Jump to content

Ярно Сааринен

Ярно Сааринен
Национальность финский
Рожденный ( 1945-12-11 ) 11 декабря 1945 г.
Турку , Финляндия
Умер 20 мая 1973 г. (20 мая 1973 г.) (27 лет)
Национальный автодром Монцы , Италия
Статистика карьеры мотогонщиков
Гран-при по мотогонкам
Активные годы 1968 , 1970 1973
Первая гонка 1968 125сс. Гран-при Финляндии,
Последняя гонка 1973 250cc Гран-при Наций
Первая победа 1971, 350cc , Гран-при Чехословакии
Последняя победа 1973 250сс. Гран-при Западной Германии,
Команда(ы) Ямаха
Чемпионаты 250сс – 1972 г.
Начинается Победы Подиумы поляки Ф. кругов Очки
46 15 32 Н/Д 15

Ярно Карл Кеймо Сааринен (11 декабря 1945 — 20 мая 1973) — финский профессиональный мотогонщик . [ 1 ] Он участвовал в FIM чемпионатах мира по мотогонкам Гран-при с 1968 по 1971 год в качестве Yamaha капера , прежде чем получил полную поддержку завода Yamaha в 1972 и 1973 годах. [ 1 ] В начале 1970-х годов его считали одним из самых многообещающих и талантливых мотогонщиков своего времени, пока он не был убит во время Гран-при Наций 1973 года в Италии. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Смерть Сааринена привела к усилению требований по улучшению условий безопасности для мотогонщиков, участвующих в чемпионатах мира. [ 2 ] Он остается единственным финном, выигравшим чемпионат мира по шоссейным гонкам на мотоциклах в одиночку . Сааринен был введен в FIM Зал славы MotoGP в 2009 году. [ 5 ]

Карьера мотогонщика

[ редактировать ]

Ярно Сааринен родился и вырос в Турку , на юго-западе Финляндии. [ 6 ] В 15 лет он работал учеником и гонщиком-испытателем на мотоциклетном заводе Tunturi - Puch в Турку, где мопеды и мотоциклы собирались по лицензии австрийского производителя Puch. [ 6 ] Сааринен дебютировал в гонках на льду в Илоне в 1961 году, заняв второе место. [ 6 ] Он и его близкий друг Теуво Лянсивуори участвовали в гонках на льду и траве, а также в шоссейных гонках. [ 6 ]

Сааринен во время соревнований по ледовым гонкам в 1963 году.

В 1965 году Сааринен выиграл национальный чемпионат Финляндии по гонкам на льду в классе 250сс , опередив Лянсивуори, Мартти Песонена и будущего по мотокроссу чемпиона мира в классе 500сс Хейкки Миккола . [ 6 ] [ 7 ] Сааринен также был опытным мотогонщиком . [ 2 ] 4 августа 1968 года он дебютировал на Гран-при в Иматре , заняв 125-е место на Puch с двигателем объемом 125 куб.см и заняв 11-е место на Гран-при Финляндии , где его трижды обогнали чемпионы мира Фил Рид и Билл Айви . [ 4 ] [ 8 ] В 1969 году он выиграл национальный чемпионат Финляндии по шоссейным гонкам на мотоциклах с двигателями класса 125 и 250 куб.см, работая собственным механиком . [ 2 ]

Сааринен был известен своим характерным стилем езды, при котором он держал грудь чуть выше топливного бака мотоцикла, а также тем, как он преодолевал повороты, перемещая свое тело внутрь поворота, одновременно вытягивая колено. [ 8 ] Его стиль езды и то, как он скользил задним колесом в поворотах, повлияли на будущего чемпиона мира Кенни Робертса , когда он стал свидетелем Сааринена во время гонки на автодроме Онтарио в 1972 году. [ 9 ] Сааринен участвовал в гонках Ontario Champion Sparkplugs Classic в 1972 году на борту частного автомобиля Al Godin Yamaha 350cc, бывшего завода. [ 10 ] [ 11 ] Сааринен также был известен своим своеобразным расположением руля почти вертикально. [ 8 ]

Ярно Сааринен на своем мотоцикле, 1970 год.

