Роджер Кларк (раллист)
![]() Кларк в 1968 году | |
Персональная информация | |
---|---|
Национальность | ![]() |
Рожденный | 5 августа 1939 г. |
Умер | 12 января 1998 г. | (58 лет)
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1973–1981, 1984, 1995 |
штурман | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Команды | Ford , British Leyland , MCD Services, Prodrive |
Митинги | 21 |
Чемпионаты | 0 |
Победы в ралли | 1 |
Подиумы | 5 |
Победы на этапах | 51 |
Всего баллов | 1 |
Первый митинг | 1973 Ралли восточноафриканского сафари |
Первая победа | 1976 года Ралли Ломбард RAC |
Последний митинг | 1995 Ралли Network Q RAC |
Роджер Альберт Кларк , MBE (5 августа 1939 - 12 января 1998) был британским раллийным гонщиком в 1960-х и 70-х годах и первым участником из своей страны, выигравшим чемпионат мира по ралли 1976 года. (WRC), когда он одержал победу на RAC Ралли . [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сын торговца автомобилями, которого также звали Роджер Кларк. [ 3 ] после образования в гимназии Хинкли , где он получил 5 уровней O , как и его младший брат Стэн Кларк - позже также работавший раллийным водителем - он присоединился к бизнесу своего отца в качестве ученика. Он узнал об автомобилях, работая механиком, а затем помог бизнесу открыть новые каналы продаж. [ 1 ] было четыре гаража Roger Clark Cars Ltd. К 1975 году в районе Лестера , которые продавали по франчайзинговым соглашениям Alfa Romeo , Ford, Jensen , Lotus , Renault и Porsche . [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Клубные гонки
[ редактировать ]Кларк сдал экзамен по вождению в 1956 году и сразу же присоединился к автомобильному клубу Лестера. [ 3 ] где он встретил Джима Портера , который был его штурманом в течение 20 лет. [ 3 ]
Первоначально он одолжил Ford Model Y в гараже своего отца. [ 3 ] он дебютировал в ралли на клубном уровне в 1956 году на довоенном Ford Prefect . [ 3 ] На автомобиле использовался номерной знак 2 ANR, который Кларк сохранял на протяжении всей своей карьеры и часто использовал для последующих частных записей. [ 3 ] Переехав участвовать в соревнованиях на фургоне Ford 100E 1950-х годов , [ 3 ] В 1960 году Кларк и Портер начали размещаться после перехода на BMC Mini Cooper . [ 1 ] [ 3 ] На этой машине они выиграли чемпионат Ист-Мидлендса по ралли (1961 и 1962 годы), [ 3 ] занял четвертое место в общем зачете и одержал победу в классе на Международной трассе Ирландии (1963), [ 3 ] третье место в чемпионате Motoring News Championship (1963), [ 3 ] и третье место на своем первом ралли Шотландии (1963). [ 3 ]
Работает диски
[ редактировать ]Этот успех привел к серии работ. В 1963 году он ездил на Triumph TR4 по маршруту Спа-София-Льеж. [ 3 ] и в том же году Reliant Sabre на Альпийском ралли . [ 3 ] В 1964 году, экспериментируя в частном порядке с Ford Cortina GT , [ 3 ] Кларк заключил двухлетний рабочий контракт с компанией Rover . [ 2 ] за что в 1965 году пара выиграла свою категорию ралли Монте-Карло на Rover 2000 . [ 1 ] В этот период он также одержал первые две из шести своих побед на Ралли Шотландии в 1964 году на своем личном Ford Cortina. [ 3 ] и с общими результатами выиграл первый из своих четырех чемпионатов Великобритании по ралли в 1965 году. [ 3 ] Роджер выступал за BL в сезоне 1980 года, где он выступал на культовом TR7 V8, но с ограниченным успехом.
