Шоссейные гонки
Шоссейные гонки — североамериканский термин, обозначающий автоспорты , проводимые на дорогах с твердым покрытием . Гонки могут проводиться как по закрытой трассе , так и по уличной трассе с использованием временно закрытых дорог общего пользования . Цель состоит в том, чтобы пройти заранее определенное количество кругов по кругу за наименьшее время или набрать наибольшее количество кругов по кругу за заранее определенный период времени. Первоначально шоссейные гонки почти полностью проводились на дорогах общего пользования. Однако соображения общественной безопасности в конечном итоге привели к тому, что большинство гонок проводились на специально построенных гоночных трассах.
Истоки шоссейных гонок были сосредоточены в Западной Европе и Великобритании, поскольку в начале 20 века автомобили стали более распространенными. После Второй мировой войны автомобильные гонки были организованы в серию под названием « Чемпионат мира Формулы-1» , санкционированную Международной автомобильной федерацией (FIA), а шоссейные гонки на мотоциклах были организованы в серию гонок на мотоциклах Гран-при и санкционированы Международной автомобильной федерацией (FIA ). Международная федерация мотоциклистов (FIM). [1] Успех и популярность шоссейных гонок привели к тому, что этот вид спорта распространился по всему миру: шоссейные гонки Гран-при проводились на шести континентах. [2] Другие варианты шоссейных гонок включают в себя; гонки на открытых колесах , гонки на спортивных автомобилях , гонки на туристических автомобилях , гонки на серийных автомобилях , гонки на супербайках , гонки на грузовиках , картинговые гонки и гонки на выносливость .
История шоссейных гонок
[ редактировать ]Ранние шоссейные гонки
[ редактировать ]
Первая организованная автомобильная гонка прошла 22 июля 1894 года из Парижа в Руан , Франция. [1] [3] [4] Первым, проведенным в Соединенных Штатах, было соревнование на 54 мили из Чикаго в Эванстон , штат Иллинойс, и обратно, состоявшееся 27 ноября 1895 года. [1] [5] К 1905 году Кубок Гордона Беннета , организованный Автомобильным клубом Франции , считался самой важной гонкой в мире. [1] [4] [6] В 1904 году Международную ассоциацию автомобильных клубов Reconnus . несколько европейских автомобильных клубов сформировали [7] В 1904 году FIM учредила международный кубок по мотоциклам. [8] [9] Первая международная гонка на мотоциклах состоялась в 1905 году в Дурдане , Франция. [8] [9]
После разногласий с организаторами Кубка Беннета по поводу правил, ограничивающих количество участников, французские автопроизводители в ответ в 1906 году организовали первую гонку Гран-при Франции, проходившую в Ле-Мане. [6] [10] В 1910-х годах национальные шоссейные гонки Элгина, проводившиеся на дорогах общего пользования вокруг Элгина, штат Иллинойс, привлекали участников со всей страны и собирали большие толпы зрителей. [11] [12] [13] Первая гонка на выносливость «24 часа Ле-Мана» состоялась в 1923 году. [14] Американский клуб автомобильных гонок был основан в 1933 году и в 1944 году стал Американским клубом спортивных автомобилей .
