Jump to content

Чемпионат мира по спортивным автомобилям

Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Окончательный логотип использовался с 1991 года до прекращения выпуска серии.
Категория Гонки на спортивных автомобилях
Страна Международный
Первый сезон 1953
Сложенный 1992
Классы Многоклассовое первенство
Чемпион последних гонщиков Франция Янник Далмас
Великобритания Дерек Уорвик
Чемпион последних команд Франция Пежо Талбот Спорт

Чемпионат мира по спортивным автомобилям — это мировая серия гонок на спортивных автомобилях, проводимая FIA с 1953 по 1992 год . Чемпионат превратился из небольшой коллекции наиболее важных соревнований по спортивным автомобилям, гонкам на выносливость и шоссейным гонкам в Европе и Северной Америке с десятками гонщиков-джентльменов на стартовой решетке в профессиональную гоночную серию, на которую крупнейшие мировые автопроизводители тратят миллионы долларов в год.

Официальное название серии менялось с годами, но с момента ее создания в 1953 году она была широко известна как Чемпионат мира по спортивным автомобилям. Наряду с чемпионатом мира Формулы-1 , это был один из двух крупнейших чемпионатов мира по кольцевым автогонкам. В 2012 году чемпионат мира по спортивным автомобилям был возрожден и переименован FIA в чемпионат мира по гонкам на выносливость .

Самым известным событием были « часа Ле-Мана» которые проводились в каждом сезоне, за исключением 1956 , 1975–79 24 сезонов и 1989–90 годов , . «24 часа Дайтоны» последовали за почти непрерывным включением в чемпионат мира по спортивным автомобилям. В 1982 году гонка была прекращена, поскольку серия пыталась сократить расходы, сохраняя команды в Европе и проводя более короткие гонки. Среди прочего, следующие гонки также засчитывались в чемпионаты в определенные годы:

1953 по 1961 год

[ редактировать ]

такие легендарные гонки, как Mille Miglia , Carrera Panamericana и Targa Florio В первые годы в календарь входили , наряду с 24 часами Ле-Мана , 12 часами Себринга , Tourist Trophy и Нюрбургрингом на 1000 км. Такие производители, как Ferrari , Maserati , Mercedes-Benz , Porsche и Aston Martin, выставляли заявки, часто с участием профессиональных гонщиков с опытом работы в Формуле-1 , но большинство участников составляли водители-джентльмены ( каперы ), такие как Nardis. и Бандинис . Автомобили были разделены на категории спортивных автомобилей и GT (серийные автомобили), а также на классы объема двигателя . Заводские команды Ferrari и Maserati были жестокими конкурентами на протяжении большей части десятилетия, но, хотя автомобили Maserati выиграли множество гонок, марке так и не удалось завоевать титул чемпиона мира. [ 1 ] Рабочая команда Mercedes-Benz выбыла из чемпионата после 1955 года из-за аварии в Ле-Мане , в то время как небольшая заводская команда Aston Martin изо всех сил пыталась добиться успеха в 1957 и 1958 годах, пока ей не удалось выиграть чемпионат в 1959 году. Общие результаты были получены заводской командой Jaguar , которая не участвовала ни в каких соревнованиях, кроме Ле-Мана, несмотря на потенциал C- и D-Type .

1962 по 1965 год

[ редактировать ]

В 1962 году календарь был расширен и теперь включает в себя более мелкие гонки, а FIA сместила акцент на серийные автомобили GT. Титул чемпионата мира по спортивным автомобилям был прекращен и заменен Международным чемпионатом производителей GT . Они группируют автомобили на три категории с определенным объемом двигателя; менее одного литра, менее двух литров и более двух литров. Hillclimbs , спринтерские гонки и более мелкие гонки расширили чемпионат, в котором теперь проводилось около 15 гонок за сезон. Знаменитые гонки, такие как Ле-Ман, по-прежнему засчитывались в чемпионат по прототипам, однако оценка очков не была очень табличной, поэтому FIA вернулась к исходной форме чемпионата с количеством гонок от 6 до 10. [ 2 ]

В 1963 году три класса мощности двигателей остались, но была добавлена ​​категория прототипов. В 1965 году классы двигателей стали для автомобилей объемом менее 1300 куб.см (Класс I), объемом менее 2000 куб.см (Класс II) и более 2000 куб.см (Класс III). Класс III был разработан, чтобы привлечь больше американских производителей, без верхнего предела объема двигателя. [ 3 ]

1966 по 1981 год

[ редактировать ]
Ferrari 330 P4 на «1000 км Монцы», 1967 год.

