Jump to content

БМВ М30

Двигатель БМВ М30
Обзор
Производство 1968–1995
Макет
Конфигурация Прямо-6
Смещение
  • 2494 куб.см (152 куб.дюйма)
  • 2788 куб.см (170 куб. дюймов)
  • 2986 куб.см (182 куб.дюйма)
  • 3210 куб. См (196 куб. Дюймов)
  • 3295 куб.см (201 куб.дюйм)
  • 3430 куб. См (209 куб. Дюймов)
Диаметр цилиндра
  • 86,0 мм (3,4 дюйма)
  • 89,0 мм (3,5 дюйма)
  • 92,0 мм (3,6 дюйма)
Ход поршня
  • 71,6 мм (2,8 дюйма)
  • 80,0 мм (3,1 дюйма)
  • 86,0 мм (3,4 дюйма)
  • 88,0 мм (3,5 дюйма)
блока цилиндров Материал Чугун
головки блока цилиндров Материал Алюминий
Клапанный механизм СОХК
Горение
Тип топлива Бензин
Хронология
Предшественник БМВ М20
Преемник БМВ М50

BMW M30 рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель SOHC, который производился с 1968 по 1995 год. Имея 27-летний производственный цикл, это самый продолжительный двигатель BMW, который использовался во многих моделях автомобилей.

Первыми моделями, в которых использовался двигатель М30, были седаны BMW 2500 и 2800 . Первые модели M30 выпускались с рабочим объемом 2,5 литра (2494 куб.см) и 2,8 литра (2788 куб.см). Со временем были представлены версии с большим рабочим объемом, самая большая версия имела объем 3430 куб. См (209,3 куб. Дюймов), которую иногда обозначали как «3,5 литра». [ 1 ] Как и BMW M10, четырехцилиндровый двигатель на базе которого был разработан M30, M30 имеет железный блок, алюминиевую головку и верхний распределительный вал с двумя клапанами на цилиндр.

Двигатель получил прозвища «Большая шестерка» и «Старшая шестерка» после появления BMW M20 в конце 1970-х годов меньшего рядного шестицилиндрового двигателя . M30 производился вместе с M20 на протяжении всего производства M20, и до появления двигателя BMW M70 V12 в 1987 году M30 был самым мощным и крупнейшим серийным двигателем BMW.

После появления двигателя BMW M50 в 1990 году выпуск M30 начал прекращаться.

Ward's оценил M30 как один из «лучших двигателей 20-го века». [ 2 ]

Первоначально M30 был разработан в конце 1960-х годов на основе четырехцилиндрового двигателя BMW M10, впервые использованного в BMW New Class . седанах и купе [ 3 ] : 70  Первоначально код двигателя был «М06» и «М68», пока в 1981 году все версии не начали использовать префикс «М30». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

Общие черты между M10 и M30 включают профиль, понижающий наклон на 30 градусов вправо, головку блока цилиндров с перекрестным потоком (головка с потоком газа в более поздних конструкциях). [ нужна ссылка ] ) и распределительного вала с цепным приводом и приводом клапанов коромыслом. [ 7 ] Другие сходства включают чугунный блок с алюминиевой головкой и кованый коленчатый вал. Первыми двумя представленными двигателями M30 были версии 2,5 л (2494 куб.см) и 2,8 л (2788 куб.см), оба из которых имели диаметр цилиндра 86 мм (3,39 дюйма). [ 3 ]

Двигатель M30B35LE/M90

[ редактировать ]

Двигатель M30B35LE, также называемый M90, использовался в нескольких моделях 1979-1982 годов. Он сочетает в себе блок от гоночного двигателя BMW M88 DOHC с головкой блока цилиндров SOHC от M30.

