Ягуар XJ220
Ягуар XJ220 | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | ЯгуарСпорт ( Jaguar / TWR совместное предприятие ) |
Производство | 1992–1994 (произведено 282) [1] |
Сборка | Великобритания: Блоксэм , Оксфордшир. |
Дизайнер | Кейт Хелфет под руководством Джима Рэндла |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль ( S ) |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Макет |
|
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Выходная мощность |
|
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая [2] |
Размеры | |
Колесная база | 2640 мм (103,9 дюйма) [2] |
Длина | 4930 мм (194,1 дюйма) [2] |
Ширина | 2009 мм (79,1 дюйма) [2] (исключая боковые зеркала) |
Высота | 1150 мм (45,3 дюйма) [2] |
Снаряженная масса | 1470 кг (3240,8 фунта) [2] |
Хронология | |
Предшественник | Ягуар XJR-15 |
Преемник | Jaguar C-X75 (духовный) |
Jaguar XJ220 — двухместный спортивный автомобиль , выпускавшийся британским производителем автомобилей класса люкс Jaguar с 1992 по 1994 год в сотрудничестве со специализированной автомобильной и гоночной инженерной компанией Tom Walkinshaw Racing . [3] [4] XJ220 (без каталитических нейтрализаторов) показал максимальную скорость 217 миль в час (349 км/ч) во время испытаний Jaguar на испытательном треке Нардо в Италии. [5] Это сделало его самым быстрым серийным автомобилем с 1992 по 1993 год. [6] По данным Jaguar, прототип XJ220 в 1991 году показал время круга на Нюрбургринге 7:46,36, что было быстрее, чем время круга любого серийного автомобиля до него. [4] [7] [8] [9]
XJ220 был разработан на основе полноприводного концепт-кара с двигателем V12, разработанного неформальной группой сотрудников Jaguar, работающих в свободное время. [4] Группа хотела создать современную версию успешных гоночных автомобилей Jaguar « 24 часа Ле-Мана» 1950-х и 1960-х годов, которые можно было бы участвовать в соревнованиях группы B FIA . [10] В XJ220 были использованы инженерные разработки, проведенные для нынешнего семейства гоночных автомобилей Jaguar. [11]
Первоначальный концепт-кар XJ220 был представлен публике на Британском международном автосалоне 1988 года , проходившем в Бирмингеме , Англия. [12] Положительный прием побудил Jaguar запустить автомобиль в производство. Было принято около 1500 депозитов по 50 000 фунтов стерлингов каждый, а поставки были запланированы на 1992 год. [4] [11]
Технические требования и требования к выбросам привели к значительным изменениям в спецификации XJ220, в первую очередь к замене двигателя Jaguar V12 на с турбонаддувом двигатель V6 . Изменения в спецификации и падение спроса на высокопроизводительные автомобили, вызванное рецессией начала 1990-х годов, привели к тому, что многие покупатели решили не реализовывать свои возможности покупки. К моменту окончания производства было выпущено всего 275 автомобилей, розничная цена каждого из которых в 1992 году составляла 470 000 фунтов стерлингов, что делало его одним из самых дорогих автомобилей того времени. [4] [9]
Концепция
[ редактировать ]Владелец гоночной команды Том Уолкиншоу обратился к руководству Jaguar и призвал компанию принять участие на XJS в чемпионате Европы по кузовным гонкам 1981 года . Партнерству удалось выиграть конкурс в 1983 году. [10] [13] Jaguar начал оказывать заводскую поддержку гоночной команде Group 44 Racing, которая использовала XJR-5 с двигателем Jaguar в чемпионате IMSA GT Championship , поставляя двигатели V12 с 1983 года и поддерживая участие в Ле-Мане в 1984 году. Том Уолкиншоу и Jaguar согласились. FIA Group C для участия в чемпионате мира по спортивным автомобилям и разработал XJR-6, оснащенный тем же двигателем Jaguar V12, который используется в Group 44 Racing. Автомобиль был выпущен в сезоне 1985 года. [10] [13]
TWR взяла на себя управление чемпионатом IMSA GT в 1988 году, и одна модель — XJR-9 — была выпущена для участия в обеих сериях. XJR-9, сохранивший двигатель Jaguar V12, в том же году выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» 1988 года и чемпионат мира по спортивным автомобилям. Низкий расход топлива Jaguar V12 в сочетании с новыми правилами, ограничивающими дозаправку во время гонок, вынудил заменить двигатель V12 в преемниках XJR-9, XJR-10 и XJR-11 . Безнаддувный двигатель Austin Rover V64V, разработанный для MG Metro 6R4, недавно был признан ненужным из-за запрета на ралли Группы B в 1987 году, и права на разработку были выставлены на продажу. Компания TWR исследовала компактность, легкость и экономичность малолитражного двигателя с турбонаддувом. Они сочли это идеальной основой для нового двигателя для XJR-10 и приобрели права на разработку у Austin Rover Group. [13] [14]
Jaguar и их технический директор Джим Рэндл считали, что эти гоночные автомобили слишком далеки от продукта, доступного широкой публике, особенно с учетом изменений правил, которые требовали замены двигателя Jaguar V12 в будущих XJR-10 и XJR-10. 11 гоночных автомобилей. Поэтому был инициирован проект по разработке и созданию автомобиля, способного выиграть Ле-Ман «собственно», так же, как C-Type и D-Type . это сделали [10] Основа проекта была заложена Рэндлом на Рождество 1987 года, когда он создал картонную модель потенциального гоночного автомобиля группы B в масштабе 1:4. [9] [10] [11] [13]
Картонную модель отвезли в студию дизайна Jaguar и изготовили два макета. Говорят, что один напоминал Porsche 956 , другой взял элементы текущего проекта XJ41 и работы Малкольма Сэйера над мертворожденным гоночным автомобилем XJ13 . Второй дизайн, созданный Китом Хелфетом , был выбран, поскольку «по внешнему виду он более явно напоминал Jaguar». [4] [13] [15]
Проект по-прежнему не имел официальной поддержки, и у Рэндла не оставалось другого выбора, кроме как собрать команду добровольцев, которые работали бы по вечерам и выходным в свободное время. Команда стала известна как «Субботний клуб» и состояла из двенадцати добровольцев. [9] [11] [13] [15] Чтобы оправдать ресурсы, затраченные на проект, XJ220 должен был предоставить инженерам значимые данные об управляемости, аэродинамике – особенно на высоких скоростях – и алюминиевых конструкциях. Эти требования, а также гоночные правила FIA и различные правительственные постановления, регулирующие конструкцию и безопасность автомобилей, повлияли на общий дизайн и направление разработки автомобиля. [16]
Концепт-кар
[ редактировать ]Правила FIA Group B направили концепцию к среднемоторной полноприводной компоновке с двигателем Jaguar V12 в качестве источника энергии. [12] [16] Концепт-кар был спроектирован и построен с очень небольшими затратами для Jaguar, поскольку Рэндл обратился за помощью к поставщикам комплектующих и инжиниринговым компаниям, с которыми он и Jaguar работали в прошлом. Взамен он предложил публичное признание их помощи и предложил возможность заключения будущих контрактов с Jaguar. [9] [12] [13] [16]
