БМВ М30
Двигатель БМВ М30 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | 1968–1995 |
Макет | |
Конфигурация | Прямо-6 |
Смещение |
|
Диаметр цилиндра |
|
Ход поршня |
|
блока цилиндров Материал | Чугун |
головки блока цилиндров Материал | Алюминий |
Клапанный механизм | СОХК |
Горение | |
Тип топлива | Бензин |
Хронология | |
Предшественник | БМВ М20 |
Преемник | БМВ М50 |
BMW M30 — рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель SOHC, который производился с 1968 по 1995 год. Имея 27-летний производственный цикл, это самый продолжительный двигатель BMW, который использовался во многих моделях автомобилей.
Первыми моделями, в которых использовался двигатель М30, были седаны BMW 2500 и 2800 . Первые модели M30 выпускались с рабочим объемом 2,5 литра (2494 куб.см) и 2,8 литра (2788 куб.см). Со временем были представлены версии с большим рабочим объемом, самая большая версия имела объем 3430 куб. См (209,3 куб. Дюймов), которую иногда обозначали как «3,5 литра». [ 1 ] Как и BMW M10, четырехцилиндровый двигатель на базе которого был разработан M30, M30 имеет железный блок, алюминиевую головку и верхний распределительный вал с двумя клапанами на цилиндр.
Двигатель получил прозвища «Большая шестерка» и «Старшая шестерка» после появления BMW M20 в конце 1970-х годов меньшего рядного шестицилиндрового двигателя . M30 производился вместе с M20 на протяжении всего производства M20, и до появления двигателя BMW M70 V12 в 1987 году M30 был самым мощным и крупнейшим серийным двигателем BMW.
После появления двигателя BMW M50 в 1990 году выпуск M30 начал прекращаться.
Ward's оценил M30 как один из «лучших двигателей 20-го века». [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Первоначально M30 был разработан в конце 1960-х годов на основе четырехцилиндрового двигателя BMW M10, впервые использованного в BMW New Class . седанах и купе [ 3 ] : 70 Первоначально код двигателя был «М06» и «М68», пока в 1981 году все версии не начали использовать префикс «М30». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Общие черты между M10 и M30 включают профиль, понижающий наклон на 30 градусов вправо, головку блока цилиндров с перекрестным потоком (головка с потоком газа в более поздних конструкциях). [ нужна ссылка ] ) и распределительного вала с цепным приводом и приводом клапанов коромыслом. [ 7 ] Другие сходства включают чугунный блок с алюминиевой головкой и кованый коленчатый вал. Первыми двумя представленными двигателями M30 были версии 2,5 л (2494 куб.см) и 2,8 л (2788 куб.см), оба из которых имели диаметр цилиндра 86 мм (3,39 дюйма). [ 3 ]
Двигатель M30B35LE/M90
[ редактировать ]Двигатель M30B35LE, также называемый M90, использовался в нескольких моделях 1979-1982 годов. Он сочетает в себе блок от гоночного двигателя BMW M88 DOHC с головкой блока цилиндров SOHC от M30.
Версии
[ редактировать ]Версия | Смещение | Выходная мощность | Крутящий момент | Год |
---|---|---|---|---|
М30Б25В | 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) | 110 кВт (150 л.с., 148 л.с.) при 6000 об/мин |
211 N⋅m (156 lb⋅ft) при 3700 об/мин |
1968 |
М30Б25 | 215 N⋅m (159 lb⋅ft) при 3700 об/мин |
1981 | ||
М30Б28В | 2788 куб.см (170,1 куб.дюйма) | 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) при 6000 об/мин |
235 N⋅m (173 lb⋅ft) в 3700 |
1968 |
М30Б28 | 135 кВт (181 л.с.) при 5800 об/мин |
240 N⋅m (177 lb⋅ft) при 4200 об/мин |
1977 | |
М30Б30В | 2986 куб.см (182,2 куб.дюйма) | 132 кВт (180 л.с., 178 л.с.) при 6000 об/мин |
255 N⋅m (188 lb⋅ft) при 3700 об/мин |
1971 |
М30Б30 | 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) при 5500 об/мин |
272 N⋅m (201 lb⋅ft) при 4300 об/мин |
1971 | |
М30Б32 | 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма) | 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) при 5500 об/мин |
285 N⋅m (210 lb⋅ft) при 4300 об/мин |
1976 |
М30Б33В | 3295 куб.см (201,1 куб.дюйма) | 139 кВт (186 л.с.) при 5500 об/мин |
289 N⋅m (213 lb⋅ft) при 3500 об/мин |
1973 |
М30Б34 | 3430 куб.см (209,3 куб.дюйма) | 160 кВт (215 л.с.) при 5800 об/мин |
310 N⋅m (229 lb⋅ft) при 4200 об/мин |
1982 |
М30Б35 | 155 кВт (208 л.с.) при 5700 об/мин |
305 N⋅m (225 lb⋅ft) при 4000 об/мин |
1988 |
М30Б25В
[ редактировать ]
в музее БМВ


Первая версия M30 с объемом двигателя 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) была представлена на E3 2500 1968 года . В этой версии используются два карбюратора Solex Zenith 35/40 INAT , степень сжатия 9,0: 1 и мощность 110 кВт (150 л.с., 148 л.с.) в большинстве случаев. [ 8 ] Он имеет диаметр цилиндра 86 мм (3,39 дюйма) и ход поршня 71,6 мм (2,82 дюйма).
