Лотос Кортина
Lotus Cortina — широко используемый термин для обозначения Ford Cortina Lotus , высокопроизводительного спортивного седана , который производился в Великобритании с 1963 по 1970 год компанией Ford в сотрудничестве с Lotus Cars . Оригинальная версия, созданная на базе Ford Cortina Mark 1 , [ 1 ] был продвинут Фордом как «Консул Кортина, разработанный Lotus», [ 2 ] позже слово «Консул» было исключено из названия. [ 3 ] Mark 2 был основан на Ford Cortina Mark II. [ 4 ] и продавался компанией Ford как «Cortina Lotus». [ 5 ] Lotus присвоил модели обозначение типового номера Type 28.
Всего было произведено 3306 Mark I и 4093 Mark 2 Lotus Cortinas. [ 6 ]
Мк1
[ редактировать ]Форд Лотус Кортина Мк. я | |
---|---|
![]() 1963 Форд Лотус Кортина | |
Обзор | |
Производитель | Форд |
Производство | 1963–1966 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный спортивный автомобиль |
Тип кузова | 2-дверный седан |
Связанный | Форд Кортина Марк I |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1557 куб.см Твин-Кам I4 |
Размеры | |
Колесная база | 98 дюймов (2489 мм) |
Длина | 168 дюймов (4267 мм) |
Ширина | 63 дюйма (1600 мм) |
Высота | 54 дюйма (1372 мм) |

История Cortina Lotus началась в 1961 году. Колин Чепмен хотел построить для Lotus собственные двигатели, главным образом потому, что двигатель Coventry Climax был очень дорогим. Шанс Колину Чепмену представился, когда он поручил Гарри Манди (близкому другу и дизайнеру двигателя Coventry Climax и техническому редактору Autocar ) разработать двухкамерную версию двигателя Ford Kent . Большая часть разработки двигателя велась на нижнюю часть объемом 997 куб.см и 1340 куб.см, но в 1962 году Ford выпустил пятиопорный двигатель 116E объемом 1498 куб.см, и работа была сосредоточена на этом. Кейт Дакворт из Cosworth сыграл важную роль в настройке двигателя. Впервые двигатель появился в 1962 году на Нюрбургринге на автомобиле Lotus 23, которым управлял Джим Кларк . Практически как только двигатель появился в серийных автомобилях ( Lotus Elan ), его заменили на агрегат большего объема (диаметр диаметром 82,55 мм, что дает объем 1557 куб.см). Это было сделано для того, чтобы приблизить автомобиль к классу моторов 1,6 л в автоспорте.
Пока двигатель разрабатывался, Уолтер Хейс (Ford) спросил Колина Чепмена, сможет ли он установить этот двигатель на 1000 седанов Ford для омологации Группы 2 . , должно быть, было очень много работы Чепмен быстро согласился, хотя на заводе в Чешанте перед выпуском на рынок Elan. Type 28, или Lotus Cortina или Cortina Lotus (как любил его называть Форд), был выпущен вовремя. Ford поставил 2-дверные кузова Cortina и взял на себя весь маркетинг и продажу автомобилей, а Lotus выполнила все механические и косметические изменения. Основные изменения заключались в установке двигателя объемом 1557 куб.см (105 л.с. (78 кВт; 106 л.с.)) вместе с той же коробкой передач с близким передаточным числом, что и у Elan. Задняя подвеска была радикально изменена, а для дверей, капота и багажника были использованы панели из легкого сплава. На коробку передач и дифференциал были установлены облегченные кожухи. Все заводские автомобили Lotus были окрашены в белый цвет с зеленой полосой (хотя Ford построил некоторые для гонок в красном цвете, а у одного клиента была темно-синяя полоса из-за суеверия в отношении зеленого цвета). Автомобили также получили передние бамперы, а круглые значки Lotus были установлены на задних крыльях и на правой стороне решетки радиатора.
Внутренние модификации были ограничены центральной консолью, предназначенной для размещения нового положения рычага переключения передач, различными сиденьями и приборной панелью более позднего стиля с датчиками тахометра , спидометра , давления масла, температуры воды и уровня топлива. Было установлено рулевое колесо с деревянной оправой.