Название XJ220 было выбрано как продолжение названия XK120 , которое обозначало максимальную скорость модели в милях в час. Концепт-кар имел целевую максимальную скорость 220 миль в час (350 км/ч), поэтому название стало XJ220. [11] XK120, как и XJ220, представлял собой спортивный автомобиль с алюминиевым кузовом и на момент выпуска был самым быстрым серийным автомобилем в мире. [17]
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Разработчик двигателей Jaguar Уолтер Хассан ранее разработал 48- клапанный вариант своего двигателя V12 специально для использования в автоспорте. Он имел схему с двойным верхним распредвалом и четырьмя клапанами на цилиндр по сравнению с одинарным верхним распредвалом и двумя клапанами на цилиндр серийного двигателя, который использовался XJ и XJS . в то время в моделях [12] [13] [18] [19]
TWR произвела несколько таких гоночных двигателей V12 в 1980-х годах, и они участвовали в гонках, причем 7-литровая версия этого двигателя использовалась в XJR-9, выигравшем Ле-Ман. Еще существовало пять таких двигателей, все из которых были оснащены смазкой с сухим картером . автомобиля Был выбран один из пяти таких двигателей, который был сочтен особенно полезным, поскольку сухой картер понизил бы центр тяжести . Для XJ220 объем двигателя V12 был установлен на уровне 6,2 литра (6222 куб.см). [19] [20] Двигатель, установленный на концепте XJ220, имел титановые шатуны . [12]
В то время у Jaguar не было большого опыта работы с системами полного привода, поскольку раньше они производили только заднеприводные автомобили. Рэндл обратился в Тони Ролта компанию , FF Developments, с просьбой разработать трансмиссию и систему полного привода для XJ220, а сын Ролта Стюарт руководил проектом. Тони Ролт был техническим директором Ferguson Research , где он принимал активное участие в разработке системы полного привода, используемой в Jensen FF , первом спортивном автомобиле, оснащенном такой системой. [21] [22] Тони Ролт также долгое время работал с Jaguar, выиграв гонку « 24 часа Ле-Мана» 1953 года с заводской командой за рулем C-Type. [16] [20] [22]
Расположенный посередине двигатель усложнил конструкцию системы полного привода, и требовалось инновационное решение для передачи мощности от расположенного посередине заднего двигателя на передние колеса. Выбранная конструкция взяла передний привод от центрального дифференциала задней коробки передач и направила его через V-образное отверстие в центре двигателя с помощью игольчатого привода , прежде чем присоединиться к перевернутому дифференциалу . [16] Сцепление представляло собой двухдисковый агрегат, разработанный AP Racing . [13]
Кузов и интерьер
[ редактировать ]Краткое описание внешнего вида ограничивало использование аэродинамических средств и стремилось создать простой, но чистый и функциональный кузов, аналогичный классическим спортивным автомобилям Jaguar, таким как D-Type и E-Type. [19] Сопротивление и подъемная сила были ограничены при предполагаемом дорожном просвете для использования на дорогах, но конструкция позволяла создавать дополнительную прижимную силу, когда автомобиль готовился к гонкам. Кузов создавал прижимную силу около 3000 фунтов (1400 кг) на скорости 200 миль в час (322 км/ч). В конструкции также предполагалось иметь регулируемое заднее крыло, которое складывалось в кузов на более низких скоростях. [19] Аэродинамические работы проводились в аэродинамической трубе Ассоциации исследований автомобильной промышленности с использованием модели в масштабе 1:4, поскольку проект не смог выделить в бюджет полномасштабный макет. [19]
Кузов концептуального автомобиля, представленного в 1988 году, был изготовлен вручную из алюминия компанией Park Sheet Metal, специализированной автомобильной инжиниринговой компанией, которая производит концепт-кары и малосерийные нишевые модели для различных производителей, включая Bentley . Компания QCR Motors LTD провела финальную покраску кузова в серебристый цвет. [23] Концепт также отличался ножничными дверями с электроприводом и прозрачной крышкой двигателя, демонстрирующей двигатель V12. [12] [19]
Концепт-кар имел салон с кожаной отделкой Connolly, отделанный Callow & Maddox, а также передние и задние ветровые стекла с подогревом , электрические стеклоподъемники , кондиционер с электрической регулировкой и подогревом , сиденья и проигрыватель компакт-дисков Alpine . Приборную панель поставила компания Veglia. [12]
Шасси
[ редактировать ]Шасси было изготовлено из алюминия с использованием автомобильной технологии Alcan со связующей алюминиевой конструкцией (ASVT) и имело колесную базу 2845 мм (112 дюймов). [12] Конструкция шасси предусматривала рулевое управление задними колесами и размещение топливного бака за центральной переборкой. [24] Конструкция подвески в основном ориентирована на использование на дорогах, но был достигнут хороший компромисс для использования в гонках, а высота подвески стала регулируемой. [24] Концепт-кар был оснащен четырехканальной антиблокировочной системой тормозов . [12]
Концепт-кар был больше серийной модели - 5140 мм (202 дюйма) в длину и 2000 мм (79 дюймов) в ширину. Он весил 1560 кг (3439 фунтов). [12]
Запуск
[ редактировать ]Концепт-кар был завершен рано утром 18 октября 1988 года, в день, когда он должен был быть представлен на Британском международном автосалоне проходившем в Национальном выставочном центре , в Бирмингеме . Автомобиль был завершен в 03:00 по Гринвичу, перемещен на стенд Jaguar в 06:00 по Гринвичу и представлен в 11:00 по Гринвичу. [25]
Маркетинговый отдел Jaguar выделил место на своем стенде на автосалоне для XJ220, но не видел автомобиль до его прибытия. Председателю Jaguar Джону Игану и Роджеру Патнэму, отвечавшему за гоночную деятельность Jaguar, показали автомобиль за неделю до автосалона, и они подписали концепцию, что позволило представить ее. [26] Автомобиль получил исключительно положительные отзывы публики и прессы, а ряд богатых энтузиастов Jaguar передали пустые чеки, чтобы обеспечить возможность покупки, если концепт XJ220 поступит в производство. Ferrari Демонстрация своей флагманской модели F40 на том же мероприятии была омрачена, поскольку, по оценкам, еще 90 000 посетителей пришли посмотреть XJ220. [13] [25]
