Двигатель БМВ Е41/Р80
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Двигатель БМВ Е41/Р80 [ 1 ] | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | ![]() |
Дизайнер | Пол Рош Вернер Лаунц Хайнц Пашен |
Производство | 2000–2009 |
Макет | |
Конфигурация | 72°-90° V10 ; 90° V8 |
Смещение | 3,0 л (2998 куб.см) 2,4 л (2398 куб.см) |
Диаметр цилиндра | 94 мм (3,7 дюйма ) 95 мм (3,7 дюйма ) 98 мм (3,9 дюйма ) |
Ход поршня | 43,2 мм (1,7 дюйма ) 42,3 мм (1,7 дюйма ) 39,75 мм (1,6 дюйма ) |
Горение | |
Топливная система | Электронный впрыск топлива |
Тип топлива | Бензин |
Система охлаждения | С водяным охлаждением |
Выход | |
Выходная мощность | 760–950 л.с. (567–708 кВт; 771–963 л.с.) [ 2 ] |
Выходной крутящий момент | ок. 220–302 фунт-фут (298–409 Нм) [ 3 ] |
Размеры | |
Сухой вес | 89–130 кг (196,2–286,6 фунта) [ 4 ] |
Хронология | |
Предшественник | БМВ М12 |
Серии BMW E41 и P80 — это семейство безнаддувных Формулы-1 гоночных двигателей , спроектированных и разработанных BMW, представленных в 2000 году в партнерстве с Williams и продолжавшихся до 2006 года во время их партнерства с Sauber . [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Е41
[ редактировать ]BMW E41 — двигатель V10 Формулы-1 производства BMW.
BMW была поставщиком двигателей для команды Brabham Формулы-1 с 1982 по 1987 год. В 1983 году команда стала чемпионом мира с рядным четырехцилиндровым двигателем BMW M12/13 с турбонаддувом . Помимо Brabham, с двигателями BMW иногда ездили ATS, Arrows и Benetton. После того, как BMW официально вышла из Формулы-1 в 1988 году, двигатели использовались под названием американской компании Megatron, пока в 1989 году турбодвигатели не были запрещены.
Однако компания BMW не отказалась полностью от конструкции двигателей Формулы-1. Появились различные безнаддувные двенадцатицилиндровые двигатели объемом 3,5 литра. Новые правила предписывали использовать десятицилиндровые двигатели с максимальным рабочим объемом 3 литра, что привело к созданию BMW E41/2. Это легло в основу двигателя BMW E41/4 V10 с углом наклона цилиндров 72°.
BMW E41/4 впервые был использован в Williams FW22 по возвращении BMW в Формулу-1 12 марта 2000 года на Гран-при Австралии в Мельбурне. Ральф Шумахер финишировал третьим в этой гонке – это был лучший результат в Формуле-1 от производителя двигателей за более чем 30 лет.
Внутри двигатели получили подробные обозначения: например, BMW E41/4 с номером R39-9 претерпел девять изменений, где R означает гоночную спецификацию. На последней стадии расширения, которая использовалась в конце сезона 2000 года, BMW E41/4 выдавал около 810 л.с. (596 кВт) при 17 500 об/мин. В квалификации двигатель достиг максимальных оборотов в 17 800 об/мин. В сезоне Формулы-1 2001 года двигатель был заменен на BMW P80.
Технические характеристики
[ редактировать ]Обозначение: E41/4R39-9
Рабочий объем: 3,0 литра (2998 куб.см), V10-72°.
Диаметр × Ход: 94,0 × 43,2 мм
Клапанов/цилиндр: 4
Расстояние между цилиндрами: 107 мм
Мощность при об/мин Макс.: 596 кВт (810 л.с.) при 17500 об/мин
Крутящий момент: 350 Нм (258 фунт-футов)
Год: 2000
Серия P80
[ редактировать ]Серия BMW P80 — это безнаддувный двигатель V10 для Формулы-1 производства BMW.
BMW была поставщиком двигателей для команды Williams F1 с 2000 года. Двигатель BMW E41/4 в то время представлял собой двигатель V10 с углом наклона ряда цилиндров 72°.
