1977 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |

были 1977 года «24 часа Ле-Мана» 45-м Гран-при на выносливость и проходили 11 и 12 июня 1977 года. Это второй год действия правил FIA для групп 5 и 6 , поэтому гонка была захватывающей до самого конца. Porsche отказался от участия в чемпионате группы 6, сославшись на отсутствие широкой конкуренции. Renault перед переходом в Формулу 1 решила сосредоточить основное внимание в этом году на Ле-Мане. Обе заводские команды были фаворитами перед гонкой.
С самого начала инициативу взяли на себя Alpine-Renaults. Заводские Porsche столкнулись с небольшим испытанием, но проблемы с двигателем задержали их в боксах. Когда Пескароло сошел с дистанции на своем 936 из-за проблем с двигателем, его штурман Джеки Икс был переведен на родственную машину Барта / Хейвуда , томясь на 41-м месте и отставая от лидеров на 15 кругов. Иксу была предоставлена полная свобода действий, чтобы он мог ехать так сильно, как только мог, и в эпической ночной поездке его средний темп был всего на две секунды ниже квалификационного темпа. Ночью задача французов начала разваливаться: машина Тамбая , идущая четвертой, остановилась в 3 часа ночи с заглохшим двигателем. Через час вторая машина потеряла полчаса на ремонт коробки передач. Затем в 9 утра, после 17 часов лидерства, машина Жабуя и Белла сошла с дистанции с сгоревшим поршнем.
Внезапно Porsche оказался в лидерах. Икс завершил свой марафонский забег, проведя в общей сложности одиннадцать часов за рулем. Барт и Хейвуд продолжали идти в том же темпе, и когда последний Renault сошел с дистанции еще в полдень с еще одним сгоревшим поршнем, они смогли оторваться, опередив Mirage на 19 кругов из Шуппана / Жарье . Однако за три четверти часа до финиша Барт заработал на пяти цилиндрах. Механики обработали двигатель и ждали, пока за десять минут до финиша он не выкатился обратно на трассу, чтобы проехать два последних круга. Несмотря на задержку, они все же финишировали на 11 кругов впереди Миража, что стало самым большим преимуществом за десятилетие. Французский Porsche 935 из ASA-Cacchia был третьим, отставая еще на 16 кругов, а GTP Inaltéra пилота-владельца Жана Рондо и Алена де Кадене отставали всего на девяносто секунд.
Правила
[ редактировать ]Это был второй год действия последних правил CSI. FIA ) и по-прежнему настаивала на проведении двойных чемпионатов для группы 6 ( чемпионата мира среди спортивных автомобилей чемпионата мира среди марок для групп 4 и 5. [ 1 ] Группа 6 допускала либо стандартный серийный двигатель объемом до 5 литров, либо гоночные двигатели объемом до 3 литров (или 2,1 литра с турбонаддувом). Группа 5 призвала производителей адаптировать и модифицировать свои автомобили Touring (Группа 2) и Grand Touring (Группа 4), включая аэродинамический силуэт кузова. И снова, как и годом ранее, Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) был отстранен от небольших полей чемпионата и решил участвовать в гонке в обоих классах вместе. И, опять же, это привело их к разногласиям с FIA, которая исключила их из чемпионатов. [ 2 ]
Класс туристических автомобилей группы 2, который никогда не пользовался особой поддержкой, в этом году был исключен. Однако вместо этого некоторые автомобили класса 2 были включены в классы IMSA и группы 5. [ 1 ] Поддерживая связи с организацией IMSA, они принимали заявки в соответствии с американскими правилами GTO. ACO также взяла записи из своих собственных разработанных правил системы CSI: GTP, разработка закрытого кузова Группы 6, и GTX из Группы 5.
После жалоб Renault в прошлом году на качество топлива, которое поставило под угрозу гонку их автомобиля, октановое число было поднято до 100,6, того же, что используется в Формуле 1. Ограничения на расстояние между остановками для заправки были наконец сняты, хотя автомобили имели топливный бак максимум 160 литров. [ 3 ]
После годичного перерыва награда за экономию топлива была восстановлена: переименована в Индекс энергоэффективности. Была составлена таблица целевого расхода топлива в зависимости от средней скорости, и эта контрольная цифра была разделена на фактический расход. Последние проверки проводились на остановках для заправки в 22 часа, чтобы автомобили не получали искусственного преимущества от замедления в конце для экономии топлива. [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]ACO получила 88 заявок в 7 классах, из которых 62 поступили на квалификацию на гоночной неделе. Единственными заводскими командами производителей были Porsche и Renault, хотя были заявки от нескольких мелких гоночных специалистов, таких как Inaltéra, Mirage, Osella и WM. Рост числа автомобилей с турбонаддувом продолжался: на их долю пришлось 23 из 62 автомобилей.
