Jump to content

1923 «24 часа Ле-Мана»

1923 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: Нет Далее: 1924 год
Индекс: Гонки | Победители

, «24 часа Ле-Мана» 1923 года официально 24-часовой Гран-при на выносливость ( французский : Grand Prix d'Endurance de 24 Heures ), были первым Гран-при на выносливость и проходили 26 и 27 мая 1923 года. [ 1 ]

В конкурсе приняло участие двадцать производителей, все из Франции, за исключением одного Bentley из Великобритании и пары Excelsiors из Бельгии. В дождливой гонке темп задавали команда Chenard-Walcker и Bentley, а их преследовал меньший по размеру 2-литровый Bignan. Bentley задержали камни, разбившие фару и проткнувшие топливный бак, и в конце концов Шенар-Валькерс Рене Леонара / Андре Лагаша и Кристиана Доверня/Рауля Бахмана одержали комфортную победу со счетом 1–2.

Однако официальной победы для них не было, поскольку это мероприятие было первой частью трех последовательных ежегодных гонок Трехлетнего кубка Раджа-Уитворта , где окончательным победителем станет производитель, чья лучшая машина с наибольшим отрывом превысит назначенную целевую дистанцию. . Таким образом, в этом соревновании лидировал маленький 1,1-литровый Salmson от Desvaux/Casse. Он проехал 98 кругов, на 46 больше запланированного в 52 круга.

Гонка также стала прекрасной демонстрацией выносливости и надежности машины. В гонке финишировали тридцать автомобилей, и такого числа не было в Ле-Мане до 1993 года .

Обложка программы 1923 года
Шенар-Валькер 1923 года, 3 литра

Окончательный регламент мероприятия не был составлен Шарлем Фару и Автомобильным клубом de l'Ouest (ACO) до февраля 1923 года. [ 2 ] [ 3 ] Все автомобили должны были быть стандартными четырехместными серийными моделями, за исключением моделей с объемом двигателя менее 1100 куб. См, которые могли быть двухместными, и на которых было построено не менее тридцати автомобилей. [ 4 ] Транспортное средство должно было нести 60 кг свинцового балласта на каждое пассажирское место, кроме водителя. Разрешалось участие максимум двух водителей (но не вместе), и только они могли пополнять запасы жидкостей (бензина, масла и воды), хотя минимального расстояния между заправками, как в последующие годы, не было. Топливо должно было поставляться АКО. [ 5 ] На пит-стопах двигатели приходилось глушить, а повторно запускать только бортовым стартером. [ 2 ] [ 4 ]

Все автомобили должны были иметь стандартное туристическое оборудование, такое как крылья колес, капот (если это кабриолет), подножки, фары, зеркало заднего вида и «предупреждающие устройства» (гудок). [ 6 ] Ни в одной из въехавших машин не было дворников. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Существовало правило скачек , согласно которому каждая машина должна была преодолеть определенное соотношение минимальной дистанции на отметках 6, 12 и 18 часов, иначе ей грозила дисквалификация. [ 2 ] [ 4 ] Соотношения составили 80%, 85% и 90% соответственно. Окончательные минимальные расстояния были скользящей шкалой в зависимости от мощности двигателя, которая была намеренно сохранена для первой гонки. Дистанции включали в себя следующее: [ 3 ] [ 4 ]

Двигатель
размер
Минимум
расстояние
Средний
скорость
6500 куб.см 1600 км 66,67 км/ч
4500 куб.см 1500 км 62,5 км/ч
3000cc 1350 км 55,25 км/ч
2000cc 1200 км 50,0 км/ч
1100 куб.см 920 км 38,33 км/ч

Чтобы поощрить будущих участников и приверженность производителей к мероприятию, спонсор, поставщик колес Rudge-Whitworth , вручил приз производителю, чей лучший автомобиль преодолел наибольшую дистанцию ​​за 24 часа в течение трех лет подряд. Таким образом, по сути, за победу в индивидуальной гонке не было приза. Любопытно, что выходные, выбранные для мероприятия, также совпадали с тем, когда французы перешли на «летнее время», поэтому часы были переведены на час вперед в 23:00, поэтому гонка началась в 16:00 в субботу, но закончилась в 17:00 в воскресенье. [ 2 ]

Отслеживать

[ редактировать ]
Ле-Ман в 1923 году.

Автомобильные гонки получили широкое распространение в регионе Сарт : гонки проводятся с 1906 года, когда был проведен самый первый Гран-при Франции . Послевоенная трасса с 1920 года принимала ряд гонок и имела длину 17,26 км (10,72 мили). От окраин города Ле-Ман он шел по главной дороге на юг до деревни Мюльсан и обратно. Линия старта/финиша проходила на две трети спины ответного этапа на земле, арендованной для мероприятия. [ 10 ] Депо (ямы) представляли собой деревянные прилавки с брезентовыми площадками позади каждого вагона. Напротив боксов были построены диспетчерская вышка и две деревянные трибуны высотой 44 метра. Сразу после старта был построен пешеходный мост, спонсируемый Мейрелем. [ 2 ] Местами трасса была очень узкой, включая проселочные дороги от Мюльсанна до Арнажа и от стартовой линии до шпиля Понлье.

