Сезон Формулы-1 1961 года.

Сезон Формулы-1 1961 года — 15-й сезон , проводимый FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя 12-й чемпионат мира среди пилотов , 4-й Международный кубок производителей Формулы-1 и многочисленные гонки Формулы-1, не относящиеся к чемпионату. Чемпионат мира разыгрывался в восьми гонках с 14 мая по 8 октября 1961 года.
Фил Хилл , выступающий за Ferrari, выиграл свой первый и единственный чемпионат пилотов после того, как его товарищ по команде и соперник Вольфганг фон Трипс погиб во время Гран-при Италии , предпоследней гонки сезона. [1] Хилл был первым чемпионом американского происхождения (и пока единственным, поскольку 1978 года чемпион Марио Андретти родился в Италии ). Ferrari выиграла свой первый чемпионат производителей. [2]
Новые правила разрешают использовать только безнаддувные двигатели с максимальным объемом 1500 куб.см (92 куб.дюйма). [3] эффективно приняв правила для двигателей Формулы-2 , которые применялись с 1957 по 1960 год . Английские , поскольку об изменении стало известно лишь незадолго до начала команды пригрозили бойкотом сезона, но протесты утихли. [4] Хотя Энцо Феррари тоже был против, производитель поступил правильно, спроектировав свой первый автомобиль со средним расположением двигателя , легендарный 156 «Sharknose», и выиграл пять из восьми гонок чемпионата. [5]
Помимо Вольфганга фон Трипса, в этом году погибли еще два гонщика Формулы-1: итальянец Джулио Кабьянка во время тестов на автодроме Модены и британец Шейн Саммерс во время внечемпионатского турнира Silver City Trophy .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1961 года . Все команды соревновались на шинах Dunlop .
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]

- Porsche дебютировали в полном сезоне, выступив на двух машинах под управлением Джо Боннье и Дэна Герни .
- Оба они выступали за BRM , поэтому британцы подписали Тони Брукса в качестве партнера будущего чемпиона Грэма Хилла . В предыдущие годы BRM производила собственные двигатели, но не была готова к изменениям правил в этом году, поэтому купила установку Coventry Climax . Это был тот же движок, который Team Lotus и Cooper , но результаты были вполне приемлемыми. использовали
- Джон Сёртиз перешёл из рабочей группы Lotus в личный кабинет Рега Парнелла, чтобы занять место Брукса. Lotus не заменила Surtees и сократила свою деятельность до двух автомобилей.
- И Aston Martin , и Vanwall участвовали только в одной гонке в 1960 году и прекратили свою деятельность в Формуле-1 до этого года.
- Maserati отозвала свою заводскую команду после 1958 года , но частные команды все еще использовали свое легендарное шасси 250F с 1948 года. Однако с этого года Maserati будет поставлять только двигатели.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Lotus Пилот Иннес Айрлэнд получил тяжелую травму на Гран-при Монако , поэтому Тревор Тейлор заменил его во время Гран-при Голландии . Тейлор будет нанят вместо Ирландии на сезон 1962 года .
- После травмы в аварии на прошлогоднем Гран-при Монако пилот Клифф BRP Эллисон снова был доставлен в больницу после тренировки перед Гран-при Бельгии . Он сломал оба колена и таз, когда его машина вылетела с трассы и перевернулась в поле. [7] Его место заняли Люсьен Бьянки и Мастен Грегори . Их товарищ по команде Генри Тейлор попал в серьёзную аварию на Гран-при Великобритании , после чего отказался от гонок на одноместных автомобилях и занялся ралли . [8] Его заменил Оливье Жендебьен .
- Ferrari Пилот Вольфганг фон Трипс столкнулся с Джимом Кларком во время Гран-при Италии . Его машина вылетела с трассы, в результате чего он погиб, а пятнадцать зрителей погибли. [9] [10] [11] [12] Феррари сняла команду с финальной гонки календаря, но всё равно выиграла оба чемпионата.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 14 мая |
2 | ![]() | Трасса Зандворт , Зандворт | 22 мая |
3 | ![]() | Трасса Спа-Франкоршам , Ставло | 18 июня |
4 | ![]() | Реймс-Гё , Гё | 2 июля |
5 | ![]() | Автодром Эйнтри , Мерсисайд | 15 июля |
6 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 6 августа |
7 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 10 сентября |
8 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 8 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Первоначально Гран -при Марокко планировалось провести 29 октября как финал сезона, но его отменили третий год подряд по финансовым причинам. [13]
- Гран -при Аргентины был исключен из календаря после того, как число аргентинских болельщиков сократилось из-за ухода Хуана Мануэля Фанхио в 1958 году и Хосе Фройлана Гонсалеса в 1960 году , а также нестабильной ситуации в правительстве (после изгнания тогдашнего президента Аргентины Хуана Перона в 1955 году). вызвало опасения по поводу безопасности.
