Лотос 25
![]() | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Команда Лотос | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Колин Чепмен | ||||||||||
Предшественник | Лотос 21 / Лотос 24 | ||||||||||
Преемник | Лотос 33 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги , с внутренними пружинно -амортизирующими блоками. | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Подвеска на нижнем поперечном рычаге, верхней тяге и радиусной тяге с внешними пружинно -амортизирующими блоками. | ||||||||||
Двигатель | Ковентри Климакс FWMV , 1496 куб.см, 90° V8 Безнаддувный , среднерасположенный БРМ P56 , 1498 куб.см, 90° V8 Безнаддувный , среднерасположенный | ||||||||||
Передача инфекции | ZF 5DS10 5-ступенчатая механика | ||||||||||
Шины | Данлоп | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Команда Лотос Рег Парнелл Рэйсинг Брэбэмская гоночная организация | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Голландии 1962 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 2 ( 1963 , 1965 ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 2 ( 1963 , 1965 ) | ||||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Lotus 25 — гоночный автомобиль, разработанный Колином Чепменом для сезона Формулы-1 1962 года . [ 1 ] Это была революционная конструкция, первое полностью напряженное монококовое шасси, появившееся в Формуле-1. В руках Джима Кларка он одержал 14 побед на Гран-при чемпионата мира и принес ему титул чемпиона мира 1963 года. Последняя победа на чемпионате мира была на Гран-при Франции 1965 года .
Это была первая машина Формулы-1, использовавшая топливо Esso .
История
[ редактировать ]


Первоначальное детище плодотворного ума Чепмена, оригинальные эскизы автомобиля были сделаны на салфетках, в то время как Чепмен обсуждал свою идею во время обеда с Фрэнком Костином (дизайнером Vanwall , Lotus Mk.8 , 9 , 10 , 11 и Lotus 16 кузовов , позже славы Маркоса ) . Представление модели 25 в Зандворте в 1962 году стало шоком для конкурентов, особенно для таких команд, как Brabham и UDT/Laystall, которые недавно приобрели модели 24 у Lotus, понимая, что они будут «механически идентичны» заводским автомобилям. Чепмен оставил за собой право изменять кузов автомобилей. [ 2 ]
Монокок делал автомобиль более жестким и конструктивно прочным, чем типичные автомобили Формулы-1 того периода. Модель 25 была в три раза жестче, чем промежуточная версия 24 , а шасси весило лишь вдвое меньше. [ 3 ] Автомобиль также был чрезвычайно низким и узким, с площадью лобовой части 8,0 футов. 2 (0,74 м 2 ) по сравнению с обычными 9,5 футами 2 (0,88 м 2 ). [ 4 ] Также предусматривалось наличие рычага переключения передач на рулевой колонке, чтобы свести к минимуму ширину кабины, хотя это было лишь экспериментальным решением и от него отказались. Чтобы подчеркнуть низкий профиль и низкую лобовую площадь, водитель резко откинулся за рулем (идея, использованная в 18-м автомобиле , впервые предложенная более десяти лет назад Густавом Бауммом из НГУ). [ 4 ] [ 5 ] ), что привело к прозвищу «Ванна», а передние катушки и амортизаторы были перемещены внутрь (как в Maserati 1948 года ). [ 6 ] Модель 25 оснащалась двигателями от Mk.II 1496cc до Mk.5 1499cc версий Coventry Climax FWMV V8 в кросс- и плоскостном форматах. Позже, в 1964 году, компания Reg Parnell Racing установила BRM P56 аналогичной спецификации на свои подержанные модели 25.
Некоторые каперы , покупавшие шасси Lotus, были недовольны тем фактом, что Чепмен отказался предоставить им 25 экземпляров. Этим командам, включая Rob Walker Racing, были предоставлены Lotus 24 , в то время как заводская команда имела эксклюзивное право использовать 25 для Джима Кларка и Тревора Тейлора . Когда он впервые появился на Гран-при Голландии , футуристический 25-й осмотрел Джон Купер , который спросил Чепмена, куда тот положил трубы рамы в машину.
Всего было построено семь автомобилей под номерами от R1 до R7. Четыре автомобиля — R1, R2, R3 и R5 — были списаны (три из них Тревором Тейлором ) в авариях между 1962 и 1966 годами. Самым успешным был R4, на котором Кларк одержал все семь своих побед на чемпионате мира в 1963 году. Позже машина была разбита Ричардом Эттвудом, а затем переоборудована в Lotus 33 с использованием запасного монокока этого типа, неофициально известного как R13. [ 7 ]
История гонок
[ редактировать ]Автомобиль принес Кларку его первую победу на Гран-при чемпионата мира в Спа в 1962 году. Он одержал еще одну победу в Великобритании и снова в США , что позволило ему претендовать на титул, но, возглавляя финальную гонку в Южной Африке, он получил широкую огласку. Захват двигателя стоил ему титула Грэма Хилла .