XJ220 изначально не задумывался как серийный автомобиль, но после получения концепции и финансового интереса со стороны серьезных покупателей, команды из TWR и Jaguar провели технико-экономическое обоснование. Был сделан вывод, что такой автомобиль будет технически осуществим (при условии внесения инженерных изменений) и будет экономически целесообразен. [13] [25] Объявление об ограниченном производстве от 220 до 350 автомобилей было сделано 20 декабря 1989 года. Прейскурантная цена на 1 января 1990 года составляла 290 000 фунтов стерлингов без налога на добавленную стоимость (НДС), опций и стоимости доставки, но к 1992 году она увеличилась. в значительной степени за счет индексации контрактов . Предложение было превышено в четыре раза, и около 1400 клиентов были взяты депозиты в размере 50 000 фунтов стерлингов без учета НДС. Первые поставки были запланированы на середину 1992 года. [27]
Серийная версия
[ редактировать ]Jaguar не смогла разработать XJ220 собственными силами, поскольку имеющиеся инженерные ресурсы были направлены на работу над моделями XJ и XJS. У Jaguar и TWR уже существовало совместное предприятие JaguarSport Ltd., созданное в 1987 году для производства гоночных автомобилей. Правление Jaguar приняло решение, что в соответствии с договорным соглашением TWR и JaguarSport будут нести ответственность за XJ220. JaguarSport сформировала новую компанию Project XJ220 Ltd. специально для разработки и производства XJ220. [27]
Группа, которая должна была определить необходимые инженерные работы и оценить финансовую жизнеспособность автомобиля, была создана в середине 1989 года и работала в мастерских TWR. Майк Мортон возглавил команду, присоединившись к TWR для реализации проекта XJ220. Мортон пришел из Ford Motorsport, где он возглавлял команду, ответственную за Ford Sierra RS500 Cosworth , и был руководителем проекта программы раллийных автомобилей Ford RS200 Group B. [28] Ричард Оуэн был назначен главным дизайнером, а остальная часть команды состояла из сотрудников Jaguar и TWR, включая Пита Додда, единственного члена группы из двенадцати человек, ответственных за концепцию XJ220. Дизайнеры экстерьера и интерьера, работавшие над прототипом XJ220, Кит Хелфет и Ник Халл, снова присоединились к проекту, когда стало ясно, что потребуются дополнительные дизайнерские работы. [29]
Разработка
[ редактировать ]Команда разработчиков рассмотрела двух основных конкурентов: Ferrari F40 и Porsche 959 . Они были оснащены компактными и легкими двигателями; и Ferrari, и Porsche использовали принудительную индукцию для получения высокой мощности от двигателей малого объема. Ferrari использовала 2,9-литровый (180 куб. Дюймов) с двойным турбонаддувом двигатель V8 мощностью 352 кВт; 471 л.с. (478 л.с.), в то время как Porsche использовал 2,9-литровый (180 куб. Дюймов) оппозитный шестицилиндровый двигатель с двойным турбонаддувом мощностью 331 кВт; (450 л.с.), в результате чего автомобили были значительно легче и меньше, чем концепт XJ220: Ferrari был легче на 600 кг (1323 фунта) и на 710 мм (28 дюймов) короче, а Porsche весил 250 кг (551 фунт). ) легче и на 870 мм (34 дюйма) короче. [30] [31] [32] Технические характеристики Porsche были ближе к Jaguar, с полным приводом и роскошным салоном. Для сравнения, заднеприводный Ferrari имел очень простой интерьер, без ковров, дверных ручек и стереосистемы. [30] [31] [32]
Двигатель
[ редактировать ]В серийной версии XJ220 использовался с двойным турбонаддувом объемом двигатель V6 3498 куб.см (3,5 л; 213,5 куб. дюймов) , которому было присвоено обозначение Jaguar/TWR JV6 Jaguar JRV-6 engine . Этот двигатель, пришедший на смену двигателю Jaguar V12, представленному в концепт-каре, представлял собой сильно переработанную и значительно измененную версию двигателя Austin Rover V64V V6. [2] [4] [9] [13] [14] [32] [33] Решение о замене двигателя было принято с учетом веса и размеров двигателя, а также соображений выбросов в окружающую среду . Использование более короткой конструкции двигателя V6 позволило сократить колесную базу XJ220 и уменьшить его вес; Двигатель V12 был окончательно исключен, когда было установлено, что у него возникнут трудности с одновременным соблюдением законодательства по выбросам. [11]
TWR приобрела права на двигатель V64V у Austin Rover в 1989 году и под эгидой Аллана Скотта разработала совершенно новый двигатель с турбонаддувом под кодовым названием JV6, пропорции которого примерно аналогичны V64V и который подходит для гонок на спортивных автомобилях. [34] Поскольку V64V изначально был безнаддувным, необходимо было перепроектировать все части двигателя, чтобы обеспечить принудительную индукцию. Некоторые из изменений включали увеличение рабочего объема до 3,5 литров, усиление внутренних компонентов и добавление двух турбонагнетателей Garrett TO3. Двигатель JV6 впервые будет использоваться в гоночных автомобилях JaguarSport XJR-10 и XJR-11; его компактные размеры и малый вес сделали его идеальным кандидатом на роль XJ220. [33] Двигатель имел угол крена 90°, четыре клапана на цилиндр и двойной верхний распределительный вал с ременным приводом . [2] [33] [35]
Выбранный двигатель V64V имел короткую, но успешную карьеру в качестве двигателя, специально разработанного для гоночных автомобилей. [35] Он был разработан разработчиком двигателей Cosworth компании Austin Rover Group Metro созданного на базе Дэвидом Вудом для раллийного автомобиля группы B, , MG Metro 6R4 . [35] Работы по модернизации, необходимые для создания двигателя Jaguar/TWR JV6, были проведены Эндрю Барнсом, менеджером по силовым агрегатам TWR, а также с участием швейцарского производителя двигателей Макса Хайдеггера, который спроектировал и построил гоночные двигатели, используемые в гоночных автомобилях XJR-10 и XJR-11. автомобили. [36] [37]
Двигатель XJ220 имел диаметр цилиндра и ход поршня 94 мм × 84 мм (3,70 дюйма × 3,31 дюйма), смазку с сухим картером, многоточечный впрыск топлива с двойными форсунками и Zytek электронное управление двигателем . Двигатель изготавливался с алюминиевым блоком цилиндров и алюминиевыми головками цилиндров со стальными шатунами и коленчатым валом. В стандартной комплектации его мощность составляла 550 л.с. (405 кВт; 542 л.с.) при 7200 об/мин и крутящий момент 475 фунт-фут (644 Нм) при 4500 об/мин. XJ220 мог ускоряться от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) за 3,6 секунды и достигать максимальной скорости 212,3 миль в час (341,7 км/ч). Компания Road & Track протестировала максимальную скорость 210,5 миль в час (338,8 км/ч), ускорение 0–60 миль в час (97 км/ч) за 4,8 секунды и 12,4 секунды на стоянке. 1 ⁄ мили (402 м). [2] [8] [13] [38]
