1993 «24 часа Ле-Мана»
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Индекс: Гонки | Победители |

— 1993 года «24 часа Ле-Мана» 61-й Гран-при на выносливость, проходивший 19 и 20 июня 1993 года.
Гонку выиграл Peugeot Talbot Sport с пилотами Джеффом Брэбэмом и новичками Ле-Мана Эриком Элари и Кристофом Бушу, проехавшими 375 кругов на своем Peugeot 905 Evo 1B. Брэбэм стал третьим австралийцем, выигравшим французскую классику, после Бернара Рубина в 1928 году и Верна Шуппана в 1983 году .
Класс автомобилей стиля Grand Touring (GT) был включен впервые после гонки 1986 года. [ 1 ] С появлением экстра-класса список участников расширился с 30 автомобилей в 1992 году до 48 в 1993 году.
Правила и заявки
[ редактировать ]В гонке 1992 года было зарегистрировано наименьшее количество участников с момента появления культовой гонки в 1920-х годах, а в октябре 1992 года FIA официально отменила Чемпионат мира по спортивным автомобилям - серию, которая в различных формах проводилась непрерывно с 1953 года. запуск премьер-класса на двигателях, созданных на базе Формулы-1, оказался впечатляющим провалом с незначительным интересом со стороны крупных автопроизводителей, как ожидалось, и слишком высокими затратами для небольших компаний. команды. Вскоре после отмены серии и без предложения альтернативных международных серий Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) взял дело в свои руки, разработав правила для новой категории «Прототип Ле-Мана»: с открытой кабиной, с плоской кабиной. автомобили с днищем, оснащенные обычными серийными или гоночными двигателями. В начале 1993 года американская федерация IMSA также объявила о создании новой категории «Мировые спортивные автомобили» по очень похожей (но, что важно, не идентичной) схеме.
Однако в марте в ACO был только 21 участник, но, не имея официального чемпионата, которого нужно было бы придерживаться, ACO теперь могла составить свой собственный список приглашенных на великую гонку и поэтому пересмотрела свои параметры участия, чтобы предложить четыре отдельных дивизиона: [ 2 ]
- Категория 1 — для спортивных автомобилей FIA 1991–92 годов (фактически, заводские автомобили Peugeot и Toyota).
- Категория 2 — автомобили группы C согласно правилам IMSA или правилам, существовавшим до 1991 года, теперь без ограничений по топливу, но вместо этого установлены ограничители двигателя.
- Категория 3 — автомобили в новом IMSA WSC с серийными двигателями 3,0 л или F3000, также сбалансированные ограничителями двигателя.
- Категория 4 — версия будущих правил GT, разработанная ACO, все еще разрабатывается FISA.
Это ознаменовало возвращение автомобилей GT в Ле-Ман, поскольку в 1986 году участвовал в гонках единственный BMW M1 группы B. Пересмотр сработал, и вскоре выстроилось несколько команд групп C и GT. Когда в апреле закрылись заявки, в нем было полное поле из 58 участников, включая первый Ferrari (GT), появившийся с 1984 года. Они также возродили Майский тестовый день (последний заезд в 1987 году), собрав 32 автомобиля. В списке гонщиков было несколько нынешних и будущих гонщиков Формулы-1. Было также включено новое правило, согласно которому команды должны были квалифицировать машину для использования в гонке, чтобы прекратить злоупотребления со специализированными испытательными автомобилями, и что резервные машины могли быть квалифицированы в случае аварии с основными машинами.