Для удобства и развлечения зрителей во время мероприятия за трибунами были оборудованы кафе и танцплощадка с джаз-бэндом. Также было место, где люди могли использовать радио, чтобы услышать классическую музыку, транслируемую с Эйфелевой башни в Париже. Генераторы обеспечивали питанием систему громкой связи и освещение зоны для зрителей, а длинное табло обслуживалось вручную, показывая позиции автомобилей, пройденные круги и заданное расстояние. [ 2 ]

Хотя большая часть трассы была огорожена от зрителей, дороги не были засыпаны смолой. Перед гонкой были наняты дорожные инженеры, которые временно нанесли на поверхность дороги смесь гравия, грязи и смолы. Армейские ацетиленовые прожекторы были установлены на узких углах Понтлиу, Мюльсанна и Арнажа. [ 2 ]

На это первое испытание на выносливость было подано 37 заявок, причем все они были поданы производителями, а не отдельными гонщиками. состоящая из двух автомобилей, Только команда Avions Voisin, опоздала. [ 7 ] [ 11 ] Поскольку все автомобили были окрашены в национальные гоночные цвета , преобладали французские синие автомобили, за исключением одного зеленого Bentley из Великобритании и двух бельгийских Excelsior желтого цвета. Автомобили получили номера в порядке объема двигателя. Многие модели автомобилей были отождествлены с французской CV-системой налога на автомобильную мощность .

Категория Записи Классы
Очень большие двигатели 7 более 3 литров
Крупногабаритные двигатели 13 2-3 литра
Двигатели среднего размера 7 от 1,5 до 2 литров
Малогабаритные двигатели 10 до 1,5 литра
Всего участников 37

Самыми мощными двигателями в этой области были 5,3-литровые Excelsiors , бельгийские производители автомобилей класса люкс, основанные в 1903 году. Успех в гонках и продажи бельгийской королевской семье положили начало компании. Adex C 1922 года имел рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 130 л.с. и мог развивать скорость 145 км/ч (90 миль в час), однако его огромный вес препятствовал скорости ускорения. У него была, пожалуй, первая подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, работающая на бельгийских Englebert шинах . Заводские водители, бельгийцы Николас Керелс и Андре Диллс, были довоенными механиками- ветеранами Гран-при и Индианаполиса . [ 12 ]

Компания Lorraine-Dietrich была основана как производитель локомотивов в 1884 году в Эльзас-Лотарингии , а в 1896 году перешла на автомобили и приняла участие в первых междугородних гонках. По окончании войны заводы вскоре возобновили производство автомобилей. B3-6 появился в 1922 году с рядным шестицилиндровым двигателем и трехступенчатой ​​коробкой передач, а три варианта кузова были отправлены в Ле-Ман под руководством директора соревнований Мориса Леру. Самым быстрым был облегченный кузов Torpedo, способный развивать скорость почти 145 км/ч (90 миль в час). [ 13 ]

Delage была еще одной известной французской автомобильной компанией с сильным довоенным опытом в автоспорте, включая победу в Индианаполисе 500 в 1914 году , и быстро возобновила участие в гонках после войны со своими большими 5- и 6-литровыми гоночными автомобилями. DE, участвовавший в гонках в Ле-Мане, был уникальным экземпляром ныне популярной серийной модели, оснащенной двигателем, модифицированным для установки головки блока цилиндров с верхним расположением клапанов. На нем участвовали новый заводской гонщик Пол Торчи и тест-пилот Бельбеу. [ 14 ]

Шенар-Валькер № 10 из Даверни и Бахмана

Chenard-Walcker была крупной парижской автомобильной компанией, основанной в 1899 году и одним из крупнейших поставщиков такси в городе. У них были тесные отношения с кузовостроительной компанией FAR , которая производила их кузова, под руководством Андре Лагаша и Раймонда Глазманна (оба заядлые гонщики). основал заводскую гоночную команду Люсьен Шенар, сын основателя, в 1921 году вместе с тест-пилотом компании Рене Леонаром . Активно участвуя в послевоенных гонках, они прислали трио автомобилей с новейшим кузовом Torpedo от FAR. У двоих был новый 3-литровый двигатель U3 мощностью 90 л.с., которым управляли Леонар и Лагаш, а также Глазманн и Фернан Бахманн . Третьей машиной с менее мощным двигателем U2 управлял брат Бахмана Рауль вместе с ветераном Кристианом Довернем. [ 2 ] Их поддерживала хорошо обученная бригада пит-стопов, которая помогала водителям. [ 15 ] [ 8 ]

3-литровый турер Bentley 1923 года

Единственным британским участником был частный Bentley с небольшой командой поддержки с завода. У. О. Бентли основал свою собственную компанию сразу после войны в январе 1919 года и регулярно участвовал в гонках на своем 3-литровом автомобиле Sports . Джон Дафф был новым лондонским агентом Bentley, установившим почти 40 международных рекордов в Бруклендсе . Затем в конце 1922 года он сломал там обе лодыжки, когда разбился, переехав через насыпь. Заявка Даффа была первой заявкой, полученной ACO на гонку. [ 11 ] Бентли это не убедило, но он освободил своего тест-пилота Фрэнка Клемента в качестве штурмана. Дафф отвез машину в Ньюхейвен , а затем Клемент поехал на ней в Ле-Ман с двумя механиками Bentley, их багажом и инструментами на задних сиденьях. В отличие от большинства других ведущих команд, у Bentley были только задние барабанные тормоза. [ 16 ] На нем были установлены специальные долговечные шины, разработанные Лайонелом Рэпсоном, что убедило Даффа, что он может уйти без необходимости носить с собой запасное колесо. [ 17 ] [ 8 ]