Изменения в подвеске автомобиля были весьма обширными; Автомобиль получил укороченные передние стойки, кованые рычаги гусеницы и стальные колесные диски 5,5J на 13. Задняя часть была еще более радикальной: вертикальные винтовые пружины/амортизаторы заменили листовые рессоры и два продольных рычага на А-образный кронштейн (который соединялся с корпусом дифференциала и кронштейнами рядом с шарнирами продольного рычага), определяющий расположение оси. Чтобы поддержать эту установку, за задним сиденьем и от задней колесной арки до шасси в багажнике были установлены дополнительные распорки. Распорки жесткости означали, что запасное колесо пришлось перенести из колесной ниши стандартной Cortina и прикрепить болтами к левой стороне пола багажника. Аккумулятор также перенесли в багажник, за правую арку. Оба этих изменения значительно улучшили общее распределение веса. Еще одним усовершенствованием Cortina Lotus стала новая тормозная система (передние диски 9,5 дюйма (240 мм), разработанная специалистом по тормозам Girling . Эта система также устанавливалась на Cortina GT, но без сервопривода, который был установлен в моторном отсеке Cortina Lotus.
Первоначально двигатели были построены Дж. А. Прествичем из Тоттенхэма, а затем Вильерсом из Вулверхэмптона. В 1966 году Lotus переехала в Хетель в Норидже, где у них было собственное производство двигателей. В Cortina Lotus использовалось сцепление с диафрагменной пружиной диаметром 8,0 дюймов (200 мм), тогда как Ford устанавливал сцепления с винтовой пружиной на остальную часть модельного ряда. В остальном коробка передач была идентична Lotus Elan. Это привело к некоторым проблемам, поскольку, хотя сверхблизкие передаточные числа идеально подходили для гоночной трассы или открытой дороги, в пробке сцепление испытывало трудности: позже передаточные числа были изменены.
Первые автомобили пользовались большой популярностью и заслужили восторженные отзывы; один журнал описал машину как версию Lotus 7 с жестяным верхом . Это был «автомобиль» для многих энтузиастов, которым раньше приходилось довольствоваться Cortina GT или Mini-Cooper , а также он поразил многих зрителей, привыкших к избыточному весу «спортивных автомобилей», таких как Austin-Healey 3000 . Однако запуск не был идеальным: автомобиль был слишком специализированным для некоторых дилерских центров Ford, которые не разбирались в машине; Есть несколько историй об установке неправильных деталей в сервисных центрах. Первая группа владельцев сообщила о нескольких проблемах с прорезыванием зубов (большинство из этих проблем показывают, как быстро был разработан автомобиль), мощность некоторых двигателей снизилась, передаточные числа были слишком близкими, а самой серьезной проблемой был корпус . дифференциала отходит от корпуса. Эта проблема в основном была вызвана высокими нагрузками на ось, поскольку кронштейн А был неотъемлемой частью задней подвески. Ситуация усугублялась тем фактом, что масло, потерянное из оси, попадало на втулки кронштейна А. Во время производства Mk1 Lotus было сделано четыре основных обновления для решения некоторых из этих проблем. Первым изменением была замена карданного вала, состоящего из двух частей, а корпус трансмиссии из более легкого сплава был заменен на стандартный вариант Ford; это также включало замену передач со сверхблизким передаточным числом на передаточные числа Cortina GT, основное отличие заключалось в том, что передаточные числа первого, второго и заднего хода были намного ниже (численно выше). С 1964 года использовались стандартные стальные панели, а не легкосплавные, хотя детали из сплавов и сверхблизкие передаточные числа все еще можно было указать при покупке нового автомобиля.
