Jump to content

Коленчатый вал

Коленчатый вал (красный), поршни (серый), цилиндры (синий) и маховик (черный).

Коленчатый вал — это механический компонент, используемый в поршневом двигателе для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное движение . Коленчатый вал представляет собой вращающийся вал, содержащий одну или несколько шатунных шеек . [1] которые приводятся в движение поршнями через шатуны . [2]

Шатуны также называются шатунными шейками , и они вращаются внутри «большого конца» шатунов.

Большинство современных коленчатых валов расположены в блоке двигателя . Они изготавливаются из стали или чугуна с использованием процесса ковки , литья или механической обработки .

Коленчатый вал, поршни и шатуны типичного двигателя внутреннего сгорания.
Коленчатые валы судовых двигателей 1942 г.

Коленчатый вал расположен внутри блока двигателя и удерживается на месте с помощью коренных подшипников , которые позволяют коленчатому валу вращаться внутри блока. [3] Движение каждого поршня вверх-вниз передается на коленчатый вал через шатуны . [4] К одному концу коленчатого вала часто прикрепляют маховик , чтобы сгладить передачу мощности и уменьшить вибрацию. [5]

Коленчатый вал подвергается огромным нагрузкам, в некоторых случаях превышающим 8,6 тонны (19 000 фунтов) на цилиндр. [6] Коленчатые валы одноцилиндровых двигателей обычно имеют более простую конструкцию, чем коленчатые валы многоцилиндровых двигателей.

Подшипники

[ редактировать ]

Коленчатый вал способен вращаться в блоке двигателя благодаря «коренным подшипникам». Поскольку коленчатый вал подвергается воздействию больших горизонтальных и скручивающих сил со стороны каждого цилиндра, эти коренные подшипники расположены в различных точках коленчатого вала, а не только по одному на каждом конце. [7] Количество коренных подшипников определяется исходя из общего коэффициента нагрузки и максимальной частоты вращения двигателя. В коленчатых валах дизельных двигателей часто используются коренные подшипники между каждым цилиндром и на обоих концах коленчатого вала из-за высоких сил сгорания. [8]

Изгиб коленчатого вала стал одним из факторов, двигателями V8 приведших к замене рядных восьмицилиндровых двигателей в 1950-х годах ; длинные коленчатые валы последнего пострадали от неприемлемой деформации, когда конструкторы двигателей начали использовать более высокие степени сжатия и более высокие обороты двигателя (об/мин). [9]

Ход поршня

[ редактировать ]

Расстояние между осью шатунных шеек и осью коленчатого вала определяет длину хода двигателя. [1]

Большинство современных автомобильных двигателей относятся к двигателям с квадратным ходом или короткоходным ходом. [ нужна ссылка ] при этом ход поршня меньше диаметра цилиндра . Распространенным способом увеличения крутящего момента двигателя на низких оборотах является увеличение хода поршня, что иногда называют «поглаживанием» двигателя. Исторически сложилось так, что компромиссом в пользу длинноходного двигателя был более низкий предел оборотов и повышенная вибрация на высоких оборотах из-за увеличенной скорости поршня. [10]

Конфигурации в поперечной и плоской плоскостях

[ редактировать ]

двигателя При проектировании двигателя конфигурация коленчатого вала тесно связана с порядком зажигания . [11] [12]

В большинстве серийных двигателей V8 (таких как двигатель Ford Modular и двигатель General Motors LS ) используется кривошип, расположенный в поперечной плоскости , при этом ходы кривошипа расположены на расстоянии 90 градусов друг от друга. [13] Однако некоторые высокопроизводительные двигатели V8 (например, Ferrari 488 ) [14] [15] вместо этого используйте плоский кривошип , при котором ходы расположены на расстоянии 180 ° друг от друга, что по сути приводит к тому, что два рядных четырехцилиндровых двигателя используют общий картер. Плоские двигатели обычно способны работать на более высоких оборотах, однако они имеют более высокие вибрации второго порядка. [16] поэтому они лучше подходят для двигателей гоночных автомобилей. [17]

Баланс двигателя

[ редактировать ]

Для некоторых двигателей необходимо предусмотреть противовесы возвратно-поступательной массы поршня, шатунов и коленчатого вала, чтобы улучшить балансировку двигателя . [18] [19] Эти противовесы обычно отлиты как часть коленчатого вала, но иногда они крепятся болтами. [ нужна ссылка ]