- Гран -при Португалии исключили из календаря.
- Гран -при Великобритании был перенесен из Сильверстоуна в Эйнтри в соответствии с соглашением о совместном проведении соревнований между двумя трассами.
- Гран -при Германии вернулся на Нюрбургринг после того, как этап 1959 года проводился на трассе AVUS , а этап 1960 года проводился как гонка Формулы-2 . [14]
- За шесть недель до гонки было решено, что Гран-при США перенесется с гоночной трассы Riverside International Raceway в Уоткинс-Глен из-за отсутствия зрителей и выплаты призовых денег организаторами последнего. [15]
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]Формула-1 фактически приняла правила для двигателей Формулы-2 , которые применялись с 1957 по 1960 год , уменьшив максимальный объем двигателя до 1500 куб.см (92 куб.дюйма) и разрешив использовать только двигатели без наддува . Более того: [3] [5] [16] [17] [18]
- Минимальная емкость была установлена на уровне 1300 куб. См (79 куб. Дюймов).
- Первоначально минимальный вес был установлен на уровне 500 кг (1100 фунтов), но позже был снижен до 450 кг (990 фунтов).
- Запрещалось доливать в машину смазочные материалы ( масло или воду ) во время гонки;
- Колеса не могли быть закрыты кузовом.
Правила безопасности
[ редактировать ]Многочисленные технические инновации стали обязательными с точки зрения безопасности: [5] [17] [18]
- Поперечные дуги , которые должны были быть шире плеч водителя, но не могли выступать выше или дальше головы водителя;
- Автоматические стартеры, которыми может управлять водитель , сидя за рулем ;
- Главный электрический выключатель в качестве меры пожарной безопасности;
- Двойная тормозная система с независимой работой на передних колесах, поэтому в случае выхода из строя тормоза передние тормоза все равно будут тормозить автомобиль;
- Крепления для ремней безопасности (хотя ношение ремня оставалось необязательным);
- Горловины топливных баков не могли выступать из панелей кузова и должны были быть достаточно широкими, чтобы воздух мог выходить во время заправки.
Спортивный регламент
[ редактировать ]Количество чемпионских очков, присуждаемых победителю гонки, было увеличено до девяти. [17] [18] [19]
Обзор сезона
[ редактировать ]Предсезонные гонки вне чемпионата
[ редактировать ]Прежде чем сезон Формулы-1 1961 года должен был стартовать в Монако в середине мая, по всей Европе было проведено множество гонок, не относящихся к чемпионату. Первым был Lombank Trophy , совместная гонка Формулы-1 и Межконтинентальной Формулы , на быстрой 4,7-мильной трассе Снеттертон в восточной Англии. Большинство лучших гонщиков того времени, такие как Стирлинг Мосс , Джим Кларк , Грэм Хилл , Фил Хилл и Вольфганг фон Трипс, находились в Соединенных Штатах, участвуя в престижной гонке спортивных автомобилей «12 часов Себринга» . два ведущих гонщика — Джон Сёртиз и действующий чемпион Джек Брэбэм Тем не менее, присутствовали . Брэбэм выиграл гонку на Intercontinental Cooper, а Сёртиз финишировал третьим, первым из участников Формулы-1.
Неделю спустя был проведен Glover Trophy на скоростной трассе Гудвуда на юге Англии, где Сёртиз выиграл на частном автомобиле Cooper, опередив Грэма Хилла на заводском BRM , товарища по команде Сёртиса Роя Сальвадори на Cooper и Мосса на Робе Уокере . вошёл в Лотус . В тот же день Гран-при По на юго-западе Франции выиграл Кларк за рулем заводского Lotus. Шесть дней спустя Гран-при Брюсселя в Хейзель-парке выиграл Брэбэм на заводском Cooper. Через семь дней после этого Мосс выиграл Гран-при Вены в Австрии, проходивший на аэродроме Асперн в Вене. Шесть дней спустя, в пятницу, Aintree 200 в Ливерпуле Brabham выиграл гонку во влажных условиях, а три дня спустя престижный Гран-при Сиракуз на Сицилии выиграл Джанкарло Багетти на Ferrari – его первая гонка в Формуле-1.
