Джек Брэбэм
![]() Брэбэм в 1966 году, в год его последнего чемпионата мира. | |
Рожденный | Джон Артур Брэбэм 2 апреля 1926 г. Херствилл, Новый Южный Уэльс , Австралия |
---|---|
Умер | 19 мая 2014 г. Голд-Кост, Квинсленд , Австралия | (88 лет)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1955 – 1970 |
Команды | Купер , гоночная команда Роба Уокера и Брэбэм |
Записи | 128 (126 стартов) |
Чемпионаты | 3 ( 1959 , 1960 , 1966 ) |
Победы | 14 |
Подиумы | 31 |
Карьерные очки | 253 (261) [примечание 1] |
Поул-позиции | 13 |
Самые быстрые круги | 12 |
Первая запись | Гран-при Великобритании 1955 года. |
Первая победа | Гран-при Монако 1959 года. |
Последняя победа | Гран-при Южной Африки 1970 года. |
Последняя запись | Гран-при Мексики 1970 года. |
Сэр Джон Артур Брэбэм AO OBE (2 апреля 1926 — 19 мая 2014) — австралийский автогонщик , чемпион мира Формулы-1 в 1959 , 1960 и 1966 годах . Он был основателем гоночной команды Brabham и конструктором гоночных автомобилей, носившим его имя. [1]
Брэбэм был бортмехаником Королевских ВВС Австралии и руководил небольшой инженерной мастерской, прежде чем в 1948 году начал участвовать в гонках на миниатюрных автомобилях. Его успехи с карликами на шоссейных гонках в Австралии и Новой Зеландии привели к тому, что он отправился в Великобританию, чтобы продолжить свою гоночную карьеру. Там он стал частью гоночной команды Cooper Car Company , занимаясь производством и гоночными автомобилями. Он участвовал в разработке среднемоторных автомобилей, которые Купер представил в Формуле-1 и Индианаполисе 500 , а также выиграл чемпионат мира Формулы-1 в 1959 и 1960 годах . основал собственную марку Brabham В 1962 году он вместе с коллегой-австралийцем Роном Торанаком , которая в 1960-х годах стала крупнейшим производителем гоночных автомобилей на заказ в мире. В сезоне Формулы-1 1966 года Брэбэм стал единственным человеком, выигравшим чемпионат мира Формулы-1 за рулем одной из своих машин. На момент смерти он был последним выжившим чемпионом мира 1950-х годов.
Брэбэм ушел в Австралию после сезона Формулы-1 1970 года , где он купил ферму и сохранил деловые интересы, в том числе производителя гоночных двигателей Engine Developments и несколько гаражей. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Артур «Джек» Брэбэм родился 2 апреля 1926 года в Херствилле, Новый Южный Уэльс , тогдашнем пригородном городке недалеко от Сиднея. Брэбэм увлекался автомобилями и механикой с раннего возраста. В 12 лет он научился водить семейный автомобиль и грузовики бакалейного бизнеса своего отца. Брэбэм учился в техническом колледже, изучая работу по металлу, столярное дело и технический черчение. [3]
Ранняя карьера Брэбэма продолжила инженерную тему. В 15 лет он бросил школу, чтобы работать, совмещая работу в местном гараже с вечерним курсом машиностроения. Вскоре Брэбэм открыл собственный бизнес по продаже мотоциклов, которые он покупал и ремонтировал для продажи, используя заднюю веранду своих родителей в качестве мастерской. [4]
Через месяц после своего 18-летия 19 мая 1944 года Брэбэм был зачислен в Королевские ВВС Австралии (RAAF). Хотя он очень хотел стать пилотом, уже был избыток обученных летных экипажей, и вместо этого ВВС использовали его механические навыки в качестве бортмеханика, которых во время войны не хватало. Он базировался на базе RAAF в Уильямтауне , где обслуживал Bristol Beaufighters в пятом подразделении оперативной подготовки . В день своего 20-летия, 2 апреля 1946 года, Брэбэм был уволен из RAAF в звании ведущего авиатора . Затем он открыл небольшой бизнес по обслуживанию, ремонту и механической обработке в мастерской, построенной его дядей на участке земли за домом его деда. [5]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]
Брэбэм начал участвовать в гонках после того, как его американский друг Джонни Шонберг убедил его посмотреть гонки на миниатюрных автомобилях . Гонки карликов - это категория небольших автомобилей с открытыми колесами, участвующих в гонках по грунтовым овалам. Он был популярен в Австралии, собрав до 40 000 толп. Брэбэм записывает, что его не увлекала идея вождения, поскольку он был убежден, что водители «все сумасшедшие», но он согласился построить машину вместе с Шенбергом. [5]
Сначала Шенберг управлял самодельным устройством, оснащенным модифицированным мотоциклетным двигателем JAP , построенным Брэбэмом в его мастерской. В 1948 году жена Шенберга убедила его прекратить участвовать в гонках, и по его предложению Брэбэм взял на себя управление. Он почти сразу обнаружил, что у него есть способности к этому виду спорта, выиграв третью ночь гонок. Оттуда он был постоянным участником и победителем соревнований Midgets (известных в Австралии как Speedcars) на таких трассах, как Сиднейская гоночная трасса Камберленд Спидвей , Сиднейская выставочная площадка и Сиднейская спортивная площадка , а также на межгосударственных трассах, таких как Аделаиде в Килберн и Роули Парк. гоночные трассы и Экка в Брисбене . С тех пор Брэбэм сказал, что это была «потрясающая подготовка водителей. Нужно было иметь быстрые рефлексы: по сути, вы жили – или, возможно, умирали – благодаря им». [6] Из-за времени, необходимого для подготовки машины, спорт также стал его заработком. Брэбэм выиграл чемпионат Австралии по скоростным автомобилям 1948 года , чемпионаты Австралии и Южной Австралии по скоростным автомобилям 1949 года, а также чемпионат Австралии 1950–1951 годов на этом автомобиле. [7]
