двигатель V6
Двигатель V6 — это шестицилиндровый поршневой двигатель , цилиндры которого имеют общий коленчатый вал и расположены в V-образной конфигурации .
Первые двигатели V6 были разработаны и произведены независимо компаниями Marmon Motor Car Company , Deutz Gasmotoren Fabrik и Delahaye . Двигатели, построенные после Второй мировой войны, включают двигатель Lancia V6 1950 года для Lancia Aurelia , [1] и двигатель Buick V6 в 1962 году для Buick Special . Компоновка V6 стала самой распространенной компоновкой шестицилиндровых автомобильных двигателей.
Дизайн
[ редактировать ]Из-за своей небольшой длины двигатели V6 часто используются в качестве более крупного варианта двигателя для автомобилей, которые в противном случае производятся с рядными четырехцилиндровыми двигателями, особенно в автомобилях с поперечным расположением двигателя . Обратной стороной роскошных автомобилей является то, что двигатели V6 производят больше вибраций, чем рядные шестицилиндровые двигатели . В некоторых спортивных автомобилях, таких как Porsche 911, используются оппозитные шестицилиндровые двигатели вместо двигателей V6 из-за почти идеального баланса основного двигателя и более низкого центра тяжести (что улучшает управляемость ).
Объем современных двигателей V6 обычно составляет от 2,5 до 4,0 л (от 153 до 244 куб. Дюймов), хотя были произведены образцы большего и меньшего размера, такие как Mazda V6 объемом 1,8 л (110 куб. Дюймов) , использовавшаяся в Mazda MX 1991–1998 годов. -3 , [2] объемом 1,6 л (98 куб. Дюймов), или двигатель Mitsubishi V6 использовавшийся в Mirage / Lancer 1992–1998 годов , в то время как самым большим бензиновым двигателем V6 был 7,8-литровый (476 куб. Дюймов) GMC V6, использовавшийся в GMC C/K серии 6500 1962 года .
Баланс и плавность
[ редактировать ]Все двигатели V6 с четным интервалом между зажиганиями - независимо от угла V между рядами цилиндров - подвержены первичному дисбалансу, вызванному тем, что каждый ряд состоит из трехрядного двигателя , из-за нечетного количества цилиндров в каждом ряду. Рядные и оппозитные шестицилиндровые двигатели не испытывают такого дисбаланса. Чтобы уменьшить вибрации, вызванные этим дисбалансом, в большинстве двигателей V6 используется демпфер гармоник на коленчатом валу и/или уравновешивающий вал, вращающийся в противоположных направлениях .
Шестицилиндровые конструкции имеют меньшую пульсацию мощности, чем четырехцилиндровые двигатели, из-за перекрытия рабочих тактов шестицилиндрового двигателя. В четырехцилиндровом четырехтактном двигателе в любой момент времени только один поршень находится в рабочем такте. Каждый поршень полностью останавливается и меняет направление перед тем, как следующий начнет свой рабочий ход, что приводит к разрыву между рабочими тактами, особенно на более низких оборотах двигателя (об/мин). В шестицилиндровом двигателе с равномерным интервалом зажигания следующий поршень начинает свой рабочий ход на 60° раньше, чем заканчивается предыдущий, что приводит к более плавной передаче мощности на маховик.
Сравнивая двигатели на динамометрическом стенде, двигатель V6 показывает мгновенные пики крутящего момента на 154% выше среднего крутящего момента и спады на 139% ниже среднего крутящего момента с небольшим отрицательным крутящим моментом (реверсированием крутящего момента двигателя) между рабочими тактами. В случае четырехцилиндрового двигателя пиковые значения примерно на 270 % выше среднего крутящего момента и на 210 % ниже среднего, при этом между тактами передается 100 % отрицательный крутящий момент. Однако двигатель V6 с неравномерными интервалами зажигания 90° и 150° демонстрирует большие колебания крутящего момента: на 185 % выше и на 172 % ниже среднего крутящего момента. [3]
Углы наклона цилиндров
[ редактировать ]от 10 до 15 градусов
[ редактировать ]С 1991 года Volkswagen выпускает узкоугольные двигатели VR6 с углами V-образного сечения 10,5 и 15 градусов. В этих двигателях используется одна головка блока цилиндров, общая для обоих рядов цилиндров, по конструкции аналогичная двигателю Lancia V4 1922–1976 годов . Двигатели VR6 использовались в с поперечным расположением двигателя переднеприводных автомобилях , которые изначально были предназначены для рядных четырехцилиндровых двигателей. Благодаря минимальной дополнительной длине и ширине двигателя VR6 его можно было относительно легко установить в моторном отсеке, чтобы обеспечить увеличение рабочего объема на 50 процентов.