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л |
Средние двигатели Классы < 2,0 л |
Турбо двигатели |
---|---|---|---|
Группа 6 С Спорт |
13 / 12 | 11 / 9 | 8 / 0 |
Группа 5 СП Специальное производство |
8 / 8 | - | 5 |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
11 / 10 | - | 7 |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
6 / 5 | - | 3 |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный |
1 / 1 | - | 0 |
ИМСА ГТ | 12 / 10 | - | 0 |
Всего записей | 51 / 46 | 11 / 9 | 23 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Группа 6 и ГТП
[ редактировать ]Заводская команда Martini -Porsche решила не участвовать в чемпионате FIA, сославшись на отсутствие конкуренции. Эволюция Porsche 936 1977 года имела более аэродинамический корпус, а также более узкий. 2,1-литровый оппозитный шестицилиндровый двигатель имел две турбины KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ), а с двумя выхлопами теперь он мог развивать мощность 540 л.с. и развивать скорость почти до 350 км/ч (215 миль в час) при включенном турбонаддуве. Были заявлены две машины: звездная пара трехкратных чемпионов Джеки Икса и Анри Пескароло на одной и Юрген Барт в паре с дебютантом Херли Хейвудом (сам трехкратный победитель 24-часовой гонки Daytona) на другой. [ 5 ]

Renault-Alpine также решила не участвовать в чемпионате, чтобы приложить максимум усилий для победы в Ле-Мане, прежде чем сосредоточиться на Формуле 1 . была проведена обширная работа Над A442 : его удлинили для улучшения управляемости и установили большие 14-дюймовые передние колеса, чтобы обеспечить более мощные тормоза. Аэродинамические испытания проводились на закрытых автотрассах и в четырех отдельных заездах на выносливость на современной трассе Поль-Рикар . Автомобиль проехал более 11 000 км. Инженеры Renault установили, что неисправность единственного автомобиля в прошлом году была связана с использованием некачественного топлива. [ 6 ] [ 7 ] [ 3 ] [ 8 ] Компания потратила 3 миллиона французских франков (400 000 фунтов стерлингов), и шестьдесят пит-бригад были готовы поддержать все усилия. [ 6 ] [ 7 ] В состав пилотов вошли некоторые из ведущих гонщиков Франции на одноместных автомобилях, в том числе Жак Лаффит / Патрик Депайе и Патрик Тамбей / Жан-Пьер Жоссо , а в третьей машине были ветераны Жан-Пьер Жабуй и Дерек Белл . Кроме того, Юг де Шонак, менеджер команды Мартини -Рено Формулы 2, получил тестовый автомобиль в качестве клиентской заявки для своих молодых гонщиков Рене Арну и Дидье Пирони . [ 7 ]
Менеджеры Mirage Харли Клакстон и Джон Хорсман подумывали о том, чтобы управлять Renaults. Однако в конце концов вместо этого они решили модернизировать M8 турбодвигателем Renault мощностью 490 л.с., чтобы заменить Cosworth DFV . Renault Sport Директор Жерар Ларрус согласился, при условии, что каждой машиной будет управлять французский водитель. Шасси было модифицировано с помощью новой воздушной камеры для охлаждения турбонаддува. [ 9 ] Регулярный игрок команды Верн Шуппан выступал в паре с Жан-Пьером Жарье , а американец Сэм Поузи - в паре с Мишелем Леклером . Жарье поздно заменил Жана-Луи Лафосса, который не прибыл с обещанными спонсорскими деньгами, что дало адвокатам возможность вести спор в суде. [ 10 ]
Ален де Кадене и его постоянный штурман Крис Крафт вернулись со своей последней модифицированной версией Lola T380 - LM77. королевы Заднее крыло автомобиля, патриотично празднующего Серебряный юбилей . Они снова повторили свою привычку: приезжать и готовить машину в последнюю минуту в паддоке. [ 11 ] [ 10 ] Их прошлогоднюю машину купил Саймон Филлипс из команды Dorset Racing Associates и участвовал в ней совместно с де Кадене. [ 12 ] Французский капер Ксавье Лапейр снова вошел в свой Lola T286. [ 13 ]

Команда жителя Ле-Мана Жана Рондо в прошлом году отлично дебютировала, выиграв новый класс GTP. В этом году на конкурс были представлены три автомобиля, до сих пор носящие имя своего спонсора, французской компании по производству товаров для дома Inaltéra. Один остался в классе GTP (управляемым самим Рондо и Жаном Рагнотти ), а два других были облегчены на 95 кг и модифицированы для работы в классе группы 6. Французский ветеран Формулы-1 Жан-Пьер Бельтуаз управлял одним из них вместе с американцем Элом Холбертом , а другой - полностью женской парой из итальянки Леллы Ломбарди и бельгийки Кристин Беккерс . [ 14 ] [ 10 ]
Бывшие сотрудники Peugeot Жерар Вельтер и Мишель Менье вернулись на своем WM P76 в классе GTP. развивал 2,7-литровый двигатель Peugeot V6 мощность 250 л.с. Они также завершили изготовление второго шасси P77, на этот раз оснащенного турбонаддувом KKK, который увеличил выходную мощность до гораздо более конкурентоспособных 380 л.с. [ 15 ] Еще одной полностью французской разработкой был модифицированный Alpine A310 Бернара Декюра , оснащенный двигателем V6 PRV. [ 16 ] Еще одна запись GTP ознаменовала возвращение в Ле-Ман Aston Martin. представленный англичанином Робином Хэмилтоном, Его DBS V8, был постепенно модифицирован для соответствия требованиям групп 4 и 5. 5,3-литровый двигатель V8 с его обширными модификациями развивал мощность 510 л.с. и разгонял машину до 300 км/ч (188 миль в час). Поскольку это был самый тяжелый автомобиль на поле, французские болельщики прозвали его le petit camion («маленький грузовик»), и ACO позволил ему перейти в класс GTP. К Хэмилтону присоединился его постоянный штурман Дэвид Прис вместе с Майком Сэлмоном , который был одним из пилотов последнего участия Aston Martin еще в 1964 году . [ 17 ] Французский раллийный гонщик Робер Нейре снова управлял своим Lancia Stratos в классе GTP, 2,4-литровым двигателем Ferrari V6, модифицированным KKK-турбо. В этом году партнером женщины-водительницы Кристин Дакремон была Марианна Хёпфнер. [ 16 ]
Группа 6 (2 литра)
[ редактировать ]Класс до 2000 года был приправлен новыми производителями, вступившими в битву Лолы против Шеврона , и там было хорошее поле из 11 человек. Класс рекомендовал смешивать шасси с выбором двигателя. У французского производителя двигателей Société ROC было три новейших автомобиля B36 Chevron (самые легкие автомобили в гонке). [ 10 ] ), в то время как британская команда Chandler-Ibec управляла Chevron-Ford. У их соотечественников Dorset Racing была машина Lola-Ford, как и у швейцарской команды GVEA, а у французского капера Жан-Мари Лемерля была комбинация Lola-ROC.
