1970 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
1970 года «24 часа Ле-Мана» — 38-й Гран-при на выносливость, проходивший 13 и 14 июня 1970 года. Это был 8-й этап сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1970 года .
В очередной раз компания Porsche провела доминирующий год в чемпионате и стала явным фаворитом и одержала свою первую полную победу. Их основная оппозиция исходит от Ferrari, которая теперь вооружена омологированной моделью 512S . Всего было заявлено девять 917-х и одиннадцать 512-х от бригад заводской поддержки и частных лиц. Однако сильный дождь на протяжении большей части гонки нейтрализовал большую часть их мощности и способствовал ряду серьезных аварий. В гонке с сильным истощением, в которой только семь машин были классифицированы как финишировавшие, ее выиграли ветеран гонки Ханс Херрманн и штурман Ричард «Дики» Эттвуд .
Для Херрманна, ветерана 13 гонок в Ле-Мане, было особенно приятно проиграть с минимальным отрывом в прошлом году. Все основные соперники Porsche (Ferrari, Matra, Alfa Romeo) были побеждены в первой половине гонки. Доминирование Porsche было полным: он выиграл все три приза и выиграл все победы в классе. Единственным темным пятном была ночная авария Икса на Ford Chicane, в результате которой погиб маршал трассы.
В этом году Голливуд приехал в Ле-Ман. Гонка послужила фоном для Стива МакКуина фильма «Ле-Ман» . Некоторые гоночные кадры (в основном первые моменты гонки) фильма были сняты с борта конкурирующего автомобиля, поскольку Porsche 908-022 № 29 , представленный Solar Productions, был оснащен кинокамерами, но большая часть отснятый материал с борта был бесполезен из-за технических проблем. [ 1 ]
Правила
[ редактировать ]Всего через четыре года CSI (Международная спортивная комиссия – регулирующий орган FIA ) пересмотрела Приложение J FIA, заново определив категории автоспорта. Автомобили GT теперь были расширены до Группы 3 (минимальное производство 1000 автомобилей) и Группы 4 для «Специальных автомобилей GT» (мин. = 500). Бывшая Группа 4 для спортивных автомобилей стала новой Группой 5 (мин. = 25), а прототипы остались Группой 6 . Ограничение на объем двигателя в 5 литров для спортивных автомобилей осталось, что позволило Porsche 917 и новому Ferrari 512 участвовать в гонках, хотя они были предупреждены, что к началу сезона 1972 года этот предел упадет до 3 литров. [ 2 ]
Автомобильный клуб Запада (ACO) теперь полностью соответствует техническим регламентам FIA. [ 3 ] Они также внесли изменения в правила соревнований. Теперь в каждой машине было разрешено по три гонщика, и водителю было разрешено (один раз) пересесть на другую машину той же марки во время гонки. [ 4 ] Максимальное время вождения было установлено на уровне 14 часов, до 240 минут за раз, с перерывом между сменами не менее одного часа. Ночное время, когда необходимо было использовать фары, было определено как период с 21:00 до 04:30, и были введены светящиеся номера автомобилей. Механические ограничения остались – дистанция в 25 кругов между дозаправками маслом и работать с машиной на перроне могли только 4 экипажа. Наконец, чтобы быть классифицированным, каждая машина должна была пройти последний круг за пятнадцать минут. Самым значительным изменением стала отмена знаменитого «старта Ле-Мана»: перебегать трассу, чтобы сесть в машину и завести ее. В этом году автомобили по-прежнему будут выстраиваться в эшелон, однако гонщики будут стартовать на полностью пристегнутых машинах (теперь полная гоночная привязь стала обязательной). [ 4 ] [ 3 ] Очередь из четырех флагманов теперь одновременно махала триколором, когда водители заводили машины и трогались с места. [ 2 ]
Еще 12 км дороги Armco были добавлены к трассе, завершив начатый в прошлом году проект по ограждению трассы защитными барьерами. Кроме того, углы Esses и Tertre Rouge были расширены и обновлены. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
Записи
[ редактировать ]В этом году на гонку было подано 96 заявок, из которых ACO приняла 62 для квалификации. В итоге на проверку прибыло 57 автомобилей, причем поровну между прототипами, спортивными автомобилями и автомобилями GT. Почти треть составляли просто очень мощные Porsche 917 или Ferrari 512, сильно вызвавшие общественный интерес. Значительными отсутствующими в этом году были Ford и Alpine . [ 4 ] Имея такой сильный список участников, ACO решила, что впервые после войны может отказаться от меньших классов объемом 1,3 и 1,6 литра. [ 2 ]
Категория | Классы | Прототип Группа 6 |
Спорт Группа 5 |
ГТ Группы 3+4 |
Общий записи |
---|---|---|---|---|---|
Большие двигатели | Классы >2,5 л | 12 (+1 резерв) | 21 | 2 | 35 (+1 резерв) |
Средние двигатели | Классы 2,0/2,5л | 4 (+1 резерв) | 1 (+2 резерва) | 6 (+7 резервов) | 11 (+10 резервов) |
Всего автомобилей | 16 (+2 резерва) | 22 (+2 резерва) | 8 (+7 резервов) | 46 (+11 резерв) |
После неудачного дебюта в 1969 году Porsche проделала обширную работу по исправлению устойчивости и надежности 917. После поражения от предположительно устаревшего автомобиля Porsche заключила контракт с Джоном Уайером и его командой автомобильных инженеров Gulf-JW, чтобы они стали официальным заводом-изготовителем. Поддерживаемая команда и партнер по развитию. [ 6 ] [ 7 ] Во время испытаний в Зельтвеге инженеру Wyer Джону Хорсманну пришла в голову идея увеличить прижимную силу за счет сопротивления, поэтому новый короткий хвост был отлит из алюминиевых листов, склеенных вместе. Это сработало, поскольку новое хвостовое оперение придало 917 лучшую устойчивость. [ 8 ] Новая версия получила название 917К ( куржек или «короткохвостый»). Новая аэродинамическая версия была разработана для Ле-Мана при поддержке внешнего консультанта Робера Шуле. [ 9 ] Модель 917 L ( langheck ) отличалась эффектным новым кузовом с «длинным хвостом» и крылом, которое имело очень низкое лобовое сопротивление. их окрестили « бэтмобилями ». В СМИ [ 6 ] Было доступно два двигателя: 4,5-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. и новая 4,9-литровая версия (590 л.с.). Большинство водителей предпочитали ездить на K, даже несмотря на то, что его максимальная скорость составляла 25 км/ч (15 миль в час). Лангек был менее стабильным, и ему требовалось гораздо больше концентрации , чтобы оставаться на трассе. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Заводские водители Porsche были унаследованы командой JWAE, выставившей на гонку три 917K. Лидирующей машиной управляли Джо Зифферт и Брайан Редман , уже выигравшие два этапа чемпионата. Педро Родригес (победитель Ле-Мана в 1968 году за Уайера) и Лео Киннунен на второй машине выиграли три гонки. У британцев Дэвида Хоббса и Майка Хейлвуда , которые в прошлом году водили Wyer's Ford, была третья машина с 4,5-литровым двигателем. [ 9 ] Четвертая заявка JWA 917K не была принята - пилотами должны были быть актер Стив Маккуин и действующий чемпион мира Формулы-1 Джеки Стюарт .