Гонка 1: Монако
[ редактировать ]Сезон Формулы-1 1961 года официально начался только в мае, через восемь дней после гонки BRDC в Англии. На тренировке Кларк сильно разбил свой Lotus на первом повороте, и беды Lotus продолжились, когда Иннес Айрленд разбился в туннеле во время последней сессии, разбив его машину и сломав ногу. Мосс занял поул на своем Lotus Роба Уокера, а Гинтера Ричи Ferrari и Lotus Кларка делили первый ряд. Грэм и Фил Хилл делили второй ряд. Этот конкретный Гран-при Монако оказался классическим, с одним из величайших результатов вождения в истории Формулы-1 Стирлинга Мосса на частном Lotus против трех Ferrari с гораздо большей мощностью, но худшей управляемостью, чем у Lotus. [20] [21]
На старте Гинтер опередил Кларка и Мосса, но вскоре Кларку пришлось выйти на пит-стоп из-за проблем с топливным насосом, поэтому Джо Боннье и Дэн Герни заняли третье и четвертое места на своих Porsche . На 14-м круге и Мосс, и Боннье смогли обогнать Гинтера, а 10 кругов спустя Фил Хилл обогнал и Гинтера, и Боннье и стал вторым, но у него не было никакой возможности догнать Мосса, который участвовал в одной из величайших гонок в истории. его блестящая карьера. [20] [21] На средней дистанции Гинтер сопротивлялся, обогнав Хилла и погнавшись за Моссом, сократив отставание всего до трех секунд. Мосс ответил, всю дорогу ехав на пределе возможностей, и в конце концов выиграл гонку. Хилл финишировал третьим, а Вольфганг фон Трипс занял четвертое место, несмотря на аварию на последнем круге.
19- й Гран-при Неаполя на юге Италии, проходивший в тот же день, что и Гран-при Монако, на трассе в парке Посиллипо , выиграл Багетти, выигравший две гонки Формулы-1 с двух стартов.
Гонка 2: Нидерланды
[ редактировать ]Между Монако и Гран-при Нидерландов прошло всего восемь дней. Голландская гонка проходила на трассе Зандворт, расположенной среди небольших песчаных дюн рядом с популярным пляжем в 20 милях к западу от Амстердама. Травмированного Иннеса Айрлэнда в Team Lotus заменил Тревор Тейлор , но в остальном поле было таким же, как и в Монако: местный герой Карел Годен де Бофорт ехал на одном из Porsche, на котором выехал его Ecurie Maarsbergen . Ferrari монополизировала первый ряд стартовой решетки: Фил Хилл занял поул, опередив фон Трипса и Гинтера, а Уокер Лотус Мосса и BRM Грэма Хилла разделили второй ряд.
На старте фон Трипс лидировал, Грэм Хилл на заводском BRM и Фил Хилл следовали за ним. Вскоре Грэм Хилл начал отступать, быстро отставая от Фила Хилла и Кларка, которые прорвались через поле из четвертого ряда и финишировали четвертыми в конце первого круга. Кларк продолжил борьбу за второе место с Ferrari, и они несколько раз менялись местами, прежде чем Фил Хилл наконец заявил о себе. Дальше Грэм Хилл сражался с Моссом и Гинтером, но именно фон Трипс выходил вперед на протяжении большей части гонки и выигрывал ее. Однако на последнем круге Гинтер промахнулся, когда его дроссельная заслонка застряла в открытом положении, и Мосс смог занять четвертое место.
Гран -при Нидерландов 1961 года занимает примечательное место в истории Формулы-1: каждый стартовавший финишировал в гонке, и никто не выехал в боксы. С тех пор такая надежность никогда не была достигнута, что еще более примечательно тем фактом, что автомобили Формулы-1 были далеки от надежных машин во время гонок.