После успешного участия карлика на некоторых соревнованиях по скалолазанию в 1951 году Брэбэм заинтересовался шоссейными гонками . Он купил и модифицировал серию гоночных автомобилей у Cooper Car Company , британского конструктора, и с 1953 года сосредоточился на этом виде гонок, в которых гонщики соревнуются на закрытых асфальтированных трассах. Его поддержали его отец и компания по производству топливных присадок Redex, хотя его коммерчески ориентированный подход, включая название RedeX Special, нарисованное на боку его Cooper-Bristol, не понравился Конфедерации австралийского автоспорта (CAMS). , который запретил рекламу. [8] Брэбэм выступал в Австралии и Новой Зеландии до начала 1955 года, одержав «длинную череду побед», включая чемпионат Квинсленда по шоссейным гонкам 1953 года. [7] За это время он получил прозвище «Блэк Джек», которое по-разному объяснялось его темными волосами и щетиной, а также его «безжалостным» подходом на трассе. [9] и его «склонности хранить призрачное молчание». [10] После Гран-при Новой Зеландии уговорил Брэбэма попробовать провести сезон гонок в Европе, которая в то время была международным центром шоссейных гонок. 1954 года Дин Деламонт, менеджер соревнований Королевского автомобильного клуба Соединенного Королевства, [11]
Европа
[ редактировать ]Купер
[ редактировать ]
Приехав в Европу в начале 1955 года, Брэбэм обосновался в Великобритании, где купил еще один Cooper для участия в национальных соревнованиях. Его приятный для публики стиль вождения поначалу выдавал его происхождение на грунтовых дорогах: по его словам, он проходил повороты, «используя полную [рулевое управление] блокировку и сильно нажимая на газ». [12] Посещения завода Купера за запчастями привели к дружбе с Чарли и Джоном Куперами , которые рассказали историю, что после многочисленных просьб покататься с заводской командой, Брэбэму дали ключи от перевозчика, доставляющего машины на гонки. [13] Вскоре Brabham «казалось, слилась с Cooper Cars»: [14] он не был штатным сотрудником, но начал работать в Cooper ежедневно с середины сезона 1955 года, создавая спортивный автомобиль Bobtail со средним расположением двигателя , предназначенный для Формулы-1 , высшей категории гонок на одноместных автомобилях. [примечание 2] Он дебютировал в Гран-при в возрасте 29 лет, управляя автомобилем на Гран-при Великобритании 1955 года . У него был 2-литровый двигатель, что на пол-литра меньше разрешенного, и перед тем, как выйти на пенсию, он работал медленно с сломанным сцеплением. [14] [15] Позже в том же году Брэбэм, снова управляя бобтейлом, боролся со Стирлингом Моссом за третье место в гонке Формулы-1, не относящейся к чемпионату, в Снеттертоне . Хотя Мосс финишировал впереди, Брэбэм рассматривал гонку как поворотный момент, доказывающий, что он может соревноваться на этом уровне. Он отправил бобтейла обратно в Австралию, где на нем выиграл Гран-при Австралии 1955 года , а затем продал его, чтобы помочь финансировать постоянный переезд в Великобританию в следующем году со своей женой Бетти и их сыном Джеффом . [16]
Брэбэм ненадолго и безуспешно рекламировал свой подержанный Maserati 250F Формулы-1 в 1956 году, но его сезон был спасен поездками Купера на спортивных автомобилях и в Формуле-2 , младшей категории после Формулы-1. [17] В то время почти все гоночные автомобили устанавливали двигатели спереди, но Куперы отличались друг от друга: двигатель располагался позади водителя, что улучшало управляемость. В 1957 году Брэбэм управлял другим автомобилем Cooper со средним расположением двигателя, снова оснащенным только 2-литровым двигателем, на Гран-при Монако . Он избежал серьезной аварии на первом повороте и к концу гонки бежал третьим, когда сломалось крепление топливного насоса. После более чем трех часов гонок измученный Брэбэм, который «ненавидел, когда его били», [18] вытолкнул машину на финишную прямую и финишировал шестым. [19] В следующем году он стал чемпионом Формулы-2 Autocar на автомобиле Cooper, продолжая набирать второстепенные позиции по набору очков на автомобилях Cooper с небольшим двигателем в чемпионате мира среди водителей и выступая за Aston Martin на спортивных автомобилях. [7] Его график требовал немалого количества поездок по дорогам Европы. Вождение Брэбэма по дорогам общего пользования было описано как «безопасное, как дома». [20] в отличие от многих своих современников — на обратном пути с Гран-при Пескары 1957 года пассажир Тони Брукс взял на себя управление автомобилем после того, как Брэбэм отказался обогнать длинную очередь грузовиков. В конце 1958 года Брэбэм возродил свой интерес к полетам и начал брать уроки. Он купил собственный самолет и, получив лицензию , начал активно его использовать, пилотируя себя, свою семью и членов своей команды на гонках по Европе. [21]
В 1959 году Купер впервые получил 2,5-литровые двигатели, и Брэбэм нашел хорошее применение дополнительной мощности, выиграв свою первую гонку чемпионата мира на открывающем сезон Гран-при Монако после того, как Жана Бера Ferrari Стирлинга Мосса и Cooper потерпели неудачу. . [22] За дополнительными местами на подиуме последовала победа на Гран-при Великобритании в Эйнтри после того, как Брэбэм сохранил свои шины до конца гонки, что позволило ему финишировать впереди Мосса, которому пришлось приехать на пит-стоп для замены изношенных шин. [23] Это дало ему преимущество в чемпионате с 13 очками за четыре гонки до конца. На Гран-при Португалии в парке Монсанто Брэбэм преследовал лидера гонки Мосса, когда на него наехал бэкмаркер и запустил Cooper в воздух. Летающая машина врезалась в телеграфный столб, отбросив Брэбэма на трассу, где он едва избежал удара одного из своих товарищей по команде, но избежал серьезных травм. [24] Одержав по две победы каждый, Брэбэм, Мосс и Тони Брукс из Ferrari были способны выиграть чемпионат на заключительном этапе сезона - Гран-при США в Себринге. Брэбэм был среди тех, кто до часа ночи перед гонкой работал над автомобилями команды Cooper. На следующий день, обойдя Мосса, который вскоре сошел с дистанции из-за сломанной коробки передач, он лидировал почти до конца гонки, прежде чем на последнем круге у него закончилось топливо. Он снова довел машину до финиша и занял четвертое место, хотя в этом случае в этом не было необходимости, поскольку другой его соперник за титул, Брукс, финишировал только третьим. [25] Его преимущество над Бруксом в чемпионате составило четыре очка. По словам Джеральда Дональдсона, «некоторые считали, что [его титул] обусловлен скорее скрытностью, чем мастерством, и это мнение, по крайней мере частично, основано на сдержанном присутствии Брэбэма». [10]