Форд заводская команда
[ редактировать ]
В 1966 году Кларк и Портер подписали заводской контракт с Ford of Britain , успешное партнерство которого продлилось 15 лет. [ 2 ] Ford of Britain возглавляет раллийную команду Ford of Europe , спонсируемую Esso Uniflo. [ 3 ] Первоначально Кларк подписал контракт с командой из трех пилотов, каждый из которых использовал Ford Cortina GT вместе с Виком Элфордом и Бенгтом Содерстромом . [ 3 ] По индивидуальному контракту компания первоначально поставляла Кларку и Портеру улучшенное шасси, кузов и полноценные двигатели с чертежами, которые Кларк затем встраивал в раллийные автомобили в своих собственных мастерских. [ 1 ] В 1968 году Кларк переключился на автомобиль, с которым он был больше всего связан, - Ford Escort RS , на котором он ездил в заводском виде до 1979 года, а затем в частном порядке, пока не вышел на пенсию в 1980-х годах. [ 1 ] Кларк и Портер снова выиграли титулы чемпионата Великобритании по ралли в 1972, 1973 и 1975 годах.
Его наиболее заметные успехи пришлись на RAC Rally, крупнейшую раллийную гонку Великобритании. Но поскольку с Портером был заключен контракт на работу с организаторами ралли, Кларк был вынужден нанимать штурманов для каждой своей победы. [ 1 ] Кларк выигрывал дважды, в 1972 году с Тони Мейсоном , а затем еще раз — с автомобилями, которые теперь спонсирует Cossack Hairspray, [ 3 ] и, следовательно, окрашены в красный цвет - в 1976 году со Стюартом Пеггом , когда он был частью WRC, - подвиг, которому не могли подражать более пятнадцати лет.

Кларк и Портер также шесть раз выигрывали ралли Акрополь в 1968 году, автодром Ирландии в 1970 году и ралли Шотландии , в общей сложности одержав 40 национальных и международных побед. [ 1 ] В 1973 году Кларк лидировал на ралли Восточноафриканского сафари более чем на час, когда был вынужден сойти с дистанции на полпути из-за разваливающейся машины. [ 3 ]
В рамках его более позднего расширенного контракта на работы с Ford Кларк заключил контракт и получил оплату в качестве водителя-разработчика, для чего его попросили собирать необычные модели. [ 1 ] Эти развивающие поездки включали ралли Ford Zodiac в Восточной Европе, Ford Capri в Туре Британии ; и Ford Escort, прикрепленный к Sprite Alpine, для участия в соревнованиях RAC, а Caravan Club организовал Ралли караванов Великобритании, сосредоточенное вокруг трассы Сильверстоун . [ 1 ]
В период с 1969 по 1971 год Кларк также участвовал в гонках Capri заводской команды Ford на соревнованиях по ралли-кроссу по всей Великобритании. Автомобили с приводом 4WD V6 изначально были успешны против своих противников с 2WD, но проблемы с надежностью и управляемостью привели к тому, что Ford отказался от программы Capri. [ 4 ]
Позже раллийная карьера
[ редактировать ]Кларк оставался очень преданным Форду, но в редких случаях участвовал в соревнованиях на автомобилях других марок. Из-за участия в гонке BOAC 500 1974 года на Porsche 911 Carrera назначенная машина не стартовала в гонке. Тем не менее, многие зрители видели, как на соревнованиях участвовал британский демонстратор Porsche Carrera с номерным знаком 2 ANR. [ 3 ]
В 1975 году Кларк и Портер были награждены Трофеем Сегрейва , вручаемым «британцу, который наиболее выдающейся демонстрацией возможностей транспорта по суше, морю, воздуху или воде». В 1979 году он был награжден MBE . [ 1 ] [ 3 ]
Постпрофессиональное ралли
[ редактировать ]
Кларк так и не ушел из раллийного спорта, просто снова вернулся к клубным мероприятиям после того, как его коммерческое спонсорство и поставки конкурентоспособных автомобилей прекратились, отчасти из-за новой эры 4x4 Audi Quattro . [ 1 ] Кларк оставался влиятельным в ралли и автоспорте благодаря членству в комитетах Британского клуба автогонщиков . [ 2 ] благодаря чему он помог разработать новую трассу Rallysprint в Сильверстоуне в 1997 году. [ 2 ]
Кларк сосредоточил большую часть своих усилий на построении семейного бизнеса со своим братом Стэном в Лестершире, а также открыл компанию Roger Clark Cars в Нарборо в 1970-х годах. [ 1 ] Поскольку в начале 1990-х годов все предприятия закрылись из-за тяжелого экономического спада, даже несмотря на плохое здоровье, в середине 1990-х он основал компанию Roger Clark Motor Sport, которой сейчас управляет его сын Мэтт, который по-прежнему готовит автомобили для других. использовать в ралли. [ 1 ] Другой его сын Олли Кларк участвовал в серии Time Attack UK (выиграв чемпионат в 2008 году), ралли Network Q Великобритании и Кубке FIA для водителей серийных автомобилей . [ 3 ]
Его автобиография, соавтором которой является Грэм Робсон, отразила его умение – на любой поверхности – заставлять Ford Escort «танцевать» боком на поворотах, как его скандинавы мирового класса равны Ханну Микколе и Бьорну Вальдегарду под названием Sideways. . . к Победе . [ 1 ]
Кларк умер от последствий инсульта 12 января 1998 года. [ 1 ] [ 2 ] была установлена бронзовая статуя Кларка Позже в его память в Мэллори-парке .
