Jump to content

1991 24 часа Ле-Мана

1991 24 часа Ле-Мана
Предыдущий: 1990 г. Далее: 1992 г.
Ле-Ман в 1991 году.
Плитка на Аллее славы в Ле-Мане для победителей 1991 года

1991 года «24 часа Ле-Мана» — 59-й Гран-при на выносливость, проходивший на трассе Сарт во Франции 22 и 23 июня 1991 года. Это также был четвёртый этап сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям FIA 1991 года . Это был первый сезон новых правил для спортивных автомобилей с 3,5-литровым двигателем без турбонаддува, однако количество команд, заявивших автомобили в этом классе, было очень ограничено, поэтому список участников был открыт для старой категории группы C. Однако для продвижения своей новой формулы FISA постановила, что первые десять мест на стартовой решетке должны быть заняты автомобилями нового класса, независимо от их квалификационного времени, а автомобили группы C должны располагаться позади них. Автомобили группы C с поршневыми двигателями были оштрафованы за перевозку 100 кг дополнительного балласта, а автомобили Mazda с роторным двигателем - нет. Ожидалось, что гонка станет финальной схваткой между Jaguar и Sauber-Mercedes, в которой Porsche, Mazda и новые Peugeot будут играть второстепенную роль. Действительно, Peugeot лидировали в начале стартовой решетки в течение первого часа, но надежность их подвела, и вскоре они оказались в боксах, чтобы сойти с дистанции. Именно тогда автомобили Mercedes вырвались вперед, даже несколько часов бегая 1-2-3. «Ягуарам» мешал расход топлива, и им пришлось соответственно снизить темп. Однако три машины остались в топ-10, сразившись с двумя новыми Mazda 787B.

К середине дистанции «Мерседес» Шлессера/Масса/Ферте опередили своих товарищей по команде, юниорскую команду Вендлингера/Шумахера/Кройцпойнтнера, и на три круга опередили своих ближайших соперников – «Мазду» Вайдлера/Герберта/Гахо. Однако через час Вендлингер вывел свою машину в боксы на четвертой передаче. Mazda на самом деле ехала быстрее, чем Mercedes, но не смогла серьезно повлиять на отрыв. На рассвете нового дня «Ягуары» последовательно задерживались из-за поездок по бездорожью и проблем с двигателем. Лидирующий Йост Порше бежал уже четвертым, но остановился на трассе.

После почти 17-часового лидерства лидирующий Mercedes прибыл в боксы с резко возросшей температурой. Ремень водяного насоса оторвался и остановил охлаждение двигателя – проблема аналогичная той, что случилась с третьей машиной команды несколькими часами ранее. Повреждение было неизлечимым, и Mazda вырвалась вперед за три часа до финиша. Их гонка была очень надежной, и хотя «Ягуары» пытались надавить, Герберт привез домой «Мазду» и одержал победу с преимуществом на два круга над командой «Ягуар» IMSA из Джонса/Бозеля/Ферте. Команда Mercedes-Junior потеряла место в последний час, но выжила, финишировала пятой и выиграла Индекс энергоэффективности, а Михаэль Шумахер также установил новый рекорд круга, обогнав предыдущий на пять секунд. На финише было классифицировано всего 12 автомобилей, включая только одну машину из новой категории 1.

В конце сезона FISA ( Международная федерация автомобильного спорта ) и ACO ( Автомобильный клуб Запада ) наконец достигли соглашения. ACO приняла их требования в отношении прав СМИ, коммерческих прав и прав на хронометраж. Взамен FISA предложила пятилетний контракт на участие в новом чемпионате мира по спортивным автомобилям (SWC) с всемирной телевизионной рекламой и освещением. [ 1 ] Новые правила для спортивных автомобилей предписывают использовать поршневые двигатели без турбонаддува объемом 3,5 литра, которые в настоящее время используются в Формуле 1. Автомобили имели минимальную массу 750 кг. Лишь немногие производители подготовили новые модели, соответствующие правилам, поэтому FISA пришлось вернуть автомобили группы C (которые будут называться «Категорией 2») обратно в списки участников и объявить 1991 год еще одним «переходным сезоном», чтобы дать больше времени. У них будет тот же лимит топлива, что и раньше (2550 литров), но теперь их минимальный вес увеличен на 100 кг до 1000 кг. Однако к роторным двигателям GTP такого ограничения по весу не применялось. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Они подали 50 заявок на участие в гонке в ACO, но к марту на чемпионат было только 17. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] FISA сократила свои обязательства до 40 автомобилей чемпионата, а Ле-Ман и два неевропейских этапа получили отказ, позволяющий незарегистрированным командам участвовать. Не получив необходимых консультаций, Jaguar и Mercedes, в частности, были в ярости от того, что Nissan и Toyota (которые воздержались от участия в чемпионате) теперь все-таки смогут участвовать в гонках в разовом заезде без затрат на остальную часть серии. . [ 1 ] [ 4 ] Компромисс был достигнут на экстренном совещании между FISA и руководителями команд чемпионата. Незарегистрированные автомобили будут допущены к гонкам в Ле-Мане только в том случае, если они будут заявлены командой SWC и будут иметь тот же двигатель, что и эта команда. Те команды, которые уже участвовали в SWC, все равно должны были заявить хотя бы одну из своих машин категории 1. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] В свете этого ACO продлила крайний срок до мая, и список участников соответственно расширился. [ 1 ]

В сентябре 1990 года ACO приступила к сносу и восстановлению комплекса карьеров, который первоначально был построен после катастрофы 1955 года. Роскошное новое здание стоимостью более 12 миллионов фунтов стерлингов было самым современным и одним из наиболее оснащенных в мире. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Теперь здесь располагались центр управления гонками, медиа-центр, помещения для корпоративного приема, а также трибуна на 2900 мест. На практическом уровне было предусмотрено размещение 46 ям, каждая размером 15х5 метров, что в пять раз превышало размер предыдущей ямы. Ширина пит-лейна составляла 15 метров, а рядом с пит-уоллом располагалась зона шириной 3 метра для команд. Прямая яма также была расширена до 12 метров. Его открытие состоялось в пятницу вечером празднованием и фейерверком. [ 1 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] На трассе повороты Индианаполиса и Арнажа были изменены, чтобы обеспечить большую площадь схода. Шиканы, которые были установлены на прямой Унаудьер в прошлом году, были заменены, что сгладило неровности, которые были такими проблематичными. [ 1 ] Наконец, были снесены сигнальные ямы на шпильке Mulsanne. Еще одно сооружение, построенное в 1956 году и отремонтированное в 1956 году. Теперь оно было признано ненужным из-за повсеместного использования командами автомобильных радиоприемников. [ 13 ] [ 6 ] появился Empreintes des Vainquers В этом году в Ле-Мане . Проект по идее Бернара Варена сродни голливудской аллее славы вокруг площади Сен-Николя. Это положило начало традиции, согласно которой в начале каждой гоночной недели победители прошлого года оставляли свои руки и следы на тротуаре для потомков. [ 14 ] Стоимость автобусных туров для британских болельщиков на гонку и обратно варьировалась от 60 до 70 фунтов стерлингов. В стоимость гонки включен входной билет в размере 28 фунтов стерлингов и проезд на маршрутном автобусе по трассе в размере 10 фунтов стерлингов. Билеты на трибуну включали от 25 фунтов стерлингов за новую трибуну Pit Stand до 38 фунтов стерлингов за трибуну Dunlop, а стоимость кемпинга вокруг трассы составила около 13-20 фунтов стерлингов. [ 15 ] ACO изменила свое мнение по сравнению с прошлым годом, отказавшись от дополнительных получаса квалификации в первых сессиях обоих дней, вернувшись таким образом к 4 часам в среду и четверг. [ 1 ] Чтобы обеспечить дальнейшее продвижение своих новых правил для спортивных автомобилей, FISA постановила, что первые 10 мест на стартовой решетке должны доставаться автомобилям категории 1 в гонках SWC, независимо от их квалификационного времени, а автомобили группы C располагаются позади них. [ 16 ] [ 5 ] [ 11 ]

Ягуар XJR-14

Разгром списка участников FISA и последующие договоренности нанесли ущерб ACO и их гоночной организации. Соглашение с производителями WSC действительно помешало планам Nissan и Toyota конкурировать, поскольку ни один из них не участвовал в серии, и никто другой не эксплуатировал их двигатели. [ 1 ] [ 5 ] После того, как решение было опубликовано, с командами чемпионата были быстро заключены сделки о заявке дополнительных автомобилей от имени других команд, и в конечном итоге было получено разумное количество машин в 46, что соответствует количеству спальных мест в новом пит-комплексе. [ 1 ] [ 5 ] В этом году к Spice-Fords присоединились Peugeot, Jaguar и Mercedes-Benz в 3,5-литровой формуле. Созданные в первую очередь для спринтерских гонок, было сомнительно, какова их выносливость. Jaguar и Mercedes-Benz могли позволить себе роскошь использовать свои старые автомобили Категории 2 ( Группа C ). Двигатели Porsche доминировали в этом классе: 19 автомобилей Porsche и Cougar. Mazda была единственным представителем Японии, который теперь также перешел во вторую категорию и участвовал в полном чемпионате. [ 16 ] Jaguar обыграл Porsche в 1988 году, Sauber-Mercedes победил Jaguar и Porsche со счетом 1–2 в 1989 году. Затем, когда Mercedes бойкотировал гонку 1990 года, Jaguar одержал собственную победу со счетом 1–2. Поэтому гонку 1991 года с нетерпением ждали как финальную битву между доминирующими марками группы C, Jaguar и Mercedes-Benz. [ 4 ] В итоге стартовая сетка из 38 автомобилей оказалась самой маленькой почти за 60 лет. [ 11 ]

Мерседес-Бенц C291
Сорт Количество Турбо+Роторный
двигатели
Категория 1 14 / 10 0 / 0
Категория 2 32 / 28 27 / 23
Всего записей 46 / 38 27 / 23
  • Примечание : первое число — это число принятых, второе — число стартовавших.

