Лотос 16
![]() | |||||||||||
Категория | Формула-1 / 2 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Лотос Автомобили | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Колин Чепмен | ||||||||||
Предшественник | Лотос 12 | ||||||||||
Преемник | Лотос 18 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Стальной пространственный каркас . | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги с внешними - пружинно амортизирующими блоками . | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Стойка Chapman со встроенными пружинно-амортизирующими блоками. | ||||||||||
Осевая колея | 1195 мм (47,0 дюйма) | ||||||||||
Колесная база | 2235 мм (88,0 дюйма) | ||||||||||
Двигатель | Coventry Climax FPF F2: 1475 куб.см (90,0 куб. дюймов) F1: 1964 куб.см (119,9 куб.дюйма), 2207 куб.см (134,7 куб.дюйма), 2467 куб.см (150,5 куб.дюйма) DOHC с зубчатой передачей, прямой-4 . Безнаддувный , передний . | ||||||||||
Передача инфекции | Lotus (Ansdale- Mundy ) 5-ступенчатая секвентальная механическая коробка передач с ZF дифференциалом . | ||||||||||
Масса | 490 кг (1080 фунтов) | ||||||||||
Шины | Данлоп | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Команда Лотос | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Франции 1958 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 0 | ||||||||||
Чемпионат водителей | 0 | ||||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Lotus 16 был вторым одноместным гоночным автомобилем , разработанным Колином Чепменом и построенным его производственной компанией Lotus Cars для гоночной команды Team Lotus . Lotus 16 был создан для участия в соревнованиях Формулы-1 и Формулы-2 и стал первым автомобилем Lotus, созданным для соревнований Формулы-1. Его конструкция унаследовала многие технологические особенности первого одноместного автомобиля Lotus Lotus 12 , а также идеи, которые Чепмен развивал во время работы над гоночными автомобилями Vanwall . Действительно, визуальное сходство между конструкциями Vanwall и Lotus 16 было настолько велико, что Lotus часто называли « мини Vanwall ». [ 1 ] современной автоспортивной прессой. Хотя Lotus 16 набрал всего пять очков чемпионата мира Формулы-1 за три сезона, в течение которых он использовался, его грубая скорость указала путь его более успешным преемникам, Lotus 18 и 21 .
Дизайн
[ редактировать ]Колин Чепмен начал создавать специальные модели на базе двигателей Ford и Austin 7 вскоре после окончания Второй мировой войны и быстро перешел к разработке собственных спортивных автомобилей с Lotus 6 в 1952 году. Эти гибкие, легкие спортивные автомобили сразу же взяли в свои руки мертвую хватку. на внутренних британских клубных гонках и благодаря быстрой смене модернизированных моделей вскоре вышла на международную арену, кульминацией которой стали победы в классе в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1956 и 1957 годах . Также в 1956 году репутация Чепмена как инженера-новатора привела к тому, что амбициозная команда Vanwall пригласила его помочь в разработке своих автомобилей Формулы-1 , а в 1957 году появился первый одноместный Lotus, Formula Two Lotus 12 .

Его опыт работы с Ванволлом показал Чепмену, что его собственная конструкция Lotus 12 сама по себе может стать основой для участника Формулы-1. Конструкция шасси модели 12 с пространственной рамой была адаптирована для размещения двигателя в явно смещенном положении и позволяла приводному валу (приводимому в движение на частоте вращения двигателя) проходить слева от водителя, а не под ним, чтобы достичь коробки передач, расположенной в сзади, понижая положение водителя и уменьшая лобовую площадь. В приводном валу использовались шарниры Гука (а не шарниры равных угловых скоростей ), которые при более высоких, чем обычно, углах вала вызывали вибрацию с удвоенной частотой вращения двигателя (два цикла на оборот). Эта высокочастотная вибрация привела к разрушению сварных швов шасси и опор коробки передач. [ 2 ] Сами стальные трубы шасси были тоньше, чем у 12, что Чепмену пришлось пожертвовать прочностью в стремлении снизить вес. Однако управляемость автомобиля была сильно ухудшена из-за неравномерного распределения веса, вызванного расположением двигателя, и модель 16 пришлось переработать, чтобы двигатель располагался в более традиционном, хотя и наклонном, центральном месте.