Уйдя из Формулы-2 , Оселла была ведущей 2-литровой маркой чемпионата мира, часто уступая 3-литровому Alfa Romeo. Был представлен один из заводских автомобилей FA5 с 2-литровым двигателем BMW. Энцо Оселла заменил свой обычный состав на гонку на Алена Кудини , Раймона Туруля и Анну Камбьяги. [ 18 ] Маленькая швейцарская компания Петера Заубера построила небольшое количество монококов для восхождений на холмы. Теперь он рассматривал кольцевые гонки на C5, также оснащенном двигателем BMW. Герберт Мюллер выиграл на нем трофей Интерсерии 1976 года , и теперь они рассчитывали на Ле-Ман. Им будут управлять швейцарцы Ойген Стрель и Питер Барнхард. [ 19 ] Еще две модели были от другого небольшого швейцарского производителя Cheetah. У Чарльза Гремигера был новый G601 с двигателем BMW для капера Даниэля Брилла, а более старый G501-Cosworth был подготовлен для владельца Inaltéra Андре Шевалле. [ 20 ]
Группа 5 и GTX
[ редактировать ]
Porsche доминировал на чемпионате мира, побеждая в каждом раунде спорадических конкурентов со стороны BMW, которые сосредоточились на чемпионате DRM в Германии. В этом году Porsche построила 13 из 935 для широкой продажи по цене 35 000 фунтов стерлингов каждый. [ 21 ] [ 22 ] Таким образом, список участников группы 5 был прерогативой Porsche.
Для Ле-Мана заводская команда Martini-Porsche представила свой чемпионский автомобиль - версию 935/77. Инженер Норберт Сингер улучшил аэродинамику и уменьшил вес. Единственная турбина была заменена двумя турбинами KKK меньшего размера, которые уменьшили задержку дроссельной заслонки и немного увеличили мощность до 630 л.с. В результате машина поехала по прямой Mulsanne со скоростью 323 км/ч (201 миль в час). Поскольку Икс управлял 936, а Йохен Масс больше не участвовал в 24-часовых гонках, обязанности водителя снова были переданы другим пилотам команды Рольфу Штоммелену и Манфреду Шурти . [ 23 ] Три клиентские команды представили свои автомобили 1976 года выпуска. У Георга Лооса было две машины для Клауса Людвига / Тойне Хеземанса и Тима Шенкена / Ханса Хейера (действующего чемпиона DRM). Автомобиль французской команды JMS Racing был подготовлен Анри Качья для Клода Балло-Лена с американским чемпионом Питером Греггом . Братья Кремер еще больше модифицировали свой автомобиль, добавив еще больше облегченных и аэродинамических дополнений. K2 будут управлять британцами Джоном Фитцпатриком , Ником Фором и Гаем Эдвардсом . [ 22 ] [ 10 ] Другими участниками группы 5 были частные автомобили с модифицированными Porsche 911 или 934 с турбонаддувом. Единственным участником правил Ле-Мана GTX стал модифицированный 3-литровый Porsche Carrera RS, на который выступил швейцарский Porsche Club Romand.
Группа 4 и IMSA GT
[ редактировать ]Как и в списке участников Группы 5, класс Группы 4 был преимуществом Porsche, а десять заявок представляли собой смесь 934 Turbo (480 л.с.) и 911 Carreras (340 л.с.). Тем не менее, многонациональный список добавил интереса: немецкая команда Кремер и французская команда JMS Racing подтвердили свои заявки в группе 5, приняв участие в соревнованиях с испанской Escuderia Montjuich и двумя автомобилями швейцарской команды Schiller Racing. BMW сократила свое участие в гонках группы 5: заводская команда сменила 3.0 CSL на новый 320i в гонках группы 2. [ 24 ] [ 25 ] Поскольку Группа 2 больше не доступна в Ле-Мане, вместо этого автомобили были допущены к категории IMSA-GT. Бельгийская команда Luigi Racing (действующие обладатели чемпионата Европы по кузовным гонкам ) представила два BMW 3.0 CSL: один для чемпионов Пьера Дьедонне и Жана Ксенсеваля со Спартако Дини, а другой для Эдди Джусена и Клода де Ваэля с Томом Уолкиншоу привлеченным . Они приехали прямо из Брно , где в минувшие выходные участвовали в гонках ETCC. [ 26 ]
Недавние усилия ACO по сближению Ле-Мана и американских шоссейных гонок в этом году не принесли никаких плодов: ни NASCAR, ни супермодифицированные автомобили IMSA не участвовали. [ 27 ] аукциониста и джентльмена Эрве Пулена Последний арт-кар BMW Art Car был нарисован в этом году американцем Роем Лихтенштейном . Модель 320i доминировала в классе 2-литровых двигателей в классе ETCC, но, несмотря на превосходную управляемость, ее 300 л.с. остались позади в классе одномоторных двигателей IMSA. [ 24 ] Тем не менее, Пулен пользовался сильной BMW поддержкой со стороны Йохена Неерпаша и заводской пит-бригады. [ 3 ] После ссоры на стартовой линии между NART и ACO в гонке 1975 года, в прошлом году Ferrari на гонке не присутствовала. Тем не менее, NART вернулся в этом году, управляя Ferrari 365 BB, последний раз участвовавшим в гонке « 12 часов Себринга» 1975 года . Им будут управлять французы и бывшие каперы Ferrari Люсьен Гиттени и Франсуа Миго. [ 28 ] [ 27 ]