M30B25 ранее назывался M06 и M68 , прежде чем BMW задним числом переименовала его в M30B25V (V от Vergaser - карбюратор на немецком языке). [ 9 ]
Приложения:
- 1968–1977 Е3 2500
- 1974–1975 E9 2,5 CS
- 1973–1976 E12 525 — 107 кВт (145 л.с., 143 л.с.), [ 8 ] Солекс 4А1 карбюратор [ нужна ссылка ]
- 1976–1981 Е12 525
- 1977–1979 E23 725 [ 10 ] [ нужна проверка ]
М30Б25
[ редактировать ]В 1981 году Bosch L-Jetronic к версии объемом 2494 куб.см (152,2 куб.дюйма) был добавлен электронный впрыск топлива . Пиковая мощность осталась неизменной и составила 110 кВт (148 л.с.), однако крутящий момент немного увеличился до 215 Нм (159 фунт-фут).
Приложения:
М30Б28В
[ редактировать ]В своей первоначальной форме карбюраторный двигатель 2.8 использовал два Solex Zenith "35/40 INAT" карбюратора , степень сжатия составляла 9,0: 1, а двигатель развивал мощность 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) и 235 Нм (174 фунт-фут). ). [ 3 ] : 77 Технические характеристики варьировались в зависимости от года выпуска модели, карбюратора и страны. Диаметр цилиндра составляет 86 мм (3,39 дюйма), а ход поршня — 80 мм (3,15 дюйма).
Эта версия также была известна как M06 и M68 , прежде чем BMW переименовала ее в M30B28V.
Приложения:
- 1968-1977 E3 2800/2,8 л — 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) [ 14 ] [ 15 ]
- 1968-1971 E9 2800 CS — 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.) [ 16 ]
- 1971-1971 E3 Бавария — 125 кВт (168 л.с.), [ 17 ] [ 18 ] только США
- 1974–1976 E12 528 — 121 кВт (165 л.с., 163 л.с.) с двумя карбюраторами Zenith INAT [ 19 ] : 89 [ 20 ] [ 21 ]
- 1976-1978 E12 528 — 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.), карбюратор Солекс 4А1 [ 22 ] : 25
- 1977-1979 E23 728 — 125 кВт (170 л.с., 168 л.с.), карбюратор Солекс 4А1 [ 23 ]
М30Б28
[ редактировать ]В 1977 году к версии объемом 2788 куб.см (170,1 куб.дюйма) был добавлен электронный впрыск топлива Bosch L-Jetronic. [ 15 ] Мощность увеличилась до 135 кВт (181 л.с.), а крутящий момент увеличился до 240 Нм (177 фунт-фут).
- 1977–1978 E12 528i — только Северная Америка, 129 кВт (173 л.с.), степень сжатия 9,0:1.