Выхлопная система XJ220 состоит из двух каталитических нейтрализаторов , которые снижают выходную мощность двигателя. Во время испытаний на трассе Нардо в Италии у одного XJ220 были удалены каталитические нейтрализаторы, а предел оборотов увеличился до 7900 об / мин; Эти модификации увеличили выходную мощность автомобиля на 51 л.с. (38 кВт; 52 л.с.), и затем победитель Ле-Мана 1990 года Мартин Брандл развил машину до максимальной скорости 217,1 миль в час (349 км / ч). Из-за кругового характера трассы некоторые (в том числе британские автомобильные журналы Top Gear и Autocar ) утверждают, что скорость 217 миль в час (349 км/ч) эквивалентна 223 милям в час (359 км/ч) на прямой ровной дороге. . Однако на других треках он работал иначе; тестировала максимальную скорость на прямой ровной дороге, Когда компания Road & Track она составляла всего 210,5 миль в час (339 км/ч), это было медленнее, чем у Bugatti EB 110 на том же мероприятии, и Ruf CTR тестировался там в 1987 году. [11] [38] [39] [40] [41] Двигатель V64V имел дополнительное преимущество: он был очень экономичным для такого мощного бензинового двигателя : по данным Jaguar, он был способен достигать расхода 32 миль на галлон (8,8 л/100 км; 27 миль на галлон в США ). Напротив, седан Jaguar с самым маленьким двигателем того времени, XJ6 3.2, топлива лишь около 24 миль на мог развивать расход галлон (12 л/100 км; 20 миль на галлон в США ). [2]
Двигатель был изготовлен и собран на новом специально построенном заводе в Кидлингтоне, Оксфордшир . TWR вложила значительные средства в современное обрабатывающее предприятие, способное обслуживать все проекты гоночных и дорожных автомобилей. Первоначально завод был создан для производства двигателей для XJ220 под руководством Саймона Локвуда, бывшего специалиста по подвеске из компании March Engineering.
Передача инфекции
[ редактировать ]От полного привода отказались на ранних этапах разработки по ряду причин. Считалось, что задний привод будет достаточным в большинстве ситуаций, но дополнительная сложность системы полного привода будет препятствовать процессу разработки и потенциально может стать проблематичной для заказчика. [42] Компания FF Developments заключила контракт на поставку коробки передач и коробки передач в сборе , модифицировав полноприводную коробку передач из концепции XJ220 в чисто заднеприводную конструкцию для серийного автомобиля. [36] Коробка передач имела дифференциал повышенного трения с вискомуфтой для улучшения тяги. [2]
Трансмиссия имела трехконусную синхронизацию на первой и второй передачах, что обеспечивало быстрый старт, оставаясь при этом относительно легким для водителя при включении и создавая приятные ощущения. [2] [43]
AP Racing предоставила сцепление диаметром 8,5 дюймов (22 см). [2]
Механизм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Конечная передача |
---|---|---|---|---|---|---|
Соотношение [2] | 3.00:1 | 1.95:1 | 1.42:1 | 1.09:1 | 0.85:1 | 3.364:1 |
Экстерьер
[ редактировать ]Внешность сохранила алюминиевые панели кузова концепта XJ220, но для серийных автомобилей компания Abbey Panels из Ковентри заключила контракт на производство кузовов. [40] В серийной модели отказались от ножничных дверей, а в конструкции была проведена значительная работа по переработке конструкции, в ходе которой были изменены колесная база и общая длина автомобиля. Джефф Лоусон , в то время директор по дизайну Jaguar, проявил больший интерес к автомобилю и настаивал на том, что дизайн должен восприниматься как Jaguar, если он хочет добиться успеха в продвижении компании. [44] Кейт Хелфет вернулся, чтобы провести необходимые работы по модернизации, вызванные изменением колесной базы, которая была уменьшена на 200 мм (7,9 дюйма). [13] [29] Двигателю с турбонаддувом требовались воздухозаборники большего размера для питания двух интеркулеров. Воздухозаборники, расположенные между дверями и задними колесами, на серийной версии XJ220 были больше, чем на концепт-каре. В аэродинамической трубе был опробован ряд небольших конструктивных изменений кузова; окончательная версия имела коэффициент лобового сопротивления C d = 0,36 с прижимной силой 1361 кг (3000 фунтов) на скорости 200 миль в час (322 км/ч). [29] [44] XJ220 был одним из первых дорожных автомобилей, в которых намеренно использовался поток воздуха под кузовом и эффект Вентури для создания прижимной силы. [44] Кроме того, XJ220 можно было заказать с дополнительными колесами BBS для улучшения вентиляции тормозов и эстетики.
Задние фонари, использованные на серийном XJ220, были взяты от Rover 200 . [45]
Шасси
[ редактировать ]В серийной модели использовалась та же технология Alcan с сотовой алюминиевой конструкцией (ASVT), что и в шасси концепт-кара. [46] В конструкции шасси использовались две направляющие коробчатого сечения, которые служили точками крепления подвески и обеспечивали энергопоглощающую конструкцию в случае лобового удара; они были успешно испытаны на скорости до 30 миль в час (48 км/ч). Интегрированный каркас безопасности является частью шасси и монокока , обеспечивая дополнительную жесткость конструкции автомобиля и позволяя XJ220 легко пройти строгие краш-тесты. [2] [40]
Рулевое управление задними колесами было исключено из серийного автомобиля для снижения веса и упрощения, равно как и регулируемая по высоте подвеска и активная аэродинамическая технология. Подвеска серийной модели состояла из передней и задней независимой подвески , двойных поперечных рычагов разной длины , внутренних винтовых пружин и стабилизаторов поперечной устойчивости с газонаполненными амортизаторами Bilstein . [40]
Тормозная система была разработана AP Racing и включала вентилируемые перфорированные диски диаметром 13 дюймов (33,0 см) спереди и диаметром 11,8 дюймов (30,0 см) сзади. [2] [4] Суппорта представляли собой четырехпоршневые алюминиевые агрегаты. Компания JaguarSport разработала ручной тормоз с отдельными суппортами, воздействующими на задние тормозные диски. Отзывы энтузиастов и автогонщиков привели к решению отказаться от антиблокировочной системы тормозов в серийном автомобиле. [42] Тормозная система была установлена без сервопривода, но некоторые владельцы обнаружили, что тормозами трудно управлять в холодном состоянии, и впоследствии попросили установить сервопривод. [47]
Было установлено реечное рулевое управление с поворотом на 2,5 оборота от упора до упора; [2] [8] рулевое управление имело гидроусилитель . [2] XJ220 . Асимметричные однонаправленные шины Bridgestone Expedia S.01 были специально разработаны для [2] Специалисты по раллийным легкосплавным дискам Speedline Corse разработали легкосплавные диски: они шире и имеют больший диаметр на задних колесах; Колеса диаметром 17 дюймов (43,2 см) установлены спереди и 18 дюймов (45,7 см) сзади, с шинами 255/55 ZR17 спереди и 345/35 ZR18 сзади. [2] [4] [48]
Интерьер