Лондонский трофей проводился на короткой, узкой и извилистой трассе Кристал Пэлас в Лондоне на следующий день после Гран-при Нидерландов, и его выиграл Сальвадори за рулем Yeoman Credit Cooper, в то время как еще одна английская гонка, Silver City Trophy на холмистой и Извилистая трасса Брэндс-Хэтч неподалеку от Кристал Пэлас прошла во влажных условиях и была выиграна Моссом на Walker Lotus, но была омрачена смертью 24-летнего валлийца Шейна Саммерса на Cooper, который погиб почти мгновенно, когда развернулся на Сложный, анти-выпуклый изгиб Паддок-Хилл-Бенд врезался в бетонную стену возле входа в подземный туннель.
Гонка 3: Бельгия
[ редактировать ]Через год после травмирующего Гран-при Бельгии 1960 года команды Формулы-1 снова собрались на очень быстрой и пугающе сложной Спа-Франкоршам трассе общего пользования протяженностью 8,7 миль недалеко от Льежа с некоторыми изменениями по сравнению с Гран-при Нидерландов, состоявшимся тремя неделями ранее. Иннес Айрленд, сломавший ногу в Монако, вернулся в команду Team Lotus, у которой были новые Lotus 21 для Ирландии и Джима Кларка. У Ferrari был четвертый автомобиль, выкрашенный в бельгийский гоночный желтый цвет для Оливье Гендебьена , которым управляла компания Ecurie Nationale Belge , у которой также была пара шасси Emeryson для Люсьена Бьянки и Вилли Майресса . Оба они были повреждены на тренировке, и поэтому Бьянки и Майрес взяли на себя управление неквалифицированными Lotus 18 вместе с Тони Маршем и Вольфгангом Зайделем . У British Racing Partnership также были проблемы: только один Lotus 18 достался Клиффу Эллисону и Генри Тейлору . Команда решила, что в гонке будет участвовать самый быстрый гонщик, и в результате Эллисон ехал слишком быстро, сильно разбился в Бланшимоне, перевернул машину и получил серьезные травмы ноги, что положило конец его карьере в Формуле-1.
Фил Хилл занял поул вместе с фон Трипсом, а Гендебьен максимально использовал свой местный опыт и занял третье место, несмотря на то, что использовал менее мощный двигатель, чем заводские Ferrari. Ferrari Гинтера разделила второй ряд с Сёртизом в Реджа Парнелла Cooper- Climax .
Фил Хилл лидировал на старте, но затем его обогнал Гендебьен, а к ним присоединились фон Трипс и Гинтер. Четыре автомобиля Ferrari, хорошо подходящие для этой силовой схемы благодаря впечатляющим характеристикам своих 120-градусных двигателей V6, доминировали в гонке и гонке. лидерство менялось несколько раз, прежде чем Фил Хилл взял на себя инициативу у фон Трипса и Гинтера. Гендебьен был четвертым, что дало Ferrari прямой результат 1-2-3-4. Фил Хилл всю дорогу боролся с фон Трипсом, и Фил Хилл финишировал на 0,7 секунды впереди фон Трипса. Сёртиз был пятым, хотя в начале гонки ему пришлось сражаться с BRM Грэма Хилла, который в конечном итоге вышел из строя из-за неисправности электричества. Гурни финишировал шестым на своем Porsche.
Гонка 4: Франция
[ редактировать ]Через две недели после Гран-при Бельгии команды Формулы-1 собрались на очень быстрой и прямой трассе общего пользования Реймса на Гран-при Франции в стране Шампани. Поскольку французы не утруждали себя ограничительными приглашениями, это было большое количество автомобилей с множеством необычных каперов. У Ferrari была четвертая машина, окрашенная в цвета Итальянской автомобильной федерации и управляемая Багетти, который прибыл в Реймс непобежденным. Был новый De Tomaso-Osca, которым управляла Scuderia Serenissima для Джорджио Скарлатти, но он не был конкурентоспособным. Это был первый ряд, полностью состоявший из Ferrari: Фил Хилл на поуле уступил Вольфгангу Фон Трипсу и Ричи Гинтеру, а второй ряд разделили Стирлинг Мосс на его Робе Уокере Lotus 18 и Джим Кларк на одном из заводских Lotus 21.
