Jump to content

1983 «24 часа Ле-Мана»

1983 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1982 г. Далее: 1984 год
Трасса де ла Сарт в 1983 году

«24 часа Ле-Мана» 1983 года автогонка, проходившая на трассе Сарт в Ле -Мане , Франция , 18 и 19 июня 1983 года. Это был 51-й Гран-при по гонкам на выносливость , а также четвёртый этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1983 года. Чемпионат и чемпионат Европы по выносливости 1983 года . Гонка 1983 года состоялась за восемь дней до 60-летия первой гонки, состоявшейся в 1923 году .

Победивший Порше

Porsche 956 был доминирующим автомобилем в серии Championship, поскольку компания выпускала автомобили для продажи покупателям. Хотя Lancia была быстра на практике, в гонке она была слишком ненадежна. С самого начала заводская команда Porsche лидировала. Поскольку у конкурирующих марок возникли проблемы с двигателями, Porsche укрепили десятку лучших. Автомобиль «Кремер» Марио Андретти лидировал в погоне, временно заняв второе место в воскресенье утром. Автомобиль Ickx / Bell задержался в начале гонки, но упорное вождение вернуло их в тройку лучших. Вскоре после рассвета они ненадолго вырвались вперед, но Белл остановился в Мулсанне и потерял пять кругов из-за неисправности электрооборудования.

До конца гонки оставалось менее девяноста минут, и третий заводской Porsche, казалось, был настроен на победу, выйдя вперед на пятом часу. Однако, когда из машины оторвало дверь, Шуппан увидел, как его датчики температуры подскочили. Эл Холберт осторожно вывел машину на последний отрезок, а Белл неуклонно приближался, хотя у него были повреждены передние тормоза. За полчаса до финиша Белл оторвался и вышел на лидерский круг. За две минуты до конца у Хольберта заглох двигатель, когда он проезжал мимо боксов, у него закончилась вода и он перегрелся. Однако, по счастливой случайности, ему удалось снова начать дело. Он в последний раз добрался до финиша и сразу же тронулся с места. Белл вернулся домой чуть более чем через минуту, используя свой запасной топливный бак. Ни одна из машин, скорее всего, не проехала бы еще один круг, что потенциально принесло бы победу Кремеру Porsche, который финишировал третьим, отстав на шесть кругов.

Благодаря сокрушительной победе Porsche девять их автомобилей вошли в топ-10, а также получили индексный приз и победу в группе B. Заводская компания Mazda без проблем добилась уверенной победы в новом классе юниоров группы C.

В этом году был второй год действия правил группы C, и в нем не было внесено никаких изменений. Формула имела открытый объем двигателя, а вместо этого имела ограничения по весу и расходу топлива. По стандартам безопасности минимальный вес составлял 800 кг, а топливные баки имели максимальную емкость 100 литров. Поскольку в гонке разрешено не более 25 остановок для заправки, это означало максимум 2600 литров со старта. [ 1 ] Поскольку IMSA по-прежнему использует свои собственные скользящие весы для балансировки мощности двигателя, основные американские гонки на выносливость в Дайтоне и Себринге не могли быть частью чемпионата мира.

Эта формула вызвала большой интерес со стороны ряда производителей и крупных частных компаний. Однако предполагаемые затраты были непомерно высокими для небольших команд, желающих соревноваться на высшем уровне гонок. Руководящий орган FIA . обратил на это внимание и создал менее дорогостоящее подразделение под названием Group C Junior, чтобы поощрять эти команды Здесь минимальный вес был снижен до 700 кг, а топливные баки имели емкость всего 55 литров. При тех же 25 заправках это давало этим машинам максимум 1430 литров. [ 2 ] [ 3 ]

Со своей стороны, Автомобильный клуб Запада (ACO) также не внес серьезных изменений. Каждая из двух 4-часовых тренировок теперь включала 1-часовой перерыв, чтобы дать командам возможность подобрать застрявшие автомобили, провести капитальный ремонт или изменить настройки своих автомобилей. [ 2 ] С увеличением количества записей в новых правилах они могли бы закрыть списки, не нуждаясь в классах MSA и бывших «дедушкинских» классах. [ 2 ]

Новые правила сразу же доказали свою эффективность, и в этом году в Ле-Мане было представлено большое количество участников. Его возглавили заводские команды Porsche, Lancia и Mazda, а более дюжины специалистов-конструкторов означали, что было 34 автомобиля, которые можно было классифицировать как «заводские». Porsche доминировал в списке участников с одиннадцатью участниками группы C и восемью участниками группы B. [ 4 ]

Сорт Количество Турбо/Роторный
двигатели
Группа С 51 / 38 27 / 21
Группа С
Юниор
6 / 5 4 / 3
Группа Б 8 / 8 6 / 6
Всего записей 69 / 51 37 / 30
  • Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.

Группа С

[ редактировать ]

Porsche 956 произвел победное шествие во время своего дебюта в 1982 году. Версия 1983 года была на 20 кг легче, имела улучшенную переднюю подвеску и новую Bosch Motronic для регулирования и настройки характеристик двигателя. систему управления двигателем [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Заводская команда представила три гоночных автомобиля и один тестовый автомобиль. Лидирующими гонщиками была элитная пара Джеки Икса и Дерека Белла , стремившаяся одержать победу хет-триком. Йохен Масс был на второй машине в паре с новым вундеркиндом , Штефаном Беллофом который две недели назад только что ошеломил мир выносливости, показав потрясающий рекорд круга в квалификации на Нюрбургринге в последний год его полноценного участия в соревнованиях. [ 9 ] [ 10 ] В третьей машине оказалась американская пара Херли Хейвуд и Эл Холберт вместе с австралийцем Верном Шуппаном .

Porsche 956 заводской команды

Как и обещала компания Porsche, они выпустили для продажи покупателям двенадцать шасси. Основанные на шасси 1982 года и с механическим управлением Bosch, они были быстро раскуплены, хотя и по огромной цене в 160 000 фунтов стерлингов (640 000 немецких марок) каждый. [ 6 ] [ 11 ] Восемь из этих машин были в Ле-Мане. Райнхольд Йост купил два и одержал неожиданную победу над заводской командой на первом этапе в Монце . Победитель в Италии Боб Воллек ехал в паре с бывшим победителем Ле-Мана Клаусом Людвигом и дебютантом Стефаном Йоханссоном , а второй машиной управлял Мерл/Шикентанц/де Нарваес. [ 12 ] Воллек только что вышел из больницы после операции по поводу защемления нерва на позвонках. [ 13 ] [ 14 ] Команда также представила свой прошлогодний 936CJ, которым снова управляли его владельцы, бельгийские братья Мартин. [ 15 ] Другой стойкий приверженец Porsche, Джон Фитцпатрик, также купил две машины. Фицпатрик записал себя водителем обеих машин — первой с Дитером Квестером / Дэвидом Хоббсом , а другой с Гаем Эдвардсом / Рупертом Киганом . JFR также поддерживал модель 956 американца Престона Хенна , представленную из серии IMSA. Хенна были Жан-Луи Шлессер и ветеран GT Клод Балло-Лена . Штурманами [ 16 ]

