Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Категория | Гонки на спортивных автомобилях |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 1953 |
Сложенный | 1992 |
Классы | Многоклассовое первенство |
Чемпион последних гонщиков | Янник Далмас Дерек Уорвик |
Чемпион последних команд | Пежо Талбот Спорт |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям — это мировая серия гонок на спортивных автомобилях, проводимая FIA с 1953 по 1992 год . Чемпионат превратился из небольшой коллекции наиболее важных соревнований по спортивным автомобилям, гонкам на выносливость и шоссейным гонкам в Европе и Северной Америке с десятками гонщиков-джентльменов на стартовой решетке в профессиональную гоночную серию, на которую крупнейшие мировые автопроизводители тратят миллионы долларов в год.
Официальное название серии менялось с годами, но с момента ее создания в 1953 году она была широко известна как Чемпионат мира по спортивным автомобилям. Наряду с чемпионатом мира Формулы-1 , это был один из двух крупнейших чемпионатов мира по кольцевым автогонкам. В 2012 году чемпионат мира по спортивным автомобилям был возрожден и переименован FIA в чемпионат мира по гонкам на выносливость .
Гонки
[ редактировать ]Самым известным событием были « часа Ле-Мана» которые проводились в каждом сезоне, за исключением 1956 , 1975–79 24 сезонов и 1989–90 годов , . «24 часа Дайтоны» последовали за почти непрерывным включением в чемпионат мира по спортивным автомобилям. В 1982 году гонка была прекращена, поскольку серия пыталась сократить расходы, сохраняя команды в Европе и проводя более короткие гонки. Среди прочего, следующие гонки также засчитывались в чемпионаты в определенные годы:
- Милле Милья 1953–57
- 1000 км Нюрбургринг 1953–
- РАК Турист Трофи 1953–64
- 12 часов Себринга 1953–
- Панамериканская гонка 1953–54 гг.
- Тарга Флорио 1955–73
- 1000 км Монца 1963–2008 гг.
- 1000 км Спа 1963–
- 12 часов Реймса 1964–65
- 1000 км Буэнос-Айреса 1954–72 гг.
- 1000 км Зельтвег 1966–76
- Фудзи 1000 км 1983–88 гг.
- Норисринг 200 миль 1984–88
- Уоткинс-Глен, 6 часов 1968–71, 1973–80
История
[ редактировать ]1953 по 1961 год
[ редактировать ]такие легендарные гонки, как Mille Miglia , Carrera Panamericana и Targa Florio В первые годы в календарь входили , наряду с 24 часами Ле-Мана , 12 часами Себринга , Tourist Trophy и Нюрбургрингом на 1000 км. Такие производители, как Ferrari , Maserati , Mercedes-Benz , Porsche и Aston Martin, выставляли заявки, часто с участием профессиональных гонщиков с опытом работы в Формуле-1 , но большинство участников составляли водители-джентльмены ( каперы ), такие как Nardis. и Бандинис . Автомобили были разделены на категории спортивных автомобилей и GT (серийные автомобили), а также на классы объема двигателя . Заводские команды Ferrari и Maserati были жестокими конкурентами на протяжении большей части десятилетия, но, хотя автомобили Maserati выиграли множество гонок, марке так и не удалось завоевать титул чемпиона мира. [ 1 ] Рабочая команда Mercedes-Benz выбыла из чемпионата после 1955 года из-за аварии в Ле-Мане , в то время как небольшая заводская команда Aston Martin изо всех сил пыталась добиться успеха в 1957 и 1958 годах, пока ей не удалось выиграть чемпионат в 1959 году. Общие результаты были получены заводской командой Jaguar , которая не участвовала ни в каких соревнованиях, кроме Ле-Мана, несмотря на потенциал C- и D-Type .