Поскольку в V между рядами цилиндров нет места для системы впуска, все впускные отверстия находятся на одной стороне двигателя, а все выхлопные - на другой. Он использует порядок зажигания 1-5-3-6-2-4 (это порядок зажигания, используемый большинством рядных шестицилиндровых двигателей), а не обычный порядок зажигания V6 1-2-3-4-5-. 6 или 1-6-5-4-3-2.
60 градусов
[ редактировать ]Угол V-образного сечения 60 градусов является оптимальной конфигурацией для двигателей V6 с точки зрения баланса двигателя. [4] Когда для каждого цилиндра используются отдельные шатунные шейки (т. е. при использовании шестиходового коленчатого вала), можно использовать равномерный интервал зажигания 120 градусов. Этот интервал воспламенения кратен углу V-образного угла 60 градусов, поэтому силы сгорания можно сбалансировать за счет использования соответствующего порядка воспламенения .
Однако рядный трехцилиндровый двигатель, образующий каждый ряд цилиндров, создает несбалансированные вращательные и возвратно-поступательные силы. Эти силы остаются несбалансированными во всех двигателях V6, что часто приводит к использованию балансировочного вала для снижения вибрации.
Двигатель Lancia V6 1950 года был новаторским в использовании шестиходового коленчатого вала для снижения вибрации. В более поздних конструкциях часто используется трехходовой коленчатый вал с «летающими рычагами» между шатунными шейками, что обеспечивает равномерный интервал зажигания в 120 градусов. Тогда можно использовать пару противовесов на коленчатом валу, чтобы практически полностью нейтрализовать первичные силы. [5] : 16 и снизить вторичные вибрации до приемлемого уровня. [5] : 13–16 Опоры двигателя могут быть спроектированы таким образом, чтобы поглощать эти оставшиеся вибрации. [5] : 40–41
Угол V-образного сечения 60 градусов приводит к более узкому двигателю в целом, чем двигатели V6 с большими углами V-образного сечения. Этот угол часто приводит к тому, что общий размер двигателя имеет форму куба. [ нужна ссылка ] что облегчает установку двигателя в моторном отсеке как продольно, так и поперечно.
90 градусов
[ редактировать ]Многие производители, особенно американские, построили двигатели V6 с углом наклона V 90 градусов на основе существующих двигателей V8 с углом наклона 90 градусов. Такие конфигурации было легко спроектировать, сняв два цилиндра и заменив четырехходовой коленчатый вал двигателя V8 трехходовым коленчатым валом. Это снизило затраты на проектирование, позволило новому V6 использовать общие компоненты с двигателем V8, а иногда позволяло производителям создавать двигатели V6 и V8 на одной производственной линии.
Недостатком конструкции с углом развала 90 градусов является более широкий двигатель, который более подвержен вибрации, чем двигатель V6 с углом развала 60 градусов. Первоначальные двигатели V6 с углом поворота 90 градусов (например, двигатель Buick Fireball V6 ) имели три общих шатуна, расположенных под углом 120 градусов друг от друга, поскольку они произошли от двигателей V8. Это привело к неравномерному порядку зажигания: половина цилиндров использовала интервал зажигания 90 градусов, а другая половина - интервал 150 градусов. Неравномерность интервалов между стрельбами приводила к неровной работе двигателей с «неприятными» вибрациями на низких оборотах.