Сааринен участвовал в своем первом полном году в чемпионате 1970 года в классе 250сс, продолжая при этом выступать в качестве собственного механика. [ 1 ] [ 8 ] Он убедил трех банковских менеджеров профинансировать его гоночную карьеру, ошибочно полагая, что они финансируют его образование. [ 12 ] Он закончил сезон на четвертом месте, несмотря на то, что пропустил последние три этапа чемпионата, чтобы завершить свое образование, окончив Технический институт Турку по специальности инженер . [ 6 ]

В 1971 году Джакомо Агостини был действующим трехкратным чемпионом мира в классе 350сс за рулем MV Agusta , однако Сааринен получил уведомление, выиграв свою первую гонку Гран-при в классе 350сс в Чехословакии после того, как на мотоцикле Агостини произошла механическая поломка. [ 1 ] [ 6 ] Затем он финишировал вторым после Агостини на Гран-при Финляндии, а затем выиграл Гран-при Наций в Италии. В 1971 году Сааринен выступал как в классе 250сс, так и в классе 350сс, заняв третье место на чемпионате мира в классе 250сс и второе после Агостини в классе 350сс. [ 1 ]

Ярно Сааринен (48) на Гран-при Наций 1971 года.

Титульный бой на чемпионате мира 1971 года в классе 50сс между заводами Дерби и Крейдлера был настолько жарким, что команда Крейдлера наняла Сааринена и Барри Шина в поддержку своего гонщика Яна де Фриза , а команда Дерби наняла Жилберто Парлотти для поддержки Анхеля Ньето . [ 12 ] На завершающем сезоне Гран-при Испании Сааринен занял второе место после де Фриза, помогая команде Крейдлера обеспечить де Фрису титул чемпиона мира в классе 50сс. [ 13 ]

Успех Сааринена не остался незамеченным, поскольку завод Yamaha заключил с ним контракт на участие в гонках на заводских мотоциклах YZ634 с двигателем объемом 350 куб.см в сезоне 1972 года . Сааринен также ездил на серийном гоночном автомобиле Yamaha TD3 объемом 250 куб.см, поставленном финским импортером Yamaha, Arwidson Oy. Чемпионат мира 1972 года в классе 250сс начался с четырех разных победителей гонок ( Хидео Канайя , Фил Рид , Бёрье Янссон и Ренцо Пазолини ), однако Сааринен возглавил Пазолини в гонке по очкам чемпионата благодаря своим стабильным результатам. [ 1 ] Его тщательная подготовка мотоцикла позволила ему набирать очки в каждой гонке, включая три подиума, в то время как его соперникам не удалось извлечь из этого выгоду. [ 1 ] Завод Yamaha отозвал Канайю обратно в Японию для проведения испытаний после второго Гран-при во Франции, в то время как Рид и Янссон не смогли набрать очки. [ 8 ]

После Гран-при Югославии 18 июня завод Yamaha передал Сааринену заводской 250-кубовый Yamaha YZ635, который был передан Барри Шину после того, как британский гонщик был отстранен от игры из-за сломанной ключицы во время тренировки к Гран-при Наций и пожаловался на характеристики мотоцикла. [ 14 ] [ 15 ] Сааринен вознаградил веру Yamaha в него, выиграв четыре из шести последних гонок Гран-при и завоевав титул чемпиона мира в классе 250сс после продолжавшейся в течение сезона битвы с Ренцо Пазолини и Родом Гулдом . [ 1 ] [ 12 ]

Он финишировал вторым на чемпионате мира 1972 года в классе 350сс, бросив действующему чемпиону Джакомо Агостини серьезный вызов, выиграв три гонки, включая победу на Гран-при Германии, проходившем на сложной гоночной трассе Нюрбургринг , где Сааринен нанес Агостини свое первое поражение головой. Гонка вперед после Гран-при Канады 1967 года . [ 1 ] [ 8 ] Он также одержал двойную победу на Гран-при Чехословакии, одержав победы как в классах 250сс, так и в классах 350сс. [ 1 ] Угроза со стороны выступления Сааринена была настолько велика, что ранее доминирующий завод MV Agusta был вынужден изготовить новый 350-кубовый мотоцикл для Агостини и нанять Фила Рида в качестве своего товарища по команде на оставшуюся часть сезона. [ 12 ] После окончания сезона чемпионата мира Сааринен отправился в Великобританию, где одержал удивительные девять побед в таком же количестве гонок, включая гонку года, приглашенную проходившую в Мэллори-парке . [ 16 ]

