1980 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |

были 1980 года «24 часа Ле-Мана» 48-м Гран-при на выносливость и проходили 14 и 15 июня 1980 года. Это был седьмой этап как чемпионата мира среди гонщиков , так и чемпионата мира по гонкам на выносливость. Поскольку ни заводские команды Porsche, ни Renault не соперничали с большими спортивными автомобилями Группы 6 за полную победу, это оставляло открытыми перспективы каперской победы Жоэста, Рондо или Де Кадене или снова Группы 5, если они потерпят неудачу. Влажная погода на протяжении всей гонки еще больше усиливала неопределенность, уменьшая преимущество более мощных машин.
Гонка началась под ливнем, и дождь продолжался на протяжении всей гонки. В первой половине гонки ряд команд-фаворитов удерживали лидерство в течение длительного периода времени, пока одна за другой у них не возникли задержки или механические проблемы. К рассвету это был специальный автомобиль Джоста Порше (управляемый Джеки Иксом и Райнхольдом Джоестом ), который на 2 круга опережал Жана Рондо на его собственной машине и Джона Фитцпатрика на Дике Барбуре 935. Но когда в 10 утра Джост выехал на пит-стоп, потеряв лидерство снаряжения, получасовая остановка обошлась в четыре круга и вывела французов в лидеры. Жесткое вождение Икса снова вернуло его на лидирующий круг. Внезапный шквал в 13:00 привел к аквапланированию обеих машин на быстром повороте Данлопа, к счастью, не причинив ни одной из них серьезных повреждений. Когда за последний час появился еще один ливень, Икс нырнул в боксы, чтобы надеть мокрые шины, в то время как Жосо смело остался на своих сликах. На этот раз Иксу не удалось наверстать упущенное, и французы одержали значительную победу: Жан Рондо одержал уникальную победу, выиграв Ле-Ман на автомобиле собственного производства, а машина другой его команды заняла третье место.

Правила
[ редактировать ]Введение новых категорий «Группа 5» и «Группа 6» в 1976 году не помогло гонкам спортивных автомобилей – оно заставило большинство производителей выбирать между одним или другим. Чемпионат мира по спортивным играм проходил с заиканием, а маленькие поля не оставляли зрителей равнодушными, что, в свою очередь, отговаривало спонсоров вкладывать средства. Самая сильная конкуренция оказалась в серии IMSA в Северной Америке. После пяти лет работы в одиночку Автомобильный клуб Запада (ACO) вернулся на чемпионат мира, став главной гонкой серии, причем с самым большим участием. [ 1 ]
Верная своей основной цели — провести испытание на выносливость и технические инновации, в этом году ACO ввела ряд новых правил, призванных стимулировать большую надежность и эффективность по сравнению с чистой скоростью. Однако было несколько непредвиденных последствий, вызвавших споры. Все автомобили теперь были ограничены максимальным объемом топливного бака в 120 литров, а заправка будет производиться с фиксированной скоростью 50 литров в минуту. Это означало, что пит-стопы, которые раньше занимали около 30–40 секунд, теперь будут занимать более 2 минут. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Альтернативные виды топлива теперь также были разрешены. Между остановками для заправки и масла необходимо было проехать минимальное расстояние в 25 кругов (фактически экономия топлива составляла 280 литров на 100 км или 8 миль на галлон). [ 1 ] Одновременно с автомобилем смогут работать максимум четыре бригады. [ 1 ]
В этом году в заявках должны были участвовать два или три водителя. Квалификация будет проводиться по среднему времени гонщиков каждой машины. Квалификационные правила FIA заключались в том, что каждая машина должна была находиться в пределах 130% от поула, а также в пределах 110% от лидера своего класса, хотя ACO разрешала команде отказаться от участия в гонке третьего гонщика, если они хотели занять лучшую позицию на стартовой решетке. или, что более важно, рисковали не пройти квалификацию. Раньше это делалось в среду и четверг, однако в этом году только одна пятичасовая сессия в четверг будет засчитываться в квалификацию. [ 4 ] Идея заключалась в том, чтобы избавиться от водителей-любителей, которые могут стать помехой для других водителей из-за слишком медленной скорости. Однако при этом не были учтены капризы погоды, и из-за постоянного дождя в четверг у команд оставалось лишь очень короткое окно в сумерках, чтобы получить квалификацию всех своих гонщиков. [ 1 ] [ 5 ]
Другим существенным изменением стал запрет на замену основных компонентов после начала квалификации до конца гонки. Это касалось двигателей и коробок передач, допуская при этом одну замену турбины. Это было сделано для того, чтобы прекратить использование хрупких, мощных «квалификационных двигателей» для получения высокого места на стартовой решетке, которые затем заменялись перед гонкой. Но опять же, это поставило под угрозу гонку для автомобилей, у которых во время тренировок могли возникнуть непредвиденные проблемы с гоночным двигателем. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Водителям разрешалось водить машину только четыре часа за раз, с минимальным перерывом в один час между интервалами и максимальной продолжительностью вождения в 14 часов в целом. Чтобы быть классифицированным как финишировавший, автомобиль должен был завершить свой последний круг до 16:15 и проехать не менее 70% дистанции победителя. ACO Кроме того, теперь были отменены правила скачек , согласно которым автомобили дисквалифицировались, если они отставали от лидера более чем на 30% к 12-часовой отметке. [ 1 ] [ 8 ]
Индекс энергоэффективности вернулся. Это было соотношение общего количества израсходованного топлива к расчетному целевому значению. Он был разработан, чтобы стимулировать разработку более эффективных технологий двигателей, и измерялся на последнем пит-стопе. Победитель получит 5000FF. [ 9 ] Наконец, это будет последний Ле-Ман под руководством Чарльза Дойча в качестве гоночного директора, ушедшего в отставку с должности, которую он занимал с 1969 года после карьеры автопроизводителя. [ 1 ] К сожалению, он умер всего шесть месяцев спустя.
Записи
[ редактировать ]Несмотря на то, что ACO снова стала частью чемпионата мира, ей все еще нужно было открыть свой список участников для серии IMSA, чтобы гарантировать что-то вроде разумного состава. На самом деле это был один из самых слабых списков участников за десятилетие: ни один производитель не заводил автомобили в основном классе Группы 6. Только Porsche, Lancia и BMW вошли в заводские команды, и ни один из них не соревновался в одном классе. Из 87 заявок в этом году ACO приняла 70, чтобы претендовать на 50 стартовых мест. Однако позже они изменили это правило, приняв на проверку только 65 автомобилей, сохранив при этом обычные 55 стартовых мест. [ 10 ] Самой крупной категорией в этом году с явным отрывом стал класс IMSA с 22 заявками, дополненный рядом североамериканских автомобилей.