Некоторые современные двигатели V6 с углом поворота 90 градусов снижают вибрацию, используя разъемные шатуны, смещенные на 30 градусов между поршневыми парами, что создает равномерный интервал зажигания в 120 градусов для всех цилиндров. [4] Например, двигатель Buick 231 V6 с «равномерным зажиганием» 1977 года представлял собой модернизированную версию двигателя Buick Fireball с коленчатым валом с разъемным стержнем для снижения вибрации за счет достижения равномерного порядка зажигания. [5] : 16 [7] Такая «разрезная» шатунная шейка слабее прямой, но современные металлургические технологии позволяют производить коленчатый вал достаточно прочный.
Уравновешивающий вал и/или противовесы коленчатого вала можно использовать для снижения вибрации в двигателях V6 с углом поворота 90 градусов. [5] : 14–44
120 градусов
[ редактировать ]На первый взгляд, 120 градусов могут показаться оптимальным углом V-образного угла для двигателя V6, поскольку пары поршней в чередующихся рядах могут иметь общие шатунные шейки в трехходовом коленчатом валу, а силы сгорания уравновешиваются интервалом зажигания, равным угол между рядами цилиндров. Конфигурация с углом 120 градусов, в отличие от конфигураций с углом 60 или 90 градусов, не требует, чтобы коленчатые валы с летающими рычагами, разрезные шатунные шейки или семь коренных подшипников работали равномерно. Однако первичный дисбаланс, вызванный нечетным количеством цилиндров в каждом ряду, все еще сохраняется в двигателе V6 с развалом 120 градусов. Это отличается от идеального баланса, достигаемого двигателем V8 с углом поворота 90 градусов и обычно используемым коленчатым валом с поперечной плоскостью , поскольку рядный четырехцилиндровый двигатель в каждом ряду двигателя V8 не имеет этого основного дисбаланса.
Конструкция под углом 120 градусов также приводит к большей ширине двигателя, который лишь немного уже, чем у оппозитного шестицилиндрового двигателя (который не имеет проблем с балансировкой двигателя V6). Таким образом, оппозитный шестицилиндровый двигатель использовался в различных автомобилях, тогда как использование 120-градусного двигателя V6 было ограничено несколькими двигателями грузовиков и гоночных автомобилей, за исключением двигателя McLaren Automotive M630 V6, в котором используется угол наклона 120 градусов. угол с одним уравновешивающим валом для устранения всех первичных пар. Двигатель McLaren M630 также использует преимущества широкого угла поворота за счет размещения турбокомпрессоров внутри V-образной формы, обычно называемой «горячей V-образной» конфигурацией. Ferrari 296 GTB — первый дорожный автомобиль Ferrari с турбонаддувом V6 с углом развала цилиндров 120 градусов.
Другие ракурсы
[ редактировать ]Возможны и другие двигатели V6 с углом наклона, но они могут страдать от серьезных проблем с вибрацией, если они не спроектированы очень тщательно. Известные V-образные углы включают:
- 45 градусов — ЭМД 567 и ЭМД 645 тепловозные, судовые и стационарные дизели . Эти двигатели были основаны на двигателях V8 и V16, в которых также использовался угол наклона V 45 градусов.
- 54 градуса — General Motors 1994–2004 гг., 54 градуса автомобильный двигатель . Немного меньший, чем обычно, угол V-образного сечения был использован для уменьшения ширины двигателя, что позволило использовать его в небольших переднеприводных автомобилях с поперечным расположением двигателя.
- 65 градусов — Ferrari Dino автомобильный двигатель 1956-1975 годов. Угол поворота был увеличен по сравнению с распространённым в то время углом в 60 градусов, чтобы можно было использовать карбюраторы большего размера (для потенциально более высокой мощности при гоночной настройке). Шатуны со смещением 55 градусов внутри каждой пары цилиндров использовались для достижения равномерного интервала зажигания двигателя V6 с углом 60 градусов. , выпущенном в 2009 году, В автомобильном двигателе Nissan-Renault V9X также использовался угол крена 65 градусов, чтобы турбокомпрессор мог разместиться между рядами цилиндров.