Период между 1966 и 1971 годами был, возможно, самой успешной эпохой чемпионата мира с классами S (спортивные автомобили 5 л) и P (прототипы 3 л), а также такими автомобилями, как Ferrari 512S , Ferrari 330 P4 , Ford GT40 , Lola. T70 , Chaparral , Alfa Romeo 33 и Porsche 908 боролись за превосходство на классических трассах , , 917 таких как Себринг , Нюрбургринг , Спа-Франкоршам , Монца , Тарга Флорио и Ле-Ман , где Ford побеждал четыре года подряд в то, что сейчас считается золотым веком гонок на спортивных автомобилях.

В 1972 году классы прототипов группы 6 и спортивных автомобилей группы 5 были заменены новым классом спортивных автомобилей группы 5. FIA ограничила эти автомобили двигателями объемом 3,0 л, и производители постепенно потеряли интерес. Новые спортивные автомобили группы 5 вместе с автомобилями Grand Touring группы 4 будут участвовать в недавно переименованном чемпионате мира FIA среди марок с 1972 по 1975 год. С 1976 по 1981 год чемпионат мира среди марок был открыт для автомобилей специального производства группы 5 и других автомобилей. категории, включая автомобили группы 4 Grand Touring , и именно в этот период почти непобедимый Porsche 935 в чемпионате доминировал . Прототипы вернулись в 1976 году как автомобили Группы 6 с собственной серией, чемпионатом мира по спортивным автомобилям , но это продлилось всего два сезона (1976–1977). В 1981 году FIA учредила чемпионат пилотов.

1982 по 1992 год

[ редактировать ]

В 1982 году FIA попыталась противодействовать тревожному росту мощности двигателей автомобилей специального назначения Группы 5, введя Группу C , новую категорию для закрытых спортивных прототипов (специально построенных гоночных автомобилей), которые ограничивали расход топлива (по теории, ограничения расхода топлива, регулирование двигателя могло бы быть более мягким). Хотя это изменение было нежелательно среди некоторых частных команд, поддержка новых правил производителями была огромной. Несколько производителей «старой гвардии» вернулись в WSC в течение следующих двух лет, причем каждая марка добавляла разнообразия серии. теоретически могли Согласно новым правилам, безнаддувные двигатели конкурировать с двигателями с наддувом (дорогими в обслуживании) , которые доминировали в серии в 70-х и начале 80-х годов. Кроме того, большинство гонок длилось либо 500, либо 1000 км, обычно продолжаясь три и шесть часов соответственно, поэтому можно было также подчеркнуть «выносливость» в соревновании. Автомобили группы B , которая относилась к классу GT, также были допущены к участию в гонках, но участников в этом классе было мало; В сочетании со смертельными случаями в ралли, где класс группы B пользовался большей популярностью, этот класс (и европейские гонки GT в целом) исчез из серии, а спортивные прототипы в чемпионате доминировали .

Завод Rothmans Porsche 956 в Сильверстоуне

Porsche был первым конструктором, присоединившимся к серии, с моделью 956 , но вскоре к серии присоединились несколько других марок, в том числе Jaguar Cars , Mercedes-Benz , Nissan , Toyota , Mazda и Aston Martin . По мере роста затрат для частных команд и мелких производителей был создан класс C2 (первоначально называвшийся C Junior) с более высокими ограничениями по расходу топлива. В этом низшем классе большинство автомобилей использовали либо двигатель BMW M1 , либо новый Cosworth DFL , но, как и в основном классе, каждый отдельный производитель применял самые разные решения. Alba , Tiga , Spice и Ecurie Ecosse были одними из самых конкурентоспособных в этом классе. В то время как формула группы C вернула производителей в спорт, именно Porsche - с линейкой 956 и 962 группы C - продолжил свое доминирование в спорте.