Как и Форд несколькими годами ранее, Porsche также поддерживала конкурирующую вторую заводскую команду, базирующуюся в Австрии (к большому удивлению Уайера). Новым Porsche Salzburg управляла Луиза Пиех , сестра Ферри Порше и мать технического директора компании Фердинанда Пиеха . Вик Элфорд / Курт Аренс управляли 4,9-литровым 917L, а швейцарская пара Рико Штайнеманн/Дитер Шпорри и ветераны Ханс Херрманн / Ричард Эттвуд имели 4,5-литровый Ks. [ 9 ]
Клиентская команда Martini Racing также получила некоторую поддержку от Porsche AG, которая была еще одним гонщиком 917L для Жерара Ларрусса и Вилли Каусена . Эффектная ливрея этого автомобиля представляла собой сложную схему вихрей и волн зеленого цвета на синем фоне. [ 12 ] Автомобиль получил прозвище « Автомобиль-хиппи» или « Психоделический Porsche» от команды и средств массовой информации и положил начало традиции Ле-Мана, посвященной специальным «арт-автомобилям». В финале 917 участвовали его владелец, финская гоночная команда AAW, и британский капер Дэвид Пайпер . Под руководством Гийса ван Леннепа этот 917 уже доказал свою конкурентоспособность на протяжении всего чемпионата. [ 12 ]
В июне 1969 года Энцо Феррари продал половину своей компании Fiat , и на эти деньги, как и Porsche, было профинансировано строительство необходимых 25 автомобилей для его нового автомобиля группы 5: Ferrari 512S . Созданный на базе 612, автомобиля Ferrari группы 7 Can-Am, он имел 5,0-литровый двигатель V12 мощностью 550 л.с. После победы в Себринге у автомобиля повысилась надежность и была построена аэродинамическая версия с длинным хвостом ( coda lunga ). Для Ле-Мана подготовили восемь таких автомобилей. Четверо были в рабочей команде во главе с двумя гонщиками Формулы-1 Джеки Иксом и Клэем Регаццони в паре со специалистом по преодолению подъемов Питером Шетти и Артуро Мерцарио соответственно. Икс получил травму после того, как сбежал из горящей машины на Гран-при Испании у него случилась утечка топлива в Спа . , а затем всего две недели назад [ 13 ] На других машинах были победитель Ле-Мана Нино Ваккарелла с Игнацио Джунти и молодые гонщики Формулы-1 Дерек Белл и Ронни Петерсон . [ 14 ] Белл заменил Жана Гише , который получил травму в дорожно-транспортном происшествии и пропустил свою первую гонку в Ле-Мане с 1959 года. [ 6 ]
Клиентские команды Ferrari также были оснащены 512S. У Scuderia Filipinetti было три машины под руководством опытных водителей. Майк Паркс / Герберт Мюллер и шведы Джо Боннье / Рейн Виселль в длиннохвостых; и итальянцы Джанпьеро Моретти /Коррадо Манфредини (и его Скудерия Пиккио Россо). У Североамериканской гоночной команды (NART) было два: длиннохвостый, которым управляли американцы Сэм Поузи / Ронни Бакнум , и стандартный для Хельмута Келленерса / Георга Лооса (и его команды Gelo Racing). Бывшие постоянные игроки Ecurie Francorchamps также вошли в состав, вернувшись после четырехлетнего отсутствия. Также была представлена новая испанская команда Escuderia Montjuich, которая использовала вариант «Spyder» с открытым верхом. [ 15 ] [ 11 ]
Единственными другими машинами в большом классе группы 5 была пара Lola T70 . Однако даже несмотря на то, что 5-литровый Chevrolet развивал почти 500 л.с., они уже не могли сравниться с Porsche и Ferrari. [ 16 ]
В этом году не ожидалось, что 3-литровые прототипы смогут конкурировать с мощью больших Porsche и Ferrari. Матра не участвовал в чемпионате, чтобы сконцентрироваться на победе в Ле-Мане. Однако разработка нового MS660 была трудной, и был готов только один — доверенный завод гонщикам Анри Пескароло и Жан-Пьеру Бельтуазу . Несмотря на использование модернизированного двигателя F1 V12 (снова настроенного на 420 л.с.), он оказался медленнее, чем два представленных MS650 . MS650 с длинным хвостом управлялся Джеком Брэбэмом / Франсуа Севером , а Патрик Депайе / Жан-Пьер Жабуй имел версию с коротким хвостом. [ 17 ] [ 13 ] [ 11 ]
Autodelta , гоночное подразделение Alfa Romeo , вернулась в Ле-Ман после трудного года. У них была последняя версия Т33 . 3-литровый двигатель V8 развивал мощность 400 л.с., а его удлиненный формат позволял развивать скорость до 25 км/ч (15 миль в час). Команда привезла четыре машины и имела сильный состав гонщиков, в который вошли Рольф Штоммелен (из Porsche) и Нанни Галли (из Matra). У остальных были Пьерс Кураж / Андреа де Адамич , Мастен Грегори / Тойне Хеземанс и Карло Фасетти /Теодоро Дзекколи. [ 18 ] [ 11 ]
У Porsche были свои Spyder 908/02, которые в прошлом году пользовались большим успехом. Мартини управлял двумя такими машинами для Линса/ Марко и Сперри/де Кортанца. [ 19 ] , представила 908 Spyder актера Стива МакКуина Компания Solar Productions, кинокомпания . Управляемый Гербертом Линге и Джонатаном Уильямсом, он был оснащен камерами для записи гонок для фильма МакКуина. NART купила заводские автомобили 312P у Ferrari, и два из них были представлены в категории прототипов. [ 20 ] Healey вернулся со своим прототипом в третий (и последний) раз, теперь уже в виде спайдера с открытым верхом и с более крупным Repco 3-литровым двигателем V8 . Его будут вести Роджер Эневер и Эндрю Хеджес.