Двигатель P80, разработанный BMW для сезона Формулы-1 2002 года, использовался в гоночном автомобиле Williams FW24 Формулы-1 и, как и его предшественник, BMW P80, имел угол наклона цилиндров 90°. Рабочий объем был идентичен 2998 куб.см.
Концепция P82 была начата командой из менее чем 20 сотрудников в январе/феврале 2001 года. В то время P80 еще даже не дебютировал в гонках. Фаза проектирования продолжалась с марта по июнь 2001 года, а испытания компонентов начались в августе. 21 сентября 2001 года двигатель, состоящий в общей сложности почти из 5000 отдельных деталей, впервые пробежался на испытательном стенде, а 3 октября он впервые был испытан в ходовой эксплуатации.
Когда его спросили о характеристиках, тогдашний директор BMW Motorsport Марио Тайссен ответил: «Названные значения, такие как 19 000 об/мин и 900 л.с., являются чистым предположением».
В сезоне Формулы-1 2003 года двигатель был заменен на P83; за ним последовал P84 и его эволюция P84/5 в 2004 и 2005 годах.
Технические характеристики
[ редактировать ]Обозначение: P80
Рабочий объем: 3,0 литра (2998 куб.см), V10-90°.
Диаметр × ход: 95 мм × 42,3 мм
Клапанов/цилиндр: 4
Расстояние между цилиндрами: 103,5 мм
Мощность при об/мин Макс.: 656 кВт (880 л.с.) при 18 000 об/мин
Крутящий момент: 350 Нм (258 фунт-футов)
Год: 2001
Фон
[ редактировать ]Уильямс (2000–2005)
[ редактировать ]После десятилетнего отсутствия в Формуле-1 в конце 1990-х BMW начала рассматривать возможность возвращения в спорт. В 1998 году марка подписала контракт на поставку Williams двигателей команде . Уильямс выигрывал чемпионаты пилотов 1992 , 1993 , 1996 и 1997 годов , а также чемпионат конструкторов все эти годы, а также 1994 год в успешном партнерстве с Renault , но французская компания ушла из спорта в конце 1997 года. , в результате чего владелец команды Фрэнк Уильямс и технический директор Патрик Хед нуждаются в новом партнерстве в области двигателей, чтобы оставаться конкурентоспособными. Поскольку BMW потратила 18 месяцев на создание и тестирование безнаддувного трехлитрового двигателя V10 на предмет соответствия техническим регламентам, которые значительно изменились с 1980-х годов, команда использовала старые двигатели Renault, сначала переименованные в Mecachrome , а затем Supertec .
Двигатель BMW E41 был готов к участию в сезоне 2000 года , он был установлен на FW22 и управлялся Ральфом Шумахером и Дженсоном Баттоном . Шумахер занял подиум в первой гонке двигателя и добавил еще два по ходу сезона. Серия стабильных результатов по набору очков означала, что Уильямс занял третье место в Кубке конструкторов, немного отстав от доминирующих команд Ferrari и McLaren, но опередив производителей двигателей с более свежим опытом.

BMW разработала более агрессивный двигатель P80 После относительно консервативного E41 в 2001 году , базовый номер модели, который сохранялся до конца участия компании в Формуле-1. Двигатель сразу же показал значительное улучшение мощности, что подтолкнуло Шумахера и нового товарища по команде Хуана Пабло Монтойю к борьбе за победы в гонках. В целом два гонщика одержали четыре победы в гонках, но упустили другие возможности из-за ненадежности и гоночных инцидентов. Шасси FW23 также не хватало максимальной прижимной силы, чтобы конкурировать с гонщиками Ferrari и McLaren на каждой трассе, хотя это был класс на «мощных трассах», таких как Хоккенхайм и Монца .
В 2002 году надежность и стабильность шасси FW24 были значительно улучшены, но Ferrari сделала более значительный шаг вперед со своим собственным шасси F2002 и доминировала в обоих чемпионатах. Команда набрала на двенадцать очков больше, чем в предыдущем году, и обогнала McLaren на втором месте в Кубке конструкторов, но выиграла с Шумахером лишь одну гонку на Гран-при Малайзии . Более того, Монтойя не смог выиграть ни одной гонки, несмотря на семь поул-позиций.