Второе главное изменение произошло в конце 1964 года, когда вся линейка Cortina претерпела фейслифтинг, который включал в себя переднюю решетку во всю ширину и вентиляционные отверстия на задней стойке C - потому что Cortina Lotus также получил новую систему Ford Aeroflow, а также обновление интерьер. Третье и, вероятно, самое важное изменение произошло в середине 1965 года, когда задняя подвеска Lotus была заменена на листовые рессоры и радиусные рычаги от Cortina GT. При этом также были заменены все трубки жесткости. Последнее обновление также произошло в 1965 году, когда задние барабаны были заменены на саморегулирующиеся, а также были использованы знаменитые передаточные числа коробки передач 2000E . Они понижаются первым и задним ходом примерно на полпути между передаточными числами Cortina GT и коробкой со сверхблизкими передаточными числами. Все эти изменения сделали автомобили менее специализированными, но гораздо более надежными, а все специальные детали по-прежнему были доступны как для соревнований, так и для широкой публики.
К этому времени Cortina Lotus заработал впечатляющую репутацию на соревнованиях. Его также производили с левым рулем, когда производство закончилось примерно в конце 1966 года и на смену пришел Mk2.
Мк2
[ редактировать ]Кортина Лотус Мк2 | |
---|---|
![]() Форд Кортина Лотус Мк2 | |
Обзор | |
Также называется | Форд Кортина Твин Кэм [ 7 ] |
Производство | 1966–1970 |
Кузов и шасси | |
Сорт | Производительный автомобиль |
Тип кузова | 2-дверный седан |
Связанный | Форд Кортина Марк II |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1557 куб.см Твин-Кам I4 |
Размеры | |
Колесная база | 249 см (98,0 дюйма) |
Длина | 427 см (168,1 дюйма) |
Ширина | 165 см (65,0 дюйма) |
Высота | 139 см (54,7 дюйма) |
Хронология | |
Преемник | Лотус Карлтон |

Форд хотел кое-что изменить в Mk2, Mk1 сделал все и даже больше, чем можно было ожидать от конкурентов, но публика связывала его победы в соревнованиях с Lotus, а его неудачи - с Ford. Форд все еще хотел построить Lotus Mk2 и конкурировать с ним, но Lotus переезжали из Чешанта в Хетель, поэтому для них сейчас было плохое время для создания еще одной модели. Ford также был обеспокоен ненадежностью автомобилей, построенных Lotus, поэтому в Ford было принято решение, что, чтобы продолжить участие в соревнованиях и сделать автомобиль более экономически эффективным, они сами будут производить автомобиль в Дагенхэме вместе с другими моделями Cortina. Для этого Mk2 должен был быть намного проще в сборке, чем Mk1, чтобы его можно было производить параллельно с производством Mk2 GT, просто с другим двигателем и подвеской. Для появления Mk2 потребовалось некоторое время, и он впервые появился в 1967 году. Основным отличием был выбор цветов и отсутствие полос, хотя большинство из них устанавливались у дилеров Ford за дополнительную плату. Единственными косметическими изменениями были черная передняя решетка, стальные диски 5,5J x 13 и значки Lotus на задних крыльях и возле заднего номерного знака. Значок на передней решетке поначалу был опцией. В отличие от Mk1, Mk2 с начала производства также производился с левым рулем. Mk2 Cortina Lotus также получил улучшенный и более мощный (109 л.с. (81 кВт; 111 л.с.)) двигатель, который ранее поставлялся в качестве опции двигателя для специального оборудования на Lotus Elan и Cortina Lotus Mk1. Передаточные числа коробки передач остались такими же, как у 2000E, но теперь в автомобиле использовалась система дистанционного переключения передач Mk2 GT. У автомобиля также была другая главная передача - 3,77:1, а не 3,9:1. Mk2 был более широким автомобилем, чем Mk1, поэтому, хотя они выглядели одинаково, стальные колеса имели другой вылет, чтобы не нарушать управляемость, а радиальные шины теперь были стандартными. Еще одной достопримечательностью был больший топливный бак. Запасное колесо теперь можно было установить в нише колеса, но аккумулятор остался в багажнике, чтобы облегчить распределение веса.