1962 по 1965 год
[ редактировать ]В 1962 году календарь был расширен и теперь включает в себя более мелкие гонки, а FIA сместила акцент на серийные автомобили GT. Титул чемпионата мира по спортивным автомобилям был прекращен и заменен Международным чемпионатом производителей GT . Они группируют автомобили на три категории с определенным объемом двигателя; менее одного литра, менее двух литров и более двух литров. Hillclimbs , спринтерские гонки и более мелкие гонки расширили чемпионат, в котором теперь проводилось около 15 гонок за сезон. Знаменитые гонки, такие как Ле-Ман, по-прежнему засчитывались в чемпионат по прототипам, однако оценка очков не была очень табличной, поэтому FIA вернулась к исходной форме чемпионата с количеством гонок от 6 до 10. [ 2 ]
В 1963 году три класса мощности двигателей остались, но была добавлена категория прототипов. В 1965 году классы двигателей стали для автомобилей объемом менее 1300 куб.см (Класс I), объемом менее 2000 куб.см (Класс II) и более 2000 куб.см (Класс III). Класс III был разработан, чтобы привлечь больше американских производителей, без верхнего предела объема двигателя. [ 3 ]
1966 по 1981 год
[ редактировать ]Период между 1966 и 1971 годами был, возможно, самой успешной эпохой чемпионата мира с классами S (спортивные автомобили 5 л) и P (прототипы 3 л), а также такими автомобилями, как Ferrari 512S , Ferrari 330 P4 , Ford GT40 , Lola. T70 , Chaparral , Alfa Romeo 33 и Porsche 908 боролись за превосходство на классических трассах , , 917 таких как Себринг , Нюрбургринг , Спа-Франкоршам , Монца , Тарга Флорио и Ле-Ман , где Ford побеждал четыре года подряд в то, что сейчас считается золотым веком гонок на спортивных автомобилях.
В 1972 году классы прототипов группы 6 и спортивных автомобилей группы 5 были заменены новым классом спортивных автомобилей группы 5. FIA ограничила эти автомобили двигателями объемом 3,0 л, и производители постепенно потеряли интерес. Новые спортивные автомобили группы 5 вместе с автомобилями Grand Touring группы 4 будут участвовать в недавно переименованном чемпионате мира FIA среди марок с 1972 по 1975 год. С 1976 по 1981 год чемпионат мира среди марок был открыт для автомобилей специального производства группы 5 и других автомобилей. категории, включая автомобили группы 4 Grand Touring , и именно в этот период почти непобедимый Porsche 935 в чемпионате доминировал . Прототипы вернулись в 1976 году как автомобили Группы 6 с собственной серией, чемпионатом мира по спортивным автомобилям , но это продлилось всего два сезона (1976–1977). В 1981 году FIA учредила чемпионат пилотов.
1982 по 1992 год
[ редактировать ]В 1982 году FIA попыталась противодействовать тревожному росту мощности двигателей автомобилей специального назначения Группы 5, введя Группу C , новую категорию для закрытых спортивных прототипов (специально построенных гоночных автомобилей), которые ограничивали расход топлива (по теории, ограничения расхода топлива, регулирование двигателя могло бы быть более мягким). Хотя это изменение было нежелательно среди некоторых частных команд, поддержка новых правил производителями была огромной. Несколько производителей «старой гвардии» вернулись в WSC в течение следующих двух лет, причем каждая марка добавляла разнообразия серии. теоретически могли Согласно новым правилам, безнаддувные двигатели конкурировать с двигателями с наддувом (дорогими в обслуживании) , которые доминировали в серии в 70-х и начале 80-х годов. Кроме того, большинство гонок длилось либо 500, либо 1000 км, обычно продолжаясь три и шесть часов соответственно, поэтому можно было также подчеркнуть «выносливость» в соревновании. Автомобили группы B , которая относилась к классу GT, также были допущены к участию в гонках, но участников в этом классе было мало; В сочетании со смертельными случаями в ралли, где класс группы B пользовался большей популярностью, этот класс (и европейские гонки GT в целом) исчез из серии, а спортивные прототипы в чемпионате доминировали .
