1923 «24 часа Ле-Мана»
1923 « 24 часа Ле-Мана» | |
Предыдущий: Нет | Далее: 1924 год |
Индекс: Гонки | Победители |
, «24 часа Ле-Мана» 1923 года официально 24-часовой Гран-при на выносливость ( французский : Grand Prix d'Endurance de 24 Heures ), были первым Гран-при на выносливость и проходили 26 и 27 мая 1923 года. [ 1 ]
В конкурсе приняло участие двадцать производителей, все из Франции, за исключением одного Bentley из Великобритании и пары Excelsiors из Бельгии. В дождливой гонке темп задавали команда Chenard-Walcker и Bentley, а их преследовал меньший по размеру 2-литровый Bignan. Bentley задержали камни, разбившие фару и проткнувшие топливный бак, и в конце концов Шенар-Валькерс Рене Леонара / Андре Лагаша и Кристиана Доверня/Рауля Бахмана одержали комфортную победу со счетом 1–2.
Однако официальной победы для них не было, поскольку это мероприятие было первой частью трех последовательных ежегодных гонок Трехлетнего кубка Раджа-Уитворта , где окончательным победителем станет производитель, чья лучшая машина с наибольшим отрывом превысит назначенную целевую дистанцию. . Таким образом, в этом соревновании лидировал маленький 1,1-литровый Salmson от Desvaux/Casse. Он проехал 98 кругов, на 46 больше запланированного в 52 круга.
Гонка также стала прекрасной демонстрацией выносливости и надежности машины. В гонке финишировали тридцать автомобилей, и такого числа не было в Ле-Мане до 1993 года .
Правила
[ редактировать ]Окончательный регламент мероприятия не был составлен Шарлем Фару и Автомобильным клубом de l'Ouest (ACO) до февраля 1923 года. [ 2 ] [ 3 ] Все автомобили должны были быть стандартными четырехместными серийными моделями, за исключением моделей с объемом двигателя менее 1100 куб. См, которые могли быть двухместными, и на которых было построено не менее тридцати автомобилей. [ 4 ] Транспортное средство должно было нести 60 кг свинцового балласта на каждое пассажирское место, кроме водителя. Разрешалось участие максимум двух водителей (но не вместе), и только они могли пополнять запасы жидкостей (бензина, масла и воды), хотя минимального расстояния между заправками, как в последующие годы, не было. Топливо должно было поставляться АКО. [ 5 ] На пит-стопах двигатели приходилось глушить, а повторно запускать только бортовым стартером. [ 2 ] [ 4 ]
Все автомобили должны были иметь стандартное туристическое оборудование, такое как крылья колес, капот (если это кабриолет), подножки, фары, зеркало заднего вида и «предупреждающие устройства» (гудок). [ 6 ] Ни в одной из въехавших машин не было дворников. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Существовало правило скачек , согласно которому каждая машина должна была преодолеть определенное соотношение минимальной дистанции на отметках 6, 12 и 18 часов, иначе ей грозила дисквалификация. [ 2 ] [ 4 ] Соотношения составили 80%, 85% и 90% соответственно. Окончательные минимальные расстояния были скользящей шкалой в зависимости от мощности двигателя, которая была намеренно сохранена для первой гонки. Дистанции включали в себя следующее: [ 3 ] [ 4 ]
Двигатель размер |
Минимум расстояние |
Средний скорость |
---|---|---|
6500 куб.см | 1600 км | 66,67 км/ч |
4500 куб.см | 1500 км | 62,5 км/ч |
3000cc | 1350 км | 55,25 км/ч |
2000cc | 1200 км | 50,0 км/ч |
1100 куб.см | 920 км | 38,33 км/ч |
Чтобы поощрить будущих участников и приверженность производителей к мероприятию, спонсор, поставщик колес Rudge-Whitworth , вручил приз производителю, чей лучший автомобиль преодолел наибольшую дистанцию за 24 часа в течение трех лет подряд. Таким образом, по сути, за победу в индивидуальной гонке не было приза. Любопытно, что выходные, выбранные для мероприятия, также совпадали с тем, когда французы перешли на «летнее время», поэтому часы были переведены на час вперед в 23:00, поэтому гонка началась в 16:00 в субботу, но закончилась в 17:00 в воскресенье. [ 2 ]
Отслеживать
[ редактировать ]Автомобильные гонки получили широкое распространение в регионе Сарт : гонки проводятся с 1906 года, когда был проведен самый первый Гран-при Франции . Послевоенная трасса с 1920 года принимала ряд гонок и имела длину 17,26 км (10,72 мили). От окраин города Ле-Ман он шел по главной дороге на юг до деревни Мюльсан и обратно. Линия старта/финиша проходила на две трети спины ответного этапа на земле, арендованной для мероприятия. [ 10 ] Депо (ямы) представляли собой деревянные прилавки с брезентовыми площадками позади каждого вагона. Напротив боксов были построены диспетчерская вышка и две деревянные трибуны высотой 44 метра. Сразу после старта был построен пешеходный мост, спонсируемый Мейрелем. [ 2 ] Местами трасса была очень узкой, включая проселочные дороги от Мюльсанна до Арнажа и от стартовой линии до шпиля Понлье.
