Уильямс FW12
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
![]() Найджела Мэнселла Williams FW12 ( 1988 ). | |||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Уильямс (шасси) Рено Спорт (двигатель) (FW12C) | ||||||||
Дизайнер(ы) | Патрик Хэд (технический директор) Фрэнк Дерни (главный дизайнер (FW12)) Энрике Скалаброни (главный дизайнер (FW12C)) Бернар Дюдо (главный конструктор двигателей (Renault) (FW12C)) | ||||||||
Предшественник | FW11B | ||||||||
Преемник | осень-зима 13 | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | из углеродного волокна и сотового композита Монокок | ||||||||
Подвеска (передняя) | 1988 : Активная подвеска 1988/1989 . Двойные : поперечные рычаги , тяги | ||||||||
Подвеска (задняя) | 1988 : Активная подвеска 1988/1989 . Двойные : поперечные рычаги , тяги | ||||||||
Осевая колея | 1988 : Передняя часть: 1803 мм (71,0 дюйма) Сзади: 1676 мм (66,0 дюйма) 1989 : Передняя часть: 1803 мм (71,0 дюйма) Сзади: 1600 мм (63 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 1988 : 2743 мм (108,0 дюйма) 1989 : 2997 мм (118,0 дюйма) | ||||||||
Двигатель | 1988 : среднемоторный , продольно расположенный , 3496 куб.см (213,3 куб.дюйма), Judd CV , 76° V8 , NA . 1989 : среднемоторный , продольно расположенный , 3493 куб.см (213,2 куб.дюйма), Renault RS1 , 67° V10 , NA . | ||||||||
Передача инфекции | Уильямс / Хьюленд 6 ступенчатая механика | ||||||||
Власть | 600 л.с. при 11200 об/мин (Judd V8), [ 1 ] 650 л.с. при 12500 об/мин (Renault V10) [ 2 ] | ||||||||
Масса | 500 кг (1100 фунтов) | ||||||||
Топливо | 1988 : Автомобили 1989 : Эльф | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | Кэнон Уильямс Команда | ||||||||
Известные драйверы | 5. ![]() 5. ![]() 5. ![]() 5. ![]() 6. ![]() | ||||||||
Дебют | Гран-при Бразилии 1988 года. | ||||||||
Первая победа | Гран-при Канады 1989 года. | ||||||||
Последняя победа | Гран-при Канады 1989 года. | ||||||||
Последнее событие | Гран-при Испании 1989 года. | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||
Чемпионат водителей | 0 |
Williams FW12 — гоночный автомобиль Формулы-1, использовавшийся командой Williams в сезоне 1988 года . Обновленная версия FW12C использовалась в 12 из 16 гонок сезона 1989 года . [ 3 ] FW12 был первым безнаддувным автомобилем Williams после FW08 и FW08 C, использовавшихся в сезонах 1982 и 1983 годов . [ 4 ]
осень-зима 12
[ редактировать ]В своем первоначальном виде FW12 оснащался двигателем Judd CV 3.5 V8. В 1988 году машина не принесла Williams успеха после двух лет доминирования над предшественниками FW12, FW11 и FW11B, из-за использования V6 Honda турбодвигателя . У Williams был действующий контракт на продолжение использования двигателей Honda в 1988 году. Однако отказ команды отстранить Найджела Мэнселла и заменить его тест-пилотом Honda Сатору Накадзимой на сезон 1986 года , а также то, что Honda, как сообщается, была недовольна руководством Williams за то, что он якобы не в честь статуса пилота номер один по контракту Нельсона Пике , который способствовал тому, что Пике и Мэнселл проиграли чемпионат пилотов 1986 года McLaren из Ален Прост увидел, что отношения между Honda и командой испортились, и японский производитель отказался от контракта и вместо этого объявил на Гран-при Венгрии 1987 года трехлетний контракт на поставку своих двигателей McLaren с 1988 года.