В категории двигателей меньшего размера присутствовал новый производитель. Французский автогонщик, ставший автопроизводителем, Ги Лижье имел свой новый прототип JS-1 с 1,8-литровым двигателем Ford- Cosworth FVC мощностью 240 л.с. Лижье сам управлял им вместе с Жан-Клодом Андруэ . [ 21 ] Помимо пары частных Porsche 910, было еще три Chevron B16 с разными двигателями, самым интересным из которых была инновационная Mazda Wankel-rotary . [ 22 ]
В категории GT снова доминировали частные Porsche 911. Многие были модернизированы новым 2,2-литровым двигателем. Появилась также новая модель Porsche – 914/6. Шестицилиндровый оппозитный двигатель объемом 1991 куб.см развивал мощность 100 л.с., а автомобиль был на 40 кг легче, чем конкурирующие 911-е. В нем участвовала французская команда Sonauto «Toto» Вейе , им управляли Ги Шассей и Клод Балло-Лена . [ 23 ] Сам Вейе как гонщик принес Porsche первую победу в классе в Ле-Мане еще в 1951 году .
Специалист по ралли Анри Гредер предоставил два Chevrolet Corvette , самые большие автомобили в списке участников. [ 11 ] Несмотря на то, что у General Motors официально был давний запрет на участие в гонках и поддержку частных лиц, у него был новый кабриолет, а свою предыдущую машину он продал компании Ecurie Léopard Клода Обрие. 7-литровые двигатели теперь развивали мощность 560 л.с. и максимальную скорость 305 км/ч (190 миль в час). [ 24 ]
Упражняться
[ редактировать ]Как и ожидалось, длиннохвостые 917-е оказались чрезвычайно быстрыми. Но именно Педро Родригес задал первоначальный темп на Wyer 917K, побив рекорд круга Стоммелена на секунду с результатом 3:21,9. Хотя Ferrari и не такие быстрые, как длиннохвостые, они все же были быстрее, чем 917K, и Нино Ваккарелла произвел настоящий фурор в первую ночь тренировки, показав лучшее время - 3:20,0. Затем Вик Элфорд вышел в четверг и показал результат 3:19,8, что немного быстрее, чем Ваккарелла, и завоевал поул-позицию. [ 10 ]
Порше Уайера были третьим и пятым, их разделила Феррари Мерцарио, затем следовал ряд Феррари: два других заводских автомобиля Икса и Белла и два автомобиля Филиппинетти Паркса и Визелла. Самым медленным из квалификационных 917 стал третий автомобиль Porsche-Зальцбург Херрманна/Эттвуда, показавший результат 3:32,6 после проблем с тормозами и стартовавший 15-м. [ 9 ] [ 25 ]
Прямо перед ним, на 14-м месте, шла самая быстрая из прототипов – Matra из Brabham/Cevert (3:32,2), опередившая Alfa Romeo Стоммелена на 17-м месте. Тем не менее, после года разработки Matras разочаровали: они оказались на три секунды медленнее, чем 3-литровые Porsche прошлого года. [ 13 ] Лучшим из 2-литровых автомобилей стал новый Ligier (4:03,4), а самым быстрым GT стал Leopard Corvette (4:07,2).
Самый важный момент тренировки произошел в среду вечером, когда 908-й Дитера Сперри и Matra Джека Брэбэма одновременно прибыли на Ford Chicane. Автомобиль Сперри развалился и загорелся, но водитель выбрался, получив лишь легкие ранения. Однако, сильно потрясенный пережитым и травмой ноги, он впоследствии не прошел медицинское обследование, и две машины, в которые он въехал (третий Зальцбург 917 и разбитый Мартини 908), были отозваны. [ 19 ] [ 13 ] [ 26 ] [ 11 ]
Смущающей особенностью тренировки в среду стало огромное количество проколов: только у команды JWA их было десять, а у Ferrari — шесть. Менеджер группы JWA Дэвид Йорк объяснил это чрезмерным количеством болтов и деталей, оставленных бригадами Armco накануне. Возможно, свою роль сыграли также широкие мягкие шины и жаркие летние температуры, но перед тренировочными сессиями в четверг трасса была пройдена. [ 10 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]После очень жаркой недели в пятницу днем начались грозы, а ночью пошел дождь. Хотя к моменту старта гонки прогнозировались дальнейшие штормы, погода была пасмурной, но сухой. Большинство машин, которые стояли в ряд на мокрых шинах, перед стартом были быстро заменены на слики. [ 10 ]
После серьезных аварий (в том числе одного со смертельным исходом) вскоре после старта предыдущих двух лет, когда водители не пристегнули ремни безопасности, чтобы сэкономить время, ACO окончательно отменила традиционный «старт Ле-Мана». В этом году автомобили были выстроены в эшелон (но под меньшим углом, чтобы облегчить побег), причем водители были полностью пристегнуты и пристегнуты перед стартом. [ 27 ] С 1971 года гонки начинались с катящегося старта. [ 28 ] Возвращаясь в этом году к обычному времени начала в 16:00, приглашенным стартером в этом году стал доктор Ферри Порше , что ознаменовало 20-летие участия Porsche. [ 29 ] Все ушли гладко, и в конце первого круга Элфорд опередил Зифферта и Родригеса, а затем Феррари Мерцарио и Ваккареллы. [ 13 ] [ 5 ] Уже через три круга они начали притирать хвостовые части. [ 10 ]
Но всего через семь кругов Ferrari Ваккареллы оказалась в боксах со сломанным коленвалом и выбыла из игры. Вскоре за ней последовала Alfa Gregory/Hezemans с разбитым двигателем, а затем на 23-м круге, после первых пит-стопов, Alfa сошла с дистанции на JWA 917K Педро Родригеса , который остановился в Арнаже с перегоревшей двигатель из-за отказа вентилятора охлаждения. [ 8 ] [ 10 ] После того, как Элфорд установил новый рекорд круга, он и Зифферт установили явное преимущество в передней части поля и начали чередовать лидерство.