Несмотря на успех с Купером, Брэбэм был уверен, что сможет добиться большего. Он подумывал о покупке Cooper в партнерстве с Роем Сальвадори, а затем в конце 1959 года попросил своего друга Рона Торанака приехать в Великобританию и работать с ним, производя комплекты модернизации для дорожных автомобилей Sunbeam Rapier и Triumph Herald в его автосалоне Jack Brabham Motors. но с долгосрочной целью создания гоночных автомобилей. [26] Брэбэм продолжал выступать за Купера, но во время долгого перелета с сезона 1960 года открытия Гран-при Аргентины он по душам поговорил с Джоном Купером. Отец Джона Чарли и дизайнер Оуэн Мэддок не хотели обновлять свою машину, но, хотя в Аргентине победил Cooper, другие машины были быстрее, прежде чем сломались. [27] Брэбэм помог разработать более совершенный Cooper T53 , в том числе по совету Торанака. [28] Брэбэм исключил новую машину из следующей чемпионской гонки, Гран-при Монако , но затем одержал серию из пяти побед подряд. Он выиграл с фронта на Голландии , Франции и Гран-при Бельгии , где соперник за титул Мосс был тяжело травмирован в результате несчастного случая на тренировке, из-за которого он выбыл из игры на два месяца. Два других гонщика погибли во время гонки. На Гран-при Великобритании Брэбэм приближался к BRM Грэма Хилла, прежде чем Хилл ушел, оставив Брэбэму победу. Затем он вернулся с восьмого места на второе на Гран-при Португалии после того, как соскользнул с трамвайных путей , и выиграл после того, как лидер гонки Джон Сёртиз разбился. Сумма очков Брэбэма стала недостижимой, когда британские команды отказались от участия в Гран-при Италии по соображениям безопасности. [29] Майк Лоуренс пишет, что опыт Брэбэма в настройке автомобилей сыграл важную роль в завоевании Купером титулов гонщика и конструктора в 1960 году. [30]
Coventry Climax опоздали с производством меньшего 1,5-литрового двигателя, необходимого для сезона 1961 года , а Cooper-Climaxes уступили место новым среднемоторным автомобилям от Porsche , Lotus и победителя чемпионата Ferrari. [31] Брэбэм набрал всего три очка и занял 11-е место в чемпионате. Он добился немного большего успеха в гонках Формулы-1, не относящихся к чемпионату, где он управлял собственными частными Coopers и одержал три победы в Снеттертоне (26 марта), Брюсселе (9 апреля) и Эйнтри (22 апреля).
В том же году принял участие в знаменитой овальной гонке Indianapolis 500 Brabham впервые на модифицированной версии Формулы-1 Cooper. У него был 2,7-литровый двигатель Climax мощностью 268 л.с. (200 кВт; 272 л.с.) по сравнению с 4,4-литровыми двигателями Offenhauser с передним расположением двигателя, мощностью 430 л.с. (321 кВт; 436 л.с.), используемыми на родстерах которыми управляют все остальные участники. Джек квалифицировался почетным 17-м местом со скоростью 145,144 миль в час (победитель поула Эдди Сакс квалифицировался со скоростью 147,481 миль в час), и хотя родстеры с передним расположением двигателя были намного быстрее на длинных прямых и задних прямых, превосходная управляемость Cooper с задним расположением двигателя на повороты и более короткие северные и южные участки позволили действующему чемпиону мира быть конкурентоспособным. Брэбэм занял третье место, а затем финишировал девятым, проехав все 200 кругов. Хотя большинство сомневающихся на американской сцене Indycar утверждали, что автомобили с задним расположением двигателя предназначены для водителей, которые любят, чтобы ими помыкали, по выражению Брэбэма, это «спровоцировало революцию заднемоторных двигателей в Инди», и в течение пяти лет большинство автомобилей который мчался на Индианаполис будет заднемоторным. [32]
Брэбэм
[ редактировать ]




Брэбэм и Торанак основали компанию Motor Racing Developments (MRD), которая производила гоночные автомобили для клиентов, в то время как сам Брэбэм продолжал выступать за Купера. MRD производила автомобили для Formula Junior , первая из которых появилась в середине 1961 года. Брэбэм покинул Купера в 1962 году, чтобы выступать за свою собственную команду: Brabham Racing Organization, используя автомобили, построенные Motor Racing Developments. [33] [примечание 3] Недавно введенный лимит двигателя в Формуле-1 в 1500 куб.см не устроил Брэбэма, и он не выиграл ни одной гонки на машине объемом 1500 куб.см. [34] В этот период его команда страдала от плохой надежности, и авторы автоспорта Майк Лоуренс и Дэвид Ходжес заявили, что нежелание Брэбэма тратить деньги могло стоить результатов команды, и это мнение поддержал Торанак. [примечание 4] В сезоне 1965 года Брэбэм начал подумывать о завершении карьеры, чтобы управлять своей командой. Дэн Герни , который в прошлом году одержал первую победу команды в чемпионате, взял на себя роль ведущего пилота, в то время как Брэбэм передал свою машину нескольким другим гонщикам ближе к концу сезона. В конце сезона Герни объявил о своем намерении уйти и создать собственную команду, и Брэбэм решил продолжить. [35]
В 1966 году для Формулы-1 была создана новая 3-литровая формула. Все новые двигатели, разрабатываемые другими поставщиками, имели как минимум 12 цилиндров и оказались трудными в разработке, поскольку были тяжелыми и ненадежными. Брэбэм по-другому подошел к проблеме получения подходящего двигателя: он убедил австралийскую инжиниринговую компанию Repco разработать для него новый 3-литровый восьмицилиндровый двигатель. [36] У Repco не было опыта разработки полноценных двигателей. Компания Brabham нашла поставку подходящих блоков двигателя, полученных из двигателя Oldsmobile из алюминиевого сплава 215 , и убедила компанию, что двигатель можно спроектировать на основе этого блока, в основном используя существующие компоненты. Брэбэм и Репко осознавали, что двигатель не сможет конкурировать по мощности, но считали, что легкий и надежный двигатель может добиться хороших результатов в чемпионате, в то время как другие команды все еще делают свои новые конструкции надежными.