Самая большая заявка поступила от Роллан-Пилана , представившего четыре автомобиля. Инновационная компания из Тура была основана в 1905 году. Эмиль Пилэн запатентовал гидравлическую тормозную систему и клапанный двигатель. Все четыре машины были разными. Был B22 с открытым кузовом Torpedo и седаном R Berline. Оба имели двигатели с толкателем и гидравлические передние тормоза с шинами Dunlop. Меньшие модели RP (варианты Torpedo и Berline) имели 1,9-литровые двигатели с боковыми клапанами, тросовые тормоза сзади и шины Michelin. [ 18 ]

Слева направо: Bugatti № 29 де Пурталеса и де ларошфуко; Bugatti №28 Пишара и Мари; и специальный выпуск Montier-Ford № 19 о Монтье и Уриу.

К 1923 году у Форда был крупный автомобильный завод в Бордо, производивший около 20 000 автомобилей в год. Шарль Монтье был агентом Форда во Франции. [ 19 ] и опытный инженер, специализирующийся на создании высокопроизводительных машин. Его участие в Ле-Мане было основано на богатой Ford Model T с его собственным двигателем и более прочными механическими деталями. Участвуя в своей машине, он также добавил два задних сиденья, свисающих над задней осью, чтобы соответствовать правилам ACO. [ 20 ]

У Брейзера был богатый гоночный опыт в довоенных междугородних гонках, он выиграл два последних Кубка Гордона Беннета в 1904 и 1905 годах. Совершенно новая модель TB4 имела двигатель объемом 2062 куб. См, 4-ступенчатую коробку передач и колеса Rudge. [ 21 ] Напротив, Мариус Берлие имел небольшой гоночный опыт и видел в Ле-Мане хорошую возможность поднять престиж своей компании. Его завод в Лионе во время войны произвел огромное количество грузовиков. Две новые модели VH были в Ле-Мане, с двигателями объемом 2617 куб.см, 4-ступенчатой ​​коробкой передач и, опять же, проволочными колесами Rudge. [ 22 ]

Corre La Licorne выросла из компании, первоначально основанной бывшим профессиональным велосипедистом Жаном-Мари Корром . До войны ее автомобили участвовали в гонках с умеренным успехом. На гонку прибыли две модели. Популярный B7 Tourer с 2-литровым двигателем Ballot и новый V14 с меньшим 1,4-литровым двигателем SCAP . [ 23 ] Подобным же образом Вино-Дегенган начал создавать велосипеды в 1898 году, а затем перешел на вуатюреты , а затем на автомобили, на которых участвовали в гонках для парижской компании братья Леон и Люсьен Молон. Одна из новых моделей BP с двигателем объемом 1847 куб.см была привезена в Ле-Ман, и снова ею управляли братья Молон. [ 24 ]

Жак Биньян был парижским инженером, который расширил и основал свою собственную автомобильную компанию в 1918 году. Первоначально компания Automobiles Grégoire заключила с ней субподряд на производство автомобилей для британского импортера Малкольма Кэмпбелла . Были представлены два их успешных автомобиля 11CV, один со специальным клапанным двигателем Desmodromic, разработанным французским автогонщиком Альбертом Гайо и инженером Немореном Косаном. Сложная система клапанов давала 2-литровому двигателю мощность 75 л.с. вместо 70 л.с., но имела гораздо лучшую кривую ускорения. Им управляли Поль Грос и барон де Торнако. [ 25 ]

Жорж Ира был награжденным французским пилотом времен войны, который прошел путь от импортера иномарок в Париже до основания собственной компании в 1921 году вместе с Морисом Готье, конструктором двигателей из Делажа. Были представлены две последние версии Type A с кузовом Torpedo. Двигатель объемом 1995 куб.см выдавал около 50 л.с. [ 26 ]

Компания Salmson была основана в 1890 году как производитель насосов и компрессоров. Будучи одним из первых производителей воздушных двигателей (в 1908 году), во время войны она была важным французским производителем самолетов. В 1919 году компания переоборудовала свои парижские заводы на автомобилей и велосипедов производство . Заводская гоночная команда, сформированная в 1921 году, доминировала в классе маломоторных двигателей под руководством бывшего летчика-истребителя Роберта Бенуа . Люсьен Дево, Бенуа и Жорж Касс только что финишировали со счетом 1–2–3 в 24-часовой гонке на велосипедах Bol d'Or для одного водителя в выходные перед Ле-Маном. VAL-3 Две вуатюретки были заявлены для Дево/Кассе и другого регулярного пилота команды Луиса Рамона Буэно, который ездил с Морисом Бенуа (братом Роберта). [ 27 ]