Роджер Альберт Кларк Ралли
[ редактировать ]В 2004 году было организовано историческое раллийное мероприятие с целью воссоздать маршрут «классического» пятидневного ралли RAC по всей стране , поскольку нынешний формат ралли FIA WRC запланирован в соответствии с существующей более короткой схемой раллийной франшизы и проводится в основном в Уэльсе . В его честь мероприятие было названо Ралли Роджера Альберта Кларка (также называемое RAC Rally). Участники ограничены транспортными средствами, выпущенными до 1982 года, и проходят по классическим этапам в Шотландии и северной Англии, таким как Килдер-Форест и Гриздейл-Форест, которые больше не являются частью WRC . маршрутов современных ралли [ 3 ] Митинг проводился ежегодно до 2014 года, а затем по нечетным годам, начиная с 2017 года.
Личная жизнь
[ редактировать ]Кларк женился на Джудит Барр в 1965 году, и у пары родилось двое сыновей. [ 1 ] [ 2 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты IMC
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | Форд Мотор Компани Лтд. | Форд Эскорт ТЦ | МОЙ 5 |
Швеция | ОНА | КЕН | АВТОМОБИЛЬ | ИДТИ | |||
Форд Эскорт РС1600 | Великобритания Верно |
||||||||||
1971 | Форд Мотор Компани Лтд. | Форд Эскорт ТЦ | МОЙ | Швеция | ОНА | КЕН 24 |
МАР | АВТОМОБИЛЬ | ИДТИ | Великобритания | |
Форд Эскорт РС1600 | Великобритания 11 |
||||||||||
1972 | Форд Мотор Компани Лтд. | Форд Эскорт РС1600 | МОЙ | Швеция | КЕН | МАР | ИДТИ | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | олень | Великобритания 1 |
Полные результаты WRC
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | округ Колумбия | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1967 | Команда Сёртиз | Форд Кортина Лотус | С | БРХ | SNE | SIL | SIL | ТОЛЬКО | SIL | SIL | БРХ | ОЛЛ Верно† |
БРХ | Северная Каролина | 0 | Северная Каролина | |
1968 | Алан Манн Расинг | Форд Эскорт ТЦ | С | БРХ | ТРР | SIL | ПЛАКАТЬ | ТОЛЬКО | БРХ Верно |
SIL | CRO | ОЛЛ | БРХ | БРХ | Северная Каролина | 0 | Северная Каролина |
Источник: [ 5 ]
|
† События с двумя гонками для разных классов.
Карьерный рекорд
[ редактировать ]- Ралли Акрополь , Победитель: 1968 г.
- Ралли тюльпанов , Победитель: 1968 г.
- Трасса Ирландии , Победитель: 1968, 1969, 1970 гг.
- Шотландское ралли , Победитель: 1964, 1965, 1967, 1968, 1973, 1975 гг. [ 6 ]
- Ралли Кипра , Победитель: 1978,1980 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Грэм Робсон (16 января 1998 г.). «Некролог: Роджер Кларк» . Независимый . Проверено 2 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Роджер Кларк 1940–1998» . Motorsportmagazine.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С «Роджер Кларк MBE» . Uniquecarsandparts.com . Проверено 14 ноября 2021 г.
- ^ «Четыре на этаж» . Классический Ford – через PressReader.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ «Роджер Кларк» . eWRC . Проверено 20 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Ралли Роджера Альберта Кларка , официальный сайт
- Роджер Кларк Моторспорт (RCMS) , официальный сайт
- Профиль Роджера Кларка , World Rally Archive