В 1986 году чемпионат мира по гонкам на выносливость стал чемпионатом мира по спортивным прототипам .

Хотя формула группы C имела успех: на мероприятиях WSC регулярно собиралось от 50 000 до 70 000 зрителей (на современных Гран-при в Европе будет такое же количество зрителей) и более 350 000 человек на 24 часах Ле-Мана. [ нужна ссылка ] FIA ; ввела новые правила на 1991 год по указанию вице-президента FIA Берни Экклстоуна [ нужна ссылка ] 750-килограммовые машины с современными атмосферными двигателями, специально созданные для гоночных автомобилей объемом 3500 куб.см. Новая классификация, известная как Группа C Категория 1 , была разработана для обязательного использования двигателей Формулы-1. Хотя мощность в целом была меньше, чем у существующих автомобилей группы C (около 650 л.с. по сравнению с примерно 750 л.с. и выше), новые автомобили считаются одними из самых быстрых спортивных автомобилей за всю историю. Однако принятие этих новых правил шло медленно, и лишь несколько автомобилей категории 1 были готовы к сезону 1991 года. Следовательно, FIA также разрешила автомобилям, соответствующим правилам группы C до 1991 года, участвовать в чемпионате (как автомобили категории 2 группы C ) в течение одного переходного года. Однако они имели серьезные недостатки с точки зрения веса, распределения топлива и положения на стартовой решетке. В 1991 году чемпионат получил еще одно новое название - Чемпионат мира по спортивным автомобилям FIA , и новые правила для 3,5-литровых двигателей полностью вступили в силу для чемпионата 1992 года, при этом старые автомобили группы C больше не включались.

кончина 1993 года

[ редактировать ]

Новое поколение гоночных двигателей WSC, заявленное с целью снижения затрат и улучшения конкуренции, быстро оказалось весьма подозрительным. Затраты резко возросли, поскольку заводские команды разработали автомобили, способные проходить квалификацию примерно на полпути вверх по стартовой решетке Формулы-1, несмотря на то, что они весят примерно на 200 кг больше. Производители снова отказались от серии спортивных автомобилей, поняв, что теперь у них есть двигатель, подходящий для Формулы-1. В частности, Mercedes и Peugeot решили либо сосредоточиться на Формуле-1, либо перейти исключительно на нее. Более экзотические двигатели были недоступны для таких команд, как Spice и ADA , поэтому после того, как производители покинули высший класс гонок на спортивных автомобилях, серия практически рухнула. Отсутствие заявок означало, что сезон 1993 года был отменен до первой гонки.

В 1994 году титул World Sportscar вернется, на этот раз в руки Международной ассоциации автоспорта в Северной Америке для использования в серии IMSA GT . Это название будет использоваться для прототипов высшего класса серии до 1998 года, когда серия закончилась. 1994 год также ознаменовал возвращение международной серии GT после более чем десятилетнего отсутствия с появлением серии BPR Global GT . Успех серии привел к дружественному поглощению FIA в 1997 году, в результате чего она стала чемпионатом FIA GT Championship . превратилась в недолговечный чемпионат FIA по спортивным автомобилям Прототипы в основном отсутствовали на европейских трассах (единственным заметным исключением был Ле-Ман) до 1997 года, когда была создана Международная серия спортивных гонок, которая с 2001 по 2003 год . контроль Автомобильного клуба de l'Ouest (ACO) и его санкционированной серии, американской серии Ле-Ман в Северной Америке и серии Ле-Ман в Европе. Чемпионат FIA среди GT в конечном итоге был повышен до чемпионата мира статус в 2010 году ACO запустила собственный международный чемпионат — Межконтинентальный кубок Ле-Мана , а в том же году .