В конце сезона с Саариненом связались на заводе Benelli по поводу возможности участвовать в чемпионате мира 1973 года на моделях Benellis с двигателями 350 и 500 куб.см. [ 6 ] После секретной тестовой поездки в Модене он на Бенеллисе одержал победу над Агостини в гонках класса 350cc и 500cc на уличной трассе Пезаро . [ 8 ] [ 16 ] Однако в феврале 1973 года завод Yamaha объявил, что в 1973 году они войдут в заводскую команду в классах 250cc и 500cc, где Сааринен станет их лучшим гонщиком вместе с Хидео Канайей , чтобы соревноваться на недавно разработанных YZR250 и YZR500 . [ 2 ] [ 8 ] Заводская команда также означала, что ему предоставили механику для его мотоциклов, что позволило ему сосредоточиться на гонках. [ 8 ] Подписав контракт с Саариненом и получив новый 4-цилиндровый 2-тактный YZR500 0W20, Yamaha наконец-то была готова бросить вызов шестнадцатилетнему правлению MV Agusta в классе 500 куб.см с конкурентоспособной комплектацией.

Сааринен начал сезон 1973 года, участвуя в открывающей сезон гонке Daytona 200 , управляя серийным гоночным автомобилем Yamaha TZ 350 против гораздо более крупных мотоциклов с двигателем объемом 750 куб.см от заводских гоночных команд Kawasaki и Suzuki . [ 17 ] Команда Kawasaki выставила в общей сложности шесть заводских гонщиков на своем мощном 750-кубовом Kawasaki H2R , в том числе бывшего победителя Daytona Гэри Никсона и Ивона Дюамеля , в то время как команда Suzuki имела четырех гонщиков, включая чемпиона Новой Зеландии Джеффа Перри и Дона Эмде в качестве лучших гонщиков на борту. Сузуки ТР750 . [ 17 ] Когда гонка началась, команды Kawasakis и Suzuki вышли вперед, но конкуренты Сааринена один за другим начали сходить с дистанции то ли из-за аварий, то ли из-за механических неисправностей. [ 17 ] Сааринен терпеливо ждал, пока не стал лидером гонки на 32-м круге, и удержался, чтобы одержать победу, опередив товарища по команде Yamaha Кела Каррутерса . [ 17 ] Сааринен стал первым европейским гонщиком, выигравшим Daytona 200, которая в то время считалась одной из самых престижных мотогонок в мире. [ 18 ]

Сааринен вернулся в Европу, где, несмотря на впечатляющее число конкурентов, он одержал победу на престижном этапе Имола 200 первого чемпионата Европы Формулы 750 в 1973 году , снова победив конкурентов на более крупных мотоциклах на TZ 350. [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

Сааринен быстро вырвался вперед на чемпионате мира 1973 года , одержав двойную победу на открывающем сезон Гран-при Франции . [ 1 ] Он выиграл гонку класса 250сс, опередив своего товарища по команде Канайю более чем на 27 секунд, а затем опередил Рида на 16 секунд и выиграл гонку класса 500сс, где Агостини разбился, пытаясь следовать за финном. [ 1 ] [ 8 ] За этим он одержал еще одну двойную победу на Гран-при Австрии, проходившем на быстрой трассе Зальцбургринг , опередив Канайю на 13 секунд и 25 секунд. [ 1 ] Он продолжил свою победную серию, выиграв Гран-при Германии в классе 250сс, опередив своего товарища по команде более чем на 21 секунду, но затем не смог финишировать в гонке в классе 500сс, когда его цепь порвалась, когда он играл в кости с Ридом ради победы. [ 1 ] [ 8 ]

Сааринен прибыл на Гран-при Наций, лидируя как в чемпионатах 250cc, так и в 500cc. [ 2 ] [ 8 ] Трасса Монцы , впервые открытая в 1922 году, была быстрой и окружена стальными барьерами, которые не оставляли мотогонщикам права на ошибку. [ 8 ] Стальные ограждения, окружающие трассу, были установлены по требованию автогонщиков после аварии, произошедшей во время Гран-при Италии 1961 года , когда автогонщик Вольфганг фон Трипс и 15 зрителей погибли. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Большинство автогонщиков считали, что стальные барьеры повысят безопасность автогонщиков и зрителей, но для мотоциклистов они имели противоположный эффект. [ 2 ] Когда Сааринен прибыл в Монцу, он пожаловался на ограждения, но никаких мер предпринято не было. [ 2 ] Несмотря на установку двух новых шиканов для автомобилей во время прошлогоднего сезона Формулы-1 (расположенных перед Курва-Гранде и Виалоне), они не использовались для мотогонок в Монце. [ 24 ] [ 25 ]