Для удобства и развлечения зрителей во время мероприятия за трибунами были оборудованы кафе и танцплощадка с джаз-бэндом. Также было место, где люди могли использовать радио, чтобы услышать классическую музыку, транслируемую с Эйфелевой башни в Париже. Генераторы обеспечивали питанием систему громкой связи и освещение зоны для зрителей, а длинное табло обслуживалось вручную, показывая позиции автомобилей, пройденные круги и заданное расстояние. [ 2 ]
Хотя большая часть трассы была огорожена от зрителей, дороги не были засыпаны смолой. Перед гонкой были наняты дорожные инженеры, которые временно нанесли на поверхность дороги смесь гравия, грязи и смолы. Армейские ацетиленовые прожекторы были установлены на узких углах Понтлиу, Мюльсанна и Арнажа. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]На это первое испытание на выносливость было подано 37 заявок, причем все они были поданы производителями, а не отдельными гонщиками. состоящая из двух автомобилей, Только команда Avions Voisin, опоздала. [ 7 ] [ 11 ] Поскольку все автомобили были окрашены в национальные гоночные цвета , преобладали французские синие автомобили, за исключением одного зеленого Bentley из Великобритании и двух бельгийских Excelsior желтого цвета. Автомобили получили номера в порядке объема двигателя. Многие модели автомобилей были отождествлены с французской CV-системой налога на автомобильную мощность .
Категория | Записи | Классы |
---|---|---|
Очень большие двигатели | 7 | более 3 литров |
Крупногабаритные двигатели | 13 | 2-3 литра |
Двигатели среднего размера | 7 | от 1,5 до 2 литров |
Малогабаритные двигатели | 10 | до 1,5 литра |
Всего участников | 37 |
Самыми мощными двигателями в этой области были 5,3-литровые Excelsiors , бельгийские производители автомобилей класса люкс, основанные в 1903 году. Успех в гонках и продажи бельгийской королевской семье положили начало компании. Adex C 1922 года имел рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 130 л.с. и мог развивать скорость 145 км/ч (90 миль в час), однако его огромный вес препятствовал скорости ускорения. У него была, пожалуй, первая подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, работающая на бельгийских Englebert шинах . Заводские водители, бельгийцы Николас Керелс и Андре Диллс, были довоенными механиками- ветеранами Гран-при и Индианаполиса . [ 12 ]
Компания Lorraine-Dietrich была основана как производитель локомотивов в 1884 году в Эльзас-Лотарингии , а в 1896 году перешла на автомобили и приняла участие в первых междугородних гонках. По окончании войны заводы вскоре возобновили производство автомобилей. B3-6 появился в 1922 году с рядным шестицилиндровым двигателем и трехступенчатой коробкой передач, а три варианта кузова были отправлены в Ле-Ман под руководством директора соревнований Мориса Леру. Самым быстрым был облегченный кузов Torpedo, способный развивать скорость почти 145 км/ч (90 миль в час). [ 13 ]
Delage была еще одной известной французской автомобильной компанией с сильным довоенным опытом в автоспорте, включая победу в Индианаполисе 500 в 1914 году , и быстро возобновила участие в гонках после войны со своими большими 5- и 6-литровыми гоночными автомобилями. DE, участвовавший в гонках в Ле-Мане, был уникальным экземпляром ныне популярной серийной модели, оснащенной двигателем, модифицированным для установки головки блока цилиндров с верхним расположением клапанов. На нем участвовали новый заводской гонщик Пол Торчи и тест-пилот Бельбеу. [ 14 ]
Chenard-Walcker была крупной парижской автомобильной компанией, основанной в 1899 году и одним из крупнейших поставщиков такси в городе. У них были тесные отношения с кузовостроительной компанией FAR , которая производила их кузова, под руководством Андре Лагаша и Раймонда Глазманна (оба заядлые гонщики). основал заводскую гоночную команду Люсьен Шенар, сын основателя, в 1921 году вместе с тест-пилотом компании Рене Леонаром . Активно участвуя в послевоенных гонках, они прислали трио автомобилей с новейшим кузовом Torpedo от FAR. У двоих был новый 3-литровый двигатель U3 мощностью 90 л.с., которым управляли Леонар и Лагаш, а также Глазманн и Фернан Бахманн . Третьей машиной с менее мощным двигателем U2 управлял брат Бахмана Рауль вместе с ветераном Кристианом Довернем. [ 2 ] Их поддерживала хорошо обученная бригада пит-стопов, которая помогала водителям. [ 15 ] [ 8 ]
