Jump to content

Джон Сёртис

Джон Сёртис
CBE
Сёртиз сидит в своем Ferrari и раздает автографы в Брэндс-Хэтче, 1964 год.
Национальность Великобритания Британский
Рожденный ( 1934-02-11 ) 11 февраля 1934 г.
Татсфилд , Суррей , Англия
Умер 10 марта 2017 г. (10 марта 2017 г.) (83 года)
Лондон, Англия
Статистика карьеры мотогонщиков
Гран-при по мотогонкам
Активные годы 1952 1960
Первая гонка 1952 Гран-при Ольстера, 500 куб.см.
Последняя гонка 1960 Гран-при Наций, 500 куб.см.
Первая победа 1955 Гран-при Ольстера, 250 куб.см.
Последняя победа 1960 Гран-при Наций, 500 куб.см.
Команда(ы) Нортон , М.В. Агуста
Чемпионаты 350 куб.см – 1958 , 1959 , 1960 гг.
500 куб.см – 1956 , 1958 , 1959 , 1960 гг.
Начинается Победы Подиумы поляки Ф. кругов Очки
68 38 45 Н/Д 34 350
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Активные годы 1960 1972
Команды Лотус , Купер (Инк не работает) , Лола , Феррари , Хонда , БРМ ,
неработающие McLaren , Surtees
Записи 113 (111 стартов)
Чемпионаты 1 ( 1964 )
Победы 6
Подиумы 24
Карьерные очки 180
Поул-позиции 8
Самые быстрые круги 10
Первая запись Гран-при Монако 1960 года.
Первая победа Гран-при Германии 1963 года.
Последняя победа Гран-при Италии 1967 года.
Последняя запись Гран-при Италии 1972 года.
24 часа карьеры в Ле-Мане
Годы 1963 1965 , 1967
Команды Скудерия Феррари
Лола Карс / Команда Сёртиз
Лучшая отделка 3-й ( 1964 )
Класс побеждает 0

Джон Норман Сёртиз , CBE (11 февраля 1934 г. - 10 марта 2017 г.) [1] был мотогонщиком Гран-при Великобритании гонщиком и Формулы - 1 . На пути к тому, чтобы стать семикратным чемпионом мира по мотоциклам Гран-при, он выиграл свой первый титул в 1956 году, а затем сделал три последовательных дубля в период с 1958 по 1960 год, выиграв шесть чемпионатов мира в классах 500 и 350сс. Затем Сёртиз достиг вершины автоспорта, чемпионата мира Формулы-1, а в 1964 году вошел в историю автоспорта, став чемпионом мира Формулы-1. По сей день Сёртиз остаётся единственным человеком, выигравшим чемпионаты мира как на двух, так и на четырёх колёсах. Он основал команду Surtees Racing Organization , которая выступала в качестве конструктора в Формуле-1, Формуле 2 и Формуле 5000 с 1970 по 1978 год. Он также был послом Фонда Racing Steps Foundation .

Карьера мотогонщика

[ редактировать ]

Сёртиз был сыном торговца мотоциклами из южного Лондона. [2] Его отец Джек Сёртис был опытным спортсменом на травяных трассах, а в 1948 году стал чемпионом Юго-Восточного центра с коляской. [3] своего отца Свой первый профессиональный выход, который они выиграли, он провел в коляске Винсента в возрасте 14 лет. [2] Однако, когда официальные лица гонки обнаружили возраст Сёртиса, они были дисквалифицированы. [2] Свою первую гонку он принял в 15 лет на соревнованиях по траве . В 1950 году, в возрасте 16 лет, он пошел работать на фабрику «Винсент» подмастерьем. [2] [4] Впервые он получил известность в 1951 году, когда бросил Нортона звезде Джеффу Дьюку серьезный вызов в гонке ACU на трассе Тракстон . [2]

В 1955 году руководитель гонок Norton Джо Крейг устроил Сёртизу первую поездку на борту Nortons, спонсируемую заводом. [2] Он закончил год, победив действующего чемпиона мира Дьюка в Сильверстоуне , а затем в Брэндс-Хэтче . [2] Однако, поскольку у Нортона были финансовые проблемы и он не был уверен в своих гоночных планах, Сёртиз принял предложение участвовать в гонках за заводскую гоночную команду MV Agusta , где вскоре получил прозвище figlio del vento (сын ветра). [5]

Сёртиз в действии во время голландского TT 500cc 1960 года.

