Джон Сёртис
Джон Сёртис CBE | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сёртиз сидит в своем Ferrari и раздает автографы в Брэндс-Хэтче, 1964 год. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальность | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рожденный | Татсфилд , Суррей , Англия | 11 февраля 1934 г. ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умер | 10 марта 2017 г. Лондон, Англия | (83 года) ||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Активные годы | 1960 – 1972 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Команды | Лотус , Купер (Инк не работает) , Лола , Феррари , Хонда , БРМ , неработающие McLaren , Surtees | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Записи | 113 (111 стартов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Чемпионаты | 1 ( 1964 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Победы | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Подиумы | 24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Карьерные очки | 180 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Поул-позиции | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Самые быстрые круги | 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая запись | Гран-при Монако 1960 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая победа | Гран-при Германии 1963 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последняя победа | Гран-при Италии 1967 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Последняя запись | Гран-при Италии 1972 года. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
24 часа карьеры в Ле-Мане | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы | 1963 – 1965 , 1967 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Команды | Скудерия Феррари Лола Карс / Команда Сёртиз | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лучшая отделка | 3-й ( 1964 ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс побеждает | 0 |
Джон Норман Сёртиз , CBE (11 февраля 1934 г. - 10 марта 2017 г.) [1] был мотогонщиком Гран-при Великобритании гонщиком и Формулы - 1 . На пути к тому, чтобы стать семикратным чемпионом мира по мотоциклам Гран-при, он выиграл свой первый титул в 1956 году, а затем сделал три последовательных дубля в период с 1958 по 1960 год, выиграв шесть чемпионатов мира в классах 500 и 350сс. Затем Сёртиз достиг вершины автоспорта, чемпионата мира Формулы-1, а в 1964 году вошел в историю автоспорта, став чемпионом мира Формулы-1. По сей день Сёртиз остаётся единственным человеком, выигравшим чемпионаты мира как на двух, так и на четырёх колёсах. Он основал команду Surtees Racing Organization , которая выступала в качестве конструктора в Формуле-1, Формуле 2 и Формуле 5000 с 1970 по 1978 год. Он также был послом Фонда Racing Steps Foundation .
Карьера мотогонщика
[ редактировать ]Сёртиз был сыном торговца мотоциклами из южного Лондона. [2] Его отец Джек Сёртис был опытным спортсменом на травяных трассах, а в 1948 году стал чемпионом Юго-Восточного центра с коляской. [3] своего отца Свой первый профессиональный выход, который они выиграли, он провел в коляске Винсента в возрасте 14 лет. [2] Однако, когда официальные лица гонки обнаружили возраст Сёртиса, они были дисквалифицированы. [2] Свою первую гонку он принял в 15 лет на соревнованиях по траве . В 1950 году, в возрасте 16 лет, он пошел работать на фабрику «Винсент» подмастерьем. [2] [4] Впервые он получил известность в 1951 году, когда бросил Нортона звезде Джеффу Дьюку серьезный вызов в гонке ACU на трассе Тракстон . [2]
В 1955 году руководитель гонок Norton Джо Крейг устроил Сёртизу первую поездку на борту Nortons, спонсируемую заводом. [2] Он закончил год, победив действующего чемпиона мира Дьюка в Сильверстоуне , а затем в Брэндс-Хэтче . [2] Однако, поскольку у Нортона были финансовые проблемы и он не был уверен в своих гоночных планах, Сёртиз принял предложение участвовать в гонках за заводскую гоночную команду MV Agusta , где вскоре получил прозвище figlio del vento (сын ветра). [5]

В 1956 году Сёртиз выиграл чемпионат мира в классе 500 куб.см. [6] MV Agusta первый в старшем классе. [5] В этом Сёртизу помогло решение FIM дисквалифицировать действующего чемпиона Джеффа Дьюка на шесть месяцев из-за его поддержки забастовки гонщиков с требованием увеличения стартовых денег. [7] В сезоне 1957 года MV Agustas не могли сравниться с Gileras , и Surtees боролись за третье место на борту MV Agusta 500 Quattro 1957 года. [2] [6] [8]
Когда Гилера и Мото Гуцци отказались от участия в гонках Гран-при в конце 1957 года , Сёртиз и MV Agusta продолжали доминировать в соревнованиях в двух классах с большим объёмом двигателя. [2] В 1958 , 1959 и 1960 годах он выиграл 32 из 39 гонок и стал первым человеком, выигравшим Senior TT на острове Мэн TT три года подряд. [6] [9]
Карьера автогонщика
[ редактировать ]



Продолжая постоянно участвовать в гонках на мотоциклах, Сёртиз провел тест-драйв спортивного автомобиля Aston Martin DBR1 перед менеджером команды Регом Парнеллом. Однако он продолжал ездить на двух колесах и не участвовал в автогонках до следующего года.