Практика и квалификация
[ редактировать ]И снова было два дня формальной практики, в среду и четверг, с 18:00 до полуночи. Первый вечер был практически размыт дождем, и лишь немногие команды решили выйти на трассу. [ 1 ] [ 10 ] Манфред Шурти из группы 5 Martini-Porsche неожиданно опередил автомобили группы 6. [ 2 ] В четверг Жан-Пьер Жабуй занял поул-позицию, установив новый рекорд круга - 3:31,7, что на секунду быстрее, чем его поул-время в 1976 году, а его товарищ по конюшне Лаффит занял второе место. Икс на своем Porsche занял третье место, что на целых семь секунд быстрее, чем его время в квалификации годом ранее. [ 5 ] Следующими были еще два Renault, а товарищ Икса по команде Стоммелен вывел 935 на шестое место как самая быстрая машина группы 5. Два автомобиля Loos Porsche отстали от заводских команд на 8-м и 9-м местах, а Lapeyre Lola замыкает десятку лучших, опередив два Mirage. Хорсман обнаружил, что его автомобилям не хватает максимальной скорости (почти на 30 км/ч (20 миль в час) медленнее, чем у их собратьев Renault. [ 6 ] ) и водители, жалующиеся на то, что их шлемы притягиваются к воздухозаборнику. [ 10 ] Бельтуаз квалифицировал обновленную Inaltéra на 13-м месте, что на целых 9 секунд быстрее, чем годом ранее на том же шасси. [ 14 ] В этом году 4-минутный барьер преодолели восемнадцать автомобилей по сравнению с двенадцатью в прошлом году. [ 10 ] В их число входили ведущий автомобиль GT, Kremer Porsche Боба Воллека (17-е место) и Osella (18-е место) как самый быстрый из 2-литровых автомобилей Группы 6 - оба опередили Inaltéra GTP Рондо (20-е место с 4:00,7). BMW братьев Рэвенел стал самым быстрым участником IMSA, заняв 36-е место (4:21,7), а Aston Martin финишировал последним в квалификации (4:31,8). Он вышел на старт только тогда, когда Porsche 935 Жана-Луи Шато получил удар, поскольку он не смог квалифицировать своих штурманов. [ 10 ] Среди не прошедших квалификацию был новый Cheetah, которому из-за серьезных проблем не удалось установить время. [ 29 ] Команда Dorset Racing, управляющая вторым De Cadenet, также не участвовала в гонке. В среду вечером их французский переводчик принимал душ в легковом медицинском центре, когда из-за токсичных паров он потерял сознание. Его срочно доставили в больницу, но он так и не пришел в сознание и скончался на следующий день. [ 27 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]День соревнований выдался прохладным и ветреным. [ 10 ] Почетным стартером в этом году стал Пьер Уге, президент CSI. [ 30 ] Жабуй с самого начала повел в счете. Пирони, исполнив свою потенциальную роль «зайца», прыгнул сразу на второе место. Однако, проехав на подготовке почти два Ле-Мана, тестовый автомобиль Renault не смог проехать даже один круг в гонке. В конце прямой Унаудьер в двигателе Пирони произошел разрыв маслопровода, что привело к серьезному возгоранию. Он добрался до пожарного поста Мулсанн и выбрался оттуда невредимым. [ 31 ] [ 6 ] В конце первого круга Жабуй лидировал на 935-м из Стоммелена, затем Икс, Лаффит и Тамбей. [ 32 ] [ 2 ] Это был напряженный первый час в боксах. Рондо потребовалось отрегулировать сцепление на его автомобиле GTP, и у Gelo 935 Клауса Людвига взорвался двигатель всего через 4 круга. [ 33 ] [ 22 ] Крис Крафт вывел De Cadenet с хитрым сцеплением, проиграв девять минут. [ 12 ] [ 11 ] Затем, после 8 кругов, Стоммелен оказался в боксах, его машина страдала от расшатывания коромысла и потери масла. Пропустив три круга, ему пришлось проехать 16 кругов, прежде чем ему разрешили долить масло, но ущерб уже был нанесен, и они сошли с дистанции до наступления темноты. Положение Porsche ухудшилось, когда автомобиль Барта/Хейвуда был остановлен на 20 минут из-за неисправного топливного насоса, а затем еще на 30 минут из-за перегоревшей прокладки головки блока цилиндров, в результате чего они упали до 41-й позиции. [ 34 ] [ 35 ] [ 2 ]