Версия Смещение Выходная мощность Крутящий момент Год
М30Б25В 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) 110 кВт (150 л.с., 148 л.с.)
при 6000 об/мин
211 N⋅m (156 lb⋅ft)
при 3700 об/мин
1968
М30Б25 215 N⋅m (159 lb⋅ft)
при 3700 об/мин
1981
М30Б28В 2788 куб.см (170,1 куб.дюйма) 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.)
при 6000 об/мин
235 N⋅m (173 lb⋅ft)
в 3700
1968
М30Б28 135 кВт (181 л.с.)
при 5800 об/мин
240 N⋅m (177 lb⋅ft)
при 4200 об/мин
1977
М30Б30В 2986 куб.см (182,2 куб.дюйма) 132 кВт (180 л.с., 178 л.с.)
при 6000 об/мин
255 N⋅m (188 lb⋅ft)
при 3700 об/мин
1971
М30Б30 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.)
при 5500 об/мин
272 N⋅m (201 lb⋅ft)
при 4300 об/мин
1971
М30Б32 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма) 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.)
при 5500 об/мин
285 N⋅m (210 lb⋅ft)
при 4300 об/мин
1976
М30Б33В 3295 куб.см (201,1 куб.дюйма) 139 кВт (186 л.с.)
при 5500 об/мин
289 N⋅m (213 lb⋅ft)
при 3500 об/мин
1973
М30Б34 3430 куб.см (209,3 куб.дюйма) 160 кВт (215 л.с.)
при 5800 об/мин
310 N⋅m (229 lb⋅ft)
при 4200 об/мин
1982
М30Б35 155 кВт (208 л.с.)
при 5700 об/мин
305 N⋅m (225 lb⋅ft)
при 4000 об/мин
1988
БМВ М30 с карбюратором
в музее БМВ
Производство М30 в Мюнхене
Производство М30 в Мюнхене

Первая версия M30 с объемом двигателя 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) была представлена ​​на E3 2500 1968 года . В этой версии используются два карбюратора Solex Zenith 35/40 INAT , степень сжатия 9,0: 1 и мощность 110 кВт (150 л.с., 148 л.с.) в большинстве случаев. [ 8 ] Он имеет диаметр цилиндра 86 мм (3,39 дюйма) и ход поршня 71,6 мм (2,82 дюйма).

M30B25 ранее назывался M06 и M68 , прежде чем BMW задним числом переименовала его в M30B25V (V от Vergaser - карбюратор на немецком языке). [ 9 ]

Приложения:

В 1981 году Bosch L-Jetronic к версии объемом 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) был добавлен электронный впрыск топлива . Пиковая мощность осталась неизменной и составила 110 кВт (148 л.с.), однако крутящий момент немного увеличился до 215 Нм (159 фунт-фут).

Приложения:

В своей первоначальной форме карбюраторный двигатель 2.8 использовал два Solex Zenith "35/40 INAT" карбюратора , степень сжатия составляла 9,0: 1, а двигатель развивал мощность 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) и 235 Нм (174 фунт-фут). ). [ 3 ] : 77  Технические характеристики варьировались в зависимости от года выпуска модели, карбюратора и страны. Диаметр цилиндра составляет 86 мм (3,39 дюйма), а ход поршня — 80 мм (3,15 дюйма).

Эта версия также была известна как M06 и M68 , прежде чем BMW переименовала ее в M30B28V.

Приложения:

В 1977 году к версии объемом 2788 куб.см (170,1 куб.дюйма) был добавлен электронный впрыск топлива Bosch L-Jetronic. [ 15 ] Мощность увеличилась до 135 кВт (181 л.с.), а крутящий момент увеличился до 240 Нм (177 фунт-фут).

  • 1977–1978 E12 528i — только Северная Америка, 129 кВт (173 л.с.), степень сжатия 9,0:1.
  • 1978-1981 E12 528i — 130 кВт (177 л.с., 175 л.с.) [ 24 ]
  • 1979-1986 Е23 728i
  • 1979-1987 E24 628CSi
  • 1981-1987 Е28 528i [ 25 ]

Основанный на версии M30B28V с диаметром цилиндра на 3 мм (0,12 дюйма) больше, M30B30V производит 132 кВт (180 л.с., 178 л.с.) и 255 Нм (188 фунт-фут), [ 26 ] [ 27 ] использует два карбюратора Zenith 35/40 INAT и имеет степень сжатия 9,0:1. В комплектации для США этот двигатель развивал мощность 127 кВт (170 л.с.) при 5800 об/мин. [ 28 ]

Приложения:

  • 1971-1975 Е9 3,0 КС
  • 1971-1972 E9 3,0 CSL
  • 1971-1974 E3 3,0 S/3,0 л/Бавария
  • 1976-1979 E24 630 CS - 136 кВт (185 л.с., 182 л.с.), карбюратор Pierburg 4A1 [ 15 ] [ 29 ]
  • 1977-1979 E23 730 — 135 кВт (184 л.с., 181 л.с.), карбюратор Солекс 4 А 1 [ 30 ]

Версия двигателя M30 объемом 2986 куб.см (182,2 куб.дюйма) с впрыском топлива дебютировала в 1971 году на E9 3.0 CSi и первоначально использовала механическую систему впрыска топлива Bosch D-Jetronic . [ 31 ] В 1976 году система впрыска топлива была модернизирована до электронного впрыска топлива Bosch L-Jetronic. [ 31 ] M30B30 развивает мощность до 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) и 272 Нм (200 фунт-футов), [ 32 ] в зависимости от года выпуска и наличия каталитического нейтрализатора. Степень сжатия составляет 9,2:1. С каталитическим нейтрализатором степень сжатия составляет 9:1.

Приложения:

  • 1971-1975 E9 3.0 CSi — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) [ 32 ]
  • 1972–1973 E9 3.0 CSL — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.)
  • 1972-1975 E3 3.0 Si — 147 кВт (197 л.с.)
  • 1975–1978 E12 530i — только Северная Америка, 131 кВт (176 л.с.) [ 33 ]
  • 1976–1976 E12 530 MLE — только Южная Африка, 147 кВт (197 л.с.) [ 34 ]
  • 1977–1978 E24 630CSi — только Северная Америка, 129 кВт (173 л.с.) [ 35 ]
  • 1986-1995 E32 730i — 138 кВт (185 л.с.) [ 36 ] [ 37 ]
  • 1988-1990 E34 530i — 138 кВт (185 л.с.)

Несмотря на объем 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма), этот двигатель использовался во многих автомобилях с рабочим объемом 3,3 л (201 куб.дюйм), таких как 633i, 3,3 Li и 733i. Степень сжатия составляет 8,8:1. В купе E24 633CSi M30B32 используется электронный впрыск топлива Bosch L-Jetronic. [ 15 ] перешла на цифровой впрыск топлива Motronic Версия для США использовала L-Jetronic с 1978 до середины 1981 года, а в июне того же года . Модель 732i 1979 года — это первый автомобиль BMW, в котором используется система впрыска топлива Bosch Motronic. [ 38 ] Диаметр цилиндра составляет 89 мм (3,50 дюйма), а ход поршня — 86 мм (3,39 дюйма).

Приложения:

  • 1973–1975 E9 3.0 CSL — 152 кВт (206 л.с., 203 л.с.), 3153 куб.см (192,4 куб.дюйма)
  • 1976–1984 E24 633CSi — 145 или 147 кВт (197 или 200 л.с., 194 или 197 л.с.) в европейской спецификации, 128–130 кВт (172–174 л.с.) в американской спецификации
  • 1976-1979 E3 3.3 Li — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) [ 39 ]
  • 1977–1984 E23 733i — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) в европейской спецификации, [ 40 ] 130–145 кВт (174–194 л.с.) по спецификации США.
  • 1979–1981 E12 533i — только Северная Америка, 135 кВт (181 л.с.) [ 41 ]
  • 1979-1986 E23 732i — 144 кВт (196 л.с., 193 л.с.)
  • 1982–1984 E28 533i — только Северная Америка, 135 кВт (181 л.с., 184 л.с.)
  • 1984–1986 E30 333i - только для Южной Африки, 145 кВт (194 л.с., 197 л.с.), специальный впускной коллектор и выпускной коллектор ALPINA, модифицированный впрыск L-Jetronic. Всего 210 экземпляров (включая шесть тестовых автомобилей) были произведены для местной омологации Группы 1. [ 42 ]

Карбюраторный M30B33 развивает мощность 140 кВт (190 л.с., 187 л.с.) и 289 Нм (213 фунт-футов). [ 43 ] [ 44 ] Он имеет диаметр цилиндра 89 мм (3,50 дюйма) и ход поршня 88 мм (3,46 дюйма).

