Порше 804
![]() | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Порше | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Фердинанд Александр «Бутци» Порше | ||||||||||
Производство | 1962 | ||||||||||
Предшественник | Порше 787 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Пространственный каркас из труб из мягкой стали | ||||||||||
Приостановка | Верхние и нижние А-образные рычаги, торсионы, амортизаторы Koni или Bilstein, установленные внутри. | ||||||||||
Осевая колея |
| ||||||||||
Колесная база | 2300 мм (90,6 дюйма) | ||||||||||
Двигатель | Порше Тип 753 [ 1 ] 1494 куб.см (91,2 куб.дюйма) Плоский восьмицилиндровый оппозитный двигатель безнаддувный, среднерасположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Porsche 6 передних скоростей Тип 718 механическая Дифференциал повышенного трения | ||||||||||
Масса | 452 кг (996,5 фунтов) | ||||||||||
Тормоза | Порше дисковые тормоза | ||||||||||
Шины | Данлоп | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | ![]() | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Голландии 1962 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Франции 1962 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Франции 1962 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при США 1962 года. | ||||||||||
| |||||||||||
nb Если не указано иное, все данные относятся к Только Гран-при чемпионата мира Формулы-1. |
Porsche 804 — одноместный гоночный автомобиль с открытыми колесами, выпускаемый Porsche для участия в гонках Формулы-1 (F1). он участвовал в гонках в течение одного сезона В 1962 году в 1½-литровой формуле.
Фон
[ редактировать ]В 1957 году Международная автомобильная федерация (FIA) изменила свои правила, разрешив автомобилям с обволакивающим кузовом участвовать в гонках Формулы. [ 2 ] : 27 В том же году Porsche представила три Spyder 550/1500RS в Гран-при Германии Формулы-2 (F2). Изменения в машинах были минимальными, ограничившись снятием пассажирских сидений и запасных шин. [ 3 ]
В 1958 году Porsche представила на соревнованиях Формулы-2 модифицированный 718, получивший название RSK Mittellenker (центрально-рулевой). [ 4 ] Кузов этого автомобиля был лишь немного изменен по сравнению с моделью спортивного автомобиля, но единственное сиденье теперь находилось в центре кабины, а рулевое колесо, педали и рычаг переключения передач были перемещены, чтобы вместить изменения, а обтекатель закрывал большую часть кабины. открытие. [ 5 ] : 65 Жан Бера привел машину к победе на этапе Формулы-2 в Реймсе в том же году. На Гран-при Германии на Нюрбургринге гонщик Эдгар Барт занял шестое место в общем зачете и второе в своем классе. На Гран-при Берлина на AVUS автомобиль выиграл и свой заезд, и класс F2 в руках пилота Мастена Грегори .
В октябре 1958 года FIA объявила об очередном изменении правил Формулы-1. [ 6 ] : 12 Начиная с сезона 1961 года объём двигателя будет ограничен теми же 1,5 литрами, что и в Формуле 2. Это означало, что Porsche могла использовать свои машины Формулы-2 практически без изменений в Формуле-1.
В 1959 году компания Porsche представила прототип узкого автомобиля с открытыми колесами под названием Porsche 718/2, который сочетал в себе механику 718-го с более традиционным одноместным кузовом Formula. [ 7 ] Неокрашенная машина участвовала в Гран-при Монако 1959 года, где гонщик Вольфганг фон Трипс квалифицировался двенадцатым, но разбился на втором круге гонки. В Реймсе гонщик Йоаким Боннье финишировал третьим. В 1960 году серийный 718/2, начиная с номера шасси 718201, получил обновленный кузов, 6-ступенчатую коробку передач и колесную базу, увеличенную на 100 мм (3,9 дюйма). [ 3 ] [ 8 ] : 278–281 Всего было построено пять машин. Некоторые из этих четырехцилиндровых автомобилей позже участвовали в гонках Формулы-1 под формулой 1½ литра 1962 года.
