Йохен Риндт
Рожденный | Карл Йохен Риндт 18 апреля 1942 г. Майнц , Народная земля Гессен , Германский рейх | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Умер | 5 сентября 1970 г. Национальный автодром Монцы , Ломбардия, Италия | ( 28 лет ||||||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | австрийский | ||||||||||
Активные годы | 1964 – 1970 | ||||||||||
Команды | Роб Уокер (капер Брэбэм ), Купер , Брэбэм , Лотус | ||||||||||
Записи | 62 (60 стартов) | ||||||||||
Чемпионаты | 1 ( 1970 ) | ||||||||||
Победы | 6 | ||||||||||
Подиумы | 13 | ||||||||||
Карьерные очки | 107 (109) 1 | ||||||||||
Поул-позиции | 10 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 3 | ||||||||||
Первая запись | Гран-при Австрии 1964 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при США 1969 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Германии 1970 года. | ||||||||||
Последняя запись | Гран-при Италии 1970 года. | ||||||||||
|
Карл Йохен Риндт (англ. Немецкий: [ˈjɔxn̩ ˈʁɪnt] ; 18 апреля 1942 — 5 сентября 1970) — автогонщик немецкого происхождения, большую часть жизни проведший в Австрии и выступавший как австриец . [1] В 1970 году он погиб во время тренировки перед Гран-при Италии и стал единственным гонщиком, посмертно удостоенным титула чемпиона мира среди пилотов Формулы-1 .
Риндт начал заниматься автогонками в 1961 году. Перейдя на одноместные автомобили в 1963 году, он добился успеха как в Формуле Юниор , так и в Формуле Два . В 1964 году Риндт дебютировал в Формуле-1 на Гран-при Австрии , а затем получил полный привод от Купера на 1965 год . После неоднозначных результатов в команде он перешел в Brabham в 1968 году , а затем в Lotus в 1969 году . Именно в Lotus Риндт нашел конкурентоспособную машину, хотя его часто беспокоила безопасность заведомо ненадежных автомобилей Lotus. Свою первую гонку Формулы-1 он выиграл на Гран-при США 1969 года . Он провел очень успешный сезон 1970 года, в основном участвуя в гонках на революционном Lotus 72 , и выиграл пять из первых девяти гонок. На тренировке Гран-при Италии в Монце он врезался в ограждение после поломки тормозного вала его машины, и плохо установленный защитный барьер не выдержал. Риндт был объявлен мертвым по дороге в больницу. Поскольку его ближайший конкурент Джеки Икс не смог набрать достаточно очков в оставшихся гонках сезона, Риндт посмертно стал чемпионом мира. Риндт оставил жену, Нина и дочь Наташа.
Всего он участвовал в 62 Гран-при, выиграв шесть и 13 раз поднимаясь на подиум. Он также добился успеха в гонках на спортивных автомобилях , выиграв в 1965 году «24 часа Ле-Мана» в паре с Мастеном Грегори на Ferrari 250LM . Риндт был популярной фигурой в Австрии, и его успех привел к росту интереса к автоспорту и Формуле-1 в частности. Он вел ежемесячное телешоу под названием Motorama и организовал успешную выставку гоночных автомобилей в Вене. участвовал Во время своего пребывания в Формуле-1 он вместе с Джеки Стюартом в кампании по повышению безопасности в Формуле-1.
Ранняя жизнь и семья
[ редактировать ]Йохен Риндт родился 18 апреля 1942 года в Майнце , Германия, в семье австрийки и немца. [2] Его мать в юности была успешной теннисисткой и, как и отец, изучала право. [3] Родители Риндта владели фабрикой по производству специй в Майнце, которую он позже унаследовал. [4] Они погибли во время бомбардировки Гамбурга во время Второй мировой войны. [2] когда ему было 15 месяцев, после чего его воспитывали бабушка и дедушка в Граце , Австрия. [5] Хотя его дедушка решил сохранить за Риндтом немецкое гражданство, на протяжении всей своей карьеры он ездил по австрийской гоночной лицензии . [4] В интервью он описал свое происхождение как «ужасную смесь» и, когда его спросили, чувствует ли он себя больше австрийцем или немцем, сказал, что чувствует себя «европейцем». [6] У Риндта по матери был сводный брат Уве. [3]
Друзья детства Риндта и его брат описывали его как «ребячьего ребенка», который часто проделывал трюки, чтобы развлечь других. Во время катания на лыжах он сломал шейку бедра , что привело к нескольким операциям, в результате которых одна нога оказалась на четыре сантиметра (1,6 дюйма) короче другой. В результате этого Риндт всю оставшуюся жизнь слегка хромал. [3] В шестнадцать лет он получил мопед и начал гонять своих друзей по трассам для мотокросса. [6] Его учеба в школе была трудной, и его несколько раз исключали из школы. [7] Он сказал:
В конце концов меня выгнали, и я поехал в Англию учить английский. Я научился водить машину, когда был в Англии, но был слишком молод, чтобы получить права. Вернувшись домой, я сломал ногу, катаясь на лыжах, но решил, что более чем способен водить машину сам, хотя одна нога у меня была в гипсе. На самом деле я ездил без прав в течение 18 месяцев, а затем меня поймали за день до того, как я получил право их получить. [5]
Его шансы на получение лицензии оказались под еще большей угрозой, поскольку в юности он зарегистрировал в полиции восемь правонарушений. [3] В 1960 году он получил свою первую машину, старенький Volkswagen Beetle . [8] Его интерес к автоспорту значительно возрос, когда он посетил Гран-при Германии 1961 года на Нюрбургринге со школьными друзьями, в том числе с будущим гонщиком Формулы-1 Хельмутом Марко . [9] [10]
Гоночная карьера
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]Риндт провел свою первую гонку на Flugplatzrennen своей бабушки в 1961 году на Simca Montlhéry . [11] Пропустив официальный период подачи заявок, он принял участие только после того, как от его имени вмешался дружелюбный высокопоставленный функционер автоспорта из Граца. [10] Во время гонки он был отмечен черным флажком за опасный стиль вождения и поэтому дисквалифицирован; он не сразу вернулся на пит-лейн, так как не знал правил. Риндт участвовал в нескольких ралли на своей Simca, но не добился хороших результатов. И только тогда ему предоставили подготовленную к гонкам Alfa Romeo GT 1300. [ объяснить ] по себестоимости и с бесплатным обслуживанием у местного дилера он стал более успешным. На Alfa Romeo он одержал восемь побед. [3] [9]