В 17.30 наконец пошел дождь. Вскоре после этого Рейне Визелль , едва способный видеть сквозь залитое маслом лобовое стекло своего Ferrari, замедлил ход на обочине дороги, приближаясь к очень быстрому и сложному повороту Maison Blanche (англ. Белый дом ). Внезапно четыре сражающихся Феррари набрали скорость: Поузи на машине НАРТ промчался мимо. Незаметно Регаццони врезался в Уизелла, за которым последовала машина Паркса, которая загорелась. Дебютанту Ле-Мана Дереку Беллу удалось обогнать Визелла, но из-за чрезмерных переключений коробки передач его двигатель превысил обороты, и через полкруга на Mulsanne Straight машина сломалась . Ferrari одним ударом уничтожила четырех своих ведущих соперников, но единственной травмой стал Паркс с небольшими ожогами ноги. [ 14 ] [ 13 ]
Несколько кругов спустя дождь стал причиной еще одной аварии, когда Карло Фасетти развернул свою Alfa на Dunlop Curve, врезавшись в барьеры. Он вылез из машины и побежал обратно в боксы за двумя сменными колесами, когда Майк Хейлвуд на своем последнем круге на сликах на третьем Wyer Porsche врезался в припаркованную Alfa Romeo. [ 9 ] осталось только трое из 10 лучших квалификационных турниров. [ 29 ]
Ночь
[ редактировать ]Около 20:00, когда наступили сумерки, дождь стал проливным, из-за чего многие машины покатились на коньках. Хельмут Келленерс врезался в барьер на трассе Эссес, уклонившись от вращающейся машины. Гийс ван Леннеп квалифицировал 917 команды AAW Racing под 11-м местом, и с истощением они поднялись на 3-е место к 22:00, когда его соучастник и пилот Дэвид Пайпер развернул его на Esses, толкнув барьер и повредив переднюю подвеску. [ 12 ] Из-за дефектной партии деталей, поставленных сторонними производителями, все три Matras сошли с дистанции с протекающими поршневыми кольцами с разницей в десять кругов друг от друга, когда Брэбэм и Север лидировали в прототипах и заняли 7-е место. [ 17 ] Французский вызов рассеялся в течение четырех часов.
Именно сейчас мастерство Джеки Икса вышло на первый план. В то время как другие действовали с осторожностью, он наверстывал время, выведя Ferrari на третье место, несмотря на дискомфорт в теле. [ 13 ] Когда Porsche Элфорда и Аренса пришлось выйти на пит-стоп из-за неуправляемого управления (это было связано с медленным проколом и падением их на 5-е место), он поднялся на второе место в полночь. Вскоре после этого ван Леннеп ехал по Mulsanne Straight на AAW 917 со скоростью около 290 км/ч, когда у него лопнуло колесо, возможно, из-за предыдущего повреждения. Его умение удерживало его на земле и на стене, но повреждение шасси было слишком серьезным, чтобы продолжать движение. [ 12 ] Alfa Romeo де Адамич/Courage лидировала в Prototypes, заняв 6-е место, пока длинный пит-стоп перед полуночью не задержал ее. В следующую смену на подходе к боксам у Courage закончилось топливо, и ему пришлось выйти и толкнуть его. Когда он прибыл, его толкали пять человек, и для возобновления работы требовался толчок – все это незаконно по правилам, но чиновники либо не могли, либо не видели этого. [ 30 ]
В 1.45 эпическая атака Икса подошла к трагическому концу. Он пытался оторваться от Зифферта, когда у Ferrari отказали задние тормоза при приближении к шикане Ford. Он врезался в мокрую песчаную отмель и пролетел над ней, загорелся, убив маршала трассы Жака Аргу и ранив еще одного. Сам Икс не пострадал. [ 14 ] [ 13 ] [ 31 ] После того, как все четыре заводских Ferrari были выброшены, вызов Ferrari перед Porsche был фактически завершен.
Porsche Зифферта/Редмана JWAE продолжал уверенно ехать, к 2 часам ночи вырвавшись вперед на 10 кругов. [ 8 ] Так продолжалось до тех пор, пока Зифферт случайно не пропустил переключение передач и не сломал двигатель. Таким образом, к перерыву лидерство перешло к третьей машине Porsche-Зальцбурга — Херрманн/Эттвуд (176 кругов), которая стабильно ехала по кругу и уверенно поднималась со своего скромного 15-го места на стартовой решетке. Психоделический длиннохвостый Мартини был вторым, отстав на три круга. Но вскоре вода попала в электрику и он потерял время, опустившись на два места. Элфорд/Аренс вернулись на 3-е место (172 круга), а Lins/Marko 908, занявший 4-е место (171 круг), имел удобное преимущество на 5 кругов в группе 6 над Alfa Romeo Стоммелена, занявшим 5-е место.
Утро
[ редактировать ]На рассвете погода превратилась из сильного дождя в грозу. В 6 утра, после 16 часов, Porsche по-прежнему удерживали первые четыре места: Херрманн/Эттвуд лидировали, «длиннохвостый» Элфорд/Аренс вернулся на второе место, Lins/Marko 908 занял третье место (и первый прототип), а Ларрусс/Каусен Мартини - «длиннохвостый» на четвертом месте. Пятым был Stommelen/Galli Alfa Romeo, опередивший Ferrari NART (Posey/Bucknum) и Ecurie Francorchamps (Fierlandt/Walker) и NART 312P (соперник Alfa в категории прототипов). Французский Porsche 914 лидировал в категории GT, заняв 10-е место, в потрясающей борьбе с Corvette Гредера и Ecurie Luxembourg 911. Половина участников уже вышла на пенсию.