Команда Williams была более конкурентоспособной в 2003 году : оба гонщика выигрывали по два раза, а Монтойя продолжал бороться за звание чемпиона пилотов до предпоследней гонки сезона. Однако в конечном итоге он потерпел неудачу, как и команда Кубка конструкторов, поскольку, хотя FW25 часто была машиной, которую можно было победить во второй половине сезона, для достижения этой точки потребовалось слишком много времени.

В 2004 году команда выпустила шасси FW26 , которое отличалось радикальной носовой частью, разработанной Антонией Терци . Однако в следующий год доминирования Ferrari эта схема оказалась неэффективной, и Уильямс опустился на четвертое место в Кубке конструкторов, а победа Монтойи на Гран-при Бразилии стала единственной победой в сезоне 2004 года. До этого результата команда пережила конфуз двойной дисквалификации с Гран-при Канады из-за нарушений в тормозных магистралях, а затем Шумахера, получившего травму позвоночника в результате аварии на высокой скорости на Гран-при США , из-за которой он пропустить шесть гонок, пока не выздоровеет. Оба гонщика покинули команду по окончании сезона.
, в последний год сотрудничества BMW с Williams В 2005 году , конкурентоспособность команды продолжилась, опустившись на пятое место в Кубке конструкторов. Ни один из трех гонщиков команды — Марк Уэббер , Ник Хайдфельд и Антонио Пиццония — не смог выиграть гонку; Лучшим результатом команды стал двойной подиум на Гран-при Монако . К этому времени отношения команды с поставщиком двигателей ухудшились: BMW считала, что ее двигатели способны выигрывать чемпионаты, но их подвело шасси Williams, на котором они работали. BMW предложила купить команду напрямую в надежде получить полный контроль над ее деятельностью в Формуле-1, но Фрэнк Уильямс отказался; в результате BMW решила вместо этого купить конкурирующую команду Sauber на 2006 год и разорвать сделку с Williams.
БМВ Заубер (2006–2009)
[ редактировать ]![]() | |
Полное имя | Команда BMW Sauber F1 |
---|---|
База | Хинвиль , Швейцария |
Известный персонал | Марио Тайссен Питер Клин Вилли Рэмпф |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Бахрейна 2006 г. |
Заявленные гонки | 70 |
Конструкторы Чемпионаты | 0 (Лучший результат: 2-е место, 2007 г. ) |
Водителей Чемпионаты | 0 (Лучший результат: 4-е - Роберт Кубица , 2008 г. ) |
Победы в гонках | 1 |
Подиумы | 17 |
Поул-позиции | 1 |
Самые быстрые круги | 2 |
Последняя запись | Гран-при Абу-Даби 2009. |
BMW купила швейцарскую команду Sauber в июне 2005 года, чтобы сформировать команду BMW Sauber F1 Team . Поглощение произошло после того, как отношения BMW с Williams ухудшились в предыдущие месяцы и партнерство закончилось в конце сезона 2005 года . Команда, действующая по немецкой гоночной лицензии , базировалась в штаб-квартире Sauber в Хинвиле , Швейцария , и штаб-квартире BMW в Мюнхене , Германия .
Команда дважды финишировала на подиуме и заняла пятое место в 2006 году , своем первом сезоне в Формуле-1. За этим последовало второе место в 2007 году после исключения команды McLaren из чемпионата. Роберт Кубица одержал единственную победу команды на Гран-при Канады 2008 года . После неудачного сезона 2009 года BMW вышла из Формулы-1 и продала команду обратно основателю Петеру Зауберу .
2006
[ редактировать ]В сезоне 2006 года BMW Sauber подписала Ника Хайдфельда из Williams в качестве ведущего пилота, а 1997 года чемпион мира Жак Вильнев выполнил свой действующий двухлетний контракт с Sauber. Роберт Кубица команды был подписан третьим гонщиком . Команда продолжала использовать мощности Sauber, в основном для изготовления шасси и испытаний в аэродинамической трубе, в то время как штаб-квартира BMW в Мюнхене отвечала за создание нового 2,4-литрового двигателя P86 V8 , пересмотренных технических регламентов, вынуждающих отказаться от 3-литровой формулы V10 . Они заменили двигатели Ferrari под маркой Petronas , которые команда использовала с 1997 года. Существующие основные спонсоры команды Sauber, Petronas и Credit Suisse , продлили свои контракты с BMW. Команда также объявила о техническом партнерстве с технологической компанией Intel . [ 6 ] Новая ливрея команды, которая сохранялась на протяжении всего ее пребывания в Формуле-1, состояла из традиционных сине-белых цветов BMW с оттенком красного.