Категория 1

[ редактировать ]
Пежо 905

Защищая чемпионов, компания Jaguar подготовила для SWC новую модель. XJR -14 был разработан Россом Брауном ; он был оснащен версией двигателя Ford-Cosworth HB Формулы 1 под маркой Jaguar , который мог развивать мощность 650 л.с. при частоте вращения более 11 000 об/мин. [ 17 ] Он имел двухъярусное заднее крыло и куполообразный фонарь, который фактически выполнял функцию двери. [ 18 ] Согласно правилам FISA, команды SWC должны были выставить в Ле-Мане хотя бы один из 3,5-литровых автомобилей. Было заявлено две машины, но прибыла только одна, которой управляли Тео Фаби , Энди Уоллес и Кенни Ачесон . [ 17 ] TWR также представила четыре XJR-12 в категории 2. Все машины были окрашены в новый блестящий фиолетовый цвет.

Пропустив прошлогоднюю гонку, Sauber и Mercedes-Benz вернулись в Ле-Ман. Выиграв чемпионат мира в течение последних двух лет, они вышли на чемпионат этого года на новом Mercedes-Benz C291 со специально созданным 3,5-литровым Mercedes M291 оппозитным 12-цилиндровым двигателем . Это был также один из первых спортивных автомобилей с секвентальной коробкой передач. [ 19 ] Была заявлена ​​одна машина, и юниорская команда Mercedes в составе Карла Вендлингера , Михаэля Шумахера и Фрица Крейцпойнтнера ей была назначена участвовать в своих автомобилях C11 , выигравших чемпионат группы C. . Как и в случае с Jaguar, это позволило им также [ 20 ]

Третьей заводской командой, построившей автомобиль под 3,5-литровую формулу, стала Peugeot . После успешного выступления в ралли они стремились подражать своей соотечественнице Renault и побеждать в гонках на выносливость. Компания поддержала команду WM в их стремлении разогнаться до скорости 400 км/ч в Ле-Мане. Заводская команда Peugeot ранее участвовала в гонках в Ле-Мане, в 1926 году , когда они были доминирующей командой в автоспорте. Новый Peugeot 905 был спроектирован и построен на заводе Peugeot Talbot Sport недалеко от Парижа, которым руководил Андре де Кортанце , который разработал дизайн победителей Renault. [ 21 ] [ 22 ] Монококовое шасси и корпус были изготовлены из современных композитных материалов и испытаны в Dassault аэродинамической трубе самолета . Жан-Пьер Буди возглавил моторную команду, уже работая с командой Renault. Двигатель V10 располагался под углом 80 градусов, имел четыре клапана на цилиндр и развивал мощность 600 л.с. с Magneti-Marelli системой управления двигателем . Инновационная коробка передач передавала первую и вторую передачи через передние колеса, а с третьей по шестую — на задние. [ 21 ] Автомобиль был представлен в середине 1990 года и участвовал в двух последних гонках сезона. В этом сезоне участвовало две машины под управлением директора команды Жана Тодта . Мауро Бальди и Филипп Аллио произвели сенсацию, выиграв первый этап в Сузуке, а Бальди стал действующим чемпионом мира среди водителей (в составе Sauber-Mercedes) вместе с Жан-Луи Шлессером. Второй машиной управляли бывший чемпион мира Формулы-1 Кеке Росберг вместе с Янником Далмасом , что соответствовало опыту молодых французских перспективных пилотов Формулы-1. К команде присоединились французские гонщики Жан-Пьер Жабуй и Пьер-Анри Рафанель . [ 21 ] [ 19 ]


Чемберлен Спайс SE89C

Spice Engineering была вынуждена обанкротиться в начале года, а в марте была приобретена японской корпорацией Fedco, которая впоследствии перезапустила компанию под названием Spice Prototype Automobiles, чтобы продолжить производство. Голландец Чарльз Цвольсман был основным заказчиком своей команды Euro Racing и купил два новых шасси, которые были единственными постоянными участниками Spice в чемпионате. [ 18 ] Один из них был заявлен для участия в Ле-Мане (а другой в качестве испытательного автомобиля), оснащенный двигателем Cosworth DFZ, настроенным Джоном Николсоном на мощность 550 л.с. [ 23 ] Fedco сохранила одно из своих новых шасси для гонок в Японии и привезла его в Ле-Ман, а их пилотам-новичкам помог опыт бывшего пилота SARD-Toyota Наоки Нагасака . [ 23 ] Вместе с автомобилем Fedco в Ле-Ман под эгидой Euro Racing приехали еще пять Spices. [ 4 ] Победители прошлого года, компания PC Automotive, вернулась со своим SE89C, обновив свой DFL 3,5-литровым двигателем DFZ. [ 24 ] Хью Чемберлен участвовал в обоих своих SE89C, включая машину, выигравшую чемпионат 1989 года. [ 25 ] Classic Racing была единственной заявкой на участие в этом году в США: SE88 трехлетней давности принадлежал GP Motorsport и теперь оснащен 3,2-литровым двигателем Ferrari V8 с турбонаддувом, что, следовательно, отнесло их ко 2-й категории вместе с другими автомобилями с турбонаддувом. [ 25 ] Цунэмаса Аошима основал свою новую команду AO Racing в 1990 году для чемпионата Японии, управляя опытным женским экипажем, состоящим из южноафриканки Дезире Уилсон и американки Лин Сент-Джеймс на полностью розовом SE90. В этой гонке к ним присоединилась французская гонщица Indy-Lights Кэти Мюллер . [ 24 ]

Небольшая французская команда Луи Декарта, как всегда оптимисты, предприняла еще одну попытку завоевать титул чемпиона мира. Они построили второе карбоновое монококовое шасси C91. Cosworth DFR, купленный у Ligier , имел обновленную подвеску и карбоновые тормоза. [ 26 ] Этот двигатель обеспечил подключение к гонке еще двух участников Spice: [ 4 ] У Graff Racing был SE89C, [ 25 ] в то время как новая команда Беркли получила заводской SE90C. Однако, когда водители не смогли предоставить действующие гоночные лицензии, инспекторы отказали им в допуске. [ 25 ] Команда Racing Organization Course Фреда Сталдера участвовала в гонках в Ле-Мане в 1970-х годах на автомобилях Chevron, оснащенных его собственными 2-литровыми двигателями ROC. В последнее время он управлял Audi во французской серии Supertourisme . Совместно со швейцарским конструктором Чаком Грэмигером они построили новый автомобиль, который стал продолжением его автомобилей Cheetah Group C. [ 23 ] [ 18 ] Ванна из композитных материалов была создана компанией Anglia Composites в Англии, а кузов был изготовлен из углеродного волокна и кевлара французом Робертом Шуле . Двигатель был Cosworth DFR, настроенный швейцарским специалистом по двигателям Хейни Мадером. Первоначальные тесты прошли неудовлетворительно, поэтому команда Сталдера провела большую переработку кузова и подвески. Представленный Декартом, ROC 002 прибыл с ограниченными последующими испытаниями и имел избыточный вес почти на 100 кг, самый тяжелый в категории 1. [ 23 ]

Категория 2

[ редактировать ]
Мерседес-Бенц С11

В TWR мало верили, что спринтерскому автомобилю XJR-14 хватит выносливости, чтобы продержаться в Ле-Мане, и поэтому подготовили полноценную атаку с автомобилями группы C, победившими в прошлом году. размера . Инженер Аластэр МакКуин внес в Jaguar XJR-12 аэродинамические изменения и установил тормоза большего Учитывая, что они выиграли в 1990 году с остатком топлива, специалист TWR по двигателям Аллан Скотт модернизировал 24-клапанный двигатель V12, расточив его до 7,4 литра и увеличив крутящий момент. [ 17 ] [ 27 ] Были построены два новых шасси, одно из прошлогодних автомобилей модернизировано. Четвертая машина (восстановленная машина, разбившаяся в Дайтоне) была заявлена ​​для Suntec, команды TWR, участвующей в чемпионате Японии. [ 17 ] [ 5 ] На гонку прибыл большой отряд из более чем 100 сотрудников TWR. [ 17 ] Комбинации пилотов были основаны на основных пилотах соответствующих чемпионатов: лидер команды SWC Дерек Уорвик с Джоном Нильсеном / Энди Уоллесом, постоянным игроком Тео Фаби, к которому присоединились Воллек и Ачесон, в то время как гонщики команды IMSA Дэви Джонс и Рауль Бозель участвовали в гонках с Мишель Ферте . Четвертую, японскую, пилотировали пилоты команды Suntec Мауро Мартини , Джефф Кроснофф и Дэвид Лесли .