На первом круге гонки 250сс произошла трагедия, когда мотоцикл Ренцо Пазолини, занявший второе место, накренился набок и врезался в ограждение, мгновенно убив его. [ 6 ] Затем мотоцикл Пазолини отскочил обратно на трассу и ударил Сааринена по голове. [ 6 ] В результате удара ему оторвало шлем, и впоследствии он был сбит другим мотоциклом, получив смертельные травмы. [ 8 ] Авария вызвала цепную реакцию, в которой приняли участие более 14 гонщиков, в том числе; Хидео Канайя , Уолтер Вилья , Виктор Паломо , Фоско Джансанти, Бёрье Янссон и Час Мортимер , некоторые из них получили серьезные травмы. [ 6 ] Гонка была остановлена, а следующая гонка класса 500сс отменена из-за аварии. [ 6 ]

На протяжении многих лет причина аварии была предметом серьезных споров. [ 26 ] Первоначальная причина аварии была связана с тонким слоем моторного масла, оставшимся на трассе во время гонки 350cc, когда Benelli Уолтера Виллы начал дымить и вытекать масло на предпоследнем круге. [ 16 ] Официальные лица гонки не смогли очистить трассу перед гонкой 250cc, а один гонщик, Джон Доддс , сообщил о своих опасениях властям, но столкнулся с угрозами изгнания с трассы полицией. [ 16 ] Однако появились некоторые статьи, показывающие фотографии мотоцикла Пазолини, свидетельствующие о заклинивании двигателя, блокировке заднего колеса и вызвавшей аварию. [ 26 ] Далее официальное расследование аварии, проведенное в сентябре 1973 года, установило, что причиной аварии стало заклинивание двигателя мотоцикла Ренцо Пазолини. [ 8 ] [ 24 ] [ 26 ]

Наследие

[ редактировать ]

Трагедия в Монце стала шоком для сообщества мотогонщиков. [ 16 ] Двое лучших гонщиков спорта погибли, и заводские гоночные команды Suzuki , MV Agusta , Harley Davidson и Yamaha объединились, чтобы потребовать более безопасных условий на гоночных трассах. Всего сорок дней спустя трое гонщиков итальянской юниорской гонки погибли на том же повороте. [ 2 ] [ 24 ] Через месяц после Гран-при Наций гоночные команды заняли позицию и бойкотировали Гран-при Югославии, проходившее на трассе Опатии на территории нынешней Хорватии, из-за опасных условий на трассе. [ 27 ] Завод Yamaha пошел еще дальше, отказавшись от участия в гонках до конца года, чтобы почтить память Сааринена. [ 2 ]

Могила Ярно Сааринена в Турку , Финляндия.

Смерть Жилберто Парлотти на гонке TT на острове Мэн в 1972 году и смерть Сааринен и Пазолини в 1973 году подчеркнули необходимость улучшения стандартов безопасности для мотогонщиков. [ 2 ] В то время многие гонки Гран-при мотоциклов все еще проводились на уличных трассах с такими опасностями, как телефонные столбы и железнодорожные переезды. [ 12 ] Выделенные гоночные трассы того времени также были опасны для мотогонщиков из-за стальных боковых барьеров Armco, которые предпочитали автогонщики. [ 2 ] Напряженность по поводу вопросов безопасности продолжала нарастать на протяжении 1970-х годов между гонщиками Гран-при, организаторами гонок и FIM, поскольку гонщики демонстрировали свое растущее недовольство стандартами безопасности и способами организации гонок, бойкотируя несколько гонок Гран-при. [ 12 ] [ 28 ]