Гоночный уик-энд прошел в чрезвычайно жарких условиях, и трасса начала разрушаться на двух шпильках. Температура окружающей среды в воскресенье/день гонки составляла 102°F (39°C), и гонка оказалась еще одной классической. Хилл лидировал с самого начала, а Гинтер и Фон Трипс преследовали его, но когда Гинтер развернул Мосс, он смог на некоторое время занять третье место, прежде чем американец восстановился. Еще дальше произошла захватывающая битва между семью автомобилями: двумя «Порше» Дэна Герни и Джо Боннье, заводскими «Лотосами» Кларка и Ирландии, BRM Грэма Хилла (Тони Брукс рано вылетел на другой машине из-за неисправности двигателя), Брюсом McLaren Cooper и четвертый Ferrari Багетти. В конце концов Гинтер обогнал Мосса и вернулся в бой из-за неисправности тормозов. Затем команда Ferrari пошатнулась. Фон Трипс, который вышел вперед по приказу команды, остановился из-за неисправности двигателя на 18-м круге. Хилл взял верх, но на 38-м круге развернулся и заглушил двигатель, снова присоединившись на круг позади. Гинтер лидировал всего три круга, прежде чем остановился из-за неисправности двигателя, и внезапно бурная борьба за четвертое место превратилась в борьбу за лидерство. Постепенно претенденты отошли, оставив Porsche Герни против Ferrari Багетти. Они менялись местами круг за кругом, и на последнем круге Багетти вырвался из потока Герни и обогнал американца за пару сотен ярдов до финиша. Таким образом, Багетти стал первым и на сегодняшний день единственным человеком, выигравшим свой первый чемпионат мира.
Гонка 5: Британия
[ редактировать ]Тринадцать дней спустя Гран-при Великобритании проводился на трассе Эйнтри в Ливерпуле, месте проведения Великих национальных скачек Англии. Поле в Эйнтри не сильно отличалось от того, что видели в Реймсе, хотя Роб Уокер управлял полноприводным Ferguson для Джека Фэйрмана, хотя во время тренировки им также управлял Стирлинг Мосс. Феррари снова было четыре, и к заводскому трио присоединился непобедимый Джанкарло Багетти. В квалификации Фил Хилл, Ричи Гинтер, Джо Боннье (Porsche) и Вольфганг Фон Трипс показали одинаковое время круга, а Мосс был рядом с Фон Трипсом во втором ряду на его Walker Lotus 18.
Гонка началась под проливным дождем: Фил Хилл, Фон Трипс и Гинтер вырвались вперед на старте, преследуемые Моссом и Боннье. Фон Трипс вышел вперед после семи кругов, обогнав Хилла. Мосс переместился на третье место, когда Гинтер в какой-то момент пробежал мимо, а затем сумел обойти Хилла и занять второе место. Он преследовал Фон Трипса, но так и не смог обойти его. Когда дождь прекратился, Мосс начал падать назад и сошел с дистанции из-за проблем с тормозами. Это позволило Феррари финишировать со счетом 1-2-3, а Фон Трипс одержал победу над Хиллом и Гинтером. Джек Брэбэм, Боннье и Рой Сальвадори (Рег Парнелл Купер) замыкают шестерку лучших. Непобедимый Багетти выбыл из строя в начале гонки. Мосс взял на себя управление Фергюсоном Фэрмана после того, как он завершил карьеру, но в конечном итоге был вызван в боксы и дисквалифицирован за то, что получил толчок к старту.
Гран-при Солитьюда в Германии прошел через неделю после Гран-при Великобритании на очень сложной и опасной семимильной трассе Солитьюд недалеко от Штутгарта, родного города Porsche и Mercedes-Benz. Эту гонку выиграла британка Иннес Айрленд на заводском Lotus.
Гонка 6: Германия
[ редактировать ]Гран-при Германии, проходивший на устрашающей, извилистой, очень опасной и чрезвычайно сложной 14,2-мильной трассе Нюрбургринга, впервые с 1958 года, показал огромное количество автомобилей, на котором присутствовали четыре машины Ferrari: Вольфганг фон Трипс, Фил Хилл и Ричи Гинтер. к нему присоединился Вилли Майрес, хотя в его машине у бельгийца был старый двигатель. Джек Брэбэм впервые установил на своем заводе Cooper новый двигатель Climax V8 FWMV, а у Porsche было четыре машины: Эдгар Барт присоединился к Джо Боннье, Дэну Герни и Хансу Херрманну. В квалификации Хилл показал замечательный круг - 8:55,2 - впервые кто-либо проехал Нордшляйфе менее чем за девять минут. На этот раз он был почти на шесть секунд быстрее, чем лучший результат Брэбэма, а Мосс был третьим по скорости на своем Робе Уокере Lotus 18. Боннье финишировал в первом ряду на своем Porsche. Во втором ряду фигурировали Фон Трипс, Грэм Хилл на своем BRM и Герни.
