Jump to content

Ягуар XJR-14

Ягуар XJR-14
Категория Группа С
Конструктор Автомобили Ягуар
( Том Уолкиншоу Рэйсинг )
Дизайнер(ы) Росс Браун
Джон Пайпер
Марк Томас
Технические характеристики
Шасси Монокок из сотового волокна из углеродного волокна и алюминия, с 4-точечным стальным поворотным обручем на болтах.
Длина 4800 мм (189 дюймов)
Ширина 2000 мм (78,7 дюйма)
Высота 1092 мм (43,0 дюйма)
Колесная база 2807 мм (110,5 дюйма)
Двигатель Cosworth HB 3500 куб.см V8 . Безнаддувный, среднерасположенный
Передача инфекции механическая коробка передач
Масса 762 кг (1680 фунтов)
Шины Гудиер
История соревнований
Известные участники Великобритания Шелковый Ягуар (WSC)
Великобритания Ягуар Гонки (IMSA)
Известные драйверы Великобритания Дерек Уорвик
Великобритания Мартин Брандл
Австралия Дэвид Брэбэм
Италия Тео Фаби
Соединенные Штаты Дэви Джонс
Нидерланды Арье Луендык
Дебют 1991 430 км Сузуки
Прошлый сезон 1992
Гонки Победы поляки Ф/кругов
19 6 11 11
Чемпионат конструкторов 1 ( 1991 )
Чемпионат водителей 1 ( 1991 , Тео Фаби )

Jaguar XJR-14 спортивный прототип гоночного автомобиля, представленный для сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1991 года . Он был спроектирован Россом Брауном и Джоном Пайпером, а построен и управлялся компанией Tom Walkinshaw Racing (TWR) от имени Jaguar Cars .

Сезон 1991 года ознаменовался введением новой и противоречивой модели FIA с двигателем объемом 3,5 литра, которая заменила весьма успешную категорию группы C , которая использовалась в чемпионате мира по спортивным автомобилям с 1982 года. Однако из-за небольшого количества участников в Новая 3,5-литровая формула строго оштрафована. Автомобили группы C были допущены к участию в недавно созданной категории C2 в сезоне 1991 года, но Jaguar участвовал в новой формуле.

Чтобы соответствовать новым правилам, Jaguar выпустил совершенно новый автомобиль XJR-14. Он был разработан Россом Брауном и Джоном Пайпером и построен компанией Tom Walkinshaw Racing (TWR). [ 1 ] В прошлом Jaguar TWR проектировались под руководством Тони Саутгейта , в то время как Браун работал с большим штатом дизайнеров (по данным Джона Пайпера, 12 человек); сдвиг парадигмы (хотя и небольшой) сам по себе и отражающий опыт Брауна в Формуле-1.

Отказ от правил расхода топлива группы C означал изменение философии аэродинамического дизайна. В сочетании с совершенно разными требованиями к компоновке небольшого, легкого безнаддувного двигателя это означало, что проблемы лобового сопротивления стали второстепенными требованиями к прижимной силе. Новая конструкция нацелена на снижение снаряженной массы до 1650 фунтов (748 кг) и более высокий уровень прижимной силы, что означало, что XJR-14 был намного быстрее в поворотах по сравнению с предыдущими лидерами группы C.

Двигатель

[ редактировать ]

Основная особенность новых правил касалась 3,5-литровых атмосферных двигателей . Хотя предшественник XJR-14, XJR-11 , использовал 3,5-литровый двигатель с двойным турбонаддувом, заимствованный из двигателя JV6, созданного на базе Metro 6R4 , для соответствия новым правилам необходимо было снять два турбонагнетателя. Естественно, это был нереалистичный вариант, и он никогда не рассматривался, учитывая конструктивные компромиссы, заключающиеся в отказе от использования специального двигателя.

Однако, учитывая связь Jaguar-Ford, было решено использовать 3,5-литровый силовой агрегат Ford HB V8 Formula One. Разработанный Джеффом Годдардом и, в первую очередь, используемый командой Benetton Формулы-1, двигатель HB, который теперь носит марку Jaguar, был настроен примерно на 11 500 об/мин и мощность 650 л.с. (по сравнению со спецификацией F1 при 13 000 об/мин и 700 л.с.) с целью повышения надежности.

Результаты гонки

[ редактировать ]

В 1991 году было построено и использовалось три шасси: №591, №691 и №791. В начале сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1991 года XJR-14 был в отдельной лиге, полностью превосходя своих соперников, в частности Peugeot 905 и Mercedes-Benz C291 . Только первая гонка прошла в пользу Peugeot, но это было скорее результатом удачи, чем конкурентоспособности 905-го. Тот факт, что у Jaguar уже был проверенный в гонках двигатель, безусловно, помог команде, но в остальном машина намного превосходила своих соперников.

Лишь в середине сезона Jaguar встретил достойного соперника в лице нового Peugeot 905B. Это означало тяжелую борьбу с новой и быстро улучшающейся командой Peugeot до конца сезона, но Jaguar смог удержаться и закрепить за собой титул производителя, одержав 3 победы.