В 1961 году Porsche выпустила Type 787 . У автомобиля было новое шасси, которое было длиннее, чем у 718/2, на дополнительные 100 мм (3,9 дюйма), чтобы разместить находившийся в стадии разработки оппозитный восьмицилиндровый двигатель Type 753 . [ 8 ] : 281–282 Хотя задняя подвеска была сохранена от предыдущей модели, спереди была установлена новая верхняя и нижняя подвеска на А-образных рычагах с винтовыми пружинами. Первое завершенное шасси было оснащено четырехцилиндровым двигателем 547/3 с системой впрыска топлива Kugelfischer. На Гран-при Монако машина сошла с дистанции из-за отключения впрыска топлива. Второй автомобиль, также оснащенный двигателем 547/3, был завершен вовремя, чтобы появиться на Гран-при Голландии вместе с другим 787. Автомобили заняли 10-е и 11-е места, но из-за недостаточной мощности и плохой управляемости Ферри Порше сошел с дистанции. модель.
Porsche сосредоточится на создании совершенно нового конкурентоспособного гоночного автомобиля с восьмицилиндровым двигателем.
Дизайн
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Модель 804 была разработана Фердинандом Александром «Бутци» Порше , также известным как FA Porsche. [ 9 ] : 67, 68 Он сын Фердинанда Антона Эрнста «Ферри» Порше и внук одноименного основателя компании Фердинанда Порше . FA Porsche поручил этот проект давнему главному инженеру компании по кузовным работам Эрвину Коменде .
Проектирование было выполнено для Вильгельма Хильда, инженера гоночного отдела, и Хуберта Мимлера, еще одного инженера, который работал над различными проектами в компании и в то время работал в гоночном отделе. [ 10 ] : 16, 17 Над автомобилем работали два инженера вместе с FA Porsche. Исполняющим обязанности гоночного директора Porsche был Фриц «Хушке» фон Ханштайн .
Всего было построено четыре машины. [ 8 ] : 285 Четвертое шасси ни разу не участвовало в гонках.
Модель 804 принесла Porsche единственные победы в Формуле-1 в качестве конструктора: на Гран-при Франции 1962 года и на гонке (не входящей в ЧМ ) Solituderennen в замке Солитьюд в Штутгарте , оба с Гурни в качестве пилота.
Porsche 804 является частью коллекции музея Porsche. [ 11 ] После восьмимесячной реставрации автомобиль появился на историческом Гран-при в Монако в 2016 году. [ 12 ] Позже автомобиль появился на Фестивале скорости в Гудвуде в 2018 году. [ 13 ]
Шасси и кузов
[ редактировать ]Разработку шасси 804 возглавил Хельмут Ботт, инженер по шасси Porsche.
Как и предшествующий Porsche 787, модель 804 имела трубчатую стальную раму и алюминиевый кузов, но эти два автомобиля существенно различались по внешнему виду. Модель 804 была уже и ниже, с более гладкой поверхностью, чем ее предшественник, что частично было достигнуто за счет использования горизонтального охлаждающего вентилятора (вертикальная ось) поверх нового оппозитного восьмицилиндрового двигателя, в отличие от вертикально установленного (горизонтальная ось) охлаждающего вентилятора. вентилятор, используемый на четырехцилиндровом двигателе Fuhrmann.
Модель 804 была первым Porsche, заводские панели кузова которого были изготовлены из синтетических материалов. [ 14 ] Позже в этом сезоне нос и окантовка кабины были изготовлены из стекловолокна. [ 8 ] : 285
Алюминиевые топливные баки имели емкость 150 л (33,0 имп галлонов; 39,6 галлонов США) и располагались в носовой части автомобиля и по обеим сторонам рядом с сиденьем водителя. Кабина была узкой и вмещала сиденье водителя, руль, рычаг переключения передач и педали. Тахометр посередине приборной панели, а также указатель давления и температуры масла давали водителю самую необходимую информацию.
Модель 804 весила примерно 455 кг (1003,1 фунта); лишь немного превышает регламентированный минимальный вес в 450 кг (992,1 фунта).