В 1960 году , в возрасте 26 лет, Сёртиз полностью перешёл с мотоциклов на автомобили, дебютировав в Формуле 1 на международном трофее BRDC 1960 года. [10] в Сильверстоуне за Team Lotus . [11] Он сразу же добился успеха, заняв второе место только в своей второй гонке чемпионата мира Формулы-1 на Гран-при Великобритании 1960 года и заняв поул-позицию на своем третьем Гран-при Португалии 1960 года . [4]
Проведя сезон 1961 года с командой Yeoman Credit Racing за рулем Cooper T53 «Lowline», которым управлял Рег Парнелл, и сезон 1962 года с командой Bowmaker Racing Team, которой по-прежнему руководил Рег Парнелл, но теперь на V8 Lola Mk4, он перешел в Scuderia Ferrari. в 1963 году и выиграл чемпионат мира в составе итальянской команды в 1964 году . [4] [12]
25 сентября 1965 года Сёртиз попал в опасную для жизни аварию на трассе Моспорт-Парк (Онтарио, Канада) во время тренировки на спортивном гоночном автомобиле Lola T70 . [4] Сломалась отливка передней стойки. Эй Джей Бэйме в своей книге Go Like Hell говорит, что Сёртиз вышел из аварии с одной стороной тела на четыре дюйма короче другой. [13] Большую часть переломов врачи установили нехирургическим путем, отчасти физически растягивая его разбитое тело до тех пор, пока расхождение между правым и левым плечами не стало менее дюйма – и так оно и осталось.
В сезоне 1966 года в Формуле-1 появились новые, более крупные 3-литровые двигатели. [14] Дебют Сёртиса на новом автомобиле Ferrari F1 состоялся в 1966 году на BRDC International Trophy в Сильверстоуне, где он квалифицировался и финишировал вторым после Джека Брэбэма 3-литрового Brabham BT19 . [15] Несколько недель спустя Сёртиз возглавил Гран-при Монако, оторвавшись от Джеки Стюарта 2-литрового BRM на прямых, прежде чем у него отказал двигатель. Две недели спустя Сёртиз пережил ливень на первом круге, в результате которого была уничтожена половина поля, и выиграл Гран-при Бельгии . [16]
Из-за постоянных забастовок в Италии Ferrari могла позволить себе выставить только две машины (Ferrari P3) на « 24 часа Ле-Мана» 1966 года вместо обычных трех прототипов. Неопределенность и путаница окружают последующие события и их последствия, и в последующие десятилетия было предложено множество различных объяснений. В версии, объясненной тогда Феррари, говорится, что по правилам Ле-Мана в 1966 году на каждую машину допускалось только два водителя. [17] Сёртиз был исключен из состава пилотов [17] Один из них работает на Ferrari, которым управляют Майк Паркс и Людовико Скарфиотти, а другой - Жан Гише и Лоренцо Бандини. Когда Сёртиз спросил менеджера команды Ferrari Эухенио Драгони , почему ему, как лидеру команды Ferrari, не будет разрешено участвовать в соревнованиях, Драгни сказал Сёртизу, что он не чувствует себя полностью готовым к участию в 24-часовой гонке на выносливость из-за травмы, полученные им в конце 1965 года. [17] Однако сам Сёртиз описал ситуацию несколько иначе. По его воспоминаниям, когда были объявлены пары, он должен был ехать вместе со Скарфиотти. Как более быстрый гонщик из двоих, Сёртиз утверждал, что ему следует взять первый отрезок и «попытаться сломить» сопротивление Форда, двигаясь «с самого начала». [18] Драгони отклонил просьбу Сёртиса и настоял на том, чтобы Скарфиотти стартовал, предположительно, чтобы доставить удовольствие Fiat председателю Джанни