Летающие руки

[ редактировать ]
Летающий рычаг (звено в форме бумеранга между первой и второй шатунами ) на коленчатом валу)

В некоторых двигателях коленчатый вал содержит прямые связи между соседними шатунными шейками без обычного промежуточного коренного подшипника. Эти звенья называются летающими руками . [20] : 16, 41  Такое расположение иногда используется в V6 и двигателях V8 , чтобы обеспечить равномерный интервал зажигания при использовании разных углов V и уменьшить количество необходимых коренных подшипников. Обратной стороной летающих рычагов является снижение жесткости коленчатого вала, что может вызвать проблемы при высоких оборотах или высокой мощности. [21]

Коленчатые валы встречного вращения

[ редактировать ]

В большинстве двигателей к каждому шатуну прикреплен один коленчатый вал, в результате чего угол шатуна меняется по мере движения поршня. Это изменение угла прижимает поршни к стенке цилиндра, что вызывает трение между поршнем и стенкой цилиндра. [22] Чтобы предотвратить это, некоторые ранние двигатели, такие как Lanchester Engine Company двухцилиндровые двигатели 1900–1904 годов, соединяли каждый поршень с двумя коленчатыми валами, которые вращались в противоположных направлениях. Такое расположение компенсирует боковые силы и снижает потребность в противовесах. Такая конструкция используется редко, однако аналогичный принцип применим и к балансировочным валам , которые используются изредка.

Строительство

[ редактировать ]

Кованые коленчатые валы

[ редактировать ]
Кованый коленчатый вал

Коленчатые валы можно создать из стального прутка методом валковой ковки . Сегодня производители отдают предпочтение использованию кованых коленчатых валов из-за их меньшего веса, более компактных размеров и лучшего демпфирования. Для кованых коленчатых валов ванадием в основном применяют микролегированные стали, так как эти стали после достижения высокой прочности могут охлаждаться на воздухе без дополнительной термической обработки, за исключением поверхностной закалки поверхностей подшипников. Низкое содержание легирования также делает материал дешевле, чем высоколегированные стали. Углеродистые стали также требуют дополнительной термической обработки для достижения желаемых свойств.

Литые коленчатые валы

[ редактировать ]

Другой метод изготовления — отливка коленчатого вала из пластичного материала. Чугунные коленчатые валы сегодня в основном используются в более дешевых серийных двигателях, где нагрузки ниже.

Обработанные коленчатые валы

[ редактировать ]

Коленчатые валы также могут быть изготовлены из заготовки , часто из прутка высококачественной стали, переплавленной в вакууме . Хотя поток волокон (локальные неоднородности химического состава материала, возникающие во время литья) не повторяет форму коленчатого вала (что нежелательно), это обычно не является проблемой, поскольку можно использовать стали более высокого качества, которые обычно трудно поддаются ковке. использовал. Эти коленчатые валы, как правило, очень дороги в расчете на единицу из-за большого количества материала, который необходимо удалить на токарных и фрезерных станках, высокой стоимости материала и необходимости дополнительной термической обработки. Однако, поскольку не требуется дорогостоящих инструментов, этот метод производства позволяет производить небольшие партии без высоких первоначальных затрат.

Керны — это разновидность рукоятки с ручным управлением. [23] [24]

Самые ранние ручные шатуны появились в Китае во времена династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Их использовали для намотки шелка, прядения конопли, для сельскохозяйственных веялок , в просеивающих машинах с водяным приводом, в металлургических сильфонах с гидравлическим приводом и в колодезных лебедках . [25] Вращающийся вентилятор значительно повысил эффективность отделения зерна от шелухи и стеблей. [26] [27] Однако потенциал кривошипа по преобразованию кругового движения в возвратно-поступательное движение, похоже, никогда не был полностью реализован в Китае, и кривошип обычно отсутствовал в таких машинах до начала 20-го века. [28]

Римская кривошипная рукоятка, ок. 250 г. н.э.