Приостановка
[ редактировать ]Передняя и задняя подвеска состояла из верхних и нижних А-образных рычагов разной длины. Спереди подвеска изначально имела только одну радиусную тягу на нижнем конце стойки. Верхний стержень был добавлен позже. Также как спереди, так и сзади подрессоривание обеспечивалось продольными торсионами, а демпфирование осуществлялось либо двухтрубными амортизаторами Koni, либо однотрубными амортизаторами Bilstein, установленными внутри двигателя. [ 15 ] Передний стабилизатор поперечной устойчивости, прикрепленный к внутренним удлинителям верхних А-образных рычагов.
Модель 804 была первым Porsche, стандартно оснащенным дисковыми тормозами. [ 14 ] : 58 В автомобиле использовалась уникальная система кольцевых колец Porsche. Модель 804 также была первым Porsche, оснащенным реечным рулевым управлением. [ 6 ] : 31
Автомобиль был оснащен 15-дюймовыми колесами спереди и сзади. Колеса были стальными, в отличие от магниевых деталей, которые использовались некоторыми конкурентами. [ 16 ] Шины были 5,00–15 R спереди и 6,50–15 R сзади.
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Разработкой нового плоского восьмицилиндрового двигателя Type 753 для Формулы-1 занимались Ханс Хёник и Ханс Мецгер. Двигатель продолжил традиции Porsche оппозитной компоновки и воздушного охлаждения. [ 17 ] : 312–319
Диаметр цилиндра и ход поршня составляли 66,0 мм × 54,6 мм (2,6 дюйма × 2,1 дюйма) соответственно, что давало рабочий объем 1494,38 куб.см (91,2 куб.дюйма). Благодаря большим квадратным размерам скорость поршня была низкой, а двигатель оставался узким и как можно дальше от воздушного потока по бокам кузова автомобиля, хотя он все же был шире, чем 120-градусные V6 и 90-градусные V8 конкурентов.
Прототип двигателя был впервые запущен на испытательном стенде 12 декабря 1960 года. [ 8 ] : 325 Этот первый 753-й выдавал всего 105 л.с. (78,3 кВт) (некоторые источники говорят, что 120 л.с. (89,5 кВт)). [ 18 ] [ 15 ]
Во время разработки 804 были опасения по поводу готовности восьмицилиндрового двигателя, поэтому второе шасси, 804-02, было модифицировано для установки 1,5-литрового четырехцилиндрового оппозитного двигателя с воздушным охлаждением типа 547 от 787. . [ 17 ] : 322 Позже это шасси было преобразовано обратно в восьмицилиндровую конфигурацию. [ 8 ] : 283 Он никогда не участвовал в гонках с четырехцилиндровым двигателем.
Швейцарский автогонщик, инженер и специалист по впрыску топлива Михаэль Мэй перешел из Mercedes-Benz в Porsche для работы над двигателем 753, но вместо этого занялся разработкой улучшений для двигателя 547/3. [ 19 ] Изменения Мэй включали снижение давления масла, удаление двух из пяти поршневых колец двигателя, использование нового процесса закалки сборного коленчатого вала Хирта, сужение впускных отверстий, изменение головок поршней и глубины клапанов, использование прямого впрыска топлива и добавление вторая крыльчатка неприводного вентилятора под ведомой. Профили кулачков не изменились. Модифицированный двигатель, получивший название 547/3B, сумел обеспечить надежную мощность 182–186 л.с. (135,7–138,7 кВт) в то время, как Мэй подсчитала, что 753-й выдавал всего 140 л.с. (104,4 кВт), а двигатель Ferrari 156 V6 150–150 л.с. 152 л.с. (112–113 кВт), а двигатели Coventry-Climax и BRM V8 - около 158 л.с. (117,8 кВт). Мэй почувствовал, что 547/3B может выиграть гонки Формулы-1, и показал инженерам Porsche, что шасси 804 можно модифицировать для установки четырехцилиндрового двигателя. Затем он заключил соглашение с Ферри Порше об установке двигателя 547/3B на 718/2, на котором Мэй лично будет тренироваться на Гран-при По 1962 года . Когда машина не прибыла в По, Мэй покинул Porsche и перешел в Ferrari. Всего было построено три двигателя 547/3B.