Эволюция гоночной трассы
[ редактировать ]Подавляющее большинство шоссейных гонок проводилось по длинной трассе закрытых дорог общего пользования, а не по специально построенным гоночным трассам. [15] Это касается трассы Ле-Ман Гран-при Франции 1906 года, а также трассы Тарга Флорио (протяженность 93 мили (150 км) по сицилийским дорогам), немецкой трассы Кайзерпрайс длиной 75 миль (121 км) в горах Таунус , французская трасса протяженностью 48 миль (77 км) в Дьеппе, использовавшаяся для Гран-при 1907 года , и TT на острове Мэн, впервые использованная в 1907 году. трасса для мотоциклов [16] [17] [18] Исключением были яйцевидная трасса с крутым наклоном, почти овальная, в Бруклендсе в Англии , построенная в 1906 году, автодром Индианаполиса и овальные скоростные трассы с наклоном, построенные в Европе в Монце в 1922 году и в Монлери в 1924 году. [19] [20] [21] [22]
Шоссейные гонки на дорогах общего пользования были запрещены в Великобритании в 1925 году, когда на мероприятии Kop Hill Climb был ранен зритель . Королевский автомобильный клуб (RAC) и Союз автовелосипедистов (ACU) прекратили выдачу разрешений на гонки по дорогам общего пользования, и эта политика не изменилась по сей день. [15] Донингтон-Парк был первой постоянной парковой трассой в Соединенном Королевстве, где в 1931 году состоялась первая гонка на мотоциклах. [23] По мере совершенствования автомобильной и мотоциклетной техники гонщики стали развивать более высокие скорости, что привело к увеличению числа аварий на дорогах, не предназначенных для моторизованных транспортных средств. [1] [24] Проблемы общественной безопасности в конечном итоге привели к тому, что количество шоссейных гонок на дорогах общего пользования в Европе с годами сократилось. [24] Заметными исключениями являются Mille Miglia , проведение которой было разрешено до 1957 года, и Гран-при По , которое проводится на улицах города По, Франция, с 1933 года. [1] [25] [26]
После Первой мировой войны автомобильные и мотоциклетные соревнования по шоссейным гонкам в Европе и Северной Америке разошлись по разным направлениям. [1] [27] Автомобильные и мотоциклетные гонки в Соединенных Штатах, как правило, представляли собой гонки на овальных треках по асфальтированным трассам, таким как Индианаполис Мотор Спидвей и Милуоки Майл , или по грунтовым дорогам с использованием широко доступных трасс для скачек. [1] [27] Автомобильные гонки по бездорожью перерастут в гонки на серийных автомобилях . Американские гонки также переросли в дрэг-рейсинг . [1]

Традиции шоссейных гонок в Европе, Южной Америке, Великобритании и странах Британского Содружества выросли вокруг гонок, проводимых на дорогах общего пользования с твердым покрытием, таких как трасса Сарт возле города Ле-Ман , Франция , трасса Спа-Франкоршам в Бельгии и Трасса Маунт -Панорама в Австралии. [27] Некоторые европейские гоночные трассы были расположены в горных регионах, где топография означала, что дороги имели многочисленные повороты и перепады высот, что позволяло создавать извилистые и волнистые гоночные трассы, такие как Нюрбургринг в горах Эйфель в Германии и трасса Шарад в Шене. де Пюи в Центральном массиве Франции. [28] Эти трассы представляли собой настолько сложную задачу, что гонщики боялись и уважали их. Нюрбургринг длиной 20,8 км (12,9 миль) с перепадом высот от самой низкой до самой высокой точки более 300 метров (1000 футов) был назван Джеки Стюарт «Зеленым адом» из-за его сложного характера. [29] Извилистая трасса трассы Шарада заставила некоторых гонщиков, таких как Йохен Риндт на Гран-при Франции 1969 года, жаловаться на укачивание и на всякий случай носить шлемы с открытым лицом. [28]
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]
В 1949 году FIM представила чемпионат мира по мотогонкам Гран-при, турнир TT на острове Мэн в 1949 году . первым мероприятием которого стал [17] [30] За исключением трассы в Монце, все гонки Гран-при проводились на уличных трассах . Международная ассоциация автомобильных клубов Reconnus была переименована в Международную автомобильную федерацию в 1946 году, и были разработаны планы проведения чемпионата мира по шоссейным гонкам. В 1950 году FIA учредила чемпионат мира Формулы-1 — соревнование из семи этапов, включающее Индианаполис 500. [31] [32] Чемпионат производителей Формулы I начался в 1955 году.