Единственным британским участником был частный Bentley с небольшой командой поддержки с завода. У. О. Бентли основал свою собственную компанию сразу после войны в январе 1919 года и регулярно участвовал в гонках на своем 3-литровом автомобиле Sports . Джон Дафф был новым лондонским агентом Bentley, установившим почти 40 международных рекордов в Бруклендсе . Затем в конце 1922 года он сломал там обе лодыжки, когда разбился, переехав через насыпь. Заявка Даффа была первой заявкой, полученной ACO на гонку. [ 11 ] Бентли это не убедило, но он освободил своего тест-пилота Фрэнка Клемента в качестве штурмана. Дафф отвез машину в Ньюхейвен , а затем Клемент поехал на ней в Ле-Ман с двумя механиками Bentley, их багажом и инструментами на задних сиденьях. В отличие от большинства других ведущих команд, у Bentley были только задние барабанные тормоза. [ 16 ] На нем были установлены специальные долговечные шины, разработанные Лайонелом Рэпсоном, что убедило Даффа, что он может уйти без необходимости носить с собой запасное колесо. [ 17 ] [ 8 ]
Самая большая заявка поступила от Роллан-Пилана , представившего четыре автомобиля. Инновационная компания из Тура была основана в 1905 году. Эмиль Пилэн запатентовал гидравлическую тормозную систему и клапанный двигатель. Все четыре машины были разными. Был B22 с открытым кузовом Torpedo и седаном R Berline. Оба имели двигатели с толкателем и гидравлические передние тормоза с шинами Dunlop. Меньшие модели RP (варианты Torpedo и Berline) имели 1,9-литровые двигатели с боковыми клапанами, тросовые тормоза сзади и шины Michelin. [ 18 ]
К 1923 году у Форда был крупный автомобильный завод в Бордо, производивший около 20 000 автомобилей в год. Шарль Монтье был агентом Форда во Франции. [ 19 ] и опытный инженер, специализирующийся на создании высокопроизводительных машин. Его участие в Ле-Мане было основано на богатой Ford Model T с его собственным двигателем и более прочными механическими деталями. Участвуя в своей машине, он также добавил два задних сиденья, свисающих над задней осью, чтобы соответствовать правилам ACO. [ 20 ]
У Брейзера был богатый гоночный опыт в довоенных междугородних гонках, он выиграл два последних Кубка Гордона Беннета в 1904 и 1905 годах. Совершенно новая модель TB4 имела двигатель объемом 2062 куб. См, 4-ступенчатую коробку передач и колеса Rudge. [ 21 ] Напротив, Мариус Берлие имел небольшой гоночный опыт и видел в Ле-Мане хорошую возможность поднять престиж своей компании. Его завод в Лионе во время войны произвел огромное количество грузовиков. Две новые модели VH были в Ле-Мане, с двигателями объемом 2617 куб.см, 4-ступенчатой коробкой передач и, опять же, проволочными колесами Rudge. [ 22 ]
Corre La Licorne выросла из компании, первоначально основанной бывшим профессиональным велосипедистом Жаном-Мари Корром . До войны ее автомобили участвовали в гонках с умеренным успехом. На гонку прибыли две модели. Популярный B7 Tourer с 2-литровым двигателем Ballot и новый V14 с меньшим 1,4-литровым двигателем SCAP . [ 23 ] Подобным же образом Вино-Дегенган начал создавать велосипеды в 1898 году, а затем перешел на вуатюреты , а затем на автомобили, на которых участвовали в гонках для парижской компании братья Леон и Люсьен Молон. Одна из новых моделей BP с двигателем объемом 1847 куб.см была привезена в Ле-Ман, и снова ею управляли братья Молон. [ 24 ]
Жак Биньян был парижским инженером, который расширил и основал свою собственную автомобильную компанию в 1918 году. Первоначально компания Automobiles Grégoire заключила с ней субподряд на производство автомобилей для британского импортера Малкольма Кэмпбелла . Были представлены два их успешных автомобиля 11CV, один со специальным клапанным двигателем Desmodromic, разработанным французским автогонщиком Альбертом Гайо и инженером Немореном Косаном. Сложная система клапанов давала 2-литровому двигателю мощность 75 л.с. вместо 70 л.с., но имела гораздо лучшую кривую ускорения. Им управляли Поль Грос и барон де Торнако. [ 25 ]
Жорж Ира был награжденным французским пилотом времен войны, который прошел путь от импортера иномарок в Париже до основания собственной компании в 1921 году вместе с Морисом Готье, конструктором двигателей из Делажа. Были представлены две последние версии Type A с кузовом Torpedo. Двигатель объемом 1995 куб.см выдавал около 50 л.с. [ 26 ]