[ редактировать ]Салон был рассчитан на двух пассажиров и отделан кожей. Спортивные сиденья с кожаной отделкой оснащались электрическими стеклоподъемниками и зеркалами с электрорегулировкой и подогревом. [27] Приборная панель необычно изгибается и переходит на дверь водителя, а на передней части двери водителя установлен дополнительный приборный щиток с четырьмя аналоговыми датчиками, включая часы и вольтметр. Также был установлен кондиционер и зеленое тонированное остекление. [27]
Багажное отделение представляет собой небольшой багажник, расположенный непосредственно позади и над задней частью двигателя, также отделанный кожей. [27]
Производство
[ редактировать ]Автомобиль был собран на специально построенном заводе в Wykham Mill, Bloxham недалеко от Банбери в Оксфордшире . [11] Диана, принцесса Уэльская, официально открыла завод и представила первый серийный XJ220 в октябре 1991 года. [49] [50]
Двигатели JV6, используемые в гоночных автомобилях Jaguar, были произведены швейцарским инженером Максом Хайдеггером, но поставка количества двигателей, необходимого для программы XJ220, считалась выше его возможностей. [46] TWR сформировала подразделение TWR Road Engines для управления проектированием, разработкой, изготовлением и испытаниями двигателей для серийных автомобилей. [46] [48] Двигатель JV6, использованный в XJ220, имел мало общего с двигателями, созданными Хайдеггером для использования в гоночных автомобилях XJR, поскольку он был специально разработан с учетом производительности и, в частности, европейских требований по выбросам, которым гоночные двигатели не должны были соответствовать. [36] [51]
На компанию FF Developments, помимо проектных работ по сборке коробки передач и заднего моста, была возложена ответственность за производство этих компонентов. [36] [48] Алюминиевые компоненты шасси и панели кузова были изготовлены и собраны на заводе Abbey Panels в Ковентри, а затем кузов белого цвета был доставлен на сборочный завод в Блоксхэме. [52] Автомобиль, включая компоненты шасси и кузова, состоит примерно из 3000 уникальных деталей. [53]
Первая поставка клиенту произошла в июне 1992 года, а производительность составляла в среднем один автомобиль в день. [4] Последний XJ220 сошел с конвейера в апреле 1994 года; Затем завод был передан Aston Martin и использовался для сборки Aston Martin DB7 до 2004 года. [54] [а]
Книга рекордов Гиннеса
[ редактировать ]Компания Jaguar провела высокоскоростные испытания предсерийного XJ220 с номером шасси 004 в Форт-Стоктоне, штат Техас, в 1991 году и зафиксировала максимальную скорость 212,3 миль в час (341,7 км/ч), что было быстрее, чем у любого серийного автомобиля того времени. [4] [5]
По данным журнала Car , Jaguar надеялся достичь скорости 220 миль в час (354 км/ч) на XJ220, главным образом по рекламным причинам. Было принято решение провести дальнейшие испытания на высокой скорости в июне 1992 года на трассе Нардо в Италии, при этом в качестве независимых свидетелей выступили один журналист из журнала Road & Track и один из журнала Car , а также фотограф и оператор BBC, записывавшие для BBC Top Gear . Никто из независимых свидетелей не понял, как работает испытательное оборудование Jaguar. Предсерийный XJ220 с номером шасси 009 будет управляться Мартином Брандлом , выигравшим гонку « 24 часа Ле-Мана» 1990 года за рулем XJR-12 . [5]
В ходе первоначальных заездов на высокой скорости автомобиль в стандартной комплектации (подключенные каталитические нейтрализаторы, нижний предел оборотов 7400 об/мин) достиг максимальной зарегистрированной скорости 212,3 миль в час (341,7 км/ч), той же скорости, которая была достигнута ранее в Форт-Стоктоне. во время тестирования. [б] Брандл сообщил, что во время пробега машина упиралась в ограничитель оборотов. [5]
Ограничитель оборотов был увеличен до 7900 об/мин, а каталитические нейтрализаторы удалены в пользу установки прямоточных выхлопных труб для второй серии пробега, и именно эта попытка привела к максимальной зафиксированной скорости 217,1 миль в час (349,4 км/ч). ). [с] Было подсчитано, что удаление каталитических нейтрализаторов, которые в то время не были обязательными в Европе, увеличило выходную мощность примерно на 51 л.с. (38 кВт; 50 л.с.). [5]
Книга рекордов Гиннеса зафиксировала скорость 217,1 миль в час как официальную самую высокую скорость, когда-либо достигнутую стандартным серийным автомобилем. Эта цифра была указана в изданиях Книги рекордов Гиннеса с 1994 по 1999 год. Затем Книга рекордов Гиннеса признала McLaren F1, управляемый Энди Уоллесом , который в марте 1998 года достиг максимальной зарегистрированной скорости 240,1 миль в час (386,4 км / ч) (также с увеличенным ограничителем оборотов), самым быстрым стандартным серийным автомобилем в мире. [56]
Прием и продажи
[ редактировать ]Освещение в прессе концепции XJ220 в 1988 году было исключительно положительным и способствовало принятию в 1989 году решения о запуске ограниченного производства XJ220. Серийная версия автомобиля впервые была показана публике в октябре 1991 года на Токийском автосалоне . [57] Первый автомобиль был представлен для обзора прессы осенью 1991 года. [49]
Autocar Эндрю Франкель из был первым журналистом, который провел дорожные испытания автомобиля и сообщил: «Дикое ускорение здесь действительно является само собой разумеющимся. Что действительно невероятно в XJ220, так это его способность обеспечивать такие характеристики, которые никогда, никогда не пугают». Его особенно впечатлила реакция дроссельной заслонки, способность водителя очень точно контролировать ход автомобиля и то, как двигатель выдает мощность постепенно, а не одним коротким рывком. [58] [ нужна страница ]
Обозреватель Performance Car Джон Баркер также был впечатлен характеристиками, а также плавностью хода и устойчивостью автомобиля, написав: «У V6 грохочущий, резкий звук, который в сочетании с удивительно гибкой ездой противоречит скорости, с которой мы движемся. Я смотрю на спидометр и с трудом могу поверить, что он показывает 170 миль в час». Баркер также был впечатлен инженерными разработками, заявив, что «этот автомобиль оснащен катализатором, полностью омологирован и прошел те же испытания, что и Volvo перед поступлением в продажу», и продолжил обсуждение того, как автомобиль выглядел дома на гоночной трассе благодаря дизайну. . [59] Вердикт Autocar . был таков: «Прямо сейчас XJ220 дает нам стандарт, с которым можно сравнивать все другие быстрые автомобили совершенного суперкара, когда-либо созданного, должно быть достаточно». [58]