Bugatti все еще была небольшой компанией, но еще не достигла своей большой известности. недавно переехавший обратно в Мольсайм , когда после войны Эльзас отошел к Франции, Этторе Бугатти, по-прежнему производил только небольшие туристические автомобили. Два T22 «Brescia Bugattis» находились в частной собственности и были оснащены новым двигателем объемом 1495 куб. См, способным развивать скорость 95 км/ч (50 миль в час). Однако автомобили были тяжелыми, и их еще больше загоняли в тупик из-за 180 кг пассажирского балласта, необходимого для перевозки 4-местного автомобиля. [ 28 ]

SARA была новой парижской компанией, созданной всего годом ранее для производства автомобилей на основе новаторской новой системы воздушного охлаждения под давлением Августа Тиссерана. Новая 2-местная модель ATS имела единственный французский 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 30 л.с., на нее было заявлено две машины. Французский финансист и совладелец компании Франсуа Пьяццоли ездил на облегченной версии без подножек. [ 29 ] Amilcar была еще одной новой парижской компанией, основанной в 1921 году по производству легковых автомобилей и велосипедов с небольшим двигателем. Их модель CC выиграла первые в Европе 24-часовые соревнования Bol d'Or 1922 года. [ 30 ] избиение Салмсона. Заявка на участие в Ле-Мане была подана по просьбе владельцев каперов Мориса Бутми и Жерома Марканданти для участия в гонках на новой модели CV. Двигатель объемом 1004 куб.см выдавал всего 18 л.с. Но как 2-местный автомобиль он также имел наименьшую целевую дистанцию ​​- всего 48 кругов.

Упражняться

[ редактировать ]

Поскольку официальных тренировок не было, некоторые команды (в том числе Ла-Лотарингия, Шенар-Уолкер и Биньян) прибыли в начале недели перед пятницей для проверки, чтобы изучить трассу. [ 31 ] Для старта с места машины выстраивались на передней прямой попарно с выключенными двигателями. На картинках они показаны в нумерованном порядке, [ 32 ] [ 7 ] [ 29 ] хотя в обзоре «Autocar» того времени говорится, что это было в том порядке, в котором их записи были получены ACO. [ 16 ]

Гоночный инженер Салмсона Эмиль Пети был в ярости, когда прибыл на трассу и обнаружил, что директор компании Андре Ломбард сменил электрику автомобилей на нового поставщика. [ 27 ]

Начинать

[ редактировать ]

Ранний летний старт первых «24 часов Ле-Мана» в 16:00 начался сразу после града, под холодным дождем и ветром. Честь сбросить флаг и начать гонку выпала мсье Карпе, главному хронометристу ACO. [ 33 ] Больших бельгийских «Эксельсиорс» с самого начала обогнала «Лотарингия-Дитрих» Роберта Блоха. То, что должно было стать «испытанием на выносливость», вскоре превратилось в гонку по узким проселочным дорогам.

Начало гонки

Наверное, тогда было удивительно, что на протяжении всего дождя, который длился первые четыре часа, [ 16 ] [ 9 ] серьезных происшествий не было. Вскоре стало очевидно, что самыми быстрыми автомобилями были машины команды Шенар-Уолкер, Bentley, один из Excelsiors и один из 2-литровых Bignans. [ 8 ] Первые пит-стопы для заправки и смены водителей начались только после 19:00. 38-летний Лагаш и ветеран Давернь выкупили своих Шенар-Уоккеров с хорошим преимуществом. [ 15 ] Управляемый бельгийцами Excelsior постепенно терял время из-за медленного ускорения. [ 12 ] После небольшой передышки дождь и ветер вернулись, что сделало ночное вождение очень трудным, особенно потому, что большинство автомобилей предпочитали не ездить с поднятыми капотами, поскольку это снижало максимальную скорость и экономию топлива. [ 7 ] Большинство водителей не носили очков, несмотря на дождь и брызги грязи, исходящие от идущих впереди машин. [ 16 ]

Вскоре дороги стали грязными и разбитыми. У ряда автомобилей вышли из строя фары из-за попадания воды в ацетилен и электрические системы, особенно в две системы SARA. Действительно, на Piazzali/Marandet SARA погас свет как раз на повороте. Вылетев с дороги, он был слишком сильно поврежден, чтобы продолжать движение, и стал первым сходом с трассы в истории «24 часов Ле-Мана». [ 34 ] Конвои формировались по мере того, как эти машины следовали за машинами с работающими фарами. Водители Chenard были оснащены ручными ацетиленовыми прожекторами для освещения основного освещения. [ 15 ]

Ночью в Bugatti Рене Мари попал камень и пробил топливный бак. Машина остановилась возле Арнажа, и Мари прошла 5 км обратно до боксов. Чиновники не предусмотрели в своих правилах такое обстоятельство, что заливать топливо можно было только на боксах, поскольку это была скорее случайность, чем просчет. Они согласились, что ему будет разрешено отнести два топливных бака обратно в машину, чтобы она снова завелась. Он вернулся в боксы, сделал ремонт и смог продолжить гонку. [ 28 ]

Табло и яма ночью. (обратите внимание на разницу в целевых кругах между машинами 15, 16, 25 и 26)