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л |
Средние двигатели Классы < 2,0 л |
Турбо двигатели |
---|---|---|---|
Группа 6 С Спорт |
8 / 6 | 11 / 8 | 1 / 1 |
Группа 5 СП Специальное производство |
8 / 7 | 3 / 3 | 11 / 10 |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
5 / 5 | - | 5 / 5 |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
7 / 7 | - | 4 / 4 |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный |
1 / 1 | - | 0 |
ИМСА ГТХ/ГТО |
21 / 17 | - | 8 / 7 |
Всего записей | 50 / 43 | 14 / 11 | 20 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Группа 6 и ГТП
[ редактировать ]Porsche объявила об окончании своей программы в Группе 6, и Mirage в нее не вошел. Это оставило класс Группы 6 широко открытым для джентльменов-конструкторов. Житель Ле-Мана Жан Рондо купил три машины. Используя то же шасси, что и в прошлом году, они были оснащены более длинным кузовом и новыми крыльями в гладкой черной окраске. Швейцарский специалист по двигателям Хейни Мадер снизил мощность двигателей Ford- Cosworth DFV до 460 л.с. У одного был балласт, чтобы довести его до минимального веса, необходимого для класса GTP. [ 11 ] [ 5 ] Как всегда, Рондо будет управлять одной из своих машин, в этом году в паре с победителем 1978 года (с Renault - Alpine ) Жан-Пьером Жоссо . На второй машине был еще один герой Ле-Мана, Анри Пескароло со специалистом по ралли Жаном Раньотти . На автомобиле GTP управляли бельгийские гонщики на выносливость, братья Жан-Мишель и Филипп Мартен, выигравшие гонку « 24 часа Спа» 1979 года на Ford Capri . Не имея опыта управления спортивными автомобилями, они обратились к англичанину Гордону Спайсу в качестве штурмана (который делал то же самое годом ранее). Он купил опытного Кита Грина (в последнее время игравшего в De Cadenet и Dome) в качестве менеджера команды. [ 12 ]
Ален де Кадене привозил в Ле-Ман свои автомобили на базе Lola с 1973 года и в этом году стал настоящим соперником после побед на этапах чемпионата мира в Монце и Сильверстоуне . [ 8 ] С Cosworth DFV, настроенным новозеландцем Джоном Николсоном, он мог достигать скорости 335 км/ч (210 миль в час). Его штурманами были Франсуа Миго и южноафриканец Дезире Уилсон . Ник Фор вошел в старую команду De Cadenet, которую он недавно выкупил у Питера Ловетта. [ 13 ] Ян Брейси вернулся после годичного перерыва в своем проекте IBEC. Первоначально основанный на шасси Hesketh Формулы 1, он был значительно переработан ADA Engineering с использованием Cosworth, подготовленного Джоном Данном в его мастерской в Суиндоне. Водителями будут Тони Триммер и Тифф Ниделл . [ 14 ] [ 15 ]

Японская компания Dome вернулась после неудачного дебюта в прошлом году. Новый RL80 по-прежнему имел характерный низкий клиновидный дизайн Масао Оно, но теперь был на 18 дюймов короче и на 3 дюйма шире. Улучшенная подвеска и аэродинамика сделали его одним из самых быстрых автомобилей Группы 6, развивая скорость до 345 км/ч (215 миль в час). Постоянные пилоты команды Крис Крафт и Боб Эванс провели 18-часовые безаварийные тесты на гоночной трассе Сузука . [ 16 ] [ 15 ] Андре Шевалле адаптировал Lola T286, который он привез в прошлом году. Оснащенный аэродинамическим корпусом, разработанным швейцарскими студентами-инженерами, он имел еще один двигатель Cosworth, настроенный Хейни Мадером, который прошел квалификацию в первом ряду в Сильверстоуне. В Ле-Мане им будут управлять Шевалле вместе с Патриком Гайяром и Франсуа Трискони. [ 17 ]
Поскольку Porsche официально вышел из группы 6, именно Рейнхольд Йост сразился с Cosworths. В 1972 году он попросил компанию одолжить старый Porsche 908 , а затем финишировал третьим в Ле-Мане. В конце 1979 года он снова обратился к компании с предложением использовать Porsche 936 для участия в Ле-Мане. Он уже выступал на чемпионате мира на турбированном 908/3. Порше отказался, но позволил ему сделать копию. Оснащенный панелями от Porsche 936/77, он имел 2,1-литровый двигатель с двойным турбонаддувом, который использовался на автомобиле 1977 года, который мог развивать мощность 550 л.с. в гоночном режиме. Porsche также не позволил ему называть его «936», поэтому он был записан как «908/J80». [ 18 ] Благодаря спонсорской поддержке Martini & Rossi Джосту удалось выманить Джеки Икса из отставки после победы в чемпионате Can-Am 1979 года . Их третьим гонщиком был Мишель Леклер . [ 19 ] [ 20 ]

Вместо этого Porsche прибыл с тремя автомобилями категории GTP. Модель 924 Carrera предназначалась не для борьбы за полную победу, а как преамбула к группе 4 и продажам покупателям. Пока не прошла омологация, ему приходилось соревноваться в GTP – как настоящий прототип GT. Это был значительный шаг для Porsche, поскольку это были их первые автомобили с передним расположением двигателя, участвовавшие в Ле-Мане. [ 2 ] 2-литровый двигатель с турбонаддувом выдавал 320 л.с., однако из-за более тяжелого автомобиля его скорость достигала только 280 км/ч (175 миль в час). В некоторой степени это можно компенсировать отличной управляемостью и хорошей топливной экономичностью (22 круга на баке топлива по сравнению со всего 12 кругами у 935). [ 21 ] Необычно для того времени то, что автомобили были оснащены бортовыми пневматическими пневмодомкратами. [ 22 ] Для трех рынков им были предоставлены немецкие, британские и американские экипажи соответственно: пилот-испытатель Гюнтер Штеккениг присоединился к Юргену Барту и Манфреду Шурти в одном; Энди Роуз / Тони Дрон заняли второе место, а американские эксперты по выносливости Питер Грегг / Эл Холберт . третье – [ 23 ] [ 24 ]
Небольшой парижский концерн WM продолжил доработку конструкции P79. Не имея штатного персонала, Жерар Вельтер ( руководитель отдела дизайна Peugeot ), Мишель Менье (инженер Peugeot) и их команда добровольцев создали три автомобиля с улучшенной подвеской и новой задней частью, испытанной в парижской аэродинамической трубе. 2,7 -литровые двигатели Peugeot V6 с двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ) теперь имели по 4 клапана на цилиндр и развивали мощность 500 л. с явным отрывом. Они вошли в три машины со своими характерными полностью французскими экипажами. Новой новинкой гонки стала прямая трансляция с камеры, установленной в Dorchy/Fréquelin WM. Отправленное по вертолетной линии на большой экран в Виллидж, оно дало зрителям возможность увидеть мчащуюся по трассе глазами водителя. [ 25 ] [ 26 ] [ 20 ]
Группа 6 (2 литра)
[ редактировать ]В этом классе было заявлено одиннадцать автомобилей, обычное сочетание небольших команд, использующих Lolas , Chevron или собственные специализированные автомобили. Французская команда производителей двигателей Société ROC снова стала победителем, на этот раз расширив свое присутствие двумя Lolas вместе с Chevron. Их двигатель ROC теперь развивал мощность 285 л.с., а более быстрая Lolas могла развивать скорость до 280 км/ч (175 миль в час). [ 27 ] Жан-Мари Лемерль также управлял Lola-ROC с длинным хвостом, а на машине бывшей команды ROC, теперь оснащенной двигателем BMW, участвовал Жан-Филипп Гран, штурманом которого был Ив Кураж. [ 28 ]
Dorset Racing вернулись на своем Lola-Ford, которым управляли Мартин Биррейн , Питер Кларк и Pink Floyd барабанщик Ник Мейсон . Также были представлены две французские машины Lola-BMW Мишель Элькуби и Патрис Голюпо, последняя была оснащена кевларовыми панелями, что сделало ее легче на 30 кг. [ 27 ]
В этом году Osella Squadra Corse совершила большой переход из Формулы 2 в Формулу 1, продолжая при этом разрабатывать очень быстрые и маневренные спортивные автомобили. В новой модели PA8 снова использовался 2-литровый мотор BMW, настроенный для гонок на выносливость на заводе BMW. Имея мощность 290 л.с., он мог развивать скорость до 320 км/ч (200 миль в час) (хотя его максимальная скорость на трассе составляла 280 км/ч). [ 26 ] ) Под руководством менеджера команды Формулы-1 Луиса Пеано лучшая женщина-пилот Лелла Ломбарди работала в паре с новичком Марком Тэтчером , сыном премьер-министра Великобритании. [ 29 ] [ 15 ] После неудачного выступления с ToJ в прошлом году француз Юбер Стрибиг приступил к его перестройке с нуля. Несмотря на сохранение двигателя BMW, у него была новая подвеска и более длинный и низкий кузов. [ 30 ] Канадец Уолтер Вольф недавно покинул Формулу-1 после короткого и впечатляющего пребывания в должности. В этом году он участвовал в гонках Swiss Cheetah G-601 на Cosworth, подготовленном Марком Фришкнехтом и управляемом постоянными гонщиками Cheetah Сандро Пластиной и Марио Луини, а также Фришкнехтом.