Ситуация достигла переломного момента в 1979 году , когда действующий чемпион мира в классе 500сс Кенни Робертс и журналист Барри Коулман попытались сломить гегемонию FIM, организовав многих ведущих гонщиков, чтобы начать процесс создания конкурирующего чемпионата по мотоциклам под названием Мировая серия . [ 12 ] [ 29 ] Хотя конкурирующая серия не состоялась из-за трудностей с обеспечением достаточного количества мест, она заставила FIM серьезно отнестись к требованиям гонщиков и внести изменения, касающиеся их безопасности. [ 12 ] Во время Конгресса FIM 1979 года были приняты новые правила, существенно увеличившие призовые фонды, а в последующие годы к организаторам гонок были введены более строгие правила безопасности. [ 12 ] В последующие годы опасные гоночные трассы были исключены из расписания Гран-при. На гоночных трассах начали заменять стальные ограждения, окружающие трассы, и создавать безопасные зоны для схода . Это ознаменует начало эры повышения профессионализма и улучшения стандартов безопасности в спорте. [ 12 ] Текущие чемпионаты MotoGP и World Superbike проводятся на закрытых трассах. В Монце есть три медленных шиканы на трассе, но ее нет ни в одном календаре. Последняя уличная трасса MotoGP состоялась в 1990 году. Аварии со смертельным исходом все еще происходят в 21 веке, но в гораздо меньшей степени по сравнению с гонками TT.

Статуя Ярно Сааринена в Турку, Финляндия

В Народном парке Руиссало в Турку есть дорога, названная в честь Сааринена. Улица перед заводом итальянского производителя мотоциклов Benelli в Пезаро называется Виа Ярно Сааринен. [ 30 ] Имя Ярно стало очень популярным в Италии в 1970-х годах, одним из известных носителей был бывший гонщик Формулы-1 Ярно Трулли . [ 3 ] [ 25 ] В 2009 году FIM включила Сааринена в Зал славы MotoGP. [ 5 ]

В Италии до сих пор существует активный фан-клуб Сааринен, и 7 июня 2014 года фан-клуб способствовал открытию парка Ярно Сааринен в Петриньяно , Ассизи, Италия. [ 31 ] В августе 2016 года в парке была открыта бронзовая статуя Сааринена, а в июле 2017 года дубликат статуи был также обнаружен на пляже Аурайоки в Турку в парке Баркер. Сааринен остается единственным финном, выигравшим чемпионат мира по шоссейным гонкам на мотоциклах, выиграв 15 Гран-при за свою карьеру. Сааринен также был шестикратным чемпионом Финляндии по шоссейным гонкам. [ 16 ]

Результаты Гран-при мотоциклов

[ редактировать ]

Источник: [ 1 ]

Позиция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Очки 15 12 10 8 6 5 4 3 2 1