Гонка началась во влажных условиях, и Брэбэм вырвался вперед, но на первом круге разбился. Фил Хилл рванул вперед и вышел вперед, но Мосс обогнал американца прежде, чем они достигли финиша и начали второй круг. Мосс оставался впереди до конца гонки, в то время как Фон Трипс обогнал Хилла и занял второе место после долгой борьбы. Ближе к концу гонки пошел дождь, но Мосс так и не снял промежуточные шины, и это позволило Моссу увеличить свое преимущество и одержать великолепную победу на Lotus, который имел превосходную управляемость по сравнению с Ferrari, что очень важно на Нюрбургринге.
Был трехнедельный перерыв между Гран-при Германии и шведским Канонлоппетом, гонкой, не относящейся к чемпионату, под Стокгольмом, а через неделю после этого - Гран-при Дании в Роскилле недалеко от Копенгагена, а еще через неделю - Гран-при Модены недалеко от Феррари. штаб-квартира состоялась, и все три гонки выиграл Мосс на Walker Lotus.
Гонка 7: Италия
[ редактировать ]Предпоследняя гонка чемпионата мира 1961 года должна была стать противостоянием двух гонщиков Ferrari. Команда уже выиграла титул конструкторов, так что это была прямая борьба между Вольфгангом фон Трипсом и Филом Хиллом за титул пилотов, хотя у Мосса все еще был математический шанс на победу, если он выиграет обе гонки. Преимущество было у Вольфганга фон Трипса, у которого было 33 очка против 29 у Фила Хилла. На автодроме Монца недалеко от Милана у команды Ferrari появился новый рекрут: 19-летний мексиканец Рикардо Родригес взял на себя четвертую машину команды, а Джанкарло Багетти снова появился на трассе. частный Феррари. И снова Джек Брэбэм оказался единственным гонщиком с новым двигателем Climax V8. Стирлинг Мосс управлял своим обычным Lotus 18, но был им недоволен, и Иннес Ирландия предоставила ему заводской Lotus 21. Организаторы, желая дать преимущество команде Ferrari, решили снова использовать комбинированную овальную и шоссейную трассу, сделав эту Монцу самая быстрая трасса года. Эта трасса была бойкотирована британскими командами в прошлом году из-за ужасного качества чрезвычайно грубой и ухабистой бетонной насыпи, которая была настолько плохого качества и конструкции, что даже сильно влияла на структурную прочность и надежность трассы. автомобилей, особенно в отношении шасси и подвески, но британские команды уступили, и все они приняли участие в соревнованиях этого года. Как и ожидалось, мощные Ferrari были впечатляющими: Фон Трипс был на поуле, Родригес был вторым (став самым молодым гонщиком, когда-либо стартовавшим в Гран-при чемпионата мира), опередив Гинтера и Фила Хилла, а BRM Грэма Хилла делил третий ряд с Багетти.
Этот Гран-при Италии должен был быть омрачен одной из самых страшных трагедий в истории автоспорта и на долгие годы омрачил Гран-при Италии. На старте Филу Хиллу и Гинтеру удалось занять первое и второе места, за ними следовали Родригес, быстро стартующий Джим Кларк и Фон Трипс. Приближаясь к Параболике, две машины столкнулись. Кларк разбился, не получив травм, но «Феррари» пролетела через ограждение для зрителей, въехала на насыпь слева и перевернулась туда, где стояли зрители. Фон Трипса выбросило из машины, он приземлился на трассу, сломал себе шею и погиб вместе с 14 зрителями. Организаторы гонки решили не останавливать гонку, и команда Ferrari устроила демонстрацию до тех пор, пока Родригес, Багетти и Гинтер не остановились из-за механической неисправности. Это оставило Фила Хилла победителем. Что касается остальных, Брэбэм выбыл из строя из-за неисправности двигателя, а Сёртиз сошел с дистанции после того, как подбежал к Боннье, который замедлил свой Porsche на месте аварии Фон Трипса. Мосс вылетел со сломанным колесом, в результате чего Дэн Герни стал вторым за Porsche, а Брюс Макларен третьим за Купером. Джек Льюис провёл великолепную гонку на своём личном Cooper и финишировал четвёртым, опередив Тони Брукса (BRM) и Роя Сальвадори (Парнелл Купер). Фатальный уход фон Трипса означал, что Фил Хилл стал первым американцем, выигравшим чемпионат мира Формулы-1.