При степени сжатия 10,0:1 оппозитный восьмицилиндровый двигатель 753 выдавал мощность 132 кВт (177 л.с.) при 9200 об/мин при первом запуске. [ 20 ] : 41 Это все равно было меньше мощности, чем у новых двигателей Coventry-Climax и BRM V8. [ 17 ] : 318 Благодаря улучшенной шестиступенчатой коробке передач от Type 718 и самоблокирующемуся дифференциалу ZF автомобиль достиг максимальной скорости 270 км/ч (167,8 миль в час).
Техническое резюме
[ редактировать ]Порше 804: | ||
---|---|---|
Двигатель: | Плосковосьмёрочный оппозитный (4-тактный) Тип 753 | |
Водоизмещение: | 1494 куб.см (91,2 куб.дюйма) | |
Диаметр × Ход: | 66,0 × 54,6 мм (2,6 × 2,1 дюйма) | |
Максимальная мощность: | 132 кВт (179,5 л.с., 177,0 л.с.) при 9200 об/мин | |
Максимальный крутящий момент: | 153 Нм (112,8 фут-фунтов) при 7200 об/мин | |
Степень сжатия: | 10.0:1 | |
Клапанный механизм: | Нижний промежуточный вал и два промежуточных вала, ведущие распредвалы выпускных клапанов. Верхний промежуточный вал и два промежуточных вала, приводящие впускные распредвалы. Два верхних распределительных вала на головку блока цилиндров. Два клапана на цилиндр. | |
Охлаждение: | Воздушное охлаждение (вентилятор) | |
Передача инфекции: | 6-ступенчатая коробка передач с самоблокирующимся дифференциалом , задний привод. | |
Тормоза: | Porsche с кольцевыми кольцами Дисковые тормоза | |
Передняя подвеска: | Верхние и нижние А-образные рычаги разной длины, торсионы, внутренние амортизаторы | |
Задняя подвеска: | Верхние и нижние А-образные рычаги разной длины, торсионы, внутренние амортизаторы | |
Кузов/шасси: | Пространственная рама из труб из мягкой стали с алюминиевым кузовом. | |
Колея передняя/задняя: | 1295/1285 мм (51,0/50,6 дюйма) | |
Колесная база : | 2300 мм (90,6 дюйма) | |
Колеса и шины: | 5,00-15 Р на ?J×15 спереди 6,50-15 R на ?J×15 сзади | |
Длина × Ширина × Высота: | 3600 × 1615 × 820 мм (141,7 × 63,6 × 32,3 дюйма) | |
Вес (без топлива): | 455 кг (1003,1 фунта) | |
Максимальная скорость: | 270 км/ч (167,8 миль в час) |
История гонок
[ редактировать ]Модель 804 дебютировала на Гран-при Нидерландов 1962 года в Зандворте 20 мая. [ 21 ] Это также была дебютная гонка для монококового шасси Lotus 25. Команда Porsche получила инструкции от Ферри Порше, согласно которым автомобили следует вернуть в Штутгарт, если они не покажут хороших результатов на практике. [ 8 ] : 325 Герни стартовал с восьмого места; Бонье из тринадцатого. Гурни сумел подняться на третье место, но сошел с дистанции на десятом круге из-за поломки рычажного механизма переключения передач. Боннье финишировал седьмым, уступив Карелу Годену де Бофору и его четырехцилиндровому 718.