Вильнев набрал первые очки команды, заняв седьмое место на Гран-при Малайзии после того, как Хайдфельд сошел с пятого места из-за отказа двигателя в конце гонки. В течение первых двух третей сезона гонщики набирали очки, последовательно занимая седьмое и восьмое места, а также четвертое место Хайдфельда на Гран-при Австралии . команда провела радикальное усовершенствование аэродинамики в виде башен-близнецов в передней части автомобиля Для Гран-при Франции , которое должно было улучшить поток воздуха над верхней частью шасси. [ 7 ] Эти детали были немедленно запрещены Международной автомобильной федерацией (FIA), поскольку было установлено, что они ухудшают обзор водителей и тем самым ставят под угрозу безопасность. [ 8 ]
Хайдфельд впервые в своей команде финишировал на подиуме на Гран-при Венгрии, заняв десятое место на стартовой решетке. В этой гонке также дебютировал Роберт Кубица , который заменил Вильнёва после того, как последний сильно разбился на предыдущем Гран-при Германии . Кубица финишировал седьмым, хотя позже он был дисквалифицирован из-за того, что вес его машины оказался недостаточным. Официальной причиной отсутствия Вильнева было то, что он восстанавливался после предыдущей аварии, но позже команда объявила, что смена пилота была постоянной. [ 9 ] Кубица занял второе место на подиуме BMW Sauber в сезоне на Гран-при Италии , пробежав на третьем месте большую часть гонки и ненадолго лидировав в первом круге пит-стопов, а Хайдфельд финишировал восьмым. Команда набрала в общей сложности 36 очков и заняла пятое место в Кубке конструкторов, улучшив восьмую позицию Sauber с 20 очками в 2005 году .
2007
[ редактировать ]
19 октября 2006 года BMW объявила, что Роберт Кубица станет партнером Ника Хайдфельда в сезоне Формулы-1 2007 года , а Себастьян Феттель возьмет на себя роль тестировщика и резервного пилота. Позже Тимо Глок был подписан вторым тест-пилотом команды. [ 10 ] команда представила свой автомобиль 2007 года F1.07 . 16 января 2007 года [ 11 ]
Новая машина показывала многообещающую форму на всех зимних тестах, иногда превосходя результаты. Однако руководитель команды Марио Тайссен перед гонкой открытия сезона в Австралии выразил некоторые опасения по поводу надежности . Кубица сошел с четвертого места из-за проблемы с коробкой передач, но Хайдфельд взял на себя позицию и удерживал ее до конца гонки. В первых гонках сезона Хайдфельд и Кубица набрали серию очков и сделали BMW Sauber третьей по скорости командой после Ferrari и McLaren . Тайссен также отметил, что разрыв в производительности между BMW Sauber и двумя ведущими командами меньше, чем разрыв между BMW Sauber и командами, стоящими за ним. [ 12 ]
Гран -при Канады принес команде смешанные успехи. В то время как Хайдфельд показал лучший результат среди BMW Sauber, заняв второе место, Кубица попал в крупную аварию, из-за которой пришлось долго использовать машину безопасности. Первоначально СМИ сообщили, что Кубица сломал ногу, но позже выяснилось, что он отделался лишь вывихом лодыжки и сотрясением мозга. [ 13 ] Феттель занял свое место в Гран-при США , заняв восьмое место и, таким образом, став самым молодым гонщиком, набравшим очко в чемпионате мира Формулы-1. Позже в этом сезоне Феттель сменил команды, чтобы занять место в гонке за команду Toro Rosso .
Кубица вернулся в гонки на Гран-при Франции и доказал свое выздоровление, заняв четвертое место. В оставшуюся часть сезона он и Хайдфельд продолжали набирать форму, набрав в общей сложности 101 очко, что обеспечило команде второе место в Кубке конструкторов после дисквалификации McLaren. Хайдфельд еще раз финишировал на подиуме на Гран-при Венгрии и набрал 61 очко против 39 у Кубицы, а единственное появление Феттеля принесло дополнительное очко.