Группа 5 (более 2 литров)
[ редактировать ]Когда в 1982 году появилась новая формула спортивных автомобилей, стимулов для разработки новых автомобилей было мало. Porsche 935 с легкостью стал доминирующим автомобилем в группе 5, и в этом году их было заявлено 15 в классах Group 5 и IMSA. Успех братьев Кремер в прошлом году привел к тому, что их мастерская модификаций стала пользоваться большим спросом: было продано 13 из 935 моделей K3. Они представили три своих последних варианта для своих команд: Рольф Стоммелен , Аксель Планкенхорн и японец Тецу Икудзава; Американцы Тед Филд и Дэнни Онге будут участвовать в гонках с Жан-Луи Лафоссом , а Анн-Шарлотта Верни перешла из группы 4, чтобы участвовать в гонках с Ксавье Лапейром и известным французским актером-комиком Жаном-Луи Трентиньяном . Новая версия имела улучшенную заднюю подвеску, систему впрыска топлива Kugelfischer и увеличенные впускные патрубки, что помогло поднять выходную мощность до 660 л.с. [ 31 ]
Многолетний конкурент Георг Лоос использовал свои деньги, чтобы получить с завода последний, единственный экземпляр Porsche 935. Его 935/80 был создан по образцу уникального 935/78 «Моби Дик» 1978 года и оснащен двигателем с двойным турбонаддувом объемом 3160 куб.см. В шасси с пространственной рамой использованы новейшие концепции Porsche в области подвески и корпуса из композитных панелей. Это «специальное издание» было передано Бобу Воллеку и Хельмуту Келленерсу . [ 32 ] Другие команды чемпионата мира прибыли на своих 935-х: Vegla Racing Дитера Шорнштейна из Германии, швейцарская Meccarillos Racing Клода Халди, британская команда Charles Ivey Racing на своем K3. [ 33 ]
Единственным соперником Porsche 935 в группе 5 был модифицированный Triumph TR8, представленный британской командой Janspeed. 3,56-литровый двигатель Rover V8 был оснащен двумя турбинами Rotomaster и системой с сухим картером, а подвеска была полностью переработана и оснащена 12-дюймовыми дисковыми тормозами. При активной поддержке британского клуба владельцев TR его водителями будут Ян Харроуер, Джон Шелдон и Джон Бриндли. [ 14 ]
Группа 5 (2 литра)
[ редактировать ]
Чемпионат мира проводился в двух дивизионах – больше и меньше 2 литров, причем чемпионом становилась команда, набравшая наибольшее количество очков в любой из категорий. Таким образом, Lancia увидела возможность перехватить славу Porsche в малопредставленном классе 2-литровых двигателей. Модель Montecarlo была выбрана для участия в гонках спортивных автомобилей и ралли. Заводская команда Чезаре Фиорио за последний сезон значительно улучшилась. [ 34 ] Расположенный посередине четырехцилиндровый двигатель объемом 1425 куб.см имел турбонаддув KKK и систему впрыска топлива Bosch, развивая мощность 410 л.с. Построенная в Далларе с аэродинамикой от Pininfarina , версия 1980 года была облегчена и оснащена специально изготовленными шинами Pirelli, теперь могла развивать скорость до 280 км/ч (175 миль в час). Уверенность была высокой: шесть побед из шести в чемпионате, включая похвальные победы над Муджелло и Брэндс-Хэтч . [ 35 ] Поскольку главной целью являются чемпионские очки, давление турбонаддува будет снижено с 1,4 до 1,2 бар, чтобы защитить двигатели. [ 15 ] Прибыли две рабочие машины, которыми управляли Ханс Хейер / Тео Фаби и Пьеркарло Гинцани / Джанфранко Бранкателли . раллийные гонщики Бернар Дарниш и Маркку Ален В команду также пополнились . Как и в WCM, их также поддерживала итальянская команда клиентов Jolly Club, управлявшая автомобилем для своих нынешних ETCC чемпионов Мартино Финотто и Карло Фасетти .
ИМСА и GTX
[ редактировать ]Поскольку Porsche больше не выпускала модель 935 (за исключением единственного автомобиля Gelo), у гоночных специалистов появилось пространство для обновления текущего автопарка. Правила IMSA-GTX представляли собой вариант спецификаций Группы 5, и после доминирования автомобиля в прошлом году к версии с двойным турбонаддувом был добавлен минимальный вес 40 кг в качестве баланса производительности. [ 36 ] Дик Барбур вернулся в Ле-Ман и, используя принцип «если ты не можешь победить их, присоединяйся к ним», купил три модифицированных Porsche 935/K3 братьев Кремер. Одной из них была совершенно новая версия K3/80 с модернизированным 3,2-литровым двигателем и форсунками Bosch . Барбур будет управлять им вместе с Джоном Фицпатриком и Брайаном Редманом . Шасси, занявшее второе место годом ранее, было переоборудовано и передано Бобби Рэхалу , Бобу Гарретсону и австралийцу Аллану Моффату . [ 36 ] [ 24 ]
После победы с первой попытки в прошлом году братья Уиттингтон также обновили свой 935 комплектом Kremer K3/80. Поскольку Билл все еще был травмирован на гонке Indianapolis 500 20-летний брат Дейл Уиттингтон , его место занял они пригласили эксперта по выносливости Херли Хейвуда , а третьим гонщиком . Аналогичным образом команда Racing Associates под руководством Чарльза Мендеса представила две машины, оснащенные обвесами K3/80, но при этом оснащенные двойным турбонаддувом. [ 37 ] [ 15 ] Команда JLP Racing Джона Пола соревновалась по обе стороны Атлантики в соревновании Endurance Drivers' Challenge. Используя JLP-2, собственную разработку модели 935 с массивным каркасом безопасности NASCAR, Пол финишировал третьим в Сильверстоуне вместе с Редманом. В Ле-Мане он выступил партнером своего сына и англичанина Гая Эдвардса . [ 38 ]
Но Porsche не собирался уступать в классе, в котором представлены шесть различных марок. Против девяти Porsche было шесть Ferrari 512 BB . Парижанин Шарль Поцци представил три машины от JMS Racing. Теперь автомобили стали на 100 кг легче и могли развивать скорость до 310 км/ч (195 миль в час) на трассе Hunaudières Straight. У них было три опытных экипажа: Клод Балло-Лена / Жан-Клод Андруэ в одном, бельгийские товарищи по команде ETCC Пьер Дьедонне /Жан Ксенцеваль во втором и Люсьен Гиттени в третьем. Все автомобили Поцци были оборудованы бортовыми радиоприемниками. [ 22 ] Другие Ferrari представляли собой международную коллекцию – американская гоночная команда North American Racing Team , Стива О'Рурка и итальянская Scuderia Bellancauto. команда EMKA [ 39 ]