Братья Кремер добились славы в Ле-Мане в 1979 году и создали успешную линейку модифицированных моделей Porsche 935 для продажи покупателям. Их 956 управлялась парой отца и сына Марио и Майклом Андретти , а также пилотом Формулы-2 Филиппом Аллиотом . В прошлом году Андреттису помешали официальные лица, и он был дисквалифицирован на старте. [ 17 ] Как и Йост, Кремеры также участвовали в гонке на двух своих 936 Special (C-K5). Их командной машиной управляли Дерек Уорвик , Фрэнк Джелински и Патрик Гайяр. Оригинальная модель (выпускавшаяся в 1982 году) была продана Ричарду Клиру, который выиграл класс GT в той же гонке. он объединился со своим тем же составом гонщиков ( Тони Дрон / Ричард Джонс ). На этом мероприятии [ 15 ] В последние два клиентских автомобиля 956 были заявлены компании Ричарда Ллойда GTi Engineeing и Obermeier Racing . Ллойд также окончил обучение GT Porsche при спонсорской поддержке Canon . К нему присоединились многообещающие молодые гонщики Джонатон Палмер и Ян Ламмерс . [ 16 ] Немец Юрген Лессиг теперь сформировал свою собственную команду вместе с Хансом Обермайером и при спонсорской поддержке Hugo Boss fashion. Его постоянным штурманом в WEC был Аксель Планкенхорн, а в этой гонке к ним присоединилась гонщица-одноместка южноафриканка Дезире Уилсон . [ 16 ] [ 18 ]

Запустить ЛК2

В более коротких гонках на выносливость стало очевидно, что основное сопротивление доминированию Porsche будет исходить от Lancia . После работы над правилами в прошлом году со своим LC1 компания представила кандидата в группу C. Разработанный ДжанПаоло Даллара , он был построен на базе 2,6-литрового двигателя V8 Ferrari , используемого в дорожном автомобиле 308 GTB. Оснащенный двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ) и системой управления двигателем Weber - Marelli , двигатель мог развивать мощность 650 л.с. при давлении наддува 1,2 бара. LC2 и углеродного волокна , имел кузов из кевлара разработанный Pininfarina , и был быстрым, но оказался хрупким. В Ле-Ман были привезены три автомобиля, снова построенные вокруг своих гонщиков Гран-при: Микеле Альборето / Тео Фаби , Пьеркарло Гинцани / Ханса Хейера (взятых в аренду у Йоста) и Алессандро Наннини /Паоло Барилла/Жан-Клод Андруэ. [ 19 ] [ 13 ] В начале сезона они были обуты в шины Pirelli , но после того, как они оказались проблематичными, их заменили на Dunlops . [ 20 ] [ 11 ] В прошлом году команда Сивамы участвовала в гонках группы 5 Lancia Montecarlos чемпионата. В этом сезоне они купили три шасси Lancia LC1 Группы 6 и приступили к доведению их до спецификации Группы C с новыми кузовами и турбодвигателем, увеличенным до 1522 куб.см. Не имея большой разницы в весе, маленький двигатель мог разогнать их только до 280 км/ч (175 миль в час). Один был списан в результате аварии в Сильверстоуне, но два других прибыли в Ле-Ман под руководством действующего чемпиона Формулы-3 Оскара Ларраури . [ 21 ] [ 22 ]

Раундель М482

Ford отказался от разработки своей неэффективной программы C100 в пользу новой конструкции группы C. Однако через неделю после ухода Карла Людвигсена с поста вице-президента Ford-Europe эта программа также была отменена, как и усовершенствование проблемного двигателя Cosworth DFL. [ 23 ] [ 24 ] [ 22 ] [ 11 ] Ирландский гонщик Мартин Бирран хотел перейти в группу C и купил одну из машин C100, которые участвовали в гонках в прошлом году за свою новую команду Peer Racing. [ 23 ] В отсутствие материнской компании консорциум дилеров Ford France поддержал команду Rondeau, работающую на базе Cosworth. За зиму проект M482 «экранного действия» получил значительную разработку, и консорциум приобрел три шасси. Макс Сарду, который проделал обширную аэродинамическую работу на своих Ardex , Lola T600 и March-BMW M1/C , был привлечен для тонкой настройки аэродинамики автомобиля. Командой руководил Пьер Дьедонне , и было привлечено несколько членов команды Жана Рондо . Трехкратный победитель Анри Пескароло участвовал в гонках с Тьерри Бутсеном , который недавно перешел в Формулу-1 вместе с Arrows . Сам Жан Рондо бежал с братьями Ферте, Аленом и Мишелем , а на третьей машине был Жан-Пьер Жоссо / Филипп Штрайфф . [ 25 ] [ 13 ] [ 26 ]

Задняя часть Rondeau M482 с эффектом приземного эффекта

Наряду с этими автомобилями участвовали еще четыре старых модели Rondeaux. Две работы были рабочими, и Жан Рондо смог выманить 48-летнего Вика Элфорда из 9-летней пенсии с Анни-Шарлоттой Верни / Жоэлем Гуйе. Другой автомобиль (M382) спонсировался местным правительством (автомобиль № 72, такой же, как департамент Сарт ) и составом водителей во главе с Аленом Кудини . Еще два M382 приехали каперы: Кристиан Бюсси вернулся на своей машине, а Пьер Ивер модернизировал M379C, которым он управлял в прошлом году. [ 27 ] Имея ограниченные ресурсы, небольшая команда WM отказалась от проведения полного сезона чемпионата, вместо этого решив сосредоточиться на домашней гонке в Ле-Мане на новой модели P83. Но их настойчивость окупилась: разработка двигателя Peugeot теперь получила полную поддержку со стороны материнской компании. 3,1-литровый двигатель V6 с турбонаддувом теперь выдавал 650 л.с., настроенный Дени Матиотом Compétition, который занимался настройкой для новой раллийной команды Citroën Compétitions . [ 28 ] Житель Ле-Мана Ив Кураж усовершенствовал свой Cougar C01, превратив его в C01B с измененной подвеской, но придерживаясь Cosworth DFL. Другой недавний гарагист , Ален де Кадене , присоединился к команде в качестве гонщика вместе с Куражом, взяв с собой Мюррея Смита в качестве менеджера команды. Мишель Дюбуа снова был выбран третьим гонщиком. [ 29 ]

Когда Ford прекратил работу над Cosworth DFL, Лола, в свою очередь, завершила свою гоночную программу на T610. Таким образом, присутствовал только американский капер Лолы Ральф Кент-Кук, приехавший на своей машине лишь во вторую гонку после ее первого выступления на прошлогоднем Ле-Мане. [ 15 ] Завод Nimrod Aston Martin проводил кампанию IMSA в Америке, поэтому единственным представителем был автомобиль виконта Дауна (акционера Aston Martin и президента клуба владельцев). В конце сезона была проделана значительная работа по снижению веса (60 кг) и улучшению аэродинамики. Штатные специалисты Aston, Tickford Engineering, разработали для команды новый, более компактный двигатель V8. Благодаря меньшему весу автомобиль теперь мог развивать скорость 340 км/ч (210 миль в час), хотя при весе 990 кг он по-прежнему оставался самым тяжелым из автомобилей группы C (примерно на 150 кг тяжелее, чем Porsche). [ 30 ] [ 13 ] [ 8 ]