Porsche был первым конструктором, присоединившимся к серии, с моделью 956 , но вскоре к серии присоединились несколько других марок, в том числе Jaguar Cars , Mercedes-Benz , Nissan , Toyota , Mazda и Aston Martin . По мере роста затрат для частных команд и мелких производителей был создан класс C2 (первоначально называвшийся C Junior) с более высокими ограничениями по расходу топлива. В этом низшем классе большинство автомобилей использовали либо двигатель BMW M1 , либо новый Cosworth DFL , но, как и в основном классе, каждый отдельный производитель применял самые разные решения. Alba , Tiga , Spice и Ecurie Ecosse были одними из самых конкурентоспособных в этом классе. В то время как формула группы C вернула производителей в спорт, именно Porsche - с линейкой 956 и 962 группы C - продолжил свое доминирование в спорте.
В 1986 году чемпионат мира по гонкам на выносливость стал чемпионатом мира по спортивным прототипам .
Хотя формула группы C имела успех: на мероприятиях WSC регулярно собиралось от 50 000 до 70 000 зрителей (на современных Гран-при в Европе будет такое же количество зрителей) и более 350 000 человек на 24 часах Ле-Мана. [ нужна ссылка ] FIA ; ввела новые правила на 1991 год по указанию вице-президента FIA Берни Экклстоуна [ нужна ссылка ] 750-килограммовые машины с современными атмосферными двигателями, специально созданные для гоночных автомобилей объемом 3500 куб.см. Новая классификация, известная как Группа C Категория 1 , была разработана для обязательного использования двигателей Формулы-1. Хотя мощность в целом была меньше, чем у существующих автомобилей группы C (около 650 л.с. по сравнению с примерно 750 л.с. и выше), новые автомобили считаются одними из самых быстрых спортивных автомобилей за всю историю. Однако принятие этих новых правил шло медленно, и лишь несколько автомобилей категории 1 были готовы к сезону 1991 года. Следовательно, FIA также разрешила автомобилям, соответствующим правилам группы C до 1991 года, участвовать в чемпионате (как автомобили категории 2 группы C ) в течение одного переходного года. Однако они имели серьезные недостатки с точки зрения веса, распределения топлива и положения на стартовой решетке. В 1991 году чемпионат получил еще одно новое название - Чемпионат мира по спортивным автомобилям FIA , и новые правила для 3,5-литровых двигателей полностью вступили в силу для чемпионата 1992 года, при этом старые автомобили группы C больше не включались.
кончина 1993 года
[ редактировать ]Новое поколение гоночных двигателей WSC, заявленное с целью снижения затрат и улучшения конкуренции, быстро оказалось весьма подозрительным. Затраты резко возросли, поскольку заводские команды разработали автомобили, способные проходить квалификацию примерно на полпути вверх по стартовой решетке Формулы-1, несмотря на то, что они весят примерно на 200 кг больше. Производители снова отказались от серии спортивных автомобилей, поняв, что теперь у них есть двигатель, подходящий для Формулы-1. В частности, Mercedes и Peugeot решили либо сосредоточиться на Формуле-1, либо перейти исключительно на нее. Более экзотические двигатели были недоступны для таких команд, как Spice и ADA , поэтому после того, как производители покинули высший класс гонок на спортивных автомобилях, серия практически рухнула. Отсутствие заявок означало, что сезон 1993 года был отменен до первой гонки.
В 1994 году титул World Sportscar вернется, на этот раз в руки Международной ассоциации автоспорта в Северной Америке для использования в серии IMSA GT . Это название будет использоваться для прототипов высшего класса серии до 1998 года, когда серия закончилась. 1994 год также ознаменовал возвращение международной серии GT после более чем десятилетнего отсутствия с появлением серии BPR Global GT . Успех серии привел к дружественному поглощению FIA в 1997 году, в результате чего она стала чемпионатом FIA GT Championship . превратилась в недолговечный чемпионат FIA по спортивным автомобилям Прототипы в основном отсутствовали на европейских трассах (единственным заметным исключением был Ле-Ман) до 1997 года, когда была создана Международная серия спортивных гонок, которая с 2001 по 2003 год . контроль Автомобильного клуба de l'Ouest (ACO) и его санкционированной серии, американской серии Ле-Ман в Северной Америке и серии Ле-Ман в Европе. Чемпионат FIA среди GT в конечном итоге был повышен до чемпионата мира статус в 2010 году ACO запустила собственный международный чемпионат — Межконтинентальный кубок Ле-Мана , а в том же году .