В начале сезона Найджел Мэнселл и Риккардо Патрезе описывали FW12 как «жалко медленную на прямой». Факты подтвердили заявления водителей. В квалификации к первой гонке сезона в Бразилии , несмотря на то, что Мэнселл неожиданно занял второе место на стартовой решетке, FW12 показал скорость всего 265 км/ч (165 миль в час) на трассе Хакарепагуа длиной 900 метров по прямой. Это по сравнению со скоростью более 290 км/ч (180 миль в час), зафиксированной McLaren и Lotus с их турбодвигателями Honda. Этот дефицит скорости, а также проблемы с реактивной системой подвески позволили набрать только одно очко перед Гран-при Великобритании в середине сезона , когда Риккардо Патрезе финишировал шестым в Монако . Со своей стороны, Мэнселл, выигравший 11 гонок в 1986 и 1987 годах (больше, чем любой другой гонщик), не смог финишировать в первых семи гонках сезона 1988 года. [ 5 ]
Williams представила свою собственную версию «активной подвески» с компьютерным управлением на FW11 на Гран-при Италии 1987 года , где Нельсон Пике одержал победу в дебюте системы (команда назвала ее «Williams Reactive Ride», поскольку Lotus авторские права принадлежали ). по «активному» имени в F1). Уильямс внес изменения в систему в межсезонье, решив использовать ее на FW12 в надежде, что это даст преимущество перед другими автомобилями без турбонаддува и поставит ее в более равное положение с более мощными командами с турбодвигателями. . Однако поправки имели пагубный эффект. Основная проблема, с которой столкнулась команда, заключалась в том, что воздух попадал в гидравлику и нарушал компьютеризированные настройки, делая управление FW12 непредсказуемым. И Мэнселл, и Патрезе неоднократно указывали, что настройки подвески менялись от круга к кругу, а иногда и от круга. угол в угол. Кроме того, бортовой компьютер, который был необходим для работы системы, не только увеличивал вес автомобиля (приблизительно 25 кг (55 фунтов)), но и потреблял мощность двигателя автомобиля для правильной работы (примерно 5%). Это было приемлемо, когда команда начала использовать систему, поскольку они использовали двигатель Honda мощностью 1000 л.с. (746 кВт; 1014 л.с.). V6 турбо. Однако в 1988 году Judd V8, в свой первый год участия в соревнованиях Формулы-1, развивал всего около 600 л.с. (447 кВт; 608 л.с.), что приводило к тому, что автомобиль был вялым и объяснял отсутствие скорости по прямой. [ 6 ]
Именно в Сильверстоуне на Гран-при Великобритании технический директор Williams Патрик Хед решил заменить реактивную систему подвески на более традиционную. Это был процесс, который, как ранее заявлял Хед, не мог быть осуществлен без серьезного развития и работы, но на домашнем Гран-при команды, гонке, которую она выиграла в предыдущие два года, ситуация была отчаянной, поскольку Мэнселл финишировал первым. в квалификационной сессии он был 13-м, а Патрезе был 30-м, что примерно на 14 секунд медленнее, чем финальная стартовая позиция (26-е место). Всю ночь после пятничной квалификации команда работала над переоборудованием машин. Хотя Хед признал, что это была «работа, сделанная на ходу», и ее придется дорабатывать позже, и Мэнселл, и Патрез выразили удовлетворение машиной: Мэнселл квалифицировался 11-м, а Патрез улучшился на 18 секунд и стартовал 15-м. Гонка также стала толчком для Уильямса, поскольку Мэнселл вывел свою машину под проливным дождем на второе место, что стало его первыми очками в сезоне, установив самый быстрый круг на этом пути (один из двух самых быстрых кругов в сезоне без турбонаддува). [ 7 ]
Честно говоря, это выдумка. Мы установили стальные механические пружины и амортизаторы. Мы заменили передние стойки на амортизаторы, разработали несколько новых деталей, которые изготовили за ночь. Мы сделали новые поршни для передних стоек... как я уже сказал, это своего рода обман.
- Патрик Хэд рассказывает о ночных изменениях в FW12 в интервью утром перед Гран-при Великобритании.
Мэнселл был вынужден пропустить гонки в Бельгии и Италии из-за ветряной оспы , и его последовательно заменили Мартин Брандл и Жан-Луи Шлессер . Брандл ранее пилотировал Формулу-1 за Тиррелла и Закспида с 1984 по 1987 год. Шлессер участвовал в единственной гонке чемпионата мира Формулы-1 в своей карьере. Ранее он управлял RAM - Ford, , не относящейся к чемпионату заняв 6-е место в гонке чемпионов 1983 года , затем неделю спустя безуспешно пытался квалифицировать машину для Гран-при Франции и с тех пор не водил машину Формулы-1.