Приложения:

Двигатели M30B34, продаваемые в Европе и на большинстве других рынков, имели степень сжатия 10,0: 1 и производили 160 кВт (218 л.с., 215 л.с.). [ 46 ] В Северной Америке и Японии M30B34 использовал степень сжатия 8,0: 1 и производил 136 кВт (185 л.с., 182 л.с.). [ 47 ] Этот двигатель также предлагался в Европе со второй половины 1985 года до середины 1987 года. [ 15 ] : 238  На всех рынках использовалась цифровая система впрыска топлива Bosch Motronic. Диаметр цилиндра составляет 92 мм (3,62 дюйма), а ход поршня — 86 мм (3,39 дюйма).

Приложения:

  • 1982-1987 E23 735i/L7
  • 1982-1987 E24 635CSi / L6 — 218 л.с. (160 кВт) в европейской спецификации [ 15 ] : 241 
  • 1985-1988 E28 535i/535is/M535i
М30Б35

Этот двигатель имеет объем 3430 куб.см (209,3 куб.дюйма), несмотря на код модели «B35». Он производит 155 кВт (211 л.с., 208 л.с.) при 5700 об/мин и 305 Нм (225 фунт-фут) при 4000 об/мин, имеет степень сжатия 9,0:1 и использует Bosch Motronic 1.3 . цифровой впрыск топлива [ 15 ] Для некоторых рынков он также предлагался без каталитического нейтрализатора; эта версия производит 162 кВт (220 л.с., 217 л.с.) и 315 Нм (232 фунт-фут) при тех же оборотах двигателя. [ 48 ]

Приложения:

Турбонаддув

[ редактировать ]

М30 послужил основой для двигателей М102 и М106 с турбонаддувом.

В Alpina B10 Biturbo использовалась модифицированная версия M30 с двумя турбокомпрессорами и коваными поршнями. Двигатель мощностью 265 кВт (360 л.с., 355 л.с.) при 6000 об/мин и 520 Нм (384 фунт-фут) при 4000 об/мин сделал этот автомобиль самым быстрым седаном в мире. Последние 50 блоков M30 были отправлены в Alpina для использования в последних 50 B10 Biturbo. [ 51 ]

M102 производился с 1980 по 1982 год. Это был первый шестицилиндровый двигатель BMW с турбонаддувом.

M102 (также известный как M30B32LAE ) [ 52 ] имеет рабочий объем 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма). [ 53 ] Турбокомпрессор KKK K27 обеспечивает наддув 9 фунтов на квадратный дюйм (0,62 бар). [ 54 ] воздух-воздух . промежуточный охладитель и используется [ 55 ] Степень сжатия составляет 7,0:1. [ 54 ]

M102 производит 188 кВт (256 л.с., 252 л.с.) [ 56 ] и использовался в E23 7 Series , в модели получил обозначение «745i». [ 56 ] M102 не был доступен для автомобилей с правым рулем, в результате чего южноафриканский 745i BMW M88 вместо этого использовал безнаддувный рядный шестицилиндровый двигатель DOHC.

Приложения:

M106 (также называемый M30B34MAE ) пришел на смену M102 и производился с 1982 по 1986 год.

Некоторые обновления M106 по сравнению с его предшественником являются результатом M30B34 версии M30 , которая также была выпущена в 1982 году. Эти обновления включают в себя систему управления двигателем Bosch Motronic и увеличенный рабочий объем до 3430 куб. См (209,3 куб. Дюймов). Степень сжатия была увеличена с 7,0:1 до 8,0:1. [ 55 ] [ 57 ]

Пиковая выходная мощность такая же, как у M102, 185 кВт (252 л.с., 248 л.с.). [ 58 ] однако это происходит на более низких оборотах [ 57 ] а пиковое давление снижается с 9 до 6 фунтов на квадратный дюйм (от 0,62 до 0,41 бар). [ 59 ]

Прямого преемника M106 не было, однако следующим бензиновым двигателем BMW с турбонаддувом стал BMW N54 , представленный в 2006 году.

Приложения:

Автоспорт

[ редактировать ]
E24 635 CSi Группа А

M30 использовался на серии купе E9 CSL и E24 6-й серии на чемпионате Европы по кузовным гонкам (ETCC) на протяжении 1970-х и до середины 1980-х годов, хотя для высокопроизводительных автоспорта и уличных гонок была разработана более мощная 24-клапанная головка DOHC. использовать.