2008
[ редактировать ]
21 августа 2007 года BMW подтвердила состав пилотов Хайдфельда и Кубицы на сезон 2008 года . [ 14 ] Их автомобиль 2008 года, F1.08, был официально представлен в Мюнхене на выставке BMW Welt 14 января 2008 года. На следующий день он дебютировал на трассе в Валенсии под управлением Роберта Кубицы. Руководитель команды Марио Тайссен поставил цель на первую победу команды.
BMW Sauber хорошо начала сезон: Кубица едва не упустил поул из-за ошибки на своем основном квалификационном круге в Мельбурне . Позже он сошел с дистанции после удара Кадзуки Накадзимы , но Хайдфельд финишировал вторым. Кубица занял второе место в Малайзии , а Хайдфельд занял шестое место, установив самый быстрый круг в гонке. Сумма очков команды, равная 11, была их самым большим результатом на тот момент. В Бахрейне Кубица забил первую поул-позицию для себя и команды, опередив Фелипе Массу чуть менее чем на три сотых секунды. Команда финишировала 3-м и 4-м местами в гонке, сравняв общее количество очков в раунде и впервые выведя их на первое место в чемпионате конструкторов.
Команда также заняла второе место на Гран-при Монако с Робертом Кубицей , обойдя обе Ferrari и отстав от McLaren Льюиса Хэмилтона лишь на три секунды.
Первая победа BMW Sauber в гонке пришлась на Гран-при Канады 2008 года : команда финишировала со счетом один-два, первая победа в гонке досталась Роберту Кубице, а Ник Хайдфельд занял второе место. Победа пришла после того, как Льюис Хэмилтон столкнулся с Кими Райкконеном на пит-лейне, завершив гонку для обоих гонщиков. У Кубицы была другая стратегия дозаправки, чем у Хайдфельда, который также некоторое время лидировал в гонке, прежде чем комфортно обеспечить финиш со счетом один-два для BMW Sauber.
После выдающейся победы команды разработка была перенесена на сезон 2009 года, когда вступают в силу новые правила. Это сильно раздражало Кубицу (который лидировал в чемпионате после Гран-при Канады), поскольку он чувствовал, что у них мог быть реальный шанс завоевать хотя бы один титул. Отсутствие развития отразилось в падении формы на протяжении второй половины сезона, в результате чего к концу сезона BMW уступили Renault, Toyota и даже Toro Rosso (которая начала сезон как одна из самых медленных команд). сезон. Несмотря на это, Кубица оставался с небольшими шансами на победу в чемпионате пилотов до Гран-при Китая, 17-го этапа из 18.
останутся Роберт Кубица и Ник Хайдфельд в качестве пилотов В октябре команда подтвердила, что в сезоне 2009 года . [ 15 ]
2009
[ редактировать ]
Хотя BMW Sauber планировала сезон 2009 года как год, когда они будут бороться за титул, начало сезона оказалось для них разочарованием. Кубица бежал на 3-м месте в первом раунде , когда он столкнулся с Феттелем во время борьбы за 2-е место и был вынужден сойти с дистанции. Затем Хайдфельд обеспечил команде первый подиум в году в Малайзии , но после 6 гонок BMW Sauber набрала всего 6 очков и заняла 8-е место в Кубке конструкторов из 10 команд. был установлен ряд обновлений Для Турции , в том числе улучшенная система рекуперативного торможения (KERS) и двухъярусный диффузор. Несмотря на то, что был установлен новый диффузор, KERS не удалось адаптировать к новому автомобилю, и оба гонщика участвовали в гонках без устройства. После квалификации к Гран-при Великобритании Марио Тайссен объявил, что команда приняла решение остановить дальнейшее развитие KERS; одним из самых ярых сторонников которых была компания BMW, и вместо этого сосредоточилась на улучшении аэродинамики автомобиля. В результате Ferrari и McLaren остались единственными пользователями системы KERS. В Гран-при Европы в Валенсии Роберт Кубица набрал первые очки команды после гонки в Турции.