Комбинация двигателя Repco и шасси Brabham BT19, разработанная Tauranac, сработала. На Гран-при Франции в Реймс-Гё Джек Брэбэм одержал свою первую победу в чемпионате мира Формулы-1 с 1960 года и стал первым человеком, выигравшим такую гонку на автомобиле собственной конструкции. Только два его бывших товарища по команде, Брюс Макларен и Дэн Герни , с тех пор повторили это достижение. Это была первая победа австралийского ветерана в серии из четырех побед подряд. 40-летнего Брэбэма раздражали сообщения прессы о его возрасте, и он совершил весьма нетипичный трюк: на Гран-при Нидерландов он доковылял до своей машины на стартовой решетке перед гонкой с длинной накладной бородой и опираясь на трость. прежде чем продолжить выигрывать гонку. [37] Брэбэм подтвердил свой третий чемпионский титул на Гран-при Италии и стал единственным гонщиком, выигравшим чемпионат мира Формулы-1 на автомобиле, носившем его собственное имя.
В этом сезоне также плодотворно развивались отношения Brabham с японским производителем двигателей Honda в Формуле 2. После в целом неудачного сезона 1965 года компания Honda полностью пересмотрела свой 1-литровый двигатель. Брэбэм выиграл десять из 16 европейских гонок Формулы-2 в этом году на своем Brabham-Honda. В том году чемпионата Европы Формулы-2 не проводилось, но Брэбэм выиграл Trophées de France , чемпионат, состоящий из шести гонок французской Формулы-2. [38]
В 1967 году титул Формулы-1 достался товарищу по команде Брэбэма Денни Халму . В течение года надежность Халма была выше, возможно, из-за желания Брэбэма сначала опробовать новые детали. [39]
Несмотря на то, что в первых двух раундах он занял поул-позицию, механические проблемы снизили его шансы на победу. Он много раз крутился в Южной Африке , а в Монако у него на старте взорвался двигатель, и победа досталась его товарищу по команде Денни Халму . На Гран-при Голландии он завоевал свой первый подиум в сезоне, заняв второе место после шотландца Джима Кларка . Он сошел с Гран-при Бельгии из-за еще одного перегоревшего двигателя. Он исправил это, выиграв Гран-при Франции на трассе Bugatti в Ле-Мане . Он занял четвертое место на Гран-при Великобритании , уступив Крису Эймону , своему товарищу по команде Халму и Кларку. На Гран-при Германии он провел огромную битву с Амоном, и Брэбэм в итоге финишировал впереди новозеландца всего на полсекунды. Хьюм стал победителем. На первом в истории Гран-при Канады в Моспорт-парке он одержал огромную победу, опередив Халма, в холодную и дождливую погоду. На Гран-при Италии в Монце Брэбэму пришлось финишировать вторым, отстав всего на несколько машин от Джона Сёртиса , который одержал свою последнюю победу в Гран-при. Халм сошел с дистанции, сократив разрыв между ними до 3 очков, а цирк направился в Соединенные Штаты. Уоткинс-Глен на Гран-при США . Брэбэм превзошел своего товарища по команде и финишировал пятым в гонке, а с Халмом на подиуме это означало, что шансы на чемпионство у Блэк Джека были невелики, поскольку цирк отправился в Мексику на решающую и финальную гонку сезона. И снова он превзошел своего товарища по команде, и ему нужно было побеждать, а Халм был пятым или ниже. Но Джим Кларк был просто слишком быстр на протяжении всего уикенда и доминировал в гонке от поула до победы, а Брэбэм финишировал с отставанием более чем на 1 минуту и 25 секунд. Халм финишировал третьим, и новозеландец выиграл чемпионат, а Брэбэм занял второе место. Команда обеспечила себе Кубок конструкторов, набрав в общей сложности 67 очков и опередив на 23 очка команду Lotus, набравшую в общей сложности 44 очка.
Брэбэм участвовал в гонках вместе со своим товарищем по команде Йохеном Риндтом в сезоне 1968 года . Для него это был не лучший сезон. Он сошел с дистанции в первых семи гонках, прежде чем набрал два очка и занял пятое место на Гран-при Германии . Он сошел с дистанции в оставшихся четырех гонках. В конце года он осуществил желание перелететь из Британии в Австралию на небольшом двухмоторном самолете Beechcraft Queen Air . [21] В середине сезона 1969 года Брэбэм получил серьёзную травму стопы в результате несчастного случая на испытаниях. Он вернулся в гонки до конца года, но пообещал жене, что уйдет в отставку после окончания сезона, и продал свою долю в команде Торанаку.