Незадолго до полуночи «Бентли» задержался из-за случайного камня, разбившего фару. Не думая брать с собой запасной, команда Шенара в спортивном духе предложила команде один запасной. Но время, необходимое для установки лампы, было сочтено слишком долгим, и машина продолжила использовать только одну. [ 35 ] Позже ночью Bentley едва не промахнулся, уклонившись от Биньяна Поля Гро, у которого лопнуло колесо на подходе к повороту Мулсанна. Обе машины резко затормозили и вылетели на траву, оказавшись всего в нескольких дюймах друг от друга. [ 25 ] [ 17 ] Другой инцидент произошел, когда управляемый французами Excelsior вылетел с дороги в песчаную ловушку, и на ее раскопку ушел час, причем относительно неповрежденный. [ 12 ] [ 8 ]

На полпути, в 5 часов утра, Шенар-Уолкер из Леонара/Лагаша опередил Bentley на два круга (чему способствовали лучшие тормоза их машины). [ 15 ] ), а также два других Шенара и Биньяна. Дождь наконец утих, когда наступил рассвет. [ 36 ] [ 8 ]

Превосходная работа на пит-стопах их хорошо обученной команды позволила всем трем Chenard-Walckers опередить Bentley на три круга ранним утром. Но по мере того, как дороги постепенно высыхали, Bentley смог показать более быстрое время круга. Лагаш и Леонар, в свою очередь, ускорили темп, установив новые рекорды круга, хотя Дафф смог вернуть один из кругов. [ 36 ]

Затем, незадолго до полудня, «Бентли» остановился в Арнаже после того, как в него попал еще один камень. Как и в «Бугатти», топливный бак был пробит, и бензин вытек. Клемент вернулся в боксы, и, воспользовавшись предыдущим прецедентом Bugatti, ему разрешили использовать жандармский велосипед с двумя топливными баками через плечо, чтобы заправить Bentley достаточно, чтобы доставить его обратно в боксы (и вернуть велосипед). [ 35 ] [ 37 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Чтобы вернуть «Бентли» и отремонтировать его с пробкой в ​​отверстии, потребовалось два с половиной часа. [ 35 ] Затем он вышел и установил самый быстрый круг в гонке в сухих условиях. Однако Шенар-Уолкерс не удалось поймать и отпустить, чтобы одержать решающую победу на дистанции со счетом 1–2. Третьим стал Биньян из Грос/де-Торнако, уверенно выигравший в категории 2 литра с отрывом в 8 кругов от своего товарища по команде. Но после окончания гонки произошел неприятный инцидент. Поль Грос вышел из своего Биньяна и пересекал трассу, чтобы пожать руку другу, когда его сбила машина Рауля Бахмана, занявшего второе место. Машина Бахмана была последней, проехавшей последний круг, и когда он прибыл на финиш, уже было полно машин и зрителей. Он резко затормозил и свернул, но, к счастью, Грос получил только перелом руки и синяки. [ 36 ] [ 25 ]

Четвертым равным по дистанции, проехавшим всего 112 кругов, был Bentley, лидирующий Excelsior, управляемый бельгийцами Керелсом и Диллсом, и вторым Биньяном де Марна и Мартина.

Шенар-Валькер из Леонара и Лагаша часто называют первым победителем «24 часов Ле-Мана», которые проводились на дистанции. Однако регламент предусматривал, что это была всего лишь первая из трех ежегодных гонок, в которых победитель [ 19 ] является тот, кто превысил свой минимум, предусмотренный наибольшим коэффициентом. Фактически, лидером на этом первом этапе соревнований (и награжденным промежуточным купе) стал 1,1-литровый Salmson от Desvaux и Casse, который финишировал 12-м, но превысил целевую дистанцию ​​на 46 кругов. [ 27 ]

Несмотря на то, что у некоторых автомобилей возникли проблемы с двигателем, отнимающие много времени, только три из них не работали в конце гонки. Действительно, коэффициент финиша 90% был лучшим за многие годы, и только в 1993 году в Ле-Мане финишировали 30 автомобилей. Несмотря на погоду, это была рекордная дистанция для 24-часовой гонки. [ 16 ] Bentley проехал на одном комплекте шин Rapson. [ 35 ] [ 16 ] как и Берлие, [ 22 ] а меньший Corre-La Licorne был единственным туристическим автомобилем, который ездил с поднятым капотом на протяжении всей гонки. [ 23 ]

Команда Роллана-Пиллена в воскресенье вызвала некоторое замешательство у бомбардиров. Во-первых, требуемое количество кругов, указанное на табло, было перенесено между автомобилями с большим и меньшим двигателем, и тогда бомбардиры, возможно, перепутали две машины с открытым верхом и засчитали круги Маринье/Робена Делаланду/Маргенату. Или машинам с большим двигателем в команде по ошибке были присвоены меньшие номера. Несмотря на проблемы с утечками из гидравлической тормозной системы, все четыре машины достигли заданной дистанции. [ 38 ] Точно так же лидирующий Bugatti, по-видимому, проехал невозможное количество кругов в воскресенье днем ​​(проехав 40 кругов за то же время, в то время как лидер сумел проехать только 32), засчитанные круги за счет опоздавшей машины команды Пишара/Мари. [ 28 ] [ 39 ]