Компания Salmson была основана в 1890 году как производитель насосов и компрессоров. Будучи одним из первых производителей воздушных двигателей (в 1908 году), во время войны она была важным французским производителем самолетов. В 1919 году компания переоборудовала свои парижские заводы на автомобилей и велосипедов производство . Заводская гоночная команда, сформированная в 1921 году, доминировала в классе маломоторных двигателей под руководством бывшего летчика-истребителя Роберта Бенуа . Люсьен Дево, Бенуа и Жорж Касс только что финишировали со счетом 1–2–3 в 24-часовой гонке на велосипедах Bol d'Or для одного водителя в выходные перед Ле-Маном. VAL-3 Две вуатюретки были заявлены для Дево/Кассе и другого регулярного пилота команды Луиса Рамона Буэно, который ездил с Морисом Бенуа (братом Роберта). [ 27 ]
Bugatti все еще была небольшой компанией, но еще не достигла своей большой известности. недавно переехавший обратно в Мольсайм , когда после войны Эльзас отошел к Франции, Этторе Бугатти, по-прежнему производил только небольшие туристические автомобили. Два T22 «Brescia Bugattis» находились в частной собственности и были оснащены новым двигателем объемом 1495 куб. См, способным развивать скорость 95 км/ч (50 миль в час). Однако автомобили были тяжелыми, и их еще больше загоняли в тупик из-за 180 кг пассажирского балласта, необходимого для перевозки 4-местного автомобиля. [ 28 ]
SARA была новой парижской компанией, созданной всего годом ранее для производства автомобилей на основе новаторской новой системы воздушного охлаждения под давлением Августа Тиссерана. Новая 2-местная модель ATS имела единственный французский 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 л.с., на нее было заявлено две машины. Французский финансист и совладелец компании Франсуа Пьяццоли ездил на облегченной версии без подножек. [ 29 ] Amilcar была еще одной новой парижской компанией, основанной в 1921 году по производству легковых автомобилей и велосипедов с небольшим двигателем. Их модель CC выиграла первые в Европе 24-часовые соревнования Bol d'Or 1922 года. [ 30 ] избиение Салмсона. Заявка на участие в Ле-Мане была подана по просьбе владельцев каперов Мориса Бутми и Жерома Марканданти для участия в гонках на новой модели CV. Двигатель объемом 1004 куб.см выдавал всего 18 л.с. Но как 2-местный автомобиль он также имел наименьшую целевую дистанцию - всего 48 кругов.
Упражняться
[ редактировать ]Поскольку официальных тренировок не было, некоторые команды (в том числе Ла-Лотарингия, Шенар-Уолкер и Биньян) прибыли в начале недели перед пятницей для проверки, чтобы изучить трассу. [ 31 ] Для старта с места машины выстраивались на передней прямой попарно с выключенными двигателями. На картинках они показаны в нумерованном порядке, [ 32 ] [ 7 ] [ 29 ] хотя в обзоре «Autocar» того времени говорится, что это было в том порядке, в котором их записи были получены ACO. [ 16 ]
Гоночный инженер Салмсона Эмиль Пети был в ярости, когда прибыл на трассу и обнаружил, что директор компании Андре Ломбард сменил электрику автомобилей на нового поставщика. [ 27 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Ранний летний старт первых «24 часов Ле-Мана» в 16:00 начался сразу после града, под холодным дождем и ветром. Честь сбросить флаг и начать гонку выпала мсье Карпе, главному хронометристу ACO. [ 33 ] Больших бельгийских «Эксельсиорс» с самого начала обогнала «Лотарингия-Дитрих» Роберта Блоха. То, что должно было стать «испытанием на выносливость», вскоре превратилось в гонку по узким проселочным дорогам.
Наверное, тогда было удивительно, что на протяжении всего дождя, который длился первые четыре часа, [ 16 ] [ 9 ] серьезных происшествий не было. Вскоре стало очевидно, что самыми быстрыми автомобилями были машины команды Шенар-Уолкер, Bentley, один из Excelsiors и один из 2-литровых Bignans. [ 8 ] Первые пит-стопы для заправки и смены водителей начались только после 19:00. 38-летний Лагаш и ветеран Давернь выкупили своих Шенар-Уоккеров с хорошим преимуществом. [ 15 ] Управляемый бельгийцами Excelsior постепенно терял время из-за медленного ускорения. [ 12 ] После небольшой передышки дождь и ветер вернулись, что сделало ночное вождение очень трудным, особенно потому, что большинство автомобилей предпочитали не ездить с поднятыми капотами, поскольку это снижало максимальную скорость и экономию топлива. [ 7 ] Большинство водителей не носили очков, несмотря на дождь и брызги грязи, исходящие от идущих впереди машин. [ 16 ]
Ночь