«Мне было очень грустно, [...] я не чувствовал, что отказываюсь от гонок, потому что не мог выполнять эту работу. Я чувствовал, что тогда я был таким же конкурентоспособным, как и в любое другое время, и я действительно должен был победить. чемпионство в 1970 году. [...] Мне было бы намного лучше, если бы я остался, но иногда давление семьи не позволяет вам принимать те решения, которые вам хотелось бы».
Мир по мнению Джека , Motor Sport (май 1999 г.), стр.36.
Не обнаружив лучших гонщиков, несмотря на то, что он был близок к возвращению Риндта в команду, Брэбэм решил участвовать в гонках еще один год. Он начал удачно, выиграв первую гонку сезона, Гран-при ЮАР, а затем лидировал в третьей гонке, Гран-при Монако, до самого последнего поворота последнего круга. Брэбэм собирался сдержать нападающего Риндта (будущего чемпиона Формулы-1 1970 года), когда его передние колеса заблокировались в заносе на резком повороте направо всего в нескольких ярдах от финиша, и он оказался вторым. Лидируя на Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче, у него закончилось топливо на Клируэйсе, и Риндт обогнал его и одержал победу, в то время как Брэбэм финишировал вторым. После 13-й и последней гонки сезона, Гран-при Мексики, Брэбэм сошел с дистанции. Он разделил с Джеки Стюартом пятое место по очкам в сезоне, которым он управлял в возрасте 44 лет. Брэбэм также выступал за заводскую Matra команду в сезоне чемпионата мира по спортивным автомобилям 1970 года и выиграл последнюю гонку сезона и достиг своего последнего высшего уровня. гонка на 1000 км в Париже в октябре того же года. [40] Затем он полностью отказался от гонок и вернулся в Австралию, к облегчению своей жены, которая «до смерти боялась» каждый раз, когда он водил машину. [41]
Выход на пенсию
[ редактировать ]
После выхода на пенсию Брэбэм и его семья переехали на ферму между Сиднеем и Мельбурном. Брэбэм говорит, что он «никогда по-настоящему не хотел» [42] переезд, но его жена надеялась, что их сыновья смогут вырасти вдали от автоспорта. Помимо управления новым предприятием, он продолжал интересоваться бизнесом в Великобритании и Австралии, включая небольшую авиационную компанию, автосервисы и автосалоны. Он также основал Engine Developments Ltd. в 1971 году вместе с Джоном Джаддом , который работал в Brabham над проектом двигателя Repco в середине 1960-х годов. Компания производит двигатели для гоночных автомобилей. [43] Брэбэм также был акционером Jack Brabham Engines Pty Ltd., австралийской компании, продающей памятные вещи Джека Брэбэма.
Команда Brabham продолжила выступать в Формуле-1, выиграв еще два чемпионата среди пилотов в начале 1980-х годов под Берни Экклстоуна руководством . Хотя первоначальная организация перешла в администрацию в 1992 году, в 2008 году это название было присвоено немецкой компании, продающей автомобили и аксессуары, а в следующем году - неудачной попытке создать новую команду Формулы-1. В обоих случаях семья Брэбэмов, не имевшая никакого отношения к этим предприятиям, заявила о своем намерении обратиться за юридической помощью. [44] [45] В сентябре 2014 года младший сын Брэбэма Дэвид объявил о Project Brabham — новой команде, планирующей использовать бизнес-модель краудсорсинга для участия в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA 2015 года в категории LMP2. [46]
Несмотря на три его титула и хотя Джон Купер считал его «величайшим», [примечание 5] Журналист Формулы-1 Адам Купер написал в 1999 году, что Брэбэм никогда не входил в десятку лучших за все время, отметив, что «Стерлинг Мосс и Джим Кларк доминировали в заголовках, когда Джек участвовал в гонках, и они до сих пор это делают». [47] Брэбэм был первым послевоенным автогонщиком, удостоенным рыцарского звания в 1978 году за заслуги перед автоспортом. [48] Он получил несколько других наград, а в 2011 году в его честь был назван пригород Брэбэм в Перте , Западная Австралия. [49] В начале 2010-х годов его именем также были названы гоночная трасса и автомобильная школа. [50]

Выйдя на пенсию, Брэбэм продолжал участвовать в автоспортивных мероприятиях, появляясь на современных и исторических автоспортивных мероприятиях по всему миру, где он часто водил свои бывшие автомобили Cooper и Brabham до начала 2000-х годов. В 1999 году, после участия в Goodwood Revival в возрасте 73 лет, он заметил, что вождение остановило его старение. [47] Несмотря на крупную аварию на Revival 2000 года, первую гоночную аварию, из-за которой он в одночасье попал в больницу, он продолжал водить машину как минимум до 2004 года. [42] К концу 2000-х плохое здоровье не позволяло ему участвовать в соревнованиях. Помимо глухоты, вызванной годами участия в автогонках без адекватной защиты ушей, его зрение ухудшилось из-за дегенерации желтого пятна , а также у него было заболевание почек , из-за которого к 2009 году он получал диализ три раза в неделю. Тем не менее, в том же году он присутствовал на праздновании 50-летия своего первого чемпионата мира на фестивале автоспорта Phillip Island Classic. [51] а в 2010 году полетел в Бахрейн вместе с большинством других чемпионов мира Формулы-1 на празднование 60-летия чемпионата мира Формулы-1. Брэбэм был старейшим из выживших чемпионов Формулы-1. [52]