В 1963 году Риндт перешёл в Формулу-Юниор при содействии Курта Барди-Барри, богатого владельца туристического агентства и одного из ведущих гонщиков Австрии того времени; Барри подарил ему свой годовалый Cooper T67. [9] и двое мужчин сформировали партнерство, вместе участвуя в гонках. Риндт был самым быстрым на тренировке в своей первой гонке в Валлелунге , гонке, которую выиграл Барри, и одержал победу во второй гонке в Чезенатико . В гонке Риндт воспользовался аварией на ранних этапах. В то время как большинство водителей сбавляли скорость в ожидании приближающейся машины скорой помощи, он мчался вперед между соломенными барьерами и припаркованным медицинским автомобилем, чтобы выйти вперед. В то время он был известен своим опасным стилем, едва не врезавшись в зрителей на гонке на улицах Будапешта . [12]
Формула Два
[ редактировать ]Риндт добился больших успехов в гонках Формулы-2 , одержав в общей сложности 29 побед. [6] Он снова вошел в серию в партнерстве с Барри, управляя Brabham автомобилями . Двигатели, предоставленные Cosworth, были медленнее и работали нестабильно; Риндт отреагировал на снижение темпа заявлением: «Тогда я просто тормозну через два метра». [3] Он принял участие в своей первой гонке Формулы-2 в апреле 1964 года на трассе Preis von Wien в Асперне , снявшись с обоих заездов. [13] Международный мир автоспорта впервые обратил на него внимание 18 мая 1964 года, когда Риндт выиграл гонку London Trophy на трассе Кристал Пэлас на Brabham BT10, опередив Грэма Хилла . [14] [15]
Как и многие другие гонщики того времени, Риндт продолжал участвовать в гонках Формулы-2 параллельно со своими обязанностями в Формуле-1; его последнее выступление в Формуле 2 было Festspielpreis der Salzburg в августе 1970 года. [16] В 1967 году он доминировал в Формуле 2, выиграв девять гонок на своем Brabham BT23 . Как опытному гонщику Формулы-1, ему была присвоена оценка «А», то есть его результаты не засчитывались в чемпионство. [17] и титул достался Джеки Иксу . [3] Тем не менее, благодаря его выступлениям гоночная пресса назвала его «королем Формулы 2». У него были давние отношения с Роем Винкельманном, и он ездил со своей командой до ее закрытия в конце 1969 года. [14]
Спортивные автомобили
[ редактировать ]Наряду с гонками на одноместных автомобилях увлекся гонками на спортивных автомобилях Риндт в середине 1960-х годов . Риндт стартовал в « 24 часах Ле-Мана» в общей сложности четыре раза. Во время его дебюта в 1964 году , когда он делил Ferrari 250LM с Дэвидом Пайпером , машина сошла с дистанции слишком рано, и Риндт даже не смог сесть за руль. [18]
Лучший результат Риндта был достигнут в следующем году на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1965 года . Разделив управление Ferrari 250LM с американцем Мастеном Грегори за команду North American Racing Team , Риндт выиграл соревнование. Ни один из гонщиков не был рад участвовать в гонках на, казалось бы, неконкурентоспособной машине. В статье 1998 года в журнале Motor Sport говорилось, что ни один из них, похоже, не проявил особого интереса к гонке, но вместо этого это был «скорее случай« надежды, что она скоро сломается », чтобы они могли получить свои деньги и разделиться». [19] На старте гонщикам пришлось бежать к своим машинам ; Риндт вошел с кувырком вперед, что позволило ему мгновенно нажать на педаль газа и быстро выйти вперед. [20] У пары возникли серьезные проблемы в начале гонки; машина не завелась во время первого пит-стопа Грегори. Позже двигатель частично вышел из строя и Грегори вывел машину в боксы только на шести цилиндрах из двенадцати. [19] К этому моменту Риндт уже снова переоделся в гражданскую одежду, ожидая, что их гонка окончена. [21] После тридцати минут ремонта машина снова завелась, и Риндт и Грегори согласились проехать оставшуюся часть мероприятия «на полной скорости», на полной скорости и с сопутствующим риском. [19] Риндт ехал большую часть ночи, поднявшись с 18-й на третью позицию к рассвету. [6] Грегори убедил Риндта позволить ему проехать заключительную часть гонки, подозревая, что его молодой товарищ по команде, возможно, не будет вести машину достаточно умеренно, чтобы довести машину до финиша. [21] Джеки Икс позже вспоминал, что эти двое ехали «как маньяки». Несмотря на это, машина выжила, что принесло паре то, что Икс назвал «неожиданной победой». [6] [22]
на Ferrari 250LM Позже в том же году Риндт снова участвовал в гонке на 500 километров в Зельтвеге . Он смог опередить более мощный Ferrari Майка Паркса благодаря специальному рычагу, который вручную активировал стоп-сигналы. Используя инструмент незадолго до фактической точки торможения, Риндт смог заставить Паркса затормозить раньше него, что позволило ему остаться впереди. [3]
Помимо победы в 1965 году, он ни разу не финишировал в Ле-Мане. В 1966 году у его Ford GT40 (совместно с Innes Ireland ) сломался двигатель. [23] Год спустя он ездил на Porsche 907 с Герхардом Миттером , пока у них не вышел из строя распределительный вал. [24]
Формула-1
[ редактировать ]Купер (1964–1967)
[ редактировать ]Риндт дебютировал в Формуле-1 на своей домашней гонке, Гран-при Австрии 1964 года , на арендованном Brabham BT11, предоставленном гоночной командой Роба Уокера . Он сошел с дистанции на 58-м круге из-за поломки рулевой колонки в своем единственном Гран-при в сезоне. [6] [25]
На сезон Формулы-1 1965 года Риндт подписал контракт с Купером в качестве постоянного гонщика в паре с Брюсом Маклареном . Он не сразу добился успеха, поскольку Купер, бывшая лучшая команда, в то время испытывала трудности. В своей первой гонке, Гран-при Южной Африки 1965 года , у него возникла проблема с транзистором; Первоначально повреждение было устранено, но проблема повторилась, и Риндту пришлось сойти с дистанции. [26] Его лучшим результатом стало четвертое место на Гран-при Германии на Нюрбургринге. [14] Он завершил сезон с четырьмя очками, заняв 13-е место в чемпионате. [27]