M30 . Высокопроизводительный двигатель BMW M88 создан на базе блока [ 60 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Идентификационные коды двигателей и силовых агрегатов BMW» . www.rtsauto.com . 8 июля 2010 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
  2. ^ «В 10 лучших двигателей Уорда входят 2 шестерки BMW» . www.pacemotors.com.au . Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Беккер, Клаузпетер (1971), Логоз, Артур (редактор), "BMW 2500/2800", Auto-Universum 1971 (на немецком языке), XIV , Цюрих, Швейцария: Verlag Internationale Automobil-Parade AG
  4. ^ «Автомобильный двигатель BMW M68 2,5 литра» . www.bmw-grouparchiv.de . Проверено 4 апреля 2021 г.
  5. ^ «Поклонитесь E28 M5; без него высокопроизводительные автомобили были бы никем» . www.carthrottle.com . 18 мая 2015 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
  6. ^ «Начало наследия – моторная эволюция BMW» . www.drive4corners.com . 5 ноября 2014 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
  7. ^ Крансвик, Марк (2010). BMW 5 серии и X5: история производства автомобилей и спецтюнинга, 1972-2008 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN  978-0786443512 .
  8. ^ Перейти обратно: а б «BMW Classic — BMW 525 (E12)» . www.bmw-grouparchiv.de . Проверено 14 марта 2021 г.
  9. ^ «Пасхальный выпуск: история автоспорта BMW, включая завод M30 мощностью 959 л.с.» . www.bimmernut.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 года.
  10. ^ «БМВ 7 серии (Е23) 1977 – 1986 гг.» . www.autoevolution.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  11. ^ «Технические характеристики BMW E28 525i 1981 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  12. ^ «Технические характеристики BMW E23 725i 1981 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  13. ^ «Технические характеристики BMW 725i 1986 года выпуска (модель до середины 1986 года для Европы)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  14. ^ «Технические характеристики и статистика BMW 2,8 л E3 1975 года» . www.carfolio.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Освальд, Вернер (2001). Немецкие автомобили 1945–1990, Том 4 (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN  3-613-02131-5 .
  16. ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW 2800 CS 1971 года выпуска, предлагаемого до апреля 1971 года для Европы, Австралии» . www.automobile-catalog.com . Проверено 14 марта 2021 г.
  17. ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW Bavaria 1971 года выпуска, предлагаемого с середины 1970 года для Северной Америки, США» www.automobile-catalog.com . Проверено 14 марта 2021 г.
  18. ^ «БМВ Бавария 1971 года» . www.goodingco.com . Проверено 14 марта 2021 г.
  19. ^ Инструкция по эксплуатации 518, 520, 525, 528, 520i . BMW. 15 января 1975 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
  20. ^ «Технические характеристики BMW E12 5 серии 528 1974 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  21. ^ «Технические характеристики BMW 528 1974 года (модель с середины 1974 года для Европы, Австралии)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  22. ^ Брошюра об автомобиле 518 520 520i 525 528 . BMW. Январь 1977 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
  23. ^ «Технические характеристики и статистика BMW 728 E23 1977 года» . www.carfolio.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
  24. ^ «Технические характеристики BMW E12 5 серии 528i 1977 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 9 декабря 2018 г.
  25. ^ «БМВ 528i E28 1981 года» . www.carfolio.com .
  26. ^ «Технические характеристики BMW 3.0 S 1971 года (модель с апреля 1971 года для Европы, Австралии)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  27. ^ «Технические характеристики BMW E9 3.0 CS 1971 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  28. ^ Фламманг, Джеймс М. (1994). Стандартный каталог импортных автомобилей 1946-1990 гг . Иола, Висконсин: Krause Publications, Inc. стр. 176–177. ISBN  0-87341-158-7 .