BMW зарезервировала свою единую серию Procar в качестве гонок поддержки Гран-при Формулы-1. со средним расположением двигателя В этом году были представлены шесть BMW M1 (хотя Эрве Пулен в итоге не представил еще один Art Car ). Анахроничная версия мартовского силуэта была сильно переработана после того, как в прошлом году она не прошла квалификацию. Теперь короче, уже и с алюминиевыми панелями, он был примерно на 15% легче серийных версий, но при максимальной скорости 310 км/ч (195 миль в час) он был не быстрее. Из остальных пилот завода BMW Манфред Винкельхок был отдан в аренду, чтобы сопровождать Патрика Неве и Михаэля Кортена. [ 40 ] Хотя в нем участвовали BMW-France и капер Доминик Лако , их автомобили были подготовлены на заводе. У обоих были заводские штурманы: Ханс-Иоахим Штук / Ханс-Георг Бюргер, управлявшие вместе с Лако, и Дидье Пирони / Пьер Дьедонне / Марсель Миньо из BMW-Франция. Вместо арт-кара на автомобиле BMW-France была изображена карта с указанием дилеров по всей стране. [ 41 ] Два других французских капера M1 участвовали в категории Ле-Ман-GTX, однако инспекторы вынесли решение против установки их задних крыльев. Поэтому Франсуа Серванен решил участвовать в более широком классе IMSA, в то время как команда Garage du Bac сдвинула крыло своей машины, чтобы соответствовать требованиям, оставшись единственным участником класса GTX. [ 40 ] [ 3 ]
Mazda набирала уверенность в гонках на выносливость со своими роторными двигателями, успешно конкурируя в категории IMSA GTU с RX-7 . В этом году заявку разместил дилер Mazda из Нью-Джерси Пьер Онеггер с автомобилем, подготовленным специалистами NASCAR Холман-Муди . Учитывая коэффициент эквивалентности роторных двигателей FIA 2:1, небольшой двигатель 12A объемом 1146 куб.см имел объем 2,3 литра и мощность 260 л.с. [ 30 ] Еще одним японским производителем, вовлеченным в гонки на выносливость, была Toyota . Тачи Оива Мотор Спорт ( TOM'S ) участвовал в гонках на Toyota Celica против Nissan в серии Fuji Silhouette Series. Toyota Deutschland работала с Schnitzer Motorsport над гонкой на другой Celica Рольфа Штоммелена в немецкой серии Group 5. В этом году TOMS совместно с Dome разработали автомобиль спецификации IMSA-GTX с модифицированным кузовом. 2,1-литровый турбодвигатель немецкой серии был заменен на 2,8-литровый турбомотор мощностью 600 л.с. Руководитель команды Нобухидэ Тачи будет водить машину вместе с Фумиясо Сато. [ 42 ]
Последними участниками IMSA были два канадских Chevrolet: Мо Картера Camaro финишировал четвертым в Дайтоне, а у Дуга Роу был новенький Corvette . Оба были изготовлены в мастерской Брэда Фрэнсиса Descon и оба имели 7-литровые двигатели Chevrolet мощностью 640 л.с. К сожалению, они будут настолько измучены жаждой, что им придется дозаправляться каждые 30 минут или около того. [ 43 ]
Группа 4 ГТ
[ редактировать ]И снова скудный класс GT стал прерогативой Porsche. Было три французских 934 Turbo от команд ASA Cachia и Alméras и капера Жоржа Бурдилья, а также один от пуэрториканца Диего Феблеса. Пятой машиной стал 911 SC Turbo, на который выставил Тьерри Перье . Выбор топливной смеси этанола и бензина в соотношении 50:50 означал, что он мог воспользоваться гарантированным входом ACO для альтернативной технологии. [ 44 ] [ 15 ]
Практика и квалификация
[ редактировать ]Новые ограничения ACO на одну квалификационную сессию и эмбарго на замену двигателей оказались чрезвычайно проблематичными. Джон Фицпатрик проехал самый быстрый круг на своем Porsche Дика Барбура - 3:40,0, и хотя его товарищ по команде-ветеран Редман был почти таким же быстрым, средний результат команды Барбур снизил до 3:48,4. Таким образом, именно Рондо Пескароло/Раньотти заняло поул-позицию со средним результатом в квалификации 3:47,9. Третьим по скорости был нежно-розовый Gozzy-Kremer Group 5 935 из Икудзавы/Стоммелена/Планкенхорна с результатом 3:49,8, в то время как Ickx/Joest Porsche установили ровные 3:50,0, заняв четвертое место, опередив Рондо/Жоссо (3:50,2). [ 45 ]
Экипаж Де Кадене заменил двигатель и коробку передач в среду вечером. Затем, в четверг, Дезире Уилсон попала в серьезную аварию на тренировке, когда она врезалась в барьер на шикане Форда и несколько раз перекатилась на Де Кадене. [ 46 ] [ 5 ] ACO также удалось «потерять» время на своем единственном сухом круге. [ 47 ] Хотя команда работала над ремонтом машины всю ночь, поскольку Уилсон, очевидно, не установил квалификационное время, ее пришлось исключить из команды гонщиков. У заводской команды Porsche также была плохая неделя. Их постоянный водитель-испытатель Гюнтер Штеккониг был доставлен в больницу с почечной недостаточностью. Затем Питер Грегг попал в серьезную аварию по дороге на трассу для тренировки. Уклонившись от местного водителя, который повернул направо перед ним, машина перевернулась, в результате чего Грегг получил хлыстовую травму и сотрясение мозга. [ 21 ] Из-за помутнения зрения он не мог участвовать в гонках. Его заменой в гонке с Элом Холбертом станет другой очень опытный заводской гонщик Дерек Белл . [ 23 ] [ 15 ] Неудивительно, что, по сути, автомобили GT, они значительно отставали от других автомобилей GTP и Группы 6, и у всех были проблемы с топливными системами. Автомобиль Белл/Холберт был самым быстрым, стартовав 34-м (4:10,8), отстав на одиннадцать секунд от Спайса/Мартина/Мартина Рондо, занявшего 19-е место. «Британская» машина оказалась 44-й (4:16,5), немецкая — 46-й (4:17,1). [ 45 ]
В других группах, в группе 5 и IMSA, BMW Штука был самым быстрым в своем классе со средним результатом 4:02,5 (23-е место), что значительно уступало Porsche Фитцпатрика. Самая быстрая Ferrari показала лучшие результаты: машина Pozzi-JMS команды Балло-Лена/Андруэ стартовала 17-й с результатом 3:58,4. Все Lancias квалифицировались близко друг к другу в центре поля, быстрее всего они заняли 26-е место (4:03.2). Osella был самым быстрым в 2-литровой группе 6, стартовав с 32-го места (4:08,6), при этом Тэтчер всего на шесть секунд отставал от своего опытного штурмана. [ 5 ] Следующей в классе, отставшей на две секунды, была представительница ОКР Сурд/Вердье Лола (35-е место). [ 45 ] После тренировки в среду команда Dorset Racing заменила свой двигатель Swindon BDX на проверенный двигатель Ford BDA. [ 15 ] Они квалифицировались пятыми в классе, стартовав с 45-го места в таблице. Последнее место в таблице занял Porsche, работающий на смеси этанола.