Нимрод НРА C2

Компания Seger & Hoffmann, занимающаяся композитными технологиями, входящая в состав консорциума Sehcar, рассматривала новые варианты от Peter Sauber . Швейцарец Вальтер Брун участвовал в гонках на одной из машин в прошлом году, и когда гоночная команда GS Sport Герхарда Шнайдера столкнулась с финансовыми трудностями, он купил другое шасси. Seger & Hoffmann сохранили интеллектуальную собственность автомобилей и вместе с Брюном модернизировали конструкцию и построили новую версию C83 с 2,7-литровым турбодвигателем Porsche. Брун участвовал в тройке полиглотов в Ле-Мане, но списал Sehcar с двигателем BMW в крупной аварии, в результате которой он сломал руку на этапе Нюрбургринга. Как выяснилось, Sehcar-Porsche все еще дорабатывался во время квалификационной недели. Брун будет участвовать в гонках с постоянным штурманом Хансом-Йоахимом Штуком и Гарольдом Гросом. В оставшемся Секаре-Косворте будут участвовать трое канадцев: Вильнев /Дикон/Хеймрат. [ 31 ] [ 32 ] После прекращения партнерства с Seger & Hoffmann небольшой компании инженера Петера Заубера пришлось разработать совершенно новый автомобиль. C7 был разработан теми же специалистами Mercedes, которые помогали ему в проекте в прошлом году. После плохих результатов с двигателем Cosworth DFL они обратились к 3,5-литровому рядному шестицилиндровому двигателю BMW. Несмотря на доказанную надежность, он был недостаточно мощным - всего 475 л.с. Швейцарский гонщик Макс Велти разбил машину во время тестов в Монце, поэтому она прибыла в Ле-Ман отремонтированной, но недостаточно подготовленной к приему своих пилотов Гарсии/Монтойи/Наона. [ 12 ]

Ранее управлявший BMW M1 в Ле-Мане, в этом году Стив О'Рурк (менеджер группы Pink Floyd ) поручил Лену Бэйли (ранее работавшему в Mirage ) спроектировать для него автомобиль группы C. Модель EMKA, названная в честь производственной компании О'Рурка, представляла собой низкую аэродинамическую форму с модифицированным 5,3-литровым двигателем Aston Martin V8, почти на 100 кг легче оригинала и на 85 кг легче, чем Nimrod. Настроенный собственной командой Aston, Tickford Engineering, он развивал мощность 570 л.с. О'Рурк будет участвовать в гонках на машине вместе с Тиффом Ниделлом и Ником Фором. [ 33 ] [ 13 ] [ 22 ] Чтобы не отставать от своего менеджера, барабанщик Pink Floyd Ник Мейсон купил Dome 1982 года . Он нанял Колина Беннета Рэйсинга (который выступал против Мэйсона в чемпионате Великобритании Формулы-1 ), чтобы модернизировать машину, установив тормоза большего размера, более длинный хвост и улучшенное охлаждение. По-прежнему очень быстрый, он мог развивать скорость до 355 км/ч (220 миль в час). Он также нанял бывших пилотов Dome Криса Крафта и Элисео Салазара в качестве своих штурманов. [ 34 ]

Группа С Юниоры

[ редактировать ]

Помимо Porsche и Lancia, единственной заводской командой, присутствовавшей в этом году, была команда Mazda . Дизайн группы C был ориентирован на новый класс юниоров. Новый 717C был разработан технической командой под руководством Такуи Юры в собственном подразделении Mazda, Mooncraft. Шасси было алюминиевым с аэродинамическим кевларовым кузовом. Новый двухроторный роторный двигатель 13B имел объем 1308 куб.см (объем 2,6 литра по формуле эквивалентности), развивал мощность 320 л.с. и мог развивать скорость автомобиля до 305 км/ч (190 миль в час). Гоночное подразделение компании Mazdaspeed дебютировало на этапе Сильверстоун , а две машины были в Ле-Мане. Алан Докинг был менеджером команды в Европе: британские пилоты Джефф Аллам , Стив Сопер и Джеймс Уивер ездили на одной машине, а японские заводские пилоты Ёдзиро Терада , Ёсими Катаяма и Такаши Ёрино имели новое шасси с модернизированной подвеской. [ 35 ] [ 3 ] В новом английском автомобиле также использовался роторный двигатель Mazda. Лестер Рей разработал Harrier с очень легким алюминиевым несущим шасси, а роторный двигатель 13B был собран в моторном цехе в Сильверстоуне. Это предприятие поддержал Дэвид Палмер из Mazda GB, который также был одним из пилотов вместе с Пьером Онеггером, американским дилером Mazda, управлявшим своей Mazda GTP в серии IMSA. [ 36 ]

Alba Engineering была новым итальянским гоночным конструктором, основанным Джорджио Стирано , ранее работавшим в Озелле . (в последнее время участвовавший в гонках на Lancias) попросили его Jolly Club Руководители команды Мартино Финотто и Карло Фасетти построить автомобиль для нового класса юниоров. Изящный AR2 был построен из углеродного волокна и едва достиг предела веса. Двигатель был разработан Фасетти, который сам был опытным инженером, но его пришлось называть Giannini , поскольку FIA требовала, чтобы двигатели производились омологированными производителями автомобилей. Это был рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 1914 куб.см с турбонагнетателем KKK, который мог развивать мощность 420 л.с. в гоночной комплектации или более 520 л.с. в квалификации, развивая скорость до 310 км/ч (190 миль в час). Это сразу же имело успех: Финотто и Фасетти легко выиграли класс на предыдущих этапах Сильверстоуна и Нюрбургринга. [ 37 ] [ 38 ]

Еще одной новой маркой, представленной в этом году, стала Sthemo, аббревиатура гонщиков Юбера Стрибига, Жака Эйклина и дизайнера Руди Мессингера. Последний ранее работал с командой с автомобилями ToJ в классе 2-литровой группы 6. Этот французский проект представлял собой новую конструкцию с экранным эффектом. Первоначально планировалось использовать двигатель Mazda, но остановились на 2,2-литровом двигателе BMW, так как первого не было в наличии. [ 22 ] Недостаточно мощный, он выдавал 270 л.с., но это компенсировало то, что он был самым легким автомобилем в классе. [ 36 ] [ 3 ] В этом году Франсуа Дюре перевел свою DeCadenet-Lola из группы C в класс юниоров. В сотрудничестве с ADA Engineering он получил новый кузов и облегчился. Его 3-литровый Cosworth DFV был подготовлен и настроен Джоном Николсоном . [ 39 ]

Группа Б

[ редактировать ]

Гоночные команды не воспользовались автомобилем Porsche 924 , разрабатываемым для группы B, предпочитая использовать проверенную надежность вариантов 911 с задним расположением двигателя. [ 40 ] Porsche 930 имел 3,3- или 3,0-литровый турбодвигатель, а также была представлена ​​многонациональная шестерка. В их число входили бывшие владельцы 935 швейцарец Клод Халди и испанские братья Альмерас (с 3,3-литровыми автомобилями), а немец Эдгар Дёрен использовал версию с двигателем меньшего размера. К ним присоединились английская команда Charles Ivey Engineering, француз Мишель Латесте и немец Георг Меммингер. [ 40 ] Именно решающая победа Меммингера в классе на Нюрбургринге доказала, что Porsche выиграла чемпионат производителей над Lancia в прошлом году. [ 40 ] был только один BMW M1 В эскадрилье Porsche . В него, принадлежащую Brun Motorsport, вошел потенциальный владелец Анджело Паллавичини. Штурманами у него были Йенс Винтер и член немецкой королевской семьи Принц «Польди» фон Бавария. Винтер успешно провел свой собственный M1 со своей командой Castrol Дания. [ 39 ] Последним представителем класса стал специально облегченный Porsche 928 французского капера Раймона Бутинара. У него был двигатель V8 объемом 4,7 литра. [ 40 ]

Практика и квалификация

[ редактировать ]

Porsche подготовился к квалификации с двигателями, оснащенными более мощными турбинами, которые могли развивать мощность до 700 л.с. при давлении наддува 1,4 бара. И снова, доминируя, Джеки Икс завоевал свою третью поул-позицию за три года. Как и раньше, он бросил вызов в самом начале тренировки, проехав круг за 3:16,6 секунды, что на целых двенадцать секунд быстрее, чем его поул-результат годом ранее. Его товарищ по команде Йохен Масс был вторым по скорости после первого дня, опередив Lancia. Команда также тренировала четвертую машину (№33), а Икс квалифицировал ее седьмой, хотя они не собирались участвовать в гонках на ней. [ 5 ] [ 13 ]