В 8 утра Stommelen/Galli Alfa, только что обогнанная NART Ferrari, не смогла уйти с пит-стопа без старта, за что впоследствии была дисквалифицирована в течение часа. [ 13 ] Затем в 8.30 утра, через 18 часов, 917 Элфорда остановился из-за проблем с двигателем. Дождь наконец утих, и к 9:30 утра трасса практически высохла. [ 30 ] Это позволило Ларруссу/Каусену ускорить темп, и к полудню они поднялись на второе место и приступили к попыткам догнать лидеров. [ 12 ] Поле было широко разбросано: Херрманн/Эттвуд опережали два Porsche Martini на 5 кругов (282 круга), на комфортные 15 кругов опережали Феррари Поузи/Бакнума и еще на 12 кругов опережали бельгийскую Феррари (250 кругов) с NART 312P Адамовича / Парсонса на 6-м месте (237 кругов). [ 30 ] [ 32 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]За последние часы большинство лидирующих позиций остались неизменными. Два оставшихся Chevron большую часть второй половины гонки ехали позади поля после того, как оба нуждались в ремонте двигателей. После того, как один из двигателей BMW вышел из строя, более быстрый автомобиль с двигателем Cosworth остался единственным выжившим в классе 2-литровых прототипов. Однако его остановили всего за 90 минут до конца. [ 22 ] Прототип Хили, у которого большую часть гонки были проблемы с коробкой передач, требовал ремонта. За менее чем четверть часа и два круга до финиша и все еще на 14-м месте Роджер Эневер отправился на последний круг, но ради доли в 10 центов двигатель остановился на Mulsanne Straight, и машина не перезапускать. [ 33 ] [ 34 ] Пережив «Матры» и «Альфы», NART 312P поднялся на 6-е место, но за 3 часа до финиша у него произошла серьезная осечка. Замена свечей зажигания заняла много времени, и команда знала, что они не достигнут заданной дистанции. Когда на последнем круге, приближающемся к Maison Blanche, электрика наконец собралась, зрители перепрыгнули через забор и помогли Адамовичу дойти до линии, 10-й машины домой. [ 35 ]
Ханс Херрманн и Ричард Эттвуд на своем красно-белом Porsche Salzburg 917K под номером 23 выиграли с преимуществом в пять кругов. что стало отличным дебютом для новой команды Martini Racing . Жерар Ларрус и Вилли Каусен стали вторыми на психоделическом длиннохвостом 917, [ 36 ] а результат 908/02 Руди Линса и Хельмута Марко был третьим. Несмотря на очень грубое и ошибочное рулевое управление, Ferrari Posey/Bucknum NART продолжила движение и заняла четвертое место. Бельгийская Ferrari была пятой, преодолев необходимую дистанцию на один круг. Хотя французский Corvette был первым домом GT, он не преодолел требуемую минимальную дистанцию, поэтому приз GT достался 914/6 на трассе Балло-Лена/Шассей, финишировавшем на круг позади. Они прекрасно проехали, не меняя тормоза и даже шины. [ 23 ] Тремя кругами дальше был Ecurie Luxembourg 911.
В гонках «24 часа Ле-Мана», обычно наполненных изнурением, это была доминирующая победа Porsche: из шестнадцати автомобилей, участвовавших в конце, двенадцать были Porsche, а все трое лучших были прототипами Porsche. Ни один из заводских Ferrari, Alfas или Matras не финишировал в гонке, и финишировали только два частных Ferrari. Однако многие Porsche 911 замедлились из-за ужасной погоды и преодолели недостаточное расстояние для классификации. Помимо финиша 1-2-3, Porsche выиграл все четыре класса, в которых были финишеры. Модель 908, занявшая третье место, получила индекс производительности, а Martini 917 выиграл индекс тепловой эффективности.
Ханс Херрманн был ветераном гонок в возрасте 42 лет в своем 13-м Ле-Мане, выступал за Mercedes и Porsche в Формуле-1 и пережил опасные гонки Mille Miglia и Carrera Panamericana 1950-х годов. Он пообещал своей жене бросить гонки, если он наконец выиграет Ле-Ман, успех, которого он упустил едва на 120 метров в 1969 году. Поэтому он немедленно ушел в отставку, к большому удивлению своей команды Porsche Salzburg. Для человека, чья карьера в Porsche началась в 1953 году, когда появился первый среднемоторный автомобиль Porsche, модель 550 , вполне уместно было присутствовать там, когда марка, наконец, с 20-й попытки одержала желанную безоговорочную победу в Ле-Мане.
Позже в том же году FIA признала, что погода серьезно повлияла на GT Corvette, поскольку его целевая дистанция была смещена из-за его 7-литрового двигателя по сравнению с Porsche, и присудила ему очки за первое место в GT Cup. ACO не изменила свои результаты, но отправила Гредеру чек, эквивалентный призовым деньгам победителей GT. [ 24 ] АСО также опубликовала коммерческую информацию: 300 000 зрителей, около половины из них платят за вход. Около 10% составляли иностранцы, которых контролировали еще 40 000 чиновников, полиции, сотрудников служб экстренной помощи, журналистов и торговцев. Триста коммерческих объектов (бары, кафе, ярмарочные площади) собрали 6,5 миллионов франков, еще 7 миллионов — от рекламы, что едва покрыло расходы на проведение забега. Схема использовала электроэнергию, эквивалентную 80-тысячному городу, и было совершено более 2,5 миллионов телефонных звонков. [ 37 ]
Однако это был еще один ужасный год с точки зрения смертности и травм водителей. Всего за две недели до гонки бывший победитель Ле-Мана Брюс Макларен погиб, тестируя свою новую машину. Пирс Кураж, управлявший Alfa Romeo в этой гонке, погиб во время Гран-при Нидерландов Формулы-1 . Чтобы подчеркнуть проблему безопасности, Йохен Риндт , победитель Ле-Мана 1965 года, погиб в Монце, став единственным посмертным чемпионом мира Формулы-1. [ 38 ]