Кривошип в виде эксцентрично установленной ручки роторной ручной мельницы V века до нашей эры появился в кельтиберийской Испании и в конечном итоге распространился по всей Римской империи . [29] [23] [24] Римская железная рукоятка, датируемая II веком нашей эры, была раскопана в Августе-Раурике , Швейцария . [30] [31] мельница с кривошипным приводом Римская датируется концом II века. [32]

Лесопилка Иераполя в Малой Азии (3 век), машина, сочетающая кривошип с шатуном. [33]

Свидетельства существования кривошипа в сочетании с шатуном появляются на мельнице в Иераполисе , датируемой III веком; они также встречаются на каменных лесопилках в Римской Сирии и Эфесе, датируемых VI веком. [33] мельницы На фронтоне в Иераполисе изображено водяное колесо, питаемое мельничной обоймой , приводящее в движение через зубчатую передачу две рамные пилы , которые разрезали блоки с помощью каких-то шатунов и кривошипов. [34] Кривошипно-шатунные механизмы двух других лесопилок, подтвержденных археологическими раскопками, работали без зубчатой ​​передачи. [35] [36] Водяные пилы по мрамору в Германии были упомянуты поэтом конца IV века Авзонием ; [33] Примерно в то же время на эти типы мельниц, по-видимому, указывает и Григорий Нисский из Анатолии . [37] [33] [38]

Вращающийся точильный камень [39] управляемый кривошипной ручкой, показан в каролингском манускрипте Утрехтского Псалтири ; рисунок пером около 830 г. восходит к позднеантичному оригиналу. [40] Шатуны, используемые для вращения колес, также изображены или описаны в различных произведениях, датируемых десятым-тринадцатым веками. [39] [41]

Первые изображения сложной рукоятки плотничьей скобы появляются между 1420 и 1430 годами в произведениях искусства Северной Европы. [42] Быстрое внедрение составного кривошипа можно проследить в работах неизвестного немецкого инженера, писавшего о состоянии военной техники во время гуситских войн: сначала вновь появился шатун, примененный к кривошипам; во-вторых, двухсоставные кривошипы также стали оснащаться шатунами; и, в-третьих, для этих шатунов использовался маховик, чтобы преодолеть «мертвую точку». [43] Эта концепция была значительно усовершенствована итальянским инженером и писателем Роберто Валтурио в 1463 году, который сконструировал лодку с пятью комплектами, в которой все параллельные кривошипы соединены с единым источником энергии одним шатуном. Эту идею также подхватил его соотечественник. Итальянский художник Франческо ди Джорджо . [44]

Рукоятка стала обычным явлением в Европе к началу 15 века, как видно из работ военного инженера Конрада Кайзера (1366 – после 1405). [45] [46] Кайзера, Устройства, изображенные в «Беллифортисе» включают коленчатые лебедки для навешивания осадных арбалетов, изогнутую цепь ведер для подъема воды и рукоятки, прикрепленные к колесу колоколов. [46] Кейзер также оснастил винты Архимеда для подъема воды кривошипной рукояткой - нововведение, которое впоследствии заменило древнюю практику работы с трубой путем проступания. [47]

Пизанелло нарисовал поршневой насос, приводимый в движение водяным колесом и приводимый в действие двумя простыми кривошипами и двумя шатунами. [43]

Лодка с гребным колесом XV века.

В 15 веке также появились коленчатые реечные устройства, называемые кранкинами, которые прикреплялись к прикладу арбалета как средство приложения еще большей силы при размахе метательного оружия. [48] В текстильной промышленности были внедрены коленчатые катушки для намотки мотков пряжи. [46]

Итальянский врач Гвидо да Виджевано ( ок. 1280 – ок. 1349–1349 ), планируя новый крестовый поход, сделал иллюстрации гребного судна и военных повозок, которые приводились в движение составными кривошипами и зубчатыми колесами, приводившимися в движение вручную. [49] идентифицирован как ранний прототип коленчатого вала Линн Таунсенд Уайт . [50] В Псалтири Латтрелла , датируемой примерно 1340 годом, описывается точильный камень, который вращался с помощью двух кривошипов, по одному на каждом конце оси; Ручная мельница с редуктором, приводившаяся в действие одним или двумя кривошипами, появилась позже, в 15 веке. [46]

Водяной насос 1661 года работы Георга Андреаса Бёклера

Около 1480 года раннесредневековый вращающийся точильный камень был усовершенствован с помощью ножного и кривошипно-шатунного механизма. Шатуны, установленные на тележках, впервые появляются на немецкой гравюре 1589 года. [51] Коленчатые валы были описаны также Леонардо да Винчи (1452–1519). [52] и голландский фермер и владелец ветряной мельницы по имени Корнелис Корнелис ван Уитгест в 1592 году. Его ветряная лесопилка использовала коленчатый вал для преобразования кругового движения ветряной мельницы в возвратно-поступательное движение, приводящее в действие пилу. Корнелисзон получил патент на свой коленчатый вал в 1597 году.