Вскоре после первых заправок, на 15-м круге, Фицпатрик вывел Kremer 935 в боксы. Он ехал 8-м и был последней машиной на лидирующем круге. [ 33 ] Его списали с прогоревшими гильзами цилиндров. Лучшая экономия топлива у Porsche вскоре стала очевидной: Renault дозаправились после 18-19 кругов, в то время как Икс / Пескароло проехали 23 круга. [ 36 ] Через два часа Жабуй, Икс и Лаффит проехали 31 круг, Тамбай отставал на четвертый круг. Еще один круг назад прошли Mirages, оставшиеся Gelo 935 и Beltoise в Inaltéra. Более половины 2-литровых мотоциклов имели механические проблемы, но лидер класса Osella показал себя хорошо и занял 12-е место в общем зачете. [ 33 ] На четвертом часе де Кадене потерял время в боксах из-за перегрева из-за слишком бедной работы и опустился на 22-е место. [ 33 ] Затем, незадолго до 20:00, Пескароло боролся за лидерство с Жабулем, который только что вышел из ямы. Выехав из Индианаполиса и мчась в сторону Арнажа, он увеличил обороты двигателя и сломал шатун, образовав длинный дымный след и вынудив машину съехать с дистанции. [ 36 ] [ 5 ] В результате «Рено» снова бежали со счетом 1-2-3, опередив «Миражи» на несколько кругов. Команда Porsche перевела Икса, своего главного гонщика, в другой 936-й в тщетной надежде, что он сможет вернуться на поле и занять место на подиуме. [ 34 ] Теперь он отставал от лидеров на 15 кругов. [ 33 ]
Итак, в 8 часов вечера, спустя четыре часа, Жосо/Белл проехали 62 круга, опередив своих товарищей по команде. Четвертым, на два круга назад, теперь был Людвиг/Хеземанс Гело Порше, опередивший два Миража и Бельтуаз/Хольберт Инальтера. Французский 935 был 8-м (56) и вторым в классе, GTP Inaltéra — девятым. Schiller Racing Porsche из Халди/Ветча был десятым (55-м), лидируя в классе GT, Sauber, занявший 13-е место, теперь лидировал в классе 2-литровых двигателей (после задержки Osella), а Béguin 911 поднялся с 39-го на 19-е место и возглавил IMSA. сорт. [ 37 ]
В сумерках «Поузи/Леклер Мираж», идущий шестым, остановился. Без ведома команды топливный насос дал течь, и бак опустел. Час спустя родственная машина, которая тогда шла третьей, попала в яму, а генератор переменного тока подпрыгивал вокруг моторного отсека, что стоило ей двух мест. [ 9 ] [ 36 ]
Ночь
[ редактировать ]На заправке в 21:00 Inaltéra Бельтуаза заправлялась, когда отсоединился шланг, и топливо вылилось в кабину. Он выбрался без происшествий, и жидкость была вытерта. Однако случайная искра зажгла дым и вызвала вспышку пожара. К счастью, повреждения были незначительными, но потребовалось семьдесят минут, чтобы машина снова завелась, и к тому времени она опустилась с пятого на пятнадцатое место. [ 14 ] [ 36 ] Заводская команда Porsche была в клочьях, осталась только одна машина, томящаяся в нижней половине поля. Иксу сказали либо выиграть гонку, либо попытаться сломать машину. [ 5 ] К 9 часам вечера они вернулись на девятое место.
Имея такую свободу действий, Икс проделал невероятный отрезок времени, временами обгоняя лидеров со скоростью более десяти секунд на круге. В течение следующих тринадцати часов Барт и Хейвуд проехали только одну смену каждый, в то время как Икс совершил свою эпическую ночную поездку, эквивалентную пяти Гран-при Формулы-1 . Он снова и снова побивал рекорд круга, его среднее время круга в темноте было всего на две секунды медленнее, чем в квалификации. [ 5 ] [ 35 ] [ 38 ] С 41-го места через два часа к 9 часам вечера он снова поднял машину на девятое место, а к полуночи - на пятое, уступив трем Alpine-Renaults (Жоссо/Белл проехал 123 круга) и Loos Porsche (117). Оставшийся Mirage был шестым (114), опередив Cachia 935 (112), Schiller Porsche (110), De Cadenet поднявшийся на девятое место и женскую Inaltéra на десятом (109). [ 34 ] [ 37 ]
Затем дела Renault пошли наперекосяк. Около 3 часов ночи двигатель Тамбая заглох из-за отсутствия давления масла при подлете к Индианаполису. [ 31 ] [ 36 ] К середине пути, в 4 часа утра, лидирующая Renault проехала 185 кругов, в среднем чуть более 15 кругов в час. Второй Renault отставал на два круга и опережал Икса на четыре круга. Loos 935 уверенно занял четвертое место (175), опередив Mirage (171), De Cadenet (170) и Cachia 935 (167 кругов). Час спустя автомобиль Laffite/Depailler простоял более 30 минут, чтобы отремонтировать коробку передач. [ 34 ] [ 33 ] [ 39 ] [ 36 ] В результате Porsche Икса/Барта/Хейвуда оказались на втором месте, отстав на 9 из 15 кругов от лидирующей Renault. Большое количество механических проблем распространилось по всей области. GTP Inaltéra снова был на 8-м месте (172), в то время как ROC Chevron, лидирующий в классе 2-литровых двигателей, ворвался в топ-10 (171) и почти обогнал отставшую третью Renault. После того, как первый Шиллер Porsche сошел с дистанции, машина другой команды взяла на себя лидерство в группе 4 и заняла 11-е место в общем зачете, пока менее чем через два часа у них тоже не возникли проблемы с двигателем. [ 37 ] [ 33 ] В классе IMSA всю ночь шла напряженная гонка, в которой четыре лидера сменялись друг за другом: Porsche Béguin и Cachia, оставшийся Luigi BMW, а затем Porsche Charles Ivey вели в новый день.