[ редактировать ]Вскоре дороги стали грязными и разбитыми. У ряда автомобилей вышли из строя фары из-за попадания воды в ацетилен и электрические системы, особенно в две системы SARA. Действительно, на Piazzali/Marandet SARA погас свет как раз на повороте. Вылетев с дороги, он был слишком сильно поврежден, чтобы продолжать движение, и стал первым сходом с трассы в истории «24 часов Ле-Мана». [ 34 ] Конвои формировались по мере того, как эти машины следовали за машинами с работающими фарами. Водители Chenard были оснащены ручными ацетиленовыми прожекторами для освещения основного освещения. [ 15 ]
Ночью в Bugatti Рене Мари попал камень и пробил топливный бак. Машина остановилась возле Арнажа, и Мари прошла 5 км обратно до боксов. Чиновники не предусмотрели в своих правилах такое обстоятельство, что заливать топливо можно было только на боксах, поскольку это была скорее случайность, чем просчет. Они согласились, что ему будет разрешено отнести два топливных бака обратно в машину, чтобы она снова завелась. Он вернулся в боксы, сделал ремонт и смог продолжить гонку. [ 28 ]
Незадолго до полуночи «Бентли» задержался из-за случайного камня, разбившего фару. Не думая брать с собой запасной, команда Шенара в спортивном духе предложила команде один запасной. Но время, необходимое для установки лампы, было сочтено слишком долгим, и машина продолжила использовать только одну. [ 35 ] Позже ночью Bentley едва не промахнулся, уклонившись от Биньяна Поля Гро, у которого лопнуло колесо на подходе к повороту Мулсанна. Обе машины резко затормозили и вылетели на траву, оказавшись всего в нескольких дюймах друг от друга. [ 25 ] [ 17 ] Другой инцидент произошел, когда управляемый французами Excelsior вылетел с дороги в песчаную ловушку, и на ее раскопку ушел час, причем относительно неповрежденный. [ 12 ] [ 8 ]
На полпути, в 5 часов утра, Шенар-Уолкер из Леонара/Лагаша опередил Bentley на два круга (чему способствовали лучшие тормоза их машины). [ 15 ] ), а также два других Шенара и Биньяна. Дождь наконец утих, когда наступил рассвет. [ 36 ] [ 8 ]
Утро
[ редактировать ]Превосходная работа на пит-стопах их хорошо обученной команды позволила всем трем Chenard-Walckers опередить Bentley на три круга ранним утром. Но по мере того, как дороги постепенно высыхали, Bentley смог показать более быстрое время круга. Лагаш и Леонар, в свою очередь, ускорили темп, установив новые рекорды круга, хотя Дафф смог вернуть один из кругов. [ 36 ]
Затем, незадолго до полудня, «Бентли» остановился в Арнаже после того, как в него попал еще один камень. Как и в «Бугатти», топливный бак был пробит, и бензин вытек. Клемент вернулся в боксы, и, воспользовавшись предыдущим прецедентом Bugatti, ему разрешили использовать жандармский велосипед с двумя топливными баками через плечо, чтобы заправить Bentley достаточно, чтобы доставить его обратно в боксы (и вернуть велосипед). [ 35 ] [ 37 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Чтобы вернуть «Бентли» и отремонтировать его с пробкой в отверстии, потребовалось два с половиной часа. [ 35 ] Затем он вышел и установил самый быстрый круг в гонке в сухих условиях. Однако Шенар-Уолкерс не удалось поймать и отпустить, чтобы одержать решающую победу на дистанции со счетом 1–2. Третьим стал Биньян из Грос/де-Торнако, уверенно выигравший в категории 2 литра с отрывом в 8 кругов от своего товарища по команде. Но после окончания гонки произошел неприятный инцидент. Поль Грос вышел из своего Биньяна и пересекал трассу, чтобы пожать руку другу, когда его сбила машина Рауля Бахмана, занявшего второе место. Машина Бахмана была последней, проехавшей последний круг, и когда он прибыл на финиш, уже было полно машин и зрителей. Он резко затормозил и свернул, но, к счастью, Грос получил только перелом руки и синяки. [ 36 ] [ 25 ]
Четвертым равным по дистанции, проехавшим всего 112 кругов, был Bentley, лидирующий Excelsior, управляемый бельгийцами Керелсом и Диллсом, и вторым Биньяном де Марна и Мартина.
Шенар-Валькер из Леонара и Лагаша часто называют первым победителем «24 часов Ле-Мана», которые проводились на дистанции. Однако регламент предусматривал, что это была всего лишь первая из трех ежегодных гонок, в которых победитель [ 19 ] является тот, кто превысил свой минимум, предусмотренный наибольшим коэффициентом. Фактически, лидером на этом первом этапе соревнований (и награжденным промежуточным купе) стал 1,1-литровый Salmson от Desvaux и Casse, который финишировал 12-м, но превысил целевую дистанцию на 46 кругов. [ 27 ]
Несмотря на то, что у некоторых автомобилей возникли проблемы с двигателем, отнимающие много времени, только три из них не работали в конце гонки. Действительно, коэффициент финиша 90% был лучшим за многие годы, и только в 1993 году в Ле-Мане финишировали 30 автомобилей. Несмотря на погоду, это была рекордная дистанция для 24-часовой гонки. [ 16 ] Bentley проехал на одном комплекте шин Rapson. [ 35 ] [ 16 ] как и Берлие, [ 22 ] а меньший Corre-La Licorne был единственным туристическим автомобилем, который ездил с поднятым капотом на протяжении всей гонки. [ 23 ]