Также возникли серьезные разногласия по поводу хронометража, и при назначении времени водителям было допущено несколько ошибок, преднамеренных и случайных, что сильно огорчило несколько команд. Чиновникам организации было очень трудно отслеживать время и водителей, которые его устанавливали. [ 5 ] De Cadenet Фора потерял четвертую передачу за последний час, поэтому среднее время было слишком низким для квалификации. Однако у команды были доказательства того, что предыдущие времена были опубликованы, но пропущены должностными лицами ACO. Это было необычно для IBEC - результаты Триммера были приписаны Брейси, который не водил машину (и когда команда указала на это ACO, они тоже пришвартовались в эти времена), а время дождя Ниделла было слишком медленным, чтобы улучшить средний показатель. Опустошенный Брейси возмутился мошенничеством со стороны ACO, в то время как разъяренный Фор обратился к французским юристам по ACO. [ 47 ] [ 15 ] [ 13 ] [ 14 ]
В классе IMSA ни один из двух канадских Chev не прошел квалификацию (машина Картера была по ошибке отправлена в Амстердам). [ 43 ] ), как и Celica Turbo. У Triumph группы 5 были серьезные проблемы с вибрацией, которые только начали решать, но практика закончилась до того, как удалось проехать достаточно быстрые круги. [ 15 ] Жан-Луи Трентиньян далеко отставал от темпа, но ACO нашла способ для французской кинозвезды пройти квалификацию на Kremer Porsche. [ 15 ] Ряд команд испытывали некоторую нервозность по поводу своих перспектив в гонке: у машины Рондо/Жоссо за полчаса до окончания тренировки возникла сильная вибрация двигателя, которая, к счастью, оказалась всего лишь рассинхронизацией зажигания. [ 7 ] В среду у Криса Крафта на полной скорости, приближаясь к Мулсанну, с его Купола оторвалось колесо, и это произошло снова во время дождя в четверг. Экипаж приклеил шины к ободам, и вечером оба гонщика получили квалификационные результаты. [ 5 ] Количество автомобилей Группы 6, не прошедших квалификацию, открыло места на стартовой решетке для третьего автомобиля команды ROC, Chevron № 25, и Mazda RX-7, которые заняли 54-е место в качестве первого резерва в классе IMSA. Не имея разрешения на замену двигателей, NART Ferrari Престона Хенна не стартовал из-за проблем на практике. [ 5 ] Это позволило британской EMKA Ferrari исключить из резервного списка IMSA в качестве поздней замены.
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Хотя середина дня была солнечной, гроза с молниями пронеслась по трассе, пока команды выстраивались на стартовой решетке. Ситуация немного смягчилась, когда машины начали свой круг. [ 48 ] Толпа была поровну разделена сентиментальной надеждой на то, что Джеки Икс одержит свою важную пятую победу, и партизанской поддержкой Жана Рондо. [ 47 ] Почетным стартером в этом году стал Йоахим Шпрингер, глава ADAC (Немецкой автогоночной организации). [ 49 ] Среди массы брызг Фитцпатрик пронесся мимо Рондо на поворот Данлопа. На решетке остался Той Стрибига с промокшей электрикой. Баллот-Лена вылетела из ямы после одного круга, также с мокрым зажиганием. Двое его товарищей по команде также пострадали в течение первого часа. [ 3 ] Неблагоприятный старт для резервной Chevron-ROC, когда она проиграла 40 минут всего после 3 кругов, ремонтируя сломанную заднюю подвеску. [ 28 ]
Видимость была ужасной, и в какой-то момент Джон Пол выставил колеса своего 935 на траву на скорости 290 км/ч (180 миль в час), думая, что он находится по осевой линии дороги, а не по краю. [ 3 ] «Фитц» вышел вперед через пятьдесят минут (11 кругов), начав пит-цикл. [ 3 ] К концу первого часа, когда дождь наконец начал утихать, лидировал Боб Воллек на Gelo Porsche. В удивительную секунду появился еще один признанный мастер в дождливую погоду, Ханс-Йоахим Штук, на IMSA BMW M1, который стартовал 23-м на стартовой решетке, извлекая выгоду из своей превосходной экономии топлива. Превосходное управление машиной Воллека в жестоких условиях позволило команде удерживать лидерство более трёх часов.
Первой жертвой стал Ален Де Кадене. Двигатель работал с перебоями, и через час после нескольких пит-стопов он оказался на 37-м месте. Он остановился на углу Мулсанн из-за проблем с электричеством, но смог позвонить своей команде из сигнальных ям, чтобы получить помощь в ремонте. [ 13 ] Бывший товарищ Де Кадене по команде, Крис Крафт, рано потерял вторую и третью передачи, а Dome потеряли несколько часов на ремонт коробки передач, в результате чего они остались на трассе далеко последними. [ 3 ] Заводская команда Lancia провела неудачную гонку, и обе команды сошли с дистанции менее чем за два часа из-за проблем с двигателем, что оказало огромное давление на машину Jolly Club, чтобы она могла заработать им очки на чемпионате мира. [ 35 ] [ 3 ] В такую ужасную погоду количество аварий было на удивление низким. Худший инцидент произошел на седьмом круге, когда Майк Шервин врезался на третьем Barbour 935 во вращающийся Chevron Ива Куража на Тертр-Руж и пролетел над ним, прежде чем врезался носом в ограждение. [ 3 ] [ 48 ] Спартако Дини вывел Scuderia Bellancauto Ferrari на стадионе Maison Blanche на 90-й минуте. Вскоре после этого Чарльз Мендес вылетел на Арнаже, врезавшись в барьер и повредив заднюю подвеску. Хромая назад, маршалы трассы остановили его на Ford Chicanes, но он не смог перезапустить машину, чтобы пройти последние сто метров до боксов. [ 3 ] [ 48 ] [ 37 ]
К 19:00, через 3 часа, трасса высохла и выглянуло солнце. [ 50 ] [ 48 ] После того, как Фитцпатрик уступил лидерство Редману, Гело Порше Воллека опередил Штука и Редмана, проехав все 39 кругов. Джеки Икс ехал внутри себя, избегая проблем с гибридным Porsche, но все еще лидируя на четвертом круге. Следующие четыре были на круг назад: Икудзава (Кремер 935), Пескароло (Рондо), Фрекелен (WM) и Онгаис (Кремер 935), а Кестер (BMW) и Рондо замыкают десятку лучших, проехав 37 кругов. [ 3 ] Испытание Штука подошло к концу в 19:15, когда он столкнулся с непримиримым Харальдом Гросом, который отказался позволить своей Vegla 935, отставшей на несколько кругов, снова пройти круг. Несколько раз блокируя Штука от обгона, они столкнулись, и хуже оказался BMW: потеряв 20 минут на замену носа, радиатора и лобового стекла, они вышли на 23-м месте. [ 40 ] [ 51 ] BMW-France M1, занявшая девятое место, также потеряла много времени, когда ведущий пилот гоночной школы Ле-Мана Марсель Миньо развернулся на Тертр-Руж, повредив переднюю часть и потребовав замены рулевой рейки автомобиля. [ 40 ] [ 51 ] Джост сменил Икса, и теперь, имея возможность ускориться, он отбил тех, кто был впереди, и вышел вперед в 19:50.
На четырехчасовой отметке лидерами стали интригующие представители разных классов: Джост (G6) опередил Барбура (IMSA) и Гело (G5) 935 и Рондо (G6), проехавших по 59 кругов. [ 51 ] После ужасного старта Toj лидировал в классе 2-литровых двигателей на отметке в 2 часа. Из-за проблем со свечами зажигания на Тодже отказало зажигание вскоре после полуночи. Тем временем лидерство перехватила Primagaz Lola. На раннем этапе Osella зашла в тупик из-за мокрой электрики, но сильная езда Ломбарди и Тэтчер вернула их на третье место в классе к третьему часу.