На гонке «24 часа Ле-Мана» 1991 года компания Jaguar сначала участвовала в двух XJR-14, но позже решила, что XJR-14 не сможет преодолеть дистанцию ​​из-за неизвестных факторов в разработке Cosworth HB, рассчитанных на 24 часа. Вместо этого Jaguar решил представить три старых XJR-12 , которые вошли в класс C2. Хотя XJR-12 не удалось победить, решение Jaguar не использовать непроверенный XJR-14 было подтверждено тем фактом, что Peugeot 905 не смог финишировать в гонке. Mercedes также отказался от C291 в пользу более старых моделей C11 .

После 1991 года Jaguar решил не продолжать выступать в группе C, полагая, что они провели достаточно времени в группе C, а также из-за нестабильности правил недавнего чемпионата мира по спортивным автомобилям. Отказавшись от дальнейшего развития XJR-16, TWR отправила XJR-14 в США для участия в чемпионате IMSA Camel GTP 1992 года . Шасси 691 (переименованное под номером 192) дебютировало на Гран-при Майами 1992 года, где побило рекорд трассы на четыре секунды. Без серьезной модернизации подвески и поскольку автомобиль не мог справиться с высокими перегрузками на трассах США, XJR-14 не смог победить последних претендентов от Toyota и Nissan и был вынужден финишировать третьим в чемпионате, одержав всего две победы. . Jaguar продолжал использовать три обновленных шасси 1991 года на протяжении всего сезона.

Производные

[ редактировать ]

Тем временем TWR достигла соглашения о поставке большего количества шасси XJR-14 для Mazda V10 под маркой Mazda , за исключением двигателей Cosworth V8, но с установленными двигателями Judd для чемпионата мира по спортивным автомобилям . Mazda переименует XJR-14 в MXR-01 . MXR-01 по сути представлял собой серийный XJR-14, и, поскольку не было постоянного развития, они оказались не особенно конкурентоспособными, не одержав побед и заняв третье место в чемпионате.

Несколько лет спустя TWR воскресила шасси XJR-14 № 691/192 для разработки нового прототипа для Porsche. Машину переименовали в TWR- Porsche WSC-95 . Его наиболее важной особенностью было то, что у него была снята крыша, что превратило его в прототип с открытой кабиной, соответствующий новым на тот момент правилам LMP. WSC-95 будет оснащен двигателем Porsche 3,0 л Flat-6 с турбонаддувом. После модификации шасси №691 TWR построила второй WSC-95 с нуля. В гонках 1996 и «24 часа Ле-Мана» 1997 годов TWR-Porsches смогли одержать общую победу. См. журнал шасси.

Журнал шасси

[ редактировать ]
Шасси XJR14 X91 на выставке Retromobile 2023 на Парижской выставке.

591–1991 : Сузука (DNF), Монца (1-е) , Сильверстоун (3-е), Автополис (2-е). 1992: Лагуна Сека (4-е место), Роуд Америка (авария на разминке). Восстановлен до рабочего состояния на TWR, продан коллекционеру из США (2003–2009). Продано компании Chamberlain-Synergy, Англия (2009–2015 гг.). Местонахождение: MecAuto, Бельгия, с 2015 г.

691/192 - 1991: Сузука (DNF), Монца (2-е место), Сильверстоун (1-е место) , Нюрбургринг (2-е место), Маньи-Кур (3-е место), Мексика (не участвовал в гонках), Автополис (3-е место), Суго (1-е место) . 1992 (номер шасси изменен на 192): Мид-Огайо (1-й) , Новый Орлеан (4-й), Уоткинс-Глен (3-й), Лагуна Сека (3-й), Портленд (DNF), Финикс (2-й), Дель Мар (3-й DNF). ). В конце 1994 года переоборудован в Porsche WSC95 Spyder, участвовал в гонках в Ле-Мане в 1996 и 1997 годах под руководством Райнхольда Йоста , выиграв обе гонки. Местонахождение: сейчас находится в частном музее Рейнхольда Йоста.

791 - 1991: Нюрбургринг (1-й) , Маньи-Кур (5-й), Мексика (6-й), Суго (9-й). 1992: Майами (6-е место), Роуд-Атланта (1-е место) , Лайм-Рок (авария в гонке). Восстановлен компаниями Retract Composite и Lanzante Motorsport. Теперь как шоу-кар. Местоположение: ранее Англия принадлежала тому же владельцу, что и X91, в 2014–2015 гг., но с тех пор продана и экспортирована в США в 2017 г. [ 2 ]

X91 : новое шасси, построенное в 2003 году перед ликвидацией TWR. Место проведения: Lanzante Motorsports, юг Англии (2003–2014 гг.). Продан в 2015 году новому владельцу в Англии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джонстон, Ян (24 мая 2009 г.). «Росс Браун, творец Формулы-1: профиль» . «Дейли телеграф» . Лондон. ISSN   0307-1235 . ОСЛК   49632006 . Проверено 15 апреля 2012 г.
  2. ^ «Джон Стаффорд III: данные таможни США» . www.tradesparq.com . Проверено 10 июля 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4adc2a496adab096725b113cd1b00da__1718574360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/da/b4adc2a496adab096725b113cd1b00da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jaguar XJR-14 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)