Радж-Уитворт
![]() | |
Предшественник | Радж Цикл Ко, Уитворт Цикл Ко |
---|---|
Основан | 1894 г. слияние предшественников |
Основатель | Дэниэл Радж , Чарльз Х. Пью |
Несуществующий | 1946 |
Штаб-квартира | Ковентри, Бирмингем , Великобритания |
Ключевые люди | CH, CV и Джон Пью |
Продукты | Велосипеды , мотоциклы , колеса |





Rudge Whitworth Cycles — британский велосипед с велосипедным седлом. [1] для мотоциклов и спортивных автомобилей Производитель колес , возникший в результате слияния двух производителей велосипедов в 1894 году, Whitworth Cycle Co. из Бирмингема , основанный Чарльзом Генри Пью и двумя его сыновьями Чарльзом Верноном и Джоном, [2] и Rudge Cycle Co. из Ковентри (которая произошла от велосипедной компании, основанной Дэниелом Раджем из Вулверхэмптона ).
Мотоциклы Rudge производились с 1911 по 1946 год. Фирма была известна своими инновациями в конструкции двигателей и трансмиссий, а также успехами в гонках. Их девизом продаж было: «Не тяни, не тяни».
В 1907 году компания также произвела первое съемное проволочное колесо. [3] и был известен своими подделками колес на спортивных автомобилях ; этот бренд продолжал существовать и в 1960-е годы.
Проволочные колеса
[ редактировать ]В начале 1900-х годов Джон Пью, сын основателя компании Чарльза Пью и автомобилист-пионер, решил, что должен быть лучший способ справиться с проколотыми шинами, чем менять шину, когда колесо все еще прикреплено к автомобилю. Соревнуясь с Виктором Райли из компании Riley Cycle, они оба разработали съемное колесо, фиксируемое одной большой гайкой. Пью получил патент на свое колесо в 1908 году. Существовали детальные различия в конструкции, что привело к юридическим спорам между двумя компаниями по поводу интеллектуальных прав на съемное колесо. Пью в конечном итоге проиграл спор после апелляции в Палату лордов.
Конструкция ступицы с центральным замком состоит из трех основных элементов - шлицевой ступицы для фиксации колеса и двух ответных конусов, один на внутреннем конце, который центрирует колесо, а другой - на конце гайки. Эти конусы передают большую часть крутящего момента на колесо, освобождая шлицы от большей части нагрузки. Одной из ключевых особенностей конструкции Pugh является то, что она самозатягивается. Колеса с правой стороны автомобиля имеют левую резьбу на гайке и наоборот. Если колесо ослабнет, контргайка затянется и надежно удержит колесо.
Система была с энтузиазмом подхвачена гоночным сообществом, где преимущество быстрой смены колес было очевидным. На гонке TT на острове Мэн в 1908 году 21 из 35 участников использовали колеса Раджа-Уитворта, и только один из финишировавших этого не сделал. К 1913 году использование съемных проволочных колес стало универсальным на Гран-при. [4]
После Второй мировой войны права на колесо Раджа-Уитворта приобрела компания Jaguar Cars .
Велосипеды
[ редактировать ]
В 1938 году Радж-Уитворт спонсировал Билли Флеминга попытку установить рекорд дистанции по наибольшему количеству миль, пройденных за год. Они предоставили ей велосипед с трехскоростным переключателем передач и циклометром, а также финансовую поддержку, чтобы она могла ездить на велосипеде непрерывно в течение 365 дней. Ее рекорд в 29 603,7 миль (47 642,5 км) все еще стоял на момент ее смерти в возрасте 100 лет в 2014 году. [5]
Мотоциклы
[ редактировать ]Продав в 1909 году новую марку Werners, компания в 1911 году выпустила свой первый мотоцикл - одноцилиндровый мотоцикл с F-образной головкой объемом 500 куб.см (31 куб.дюйм ).
В 1915 году был выпущен мотоцикл объемом 1000 куб.см (61 куб.дюйм) с четырехступенчатой коробкой передач Jardine , за которым последовал Multigear объемом 1000 куб.см. В 1923 году компания представила 4-ступенчатую коробку передач собственного производства, которая заменила Jardine, и производство Multigear было прекращено.