Успех американских гонщиков, таких как Фил Хилл и Дэн Герни, в Формуле-1 в конце 1950-х годов вызвал возобновление интереса к шоссейным гонкам в Соединенных Штатах и привел к строительству новых гоночных трасс, таких как Riverside International Raceway , Road. Америка и Лагуна Сека . [27] 1964 года Гран-при США по мотоциклам проводился на международной гоночной трассе Дейтона и привел к росту международной известности шоссейной гонки Daytona 200 , пик которой пришелся на 1974 год с победой 15-кратного чемпиона мира Джакомо Агостини . [27] [33]
Опасности и безопасность гонок
[ редактировать ]Опасности, связанные с увеличением скорости на шоссейных гонках, были продемонстрированы катастрофой в Ле-Мане 1955 года . [34] Когда зрители сидели по краям трассы, два гоночных автомобиля столкнулись, в результате чего один из автомобилей врезался в насыпь, где взорвался огненным шаром, а затем прорвался сквозь толпу зрителей. [34] Помимо водителя гоночной машины, погибли 83 зрителя и 120 получили ранения. [34] Автогонки были временно запрещены в нескольких странах после катастрофы в Ле-Мане, пока не была повышена безопасность зрителей. [34] Швейцария не разрешит кольцевые гонки до Цюрихского ePrix в 2018 году. [35]
Чемпионат Формулы-1 пережил самую страшную трагедию во время Гран-при Италии 1961 года в Монце, когда пилот Вольфганг фон Трипс не справился с управлением своей Ferrari и врезался в трибуну, полную зрителей, в результате чего погибло 15 человек и он сам. [31] [36] В 1970 году Йохен Риндт посмертно выиграл чемпионат пилотов Формулы-1 , единственный человек, которому это удалось, что подчеркнуло сохраняющиеся риски, связанные с шоссейными гонками. [31] Трагедии подчеркнули необходимость повышения стандартов безопасности как для водителей, так и для зрителей; безопасность продолжала оставаться проблемой на протяжении 1960-х и 1970-х годов. [31]
Когда мотогонщик Жилберто Парлотти погиб во время участия в гонках TT на острове Мэн в 1972 году , это спровоцировало бойкот соревнований со стороны гонщиков во главе с многократным чемпионом мира Джакомо Агостини , близким другом Парлотти. [37] Когда-то это была самая престижная гонка года, но она все чаще бойкотировалась ведущими гонщиками, и в 1976 году гонка TT на острове Мэн наконец уступила требованию повышения безопасности на гоночных соревнованиях, и FIM лишила ее статуса чемпионата мира. [37]
Еще один инцидент в гонках на мотоциклах произошел в Монце во время Гран-при Италии по мотоциклам 1973 года , когда авария на гонке унесла жизни чемпионов мира Ярно Сааринен и Ренцо Пазолини . [38] После аварии фон Трипса в 1961 году трасса Монцы была окружена стальными барьерами по требованию автогонщиков. Большинство автогонщиков считали, что стальные барьеры повысят безопасность автогонщиков и зрителей, но они оказали противоположный эффект на мотоциклистов и оказались фатальными для Сааринен и Пазолини. [38] [39]
Опасности уличных трасс еще больше проявились на Гран-при Испании 1975 года, проходившем на извилистой, обсаженной деревьями трассе Монжуик в Барселоне. [40] Гонщики обнаружили, что барьеры безопасности на трассе были установлены некачественно, и угрожали нанести удар, если барьеры не будут приведены в соответствие со стандартами. [40] Под давлением организаторов гонки гонка была начата, но остановлена через 29 кругов, когда машина Рольфа Штоммелена врезалась в толпу, в результате чего погибли четыре зрителя. [40]
Улучшения безопасности