  29. ^ "БМВ 630 CS E24 1976 года" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  30. ^ "БМВ 730, 1977 г.в. Е23" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б «Руководство по шестицилиндровым двигателям BMW» . www.autospeed.com . Проверено 8 сентября 2017 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б Quattroruote: Все автомобили мира 74/75 (на итальянском языке). Милан: Editoriale Domus SpA, 1974. с. 84.
  33. ^ «Технические характеристики BMW E12 5 Series 530i (США) 1974 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  34. ^ «БМВ 530 MLE E12 1976 года» . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  35. ^ "БМВ 630 CSi E24 1976 года" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  36. ^ "БМВ 730i 6-цил. (Е32)" . bmw-grouparchiv.de . Проверено 14 августа 2019 г.
  37. ^ «Руководство пользователя серии 7, 1992 г.» . bmw-grouparchiv.de . Проверено 9 декабря 2018 г.
  38. ^ «Шестицилиндровые двигатели BMW M30 и M102» . www.unixnerd.demon.co.uk . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
  39. ^ «Технические характеристики BMW 3.3 Li 1977 года выпуска (модель до середины 1977 года для Европы)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  40. ^ "БМВ 733i, 1977 г.в. E23" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  41. ^ «Технические характеристики BMW 533i 1984 года (модель с середины 1983 года для Северной Америки, США)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  42. ^ Коце, Стефан (2 октября 2019 г.). «333i: ответ Южной Африки E30 M3» . Охотники за скоростью . Electronic Arts Inc. Архивировано из оригинала 22 декабря 2022 г.
  43. ^ Брауншвейг, Роберт; и др., ред. (14 марта 1974 г.), Automobile Revue '74 (на немецком и французском языках), vol. 69, Берн, Швейцария: Hallwag AG, с. 199, ISBN  3-444-66015-1 {{citation}}: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка )
  44. ^ Мировые автомобили 1975 года . Пелхэм, Нью-Йорк: LEA Automobile Publishing/Herald Books. 1975. с. 109. ИСБН  0-910714-07-Х .
  45. ^ «Выбор модели E3 3.3L» . www.realoem.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
  46. ^ «Технические характеристики BMW E28 5 серии M535i 1985 года» . www.ultimatespecs.com .
  47. ^ «Технические характеристики BMW E28 5 серии M535i Kat 1985 года» . www.ultimatespecs.com .
  48. ^ Перейти обратно: а б BMW 7' [E32] Pressevorstellung [ Пресс-презентация BMW 7 (E32) ] (на немецком языке). БМВ АГ. 8 сентября 1986 г., стр. 56–57 . Проверено 30 декабря 2018 г.
  49. ^ «BMW E32 7 серии 735i Технические характеристики, размеры» . www.ultimatespecs.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
  50. ^ Бюши, Ганс-Ульрих, изд. (9 марта 1989 г.). Автомобильное ревю 1989 г. (на немецком и французском языках). Том 84. Берн, Швейцария: Hallwag AG. п. 498. ИСБН  3-444-00482-6 .
  51. ^ Палевский, Александр. «Сдутый». Журнал Bimmer (октябрь 2007 г.): 62.
  52. ^ «Номера двигателей BMW» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2013 г. Проверено 18 августа 2012 г.
  53. ^ «База данных спецификаций BMW Heaven | Технические характеристики двигателей M30» . Bmwheaven.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б «БМВ 745i Е23 Турбо» . Uniquecarsandparts.com.au . Проверено 16 сентября 2017 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б «Руководство по шестицилиндровым двигателям BMW» . Autospeed.com .
  56. ^ Перейти обратно: а б Майкл Ноулинг (26 апреля 2004 г.). «Двигательная эпопея 2004 года — двигатели BMW» . АвтоСпид . Веб-публикации Pty Limited. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 1 мая 2008 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б «M102/M106 в BMW 745i Turbo» . Полтан.орг . 24 января 2008 года . Проверено 14 ноября 2021 г.
  58. ^ «База данных спецификаций BMW Heaven | Технические характеристики двигателей M30» . Bmwheaven.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
  59. ^ «БМВ 745i Е23 Турбо» . Uniquecarsandparts.com.au . Проверено 14 ноября 2021 г.
  60. ^ «Часто задаваемые вопросы E23 745i SA (M88)» . www.bmwmregistry.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 159e586b4be8c6bb9af32cbc2e762e2c__1720545300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/2c/159e586b4be8c6bb9af32cbc2e762e2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
BMW M30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)