Радж Мультигир
[ редактировать ]
В 1912 году был выпущен двигатель Multigear объемом 499 куб. См (30,5 куб. Дюймов) с ременным приводом , в котором использовались шкивы с регулируемой глубиной канавок, обеспечивающие 21 передаточное число передней передачи с передаточным числом высшей передачи до 2,75: 1. (В Zenith Gradua и сингле FN объемом 244 куб.см 1907 года использовалась аналогичная система.) В 1913 году был выпущен Multigear объемом 750 куб.см (46 куб.см). В 1914 году Сирил Пуллин выиграл турнир TT на острове Мэн на Rudge Multigear. Вместе с Zenith-Gradua это была одна из первых бесступенчатых трансмиссий (CVT).
В 1923 году производство Multigear прекратилось.
Радж Четыре
[ редактировать ]
Одноцилиндровый двигатель Rudge Four объемом 350 куб.см (21 куб.дюйм), названный в честь четырех скоростей и четырех клапанов, при выпуске показал заметно более высокие характеристики по сравнению с конкурентами, имея большую мощность, чем его предшественник объемом 500 куб.см (31 куб.дюйм). Говорят, что инженер Rudge Джордж Хак позаимствовал свою дизайнерскую идею у четырехклапанного Triumph Ricardo (производившегося с 1921 по 1928 год). Он разработал для Раджа четырехклапанную головку. [6] а в 1924 году они выпустили свою первую четырехклапанную головку блока цилиндров для двигателя объемом 350 куб.см. Клапаны были расположены параллельно, а не радиально.
В 1925 году появилась версия объемом 500 куб.см со связанными передними и задними тормозами, а в подшипники шатунов теперь подавалось масло через шейку коленчатого вала. Старый 350-кубовый двигатель был снят с производства в 1926 году. В 1928 году мотоциклы Rudge были оснащены седельными баками и 8-дюймовыми внутренними расширяющимися барабанными тормозами . Стэнли Гланфилд разработал Rudge для гонок по бездорожью, который с 1928 года продавался как Glanfield Rudge. [7]
Гонки
[ редактировать ]Гран-при Ольстера
[ редактировать ]
В 1928 году Грэм Уокер выиграл Гран-при Ольстера со средней скоростью более 80 миль в час. Это побудило к выпуску Rudge Ulster , а также двигателя JAP объемом 250 куб.см и параллельного 4-клапанного двигателя объемом 350 куб.см. Ulster был одной из самых известных моделей.
Победы TT на острове Мэн 1930-х годов
[ редактировать ]Мотоциклы Rudge финишировали первым, вторым и третьим на гонке Junior TT 1930 года, используя прототипы радиальных 4-клапанных двигателей объемом 350 куб.см. Они также заняли первое и второе места в Senior TT. Двигатели шоссейных велосипедов были переведены на смазку с сухим картером. Производство JAP 250 и параллельного четырехклапанного двигателя объемом 350 куб.см прекратилось в этом году.
В 1931 году Rudge выпустила свои первые дорожные машины объемом 250 и 350 куб.см с радиально-клапанной компоновкой. Реплики TT были доступны в объемах 350 куб.см и 500 куб.см. 50-кубовый двигатель с параллельными клапанами также был доступен в моделях Special и Ulster, при этом Ulster теперь имеет гарантию скорости 100 миль в час. Первое и второе были взяты в 1931 году в лёгком ТТ , а в 1932 году — второе и третье.