В 1966 году Купер представил шасси T81 V12 девятилетней давности Maserati и использовал двигатели , которые были мощными, но тяжелыми. К сезону была представлена новая формула двигателя, объем которого увеличился вдвое до трех литров. [28] Многие команды с трудом справлялись с новыми правилами, в результате чего Купер был конкурентоспособен даже со своими старыми Maserati V12. После ухода McLaren Риндт стал лидером команды, пока 1964 года не присоединился чемпион мира Джон Сёртиз из Ferrari . [14] Во второй гонке года, Гран-при Бельгии , Риндт на практике преодолел неисправность двигателя и занял второе место в квалификации, следуя за Сёртизом в первом ряду стартовой решетки. В гонке, пострадавшей от сильного дождя, он обогнал Сёртиса и стал лидером на четвертом круге. Он несколько раз развернулся на мокрой трассе и пострадал от самоблокирующегося дифференциала , но удерживал лидерство до 21 круга, когда Сёртиз обогнал его и выиграл. Это был первый подиум Риндта в Формуле-1 после того, что журнал Motor Sport назвал «очень смелым» заездом. [29] В целом он занял три позиции на подиуме, что принесло ему третье место в чемпионате по итогам года. [6] [30]
1967 год был менее успешным, поскольку Риндт финишировал только в двух гонках, Гран-при Бельгии и Италии , обе на четвертом месте. [14] Шесть очков означали, что он завершил сезон на 13-м месте в чемпионате. [31]
Брэбэм (1968)
[ редактировать ]До 1968 года Риндт получал предложения от всех команд, кроме Lotus и Honda . [3] и перешел в «Брэбэм», который был чемпионом мира в двух предыдущих сезонах. Технические проблемы ограничили его в том году. от Brabham Двигатель Repco V8 не мог конкурировать с ныне широко используемым Cosworth DFV. [14] а Риндт финишировал всего в двух гонках, обе на третьем месте. На открытии сезона в Южной Африке в первый день Нового года Риндт занял третье место, уступив место позднему уходу Джеки Стюарта и приблизившись к занявшему второе место Грэму Хиллу ближе к концу. [32] Гонку выиграл Джим Кларк , близкий друг Риндта. Это была последняя гонка Кларка в Формуле-1; он умер три месяца спустя на гонке Формулы-2 в Хоккенхайме . [33] Риндт был глубоко потрясен его смертью, сказав австрийскому журналисту Хайнцу Прюллеру: «Если Джим Кларк не в безопасности, что может случиться с нами?» [6] Его второй подиум пришелся на проливной дождь и туман на Нюрбургринге на Гран-при Германии , в гонке, где доминировал Стюарт, который финишировал на четыре минуты впереди Хилла, занявшего второе место. Риндт приблизился к Хиллу на последних этапах гонки после того, как англичанин развернулся, и финишировал всего на четыре секунды позади после упорной борьбы на последнем круге. [34] [35] Его восемь очков поставили его на двенадцатое место в чемпионате по итогам сезона. [36]
В эти годы он также участвовал в гонках Indianapolis 500 в 1967 и 1968 годах , но финишировал только 24-м и 32-м. [37] [38] проехав всего пять кругов в 1968 году после финиша чуть больше половины гонки 1967 года. После выбытия из гонки 1967 года Риндт дал интервью по радио Люку Уолтону. Когда его спросили, что он думает о «500», он ответил «немного». [39] В интервью 2014 года Хайнц Прюллер вспоминал, как Риндт говорил об Индианаполисе в 1967 году: «В Индианаполисе у меня всегда такое ощущение, будто я еду на собственные похороны». [40] В другой раз он сказал о трассе: «Это катастрофа, я езжу туда только из-за денег». [20]
Команда Лотос (1969–1970)
[ редактировать ]сезон 1969 года
[ редактировать ]В сезоне 1969 года Риндт подписал контракт с чемпионом мира среди конструкторов 1968 года Lotus, где он присоединился к действующему чемпиону среди пилотов Грэму Хиллу. Риндт почувствовал себя некомфортно из-за переезда из-за пресловутой ненадежности автомобиля Lotus; за двадцать месяцев с 1967 по 1969 год команда попала в 31 аварию. В период с 1968 по 1970 год один только Хилл попал в девять аварий, что заставило его пошутить: «Каждый раз, когда меня обгоняет собственное колесо, я знаю, что нахожусь в Lotus». [41] Когда Риндт присоединился к Lotus, его друг и фактический менеджер Берни Экклстоун , который вел переговоры о сделке, заметил, что они знали, что Брэбэм, возможно, был лучшим выбором для команды, но скорость Lotus дала Риндту шанс выиграть чемпионат. [6] Риндт прокомментировал: «В Lotus я могу либо стать чемпионом мира, либо умереть». [42] [43] Из-за своей неуверенности в целесообразности присоединения к команде Риндт подписал контракт с Lotus лишь незадолго до Гран-при Испании 1969 года . [6]
Нерешительность Риндта оказалась оправданной, когда и он, и Хилл попали в аварию на высокой скорости на Гран-при Испании в Монжуике . В обоих случаях крылья подвески автомобилей сломались, что привело к авариям, в которых мог погибнуть любой водитель. В результате аварии машина Риндта вылетела за пределы трассы и врезалась в ограждение, где она столкнулась с неподвижной машиной Хилла, авария которого произошла в том же месте. [44] Хотя у Риндта был сломан только нос, один маршал потерял глаз, а другой сломал ногу. владельца команды Lotus Колина Чепмена Риндт был в ярости из-за неудачи ; после аварии он сказал репортеру: «Я возлагаю вину на него [Чепмена], и это справедливо, потому что он должен был рассчитать, что крыло сломается». Днем позже в интервью австрийскому телевидению он сказал: «Эти крылья — безумие [ ein Wahnsinn ] в моих глазах, и их нельзя допускать на гоночных машинах… Но вложить хоть какую-то мудрость в голову Колину Чепмену невозможно». На вопрос, потерял ли он доверие к Lotus после аварии, он ответил: «Я никогда не доверял Lotus», охарактеризовав свои отношения с командой как «чисто деловые». [3] [6] Из-за аварии он выбыл из игры на Гран-при Монако , гонке, которую Хилл выиграл. [45]