возрождение 2012 года
[ редактировать ]После успеха Межконтинентального кубка Ле-Мана (ILMC), проводимого ACO, FIA достигла соглашения с ACO о создании нового чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA в 2012 году. В этой серии используются многие элементы ILMC, включая использование 24-часовой гонки. Ле-Ман в рамках расписания серии. В серии по-прежнему использовались два основных класса ACO: Le Mans Prototypes и GT Endurance (GTE). Гиперкар заменил LMP1 в качестве основного класса в 2021 году. [ 4 ] управляют автомобилями LMH и LMDh, такими же, которые используются в чемпионата спортивных автомобилей IMSA высшего класса GTP . Звания чемпионов присуждаются конструкторам и водителям прототипов, а кубок конструкторов вручается в категориях ГТД. С 2017 года чемпионские звания присуждаются также конструкторам и водителям в категории GTE. [ 5 ] [ 6 ] LMGT3 заменил ГТД в 2024 году. [ 7 ]
Победители чемпионата
[ редактировать ]Примечание. В сезонах 1953–1984 « годов титулы присваивались производителям спортивных автомобилей, относящихся к двум основным категориям: Спортпрототип» кроме сезонов 1978–1981 годов Гранд - ) и туринг» (GT) (кроме сезонов 1953–1961 ( « и 1982 годов ). В сезонах 1985–1992 годов выступающих звания присваивались только командам, выступающим на спортивных прототипах (а не производителям спортивных прототипов), за исключением команд, на автомобилях GT.
В 1962–1967 годов сезонах титулы в обеих категориях были разыграны в нескольких дивизионах мощности двигателей . В сезонах 1962–1963 годов в титулы присуждались также в трех подразделениях (или сериях) мощности двигателя каждом дивизионе категории автомобилей GT . [ 8 ]
Год | Заголовок | Победивший производитель (1953 – 1984) |
Команда-победитель (1985 – 1992) |
Победивший гонщик(и) (1981 – 1992) |
---|---|---|---|---|
1953 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1954 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1955 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Mercedes-Benz | - | - |
1956 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1957 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1958 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1959 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Астон Мартин | - | - |
1960 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1961 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Феррари | - | - |
1962 | Международный чемпионат среди производителей GT | Феррари (+2,0) Порше (2.0) Фиат - Абарт (1.0) |
- | - |
1963 | Международный чемпионат среди производителей GT | Феррари (+2,0) Порше (2.0) Фиат - Абарт (1.0) |
- | - |
Международный приз за прототипы GT | Феррари | - | - | |
1964 | Международный чемпионат среди производителей GT | Феррари (+2,0) Порше (2.0) Абарт - Симка (1.0) |
- | - |
Международный приз за прототипы GT | Феррари | - | - | |
1965 | Международный чемпионат среди производителей GT | Шелби (+2,0) Порше (2.0) Абарт - Симка (1.3) |
- | - |
Международный приз за прототипы GT | Феррари | - | - | |
1966 | Международный чемпионат по спорт-прототипам | Форд (+2,0) Порше (2.0) |
- | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей | Форд (+2,0) Порше (2.0) Абарт (1,3) |
- | - | |
1967 | Международный чемпионат по спорт-прототипам | Феррари (+2,0) Порше (2.0) |
- | - |
Международный чемпионат спортивных автомобилей | Форд (+2,0) Порше (2.0) Абарт (1,3) |
- | - | |
1968 | Международный чемпионат производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Форд Порше |
- | - |
1969 | Международный чемпионат производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Порше Порше |
- | - |
1970 | Международный чемпионат производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Порше Порше |
- | - |