- 72 градуса — Mercedes-Benz OM642 BlueTEC дизельный двигатель . В этом двигателе шатунные шейки смещены на 48 градусов для достижения равномерного интервала зажигания.
- 75 градусов — двигатель Isuzu V 1992–2004 годов, используемый в Isuzu Rodeo и Isuzu Trooper . Эти двигатели производились как в версиях SOHC, так и в версиях DOHC. Двигатель V6 с углом развала 75 градусов также используется в Honda NSX 2016–2022 годов .
- 80 градусов — Honda RA168-E двигатель 1988 года выпуска, используемый в гоночном автомобиле McLaren MP4/4 Формулы-1.
Использование в автомобилях
[ редактировать ]В 1906 году, через несколько лет после появления 4-цилиндровых двигателей и двигателей V8, был построен первый известный двигатель V6. Этот двигатель V6 представлял собой единственный прототип автомобильного двигателя, построенный компанией Marmon Motor Car Company в США. [8] Двигатель не дошёл до производства. Аналогичным образом, единственный прототип двигателя был произведен компанией Buick в 1918 году. [9] : 77–78
В 1910 году Delahaye выпустила первый 3,2-литровый двигатель V6 с расположением цилиндров 30°, который был установлен в автомобиле Delahaye Type 44 1911 года. [10] [11]
Двигатель Lancia V6 был представлен в Lancia Aurelia 1950 года . Lancia производила двигатели V4 около 30 лет, и одной из ключевых целей было снижение вибраций по сравнению с двигателем V4. В двигателе V6 использовался угол наклона V-образной формы 60 градусов и шесть шатунов, что приводило к равномерному порядку зажигания для уменьшения вибраций. [12] [ нужна страница ]
Другие производители обратили внимание, и вскоре были разработаны другие двигатели V6. В 1959 году двигатель GMC V6 был представлен в виде 60-градусного бензинового двигателя объемом 305 куб. Дюймов (5 л), используемого в пикапах и грузовых автомобилях . Двигатель Buick V6 был представлен в 1962 году и был основан на цельносплавном Buick 215 V8 , который имел угол крена 90 ° , но, в отличие от Buick V8, использовал цельнолитую чугунную конструкцию. Первоначально это был двигатель с неравномерным запуском, но позже компания Buick изменила конструкцию коленчатого вала на конфигурацию с «разъемным штифтом», чтобы создать версию с «равномерным запуском». После того, как в 1990 году он стал моделью 3800 V6, двигатель приобрел репутацию надежной, мощной и экономичной рабочей лошадки, которая стала основой среднеразмерных и полноразмерных автомобилей GM с передним приводом. Его производство было прекращено в 2008 году. Было построено более 25 миллионов единиц, что сделало его одним из самых производимых двигателей в истории, и он вошел в список 10 лучших двигателей 20-го века по версии Ward.
Ford представил свои двигатели для европейских дорожных автомобилей в 1965 году: двигатель V6 немецкого подразделения Cologne и двигатель Ford Essex V6 , представленный подразделением Ford в Соединенном Королевстве в 1966 году; оба двигателя использовали V-образный угол 60 градусов. 1967 года Dino 206 GT был первым дорожным автомобилем Ferrari с двигателем V6, угол наклона которого составлял 65 градусов.
1979–2005 годов Двигатель Alfa Romeo V6 был представлен в роскошном седане Alfa Romeo Alfa 6 , а затем использовался во многих других моделях Alfa Romeo. В этом двигателе использовался V-образный угол наклона 60 градусов, полностью алюминиевая конструкция и два клапана на цилиндр. Версия с турбонаддувом была представлена в 1991 году, а версия с четырьмя клапанами на цилиндр - в 1997 году. Также в 1970 году был представлен Citroën SM grand Tourer с 90-градусным двигателем V6 производства Maserati. Двигатель Chevrolet 90° V6 был представлен в 1978 году и производился 36 лет.