Джеки Стюарт позже описал сезон 1969 года Риндта как год, когда он «достиг совершеннолетия». [3] В конце года журнал Motor Sport назвал его «единственным гонщиком, который серьезно бросит вызов Стюарту на протяжении всего сезона», хотя и занял лишь четвертое место в чемпионате. На него повлияла низкая надежность Lotus 49B ; он сошел с семи гонок. [46] На Гран-при Великобритании Риндт боролся со Стюартом за лидерство; оба мужчины были на 90 секунд впереди Джеки Икса, занявшего третье место. Гонка была решена в пользу Стюарта только тогда, когда Риндту пришлось выехать в боксы после того, как часть кузова его машины начала тереться о шину; он финишировал четвертым. [47] На Гран-при Италии он участвовал в запоминающемся финише. Стартовав с поул-позиции, он несколько раз менял лидерство со Стюартом и Пирсом Куражем . На последнем круге Риндт, Стюарт, Макларен и Жан-Пьер Бельтуаз бежали близко друг к другу, приближаясь к финишу. Стюарт одержал победу, опередив Риндта всего на восемь сотых секунды, в то время как McLaren, занявший четвертое место, также был в пределах двух десятых секунды. Это был самый близкий результат 1–2–3–4 в истории спорта. [48] Риндт записал свою первую победу в Гран-при на предпоследней гонке сезона в Уоткинс-Глене , выиграв 50 000 долларов — крупнейший денежный приз в истории Формулы-1 на тот момент. [3] Его победа была омрачена серьезной аварией с участием его товарища по команде Хилла, который разбился после прокола на высокой скорости и получил серьезные травмы ноги. [49]
сезон 1970 года
[ редактировать ]В 1970 году партнером Риндта в Lotus был Джон Майлз ; Грэм Хилл покинул команду, чтобы работать в интересах клиентов Роба Уокера . Риндт стал явным лидером команды. [50] На первом Гран-при сезона в Южной Африке он квалифицировался четвертым, но в конце концов сошел с дистанции из-за отказа двигателя после инцидента на первом круге с Крисом Эймоном и Джеком Брэбэмом , последний из которых выиграл в последний раз в своей карьере. . [51] На следующей гонке, Гран-при Испании , Lotus представила свой революционно новый дизайн автомобиля. Вместо одного обычного переднего радиатора в Lotus 72 было два, по одному с каждой стороны кабины. Дальнейшие инновации включали торсионную подвеску вместо широко используемых винтовых пружин и все четыре тормоза, установленные внутри для уменьшения неподрессоренной массы. [52] Во время первой тренировки у машины сломалась левая полуось, в результате чего Риндт попал в штопор. [3] Автомобиль также оказался неэффективным в гонке; Риндт сошел с дистанции после девяти кругов. [52]
Поскольку Lotus 72 оказался не так эффективен, как надеялась команда, его вернули на завод для восстановления, и Риндт использовал старый Lotus 49 для следующей гонки в Монако . Необходимость использования шин, предназначенных для нового дизайна, делала старую машину нестабильной. Казалось, это не повлияло на Риндта, и он организовал то, что его гоночный инженер Херби Блэш назвал «гонкой своей жизни». С восьмого места на стартовой решетке он продвигался по полю на трассе, печально известной тем, что предоставлял мало возможностей для обгона. На заключительном этапе он был вторым, уверенно сокращая отставание от лидера Джека Брэбэма. На последнем круге, в последнем повороте, Брэбэм слишком поздно затормозил, задел бордюр и врезался прямо в тюки соломы, позволив Риндту одержать свою первую победу в сезоне. Риндт в последний раз использовал Lotus 49 на Гран-при Бельгии , гонке, в которой он резко раскритиковал организаторов за установку ограждений с промежутками между ними в несколько метров. [6] Первоначально он начал тренироваться на модернизированной 72-й, но в начале сессии машина остановилась из-за сломанного нижнего поперечного рычага , что вынудило Риндта снова сменить машину. Несмотря на проблемы с двигателем во время оставшейся части тренировки, ему удалось пройти квалификацию в первом ряду, но позже он сошел с дистанции из-за еще одного отказа двигателя. [53]
На Гран-при Голландии Риндт в конце концов использовал новый Lotus 72, улучшенный после внесения изменений. На последней тренировке он установил поул-позицию, опередив своего ближайшего соперника Стюарта почти на четверть секунды. [54] Риндт одержал свою первую победу на Lotus 72, но это не было для него радостным событием; на 23-м круге в огненной аварии погиб его близкий друг Пирс Кураж, с которым он ужинал накануне вечером. Риндт был сильно потрясен потерей еще одного коллеги-водителя и подумывал о завершении карьеры. [55]
После успеха в Зандворте Риндт обрел уверенность в новом Lotus 72, назвав его «лучшим гоночным автомобилем, существующим на данный момент». [3] Но у него продолжали возникать проблемы. Во время тренировки перед Гран-при Франции Риндт решил уронить свой новый полностью закрывающий защитный шлем Bell-Star, посчитав его слишком горячим. Он вернулся к использованию шлема с открытой передней частью, но ему в лицо ударил камень из другой машины, оставив глубокий порез на правой щеке. [56] У него также сломалось рулевое управление на его машине. Разъяренный очередной механической проблемой, он ворвался в гараж Lotus и крикнул Колину Чепмену: «Если это произойдет снова и я выживу, я убью вас всех!» [3] Риндт всё же смог выиграть гонку, заняв лидерство в чемпионате. [56] Следующей гонкой стал Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче . Джеки Икс быстро вырвался вперед, опередив Брэбэма и Риндта, но когда передача Икса не удалась, Риндт воспользовался возможностью обогнать Брэбэма и выйти вперед. Затем Брэбэм смог вернуть себе первое место на 69-м круге, поскольку Риндт пропустил передачу и выглядел уверенным победителем, но повторил свое несчастье в Монако: на последнем круге у него закончилось топливо, что позволило Риндту одержать свою третью победу за ряд. Его победа была поставлена под сомнение вскоре после гонки, когда главный инспектор Сесил Митчелл обнаружил, что задний аэродинамический профиль не находится на регулируемой высоте. Риндт был временно дисквалифицирован, но после трехчасового обсуждения его восстановили в качестве победителя. [3] [57]