Команда Жоржа-Ира обратилась к ACO с просьбой следить за расходом топлива во время гонки, и официальные лица вернулись с цифрами в 32,7 миль на галлон (8,6 л/100 км; 27,2 миль на галлон в США ) для их лучшей машины. [ 26 ] Напротив, SARA, преодолевшая наименьшее расстояние за 24 часа, показала экономию 47 миль на галлон (6,0 л/100 км). [ 34 ] Эксельсиор не был уверен, что сможет выиграть Coupe Rudge-Whitworth, и не вернулся, однако они добились дальнейшего успеха в местной гонке на выносливость « 24 часа Спа» . [ 40 ] Делаж также не возвращался более десяти лет, решив вместо этого сосредоточиться на новой гоночной команде Гран-при. [ 14 ]

После серьезного спора в Салмсоне перед гонкой Ломбард покинул компанию, и успешная гоночная команда была расформирована в конце года. Хотя теперь у них есть все шансы выиграть Трехлетний кубок, они вернутся только в 1926 году. [ 27 ]

Repusseau & Cie, французские агенты американской Hartford Suspension Company , организовали столовую для водителей и бригад пит-стопов. Позже они сообщили, что за выходные гоночный персонал выпил 150 галлонов лукового супа, 50 цыплят, 450 бутылок шампанского (и неустановленное количество красного и белого вина). [ 41 ] [ 8 ] [ 37 ]

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 42 ] Хотя официальных классов двигателей не было, результаты, занявшие наивысшие места в неофициальных категориях, соответствующие целевым показателям Индекса, выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт [ № 1 ] Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 3.0 9 Франция Шенар-Валькер С.А. Франция Андре Лагаш
Франция Рене Леонард
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт Шенар-Валькер 3.0L S4 М 128
2 3.0 10 Франция Шенар-Валькер С.А. Франция Кристиан Довернь
Франция Рауль Бахманн
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт Шенар-Валькер 3.0L S4 М 124
3 2.0 23 Франция Промышленные предприятия
Жак Биньян
Бельгия Барон Раймон де Торнако
Франция Пол Грос
Биньянь 11CV 'Desmo' Спорт Биньянь 1979cc S4 И 120
4= 8.0 2 Бельгия Автомобили Excelsior SA Бельгия Николас Керелс
Бельгия Эндрю Диллс
Эксельсиор Адекс С Эксельсиор 5.3л S6 И 112
4= 3.0 8 Великобритания Бентли Моторс Лимитед Канада капитан Джон Дафф
Великобритания Фрэнк Клемент
Бентли 3 литра спорт Бентли 3.0L S4 Рэпсон 112
4= 2.0 24 Франция Промышленные предприятия
Жак Биньян
Франция Филипп Марнский
Франция Джон Мартин
Биньянь 11CV Спорт Биньянь 1979cc S4 И 112
7 3.0 11 Франция Шенар-Валькер С.А. Франция Раймонд Глазманн
Франция Фернан Бахманн
Chenard-Walcker Type U2 15CV Туризм [ 43 ] Шенар-Валькер 3.0L S4 М 110
8 5.0 7 Франция Компания Лоррейн Де Дитрих
и Ко.
Франция Андре Россиньоль
Франция Жерар де Курсель
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] Лорейн-Дитрих 3.4L S6 И 108
9 8.0 1 Бельгия Автомобили Excelsior SA Франция Гонзак Лекёрёль
Франция . флуд
Эксельсиор Адекс С Эксельсиор 5.3л S6 И 106
10 1.5 29 Франция Автомобили Этторе Бугатти Франция Граф Макс де Пурталес
Франция Виконт Состен де ларошфуко
Бугатти Т22 Бугатти 1495cc S4 И 104
11 3.0 17 Франция Компания Автомобилей Мангал Франция Эжен Верпо
Франция . Мижо
Мангал TB4 [12CV] Мангал 2,1л S4 Д 99
12= 3.0 16 Франция Автомобили Delage SA Франция Пол Торчи
Франция . Бельбеу
Delage DE 2 литра спорт Делаж 2.1л S4 М 98
12= 1.1 34 Франция моторная компания Салмсонская Франция Люсьен Дево
Франция Джордж Касс
Салмсон ВАЛ-3 Салмсон1086cc S4 И 98
14 3.0 19 Франция Учреждения Charles Montier et Cie Франция Шарль Монтье
Франция Альберт Ориу
Форд-Монтье Форд 2008cc S4 М 97
15= 2.0 21 Франция Автомобили Жорж Ират Франция Жан Дуриану
Франция г-н Каппе
Жорж Ира Тип 4А Спорт Жорж Ират 1995cc S4 И 93
15= 1.1 33 Франция моторная компания Салмсонская Франция Луис Рамон Буэно
Франция Морис Бенуа
Салмсон ВАЛ-3 Салмсон1086cc S4 И 93
17 3.0 14 /
(26*)
Франция Автомобильные предприятия
Роллан и Пилен С.А.
Франция Гастон Делаланд
Франция Жан де Маргенат
Роллан-Пилен B22 Спорт Роллан-Пилен 2,3 л S4 Д 92
18 1.1 35 Франция Новая Автомобильная Компания Амилкар Франция Морис Бутми
Франция Джером Марканданти
Амилкар резюме Амилкар 1004cc S4 И 89
19= 5.0 5 Франция Компания Лоррейн Де Дитрих
и Ко.
Франция Роберт Блох
Франция . Сталтер
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] Лорейн-Дитрих 3.4L S6 И 88
19= 3.0 12 Франция Автомобили Marius Berliet SA Швейцария Эдвард Пробст
Франция . Редон
Берлиет VH 12CV Берлие 2.6L S4 М 88
21 3.0 15 /
(25*)
Франция Автомобильные предприятия
Роллан и Пилен С.А.
Франция Джордж Гиньяр
Франция Луи Сир
Rolland-Pilain R Berline Роллан-Пилен 2,2 л S4 Д 84
22 1.5 28 Франция Автомобили Этторе Бугатти Франция Луи Пишар
Франция Рене Мари
Бугатти Т22 Бугатти 1495cc S4 И 82
23= 2.0 25 /
(15*)
Франция Автомобильные предприятия
Роллан и Пилен С.А.
Франция Жан Пузе
Франция Эдмон Пишон
Роллан-Пилен RP23 Берлин Роллан-Пилен 1924cc S4 М 80
23= 2.0 26 /
(14*)
Франция Автомобильные предприятия
Роллан и Пилен С.А.
Франция Жюль Робин
Франция Жерар Маринье
Роллан-Пилен RP23 Спорт Роллан-Пилен 1924cc S4 М 80
23= 1.5 30 Франция Французское общество автомобилей Corre Франция Луи Баларт
Франция Шарль Друэн
Корре Ла Ликорн V14 8CV СКАП 1393cc S4 И 80
26 2.0 27 Франция Общество старейшин
Ателье Вино-Дегенган
Франция Леон Молон
Франция Люсьен Молон
Вино-Дегенанд BP 10CV Вино-Дегенанд 1847cc S4 М 77
27 3.0 18 Франция Компания Автомобилей Мангал Франция Леопольд Жуге
Франция . Связь
Мангал TB4 [12CV] Мангал 2,1л S4 Д 76
28 2.0 20 Франция Французское общество автомобилей Corre Франция Альберт Коломб
Франция Вальдемар Лестьен
Корре Ла Ликорн B7 12CV Бюллетень 2001cc S4 И 74
29 2.0 22 Франция Автомобили Жорж Ират Франция Пьер Маллево
Франция . Мийо
Жорж Ира Тип 4А Спорт Жорж Ират 1995cc S4 И 73
30 1.1 32 Франция Автомобильное общество
С воздушным охлаждением
Франция Люсьен Эрб
Франция Роберт Баттальола
САРА АТС [7CV] САРА 1098cc S4 Д 57
  • Примечание . Существует путаница в отношении того, какие автомобили и как были пронумерованы. [ 38 ] [ 39 ]