Тридцать лет спустя Мартини Порше, занявший второе место, и его психоделическая окраска были признаны общественным опросом «Автомобилем века в Ле-Мане». [ 12 ] [ 39 ]
Фильм Стива МакКуина «Ле-Ман»
[ редактировать ]Примечательным участником забега в этом году стала компания Solar Productions, Стива МакКуина кинокомпания , которая в Ла-Сарте сняла художественный фильм, посвященный забегу, режиссер Джон Стерджес . МакКуин, в то время одна из самых прибыльных звезд боевиков Голливуда, купил Porsche 908 Spyder для участия в гонках. С Питером Ревсоном в качестве штурмана он пришел вторым на гонке « 12 часов Себринга» в начале года, отстав от победителя Ferrari всего на 20 секунд. Ему предложили разделить Porsche 917 JWAE с действующим чемпионом мира Формулы-1 Джеки Стюартом, но его компания по страхованию жизни отказалась покрыть его расходы на участие в Ле-Мане. Однако JWAE предоставила для фильма две машины и несколько механиков. Модель 908 была заявлена на участие в гонке и оснащена камерами для записи видеозаписи гонок на трассе. [ 40 ] [ 41 ]
Счастливая победа команды Gulf-Porsche в сценарии, компания Porsche предоставила заводскому гонщику Герберту Линге управлять автомобилем с камерой вместе с Джонатаном Уильямсом . По той же причине Энцо Феррари отказался предоставить какие-либо автомобили для фильма, а изображенные в фильме Феррари были поставлены компанией Жака Свотерса Ecurie Francorchamps . [ 40 ]
Однако после съемок первых двух кругов и ямы для смены камеры машина задержалась из-за проблемного стартера. Сильный дождь также поставил под угрозу возможность съемки гонок при дневном свете. Несмотря на это, машина собрала более 250 000 футов пленки, хотя частые остановки означали, что машина не могла преодолеть достаточное расстояние для классификации. [ 40 ]
Помимо использования автомобиля, Солар заранее провела съемку во время апрельских тестовых выходных и разместила шесть камер по всей трассе. Хотя ACO была непреклонна в том, что операторы не должны располагаться перед барьерами безопасности на трассе. Компания Solar также арендовала трассу на 12 недель после гонки и имела под рукой 26 спортивных автомобилей и прототипов. Старые Лолы были переделаны и использованы в сценах крушения. Также присутствовали несколько гонщиков гонки, в том числе Эттвуд, Белл, Элфорд, Галли, Жабуй, Паркс, Редман, Зифферт, Спорри и Стоммелен. В августе Дерек Белл получил легкие ожоги, когда его Ferrari внезапно загорелся. Позже Дэвид Пайпер попал в гораздо более серьезную аварию, когда на его Porsche на скорости лопнуло колесо. Автомобиль врезался в ограждения по обе стороны трассы и разломился на две части. Хотя Пайпер выжил, ему пришлось ампутировать нижнюю часть правой ноги. [ 40 ] [ 41 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 42 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 5.0 |
23 | Конструкции Порше - Зальцбург |
Ганс Херрманн Ричард Эттвуд |
Порше 917 К | Порше 4.5л F12 | Г | 343 |
2 | С 5.0 |
3 | Мартини Интернэшнл Гоночная команда |
Жерар Ларрусс Вилли Каусен |
Порше 917 Л | Порше 4.5л F12 | Г | 338 |
3 | П 3.0 |
27 | Мартини Интернэшнл Гоночная команда |
Хельмут Марко Руди Линс |
Порше 908 /2LH | Порше 3.0L F8 | Д | 335 |
4 | С 5.0 |
11 | Североамериканская гоночная команда | Ронни Бакнум Sam Posey |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Г | 313 |
5 | С 5.0 |
12 | Экюри Франкоршам | Барон Хьюз из Фирландта Алистер Уокер |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 305 |
Н/З * | ГТ +5.0 |
2 | Гредер Расинг (частный абитуриент) |
Генри Гредер Жан-Пьер Руже |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Г | 286 |
6 | ГТ 2.0 |
40 | Заведения Соавто | Клод Балло-Лена Ги Шассель |
Порше 914/6 ГТ | Порше 1991cc F6 | Д | 285 |
Н/З * | П 3.0 |
29 | Солнечное производство [ 43 ] | Герберт Линге Джонатан Уильямс |
Порше 908/2 (Машина с камерой) |
Порше 3.0L F8 | Г | 282 |
7 | ГТ 2.5 |
47 | Экюри Люксембург | Николас Кооб Эрвин Кремер |
Порше 911 С | Порше 2253cc F6 | Д | 282 |
Н/З * | П 3.0 |
57 (бронировать) |
Североамериканская гоночная команда | Тони Адамович Чак Парсонс |
Феррари 312P купе | Феррари 3.0л V12 | Г | 281 |
Н/З * | ГТ 2.5 |
62 (бронировать) |
Р. Мацция (частный абитуриент) |
Рене Мацция Пьер Моруа |
Порше 911 С | Порше 2195cc F6 | 275 | |
Н/З * | ГТ 2.0 |
42 | Вики Гоночная команда | Сильвен Гарант Гай Верье |
Порше 911 Т | Порше 1991cc F6 | 271 | |
Н/З * | ГТ 2.0 |
67 (бронировать) |
Ж. Декомель (частный абитуриент) |
Жак Дешомель Жан-Клод Паро |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 271 | |
Н/З * | ГТ 2.5 |
45 | К. Лоран (частный абитуриент) |
Клод Лоран Жак Маркет |
Порше 911 С | Порше 2195cc F6 | 262 | |
Н/З * | ГТ 2.0 |
64 (бронировать) |
К. Халди (частный абитуриент) |
Джин Сейдж Пьер Груб |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | 254 | |
Н/З * | ГТ 2.0 |
66 (бронировать) |
Р. Туруль (частный абитуриент) |
Жан-Клод Ланье Клод Светлик |
Порше 911 С | Порше 1991cc F6 | Д | 231 |
- ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку пройдено недостаточное расстояние.