Мазда 787Б

Имея в списке участников необходимый C291, команда Sauber-Mercedes собрала полную команду для поддержки трех автомобилей C11. Доминирующий автомобиль группы C в прошлом году был основан на 5,0-литровом двигателе M119 . Полностью алюминиевый агрегат теперь стал на 6 кг легче благодаря новейшей системе управления двигателем Bosch Motronic. С двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ) он мог развивать мощность до 850 л.с. в квалификационной комплектации, а в гоночных условиях — до 720 л.с. [ 20 ] Композитное монококовое шасси имело улучшенную аэродинамику, включая новую носовую часть, обеспечивающую лучший поток воздуха к карбоновым тормозам. [ 20 ] Действующий чемпион среди водителей Жан-Луи Шлессер делил машину №1 с постоянным товарищем по команде Йохеном Массом и Аленом Ферте . Трое гонщиков юниорской команды Mercedes также попали во второй C11, а третьим управляли Джонатан Палмер , Стэнли Диккенс и Курт Тийм .


Mazda была единственной японской компанией, участвовавшей в конкурсе SWC с одним автомобилем. Они дважды проверили правила и подтвердили, что FISA действительно разрешила им сохранить предел веса роторного двигателя всего в 830 кг. Эта лазейка не была очевидна в начале сезона, когда Mazda 787 занимала 6-е, 7-е и 11-е места. Тем временем Найджел Страуд из Mazdaspeed разрабатывал значительно улучшенную Mazda 787B . У этого автомобиля были колеса большего размера, переработанная подвеска и немного более длинная колесная база. Обширные испытания в аэродинамической трубе улучшили кузов, увеличив воздуховоды для новых карбоновых тормозов. Работа над четырехроторным двигателем позволила улучшить его крутящий момент и топливную экономичность, сохранив при этом мощность в 710 л.с. Самая тяжелая Mazda при техосмотре все же весила на 150 кг больше, чем самый легкий Porsche в своем классе. [ 28 ] [ 29 ] Команда оставила победителя Ле-Мана Джеки Икса в качестве консультанта. После участия в ралли Дакар с командой ORECA он рекомендовал Mazdaspeed координировать свои действия с Хьюгом де Шонаком и его организацией для подготовки к европейским гонкам. [ 28 ] [ 18 ] [ 22 ] И снова были заявлены три машины вместе с тестовой машиной; и, как и раньше, было две последней модели и резервная прошлогодняя. Команда знала, что это будет их последний шанс выиграть Ле-Ман до вступления в силу новых правил, запрещающих роторный двигатель. К этому моменту в состав пилотов входили опытные экипажи Mazda: Фолькер Вейдлер , Джонни Герберт и Бертран Гашо были молодыми гонщиками Формулы-1 и участвовали в гонках втроем в 1990 году. Ко второй машине присоединились Стефан Йоханссон и Дэвид Кеннеди, а также бразилец Маурицио Сандро Сала . единственный новый член команды. Их автомобиль был оснащен более низким передаточным числом пятой передачи, чтобы потреблять меньше топлива за счет снижения максимальной скорости на 20 км/ч. [ 30 ] Ёдзиро Терада и Такаси Ёрино снова получили старую машину, на этот раз с Пьером Дьедонне . [ 28 ] [ 31 ] [ 32 ]


Теперь Porsche полностью посвятила себя Формуле 1, поставляя двигатели команде Footwork Arrows , однако директор по автоспорту Хельмут Флегль подтвердил, что у компании нет ресурсов, чтобы также взять на себя обязательства по созданию двигателя для спортивных автомобилей FIA. Вместо этого это снова будет ветеран Porsche 962 C, который сразится с новыми автомобилями в чемпионате. [ 33 ] Всем командам Porsche пришлось столкнуться с серьезными штрафами, предусмотренными для Категории 2. Однако было заявлено 13 Porsche, что превышает численность всех участников Категории 1. [ 34 ] Только четыре команды участвовали в чемпионате мира на Porsche, но разрешение FISA позволило приехать в Ле-Ман еще нескольким командам. Вальтер Брун теперь готовил свою машину к новым правилам, но при этом оставался верным SWC и посвятил себя полному сезону. Всего за две недели до гонки они завладели последним Porsche 962C, сошедшим с завода Porsche. Им будет управлять сам Брун со своими обычными штурманами Оскаром Ларраури и Хесусом Пареха . Другой его работой была машина, которая годом ранее почти финишировала второй. Его будут вести Харальд Гюисман , Робби Стирлинг и Бернард Сантал . [ 35 ] Братья Кремер из Кёльна построили два новых автомобиля своего варианта CK6 модели 962. Один был на карбоновом/сотовом монококе (управлять им будут Мануэль Ройтер , Джей-Джей Лехто и Харри Тойвонен ), а другой имел стандартный заводской алюминиевый кузов. корпус ( Грегор Фойтек / Тифф Ниделл /Томас Лопес Роша). [ 36 ] Как и Брюн, Франц Конрад строил свой собственный спортивный автомобиль категории 1, но для Ле-Мана вместо этого решил участвовать в гонках на своем 962. Это был еще один монокок из карбона и сот с коротким хвостом и двигателем объемом 3,2 литра. Конрада были Энтони Рид и Пьер-Ален Ломбарди. Штурманами [ 37 ] Команда Joest Racing решила не участвовать в соревнованиях SWC и теперь участвовала в гонках немецкой Интерсерии и приехала в Ле-Ман с двумя автомобилями, заявленными под управлением Konrad Motorsport. [ 4 ] бежали с короткой хвостовой посадкой и более широким носом В этом году победители Ле-Мана Дерек Белл и Ханс-Йоахим Штук вместе с Фрэнком Елински , а неутомимый Анри Пескароло гонялся с Берндом Шнайдером и «Джоном Винтером» ( Луис Крагес ). [ 33 ]

Пума C26S

Швейцарская команда Salamin Primagaz была еще одной командой, управлявшей Porsche на SWC. Антуан Саламин по профессии был архитектором и до этого трижды участвовал в гонках на 962C в Ле-Мане. На этом шасси годовалой давности будут участвовать Саламин и его штурман регулярной серии, марокканец Макс Коэн-Оливар , а к ним присоединится 8-кратный чемпион Франции по восхождению на холмы Марсель Таррес. [ 38 ] Ханс Обермайер не участвовал в SWC и изначально хотел запустить новую Spice, но передумал и продал ее обратно Fedco. Вместо этого он привез свой прошлогодний Porsche, приняв участие в нем через команду Salamin. Как обычно, Обермайер финансировал Primagaz, как и его дольщики. Совладелец Юрген Лассиг , Пьер Ивер и Юрген Опперманн были номинальным составом, но когда последний заболел незадолго до гонки, его место занял Отто Альтенбах, дав им ту же комбинацию гонщиков, что и в прошлом году. [ 38 ] Команда австралийца Верна Шуппана выступала в чемпионате Японии и привезла в Ле-Ман три машины, в том числе Т-кар, под знаменем Саламина. Ведущей машиной будут управлять Уилл Хой , Эдже Элг и Роланд Ратценбергер . [ 37 ] Второй машиной стала новая модификация 962, разработанная Максом Боксстремом, ранее работавшим в Écurie Écosse и Aston Martin . Карбоновое шасси имело радикальную аэродинамику, оснащенное коротким хвостом и низким задним аэродинамическим крылом. Однако гонщики ( Херли Хейвуд и Джеймс Уивер из JSPC вместе с Уэйном Тейлором ) сочли его неуправляемым, и его заменили на обычный 962. [ 37 ] У Тима Ли-Дэйви была бывшая машина Шуппана для его собственной каперской команды, и он также был внесен по билету Саламина. [ 38 ] [ 4 ]

