Ярно Сааринен
Ярно Сааринен | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Национальность | финский | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рожденный | Турку , Финляндия | 11 декабря 1945 г. ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умер | 20 мая 1973 г. Национальный автодром Монцы , Италия | (27 лет) ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ярно Карл Кеймо Сааринен (11 декабря 1945 — 20 мая 1973) — финский профессиональный мотогонщик . [ 1 ] Он участвовал в FIM чемпионатах мира по мотогонкам Гран-при с 1968 по 1971 год в качестве Yamaha капера , прежде чем получил полную поддержку завода Yamaha в 1972 и 1973 годах. [ 1 ] В начале 1970-х годов его считали одним из самых многообещающих и талантливых мотогонщиков своего времени, пока он не был убит во время Гран-при Наций 1973 года в Италии. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Смерть Сааринена привела к усилению требований по улучшению условий безопасности для мотогонщиков, участвующих в чемпионатах мира. [ 2 ] Он остается единственным финном, выигравшим чемпионат мира по шоссейным гонкам на мотоциклах в одиночку . Сааринен был введен в FIM Зал славы MotoGP в 2009 году. [ 5 ]
Карьера мотогонщика
[ редактировать ]Ярно Сааринен родился и вырос в Турку , на юго-западе Финляндии. [ 6 ] В 15 лет он работал учеником и гонщиком-испытателем на мотоциклетном заводе Tunturi - Puch в Турку, где мопеды и мотоциклы собирались по лицензии австрийского производителя Puch. [ 6 ] Сааринен дебютировал в гонках на льду в Илоне в 1961 году, заняв второе место. [ 6 ] Он и его близкий друг Теуво Лянсивуори участвовали в гонках на льду и траве, а также в шоссейных гонках. [ 6 ]

В 1965 году Сааринен выиграл национальный чемпионат Финляндии по гонкам на льду в классе 250сс , опередив Лянсивуори, Мартти Песонена и будущего по мотокроссу чемпиона мира в классе 500сс Хейкки Миккола . [ 6 ] [ 7 ] Сааринен также был опытным мотогонщиком . [ 2 ] 4 августа 1968 года он дебютировал на Гран-при в Иматре , заняв 125-е место на Puch с двигателем объемом 125 куб.см и заняв 11-е место на Гран-при Финляндии , где его трижды обогнали чемпионы мира Фил Рид и Билл Айви . [ 4 ] [ 8 ] В 1969 году он выиграл национальный чемпионат Финляндии по шоссейным гонкам на мотоциклах с двигателями класса 125 и 250 куб.см, работая собственным механиком . [ 2 ]
Сааринен был известен своим характерным стилем езды, при котором он держал грудь чуть выше топливного бака мотоцикла, а также тем, как он преодолевал повороты, перемещая свое тело внутрь поворота, одновременно вытягивая колено. [ 8 ] Его стиль езды и то, как он скользил задним колесом в поворотах, повлияли на будущего чемпиона мира Кенни Робертса , когда он стал свидетелем Сааринена во время гонки на автодроме Онтарио в 1972 году. [ 9 ] Сааринен участвовал в гонках Ontario Champion Sparkplugs Classic в 1972 году на борту частного автомобиля Al Godin Yamaha 350cc, бывшего завода. [ 10 ] [ 11 ] Сааринен также был известен своим своеобразным расположением руля почти вертикально. [ 8 ]

Сааринен участвовал в своем первом полном году в чемпионате 1970 года в классе 250сс, продолжая при этом выступать в качестве собственного механика. [ 1 ] [ 8 ] Он убедил трех банковских менеджеров профинансировать его гоночную карьеру, ошибочно полагая, что они финансируют его образование. [ 12 ] Он закончил сезон на четвертом месте, несмотря на то, что пропустил последние три этапа чемпионата, чтобы завершить свое образование, окончив Технический институт Турку по специальности инженер . [ 6 ]
В 1971 году Джакомо Агостини был действующим трехкратным чемпионом мира в классе 350сс за рулем MV Agusta , однако Сааринен получил уведомление, выиграв свою первую гонку Гран-при в классе 350сс в Чехословакии после того, как на мотоцикле Агостини произошла механическая поломка. [ 1 ] [ 6 ] Затем он финишировал вторым после Агостини на Гран-при Финляндии, а затем выиграл Гран-при Наций в Италии. В 1971 году Сааринен выступал как в классе 250сс, так и в классе 350сс, заняв третье место на чемпионате мира в классе 250сс и второе после Агостини в классе 350сс. [ 1 ]

Титульный бой на чемпионате мира 1971 года в классе 50сс между заводами Дерби и Крейдлера был настолько жарким, что команда Крейдлера наняла Сааринена и Барри Шина в поддержку своего гонщика Яна де Фриза , а команда Дерби наняла Жилберто Парлотти для поддержки Анхеля Ньето . [ 12 ] На завершающем сезоне Гран-при Испании Сааринен занял второе место после де Фриза, помогая команде Крейдлера обеспечить де Фрису титул чемпиона мира в классе 50сс. [ 13 ]
Успех Сааринена не остался незамеченным, поскольку завод Yamaha заключил с ним контракт на участие в гонках на заводских мотоциклах YZ634 с двигателем объемом 350 куб.см в сезоне 1972 года . Сааринен также ездил на серийном гоночном автомобиле Yamaha TD3 объемом 250 куб.см, поставленном финским импортером Yamaha, Arwidson Oy. Чемпионат мира 1972 года в классе 250сс начался с четырех разных победителей гонок ( Хидео Канайя , Фил Рид , Бёрье Янссон и Ренцо Пазолини ), однако Сааринен возглавил Пазолини в гонке по очкам чемпионата благодаря своим стабильным результатам. [ 1 ] Его тщательная подготовка мотоцикла позволила ему набирать очки в каждой гонке, включая три подиума, в то время как его соперникам не удалось извлечь из этого выгоду. [ 1 ] Завод Yamaha отозвал Канайю обратно в Японию для проведения испытаний после второго Гран-при во Франции, в то время как Рид и Янссон не смогли набрать очки. [ 8 ]
После Гран-при Югославии 18 июня завод Yamaha передал Сааринену заводской 250-кубовый Yamaha YZ635, который был передан Барри Шину после того, как британский гонщик был отстранен от игры из-за сломанной ключицы во время тренировки к Гран-при Наций и пожаловался на характеристики мотоцикла. [ 14 ] [ 15 ] Сааринен вознаградил веру Yamaha в него, выиграв четыре из шести последних гонок Гран-при и завоевав титул чемпиона мира в классе 250сс после продолжавшейся в течение сезона битвы с Ренцо Пазолини и Родом Гулдом . [ 1 ] [ 12 ]
Он финишировал вторым на чемпионате мира 1972 года в классе 350сс, бросив действующему чемпиону Джакомо Агостини серьезный вызов, выиграв три гонки, включая победу на Гран-при Германии, проходившем на сложной гоночной трассе Нюрбургринг , где Сааринен нанес Агостини свое первое поражение головой. Гонка вперед после Гран-при Канады 1967 года . [ 1 ] [ 8 ] Он также одержал двойную победу на Гран-при Чехословакии, одержав победы как в классах 250сс, так и в классах 350сс. [ 1 ] Угроза со стороны выступления Сааринена была настолько велика, что ранее доминирующий завод MV Agusta был вынужден изготовить новый 350-кубовый мотоцикл для Агостини и нанять Фила Рида в качестве своего товарища по команде на оставшуюся часть сезона. [ 12 ] После окончания сезона чемпионата мира Сааринен отправился в Великобританию, где одержал удивительные девять побед в таком же количестве гонок, включая гонку года, приглашенную проходившую в Мэллори-парке . [ 16 ]
В конце сезона с Саариненом связались на заводе Benelli по поводу возможности участвовать в чемпионате мира 1973 года на моделях Benellis с двигателями 350 и 500 куб.см. [ 6 ] После секретной тестовой поездки в Модене он на Бенеллисе одержал победу над Агостини в гонках класса 350cc и 500cc на уличной трассе Пезаро . [ 8 ] [ 16 ] Однако в феврале 1973 года завод Yamaha объявил, что в 1973 году они войдут в заводскую команду в классах 250cc и 500cc, где Сааринен станет их лучшим гонщиком вместе с Хидео Канайей , чтобы соревноваться на недавно разработанных YZR250 и YZR500 . [ 2 ] [ 8 ] Заводская команда также означала, что ему предоставили механику для его мотоциклов, что позволило ему сосредоточиться на гонках. [ 8 ] Подписав контракт с Саариненом и получив новый 4-цилиндровый 2-тактный YZR500 0W20, Yamaha наконец-то была готова бросить вызов шестнадцатилетнему правлению MV Agusta в классе 500 куб.см с конкурентоспособной комплектацией.
Сааринен начал сезон 1973 года, участвуя в открывающей сезон гонке Daytona 200 , управляя серийным гоночным автомобилем Yamaha TZ 350 против гораздо более крупных мотоциклов с двигателем объемом 750 куб.см от заводских гоночных команд Kawasaki и Suzuki . [ 17 ] Команда Kawasaki выставила в общей сложности шесть заводских гонщиков на своем мощном 750-кубовом Kawasaki H2R , в том числе бывшего победителя Daytona Гэри Никсона и Ивона Дюамеля , в то время как команда Suzuki имела четырех гонщиков, включая чемпиона Новой Зеландии Джеффа Перри и Дона Эмде в качестве лучших гонщиков на борту. Сузуки ТР750 . [ 17 ] Когда гонка началась, команды Kawasakis и Suzuki вышли вперед, но конкуренты Сааринена один за другим начали сходить с дистанции то ли из-за аварий, то ли из-за механических неисправностей. [ 17 ] Сааринен терпеливо ждал, пока не стал лидером гонки на 32-м круге, и удержался, чтобы одержать победу, опередив товарища по команде Yamaha Кела Каррутерса . [ 17 ] Сааринен стал первым европейским гонщиком, выигравшим Daytona 200, которая в то время считалась одной из самых престижных мотогонок в мире. [ 18 ]
Сааринен вернулся в Европу, где, несмотря на впечатляющее число конкурентов, он одержал победу на престижном этапе Имола 200 первого чемпионата Европы Формулы 750 в 1973 году , снова победив конкурентов на более крупных мотоциклах на TZ 350. [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]
Сааринен быстро вырвался вперед на чемпионате мира 1973 года , одержав двойную победу на открывающем сезон Гран-при Франции . [ 1 ] Он выиграл гонку класса 250сс, опередив своего товарища по команде Канайю более чем на 27 секунд, а затем опередил Рида на 16 секунд и выиграл гонку класса 500сс, где Агостини разбился, пытаясь следовать за финном. [ 1 ] [ 8 ] За этим он одержал еще одну двойную победу на Гран-при Австрии, проходившем на быстрой трассе Зальцбургринг , опередив Канайю на 13 секунд и 25 секунд. [ 1 ] Он продолжил свою победную серию, выиграв Гран-при Германии в классе 250сс, опередив своего товарища по команде более чем на 21 секунду, но затем не смог финишировать в гонке в классе 500сс, когда его цепь порвалась, когда он играл в кости с Ридом ради победы. [ 1 ] [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]Сааринен прибыл на Гран-при Наций, лидируя как в чемпионатах 250cc, так и в 500cc. [ 2 ] [ 8 ] Трасса Монцы , впервые открытая в 1922 году, была быстрой и окружена стальными барьерами, которые не оставляли мотогонщикам права на ошибку. [ 8 ] Стальные ограждения, окружающие трассу, были установлены по требованию автогонщиков после аварии, произошедшей во время Гран-при Италии 1961 года , когда автогонщик Вольфганг фон Трипс и 15 зрителей погибли. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Большинство автогонщиков считали, что стальные барьеры повысят безопасность автогонщиков и зрителей, но для мотоциклистов они имели противоположный эффект. [ 2 ] Когда Сааринен прибыл в Монцу, он пожаловался на ограждения, но никаких мер предпринято не было. [ 2 ] Несмотря на установку двух новых шиканов для автомобилей во время прошлогоднего сезона Формулы-1 (расположенных перед Курва-Гранде и Виалоне), они не использовались для мотогонок в Монце. [ 24 ] [ 25 ]
На первом круге гонки 250сс произошла трагедия, когда мотоцикл Ренцо Пазолини, занявший второе место, накренился набок и врезался в ограждение, мгновенно убив его. [ 6 ] Затем мотоцикл Пазолини отскочил обратно на трассу и ударил Сааринена по голове. [ 6 ] В результате удара ему оторвало шлем, и впоследствии он был сбит другим мотоциклом, получив смертельные травмы. [ 8 ] Авария вызвала цепную реакцию, в которой приняли участие более 14 гонщиков, в том числе; Хидео Канайя , Уолтер Вилья , Виктор Паломо , Фоско Джансанти, Бёрье Янссон и Час Мортимер , некоторые из них получили серьезные травмы. [ 6 ] Гонка была остановлена, а следующая гонка класса 500сс отменена из-за аварии. [ 6 ]
На протяжении многих лет причина аварии была предметом серьезных споров. [ 26 ] Первоначальная причина аварии была связана с тонким слоем моторного масла, оставшимся на трассе во время гонки 350cc, когда Benelli Уолтера Виллы начал дымить и вытекать масло на предпоследнем круге. [ 16 ] Официальные лица гонки не смогли очистить трассу перед гонкой 250cc, а один гонщик, Джон Доддс , сообщил о своих опасениях властям, но столкнулся с угрозами изгнания с трассы полицией. [ 16 ] Однако появились некоторые статьи, показывающие фотографии мотоцикла Пазолини, свидетельствующие о заклинивании двигателя, блокировке заднего колеса и вызвавшей аварию. [ 26 ] Далее официальное расследование аварии, проведенное в сентябре 1973 года, установило, что причиной аварии стало заклинивание двигателя мотоцикла Ренцо Пазолини. [ 8 ] [ 24 ] [ 26 ]
Наследие
[ редактировать ]Трагедия в Монце стала шоком для сообщества мотогонщиков. [ 16 ] Двое лучших гонщиков спорта погибли, и заводские гоночные команды Suzuki , MV Agusta , Harley Davidson и Yamaha объединились, чтобы потребовать более безопасных условий на гоночных трассах. Всего сорок дней спустя трое гонщиков итальянской юниорской гонки погибли на том же повороте. [ 2 ] [ 24 ] Через месяц после Гран-при Наций гоночные команды заняли позицию и бойкотировали Гран-при Югославии, проходившее на трассе Опатии на территории нынешней Хорватии, из-за опасных условий на трассе. [ 27 ] Завод Yamaha пошел еще дальше, отказавшись от участия в гонках до конца года, чтобы почтить память Сааринена. [ 2 ]

Смерть Жилберто Парлотти на гонке TT на острове Мэн в 1972 году и смерть Сааринен и Пазолини в 1973 году подчеркнули необходимость улучшения стандартов безопасности для мотогонщиков. [ 2 ] В то время многие гонки Гран-при мотоциклов все еще проводились на уличных трассах с такими опасностями, как телефонные столбы и железнодорожные переезды. [ 12 ] Выделенные гоночные трассы того времени также были опасны для мотогонщиков из-за стальных боковых барьеров Armco, которые предпочитали автогонщики. [ 2 ] Напряженность по поводу вопросов безопасности продолжала нарастать на протяжении 1970-х годов между гонщиками Гран-при, организаторами гонок и FIM, поскольку гонщики демонстрировали свое растущее недовольство стандартами безопасности и способами организации гонок, бойкотируя несколько гонок Гран-при. [ 12 ] [ 28 ]
Ситуация достигла переломного момента в 1979 году , когда действующий чемпион мира в классе 500сс Кенни Робертс и журналист Барри Коулман попытались сломить гегемонию FIM, организовав многих ведущих гонщиков, чтобы начать процесс создания конкурирующего чемпионата по мотоциклам под названием Мировая серия . [ 12 ] [ 29 ] Хотя конкурирующая серия не состоялась из-за трудностей с обеспечением достаточного количества мест, она заставила FIM серьезно отнестись к требованиям гонщиков и внести изменения, касающиеся их безопасности. [ 12 ] Во время Конгресса FIM 1979 года были приняты новые правила, существенно увеличившие призовые фонды, а в последующие годы к организаторам гонок были введены более строгие правила безопасности. [ 12 ] В последующие годы опасные гоночные трассы были исключены из расписания Гран-при. На гоночных трассах начали заменять стальные ограждения, окружающие трассы, и создавать безопасные зоны для схода . Это ознаменует начало эры повышения профессионализма и улучшения стандартов безопасности в спорте. [ 12 ] Текущие чемпионаты MotoGP и World Superbike проводятся на закрытых трассах. В Монце есть три медленных шиканы на трассе, но ее нет ни в одном календаре. Последняя уличная трасса MotoGP состоялась в 1990 году. Аварии со смертельным исходом все еще происходят в 21 веке, но в гораздо меньшей степени по сравнению с гонками TT.

В Народном парке Руиссало в Турку есть дорога, названная в честь Сааринена. Улица перед заводом итальянского производителя мотоциклов Benelli в Пезаро называется Виа Ярно Сааринен. [ 30 ] Имя Ярно стало очень популярным в Италии в 1970-х годах, одним из известных носителей был бывший гонщик Формулы-1 Ярно Трулли . [ 3 ] [ 25 ] В 2009 году FIM включила Сааринена в Зал славы MotoGP. [ 5 ]
В Италии до сих пор существует активный фан-клуб Сааринен, и 7 июня 2014 года фан-клуб способствовал открытию парка Ярно Сааринен в Петриньяно , Ассизи, Италия. [ 31 ] В августе 2016 года в парке была открыта бронзовая статуя Сааринена, а в июле 2017 года дубликат статуи был также обнаружен на пляже Аурайоки в Турку в парке Баркер. Сааринен остается единственным финном, выигравшим чемпионат мира по шоссейным гонкам на мотоциклах, выиграв 15 Гран-при за свою карьеру. Сааринен также был шестикратным чемпионом Финляндии по шоссейным гонкам. [ 16 ]
Результаты Гран-при мотоциклов
[ редактировать ]Источник: [ 1 ]
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Очки | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Сорт | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Очки | Классифицировать | Победы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 250 куб.см | Частный - Ямаха | ТД-2 | ДАВАТЬ 6 |
ОТ 4 |
РОЖДЕННЫЙ 4 |
НЕМНОГО - |
ВНИЗ 3 |
БЕЛ 4 |
ГДР 4 |
ИЮНЬ 3 |
КОНЕЦ ДНФ |
УЛС - |
НАТ - |
ESP - |
57 | 4-й | 0 | |
1971 | 50 куб.см | Ван Вин | Крейдлер | АВТО - |
ДАВАТЬ - |
ВНИЗ - |
БЕЛ - |
ГДР - |
ИЮНЬ - |
Швеция - |
НАТ 6 |
ESP 2 |
17 | 12-е | 0 | ||||
250 куб.см | Команда Арвидсона | ТД-3 | АВТО 8 |
ДАВАТЬ - |
НЕМНОГО - |
ВНИЗ ДНФ |
БЕЛ - |
ГДР 5 |
ИЮНЬ 3 |
Швеция 3 |
КОНЕЦ 6 |
УЛС 2 |
НАТ 5 |
ESP 1 |
64 | 3-й | 1 | ||
350cc | Команда Арвидсона | ТР-2Б | АВТО 6 |
ДАВАТЬ 5 |
НЕМНОГО - |
ВНИЗ - |
ГДР - |
ИЮНЬ 1 |
Швеция 3 |
КОНЕЦ 2 |
УЛС ДНФ |
НАТ 1 |
ESP - |
63 | 2-й | 2 | |||
1972 | 250 куб.см | Команда Арвидсона | ТД-3/YZ635 | ДАВАТЬ 3 |
ОТ 4 |
АВТО 2 |
НАТ 3 |
НЕМНОГО - |
РОЖДЕННЫЙ ДНФ |
ВНИЗ 3 |
БЕЛ 1 |
ГДР 1 |
ИЮНЬ 1 |
Швеция 2 |
КОНЕЦ 1 |
ESP - |
94 | 1-й | 4 |
350cc | Команда Арвидсона | YZ634 | ДАВАТЬ 1 |
ОТ 1 |
АВТО 4 |
НАТ 3 |
НЕМНОГО - |
РОЖДЕННЫЙ ДНФ |
ВНИЗ 2 |
ГДР ДНФ |
ИЮНЬ 1 |
Швеция 3 |
КОНЕЦ 2 |
ESP - |
89 | 2-й | 3 | ||
1973 | 250 куб.см | Yamaha-Япония | YZR250 0W17 | ОТ 1 |
АВТО 1 |
ДАВАТЬ 1 |
НАТ ДНФ |
НЕМНОГО - |
- | - | - | - | - | - | - | - | 45 | 4-й | 3 |
500cc | Yamaha-Япония | YZR500 0W20 | ОТ 1 |
АВТО 1 |
ДАВАТЬ ДНФ |
НАТ - |
НЕМНОГО - |
- | - | - | - | - | - | - | - | 30 | 7-е место | 2 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Статистика гонщиков — Ярно Сааринен» . MotoGP.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Самый темный день» . Motorsportmagazine.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Ярно Сааринен 1945 – 1973» . mylifespeed.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Мик (2000), Европейские гоночные мотоциклы Мика Уокера , Redline Books, стр. 78, ISBN 9780953131136 , получено 1 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Легенды MotoGP» . motogp.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Ярно Сааринен на Мемориале автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ «Интервью Хейкки Микколы, 1974 год» . jwvanessen.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Винк, Фрэнк; Бургерс, январь (2013), Континентальный цирк: расы и места, люди и лица: фотографии и истории начала семидесятых , Mastix Press, ISBN 978-90-818639-5-7
- ^ Каррутерс, Пол (2000), «Всадник века - Кенни Робертс», Cycle News , Cycle News, Inc.
- ^ «Онтарио: гонка прошлого года снова приближается» , Cycle News , 1972 г.
- ^ «Онтарио: Чемпион, который не участвовал в гонках» , Cycle World , январь 1973 г., заархивировано из оригинала 12 июня 2018 г. , получено 30 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ «Классификация Гран-при Испании 1971 года, 50 куб.см» . motogp.com . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ «Вечно молодой» Арто Теронена - ISBN 978-952-6644-00-4 , стр.145.
- ^ «Профиль Ярно Сааринена» . yamaha-motor.com . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ярно Сааринен» . mcnews.com . Проверено 26 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Архив: Ярно Сааринен» . Cyclnews.com . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Шельциг, Эрик. «Daytona 200 празднует 75-й забег некогда престижной гонки» . Сиэтлтаймс.com . Проверено 15 октября 2019 г.
- ^ «Имола 200 миль» . agv.com. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Имола 200» . Cyclnews.com . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Финальный турнир Формулы 750 1974 года» . Racingmemo.free.fr . Проверено 18 марта 2023 г.
- ^ «Альбинос Альбертини на Мемориале автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Черное воскресенье» . Facebook.com . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «История Монцы» . monzanet.it. Архивировано из оригинала 11 октября 2016 г. Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Кумир гонщика Пера Ланды — Ярно Сааринен» . ccrma.stanford.edu . Проверено 3 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с "www.TZ350.net" . Архивировано из оригинала 21 августа 2006 года . Проверено 21 августа 2006 г.
- ^ «Прелук – Опатия» . Racingcircuits.info . Проверено 26 апреля 2017 г. .
- ^ «Робертс отстранен за бойкот» . Модесто Би . Модесто Би. 2 июля 1979 г. с. 1. Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Медиа-блиц в поддержку главаря повстанцев Кенни Робертса» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 15 августа 1979 г. с. 1. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Виа Ярно Сааринен» . Facebook.com . Проверено 29 апреля 2017 г.
- ^ «Мотоклуб Ярно Сааринен» . motoclubjarnosarinen.com . Проверено 1 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ярно Сааринен на MotoGP.com
- Фан-сайт Сааринен (на итальянском языке)
- Финские мотогонщики
- Гонщики чемпионата мира в классе 50cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 125сс.
- Гонщики чемпионата мира в классе 250cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 350cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 500cc
- Спортсмены из Турку
- Мотогонщики, погибшие во время гонок
- 1945 рождений
- 1973 смерти
- Спортивные смерти в Италии
- Чемпионы мира по гонкам в классе 250сс.