Несмотря на долгую и успешную карьеру], Шлессер навсегда запомнится своим выступлением в Монце , так как это было его столкновение на 49-м круге из 51 с лидером гонки Айртоном Сенной на McLaren -Honda на шикане Variante de Rettifilio, которое выбило Сенну из гонки. гонка. Это было единственное поражение McLaren в сезоне, благодаря которому Ferrari из Герхард Бергер и Микеле Альборето завершили гонку со счетом 1-2 всего через месяц после смерти Энцо Феррари . [ 8 ]
FW12 оказалась конкурентоспособной для Williams в последних нескольких гонках сезона 1988 года. Несмотря на то, что и Мэнселл, и Патрез сошли с Гран-при Португалии (13-й этап), лучше было приехать на следующей гонке в Испании : Мэнселл финишировал вторым после McLaren Алена Проста , а Патрез финишировал пятым (гонка также была второй и единственной для Мэнселла). гонка по набору очков в сезоне после того, как он занял второе место в 1986 и 1987 годах ). Затем Мэнселл должен был отказаться от участия в двух последних гонках сезона как в Японии (авария с Lotus Нельсона Пике ), так и в Австралии (отказ тормозов), завершив свой первый заезд с командой после четырех сезонов и 13 побед, в то время как Патрез финишировал. шестое и четвертое место в обеих гонках.
После победы в чемпионате конструкторов Формулы-1 в 1986 и 1987 годах и чемпионате пилотов с Пике в 1987 году Уильямс опустился на седьмое место в турнирной таблице в 1988 году, набрав всего 20 очков за сезон за год, когда Honda приводила в движение McLaren MP4. 4 чемпиона мира 1988 года Айртон Сенна и его товарищ по команде, двукратный чемпион мира Ален Прост, выиграли 15 16 гонок сезона в самом доминирующем сезоне в истории Формулы-1. [ 9 ]
FW12C
[ редактировать ]В сезоне 1988 года Williams работала со своим новым поставщиком двигателей Renault над разработкой двигателя RS1 3,5 V10 . Уильямс спроектировал тестовый мул для двигателя под названием FW12B , очень похожий на автомобиль с двигателем Джадда, который Уильямс использовал в сезоне 1988 года, за исключением того, что мул был разработан с учетом дополнительной длины двигателя V10, а не V8, как на гоночных автомобилях. В сезоне 1989 года использовался двигатель Renault V10. Это был первый автомобиль Williams F1 с двигателем Renault, и он также стал свидетелем возвращения Renault в Формулу-1 после прекращения поставок двигателей с турбонаддувом после сезона 1986 года . Двигатель Renault был разработан под руководством давнего инженера Renault Sport Бернара Дюдо ; Проектирование и разработка двигателя Renault V10 начались как минимум за год до того, как Honda начала разработку своего двигателя V10, во многом из-за кратковременного ухода Renault из Формулы-1 в качестве поставщика двигателей в конце сезона 1986 года. Обновленный и доработанный FW12C показал свой потенциал на открывающем сезон Гран-при Бразилии. Патрезе квалифицировался вторым и лидировал в гонке со старта, что стало его 176-м стартом на Гран-при, что на тот момент было рекордом. Патрезе также установил самый быстрый круг в гонке, прежде чем сошел с дистанции перед боксами из-за сломанного гармонического балансира.