В 1956 году Сёртиз выиграл чемпионат мира в классе 500 куб.см. [6] MV Agusta первый в старшем классе. [5] В этом Сёртизу помогло решение FIM дисквалифицировать действующего чемпиона Джеффа Дьюка на шесть месяцев из-за его поддержки забастовки гонщиков с требованием увеличения стартовых денег. [7] В сезоне 1957 года MV Agustas не могли сравниться с Gileras , и Surtees боролись за третье место на борту MV Agusta 500 Quattro 1957 года. [2] [6] [8]

Когда Гилера и Мото Гуцци отказались от участия в гонках Гран-при в конце 1957 года , Сёртиз и MV Agusta продолжали доминировать в соревнованиях в двух классах с большим объёмом двигателя. [2] В 1958 , 1959 и 1960 годах он выиграл 32 из 39 гонок и стал первым человеком, выигравшим Senior TT на острове Мэн TT три года подряд. [6] [9]

Карьера автогонщика

[ редактировать ]
Сёртиз (слева) и Мауро Форгьери в 1965 году.
Сёртиз на 1000 км Нюрбургринга , 1965 год.
Сёртиз и Ёсио Накамура на Гран-при Нидерландов 1968 года.
Сёртиз на Гран-при Нидерландов 1969 года
Сёртиз за рулём Surtees TS7

Продолжая постоянно участвовать в гонках на мотоциклах, Сёртиз провел тест-драйв спортивного автомобиля Aston Martin DBR1 перед менеджером команды Регом Парнеллом. Однако он продолжал ездить на двух колесах и не участвовал в автогонках до следующего года.

В 1960 году , в возрасте 26 лет, Сёртиз полностью перешёл с мотоциклов на автомобили, дебютировав в Формуле 1 на международном трофее BRDC 1960 года. [10] в Сильверстоуне за Team Lotus . [11] Он сразу же добился успеха, заняв второе место только в своей второй гонке чемпионата мира Формулы-1 на Гран-при Великобритании 1960 года и заняв поул-позицию на своем третьем Гран-при Португалии 1960 года . [4]

Проведя сезон 1961 года с командой Yeoman Credit Racing за рулем Cooper T53 «Lowline», которым управлял Рег Парнелл, и сезон 1962 года с командой Bowmaker Racing Team, которой по-прежнему руководил Рег Парнелл, но теперь на V8 Lola Mk4, он перешел в Scuderia Ferrari. в 1963 году и выиграл чемпионат мира в составе итальянской команды в 1964 году . [4] [12]

25 сентября 1965 года Сёртиз попал в опасную для жизни аварию на трассе Моспорт-Парк (Онтарио, Канада) во время тренировки на спортивном гоночном автомобиле Lola T70 . [4] Сломалась отливка передней стойки. Эй Джей Бэйме в своей книге Go Like Hell говорит, что Сёртиз вышел из аварии с одной стороной тела на четыре дюйма короче другой. [13] Большую часть переломов врачи установили нехирургическим путем, отчасти физически растягивая его разбитое тело до тех пор, пока расхождение между правым и левым плечами не стало менее дюйма – и так оно и осталось.

В сезоне 1966 года в Формуле-1 появились новые, более крупные 3-литровые двигатели. [14] Дебют Сёртиса на новом автомобиле Ferrari F1 состоялся в 1966 году на BRDC International Trophy в Сильверстоуне, где он квалифицировался и финишировал вторым после Джека Брэбэма 3-литрового Brabham BT19 . [15] Несколько недель спустя Сёртиз возглавил Гран-при Монако, оторвавшись от Джеки Стюарта 2-литрового BRM на прямых, прежде чем у него отказал двигатель. Две недели спустя Сёртиз пережил ливень на первом круге, в результате которого была уничтожена половина поля, и выиграл Гран-при Бельгии . [16]

Из-за постоянных забастовок в Италии Ferrari могла позволить себе выставить только две машины (Ferrari P3) на « 24 часа Ле-Мана» 1966 года вместо обычных трех прототипов. Неопределенность и путаница окружают последующие события и их последствия, и в последующие десятилетия было предложено множество различных объяснений. В версии, объясненной тогда Феррари, говорится, что по правилам Ле-Мана в 1966 году на каждую машину допускалось только два водителя. [17] Сёртиз был исключен из состава пилотов [17] Один из них работает на Ferrari, которым управляют Майк Паркс и Людовико Скарфиотти, а другой - Жан Гише и Лоренцо Бандини. Когда Сёртиз спросил менеджера команды Ferrari Эухенио Драгони , почему ему, как лидеру команды Ferrari, не будет разрешено участвовать в соревнованиях, Драгни сказал Сёртизу, что он не чувствует себя полностью готовым к участию в 24-часовой гонке на выносливость из-за травмы, полученные им в конце 1965 года. [17] Однако сам Сёртиз описал ситуацию несколько иначе. По его воспоминаниям, когда были объявлены пары, он должен был ехать вместе со Скарфиотти. Как более быстрый гонщик из двоих, Сёртиз утверждал, что ему следует взять первый отрезок и «попытаться сломить» сопротивление Форда, двигаясь «с самого начала». [18] Драгони отклонил просьбу Сёртиса и настоял на том, чтобы Скарфиотти стартовал, предположительно, чтобы доставить удовольствие Fiat председателю Джанни Аньелли , дяде Скарфиотти, который присутствовал в качестве зрителя. [18] В любом случае, это решение и последующее отсутствие поддержки со стороны самого Энцо Феррари глубоко расстроили Сёртиса, и он немедленно покинул команду. [17] Это решение, вероятно, стоило и Феррари, и Сёртизу титула чемпиона Формулы-1 в 1966 году. Феррари заняла второе место после Брэбэм-Репко в чемпионате конструкторов, а Сёртиз финишировал вторым после Джека Брэбэма в чемпионате пилотов. [4] [19] Сёртиз завершил сезон за команду Купер - Мазерати , выиграв последнюю гонку сезона. [20]