Вскоре после 21:00 Стоммелен, занявший шестое место, столкнулся с Кремером Porsche из-за проблем с давлением топлива. Установка новых топливных насосов опустила их до 28-го места. Они так и не оправились и удалились до рассвета с перегоревшим двигателем. Кремер Теда Филда продержался недолго – поднявшись на пятое место, они также сошли с дистанции (около 22:00) из-за отказа двигателя. [ 31 ] Затем в 21:30 история повторилась: Икс остановился между Индианаполисом и Арнажем из-за порванного приводного ремня. Однако на этот раз у него была запаска на борту, и он смог ее установить, чтобы вернуться в боксы через четверть часа. [ 50 ] [ 19 ] Вскоре после этого аналогичная проблема постигла Воллека, который теперь вернулся в Gelo Porsche на четвертое место и потерял ремень впрыска топлива при проезде боксов. Припарковавшись на повороте Данлопа, он установил запаску, потратив четырнадцать минут на почти полный круг, чтобы вернуться к механикам для ремонта, и вернулся на 17-е место. [ 32 ] [ 51 ]
Это впервые вывело сидящего на поуле Рондо в лидеры. Поскольку через шесть часов наступила ночь, они имели небольшой отрыв от Barbour 935 Фитцпатрика, занявшего второе место (оба по 84 круга). Автомобиль Rondeau/Jaussaud теперь был третьим, а Gelo Porsche — четвертым (83 круга). На два круга дальше был Дэнни Онгайс на Kremer 935. Икс вернулся в гонку шестым и уверенно ехал по полю, в том числе установил самый быстрый круг в гонке. [ 20 ]
Ночь
[ редактировать ]К 23:00 WM Дорчи/Фреклена шла четвертой, обогнав идущих впереди 935-х. Но затем, после захватывающего освещения событий для зрителей, они потеряли время на то, чтобы снять камеры для ночного бега. [ 25 ] Все три WM ехали хорошо, входили в топ-10 или около того, пока в течение следующего часа все они не остановились для замены тормозов. [ 51 ] В 2-литровых классах оставшаяся Lancia команды Jolly Club (которая после первого часа была 10-й) откатилась назад, а затем потратила час на ремонт коробки передач. [ 51 ] Primagaz Lola теперь имела преимущество на 5 кругов над Dorset Racing Lola и Osella. [ 51 ] Хорошая эксплуатация Field/Ongais/Lafosse 935 закончилась сгоревшим поршнем – распространенной неисправностью двигателей Porsche с турбонаддувом. [ 51 ]
Незадолго до полуночи у лидирующего Рондо начались проблемы с двигателем, и он уступил лидерство Барбуру Порше. Вскоре после этого Пескароло припарковался на Mulsanne Straight и сошел с дистанции с лопнувшей прокладкой ГБЦ. [ 11 ] [ 51 ] Через 9 часов Барбур, Рондо и Икс оказались на одном круге (126). Канцелярские товары Pescarolo по-прежнему занимали четвертое место. После невзгод на старте гонки машина Де Кадене и Миго ехала идеально и промчалась по полю с 39-го места на пятое (123), опередив на круг Барбура Порше Рахаля/Гарретсона/Моффата и третье Рондо. Восьмым (121) стал BMW из Штука/Бюргера/Лако, оправившийся от предыдущего столкновения, двух замен лобового стекла и ремонта коленчатого вала. Братья Уиттингтон, занявшие девятое место, раньше были шестыми, но теперь оказались в боксах из-за проблем с дифференциалом. Замыкает топ-10 первый заводской Porsche 924 («немецкий» Барта/Шурти). [ 51 ] Однако в течение часа Гарретсону пришлось припарковать Barbour 935 из-за отказа поршня, а Шурти был в боксах за новым радиатором после того, как сбил слишком предприимчивого зайца. [ 51 ] Поскольку у Primagaz Lola возникли проблемы с двигателем, преследующий автомобиль DRA смог наверстать упущенное и стал лидером класса около 2 часов ночи. Однако в следующий час Ник Мейсон развернул машину на Ford Chicane, когда произошел разрыв гидравлической линии. Не сумев завести машину, он, наконец, смог доползти обратно до боксов на стартере, преодолев 200 метров за 45 минут. [ 51 ] [ 27 ]
Когда Barbour 935 затем получил прокол, это позволило Иксу восстановить лидерство до 3 часов ночи, а Rondeau отставал на круг. К перерыву очень быстрая езда Икса (170) позволила уверенно опередить Рондо (169), а Барбур Порше теперь отставал еще на два круга (167). Число участников начало расти: другие Рондо стали четвертыми (165), опередив Де Кадене (164) и Гело Порше (163). Седьмым стал французский BMW в напряженной гонке с другим Кремером 935, Беллом/Хольбертом на Porsche 924 и первым из WM (все 160). По мере того, как ночное вождение подходило к концу, все больше 935-х стали жертвами проблем с прокладками и поршнями, включая вторую машину Barbour и розовую машину Kremer. Команда Чарльза Айви потеряла ряд цилиндров, и вскоре после 6 утра Gelo Porsche из Воллека/Келленерса вылетел с шестого места, когда его сняли с гонки из-за сломанной прокладки головки блока цилиндров. [ 32 ]
Утро
[ редактировать ]На рассвете порядок наверху остался прежним, хотя «Рондо» наверстывал упущенное у Джоста Порше. На одном и том же круге лидерство по пит-стопам менялось несколько раз. Случайный камень, застрявший в поддоне двигателя, задержал Барбур Порше, занявшую третье место, и попал в лапы второго Рондо и Де Кадене. Три заводских Porsche 924 теперь входили в десятку лучших, смешиваясь с Saulnier/Bousquet/Morin WM. [ 52 ] [ 36 ] Пасмурный рассвет привел к дождливому утру. В 8.30 Миго привез De Cadenet со свободной задней частью. Поперечина, поддерживающая двигатель, сломалась. Вся тяжелая ночная работа была сведена на нет, ремонт занял 55 минут. [ 13 ] Последняя машина Кремера, Лапейр/Верней/Трентиньян, сошел с дистанции в 9 утра из-за поломки коробки передач, когда ехал девятым. [ 52 ] Также были задержаны два заводских Porsche, у которых были проблемы с топливом, и им нужно было отрегулировать свои двигатели, чтобы они работали только на трех цилиндрах и работали примерно на сорок секунд быстрее обычного времени круга. [ 52 ]
Жоссо также остановился, чтобы поменять тормоза в 9 утра, что стоило двух кругов. Затем, незадолго до 10 утра, Джост вывел ведущую машину в боксы без пятой передачи. Остановка стоила 25 минут. Жосо теперь лидировал на пять кругов и сбавил скорость, чтобы сохранить машину. [ 11 ] [ 52 ]
В 11.20 Жан-Луи Буске, занявший пятое место в лидирующей гонке WM, разбился на шикане Ford из-за отказа подвески. [ 25 ] Родственный автомобиль Дорши/Фреклена унаследовал их место, а здоровый Porsche оказался шестым. После полудня Барбур Порше, занявшая четвертое место, оказалась в боксах с неисправной прокладкой ГБЦ и сгоревшим поршнем. Экипаж изолировал поршень и отправил его обратно на пятый уровень. [ 24 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]В 13.10 внезапный шквал пронесся над частью пути. Первым на насыщенную кривую Данлопа прибыл лидирующий Рондо, который вылетел за пределы трассы, целуя ограждения и вращаясь. Вскоре за ними последовал Джост Порше: отыграв один круг, они собирались вернуть второй, когда Джост также вылетел с трассы, ударившись о барьеры и едва не промахнувшись на Рондо. К счастью, оба смогли снова начать работу. [ 50 ] [ 53 ] Еще одной жертвой стала лидирующая 2-литровая Primagaz Lola. Ивер дважды сделал пируэт, ни во что не задев и тоже смог продолжить. Но он повредил двигатель, и ему потребовалось двенадцать минут, чтобы проехать круг. После пит-стопа он добрался только до Мюльсанна, прежде чем снова остановиться после того, как лидировал в классе последние одиннадцать часов. Джон Пол на JLP Porsche врезался в барьер во время своего выезда за пределы трассы, ремонт которого занял полчаса, в то время как WM в замешательстве каждый по три раза останавливался, чтобы сменить шины. [ 53 ]
Жоссо вернулся в Рондо за девяносто минут до конца, опередив на два круга Икса, преследующего Porsche. Когда гонка приблизилась к финалу, Икс вернулся на тот же круг, что и лидер, за 40 минут до конца. Затем, через пять минут, прошел еще один сильный ливень, и Икс немедленно нырнул в боксы, чтобы пересесть на мокрые шины, надеясь догнать лидера. Жоссо также было приказано выйти на пит-стоп, но, выйдя из шиканы, он передумал и выехал из пит-стопа, решив рискнуть и остаться на своих скользких шинах. Он принял правильное решение – дождь был непродолжительным, он избежал неприятностей и смог оторваться, поскольку за последние полчаса ветер высушил трассу. Иксу, с другой стороны, пришлось ехать консервативно, чтобы сберечь шины, и в итоге он финишировал на два круга позади Рондо. [ 20 ] [ 11 ] [ 19 ] [ 53 ]
Так что это была историческая победа французской команды – вторая победа Жоссо на французской машине, но Жан Рондо стал первым гонщиком/конструктором, выигравшим Ле-Ман. [ 20 ] [ 5 ] Завершив отличный уик-энд для Рондо, родственный автомобиль Spice и Martin frères провел очень надежную гонку, заняв третье место, отстав на девять кругов от своих товарищей по команде и выиграв класс GTP у Dorchy/Fréquelin WM, отставших на одиннадцать кругов дальше. На последних кругах им удалось обогнать искалеченный Barbour Porsche с пятицилиндровым двигателем. Несмотря на неисправный двигатель, Дик Барбур одержал подряд победы в классе IMSA. Пять кругов назад Porsche JLP боролся за второе место в классе с Pozzi Ferrari из Дьедонне/Ксенцеваля/Регу практически всю вторую половину гонки и в итоге опередил его менее чем на километр. [ 39 ]