За это время машина одержала свою единственную победу, когда Тьерри Бутсен (заменивший Мэнселла в команде) одержал свою первую победу на Гран-при Канады, пострадавшем от дождя , а Патрез финишировал вторым, и это был первый результат Уильямса 1–2 после мексиканского Гран-при 1987 года. Гран При . [ 10 ] Патрезе, который провел свой лучший сезон на сегодняшний день после того, как занял 2-е место подряд в Мексике , Финиксе и Канаде, а затем 3-е место во Франции , также завоевал единственную поул-позицию автомобиля на Гран-при Венгрии . Затем он уверенно лидировал в гонке до 54-го круга, когда из-за дыры в радиаторе машина перегрелась и вылетела из гонки. [ 11 ]
Ко времени Гран-при Италии в Монце стало очевидно, что предел возможностей FW12C был достигнут: команда начала отставать как от McLaren с их двигателем Honda V10, так и от Ferrari с их двигателем V12 , но при этом была Постоянно бросая вызов Benetton , и Cosworth построил Ford V8, которым они пользовались исключительно. Уильямс, который решил продолжить использовать эту машину, предпочитая получить ее преемника, FW13 , прямо перед своим гоночным дебютом, после Италии, где Бутсен финишировал третьим, а Патрезе четвертым, решил, что FW12C будет снят с производства и представлена новая машина. для Португалии . Основная причина позднего появления FW13 заключалась в том, что она изначально была разработана для системы активной подвески Williams , и ее пришлось перепроектировать и протестировать с нормальной или «пассивной» подвеской, и Патрик Хед решил прежде устранить ошибки. дебют автомобиля. Затем Патрезе предпочел вернуться на FW12C на Гран-при Испании , заняв 5-е место в последней гонке Формулы-1 для этой машины.
Чемпион мира 1976 года Джеймс Хант тестировал FW12C как прелюдию к потенциальному возвращению. В декабре 1989 года он прошел секретные тесты на трассе Поль Рикар и установил соревновательное время, но в конце концов решил не возвращаться в кабину и остался на BBC TV в 1990 году. [ 12 ]
В целом, автомобили Williams FW12 и FW12C с двигателями Джадда и Renault одержали 1 победу, 1 поул, 2 самых быстрых круга и 9 финишей на подиуме в своих 29 гонках.
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Водитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Оч. | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1988 | Кэнон Уильямс Команда | Уильямс FW12 | Джадд резюме V8 нет данных |
Г | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 20 | 7-е место | |
Найджел Мэнселл | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | Верно | Верно | 2 | Верно | Верно | |||||||||
Мартин Брандл | 7 | ||||||||||||||||||||||
Жан-Луи Шлессер | 11 | ||||||||||||||||||||||
Риккардо Патрезе | Верно | 13 | 6 | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | 6 | Верно | 7 | Верно | 5 | 6 | 4 | |||||||
1989 | Кэнон Уильямс Команда | Уильямс FW12C | Рено РС1 V10 |
Г | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | олень | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 77* | 2-й | |
Тьерри Бутсен | Верно | 4 | 10 | Верно | 6 | 1 | Верно | 10 | Верно | 3 | 4 | 3 | |||||||||||
Риккардо Патрезе | 15 | Верно | 15 | 2 | 2 | 2 | 3 | Верно | 4 | Верно | Верно | 4 | 5 |
* 23 очка в 1989 году набрано на Williams FW13.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Двигатель Джадд • СТАТС F1» . Statsf1.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Двигатель Renault • СТАТС F1» . Statsf1.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Хейхо, Дэвид; Коллингс, Дэвид (2006). Справочник Гран-при . Хейнс. стр. 300–318. ISBN 1-84425-223-Х .
- ^ «Williams FW08C Cosworth 1983 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 13 августа 2020 г.
- ^ «Уильямс-Джадд» . F1since81.wordpress.com . 24 ноября 2016 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ Сильвестро, Брайан (26 марта 2018 г.). «Краткая история самого звучащего двигателя V8 в автоспорте» . Дорога и трасса . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Золотой Гран-при: магия Мэнселла в Сильверстоуне» . Autosport.com . 7 июля 2011 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Жан-Луи Шлессер • Информация о карьере и характере | База данных автоспорта» . Motorsportmagazine.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Уильямс FW12» . Wi77iams.com . 14 июня 2018 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «CJIQ — Выпуск 2 — Кофе с Тьерри Бутсеном» . Corporate-jet-investor.instantmagazine.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Рено Williams FW12C 1989 года — изображения, характеристики и информация» . Ultimatecarpage.com . Проверено 13 ноября 2021 г.
- ^ «Возвращение Джеймса Ханта, которого так и не произошло» . Unracedf1.com . 5 мая 2019 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