Сёртиз соревновался на T70 в первом сезоне Can-Am 1966 года . [21] [22] выиграв три гонки из шести, чтобы стать чемпионом [23] над другими победителями Дэном Герни (Лола), Марком Донохью (Лола) и Филом Хиллом (Чапаррал), а также такими, как Брюс Макларен и Крис Эймон (оба в McLarens). [24]

В декабре 1966 года Сёртиз подписал контракт с Honda . [25] После многообещающего третьего места в первой гонке в Южной Африке у Honda RA273 возникла серия механических проблем. Автомобиль был заменен на Honda RA300 на Гран-при Италии , где Сёртиз опередил Джека Брэбэма и одержал вторую победу Honda в Формуле-1 на 0,2 секунды. Сёртиз финишировал четвертым в чемпионате водителей 1967 года. [12]

В том же году Сёртиз участвовал на Rex Mays 300 в Риверсайде , недалеко от Лос-Анджелеса автоклуба США в завершающей сезон гонке . На этом мероприятии лучшие американские гонщики того времени (обычно те, кто зарекомендовал себя как профессиональные гонщики на овальных грунтовых трассах) встретились с ветеранами Гран-при Формулы-1, включая Джима Кларка и Дэна Герни . [26]

В 1970 году Сёртиз сформировал собственную гоночную команду Surtees Racing Organization и провел девять сезонов, выступая в Формуле 5000 , Формуле 2 и Формуле 1 в качестве конструктора. [4] Он ушел из соревновательного вождения в 1972 году , в том же году команда добилась величайшего успеха, когда Майк Хейлвуд выиграл чемпионат Европы Формулы 2 . [27] Окончательно коллектив был расформирован в конце 1978 года . [28]

После Формулы-1

[ редактировать ]
Джон Сёртиз в 2011 году

Некоторое время в 1970-х годах Сёртиз управлял магазином мотоциклов в Вест-Уикхеме, Кент, и автосалоном Honda в Эденбридже, Кент. [29] Он продолжал заниматься мотоспортом, участвуя в классических соревнованиях на мотоциклах из своей конюшни старинных гоночных машин. Он также продолжал заниматься гонками на одноместных автомобилях и занимал должность председателя команды A1 Team Great Britain в гоночной серии Гран-при A1 с 2005 по 2007 год. [30] Его сын, Генри Сёртиз , участвовал в чемпионате Формулы 2 FIA, чемпионате Великобритании Формулы Renault и чемпионате Великобритании Формулы BMW за команду Carlin Motorsport . [31] прежде чем он умер во время участия в чемпионате Формулы 2 в Брэндс-Хэтче 19 июля 2009 года. [32] В 2010 году [33] Сёртиз основал Фонд Генри Сёртиса в память о своём сыне как благотворительную организацию, призванную оказывать помощь жертвам случайных черепно-мозговых травм и обеспечивать безопасность вождения и автоспорта. [34] [35]

Он был героем фильма «Это твоя жизнь» в 1992 году, когда его удивил Майкл Аспель . [ нужна ссылка ]

В 1996 году Сёртиз был занесен в Международный зал славы автоспорта . [36] FIM удостоила его звания Гран-при «Легенда» в 2003 году. [37] Уже будучи членом Ордена Британской Империи (MBE), он был назначен кавалером Ордена Британской Империи (OBE) на церемонии вручения наград по случаю Дня Рождения в 2008 году. [38] и кавалер Ордена Британской Империи (CBE) в новогодней награде 2016 года за заслуги перед автоспортом. [39] [40] [41]

В 2013 году он был награжден Segrave Trophy 2012 года в знак признания неоднократного участия в чемпионатах мира и за то, что он был единственным человеком, выигравшим титулы чемпиона мира на 2-х и 4-х колесах. [42]

В 2015 году ему была присвоена почетная степень доктора технических наук Оксфордского университета Брукса . [43] [44]

Джон Сёртис и его вторая жена Дженис Шира

Личная жизнь и смерть

[ редактировать ]

Сёртиз был женат трижды, сначала на Патриции Берк в 1962 году; пара развелась в 1979 году. Его второй женой была Дженис Шеара, на которой он женился в 1979 году, и они развелись в 1982 году. Джейн Воробей была его третьей женой, на которой он женился в 1987 году и от которой у него было трое детей, включая Генри . [45]

Сёртиз умер от дыхательной недостаточности 10 марта 2017 года в больнице Святого Георгия в Лондоне в возрасте 83 лет. [30] [39] Он был похоронен рядом со своим сыном Генри в церкви Святых Петра и Павла в Лингфилде, графство Суррей .