Квалификация
[ редактировать ]Неудивительно, что в солнечную гоночную неделю темп задавали автомобили Peugeot и Toyota первой категории. Пытаясь улучшить результаты в среду, обе команды ухудшили свои шансы: Филипп Аллио списал свой Peugeot в крупной аварии на скорости почти 200 км/ч на поворотах Porsche, а Эдди Ирвин развернулся на повороте Мюльсанна на своей машине, используя специальную квалификационный двигатель. Ожидая, что придется использовать резервную машину, Peugeot вместо этого на следующий день вернула полностью отремонтированную машину. Люди подозревали, что замена была построена на запасном монококе, но доказать ничего не удалось. [ 3 ] В конце концов, Аллиот, показавший ранее время 3:24,94, выиграл поул, и шесть заводских машин заперли первые ряды. Старые Porsche 962 в категории 2, которым мешали ограничители двигателя, были как минимум на 13 секунд медленнее. В GT последний вариант Porsche 911, Turbo S Le Mans 964-й серии от заводской команды Porsche, опередил три новых Jaguar XJ220C команды Tom Walkinshaw Racing . В квалификации пережили 48 автомобилей, однако ни Ferrari (выбитая на разминке Toyota Ирвина), ни новый МиГ (российской разработки и первый полностью карбоновый GT) не достигли стартовой решетки. [ 4 ]
Гонка
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]После падения флага Аллиот и Ирвин сражались впереди, причем Toyota последнего лидировала на восьмом круге, когда Peugeot развернулся на повороте Мульсанна. Ирвин продолжал удерживать лидерство в течение двух смен вождения до медленного пит-стопа (Секия проиграл 2 круга, ожидая, пока его бутылка с напитками будет закреплена). [ 5 ] ) вернул лидерство Peugeot, которым теперь управляет Мауро Бальди . В 18.30 Рафанель пригнал вторую «Тойоту», ехавшую третьей, с пропуском зажигания в двигателе. Через полчаса лидирующий Peugeot уступил 35 минут и 8 кругов из-за поломки маслопровода. Битву между заводскими командами затем продолжили Toyota Джеффа Лиса и Peugeot Бутсена/Далмаса/Фаби. В GT один из TWR-Jaguar вышел из строя с лопнувшей прокладкой ГБЦ всего через полчаса. После завода Порше задержали на 20 минут с заклинившей дроссельной заслонкой. [ 6 ] два других Jaguar доминировали в классе, заняв около 15-го места, смешавшись с автомобилями группы C (категория 2), опередив множество заводских и частных Porsche. На заводском Porsche Вальтер Рёрль изо всех сил старался вернуться на 2 из 5 кругов к 22:00, когда он протаранил заднюю часть Debora на шикане Mulsanne. Теряя масло, двигатель заклинило, не успев доехать до боксов. [ 7 ]
Ночь
[ редактировать ]Хуан Мануэль Фанхио II приближался к лидеру всю ночь до 23:00, когда его сзади сбил Lotus GT Йоджиро Терады, не достигший точки торможения на 2-й шикане Mulsanne. Ремонт обошелся ему в 35 минут, опустив его до 10-го. Всю ночь Бутсен и его штурманы лидировали над третьей машиной команды постоянных товарищей по команде Брэбэма/Бушю/Элари, а выздоравливающий Ирвин отставал на круг. В 2.30 ночи Фаби загнал свой Peugeot в яму с дымом в кабине из-за неисправной проводки. Несмотря на то, что это было исправлено за пять минут, они уступили преимущество своей родственной машине. Когда Toyota Ирвина потеряла больше времени из-за проблем с электрикой, два Peugeot уверенно лидировали, меняя лидерство в зависимости от стратегии на пит-лейне. В категории 2 блестящее ночное вождение Роланда Ратценбергера на Toyota 93C-V команды SARD Шин Като позволило им сохранить лидерство, опередив Porsche 962, которые он завоевал вскоре после 17:00.
Утро
[ редактировать ]В 7 утра Хелари повредил заднее крыло обломками, и он потерял лидерство, затем в 8:50 Бутсен потерял круг из-за сломанной выхлопной системы, вернув лидерство. Тем временем Ирвин ехал невероятно быстро, побив рекорд круга и вернувшись на круг. Но проблемы с аккумулятором и сцеплением повлияли на «Тойоты»: машина Уоллеса остановилась на повороте Данлопа в 7.45 утра из-за проблем с коробкой передач, затем после полудня испытание Ирвина закончилось 30-минутным ремонтом двигателя, и, наконец, машина Лиза, несмотря на все три гонщикам, выполнявшим тройные отрезки, чтобы сэкономить время на пит-стопах, потребовался ремонт коробки передач, и она переместилась с 4-го на 9-е место. В GT частный Porsche команды Monaco Média Жан-Пьера Жарье лидировал в течение 6 часов, преследуемый оставшимся Jaguar, который, наконец, обогнал его на 21-м часу.
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Таким образом, несмотря на проблемы Toyota, Peugeot Жана Тодта финишировали с убедительным счетом 1-2-3, а машина Аллиота снова пробилась через поле на третье место (все еще отставая на 8 кругов). В итоге Toyota финишировала со счетом 4-5-6, при этом более старые автомобили категории 2 (группа C) возглавляли остальную часть поля с большим отрывом от Porsche 962, а Роланд Ратценбергер и Мауро Мартини держались за японскую команду SARD. В битве 962-х команда Обермайера по надежности превзошла своих старших братьев: команды Йоста и Кремера.