Courage Compétion участвовала в чемпионате мира на двух машинах. Для домашней гонки Ив Кураж собрал команду из четырех машин. Три из них были новой моделью C26S — сотовыми ваннами с карбоново-кевларовым кузовом. В конструкции Марселя Юбера была улучшенная носовая часть для лучшей обработки воздушного потока и меньший задний аэродинамический профиль. [ 33 ] Подвеска также была отрегулирована, чтобы устранить недостаточную поворачиваемость и учесть штраф FIA за балласт в 50 кг. Два автомобиля с 3,0-литровым двигателем Porsche были новыми, а третий - перестроенным C24 1990 года. Также был представлен еще один C24 1989 года со старым 2,8-литровым двигателем Porsche. [ 39 ] Courage также договорился с японской командой Trust Racing о том, что он выступит в качестве автомобиля Courage на Фудзи, а взамен получит входной билет в Ле-Ман. Их короткохвостый 962 имел тот же двигатель Porsche, что и Courage, и поэтому имел право на участие в конкурсе. Стивен Андскар и Жорж Фуше были одной из трех команд, участвовавших в гонках с двумя гонщиками в этом году. [ 40 ] Другой командой, перешедшей под патронаж Courage, были французские братья Альмерасы . В течение 1980-х годов они периодически выезжали в Ле-Ман на Porsche группы C и GT, но без особого успеха. Они провели сезон 1990 года и вернули свой бывший Kremer 962C на свою единственную гонку в году. [ 40 ] [ 4 ]

Итальянец Джанни Муссато нашел покупателя на оставшуюся у него бывшую машину Lancia LC2 . Durango — итальянская гоночная команда, участвовавшая в чемпионате Великобритании F3000. Veneto Equipe была создана для участия в SWC, но LC2 теперь был устаревшей конструкцией и квалифицировался только в половине гонок, в которых участвовал. [ 41 ] Двигатель Ferrari объемом 3050 куб.см V8 мог развивать мощность до 800 л.с., но это был последний раз, когда Lancia выступала в Ле-Мане. [ 25 ]

Практика и квалификация

[ редактировать ]

Тренировочные занятия были омрачены периодическими шквалами погоды, размывавшими трассу. Дождь прекратился к началу вечерней тренировки в среду, и машины быстро вернулись в боксы, сменив мокрые шины, но дождь возобновился. [ 7 ] В очень узком окне засухи Энди Уоллес показал результат 3:37,1 на Jaguar XJR-14, что, несомненно, является лучшим временем ночи. Только 50 гонщиков смогли показать время в пределах 120%, чтобы пройти квалификацию в гонку. [ 42 ] [ 17 ] В сложную погоду Дезире Уилсон разбился в Тертр-Руж. Команда смогла арендовать у GP Motorsport еще одно шасси Spice и провела большую часть следующего дня, готовясь к новому дню. [ 24 ] В четверг ситуация была аналогичной: на высыхание ушло 40 минут. Однако после этого, по крайней мере, оставалось сухим, и трасса была переполнена, поскольку люди пытались зафиксировать соревновательное время. Первым заметным результатом стал Шлессер с результатом 3:35,8 на своем Sauber-Mercedes, а Peugeot Аллиота показал результат 3:37,6. [ 42 ] Уоллес ответил результатом 3:35,4 и на следующем круге ехал быстрее, но был вынужден сойти с дистанции после того, как у его товарища по команде Воллека на полной скорости лопнуло колесо при приближении к повороту Индианаполиса, прямо перед Уоллесом. Именно опыт Воллека не позволил его машине врезаться в ограждение. [ 17 ] [ 42 ] Затем Шлессер вытащил результат 3:31,3, и это решило дело. Уоллес улучшил результат до 3:31,9 и стал вторым и самым быстрым из автомобилей категории 1, но при этом превысил обороты гоночного двигателя. [ 43 ] [ 27 ] Аллиот был третьим среди лучших из Peugeot, а когда в пятницу TWR решила снять XJR-14 с гонки, он оказался в первом ряду всех Peugeot, а Росберг занял 8-е место в общем зачете с результатом 3:35,1 (3-е место в категории 1). [ 10 ] [ 17 ] Два других Mercedes заняли 4-е и 5-е места. Ларраури снова стал самым быстрым Porsche на машине Brun, заняв 6-е место (3:36,1) после трудной тренировки, разбивая их новенькую машину. Мануэль Ройтер был седьмым на автомобиле Kremer T-car после того, как его товарищ по команде Тойвонен разбил гоночную машину в четверг. [ 10 ] [ 36 ] Оба были рады обойти в квалификации машины соперника Джоста, стартовавшие сразу за ними. [ 10 ] Jaguar XJR-12 отказались от борьбы за поул после дождливого четверга и заняли 11, 18, 21 и 22 места в общем зачете. Новые Mazda показали лучшие результаты в квалификации, заняв 12-е (3:43,5) и 17-е места. [ 10 ] Радикально новый дизайн Team Schuppan был признан командой неуправляемым, и когда владелец команды сам проехал круги и обнаружил то же самое, машину заменили на другую стандартную модель 962. [ 37 ] Время, потраченное AO Racing на подготовку своей новой машины, означало, что Сент-Джеймс и Мюллер не смогли пройти квалификационные круги, однако ACO воспользовалась своим усмотрению и допустила их на стартовую решетку. [ 24 ] Но второй год подряд команда Тима Ли-Дэйви пропускает технические проверки, спеша быть готовыми. Плохо подготовленные, они не смогли пройти квалификацию. [ 38 ]

В конце концов, только 11 из 38 стартовавших игроков будут принадлежать к новой формуле группы 1. Десяти из них было поручено FISA занять первые десять мест в стартовой таблице. После двух Peugeot третье место досталось команде Euro Racing Spice, занявшей почетное 15-е место (3:45,7). Однако остальные автомобили в топ-10 оказались гораздо дальше в списке. Два автомобиля Chamberlain Spices, стартовавшие с 9-го и 10-го места, квалифицировались на 38-м (4:06) и 39-м (4:10), что более чем на 30 секунд медленнее, чем три Sauber-Mercedes, стартовавшие сразу после него как самые быстрые в классе 2. [ 10 ] [ 31 ] [ 44 ]

Начинать

[ редактировать ]

Хотя утренняя разминка проводилась во влажных условиях, к началу в 16:00 день был пасмурным, но сухим. С самого начала оба автомобиля Peugeot вырвались вперед и задали темп. Зрители развлекались, наблюдая, как более быстрые автомобили Категории 2 проезжают мимо более медленных машин в передней части стартовой решетки. [ 45 ] Аллиот пропустил передачу на втором круге, и Росберг быстро вырвался вперед. К третьему кругу Шлессер повел свои серебристые машины на хвост. Однако вскоре команда Mercedes вернулась к заданному гоночному темпу, пропустив Brun и два Porsche Joest. [ 45 ] [ 21 ] Шнайдер намеренно выставил свой Porsche раньше, на 7-м круге, чтобы выйти из последовательности, а на 9-м круге нападающий Ларраури обогнал Шлессера на третье место. Именно Росберг провел первые остановки для дозаправки, приехав на 10-м круге, чтобы передать мяч Далмасу. [ 45 ] Спустя круг на остановке остановился товарищ по команде Аллиот. Внезапно машину охватило впечатляющее возгорание топлива. Быстро облившись, Жабуй был вытолкнут вперед в пит-отсек своей родственной машины, закончил дозаправку и вернулся на 22-е место. [ 45 ] [ 27 ] [ 21 ] Теперь Далмас опережал Ларраури на 30 секунд, которого преследовали Йост Порше Шнайдера и Мерседес Шумахера. [ 45 ] Однако периодические осечки на отрезке Росберга усугублялись, и на 15-м круге Далмас выехал на пит-стоп, чтобы проверить его, потеряв три минуты, прежде чем сделать вторую остановку два круга спустя. [ 45 ] Третья остановка, на замену блока электроники ушло 45 минут, отбросила их на 11 кругов вниз. Хуже того, пока это происходило, Жабуй остановил в Индианаполисе другой «Пежо» с перегоревшим двигателем. [ 21 ] [ 46 ] [ 22 ]