Дань уважения Сертису была проведена на собрании членов Гудвуда 19 марта 2017 года. [46]

Гоночный рекорд

[ редактировать ]

Результаты Гран-при мотоциклов

[ редактировать ]
Позиция 1 2 3 4 5 6
Очки 8 6 4 3 2 1

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Сорт Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Очки Классифицировать Победы
1952 500cc Нортон СУИ НЕМНОГО ВНИЗ БЕЛ ДАВАТЬ УЛС
6
НАТ ESP 1 18-е 0
1953 125 куб.см ЭМС НЕМНОГО
DNS
ВНИЗ ДАВАТЬ УЛС НАТ ESP 0 0
350cc Нортон НЕМНОГО
DNS
ВНИЗ БЕЛ ДАВАТЬ ОТ УЛС СУИ НАТ 0 0
500cc Нортон НЕМНОГО
DNS
ВНИЗ БЕЛ ДАВАТЬ ОТ УЛС СУИ НАТ ESP 0 0
1954 350cc Нортон ОТ НЕМНОГО
11
УЛС
Верно
БЕЛ ВНИЗ ДАВАТЬ СУИ НАТ ESP 0 0
500cc Нортон ОТ НЕМНОГО
15
УЛС
5 †
БЕЛ ВНИЗ ДАВАТЬ СУИ НАТ ESP 0 0
1955 250 куб.см НГУ ОТ НЕМНОГО ДАВАТЬ
Верно
ВНИЗ УЛС
1
НАТ 8 7-е место 1
350cc Нортон НЕМНОГО
4
ДАВАТЬ
3
БЕЛ ВНИЗ УЛС
3
НАТ 11 6-е место 0
500cc Нортон ESP ОТ НЕМНОГО
29
БЕЛ ВНИЗ УЛС НАТ 0 0
BMW ДАВАТЬ
Верно
1956 350cc МВ Агуста НЕМНОГО
ДСК
ВНИЗ
2
БЕЛ
1
ДАВАТЬ
Верно
УЛС НАТ 14 4-й 1
500cc МВ Агуста НЕМНОГО
1
ВНИЗ
1
БЕЛ
1
ДАВАТЬ УЛС НАТ 24 1-й 3
1957 350cc МВ Агуста ДАВАТЬ
Верно
НЕМНОГО
4
ВНИЗ
Верно
БЕЛ
Верно
УЛС
Верно
НАТ
Верно
3 10-е место 0
500cc МВ Агуста ДАВАТЬ
Верно
НЕМНОГО
2
ВНИЗ
1
БЕЛ
Верно
УЛС
Верно
НАТ
4
17 3-й 1
1958 350cc МВ Агуста НЕМНОГО
1
ВНИЗ
1
БЕЛ
1
ДАВАТЬ
1
Швеция УЛС
1
НАТ
1
48 1-й 6
500cc МВ Агуста НЕМНОГО
1
ВНИЗ
1
БЕЛ
1
ДАВАТЬ
1
Швеция УЛС
1
НАТ
1
48 1-й 6
1959 350cc МВ Агуста ОТ
1
НЕМНОГО
1
ДАВАТЬ
1
Швеция
1
УЛС
1
НАТ
1
48 1-й 6
500cc МВ Агуста ОТ
1
НЕМНОГО
1
ДАВАТЬ
1
ВНИЗ
1
БЕЛ
1
УЛС
1
НАТ
1
56 1-й 7
1960 350cc МВ Агуста ОТ
3
НЕМНОГО
2
ВНИЗ
1
УЛС
1
НАТ
Верно
26 1-й 2
500cc МВ Агуста ОТ
1
НЕМНОГО
1
ВНИЗ
Верно
БЕЛ
1
ДАВАТЬ
1
УЛС
2
НАТ
1
46 1-й 5
Источник: [6] [9]

† Гонка класса 500 куб.см была остановлена ​​из-за плохой погоды, и FIM исключила гонку из чемпионата мира.