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | П 3.0 |
34 | Дональд Хили Мотор Компани | Роджер Эневер Эндрю Хеджес |
Хили SR XR37 | Репко 740 3,0 л V8 | Д | 264 | Электрика (24 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
25 | Конструкции Порше - Зальцбург |
Вик Элфорд Курт Аренс мл. |
Порше 917 Л | Порше 4.9л F12 | Г | 225 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
36 | Автодельта С.п.А. | Пирс Кураж Андреа де Адамич |
Альфа Ромео Т33/3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Ф | 222 | Двигатель (20 часов) |
ДСК | П 3.0 |
35 | Автодельта С.п.А. | Рольф Стоммелен Нанни Галли |
Альфа Ромео Т33/3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Ф | 220 | Внешняя помощь (11 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
49 | Шеврон Гоночная команда | Ян Скейлс Джон Хайн |
Шеврон Б16 | Форд Cosworth FVC 1771cc S4 | Д | 213 | Двигатель (24 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
44 | Шеврон Гоночная команда | Клайв Бейкер Дигби Мартленд |
Шеврон Б16 | БМВ 1992cc S4 | Д | 187 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | П 2.5 |
61 (бронировать) |
Вики Гоночная команда | Андре Вики Жан-Пьер Анрио |
Порше 907 | Порше 2195cc F6 | 161 | Дроссель (17 часов) | |
ДНФ | С 5.0 |
20 | JW Автомобильная инженерия | Да, Зифферт Брайан Редман |
Порше 917 К | Порше 4.9л F12 | Ф | 156 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
5 | СпА Феррари СЕФАК | Джеки Икс Питер Шетти |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 142 | Несчастный случай (11 часов) |
ДНФ | ГТ 2.5 |
63 (бронировать) |
Рей Расинг (частный абитуриент) |
Жак Кинг Бернар Шеневьер |
Порше 911 С | Порше 2247cc F6 | Д | 132 | Несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
9 | Эскудерия Монжуик | Хосе Хункаделла Хуан Фернандес |
Феррари 512 С Спайдер | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 130 | Несчастный случай (12 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
60 (бронировать) |
Г. Верье (частный абитуриент) |
Даниэль Рувейран Вилли Мейер |
Порше 910 | Порше 1991cc F6 | 128 | Тормоза (15 часов) | |
ДНФ | ГТ 2.5 |
65 (бронировать) |
Харт Лыжные гонки Клод Халди |
Клод Халди Артур Бланк |
Порше 911 С | Порше 2247cc F6 | Д | 124 | Передача инфекции (19 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
46 | К. Пуаро (частный абитуриент) |
Кристиан Пуаро Эрнст Краус |
Порше 910 | Порше 1991cc F6 | Д | 120 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
18 | Дэвид Пайпер Автогонки Гоночная команда AAW |
Дэвид Пайпер Гийс ван Леннеп |
Порше 917 К | Порше 4.5л F12 | Г | 112 | Несчастный случай (11 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
16 | Скудерия Филиппинетти Конюшня Пиккио Россо |
Коррадо Манфредини Джанпьеро Моретти |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Г | 111 | Передача инфекции (13 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
4 | Гоночная команда VDS | Тедди Пилетт Гюстав «Таф» Госслен |
Лола Т70 Мк. IIIБ | Шевроле 4.9л V8 | Ф | 109 | Передача инфекции (10 часов) |
ДНФ | ГТ 2.5 |
43 | Ж.-П. Предстоящий (частный абитуриент) |
Жан-Пьер Габан Вилли Брайяр |
Порше 911 С | Порше 2195cc F6 | Д | 109 | Передача инфекции (11 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
31 | Команда Матра Эльф | Жан-Пьер Бельтуаз Анри Пескароло |
Матра-Симка MS660 | Матра 3,0 л V12 | Г | 79 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
32 | Команда Матра Эльф | Джек Брэбэм Франсуа Север |
Матра-Симка MS650 | Матра 3,0 л V12 | Г | 76 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
30 | Команда Матра Эльф | Патрик Депайлер Жан-Пьер Жабуй |
Матра-Симка MS650 | Матра 3,0 л V12 | Г | 70 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | ГТ 2.5 |
59 (бронировать) |
Ж. Эгрето (частный абитуриент) |
Жан Эгрето Жан Мезанж |
Порше 911 С | Порше 2247cc F6 | Д | 70 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
50 | Автомобили Лижье | Гай Лижье Жан-Клод Андруэ |
Лижье JS1 | Форд Cosworth FVC 1786cc S4 | Д | 65 | Электрика (8 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
10 | Североамериканская гоночная команда Гело Racing Team |
Георг Лоос Хельмут Келленерс |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Г | 54 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
22 | JW Автомобильная инженерия | Дэвид Хоббс Майк Хейлвуд |
Порше 917 К | Порше 4.5л F12 | Ф | 49 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | П 3.0 |
38 | Автодельта С.п.А. | Теодоро Дзекколи Карло Фасетти |
Альфа Ромео Т33/3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Ф | 43 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
7 | СпА Феррари СЕФАК | Дерек Белл Ронни Петерсон |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 39 | Несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
8 | СпА Феррари СЕФАК | Артуро Мерцарио Клэй Регаццони |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 38 | Несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | ГТ +5.0 |
1 | Леопардовая конюшня | Жан-Клод Обрие Джозеф Бурдон |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Г | 37 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | С 5.0 |
15 | Скудерия Филиппинетти | Майк Паркс Герберт Мюллер |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Г | 37 | Несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
14 | Скудерия Филиппинетти | Да, Боннье Рейн Визелл |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Г | 36 | Несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
21 | JW Автомобильная инженерия | Педро Родригес Лео Киннунен |
Порше 917 К | Порше 4.9л F12 | Ф | 22 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | П 2.0 |
48 | Международная гоночная команда Levi's | Джулиан Вернев Ив Депре |
Шеврон Б16 | Мазда 10А Двухроторный (эквивалент 1964cc) |
Д | 19 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | С 5.0 |
6 | СпА Феррари СЕФАК | Нино Ваккарелла Игнацио Джунти |
Феррари 512 С | Феррари 5,0 л V12 | Ф | 7 | Двигатель (1 час) |
ДНФ | П 3.0 |
37 | Автодельта С.п.А. | Тойне Хеземанс Мастен Грегори |
Альфа Ромео Т33/3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Ф | 5 | Двигатель (2 часа) |
Источники: [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | С 5.0 |
17 | Гоночная команда Гранд Багамских островов | Робин Ормс Давид Пророк |
Лола Т70 Мк. IIIБ | Шевроле 4.9л V8 | Не прошел квалификацию |
DNS | П 3.0 |
28 | Мартини Интернэшнл Гоночная команда |
Андре де Кортанце Дитер Сперри Руди Линс |
Порше 908/2 | Порше 3.0L F8 | Практика несчастного случая |
DNS | П 3.0 |
39 | Североамериканская гоночная команда | Тони Адамович Sam Posey |
Феррари 312P купе | Феррари 3.0л V12 | Запасной автомобиль |
DNS | ГТ 2.5 |
41 | Вики Гоночная команда | Сильвен Гарант Жан Мезанж |
Порше 911 С | Порше 2195cc F6 | снято |
DNQ | С 2.0 |
68 | Р. Джонсон (частный абитуриент) |
Рой Джонсон Эрвин Барнс |
Шеврон Б8 | БМВ 1991cc S4 | Не прошел квалификацию |
ДНК | С 5.0 |
24 | Конструкции Порше - Зальцбург |