Начиная с XVI века, свидетельства использования кривошипов и шатунов, интегрированных в конструкцию машин, становятся многочисленными в технологических трактатах того периода: Агостино Рамелли в книге «Разнообразные и искусственные машины 1588 года» изображены восемнадцать примеров, и это число увеличивается в Theatrum Machinarum Novum. Георга Андреаса Бёклера на 45 различных машинах. [53] В начале 20 века шатуны раньше были обычным явлением на некоторых машинах; например, почти все фонографы до 1930-х годов приводились в действие часовыми двигателями, заводившимися с помощью кривошипов. В поршневых двигателях с возвратно-поступательным движением используются кривошипы для преобразования линейного движения поршня во вращательное движение. Двигатели внутреннего сгорания начала 20-го века в автомобилях обычно запускались с помощью ручных рукояток, до того как электростартеры стали широко использоваться.

Западная Азия

[ редактировать ]

Неручной кривошип встречается в нескольких гидравлических устройствах, описанных братьями Бану Муса в их «Книге изобретательных устройств» 9-го века . [54] Эти автоматически управляемые кривошипы встречаются в нескольких устройствах, два из которых имеют действие, приближенное к действию коленчатого вала. Однако автоматический кривошип, описанный Бану Муса, не позволял бы совершить полное вращение, и потребовалась лишь небольшая модификация, чтобы превратить его в коленчатый вал. [55]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Как работает коленчатый вал – Все подробности» . Как работает автомобиль . Проверено 27 августа 2022 г.
  2. ^ «Определение КОЛЕНВАЛА» . Словарь Мерриам-Вебстера .
  3. ^ «Коленчатый вал: детали, функции, типы, схемы и многое другое» . Пост инженеров . 27 мая 2021 г. Проверено 1 сентября 2022 г.
  4. ^ МакКьюн, Колорадо; Вебер, Джорджия (1 января 2001 г.). «Материалы для автомобильных двигателей» . Энциклопедия материалов: наука и технологии . Эльзевир. стр. 426–434. Бибкод : 2001emst.book..426M . дои : 10.1016/B0-08-043152-6/00086-3 . ISBN  9780080431529 . Проверено 1 сентября 2022 г.
  5. ^ «Как работает маховик? Объяснено простыми словами» . Автомобиль из Японии . 13 июня 2018 года . Проверено 1 сентября 2022 г.
  6. ^ «Как создавать гоночные двигатели: руководство по коленчатым валам» . www.musclecardiy.com . 5 апреля 2015 года . Проверено 27 октября 2019 г.
  7. ^ «Плоские кривошипы, часть 2 — Расчет вторичных сил коленчатого вала» . EngineLabs . 20 января 2022 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  8. ^ Босх, Роберт (2004). Автомобильный справочник . Роберт Бош. п. 465. ИСБН  978-0-8376-1243-0 . Проверено 28 августа 2022 г.
  9. ^ «Краткая история рядного восьмицилиндрового двигателя - Кэрол Нэш» . Кэрол Нэш Великобритания . Проверено 28 августа 2022 г.
  10. ^ «Все, что вам нужно знать о строкерных двигателях и комплектах» . ТоркКарс . 22 декабря 2020 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  11. ^ «Какой порядок стрельбы лучше всего?» . EngineLabs . 25 апреля 2017 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  12. ^ «Эволюция конструкции коленчатого вала» . сайт enginehistory.org . Проверено 30 августа 2022 г.
  13. ^ «Плоские коленчатые валы и перекрестные коленчатые валы» . OnAllCylinders . 15 января 2015 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  14. ^ «Ferrari 488 Spider, дебютирующий во Франкфурте, быстрее нового Lamborghini с откидным верхом во всех отношениях» . Автонеделя . 15 сентября 2015 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  15. ^ «Ferrari 488 Spider 2016 года: потеря крыши не ставит под угрозу волшебство» . Дорога и трек . 15 октября 2015 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  16. ^ «Разница между поперечными и плоскими кривошипами» . МоторТренд . 15 июня 2022 г. Проверено 30 августа 2022 г.
  17. ^ «Как плоский кривошип превращает маслкары в экзотику» . КарБузз . 8 апреля 2016 года . Проверено 30 августа 2022 г.