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 МЦД оч
1960 Команда Лотос Лотос 18 Климакс ФПФ 2,5 L4 АРГ МОЙ
Верно
500 ВНИЗ БЕЛ ОТ Великобритания
2
К
Верно
ОНА олень
Верно
14-е 6
1961 Команда Йомен Кредит Рэйсинг Купер Т53 Климакс ФПФ 2,5 L4 МОЙ
11
ВНИЗ
7
БЕЛ
5
ОТ
Верно
Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
5
ОНА
Верно
олень
Верно
12-е 4
1962 Гоночная команда Боумейкер-Йомен Лола Мк4 Кульминация FWMV 1.5 V8 ВНИЗ
Верно
МОЙ
4
БЕЛ
5
ОТ
5
Великобритания
2
ДАВАТЬ
2
олень
Верно
ЮАР
Верно
4-й 19
Лола Мк4А ОНА
Верно
1963 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 156 Феррари 178 1,5 V6 МОЙ
4
БЕЛ
Верно
ВНИЗ
3
ОТ
Верно
Великобритания
2
ДАВАТЬ
1
ОНА
Верно
олень
Верно
МЕКСИКА
ДСК
ЮАР
Верно
4-й 22
1964 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 158 Феррари 205B 1,5 V8 МОЙ
Верно
ВНИЗ
2
БЕЛ
Верно
ОТ
Верно
Великобритания
3
ДАВАТЬ
1
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
1
1-й 40
Североамериканская гоночная команда олень
2
МЕКСИКА
2
1965 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 158 Феррари 205B 1,5 V8 ЮАР
2
МОЙ
4
БЕЛ
Верно
ОТ
3
5-е место 17
Феррари 1512 Феррари 207 1.5 F12 Великобритания
3
ВНИЗ
7
ДАВАТЬ
Верно
ОНА
Верно
олень МЕКСИКА
1966 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312/66 Феррари 218 3.0 V12 МОЙ
Верно
БЕЛ
1
2-й 28
Купер Автомобильная Компания Купер Т81 Мазерати 9/F1 3.0 V12 ОТ
Верно
Великобритания
Верно
ВНИЗ
Верно
ДАВАТЬ
2
ОНА
Верно
олень
3
МЕКСИКА
1
1967 Хонда Гонки Хонда РА273 Хонда RA273E 3.0 V12 ЮАР
3
МОЙ
Верно
ВНИЗ
Верно
БЕЛ
Верно
ОТ Великобритания
6
ДАВАТЬ
4
МОЖЕТ 4-й 20
Хонда РА300 ОНА
1
олень
Верно
МЕКСИКА
4
1968 Хонда Гонки Хонда РА300 Хонда RA273E 3.0 V12 ЮАР
8
7-е место 12
Хонда РА301 Хонда РА301Е 3.0 V12 ESP
Верно
МОЙ
Верно
БЕЛ
Верно
ВНИЗ
Верно
ОТ
2
Великобритания
5
ДАВАТЬ
Верно
ОНА
Верно
МОЖЕТ
Верно
олень
3
МЕКСИКА
Верно
1969 Оуэн Рэйсинг Организация БРМ П138 БРМ П101 3,0 В12 ЮАР
Верно
11-е место 6
БРМ П142 3,0 В12 ESP
5
МОЙ
Верно
ВНИЗ
9
ОТ
БРМ П139 Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
DNS
ОНА
Северная Каролина
МОЖЕТ
Верно
олень
3
МЕКСИКА
Верно
1970 Команда Сёртиз Макларен М7С Форд Косворт DFV 3.0 V8 ЮАР
Верно
ESP
Верно
МОЙ
Верно
БЕЛ ВНИЗ
6
ОТ 18-е 3
Сёртиз TS7 Великобритания
Верно
ДАВАТЬ
9
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
Верно
МОЖЕТ
5
олень
Верно
МЕКСИКА
8
1971 Брук Бонд Oxo Team Surtees Сёртиз TS9 Форд Косворт DFV 3.0 V8 ЮАР
Верно
ESP
11
МОЙ
7
ВНИЗ
5
ОТ
8
Великобритания
6
ДАВАТЬ
7
АВТОМОБИЛЬ
Верно
ОНА
Верно
МОЖЕТ
11
олень
17
19-е 3
1972 Команда Сёртиз Сёртиз TS14 Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ ЮАР ESP МОЙ БЕЛ ОТ Великобритания ДАВАТЬ АВТОМОБИЛЬ ОНА
Верно
МОЖЕТ олень
DNS
Северная Каролина 0
Источник: [12] [47]