сэра Джека Брэбэма Двое сыновей поднимались на подиумы, когда Дэвид вместе с начинающим тест-пилотом Дэвидом Култхардом и ветераном Джоном Нильсеном купил Jaguar XJ220C в качестве первого дома GT. Тем не менее, он участвовал в гонках с отказом из-за опасений по поводу отсутствия у него каталитических нейтрализаторов, как в его серийной модели (хотя ни другие автомобили GT, ни гоночная версия Jaguar не использовали их). Месяц спустя они были дисквалифицированы по формальным причинам: доказательства и апелляция Jaguar были правильно поданы в ACO, но не вовремя во французское управление автоспорта (FFSA). [ 8 ] Таким образом, рекорд показывает, что победа в GT досталась Porsche 911 Юргена Барта , который финишировал на 2 круга позади.
В небольшой категории 3, состоящей из трех автомобилей LMP, последний прототип WR-Peugeot Жерара Вельтера стартовал хорошо, оставаясь в топ-20, значительно опережая своих соперников, пока его не задержали проблемы с ступичными подшипниками. Дидье Бонне Debora SP93 лидировала в категории, пока перед рассветом ее снова не обогнала WR, пока снова не задержалась - на этот раз с заменой карданного вала. Дебора снова взяла верх, пока не остановилась, двигатель сломался, осталось чуть больше часа, в результате чего победа досталась многострадальным гонщикам WR. [ 9 ]
Благодаря последовательным победам это была последняя гонка в Ле-Мане для заводской команды Peugeot за 14 лет. После гонки Жан Тодт немедленно покинул Peugeot, чтобы управлять командой Scuderia Ferrari F1. [ 10 ] В Японии вину возложили на инженерный отдел двигателей. Месяц спустя Toyota выкупила компанию Anderson Motor Sports, управляющую ее раллийными автомобилями, и основала Toyota Motorsport GmbH в Кельне для участия в европейской гоночной программе. [ 11 ]
В категорию GT вошли семь новых суперкаров Venturi 500LM, пришедших из французской гоночной серии. Хотя они и не уступали Porsche 911 или Jaguar, пять из них финишировали. Тем не менее, для бренда это был успех: немецкая серия Porsche Юргена Барта присоединилась к серии Venturi Патрика Петера и Стефана Рателя в 1994 году, чтобы создать серию BPR Global GT (названную по инициалам их фамилий) - единственную крупную международную серию спортивных автомобилей, в которой используется такая серия. год, вызвав интерес FISA.
Официальные результаты
[ редактировать ]† - №50 финишировал первым в категории C4, но был дисквалифицирован через месяц после гонки из-за отсутствия каталитических нейтрализаторов на XJ220C.
Статистика
[ редактировать ]- Поул-позиция – Филипп Аллио, №2 Peugeot Talbot Sport – 3:24,940 (238,90 км/ч)
- Самый быстрый круг – Эдди Ирвин, №36 Toyota Team Tom's – 3:27.470
- Расстояние – 5100,0 км (375 кругов, 3168,99 миль) – рекордное расстояние: от Ле-Мана до штата Мэн – пересечение Атлантического океана за 24 часа.
- Средняя скорость - 213,358 км/ч.
- Самая высокая скорость в ловушке — Peugeot 905 — 346 км/ч (гонка), Porsche 962C — 366 км/ч (квалификация)
- Посещаемость - 110000
Примечания
[ редактировать ]- ^ Автомобильный год, 1993/94, стр. 195.
- ^ Сперринг 2014, стр.119.
- ^ Сперринг 2014, стр.120.
- ^ Сперринг 2014, стр.140.
- ^ Сперринг 2014, стр.123.
- ^ Сперринг 2014, стр.128.
- ^ Сперринг 2014, стр.128.
- ^ Сперринг 2014, стр.126.
- ^ Сперринг 2014, стр.134-5.
- ^ Сперринг 2014, стр.122.
- ^ Сперринг 2014, стр.124.
- ^ «24 часа Ле-Мана 1993 — Фотогалерея» . Проверено 22 августа 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Spurring, Quentin (2014) Le Mans 1990-99 Sherborne, Dorset: Evro Publishing ISBN 978-0-9928209-1-6
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт «24 часов Ле-Мана»
- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1993 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 3 июля 2016 г.
- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1993 г. (Фотоархив). Проверено 3 июля 2016 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 3 июля 2016 г.
- Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1993 года и резервные заявки. Проверено 3 июля 2016 г.
- Журнал Motorsport Magazine. Архивировано 9 октября 2016 г. в Wayback Machine - Архив журнала Motorsport Magazine. Проверено 3 июля 2016 г.