Ферри Порше не хотел участвовать в еще одной гонке и, как сообщается, был готов отменить программу на этом этапе. [ 8 ] : 284 [ 22 ] Гурни провел время на трассе, настраивая машину, и лично убедил председателя выставить сингл 804 на Гран-при Монако 1962 года 3 июня. Под управлением Герни он квалифицировался пятым. В результате крупной аварии на первом повороте сразу после старта BRM Ричи Гинтера врезался в заднюю часть 804-го Герни, повредив коробку передач и выбив Герни. [ 23 ] Боннье финишировал пятым с четырехцилиндровым 718.
Команда Porsche пропустила Гран-при Бельгии, оставив капера Годена де Бофора представлять марку, заняв седьмое место на своем 718/2. Заводская команда потратила время на разработку и тестирование. Изменения в автомобиле включали переработанную переднюю подвеску, в которой были добавлены радиусные стержни от верхних А-образных рычагов назад к кронштейну шасси, а на автомобиле Боннье верхние задние А-образные рычаги были заполнены стекловолокном в качестве меры жесткости. [ 24 ] В заднюю подвеску был добавлен стабилизатор поперечной устойчивости, прикрепленный к удлинителям А-образных рычагов. Также имелся переработанный механизм переключения передач, измененный кузов вокруг кабины, более низкое и более наклонное сиденье и съемный руль. Топливные баки изменили форму вокруг сиденья, а педали переместились вперед в рамках изменения положения сиденья. Кроме того, на шасси были установлены дополнительные диагональные распорки, а задняя колея увеличена на 12 мм (0,5 дюйма). [ 8 ] : 284, 285 После этапа разработки Ферри Порше потребовал, чтобы автомобили могли пройти полную дистанцию гонки GP в 200 км (124,3 мили) вокруг Нюрбургринга без механической поломки, что Гурни смог выполнить, улучшив при этом существующее время круга на трассе.
Гран -при Франции 1962 года проходил 8 июля в Руан-ле-Эссар, а не в Реймсе. [ 24 ] Гурни квалифицировал свой 804 на шестом месте, а Боннье - на девятом. Ferrari не выставила ни одной машины из-за забастовки металлистов, Lotus Джима Кларка выбыл на 33-м круге из-за проблем с рулевым управлением и подвеской, а BRM Грэма Хилла выбыл из-за проблемы с впрыском топлива. Гурни выиграл гонку со средней скоростью 163,98 км/ч (101,89 миль в час), обогнав Тони Мэггса , занявшего второе место Купера . Боннье сошел с дистанции на 42-м круге из 54-го из-за отказа топливного насоса.
Неделю спустя Герни и Боннье участвовали на своих 804-х в Гран-при Солитьюда 1962 года на трассе Солитьюд недалеко от Штутгарта. В этом соревновании, не относящемся к чемпионату мира, Гурни лидировал от начала до конца, а Боннье финишировал вторым.
На Гран-при Великобритании 1962 года 21 июля в Эйнтри Герни и Боннье квалифицировались шестым и седьмым соответственно. Во время гонки сцепление в 804-м Герни начало пробуксовывать, но машине все же удалось финишировать на девятом месте. Боннье оправился от неудачного старта, но позже сошел с дистанции из-за неисправности коробки передач. [ 25 ]
На Гран-при Германии 1962 года 5 августа на трассе Нордшляйфе Нюрбургринга Герни стартовал с поул-позиции под дождем. [ 26 ] Он удерживал лидерство только до третьего круга, когда его обогнал Грэм Хилл. На пятом круге в машине Гурни разрядился аккумулятор. Прижимая ногой батарею к переборке, чтобы не допустить ее замыкания, Гурни пробежал мимо угла, пропустив Сёртиза. [ 15 ] Porsche Герни финишировал третьим после BRM Хилла и Джона Сёртиса Лолы . Боннье финишировал седьмым.
12 августа Боннье управлял 804-м на гонке Kanonloppet 1962 года на Карлскога Моторстадионе в Швеции, где он занял третье место. Боннье и 804 также участвовали в восхождении на холм Оллон-Виллар , проходившем в Швейцарии 25 и 26 августа. Соревнуясь в классе Racing 1100–1599 куб.см, гонщик и автомобиль установили новый рекорд скорости 107,5 км/ч (66,8 миль в час).