Эргономика и плавность хода были также высоко оценены Гэвином Грином в книге «Автомобиль», август 1992 года: «Вы сидите прямо перед собой, педали и четырехспицевый руль Nardi прекрасно расположены. Здесь нет той кривоватой чепухи, которая преследует итальянские суперкары... обзор вперед — панорамный, а обзор сбоку. Хороший обзор сзади, лучше, чем у некоторых других монстров со средним расположением двигателя». Далее он описал поездку: «XJ220 едет по неровному асфальту с необычайной ловкостью… большой Jag ездит по городскому асфальту лучше, чем многие спортивные седаны, не говоря уже о суперкарах». [60]
В сравнительном тесте, опубликованном в мартовском выпуске журнала Car за 1994 год, испытателям понравилась «невероятная скорость, внешний вид и превосходная кабина», но его размер, недостаточно широко открывающиеся двери и управляемость подверглись критике: «Если есть более злобное устройство на на наших дорогах, я бы не хотел его найти, потому что XJ220 страдает от огромной начальной недостаточной поворачиваемости , за которой следует резкая и резкая висячая избыточная поворачиваемость».Больше всего разочаровал двигатель: на холостом ходу он звучал «как будто кто-то лязгал ведром с ржавыми гвоздями». В то время как его конкурент, Bugatti EB 110 , впечатлил испытателей, XJ220 разочаровал: «Jaguar устарел и лишен души: он выглядит как циничное маркетинговое упражнение и чувствуется это в недостатке чистоты и последовательности». [61]
Автомобильные журналисты критиковали его размер: он слишком велик для двухместного автомобиля и практически не имеет места для багажа, слишком широк, чтобы протиснуться сквозь ограничители движения или комфортно передвигаться по большинству дорог. [60] Очень тяжелое рулевое управление и педали без посторонней помощи, [62] неудовлетворительные тормоза без АБС, плохая курсовая устойчивость [63] и "ужасная видимость" [64] тоже не понравились.Больше всего критиковали поведение на низких оборотах, звук двигателя описывался словами типа «ведро с гайками и болтами заливают через Magimix», [64] Дребезжание сцепления, скрежет трансмиссии, треск ходовой части, урчание и стон кузова создают впечатление скорой поломки. Вождение в городе было настоящей пыткой, усугубляемой тем, что первая передача была слишком высокой для пробок с остановками. [63]
Показатели продаж разочаровали. Jaguar намеревался произвести до 350 автомобилей, но производство прекратилось в 1994 году, когда был произведен 281 серийный автомобиль, не все из которых были проданы; некоторые экземпляры с левым рулем все еще были доступны в 1997 году. [65] [66] Рецессия . в сочетании с радикальными изменениями в производственной версии лишила многих из тех, кто внес залог, возможности совершить покупку Индексная привязка контрактов усугубила проблему и увеличила покупную цену почти на 200 000 фунтов стерлингов в период с начала 1990 года по середину 1992 года. [67] McLaren F1 пострадал от столь же плохих показателей продаж: было продано всего 71 автомобиль против запланированного McLaren 300. Программа McLaren F1 в конечном итоге принесла небольшую прибыль благодаря продаже и обслуживанию 28 выпущенных гоночных вариантов GTR. [68]
Клиентам Jaguar, пытавшимся отказаться от закупок по контракту, была предоставлена возможность выкупить свои контракты, но к 1995 году эта проблема привела к судебному иску, поскольку покупатели утверждали, что изменения в спецификациях сделали любые контракты недействительными. Компания Jaguar представила доказательства, ясно демонстрирующие, что технические характеристики автомобиля, указанные в контракте, соответствовали поставленному автомобилю, и председательствующий судья Джон Дональдсон быстро вынес решение в пользу Jaguar. [27] [66] Последний из непроданных XJ220 был продан за 127 550 фунтов стерлингов плюс НДС в 1997 году. [57] [66] Хотя XJ220 никогда официально не был одобрен для продажи в Соединенных Штатах, к 2001 году он был одобрен в соответствии с исключением Show or Display . [69]
XJ220 появлялся в более поздних статьях автомобильной прессы; Журналист Evo Дэвид Вивиан, проводивший в 2009 году сравнительный тест XJ220 и Lamborghini Murciélago , заметил, что «движение до нелепости кажется тривиально простым», и признал, что решение заменить двигатель V12 на двигатель V6 с турбонаддувом «было бы получить больше признания сейчас». Однако Lamborghini доставил гораздо лучшие впечатления от вождения: «После XJ220 он почти абсурдно маневренный», «большая разница, и она огромна, заключается в том, насколько более захватывающим, интересным и доступным является управление LP640». [70]
Гонки
[ редактировать ]Гоночная версия была представлена на Autosport International автосалоне 1993 года; Учитывая название модели XJ220-C, она была создана для участия в гонках FISA GT. [71] XJ220-C, управляемый Уином Перси, выиграл свою первую гонку - этап BRDC National Sports GT Challenge в Сильверстоуне .
Три заводских автомобиля XJ220-C участвовали в гонке «24 часа Ле-Мана» 1993 года в недавно созданном классе Grand Touring . Джон Нильсен , Дэвид Брэбэм и Дэвид Култхард выиграли класс GT, опередив Porsche на два круга; две другие машины сошли с дистанции из-за отказа двигателя. Однако победа в классе была аннулирована, когда Jaguar XJ220-C был дисквалифицирован из-за неспособности работать с каталитическими нейтрализаторами . [72] [73] [74] [75] «Ягуары» прошли проверку и завершили первый день квалификации, когда старший стюард Ален Берто пожаловался, что «Ягуар» не использует каталитические нейтрализаторы. Автомобили были заявлены в категорию IMSA GT , и Берто заявил, что они должны работать с катализаторами. [39] Автомобили участвовали в гонке по апелляции. Представители Международной ассоциации автоспорта (IMSA) направили письмо в Автомобильный клуб Запада (ACO) (англ. Automobile Club of the West), организаторов « 24 часов Ле-Мана » , подтвердив, что представленные XJ220-C соответствуют требованиям IMSA. правила. Компания Jaguar выиграла апелляцию (при поддержке FIA), но, тем не менее, была дисквалифицирована, поскольку ACO подтвердила, что апелляция не была подана вовремя. [39]
Четыре автомобиля участвовали в классе GT1 для участия в гонках « 24 часа Ле-Мана» 1995 года : два от PC Automotive Jaguar и два от Chamberlain Engineering, хотя последние не управляли своими машинами. Ни одна из команд не имела поддержки Jaguar или TWR; обе машины PC Automotive обогнали новые McLaren F1 GTR . [76] Ричард Пайпер, Тифф Ниделл и Джеймс Уивер удерживали четвертую позицию до тех пор, пока ночью не вышел из строя двигатель, что завершило их гонку, в то время как второй XJ220-C сошел с дистанции, съехав с дороги. [76] [77]
Слегка модифицированный дорожный XJ220 также участвовал в чемпионате Италии GT в 1993 году, хотя и без заводской поддержки; где он мчался в ливрее Мартини . [78] Эта запись предшествовала заявке завода в Ле-Мане.