Последнее, что было сделано в четверг, пока другие команды готовились к гонке, Lancia установила квалификационные шины на машину Альборето. В сильном забеге с форсировкой до 820 л.с. он оторвался от второго места на две десятых секунды (3:20,8). Гинзани был четвертым, имея заводские команды два на два. [ 4 ] Их наращивание было трудным: в среду на первом круге у Альборето сломался двигатель, а в четверг Гинзани потерял коробку передач. [ 13 ] из автомобиля Третья машина имела дополнительный вес в виде 16-килограммовой камеры для прямой трансляции Евровидения . [ 19 ]

Клаус Людвиг был пятым на стартовой решетке (3:23:8) на первом из клиентских Porsche. Фолькерт Мерл зафиксировал на практике самую высокую скорость. Благодаря огромному буксиру позади своего товарища по команде Людвига он разогнался до 370 км/ч (230 миль в час) на прямой Унаудьер. [ 12 ] Джонатон Палмер поставил Canon Porsche на 6-е место, а Kremer Porsche был на 9-м месте после других заводских Porsche. [ 13 ] Усилия, которые многие команды приложили к своим машинам в конце сезона, отразились на лучшем времени прохождения круга. Nimrod, потерявший 60 кг веса, был на 10 секунд быстрее, чем его время в 1982 году. Это сделало его самым высоким нетурбированным автомобилем на стартовой решетке, заняв 15-е место (3:35,8). [ 30 ] Было совершенно очевидно, что автомобили с безнаддувными двигателями не могут конкурировать с Porsche и Lancias с турбонаддувом. По сути, им придется бежать в квалификационном темпе, чтобы соответствовать гоночному темпу турбомоторов. [ 14 ]

Однако Рондо оказались неожиданно медленными. Сарду провел компьютерное моделирование, согласно которому автомобили могли развивать скорость 355 км/ч (220 миль в час), но лучшая машина могла развивать только скорость 320 км/ч (200 миль в час). На самом деле большие воздушные туннели были слишком эффективны, вытягивая машину на дорогу и опускаясь вниз. Более жесткая подвеска просто создавала эффект подпрыгивания «морской свиньи», из-за чего вождение автомобиля утомляло. Пескароло показал лучшее время, но был лишь 17-м (3:36,1), отстав от Икса на двадцать секунд. [ 13 ] [ 25 ] [ 14 ] Cooke Lola смогла повторить свое прошлогоднее время на стартовой решетке, но на этот раз она опустилась на десять позиций в стартовой решетке (27-е), таков был прогресс во времени прохождения круга. [ 15 ]

В классе C Junior команда Jolly Club Alba подтвердила свое место фаворита на победу в классе, показав лучшее время (3:42,8) в классе, заняв 26-е место в середине таблицы. Он был более чем на 20 секунд быстрее остальных участников класса, лидировали две Mazda, лучшая из которых заняла 41-е место с результатом 4:05,9. [ 41 ] Жертвой квалификации стал Harrier – в среду у него возникли проблемы с подвеской, а на следующий день у него сгорел единственный двигатель. [ 36 ] Класс группы B заполнил конец стартовой решетки: BMW на три секунды быстрее (4:10,4), чем Porsche. [ 41 ]

Начинать

[ редактировать ]

Это было плохим предзнаменованием для Роджера Дорчи, чей WM пришлось отключить от сети, чтобы устранить утечку масла, что стоило ему почти получаса. [ 28 ] Масс обогнал Икса и стал лидером на первом круге, затем на втором круге дебютантка Ламмерс совершила оппортунистический выпад и заняла второе место на Иксе на повороте Мулсанн. Машины столкнулись, и обеим пришлось выехать на яму для замены носов, что стоило им около 2 минут и почти круга. В результате фиаско Porsche Шуппана поднялся на восстановление завода 1-2. Его активно преследовала Lancia Альборето, затем Porsche Людвига, Андретти, Фитцпатрика, Мерла, а еще две Lancia Гинцани и Наннини замыкали топ-10. [ 42 ] [ 18 ] Среди жертв в первый час были «Рондо» Жоссо (утечка масла), «Кремер» Ричарда Клира (перегоревший турбонаддув), а у «Форда» Биррана закончилось топливо, когда Миго ехал слишком сильно в первую смену. [ 42 ] Альборето находился в боксах из-за проблем с коробкой передач и, наконец, полностью застрял в Арнаже в 17:30. [ 42 ] [ 43 ] Гинзани вышел на третье место, но затем отступил из-за проблем с топливом. [ 2 ] [ 19 ] «Купол Ника Мейсона» остановился на Mulsanne Straight в 18:00. Из-за поврежденной коробки передач Элисео Салазар потратил 50 минут, прежде чем смог включить третью передачу и вернуться в боксы.

К 8 часам, после второй остановки, Беллоф и Холберт оторвались от преследователей. Хейер на Lancia был третьим, опередив Йоханссона на Marlboro Porsche и Bell, уверенно мчавшись по полю. Другой Джоест Porsche был шестым, опередив JFR, а два Рондо Кудини и Ферте показали хорошие результаты, а Палмер на Canon Porsche теперь вернулся на десятое место после второго круга. [ 42 ] [ 41 ]

Когда на отметке четверти дистанции начали сгущаться сумерки, машина Икса/Белла восстановила работу 1-2-3 (теперь ее возглавляют Шуппан/Хольберт/Хольберт), хотя и отставала на круг. Однако Белл заигрывал с катастрофой: в его машине кончилось топливо, когда она ехала по пит-лейну. [ 5 ] Marlboro Porsche проиграл пять кругов из-за неисправных свечей зажигания, поэтому ведущими покупателями были автомобили JFR, за которыми следовали автомобили Andrettis, NewMan-Joest и Skoal Bandit JFR. Фактически, Porsche заблокировали все 10 лучших мест. Позади них шел лучший из остальных: Cooke Lola стала ведущей ненемецкой машиной на 11-м месте, опередив более старый Rondeau M379 Вика Элфорда, Sauber и WM на 14-м месте. [ 41 ] В классе юниоров Mazda с японским управлением регулярно меняла лидерство с Alba в течение всего вечера. Mazda теперь лидировала, заняв 22-е место в общем зачете, после долгой остановки на дозаправке Alba опустилась на 27-е место. [ 43 ] В группе B BMW уверенно лидировала в течение первых шести часов гонки, пока не столкнулась с проблемами в коробке передач, на ремонт которых ушло два часа. [ 39 ] < [ 43 ] Это вывело Ivey Porsche на первое место в классе (19-е место в общем зачете) и ночью он продолжал оставаться в топ-20, в то время как другие сошли с дистанции, значительно опередив остальных своих конкурентов. [ 41 ]