- 1978-1981 E12 528i — 130 кВт (177 л.с., 175 л.с.) [ 24 ]
- 1979-1986 Е23 728i
- 1979-1987 E24 628CSi
- 1981-1987 Е28 528i [ 25 ]
М30Б30В
[ редактировать ]Основанный на версии M30B28V с диаметром цилиндра на 3 мм (0,12 дюйма) больше, M30B30V производит 132 кВт (180 л.с., 178 л.с.) и 255 Нм (188 фунт-фут), [ 26 ] [ 27 ] использует два карбюратора Zenith 35/40 INAT и имеет степень сжатия 9,0:1. В комплектации для США этот двигатель развивал мощность 127 кВт (170 л.с.) при 5800 об/мин. [ 28 ]
Приложения:
- 1971-1975 Е9 3,0 КС
- 1971-1972 E9 3,0 CSL
- 1971-1974 E3 3,0 S/3,0 л/Бавария
- 1976-1979 E24 630 CS - 136 кВт (185 л.с., 182 л.с.), карбюратор Pierburg 4A1 [ 15 ] [ 29 ]
- 1977-1979 E23 730 — 135 кВт (184 л.с., 181 л.с.), карбюратор Солекс 4 А 1 [ 30 ]
М30Б30
[ редактировать ]Версия двигателя M30 объемом 2986 куб.см (182,2 куб.дюйма) с впрыском топлива дебютировала в 1971 году на E9 3.0 CSi и первоначально использовала механическую систему впрыска топлива Bosch D-Jetronic . [ 31 ] В 1976 году система впрыска топлива была модернизирована до электронного впрыска топлива Bosch L-Jetronic. [ 31 ] M30B30 развивает мощность до 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) и 272 Нм (200 фунт-футов), [ 32 ] в зависимости от года выпуска и наличия каталитического нейтрализатора. Степень сжатия составляет 9,2:1. С каталитическим нейтрализатором степень сжатия составляет 9:1.
Приложения:
- 1971-1975 E9 3.0 CSi — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) [ 32 ]
- 1972–1973 E9 3.0 CSL — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.)
- 1972-1975 E3 3.0 Si — 147 кВт (197 л.с.)
- 1975–1978 E12 530i — только Северная Америка, 131 кВт (176 л.с.) [ 33 ]
- 1976–1976 E12 530 MLE — только Южная Африка, 147 кВт (197 л.с.) [ 34 ]
- 1977–1978 E24 630CSi — только Северная Америка, 129 кВт (173 л.с.) [ 35 ]
- 1986-1995 E32 730i — 138 кВт (185 л.с.) [ 36 ] [ 37 ]
- 1988-1990 E34 530i — 138 кВт (185 л.с.)
М30Б32
[ редактировать ]Несмотря на объем 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма), этот двигатель использовался во многих автомобилях с рабочим объемом 3,3 л (201 куб.дюйм), таких как 633i, 3,3 Li и 733i. Степень сжатия составляет 8,8:1. В купе E24 633CSi M30B32 используется электронный впрыск топлива Bosch L-Jetronic. [ 15 ] перешла на цифровой впрыск топлива Motronic Версия для США использовала L-Jetronic с 1978 до середины 1981 года, а в июне того же года . Модель 732i 1979 года — это первый автомобиль BMW, в котором используется система впрыска топлива Bosch Motronic. [ 38 ] Диаметр цилиндра составляет 89 мм (3,50 дюйма), а ход поршня — 86 мм (3,39 дюйма).
Приложения:
- 1973–1975 E9 3.0 CSL — 152 кВт (206 л.с., 203 л.с.), 3153 куб.см (192,4 куб.дюйма)
- 1976–1984 E24 633CSi — 145 или 147 кВт (197 или 200 л.с., 194 или 197 л.с.) в европейской спецификации, 128–130 кВт (172–174 л.с.) в американской спецификации
- 1976-1979 E3 3.3 Li — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) [ 39 ]
- 1977–1984 E23 733i — 147 кВт (200 л.с., 197 л.с.) в европейской спецификации, [ 40 ] 130–145 кВт (174–194 л.с.) по спецификации США.
- 1979–1981 E12 533i — только Северная Америка, 135 кВт (181 л.с.) [ 41 ]
- 1979-1986 E23 732i — 144 кВт (196 л.с., 193 л.с.)
- 1982–1984 E28 533i — только Северная Америка, 135 кВт (181 л.с., 184 л.с.)