[ редактировать ]К концу 1970-х годов популярность шоссейных гонок Гран-при привлекла корпоративных спонсоров и выгодные телевизионные контракты, что привело к повышению уровня профессионализма. [31] [37] Гонщики организовались, чтобы потребовать от органов, налагающих санкции, принятия более строгих правил безопасности в отношении безопасности гоночной трассы и требований организаторов гонок. [31] [37] Гоночные трассы, которые изначально были дорогами общего пользования, были расширены и модифицированы, включив в них шиканы и зоны схода , а некоторые трассы были сокращены, чтобы уменьшить количество необходимого персонала по обеспечению безопасности. Эти изменения привели к резкому снижению смертности и несчастных случаев. [41]
Современные шоссейные гонки по дорогам общего пользования
[ редактировать ]К 1980-м годам Гран-при мотоциклов и гонки Формулы-1 проводились на специально построенных гоночных трассах, за исключением Гран-при Монако, проводившегося на городских улицах Монако. Уличные трассы, такие как трасса Монжуик и трасса Опатия с их многочисленными неподвижными придорожными препятствиями, такими как деревья, каменные стены, фонарные столбы и здания, постепенно были исключены из соревнований чемпионата мира. [31] [41]
Хотя соревнования, проводимые на закрытых дорогах общего пользования, таких как TT на острове Мэн, утратили статус чемпионата мира из-за значительного риска для безопасности, их популярность продолжала процветать, что привело к появлению отрасли шоссейных гонок, известной как традиционные шоссейные гонки . [42] Традиционные шоссейные гонки по закрытым дорогам общего пользования популярны в Великобритании, Новой Зеландии и некоторых странах Европы. Рейтинг Duke Road Racing был создан в 2002 году для установления классификации гонщиков в традиционных соревнованиях по шоссейным гонкам, таких как North West 200 и Гран-при Ольстера .
В Формуле-1 уличные трассы вернулись: трасса Гран-при Мельбурна и городская трасса Баку присоединились к трассе Монако в рамках чемпионата мира. В гонках MotoGP не используются уличные трассы. [ нужна ссылка ] . В Северной Америке гонки на общественных улицах проходят на Гран-при Лонг-Бич , Гран-при Файерстоун в Санкт-Петербурге , Гран-при Детройта и Honda Indy Toronto .
Распространение шоссейных гонок
[ редактировать ]

Популярность Формулы-1 и гонок Гран-при на мотоциклах привела к формированию чемпионатов мира по шоссейным гонкам на других типах транспортных средств. В 1953 году FIA санкционировала проведение чемпионата мира по автогонкам на спортивных автомобилях, который объединил в себе «24 часа Ле-Мана», «Милле Милья», « 12 часов Себринга» , « 24 часа Спа» и 1000-километровую гонку Нюрбургринга . [43] NASCAR провела свою первую шоссейную гонку в 1957 году на Уоткинс-Глен, международной трассе Бадди Бейкер . победителем которой стал [44] В 1963 году FIA запустила чемпионат Европы по кузовным гонкам . [45]
FIA создала Международную комиссию по картингу (CIK) в 1962 году, а в 1964 году первый чемпионат мира по картингу CIK выиграл Гвидо Сала . [46] [47] Картинг стал значительным шагом в развитии шоссейных гонщиков, включая чемпиона мира Формулы-1 Льюиса Хэмилтона . Чемпионат Европы по гонкам на грузовиках был основан в 1985 году. [48] Чемпионат мира по супербайку для серийных дорожных мотоциклов был учрежден в 1988 году . [49]
По мере роста популярности шоссейных гонок они в конечном итоге распространились по всему миру: шоссейные гонки Гран-при проводились на шести континентах. [50] Расширение серий Формулы-1 и MotoGP привело к построению множества специализированных трасс, например, в Катаре на Ближнем Востоке , Сепанге в Малайзии и Шанхае в Китае .