Эстафету подхватили автомобили Sauber-Mercedes, проехавшие 1–2–3. Несмотря на сильный маневр при круге Obermeier Porsche на Ford Chicane, Шумахер лидировал на автомобиле Mercedes Junior. [ 38 ] [ 46 ] [ 47 ] Теперь, когда за рулем был непрофессионал Пареха, машина Брюна постепенно сдавала позиции. [ 46 ] Из их машины также вытекало масло после жесткой зарядки, и водители могли совершать только короткие отрезки времени, чтобы доливать масло каждые полчаса. [ 35 ] Jaguar изо всех сил старался идти в ногу с темпом. Из-за лишнего веса и более крупного двигателя объемом 7,4 л им приходилось ехать на 5-6 секунд медленнее, чтобы удовлетворить необходимый расход топлива. [ 45 ] [ 3 ] Только Нильсен смог не отставать, заняв пятое место после вторых остановок, а две машины Йоста не отставали. [ 46 ] Первым Jaguar, у которого возникли проблемы, стал представитель Suntec, когда Мартини остановился на шикане с неисправным топливным насосом. Через три круга он сломал дисквалификацию, врезавшись в бордюр на той же шикане в 19:00. Пришлось переделывать всю переднюю часть, все это стоило 2,5 часа и 50 кругов. [ 46 ] [ 48 ] На четвертом часу Шлессер обогнал молодого Кройцпойнтнера, выйдя вперед на 60-м круге, а через круг выйдя на замену Массу. Юниорская команда последовала за ним, но в своем энтузиазме Вендлингер развернулся на холодных шинах на шикане Данлоп и врезался в шинный барьер. К тому времени, как он вернулся в боксы для ремонта, команда потеряла 6 минут и опустилась на девятое место. [ 46 ] [ 47 ] [ 20 ] Kremer Porsche шел 7-м, когда Reuter вывел его из строя из-за отказа задней подвески, который стоил 20 минут. Из-за увеличенного штрафного веса он не будет последним. [ 36 ] К вечеру два других Mercedes сохранили преимущество 1–2, а возродившийся Ларраури занял третье место, опередив Warwick/Nielsen/Wallace Jaguar. После того, как задержки в работе двигателей коснулись автомобилей Joest, это была лидирующая Mazda Герберта/Вейдлера/Гашо, обогнавшая их на пятое место, работая как часы, в то время как сразу за Porsche шла вторая Mazda. [ 46 ] Порядок пошатнулся на шестом часу. В 21:25 из-за пропуска зажигания в двигателе Уорвик врезался в гравийную ловушку в Индианаполисе, опустив его на девятое место, а его вытащили. [ 49 ] [ 46 ] Пятнадцать минут спустя Ларраури пригнал Brun Porsche с поврежденной задней подвеской. Ремонт стоил им 8 кругов и вывел их из борьбы. [ 46 ] [ 35 ]

Упорная езда Вендлингера в ночи вернула его машину на третье место. Шумахер был не менее впечатляющим, когда взял на себя управление, установив самый быстрый круг в гонке в 22:45 с результатом 3:35,5, что почти на 5 секунд меньше рекорда круга, установленного Nissan в прошлом году. [ 47 ] [ 46 ] [ 3 ] В течение следующих нескольких часов большинство идущих впереди машин ехали хорошо, в то время как позади них нарастала истощение. Джост Порше из Bell/Stuck/Jelinski то заезжал в боксы, то выезжал из них, из-за протечек воды и падал. [ 46 ] Как и предполагалось, большинство автомобилей категории 1 не выдержали: Росберг был далеко позади, когда остановился на Mulsanne Straight. Потеря передач из-за поломки рычажного механизма положила конец второму Peugeot. [ 50 ] [ 21 ] AO, PC и Chamberlain Spices, ALD и ROC ушли на пенсию или провели часы в боксах. В первые часы гонки «заводская» Fedco Spice лидировала в классе, ее преследовала Euro Racing Spice, и она находилась сразу за пределами топ-10. Последний лидировал в классе рано вечером, когда у японского автомобиля произошла утечка радиатора, пока утечка топлива не привела к возгоранию двигателя приближающегося к Ford Chicane. Это позволило машине Fedco снова выйти вперед в темное время суток. [ 23 ] [ 24 ]

К часу ночи Шлессер, Масс и Ферте обогнали своих товарищей по команде с преимуществом в 6 минут. Юниорская команда заняла второе место, когда Палмер вывел другой Mercedes в боксы, жалуясь на хронические проблемы с управляемостью после наезда на обломки, оставленные Porsche Ханса Штука. Прошло полчаса, пока повреждение поддона от мусора было устранено. Вдобавок к тревоге у обеих машин были длительные стоянки для проверки. [ 20 ] [ 51 ] [ 47 ] [ 3 ] Более низкая скорость «Ягуаров» означала, что их двигатели меньше нагружали систему, и теперь они работали на 3-м, 4-м и 8-м местах. Однако в 2.30 ночи Уорвик на второй машине остановился в Арнаже. Пробка бензонасоса открутилась и заглушила двигатель. Посоветовавшись со своей командой по радио, он смог отремонтировать машину и вернуться в боксы. [ 51 ] [ 49 ]

На полпути Mercedes №1 (184) имел отрыв почти на полный круг от своей машины Junior, а сам на два круга опережал лидирующую Mazda (181) и Jaguar Jones/Boesel/Ferté. Их товарищи по команде, машина Фаби/Воллека/Ачесона, отставали на круг дальше, а две машины Joest и вторая Mazda преследовали их (180 кругов). Девятым стал третий Jaguar (177), быстро восстановившийся, а команда Andskär/Fouché Trust Racing Porsche замыкает топ-10. [ 51 ] Затем, в 4.50 утра, всего через девять минут после своего выступления, Вендлингер вывел Mercedes, занявший второе место, в боксы, застряв на четвертой передаче. Хотя они провели в боксах более получаса и проиграли 8 кругов, из-за выбывания в гонке они опустились всего на 7 позиций. Вскоре они поднялись на позицию, когда Шнайдер/Пескароло/Зимний Джоест Порше сошел с 8-го места из-за неизлечимой утечки в коробке передач. [ 20 ] [ 33 ] [ 52 ] [ 47 ] [ 31 ] [ 53 ] У Jaguar были свои неприятности: за 15-й час Уоллес потерял 3 круга и одно место, когда на первой шикане врезал машину в гравий, [ 48 ] затем Мартини разбился в Тертр-Руж, и Ачесон пришел за новой носовой частью после того, как сбил кролика. [ 52 ] [ 49 ] В испорченном классе 1-й категории на полпути с полуночи лидировал Graff Racing Spice, а Fedco Spice восстановилась на втором месте после очередных задержек с двигателями. Затем двигатель автомобиля Graff начал давать сбои, что потребовало длительной и в конечном итоге бесплодной попытки ремонта, в результате чего они сошли с дистанции через 14 часов. [ 25 ]

На рассвете Sauber-Mercedes все еще лидировал с комфортным преимуществом на трех кругах, но имел проблемы с перегревом. Mazda и лидирующий Jaguar боролись за второе место, меняясь местами на пит-стопах. Однако, поскольку Mazda смогла проехать круг на 5 секунд быстрее, ей постепенно удалось оторваться. [ 52 ] [ 49 ] После долгой задержки с устранением повреждения днища Диккенс вернул третий «Мерседес» на десятое место, когда он выехал на пит-стоп в 7.15 утра. Первоначальный удар вызвал вибрацию двигателя, которая в конечном итоге сломала опору двигателя. Повреждение было неизлечимым, поэтому его пришлось списать. [ 52 ] [ 47 ] [ 3 ] На рассвете, заняв 4-е место, оставшийся Джост Порше опустился обратно на шестое место. Затем, около 9 утра, Елински подъехал к Арнажу сразу за Кросновым на убогом Suntec Jaguar и тоже остановился там. Пилоты работали бок о бок, пытаясь завести свои машины, но вернуться в боксы смог только Елински. [ 52 ] [ 48 ] Кричащая «Мазда» теперь была на второй позиции, а два «Ягуара» отступили, экономя топливо. [ 52 ] Вторая Mazda была пятой, но затем потеряла время на замену карданного вала. [ 52 ] Brun Porsche боролся за лидерство в начале гонки. Они медленно вернулись на десятое место, пока их снова не задержала очередная реконструкция подвески, на этот раз передней. [ 52 ] В 10 часов утра после 18 часов Mercedes проехал 275 кругов, опередив Mazda под номером 55 на 3 круга. За двумя «Ягуарами» (271, 270) шел «Мерседес» юниорской команды (268). Теперь поле было очень разбросанным: другой Jaguar, занявший шестое место, преследовал отставшую Mazda (обе 266), а автомобиль Joest (261), третья Mazda (260) и Kremer Porsche (257) замыкали топ-10. [ 52 ] Поздно утром Шумахер загнал свой «Мерседес» с перегревом. Был заменен приводной ремень водяного насоса, уступив место выздоравливающему Jaguar Warwick/Nielsen/Wallace. Периодические клубы дыма над головной машиной усиливали напряжение в лагере «Мерседес». [ 20 ] [ 54 ]

Герберт лидирует на Mazda

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Их опасения оправдались в 12:50: Ферте срочно позвонили по рации, чтобы он немедленно отправил на пит-стоп, поскольку температура двигателя стремительно росла. Оказавшись на боксах, пит-бригада лихорадочно сгрудилась вокруг. Несколько попыток перезапустить двигатель привели к образованию больших облаков белого дыма, что указывает на серьезную проблему. Когда стартер и водяной насос были заменены, лидерство на трех кругах испарилось, и на трибуне напротив раздались бурные аплодисменты, когда Mazda Вейдлера с визгом вырвалась вперед и вырвалась вперед со счетом 1:05. Ферте наконец ушел со счетом 1:28, но проехал всего один круг, прежде чем вернуться в боксы. После почти 17-часового лидерства ремень водяного насоса оторвался из-за сломанного кронштейна генератора, пресловутой «детали за 1 доллар». Без водяного охлаждения двигатель сгорел, и их гонка была завершена. [ 20 ] [ 54 ] [ 47 ] [ 31 ] [ 55 ] [ 53 ] Вейдлер пришел в 14:00, чтобы передать дело Герберту. Немец был утомлен, но полон энтузиазма.