- 1984–1986 E30 333i - только для Южной Африки, 145 кВт (194 л.с., 197 л.с.), специальный впускной коллектор и выпускной коллектор ALPINA, модифицированный впрыск L-Jetronic. Всего 210 экземпляров (включая шесть тестовых автомобилей) были произведены для местной омологации Группы 1. [ 42 ]
М30Б33В
[ редактировать ]Карбюраторный M30B33 развивает мощность 140 кВт (190 л.с., 187 л.с.) и 289 Нм (213 фунт-футов). [ 43 ] [ 44 ] Он имеет диаметр цилиндра 89 мм (3,50 дюйма) и ход поршня 88 мм (3,46 дюйма).
Приложения:
М30Б34
[ редактировать ]Двигатели M30B34, продаваемые в Европе и на большинстве других рынков, имели степень сжатия 10,0: 1 и производили 160 кВт (218 л.с., 215 л.с.). [ 46 ] В Северной Америке и Японии M30B34 использовал степень сжатия 8,0: 1 и производил 136 кВт (185 л.с., 182 л.с.). [ 47 ] Этот двигатель также предлагался в Европе со второй половины 1985 года до середины 1987 года. [ 15 ] : 238 На всех рынках использовалась цифровая система впрыска топлива Bosch Motronic. Диаметр цилиндра составляет 92 мм (3,62 дюйма), а ход поршня — 86 мм (3,39 дюйма).
Приложения:
- 1982-1987 E23 735i/L7
- 1982-1987 E24 635CSi / L6 — 218 л.с. (160 кВт) в европейской спецификации [ 15 ] : 241
- 1985-1988 E28 535i/535is/M535i
М30Б35
[ редактировать ]
Этот двигатель имеет объем 3430 куб.см (209,3 куб.дюйма), несмотря на код модели «B35». Он производит 155 кВт (211 л.с., 208 л.с.) при 5700 об/мин и 305 Нм (225 фунт-фут) при 4000 об/мин, имеет степень сжатия 9,0:1 и использует Bosch Motronic 1.3 . цифровой впрыск топлива [ 15 ] Для некоторых рынков он также предлагался без каталитического нейтрализатора; эта версия производит 162 кВт (220 л.с., 217 л.с.) и 315 Нм (232 фунт-фут) при тех же оборотах двигателя. [ 48 ]
Приложения:
- 1988-1989 E24 635CSi
- 1986-1992 Е32 735i [ 48 ] [ 49 ]
- 1987-1992 Е34 535и
- 1988-1989 Райтон Фиссоре Магнум 3,5 [ 50 ]
Турбонаддув
[ редактировать ]М30 послужил основой для двигателей М102 и М106 с турбонаддувом.
В Alpina B10 Biturbo использовалась модифицированная версия M30 с двумя турбокомпрессорами и коваными поршнями. Двигатель мощностью 265 кВт (360 л.с., 355 л.с.) при 6000 об/мин и 520 Нм (384 фунт-фут) при 4000 об/мин сделал этот автомобиль самым быстрым седаном в мире. Последние 50 блоков M30 были отправлены в Alpina для использования в последних 50 B10 Biturbo. [ 51 ]
М102
[ редактировать ]M102 производился с 1980 по 1982 год. Это был первый шестицилиндровый двигатель BMW с турбонаддувом.
M102 (также известный как M30B32LAE ) [ 52 ] имеет рабочий объем 3210 куб.см (195,9 куб.дюйма). [ 53 ] Турбокомпрессор KKK K27 обеспечивает наддув 9 фунтов на квадратный дюйм (0,62 бар). [ 54 ] воздух-воздух . промежуточный охладитель и используется [ 55 ] Степень сжатия составляет 7,0:1. [ 54 ]
M102 производит 188 кВт (256 л.с., 252 л.с.) [ 56 ] и использовался в E23 7 Series , в модели получил обозначение «745i». [ 56 ] M102 не был доступен для автомобилей с правым рулем, в результате чего южноафриканский 745i BMW M88 вместо этого использовал безнаддувный рядный шестицилиндровый двигатель DOHC.
Приложения:
- 1980–1982 Е23 745i
М106
[ редактировать ]M106 (также называемый M30B34MAE ) пришел на смену M102 и производился с 1982 по 1986 год.