Аньелли , дяде Скарфиотти, который присутствовал в качестве зрителя. [18] В любом случае, это решение и последующее отсутствие поддержки со стороны самого Энцо Феррари глубоко расстроили Сёртиса, и он немедленно покинул команду. [17] Это решение, вероятно, стоило и Феррари, и Сёртизу титула чемпиона Формулы-1 в 1966 году. Феррари заняла второе место после Брэбэм-Репко в чемпионате конструкторов, а Сёртиз финишировал вторым после Джека Брэбэма в чемпионате пилотов. [4] [19] Сёртиз завершил сезон за команду Купер - Мазерати , выиграв последнюю гонку сезона. [20]
Сёртиз соревновался на T70 в первом сезоне Can-Am 1966 года . [21] [22] выиграв три гонки из шести, чтобы стать чемпионом [23] над другими победителями Дэном Герни (Лола), Марком Донохью (Лола) и Филом Хиллом (Чапаррал), а также такими, как Брюс Макларен и Крис Эймон (оба в McLarens). [24]
В декабре 1966 года Сёртиз подписал контракт с Honda . [25] После многообещающего третьего места в первой гонке в Южной Африке у Honda RA273 возникла серия механических проблем. Автомобиль был заменен на Honda RA300 на Гран-при Италии , где Сёртиз опередил Джека Брэбэма и одержал вторую победу Honda в Формуле-1 на 0,2 секунды. Сёртиз финишировал четвертым в чемпионате водителей 1967 года. [12]
В том же году Сёртиз участвовал на Rex Mays 300 в Риверсайде , недалеко от Лос-Анджелеса автоклуба США в завершающей сезон гонке . На этом мероприятии лучшие американские гонщики того времени (обычно те, кто зарекомендовал себя как профессиональные гонщики на овальных грунтовых трассах) встретились с ветеранами Гран-при Формулы-1, включая Джима Кларка и Дэна Герни . [26]
В 1970 году Сёртиз сформировал собственную гоночную команду Surtees Racing Organization и провел девять сезонов, выступая в Формуле 5000 , Формуле 2 и Формуле 1 в качестве конструктора. [4] Он ушел из соревновательного вождения в 1972 году , в том же году команда добилась величайшего успеха, когда Майк Хейлвуд выиграл чемпионат Европы Формулы 2 . [27] Окончательно коллектив был расформирован в конце 1978 года . [28]
После Формулы-1
[ редактировать ]
Некоторое время в 1970-х годах Сёртиз управлял магазином мотоциклов в Вест-Уикхеме, Кент, и автосалоном Honda в Эденбридже, Кент. [29] Он продолжал заниматься мотоспортом, участвуя в классических соревнованиях на мотоциклах из своей конюшни старинных гоночных машин. Он также продолжал заниматься гонками на одноместных автомобилях и занимал должность председателя команды A1 Team Great Britain в гоночной серии Гран-при A1 с 2005 по 2007 год. [30] Его сын, Генри Сёртиз , участвовал в чемпионате Формулы 2 FIA, чемпионате Великобритании Формулы Renault и чемпионате Великобритании Формулы BMW за команду Carlin Motorsport . [31] прежде чем он умер во время участия в чемпионате Формулы 2 в Брэндс-Хэтче 19 июля 2009 года. [32] В 2010 году [33] Сёртиз основал Фонд Генри Сёртиса в память о своём сыне как благотворительную организацию, призванную оказывать помощь жертвам случайных черепно-мозговых травм и обеспечивать безопасность вождения и автоспорта. [34] [35]
Он был героем фильма «Это твоя жизнь» в 1992 году, когда его удивил Майкл Аспель . [ нужна ссылка ]