Сам двигатель представлял собой Coventry Climax двигатель FPF рядный четырехцилиндровый различных размеров. Первоначально автомобили были оснащены 2-литровым силовым агрегатом, но по мере того, как Climax постепенно увеличивал мощность FPF, Lotus 16 появился с 2,2-литровым, а затем, наконец, с 2,5-литровым двигателем, полным спецификаций Формулы-1. Как и в модели 12, мощность двигателя передавалась на дорогу через задние колеса через собственную 5-ступенчатую последовательную механическую коробку передач Lotus . В своих самых ранних воплощениях эта коробка передач , разработанная Ричардом Ансдейлом и Гарри Манди и включающая в себя дифференциал повышенного трения ZF , оказалась проблематичной и получила уничижительное каламбурное прозвище « квирбокс ». [ 3 ] [ 4 ] Однако в 1957 году Чепмен нанял Кита Дакворта (позже прославившегося как один из основателей Cosworth и отца Cosworth DFV ) в качестве инженера по коробке передач, который внес значительные улучшения в ее конструкцию. К тому времени, когда устройство Lotus появилось в модели 16, это была более надежная и менее проблемная система. [ 3 ]
Передняя подвеска Lotus 16 также была заимствована у Lotus 12: собственная конструкция Чепмена на двойных поперечных рычагах , включающая стабилизатор поперечной устойчивости внутри верхних поперечных рычагов; пример новаторского внимания Чепмена к деталям в попытке сбрить каждую лишнюю унцию из своих автомобилей. Однако, в отличие от модели 12, модель 16 с самого начала проектировалась с учетом конструкции задней подвески со стойками Чепмена . Это была одна из первых конструкций задней независимой подвески , которая была включена в болид Формулы-1, и она обеспечивала гораздо лучшее сцепление с дорогой, управляемость и регулируемость, чем ранее распространенные трубчатые системы de Dion . Модель 16 также имела уже ставшие культовыми Lotus « колеса с шаткой паутиной »; инновационная конструкция из литого сплава, заимствованная из авиационной промышленности. Тормоза были дисковыми со всех сторон, установленными внутри сзади.
То, что кузов, в котором реализованы все инновационные технологии Чепмена, по внешнему виду был похож на автомобили Гран-при Ванволла, не было случайностью, поскольку обе машины были созданы пионером автомобильной аэродинамики Фрэнком Костином . Как и во многих гоночных автомобилях Lotus, алюминий, использованный для изготовления кузова, был чрезвычайно тонким и практически не обеспечивал поддержки основных элементов шасси. Автомобиль был чрезвычайно низким и компактным, капот едва достигал той же высоты, что и вершины передних колес, несмотря на меньшие диаметры, используемые с сезона 1959 года. Водитель сидел в слегка откинутом положении — далеко не в таком крайнем наклоне, как позже Чепмен делал своим пилотам, но все же необычном для того времени — а позади водителя возвышался короткий задний плавник, в который входил топливный бак.
Всего было построено восемь Lotus 16.
История соревнований
[ редактировать ]Lotus 16 предназначался для использования с начала сезона Формулы-1 1958 года . Однако задержки из-за необходимости переместить двигатель в шасси привели к тому, что первый автомобиль Lotus Формулы-1 на самом деле был переоборудованным Lotus 12, который дебютировал в Гран-при Lotus на Гран-при Монако 1958 года . Lotus 16 наконец увидел свет на третьем дне Гран-при позже, на Гран-при Франции 1958 года 6 июля. На это мероприятие была заявлена одна машина, которой управлял заводской водитель, а иногда и механик Грэм Хилл . 16-я модель показала себя не очень хорошо, показав второе самое медленное время в квалификации, опередив лишь 12-е время своего товарища по команде Клиффа Эллисона. Хотя 16-я модель была очень аэродинамически эффективной, благодаря кузову Костина, высокоскоростная трасса Реймс-Гё не благоприятствовала 16 -й модели. довольно маломощный 2-литровый двигатель 16; Машина Хилла перегрелась на 19-м круге.
Lotus 16 участвовали во всех оставшихся этапах сезона чемпионата мира 1958 года, иногда в конфигурации Формулы-2, но им часто не удавалось финишировать в гонке. Обычно это происходило из-за перегрева двигателя или связанных с ним неисправностей, но отказы других механических систем были далеко не редкостью. Хотя Хиллу и Эллисон несколько раз удавалось довести 16 до финиша, чаще всего они проезжали слишком мало кругов, чтобы оправдать официальную финишную классификацию.