Ганс-Генрих «Рико» Штайнеманн Дитер Сперри |
Порше 917 К | Порше 4.5л F12 | снято |
ДНК | С 5.0 |
26 | JW Автомобильная инженерия | Джеки Стюарт Стив МакКуин |
Порше 917 К | Порше 4.5л F12 | снято |
ДНК | П 2.5 |
54 | Г. Верье (частный абитуриент) |
Гай Верье Фредерик Мураль |
Порше 907 | Порше 2.2L F6 | Бронировать |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип Победители |
Сорт | Спорт Победители |
Сорт | ГТ Победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прототип 3000 |
#27 Порше 908/2 левый | Марко / Линс | Спорт 5000 |
#23 Порше 917К | Херрманн / Эттвуд | Гранд Туринг >2500 |
нет финишеров | |
Прототип 2500 |
нет финишеров | Спорт 2500 |
нет участников | Гранд Туринг 2500 |
#47 Порше 911 S | Игла/Кремер* | ||
Прототип 2000 |
нет финишеров | Спорт 2000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 2000 |
#40 Порше 914/6 GT | Бюллетень-Лена / Шассей |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 48 ] [ 47 ]
- Примечание . Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – В. Элфорд, Porsche 917L №25 – 3:19,8 секунды; 242,69 км/ч (150,80 миль в час)
- Самый быстрый круг – В. Элфорд, Porsche 917L №25 – 3:21,0 секунды; 241,24 км/ч (149,90 миль в час)
- Победная дистанция - 4607,59 км (2863,02 миль)
- Средняя скорость победителя - 192,00 км/ч (119,30 миль в час)
- Посещаемость –300 000 [ 37 ]
Международный чемпионат по турнирной таблице
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, 8-й тур из 10. [ 49 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | Порше | 63 (69)* |
2 | Феррари | 36 (38)* |
3 | Альфа Ромео | 4 |
4 | Измерение | 4 |
5 | Шевроле | 2 |
- Примечание . В окончательные очки чемпионата засчитываются только 7 лучших результатов из 10. Полная сумма, заработанная на сегодняшний день, указана в скобках.
- Цитаты
- ^ «Добро пожаловать в Autosports Marketing Associates, LTD.!» . Архивировано из оригинала 7 августа 2008 г. Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2011, стр.18
- ^ Jump up to: а б с Moity 1974, p.126
- ^ Jump up to: а б с Клаусагер 1982, стр.161-3.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный год 1970, стр.204
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.88-9: Autosport, 11 июня 1970 г.
- ^ Весна 2001 г., стр.163.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.23-4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Спорринг 2011, стр.20-2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1997, стр.94-6: Autocar, 18 июня 1970 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Автомобильный год 1970, стр.202
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стимулирование 2011, стр.27
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк 1997, стр.90-3: Road & Track, сентябрь 1970 г.
- ^ Jump up to: а б с Спонсорство 2011, стр.28-9.
- ^ Сперринг 2011, стр.31.
- ^ Сперринг 2011, стр.39.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.35
- ^ Сперринг 2011, стр.36.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.38
- ^ «Тони Адамович, Ле-Ман 1970 года, Ferrari 312P» .
- ^ Сперринг 2011, стр.41.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.42
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.32
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.33
- ^ Весна 2001 г., стр.166.
- ^ Кларк 1997, стр.101: Motor, 20 июня 1970 г.
- ^ «Добро пожаловать в Autosports Marketing Associates, LTD.!» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ «24 ключевые даты за 24 часа» . АКО. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.19
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр.99-100: Autocar, 18 июня 1970 г.
- ^ «Жак Аргу» . Мемориал автоспорта . Проверено 25 мая 2018 г.
- ^ Кларк 1997, стр.103: Motor, 20 июня 1970 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.40-1.
- ^ Кларк 1997, стр.104: Motor, 20 июня 1970 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.43.
- ^ «Добро пожаловать в Autosports Marketing Associates, LTD.!» . Архивировано из оригинала 7 августа 2008 г. Проверено 26 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Конец 2001 г., стр. 167.
- ^ «Мемориал 1970 года» . Мемориал автоспорта . Проверено 25 мая 2018 г.
- ^ АП. «Болельщики попросили проголосовать за лучшие автомобили в истории Ле-Мана» . Автоспорт . п. 3С . Получено 23 мая 2018 г. - через Autosport.com.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, стр.48-50.
- ^ Jump up to: а б Последний 2001 год, стр.164.
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Стоун, Мэтт (2007). Машины Маккуина: автомобили и мотоциклы голливудской иконы . Миннеаполис, Миннесота: Издательская компания MBI. п. 109. ИСБН 978-0-7603-38957 .
Ле-Ман требует, чтобы каждая машина проехала определенную дистанцию, чтобы ее можно было классифицировать как финишировавшую, даже если она бежала в конце. Только семь автомобилей соответствовали этому требованию. Но Solar Productions 908, управляемый Гербертом Линге и Джонатаном Уильямсом, провел чистую гонку и, если бы он преодолел достаточную дистанцию, финишировал бы впечатляющим девятым в общем зачете. Пит-стопы команды заняли гораздо больше времени, чем у других участников, потому что не только машина требовала дозаправки, замены шин и водителя, но и камеры нужно было заменить на те, которые содержат свежую пленку.
- ^ Сперринг 2011, стр.46.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1970» . www.teamdan.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2010 г. Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1970 — Гонки на спортивных автомобилях» . www.racingsportscars.com . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.47
- ^ Moity 1974, p.184
- ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 16 мая 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1970) Автомобильный год № 18, 1970–71 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1970 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 16 мая 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 16 мая 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 16 мая 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 16 мая 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 16 мая 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 16 мая 2018 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 16 мая 2018 г.
- YouTube – документальный фильм «Год, который стоит помнить» из Персидского залива, в котором рассматривается сезон JWA 1970 года, включая Ле-Ман, и интервью с Джоном Уайером (30 минут). Проверено 28 мая 2018 г.
- YouTube – цветные кадры, в т.ч. Подготовка к гонке (7 минут). Проверено 28 мая 2018 г.
- YouTube – цветные кадры с наложенной музыкой (8 минут). Проверено 28 мая 2018 г.
- YouTube – немецкий документальный фильм из музея Porsche о победившем в гонках Porsche №23 (10 минут). Проверено 28 мая 2018 г.
- YouTube – Краткое интервью с Ричардом Эттвудом, воссоединившимся с победившим в гонках Porsche № 23 (3 минуты). Проверено 28 мая 2018 г.