Новые Porsche провели гонку удовлетворительно, и все трое финишировали. Помимо ремонта передней части после наезда на заблудшего кролика, машина с немецким экипажем без проблем финишировала шестой. После ранним утром попадания в топ-10 две другие машины вернулись домой из-за проблем с двигателем и в итоге финишировали 12-м и 13-м. [ 24 ] [ 23 ] Несмотря на часовую остановку ранним утром, настойчивость команды De Cadenet окупилась заслуженным седьмым местом, сдержав вызов Vegla Porsche.
Класс 2-литровой группы 6 стал отличным результатом для команды ROC-Yakko с победой со счетом 1-2. Победителем класса стал их шеврон, который пришел в качестве запасного участника и который, проиграв 40 минут в самом начале и возобновив игру в конце поля, вышел в лидеры класса за три часа до конца, в то время как все остальные упали. над. [ 28 ] Неожиданным победителем в классе Group 4 GT стал этанольный Porsche Тьерри Перье, который хоть и не был быстрым, но работал как часы. Они унаследовали лидерство, когда Porsche братьев Альмерас разбился на повороте Данлопа менее чем за три часа до финиша. [ 44 ]
Последней машиной стал Dome: многострадальная команда провела более четырех часов, работая над машиной в боксах. Это включало три часа в начале гонки на ремонт коробки передач. После этого он бежал позади поля, но продолжал идти и финишировал на 92 круга (более 650 км) позади победителей. [ 16 ]
Как всегда, надежность и время, проведенное в боксах, решили исход гонки, а часовая задержка Porsche из-за очередного поломки ремня и коробки передач доказала разницу. [ 47 ] Победивший в GTP Rondeau, проехавший без проблем, провел в боксах менее 45 минут – лучший результат среди всех автомобилей и отражение новых правил заправки топливом. [ 12 ] [ 47 ]
Несмотря на его огромную гордость, триумф Рондо стоил дорого. Помимо запланированной операции на почках через четыре дня после гонки, [ 50 ] он заявил, что подготовка трех автомобилей обошлась его сотрудникам из восьми человек в 1,8 миллиона французских франков. Аналогичным образом, Жерар Вельтер сказал, что спонсорство WM от Esso было меньше, чем стоимость нового Porsche 935. [ 7 ]
В конце гонки Икс объявил, что это будет его последний Ле-Ман. [ 24 ] Месяц спустя братья Мартин на своем Ford Capri повторили свою победу в Спа. [ 12 ] Джон Пол выиграл первый чемпионат World Endurance Driver Challenge в 1978 году и снова выиграл этот титул в этом году после 2-го места в Дайтоне, Моспорте и победы в Риверсайде. В печальном постскриптуме сезона после несчастного случая перед гонкой Питер Грегг, четырехкратный победитель Дайтоны , впал в депрессию и в декабре покончил жизнь самоубийством.
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 54 ] [ 49 ] [ 55 ] [ 56 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.6 С 3.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379B | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Г | 339 |
2 | Гр.6 С 3.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 908/J80 | Порше 911/78 2.1L F6 твин-турбо |
Д | 337 |
3 | ЛМ ГТП | 17 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Раундель M379B | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Г | 330 |
4 | ЛМ ГТП | 5 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ П79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 319 |
5 | ИМСА | 70 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 К3/80 | Порше 930/72 3,2 л F6 турбо | Г | 318 |
6 | ЛМ ГТП | 4 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера GT Турбо | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | 317 |
7 | Гр.6 С 3.0 |
8 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
де Кадене - Лола LM78 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 314 |
8 | Гр.5 СП 2.0+ |
49 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935/77А | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Д | 314 |
9 | ИМСА | 73 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-JLP2 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Г | 313 |
10 | ИМСА | 76 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB /LM | Феррари 4.9л F12 | М | 313 |
11 | ЛМ ГТП | 6 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ П79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 312 |
12 | ЛМ ГТП | 2 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера GT Турбо | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | 311 |
13 | ЛМ ГТП | 3 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера GT Турбо | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | 306 |
14 | ИМСА | 83 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 294 |
15 | ИМСА | 84 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 284 |
16 | Гр.4 ГТ |
93 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 СК | Порше 3.0л F6 турбо ( Этанол ) |
К | 281 |
17 | Гр.6 С 2.0 |
25 (Бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б36 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 277 |
18 | Гр.6 С 2.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т298 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 273 |
19 | Гр.5 СП >2,0 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 273 |
20 | ИМСА | 89 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934/5 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 272 |
21 | ИМСА | 86 (Бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 | Mazda 12A 1146cc двухроторный | Г | 267 |
22 | Гр.6 С 2.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т297/8 | Косворт БДГ 2.0L S4 | Д | 264 |
23 | ИМСА | 78 (Бронировать) |
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | Д | 263 |
24 | Гр.4 ГТ |
90 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | 249 |
25 | Гр.6 С 3.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Купол Зеро RL80 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 247 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | ЛМ ГТП | 7 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ П79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 264 | Несчастный случай (21 час) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
94 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | 255 | Несчастный случай (22 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
27 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() |
Ролл Т298 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | 251 | Двигатель (23 часа) |
ДНФ | ИМСА | 69 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 К3/79 | Порше 930 3.0L F6 твин-турбо |
Г | 237 | Передача инфекции (20 часов) |
ДНФ | ИМСА | 95 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 237 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
43 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79-80 | Порше 930 3.0L F6 турбо |
Д | 217 | Передача инфекции (18 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
45 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 935-К3/79-80 | Порше 930/80 3,2 л F6 твин-турбо |
П | 191 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
42 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79-80 | Порше 930/78-1 3,0 л F6 твин-турбо |
Д | 167 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
80 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 164 | Несчастный случай (15 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
44 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79 | Порше 930/80 3,0 л F6 турбо |
Д | 158 | Двигатель (16 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() |
Оселла PA8 | БМВ М12 2.0л С4 | П | 157 | Несчастный случай (16 часов) |
ДНФ | ИМСА | 85 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 3.0L F6 турбо |
Г | 151 | Передача инфекции (13 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
91 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 137 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | ИМСА | 71 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79 | Порше 930 3.0L F6 твин-турбо |
Г | 134 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | ИМСА | 77 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | М | 129 | Электрика (12 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
1 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
АКР 80 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 126 | Приостановка (15 часов) |
ДНФ | ЛМ ГТХ | 96 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 125 | Несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 3.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379B | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 124 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