Гран -при Италии 1962 года прошел в Монце 16 сентября. Перед гонкой были предприняты усилия по облегчению автомобиля за счет снятия передних трубок верхних А-образных рычагов и тщательного сверления слабонагруженных компонентов. [ 17 ] : 330, 331 К вентилятору охлаждения также была добавлена электромагнитная муфта, активируемая водителем, в надежде, что отключение вентилятора на короткое время обеспечит дополнительную полезную мощность. Боннье закончил гонку на шестом месте, а Гурни сошел с дистанции на 67-м круге из-за повреждения коробки передач. [ 27 ]
Последней гонкой Porsche 804 стал Гран-при США 1962 года, состоявшийся 7 октября в Уоткинс-Глене . Герни стартовал с четвертого места и финишировал пятым. Боннье повредил селектор коробки передач на своей машине на 10-м круге, дважды выезжал на боксы для ремонта и не финишировал в турнирной таблице. [ 28 ]
Незадолго до конца сезона, перед проведением Гран-при Южной Африки, Porsche прекратила свою деятельность в Формуле-1. На тот момент участие Porsche в Формуле-1 обошлось компании в 500 000 фунтов стерлингов. [ 8 ] : 285 Хушке фон Ханштайн объявил, что компания уходит из Формулы-1, чтобы сконцентрироваться на гонках на выносливость и чемпионате Европы по холмам, и что официально Ферри Порше считает, что владельцы серийных автомобилей Porsche не могут относиться к машинам Формулы-1. [ 5 ] : 117 Компания не верила, что расходы на Формулу-1 обязательно приведут к разработке технологий, которые можно будет применить к их серийным автомобилям. [ 29 ] В это время Porsche пыталась вывести на рынок преемника 356-й модели и находилась в процессе приобретения кузовного производства Reutter.
Даже после анонса в 1963 году над 804 была проведена некоторая доводка. Задняя подвеска получила тяги верхнего и нижнего радиуса. Модификации двигателя довели мощность до 200 л.с. (149,1 кВт). [ 5 ] : 117 Машина больше не участвовала в гонках.
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1962 | Системная инженерия Porsche | Порше 753 Ф8 | Д | ВНИЗ | МОЙ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень | ЮАР | 18 | 5-е место | |
Йоаким Боннье | 7 | 5 | ДНК | 10 † | Верно | 7 | 6 | 13 | |||||||
и Герни | Верно | Верно | 1 | 9 | 3 | 13 | 5 | ||||||||
Фил Хилл | DNS |
† Пилот не финишировал в гонке, но был классифицирован за прохождение более 75% дистанции гонки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Двигатель Porsche • СТАТС F1» . www.statsf1.com .
- ^ Леффингвелл, Рэнди (20 октября 2013 г.). Porsche 911: 50 лет (PDF) . Мотоциклы. ISBN 978-0760344019 .
- ^ Jump up to: а б «Порше 718/2 1959/61 года выпуска» . Мотоспорт . Ноябрь 2011. стр. 74–79.
- ^ Херн, Джеймс (23 июня 2021 г.). «Porsche 718 RSK/RS 60/RS 61/RS 62 Spyder (1957–1962)» . www.stuttcars.com .
- ^ Jump up to: а б с Лонг, Брайан (15 октября 2008 г.). Гоночные автомобили Porsche: 1953–1975 гг . Издательство Велос. ISBN 978-1904788447 .
- ^ Jump up to: а б Лонг, Брайан (21 ноября 2003 г.). Порше 911, 1963-1971 гг . Скорость. ISBN 978-1903706282 .
- ^ «Порше 718 Формель 2» . presskit.porsche.de .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уайтлок, Марк (10 августа 2006 г.). 1 1/2-литровый двигатель Гран-при: малая мощность, высокие технологии . Издательство Велос. ISBN 978-1845840167 .