«Это невероятно. С машиной все в порядке, никаких проблем, просто замена шин, бензин и вперед. Мы ехали очень тяжело ночью и вчера, но теперь мы немного сбавляем скорость. Мы можем ехать быстрее. если придется, но гонщики немного устали, поэтому мы проявляем больше осторожности. Но у нас нет проблем, коробка передач теперь идеальна». [ 54 ]

Позади них три Jaguar под управлением Джонса, Фаби и Нильсена не смогли приложить больше усилий, чтобы сократить отставание. Герберт сделал свою последнюю остановку в 3:41, чтобы добежать до финиша. Зрители снова вырвались на трассу, не давая машинам захватить клетчатый флаг. [ 54 ] Несмотря на то, что TWR показала самый надежный результат в Ле-Мане, команда ушла без победы. Три машины финишировали со счетом 2-3-4 на всех двух кругах с разницей в два круга, опередив машину IMSA Джонса/Бозеля/Ферте, отстававшую на два круга от Mazda. Несмотря на то, что в последние два часа было очень жарко, Кройцпойнтнер вывел выживший Sauber-Mercedes домой пятым, потеряв место в последний час. [ 20 ] В завершение великолепных выходных для Mazda их вторая машина вернулась домой шестой (потеряв утром всего четверть часа на замену карданного вала). [ 30 ] ) и третья, постарше, машина восьмая. Между ними был Джост Порше, проведший неприятную гонку, смирившись с утечками воды и девятью остановками для замены охлаждающей жидкости. [ 33 ] В лебединой песне 962-го, автомобили Kremer и Brun попали в топ-10. Cougar из Миго/Роберта/Роле был 11-м, а последней классифицированной машиной, занявшей 12-е место и единственной финишировавшей в категории 1, стала Fedco Spice, отставшая от победителей на целых 36 кругов и почти на 500 км.

Джонни Герберт не поднялся на подиум вместе со своими товарищами по команде. Стресс и усилия последнего двухчасового периода (и отсутствие сна в течение 24 часов) привели его к полному истощению и обезвоживанию. Он потерял сознание, когда выходил из машины, и его пришлось доставить в медицинский центр. [ 54 ] [ 3 ] [ 56 ] [ 30 ] Несмотря на испытания, победителем Индекса энергоэффективности стал Sauber-Mercedes. Серебристые автомобили неизменно были более экономичными, чем их конкуренты: автомобиль №1 показал расход топлива 49,8 л/100 км по сравнению с Mazda (52,6) или Jaguar (54,4). [ 20 ] Решение FIA не включать роторные двигатели в группу C с ограниченными возможностями существенно помогло Mazda. Это дало им более высокую удельную мощность (760 л.с. на тонну) по сравнению с Jaguar и Mercedes (730 л.с. на тонну) и Porsche (720). Меньший вес также облегчил использование шин и новых карбоновых тормозов, в то время как дополнительный балласт ухудшил характеристики Jaguar. [ 2 ] Присутствие в качестве консультанта талисмана Джеки Икса также способствовало его обширному опыту в стратегии гонок на выносливость. [ 2 ] После всех затрат времени и инвестиций со стороны Nissan и Toyota за последнее десятилетие именно Mazda, опираясь на свой недавний успех в IMSA, стала первым японским производителем, выигравшим в общем зачете Ле-Мана, и, вероятно, единственным автомобилем с роторным двигателем, добившимся успеха. так. [ 2 ] В Японии это имело такое влияние, что их телеканалы ворвались в свои программы, чтобы показать последние 8 часов гонки. [ 57 ]

В необычный сезон Росберг и Далмас сошли с дистанции в семи гонках, но выиграли две другие, в Маньи-Куре и Мехико . Peugeot уступил место Jaguar в чемпионате, а Тео Фаби также выиграл чемпионат водителей для Jaguar. [ 48 ] Mercedes планировал перейти в Формулу 1 по желанию FISA. Однако даже крупнейшим производителям пришлось сосредоточить ресурсы, и в декабре компания закрыла программу спортивных автомобилей и отказалась от участия в чемпионате мира. [ 20 ] Они последовали примеру Porsche, который поставлял Footwork в Формулу-1, но решил не приступать к разработке двигателя для автомобиля SWC. [ 33 ] По иронии судьбы, Footwork отказались от двигателя Porsche после Ле-Мана ради предстоящего Гран-при Франции и вернулись к Ford-Cosworth до конца сезона. Хуже дела обстояли у Brun Motorsport: их собственная модель, Brun C91 , въехала в SWC со следующей гонки на Нюрбургринге. Это было дорогостоящее и неудачное предприятие, и после провала команды EuroBrun Формулы 1, ознаменовал конец стойкой команды Porsche, и в конце года она была ликвидирована. [ 35 ]

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 Категория 2 55 Япония Маздаспид Великобритания Джонни Герберт
Западная Германия Фолькер Вейдлер
Бельгия Бертран Гашо
Мазда 787Б Мазда Р26Б 2.6л
четырехповоротный
Д 362
2 Категория 2 35 Великобритания Silk Cut Jaguar Команда
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Соединенные Штаты Дэви Джонс
Бразилия Рауль Бозель
Франция Мишель Ферте
Ягуар XJR-12 LM Ягуар HE 7.4L V12 Г 360
3 Категория 2 34 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Франция Боб Волк
Италия Тео Фаби
Великобритания Кенни Ачесон
Ягуар XJR-12LM Ягуар HE 7.4L V12 Г 358
4 Категория 2 33 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Великобритания Дерек Уорвик
Дания Джон Нильсен
Великобритания Энди Уоллес
Ягуар XJR-12LM Ягуар HE 7.4L V12 Г 356
5 Категория 2 31 Западная Германия Команда Заубер Мерседес Западная Германия Михаэль Шумахер
Австрия Карл Вендлингер
Западная Германия Фриц Крейцпойнтнер
Мерседес-Бенц С11 Мерседес-Бенц М119 5,0 л V8
твин турбо
Г 355
6 Категория 2 18 Япония Маздаспид Швеция Стефан Йоханссон
Республика Ирландия Дэвид Кеннеди
Бразилия Маурицио Сандро Сала
Мазда 787Б Мазда Р26Б 2.6л
четырехповоротный
Д 355
7 Категория 2 58 Австрия Конрад Моторспорт
Западная Германия Джоест Порше Гонки
Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Западная Германия Фрэнк Джелински
Порше 962 С Порше 935/82 3,2 л F6
твин турбо
Г 347
8 Категория 2 56 Япония Маздаспид Япония Ёдзиро Терада
Бельгия Пьер Дьедонне
Япония Такаси Ёрино
Мазда 787Б Мазда Р26Б 2.6л
четырехповоротный
Д 346
9 Категория 2 11 Западная Германия Порше Кремер Гонки Западная Германия Маноэль Рейтер
Финляндия Джей Джей Лехто
Финляндия Харри Тойвонен
Порше 962C-K6 Порше 935/82 3,2 л F6
твин турбо
И 343
10 Категория 2 17 Швейцария Репсол Браун Моторспорт Швейцария Уолтер Брун
Аргентина Оскар Ларраури
Испания Иисус Пара
Порше 962С Порше 935/82 3,2 л F6
твин турбо
И 338
11 Категория 2 12 Франция Конкурс смелости Франция Франсуа Миго
Франция Лайонел Роберт
Франция Жан-Даниэль Роле
Пума C26S Порше 935/83 3,0 л F6
твин турбо
Г 331
12 Категория 1 41 Нидерланды Евро Гонки
Япония Команда Федко
Япония Киёси Мисаки
Япония Хисаси Йокосима
Япония Наоки Нагасака
Специи SE90C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 326
Северная Каролина Категория 2 53 Швейцария Стекло Примагаз
Австралия Команда Шуппан
Соединенные Штаты Херли Хейвуд
Великобритания Джеймс Уивер
ЮАР Уэйн Тейлор
Порше 962С Порше 935 3,0 л F6
твин турбо
Д 316
Северная Каролина Категория 2 47 Франция Конкурс смелости Франция Мишель Тролле
Канада Клод Бурбонне
Италия Марко Бранд
Пума C26S Порше 935/83 3,0 л F6
твин турбо
Г 293
Северная Каролина Категория 1 43 Нидерланды Евро Гонки
Великобритания ПК Автомобильная промышленность
Великобритания Ричард Пайпер
Франция Олиндо Якобелли
Франция Жан-Луи Риччи
Специи SE89C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 280
Северная Каролина Категория 2 15 Италия Команда Венето
(частный абитуриент)
Италия Луи Джордж
Италия Альмо Коппелли
Запустить ЛК2 Феррари 308C 3,1 л V8
твин турбо
Д 111
  • Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 64 ]