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ 5.0 6 Франция Компания Лоррейн Де Дитрих
и Ко.
Франция Анри Стоффель
Франция Рене Лабушер
Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт [15CV] Лорейн-Дитрих 3.4L S6 И 50 Не указано
ДНФ 3.0 13 Франция Автомобили Marius Berliet SA Франция Ролан Жако
Франция Жорж Рибай
Берлиет VH 12CV Берлие 2.6L S4 М 44 Двигатель
ДНФ 1.1 31 Франция Автомобильное общество
С воздушным охлаждением
Франция Франсуа Пьяццоли
Франция Андре Маранде
САРА АТС [7CV] САРА 1098cc S4 Д 14 Несчастный случай
Источники: [ 39 ] [ 44 ] [ 45 ] [ Н 2 ]

Не началось

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
ДНК 5.0 3 Франция Соседние самолеты я мог бы С5 Я мог бы 4.0L S4 Не прибыл
ДНК 5.0 4 Франция Соседние самолеты я мог бы С5 Я мог бы 4.0L S4 Не прибыл

Промежуточные позиции Раджа-Уитворта на триеннале купе

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Круги Целевые круги Соотношение превышено
1 1.1 34 Франция Салмсонская моторная компания Франция Люсьен Дево
Франция Джордж Касс
Салмсон ВАЛ-3 98 52 188.5%
2 1.1 35 Франция Новая компания
Амилкар Автомобиль
Франция Морис Бутми
Франция Джером Марканданти
Амилкар резюме 89 48 185.4%
3 1.1 33 Франция Салмсонская моторная компания Франция Луис Рамон Буэно
Франция Морис Бенуа
Салмсон ВАЛ-3 93 52 178.8%
4 2.0 23 Франция Промышленные предприятия
Жак Биньян
Бельгия Барон Раймон де Торнако
Франция Пол Грос
Биньянь 11CV 'Desmo' Спорт 120 70 171.4%
5 1.5 29 Франция Автомобили Этторе Бугатти Франция Граф Макс де Пурталес
Франция Виконт Состен де ларошфуко
Бугатти Т22 104 63 165.1%
6 3.0 9 Франция Шенар-Валькер С.А. Франция Андре Лагаш
Франция Рене Леонард
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт 128 79 162.0%
7 2.0 24 Франция Промышленные предприятия
Жак Биньян
Франция Филипп Марнский
Франция Джон Мартин
Биньянь 11CV Спорт 112 70 160.0%
8 3.0 10 Франция Шенар-Валькер С.А. Франция Кристиан Довернь
Франция Рауль Бахманн
Chenard-Walcker Тип U3 15CV Спорт 124 79 157.0%
9 3.0 8 Великобритания Бентли Моторс Лимитед Канада капитан Джон Дафф
Великобритания Фрэнк Клемент
Бентли 3 литра спорт 112 79 141.8%
10 3.0 17 Франция Компания Автомобилей Мангал Франция Эжен Верпо
Франция . Мижо
ТБ4 пламя 99 71 139.4%
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Трехлетний кубок Раджа-Уитворта
  1. Для этой гонки не существовало официального классового деления. Это неофициальные категории (использовавшиеся в последующие годы), связанные с целями Индекса.
  2. ^ Некоторые позиции финального финишера оспариваются официальными результатами.