Первоначально Гран -при Германии планировалось провести на традиционном месте – Нюрбургринге. Ассоциация гонщиков Гран-при (GPDA), представленная Риндтом и Грэмом Хиллом, потребовала изменений в трассе для повышения безопасности, включая барьеры Armco на всех 22,8 километрах (14,2 миль) Северной петли . Никакого соглашения достигнуто не было, и Гран-при перенесли в Хоккенхайм, где Риндт одержал свою четвертую победу подряд. Гонка представляла собой еще одну двустороннюю борьбу, на этот раз между Риндтом и Иксом, которые несколько раз меняли лидерство. [6] Это означало, что он мог завоевать титул пилота на своем домашнем этапе Гран-при Австрии . К радости публики он вывел Lotus 72 на поул-позицию, но сошел с дистанции из-за отказа двигателя. [58] Поэтому решение о титуле было перенесено на следующую гонку в Монце . [3]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Паддок переехал на Гран-при Италии в Монце, трассу, известную высокими скоростями; водители часто использовали встречный поток идущих впереди машин, чтобы ускорить темп. Из-за этого многие команды, в том числе Lotus, решили отказаться от установленных на автомобилях задних крыльев, чтобы уменьшить лобовое сопротивление и еще больше увеличить скорость. Более мощные Ferrari с плоским 12-цилиндровым двигателем Джеки Икса и Клея Регаццони были на 16 км/ч (10 миль в час) быстрее, чем Lotus на предыдущей гонке в Австрии. Товарищ Риндта по команде Джон Майлз был недоволен бескрылой установкой на пятничной тренировке, сообщив, что машина «не будет ехать прямо». Риндт не сообщил о таких проблемах, и Чепмен напомнил, что Риндт сообщил, что машина без крыльев «почти на 800 об/мин быстрее на прямой». [59]
На следующий день Риндт бежал с более высокими передаточными числами, установленными на его машине, чтобы воспользоваться уменьшенным сопротивлением, увеличив потенциальную максимальную скорость автомобиля до 330 км/ч (205 миль в час). [60] На пятом круге тренировки он сильно разбился на подъезде к повороту Параболика. Денни Халм , следивший в то время за Риндтом, описал аварию следующим образом:
Йохен следовал за мной несколько кругов и медленно догонял меня, а второй поворот Лесмо я прошёл не очень быстро, поэтому я свернул в сторону и пропустил Йохена мимо меня, а затем последовал за ним в Параболику... мы ехали очень быстро, и он подождал примерно 200 метров, чтобы затормозить. Машина как бы поехала вправо, затем свернула налево, снова свернула направо, а затем внезапно очень быстро врезалась влево в ограждение. [6]
При ударе стык барьера разошелся, подвеска автомобиля ушла под барьер, и машина врезалась в стойку лоб в лоб . Передняя часть была разрушена. Риндт имел обыкновение использовать только четыре точки пятиточечного ремня безопасности, доступного в то время, и не носил паховые ремни, так как хотел иметь возможность быстро выйти из машины в случае пожара. В результате при ударе он проскользнул под ремни, и ремни смертельно перерезали Риндту горло. [5] [61] [62] вала автомобиля Более позднее расследование показало, что авария была вызвана выходом из строя правого переднего внутреннего тормозного , но смерть Риндта была вызвана плохо установленными барьерами безопасности. [63] [45] Чепмен отверг утверждение о том, что причиной аварии стал сломанный тормозной вал, утверждая, что вал сломался, когда колесо ударилось о барьер. [64]
Риндт был объявлен мертвым по дороге в больницу в Милане, и Lotus сняла с гонки все машины, включая Lotus 72, на котором участвовал Роб Уокер. [45] [65] Гран-при состоялся, и Клэй Регаццони одержал свою первую победу, но празднование было приглушенным. [66] В Италии проводилось длительное расследование смерти Риндта, в результате которого начался суд над Колином Чепменом; с него были сняты все обвинения в 1976 году. Разрушенный Lotus 72 после суда остался в Италии и был отправлен на свалку недалеко от Монцы. В 1985 году агент по недвижимости нашел обломки и выкупил их у властей, а затем в 1993 году обменял их на автомобиль Lola Formula 3. С тех пор машина покоилась в гараже под Миланом . [67]
Риндт был похоронен на центральном кладбище (Zentralfriedhof) в Граце 11 сентября 1970 года. [6] [68] На его похоронах Йоаким Боннье произнес панегирик, сказав:
Умереть, занимаясь любимым делом, — значит умереть счастливым. И Йохен пользуется восхищением и уважением всех нас. Только так можно восхищаться и уважать отличного водителя и друга. Независимо от того, что произойдет в оставшихся Гран-при в этом году, для всех нас Йохен является чемпионом мира. [6]
На момент смерти Риндт выиграл пять из десяти Гран-при того года, а это означало, что у него было существенное преимущество в чемпионате пилотов. После победы в следующей гонке в Канаде Джеки Икс отстал от Риндта в чемпионате на 17 очков, что дало ему шанс выиграть титул, если он выиграет две оставшиеся гонки. [69] На Гран-при США , гонке, которую выиграл сменивший Риндта в Lotus Эмерсон Фиттипальди , Икс занял только четвертое место, что сделало Риндта единственным посмертным чемпионом мира в автоспорте. [70] Чемпионский трофей был вручен его вдове Нине Джеки Стюарт 18 ноября 1970 года на церемонии возле площади Согласия в Париже . [6] [71] [72]
Риндта почтили по-разному. Гонка BARC 200 Formula Two в начале сезона была переименована в Мемориальный трофей Йохена Риндта на протяжении всего существования серии. В 2000 году, к 30-летию со дня его смерти, город Грац открыл бронзовую мемориальную доску в память о Риндте в присутствии жены Нины и дочери Наташи. [45] Предпоследний поворот на Red Bull Ring в Австрии назван в честь Риндта. [73]
Клуб исторических спортивных автомобилей в Соединенном Королевстве принимает исторический чемпионат Формулы 2, категория которого до 1972 года называется «Трофей Йохена Риндта класса А». [74]
Личная жизнь
[ редактировать ]В марте 1967 года Риндт женился на Нине Линкольн , финской модели и дочери автогонщика Курта Линкольна , с которым он участвовал в гонках в начале своей карьеры. [14] После помолвки Линкольн первоначально расстался с Риндтом и отправил обручальное кольцо обратно. Затем Риндт положила его обратно в коробку с запиской, в которой просила хранить его до тех пор, пока она не передумает, что она и сделала, получив посылку, позже объяснив: «Мне нравятся мужчины, которые знают, чего хотят». [42] Пара переехала в Швейцарию, недалеко от Бегнина , где вместе построила дом. [45] У Риндтов была дочь Наташа, которой на момент смерти отца было два года. Нина Риндт вышла замуж еще дважды после смерти Риндта, сначала за Филиппа Мартина, от которого у нее родилась еще одна дочь, а затем за Александра Худа, 4-го виконта Бридпорта , сделав ее Нину Худ леди Бридпорт. У пары родился сын Энтони. [75] Их дочь Наташа позже несколько лет работала с Берни Экклстоуном после того, как он взял на себя коммерческие права Формулы-1. [6]