41 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 3.0L F6 твин-турбо |
Д | 89 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
22 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
ТоJ SM-01 | БМВ М12 2.0л С4 | Д | 79 | Электрика (9 часов) |
ДНФ | ИМСА | 75 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | М | 47 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | ИМСА | 82 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ Март М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 38 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0+ |
46 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 2,9 л F6 турбо |
Д | 37 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Ролл Т298 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 27 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 26 | Масляный насос (4 часа) |
ДНФ | ИМСА | 79 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | Г | 10 | Несчастный случай (2 часа) |
ДНФ | ИМСА | 68 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79 | Порше 930/72 3,0 л F6 твин-турбо |
Г | 9 | Несчастный случай (2 часа) |
ДНФ | ИМСА | 72 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79-80 | Порше 930 3.0L F6 твин-турбо |
Г | 7 | Несчастный случай (2 часа) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Шеврон Б36 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | 6 | Несчастный случай (2 часа) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0 |
51 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 6 | Масляный насос (2 часа) |
Не началось
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNQ | Гр.6 С 3.0 |
10 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ибек П6 | Косворт DFV 3.0L V8 | М&Х | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 3.0 |
11 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Де Кадене-Лола LM76 | Косворт DFV 3.0L V8 | М&Х | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
21 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Гепард G-601 | Косворт БДГ 2.0L S4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
26 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т298 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С 2.0 |
30 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т298 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | Двигатель |
DNQ | Гр.5 СП 2.0+ |
40 | ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Триумф TR8 Турбо | Ровер 3,6 л V8 турбо | Д | Не прошел квалификацию |
DNS | ИМСА | 74 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | Г | Отказ двигателя |
DNQ | ИМСА | 81 | ![]() |
![]() ![]() |
Тойота Селика Турбо | Тойота 2.8л S4 турбо | Д | Коробка передач |
DNQ | ИМСА | 87 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Камаро | Шевроле 7.0л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | ИМСА | 88 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Корвет | Шевроле 7.0л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
ДНК | ЛМ ГТП | 14 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
ДП Астон Мартин ЛМ | Астон Мартин 5.3L V8 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА | 86 | ![]() (частный абитуриент) |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный 3-литровый |
#16 Раундель M379B | Рондо / Жоссо * |
Группа 6 С Спортивный 2-литровый |
#25 Шеврон B36 | Сотти / Лоран / Эсно * |
Группа 5 СП Специальное производство более 2 литров |
#49 Порше 935-77А | Грос / Дымоход / фон Чирнхаус * |
Группа 5 СП Специальное производство до 2 литров |
#53 Лансия Монте-Карло Турбо | Фасетти / Финотто * |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#93 Порше 911 СК | Перье / Кармийе |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
#17 Раундель M379B | Спайс / П. Мартин / Ж.-М. Мартин * |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный |
нет финишеров | |
ИМСА | #70 Порше 935-К3/80 | Барбур / Фитцпатрик / Редман * |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Дж. Фитцпатрик, Porsche 935-K3 №70 – 3:40,0 с; 222,18 км/ч (138,06 миль в час)
- Поул-позиция – Х. Пескароло, №15 Rondeau M379B – среднее время круга 3:47,9 секунды.
- Самый быстрый круг – Дж. Икс, Porsche 908/J80 №9 – 3:40,6 секунды; 222,37 км/ч (138,17 миль в час)
- Победная дистанция - 4608,02 км (2863,29 миль)
- Средняя скорость победителя — 191,90 км/ч (119,24 миль в час).
- Посещаемость – ?
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стимулирование 2012, стр.18-9.
- ^ Jump up to: а б Клаусагер 1982, стр.184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997, стр. 114 Autosport, 19 июня 1980 г.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк, 1997 г., стр. 110-1 Autosport, 19 июня 1980 г.
- ^ Клаусагер 1982, стр.22.
- ^ Jump up to: а б с Армстронг 1980, стр.191.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 104 Autosport, 12 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.8
- ^ Сперринг 2012, стр.17.
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2012, стр.20-1.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.22
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2012, стр.32
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.46
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр. 112-3 Автоспорт, 19 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.39
- ^ Сперринг 2012, стр.43.
- ^ Вимпффен 2007, стр.348.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.23
- ^ Jump up to: а б с д и Клаусагер 1982, стр.185.
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр. 121 Road & Track, октябрь 1980 г.
- ^ Jump up to: а б «История Ле-Мана» . LeMans-history.com . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.31
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1997, стр. 108-9 Мотор, 21 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.25
- ^ Jump up to: а б «История Ле-Мана» . LeMans-history.com . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.41
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.36
- ^ Сперринг 2012, стр.37.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.44
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.26-7.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.28
- ^ Сперринг 2012, стр.29.
- ^ Вимпффен 2007, стр.329.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.30
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.24
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.42
- ^ Сперринг 2012, стр.40.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.33
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2012, стр.34-5.
- ^ Вимпффен 2007, стр.349.
- ^ Сперринг 2012, стр.45.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.47
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.38
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.49
- ^ Армстронг 1980, стр.194.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1997, стр. 106-7 Мотор, 21 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 120. Road & Track, октябрь 1980 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.16
- ^ Jump up to: а б с д Армстронг 1980, стр.197.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кларк 1997, стр. 116 Автоспорт, 19 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 117 Автоспорт, 19 июня 1980 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр. 118-9 Автоспорт, 19 июня 1980 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.2.
- ^ Сперринг 2011, стр.49.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.51.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Армстронг, Дуг – редактор (1980) Automobile Year # 28 1980/81 Edita SA ISBN 2-88001-094-2
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 1-85733-128-1
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1980 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 17 сентября 2021 г.
- История Ле-Мана — список участников Ле-Мана и почасовые размещения (включая изображения, цитаты, самые высокие скорости на автомобиль, ссылки на YouTube). Проверено 17 сентября 2021 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 17 сентября 2021 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 17 сентября 2021 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 17 сентября 2021 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 17 сентября 2021 г.
- Классические автомобили – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 25 сентября 2021 г.
- YouTube – цветной документальный фильм «24 часа в Ле-Мане: Испытание мужчины» с кадрами гонок, посвященный Алану Моффату и Барбуру Porsche №71 (48 минут). Проверено 16 ноября 2021 г.
- YouTube – цветные кадры гонок на французском языке (24 минуты). Проверено 16 ноября 2021 г.
- YouTube – краткий обзор поединка Рондо-Жоэ за лидерство в гонке (4 минуты). Проверено 16 ноября 2021 г.
- YouTube – продвижение восстановленного Porsche 935 JLP-2 (2 минуты). Проверено 16 ноября 2021 г.