Кларк отомстил в следующем году, взяв свой первый чемпионат мира среди 25-ти, выиграв 7 гонок в Бельгии , Франции , Голландии , Великобритании , Италии , Южной Африке и Мексике . Lotus также выиграл свой первый чемпионат конструкторов. После Гран-при США 25-й был доставлен на автодром Индианаполиса для оценки, где также опробовали Lucas электронное зажигание для Ford. [ 8 ] Результаты были достаточно обнадеживающими, чтобы Колин Чепмен смог принять участие в своем конечном успешном соревновании на гонке Indianapolis 500 .
Модель 25 снова использовалась в сезоне 1964 года, выиграв еще три гонки в руках Кларка. На финальной гонке в Мексике , как и в 1962 году, в двигателе Climax возникла утечка масла, и буквально за один круг до финиша Кларк остановился на виду у победы на чемпионате мира, на этот раз уступив Джону Сёртису . Несмотря на появление Lotus 33 в 1964 году, модель 25 все еще использовалась вплоть до сезона 1965 года, когда Кларк одержал последнюю победу на автомобиле на Гран-при Франции 1965 года .
В 1964 году компания Reg Parnell Racing начала участвовать в гонках на 25-м автомобиле с двигателем BRM P56 V8, но с ограниченным успехом. Крис Ирвин поставил гибрид 25/33 Reg Parnell Racing на 7-е место в последней гонке чемпионата мира на Гран-при Голландии 1967 года , где пятью годами ранее модель дебютировала. [ 9 ]
Результаты чемпионата мира
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
- 1 Очки начислялись по схеме 9-6-4-3-2-1 первым шести финишировавшим в каждом раунде, но только лучший автомобиль каждой марки имел право набирать очки. В 1962 и 1966 годах были сохранены только пять лучших результатов сезона и только шесть лучших результатов за 1963, 1964 и 1965 годы. В 1967 году были признаны пять лучших результатов первых шести туров и четыре лучших результата последних пяти туров. сохранено.
- 2 Джек Брэбэм участвовал в гонках на запасном заводе Lotus после того, как отказ двигателя вынудил его списать свою машину.
- 3 От планов Арунделла участвовать в гонках на запасной машине отказались.
- 4 Спенса Кларк поменял машины на Lotus 33 во время гонки из-за механических проблем.
- 5 Ревсон опробовал машину Хейлвуда на практике, пока тот находился на выезде в квалификации TT.
- 6 Сумма баллов, набранных всеми автомобилями Lotus-Climax, в том числе 45 баллов, набранными водителями вариантов Lotus 33 .
- 7 Сумма баллов, набранных всеми автомобилями Lotus-Climax, в том числе 8 баллов у водителей вариантов Lotus 33 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Автомобильный год , № 10, 1962–1963, страницы 198–199.
- ^ Блансден, Джон (июль 1962 г.). «Безрамный Lotus: машина победы в Спа». Иллюстрированный автоспорт (на шведском языке). нет. 7–8. Клей, Швеция. стр. 6–7.
- ^ Сетрайт, LJK «Лотос: Золотая середина», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 11, стр.1230.
- ^ Jump up to: а б Сетрайт, стр.1230.
- ^ Arc.Ask3.Ru, Лотос 18 .
- ^ «Чепмен не стремился быть оригинальным, он просто стремился быть тщательным». Сетрайт, стр.1230.
- ^ Най, Дуг (август 2013 г.). «Целая куча неприятностей» . «Автоспорт» Архив журнала . п. 74 . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Super Street Cars , 9/81, стр.34.
- ^ «Гран-при Голландии — возвращение Team Lotus» . «Автоспорт» Архив журнала . Июль 1967 г. с. 28 . Проверено 19 декабря 2016 г.
- ^ «25 автомобильных историй Lotus» . Старые гоночные автомобили . Проверено 23 января 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бэмси, Ян (1990). Lotus 25 Climax FWMV: техническая оценка . Серия книг по автомобилям Фулиса. Спаркфорд, Сомерсет, Англия; Ньюбери-Парк, Калифорния, США: Haynes Publishing. ISBN 0854298029 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Lotus 25 , на Викискладе?
- Автомобили сезона Формулы-1 1962 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1963 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1964 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1965 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1966 года.
- Автомобили сезона Формулы-1 1967 года.
- Автомобили Lotus Формулы-1
- Автомобили-победители чемпионата Формулы-1