Риндт встретил Берни Экклстоуна во время его пребывания в Купере, и они стали друзьями. Заметив его коммерческий талант, Риндт позволил Экклстоуну управлять его профессиональными контрактами, никогда официально не нанимая его в качестве менеджера. Экклстоун сказал об отношениях: «Я никогда не был его менеджером, мы были хорошими друзьями. Я помогал ему любой помощью, которая ему когда-либо требовалась». После аварии Риндта именно Экклстоун принес его окровавленный шлем обратно на пит-лейн. [6]
В Формуле-1 у Риндта было несколько дружеских отношений с другими гонщиками, в первую очередь с Джеки Стюартом. Они встретились на этапе Формулы-2 в 1964 году и вскоре стали друзьями, часто вместе отдыхая и живя рядом друг с другом в Швейцарии. До самой смерти их иногда сопровождал Джим Кларк. [3] Риндт принял участие в борьбе Стюарта за повышение безопасности в Формуле-1, будучи одной из ведущих фигур GPDA. За свою роль в кампании по обеспечению безопасности Риндт подвергся критике как со стороны коллег-водителей, так и со стороны прессы; репортеры уничижительно назвали Стюарта, Риндта и Йоакима Боннье «женевскими связями» из-за их проживания в Швейцарии. [6] Стюарт сказал, что Риндту потребовалось некоторое время, чтобы осознать серьезность ситуации, но после этого он стал «хорошим союзником». [3] После смерти Риндта его жена Нина оставалась рядом со Стюартами, и ее можно увидеть в гостях у них на Гран-при Монако 1971 года в Романа Полански фильме «Выходные чемпиона» . [76]
В частном порядке Риндт был известен семье и друзьям как часто безрассудный водитель на дорогах общего пользования. В первые годы своей карьеры он выезжал на своем Jaguar E-Type на улицы Вены, где он жил, и катался по улицам. [77] Он вызвал общественную критику в 1968 году, когда перевернул Mini Cooper во время демонстрационного забега на соревнованиях по автокроссу в Гросхёфляйне , в то время как на борту была его беременная жена. [3]
Успех Риндта популяризировал автоспорт в Австрии. Гельмут Цвикль назвал его «инструктором по вождению нации». [6] В 1965 году Риндт организовал первую выставку гоночных автомобилей в Австрии — Jochen-Rindt-Show в Вене. Это имело немедленный успех: только за первые выходные его посетило 30 000 человек. Используя свои связи, он пригласил своего друга Йоакима Боннье и бывшего Mercedes менеджера Гран-при Альфреда Нойбауэра в качестве вступительных докладчиков, а также присутствовали и другие гонщики, такие как Джеки Стюарт. [3] Вскоре выставка стала ежегодным мероприятием, а затем переехала в немецкий город Эссен в 1970 году, вскоре после смерти Риндта, и остается там как Эссенский автосалон . [42] Риндт с помощью Экклстоуна смог успешно продвигать себя, включая выгодные спонсорские и рекламные контракты. [3] После его восхождения в гонках в Австрии были построены две гоночные трассы: Остеррайхринг (ныне Red Bull Ring), на которой Риндт работал консультантом, и Зальцбургринг . Популярность Риндта еще больше возросла благодаря телешоу Motorama , которое он вел. Ежемесячная программа включала советы по вождению по дорогам общего пользования, репортажи с Гран-при и интервью Риндта с коллегами-водителями. [6]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Формула-1 | Гоночная команда Роба Уокера | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
24 часа Ле-Мана | Североамериканская гоночная команда | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1965 | Формула-1 | Купер Автомобильная Компания | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 13-е место |
Французские трофеи | Рой Винкельманн Расинг | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 16 | 2-й | |
24 часа Ле-Мана | Североамериканская гоночная команда | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | Н/Д | 1-й | |
1966 | Формула-1 | Купер Автомобильная Компания | 9 | 0 | 0 | 0 | 3 | 22 | 3-й |
24 часа Ле-Мана | FR English Ltd. \ Comstock Racing | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
1967 | Формула-1 | Купер Автомобильная Компания | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 13-е место |
Французские трофеи | Рой Винкельманн Расинг | 4 | 3 | 1 | 1 | 4 | 33 | 1-й | |
Чемпионат Великобритании RAC F2 | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 27 | 1-й | ||
24 часа Ле-Мана | Системная инженерия Porsche | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | ДНФ | |
Автомобиль чемпионата USAC | Тормозная жидкость Вагнер Локхид | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1968 | Формула-1 | Брэбэмская гоночная организация | 12 | 0 | 2 | 0 | 2 | 8 | 12-е |
Автомобиль чемпионата USAC | Репко-Брабэм | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
1969 | Формула-1 | Золотой лист команды Лотос | 10 | 1 | 5 | 2 | 3 | 22 | 4-й |
Тасманская серия | 7 | 2 | 0 | 0 | 4 | 30 | 2-й | ||
1970 | Формула-1 | Золотой лист команды Лотос | 9 | 5 | 3 | 1 | 5 | 45 | 1-й |
Источник: [78] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1963 | Йохен Риндт | Купер Т67 | Форд 109Е 1,5 л4 | ЛОМ | ГЛВ | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ИМО | СЭР | АЙН | ИНТ. | ПЗУ | СОЛНЦЕ | МОЖЕТ | С | АВТОМОБИЛЬ Верно | ОЛЛ | РАН | |
1965 | Купер Автомобильная Компания | Купер Т77 | Кульминация FWMV 1.5 V8 | РПЦ 7 | СЭР | СМТ ДСК | ИНТ. Верно | |||||||||||
Рой Винкельманн Расинг | Брэбэм BT16 (F2) | Форд Косворт ФВА 1.6 L4 | С Верно | РАН | ||||||||||||||
1966 | Купер Автомобильная Компания | Купер Т81 | Мазерати 9/F1 3.0 V12 | ЮАР | СЭР | ИНТ. 5 | ОЛЛ | |||||||||||
1967 | Купер Автомобильная Компания | Купер Т81 | Мазерати 9/F1 3.0 V12 | РПЦ Верно | СПР | ИНТ. | СЭР | |||||||||||
Рой Винкельманн Расинг | Брэбэм BT23 (F2) | Форд Косворт ФВА 1.6 L4 | ОЛЛ 6 | ESP | ||||||||||||||
1968 | Брэбэмская гоночная организация | Брэбэм BT26 | Репко 860 3.0 V8 | РПЦ | ИНТ. | ОЛЛ Верно | ||||||||||||
1969 | Золотой лист команды Лотос | Лотос 49Б | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ Верно | ИНТ. 2 | БЕЗУМНЫЙ | ||||||||||||
Лотос 63 | ОЛЛ 2 | |||||||||||||||||
1970 | Золотой лист команды Лотос | Лотос 49С | Форд Косворт DFV 3.0 V8 | РПЦ 2 | ||||||||||||||
Лотос 72 | ИНТ. Верно | ОЛЛ 2 | ||||||||||||||||
Источник: [80] |
Результаты Тасманской серии
[ редактировать ]( ключ )