Результаты Формулы-1 вне чемпионата

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1960 Команда Лотос Лотос 18 Климакс ФПФ 2,5 L4 ГЛВ ИНТ.
Верно
SIL
6
ЛОМ
Верно
ОЛЛ
Верно
1961 Команда Йомен Кредит Рэйсинг Купер Т53 Климакс ФПФ 2,5 L4 ЛОМ
3
ГЛВ
1
БОЛЬШЕ НИКОГДА БРХ
Верно
ЖИЗНЬ АЙН
4
СЭР
Верно
НПД ЛОН SIL
Верно
СОЛНЦЕ МОЖЕТ
3
И
Верно
ПРОТИВ
Верно
Купер Т56 ФЛГ
Верно
ОЛЛ
Верно
Лью ВАЛ РАН НАТ ЮАР
1962 Гоночная команда Боумейкер-Йомен Лола Мк4 Климакс ФПФ 2,5 L4 КАП БРХ
Верно
ЛОМ
Верно
НИЗКИЙ
Верно
Кульминация FWMV 1.5 V8 ГЛВ
Верно
БОЛЬШЕ НИКОГДА АЙН
Верно
ИНТ.
3
НПД ТОЛЬКО
1
CLP среднеквадратичное значение
Верно
СОЛНЦЕ ОЛЛ
Верно
РАН
3
НАТ
Лола Мк4А МОЖЕТ
Верно
С И
Верно
Лотос 24 МЕКСИКА
Верно
1963 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 156 Феррари 178 1,5 V6 ЛОМ ГЛВ БОЛЬШЕ НИКОГДА ИМО
ВД
СЭР
ВД
АЙН ИНТ.
Верно
ПЗУ СОЛНЦЕ МОЖЕТ С
1
АВТОМОБИЛЬ ОЛЛ РАН
1
1964 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 158 Феррари 205B 1,5 V8 ДМТ СЗТ СЭР
1
АЙН СОЛНЦЕ
2
С РАН
Феррари 178 1,5 V6 ИНТ.
Верно
1965 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 158 Феррари 205B 1,5 V8 РПЦ
Верно
СЭР
2
СМТ ИНТ.
2
С РАН
1966 Scuderia Ferrari SpA SEFAC Феррари 312/66 Феррари 218 3.0 V12 ЮАР СЭР
1
ИНТ.
2
ОЛЛ
1967 Хонда Гонки Хонда РА273 Хонда RA273E 3.0 V12 РПЦ
Верно
НПЦ
3
ИНТ. СЭР ОЛЛ ESP
1968 Лола Расинг Лола Т100 БМВ М12 2.0 Л4 РПЦ
DNS
ИНТ. ОЛЛ
1969 Оуэн Рэйсинг Организация БРМ П138 БРМ П101 3,0 В12 РПЦ
DNS
ИНТ. БЕЗУМНЫЙ ОЛЛ
1970 Команда Сёртиз Макларен М7С Форд Косворт DFV 3.0 V8 РПЦ
Верно
ИНТ.
Сёртиз TS7 ОЛЛ
1
1971 Брук Бонд Oxo Team Surtees Сёртиз TS9 Форд Косворт DFV 3.0 V8 АРГ РПЦ
3
ЧТО СПР
Верно
ИНТ.
11
СЛИШКОМ
3
ОЛЛ
1
ВИК
6
1972 Команда Сёртиз Сёртиз TS9 Форд Косворт DFV 3.0 V8 РПЦ ХОРОШИЙ ИНТ.
3
ОЛЛ РЕП ВИК
Источник: [47]

Полные результаты чемпионата Британских седанов

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)

Год Команда Машина Сорт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Поз. оч Сорт
1961 Питер Берри Рейсинг Лтд. Ягуар МК II 3.8 Д SNE
2
ИДТИ АЙН SIL ПЛАКАТЬ SIL БРХ ОЛЛ SNE 27-е 6 9-е
Источник: [48]

Полные результаты «24 часов Ле-Мана»

[ редактировать ]
Год Команда штурманы Машина Сорт Круги Поз. Сорт
Поз.
1963 Италия Автомобили Феррари SEFAC Бельгия Вилли Мэресс Феррари 250П П 3.0 252 ДНФ ДНФ
1964 Италия СпА Феррари СЕФАК Италия Лоренцо Бандини Феррари 330П П 5.0 337 3-й 3-й
1965 Италия СпА Феррари СЕФАК Италия Людовико Скарфиотти Феррари 330 П2 П 5.0 225 ДНФ ДНФ
1967 Великобритания Лола Тачки Великобритания Дэвид Хоббс Лола Т70 - Астон Мартин П +5,0 3 ДНФ ДНФ
Источник: [49]

Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Поз. оч
1967 Лола Расинг Лола Т100 Форд SNE
Верно
SIL
3
БРХ
DNQ
ВАЛ Северная Каролина 0
BMW СВЕТ
2
ХОК ДЛИНА БАНКА Я буду ПЕР
1972 Команда Сёртиз Сёртиз TS10 Форд ТОЛЬКО ТРР
Верно
ХОК БОЛЬШЕ НИКОГДА PAL
DNQ
ХОК РУ
DNQ
ВОСТОК ИМО
1
МУЖЧИНА ПЕР ДОЛЖЕН БЕЛЫЙ ХОК Северная Каролина 0
Источник: [47]