  18. ^ «Коэффициенты балансировки коленчатого вала» . Коленчатый вал Огайо . Проверено 31 августа 2022 г.
  19. ^ «Нахождение баланса (Часть 1): Основы балансировки коленчатого вала» . OnAllCylinders . 17 марта 2016 г. Проверено 31 августа 2022 г.
  20. ^ Нанни, Малкольм Дж. (2007). Технологии легких и тяжелых транспортных средств (4-е изд.). Эльзевир Баттерворт-Хайнеманн. ISBN  978-0-7506-8037-0 .
  21. ^ «Направляющая коленчатого вала: плоская или поперечная плоскость и облегченные коленчатые валы» . ТоркКарс . 30 июня 2015 года . Проверено 31 августа 2022 г.
  22. ^ Андерссон Б.С. (1991), Взгляд компании на трибологию транспортных средств. В: 18-й симпозиум Лидс-Лион (редакторы Д. Доусон, К.М. Тейлор и М.Годе), Лион, Франция, 3–6 сентября 1991 г. , Нью-Йорк: Elsevier, стр. 503–506.
  23. ^ Jump up to: а б Ритти, Греве и Кессенер 2007 , с. 159
  24. ^ Jump up to: а б Лукас 2005 , с. 5, сн. 9
  25. ^ Нидхэм 1986 , стр. 118–119.
  26. ^ Баптистский мир, Эмили; Чеккарелли, Марк; Другое — Хавьер Эчаварри; Санс, Хосе Луис Муньос (2010). Краткая иллюстрированная история машин и механизмов . Спрингер (опубликовано 12 мая 2010 г.). п. 19. ISBN  978-9048125111 .
  27. ^ Дюбуа, Джордж (2014). Понимание Китая: опасные обиды . Траффорд по запросу. ISBN  978-1490745077 .
  28. ^ Уайт 1962 , с. 104: Тем не менее, исследователь китайской технологии начала двадцатого века отмечает, что даже поколение назад китайцы «не достигли той стадии, когда непрерывное вращательное движение заменяется возвратно-поступательным движением в таких технических устройствах, как дрель, токарный станок, пила и т. д. Чтобы сделать этот шаг, необходимо знакомство с рукояткой. Рукоятку в ее простой рудиментарной форме мы находим в [современной] китайской лебедке, использование которой, однако, по-видимому, не дало импульса для изменения возвратно-поступательного движения в круговое в других устройствах». В Китае кривошип был известен, но оставался бездействующим в течение по крайней мере девятнадцати столетий, а его взрывной потенциал для прикладной механики оставался непризнанным и неиспользованным.
  29. ^ Франкель 2003 , стр. 17–19.
  30. ^ Шиолер 2009 , стр. 113f.
  31. ^ Лаур-Беларт 1988 , стр. 51–52, 56, рис. 42
  32. ^ Вольперт 1997 , стр. 195, 199.
  33. ^ Jump up to: а б с д Ритти, Греве и Кессенер 2007 , с. 161: Из-за находок в Эфесе и Герасе изобретение системы кривошипа и шатуна пришлось перенести с 13 на 6 век; теперь рельеф Иераполя возвращает его еще на три столетия назад, что подтверждает, что каменные лесопилки с водяным приводом действительно использовались, когда Авзоний писал свою «Мозеллу».
  34. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 139–141.
  35. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 149–153.
  36. ^ Мангарц 2010 , с. 579ф.
  37. ^ Уилсон 2002 , с. 16
  38. ^ Ритти, Греве и Кессенер 2007 , стр. 156, сн. 74
  39. ^ Jump up to: а б Уайт 1962 , с. 110
  40. ^ Hägermann & Schneider 1997 , стр. 425f.
  41. ^ Нидхэм 1986 , стр. 112–113.
  42. ^ Уайт 1962 , с. 112
  43. ^ Jump up to: а б Уайт 1962 , с. 113
  44. ^ Уайт 1962 , с. 114
  45. ^ Нидхэм 1986 , с. 113.
  46. ^ Jump up to: а б с д Уайт 1962 , с. 111
  47. ^ Уайт 1962 , стр. 105, 111, 168.
  48. ^ Холл 1979 , стр. 74f.
  49. ^ Холл 1979 , с. 80
  50. ^ Таунсенд Уайт, Линн (1978). Средневековая религия и технологии: Сборник очерков . Издательство Калифорнийского университета. п. 335. ИСБН  9780520035669 .
  51. ^ Уайт 1962 , с. 167
  52. ^ Ахмад И. Хасан . Система кривошипно-шатунов в машине непрерывного вращения .
  53. ^ Уайт 1962 , с. 172
  54. ^ АФЛ Бистон, М.Дж.Л. Янг, Дж.Д. Лэтэм, Роберт Бертрам Серджант (1990), Кембриджская история арабской литературы , издательство Кембриджского университета , стр. 266, ISBN  0-521-32763-6 {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  55. ^ Бану Муса (1979), Книга гениальных устройств (Китаб аль-Хиял) , Springer Publishing, стр. 23–4, ISBN  90-277-0833-9