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Классифицировать | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1969 | Золотой лист команды Лотос | Лотус 49Т | Косворт DFW 2.5 V8 | ПУК 2 | ЛЕВ Верно | 2-й | 30 | |||||
Лотус 49БТ | ПАРИК 1 | ИМЕТЬ Верно | ЛАК Верно | ВОЙНА 1 | САН 2 | |||||||
Источник: [81] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1964 | Североамериканская гоночная команда | Дэвид Пайпер | Феррари 250ЛМ | П 5.0 | 0 | ДНФ | ДНФ |
1965 | Североамериканская гоночная команда | Мастен Грегори | Феррари 250ЛМ | П 5.0 | 348 | 1-й | 1-й |
1966 | FR English Ltd. \ Comstock Racing | Иннес Ирландия | Форд GT40 МК I | С 5.0 | 8 | ДНФ | ДНФ |
1967 | Системная инженерия Porsche | Герхард Миттер | Порше 907 | П 2.0 | 103 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [82] |
Полные результаты Индианаполиса 500
[ редактировать ]Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать |
---|---|---|---|---|
1967 | Орел | Форд | 32-й | 24-е |
1968 | Брэбэм | Репко | 16-е | 32-й |
Источник: [83] |
Примечания
[ редактировать ]^ 1 - До 1990 года не все очки, набранные гонщиком, учитывались в его окончательном подсчете на чемпионате мира ( см. в списке систем подсчета очков дополнительную информацию ). Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хесс, Питер (5 сентября 2010 г.). «Смерть счастливого человека» . faz.net (на немецком языке). Франкфуртер Альгемайне Цайтунг. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Единственный бессмертный на гоночной трассе» (на немецком языке). ОРФ . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Гиссер 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б Маппес-Нидик 2008 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Хант, Скотт (3 марта 2015 г.). «Забытая история… Йохена Риндта» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Ройсс 2010 .
- ^ «Йохен Риндт» . Formula1.com . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1. Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Генри 1990 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с Генри 1990 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б «Erinnerungen an Jochen Rindt: «Я знал Реннфоара» » . Motorsport-Total.com . 18 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «Аэродромные гонки Инсбрука» . Йохен Риндт . Проверено 24 ноября 2020 г.
- ^ Цвикль 2007 , стр. 72–73.
- ^ «Прейс фон Вена (Австрия)» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Валич, Эрих. «Йохен Риндт – Как стать автогонщиком?» (PDF) . jochenrindt.com . Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Лондон Трофи (Британия)» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ "Festspielpreis der Salzburg (non-ch)" . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 14 января 2016 года . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ «Дальнейшие мысли о Формуле 2» . Motor Sport (май 1967 г.): 28. Архивировано из оригинала 14 ноября 2016 г. Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана (Международный)» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «1965 Старик и просьба» . Автоспорт (июнь 1998 г.): 36–37. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Tödliche Lotus-Blüten» («Смертельные цветы лотоса»). Der Spiegel (на немецком языке) (20/1969). 12 мая 1969 года. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Фернли, Пол (22 октября 2015 г.). «Гонка, которая не нужна Ferrari» . Motor Sport (июнь 2015 г.): 102. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г. Проверено 3 июня 2016 г.
- ^ «24-часовая гонка Ле-Мана» . Motorsportmagazine.com . Журнал автоспорта. 7 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 20 мая 2016 года . Проверено 20 мая 2016 г. .
- ^ «24 часа Ле-Мана (Международный)» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «24 часа Ле-Мана (Международный)» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Дженкинсон, Денис (7 июля 2014 г.). «Гран-при Австрии» . Motor Sport (октябрь 1964 г.): 39. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г. . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «11-й Гран-при ЮАР» . Motor Sport (февраль 1965 г.): 28. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г. Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1965 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1966 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ Дженкинсон, Денис (7 июля 2014 г.). «Гран-при Бельгии» . Motor Sport (июль 1966 г.): 16. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г .. Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1966 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1967 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Кларк приближается к победе в последнем Гран-при» . ЭСПН. 1 января 1968 года. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Цвык, Андрей (21 января 2009 г.). «Воспоминания о Гран-при Южной Африки 1968 года» . F1Фанатик. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Мастерский Стюарт укрощает коварный Нюрбургринг» . ЭСПН. 4 августа 1968 года. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Фёдиш, Йорг Томас; Фёлькер, Бернхард; Берндт, Майкл (2008). Гран-при Германии. Все гонки с 1926 года . Кенигсвинтер: Хеель Верлаг. п. 120. ИСБН 978-3-86852-043-9 .
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 1968 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Индианаполис 500 1967 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Индианаполис 500 1968 года» . Мотоспорт . Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Джейк и Майк говорят о Дэйве Макдональде, книгах Indy 500 Year и многом другом!». Beyond the Bricks с Джейком Кервером и Майком Томсеном . 22 мая 2024 г. ВФНИ .
- ^ Менат, Кристиан (7 сентября 2014 г.). «Хайнц Прюллер: Воспоминания о Йохене Риндте – лучше, чем Сенна» . Motorsport-magazin.com (на немецком языке). Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г.
- ^ «Immer Angst» [Всегда боюсь]. Дер Шпигель (на немецком языке) (38/1970). 14 сентября 1970 года. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Легенда Формулы-1 Йохен Риндт: смертельная гонка к титулу чемпиона мира» . spiegel.de (на немецком языке). Зеркало онлайн. 3 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г.