Гонка 8: США
[ редактировать ]Единственной гонкой чемпионата за пределами Европы в 1961 году был Гран-при США, который впервые проводился на 2,3-мильной трассе Уоткинс-Глен в северной части штата Нью-Йорк, спустя 4 недели после трагической итальянской гонки. Выиграв оба чемпионата мира, Феррари решила не беспокоиться о пересечении Атлантики, лишив Фила Хилла возможности участвовать в гонках в Глене. Не считая знаменитого Индианаполиса 500 , который проводился по совершенно другим правилам и больше не включался в календарь Гран-при с 1961 года, это был третий раз, когда Гран-при США проводился с момента начала международного чемпионата в 1950 году, с одним перерывом на трассе. Себринг во Флориде и Риверсайд в южной Калифорнии не добились никакого успеха. Уоткинс-Глен постоянно принимал Гран-при США вплоть до 1980 года.
И Джек Брэбэм, и Стирлинг Мосс в этом случае имели новый двигатель Climax V8, но после тренировки Мосс решил не участвовать в гонках на нем. К ним присоединился ряд местных звезд, в частности Хэп Шарп и Роджер Пенске в «Куперсе», а также Джим Холл и Кен Майлз в «Лотусах». Брэбэм занял поул-позицию вместе с Грэмом Хиллом, а Мосс делил второй ряд с Брюсом Маклареном на втором заводском Cooper.
Платная толпа в 28 000 человек (всего около 60 000) в воскресенье очень порадовала спонсоров и стала хорошим предзнаменованием для будущего гонки. На старте Брэбэм вывел поле из стартовой решетки в первый поворот, но еще до конца первого круга Мосс вырвался вперед. За этими двумя следовали Ирландия (с восьмого места), Хилл, Дэн Герни, Мастен Грегори и Макларен. На третьем круге McLaren поднялась на третье место, когда Ирландия в конце прямой развернулась на масле. «Я чуть не сошёл с дистанции», — сказал он. «Я вошел в водоворот, развернулся на 360 градусов, мимо проносились машины». Он выздоровел и продолжил игру одиннадцатым.
К 10-му кругу Ирландия уже вернулась на четвертое место, уступив Куперу из McLaren, а Мосс и Брэбэм продолжали отставать на секунду за круг, меняя лидерство взад и вперед. Примерно на трети дистанции, на 34-м круге, из двигателя Brabham V8 начала течь вода и он перегревался. С клубами дыма, появившимися из левой выхлопной трубы, Купер отъехал от Мосса и, наконец, въехал в боксы на 45-м круге. Набрав воду и вернувшись в гонку, Брэбэм проехал еще всего семь кругов, прежде чем сойти с дистанции.
Лидируя теперь с преимуществом более чем в 40 секунд, Мосс, казалось, был на пути к комфортной победе. Однако только он знал, что давление масла у него падает, и на 59-м круге темно-синий Lotus оторвался и внезапно сошёл с дистанции, передав лидерство Ирландии. Хилл шел прямо за шотландцем, преследуя его на протяжении 15 кругов, пока он тоже внезапно не вылетел на пит-лейн с оторвавшимся проводом магнето. Следующим претендентом стал Рой Сальвадори , который начал сокращать отрыв с 20 секунд до пяти за пять кругов до конца. Но это был день Ирландии. Когда до конца гонки оставалось чуть больше трех кругов, у Купера, приехавшего частным образом Сальвадори, взорвался двигатель, так же, как его товарища по команде Джона Сёртиса это сделала машина на первом круге.
Ирландия вернулась домой под развевающимся клетчатым флагом Текса Хопкинса, опередив американца Дэна Герни менее чем на пять секунд, а британец Тони Брукс финишировал на последнем Гран-при в своей карьере третьим. Это была эпохальная гонка: единственная победа в карьере Иннес Айрлэнд, первая победа команды Lotus и первый Гран-при Америки, который принес прибыль, обеспечив ее возвращение в 1962 году . К несчастью для Стирлинга Мосса, это была его последняя гонка на чемпионате мира, поскольку его карьера оборвалась из-за тяжелой аварии во время гонки Glover Trophy 1962 года в Гудвуде в апреле следующего года.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство.