Единственным реальным отличием моторного отсека был воздухоочиститель, установленный на верхней части двигателя. Интерьер был почти идентичен GT. Mk2 делал именно то, что хотел Форд: он был гораздо более надежным, но при этом достаточно быстрым, чтобы его можно было использовать в соревнованиях, пока его не заменил Escort Twin Cam . Автомобиль получил несколько обновлений, но не таких срочных, как у Mk1. Всего через несколько месяцев после начала производства значок Lotus на задней панели был отменен, а под надписью Cortina на крышке багажника был установлен новый значок TWIN CAM. Несмотря на смену значка, Ford UK продолжал продавать модель как Cortina Lotus. [ 8 ] Были установлены новые комбинированные часы и центральная консоль. В конце 1968 года вся линейка Mk2 претерпела некоторые косметические изменения; для Lotus это означало, что 4 циферблата в верхней части приборной панели были опущены и стали частью приборной панели. Также были поэтапно внедрены внутренний механизм открывания капота и более традиционное крепление ручного тормоза. Был использован новый однорельсовый механизм переключения передач. Автомобиль выпускался до 1970 года.
Cortina Lotus продавалась в Европе как Cortina Twin Cam в 1969/70 году. [ 9 ]
Две 4-дверные версии были поставлены в полицию Средней Англии для оценки использования в качестве скоростного патрульного автомобиля и автомобиля преследования силами британской полиции. Судебный процесс так и не вышел за рамки двух транспортных средств, которые все еще существуют. [ 10 ]
-
Значок Cortina Lotus был изменен на Cortina Twin Cam еще при эксплуатации Mark 2.
Гонки
[ редактировать ]Чтобы омологировать автомобиль для участия в гонках Touring Car Группы 2 , в 1963 году необходимо было построить 1000 экземпляров, а автомобиль был должным образом омологирован в сентябре 1963 года. В том же месяце, во время первого выступления автомобиля на золотом кубке Оултон-Парка , автомобиль финишировал третьим и четвёртым после двух Ford Galaxies , но опередил 3,8-литровые Jaguar , которые доминировали в гонках на седанах до сих пор. длинный. Вскоре Ford управлял автомобилями в Великобритании, Европе и США: Team Lotus управляла автомобилями в Великобритании для Ford, а Alan Mann Racing управляла автомобилями в Европе, также от имени Ford. Cortina Lotus был способен победить практически все, кроме 7-литрового двигателя V8 Ford Galaxies, а позже и Ford Mustang .
В 1964 году Cortina Lotus, ведущий в поворот с внутренним передним колесом на свежем воздухе, стал привычным зрелищем, поскольку автомобили были оснащены мягкой задней подвеской и жесткой передней частью. Джим Кларк легко выиграл чемпионат Великобритании по седанам , в США Джеки Стюарт и Майк Беквит выиграли 12-часовую гонку Мальборо, а Алан Манн Рэйсинг также хорошо выступил в European Touring Car Challenge , включая победу со счетом 1–2 в «Motor Шестичасовая международная гонка туристических автомобилей в Брэндс-Хэтче . Автомобиль, построенный в Борехэме, также выиграл свой класс, занял 4-е место и выиграл раздел для людей с ограниченными возможностями в 10-дневном Тур де Франс длиной 4000 миль. Другие достижения Cortina Lotus включали чемпионат Австрии по седанам, национальный чемпионат Южной Африки по седанам, ледовый чемпионат Швеции и шестичасовую гонку Уиллса в Новой Зеландии.
В 1965 году Cortina Lotus регулярно побеждала, автомобиль стал более конкурентоспособным благодаря повышенной надежности новой задней части с листовой рессорой. Выступая за команду Alan Mann Racing , сэр Джон Уитмор доминировал и выиграл чемпионат Европы по кузовным гонкам на KPU-392C, Джек Сирс выиграл свой класс в чемпионате британских седанов (безоговорочно выиграл Мустанг), Джеки Икс выиграл чемпионат Бельгии по кузовным гонкам и Cortina Lotus выиграл чемпионат Новой Зеландии по седанам Gold Star. Другими победами стали шестичасовая гонка Нюрбургринг, национальный чемпионат Швеции по легкой атлетике и гонка Снеттертон 500.