500-кубовый двигатель с радиальной головкой выпускался только в 1932 году. Была построена копия TT объемом 250 куб.см, дорожные велосипеды были оснащены подходящими первичными цепями в масляной ванне и подставкой, которой можно было управлять «одним пальцем». [8]
Мотоцикл спидвей
[ редактировать ]В 1920-х и начале 1930-х годов мотоциклы Rudge также были популярны на мотогонках . Среди тех, кто ездил на них в течение своей карьеры, был чемпион мира 1938 года Блюи Уилкинсон из Австралии , который начал свою карьеру в спидвее в 1928 году на потрепанном старом Rudge с ременным приводом. [9]
Радж Велокар
[ редактировать ]Между 1912 и 1913 годами компания вышла на быстро развивающийся рынок веломобилей . В их автомобиле использовалась многоскоростная трансмиссия Rudge с ременной передачей по всей длине, предлагающая передаточные числа от 14 до 1 до 3,5 до 1. Передаточные числа выбирались с помощью рычага, работающего в затворе, который делил диапазон передач на десять различных передаточных чисел. Двигатель представлял собой одноцилиндровый двигатель объемом 750 куб.см с воздушным охлаждением, диаметром цилиндра 85 мм и ходом поршня 132 мм, оснащенный карбюратором Senspray. Цена в 1912 году составляла 135 гиней. [10]
Есть сообщения, что в двух корпусах сидений сиденья были расположены в шахматном порядке, чтобы поместиться в узком корпусе. [11] но этого не видно на фотографии, сделанной на выставке мотоциклов и веломобилей в Олимпии в 1912 году. [10]

Отклонить
[ редактировать ]
В условиях депрессии 1933 год стал последним годом производства мотоциклов для бездорожья и реплик TT. Ulster 500 куб.см был оснащен «полурадиальной» (параллельные клапаны с радиальными отверстиями) чугунной головкой. В 1934 году головка Ulster была отлита из алюминиевой бронзы, и был выпущен радиальный четырехклапанный двигатель Sports объемом 250 куб.см. Мотоциклы Rudge заняли первые три места в соревнованиях Lightweight TT 1934 года .
Двухклапанный двигатель объемом 250 куб.см был выпущен в 1935 году, а в 1936 году была выпущена последняя радиальная четырехклапанная модель объемом 250 куб.см, а на других моделях были представлены вилки с круглой трубкой. В 1937 году клапанный механизм на моделях объемом 500 куб.см стал полностью закрытым, но финансы были плохими, и Rudge была куплена EMI, и производство было прервано и перенесено в Хейс, Хиллингдон в Миддлсексе .
Двухклапанный спортивный двигатель объемом 250 куб.см был выпущен в 1938 году, а в начале 1939 года Ulster имел алюминиевую головку блока цилиндров RR50 . [12] Производство было прекращено в декабре 1939 года, и его перевели на производство радаров для военных нужд.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Радж Уитворт .
- ^ Водитель, Хью. Рождение военной авиации: Великобритания, 1903–1914 гг. Королевское историческое общество, Boydell Press, Саффолк, Великобритания, Рочестер, штат Нью-Йорк, 1997, стр. 14. ISBN 978-0-86193-234-4
- ^ Джорджано, GN Автомобили: ранние и винтажные, 1886–1930 . (Лондон: Grange-Universal, 1985)
- ^ Ховард, Кейт (май 2001 г.). «Хаб Раджа Уитворта». Автоспорт : 41.
- ^ Бартер, Дэйв. «Билли Флеминг: со 100-летием со дня рождения» . Еженедельник на велосипеде . Проверено 15 июня 2014 г.
- ^ [1] Джордж Хак (получено 11 октября 2006 г.)
- ↑ Первые напыщенные Раджи не пользовались особым успехом. Однако, когда грунтовые дороги стали более скользкими, Rudge вступил в свои права, и к концу 1930 года он стал господствовать. Его успех был недолгим; его, в свою очередь, вытеснит гоночная трасса JAP. [2] История местного Sponend (получено 11 октября 2006 г.)
- ^ [3] Клуб энтузиастов Раджа (получено 11 октября 2006 г.)
- ^ «Веб-сайт Speedway Net Australia номер 1 на базе шасси Eagle» .
- ^ Jump up to: а б «Выставка мотоциклов и велосипедных автомобилей в Олимпии», The Automotor Journal, 30 ноября 1912 г., стр. 1450.
- ^ Джорджано, Н. (2000). Автомобильная энциклопедия Болье . Лондон: HMSO. ISBN 1-57958-293-1 .
- ^ [4] Клуб энтузиастов Rudge Модельный ряд Rudge (получено 11 октября 2006 г.)

Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1894 заведения в Англии
- Производители мотоциклов Соединенного Королевства
- Несуществующие производители автомобилей в Англии
- Несуществующие производители велосипедов Соединенного Королевства
- Веломобили
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1894 году.
- Британские компании, основанные в 1894 году.
- Производители колес
- Компании по производству автомобилей ликвидированы в 1946 году.