#12 Джост Порше 956

Доминирование Ротманс-Порше закончилось в полночь, когда машина Масса/Беллофа заехала в боксы с заглохшим двигателем. В топливной системе возникла неисправность, из-за которой автомобиль перешел на полностью обедненную смесь, из-за которой в конечном итоге поршень пробил. Механики изолировали деталь, и водители продолжили работу с пятью цилиндрами. [ 2 ] [ 42 ] [ 44 ] JFR Porsche, ведущий капер, все еще шел четвертым, когда примерно в то же время ему пришлось выйти на пит-стоп из-за поломки системы дозирования топлива. Ремонт не смог решить проблему, и машина сошла с дистанции, когда остановилась на трассе. [ 16 ] [ 42 ] [ 26 ] Владелец команды Джон Фицпатрик переключился на другую машину своей команды, с Гаем Эдвардсом и Джоном Киганом, которые были 7-ми, но вскоре сами поднялись до 4-го места. [ 16 ] По обе стороны часа ночи Canon-RLR Porsche, идущий восьмым, потерял по полчаса каждый из-за двух проблем с подвеской. Опустившись на девять позиций, Ламмерс и Палмер в конце концов отыгрались и финишировали 8-ми. [ 16 ] «Нимрод» задержался из-за проблем с генератором, а вечером потерял 40 минут на ремонт переключателя передач. Затем, после 23:00, Эрл пригнал машину, и еще 40 минут было потрачено на ремонт электрики. Вернувшись в гонку на 31-м месте, после этого гонка шла хорошо в течение 9 часов. Затем, в 9.20 утра, когда он вернулся на 13-е место, сломался шатун, образовав дыру в двигателе, в результате чего Сэлмон застрял на прямой Индианаполиса. [ 30 ] [ 43 ]

Плохие выходные для Lancia закончились рано утром воскресенья. Незадолго до двух часов ночи у автомобиля Ghinzani/Heyer на поворотах Porsche упало давление топлива. Они смогли доехать только до Форд-Шикана, прежде чем дойти до конечной остановки. Последняя машина команды выехала на пит-стоп полчаса назад, у нее отказали турбины. Несмотря на три часа работы и несколько исследовательских кругов, ремонт оказался безрезультатным. [ 19 ] Уверенное вождение Белла и Икса наконец вернуло их на лидирующий круг в 3 часа ночи, когда лидеры вылетели из ямы из-за прокола. [ 45 ] За ними шли 956 команд-клиентов: «Кремер Порше» Андретти отставал на три круга вместе с «Джостом Порше» и оставшейся машиной Джона Фитцпатрика.

На половине дистанции положение лидирующих машин оставалось неизменным. У Дезире Уилсона Obermeier Porsche был на 8-м месте, а Sauber поднялся на 9-е место как первый не-турбо и не-Porsche, а Pescarolo/Boutsen Rondeau оказался на 10-м месте. Mazda, занявшая 17-е место, увеличила свое преимущество над Alba. Группа B развивалась в напряженную гонку, и на сегодняшний день в этом классе сошёл только один игрок. Ivey Porsche 930 (16-е место) по-прежнему лидировал, опередив Memminger Porsche (20-е место). [ 41 ] Вскоре после полуночи Альба провела в боксах больше часа, ремонтируя сломанный трос газа, а затем и поврежденную турбину. Они смогли продолжить работу всю ночь, но с наступлением утра потеряли больше времени на ремонт коробки передач. Фасетти окончательно списал его около 9 утра, когда из-за отказа шасси он стал невозможным для движения. [ 37 ] [ 43 ]

На рассвете все 11 Porsche 956 все еще работали – на 12 верхних позициях. Напротив, не осталось ни одной Lancia и только 2 из 7 Rondeaux. В интервью Жан Рондо резко раскритиковал отсутствие поддержки Ford двигателей Cosworth. Белл, наконец, вышел вперед в 6:30 утра, но удерживал его всего пятнадцать минут, когда остановился в Мулсанне – провод от его системы двигателя Motronic оторвался. Ему удалось снова прикрепить его (как тренировались гонщики), но последующий пит-стоп стоил им двенадцати минут и пяти кругов. [ 42 ] [ 44 ] Автомобиль Андретти Кремера занял второе место, обогнав Porsche Rothmans.

Пара чемпионов нуждалась в более жесткой езде, поскольку в первой половине гонки они экономили бензин. При этом Икс установил новый рекорд круга - 3:29,1. Наконец, в 11.30 они вернули себе второе место, хотя и отставали от товарищей по команде на три круга. Ужасная гонка для завода Porsche в Массачусетсе и Беллофе наконец подошла к концу. в воскресенье днем. После работы на пяти цилиндрах с полуночи двигатель наконец отказал на утреннем пит-стопе. Хотя механики проработали полчаса, запустить двигатель им не удалось. [ 5 ] [ 42 ] [ 44 ]

Без точности системы Motronic единственной надеждой частных команд Porsche сравниться с заводскими командами была экономия топлива. Стандартно Porsche проезжали 14 кругов, а переход на 10-литровый резервный бак часто давал дополнительный круг. Руперт Киган случайно узнал об ограничении топлива в воскресенье утром. По ошибке показали пит-борд с цифрой «14» вместо «16» (имеется в виду 16-й круг, теперь яма), машина захлебнулась и сильно давала осечки. Удивительно, но автомобиль Фитцпатрика смог проехать 17-й круг с расходом топлива 100 литров – 6,5 миль на галлон (36 л/100 км). [ 26 ] [ 44 ] Надежды французов рухнули, когда Pescarolo/Boutsen Rondeau сошёл с дистанции во время завтрака из-за отказа двигателя, а британское братство потеряло Nimrod из-за сломанного шатуна позже утром, после того как поднялось на 13-е место. [ 42 ]

Поздно утром у двух Lancia LC1 команды Scuderia Sivama возникли серьезные проблемы с двигателем. Когда ремонт не смог решить проблемы, машины были припаркованы на пять часов, пока незадолго до 16:00 они выехали, чтобы проехать несколько кругов. К сожалению, из-за недостаточного пройденного расстояния ни один из них не мог быть классифицирован. [ 21 ] Рано днем ​​Клаус Людвиг, занявший 4-е место на Йоэсте Порше, развернулся на Тертре Руж, выезжая на длинную обратную прямую. Из-за серьезного повреждения правой стороны он потерял десять кругов, хромая обратно в боксы и ремонтируясь. Поскольку запасных хвостовых секций Langheck не было , им пришлось модифицировать поддон и использовать стандартное хвостовое оперение. [ 12 ] [ 44 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Последние часы стали одними из самых напряженных в истории гонок Ле-Мана: в 14.40 Шуппан прибыл на боксы с отсутствующей левой дверью (это не первая машина в этой гонке, где такое произошло), что поставило под угрозу встроенную систему охлаждения двигателя. Он проехал на машине еще несколько кругов, но вскоре увидел, что температура двигателя стала опасно высокой и образовались ямы. [ 46 ] [ 47 ] Очень горячий двигатель оказалось трудно запустить, и Холберт осторожно вывел машину. На полпути по прямой Мулсанн воздушный поток начал делать свою работу, но импровизированная дверь сломалась. Придерживая дверь одной рукой и двигаясь в замедленном темпе, используя меньшие обороты, он смог защитить серьезно перегревающийся двигатель. По словам Холберта:

«Когда я включил двигатель, я сразу увидел, что указатель температуры на левом берегу показывал очень высокие значения. Двигатель с этой стороны был настолько горячим, что запуск его происходил с большой задержкой. Когда он наконец загорелся, я просто не мог» Не отводя глаз от этого датчика, я действительно беспокоился об этом.

Затем, на полпути вниз по Мулсанну, более быстрый поток воздуха начал достигать рад, и я увидел, что манометр начал падать. Я подумал, может быть, теперь у нас все в порядке, и у нас появилась новая дверь. Но тут же сломалось самодельное дверное крепление! Я схватился за дверь и держался. Но когда я был на полпути через более медленные участки, через Индианаполис и Арнаж, а затем на поворот Порше, эта колея снова начала расти...