В 1996 году Сёртиз был занесен в Международный зал славы автоспорта . [36] FIM удостоила его звания Гран-при «Легенда» в 2003 году. [37] Уже будучи членом Ордена Британской Империи (MBE), он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (OBE) на церемонии вручения наград по случаю Дня Рождения в 2008 году. [38] и кавалер Ордена Британской Империи (CBE) в новогодней награде 2016 года за заслуги перед автоспортом. [39] [40] [41]
В 2013 году он был награжден Segrave Trophy 2012 года в знак признания неоднократного участия в чемпионатах мира и за то, что он был единственным человеком, выигравшим титулы чемпиона мира на 2-х и 4-х колесах. [42]
В 2015 году ему была присвоена почетная степень доктора технических наук Оксфордского университета Брукса . [43] [44]

Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Сёртиз был женат трижды, сначала на Патриции Берк в 1962 году; пара развелась в 1979 году. Его второй женой была Дженис Шеара, на которой он женился в 1979 году, и они развелись в 1982 году. Джейн Воробей была его третьей женой, на которой он женился в 1987 году и от которой у него было трое детей, включая Генри . [45]
Сёртиз умер от дыхательной недостаточности 10 марта 2017 года в больнице Святого Георгия в Лондоне в возрасте 83 лет. [30] [39] Он был похоронен рядом со своим сыном Генри в церкви Святых Петра и Павла в Лингфилде, графство Суррей .
Дань уважения Сертису была проведена на собрании членов Гудвуда 19 марта 2017 года. [46]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Результаты Гран-при мотоциклов
[ редактировать ]Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Очки | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Гонка класса 500 куб.см была остановлена из-за плохой погоды, и FIM исключила гонку из чемпионата мира.
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты чемпионата Британских седанов
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Поз. | оч | Сорт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1961 | Питер Берри Рейсинг Лтд. | Ягуар МК II 3.8 | Д | SNE 2 | ИДТИ | АЙН | SIL | ПЛАКАТЬ | SIL | БРХ | ОЛЛ | SNE | 27-е | 6 | 9-е |
Источник: [48] |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1963 | ![]() | ![]() | Феррари 250П | П 3.0 | 252 | ДНФ | ДНФ |
1964 | ![]() | ![]() | Феррари 330П | П 5.0 | 337 | 3-й | 3-й |
1965 | ![]() | ![]() | Феррари 330 П2 | П 5.0 | 225 | ДНФ | ДНФ |
1967 | ![]() | ![]() | Лола Т70 - Астон Мартин | П +5,0 | 3 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [49] |
Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1967 | Лола Расинг | Лола Т100 | Форд | SNE Верно | SIL 3 | БРХ DNQ | ВАЛ | Северная Каролина | 0 ‡ | ||||||||||
BMW | СВЕТ 2 | ХОК | ДЛИНА | БАНКА | Я буду | ПЕР | |||||||||||||
1972 | Команда Сёртиз | Сёртиз TS10 | Форд | ТОЛЬКО | ТРР Верно | ХОК | БОЛЬШЕ НИКОГДА | PAL DNQ | ХОК | РУ DNQ | ВОСТОК | ИМО 1 | МУЖЧИНА | ПЕР | ДОЛЖЕН | БЕЛЫЙ | ХОК | Северная Каролина | 0 ‡ |
Источник: [47] |
‡ Пилоты с квалификацией, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы-2
Полные результаты канадско-американского Кубка вызова
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1966 | Команда Сёртиз | Лола Т70 Мк.2 | Шевроле | ССО 1 | ОПОП Верно | нет Верно | ЛАГ 12 | РИВ 1 | НВГ 1 | 1-й | 27 | |||||
1967 | Команда Сёртиз | Лола Т70 Мк.3 | Шевроле | ДЛИННЫЙ 3 | ОПОП 4 | нет Верно | ЛАГ Верно | РИВ Верно | НВГ 1 | 3-й | 16 | |||||
1969 | Чапаррал Карс Инк. | Макларен М12 | Шевроле | нет 3 | ССО Верно | ВГЛ 12 | 9-е | 30 | ||||||||