У Брэбэма и Бетти было трое сыновей: Джефф , Гэри и Дэвид . Все трое начали заниматься автоспортом при поддержке Brabham в первые годы своей жизни. Вместе они выиграли гонки и чемпионаты на спортивных автомобилях и одноместных автомобилях. Джефф был гонщиком Indycar и спортивных автомобилей, выигравшим пять чемпионатов Северной Америки по спортивным автомобилям, а также « 24 часа Ле-Мана» . [53] в то время как Дэвид выступал в Формуле-1 за команду Brabham, а также выиграл гонку Ле-Ман, а также три титула спортивных автомобилей в Японии и Северной Америке. [54] Гэри также некоторое время выступал в Формуле-1, хотя его карьера в Формуле-1 состояла из двух выступлений DNPQ за команду Life . [55] Брэбэм и Бетти развелись в 1994 году, спустя 43 года. Брэбэм женился на своей второй жене Маргарет в 1995 году, и они жили на Золотом Берегу, Квинсленд . [42] Внук Брэбэма Мэтью (сын Джеффа) окончил картинг в 2010 году и выиграл две лестницы Road to Indy , в конечном итоге участвовал в гонке Indianapolis 500 2016 года и выиграл три Stadium Super Trucks чемпионата . Другой внук, Сэм , сын Дэвида и Лизы , чей брат Майк также был гонщиком Формулы-1, перешел в автогонки из картинга в 2013 году, когда он дебютировал в чемпионате Британской Формулы Форд . [56] Семья Брэбэмов занимается автоспортом мирового уровня уже более 60 лет. [57]
Смерть
[ редактировать ]В последний раз Брэбэм появился на публике 18 мая 2014 года, появившись с одной из построенных им машин. [58] Он умер в своем доме на Золотом Берегу 19 мая 2014 года в возрасте 88 лет после продолжительной борьбы с печенью. [59] болезнь. Когда он умер, он завтракал со своей женой Маргарет. [60] В заявлении на сайте семьи сын Брэбэма Дэвид подтвердил смерть своего отца. [58]
«Это очень печальный день для всех нас», - заявил Дэвид Брэбэм. «Мой отец мирно скончался дома сегодня утром в возрасте 88 лет. Он прожил невероятную жизнь, достигнув большего, чем кто-либо когда-либо мог мечтать, и он будет продолжать жить благодаря поразительному наследию, которое он оставил после себя». [58]
Брэбэм был последним выжившим чемпионом мира 1950-х годов.
По его просьбе его прах был развеян на тропическом лесу Тамборин пешеходной дорожке в во внутренних районах Голд-Коста 4 сентября 2014 года. Брэбэм был частым посетителем пешеходной дорожки. [61]
Почести и награды
[ редактировать ]- Кавалер Ордена Британской Империи (ОБЕ; за заслуги перед международными автогонками, 1966 г. ). [62]
- Австралиец года (1966) [63]
- Рыцарь-бакалавр (за выдающиеся заслуги перед автоспортом, 1979 г. ) [64] [48]
- Призывник Зала спортивной славы Австралии (1985 г., повышен до статуса легенды в 2003 г.) [65]
- Австралийская спортивная медаль (2000) [66]
- Столетняя медаль (2001 г.) [67]
- Кавалер Ордена Австралии (AO; за заслуги перед автоспортом в качестве посла, наставника и пропагандиста безопасности, а также перед обществом посредством поддержки благотворительных организаций, 2008 г. ) [68]
- Призывник Зала славы австралийских спидвеев (2011)
- Назван национальным живым сокровищем (2012) [69]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
- * Обозначает общий диск с Майком Макдауэлом.
- † Обозначает Формулы 2. автомобиль
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты серии Тасман
[ редактировать ]Год | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Классифицировать | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Брэбэм BT7A | ЛЕВ | ПУК Верно | ПАРИК 2 | ИМЕТЬ | САН 1 | ВОЙНА 1 | ЛАК 1 | ЛОН Верно | 2-й | 33 |
1965 | Брэбэм BT11A | ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | ВОЙНА 2 | САН 1 | ЛОН 2 | 3-й | 21 | |
1966 | Брэбэм BT19 | ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | ВОЙНА | ЛАК | САН Верно | ЛОН 3 | 10-е место | 4 |
1967 | Брэбэм BT23A | ПУК Верно | ПАРИК 13 | ЛАК 2 | ВОЙНА 4 | САН Северная Каролина | ЛОН 1 | 3-й | 18 | ||
1968 | Брэбэм BT21E | ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | НА | ВОЙНА 7 | САН Верно | ЛОН | Северная Каролина | 0 |
1969 | Брэбэм BT31B | ПУК | ЛЕВ | ПАРИК | ИМЕТЬ | ЛАК | ВОЙНА | САН 3 | 8-е место | 4 |
Полные результаты чемпионата мира по спортивным автомобилям
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1957 | ![]() | ![]() | Купер Т39 | С 1.1 | 254 | 15-е место | 3-й |
1958 | ![]() | ![]() | Астон Мартин ДБР1 /300 | С3.0 | 30 | ДНФ (со стержнем) | |
1970 | ![]() | ![]() | Матра-Симка MS650 | П 3.0 | 76 | ДНФ |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]
|
|
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Поз. | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1963 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Галакси | Д | SNE | ОЛЛ | ИДТИ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | SIL | БРХ | БРХ | ОЛЛ | SIL 1 | 22-е | 9 | 6-е место |
1964 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Галакси | Д | SNE 1 | ИДТИ DNS | ОЛЛ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | БРХ | ОЛЛ 3 | 12-е | 14 | 5-е место | |||
1965 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Мустанг | Д | БРХ | ОЛЛ | SNE | ИДТИ | SIL | ПЛАКАТЬ 6† | БРХ 1 | ОЛЛ ДСК | 15-е место | 12 | 4-й | |||
1966 | Алан Браун Рэйсинг Лтд. | Форд Мустанг | Д | SNE 1 | ИДТИ 2 | SIL DNS | ПЛАКАТЬ 2† | БРХ | БРХ | ОЛЛ | БРХ | 12-е | 20 | 4-й | |||
1980 | СРГ | Рено 5 Гордини | Б | ТОЛЬКО | ОЛЛ | ТРР | SIL | SIL | БРХ 18 | ТОЛЬКО | БРХ | ТРР | SIL | 37-е место | 2 | 12-е |
† События с двумя гонками для разных классов.