Пилоты с квалификацией, не имеющие права на получение очков чемпионата Европы Формулы-2

Полные результаты канадско-американского Кубка вызова

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Команда Машина Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Поз. оч
1966 Команда Сёртиз Лола Т70 Мк.2 Шевроле ССО
1
ОПОП
Верно
нет
Верно
ЛАГ
12
РИВ
1
НВГ
1
1-й 27
1967 Команда Сёртиз Лола Т70 Мк.3 Шевроле ДЛИННЫЙ
3
ОПОП
4
нет
Верно
ЛАГ
Верно
РИВ
Верно
НВГ
1
3-й 16
1969 Чапаррал Карс Инк. Макларен М12 Шевроле нет
3
ССО
Верно
ВГЛ
12
9-е 30
Чапараль 2H электроэрозионная обработка
4
МДО
5
ДЛИННЫЙ
Верно
ОПОП
Верно
МЧ ЛАГ
DNS
РИВ
Верно
СПЦ
Источник: [50]
  1. ^ «Мемориал автоспорта — Джон Сёртис» . Мемориал автоспорта . Проверено 22 марта 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN  1-874557-83-7
  3. ^ «История | Лидден Хилл» . lyddenhill.co.uk . Проверено 24 января 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж «Зал славы Формулы-1» . Formula1.com . Проверено 7 октября 2011 г.
  5. ^ Jump up to: а б Смит, Роберт (январь – февраль 2013 г.). «Последний представитель породы: MV Agusta 850SS» . Мотоциклетная классика . 8 (3) . Проверено 31 января 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д «Статистика карьеры Джона Сёртиса на MotoGP.com» . motogp.com. Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 7 октября 2011 г.
  7. ^ «Джефф Дьюк должен завершить шестимесячное отстранение» . Бюллетень . 18 августа 1956 г. с. 8 . Проверено 7 октября 2011 г.
  8. ^ Алан Кэткарт (июль – август 2007 г.). «MV Agusta 500 Quattro 1957 года» . Мотоциклетная классика . Проверено 12 августа 2009 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Результаты John Surtees Isle of Man TT на iomtt.com» . iomtt.com . Проверено 7 октября 2011 г.
  10. Адам Купер, Некролог: Джон Сёртиз, 1934–2017, www.motorsport.com, дата обращения 12 марта 2017 г.
  11. ^ XII BRDC Daily Express International Trophy 1960, www.formula2.net Проверено 12 марта 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б с «Статистика Джона Сёртиза в Формуле-1» . 4mula1.ro . Проверено 7 октября 2011 г.
  13. ^ Байме, AJ (2011). Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане . Случайный дом. п. 262. ИСБН  9781446497463 .
  14. ^ Бакленд, Дэмиен (2015). Коллекционные издания: Ferrari в Формуле-1 . Лулу Пресс, Инк. с. 143. ИСБН  9781326174880 .
  15. ^ Масин, Михаил. «Его собственной постройки – Repco Brabham BT19 1966 года» . www.drivetribe.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  16. ^ Кодлинг, Стюарт (2011). Настоящие гонщики . Издательская компания МБИ. п. 137. ИСБН  9781610597395 .
  17. ^ Jump up to: а б с д Бенсон, Эндрю (10 марта 2017 г.). «Джон Сёртиз: Бывший чемпион мира Формулы-1 был «выдающейся фигурой» » . Би-би-си . Проверено 11 марта 2017 г.
  18. ^ Jump up to: а б Тейлор, Саймон (октябрь 2015 г.). «Обед с… Джоном Сёртисом» . Мотоспорт . Том. 91, нет. 10. С. 68–76 . Проверено 18 июня 2017 г.
  19. ^ Иди как ад: Форд, Феррари и их битва за скорость и славу в Ле-Мане . Автор: Эй Джей Бэйм Хоутон Миффлин Харкорт, 2009 г. ISBN   978-0-618-82219-5
  20. ^ Полная энциклопедия Формулы-1: представление пилотов, автомобилей, трасс и всего остального . Издательство Parragon, Индия. п. 35. ISBN  9781445405353 .
  21. ^ Доуси, Дэвид (2010). Aston Martin: Сила, красота и душа (иллюстрированное издание). Издание изображений. п. 21. ISBN  9781864704242 .
  22. ^ Дэйви, Кейт (1969). Энциклопедия автоспорта . Д. Маккей Ко. с. 182. ИСБН  9780709107934 .
  23. ^ Орр, Фрэнк (1970). Джордж Итон: Пять минут до зеленого: анатомия первого сезона молодого канадского автогонщика в качестве профессионального водителя на конкурентоспособных автомобилях . Лонгман Канада. п. 21.
  24. ^ Старки, Джон (2002). Лола T70: История гонок и индивидуальный рекорд шасси (иллюстрированное издание). ООО «Велосе Паблишинг» с. 46. ​​ИСБН  9781903706138 .
  25. ^ «Сёртиз останавливается на Хонде». Автоновости (31). Питерборо: Motor Cycle News Ltd., 1 декабря 1966 г.
  26. ^ Авто водитель . Том. 67. Контрапункт. 1967. с. 123.