В 1966 году команда Lotus зарегистрировала новые автомобили для участия в чемпионате британских седанов, который теперь был открыт для специальных туристических автомобилей группы 5 , поскольку правила были изменены. Были разрешены впрыск топлива и сухой картер, а благодаря впрыску Lucas и настройке BRM двигатели могли развивать мощность 180 л.с. (130 кВт; 180 л.с.) при 7750 об / мин, что увеличивало их способность оставаться на уровне Мустангов. В автомобилях также были заменены стойки MacPherson на винтовые пружины и амортизаторы, а также изменена геометрия поперечных рычагов. Они одержали 8 побед в классе, многие из которых были одержаны Джимом Кларком. В European Touring Car Challenge сэр Джон Уитмор одержал еще четыре победы, которых недостаточно, чтобы дать ему титул, проиграв Alfa Romeo Giulia GTAs .
Cortina Lotus Mark 1 является постоянным победителем класса в современных гонках исторических туристических автомобилей по всему миру. Самая высокая официальная зарегистрированная скорость - 147 миль в час (237 км/ч) на горе Панорама Батерст в Австралии, автор Марк Дюке. Зарегистрированная радаром скорость на Конрод-Стрит составила 143 мили в час. [ 11 ] Автомобиль принадлежал Бобу Пирсону и имел двигатель Twin Cam мощностью 203 л.с., построенный Рэндаллом Эджеллом в Новой Зеландии. Радиальные шины 185/60-13, дифференциал 4,3, 9500 об/мин. [ 12 ] Учитывая относительно низкую мощность стандартного толкателя GT500 Cortina и Cortina Lotus с панелями из легкого сплава, такая скорость достижима. Например, легендарный австралийский гонщик «Гелигнит Джек» Мюррей. [ 13 ] вождение Cortina GT500 — австралийского ответа на Cortina Lotus, созданного в соответствии с местными требованиями сборки, позволяющими участвовать в гонках 100 единицам; первоначальная партия 122, в отличие от Cortina Lotus, которая была бы импортирована с минимальной потребностью в 250 экземпляров - построенной и предназначенной для Гарри Ферта в 1965 году. Bathurst 500 разгонялся до 188 миль в час по прямому шатуну с использованием дифференциала 3,9 и коробки передач Lotus. , шины большого диаметра (нерадиальные) и 7900 об/мин.
Cortina хорошо известна в США своей конкурентоспособностью в классе автомобилей с объемом двигателя менее 2000 куб.см серии Trans Am . Австралиец Аллан Моффат, родившийся в Канаде, шокировал автомобили своего класса, выиграв третий раунд первой серии в 1966 году в Bryar Motorsports Park в Лаудоне , Нью-Гэмпшир .
Сплочение
[ редактировать ]Хотя Cortina Lotus несколько омрачен успехом Ford Escort в ралли, в середине 1960-х годов он показал себя превосходно, что может быть удивительно, учитывая его репутацию ненадежного автомобиля. Первым Cortina Lotus, принявшим участие в ралли, была Cortina GT с двигателем Lotus на ралли Спа-София-Льеж в сентябре 1963 года, просто для того, чтобы опробовать двигатель, и Генри Тейлор занял 4-е место. Первое участие в ралли Cortina Lotus состоялось в ралли RAC 1963 года , в котором снова участвовал Тейлор со штурманом Брайаном Мелиа. Каким-то образом он финишировал шестым, несмотря на то, что его задняя часть с А-образным кронштейном требовала постоянного внимания. настойчиво использовали A-образную скобу Вик Элфорд и Дэвид Сигл-Моррис на автомобильном Тур де Франс 1964 года , 10-дневном соревновании длиной 4000 миль (6400 км), поскольку оно проходило полностью по дорогам с твердым покрытием, в отличие от сурового RAC. Митинг. Их машина заняла 4-е место в категории туристических автомобилей и первое место в категории для гандикапов в сочетании часовых спринтов, подъемов на холмы и ралли по горным дорогам.