Итак, вот что я решил сделать: найти темп, который позволит нам выжить, охладить двигатель Mulsanne и снизить обороты на более медленных участках. Я обнаружил, что дверь не была такой уж большой проблемой. Я набрал темп, при котором мог контролировать температуру и поддерживать ее без особых затруднений. [ 47 ]

Он установил время круга 3:45. Однако теперь он был всего на круг впереди обновившегося Белла, который только что сменил Икса и проехал 3:30–3:33 круга. Но с машиной номер 1 тоже не все было хорошо: команда рекомендовала заменить тормозные диски, поскольку обе передние колодки были треснуты. Зная, что затраченное время определенно проиграет им гонку, Белл решил довериться своим способностям и своей машине и продолжить гонку. [ 46 ] [ 47 ]

«Через пару минут я уже выехал на трассу, через Тертр-Руж и на прямую Мюльсанн. Как только скорость набрала, я понял, о чем говорил Джеки. Передние тормоза были настолько разбалансированы, что мне пришлось Держись за руль изо всех сил на прямой. Когда я подъехал к бровке, мне пришлось переключать передачи, замедляя машину со скорости 220 миль в час, в основном за счет трансмиссии, и каждый раз я просто проходил поворот». [ 47 ]

Холберт прибыл на последнюю заправку в 15:25, и механики прикрепили кожаный ремень, чтобы закрепить дверь. Он контролировал свою скорость, но менеджер команды Роланд Куссмауль сказал ему, что, когда Bell закрывается, ему придется ехать быстрее. [ 47 ] Пока Хольберт дозаправлялся, Белл раскрылся. Он мощно выходил из поворотов практически без тормозов. Тем временем Холберт увидел, что оба указателя температуры показывают красный цвет. За две минуты до финиша в Арнаже они внезапно упали до нуля, а это означало, что в двигатель больше не попадала вода. Выехав на переднюю прямую, без воды, заглох двигатель. Холберту отчаянно удалось снова запустить его, выпустив большой клуб белого дыма, когда он проезжал мимо боксов. Он преодолел еще один болезненный круг, чтобы забрать клетчатый флаг, и сразу же остановился. Белл прибыл всего через 64 ​​секунды и тоже остановился, поскольку на полпути ему пришлось переключиться на запасной бак. Ни одна машина, скорее всего, не смогла бы сделать другую. [ 46 ] [ 42 ] [ 47 ] [ 3 ]

Команды-клиенты Porsche заняли большую часть топ-10. Кремер Porsche занял третье место, отстав от победителей на пять кругов. Проехав на пять кругов больше, чем прошлогодний победитель, Марио Андретти только позже осознал, что ему удалось за несколько минут достичь выдающегося достижения - завоевания Тройной Короны - повторив подвиг, совершенный только Грэмом Хиллом , выиграв чемпионат Формулы-1, «Индианаполис 500» и «24 часа Ле-Мана». [ 17 ] Команда Джоста была четвертой и шестой, а машина Джона Фитцпатрика разделила их на пятое. За десять минут до конца команда JFR испугалась, что ей пришлось заменить передний тормозной блок. Им удалось сделать это вовремя и пройти последний круг. [ 16 ]

Единственным автомобилем, не принадлежащим Porsche, который финишировал в топ-10, был Sauber C7. Заняв 7-е место к 7 утра, команда избежала неприятностей, за исключением получасовой остановки для ремонта выхлопной системы, и финишировала на достойном девятом месте. [ 12 ] Porsche Чарльза Айви продолжил свою победу в классе 5 в прошлом году, заняв 11-е место в общем зачете и выиграв в классе B GT в этом году. [ 42 ] Для Джона Купера это была третья победа в классе за три года. [ 40 ] Победителем класса C Junior стала японская Mazda. Если не считать двух проколов, их пробег прошел без проблем, наградой стали двенадцатое место в общем зачете и лучший расход топлива в гонке: более 9 миль на галлон (26 л/100 км). [ 35 ] Большую часть дня они провели в непосредственной близости от своего товарища по конюшне, который потерял более часа в начале субботней гонки, ремонтируя кузов после того, как на максимальной скорости на прямой Мулсанн взорвалась шина. [ 35 ] Rondeau M382 Кристиана Бюсси занял 19-е место, проиграв время из-за двух ремонтов коробки передач. Primagaz Rondeau Пьера Ивера уверенно входил в топ-20 на протяжении первой половины гонки. На следующий день у него несколько раз возникали проблемы с электричеством. Несмотря на новые батареи, проблемы остались. Ивер припарковал машину на 45 минут, пока не выехал на последний круг. К сожалению, двигатель остановился всего в нескольких метрах от Ford Chicane. Он вышел и толкнул его через подкладку, но это привело к его дисквалификации. [ 27 ] [ 48 ]

Это был заслуженный результат для ветерана Верна Шуппана. После того, как одиннадцать попыток дали две секунды, он стал лишь вторым австралийцем, выигравшим гонку после Бернара Рубина еще в 1928 году за Bentley. Как выразился Джеки Икс:

«Конечно, это была очень захватывающая гонка в Ле-Мане. Мы оба несколько раз чувствовали разочарование от того, что догоняли, но каждый раз нас беспокоила механическая проблема. Но быть вторыми в таких обстоятельствах — ну, это вполне приемлемо, понимаете? Возможно, другим повезло, но, без сомнения, нам с Дереком не раз везло в предыдущие годы». [ 47 ]

Porsche легко выиграл чемпионат производителей, а Джеки Икс с небольшим перевесом обыграл своего товарища по команде Дерека Белла в чемпионате пилотов. Боб Воллек вместе с Джостом выиграл возрожденный чемпионат Европы по гонкам на выносливость . [ 49 ] Если возможно, то это, возможно, была даже более убедительная победа Porsche, чем прошлогодний результат. Захват первых восьми позиций стал лучшим результатом за всю историю для одной марки, превзойдя достижение Ferrari в 1963 году , двадцатью годами ранее, когда они заняли шесть верхних позиций в общем зачете. Для любого производителя было бы сложной и дорогостоящей перспективой бросить вызов немецкой марке, выпустив конкурентоспособный автомобиль. [ 42 ] Напротив, небольшая команда Рондо сочла своего претендента на группу C, M482, полным провалом. Выиграв Ле-Ман всего тремя годами ранее, компания к концу года была передана в конкурсное управление. [ 25 ]