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Сорт Команда Машина 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Очки Классифицировать Победы
1970 250 куб.см Частный - Ямаха ТД-2 ДАВАТЬ
6
ОТ
4
РОЖДЕННЫЙ
4
НЕМНОГО
-
ВНИЗ
3
БЕЛ
4
ГДР
4
ИЮНЬ
3
КОНЕЦ
ДНФ
УЛС
-
НАТ
-
ESP
-
57 4-й 0
1971 50 куб.см Ван Вин Крейдлер АВТО
-
ДАВАТЬ
-
ВНИЗ
-
БЕЛ
-
ГДР
-
ИЮНЬ
-
Швеция
-
НАТ
6
ESP
2
17 12-е 0
250 куб.см Команда Арвидсона ТД-3 АВТО
8
ДАВАТЬ
-
НЕМНОГО
-
ВНИЗ
ДНФ
БЕЛ
-
ГДР
5
ИЮНЬ
3
Швеция
3
КОНЕЦ
6
УЛС
2
НАТ
5
ESP
1
64 3-й 1
350cc Команда Арвидсона ТР-2Б АВТО
6
ДАВАТЬ
5
НЕМНОГО
-
ВНИЗ
-
ГДР
-
ИЮНЬ
1
Швеция
3
КОНЕЦ
2
УЛС
ДНФ
НАТ
1
ESP
-
63 2-й 2
1972 250 куб.см Команда Арвидсона ТД-3/YZ635 ДАВАТЬ
3
ОТ
4
АВТО
2
НАТ
3
НЕМНОГО
-
РОЖДЕННЫЙ
ДНФ
ВНИЗ
3
БЕЛ
1
ГДР
1
ИЮНЬ
1
Швеция
2
КОНЕЦ
1
ESP
-
94 1-й 4
350cc Команда Арвидсона YZ634 ДАВАТЬ
1
ОТ
1
АВТО
4
НАТ
3
НЕМНОГО
-
РОЖДЕННЫЙ
ДНФ
ВНИЗ
2
ГДР
ДНФ
ИЮНЬ
1
Швеция
3
КОНЕЦ
2
ESP
-
89 2-й 3
1973 250 куб.см Yamaha-Япония YZR250 0W17 ОТ
1
АВТО
1
ДАВАТЬ
1
НАТ
ДНФ
НЕМНОГО
-
- - - - - - - - 45 4-й 3
500cc Yamaha-Япония YZR500 0W20 ОТ
1
АВТО
1
ДАВАТЬ
ДНФ
НАТ
-
НЕМНОГО
-
- - - - - - - - 30 7-е место 2
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Статистика гонщиков — Ярно Сааринен» . MotoGP.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Самый темный день» . Motorsportmagazine.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Ярно Сааринен 1945 – 1973» . mylifespeed.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б Уокер, Мик (2000), Европейские гоночные мотоциклы Мика Уокера , Redline Books, стр. 78, ISBN  9780953131136 , получено 1 мая 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Легенды MotoGP» . motogp.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Ярно Сааринен на Мемориале автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 26 апреля 2017 г.
  7. ^ «Интервью Хейкки Микколы, 1974 год» . jwvanessen.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Винк, Фрэнк; Бургерс, январь (2013), Континентальный цирк: расы и места, люди и лица: фотографии и истории начала семидесятых , Mastix Press, ISBN  978-90-818639-5-7
  9. ^ Каррутерс, Пол (2000), «Всадник века - Кенни Робертс», Cycle News , Cycle News, Inc.
  10. ^ «Онтарио: гонка прошлого года снова приближается» , Cycle News , 1972 г.
  11. ^ «Онтарио: Чемпион, который не участвовал в гонках» , Cycle World , январь 1973 г., заархивировано из оригинала 12 июня 2018 г. , получено 30 мая 2018 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN  1-874557-83-7
  13. ^ «Классификация Гран-при Испании 1971 года, 50 куб.см» . motogp.com . Проверено 5 января 2024 г.
  14. ^ «Вечно молодой» Арто Теронена - ISBN   978-952-6644-00-4 , стр.145.
  15. ^ «Профиль Ярно Сааринена» . yamaha-motor.com . Проверено 28 апреля 2017 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж «Ярно Сааринен» . mcnews.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и «Архив: Ярно Сааринен» . Cyclnews.com . Проверено 27 мая 2024 г.
  18. ^ Шельциг, Эрик. «Daytona 200 празднует 75-й забег некогда престижной гонки» . Сиэтлтаймс.com . Проверено 15 октября 2019 г.
  19. ^ «Имола 200 миль» . agv.com. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
  20. ^ «Имола 200» . Cyclnews.com . Проверено 24 апреля 2017 г.
  21. ^ «Финальный турнир Формулы 750 1974 года» . Racingmemo.free.fr . Проверено 18 марта 2023 г.
  22. ^ «Альбинос Альбертини на Мемориале автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 29 апреля 2017 г.
  23. ^ «Черное воскресенье» . Facebook.com . Проверено 29 апреля 2017 г.
  24. ^ Jump up to: а б с д «История Монцы» . monzanet.it. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 г. Проверено 4 мая 2017 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Кумир гонщика Пера Ланды — Ярно Сааринен» . ccrma.stanford.edu . Проверено 3 мая 2017 г.
  26. ^ Jump up to: а б с "www.TZ350.net" . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 21 августа 2006 г.
  27. ^ «Прелук – Опатия» . Racingcircuits.info . Проверено 26 апреля 2017 г. .
  28. ^ «Робертс отстранен за бойкот» . Модесто Би . Модесто Би. 2 июля 1979 г. с. 1. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 1 мая 2017 г.
  29. ^ «Медиа-блиц в поддержку главаря повстанцев Кенни Робертса» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 15 августа 1979 г. с. 1. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 1 мая 2017 г.
  30. ^ «Виа Ярно Сааринен» . Facebook.com . Проверено 29 апреля 2017 г.
  31. ^ «Мотоклуб Ярно Сааринен» . motoclubjarnosarinen.com . Проверено 1 мая 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06b7193ba5951af0ba712d6aad12f0ac__1716835860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/ac/06b7193ba5951af0ba712d6aad12f0ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jarno Saarinen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)