  27. ^ «Результаты Формулы-2 1972 года» . формула2.нет. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 7 октября 2011 г.
  28. ^ «Джон Сёртиз мертв: в возрасте 83 лет умер бывший чемпион мира по Формуле-1 и мотоциклу» . Независимый . 10 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  29. Умер легенда гонок Суррея Джон Сёртиз, выигравший чемпионаты Формулы-1 и мира по мотоциклам (Архивировано из оригинала) Surrey Mirror , 10 марта 2017 г. Проверено 2 декабря 2017 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Джон Сёртиз: бывший чемпион мира Формулы-1 умер в возрасте 83 лет» . Би-би-си. 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
  31. ^ «Как стать чемпионом Формулы-1» . Сара Холт . Би-би-си. 22 августа 2007 года . Проверено 22 августа 2007 г.
  32. ^ «Сын Джона Сёртиса Генри погиб в аварии Формулы-2» . Телеграф . 19 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 7 октября 2011 г.
  33. ^ «ФОНД ГЕНРИ СЕРТИСА – Обзор (бесплатная информация о компании от Регистрационной палаты)» . beta.companieshouse.gov.uk . Проверено 28 августа 2018 г.
  34. ^ «Некролог: Джон Сёртис» . «Санди Таймс вождение» . 20 марта 2017 года . Проверено 28 августа 2018 г.
  35. ^ «Фонд Генри Сёртиса» . henrysurteesfoundation.com . Проверено 28 августа 2018 г.
  36. ^ «Джон Сёртиз в Международном зале славы автоспорта» . Motorsportshalloffame.com. Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 7 октября 2011 г.
  37. ^ «Легенды MotoGP» . motogp.com. Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 7 октября 2011 г.
  38. ^ «№58729» . Лондонская газета (Приложение). 14 июня 2008 г. с. 13.
  39. ^ Jump up to: а б «Джон Сёртиз, бывший чемпион Формулы-1 и чемпион мира по мотоциклам, умирает в возрасте 83 лет» . Хранитель . 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
  40. ^ «№61450» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 2015 г. с. №10.
  41. ^ «Новогодние поздравления 2016» (PDF) . GOV.UK. ​Канцелярия Ее Величества. 30 декабря 2015 года . Проверено 30 декабря 2015 г.
  42. ^ «Трофей Сегрейва вручен Джону Сёртису, ОБЕ» . Журнал INCheshire . 8 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  43. ^ «Джон Сёртиз получает почетную степень Оксфордского университета Брукса» . johnsurtees.com . 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 10 марта 2017 г.
  44. ^ «Почетные выпускники» . Оксфордский университет Брукса . Архивировано из оригинала 16 марта 2017 года.
  45. ^ «Некролог Джона Сёртиса» . Хранитель . 10 марта 2017 г. Проверено 10 марта 2017 г.
  46. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Goodwood Road & Racing (18 марта 2017 г.). «Собрание членов Гудвуда № 75MM, 18-19 марта 2017 г.» . Проверено 20 марта 2017 г. - через YouTube.
  47. ^ Jump up to: а б с «Профиль автогонщика Джона Сёртиса» . Motorsportmagazine.com . Проверено 31 января 2018 г.
  48. ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Великобритании по седанам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 7 сентября 2022 г.
  49. ^ «Все результаты Джона Сёртиса» . Racingsportscars.com . Проверено 31 января 2018 г.
  50. ^ «Can-Am – итоговые позиции и таблицы» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. . Проверено 20 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Спортивные позиции
Предшественник Чемпион мира по мотоциклам объемом 500 куб.см.
1956
Преемник
Предшественник Чемпион мира по мотоциклам объемом 500 куб.см.
1958 - 1960
Преемник
Предшественник Чемпион мира по мотоциклам 350 куб.см.
1958 - 1960
Преемник
Предшественник Чемпион мира Формулы-1.
1964
Преемник
Предшественник
Инаугурационный
Кан-Ам
Чемпион

1966
Преемник
Награды и достижения
Предшественник Спортивная личность года по версии BBC
1959
Преемник
Предшественник Мемориальный трофей Боярышника
1964
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 444cbe0062a907787fa94dd6dc8158ec__1717097940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/ec/444cbe0062a907787fa94dd6dc8158ec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John Surtees - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)