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 Гр.С 3 Западная Германия Ротманс Порше Австралия Верн Шупан
Соединенные Штаты Херли Хейвуд
Соединенные Штаты Аль Холберт
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 371
2 Гр.С 1 Западная Германия Ротманс Порше Бельгия Джеки Икс
Великобритания Дерек Белл
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 371
3 Гр.С 21 Западная Германия Порше Кремер Гонки Соединенные Штаты Марио Андретти
Соединенные Штаты Майкл Андретти
Франция Филипп Аллио
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 365
4 Гр.С 12 Западная Германия Небеса Джост Рейсинг Западная Германия Волкерт Мерл
Западная Германия Клеменс Шикентанц
Колумбия Маурисио де Нарваес
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
М 362
5 Гр.С 16 Великобритания Джон Фитцпатрик Расинг Великобритания Джон Фицпатрик
Великобритания Гай Эдвардс
Великобритания Руперт Киган
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 359
6 Гр.С 8 Западная Германия Небеса Джост Рейсинг Западная Германия Клаус Людвиг
Швеция Стефан Йоханссон
Франция Боб Волк
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 355
7 Гр.С 18 Западная Германия Обермайер Гонки Западная Германия Юрген Лессиг
Западная Германия Аксель Планкенхорн
ЮАР Дезире Уилсон
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 348
8 Гр.С 14 Великобритания Канон Гонки
Великобритания Ричард Ллойд Расинг
Великобритания Ричард Ллойд
Великобритания Джонатан Палмер
Нидерланды Ян Ламмерс
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 340
9 Гр.С 46 Швейцария Команда Заубер Швейцария Колумбия Диего Монтойя
Соединенные Штаты Тони Гарсия
Соединенные Штаты Альберт Что
Заубер С7 БМВ М88 3,5 л S6 Д 339
10 Гр.С 47 Соединенные Штаты Магазин обмена T-Bird
Великобритания Джон Фитцпатрик Расинг
Соединенные Штаты Престон Хенн
Франция Жан-Луи Шлессер
Франция Клод Балло-Лена
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 328
11 Гр.Б 93 Великобритания Чарльз Айви Расинг
(частный абитуриент)
Великобритания Джон Купер
Великобритания Пол Смит
Великобритания Дэвид Ови
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо Д 304
12 Gr.C младший 60 Япония Маздаспид Япония Ёдзиро Терада
Япония Ёшими Катаяма
Япония Такаси Ёрино
Мазда 717С Мазда 13Б 1308cc
двухроторный
Д 303
13 Гр.Б 92 Западная Германия Г. Меммингер
(частный абитуриент)
Западная Германия Джордж Меммингер
Западная Германия Хайнц Кун-Висс
Западная Германия Фриц Мюллер
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо Д 300
14 Гр.С 54 Франция V. Bertapelle
(частный абитуриент)
Франция Бруно Сотти
Франция Жерар Кюне
УРД C81 БМВ М88 3,5 л S6 Д 293
15 Гр.Б 95 Франция Команда Альмерас Фререс
(частный абитуриент)
Франция Жак Альмерас
Франция Жан-Мари Альмерас
Франция Жак Гийо
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо М 280
16 Гр.С 10 Франция В.М. Секатева Франция Роджер Дорчи
Франция Ален Курдек
Франция Паскаль Фабр
ВМ Р83 Пежо ПРВ ЗНС4 3.1л
V6 твин-турбо
М 279
17 Гр.С 41 Великобритания EMKA Productions Ltd. Великобритания Тифф Ниделл
Великобритания Стив О'Рурк
Великобритания Ник Фор
ЭМКА C83/1 Астон Мартин 5.3L V8 Д 276
18 Gr.C младший 61 Япония Маздаспид Великобритания Стив Сопер
Великобритания Джефф Аллам
Великобритания Джеймс Уивер
Мазда 717С Мазда 13Б 1308cc
двухроторный
Д 268
19 Гр.С 29 Франция С. Автобус
(частный абитуриент)
Бельгия Паскаль Витмер
Бельгия Жан-Поль Либер
Бельгия Дэниел Херрегодс
Раундель М382 Косворт DFL 3.3L V8 Д 266
20 Гр.Б 96 Франция М. Латесте
(частный абитуриент)
Франция Раймон Туруль
Франция Мишель Латесте
Франция Мишель Бьенво
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо М 265
Н/З* Гр.С 51 Италия Команда Сивама Мотор Грифон Аргентина Оскар Ларраури
Италия Массимо Сигала
Марокко Макс Коэн-Оливар
Запустить LC1 Lancia 1522cc S4 турбо Д 218
Н/З* Gr.C младший 65 Великобритания АДА Инжиниринг
Франция Франсуа Дюре
(частный абитуриент)
Франция Франсуа Дюре
Великобритания Джон Шелдон
Великобритания Ян Харроуэр
Де Кадене - Лола LMC Cosworth DFV 3,0 л V8 М 215
Н/З* Гр.Б 97 Франция Р. Бутино
(частный абитуриент)
Франция Раймон Бутино
Франция Патрик Гон
Франция Ален ле Паж
Порше 928 С Порше 4,7 л V8 Д 135
Н/З* Гр.С 53 Франция Высшая школа АС
туризма (входящий частный)
Франция Франсуа Эсно
Франция Тьерри Перье
Франция Бернард Приветствую
Запустить LC1 Lancia 1522cc S4 турбо Д 133
  • Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 54 ]