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ Категория 2 1 Западная Германия Команда Заубер Мерседес Франция Жан-Луи Шлессер
Западная Германия Йохен Масс
Франция Ален Ферте
Мерседес-Бенц С11 Мерседес-Бенц М119 5,0 л V8
твин турбо
Г 319 Двигатель
(22 часа)
ДНФ Категория 2 49 Франция Конкурс смелости
Япония Доверительные гонки
Швеция Стивен Андскэр
ЮАР Жорж Фуше
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
Д 316 Передача инфекции
(24 часа)
ДНФ Категория 2 51 Швейцария Стекло Примагаз
Западная Германия Обермайер Гонки
Западная Германия Юрген Лессиг
Франция Пьер Ивер
Западная Германия Отто Альтенбах
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
Г 232 Приостановка
(17 часов)
ДНФ Категория 2 32 Западная Германия Команда Заубер Мерседес Великобритания Джонатан Палмер
Швеция Стэнли Диккенс
Дания Курт Тим
Мерседес-Бенц С11 Мерседес-Бенц М119 5,0 л V8
твин турбо
Г 223 Двигатель
(16 часов)
ДНФ Категория 2 52 Швейцария Стекло Примагаз
Австралия Команда Шуппан
Швеция Элг Ось
Великобритания Уилл Хой
Австрия Роланд Ратценбергер
Порше 962С Порше 935 3,0 л F6
твин турбо
Д 202 Двигатель
(16 часов)
ДНФ Категория 2 57 Австрия Конрад Моторспорт
Западная Германия Джоест Порше Гонки
Франция Анри Пескароло
Западная Германия Бернд Шнайдер
Западная Германия «Джон Винтер» ( Луис Крейгес )
Порше 962С Порше 935/82 3,2 л F6
твин турбо
Г 197 Коробка передач
(14 часов)
ДНФ Категория 2 36 Япония Сантек Ягуар
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Великобритания Дэвид Лесли
Италия Мауро Мартини
Соединенные Штаты Джефф Кроснофф
Ягуар XJR-12LM Ягуар HE 7.4L V12 Г 183 Передача инфекции
(18 часов)
ДНФ Категория 1 39 Франция Автомобили Луи Декарт
Франция Графф Гонки
Франция Ксавье Лапейр
Франция Жан-Филипп Гранд
Франция Мишель Мезоннёв
Специи SE89C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 163 Двигатель
(14 часов)
ДНФ Категория 2 16 Швейцария Репсол Браун Моторспорт Норвегия Харальд Гюисман
Канада Робби Стирлинг
Швейцария Бернар Санталь
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
И 138 Двигатель
(10 часов)
ДНФ Категория 1 45 Нидерланды Евро Гонки
Великобритания Чемберлен Инжиниринг
Великобритания Ник Адамс
Великобритания Робин Донован
Великобритания Ричард Джонс
Специи SE89C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 128 Электрика
(14 часов)
ДНФ Категория 2 14 Швейцария Стекло Примагаз Швейцария Антуан Гласс
Марокко Макс Коэн-Оливар
Франция Марсель Таррес
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
Г 101 Двигатель
(9 часов)
ДНФ Категория 2 21 Австрия Конрад Моторспорт Австрия Франц Конрад
Великобритания Энтони Рид
Швейцария Пьер-Ален Ломбарди
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
И 98 Двигатель
(8 часов)
ДНФ Категория 2 50 Франция Конкурс смелости
Франция Команда Альмерас Фререс
Франция Жак Альмерас
Франция Жан-Мари Альмерас
Франция Пьер де Туази
Порше 962С Порше 935 3,0 л F6
твин турбо
Г 86 Несчастный случай
(8 часов)
ДНФ Категория 1 44 Нидерланды Евро Гонки
Великобритания Чемберлен Инжиниринг
Великобритания Джон Шелдон
Франция Фердинанд Лессепс
Великобритания Чарльз Рикетт
Специи SE89C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 85 Электрика
(14 часов)
ДНФ Категория 1 8 Нидерланды Евро Гонки Нидерланды Чарльз Цволсман
Нидерланды Цвет Эйзера
Великобритания Тим Харви
Специи SE90C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Г 72 Огонь
(6 часов)
ДНФ Категория 1 6 Франция Пежо Талбот Спорт Финляндия Кеке Росберг
Франция Янник Далмас
Франция Пьер-Анри Рафаэль
Пежо 905 Пежо SA35-A1 3,5 л V10 М 68 Коробка передач
(6 часов)
ДНФ Категория 1 40 Нидерланды Евро Гонки
Япония АО Гонки
(частный абитуриент)
ЮАР Дезире Уилсон
Соединенные Штаты Лин Сент-Джеймс
Франция Кэти Мюллер
Специи SE90C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Д 47 Несчастный случай
(6 часов)
ДНФ Категория 2 13 Франция Конкурс смелости Великобритания Джонни, Эрл Дамфрис
Швеция Андерс Олофссон
Швеция Томас Дэниэлссон
Пума C26S Порше 935/83 3,0 л F6
твин турбо
Г 45 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Категория 1 37 Франция Автомобили Луи Декарт
Франция Конкурс ОКР
Швейцария Бернард Тюнер
Франция Паскаль Фабр
РПЦ 002 Косворт DFR 3,5 л V8 Г 38 Передача инфекции
(6 часов)
ДНФ Категория 1 5 Франция Пежо Талбот Спорт Франция Жан-Пьер Жабуй
Франция Филипп Аллио
Италия Мауро Бальди
Пежо 905 Пежо SA35-A1 3,5 л V10 М 22 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Категория 2 46 Западная Германия Порше Кремер Гонки Швейцария Грегор Фойтек
Мексика Томас Лопес Роча
Великобритания Тифф Ниделл
Порше 962C-K6 Порше 935/82 3,2 л F6
твин турбо
И 18 Несчастный случай
(6 часов)
ДНФ Категория 1 7 Франция Автомобили Луи Декарт
(частный абитуриент)
Франция Филипп де Хеннинг
Италия Луиджи Таверна
Франция Патрик Гон
АЛД C91 Косворт DFR 3,5 л V8 Г 16 Коробка передач
(12 часов)

Не началось

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS Категория 1 2 Западная Германия Команда Заубер Мерседес Западная Германия Михаэль Шумахер
Австрия Карл Вендлингер
Западная Германия Фриц Крейцпойнтнер
Мерседес-Бенц C291 Мерседес-Бенц М291 3.5л F12 Г снято
ДНП Категория 1 3 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Великобритания Дерек Уорвик
Великобритания Энди Уоллес
Ягуар XJR-14 Форд-Косворт HB 3,5 л V8 Г снято
DNS Категория 1 4 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Великобритания Энди Уоллес
ИталияТео Фаби
Великобритания Кенни Ачесон
Ягуар XJR-14 Форд-Косворт HB 3,5 л V8 Г снято
DNS Категория 2 59 Австрия Конрад Моторспорт
Западная Германия Джоест Порше Гонки
Австрия Франц Конрад
Западная Германия Юрген Барт
Порше 962С Порше 935 3,0 л F6
твин турбо
Г снято
DNQ Категория 2 42 Нидерланды Евро Гонки
Соединенные Штаты Классические гонки
(частный абитуриент)
Великобритания Джастин Белл
Япония Сюнджи Касуя
Специи SE89P Феррари 308C 3,2 л V8
твин турбо
Г Не прошел квалификацию
DNQ Категория 2 54 Швейцария Стекло Примагаз
Великобритания Команда Дэйви
(частный абитуриент)
ЯпонияКацунори Икетани
Австрия Мерседес Штермитц
Италия/ Великобритания Валь Мюзетти
Порше 962С Порше 935 3,2 л F6
твин турбо
Г Не прошел квалификацию
ДСК Категория 1 38 Франция Автомобили Луи Декарт
Великобритания Команда Беркли Лондон
(частный абитуриент)
Италия Раньери Рандаччо
Италия «Stingbrace» (Стефано Себастьяни)
Италия Мирко Саволди
Специи SE90C Cosworth DFZ 3,5 л V8 Неудачная проверка
- гоночные лицензии недействительны
ДСК Категория 2 48 Франция Конкурс смелости Великобритания Крис Ходжеттс
Великобритания Эндрю Хепворт
Франция Тьерри Ласерф
Пума C24S Порше 935/83 3,0 л F6
твин турбо
Г Неудачная проверка
- недостаточный вес

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Победившая машина Победители-драйверы
Категория 1 #41 Спайс SE90C Мисаки/Йокосима/Нагасака*
Категория 2 #55 Мазда 787Б Герберт / Вейдлер / Гашо *
Примечание* : установка нового рекорда классовой дистанции для трассы.