XJ220-C рекламировался в США в созданном для телевидения гоночном сериале Fast Masters на гоночной трассе Indianapolis Raceway Park , который транслировался на канале ESPN летом 1993 года и в котором участвовали приглашенные гонщики старше 50 лет в формате отбора. [79] автомобилей Соревнования превратились в фарс из-за того, что вязкие дифференциалы повышенного трения оказались плохо подходящими для овальной трассы, выбранной организаторами, что привело к странным характеристикам управляемости, что привело к нескольким авариям. [80]
TWR разработала еще шесть дорожных автомобилей под названием XJ220-S с цельным из полимерного материала, армированного углеродным волокном передним и задним кузовом ; двигатель был настроен на 700 л.с. (515 кВт; 690 л.с.). В моделях XJ220-S отказались от скрытых фар оригинальных и вместо них выбрали фары с покрытием из плексигласа. Модели S по сути представляли собой дорожные версии гоночного автомобиля XJ220-C и, как следствие, имели гораздо более простой гоночный интерьер с кевларовыми сиденьями и отсутствием кожаной отделки. [4] [81] Колин Гудвин , автор журнала Autocar , протестировал XJ220-S в июне 1995 года на испытательном полигоне Милбрук и установил рекорд круга со средней скоростью 180,4 миль в час (290,3 км/ч). [82]
Ягуар XJ220 Пининфарина
[ редактировать ]Jaguar XJ220 Pininfarina — специальный XJ220, построенный в 1995 году для султана Брунея и его брата принца Джефри , которые заказали ряд редких и уникальных сильно модифицированных автомобилей на основе дорогих роскошных автомобилей. [83] Этот автомобиль был модифицирован компанией Pininfarina: обновленный кузов был изготовлен производителем автобусов Coggiola с модификациями, включая фиксированные фары, новые задние фонари с измененным дизайном двухлопастного заднего крыла и новый пакет интерьера. Автомобиль также окрашен в темно-зеленый цвет кузова. [84] [85]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Jaguar и Aston Martin перешли под контроль Ford Motor Company в 1994 году. [55]
- ^ Меньшая скорость 211,2 миль в час была зафиксирована вторым бортовым телеметрическим устройством.
- ^ Второе бортовое телеметрическое устройство зафиксировало меньшую скорость - 216 миль в час.
Цитаты
- ^ Ричард Окок (8 августа 2012 г.). «Jaguar XJ220, история изнутри» . Головки поршней. Архивировано из оригинала 18 февраля 2018 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Информационный листок Jaguar XJ220» . Продажи автомобилей Jaguar XJ220 . Автомобили Ягуар . 1992. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Мортон (2010) , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «20 лет со дня выпуска Jaguar XJ220» . Отдел новостей Jaguar Land Rover . Ягуар Ленд Ровер . 30 января 2012 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Грин, Гэвин (август 1992 г.). «217 миль в час!» (PDF) . Машина . Лондон. Архивировано (PDF) из оригинала 11 ноября 2022 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Тейлор, Джеймс (1 июля 2015 г.). «40 лет подряд: с днем рождения испытательный трек Нардо» . Машина . Лондон. Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ Миден, Ричард (июль 2000 г.). «Короли ринга». Эво . п. 85.
- ^ Jump up to: а б с «1992–1994 ЯГУАР XJ220» . Октан . Архивировано из оригинала 7 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ягуар XJ220» . Авто Экспресс . 2 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Моретон (2010) , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Jaguar XJ220 исполняется 20 лет» . Топ Гир . Би-би-си . 1 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Jaguar выпускает суперкар XJ220» . Отдел коммуникаций и связей с общественностью Jaguar . Автомобили Ягуар . 18 октября 1988 года. Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Окок, Ричард (8 августа 2012 г.). «JAGUAR XJ220 – ИСТОРИЯ ВНУТРИ» . Поршневые головки . Медиа-группа Хеймаркет. Архивировано из оригинала 1 июля 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Дж.А.; Фуллер, Майкл Дж. (15 апреля 2008 г.). «Группа 44 Inc. и Jaguar». Внутри легендарных гоночных автомобилей IMSA GTP . Мотоциклы. стр. 51–52. ISBN 978-0760330692 .
- ^ Jump up to: а б Моретон (2010) , с. 30.
- ^ Jump up to: а б с д и Моретон (2010) , с. 31.
- ^ Холлоуэй и Бакли (2003) .
- ^ Флетчер, Риверс (17 июля 1996 г.). «Некролог: Уолтер Хассан» . Независимый . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моретон (2010) , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Хейлиг, Адлер и Леффингвелл (2004) , с. 85.
- ^ Робсон (2006) .
- ^ Jump up to: а б Генри, Алан (9 февраля 2008 г.). «Некролог: Тони Ролт». Хранитель .
- ^ Мортон (2010) , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Моретон (2010) , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 38.
- ^ Мортон (2010) , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Форма заявки на Jaguar XJ220 – Условия заказа» . Форма заявки на XJ220 . Проект XJ220. 1990. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Мортон (2010) , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Феррари . «Ф40» . Архивировано из оригинала 1 октября 2011 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хонг, Патрик (1 декабря 2002 г.). «Экстремальные машины» . Дорога и трек . Проверено 5 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Эвли, Ян (май 2010 г.). «Рождение иконы: MG Metro 6R4» . Эво . Архивировано из оригинала 28 мая 2014 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ «Планы Jaguar - Архив журнала Motor Sport Magazine» . 7 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 г. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Сим, Дэвид (2011). «История 6Р4» . 6R4.net . Архивировано из оригинала 28 февраля 2020 года . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Моретон (2010) , с. 57.
- ^ Портер (1994) , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Road & Track , январь 1995 г., стр. 63-71.
- ^ Jump up to: а б с Аукционисты Коя. «Ягуар XJ220 1994 года выпуска» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2014 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ягуар XJ220» . Отдел коммуникаций и связей с общественностью Jaguar . Автомобили Ягуар . Август 1992 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Иган, Питер (29 мая 2016 г.). «В 1987 году самые быстрые автомобили в мире не смогли догнать Руф с двойным турбонаддувом, скорость которого составляла 211 миль в час» . Дорога и трек . НАС. Архивировано из оригинала 2 августа 2019 года . Проверено 14 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Моретон (2010) , с. 47.