Первым серийно выпускаемым японским двигателем V6 был двигатель Nissan VG , конструкция с углом наклона 60 градусов, который производился с 1983 по 2004 год. Двигатель Honda C был представлен в 1985 году, за ним последовал двигатель Mitsubishi 6G7 и двигатель Mazda J в 1986 году. двигатель Toyota VZ в 1988 году и двигатель Isuzu V в 1992 году. Hyundai представила первый южнокорейский двигатель Hyundai Sigma , основанный на технологии, позаимствованной у подразделения Mitsubishi в 1995 году.
Немецкие автопроизводители относительно медленно внедряли двигатели V6, поскольку инженеры считали, что им не хватает плавности хода рядного шестицилиндрового двигателя. В конце концов, первым немецким двигателем V6 стал 2,8-литровый 90 ° V6, который был запущен в Audi 100 1990 года , и узкоугольный VR6 , который был представлен в линейке среднеразмерных и спортивных автомобилей Volkswagen в 1990-х годах. В 1998 году Mercedes-Benz представил M112 , свой первый двигатель V6, в то время как BMW продолжала использовать рядные шестицилиндровые двигатели. Mercedes-Benz прекратил выпуск двигателей V6 в 2017 году и с тех пор вернулся к производству рядных шестицилиндровых двигателей.
Первым британским двигателем V6 независимой разработки стал двигатель Rover KV6 , пришедший на смену двигателю Honda C , ранее использовавшемуся в Rover 800 . на базе Ford Jaguar использовал двигатель AJ-V6 до 2011 года в своих небольших автомобилях, но также использовал версию V6 двигателя с углом поворота 90 ° AJ-V8 с Land Rover для использования в XE, XF, XJ, F-Type и F. -Шаг. Land Rover использовал его в Range Rover, Range Rover Sport, Range Rover Velar и Discovery 4.
Двигатель V6 90 ° был снят с производства в 2020 году, и Jaguar Land Rover заменил его новым двигателем Ingenium , который имеет рядный 6-цилиндровый вариант для более крупных автомобилей и внедорожников JLR.
К середине 1990-х годов компоновка V6 была наиболее распространенной конфигурацией шестицилиндровых автомобильных двигателей, причем двигатели V6 заменили большую часть рядных шестицилиндровых двигателей. Сегодня в автомобильной промышленности он постепенно заменяется 4-цилиндровыми двигателями с турбонаддувом, которые могут производить аналогичную мощность, но в меньшем корпусе, производят более чистые выбросы, имеют лучшую экономию топлива и менее дороги в производстве.
Автогонки
[ редактировать ]Lancia Aurelia (первый серийный автомобиль с двигателем V6) также добилась успеха в автогонках. Четыре купе Aurelia B20 участвовали в гонке Mille Miglia 1951 года , причем автомобили, занявшие лучшие места, заняли второе и четвертое места. [13] [14] Тюнингованная версия двигателя Lancia V6 объемом 3102 куб. См (189 куб. Дюймов) мощностью 169 кВт (230 л.с.) использовалась в Lancia D24 . D24 участвовал в гонках спортивных автомобилей и выиграл Carrera Panamericana Хуана Мануэля Фанхио . 1953 года под управлением [15] [16]
Первоначальная версия двигателя Ferrari Dino представляла собой гоночный двигатель объемом 1,5 л (92 куб. Дюйма), который использовался в гонках Формулы-2 в сезоне 1957 года. Он имел угол V-образного сечения 65 градусов и два верхних распределительных вала. Dino V6 претерпел несколько изменений, включая версию объемом 2,4 л (146 куб. Дюймов), использовавшуюся в гоночном автомобиле Ferrari 246 Formula One 1958 года. [17] [18] Несколько лет спустя автомобиль Ferrari 156 Формулы-1 1961–1964 годов использовал новый двигатель V6 с углом V-образного сечения 120 градусов и рабочим объемом 1,5 л (92 куб. Дюйма). [19] Этот двигатель был короче и легче двигателя Ferrari Dino, а простота и низкий центр тяжести двигателя давали преимущество в гонках. он выиграл большое количество гонок В период с 1961 по 1964 год . Однако основатель Ferrari лично не любил компоновку 120 градусов, предпочитая компоновку 65 градусов, и после этого ее заменили другие двигатели. [20] : 138–141 Двигатель Dino также использовался в Lancia Stratos , весьма успешном раллийном автомобиле, выигравшем чемпионат мира по ралли в 1974, 1975 и 1976 годах.