См. также
[ редактировать ]- Дрэг-рейсинг
- Формула-гонки
- восхождение на холм
- Остров Мэн ТТ
- Список трасс Формулы-1
- Список мотоциклетных трасс Гран-при
- Гонки на овальной трассе
- Уличная трасса
- Суперкарт
- Традиционные шоссейные гонки
- Чемпионат мира по супербайку
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Автомобильные гонки» . britannica.com . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ «История мотогонок» . hondaracingcorporation.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Реми Паолоцци (28 мая 2003 г.). «Колыбель автоспорта» . Добро пожаловать в Кто? Что? Где? Когда? Почему? во Всемирной паутине . Форикс, Автоспорт, 8W.
- ^ Перейти обратно: а б «Рассвет автогонок» . grandprixhistory.org. Ноябрь 2010 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Первая автомобильная гонка в Америке, 1895 год» . сайт Eyewitnesstohistory.com . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кубок Джеймса Гордона Беннета» . firstsuperspeedway.com . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «О ФИА» . fia.com. 24 февраля 2015 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мотогонки» . britannica.com . Проверено 10 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История о мотогонках» . сайт rideumba.com . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Первый Гран-при Франции» . firstsuperspeedway.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Элгинские шоссейные гонки» . База данных исторических маркеров . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Элгинские шоссейные гонки» (PDF) . elginhistory.org . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ «Национальная шоссейная гонка Элгина» (PDF) . Иллинойс.gov . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ «История Ле-Мана» . silhouet.com . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Спринтерские события 1920-х годов» . Motorsportmagazine.com . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ «Тарга Флорио» . grandprixhistory.org. 8 августа 2008 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История острова Мэн TT» . iomtt.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «История гонок TT на острове Мэн» . ttwebsite.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «История Бруклендса» . www.brooklandsmuseum.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «Проведен первый Индианаполис 500» . история.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «История цепи» . Racingcircuits.info . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Автомобильная трасса Монлери» . montlhery.com . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Донингтон Парк Трофи» . kolumbus.fi . Проверено 20 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткая история выносливости» . fim-live.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «Милле Милья» . grandprixhistory.org. Ноябрь 2007 года . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ «История трассы Пау» . Racingcircuits.info . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ДеВитт, Норман Л. (2010). Мотоциклисты Гран-при: Американские герои . ISBN 9781610600453 . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Вулканический порыв Клермон-Феррана» . SpeedHunters.com. Август 2013 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «Скрытая слава в зеленом аду» . roadandtrack.com. 11 мая 2007 года . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «История MotoGP» . motogp.com . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Краткая история Формулы-1» . espn.co.uk. Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Чемпионат мира среди водителей, Ежегодник FIA 1974 года, серый раздел, страницы 118 и 119.
- ^ Шельциг, Эрик. «Daytona 200 празднует 75-й забег некогда престижной гонки» . Сиэтлтаймс.com . Проверено 27 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сперджен, Брэд (11 июня 2015 г.). «В самый смертоносный день автогонок» . Компания Нью-Йорк Таймс, Инк . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ «Формула E спустя 60 лет возвращает гонки в Швейцарию» . digitaltrends.com. 22 сентября 2017 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Коллантайн, Кейт (10 сентября 2011 г.). «50 лет назад сегодня: худшая трагедия Формулы-1 в Монце» . www.f1fanatic.co.uk . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ Перейти обратно: а б «Самый темный день» . Motorsportmagazine.com . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «История Монцы» . monzanet.it. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 г. Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Протесты в парке» . espn.co.uk. Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . atlasf1.com . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Историческая перспектива острова Мэн TT» . CycleWorld.com . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ «История ВЭК» . wec-magazin.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «История трека Уоткинс-Глена» . theglen.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «История автомобильных гонок 1952–1993 годов» . touringcarracing.net . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «1962 год» . cikfia.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «1964» . cikfia.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «Чемпионат Европы по грузовым гонкам» . fia.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ «Чемпионы мира по супербайку» . worldsbk.com . Проверено 16 сентября 2018 г.
- ^ Дэвис, Алекс. «Вот как можно отправить автомобиль Формулы-1 по всему миру за 36 часов» . Проводной . проводной.com . Проверено 20 августа 2018 г.