Тем не менее, общая хитрость подвески с А-образным кронштейном привела к тому, что Форд решил заменить ее более традиционной задней подвеской GT. Он стал доступен в июне 1965 года, и хотя машине все еще не везло, было одержано несколько побед. Четыре недавно обновленных автомобиля участвовали в альпийском ралли в июле 1965 года, и машина Вика Элфорда лидировала на протяжении всего пути. Ну, пока не прошло и часа до финиша, как кусок трамблера выпал и задержал машину на 26 минут. Все четыре машины сошли с ралли RAC того года, которое сильно пострадало от снега. Первая заводская победа пришла в декабре 1965 года, когда Роджер Кларк и Грэм Робсон выиграли Welsh International.
В 1966 году Форду удалось омологировать автомобиль для Группы 1, для производства которой требуется 5000 автомобилей. На ралли Монте-Карло Роджер Кларк финишировал 4-м, но был дисквалифицирован, а затем Элфорд финишировал 1-м на Ралли Сан-Ремо (Ралли цветов), но тоже был дисквалифицирован. Элфорд занял второе место в ралли тюльпанов . Бенгт Сёдерстрем был назван победителем ралли Акрополь после того, как Mini Cooper S, занявший первое место, был дисквалифицирован. Новые автомобили использовались на Coupe des Alpes (Альпийское ралли), где у Элфорда взорвался двигатель после лидерства, а Роджер Кларк финишировал вторым. Кларк всегда был конкурентоспособен, но страдал от ненадежных машин, заняв 3-е место в канадском Shell 4000, 2-е в Греции и 4-е в Польше. Cortina Lotus наконец доказала свою эффективность, одержав полную победу в ралли RAC. Чемпион мира Формулы-1 Джим Кларк разбил свой (дважды), но Седерстрем довел его до 13-минутной победы с Гуннаром Палмом. Другие победы в 1966 году были одержаны Стапелером на ралли в Женеве и канадцем Полом Маклелланом на Shell 4000. Последняя победа перед появлением Mk. II также был снят Сёдерстрёмом на заснеженном поле. Шведское ралли , февраль 1967 года. Австралийский раллийный гонщик Гарри Ферт действительно выиграл первый чемпионат Австралии по ралли в 1968 году на Lotus Cortina.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Определение Марка 1 Получено с сайта www.lotuscortinainfo.com 30 октября 2011 г.
- ^ Рекламный флаер Cortina Mark 1 с предварительным воздушным потоком Получено с сайта www.lotus-cortina.com 30 октября 2011 г.
- ^ Брошюра Ford Cortina 1965 года. Получено с сайта www.lotus-cortina.com 30 октября 2011 года.
- ^ Определение Марка 2 Получено с сайта www.lotuscortinainfo.com 30 октября 2011 г.
- ^ Марк 2 Брошюры и реклама Получено с сайта www.lotuscortinainfo.com 30 октября 2011 г.
- ^ Северсон, Аарон (16 февраля 2015 г.). «Необычайно серьезный». Автонеделя : 13.
- ^ Голландская брошюра Ford Cortina Получено с сайта www.lotuscortinainfo.com 30 октября 2011 г.
- ^ Страница Cortina Lotus, Брошюра Ford Cortina GT 1600E Lotus 1600E 1600, Англия wu1454, ebay.com, 1970 г., Англия, wu1454, ebay.com Архивировано на сайте www.webcitation.org 17 мая 2014 г.
- ^ Брошюры и реклама Mk 2, www.lotuscortinainfo.com Проверено 30 ноября 2013 г.
- ^ «Информация о Lotus Cortina — полицейские машины Mk 2» . www.lotuscortinainfo.com . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Ежегодник австралийского автоспорта . Издательство Шеврон.
- ^ Теоретическая максимальная скорость при использовании этой установки без учета диаметра шины на более высокой скорости составляет: ((185 мм x 0,6 x 2) + (13 x 25,4)) x 3,1416 / 4,3 x 9500 x 60 = 230 км/ч = 143,7 миль в час при условии, что -Специфический диаметр шин и прямая высшая передача 1:1.
- ^ Эндрю Мур: Мюррей, Джон Эрик (Джек) (1907–1983) , Австралийский биографический словарь, Vol. 18, 2012.
Внешние ссылки
[ редактировать ]