Индекс энергоэффективности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 Категория 2 31 Западная Германия Команда Заубер Мерседес Западная Германия Михаэль Шумахер
Австрия Карл Вендлингер
Западная Германия Фриц Крейцпойнтнер
Мерседес-Бенц С11 -1.412
2 Категория 2 55 Япония Маздаспид Великобритания Джонни Герберт
Западная Германия Фолькер Вейдлер
Бельгия Бертран Гашо
Мазда 787Б -6.269
3 Категория 2 34 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Франция Боб Волк
ИталияТео Фаби
Великобритания Кенни Ачесон
Ягуар XJR-12LM -6.839
4 Категория 2 17 Швейцария Репсол Браун Моторспорт Швейцария Уолтер Брун
Аргентина Оскар Ларраури
Испания Иисус Пара
Порше 962С -7.145
5 Категория 2 11 Западная Германия Порше Кремер Гонки Западная Германия Маноэль Рейтер
Финляндия Джей Джей Лехто
Финляндия Харри Тойвонен
Порше 962C-K6 -7.414
6 Категория 2 35 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Соединенные Штаты Дэви Джонс
Бразилия Рауль Бозель
Франция Мишель Ферте
Ягуар XJR-12LM -7.627
7 Категория 2 18 Япония Маздаспид Швеция Стефан Йоханссон
Республика Ирландия Дэвид Кеннеди
Бразилия Маурицио Сандро Сала
Мазда 787Б -8.045
8 Категория 2 33 Великобритания Команда Jaguar Silk Cut
Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Великобритания Дерек Уорвик
Дания Джон Нильсен
Великобритания Энди Уоллес
Ягуар XJR-12LM -8.198
9 Категория 2 58 Австрия Конрад Моторспорт
Западная Германия Джоест Порше Гонки
Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Западная Германия Фрэнк Джелински
Порше 962С -10.223
10 Категория 2 56 Япония Маздаспид ЯпонияЁдзиро Терада
Бельгия Пьер Дьедонне
ЯпонияТакаси Ёрино
Мазда 787Б -13.244
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 65 ] [ 66 ]

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Поул-позиция – JL. Шлессер, Mercedes-Benz C11 №1 – 3:31,3 секунды; 231,7 км/ч (144,0 миль в час)
  • Самый быстрый круг – М. Шумахер, Mercedes-Benz C11 №31 – 3:35,6 секунды; 227,1 км/ч (141,1 миль в час)
  • Победная дистанция - 4922,81 км (3058,89 миль)
  • Средняя скорость победителя - 205,3 км/ч (127,6 миль в час)
  • Посещаемость – 230 000

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Стимулирование 2012, стр. 58-9.
  2. ^ Jump up to: а б с д Кларк 1999 г., стр. 168 Motor Sport, август 1991 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1999 г., стр. 172 Road & Track, октябрь 1991 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк 1999, стр. 153 Autocar, 12 июня 1991 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1999, стр. 154 Autocar, 12 июня 1991 г.
  6. ^ Jump up to: а б Уильямс 2023, стр.328
  7. ^ Jump up to: а б Кларк 1999 г., стр. 157 Autosport, 27 июня 1991 г.
  8. ^ Последний 2001 г., стр.221.
  9. ^ Бернард и др. 2023, стр.53
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1999, стр. 160 Autosport, 27 июня 1991 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Конец 2001 г., стр.222.
  12. ^ Бернард и др. 2023, стр.83
  13. ^ Бернард и др. 2023, стр.41
  14. ^ Бернард и др. 2023, стр.307
  15. ^ Кларк 1999, стр. 156 Autocar, 12 июня 1991 г.
  16. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2014, стр.57
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стимулирование 2014, стр.63
  18. ^ Jump up to: а б с д Вимпффен 2008, стр.370
  19. ^ Jump up to: а б Вимпффен 2008, стр.369.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стимулирование 2012, стр.66-7.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стимулирование 2012, стр.68-97.
  22. ^ Jump up to: а б с Уильямс 2023, стр.329
  23. ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2012, стр.72-3.
  24. ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2014, стр.79
  25. ^ Jump up to: а б с д и ж Стимулирование 2014, стр.80
  26. ^ Спурринг 2014, стр.81.
  27. ^ Jump up to: а б с Кларк 1999 г., стр. 169 Motor Sport, август 1991 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2014, стр.60
  29. ^ Бернард и др. 2023, стр.172
  30. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2014, стр.62
  31. ^ Jump up to: а б с д Кларк 1999 г., стр. 171 Road & Track, октябрь 1991 г.
  32. ^ Уильямс 2023, стр.331
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж Стимулирование 2014, стр.70
  34. ^ Вимпффен 2008, стр.378.
  35. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2014, стр.74
  36. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2014, стр.75
  37. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2014, стр.76
  38. ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2014, стр.77
  39. ^ Сперринг 2014, стр.71.
  40. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2014, стр.78
  41. ^ Вимпффен 2008, стр.373.
  42. ^ Jump up to: а б с Кларк 1999, стр. 158 Autosport, 27 июня 1991 г.
  43. Кларк 1999, стр. 159 Autosport, 27 июня 1991 г.
  44. ^ Бернард и др. 2023, стр.98
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 1999 г., стр. 161 Autosport, 27 июня 1991 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1999, стр. 162 Autosport, 27 июня 1991 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк 1999 г., стр. 170 Motor Sport, август 1991 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2014, стр.65
  49. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2014, стр.64
  50. ^ Кларк 1999, стр. 165 Autosport, 27 июня 1991 г.
  51. ^ Jump up to: а б с Кларк 1999, стр. 163 Autosport, 27 июня 1991 г.
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк 1999, стр. 164 Autosport, 27 июня 1991 г.
  53. ^ Jump up to: а б Уильямс 2023, стр.330
  54. ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1999, стр. 166 Автоспорт, 27 июня 1991 г.
  55. ^ Бернард и др. 2023, стр.48
  56. ^ Весна 2001 г., стр.223.
  57. ^ Бернард и др. 2023, стр.213
  58. ^ Поощрение 2014, стр.2.
  59. ^ Спонсорство 2014, стр.56.
  60. ^ Сперринг 2014, стр.84.
  61. ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 22 апреля 2024 г.
  62. ^ «История Ле-Мана» . lemans-history.com . Проверено 22 апреля 2024 г.
  63. ^ «Прототипы мировых спортивных гонок» . www.wsrp.cz. ​Проверено 22 апреля 2024 г.
  64. ^ Сперринг 2014, стр.19.
  65. ^ Поощрение 2014, стр.8.
  66. ^ Сперринг 2014, стр.85.
  • Бернар, Давуан, Хольц и Хольц (2023) 100 лет легенд Шерборн, Дорсет: Evro Publishing ISBN   978-1-910505-75-5
  • Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-483-5
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Spurring, Quentin (2014) Le Mans 1990-99 Sherborne, Dorset: Evro Publishing ISBN   978-0-9928209-1-6
  • Уильямс, Ричард (2023) 24 часа - 100 лет Ле-Мана в Лондоне: Саймон и Шустер ISBN   978-1-3985-1722-6
  • Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN   1-893618-97-8
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами, техническими деталями и фотографиями каждого автомобиля. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • История Ле-Мана – список участников Ле-Мана и почасовые результаты (включая фотографии каждой машины, котировки, максимальную скорость для каждой машины, ссылки на YouTube). Проверено 22 апреля 2024 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • Speedfreaks – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 22 апреля 2024 г.
  • YouTube – Скриншотный просмотр гонки (7 минут). Проверено 14 июля 2024 г.
  • YouTube – репортаж о гонке на японском языке, небольшие комментарии, немного фоновой музыки (47 минут). Проверено 14 июля 2024 г.
  • YouTube – Звуки лучших автомобилей 1991 года (5 минут). Проверено 14 июля 2024 г.
  • YouTube – Формула Иона рассматривает Mazda 787B и гонку 1991 года (8 минут). Проверено 14 июля 2024 г.
  • YouTube – Джонни Герберт снова водит свой 787B в 2011 году (6 минут). Проверено 14 июля 2024 г.
  • YouTube – О Mercedes C11 и C291 (12мин). Проверено 14 июля 2024 г.


Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Предыдущая гонка:
1991 г., 430 км Сильверстоуна.
сезон 1991 года Следующая гонка:
1991 430 км Нюрбургринга
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fad39f24534b644c1e6aac44906579b4__1721052300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/b4/fad39f24534b644c1e6aac44906579b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1991 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)