Международный кубок производителей Формулы-1 учитывал очки только гонщика с лучшим результатом в каждой гонке, однако система начисления очков предыдущего сезона была сохранена, несмотря на изменения в системе чемпионата пилотов. Кроме того, как и в чемпионате пилотов, в зачет кубка засчитывались только пять лучших результатов.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 / 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [22] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
- Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- Курсивом обозначен самый быстрый круг.
- Жирным шрифтом обозначена поул-позиция.
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | Оч. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | (2) | 1 | 1 | 1 | 1 | (2) | 1 | ВД | 40 (52) |
2 | ![]() | 1 | 3 | 8 | 3 | 10 | 1 | 10 | 1 | 32 |
3 | ![]() | 5 | 10 | (6) | 2 | 5 | 7 | 2 | 2 | 22 (23) |
4 | ![]() | (6) | (6) | 5 | 5 | 4 | (5) | 3 | 4 | 14 (18) |
5 | ![]() | 13 | 8 | 13 | 6 | 9 | Верно | 5 | 3 | 7 |
— | ![]() | 7 | Верно | 13 | 12 | Верно | 8 | 0 | ||
— | ![]() | 15 | 0 | |||||||
— | ![]() | ДСК | 0 | |||||||
— | ![]() | Верно | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||
— | ![]() | ВД | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() | ВД | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() | DNQ | ВД | 0 | ||||||
— | ![]() | DNQ | 0 | |||||||
Поз. | Производитель | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | БЕЛ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | оч |
- Только пять лучших результатов засчитывались в чемпионство. Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1961 году состоялись и другие гонки Формулы-1, которые не засчитывались в чемпионат мира.
Розовый межконтинентальную фон обозначает гонку Формулы . Синий . фон обозначает совмещенную гонку Формулы-1 и Межконтинентальную Формулу
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1961 года» . Formula1.com . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1961 года» . Formula1.com . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Стивен де Гроот (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1960-1969» . F1Технический . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ «1961: ПЕРВОЕ ЗВАНИЕ КОНСТРУКТОРА F1» . Феррари.com . 20 сентября 2019 г. Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Грегор Грант (1 ноября 2020 г.). «Автоспорт 70: Когда изменения в правилах Формулы-1 вызвали опасения по поводу ее неизбежного упадка» . Автоспорт . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ раднор редививус (11 января 2006 г.). «Раднорианец: миссис Луиза Брайден-Браун» . Tredelyn.blogspot.com . Проверено 21 августа 2012 года .
- ↑ Sports Datelines , Los Angeles Times , 17 июня 1961 г., страница A5.
- ^ «Уведомление о смерти — Генри Тейлор» . Британский клуб автогонщиков. 30 октября 2013 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ «Отчет о гонке Гран-при Италии 1961 года: фон Трипс попал в аварию со смертельным исходом, а Хилл выиграл титул» . Мотоспорт . № 44. Октябрь 1961 года . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Альбинос Альбертини» . Мемориал автоспорта . 2005 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (9 сентября 2011 г.). «50 лет назад сегодня: худшая трагедия Формулы-1 в Монце» . Фанаты гонок . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ Уильямс, Ричард (5 сентября 2011 г.). «Когда автоспорт действительно был вопросом жизни и смерти» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ^ «Гран-при отменен» . Автоспорт . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 36.
- ^ Эдд Стро (5 февраля 2022 г.). «5 раз команды Формулы-1 правильно поняли новые правила» . Formula1.com . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Денис Дженкинсон. «Сезон гонок начинается» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Уайтлок, Марк (10 августа 2006 г.). Полуторалитровый гонщик Гран-при, 1961–65: малая мощность, высокие технологии . стр. 15, 34. ISBN. 9781845840167 . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Автомобильный год 1961–1962, стр. 116.
- ^ Jump up to: а б Остен, Филипп ван (18 мая 2015 г.). «Монако-1961 – самая блестящая поездка Мосса» . F1i.com . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «7 невероятных открытий сезона каждого десятилетия Формулы-1» . www.formula1.com . Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .