Jump to content

Остров Мэн ТТ

Координаты : 54 ° 10'02 "с.ш. 4 ° 28'44" з.д.  /  54,16722 ° с.ш. 4,47889 ° з.д.  / 54,16722; -4,47889

Туристический трофей острова Мэн
Область Остров Мэн
Курс Горная трасса TT на острове Мэн
Тип Курс по дорогам общего пользования
Секретарь курса Гэри Томпсон MBE WELL
Организатор мероприятий АКУ Ивентс Лтд.
Главный спонсор Департамент предпринимательства острова Мэн
История
Первая гонка 1907
Количество гоночных встреч 103 (до 2024 г.)
Первый победитель Рем Фаулер (1907)
Наибольшее количество побед Майкл Данлоп 29 (2007 – настоящее время)

Джои Данлоп 26(1977–2000)

Рекорд круга Питер Хикман , 16 м, 36,114 с - 136,358 миль в час (219,447 км / ч) (2023 г.) [1]

Гонки Isle of Man TT или Tourist Trophy — это ежегодные соревнования по мотогонкам , которые проводятся на острове Мэн в мае и июне в течение большинства лет с момента их первой гонки в 1907 году . Мероприятие начинается во время весенних выходных в Великобритании в конце мая и длится тринадцать дней. Его часто называют одним из самых опасных гоночных соревнований в мире, поскольку многие участники погибли . [1]

Гонка TT на острове Мэн проводится в формате гонок на время на дорогах общего пользования, закрытых для публики Законом Тинвальда . Мероприятие состоит из одной недели тренировок и квалификационных сессий, за которыми следует одна неделя гонок. Это была традиция, возможно, начатая участниками гонок в начале 1920-х годов, когда зрители совершали поездку по горному маршруту Снафелл на мотоциклах во время TT на острове Мэн в «Безумное воскресенье». [2] неофициальное и неофициальное мероприятие, проводимое в воскресенье между тренировочной неделей и гоночной неделей. [3] В 2022 году организаторы гонок объявили, что начиная с 2023 года гонки будут проходить в воскресенье после тренировок, чтобы посетители могли увидеть больше соревнований, что ознаменует окончание Безумного воскресенья. [4] [5]

Майкл Данлоп перед Брюсом Ансти во время Supersport TT 2013.

Первая гонка TT на острове Мэн состоялась во вторник, 28 мая 1907 года, и была названа Международным автовелосипедным туристическим трофеем. [6] Мероприятие было организовано Автовелосипедным клубом и включало 10 кругов короткой трассы острова Мэн Сент-Джонс протяженностью 15 миль (1470 ярдов) для разрешенных к использованию на дорогах «туристических» мотоциклов с глушителями выхлопа, седлами, педалями и брызговиками.

С 1911 года TT острова Мэн перешёл на гораздо более длинную горную трассу Снафелл длиной 37,40 миль (60,19 км) (нынешняя длина 37,73 мили (60,72 км)). Его высота варьируется от уровня моря до 1300 футов (400 м). [7] Программа гонок развивалась из одной гонки с двумя классами на острове Мэн TT 1907 года, расширенной в 1911 году до двух индивидуальных гонок для Junior TT мотоциклов Blue Riband с объемом двигателя 350 куб.см и соревнования Senior TT - гонки с объемом двигателя 500 куб.см. Гонка не проводилась с 1915 по 1919 год из-за Первой мировой войны. Оно возобновилось в 1920 году. В 1922 году к программе TT на острове Мэн были добавлены гонки Lightweight TT объемом 250 куб.см , а в 1923 году последовали гонки Sidecar TT .

В период с 1940 по 1945 год на острове Мэн не было гонок из-за Второй мировой войны . Он возобновился с Гран-при острова Мэн в 1946 году и TT на острове Мэн в 1947 году, со значительно расширенным форматом, который включал новые гонки TT Clubman. TT на острове Мэн стал частью чемпионата мира FIM по мотоциклетному Гран-при (ныне MotoGP ) как британский этап чемпионата мира по мотоспорту в период с 1949 по 1976 год . Из-за проблем с безопасностью на трассе Snaefell Mountain Course и проблем с недостаточным стартовым капиталом для участников, в начале 1970-х годов многие ведущие участники, производители мотоциклов и национальные федерации мотоспорта бойкотировали гонки TT на острове Мэн. [8]

Берил Суэйн стала первой женщиной, участвовавшей в гонке TT для одиночных мотоциклов, когда она участвовала в гонке TT на острове Мэн в 1962 году. [9] Впоследствии действовал запрет на участие женщин в забеге с 1962 года до тех пор, пока Хилари Муссон не участвовала в соревнованиях в 1978 году. [10] [11] [12] [13]

Гонка считается самым опасным событием в автоспорте в мире; В 2017 году газета New York Times сообщила, что число смертей выросло «до 146 с момента первого запуска в 1907 году; если включить несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие во время Гран-при острова Мэн… эта цифра превысит 250». [14] [15] В отчете о гонке 2003 года, написанном Sports Illustrated писателем Францем Лидзом, TT «испытание нервов и скорости, которое может быть самым опасным соревнованием в спорте». [16]

В 1976 году ТТ острова Мэн потерял статус чемпионата мира; передала его Соединенному Королевству FIM и провело как Гран-при Великобритании в сезоне 1977 года . Затем гонки TT на острове Мэн стали неотъемлемой частью чемпионатов мира TT Формулы 1 , Формулы 2 и Формулы 3 нового стиля, проходивших в период с 1977 по 1990 год, чтобы развивать и поддерживать международный гоночный статус гонок TT на острове Мэн. [17]

мероприятие было преобразовано Департаментом туризма острова Мэн в фестиваль TT на острове Мэн С 1989 года . Сюда вошли новые гоночные соревнования для новой программы фестиваля TT на острове Мэн, в том числе классические гонки Pre-TT в 1989 году, за которыми последовали гонки Post-TT в 1991 году, оба из которых проводились на трассе Биллаун . В 2013 году Isle of Man Classic TT был разработан Департаментом экономического развития острова Мэн и Союзом автоциклистов для исторических гоночных мотоциклов, и наряду с Гран-при острова Мэн он стал частью Фестиваля острова Мэн. Мотоциклетный спорт» проводится в конце августа каждого года. Бренд Classic TT прекратил свою деятельность перед мероприятием 2022 года, и классы исторических гоночных мотоциклов были включены в Гран-при острова Мэн. В настоящее время TT продвигается Департаментом предпринимательства правительства острова Мэн.

Мероприятие подверглось критике. В 2007 году в результате инцидента во время гонки среди взрослых погибли гонщик и двое зрителей. [18] В результате расследования было вынесено несколько рекомендаций и включено несколько комментариев, таких как: «Старшие маршалы вполне могли быть выведены за пределы сферы их компетенции». [19] Коронер также отметил: «Я более чем осведомлен о том факте, что свидетели из мотоклуба острова Мэн и маршалы являются добровольцами. Они отдают свое время свободно и без какого-либо вознаграждения. Однако, если бы это было предложено, потому что они были добровольцами, и в стандартах, ожидаемых от них, должны быть некоторые поправки, тогда я, к сожалению, не могу согласиться». [20]

Гонки TT 2020 и 2021 годов были отменены из-за пандемии COVID-19 . [21] [22]

Ранняя история гонок TT на острове Мэн (1904–1910)

[ редактировать ]

Автогонки Гордона Беннета и Турист Трофи

[ редактировать ]

Автогонки начались на острове Мэн в 1904 году с испытания Гордона Беннета на выбывание, в котором участвовали только туристические автомобили. Поскольку Закон об автомобилях 1903 года наложил ограничение скорости для автомобилей в Великобритании на уровне 20 миль в час (32 км/ч), Джулиан Орд, секретарь Автомобильного клуба Британии и Ирландии, обратился к властям острова Мэн за разрешением гоночные автомобили на дорогах общего пользования острова. [23] длиной 52,15 мили (83,93 км) Закон о шоссе (легких локомотивах) 1904 года дал разрешение на прохождение на острове Мэн шоссейной трассы для испытания на выбывание Гордона Беннета 1904 года, которое выиграл Клиффорд Эрл (Нейпир) за 7 часов 26,5 минут и пять кругов. (255,5 миль или 411,2 км) трассы Highroads . Испытание Гордона Беннета 1905 года состоялось 30 мая 1905 года и снова было выиграно Клиффордом Эрлом за рулем автомобиля Napier за 6 часов 6 минут на шести кругах по трассе Highroads. За этим последовала в сентябре 1905 года первая гонка туристических трофеев острова Мэн для гоночных автомобилей, теперь известная как RAC Tourist Trophy , которую выиграл Джон Нэпьер (Аррол-Джонстон) за 6 часов 9 минут на средней скорости 33,90 миль в час. (54,56 км/ч). [24]

Международная гонка на кубок по мотоциклетному спорту (1905 г.)

[ редактировать ]

В 1905 году в отборочном испытании Гордона Беннета было решено провести на следующий день отборочное испытание для мотоциклов для команды, которая будет представлять Великобританию в Международных гонках на кубок по мотоциклам. Авария на Рэмси Шпильке выбила одного из фаворитов перед гонкой, а неспособность участников подняться на крутой горный участок трассы вынудила организаторов использовать 25-мильный (40-километровый) участок трассы Гордона Беннета Триала. . Он шел от Дугласа на юг до Каслтауна , а затем на север до Баллакрейна по главной дороге А3 и возвращался к началу у Квотербриджа в Дугласе через Кросби и Глен Вайн вдоль нынешнего горного маршрута Снэфелл в обратном направлении. Международная гонка на кубок мотоциклов 1905 года на пять кругов (125 миль или 201 км) была выиграна Дж. С. Кэмпбеллом (Ариэль), несмотря на пожар во время пит-стопа. [25] за 4 часа 9 минут и 36 секунд при средней скорости гонки 30,04 миль в час (48,34 км/ч). [26]

Формат гонок

[ редактировать ]
Участники выстраиваются в очередь на старте 2010. Senior TT гонки

Гонки TT с момента первой гонки в 1907 году проводились в формате гонок на время. Гонки, проводившиеся на трассе Клипс в период 1954–1959 годов, представляли собой более традиционные старты с полной стартовой решеткой наряду с гонками TT в легком весе 1924 года и гонками Clubmen TT Races 1948 года, которые также были гонками с «массовым стартом». Текущий формат представляет собой «старт с сцеплением», и участники гонки будут «стартоваться поодиночке с 10-секундными интервалами». [27]

Процедура гонки

[ редактировать ]
  • Начать предварительные занятия
    • Первый сигнал – за 45 минут до старта с прогревом двигателей в гоночном паддоке и зоне сбора.
    • Второй сигнал – за 30 минут до старта.
    • Третий сигнал – за 15 минут до старта участники гонки выходят на стартовую линию и выстраиваются в квалификационном порядке.
    • Четвертый сигнал – за 5 минут до старта сигнал освободить стартовую решетку и участники гонки движутся к выходным воротам.

Право на участие

[ редактировать ]

Участники должны иметь действующую национальную лицензию участника или спонсора FIM на шоссейные гонки.

Участники также должны предоставить предварительно заполненную документацию, подтверждающую получение водительских прав или сертификата мотоцикла в Великобритании, или водительские права из сопоставимой страны, которые признаются сопоставимыми стандартами транспортного департамента Великобритании и могут быть отозваны из-за каких-либо дисквалификаций перед гонкой или после гонки.

Классы гонок

[ редактировать ]
Текущий
  • Старший ТТ (1909 – настоящее время)
  • Суперспорт ТТ (2005 – настоящее время)
  • Супербайк ТТ (2005 – настоящее время)
  • Суперсток ТТ (2005 – настоящее время)
  • Супертвин ТТ (2022 – настоящее время)
  • Коляска ТТ (1923–1925, 1951–1967, 1977 – настоящее время)
Бывший
  • Одиночный разряд ТТ (1907–1908, 1994–2000)
  • Твин ТТ (1907–1908)
  • Коляска 1000 ТТ (1975–1976)
  • Коляска 750 ТТ (1968–1974)
  • Коляска 500 ТТ (1968–1976)
  • Сверхлегкий ТТ (1924–1925, 1951–1974, 1989–2004, 2008)
  • Член клуба старший ТТ (1947–1956)
  • Член клуба Джуниор ТТ (1947–1956)
  • Клубмен в легком весе TT (1947–1950)
  • Клубмен 1000 ТТ (1949–1950, 1953)
  • 50 ТТ (1962–1968)
  • Классический ТТ (1975–1984)
  • Формула 1 ТТ (1977–2004)
  • Формула 2 ТТ (1977–1987)
  • Формула 3 ТТ (1977–1982)
  • Производство 1500 ТТ (1985–1985 гг.)
  • Производство 1000 ТТ (1974, 2002–2004 гг.)
  • Производство 750 ТТ (1967–1973, 1984–1985 гг.)
  • Производство 500/600 ТТ (1967–1974, 2002–2004 гг.)
  • Производство 250 ТТ (1967–1974, 1984–1985 гг.)
  • Производство ТТ (1975–1976, 1996–2000)
  • Производство А ТТ (1986–1988)
  • Производство Б ТТ (1986–1988)
  • Производство С ТТ (1986–1988)
  • Производство Д ТТ (1986–1988)
  • Суперспорт 600 ТТ (1989–1994)
  • Суперспорт 400 ТТ (1989–1994)
  • Легкий 400 ТТ (1999–2004 гг.)
  • ТТХГП (2009)
  • ТТ Зеро (2010–2019)
  • Легкий ТТ (1922–1976, 1995–2004, 2012–2019)

Супербайк ТТ

[ редактировать ]

Требования к участию в гонках Superbike TT на 2015 год определяются следующим образом:

  • Любая машина, соответствующая следующим спецификациям:

Минимальный вес 165 кг (364 фунта). Другие машины допускаются по усмотрению Организаторов. [28]

Суперспорт ТТ

[ редактировать ]

Гонка TT на острове Мэн в 1911 году стала первой гонкой Junior TT , в которой участвовали одноцилиндровые мотоциклы с объемом двигателя 300 куб.см и двухцилиндровыми мотоциклами объемом 340 куб.см, которые соревновались на протяжении пяти кругов новой трассы Snaefell Mountain Course длиной 37,5 миль (60,4 км). Первым соревнованием на новой трассе стала гонка Junior TT Race, в которой приняли участие 35 участников, которую выиграл Перси Дж. Эванс на мотоцикле Humber со средней гоночной скоростью 41,45 миль в час (66,71 км/ч). Соревнования 1912 года были первыми, на которых Junior TT ограничились машинами с объемом двигателя 350 куб.см, и этот объем двигателя преобладал до 1976 года, после чего категория была исключена. Вместо этого мероприятие проводилось для машин с объемом двигателя 250 куб.см до 1994 года, когда их заменил класс Supersport с объемом двигателя 600 куб.см.

  • 1911 г. Для одноцилиндровых мотоциклов с объемом двигателя не более 300 куб.см и двухцилиндровых мотоциклов с объемом двигателя 340 куб.см.
  • 1912–1948 гг. Для мотоциклов с объемом двигателя не более 350 куб.см.
  • 1949–1953 Чемпионат мира FIM для мотоциклов с объемом двигателя не более 350 куб.см, проходивший на горной трассе Снафелл .
  • 1954–1959 Чемпионат мира FIM для мотоциклов с объемом двигателя не более 350 куб.см, проходивший на трассе Clypse Course .
  • 1960–1976 Чемпионат мира FIM для мотоциклов с объемом двигателя не более 350 куб.см, проходивший на горной трассе.
  • 1977–1994 годы для мотоциклов с объемом двигателя не более 250 куб.см, проходивших на горной трассе.
  • С 1995 года для мотоциклов с объемом двигателя не более 600 куб.см, проводимых на горной трассе.

Требования к участию в гонке Supersport TT на 2015 год:

  • От 400 до 600 куб.см, 4 цилиндра, 4 такта
  • От 600 до 675 куб.см, 3-цилиндровый, 4-тактный
  • От 600 куб.см до 750 куб.см, 2 цилиндра, 4-тактный двигатель

Минимальный вес 161 кг [29]

Суперсток ТТ

[ редактировать ]

Требования к участию в Superstock TT 2015 года , соревновании по гонкам серийных мотоциклов с протекторными дорожными шинами, основаны на следующих спецификациях чемпионата FIM Superstock Championship:

Минимальный (сухой) вес 170 кг. [30]

Супертвин ТТ

В 2022 году в среду, 8 июня, была введена гонка суперблизнецов, состоящая из 3 кругов, а в следующем году количество кругов увеличилось до 4. Этот класс очень похож на легкий класс, последний раз проводившийся в 2019 году, хотя и с некоторыми отличиями. Максимальная емкость была увеличена до 700 куб.см, что позволило Yamaha YZF-R7 и Aprilia RS660 конкурировать. В 2022 году велосипеды с объемом двигателя 651 куб.см и более должны были весить на 10 кг больше, чем предел в 150 кг для машин объемом 650 куб.см, но в 2023 году ситуация изменилась, и все велосипеды в этом классе теперь имеют минимальный вес 150 кг. [31]

Коляска ТТ

[ редактировать ]
Участники гонки Sidecar TT выстраиваются в очередь, чтобы начать гонку

TT 1923 года был первым разом, когда гонка Sidecar TT проводилась на протяжении трех кругов (113 миль или 182 км) по горному маршруту и ​​была выиграна Фредди Диксоном и пассажиром Уолтером Денни на Douglas и специальной банковской коляске в средней гонке. скорость 53,15 миль в час (85,54 км/ч). На мероприятии 1926 года классы Sidecar и Ultra-Lightweight TT были исключены из-за отсутствия заявок.

Гонка с колясками была вновь введена с соревнований 1954 года для колясок с объемом двигателя не более 500 куб.см, проходивших на трассе Clypse Course . Внечемпионатский класс 750-кубовых автомобилей с коляской был представлен на мероприятии 1968 года . На соревнованиях 1976 года гонка проводилась в два этапа. С 1975 года предыдущие классы двигателей с объемом двигателя 500 куб.см и 750 куб.см были заменены классом двигателей объемом 1000 куб.см.


Новый класс FIM Формулы 2 для колясок был представлен на гонке TT на острове Мэн в 1990 году.

  • 1954–1959 Чемпионат мира FIM для колясок с объемом двигателя не более 500 куб.см. Гонка прошла на трассе Клипс .
  • 1960–1976 Чемпионат мира FIM проводился на горном поле .
  • 1968–1974 Соревнования вне чемпионата для колясок с объемом двигателя не более 750 куб.см.
  • 1975–1989 гг. Коляски с объемом двигателя не более 1000 куб.см.
  • 1990 – Гонка FIM Formula 2 с коляской для двухтактных двигателей объемом не более 350 куб.см или четырехтактных двигателей объемом не более 600 куб.см.

Требования к участникам гонки Sidecar TT на 2015 год:

  • Машины должны соответствовать общим техническим правилам в соответствии с постоянными правилами ACU и правилами TT острова Мэн 2015 года.
    • Типы двигателей
      • 501–600 куб.см, 4-тактные, 4-цилиндровые, серийные мотоциклетные двигатели.

Старший ТТ

[ редактировать ]
Ян Хатчинсон на старте Senior TT Race 11 июня 2010 г.

Для TT на острове Мэн 1911 года , первого соревнования TT ​​с использованием трассы Snaefell Mountain Course или Mountain Course , были представлены две отдельные гонки. Первым соревнованием стала гонка Junior TT на четыре круга и отдельная гонка Senior TT для одноцилиндровых мотоциклов объемом 500 куб.см и двухцилиндровых мотоциклов объемом 585 куб.см на протяжении пяти кругов новой трассы Snaefell Mountain Course длиной 37,5 миль (60,4 км). Новые технические проблемы горного маршрута заставили измениться как участников, так и производителей мотоциклов. На мотоциклетном заводе американских индейцев была установлена ​​двухскоростная коробка передач и цепной привод. [32] Эта комбинация оказалась выигрышной, когда Оливер Годфри выиграл гонку Senior TT 1911 года на индейце со средней скоростью 47,63 миль в час (76,65 км/ч). Оснащен шестиступенчатым ременным приводом. [33] Чарли Коллиер на мотоцикле Matchless финишировал вторым в гонке Senior TT 1911 года и позже был дисквалифицирован за незаконную заправку. Во время утренней тренировки перед гонками TT на острове Мэн 1911 года Виктор Сурридж погиб после того, как разбил свой Rudge мотоцикл в Глен-Хелен , что стало первой смертью участника на трассе Snaefell Mountain Course и первой смертью на острове Мэн человека . в автомобильной аварии. [34]

  • 1911 г. Для одноцилиндровых мотоциклов с объемом двигателя не более 500 куб.см и двухцилиндровых мотоциклов с объемом двигателя 585 куб.см.
  • 1912–1939 гг. Для мотоциклов с объемом двигателя не более 500 куб.см.
  • 1947–1948 гг. Для мотоциклов с объемом двигателя не более 500 куб.см и запретом на наддув двигателя.
  • 1949–1976 Чемпионат мира FIM среди мотоциклов с объемом двигателя не более 500 куб.см.
  • 1977–1984 гг. для мотоциклов с объемом двигателя не более 500 куб.см.
  • 1985–2004 гг. для мотоциклов, соответствующих правилам ACU TT Формулы-1, с объемом двигателя не более 1010 куб.см.
  • С 2004 г. для мотоциклов, соответствующих правилам ACU/FIM Superbike, с объемом двигателя не более 1000 куб.см.

Требования к участию в забеге Senior TT на 2015 год:

  • TT Superbike: (машины, соответствующие спецификациям чемпионата FIM Superbike Championship 2015 г.) [35]
    • От 750 куб.см до 1000 куб.см, 4 цилиндра, 4 такта
    • От 750 куб.см до 1000 куб.см, 3-цилиндровый, 4-тактный
    • От 850 куб.см до 1200 куб.см, 2 цилиндра, 4-тактный двигатель
  • Supersport Junior TT (без ограничения выбора шин)
    • ТТ Суперсток (без ограничения выбора шин)
    • Другие машины допускаются по усмотрению Организаторов.

Прекращенные гоночные классы

[ редактировать ]

Clubman TT и Production TT

[ редактировать ]

Гонки Clubman в классах Lightweight, Junior и Senior проводились для серийных мотоциклов с 1947 по 1956 год . [36] Класс Senior с объемом двигателя 1000 куб.см предоставил мотоциклам Vincent новые возможности . [37] Гонщики были малоизвестны, но, поскольку звездам было запрещено участвовать в классе, это стало трамплином для будущих звезд, но привело к меньшему зрительскому интересу. В серии стала доминировать одна модель — BSA Gold Star . [38] [39] [40] и из-за небольшой конкуренции со стороны других производителей производство было прекращено. Предсказывая предстоящее повторное введение класса родстеров с контролируемыми спецификациями в марте 1967 года, Дэвид Диксон писал: « Отсутствие соперничества между производителями, вероятно, забило последний гвоздь в гроб ». [38]

В статье для ежемесячного британского журнала Motor Cyclist Illustrated развил скорость почти 88 миль в час Triumph Tiger 100 гоночный журналист Рэй Найт, который на гоночном мотоцикле на базе родстера на Гран-при острова Мэн , [41] [42] [43] в начале 1965 года прокомментировал, что ACU отклонил просьбу производителей провести серийную гонку TT, что, по его мнению, было упущенной возможностью, особенно с учетом сокращения поддержки гонок объемом 500 куб.см. [44]

Райана Фаркуара 650-кубовый Kawasaki на старте соревнований Lightweight TT 2012. Он выиграл гонку того года.

Серийный TT для мотоциклов на базе родстеров классов с максимальным объемом двигателя 250, 500 и 750 куб.см вводился с 1967 по 1976 год , когда производство этого класса было прекращено.

Production TT был вновь представлен для гонок 1984 года в трех классах, сокращенных до двух классов по соображениям безопасности на гонках 1990 года. В гонках 2005 года класс Superstock заменил предыдущие классы Production TT с объемом двигателя 1000 куб.см и 600 куб.см, которые были частью расписания гонок с 1989 года.

Сверхлегкий ТТ

[ редактировать ]

Легкий ТТ

[ редактировать ]

TT Zero представляла собой гонку на одном круге для электрических велосипедов, проводившуюся с 2010 по 2019 год. Было объявлено, что после 2019 года в гонке будет двухлетний перерыв, но с тех пор она больше не возвращалась в расписание. [45]

Официальные автомобили курса ТТ

[ редактировать ]

После завершения периода тренировки или гонки официальный автомобиль трассы с надписью « Дороги открыты » проезжает по горной трассе, проезжая каждую точку, открывающую дороги, включая боковые развязки для общественного пользования. На участке горной дороги Снафелл от Рэмси до Дугласа на официальном автомобиле висит надпись « Дороги открыты в одну сторону».

Путешествующие маршалы

[ редактировать ]
Два мотоцикла с номерными знаками «М», используемые маршалами во время гонок и тренировок. [46] готов к развертыванию трассы на Парламентской площади в Рэмси в день скачек в 2008 году.

Впервые представленный в 1935 году, по всему маршруту расположены восемь машин, обеспечивающих быстрое реагирование на любые инциденты. Отобранные гонщики имеют предыдущий опыт гонок и обучены оказанию первой помощи, а также имеют машины с медицинским оборудованием, которое может помочь в оказании помощи пострадавшим. У них также есть другие обязанности, такие как проверка трассы, наблюдение за машинами на трассе на предмет видимых неисправностей, а также проверка и сообщение о любых инцидентах на трассе. [47] По состоянию на 2023 год все путешествующие маршалы ездили на Honda CBR1000RR Fireblades. [48]

Места пересечения во время тренировок и гонок

[ редактировать ]

Закон о шоссейных гонках 1982 года (остров Мэн) и дополнительные приказы TT о шоссейных гонках разрешают транспортным средствам и пешеходам пересекать трассу Snaefell Mountain Course в определенных точках между запланированными периодами гонок под наблюдением офицера полиции. Построено несколько постоянных пешеходных мостов. Эти пункты включают в себя:

В Дугласе

[ редактировать ]

В другом месте

[ редактировать ]

Подъездная дорога к курсу TT

[ редактировать ]
Часть подъездной дороги, проходящая под дорогой A1 Peel Road.

Подъездная дорога TT проходит параллельно участку дороги A1 Peel Road, которая является частью трассы Snaefell Mountain Course , и работает во время тренировок и гонок, позволяя транспортным средствам проезжать изнутри гоночной трассы наружу. Он проходит вдоль участка бывшей железнодорожной линии на историческом маршруте Дуглас- Пил , от перекрестка с автомагистрали A5 Нью-Каслтаун-роуд у Квартального моста , проходя под трассой у Брэддан-Бридж , до съезда на Брэддан-Скул-роуд на окраине Дугласа. недалеко от бывшей железнодорожной остановки Брэддан и развязки A23 /Ballafletcher Road. Подъездная дорога представляет собой узкую однопутную дорогу с местами для проезда и предназначена только для автомобилей и легких фургонов весом менее 3500 кг (3,4 длинных тонны; 3,9 коротких тонны). При использовании для автомобильного движения доступ пешеходов запрещен, но в остальное время он является частью системы природных троп . [49] [50]

Инциденты

[ редактировать ]

В период с 1907 по 2023 год во время официальных тренировок или гонок на трассе Snaefell Mountain Course погибло 156 человек, а всего погибло 269 человек (в это число входят гонщики, погибшие во время Гран-при острова Мэн и серии гонок Clubman TT конца 1940-х/1950-х годов). . [14] [51] [52] В 2016 году пять гонщиков погибли на трассе во время официальных тренировок или гонок. [53] [54] [15] [55] погибло шесть человек Среди участников соревнований TT на острове Мэн в 1970 и 2022 годах , что сделало их двумя самыми смертоносными годами в истории соревнований. [56] [57] [58]

Инцидент с автомобилем на Курсе, 2018 г.

[ редактировать ]
Коляски возвращаются в Паддок мимо коттеджа Сары в обратном направлении от обычной гонки после красного флага, вызванного аварией участника в 2009 году.

30 мая 2018 года опытный гонщик ТТ Стив Мерсер [59] [60] был серьезно ранен во время лобового столкновения с официальным автомобилем Course Car в Баллакрие . Автомобиль, ехавший на большой скорости, [61] [62] доставлял полицейских на место происшествия с участием Дэна Нина . Мерсер находился без сознания пять дней и был госпитализирован на пять месяцев из-за множественных травм. Он был одним из семи гонщиков, которых маршалы остановили на трассе и повернули назад, получив указание вернуться в зону трибуны TT в обратном направлении после остановки под красным флагом . [63] [64] Сразу после аварии организаторы изменили свои протоколы, требуя, чтобы возвращающихся гонщиков контролировали разъезжающие на мотоциклах маршалы спереди и сзади. [65] [66] Независимое расследование обстоятельств было организовано организаторами мероприятия ACU Events. [67]

Союз автоциклистов , Департамент предпринимательства острова Мэн и автор отчета о расследовании, адвокат Роб Джонс, бывший исполнительный директор Ассоциации автоспорта , отказались опубликовать отчет, поскольку он был конфиденциальным и находился в частной собственности ACU. . [62] [64] [68] [69]

ACU признал ответственность за аварию, но дал указание, что любой иск о компенсации со стороны Mercer должен быть подан на острове Мэн. ACU заявил, что Mercer получал финансовую помощь через «обширные страховые соглашения». [60] [70] [71]

В 2019 году сообщалось, что водитель автомобиля, попавшего в аварию, уволился после критики в связи с тем, что он превысил недавно введенное ограничение скорости, зафиксированное устройством GPS-слежения, когда он ехал, чтобы присутствовать на месте гибели Криса Сваллоу в Баллау на августовском турнире Senior Classic TT. . Гэри Томпсон, секретарь курса и сотрудник ACU, в 2018 году подвергся критике за то, что он также выполнял роль офицера по безопасности; следовательно, на 2019 год был назначен новый действующий руководитель. [62] [72] [73]

Первая и Вторая мировые войны

[ редактировать ]

С 1915 по 1919 год и с 1940 по 1946 год никаких мероприятий ТТ не проводилось из-за начала мировых войн Первой и Второй . [74] События продолжались с 1920 по 1939 год и с 1947 по 2000 год.

С TT 1947 года TT на острове Мэн отменялся только три раза: в 2001, 2020 и 2021 годах, и все из-за вирусных вспышек.

2001 отмена

[ редактировать ]

Гонки TT на острове Мэн в 2001 году были отменены из -за вспышки ящура в Великобритании весной и летом 2001 года. Дезинфекция 40 000 зрителей и участников (и их мотоциклов), чтобы гарантировать, что болезнь не попадет на остров. оказалось трудным.

Отмены в 2020 и 2021 годах

[ редактировать ]

В марте 2020 года правительство острова Мэн объявило об отмене TT 2020 года из-за продолжающейся пандемии COVID-19 . [75] Впоследствии в мае Classic TT был отменен. [76] а в декабре 2020 года было объявлено, что гонки TT в 2021 году также не состоятся из-за продолжающегося распространения вируса по всему миру. [77] В 2020 году правительство острова Мэн потеряло примерно 4,8 миллиона фунтов стерлингов своего годового прогнозируемого дохода из-за отмены гонок TT. [78]

Мероприятие вернулось в 2022 году после двухлетнего отсутствия. [79]

Общее количество победителей гонки

[ редактировать ]

Обновлено в июне 2024 г. [80]

Po. Райдер Победы
1 Северная Ирландия Майкл Данлоп 29
2 Северная Ирландия Джои Данлоп 26
3 Англия Джон МакГиннесс 23
4 Остров Мэн Дэйв Молинье 17
5 Англия Ян Хатчинсон 16
6 Англия Майк Хейлвуд , Англия Бен Бирчалл , Англия Том Бирчалл , Англия Питер Хикман 14
10 Новая Зеландия Брюс Ансти 12
11 Шотландия Стив Хислоп , Северная Ирландия Филип Маккаллен 11
13 Италия Джакомо Агостини , Англия Роберт Фишер , Республика Ирландия Стэнли Вудс 10
16 Англия Мик Боддис, Англия Дэвид Джеффрис , Уэльс Ян Логер , [Примечание 1] Германия Зигфрид Шаузу 9
20 Рик Лонг, Джим Муди , Час Мортимер , Фил Рид , Дэн Сэйл, Чарли Уильямс 8
26 Мик Грант , Вольфганг Калаух, Майкл Раттер , Тони Раттер 7
30 Чес Биркс, Джефф Дьюк , Джимми Гатри , Джим Редман , Джон Сёртиз 6
35 Алек Беннетт , Ник Кроу , Роберт Данлоп , Брайан Рид , Карло Уббиали 5
40 Клаус Эндерс , Фредди Фрит , Уол Хэндли , Тревор Айресон, Бенга Йоханссон, Дэйв Лич, Рэй Пикрелл , Тарквинио Провини , Хорст Шнайдер, Бэрри Смит , Билл Смит , Джок Тейлор , Джон Уильямс 4
53 Рэй Амм , Адриан Арчибальд , Грэм Кросби , Гарольд Дэниел , Макс Дойбель , Ральф Энгельхардт, Райан Фаркуар , Патрик Фарранс , Карл Фогарти , Алекс Джордж , Дин Харрисон , Том Херрон , Даррен Хоуп, Эмиль Хёрнер, Алан Джексон, Тони Джеффрис , Джефф Джонсон , Клаус Клаффенбёк Боб Роб МакЭлни , МакИнтайр , Фил Меллор , Дэйв Моррис, Крис Палмер [Примечание 2] Клайв Поллингтон, Уолтер Шнайдер , Йен Симпсон , Рольф Штайнхаузен , Ганс Штраусс, Луиджи Тавери , Бэрри Вудленд 3
83 Фергус Андерсон , Хью Андерсон , Манлифф Баррингтон , Арти Белл , Джефф Белл, Лоури Бертон, Кел Каррутерс , Бернард Кодд, Чарли Коллиер , Кит Корнбилл, Марк Кокс, Каллум Кроу, Райан Кроу, Стив Калл, Пэт Кашнахан, Ховард Р. Дэвис , Фредди Диксон , Чарли Додсон , Кэмерон Дональд , Иэн Даффус, Карл Эллисон, Боб Фостер, Дик Грисли, Манфред Грюнвальд, Герман Хан, Крэйг Халлам, Шон Харрис, Джон Хартл , Пит Хилл, Фриц Хиллебранд, Мак Хобсон, Гэри Хокинг , Джон Холден, Джозеф Хубер, Тим Хант, Бойд Хатчинсон, Билл Айви , Гэри Джонсон, Алистер Кинг , Кон Лоу, Эдди Лэйкок, Иван Линтин , Билл Ломас , Грэм МакГрегор, Тревор Нэйшн, Гэри Пэджетт, Стив Плейтер , Джок Портер , Ник Рош, Сесил Сэндфорд , Дэйв Сэвилл, Том Шеард , Дэйви Тодд , Эдвин Твемлоу, Малкольм Апхилл , Дэйв Уэллс, Дон Уильямс, Эрик Уильямс, Пол Уильямс, Эндрю Винкль, Майкл Винн 2
141 Стив Эбботт, Дарио Амброзини , Фрэнк Эпплби, Айвор Арбер, Рег Армстронг , Кенни Артур, Стюарт Аткинсон, Георг Ауэрбахер, Майк Эйлотт, Марк Болдуин, Роб Барбер, В. Гарри Башалл, Ян Белл, Филип Биггс, Эрик Блисс, Дитер Браун Эрик Бриггс, Норман Браун , Ральф Брайанс , Джимми Бьюкен, Тревор Бёрджесс, Роджер Бернетт, Мик Бернс, Флориан Каматиас, Морис Канн , Нил Карпентер, Фил Карпентер, Фил Картер, Гарольд Кларк, Род Коулман , Гарри Эй Коллиер, Стюарт Коллинз, Сид Крэбтри, Дэйв Кроксфорд, Джек Дэниэлс, Лео Дэвенпорт, Джефф Дэвисон, Томми де ла Хэй, Эрнст Дегнер , Уолтер Денни, Джордж Дуглас, Эдди Доу, Перси Эванс, Хельмут Фат , Джек Финдли , Джон Флаксман, Фрэнк Флетчер, Рем Фаулер , Джон Джиаббард, Сид Глив, Оливер Годфри, Лес Грэм , Стюарт Грэм , Вернер Хаас , Дэйв Халлам, Рой Хэнкс, Колин Хардман, Бернард Харгривз, Конрад Харрисон, Рон Хаслам , Ронни Хэзлхерст, Крис Хит, Альфред Херциг, Фредди Хикс, Джеймс Хиллер Роберт Холден , Руперт Холлаус , Кей Джей Хорстман, Клайв Хортон, Эрик Хаусли, Деннис Айрлэнд , Мицуо Ито , Брайан Джексон, Ник Джеффрис, Даг Джуэлл, Ли Джонстон, Пэдди Джонстон, Кен Кавана , Боб Килер, Нил Келли, Джон Кидсон, Эвальд Клюге , Рэй Найт, Дэвид Лэшмар, Монти В. Локвуд, Фрэнк Лонгман, Хайнц Лутрингхаузер, Джек Маршалл, Том Кири, Кит Мартин, Хью Мейсон, Кроми МакКэндлесс , Георг Мейер , Тед Меллорс , Марк Миллер , Дерек Минтер , Брайан Моррисон, Лес Натт, Джордж О'Делл, Эрик Оливер , Мэт Оксли , Фил Палмер, Лен Паркер, Денис Паркинсон , Грэм Пенни, Алекс Филлип, Дерек Пауэлл, Сирил Пуллин , Брайан Перслоу, Ричард Куэйл, Джонни Ри, Гарри Рид, Тим Ривз, Бретт Ричмонд, Томми Робб , Джон Робинсон, Майк Роджерс, Найджел Ролласон, Дэйв Ропер , Гордон Рассел, Фриц Шайдеггер , Мартин Шарп, Дэйв Симмондс , Билл Симпсон, Джимми Симпсон , Шон Смит, Сирил Тафт, Омобоно Тенни , Стив Тонкин, Джордж Такер, Кеннет Твемлоу, Генри Тайрел-Смит , Крис Винсент, Терри Виникомб, Грэм Уокер , Фрэнк Уайтвей, Сирил Уильямс, Донни Уильямс, Эрик Ступи, Пол Дж. Уильямс, Питер Уильямс , Альфред Вольгемут, Тим Вуд, Томми Вуд, Стэн Вудс 1
  1. ^ В официальной базе данных TT ошибочно указано 12 побед.
  2. ^ В официальной базе данных TT ошибочно указано как имеющее 4 победы.

Этапы чемпионата мира по мотоциклам FIM (1949–1976)

[ редактировать ]
Остров Мэн ТТ
Гран-при по мотогонкам
Место проведения Горное поле Снафелл
Первая гонка 1949
Последняя гонка 1976
Наибольшее количество побед (гонщик) Майк Хейлвуд (12)
Наибольшее количество побед (производитель) МВ Агуста (33)

Гонка TT на острове Мэн была частью FIM чемпионата мира по Гран-при мотоциклов (ныне MotoGP) в период с 1949 по 1976 год. В этот период гонки TT на острове Мэн считались этапом Соединенного Королевства, включая Sidecar TT , сверхлегкий TT с двигателем объемом 50 куб.см. Гонки 125 куб.см Lightweight TT, 250 куб.см Lightweight TT, 350 куб.см Junior TT и 500 куб.см Senior TT засчитываются в чемпионат мира FIM Motor-Cycle Grand Prix.

После гонок 1972 года многократный чемпион мира, 10-кратный победитель гонок TT и ведущий мотогонщик своего времени Джакомо Агостини заявил, что никогда больше не будет участвовать в гонках на острове Мэн, заявив, что это слишком опасно для международных соревнований и что возмутительно, что такое гонка всегда должна быть частью сценария, в который были вынуждены попасть профессиональные гонщики; на тот момент TT на острове Мэн не подходил для растущего профессионализма и деловых аспектов мотогонок Гран-при. Все больше и больше гонщиков присоединялись к его бойкоту, и после 1976 года гонка была исключена из чемпионата и заменена Гран-при Великобритании .

Многократные победители (гонщики)

[ редактировать ]
# побед Райдер Победы
Категория Выигранные годы
12 Великобритания Майк Хейлвуд 500cc 1961, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967
350cc 1962, 1967
250 куб.см 1961, 1966, 1967
125 куб.см 1961
10 Италия Джакомо Агостини 500cc 1968, 1969, 1970, 1971, 1972
350cc 1966, 1968, 1969, 1970, 1972
6 Великобритания Джон Сёртис 500cc 1956, 1958, 1959, 1960
350cc 1958, 1959
Родезия Джим Редман 350cc 1963, 1964, 1965
250 куб.см 1963, 1964, 1965
Великобритания Фил Рид 350cc 1961
250 куб.см 1971, 1972
125 куб.см 1965, 1967, 1968
5 Великобритания Джефф Дюк 500cc 1950, 1951, 1955
350cc 1951, 1952
Италия Карло Уббиали 250 куб.см 1956
125 куб.см 1955, 1956, 1958, 1960
4 Италия Тарквинио Провини 250 куб.см 1958, 1959
125 куб.см 1957, 1959
Великобритания Час Мортимер 350cc 1976
250 куб.см 1975
125 куб.см 1971, 1972
3 Федерация Родезии и Ньясаленда Рэй Амм 500cc 1953, 1954
350cc 1953
Швейцария Луиджи Тавери 125 куб.см 1962, 1964
50cc 1965
Великобритания Чарли Уильямс 350cc 1975
250 куб.см 1973, 1974
2 Великобритания Фергус Андерсон 250 куб.см 1952, 1953
Великобритания Билл Ломас 350cc 1955
250 куб.см 1955
Великобритания Сесил Сэндфорд 250 куб.см 1957
125 куб.см 1952
Великобритания Боб Макинтайр 500cc 1957
350cc 1957
Федерация Родезии и Ньясаленда Гэри Хокинг 500cc 1962
250 куб.см 1960
Новая Зеландия Хью Андерсон 125 куб.см 1963
50cc 1964
Великобритания Билл Айви 250 куб.см 1968
125 куб.см 1966
Австралия Кел Каррутерс 250 куб.см 1969, 1970
Великобритания Тони Раттер 350cc 1973, 1974
Великобритания Том Херрон 500cc 1976
250 куб.см 1976

Многократные победители (производители)

[ редактировать ]
# побед Производитель Победы
Категория Выигранные годы
33 Италия МВ Агуста 500cc 1956, 1958, 1959, 1960, 1962, 1963, 1964, 1965, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972
350cc 1958, 1959, 1960, 1962, 1966, 1968, 1969, 1970, 1972
250 куб.см 1956, 1958, 1959, 1960
125 куб.см 1952, 1953, 1955, 1956, 1958, 1959, 1960
21 Япония Ямаха 500cc 1974, 1976
350cc 1973, 1974, 1975, 1976
250 куб.см 1968, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976
125 куб.см 1965, 1966, 1967, 1968, 1971, 1972, 1973
18 Япония Хонда 500cc 1966, 1967
350cc 1963, 1964, 1965, 1967
250 куб.см 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967
125 куб.см 1961, 1962, 1964
50cc 1965, 1966
12 Великобритания Нортон 500cc 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1961
350cc 1950, 1951, 1952, 1953, 1961
7 Италия Мото Гуцци 350cc 1955, 1956
250 куб.см 1949, 1951, 1952, 1953, 1955
Япония Сузуки 500cc 1973
125 куб.см 1963, 1970
50cc 1962, 1963, 1964, 1967
3 Италия Мир 250 куб.см 1957
125 куб.см 1951, 1957
Италия Гилера 500cc 1955, 1957
350cc 1957
2 Западная Германия НГУ 250 куб.см 1954
125 куб.см 1954
Италия Бенелли 250 куб.см 1950, 1969
Япония Кавасаки 500cc 1975
125 куб.см 1969
Год 50 куб.см (сверхлегкий ТТ) 125 куб.см (Легкий ТТ) 250 куб.см (Легкий ТТ) 350 куб.см (Младший ТТ) 500 куб.см (Старший ТТ) Отчет
Райдер Производитель Райдер Производитель Райдер Производитель Райдер Производитель Райдер Производитель
1976 Великобритания Том Херрон Ямаха Великобритания Час Мортимер Ямаха Великобритания Том Херрон Ямаха Отчет
1975 Великобритания Час Мортимер Ямаха Великобритания Чарли Уильямс Ямаха Великобритания Мик Грант Кавасаки Отчет
1974 Великобритания Чарли Уильямс Ямаха Великобритания Тони Раттер Ямаха Великобритания Фил Карпентер Ямаха Отчет
1973 Великобритания Томми Робб Ямаха Великобритания Чарли Уильямс Ямаха Великобритания Тони Раттер Ямаха Австралия Джек Финдли Сузуки Отчет
1972 Великобритания Час Мортимер Ямаха Великобритания Фил Рид Ямаха Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Отчет
1971 Великобритания Час Мортимер Ямаха Великобритания Фил Рид Ямаха Великобритания Тони Джеффрис Ямсель Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Отчет
1970 Германия Дитер Браун Сузуки Австралия Кел Каррутерс Ямаха Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Отчет
1969 Великобритания Дэйв Симмондс Кавасаки Австралия Кел Каррутерс Бенелли Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Отчет
1968 Австралия Барри Смит дерби Великобритания Фил Рид Ямаха Великобритания Билл Айви Ямаха Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Отчет
1967 Великобритания Стюарт Грэм Сузуки Великобритания Фил Рид Ямаха Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Отчет
1966 Великобритания Ральф Брайанс Хонда Великобритания Билл Айви Ямаха Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Италия Джакомо Агостини МВ Агуста Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Отчет
1965 Швейцария Луиджи Тавери Хонда Великобритания Фил Рид Ямаха Родезия Джим Редман Хонда Родезия Джим Редман Хонда Великобритания Майк Хейлвуд МВ Агуста Отчет
1964 Новая Зеландия Хью Андерсон Сузуки Швейцария Луиджи Тавери Хонда Родезия Джим Редман Хонда Родезия Джим Редман Хонда Великобритания Майк Хейлвуд МВ Агуста Отчет
1963 Япония Мицуо Ито Сузуки Новая Зеландия Хью Андерсон Сузуки Родезия Джим Редман Хонда Родезия Джим Редман Хонда Великобритания Майк Хейлвуд МВ Агуста Отчет
1962 Германия Эрнст Дегнер Сузуки Швейцария Луиджи Тавери Хонда Великобритания Дерек Минтер Хонда Великобритания Майк Хейлвуд МВ Агуста Федерация Родезии и Ньясаленда Гэри Хокинг МВ Агуста Отчет
1961 Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Великобритания Майк Хейлвуд Хонда Великобритания Фил Рид Нортон Великобритания Майк Хейлвуд Нортон Отчет
1960 Италия Карло Уббиали МВ Агуста Федерация Родезии и Ньясаленда Гэри Хокинг МВ Агуста Великобритания Джон Хартл МВ Агуста Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Отчет
1959 Италия Тарквинио Провини МВ Агуста Италия Тарквинио Провини МВ Агуста Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Отчет
1958 Италия Карло Уббиали МВ Агуста Италия Тарквинио Провини МВ Агуста Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Отчет
1957 Италия Тарквинио Провини Мир Великобритания Сесил Сэндфорд Мир Великобритания Боб Макинтайр Гилера Великобритания Боб Макинтайр Гилера Отчет
1956 Италия Карло Уббиали МВ Агуста Италия Карло Уббиали МВ Агуста Австралия Кен Кавана Мото Гуцци Великобритания Джон Сёртис МВ Агуста Отчет
1955 Италия Карло Уббиали МВ Агуста Великобритания Билл Ломас Мото Гуцци Великобритания Билл Ломас Мото Гуцци Великобритания Джефф Дюк Гилера Отчет
1954 Австрия Руперт Холлаус НГУ Германия Вернер Хаас НГУ Новая Зеландия Род Коулман АДЖС Федерация Родезии и Ньясаленда Рэй Амм Нортон Отчет
1953 Великобритания Лесли Грэм МВ Агуста Великобритания Фергус Андерсон Мото Гуцци Федерация Родезии и Ньясаленда Рэй Амм Нортон Федерация Родезии и Ньясаленда Рэй Амм Нортон Отчет
1952 Великобритания Сесил Сэндфорд МВ Агуста Великобритания Фергус Андерсон Мото Гуцци Великобритания Джефф Дюк Нортон Республика Ирландия Рег Армстронг Нортон Отчет
1951 Великобритания Кроми МакКэндлесс Мир Великобритания Томми Вуд Мото Гуцци Великобритания Джефф Дюк Нортон Великобритания Джефф Дюк Нортон Отчет
1950 Италия Дарио Амброзини Бенелли Великобритания Арти Белл Нортон Великобритания Джефф Дюк Нортон Отчет
1949 Республика Ирландия Манлифф Баррингтон Мото Гуцци Великобритания Фредди Фрит Велосетта Великобритания Гарольд Дэниел Нортон Отчет

Текущие рекорды кругов

[ редактировать ]
Категория Райдер(ы) Машина Шины Год Время Средняя скорость Источник [81]
миль в час км/ч
Сразу (все категории) Питер Хикман БМВ М1000РР Данлоп 2023 16:36.114 136.358 219.447 [82]
Супербайк ТТ Питер Хикман БМВ М1000РР Данлоп 2023 16:42.825 135.445 217.978 [83]
Суперспорт ТТ Майкл Данлоп Ямаха YZF-R6 Данлоп 2023 17:21.604 130.403 209.863 [84]
Легкий ТТ Майкл Данлоп Патон Метцелер 2018 18:26.543 122.750 197.547 [85]
Сверхлегкий ТТ Крис Палмер Хонда РС125 2004 20:20.87 110.52 177.86
Старший ТТ Питер Хикман БМВ С1000РР Данлоп 2018 16:42.778 135.452 217.989 [86]
Суперсток ТТ Питер Хикман БМВ М1000РР Данлоп 2023 16:36.114 136.358 219.447 [87]
ТТ Зеро Майкл Раттер Муген Шинден Данлоп 2019 18:34.172 121.91 196.20 [88]
Коляска ТТ Бен Бирчалл и
Том Бирчалл
Honda CBR с коляской Эйвон 2023 18:45.850 120.645 194.159 [89]

Текущие рекорды гонок

[ редактировать ]
Категория Круги Райдер(ы) Машина Шины Год Время гонки Средняя скорость
миль в час км/ч
Суперсток ТТ 3 Питер Хикман БМВ С1000РР 2023 50:48:301 133.676 215.085 [2]
4 Питер Хикман БМВ С1000РР Данлоп 2018 01:08:49.976 131.553 211.714 [87]
Супербайк ТТ 6 Майкл Данлоп БМВ С1000РР Данлоп 2023 01:43:01.855 131.832 212.163 [83]
Суперспорт ТТ 4 Майкл Данлоп Ямаха YZF-R6 2023 01:10:50.234 127.831 205.724 [90]
Супертвин ТТ 4 Майкл Данлоп Патон 650 Метцелер 2018 01:15:05.032 120.601 194.088 [85]
Легкий ТТ 3 Иван Линтин Кавасаки ER650 Метцелер 2015 57:06.070 118.936 191.409 [91]
Старший ТТ 6 Питер Хикман БМВ С1000РР 2018 01:43:08.065 131.700 211.951 [86]
4 Джон МакГиннесс Хонда CBR1000RR Данлоп 2015 01:09:23.903 130.481 209.989
ТТ Зеро 1 Майкл Раттер Муген Шинден 2019 18:34.172 121.91 196.20 [88]
Коляска ТТ 3 Бен Бирчалл и Том Бирчалл Honda CBR с коляской Эйвон 2023 56:41.815 119.816 192.825 [89]

10 самых быстрых новичков

[ редактировать ]
Райдер(ы) Машина Год Средняя скорость
миль в час км/ч
1 Гленн Ирвин Хонда 2022 129.850 208.973
2 Питер Хикман BMW 2014 129.104 207.773
3 Дэйви Тодд Сузуки 2018 128.379 206.606
4 Натан Харрисон [92] Хонда 2022 128.087 206.136
5 Джош Брукс Сузуки 2013 127.726 205.555
6 Райан Крингл [93] Хонда 2023 126.096 202.932
7 Стив Плейтер Ямаха 2007 125.808 202.468
8 Саймон Эндрюс BMW 2011 125.134 201.384
9 Кейт Амор Хонда 2007 124.856 200.936
10 Хорст Зайгер Кавасаки 2013 123.846 199.311

Награды за гонку

[ редактировать ]

Самая заслуженная участница среди женщин - Трофей Сьюзан Дженнесс вручается ежегодно Исполнительным комитетом Клуба болельщиков TT в знак признания «наиболее достойного выступления участницы-женщины» во время предыдущего собрания TT. Премия не вручается с 2019 года.

Райдер(ы) Категория гонки Год
Дженни Тинмут одиночный участник 2010
Фиона Бейкер-Миллиган в качестве пассажира, коляска 600 куб.см 2011 [94]
Дебби Бэрон в качестве водителя, Ireson Kawasaki Sidecar 600 куб.см 2012 [95]
Эстель Леблон в качестве водителя, коляска 600 куб.см 2013 [96]
Эстель Леблон в качестве водителя, коляска 600 куб.см 2014 [97]
Фиона Бейкер-Миллиган в качестве пассажира, коляска 600 куб.см 2015 [98]
Мария Костелло одиночный участник 2016 [99]
Эстель Леблон и Мелани Фарнье Коляска 600 куб.см 2017 [100]
Джули Канипа в качестве пассажира, коляска 600 куб.см 2018 [101]
Мария Костелло одиночный участник 2019 [102]

Видеоигры

[ редактировать ]

Было создано множество видеоигр, основанных на TT на острове Мэн; Первой была Sega аркадная игра Manx TT Super Bike 1995 года , которая позже была портирована на Sega Saturn в 1997 году. [103] С тех пор последовало еще несколько игр, в том числе Suzuki TT Superbikes (2005 г.), TT Superbikes: Real Road Racing Championship и TT Superbikes Legends (обе 2008 г.), все из которых были выпущены исключительно для PlayStation 2 и разработаны Jester Interactive .

С тех пор Bigben Interactive возобновила лицензию на игру TT, выпустив TT Isle Of Man: Ride on the Edge в 2018 году и два продолжения в 2020 и 2023 годах. [104] [105] [106]

Связанные события

[ редактировать ]

Спринт Рэмси проводится с 1978 года и является одним из крупнейших соревнований гоночного фестиваля TT. Спринт проходит по набережной Мура длиной 1 км. Музыкальный фестиваль Sprintfest также проводится в том же городе Рэмси в выходные между тренировочной и гоночной неделями.

См. также

[ редактировать ]
Парламентская площадь, Рэмси, в день скачек в 2008 году.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Опыт острова Мэн. Сувенирный путеводитель по острову Мэн. стр. 66-67 Гордон Н.Книвертон, 8-е издание «Опыт острова Мэн» (1987) Mannin Publishing Ltd.
  2. Isle of Man Examiner, стр. 2, 12 ноября 1921 г.
  3. ^ Вот новости: Хроника 20-го века, Том 1, стр. 78 Гордон Н. Книвертон и Терри Крингл Фонд наследия острова Мэн (1999) Опыт острова Мэн ISBN   9781873120460
  4. ^ «Последнее безумное воскресенье: основные изменения в 2023 году TT» . Остров Мэн . 6 июня 2022 г. Проверено 2 февраля 2024 г.
  5. ^ «Расписание ТТ и перекрытие дорог» . Остров Мэн . 29 мая 2023 г. Проверено 2 февраля 2024 г.
  6. ^ Официальная программа - Международный туристический трофей по автовелосипеду, 28 мая 1907 г., страницы 1–3. Клуб автовелосипедистов (1907 г.). Репродукция (2007) Почтовое отделение острова Мэн
  7. ^ Хубер, Тим. «Все, о чем вам нужно знать: остров Мэн TT» . RideApart.com .
  8. ^ Мотоциклетные страницы 1 и 6, 14 июня 1972 г.
  9. ^ Берил Суэйн, первая женщина-мотоциклистка, финишировавшая в гонке TT. www.thetimes.co.uk , дата обращения 10 марта 2021 г.
  10. ^ "Будет ли Берил снова участвовать в гонках на Острове?" Мотоциклетные новости , 27 февраля 1963 г., стр.9. По состоянию на 13 апреля 2024 г.
  11. Богиня педалей газа BBC, остров Мэн, 13 ноября 2014 г., дата обращения 18 января 2015 г.
  12. ^ Профили женщин-гонщиков на веб-сайте TT на острове Мэн - Хилари Муссон www.ttwebsite.com , дата обращения 10 марта 2021 г.
  13. ^ «Первая леди. Хилари Муссон и Yamaha». Мотоциклетный спорт , август 1978 г., стр.302, стр.310. По состоянию на 16 сентября 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б КЕ, ЭНДРЮ (7 июня 2017 г.). «Совершите круг в самой опасной гонке в мире» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 октября 2017 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б ДеГрут, Ник (5 июня 2016 г.). «Два погибших за один день потрясли TT на острове Мэн в 2016 году» . Motorsport.com . Проверено 7 февраля 2017 г. [ мертвая ссылка ]
  16. ^ Лидз, Франц (8 сентября 2003 г.). «38 миль ужаса. Каждый год гонщики мчатся по острову Мэн в рамках турнира Tourist Trophy, испытания нервов и скорости, которое может быть самым опасным соревнованием в спорте» . Sports Illustrated — Хранилище .
  17. ^ Гонки «Большой тройки» острова Мэн: Путеводитель для зрителей. TT (Tourist Trophy), Фестиваль мотоциклов (включая Гран-при острова Мэн), Southern 100, стр. 43 Тревор Баррет (2014) Lily Publication ISBN   1907945237
  18. ^ «Три погибших после сбоя TT на острове Мэн в 2017 году: Ламберт, Хук, Боннер» . Абсолютный мотоциклетный спорт . 7 июня 2017 г.
  19. ^ КОРОНЕР РАССЛЕДОВАНИЯ (20 марта 2008 г.). «РАМСБОТЭМ, ДЖЕЙКОБ и КЕНЦИГ, часть 2» . Решения острова Мэн онлайн . Суды острова Мэн.
  20. ^ КОРОНЕР РАССЛЕДОВАНИЯ (20 марта 2008 г.). «РАМСБОТЭМ, ДЖЕЙКОБ и КЕНЗИГ, часть 1» . Решения острова Мэн онлайн . Суды острова Мэн.
  21. ^ «Коронавирус: остров Мэн отменяет гонки TT из-за вспышки вируса» . Новости Би-би-си . 16 марта 2020 г.
  22. ^ «Фестиваль TT 2021: опасения по поводу Covid-19 вынуждают правительство острова Мэн отменить мероприятие» . Би-би-си Спорт. 30 ноября 2020 г. Проверено 20 января 2021 г.
  23. ^ Island Racer 2004, стр. 112–113 Mortons Media Group Ltd. ISBN   9780954244224
  24. ^ TT Pioneers - Ранние автомобильные гонки на острове Мэн , автор Роберт Келли, стр. 68. Опыт острова Мэн (1996), The Alden Press ISBN № 1 873120 61 3
  25. ^ Мотоцикл , стр. 545, от 19 июня 1905 г.
  26. ^ Island Racer 2003, стр. 89 Mortons Media Group Ltd. ISBN   0954244222
  27. ^ Правила международных туристических трофеев 2015 г., стр. 22 ACU Events Isle of Man Limited (2015) Департамент экономического развития острова Мэн
  28. ^ Правила международных туристических трофеев 2015 г. ACU Events Isle of Man Limited, стр. 5 и стр. 58, Приложение A
  29. ^ Правила международных туристических трофеев 2015 г., стр. 2 и Приложение C ACU Events Isle of Man Limited
  30. ^ Правила международных туристических трофеев 2015 г., стр. 5/Приложение D, стр. 34 ACU Events (Isle of Man) Limited (2015) Департамент экономического развития острова Мэн
  31. ^ «Технический директор Дэйв Хаген объясняет технические изменения для гонок TT на острове Мэн 2023 года» . www.iomttraces.com . Проверено 11 июня 2023 г.
  32. ^ Паттерсон, Саймон (29 мая 2023 г.). «ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПО ОСТРОВУ МЭН 2023 ГОДА» . Гонка . Проверено 13 марта 2024 г.
  33. ^ История мотокурса гонок TT на острове Мэн 1907–1989, стр. 18-19 и 23 (Технические примечания Мика Вуллетта) Ник Харрис © Hazelton Securities Ltd (1990) Graficas Esatalla SA ISBN   0-905138-71-6
  34. ^ TT Topics and Tales Дэвида Райта - Amulree Publications (4 апреля 2006 г.) ISBN   1901508099
  35. ^ Правила международных туристических трофеев 2010 г., стр. 2 ACU Events Isle of Man Limited
  36. ^ Гонки TT 1947 года, обзор IoM TT.com. Проверено 26 сентября 2015 г.
  37. ^ Результаты класса Clubman TT 1000 cc 1950 года IoM TT.com. Проверено 26 сентября 2015 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б Motor Cycle , 9 марта 1967 г., стр. 284–286. Родстеры на волшебном круге. Съемки Production-TT в Мэнксленде , Дэвид Диксон . По состоянию на 26 сентября 2015 г.
  39. ^ Результаты 1956 года Clubman TT в классе юниоров IoM TT.com. Проверено 26 сентября 2015 г.
  40. ^ Результаты 1956 года Clubman TT Senior в классе IoM TT.com. Проверено 26 сентября 2015 г.
  41. Результаты гонок среди взрослых 1963 года, участник Рэй Найт, Hughes Triumph. Архивировано 4 марта 2016 года на Wayback Machine , официальный сайт Manx Grand Prix.Org, дата обращения 19 октября 2015 года.
  42. Результаты гонок среди взрослых 1964 года, участник Рэй Найт, Hughes Triumph. Архивировано 4 марта 2016 года на Wayback Machine , официальный сайт Manx Grand Prix.Org, дата обращения 19 октября 2015 года.
  43. ^ Рэй Найт, Профиль конкурента , официальный сайт IoM TT.com, дата обращения 19 октября 2015 г.
  44. ^ Motor Cyclist Illustrated, январь 1965, стр. 41. Еще серийные гонки . По состоянию на 19 октября 2015 г.
  45. ^ «Класс ТТ Зеро когда-нибудь вернется?» . Остров Мэн . 7 июня 2023 г. Проверено 23 ноября 2023 г.
  46. Yamaha продолжает путешествовать маршалами по дорогам и трекам , iomtt.com, 29 мая 2013 г. Проверено 11 сентября 2020 г.
  47. ^ Yamaha продолжает путешествовать маршалами на Road and Track iomtt.com, 29 мая 2013 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
  48. ^ «Путешествия маршалов играют жизненно важную роль» . www.iomttraces.com . 9 июня 2023 г. Проверено 29 августа 2023 г.
  49. ^ Уведомление о закрытии дорог TT, 2016 г. Архивировано 15 июня 2016 г. в Wayback Machine. Проверено 1 июня 2016 г.
  50. TVIM, 28 августа 2013 г. , дата обращения 12 декабря 2015 г.
  51. ^ «Самый быстрый способ умереть в мире: гонка на мотоциклах, в которой погибло 246 человек» . News.com.au. ​2 июля 2015 г.
  52. ^ Браун, Аарон (7 июня 2017 г.). «Три гонщика погибли в результате отдельных инцидентов на острове Мэн TT в 2017 году» . Драйв . Проверено 13 июня 2017 г.
  53. ^ Бэкус, Ричард (март – апрель 2017 г.), «ОСТРОВ МЭН», Motorcycle Classics , стр. 50–56.
  54. ^ «Еще два мотоциклиста погибли на гонках TT на острове Мэн» . Телеграф . 11 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 20 февраля 2017 г.
  55. ^ Либек, Рон (13 июня 2016 г.). «Итог TT на острове Мэн за 2016 год – победители и погибшие» . Абсолютный мотоциклетный спорт . Проверено 7 февраля 2017 г.
  56. ^ «Самый быстрый способ умереть в мире: самая опасная гонка на планете» . news.com.au. ​Проверено 20 февраля 2017 г.
  57. ^ «Еще две смерти увеличили число погибших на фестивале TT на острове Мэн до пяти» . express.co.uk . Проверено 20 февраля 2017 г.
  58. ^ «После самого смертоносного года, как сделать TT 2023 года на острове Мэн безопаснее?» . Би-би-си Спорт . Проверено 21 ноября 2023 г.
  59. Результаты гонки, Стив Мерсер , iomtt.com, дата обращения 25 января 2020 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б TT на острове Мэн описывает изменения после столкновения автомобиля с курсом Мерсера Autosport , 18 апреля 2019 г., дата обращения 26 января 2020 г.
  61. ^ Остров Мэн TT 2018: Травмированный Стив Мерсер благодарит фанатов за поддержку BBC News , 5 декабря 2018 г. Проверено 26 января 2020 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Организаторы TT отказываются раскрывать содержание расследования серьезной катастрофы BBC News , 7 декабря 2018 г. Проверено 26 января 2020 г.
  63. ^ Пострадавший гонщик TT с острова Мэн Стив Мерсер говорит, что «это не может закончиться так» Информационный бюллетень Белфаста , 9 апреля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б Отчет о катастрофе Mercer недоступен в течение года на Bikesportnews, 10 июня 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  65. ^ Дербишир, Адриан (6 июня 2018 г.). «Что мы знаем о катастрофе Мерсера» . Остров Мэн сегодня . Tindle Newspapers Ltd. Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года . Проверено 26 января 2020 г. .
  66. ^ «Процедура красного флажка с немедленным вступлением в силу» . Остров Мэн сегодня . 31 мая 2018 г.
  67. ^ Уайт, Кайл (19 июня 2018 г.). «TT 2018: Экс-глава Ассоциации автоспорта проведет независимое расследование инцидента со Стивом Мерсером» . Новостное письмо .
  68. Стив Мерсер отказал в доступе к официальному отчету о лобовом столкновении на острове Мэн Информационный бюллетень TT Belfast , 11 апреля 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  69. ^ Они даже не скажут Мерсеру, что пошло не так. Архивировано 25 февраля 2021 года в Wayback Machine iomtoday, 5 апреля 2019 года. Проверено 26 января 2020 года.
  70. Требование Стива Мерсера о компенсации в связи с автокатастрофой на трассе TT «должно быть рассмотрено на острове Мэн» , Информационный бюллетень Белфаста , 29 августа 2019 г. Проверено 26 января 2020 г.
  71. ^ Заявление ACU TT Statement Auto Cycle Union, 18 апреля 2019 г. Дата обращения 26 января 2020 г.
  72. Руководители TT обрисовывают изменения в безопасности после аварии Mercer Bikesportnews, 18 апреля 2019 г., дата обращения 27 января 2020 г.
  73. Официальный представитель ACU стоит в ряду трекеров. Архивировано 25 февраля 2021 г. на Wayback Machine iomtoday.co.im, 6 сентября 2019 г. Проверено 27 января 2020 г.
  74. ^ «Встречи — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года.
  75. ^ «Правительство острова Мэн объявляет об отмене гонок TT Races 2020 года — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . Архивировано из оригинала 16 марта 2020 года.
  76. ^ «Classic TT 2020 отменен — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . Архивировано из оригинала 15 августа 2020 года.
  77. ^ «Заявление правительства МОМ: отмена TT 2021 — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года.
  78. Истинная цена отмены TT на острове Мэн выходит далеко за рамки потери максимального прилива адреналина в гонках. The Independent , 2 апреля 2020 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
  79. ^ «Предварительное расписание TT 2022 подтверждено — iomtt.com: веб-сайт TT №1 в мире» . Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года.
  80. ^ «База данных» . www.iomttraces.com . Проверено 30 августа 2023 г.
  81. ^ Указанные рекорды представляют собой время круга, достигнутое только во время гонок. Если не указано иное, источники в этой таблице взяты с веб-сайта IOMTT.COM: title=IOM TT: Current Isle of Man TT Lap Records.
  82. ^ «Результаты TT на острове Мэн: Питер Хикман становится самым быстрым гонщиком в мире, одержав рекордную победу на турнире Senior TT» . Остров Мэн ТТ . Дюк Маркетинг Лимитед. 2 июня 2018 года . Проверено 3 июня 2018 г. Питер Хикман показывает потрясающий рекорд на последнем круге и выигрывает Senior TT на острове Мэн TT, опередив многолетнего лидера гонки Дина Харрисона в одной из самых близких гонок, когда-либо виденных.
  83. ^ Перейти обратно: а б «RST Superbike TT – Протокол результатов» ( PPDF ) . Остров Мэн ТТ . Дюк Маркетинг Лимитед. 2 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 3 июня 2018 г.
  84. ^ «Тайминг гонок TT на острове Мэн» .
  85. ^ Перейти обратно: а б «ТТ Беннетта в легком весе – Протокол результатов» (PDF) . Остров Мэн ТТ . Дюк Маркетинг Лимитед. 8 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 8 июня 2018 г.
  86. ^ Перейти обратно: а б «PokerStars Senior TT» (PDF) . Остров Мэн ТТ . Duke Marketing Ltd., 8 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 8 июня 2018 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б «RL360 Superstock TT – Протокол результатов» (PDF) . Остров Мэн ТТ . Дюк Маркетинг Лимитед. 4 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 28 декабря 2018 г. . Проверено 4 июня 2018 г.
  88. ^ Перейти обратно: а б «Отличный материал от @michaelrutter_ с победой на скорости 121,9 миль в час и @jm130tt, занявшим второе место на скорости более 190 миль в час и максимальной скорости 176 миль в час по прямой Салби» . 6 июня 2019 г.
  89. ^ Перейти обратно: а б «Locate.im Sidecar TT 2» (PDF) . Остров Мэн ТТ . Дюк Маркетинг Лимитед. 8 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 12 июня 2018 г. . Проверено 8 июня 2018 г.
  90. ^ «Monster Energy Supersport TT 2 – Протокол результатов» (PDF) . Энергия монстров . 8 июня 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 23 февраля 2019 г. . Проверено 8 июня 2018 г.
  91. ^ «Результаты Bennetts Lightweight TT за 2015 год» (PDF) . IOMTT.COM. Архивировано (PDF) из оригинала 15 июня 2015 года.
  92. ^ Уайт, Кайл (18 января 2023 г.). «Восходящий перспективный игрок острова Мэн Натан Харрисон присоединяется к Джону МакГиннессу в Honda в 2023 году» . Новостное письмо . Проверено 11 июня 2023 г.
  93. ^ Гонки TT на острове Мэн (9 июня 2023 г.). «RL360 Superstock TT Race 2 — 9 июня 2023 г. — круг за кругом» (PDF) . Проверено 14 ноября 2023 г.
  94. ^ TT News Race Edition № 2, 2012 г., стр. 20 Isle of Man Newspapers Ltd (2012) Bridson & Horrox Ltd
  95. ^ Журнал Клуба сторонников TT - Зима 2012 г., стр. 15 (2012) Клуб сторонников TT
  96. ^ TT News Race Edition № 3, 2014 г. , стр. 23 Isle of Man Newspapers Ltd (2014) Bridson & Horrox Ltd
  97. ^ Журнал Клуба сторонников TT - Лето 2015 г., стр. 10 (2015) Клуб сторонников TT
  98. ^ Журнал Клуба сторонников TT - Зима 2015 г., стр. 13 (2015) Клуб сторонников TT
  99. ^ Журнал Клуба сторонников TT - Зима 2016 г., стр. 22 (2016) Клуб сторонников TT
  100. ^ Журнал Клуба сторонников TT - Лето 2018 г., стр. 17 (2018) Клуб сторонников TT
  101. ^ TT News Issue One, 2019, стр. 27, 25 мая 2019 г., Isle of Man Newspapers Ltd (2019) Bridson & Horrox Ltd.
  102. ^ Риал, Стиви. «Костелло MBE получает награду Сьюзен Дженнесс Трофи - Новости шоссейных гонок» . Проверено 28 августа 2023 г.
  103. ^ «Обзор супербайка Manx TT» .
  104. ^ «Обзор: «TT Isle of Man – Ride on the Edge 2» — ваш билет на гонку, отмененную из-за коронавируса» . Форбс .
  105. ^ «ТТ с острова Мэн появится в вашей игровой комнате» .
  106. ^ Ной, Стив (28 апреля 2023 г.). «Видео TT Isle of Man: Ride on the Edge 3 — Дэйви Тодд делится своим опытом» . Операция «Спорт» . Проверено 29 августа 2023 г.
  • Баркер, Стюарт (2007). 100 лет ТТ. EMAP ISBN   1-84605-235-1
  • Дакворт, Мик (2007). TT 100 – Официальная история туристических трофейных гонок острова Мэн. Лили Публикации ISBN   9781899602674
  • Харрис, Ник (1991). История мотокурса туристических трофейных гонок на острове Мэн 1907–1989 гг. Hazelton Publishing ISBN   0-905138-71-6
  • Мак МакДиармид (2004). Магия ТТ. Век гонок над горой . Издательство Haynes. ISBN   1-84425-002-4
  • Нойес, Денис (1999) 50 лет Гран-при по мото. Хейзелтон Паблишинг Лтд. ISBN   1-874557-83-7
  • Пидкок, Фред и Снеллинг, Билл (2007) История гонок TT членов клуба на острове Мэн, 1947–1956. Публикации Амулри ISBN   1-901508-10-2
  • Сэвидж, Майк (1997) TT Heroes. Публикации Амулри ISBN   0-9521126-9-8
  • Снеллинг, Билл (1996). Туристический трофей на старых фотографиях, собранных Биллом Снеллингом. Саттон Паблишинг ISBN   1-84015-059-9
  • Страуд, Джон (2007). Маленькая книга ТТ. Издательство «Зеленый зонтик» ISBN   1-905828-24-1
  • Райт, Дэвид (2007). 100 лет гонкам TT на острове Мэн. Век мотогонок. Кровуд Пресс ISBN   1-86126-906-4
  • Райт, Дэвид (2006). ТТ Темы и сказки. Публикации Амулри ISBN   1-901508-09-9
[ редактировать ]

54 ° 10'02 "с.ш. 4 ° 28'44" з.д.  /  54,16722 ° с.ш. 4,47889 ° з.д.  / 54,16722; -4,47889

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c9073982aeb80fcddec939e9c85d950__1722720840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/50/0c9073982aeb80fcddec939e9c85d950.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isle of Man TT - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)