Команда Роллана-Пиллена в воскресенье вызвала некоторое замешательство у бомбардиров. Во-первых, требуемое количество кругов, указанное на табло, было перенесено между автомобилями с большим и меньшим двигателем, и тогда бомбардиры, возможно, перепутали две машины с открытым верхом и засчитали круги Маринье/Робена Делаланду/Маргенату. Или машинам с большим двигателем в команде по ошибке были присвоены меньшие номера. Несмотря на проблемы с утечками из гидравлической тормозной системы, все четыре машины достигли заданной дистанции. [ 38 ] Точно так же лидирующий Bugatti, по-видимому, проехал невозможное количество кругов в воскресенье днем (проехав 40 кругов за то же время, в то время как лидер сумел проехать только 32), засчитанные круги за счет опоздавшей машины команды Пишара/Мари. [ 28 ] [ 39 ]
Команда Жоржа-Ира обратилась к ACO с просьбой следить за расходом топлива во время гонки, и официальные лица вернулись с цифрами в 32,7 миль на галлон (8,6 л/100 км; 27,2 миль на галлон в США ) для их лучшей машины. [ 26 ] Напротив, SARA, преодолевшая наименьшее расстояние за 24 часа, показала экономию 47 миль на галлон (6,0 л/100 км). [ 34 ] Эксельсиор не был уверен, что сможет выиграть Coupe Rudge-Whitworth, и не вернулся, однако они добились дальнейшего успеха в местной гонке на выносливость « 24 часа Спа» . [ 40 ] Делаж также не возвращался более десяти лет, решив вместо этого сосредоточиться на новой гоночной команде Гран-при. [ 14 ]
После серьезного спора в Салмсоне перед гонкой Ломбард покинул компанию, и успешная гоночная команда была расформирована в конце года. Хотя теперь у них есть все шансы выиграть Трехлетний кубок, они вернутся только в 1926 году. [ 27 ]
Repusseau & Cie, французские агенты американской Hartford Suspension Company , организовали столовую для водителей и бригад пит-стопов. Позже они сообщили, что за выходные гоночный персонал выпил 150 галлонов лукового супа, 50 цыплят, 450 бутылок шампанского (и неустановленное количество красного и белого вина). [ 41 ] [ 8 ] [ 37 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 42 ] Хотя официальных классов двигателей не было, результаты, занявшие наивысшие места в неофициальных категориях, соответствующие целевым показателям Индекса, выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт [ № 1 ] | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 3.0 | 9 | Шенар-Валькер С.А. | Андре Лагаш Рене Леонард |
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт | Шенар-Валькер 3.0L S4 | М | 128 |
2 | 3.0 | 10 | Шенар-Валькер С.А. | Кристиан Довернь Рауль Бахманн |
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт | Шенар-Валькер 3.0L S4 | М | 124 |
3 | 2.0 | 23 | Промышленные предприятия Жак Биньян |
Барон Раймон де Торнако Пол Грос |
Биньянь 11CV 'Desmo' Спорт | Биньянь 1979cc S4 | И | 120 |
4= | 8.0 | 2 | Автомобили Excelsior SA | Николас Керелс Эндрю Диллс |
Эксельсиор Адекс С | Эксельсиор 5.3л S6 | И | 112 |
4= | 3.0 | 8 | Бентли Моторс Лимитед | капитан Джон Дафф Фрэнк Клемент |
Бентли 3 литра спорт | Бентли 3.0L S4 | Рэпсон | 112 |
4= | 2.0 | 24 | Промышленные предприятия Жак Биньян |
Филипп Марнский Джон Мартин |
Биньянь 11CV Спорт | Биньянь 1979cc S4 | И | 112 |
7 | 3.0 | 11 | Шенар-Валькер С.А. | Раймонд Глазманн Фернан Бахманн |
Chenard-Walcker Type U2 15CV Туризм [ 43 ] | Шенар-Валькер 3.0L S4 | М | 110 |
8 | 5.0 | 7 | Компания Лоррейн Де Дитрих и Ко. |
Андре Россиньоль Жерар де Курсель |
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] | Лорейн-Дитрих 3.4L S6 | И | 108 |
9 | 8.0 | 1 | Автомобили Excelsior SA | Гонзак Лекёрёль . флуд |
Эксельсиор Адекс С | Эксельсиор 5.3л S6 | И | 106 |
10 | 1.5 | 29 | Автомобили Этторе Бугатти | Граф Макс де Пурталес Виконт Состен де ларошфуко |
Бугатти Т22 | Бугатти 1495cc S4 | И | 104 |
11 | 3.0 | 17 | Компания Автомобилей Мангал | Эжен Верпо . Мижо |
Мангал TB4 [12CV] | Мангал 2,1л S4 | Д | 99 |
12= | 3.0 | 16 | Автомобили Delage SA | Пол Торчи . Бельбеу |
Delage DE 2 литра спорт | Делаж 2.1л S4 | М | 98 |
12= | 1.1 | 34 | моторная компания Салмсонская | Люсьен Дево Джордж Касс |
Салмсон ВАЛ-3 | Салмсон1086cc S4 | И | 98 |
14 | 3.0 | 19 | Учреждения Charles Montier et Cie | Шарль Монтье Альберт Ориу |