Утро
[ редактировать ]На рассвете по трассе прошел сильный ливень, заставивший многих водителей застигнуть врасплох. [ 35 ] В их число входил лидер Жабуй, который добился огромного успеха на Ford Chicane и ему посчастливилось ни во что не попасть. [ 31 ] Другим был Крис Крафт, который улетел на акваплане. На ремонт тормозов и передней части De Cadenet ушёл час, в результате чего они опустились на девятое место. [ 11 ] [ 12 ] [ 36 ] Sauber, показавший хорошие результаты, занявший второе место в классе и десятое в общем зачете, сошел с дистанции из-за поломки коробки передач. [ 19 ] К 6 часам утра разрыв между первым и десятым местами увеличился до 41 круга. [ 40 ]
Марафонский забег Икса наконец завершился в 9.10 утра, проехав максимально допустимое для водителя время. Он вернул машину столь же быстрому Барту, [ 5 ] Через несколько минут французские зрители были ошеломлены, когда двигатель Alpine-Renault Жабуя взорвался в облаке дыма, идущем по прямой Унодьер. Он дохромал до ямы, но, проведя более 17 часов, машину сняли с поломки поршня. Это означало, что Porsche теперь лидировал, опередив на два круга сильно отставшую машину Лаффита/Депайлера, которая также проехала обратно по полю. Французы изо всех сил пытались наверстать упущенное, отстав на Porsche на круге и отставая всего на шесть минут. [ 31 ]
Gelo Porsche комфортно удерживал четвертое место всю ночь и до утра. Незадолго до 11 утра, уже до третьего, дело дошло до курения ям. Пит-бригада заменила турбину всего за двенадцать минут, но дальнейшие остановки так и не решили проблемы, и через час двигатель остановил машину на трассе. [ 22 ] [ 40 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]
Провальная гонка для Renault закончилась незадолго до полудня, когда оставшаяся машина также выехала из Индианаполиса с еще одним сломанным поршнем. [ 31 ] [ 36 ] В результате Porsche (294 круга) опередил Schuppan/Jarier Mirage на 16 кругов (278). Третьим, уже давно, была Inaltéra Рондо (262), затем ASA Cachia Porsche (260) и быстро приближающийся De Cadenet (257), ни один из которых не обогнал остановившуюся машину Лооса. [ 37 ] На ходу осталось всего 23 машины. В палящую послеполуденную жару Барт и Хейвуд сократили время круга более чем на пятнадцать секунд. Однако то, что могло быть уверенным путешествием к финишу, превратилось в серьезную драму, когда Хейвуд въехал в боксы менее чем за час до финиша, а от Porsche шел дым. Это был еще один поршень с дыркой. Механики отключили турбины, изолировали неисправный цилиндр и велели Барту подождать. [ 5 ] [ 34 ] [ 37 ] Между тем, после задержки во второй половине дня Inaltéra опустилась на четвертое место, но теперь и они, и Craft отставали от французского 935, и все они вышли на один и тот же круг перед последним часом. [ 12 ] [ 36 ]
За десять минут до финиша и проигрыш 5 кругов Барт медленно вернулся на трассу с часами, привязанными к рулю, чтобы внимательно следить за оставшимся временем. Правила заключались в том, что машина должна была пройти последний круг в пределах определенного процента от предыдущего круга. [ 36 ] [ 38 ] Барт проехал два осторожных круга и, хромая, пришел к невероятной победе, их значительное преимущество над Mirage сократилось до одиннадцати кругов – это по-прежнему самый большой отрыв за десятилетие. В итоге третье место (на шестнадцать кругов дальше) досталось Porsche 935 Клода Балло-Лены и Питера Грегга, ставшего победителем группы 5. Итоговый отрыв был всего на 40 секунд выше, чем у Inaltéra, выигравшей GTP, Жана Рондо, и на 90 секунд у Криса Крафта (который большую часть времени водил) на De Cadenet. [ 34 ] [ 11 ] [ 36 ]
В битве на истощение единственным финишером в классе 2-литровых двигателей Группы 6 стал Пиньяр/Дюфрен/Анри Шеврон-ROC. Dorset Racing Lola перегрелась на раннем этапе, а затем на протяжении всей гонки ее преследовали проблемы с коробкой передач и подвеской, и хотя она, наконец, добралась до финиша, ее нельзя было классифицировать, поскольку она проехала всего 213 кругов. [ 37 ] [ 41 ] Боб Воллек подтвердил свое решение управлять Kremer Porsche, финишировав седьмым как победитель класса группы 4 с результатом 17 кругов. Победа далась им нелегко: замена кардана, проблемы с рулевым управлением и подвеской. [ 42 ] Восьмым стал Luigi Racing BMW из Дьедонне/Ксенцеваля/Дини. Около полуночи они потеряли время на ремонт коробки передач, но одержали победу в классе IMSA, опередив Porsche. [ 26 ] Девятым и вторым в классе стал BMW Art Car Эрве Пулена после очень надежного пробега. [ 24 ] И Ferrari, и Aston Martin финишировали (16-м и 17-м соответственно), проведя большую часть гонки в погоне друг за другом.