Чапараль 2H | электроэрозионная обработка 4 | МДО 5 | ДЛИННЫЙ Верно | ОПОП Верно | МЧ | ЛАГ DNS | РИВ Верно | СПЦ | ||||||||
Источник: [50] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мемориал автоспорта — Джон Сёртис» . Мемориал автоспорта . Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ «История | Лидден Хилл» . lyddenhill.co.uk . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Зал славы Формулы-1» . Formula1.com . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Смит, Роберт (январь – февраль 2013 г.). «Последний представитель породы: MV Agusta 850SS» . Мотоциклетная классика . 8 (3) . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Статистика карьеры Джона Сёртиса на MotoGP.com» . motogp.com. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «Джефф Дьюк должен завершить шестимесячное отстранение» . Бюллетень . 18 августа 1956 г. с. 8 . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Алан Кэткарт (июль – август 2007 г.). «MV Agusta 500 Quattro 1957 года» . Мотоциклетная классика . Проверено 12 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты John Surtees Isle of Man TT на iomtt.com» . iomtt.com . Проверено 7 октября 2011 г.
- ↑ Адам Купер, Некролог: Джон Сёртиз, 1934–2017, www.motorsport.com, дата обращения 12 марта 2017 г.
- ^ XII BRDC Daily Express International Trophy 1960, www.formula2.net Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Статистика Джона Сёртиза в Формуле-1» . 4mula1.ro . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Байме, AJ (2011). Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане . Случайный дом. п. 262. ИСБН 9781446497463 .
- ^ Бакленд, Дэмиен (2015). Коллекционные издания: Ferrari в Формуле-1 . Лулу Пресс, Инк. с. 143. ИСБН 9781326174880 .
- ^ Масин, Михаил. «Его собственной постройки – Repco Brabham BT19 1966 года» . www.drivetribe.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Кодлинг, Стюарт (2011). Настоящие гонщики . Издательская компания МБИ. п. 137. ИСБН 9781610597395 .
- ^ Jump up to: а б с д Бенсон, Эндрю (10 марта 2017 г.). «Джон Сёртиз: Бывший чемпион мира Формулы-1 был «выдающейся фигурой» » . Би-би-си . Проверено 11 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Саймон (октябрь 2015 г.). «Обед с… Джоном Сёртисом» . Мотоспорт . Том. 91, нет. 10. С. 68–76 . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане . Автор: Эй Джей Бэйм Хоутон Миффлин Харкорт, 2009 г. ISBN 978-0-618-82219-5
- ^ Полная энциклопедия Формулы-1: представление пилотов, автомобилей, трасс и всего остального . Издательство Parragon, Индия. п. 35. ISBN 9781445405353 .
- ^ Доуси, Дэвид (2010). Aston Martin: Сила, красота и душа (иллюстрированное издание). Издание изображений. п. 21. ISBN 9781864704242 .
- ^ Дэйви, Кейт (1969). Энциклопедия автоспорта . Д. Маккей Ко. с. 182. ИСБН 9780709107934 .
- ^ Орр, Фрэнк (1970). Джордж Итон: Пять минут до зеленого: анатомия первого сезона молодого канадского автогонщика в качестве профессионального водителя на конкурентоспособных автомобилях . Лонгман Канада. п. 21.
- ^ Старки, Джон (2002). Лола T70: История гонок и индивидуальный рекорд шасси (иллюстрированное издание). ООО «Велосе Паблишинг» с. 46. ИСБН 9781903706138 .
- ^ «Сёртиз останавливается на Хонде». Автоновости (31). Питерборо: Motor Cycle News Ltd., 1 декабря 1966 г.
