификационная сессия Ле-Мана» . Скорость. 12 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 25 августа 2002 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Десятка лучших для MG после первой квалификации в Ле-Мане» . Крушение. 12 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Ян Ламмерс бьет сильно с самого начала» . Автомобильный клуб de l'Ouest. 12 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 7 декабря 2002 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Квалификация 2: Капелло на временном поуле» . Автоспорт . 12 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 г. . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рэдклифф, Питер (12 июня 2002 г.). «Ле-Ман 2002: тренировка в среду: 22–24» . Клуб Арнаж. Архивировано из оригинала 15 августа 2002 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Далмас: Ауди недолго пролетела, но не перевернулась» . Автоспорт . 14 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 г. . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «В квалификации Ле-Мана стратегия имеет значение» . Motorsport.com. 16 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 г. Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Audi: выше, сильнее и быстрее» . Автомобильный клуб de l'Ouest. 13 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Краск, Эндрю (13 июня 2002 г.). «Audis Faster в первой квалификации Ле-Мана в четверг» . Скорость. Архивировано из оригинала 25 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Квалификация 3: Audi два, Audi один» . Автоспорт . 13 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2019 г. Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Рэдклифф, Питер (13 июня 2002 г.). «Ле-Ман 2002: тренировка в четверг, 19–21 — 13 июня 2002 г.» . Клуб Арнаж. Архивировано из оригинала 15 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ «1-2-3 для Audi на стартовой решетке Ле-Мана» . Крушение. 13 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 27 января 2003 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ «Третий поул подряд для Audi в квалификации» . Автомобильный клуб de l'Ouest. 14 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Квалификационная сессия 4: Audi завершает 1-2-3» . Автоспорт . 13 июня 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ Рэдклифф, Питер (13 июня 2002 г.). «Ле-Ман 2002: тренировка в четверг, 22–24» . Клуб Арнаж. Архивировано из оригинала 15 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 2002: квалификационные времена» . Мезон Бланш. Архивировано из оригинала 3 августа 2002 года . Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ «Audi доминирует в Ле-Мане» . ГранПри.com. 16 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2020 г. Проверено 5 июня 2019 г.