Источники

[ редактировать ]
  • Франкель, Рафаэль (2003), «Олинфская мельница, ее происхождение и распространение: типология и распространение», Американский журнал археологии , 107 (1): 1–21, doi : 10.3764/aja.107.1.1 , S2CID   192167193
  • Хагерманн, Дитер; Шнайдер, Хельмут (1997), История технологий Пропилеи. Земледелие и ремесла, 750 г. до н.э. до 1000 г. н. э. (2-е изд.), Берлин, ISBN  3-549-05632-Х {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Холл, Берт С. (1979), Технологические иллюстрации так называемых «анонимных гуситских войн». Codex Latinus Monacensis 197, Часть 1 , Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг, ISBN  3-920153-93-6
  • Лаур-Беларт, Рудольф (1988), Путеводитель по Августе Раурике (5-е изд.), Август {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Лукас, Адам Роберт (2005), «Промышленное измельчение в древнем и средневековом мире. Обзор свидетельств промышленной революции в средневековой Европе», Technology and Culture , 46 (1): 1–30, doi : 10.1353/tech .2005.0026 , S2CID   109564224
  • Мангарц, Фриц (2010), Византийская каменная пила из Эфеса. Строительные находки, реконструкция, архитектурные детали , Монографии РГЗМ, вып. 86, Майнц: Центральный римско-германский музей, ISBN  978-3-88467-149-8
  • Нидэм, Джозеф (1986), Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии: Часть 2, Машиностроение , Cambridge University Press, ISBN  0-521-05803-1
  • Нанни, Малкольм Дж. (2007), Технологии легких и тяжелых транспортных средств (4-е изд.), Elsevier Butterworth-Heinemann, ISBN  978-0-7506-8037-0
  • Ритти, Туллия; Греве, Клаус; Кессенер, Пол (2007), «Рельеф каменной лесопилки с водяным приводом на саркофаге в Иераполисе и его последствия», Журнал римской археологии , 20 : 138–163, doi : 10.1017/S1047759400005341 , S2CID   161937987
  • Шиолер, Торкильд (2009), «Коленчатый вал Августа и римская каменная лесопилка», Helvetia Archaeologica , vol. 40, № 159/160, стр. 113–124.
  • Вольперт, Ханс-Петер (1997), «Римская кривошипная мельница из Ашхайма, район Мюнхена», отчет о сохранении баварских археологических памятников , 38 : 193–199, ISBN  3-7749-2903-3
  • Уайт, Линн младший (1962), Средневековые технологии и социальные изменения , Оксфорд: в Clarendon Press
  • Уилсон, Эндрю (2002), «Машины, энергетика и древняя экономика», Журнал римских исследований , том. 92, стр. 1–32.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af5a3d28f7c4d1fa2baf1c718c8f8722__1717427160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/22/af5a3d28f7c4d1fa2baf1c718c8f8722.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Crankshaft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)