- ^ Сайкс, Ли М. (3 января 1994 г.). «Трёхконусный синхронизатор Jaguar XJ220: практический пример» . Технические документы SAE . Серия технических документов SAE. 1 . дои : 10.4271/940737 . Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 51.
- ^ Доби, Стивен (25 января 2013 г.). «Jaguar XJ220, настроенный Overdrive AD» . Эво . Деннис Паблишинг . Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 56.
- ^ Мортон (2010) , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Моретон (2010) , с. 87.
- ^ Jump up to: а б «Летающий тур по Jaguar XJ220 - история модели» . Летающий тур по Jaguar XJ220 . Jaguar Cars и RTA PR. 1992. Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ «Юбилейное воссоединение Jaguar XJ220» . Покупатель классических автомобилей . 6 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Портер (1994) , с. 127.
- ^ Мортон (2010) , с. 85.
- ^ Мортон (2010) , с. 82.
- ^ «Астон Мартин Лагонда Лтд. – История компании» . Астон Мартин . Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Франкель, Эндрю (28 апреля 2013 г.). «Jaguar XJ41: потерянный F-type» . Автокар . Архивировано из оригинала 13 июня 2013 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Мэтьюз, Питер (1994). Книга рекордов Гиннеса (40-е изд.). Лондон: Книга рекордов Гиннеса. п. 118. ИСБН 978-0851125121 .
- ^ Jump up to: а б Биггс, Генри (13 октября 2006 г.). «13 автомобильных катастроф пятницы 13-го» . MSN Автомобили . Майкрософт . Проверено 27 июня 2013 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Франкель, Эндрю (19 октября 1992 г.). «Ягуар XJ220». Автокар .
- ^ Баркер, Джон (октябрь 1992 г.). «Ягуар XJ220». Производительный автомобиль .
- ^ Jump up to: а б Грин, Гэвин (август 1992 г.). «Последнее искушение». Машина .
- ^ Гиллис, Марк (март 1994 г.). «Благословенные дела». Машина .
- ^ «Дас Супердинг» . Авто Билд . 15 октября 2010 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Jaguar XJ 220 — огромный провал» . Автомобили, моторы и спорт . 25 февраля 2014. Архивировано из оригинала 15 сентября 2016 года . Проверено 5 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Автокар июнь 1993 г. стр.34-43
- ^ «Ягуар XJ220» . Автомобили Тарга Флорио . Архивировано из оригинала 29 июня 2013 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Руперт, Джеймс (6 декабря 1997 г.). «Автомобилестроение: обожженные пальцы для горячих автомобильных спекулянтов» . Независимый . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Карсон, Шон (7 февраля 2012 г.). «Jaguar XJ220: вымирающий вид». MSN Автомобили . Майкрософт .
- ^ Аткинсон, Роуэн (август 2011 г.). «Роуэн Аткинсон решает: Bugatti Veyron или McLaren F1?» . Октан . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Веттрено, JT (7 января 2001 г.). «Демонстрация скорости: в рамках исключения «Показать или показать» американцы теперь могут импортировать ранее запрещенную экзотику» . Autoweek . Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года . Проверено 17 октября 2014 года .
- ^ Вивиан, Дэвид (июнь 2009 г.). "Lamborghini Murcielago LP640 против Jaguar XJ220" . Эво . Архивировано из оригинала 6 октября 2013 года . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ «TWR Racing – инженерное совершенство XJ220-C». Том Уолкиншоу Гонки . 1993.
- ^ «Дэвид Култхард» . Редбулл.com . Ред Булл ГмбХ . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Дэвид Култхард» . ЭСПН . 2011. Архивировано из оригинала 23 марта 2024 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Хаммонд, Ричард (май 2012 г.). «Ричард Хаммонд управляет иконами» . Журнал Топ Гир . Архивировано из оригинала 15 августа 2012 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Классификация 24 часов Ле-Мана 1993 года» . 61-я гонка «24 часа Ле-Мана» – 70 лет (на французском и английском языках). Автомобильный клуб Запада. 1993. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Классификация 24 часов Ле-Мана 1995 года» . 63-е издание «24 часов Ле-Мана» (на французском и английском языках). Автомобильный клуб Запада. 1995. Архивировано из оригинала 6 сентября 2011 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1995 – Фотогалерея» . Гоночные спортивные автомобили. 18 июня 1995 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 20 января 2013 г.
- ^ «Иконы Martini Racing: особенное изображение» . Автокар . 23 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2013 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Сиано, Джозеф (4 июля 1993 г.). «Ягуар берет комочки с мурашками» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 27 октября 2014 года . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Перкинс, Крис (27 декабря 2018 г.). «Fast Masters был дерби на снос с участием Jaguar XJ220» . Дорога и трек . Архивировано из оригинала 12 января 2021 года . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Ригби, Мэтт (17 января 2012 г.). «ЗАЯВЛЕНО: JAGUAR XJ220S» . Поршневые головки . Медиа-группа Хеймаркет . Архивировано из оригинала 23 марта 2024 года . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ «Мэрил и Боб на пути к любви; Влюбляясь (BBC1, 23:50 – 1:40)» . Шотландский ежедневный отчет . 13 марта 1999 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2018 г. . Проверено 26 июня 2013 г.
- ^ Мармонт, Марк (1 марта 2008 г.). «Станет ли принц нищим? Миллиарды спустя у Джефри королевский беспорядок» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Оуэн, Ричард. "Ягуар XJ220 Пининфарина 1995 года" . Суперкарс.нет . Архивировано из оригинала 23 марта 2024 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Бердик, Крис (9 октября 2006 г.). «Ягуар XJ220 Пининфарина» . Automoblog.net. Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 27 июня 2013 г.
Библиография
- Святой, Джон; Адлер, Деннис; Леффингвелл, Рэнди (2004). Иконы спортивных автомобилей: Jaguar, Ferrari и Porsche . Мотор Интернэшнл. ISBN 978-0-7603-1777-8 .
- Холлоуэй, Хилтон; Бакли, Мартин (2003). Автомобильный дизайн 20 века . Книги Карлтона. ISBN 978-1-84222-835-7 .
- Мартин, Кейт (2004). Кит Мартин о коллекционировании Феррари . Моторбукс Интернешнл. ISBN 978-0-7603-1971-0 .
- Мортон, Майк (2010). Jaguar XJ 220 – история изнутри . Издательство Велосе. ISBN 978-1-84584-250-5 .
- Робсон, Грэм (2006). Британские автомобили от А до Я 1945–1980 годов . Херридж. ISBN 978-0-9541-0639-3 .
- Портер, Филип (1994). Ягуар XJ220 . Издательство Оспри. ISBN 978-1-8553-2397-1 .