Ягуар XJR-14
![]() | |||||||||
Категория | Группа С | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Автомобили Ягуар ( Том Уолкиншоу Рэйсинг ) | ||||||||
Дизайнер(ы) | Росс Браун Джон Пайпер Марк Томас | ||||||||
Технические характеристики | |||||||||
Шасси | Монокок из сотового волокна из углеродного волокна и алюминия, с 4-точечным стальным поворотным обручем на болтах. | ||||||||
Длина | 4800 мм (189 дюймов) | ||||||||
Ширина | 2000 мм (78,7 дюйма) | ||||||||
Высота | 1092 мм (43,0 дюйма) | ||||||||
Колесная база | 2807 мм (110,5 дюйма) | ||||||||
Двигатель | Cosworth HB 3500 куб.см V8 . Безнаддувный, среднерасположенный | ||||||||
Передача инфекции | механическая коробка передач | ||||||||
Масса | 762 кг (1680 фунтов) | ||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||
История соревнований | |||||||||
Известные участники | ![]() ![]() | ||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Дебют | 1991 430 км Сузуки | ||||||||
Прошлый сезон | 1992 | ||||||||
| |||||||||
Чемпионат конструкторов | 1 ( 1991 ) | ||||||||
Чемпионат водителей | 1 ( 1991 , Тео Фаби ) |
Jaguar XJR-14 — спортивный прототип гоночного автомобиля, представленный для сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1991 года . Он был спроектирован Россом Брауном и Джоном Пайпером, а построен и управлялся компанией Tom Walkinshaw Racing (TWR) от имени Jaguar Cars .
Дизайн
[ редактировать ]Сезон 1991 года ознаменовался введением новой и противоречивой модели FIA с двигателем объемом 3,5 литра, которая заменила весьма успешную категорию группы C , которая использовалась в чемпионате мира по спортивным автомобилям с 1982 года. Однако из-за небольшого количества участников в Новая 3,5-литровая формула строго оштрафована. Автомобили группы C были допущены к участию в недавно созданной категории C2 в сезоне 1991 года, но Jaguar участвовал в новой формуле.
Чтобы соответствовать новым правилам, Jaguar выпустил совершенно новый автомобиль XJR-14. Он был разработан Россом Брауном и Джоном Пайпером и построен компанией Tom Walkinshaw Racing (TWR). [ 1 ] В прошлом Jaguar TWR проектировались под руководством Тони Саутгейта , в то время как Браун работал с большим штатом дизайнеров (по данным Джона Пайпера, 12 человек); сдвиг парадигмы (хотя и небольшой) сам по себе и отражающий опыт Брауна в Формуле-1.
Отказ от правил расхода топлива группы C означал изменение философии аэродинамического дизайна. В сочетании с совершенно разными требованиями к компоновке небольшого, легкого безнаддувного двигателя это означало, что проблемы лобового сопротивления стали второстепенными требованиями к прижимной силе. Новая конструкция нацелена на снижение снаряженной массы до 1650 фунтов (748 кг) и более высокий уровень прижимной силы, что означало, что XJR-14 был намного быстрее в поворотах по сравнению с предыдущими лидерами группы C.
Двигатель
[ редактировать ]Основная особенность новых правил касалась 3,5-литровых атмосферных двигателей . Хотя предшественник XJR-14, XJR-11 , использовал 3,5-литровый двигатель с двойным турбонаддувом, заимствованный из двигателя JV6, созданного на базе Metro 6R4 , для соответствия новым правилам необходимо было снять два турбонагнетателя. Естественно, это был нереалистичный вариант, и он никогда не рассматривался, учитывая конструктивные компромиссы, заключающиеся в отказе от использования специального двигателя.
Однако, учитывая связь Jaguar-Ford, было решено использовать 3,5-литровый силовой агрегат Ford HB V8 Formula One. Разработанный Джеффом Годдардом и, в первую очередь, используемый командой Benetton Формулы-1, двигатель HB, который теперь носит марку Jaguar, был настроен примерно на 11 500 об/мин и мощность 650 л.с. (по сравнению со спецификацией F1 при 13 000 об/мин и 700 л.с.) с целью повышения надежности.
Результаты гонки
[ редактировать ]В 1991 году было построено и использовалось три шасси: №591, №691 и №791. В начале сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1991 года XJR-14 был в отдельной лиге, полностью превосходя своих соперников, в частности Peugeot 905 и Mercedes-Benz C291 . Только первая гонка прошла в пользу Peugeot, но это было скорее результатом удачи, чем конкурентоспособности 905-го. Тот факт, что у Jaguar уже был проверенный в гонках двигатель, безусловно, помог команде, но в остальном машина намного превосходила своих соперников.
Лишь в середине сезона Jaguar встретил достойного соперника в лице нового Peugeot 905B. Это означало тяжелую борьбу с новой и быстро улучшающейся командой Peugeot до конца сезона, но Jaguar смог удержаться и закрепить за собой титул производителя, одержав 3 победы.
На гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года компания Jaguar сначала участвовала в двух XJR-14, но позже решила, что XJR-14 не сможет преодолеть дистанцию из-за неизвестных факторов в разработке Cosworth HB, рассчитанных на 24 часа. Вместо этого Jaguar решил представить три старых XJR-12 , которые вошли в класс C2. Хотя XJR-12 не удалось победить, решение Jaguar не использовать непроверенный XJR-14 было подтверждено тем фактом, что Peugeot 905 не смог финишировать в гонке. Mercedes также отказался от C291 в пользу более старых моделей C11 .
После 1991 года Jaguar решил не продолжать выступать в группе C, полагая, что они провели достаточно времени в группе C, а также из-за нестабильности правил недавнего чемпионата мира по спортивным автомобилям. Отказавшись от дальнейшего развития XJR-16, TWR отправила XJR-14 в США для участия в чемпионате IMSA Camel GTP 1992 года . Шасси 691 (переименованное под номером 192) дебютировало на Гран-при Майами 1992 года, где побило рекорд трассы на четыре секунды. Без серьезной модернизации подвески и поскольку автомобиль не мог справиться с высокими перегрузками на трассах США, XJR-14 не смог победить последних претендентов от Toyota и Nissan и был вынужден финишировать третьим в чемпионате, одержав всего две победы. . Jaguar продолжал использовать три обновленных шасси 1991 года на протяжении всего сезона.
Производные
[ редактировать ]Тем временем TWR достигла соглашения о поставке большего количества шасси XJR-14 для Mazda V10 под маркой Mazda , за исключением двигателей Cosworth V8, но с установленными двигателями Judd для чемпионата мира по спортивным автомобилям . Mazda переименует XJR-14 в MXR-01 . MXR-01 по сути представлял собой серийный XJR-14, и, поскольку не было постоянного развития, они оказались не особенно конкурентоспособными, не одержав побед и заняв третье место в чемпионате.
Несколько лет спустя TWR воскресила шасси XJR-14 № 691/192 для разработки нового прототипа для Porsche. Машину переименовали в TWR- Porsche WSC-95 . Его наиболее важной особенностью было то, что у него была снята крыша, что превратило его в прототип с открытой кабиной, соответствующий новым на тот момент правилам LMP. WSC-95 будет оснащен двигателем Porsche 3,0 л Flat-6 с турбонаддувом. После модификации шасси №691 TWR построила второй WSC-95 с нуля. В гонках 1996 и «24 часа Ле-Мана» 1997 годов TWR-Porsches смогли одержать общую победу. См. журнал шасси.
Журнал шасси
[ редактировать ]
591–1991 : Сузука (DNF), Монца (1-е) , Сильверстоун (3-е), Автополис (2-е). 1992: Лагуна Сека (4-е место), Роуд Америка (авария на разминке). Восстановлен до рабочего состояния на TWR, продан коллекционеру из США (2003–2009). Продано компании Chamberlain-Synergy, Англия (2009–2015 гг.). Местонахождение: MecAuto, Бельгия, с 2015 г.
691/192 - 1991: Сузука (DNF), Монца (2-е место), Сильверстоун (1-е место) , Нюрбургринг (2-е место), Маньи-Кур (3-е место), Мексика (не участвовал в гонках), Автополис (3-е место), Суго (1-е место) . 1992 (номер шасси изменен на 192): Мид-Огайо (1-й) , Новый Орлеан (4-й), Уоткинс-Глен (3-й), Лагуна Сека (3-й), Портленд (DNF), Финикс (2-й), Дель Мар (3-й DNF). ). В конце 1994 года переоборудован в Porsche WSC95 Spyder, участвовал в гонках в Ле-Мане в 1996 и 1997 годах под руководством Райнхольда Йоста , выиграв обе гонки. Местонахождение: сейчас находится в частном музее Рейнхольда Йоста.
791 - 1991: Нюрбургринг (1-й) , Маньи-Кур (5-й), Мексика (6-й), Суго (9-й). 1992: Майами (6-е место), Роуд-Атланта (1-е место) , Лайм-Рок (авария в гонке). Восстановлен компаниями Retract Composite и Lanzante Motorsport. Теперь как шоу-кар. Местоположение: ранее Англия принадлежала тому же владельцу, что и X91, в 2014–2015 гг., но с тех пор продана и экспортирована в США в 2017 г. [ 2 ]
X91 : новое шасси, построенное в 2003 году перед ликвидацией TWR. Место проведения: Lanzante Motorsports, юг Англии (2003–2014 гг.). Продан в 2015 году новому владельцу в Англии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонстон, Ян (24 мая 2009 г.). «Росс Браун, творец Формулы-1: профиль» . «Дейли телеграф» . Лондон. ISSN 0307-1235 . ОСЛК 49632006 . Проверено 15 апреля 2012 г.
- ^ «Джон Стаффорд III: данные таможни США» . www.tradesparq.com . Проверено 10 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Технический анализ Jaguar XJR-14
- (на французском языке) Веб-сайт Jaguar XJR-14
- (на французском языке) Jaguar XJR-14 на WikiF1. Архивировано 15 марта 2007 г. в Wayback Machine.