возрождение 2012 года

[ редактировать ]

После успеха Межконтинентального кубка Ле-Мана (ILMC), проводимого ACO, FIA достигла соглашения с ACO о создании нового чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA в 2012 году. В этой серии используются многие элементы ILMC, включая использование 24-часовой гонки. Ле-Ман в рамках расписания серии. В серии по-прежнему использовались два основных класса ACO: Le Mans Prototypes и GT Endurance (GTE). Гиперкар заменил LMP1 в качестве основного класса в 2021 году. [ 4 ] управляют автомобилями LMH и LMDh, такими же, которые используются в чемпионата спортивных автомобилей IMSA высшего класса GTP . Звания чемпионов присуждаются конструкторам и водителям прототипов, а кубок конструкторов вручается в категориях ГТД. С 2017 года чемпионские звания присуждаются также конструкторам и водителям в категории GTE. [ 5 ] [ 6 ] LMGT3 заменил ГТД в 2024 году. [ 7 ]

Победители чемпионата

[ редактировать ]

Примечание. В сезонах 1953–1984 « годов титулы присваивались производителям спортивных автомобилей, относящихся к двум основным категориям: Спортпрототип» кроме сезонов 1978–1981 годов Гранд - ) и туринг» (GT) (кроме сезонов 1953–1961 ( « и 1982 годов ). В сезонах 1985–1992 годов выступающих звания присваивались только командам, выступающим на спортивных прототипах (а не производителям спортивных прототипов), за исключением команд, на автомобилях GT.

В 1962–1967 годов сезонах титулы в обеих категориях были разыграны в нескольких дивизионах мощности двигателей . В сезонах 1962–1963 годов в титулы присуждались также в трех подразделениях (или сериях) мощности двигателя каждом дивизионе категории автомобилей GT . [ 8 ]