Форд-Монтье | Форд 2008cc S4 | М | 97 |
15= | 2.0 | 21 | Автомобили Жорж Ират | Жан Дуриану г-н Каппе |
Жорж Ира Тип 4А Спорт | Жорж Ират 1995cc S4 | И | 93 |
15= | 1.1 | 33 | моторная компания Салмсонская | Луис Рамон Буэно Морис Бенуа |
Салмсон ВАЛ-3 | Салмсон1086cc S4 | И | 93 |
17 | 3.0 | 14 / (26*) |
Автомобильные предприятия Роллан и Пилен С.А. |
Гастон Делаланд Жан де Маргенат |
Роллан-Пилен B22 Спорт | Роллан-Пилен 2,3 л S4 | Д | 92 |
18 | 1.1 | 35 | Новая Автомобильная Компания Амилкар | Морис Бутми Джером Марканданти |
Амилкар резюме | Амилкар 1004cc S4 | И | 89 |
19= | 5.0 | 5 | Компания Лоррейн Де Дитрих и Ко. |
Роберт Блох . Сталтер |
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] | Лорейн-Дитрих 3.4L S6 | И | 88 |
19= | 3.0 | 12 | Автомобили Marius Berliet SA | Эдвард Пробст . Редон |
Берлиет VH 12CV | Берлие 2.6L S4 | М | 88 |
21 | 3.0 | 15 / (25*) |
Автомобильные предприятия Роллан и Пилен С.А. |
Джордж Гиньяр Луи Сир |
Rolland-Pilain R Berline | Роллан-Пилен 2,2 л S4 | Д | 84 |
22 | 1.5 | 28 | Автомобили Этторе Бугатти | Луи Пишар Рене Мари |
Бугатти Т22 | Бугатти 1495cc S4 | И | 82 |
23= | 2.0 | 25 / (15*) |
Автомобильные предприятия Роллан и Пилен С.А. |
Жан Пузе Эдмон Пишон |
Роллан-Пилен RP23 Берлин | Роллан-Пилен 1924cc S4 | М | 80 |
23= | 2.0 | 26 / (14*) |
Автомобильные предприятия Роллан и Пилен С.А. |
Жюль Робин Жерар Маринье |
Роллан-Пилен RP23 Спорт | Роллан-Пилен 1924cc S4 | М | 80 |
23= | 1.5 | 30 | Французское общество автомобилей Corre | Луи Баларт Шарль Друэн |
Корре Ла Ликорн V14 8CV | СКАП 1393cc S4 | И | 80 |
26 | 2.0 | 27 | Общество старейшин Ателье Вино-Дегенган |
Леон Молон Люсьен Молон |
Вино-Дегенанд BP 10CV | Вино-Дегенанд 1847cc S4 | М | 77 |
27 | 3.0 | 18 | Компания Автомобилей Мангал | Леопольд Жуге . Связь |
Мангал TB4 [12CV] | Мангал 2,1л S4 | Д | 76 |
28 | 2.0 | 20 | Французское общество автомобилей Corre | Альберт Коломб Вальдемар Лестьен |
Корре Ла Ликорн B7 12CV | Бюллетень 2001cc S4 | И | 74 |
29 | 2.0 | 22 | Автомобили Жорж Ират | Пьер Маллево . Мийо |
Жорж Ира Тип 4А Спорт | Жорж Ират 1995cc S4 | И | 73 |
30 | 1.1 | 32 | Автомобильное общество С воздушным охлаждением |
Люсьен Эрб Роберт Баттальола |
САРА АТС [7CV] | САРА 1098cc S4 | Д | 57 |
- Примечание . Существует путаница в отношении того, какие автомобили и как были пронумерованы. [ 38 ] [ 39 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | 5.0 | 6 | Компания Лоррейн Де Дитрих и Ко. |
Анри Стоффель Рене Лабушер |
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] | Лорейн-Дитрих 3.4L S6 | И | 50 | Не указано |
ДНФ | 3.0 | 13 | Автомобили Marius Berliet SA | Ролан Жако Жорж Рибай |
Берлиет VH 12CV | Берлие 2.6L S4 | М | 44 | Двигатель |
ДНФ | 1.1 | 31 | Автомобильное общество С воздушным охлаждением |
Франсуа Пьяццоли Андре Маранде |
САРА АТС [7CV] | САРА 1098cc S4 | Д | 14 | Несчастный случай |
Источники: [ 39 ] [ 44 ] [ 45 ] [ Н 2 ] |
Не началось
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНК | 5.0 | 3 | Соседние самолеты | я мог бы С5 | Я мог бы 4.0L S4 | Не прибыл | ||
ДНК | 5.0 | 4 | Соседние самолеты | я мог бы С5 | Я мог бы 4.0L S4 | Не прибыл |
Промежуточные позиции Раджа-Уитворта на триеннале купе
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Круги | Целевые круги | Соотношение превышено |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1.1 | 34 | Салмсонская моторная компания | Люсьен Дево Джордж Касс |
Салмсон ВАЛ-3 | 98 | 52 | 188.5% |
2 | 1.1 | 35 | Новая компания Амилкар Автомобиль |
Морис Бутми Джером Марканданти |
Амилкар резюме | 89 | 48 | 185.4% |
3 | 1.1 | 33 | Салмсонская моторная компания | Луис Рамон Буэно Морис Бенуа |
Салмсон ВАЛ-3 | 93 | 52 | 178.8% |
4 | 2.0 | 23 | Промышленные предприятия Жак Биньян |
Барон Раймон де Торнако Пол Грос |
Биньянь 11CV 'Desmo' Спорт | 120 | 70 | 171.4% |
5 | 1.5 | 29 | Автомобили Этторе Бугатти | Граф Макс де Пурталес Виконт Состен де ларошфуко |
Бугатти Т22 | 104 | 63 | 165.1% |
6 | 3.0 | 9 | Шенар-Валькер С.А. | Андре Лагаш Рене Леонард |
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт | 128 | 79 | 162.0% |
7 | 2.0 | 24 | Промышленные предприятия Жак Биньян |
Филипп Марнский Джон Мартин |
Биньянь 11CV Спорт | 112 | 70 | 160.0% |
8 | 3.0 | 10 | Шенар-Валькер С.А. | Кристиан Довернь Рауль Бахманн |
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт | 124 | 79 | 157.0% |
9 | 3.0 | 8 | Бентли Моторс Лимитед | капитан Джон Дафф Фрэнк Клемент |
Бентли 3 литра спорт | 112 | 79 | 141.8% |