- ^ Цвикль 2007 , с. 78.
- ^ «Стюарт наживается на неудачах Lotus» . ЭСПН. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дипраам, Маттейс (17 марта 2007 г.). «Чемпионы / Йохен Риндт. Бесстрашный до конца» . forix.com . 8 Вт. Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Дженкинсон, Денис (30 ноября 2010 г.). «Гонщики Гран-при» . Motor Sport (декабрь 1969 г.): 48. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г. . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ Оуэн, Оливер (6 марта 2004 г.). «10 самых драматичных гонок Формулы-1» . Хранитель . Архивировано из оригинала 28 декабря 2015 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Шот, Марсель. «Гонка, которую стоит запомнить: Гран-при Италии 1969 года» . autosport.com . Архивировано из оригинала 15 ноября 2018 года . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (20 марта 2012 г.). «Величайшие гонщики Формулы-1. Номер 19: Грэм Хилл» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 16 января 2016 года . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Сцена Гран-при» . Motor Sport (март 1970 г.): 24. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г. Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Гран-при ЮАР» . Motor Sport (апрель 1970 г.): 30. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гран-при Испании» . Motor Sport (май 1970 г.): 30. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 января 2016 г. . Проверено 16 января 2016 г. .
- ^ «Гран-при Бельгии» . Motor Sport (июль 1970 г.): 36. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 17 января 2016 г. Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Дженкинсон, Денис (август 1970 г.). «Гран-при Голландии: технический шаг вперед» . Мотоспорт . Том. 46, нет. 8. С. 850–853.
- ^ Генри 1990 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б «Гран-при Франции» . Motor Sport (август 1970 г.): 32. 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 17 января 2016 г. Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «23-й Гран-при Великобритании» . Автоспорт : 22 августа 1970 г. Архивировано из оригинала 17 января 2016 г. Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «8-й Гран-при Австрии» . Motor Sport (сентябрь 1970 г.): 22. 12 января 2016 г. Архивировано из оригинала 17 января 2016 г. Проверено 17 января 2016 г.
- ^ Прюллер 1970 , стр. 192–193.
- ^ Прюллер 1970 , с. 195.
- ^ Генри 1990 , с. 104.
- ^ Прюллер 1970 , с. 199.
- ^ Дайте 1986 , с. 69.
- ^ Журнал Autosport, страница переписки 6, 24 сентября 1970 г.
- ^ «41-й Гран-при Италии» . Автоспорт : 32 октября 1970 г. Архивировано из оригинала 20 января 2016 г. Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Гран-при Италии, отчет о гонке 1970 года» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Цвикль 2007 , с. 79.
- ^ «Йохен Риндт – жизнь для автоспорта» . steiermark.at (на немецком языке). Правительство земли Штирия. Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Гран-при Канады, отчет о гонке 1970 года» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Rendall 2007 , p. 264.
- ^ Стюарт, Джеки (2007). Победы недостаточно . Лондон: Издательство Headline. п. 174 . ISBN 978-0-7553-1539-0 .
- ^ «Чемпион Формулы-1 коронован загробно» . Би-би-си Спорт .
- ^ "Схема" . projekt-spielberg.com (на немецком языке). Проект Спилберг ГмбХ & Ко КГ. Архивировано из оригинала 20 января 2016 года . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ «Историческая Формула 2» . Клуб исторических спортивных автомобилей . Проверено 30 июня 2020 г.
- ^ «Что случилось с прекрасной вдовой Ниной Риндт?» . bild.de (на немецком языке). Картина. 4 сентября 2010 г. Проверено 16 января 2016 г.
- ^ Саймон, Фрэнк (режиссер); Полански, Роман (продюсер) (1972). Выходные чемпиона (Кинофильм). Англо-ЭМИ.
- ^ Цвикль 2007 , с. 73.
- ^ «Йохен Риндт» . Мотоспорт . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ Смолл, Стив (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 319. ИСБН 0-85112-702-9 .
- ^ «Гонки» . jochenrindt.com . Наташа Риндт. Архивировано из оригинала 27 января 2016 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ «Тасманская серия 1969» . sergent.com.au . Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Все результаты Йохена Риндта» . Racingsportscars.com . Проверено 26 января 2016 г. .
- ^ Генри 1990 , стр. 107–108.
Источники фильма
[ редактировать ]- Гиссер, Кристиан (режиссер) (2010). Йохен Риндт жив [ Йохен Риндт жив ] (Документальный фильм) (на немецком языке). Кинокрафт.
- Ройсс, Эберхард (директор) (2010). Последнее лето ( Йохена Риндта документальный фильм) (на немецком языке). КСВ .
Библиография
[ редактировать ]- Генри, Алан (1990). Йохен Риндт . Ричмонд: Издательство Hazleton. ISBN 0-905138-79-1 .
- Маппес-Нидик, Норберт (2008). Австрия для немцев: Взгляд в чужую страну (на немецком языке). Берлин: Ссылки Verlag. ISBN 978-3-86153-454-9 .
- Най, Дуг (1986). История автокурса автомобилей Гран-при 1966–85 гг . Ричмонд: издательство Hazleton. ISBN 0-905138-37-6 .
- Прюллер, Хайнц (1970). Йохен Риндт . Лондон: Кимбер Паблишинг. ISBN 0-7183-0162-5 .
- Рендалл, Иван (2007). Клетчатый флаг – Полная история автогонок . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-1-4072-0683-7 .
- Цвикль, Хельмут (2007). Дикие годы Формулы 1 (на немецком языке). Вена: Эгон Тейнер Верлаг. ISBN 978-3-902480-48-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт создан его дочерью Наташей Риндт.
- Репортаж о Риндте на официальном сайте Формулы-1
- 1942 года рождения
- 1970 смертей
- Австрийские пилоты Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты гоночной команды Формулы-1 Роба Уокера
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Пилоты Купера Формулы-1
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Пилоты-победители «24 часов Ле-Мана»
- Водители Индианаполиса 500
- Драйверы серии Trans-Am
- Драйверы серии Tasman
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Спортсмены из Майнца
- Гонщики, погибшие во время гонок
- Спортивные смерти в Италии
- Сняли на видео смерти в автоспорте
- Гонщики из Рейнланд-Пфальца
- Пилоты Porsche Motorsports
- Австрийские автогонщики
- Немецкие автогонщики