Лучший финишер в классе

[ редактировать ]
Сорт Победившая машина Победители-драйверы
от 5 до 8 литров Нет. 2 Эксельсиор Адекс С Каэрель / Укроп *
от 3 до 5 литров № 7 L Лорейн-Дитрих B3-6 Спорт Россиньоль / де Курсель *
2-3 литра № 9 Шенар-Уолкер U3 Спорт Лагаш / Леонард *
от 1500 до 2000 куб.см Нет. 23 Биньянь 11CV Desmo Sport Де Торнако / Грос *
от 1100 до 1500 куб.см № 28 Бугатти Т22 Де Пурталес / Де ларошфуко *
от 750 до 1100 куб.см №34 Салмсон ВАЛ-3 Дево / Касс *
  • Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.

Не имея официальных классовых дивизионов, они занимают самые высокие места в неофициальных категориях, что соответствует целевым показателям Индекса.

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Самый быстрый круг – Ф. Клемент, Bentley №8, 3-литровый двигатель – 9:39 секунд; 107,33 км/ч (66,69 миль в час)
  • Самая длинная дистанция - 2209,54 км (1372,94 миль)
  • Наибольшая средняя скорость
    на дистанции – 92,06 км/ч (57,20 миль/ч)
Цитаты
  1. ^ "Обложка/флаер Ле-Мана 1923 года" . Гоночные спортивные автомобили (RSC) . Проверено 10 февраля 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стимулирование 2011, стр. 44–5.
  3. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр. 38–9.
  4. ^ Jump up to: а б с д Лабан 2001, с. 30
  5. ^ Клаусагер 1982, с. 19
  6. ^ Клаусагер 1982, стр.18
  7. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.43
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 1998, стр. 11–3: Autocar, 1 июня 1923 г.
  9. ^ Jump up to: а б Лабан 2001, с. 38
  10. ^ Сперринг 2011, стр.33
  11. ^ Jump up to: а б Последний 2001 год, стр.37.
  12. ^ Jump up to: а б с Спорринг 2011, стр.60-1.
  13. ^ Сперринг 2011, стр.62-4.
  14. ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.71-2.
  15. ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, стр.48-9.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1998, стр. 8–9: Autocar, 1 июня 1923 г.
  17. ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.56-8.
  18. ^ Сперринг 2011, стр.73-4.
  19. ^ Jump up to: а б Клаусагер 1982, стр.28.
  20. ^ Сперринг 2011, стр.76-7.
  21. ^ Сперринг 2011, стр.66-7.
  22. ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.68-9.
  23. ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.80-1.
  24. ^ Сперринг 2011, стр.82-3.
  25. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.53-5.
  26. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.78
  27. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.50-2.
  28. ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.83-4.
  29. ^ Jump up to: а б Спорринг 2011, стр.69-70.
  30. ^ Весна 2001 г., стр.36.
  31. ^ Сперринг 2011, стр.46-8.
  32. ^ Сперринг 2011, стр.40-1.
  33. ^ Сперринг 2011, стр.42.
  34. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.71
  35. ^ Jump up to: а б с д Спонсорство 2011, стр.58-9.
  36. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.45
  37. ^ Jump up to: а б Конец 2001 г., стр.39.
  38. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.75
  39. ^ Jump up to: а б с «24 часа в Мане – рейтинг 1923 года, пересмотренный и исправленный» . www.24h-en-piste.com (на французском языке) . Проверено 19 февраля 2018 г.
  40. ^ Сперринг 2011, стр.62.
  41. ^ Сперринг 2011, стр.48.
  42. ^ Спонсорство 2015, стр.2.
  43. ^ «Ле-Ман — Pageboard» .
  44. ^ «24 часа Ле-Мана 1923 года – Результаты гонок – Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 12 февраля 2018 г.
  45. ^ Сперринг 2011, стр.86
  • Кларк, Р.М. – редактор (1998) Ле-Ман «Годы Bentley и Alfa 1923–1939» Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-465-7
  • Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN   0-213-16846-4
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Сперринг, Квентин (2015) Ле-Ман 1923–29 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-1-91050-508-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1bd24c0e859a67b68bb9f4757e6ac276__1718831940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/76/1bd24c0e859a67b68bb9f4757e6ac276.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1923 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)