Некоторые обновления M106 по сравнению с его предшественником являются результатом M30B34 версии M30 , которая также была выпущена в 1982 году. Эти обновления включают в себя систему управления двигателем Bosch Motronic и увеличенный рабочий объем до 3430 куб. См (209,3 куб. Дюймов). Степень сжатия была увеличена с 7,0:1 до 8,0:1. [ 55 ] [ 57 ]
Пиковая выходная мощность такая же, как у M102, 185 кВт (252 л.с., 248 л.с.). [ 58 ] однако это происходит на более низких оборотах [ 57 ] а пиковое давление снижается с 9 до 6 фунтов на квадратный дюйм (от 0,62 до 0,41 бар). [ 59 ]
Прямого преемника M106 не было, однако следующим бензиновым двигателем BMW с турбонаддувом стал BMW N54 , представленный в 2006 году.
Приложения:
- 1982–1986 Е23 745i
Автоспорт
[ редактировать ]M30 использовался на серии купе E9 CSL и E24 6-й серии на чемпионате Европы по кузовным гонкам (ETCC) на протяжении 1970-х и до середины 1980-х годов, хотя для высокопроизводительных автоспорта и уличных гонок была разработана более мощная 24-клапанная головка DOHC. использовать.
M30 . Высокопроизводительный двигатель BMW M88 создан на базе блока [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]
- BMW
- BMW M10 — четырехцилиндровый двигатель, на базе которого был создан M30.
- BMW M20 , меньший рядный шестицилиндровый двигатель, который много лет продавался вместе с M30.
- BMW M88 , высокопроизводительный рядный шестицилиндровый двигатель DOHC , который продавался вместе с M30 в 1978-1989 годах.
- BMW S38 , катализированная версия и, в конечном итоге, преемник M88, который продавался вместе с M30 в 1986-1995 годах.
- Список двигателей БМВ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Идентификационные коды двигателей и силовых агрегатов BMW» . www.rtsauto.com . 8 июля 2010 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «В 10 лучших двигателей Уорда входят 2 шестерки BMW» . www.pacemotors.com.au . Архивировано из оригинала 22 мая 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Беккер, Клаузпетер (1971), Логоз, Артур (редактор), "BMW 2500/2800", Auto-Universum 1971 (на немецком языке), XIV , Цюрих, Швейцария: Verlag Internationale Automobil-Parade AG
- ^ «Автомобильный двигатель BMW M68 2,5 литра» . www.bmw-grouparchiv.de . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Поклонитесь E28 M5; без него высокопроизводительные автомобили были бы никем» . www.carthrottle.com . 18 мая 2015 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ «Начало наследия – моторная эволюция BMW» . www.drive4corners.com . 5 ноября 2014 года . Проверено 1 декабря 2018 г.
- ^ Крансвик, Марк (2010). BMW 5 серии и X5: история производства автомобилей и спецтюнинга, 1972-2008 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. ISBN 978-0786443512 .
- ^ Перейти обратно: а б «BMW Classic — BMW 525 (E12)» . www.bmw-grouparchiv.de . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Пасхальный выпуск: история автоспорта BMW, включая завод M30 мощностью 959 л.с.» . www.bimmernut.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 года.
- ^ «БМВ 7 серии (Е23) 1977 – 1986 гг.» . www.autoevolution.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E28 525i 1981 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E23 725i 1981 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 725i 1986 года выпуска (модель до середины 1986 года для Европы)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики и статистика BMW 2,8 л E3 1975 года» . www.carfolio.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Освальд, Вернер (2001). Немецкие автомобили 1945–1990, Том 4 (1-е изд.). Штутгарт: Motorbuch Verlag. ISBN 3-613-02131-5 .
- ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW 2800 CS 1971 года выпуска, предлагаемого до апреля 1971 года для Европы, Австралии» . www.automobile-catalog.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «Подробный обзор технических характеристик BMW Bavaria 1971 года выпуска, предлагаемого с середины 1970 года для Северной Америки, США» www.automobile-catalog.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ «БМВ Бавария 1971 года» . www.goodingco.com . Проверено 14 марта 2021 г.
- ^ Инструкция по эксплуатации 518, 520, 525, 528, 520i . BMW. 15 января 1975 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E12 5 серии 528 1974 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 528 1974 года (модель с середины 1974 года для Европы, Австралии)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Брошюра об автомобиле 518 520 520i 525 528 . BMW. Январь 1977 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Технические характеристики и статистика BMW 728 E23 1977 года» . www.carfolio.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E12 5 серии 528i 1977 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «БМВ 528i E28 1981 года» . www.carfolio.com .
- ^ «Технические характеристики BMW 3.0 S 1971 года (модель с апреля 1971 года для Европы, Австралии)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E9 3.0 CS 1971 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Фламманг, Джеймс М. (1994). Стандартный каталог импортных автомобилей 1946-1990 гг . Иола, Висконсин: Krause Publications, Inc. стр. 176–177. ISBN 0-87341-158-7 .
- ^ "БМВ 630 CS E24 1976 года" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ "БМВ 730, 1977 г.в. Е23" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Руководство по шестицилиндровым двигателям BMW» . www.autospeed.com . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Quattroruote: Все автомобили мира 74/75 (на итальянском языке). Милан: Editoriale Domus SpA, 1974. с. 84.
- ^ «Технические характеристики BMW E12 5 Series 530i (США) 1974 года» . www.ultimatespecs.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «БМВ 530 MLE E12 1976 года» . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ "БМВ 630 CSi E24 1976 года" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ "БМВ 730i 6-цил. (Е32)" . bmw-grouparchiv.de . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ «Руководство пользователя серии 7, 1992 г.» . bmw-grouparchiv.de . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Шестицилиндровые двигатели BMW M30 и M102» . www.unixnerd.demon.co.uk . Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 3.3 Li 1977 года выпуска (модель до середины 1977 года для Европы)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ "БМВ 733i, 1977 г.в. E23" . www.carfolio.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW 533i 1984 года (модель с середины 1983 года для Северной Америки, США)» . www.automobile-catalog.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Коце, Стефан (2 октября 2019 г.). «333i: ответ Южной Африки E30 M3» . Охотники за скоростью . Electronic Arts Inc. Архивировано из оригинала 22 декабря 2022 г.
- ^ Брауншвейг, Роберт; и др., ред. (14 марта 1974 г.), Automobile Revue '74 (на немецком и французском языках), vol. 69, Берн, Швейцария: Hallwag AG, с. 199, ISBN 3-444-66015-1
{{citation}}
: CS1 maint: игнорируются ошибки ISBN ( ссылка ) - ^ Мировые автомобили 1975 года . Пелхэм, Нью-Йорк: LEA Automobile Publishing/Herald Books. 1975. с. 109. ИСБН 0-910714-07-Х .
- ^ «Выбор модели E3 3.3L» . www.realoem.com . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ «Технические характеристики BMW E28 5 серии M535i 1985 года» . www.ultimatespecs.com .
- ^ «Технические характеристики BMW E28 5 серии M535i Kat 1985 года» . www.ultimatespecs.com .
- ^ Перейти обратно: а б BMW 7' [E32] Pressevorstellung [ Пресс-презентация BMW 7 (E32) ] (на немецком языке). БМВ АГ. 8 сентября 1986 г., стр. 56–57 . Проверено 30 декабря 2018 г.
- ^ «BMW E32 7 серии 735i Технические характеристики, размеры» . www.ultimatespecs.com . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Бюши, Ганс-Ульрих, изд. (9 марта 1989 г.). Автомобильное ревю 1989 г. (на немецком и французском языках). Том 84. Берн, Швейцария: Hallwag AG. п. 498. ИСБН 3-444-00482-6 .
- ^ Палевский, Александр. «Сдутый». Журнал Bimmer (октябрь 2007 г.): 62.
- ^ «Номера двигателей BMW» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2013 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ «База данных спецификаций BMW Heaven | Технические характеристики двигателей M30» . Bmwheaven.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «БМВ 745i Е23 Турбо» . Uniquecarsandparts.com.au . Проверено 16 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Руководство по шестицилиндровым двигателям BMW» . Autospeed.com .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Ноулинг (26 апреля 2004 г.). «Двигательная эпопея 2004 года — двигатели BMW» . АвтоСпид . Веб-публикации Pty Limited. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 1 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «M102/M106 в BMW 745i Turbo» . Полтан.орг . 24 января 2008 года . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ «База данных спецификаций BMW Heaven | Технические характеристики двигателей M30» . Bmwheaven.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ «БМВ 745i Е23 Турбо» . Uniquecarsandparts.com.au . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы E23 745i SA (M88)» . www.bmwmregistry.com . Проверено 1 сентября 2017 г.