К сезону Формулы-1 1959 года заводские автомобили были наконец модернизированы до полного 2,5-литрового двигателя, а также были произведены механические обновления для повышения надежности. Помимо заводской команды, Lotus 16 также были проданы ряду частных участников. По ходу сезона заводские машины постепенно совершенствовались, и их квалификационные результаты начали сокращаться. Однако надежность по-прежнему оставалась серьезной проблемой, и слишком часто автомобили не могли пройти полную дистанцию гонки. Хотя штатный заводской гонщик Хилл не смог финишировать ни в одной гонке за сезон, машина его товарища по команде Иннеса Айрлэнд продержалась достаточно долго, чтобы набрать пять очков чемпионата мира, заняв четвертое место на Гран-при Голландии и пятое в финале сезона. в Соединенных Штатах .
В первом раунде сезона Формулы-1 1960 года заводская команда выставила на поле два автомобиля 16 для Алана Стейси и местного гонщика Альберто Родригеса Ларреты , а лидер команды Ирландия был оснащен новым Lotus 18 . После очередного выхода на пенсию и отсутствия очков Team Lotus полностью отказалась от 16-го числа в пользу новой модели. Однако при спонсорской поддержке Robert Bodle Ltd. Дэвид Пайпер вошел в число 16-ти на Гран-при Франции и Великобритании 1960 года , но машина снова не побеспокоила бомбардиров чемпионата.
Результаты чемпионата мира
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Оч. | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1958 | Команда Лотос | Ковентри Климакс FPF 2,2 л L4 | Д | АРГ | МОЙ | ВНИЗ | 500 | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | НЕЖНЫЙ | 3 | 6-е место 1 | |
Грэм Хилл | Верно | Верно | Верно | 6 | 16 | ||||||||||||
Алан Стейси | Верно | ||||||||||||||||
Клифф Эллисон | 10 | ||||||||||||||||
Ковентри Климакс FPF 1,5 л L4 | Грэм Хилл | Верно | |||||||||||||||
1959 | Команда Лотос | Ковентри Климакс FPF 2,5 л L4 | Д | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | 5 | 4-й | |||
Грэм Хилл | Верно | 7 | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | ||||||||||
Пит Лавли | DNQ | ||||||||||||||||
Иннес Ирландия | 4 | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | |||||||||||
Алан Стейси | 8 | Верно | |||||||||||||||
Джон Фишер | Ковентри Климакс FPF 1,5 л L4 | Д | Брюс Хэлфорд | Верно | |||||||||||||
Станция технического обслуживания Дорчестера | Ковентри Климакс FPF 1,5 л L4 | Д | Дэвид Пайпер | Верно | |||||||||||||
1960 | Команда Лотос | Ковентри Климакс FPF 2,5 л L4 | Д | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | 34 | 2-й 2 | ||
Алан Стейси | Верно | ||||||||||||||||
Альберто Родригес Ларрета | 9 | ||||||||||||||||
Роберт Бодл, ООО | Ковентри Климакс FPF 2,5 л L4 | Д | Дэвид Пайпер | Верно | 12 |
- Сноски
1 Три очка набраны с помощью Lotus 12 .
2 Тридцать четыре очка набрано с помощью Lotus 18 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лоуренс (1999) стр.187
- ↑ Интервью с Питом Лавли в наборе видео "Lotus Story", часть 2.
- ^ Jump up to: а б Лоуренс (1999) стр.185
- ↑ Интервью с Иннес Айрленд в наборе видео "Lotus Story", часть 2.
Ссылки
[ редактировать ]- Книги
- Лоуренс, Майк (1998). Гран-при автомобилей 1945–1965 годов . Публикации по автоспорту. ISBN 1-899870-39-3 .
- Веб-сайты
- Дипраам, М.; Муэлас, Ф. (1999). «Возникновение явления» . 8 Вт . Проверено 26 сентября 2007 г.
- «Лотос 16» . Ultimatecarpage.com . Проверено 26 сентября 2007 г.
- «Лотос 16» . Клуб Лотос Франция . Проверено 26 сентября 2007 г.
- «Модель автомобиля: Лотус 16» . ChicaneF1.com . Проверено 26 сентября 2007 г.
- «Лотос 16 — 1959 год» . Клуб автоводителей: Классические автомобили . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 26 сентября 2007 г.
- «Лотос 16» . Статистика Ф1 . Проверено 9 октября 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотография Грэма Хилла в Lotus 16 того периода . www.shorey.net