1971 | Международный чемпионат производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Порше Порше |
- | - |
1972 | Чемпионат мира среди производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Феррари Порше |
- | - |
1973 | Чемпионат мира среди производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Измерение Порше |
- | - |
1974 | Чемпионат мира среди производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Измерение Порше |
- | - |
1975 | Чемпионат мира среди производителей Международный кубок по автомобилям GT |
Альфа Ромео Порше |
- | - |
1976 | Чемпионат мира среди производителей | Порше | - | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Порше | - | - | |
1977 | Чемпионат мира среди производителей | Порше | - | - |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | Альфа Ромео | - | - | |
1978 | Чемпионат мира среди производителей | Порше | - | - |
1979 | Чемпионат мира среди производителей | Порше | - | - |
1980 | Чемпионат мира среди производителей | Лэнс | - | - |
1981 | Чемпионат мира по выносливости | Лэнс | - | Боб Гарретсон |
1982 | Чемпионат мира по выносливости | Порше | - | Джеки Икс |
1983 | Чемпионат мира по выносливости | Порше (К) Альба – Джаннини (центральный младший) Порше (Б) |
- | Джеки Икс |
1984 | Чемпионат мира по выносливости | Порше (К) Альба – Джаннини (центральный младший) БМВ (Б) |
- | Стефан Беллоф |
1985 | Чемпионат мира по выносливости | - | Ротманс Порше (К) Специйная инженерия (C2) |
Дерек Белл (К) Ханс-Йоахим Штук (К) Гордон Спайс (C2) Рэй Беллм (C2) |
1986 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Брун Моторспорт (К) Стабильная Шотландия (C2) |
Дерек Белл (К) Пара Иисуса (C2) Джоэл Гуйе (C2) |
1987 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Шелковый ягуар (C) Специйная инженерия (C2) |
Рауль Бозель (К) Гордон Спайс (C2) Фермин Велес (C2) |
1988 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Шелковый ягуар (C) Специйная инженерия (C2) |
Мартин Брандл (К) Гордон Спайс (C2) Рэй Беллм (C2) |
1989 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Команда Sauber Mercedes (К) Чемберлен Инжиниринг (C2) |
Жан-Луи Шлессер (К) Ник Адамс (C2) Фермин Велес |
1990 | Чемпионат мира по спортивным прототипам | - | Команда Заубер Мерседес | Жан-Луи Шлессер Мауро Бальди |
1991 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | - | Шелковый ягуар | Тео Фаби |
1992 | Чемпионат мира по спортивным автомобилям | - | Пежо Талбот Спорт (C1) Чемберлен Инжиниринг (Кубок) |
Дерек Уорвик (C1) Янник Далмас (C1) Фердинанд де Лессепс (Кубок) |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людвигсен, Карл (2008). Red Hot Rivals: эпические сражения за превосходство . Издательство Хейнс.
- ^ Крейчи, Мартин. «Чемпионат мира по спортивным автомобилям» . Прототипы мировых спортивных гонок . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 года.
- ^ Рольятти, Джанни (1965), Логоз, Артур (редактор), «Чемпионат производителей GT», Auto-Universum 1966 (английское издание) , IX , Цюрих, Швейцария: Международный автомобильный парад Verlag: 45
- ^ «Гиперкар — Чемпионат мира по гонкам на выносливость FIA» .
- ^ «Чемпионат мира по гонкам на выносливость 2012 года» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта» . fia.com . Международная автомобильная федерация . 3 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ Ллойд, Дэниел (13 июня 2024 г.). «Ключевые поля битвы в новом классе GT3 в Ле-Мане» . Гоночная инженерия . Проверено 17 июня 2024 г.
- ^ «Чемпионат мира – итоговые позиции и таблицы» . classicscars.com . Проверено 29 марта 2023 г.
- Вимпффен, Янош (1999). Время и два места . Издательство Дэвида Булла. ISBN 0-9672252-0-5 .
- Людвигсен, Карл (2008). Red Hot Rivals: эпические сражения за превосходство . Издательство Хейнс.