Полные результаты Bathurst 1000
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1976 | ![]() | ![]() | Holden LH Torana SL/R 5000 L34 | 3001 куб.см – 6000 куб.см | 37 | ДНФ | |
1977 | ![]() | ![]() | Ford XC Falcon GS500 Хардтоп | 3001 куб.см – 6000 куб.см | 141 | 18-е | 9-е место |
1978 | ![]() | ![]() | Holden LX Torana SS A9X 4 двери | А | 153 | 6-е место | 6-е место |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Вплоть до 1990 года не все очки, набранные гонщиком, учитывались в его окончательном подсчете на чемпионате мира ( см. в списке систем подсчета очков дополнительную информацию ). Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- ^ Правила Формулы-1 в то время не запрещали использование автомобилей с закрытыми колесами.
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 14, 145–9. Отчеты Брэбэма и Торанака (Лоуренс, 1999, стр. 32) расходятся во мнениях относительно того, был ли BRO сформирован для целей F1 или уже существовал.
- ^ Торанак говорит (Лоуренс (1999), стр. 48), что, по его мнению, третий механик уменьшил бы проблемы с надежностью. Сам Лоуренс отмечает (Лоуренс (1999), стр. 71), что «если бы только Джек был готов потратить немного больше денег, результаты могли бы быть намного лучше». Ходжес (1990, стр. 32) отмечает: «Экономика была лозунгом. ...Возможно, именно такое отношение стоило [Брэбэму] нескольких гонок».
- ^ Дракетт (1985), стр.17 «Конечно, он оказался одним из лучших. В моей книге, принимая во внимание все, величайший. Он был чертовски хорошим гонщиком, потому что использовал свою гайку. Позже, когда Брюс Макларен присоединился к команде команде, то, чего Брюс не знал, Джек научил его. Они оба были хорошими инженерами. Они умели настраивать машины и были не прочь испачкать руки и поработать над ними».
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Джек Брэбэм» . Формула Один. 30 января 2015 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2022 г. Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ «Хосе Фройлан Гонсалес, первый победитель Ferrari в Формуле-1, умер в возрасте 90 лет» . Автоспорт . 15 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 15 июня 2013 г.
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 20–21.
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б Брэбэм, Най (2004) стр.26
- ^ Брэбэм, Най (2004) стр.33
- ^ Jump up to: а б с Уникальный (стр. 30–31) «Джек Брэбэм, потенциальный чемпион мира…» Статья воспроизведена из журнала Australian Motor Sport 1958 года .
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 35–37.
- ^ Дракетт (1986), стр. 13–15.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон, Джеральд. «Джек Брэбэм» . Formula One Administration Ltd. Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года . Проверено 30 октября 2010 г.
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 44–45.
- ↑ Уникальный стр.58 «Джек Брэбэм» 1959 г.
- ^ Дракет (1985) стр.16
- ^ Jump up to: а б Лоуренс (1989) стр.80
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 54–56.
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 56–57.
- ^ Брэбэм, Най (2004) стр.59
- ^ Брэбэм, Най (2004) стр.61
- ↑ Уникальный Джек Брэбэм - Звезда из глубин, стр. 27, воспроизведено из Sports Car Illustrated , 1959 г.
- ↑ Уникальный стр.111, репродукция профиля Алана Бринтона «Дела, а не слова» (1966).
- ^ Jump up to: а б Брэбэм (1971), стр. 98–117.
- ^ Rendall (2007) pp.215–216
- ^ Брэбэм, Най (2004) стр.85
- ^ Стро, Эдд (7 мая 2009 г.) "Мастер на все руки" Autosport
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 89–97.
- ^ Лоуренс (1999) с. 22-4 и Генри (1985), стр.19
- ^ Брэбэм, Най (2005), стр. 112–113.
- ^ Лоуренс (1999), стр. 11–12.
- ^ Брэбэм, Най (2005), стр. 115–121.
- ^ Лоуренс (1998) стр.86
- ^ Лоуренс (1998) стр.87
- ^ Брэбэм, Най (2004), стр. 133–136.
- ^ Лоуренс (1999) с. 31
- ↑ Купер, Адам (май 1999 г.) «Мир глазами Джека» Motorsport с. 36 В статье цитируются слова Джека: «Эти 1500-кубовые машины невозможно назвать Формулой-1».
- ^ Лоуренс (1999), стр. 70–71.
- ^ Генри (1985) с. 53
- ^ Генри (1985), стр. 61–62.
- ^ Лоуренс (1999) стр.221
- ^ Лоуренс (1999), стр.92 Халм, Торанак и Фрэнк Халлам, главный инженер Repco-Brabham, разделяли эту точку зрения.
- ^ Брэбэм, Най (2004) стр.237
- ^ Дракетт (1985) стр.50
- ^ Jump up to: а б с Брэбэм, Най (2004), стр. 250–253.
- ^ ООО «Двигатели Девелопментс» . Внутри F1, Inc. Архивировано из оригинала 30 октября 2010 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Брэбэм выступает против использования его имени» . Возраст . Австралия. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Семья подаст в суд на новую команду Формулы-1 «Брэбэм»» . Возраст . Австралия. 12 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2012 года . Проверено 4 ноября 2010 г.
- ^ «Команда Brabham возрождается, нацелены на Формулу-1 и спортивные автомобили» . Спидкафе . 25 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2014 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Купер, Адам (1999). «Мир по мнению Джека». Мотоспорт .
- ^ Jump up to: а б «Это честь: рыцарь-холостяк» . Itsanhonour.gov.au. 30 декабря 1978 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Новый пригород чтит легенду австралийского автомобилестроения. Архивировано 11 марта 2012 года в Wayback Machine - Заявление для СМИ - Офис министра регионального развития и земель. Опубликовано 1 мая 2011 г. Проверено 2 мая 2011 г.