После заседания правления BMW 28 июля компания на следующее утро провела пресс-конференцию, на которой подтвердила выход команды из Формулы-1 в конце 2009 года. Председатель Норберт Райтхофер назвал это решение стратегическим. [ 16 ] Ассоциация команд Формулы-1 опубликовала ответное заявление, в котором пообещала оказать поддержку, чтобы помочь команде остаться в Формуле-1. [ 17 ]
15 сентября 2009 года было объявлено, что BMW Sauber нашла покупателя, компанию Qadbak Investments Limited , которая, как утверждается, представляет интересы Европы и Ближнего Востока. Однако Lotus получила 13-е и последнее место в чемпионате 2010 года. Команде была предоставлена так называемая 14-я заявка, которая зависела либо от выбытия другой команды, либо от того, что все остальные команды согласились разрешить 28 машинам участвовать в чемпионате 2010 года. [ 18 ] [ 19 ]
22 ноября швейцарская газета SonntagsZeitung сообщила, что попытка Кадбака купить команду провалилась, поскольку у нее не было необходимых средств. «Кадбак» оказался подставной компанией без активов и инвесторов. [ 20 ] 27 ноября 2009 года было объявлено, что Петер Заубер выкупит команду при условии, что команда получит заявку FIA на сезон 2010 года. [ 21 ] Впоследствии, 3 декабря, FIA предоставила Sauber участие. [ 22 ] команда использовала двигатели Ferrari В 2010 году . [ 23 ]
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ВСЦ | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2000 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW22 | Е41 3,0 В10 | Б | ИЗ | ХОРОШИЙ | СМР | Великобритания | ESP | евро | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | АВТО | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | олень | Япония | ТОЛЬКО | 3-й | 36 | |||
![]() |
3 | 5 | Верно | 4 | 4 | Верно | Верно | 14 † | 5 | Верно | 7 | 5 | 3 | 3 | Верно | Верно | Верно | |||||||||
![]() |
Верно | 6 | Верно | 5 | 17 † | 10 † | Верно | 11 | 8 | 5 | 4 | 9 | 5 | Верно | Верно | 5 | Верно | |||||||||
2001 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW23 | П80 3,0 В10 | М | ИЗ | ТОЛЬКО | ХОРОШИЙ | СМР | ESP | АВТО | МОЙ | МОЖЕТ | евро | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | олень | Япония | 3-й | 80 | |||
![]() |
Верно | 5 | Верно Ф | 1 Ф | Верно | Верно | Верно | 1 Ф | 4 | 2 П | Верно | 1 | 4 | 8 | 3 Ф | Верно | 6 Ф | |||||||||
![]() |
Верно | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | Верно | Верно | 2 Ф | Верно | 4 | Верно П Ф | 8 | Верно П | 1 П | Верно Ф | 2 | |||||||||
2002 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW24 | П82 3,0 В10 | М | ИЗ | ТОЛЬКО | ХОРОШИЙ | СМР | ESP | АВТО | МОЙ | МОЖЕТ | евро | Великобритания | ОТ | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | олень | Япония | 2-й | 92 | |||
![]() |
Верно | 1 | 2 | 3 | 11 † | 4 | 3 | 7 | 4 | 8 | 5 | 3 | 3 | 5 | Верно | 16 | 11 † | |||||||||
![]() |
2 | 2 Ф | 5 П Ф | 4 | 2 | 3 | Верно П | Верно П Ф | Верно П | 3 П | 4 П | 2 | 11 | 3 | Верно П | 4 | 4 | |||||||||
2003 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW25 | П83 3,0 В10 | М | ИЗ | ТОЛЬКО | ХОРОШИЙ | СМР | ESP | АВТО | МОЙ | МОЖЕТ | евро | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | ОНА | олень | Япония | 2-й | 144 | ||||
![]() |
2 | 12 | Верно | 7 | 4 | Верно | 1 | 3 | 2 | 2 Ф | 2 | 1 П Ф | 3 Ф | 2 | 6 | Верно | ||||||||||
![]() |
8 | 4 | 7 | 4 | 5 | 6 | 4 П | 2 П | 1 | 1 П | 9 | Верно | 4 | PO | Верно | 12 Ф | ||||||||||
![]() |
5 | |||||||||||||||||||||||||
2004 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW26 | П84 3,0 В10 | М | ИЗ | ТОЛЬКО | БХР | СМР | ESP | МОЙ | евро | МОЖЕТ | олень | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | Китай | Япония | ХОРОШИЙ | 4-й | 88 | ||
![]() |
5 | 2 Ф | 13 | 3 | Верно | 4 | 8 | ДСК | ДСК | 8 | 5 | 5 | 4 | Верно | 5 | 5 | 7 | 1 Ф | ||||||||
![]() |
4 | Верно | 7 | 7 | 6 | 10 † | Верно | ДСК П | Верно | Верно | 2 | 5 | ||||||||||||||
![]() |
10 | 12 | ||||||||||||||||||||||||
![]() |
7 | 7 | Верно | 7 | ||||||||||||||||||||||
2005 | Команда BMW WilliamsF1 | Уильямс FW27 | П84/5 3,0 В10 | М | ИЗ | ТОЛЬКО | БХР | СМР | ESP | МОЙ | евро | МОЖЕТ | олень | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | ДОЛЖЕН | ОНА | БЕЛ | ХОРОШИЙ | Япония | Китай | 5-е место | 66 | |
![]() |
5 | Верно | 6 | 7 | 6 | 3 | Верно | 5 | DNS | 12 | 11 | Северная Каролина | 7 | Верно | 14 | 4 | Северная Каролина | 4 | 7 | |||||||
![]() |
Верно | 3 | Верно | 6 | 10 | 2 | 2 П | Верно | DNS | 14 | 12 | 11 | 6 | Верно | PO | |||||||||||
![]() |
7 | 15 † | Верно | Верно | 13 † | |||||||||||||||||||||
2006 | Команда BMW Sauber F1 | БМВ Заубер F1.06 | П86 2,4 В8 | М | БХР | ТОЛЬКО | ИЗ | СМР | евро | ESP | МОЙ | Великобритания | МОЖЕТ | олень | ОТ | ДАВАТЬ | ОНА | ДОЛЖЕН | ОНА | Китай | Япония | ХОРОШИЙ | 5-е место | 36 | ||
![]() |
12 | Верно | 4 | 13 | 10 | 8 | 7 | 7 | 7 | Верно | 8 | Верно | 3 | 14 | 8 | 7 | 8 | 17 † | ||||||||
![]() |
Верно | 7 | 6 | 12 | 8 | 12 | 14 | 8 | Верно | Верно | 11 | Верно | ||||||||||||||
![]() |
ДСК | 12 | 3 | 13 | 9 | 9 | ||||||||||||||||||||
2007 | Команда BMW Sauber F1 | БМВ Заубер F1.07 | П86/7 2,4 В8 | Б | ИЗ | ТОЛЬКО | БХР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | олень | ОТ | Великобритания | евро | ОНА | ДОЛЖЕН | ОНА | БЕЛ | Япония | Китай | ХОРОШИЙ | 2-й | 101 | |||
![]() |
4 | 4 | 4 | Верно | 6 | 2 | Верно | 5 | 6 | 6 | 3 | 4 | 4 | 5 | 14 † | 7 | 6 | |||||||||
![]() |
Верно | 18 | 6 | 4 | 5 | Верно | 4 | 4 | 7 | 5 | 8 | 5 | 9 | 7 | Верно | 5 | ||||||||||
![]() |
8 | |||||||||||||||||||||||||
2008 | Команда BMW Sauber F1 | БМВ Заубер F1.08 | П86/8 2,4 В8 | Б | ИЗ | ТОЛЬКО | БХР | ESP | ДОЛЖЕН | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | евро | БЕЛ | ОНА | ГРЕХ | Япония | Китай | ХОРОШИЙ | 3-й | 135 | ||
![]() |
2 | 6 Ф | 4 | 9 | 5 | 14 | 2 | 13 | 2 | 4 Ф | 10 | 9 | 2 | 5 | 6 | 9 | 5 | 10 | ||||||||
![]() |
Верно | 2 | 3 П | 4 | 4 | 2 | 1 | 5 | Верно | 7 | 8 | 3 | 6 | 3 | 11 | 2 | 6 | 11 | ||||||||
2009 | Команда BMW Sauber F1 | БМВ Заубер F1.09 | П86/9 2,4 В8 | Б | ИЗ | ТОЛЬКО | Китай | БХР | ESP | МОЙ | ДОЛЖЕН | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | евро | БЕЛ | ОНА | ГРЕХ | Япония | ХОРОШИЙ | АБУ | 6-е место | 36 | |||
![]() |
14 † | Верно | 13 | 18 | 11 | Верно | 7 | 13 | 14 | 13 | 8 | 4 | Верно | 8 | 9 | 2 | 10 | |||||||||
![]() |
10 | 2 ‡ | 12 | 19 | 7 | 11 | 11 | 15 | 10 | 11 | 11 | 5 | 7 | Верно | 6 | Верно | 5 |
Результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]- 11 побед в гонках .