Год Заголовок Победивший производитель
(1953 – 1984)
Команда-победитель
(1985 – 1992)
Победивший гонщик(и)
(1981 – 1992)
1953 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1954 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1955 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Западная Германия Mercedes-Benz - -
1956 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1957 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1958 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1959 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Великобритания Астон Мартин - -
1960 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1961 Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Феррари - -
1962 Международный чемпионат среди производителей GT Италия Феррари (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Фиат - Абарт (1.0)
- -
1963 Международный чемпионат среди производителей GT Италия Феррари (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Фиат - Абарт (1.0)
- -
Международный приз за прототипы GT Италия Феррари - -
1964 Международный чемпионат среди производителей GT Италия Феррари (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Абарт - Симка (1.0)
- -
Международный приз за прототипы GT Италия Феррари - -
1965 Международный чемпионат среди производителей GT Соединенные Штаты Шелби (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Абарт - Симка (1.3)
- -
Международный приз за прототипы GT Италия Феррари - -
1966 Международный чемпионат по спорт-прототипам Соединенные Штаты Форд (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
- -
Международный чемпионат спортивных автомобилей Соединенные Штаты Форд (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Абарт (1,3)
- -
1967 Международный чемпионат по спорт-прототипам Италия Феррари (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
- -
Международный чемпионат спортивных автомобилей Соединенные Штаты Форд (+2,0)
Западная Германия Порше (2.0)
Италия Абарт (1,3)
- -
1968 Международный чемпионат производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Соединенные Штаты Форд
Западная Германия Порше
- -
1969 Международный чемпионат производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Западная Германия Порше
Западная Германия Порше
- -
1970 Международный чемпионат производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Западная Германия Порше
Западная Германия Порше
- -
1971 Международный чемпионат производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Западная Германия Порше
Западная Германия Порше
- -
1972 Чемпионат мира среди производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Италия Феррари
Западная Германия Порше
- -
1973 Чемпионат мира среди производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Франция Измерение
Западная Германия Порше
- -
1974 Чемпионат мира среди производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Франция Измерение
Западная Германия Порше
- -
1975 Чемпионат мира среди производителей
Международный кубок по автомобилям GT
Италия Альфа Ромео
Западная Германия Порше
- -
1976 Чемпионат мира среди производителей Западная Германия Порше - -
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Западная Германия Порше - -
1977 Чемпионат мира среди производителей Западная Германия Порше - -
Чемпионат мира по спортивным автомобилям Италия Альфа Ромео - -
1978 Чемпионат мира среди производителей Западная Германия Порше - -
1979 Чемпионат мира среди производителей Западная Германия Порше - -
1980 Чемпионат мира среди производителей Италия Лэнс - -
1981 Чемпионат мира по выносливости Италия Лэнс - Соединенные Штаты Боб Гарретсон
1982 Чемпионат мира по выносливости Западная Германия Порше - Бельгия Джеки Икс
1983 Чемпионат мира по выносливости Западная Германия Порше (К)
Италия Альба – Джаннини (центральный младший)
Западная Германия Порше (Б)
- Бельгия Джеки Икс
1984 Чемпионат мира по выносливости Западная Германия Порше (К)
Италия Альба – Джаннини (центральный младший)
Западная Германия БМВ (Б)
- Западная Германия Стефан Беллоф
1985 Чемпионат мира по выносливости - Западная Германия Ротманс Порше (К)
Великобритания Специйная инженерия (C2)
Великобритания Дерек Белл (К)
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук (К)
Великобритания Гордон Спайс (C2)
Великобритания Рэй Беллм (C2)
1986 Чемпионат мира по спортивным прототипам - Швейцария Брун Моторспорт (К)
Великобритания Стабильная Шотландия (C2)
Великобритания Дерек Белл (К)
Испания Пара Иисуса (C2)
Франция Джоэл Гуйе (C2)
1987 Чемпионат мира по спортивным прототипам - Великобритания Шелковый ягуар (C)
Великобритания Специйная инженерия (C2)
Бразилия Рауль Бозель (К)
Великобритания Гордон Спайс (C2)
Испания Фермин Велес (C2)
1988 Чемпионат мира по спортивным прототипам - Великобритания Шелковый ягуар (C)
Великобритания Специйная инженерия (C2)
Великобритания Мартин Брандл (К)
Великобритания Гордон Спайс (C2)
Великобритания Рэй Беллм (C2)
1989 Чемпионат мира по спортивным прототипам - Швейцария Команда Sauber Mercedes (К)
Великобритания Чемберлен Инжиниринг (C2)
Франция Жан-Луи Шлессер (К)
Великобритания Ник Адамс (C2)
Испания Фермин Велес
1990 Чемпионат мира по спортивным прототипам - Швейцария Команда Заубер Мерседес Франция Жан-Луи Шлессер
Италия Мауро Бальди
1991 Чемпионат мира по спортивным автомобилям - Великобритания Шелковый ягуар Италия Тео Фаби
1992 Чемпионат мира по спортивным автомобилям - Франция Пежо Талбот Спорт (C1)
Великобритания Чемберлен Инжиниринг (Кубок)
Великобритания Дерек Уорвик (C1)
Франция Янник Далмас (C1)
Франция Фердинанд де Лессепс (Кубок)

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Людвигсен, Карл (2008). Red Hot Rivals: эпические сражения за превосходство . Издательство Хейнс.
  2. ^ Крейчи, Мартин. «Чемпионат мира по спортивным автомобилям» . Прототипы мировых спортивных гонок . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 года.
  3. ^ Рольятти, Джанни (1965), Логоз, Артур (редактор), «Чемпионат производителей GT», Auto-Universum 1966 (английское издание) , IX , Цюрих, Швейцария: Международный автомобильный парад Verlag: 45
  4. ^ «Гиперкар — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» .
  5. ^ «Чемпионат мира по гонкам на выносливость 2012 года» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
  6. ^ «Всемирный совет автоспорта» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
  7. ^ Ллойд, Дэниел (13 июня 2024 г.). «Ключевые поля битвы в новом классе GT3 в Ле-Мане» . Гоночная инженерия . Проверено 17 июня 2024 г.
  8. ^ «Чемпионат мира – итоговые позиции и таблицы» . classicscars.com . Проверено 29 марта 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0144f8b300a61c9fb7c8c4fe0d95f4e__1718596860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/4e/f0144f8b300a61c9fb7c8c4fe0d95f4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
World Sportscar Championship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)