- ^ Авто водитель . Том. 67. Контрапункт. 1967. с. 123.
- ^ «Результаты Формулы-2 1972 года» . формула2.нет. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «Джон Сёртиз мертв: в возрасте 83 лет умер бывший чемпион мира по Формуле-1 и мотоциклу» . Независимый . 10 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ↑ Умер легенда гонок Суррея Джон Сёртиз, выигравший чемпионаты Формулы-1 и мира по мотоциклам (Архивировано из оригинала) Surrey Mirror , 10 марта 2017 г. Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Джон Сёртиз: бывший чемпион мира Формулы-1 умер в возрасте 83 лет» . Би-би-си. 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Как стать чемпионом Формулы-1» . Сара Холт . Би-би-си. 22 августа 2007 года . Проверено 22 августа 2007 г.
- ^ «Сын Джона Сёртиса Генри погиб в аварии Формулы-2» . Телеграф . 19 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «ФОНД ГЕНРИ СЕРТИСА – Обзор (бесплатная информация о компании от Регистрационной палаты)» . beta.companieshouse.gov.uk . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «Некролог: Джон Сёртис» . «Санди Таймс вождение» . 20 марта 2017 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «Фонд Генри Сёртиса» . henrysurteesfoundation.com . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «Джон Сёртиз в Международном зале славы автоспорта» . Motorsportshalloffame.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «Легенды MotoGP» . motogp.com. Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ «№58729» . Лондонская газета (Приложение). 14 июня 2008 г. с. 13.
- ^ Jump up to: а б «Джон Сёртиз, бывший чемпион Формулы-1 и чемпион мира по мотоциклам, умирает в возрасте 83 лет» . Хранитель . 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «№61450» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 2015 г. с. №10.
- ^ «Новогодние поздравления 2016» (PDF) . GOV.UK. Канцелярия Ее Величества. 30 декабря 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ «Трофей Сегрейва вручен Джону Сёртису, ОБЕ» . Журнал INCheshire . 8 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Джон Сёртиз получает почетную степень Оксфордского университета Брукса» . johnsurtees.com . 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ «Почетные выпускники» . Оксфордский университет Брукса . Архивировано из оригинала 16 марта 2017 года.
- ^ «Некролог Джона Сёртиса» . Хранитель . 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Goodwood Road & Racing (18 марта 2017 г.). «Собрание членов Гудвуда № 75MM, 18-19 марта 2017 г.» . Проверено 20 марта 2017 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с «Профиль автогонщика Джона Сёртиса» . Motorsportmagazine.com . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Все результаты Джона Сёртиса» . Racingsportscars.com . Проверено 31 января 2018 г.
- ^ «Can-Am – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. . Проверено 20 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный веб-сайт Джона Сёртиса. Архивировано 30 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
- Биография с сайта GrandPrix.com.
- Биография с сайта F1db.com
- Видеодокументальный фильм Sky Sport о Джоне Сёртисе
- Статистика Джона Сёртиса по острову Мэн TT на сайте iomtt.com
- История Гран-при: Зал славы Джона Сёртиса
- 1934 рождения
- смертей в 2017 году
- Гонщики чемпионата мира в классе 500cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 350cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 250cc
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Водители «12 часов Реймса»
- Владельцы команды Гран-при А1
- Победители конкурса BBC "Спортивная личность года"
- Обладатели Золотой звезды BRDC
- Пилоты BRM Формулы-1
- Пилоты Купера Формулы-1
- Смертность от дыхательной недостаточности
- Английские пилоты Формулы-1
- Британские мотогонщики
- Английские мотогонщики
- Английские автогонщики
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Владельцы команд Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты Honda Формулы-1
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Гонщики TT с острова Мэн
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Пилоты североамериканской гоночной команды Формулы-1
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Люди из Тандриджа (район)
- Пилоты Формулы-1 Реджа Парнелла Racing
- Пилоты Сёртиз Формулы-1
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Обладатели Segrave Trophy
- 12 часов водителей Себринга
- Чемпионы мира по гонкам в классе 500сс.