Заметным примером использования двигателя Alfa Romeo V6 в гонках стал Alfa Romeo 155 V6 TI , разработанный для сезона DTM 1993 года и оснащенный двигателем объемом 2,5 л (150 куб. Дюймов), обеспечивающим пиковую мощность 360 кВт (490 л.с.) при 11 900 об / мин. .
Renault -Gordini CH1 представлял собой двигатель V6 с углом поворота 90 градусов и железным блоком цилиндров. Он был представлен в Alpine-Renault A440 гоночном спортивном автомобиле 1973 года. Этот двигатель выиграл чемпионат Европы по прототипам 2-литровых двигателей в 1974 году и несколько чемпионатов Европы по Формуле-2 . Версия с турбонаддувом объемом 2,0 л (122 куб. Дюймов) использовалась в Renault Alpine A442 , выигравшем 24 часа Ле-Мана в 1978 году.
Версия двигателя Renault-Gordini CH1 объемом 1,5 л (92 куб. Дюйма) с турбонаддувом была представлена в автомобиле Renault RS01 Формулы-1 1977 года. Renault боролась с проблемами надежности в 1977 и 1978 годах; однако в сезоне 1979 года в нескольких гонках были достигнуты хорошие результаты. В 1981 году на болиде Формулы-1 Ferrari 126C использовался двигатель V6 с турбонаддувом. [21] Ferrari выиграла чемпионат конструкторов Формулы-1 с двигателями V6 с турбонаддувом в 1982 и 1983 годах. В первоначальных версиях использовался угол V-образного сечения 120 градусов, а затем был переключен на угол V-образного сечения 90 градусов для гоночного автомобиля Ferrari F1/87 1987 года . Другими успешными автомобилями Формулы-1 с турбонаддувом V6 в эпоху 1982-1988 годов были McLaren MP4/2 , McLaren MP4/3 , McLaren MP4/4 , Williams FW10 , Williams FW11 , Williams FW12 , Lotus 95T , Lotus 97T , Lotus 98T , Lotus . 99Т и Лотус 100Т .
Nissan GTP ZX-Turbo и Nissan NPT-90 соревновались в категории прототипов спортивных автомобилей IMSA с 1985 по 1994 год и использовали двигатель V6 с турбонаддувом, основанный на двигателе серийного автомобиля Nissan VG30ET. [22] [23] Nissan 300ZX использовал аналогичный двигатель для участия во Всеяпонском чемпионате Grand Touring Car Championship 1996–1997 годов (теперь известном как чемпионат Super GT). [24] [25]
Переход на двигатели V6 в гонках на открытых транспортных средствах стал более распространенным:
- Серия IndyCar перешла на двигатели V6 с турбонаддувом в 2012 году.
- Серия GP3 перешла на безнаддувные двигатели V6 в 2013 году.
- Чемпионат мира Формулы-1 перешел на гибридные двигатели V6 с турбонаддувом в 2014 году.
- Чемпионат FIA Формулы 2 (ранее известный как серия GP2) перешел на двигатели V6 с турбонаддувом в 2018 году.
- Чемпионат FIA Formula 3 (созданный в результате слияния серии GP3 и чемпионата Европы FIA Formula 3) с 2019 года начал использовать безнаддувные двигатели V6.
Использование в морских судах и железнодорожных двигателях.