- ^ «Sky News: сэр Джек Брэбэм открывает школу для учеников» . архив.есть . 31 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 г.
- ^ «Когда мы гонялись» . Австралийская история . Австралийская радиовещательная корпорация. Архивировано из оригинала 30 декабря 2010 года . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Ричард, Уильямс (16 марта 2010 г.). «Захватывающее зрелище этих великолепных людей в их вневременных машинах» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Долго, Гэри. «Джефф Брэбэм» . Зал славы автоспорта Америки. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 9 ноября 2010 г. Один чемпионат Can-Am (1981 г.) и четыре чемпионата IMSA GT (1988, 1989, 1990 и 1991 гг.). Он выиграл Ле-Ман в 1992 году.
- ^ «Профиль Дэвида Брэбэма» . Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 9 ноября 2010 г. Один Всеяпонский чемпионат Grand Touring Car Championship (1996 г.) и две американские серии Ле-Мана (2009 и 2010 гг.). Он выиграл Ле-Ман в 2009 году.
- ^ «Краткое описание карьеры Гэри Брэбэма» . Формула-1 отвергает. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ «Сэм Брэбэм присоединяется к Формуле Ford Grid» . Британский чемпионат Формулы Форд . 28 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Брэбэм Великобритания. «Гоночная династия – Семья Брэбэмов» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2018 года . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Австралийский чемпион мира Формулы-1 Джек Брэбэм умер в возрасте 88 лет» . Хранитель . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Сэр Джек Брэбэм, бывший чемпион Формулы-1, умер в возрасте 88 лет» . Би-би-си. 18 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 г. . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Гровер, Пол. «Бывший трехкратный чемпион мира Формулы-1 сэр Джек Брэбэм умер» . Фокс Спортс . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ «Сэр Джек Брэбэм» . Памятник Австралии. Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ «Это честь: ОБЕ» . Itsanhonour.gov.au. 11 июня 1966 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 года . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Льюис, Венди (2010). Австралийцы года . Пирс 9 Пресс. ISBN 978-1-74196-809-5 .
- ^ Список Австралии: «№47724» . Лондонская газета (Приложение). 29 декабря 1978 г. с. 33.
- ^ «Сэр Джек Брэбэм» . Зал спортивной славы Австралии. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ «Это честь: австралийская спортивная медаль» . Itsanhonour.gov.au. 24 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 г. Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Это честь: медаль столетия» . Itsanhonour.gov.au. 1 января 2001 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 г. Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ «Это честь: АО» . Itsanhonour.gov.au. 26 января 2008 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2019 г. . Проверено 20 мая 2014 г.
- ^ Лорен Фэрроу (5 марта 2012 г.). «Семь добавлены в национальный список живых сокровищ» . Канберра Таймс . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Брэбэм, Джек (1971). Когда падает флаг . Лондон: Кимбер. ISBN 978-7-183-00920-4 .
- Брэбэм, Джек; Най, Дуг (2004). История Джека Брэбэма . Моторбукс Интернешнл. ISBN 0-7603-1590-6 .
- Дэвис, Тони; Армонт, Акос (2019). Брэбэм: Нерассказанная история Формулы-1 . Сидней: Издательство HarperCollins. ISBN 9781460757475 .
- Дракетт, Фил (1985). Брэбэм — История гоночной команды . Артура Бейкера Лтд. ISBN 0-213-16915-0 .
- Генри, Алан (1985). Brabham, Гран-при Автомобили . Скопа. ISBN 0-905138-36-8 .
- Лоуренс, Майк (1998). Автомобили Гран-при 1945–1965 годов . Публикации по автоспорту. ISBN 1-899870-39-3 .
- Лоуренс, Майк (1999). Brabham+Ralt+Honda: история Рона Торанака . Публикации по автоспорту. ISBN 1-899870-35-0 .
- Уникальный, (Разное) (январь 2009 г.). Брэбэм – человек и машины . Уникальные автомобильные книги. ISBN 978-1-84155-619-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Джек Брэбэм на IMDb
- Джека Брэбэма на DriverDB.com Краткое описание карьеры
- Джека Брэбэма на Racing-Reference Статистика пилотов
- Портреты Джека Брэбэма в Национальной портретной галерее в Лондоне
- Статистика Джека Брэбэма
- Интерактивная статистика Джека Брэбэма – сравните Джека с другими гонщиками Формулы-1. [ мертвая ссылка ]
- Официальный австралийский сайт. Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine.
- Официальный сайт США
- Клип с появлением дисков Desert Island Discs, 19 декабря 1966 г. Архивировано 2 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- 1926 рождений
- смертей в 2014 г.
- Семья Брэбэмов
- Австралийские пилоты Формулы-1
- Владельцы команд Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Инженеры Формулы-1
- Пилоты Купера Формулы-1
- Пилоты гоночной команды Формулы-1 Роба Уокера
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Водители Индианаполиса 500
- Пилоты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
- Пилоты чемпионата Австралии по кузовным гонкам
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Драйверы серии Tasman
- Гонщики из Сиднея
- Бакалавр австралийских рыцарей
- Спортсменам присвоено рыцарское звание
- Австралийские офицеры Ордена Британской Империи
- Офицеры Ордена Австралии
- Лауреаты премии «Австралиец года»
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Обладатели австралийской спортивной медали
- Призывники Зала спортивной славы Австралии
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты «24 часов Дайтоны»
- Спортсмены из Нового Южного Уэльса
- Австралийские спортсмены-эмигранты в Англии
- Австралийские автоспортсмены
- Летчики Королевских ВВС Австралии
- Персонал Королевских ВВС Австралии во время Второй мировой войны
- Смертность от заболеваний печени
- Пилоты Porsche Motorsports
- Гонщики из Нового Южного Уэльса