- ^ Леффингвелл, Рэнди (7 марта 2011 г.). Porsche: история совершенства . Мотоциклы. ISBN 978-0760340165 .
- ^ Леффингвелл, Рэнди (3 ноября 2005 г.). Porsche 911: совершенство дизайна . Мотоциклы. ISBN 978-0760320921 .
- ^ «Порше 804 Формула 1 (1962)» . presskit.porsche.de .
- ^ Фукс, Дирк (октябрь – декабрь 2016 г.). «Порше 804 — Невероятный герой» . Автоспорт . нет. 10.
- ^ Канал, Самарт (10 июля 2018 г.). «Юбилеи и реактивные ранцы: превью Фестиваля скорости в Гудвуде 2018» . www.motorsportmagazine.com .
- ^ Jump up to: а б Остманн, Бернд (октябрь – ноябрь 2012 г.). «Последняя серебряная стрела» (PDF) . Христофор . Том. 358. Порше АГ . стр. 50–59.
- ^ Jump up to: а б с «Рентгеновская характеристика: Porsche 804» . Мотоспорт . Декабрь 2003 года.
- ^ Кипп, Деннис (осень – зима 2012 г.). «804: Забытый Порше». Лошадиная СИЛА . Том. 2, нет. 2. Автомобильный музей Саратоги. стр. 28, 29.
- ^ Jump up to: а б с д Людвигсен, Карл (1977). Превосходство Porsche было ожидаемо . Принстонское издательство. ISBN 0-915038-09-9 .
- ^ Зёнке, Михаэль (апрель – май 2005 г.). «Реликвия шестидесятых» (PDF) . Христофор . Том. 313. Порше АГ . стр. 38–44. Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2019 г. Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ Конинг, Йорис (март – апрель 2015 г.). «Майкл Мэй» . Реестр Порше 356 . Том. 38, нет. 6. Реестр Porsche 356, Inc., стр. 14–18, 20, 22, 23.
- ^ Морган, Питер (17 октября 2012 г.). Порше . Мотоциклы. ISBN 978-0760342619 .
- ^ Б., В. (июнь 1962 г.). «Гран-при Голландии» . Мотоспорт .
- ^ Феннелли, Кирон (15 марта 2018 г.). «Дэн Герни». Классический Порше .
- ^ Дж., Д.С. (июль 1962 г.). «ХХ Гран-при Монако» . Мотоспорт .
- ^ Jump up to: а б Дж., Д.С. (август 1962 г.). «48-й Гран-при Франции» . Мотоспорт .
- ^ Дж., Д.С. (август 1962 г.). «15-й Гран-при Великобритании RAC» . Мотоспорт .
- ^ Дж., Д.С. (сентябрь 1962 г.). «XXIV Гран-при Германии» . Мотоспорт .
- ^ Дж., Д.С. (октябрь 1962 г.). «XXXIII Гран-при Италии» . Мотоспорт .
- ^ Т., MJ (ноябрь 1962 г.). «4-й Гран-при США» . Мотоспорт .
- ^ «Порше 804 1962 года, Формула-1» . www.porsche.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фёдиш, Йорг-Томас; Нессхевер, Йост; Берндт, Майкл; Россбах, Райнер (1 ноября 2009 г.). Porsche 718 + 804: приключение в Формуле-1 в эпоху 1,5-литрового двигателя . Распределение Мак-Клейна. ISBN 978-3927458437 .
- Барт, Юрген; Бюсинг, Густав (1 октября 2009 г.). Комплект Porsche Book 3: Полная история типов и моделей . Издательство Дэвида Булла. ISBN 978-1893618930 .
- Шнайдер, Питер (2007). Порше. Гоночные и гоночные спортивные автомобили с 1948 года [ Porsche. Гонки и гоночные спортивные автомобили с 1948 года ] (на немецком языке). Издательство «Моторбук». ISBN 978-3613027985 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Порше 804 Ф1» . www.f1technical.net .
- «Порше 804 Ф1» . www.ultimatecarpage.com .