- 17 поул-позиций .
- 62 подиума
См. также
[ редактировать ]- Двигатель Mercedes-Benz FO
- Двигатель Рено РС.
- Двигатель Феррари V10
- Двигатель Хонда V10
- Двигатель Тойота РВХ
- Пежо V10
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «10 лет двигателей BMW F1» (PDF) . 8000vueltas.com . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Тайсен 10 лет двигателям BMW F1» (PDF) . 8000 Вуэльта. Декабрь 2015.
- ^ «Калькулятор мощности и крутящего момента Spicer» . spicerparts.com .
- ^ «Технические характеристики BMW Williams FW26 2004 года» . Ultimatecarpage.com . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Двигатель БМВ» . Statsf1.com . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «BMW получает спонсорство от Intel» . news.bbc.co.uk. Би-би-си Спорт . 15 декабря 2005 года . Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ «Вильнев задает темп в Маньи Куре» . news.bbc.co.uk. Би-би-си Спорт . 15 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2008 г. Проверено 14 апреля 2008 г.
- ^ «BMW приказала убрать носовые стабилизаторы» . news.bbc.co.uk. Би-би-си Спорт . 26 июля 2006 г. Проверено 15 апреля 2008 г.
- ^ Робертсон, Дэвид (7 августа 2006 г.). «Для Вильнёва это конец пути» . timesonline.co.uk . Лондон: Таймс . Проверено 15 апреля 2008 г.
- ^ «Глок подписан вторым водителем BMW» . Гранпри.com. 21 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 3 января 2007 г. Проверено 21 декабря 2006 г.
- ^ «Новый BMW F1.07» . Гранпри.com. 16 января 2007 г. Архивировано из оригинала 20 января 2007 г. Проверено 16 января 2007 г.
- ^ "Последние новости" . Formula1.com . Архивировано из оригинала 22 апреля 2007 года . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Кубица избежал травмы после аварии» . Би-би-си . 10 июня 2007 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2007 г. Проверено 10 июня 2007 г.
- ^ «Хайдфельд и Кубица остаются в BMW» . Новости Би-би-си . 21 августа 2007 года . Проверено 21 августа 2007 г.
- ^ Кубица и Хайдфельд остаются в BMW BBC Sport». Проверено 8 октября 2008 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (29 июля 2009 г.). «BMW покинет Формулу-1 в конце 2009 года» . autosport.com . Хеймаркет . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ Перилло, Симона (29 июля 2009 г.). «Заявление генерального секретаря FOTA» . Teamassociation.org . Ассоциация команд Формулы-1 . Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ «Команда BMW F1 нашла швейцарского покупателя» . Новости Би-би-си . 15 сентября 2009 года . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ «BMW ожидает, что команда примет участие в гонках в 2010 году» . Автоспорт.com. 15 сентября 2009 года . Проверено 10 августа 2011 г.
- ↑ Воскресная газета , 22 ноября 2009 г.
- ^ Пабло Элизальде (27 ноября 2009 г.). «BMW продает команду Формулы-1 обратно Питеру Зауберу» . autosport.com . Публикации Хеймаркет. Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 28 ноября 2009 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (3 декабря 2009 г.). «Sauber получает место в Формуле-1 2010 года» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 6 декабря 2009 года . Проверено 3 декабря 2009 г.
- ^ Джонатан Ноубл и Мэтт Бир (24 сентября 2009 г.). «Тайссен подтверждает сделку по производству двигателей Ferrari» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 24 сентября 2009 г.