По счастливой случайности команда «Мираж» выжила. Они не прошли тесты на максимальную скорость в США, необходимые для моделирования длинных прямых Ле-Мана. Не имея возможности изменить аэродинамику, они вскоре обнаружили, что турбины их автомобилей не получают достаточного потока воздуха. Это означало, что автомобили работали с очень большим расходом топлива и потребляли примерно на 20% больше топлива, чем заводские автомобили. Что, в свою очередь, охлаждало двигатели и достаточно защищало поршни от прогорания. То же самое произошло и годом ранее, но технические специалисты Renault списали это на использованное топливо. [ 6 ] [ 9 ]
Вскоре после гонки Чарльз Джеймс покинул пост председателя Inaltéra. Новое руководство хотело уйти из автоспорта и продавало автомобили. Жан Рондо не мог позволить себе их купить, и вместо этого они были проданы швейцарскому специалисту по гоночным двигателям Хейни Мадеру. [ 14 ]
Вполне уместно, что одна из величайших гонок Джеки Икса, полные одиннадцать часов, принесла ему его четвертую победу, сравняв рекорд Оливье Гендебьена , который был свидетелем подвига своего бельгийского соотечественника. [ 35 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 43 ] [ 30 ] [ 44 ] [ 45 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.6 С 3.0 |
4 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936-77 | Porsche 911/78 2,1 л F6 твин-турбо | Д | 342 |
2 | Гр.6 С 3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М8 | Рено 1997cc V6 турбо. | Г | 331 |
3 | Гр.5 СП |
40 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935 | Порше 2,9 л F6 турбо | Д | 315 |
4 | ГТП | 88 | ![]() |
![]() ![]() |
Неизмененный LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 315 |
5 | Гр.6 С 3.0 |
5 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
де Кадене - Лола LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 315 |
6 | Гр.6 С 2.0 |
26 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка -ROC 1996cc S4 | Г | 303 |
7 | Гр.4 ГТ |
58 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 298 |
8 | ИМСА ГТ |
71 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ М30 3.2л S6 | Д | 291 |
9 | ИМСА ГТ |
50 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
БМВ 320i | БМВ М12 1991cc S4 | Г | 287 |
10 | ИМСА ГТ |
61 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 281 |
11 | Гр.6 С 3.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Неизмененный LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 279 |
12 | ИМСА ГТ |
70 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 275 |
13 | Гр.6 С 3.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Неизмененный LM77 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 275 |
14 | ИМСА ГТ |
79 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 274 |
15 | ГТП | 86 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ П76 | Пежо ПРВ 2.7л V6 | М | 274 |
16 | ИМСА | 75 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 GT/4 ББ | Феррари 4,4 л V12 | Г | 268 |
17 | ГТП | 83 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Астон Мартин ДБС | Астон Мартин 5.3L V8 | Д | 260 |
18 | Гр.5 СП |
47 | ![]() (частный предприниматель) / БП |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 254 |
19 | Гр.4 ГТ |
56 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 253 |
20 | ИМСА ГТ |
77 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 246 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Cosworth BDA 1950cc S4 | Г | 213 |
- Примечание * : Не классифицировано, поскольку не преодолело достаточное расстояние (70% от лидера) с интервалом в 12, 18 или 24 часа. [ 46 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено Альпайн А442 | Renault 1997cc V6 твин-турбо | М | 289 | Двигатель (21 час) |
ДНФ | Гр.5 СП |
39 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 935 | Порше 2,9 л F6 турбо | Г | 269 | Двигатель (21 час) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено Альпайн А442 | Renault 1997cc V6 твин-турбо | М | 257 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | ГТХ | 96 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | 211 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТ |
78 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 198 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТ |
80 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 191 | Двигатель (17 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
25 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка-РОК 1996cc S4 | Г | 176 | Утечка масла (17 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
21 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Очистить C5 | БМВ М12 1998cc S4 | Г | 161 | Коробка передач (14 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
59 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 160 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено Альпайн А442 | Renault 1997cc V6 твин-турбо | М | 158 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | ГТП | 87 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Альпийский А310 | Рено ПРВ 2.7л V6 | М | 137 | Двигатель (16 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
60 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 123 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
57 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 116 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
55 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | ? | 115 | Потерянное колесо (10 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
14 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Бабушка Т286 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 104 | Двигатель (11 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Оселла PA5 | БМВ М12 1993cc S4 | Г | 100 | Передача инфекции (9 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
63 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера | Порше 3.0L F6 | М | 100 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
32 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Гепард G-501 | Cosworth BDG 1975c S4 | Г | 93 | Коробка передач (8 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
48 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера | Порше 3.0L F6 | Д | 90 | Двигатель (10 часов) |
ДСК | ГТП | 85 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ Р77 | Peugeot PRV 2,7 л V6 твин-турбо | М | 90 | Недостаточное расстояние (14 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП |
49 | ![]() (частный предприниматель) / БП |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934/5 | Порше 3,2 л F6 турбо | Д | 65 | Топливный насос (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М8 | Рено 1997cc V6 турбо. | Г | 58 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | Гр.5 СП |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935-77 | Porsche Type-935 2,9 л F6 твин-турбо | Д | 52 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
62 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера | Порше 3.0L F6 | ? | 52 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТ |
72 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ М30 3.2л S6 | Д | 46 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
3 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 936-77 | Porsche 911/78 2,1 л F6 твин-турбо | Д | 45 | Двигатель (3 часа) |
ДНФ | ГТП | 89 | ![]() |
![]() ![]() |
Лансия Стратос Турбо | Феррари 2,4 л V6 турбо | М | 37 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТ |
76 | ![]() ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ М30 3.2л S6 | Д | 28 | Электрика (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
28 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Симка-РОК 1996cc S4 | Г | 27 | Топливный насос (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
22 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б31 | Cosworth FVD 1985cc S4 | Г | 21 | Коробка передач (4 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
30 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т296 | Cosworth BDG 1992cc S4 | Г | 19 | Двигатель (2 часа) |
ДНФ | Гр.5 СП |
38 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 | Порше Тип-935 2,9 л F6 турбо | Г | 15 | Двигатель (1 час) |
ДНФ | Гр.5 СП |
42 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 К2 | Порше Тип-935 2,9 л F6 турбо | Г | 15 | Турбо (1 час) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
16 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Рено Альпайн А442 | Renault 1997cc V6 твин-турбо | М | 0 | Огонь (1 час) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNQ | Гр.6 С 3.0 |
6 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Де Кадене-Лола T380 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
20 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Гепард G-601 | БМВ М12 1998cc S4 | Г | Несчастный случай |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
27 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка-РОК 1996cc S4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.5 СП |
43 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.2L F6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.4 ГТ |
66 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | ИМСА ГТ |
73 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | Не прошел квалификацию |
ДНК | ГТП | 84 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 935 | Порше Тип-935 3,0 л F6 турбо | Д | Не все водители квалифицированный |
ДНК | Гр.4 ГТ |
67 | ![]() |
![]() ![]() |
Лансия Стратос ХФ | Феррари 2,4 л V6 | ? | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный 3-литровый |
#4 Порше 936 | Барт / Хейвуд / Икс |
Группа 6 С Спортивный 2-литровый |
#26 Шеврон B36 | Пиньяр / Дюфрен / Анри * |
Группа 5 СП Специальное производство |
#40 Порше 935 | Бюллетень-Лена / Грегг |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#58 Порше 934 | Клауд / «Стив» / Гурджиан * |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
#88 Без изменений LM77 | Рондо / Раньотти * |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный |
нет финишеров | |
ИМСА ГТ | #71 БМВ 3.0 CSL | Дьедонне / Шенсеваль / Дини * |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.6 С 2.0 |
26 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | 0.96 |
2 | Гр.6 С 3.0 |
4 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936-77 | 0.90 |
3 | ИМСА ГТ |
61 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 0.78 |
4 | ИМСА ГТ |
50 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
БМВ 320i | 0.75 |
5 | ГТП | 88 | ![]() |
![]() ![]() |
Неизмененный LM77 | 0.74 |
6 | ГТП | 86 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ П76 | 0.74 |
7 | Гр.6 С 3.0 |
5 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Де Кадене-Лола LM77 | 0.73 |
8 | Гр.5 СП |
40 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935 | 0.64 |
9 | ИМСА ГТ |
71 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | 0.61 |
10 | Гр.6 С 3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М8 | 0.59 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 4 ]
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Ж.-П. Жабуй, №9 Renault-Alpine A442 – 3:31,7 с; 230,43 км/ч (143,18 миль в час)
- Самый быстрый круг – Дж. Икс, Porsche 936-77 №4 – 3:36,5 секунды; 226,81 км/ч (140,93 миль в час)
- Победная дистанция - 4671,83 км (2902,94 миль)
- Средняя скорость победителя - 194,67 км/ч (120,96 миль в час)
- Посещаемость – 170000 [ 47 ] [ 48 ]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.237
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 54: Рождество в автоспорте 1977 года.
- ^ Jump up to: а б с Тьерри Шарже. «Икс Саув Порше 1977 года» . www.les24heures.fr . Проверено 9 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.9
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Спорринг 2011, с.240-1.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 1997 г., стр. 44 Motor, 18 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, с.242
- ^ Кеттлуэлл 1977, стр.211
- ^ Jump up to: а б с Шпоринг 2011, стр.246
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997 г., стр. 49-50 Автоспорт, 16 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 46 Motor, 18 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2011, стр.252.
- ^ Сперринг 2011, стр.226.
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.248
- ^ Сперринг 2011, стр.255.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.262.
- ^ Сперринг 2011, стр.265.
- ^ Сперринг 2011, стр.259.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.258.
- ^ Сперринг 2011, стр.260.
- ^ Кеттлуэлл 1977, стр.215
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, с.250-1.
- ^ Сперринг 2011, стр.249.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.254
- ^ Вимпффен 2007, стр.226.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2011, стр.253
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 45 Motor, 18 июня 1977 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.261.
- ^ Сперринг 2011, стр.267.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2011, стр.236
- ^ Jump up to: а б с д и Шпоринг 2011, стр.244
- ^ Сперринг 2011, стр.239.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк, 1997 г., стр. 51. Автоспорт, 16 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клаусагер 1982, стр.170-2.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 42-3 Мотор, 18 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр. 55: Рождество в автоспорте 1977 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк, 1997 г., стр. 53 Autosport, 16 июня 1977 г.
- ^ Jump up to: а б Конец 2001 г., стр.181.
- ^ Кеттлуэлл 1977, стр.212
- ^ Jump up to: а б Кларк, 1997 г., стр. 52. Автоспорт, 16 июня 1977 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.257.
- ^ Сперринг 2011, стр.256.
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Сперринг 2011, стр.268.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Сперинг 2011, стр.8.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ «История Ле-Мана» . Ле-Ман History.com . Проверено 1 июля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Кеттлуэлл, Майк – редактор (1978) Autocourse # 26 1977–78 Hazelton Publishing ISBN 0-905-13803-1
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1977 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 1 июля 2021 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 1 июля 2021 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 1 июля 2021 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 1 июля 2021 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 1 июля 2021 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 1 июля 2021 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 1 июля 2021 г.
- YouTube – цветная «часть 2» – субботняя часть на немецком языке (10 минут). Проверено 15 июля 2021 г.
- YouTube – Цветная видеозапись «части 3» ночных и воскресных гонок на немецком языке (10 минут). Проверено 15 июля 2021 г.
- YouTube – Круг Ле-Мана на Porsche 936 (4 минуты). Проверено 15 июля 2021 г.