[ редактировать ]Двигатели V6 являются популярными силовыми установками для средних и больших подвесных моторов . [ нужна ссылка ]
Первый двигатель V6, запущенный в производство, был построен с 1908 по 1913 год на заводе Deutz Gasmotoren Fabrik в Германии. Эти двигатели V6 использовались в качестве генератора для бензиново-электрических железнодорожных двигателей. [26]
Использование в мотоциклах
[ редактировать ]Laverda V6 — гоночный мотоцикл, представленный на выставке в Милане в 1977 году. [27] Он участвовал в 24-часовой гонке на выносливость Bol d'Or 1978 года , однако примерно через 8 часов сошел с дистанции из-за механических проблем. [28]
Horex производит дорожные мотоциклы с двигателями VR6 с 2012 года. [29] [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лянча купе и кабриолеты» . ritzsite.net . Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ Херриотт, Ричард (22 августа 2014 г.). «Двигатели: менее пройденная дорога» . Побуждение писать . Проверено 30 декабря 2019 г.
- ^ Кейн, Джек (2006). Крутящая мощность поршневых двигателей . Технология авиационных двигателей . ЭПИ, Инк.
- ^ Jump up to: а б «Физика: углы расположения цилиндров двигателя» . www.caranddriver.com . 14 января 2011 года . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Нанни, MJ (2007). Технологии легких и тяжелых транспортных средств (4-е изд.). Баттерворт-Хайнеманн. ISBN 978-0-7506-8037-0 .
- ^ «1998 Rover 75 2.0 KV6 технические характеристики, экономия топлива, выбросы, размеры 79673» . www.carfolio.com . Проверено 21 декабря 2019 г.
- ^ «Странная история о Buick Special, Buick-Rover V8 и 3800 V6» . www.ateupwithmotor.com . 9 апреля 2008 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Автомобиль Marmon 1902–1908, часть 1, и компания Nordyke and Marmon Co» . www.american-automobiles.com . Проверено 17 декабря 2019 г.
- ^ Боргесон, Гриффит (1998). Золотой век американских гоночных автомобилей (2-е изд.). Общество инженеров автомобильной промышленности. ISBN 0-7680-0023-8 .
- ^ 6-12-10. Салон 1910 года. [Двигатель Delahaye] 6 цилиндров [цилиндры] 18/24 л.с.: [фото для прессы] , Agence Rol, 6 декабря 2010 г. , получено 8 августа 2023 г.
{{citation}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Халл, Питер. «Делахай: знаменитый на дорогах и гоночных трассах», Уорд, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 5, стр.523.
- ^ Голдберг, Джеффри (2014). Lancia и De Virgilio: в центре Финикс, Аризона: Издательство Дэвида Булла. ISBN 978-1935007258 .
- ^ «1951 экс-Милле Милья, экс-Ле-Ман, Lancia Aurelia B20GT» . www.thornleykelham.com
- ^ «Милле Милья – 1951» . www.grandprixhistory.org . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Лянча Д24» . www.petergiddings.com . Проверено 25 декабря 2019 г.
- ^ «Чемпионат мира по спортивным автомобилям FIA 1953 года» . www.wsrp.ic.cz. Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года.
- ^ «Феррари 246 Ф1» . www.f1technical.net . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ «Двигатели Феррари» . www.allf1.info . Архивировано из оригинала 31 мая 2018 года.
- ^ «Феррари Дино 156» . www.f1technical.net . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ Людвигсен, Карл (2001). Классические гоночные двигатели . Издательство Хейнс. ISBN 978-1-85960-649-0 .
- ^ «Феррари 126СК» . www.f1technical.net . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ «Nissan 300ZX IMSA 1989–1994 годов — изображения, характеристики и информация» . www.ultimatecarpage.com . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «IMSA 300ZX Стива Миллена и сезон мечты 1994 года» . www.autoweek.com . 11 ноября 2014 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «ЯГТК 1996» . www.classicscars.com . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «ЯГТК 1997» . www.classicscars.com . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Мачусс, Конрад (1921). История завода газовых двигателей Deutz . Берлин.
- ^ «1977 Лаверда V6» . www.motorcycleclassics.com . Проверено 14 декабря 2019 г.
- ^ «Лаверда V6» . www.silodrome.com . 27 августа 2013 года . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Хорекс ВР6» . www.roadandtrack.com . 24 мая 2013 года . Проверено 19 ноября 2019 г.
- ^ «Horex VR6 Raw — это двухколесный монстр V6» . www.rideapart.com . Проверено 19 ноября 2019 г.