10 | 3.0 | 17 | Компания Автомобилей Мангал | Эжен Верпо . Мижо |
ТБ4 пламя | 99 | 71 | 139.4% |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Сноски
[ редактировать ]Лучший финишер в классе
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
от 5 до 8 литров | Нет. 2 Эксельсиор Адекс С | Каэрель / Укроп * |
от 3 до 5 литров | № 7 L Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт | Россиньоль / де Курсель * |
2-3 литра | № 9 Шенар-Уолкер U3 Спорт | Лагаш / Леонард * |
от 1500 до 2000 куб.см | Нет. 23 Биньянь 11CV Desmo Sport | Де Торнако / Грос * |
от 1100 до 1500 куб.см | № 28 Бугатти Т22 | Де Пурталес / Де ларошфуко * |
от 750 до 1100 куб.см | №34 Салмсон ВАЛ-3 | Дево / Касс * |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Не имея официальных классовых дивизионов, они занимают самые высокие места в неофициальных категориях, что соответствует целевым показателям Индекса.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг – Ф. Клемент, Bentley №8, 3-литровый двигатель – 9:39 секунд; 107,33 км/ч (66,69 миль в час)
- Самая длинная дистанция - 2209,54 км (1372,94 миль)
- Наибольшая средняя скорость
на дистанции – 92,06 км/ч (57,20 миль/ч)
- Цитаты
- ^ "Обложка/флаер Ле-Мана 1923 года" . Гоночные спортивные автомобили (RSC) . Проверено 10 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стимулирование 2011, стр. 44–5.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр. 38–9.
- ^ Jump up to: а б с д Лабан 2001, с. 30
- ^ Клаусагер 1982, с. 19
- ^ Клаусагер 1982, стр.18
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.43
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 1998, стр. 11–3: Autocar, 1 июня 1923 г.
- ^ Jump up to: а б Лабан 2001, с. 38
- ^ Сперринг 2011, стр.33
- ^ Jump up to: а б Последний 2001 год, стр.37.
- ^ Jump up to: а б с Спорринг 2011, стр.60-1.
- ^ Сперринг 2011, стр.62-4.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.71-2.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, стр.48-9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1998, стр. 8–9: Autocar, 1 июня 1923 г.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.56-8.
- ^ Сперринг 2011, стр.73-4.
- ^ Jump up to: а б Клаусагер 1982, стр.28.
- ^ Сперринг 2011, стр.76-7.
- ^ Сперринг 2011, стр.66-7.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.68-9.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.80-1.
- ^ Сперринг 2011, стр.82-3.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.53-5.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.78
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.50-2.
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.83-4.
- ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.69-70.
- ^ Весна 2001 г., стр.36.
- ^ Сперринг 2011, стр.46-8.
- ^ Сперринг 2011, стр.40-1.
- ^ Сперринг 2011, стр.42.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.71
- ^ Jump up to: а б с д Спонсорство 2011, стр.58-9.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.45
- ^ Jump up to: а б Конец 2001 г., стр.39.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.75
- ^ Jump up to: а б с «24 часа в Мане – рейтинг 1923 года, пересмотренный и исправленный» . www.24h-en-piste.com (на французском языке) . Проверено 19 февраля 2018 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.62.
- ^ Сперринг 2011, стр.48.
- ^ Спонсорство 2015, стр.2.
- ^ «Ле-Ман — Pageboard» .
- ^ «24 часа Ле-Мана 1923 года – Результаты гонок – Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.86
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. – редактор (1998) Ле-Ман «Годы Bentley и Alfa 1923–1939» Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-465-7
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2015) Ле-Ман 1923–29 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-91050-508-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1923 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 24 августа 2018 г.
- История Ле-Мана – записи, результаты (включая фотографии и копию полного оригинального регламента). Проверено 20 августа 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 20 августа 2018 г.
- 24h en Piste. Архивировано 21 сентября 2013 г. в Wayback Machine : результаты, резервные записи и номера шасси (на французском языке). Проверено 19 февраля 2018 г.
- Радио Ле-Ман – статья и обзор гонок Чарльза Дрессинга. Проверено 5 декабря 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 24 августа 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 24 августа 2018 г.