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ Гр.С 2 Западная Германия Ротманс Порше Западная Германия Йохен Масс
Германия Стефан Беллоф
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 281 Двигатель
(22 часа)
ДСК Гр.С 30 Франция Компания Примагаз
(частный абитуриент)
Франция Люсьен Гиттени
Франция Пьер Ивер
Бельгия Бернар де Дривер
Раундель М382 Cosworth DFL 3,3 л V8 Д 266 Столкнулся
финиш
(24 часа)
ДНФ Гр.С 39 Великобритания Виконт Даун Рэйсинг
(частный абитуриент)
Великобритания Пейс Петролеум
Великобритания Рэй Маллок
Великобритания Майк Сэлмон
Соединенные Штаты Стив Эрл
Нимрод НРА/C2 B Астон Мартин DP1229 5.3L V8 А 218 Двигатель
(18 часов)
ДНФ Гр.Б 94 Швейцария К. Халди
(частный абитуриент)
Швейцария Клод Халди
Западная Германия Гюнтер Штеккениг
Западная Германия Бернд Шиллер
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо М 217 Двигатель
(22 часа)
ДНФ Гр.Б 90 Швейцария А. Паллавичини
(частный абитуриент)
Швейцария Браун Автоспорт
Швейцария Анджело Паллавичини
Западная Германия Принц Леопольд Баварский
Дания Йенс Винтер
БМВ М1 БМВ М88 3,5 л S6 Д 180 Коробка передач
(16 часов)
ДНФ Гр.С 24 Франция Концессионеры Ford во Франции Франция Анри Пескароло
Бельгия Тьерри Бутсен
Раундель М482 Косворт DFL 4.0L V8 М 174 Двигатель
(13 часов)
ДНФ Гр.С 20 Соединенные Штаты Кук Гонки Соединенные Штаты Ральф Кент-Кук
Соединенные Штаты Джим Адамс
Франция Франсуа Серванен
Лола Т610 Косворт DFL 4.0L V8 Г 165 Двигатель
(13 часов)
ДНФ Gr.C младший 63 Италия Скудерия Джолли Клуб Италия Карло Фасетти
Италия Мартино Финотто
Швейцария Марко Ваноли
Белый AR2 Джаннини Карма FF 1914cc S4 с турбонаддувом П 158 Шасси
(17 часов)
ДНФ Гр.С 28 Франция Автомобили Жан Рондо Великобритания Вик Элфорд
Франция Анни-Шарлотта Верни
Франция Джоэл Гухье
Раундель M379 C Cosworth DFV 3,0 л V8 А 136 Двигатель
(11 часов)
ДНФ Гр.С 6 Италия Мартини Рейсинг Италия Алессандро Наннини
Италия Паоло Барилла
Франция Жан-Клод Андруэ
Запустить ЛК2 Феррари 268C 2,6 л V8
твин турбо
Д 135 Двигатель
(14 часов)
ДНФ Гр.С 5 Италия Мартини Рейсинг Италия Пьеркарло Гинцани
Германия Ганс Хейер
Запустить ЛК2 Феррари 268C 2,6 л V8
твин турбо
Д 135 Двигатель
(11 часов)
ДНФ Гр.С 9 Франция В.М. Секатева Франция Жан-Даниэль Роле
Франция Мишель Пиньяр
Бельгия Дидье Тейс
ВМ Р83 Пежо ПРВ ЗНС4 3.1л
V6 твин-турбо
М 102 Двигатель
(12 часов)
ДНФ Гр.С 26 Франция Концессионеры Ford во Франции Франция Жан Рондо
Франция Ален Ферте
Франция Мишель Ферте
Раундель М482 Косворт DFL 4.0L V8 М 90 Двигатель
(14 часов)
ДНФ Гр.С 11 Великобритания Джон Фитцпатрик Расинг Великобритания Джон Фицпатрик
Великобритания Дэвид Хоббс
Австрия Дитер Квестар
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 135 Топливный насос
(11 часов)
ДНФ Гр.С 13 Франция Конкурс смелости
Франция Компания Примагаз
Франция Ив Кураж
Великобритания Ален де Кадене
Франция Майкл Дюбуа
Пума C01B Косворт DFL 3.3L V8 М 86 Двигатель
(12 часов)
ДНФ Гр.С 22 Западная Германия Порше Кремер Гонки Великобритания Дерек Уорвик
Франция Патрик Гайяр
Германия Фрэнк Джелински
Порше C-K5 Порше 935 3,0 л F6
твин турбо
Г 76 Двигатель
(6 часов)
ДНФ Гр.С 38 Япония Купольные гонки
Великобритания Колин Беннетт Расинг
(частный абитуриент)
Чили Элисео Салазар
Великобритания Крис Крафт
Великобритания Ник Мейсон
Главная RC82i Косворт DFL 3.3L V8 Д 75 Схватить
(8 часов)
ДНФ Gr.C младший 64 Франция Х. Стрибиг
(частный абитуриент)
Франция Хуберт Стрибиг
Франция Ноэль дель Белло
Франция Жак Эйклен
Стемо SM01 БМВ М12 2.2л С4 Д 71 Двигатель
(16 часов)
ДНФ Гр.С 49 Великобритания СЕТКА Гонки Соединенные Штаты Фред Стифф
Великобритания Дадли Вуд
Соединенные Штаты Рэй Рэтклифф
Грид-Плаза S1 Косворт DFL 4.0L V8 Ф 69 Утечка масла
(6 часов)
ДНФ Гр.С 36 Швейцария Браун Автоспорт Канада Жак-Жозеф Вильнев
Канада Людвиг Хеймрат- младший
Канада Дэвид Дикон
Сечар C6 Косворт DFL 4.0L V8 Д 68 Радиатор
(8 часов)
ДНФ Гр.С 72 Франция Автомобили Жан Рондо Франция Ален Кудини
Франция Дэни Снобек
Франция Ксавье Лапейр
Раундель М382 Косворт DFL 3.3L V8 М 31 Двигатель
(5 часов)
ДНФ Гр.С 4 Италия Мартини Рейсинг Италия Микеле Альборето
Италия Тео Фаби
Запустить ЛК2 Феррари 268C 2,6 л V8
твин турбо
Д 27 Коробка передач
(4 часа)
ДНФ Гр.С 43 Великобритания Равные гонки
(частный абитуриент)
Франция Франсуа Миго
Республика Ирландия Дэвид Кеннеди
Республика Ирландия Мартин Бирран
Форд С100 Косворт DFL 3.3L V8 Г 16 Закончилось топливо
(3 часа)
ДНФ Гр.С 25 Франция Концессионеры Ford во Франции Франция Жан-Пьер Жоссо
Франция Филипп Штрайфф
Раундель М482 Косворт DFL 3.3L V8 М 12 Утечка масла
(3 часа)
ДНФ Гр.С 15 Западная Германия Команда Joest Racing Belga Бельгия Жан-Мишель Мартен
Бельгия Филип Мартин
Бельгия Марк Дуэз
Порше 936C J Porsche 935 2,6 л F6 твин-турбо Д 9 Топливная система
(2 часа)
ДНФ Гр.С 42 Великобритания Ричард Клир Расинг
(частный абитуриент)
Великобритания Ричард Клир
Великобритания Tony Dron
Великобритания Ричард Джонс
Порше C-K5 Порше 935 3,0 л F6 турбо Д 8 Турбокомпрессор
(5 часов)
ДНФ Гр.Б 91 Западная Германия Е. Дверь
(частный абитуриент)
Франция Ален Ивон
Франция Жан-Мари Лемерль
Западная Германия Майкл Кранкенберг
Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо Д 7 Коробка передач
(3 часа)

Не Запустился

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS Гр.С 33 Западная Германия Ротманс Порше Бельгия Джеки Икс
Австралия Верн Шупан
Западная Германия Юрген Барт
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д Тест-автомобиль
DNS Гр.С 37 Швейцария Браун Автоспорт Швейцария Уолтер Брун
Западная Германия Гарольд Грос
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Сечар C83 Порше 935/76 2,7 л F6
твин турбо
Д Карданный вал
DNQ Gr.C младший 62 Великобритания Маннс Рейсинг
(частный абитуриент)
Великобритания Дэвид Палмер
Соединенные Штаты Пьер Онеггер
Великобритания Рой Бейкер
Харриер RX83C Мазда 13Б 1308cc
двухроторный
А Не прошел квалификацию
ДНК Гр.С 17 Великобритания Услуги Тига Гонки Новая Зеландия Хауден Гэнли
Австралия Нил Крэнг
Три GC83 Шевроле 5.0L V8 Не прибыл
ДНК Гр.С 19 Соединенные Штаты Кук Гонки Лола Т600 Шевроле 5.8L V8 Г Не прибыл
ДНК Гр.С 27 Франция Автомобили Жан Рондо Раундель М382 Косворт DFL 3.3L V8 М Не прибыл
ДНК Гр.С 31 Франция Конкурс смелости Франция Ив Кураж
Великобритания Ален де Кадене
Франция Майкл Дюбуа
Пума C02 Косворт DFL 3.3L V8 М Автомобиль не готов
ДНК Гр.С 32 Великобритания Мартовские гонки Март 83Г Порше 935/76 2,7 л F6
твин турбо
Не прибыл
ДНК Гр.С 34 Швейцария Гепард Машины Швейцария Лорис Кессель
Швейцария Флориан Вейч
Франция Лоран Ферье
Гепард G603 Косворт DFL 3.3L V8 Не прибыл
ДНК Гр.С 35 Швейцария Браун Автоспорт Швейцария Уолтер Брун
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Сечар C83 БМВ М88 3.2л S6 Д Автомобиль слишком поврежден
ДНК Гр.С 40 Великобритания Гоночные автомобили Нимрод Нимрод НРА/C2 Астон Мартин DP1229 5.3L V8 Не прибыл
ДНК Гр.С 48 Великобритания СЕТКА Гонки Испания Эмилио де Виллота Сетка S2 Порше 930/72 2,9 л F6
твин турбо
Автомобиль не готов
ДНК Гр.С 50 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Феррари 512BB-C Феррари 4.9л F12 Не прибыл
ДНК Гр.С 52 Италия Команда Сивама Мотор Грифон Соединенные Штаты Джо Кастеллано
Италия Диулио Труффо
Запустить LC1 Lancia 1522cc S4 турбо Д Не прибыл

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Победившая машина Победители-драйверы
Группа С #2 Порше 956 Шуппан / Холберт / Хайвппд
Группа С Юниоры #60 Мазда 717С Терада / Катаяма / Ёрино *
Группа Б #93 Порше 930 Купер/Смит/Ови *
  • Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.

Индекс энергоэффективности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 Гр.С 3 Западная Германия Ротманс Порше Австралия Верн Шупан
Соединенные Штаты Херли Хейвуд
Соединенные Штаты Аль Холберт
Порше 956 1.132
2 Гр.С 1 Западная Германия Ротманс Порше Бельгия Джеки Икс
Великобритания Дерек Белл
Порше 956 1.095
3 Гр.С 8 Западная Германия Небеса Джост Рейсинг Западная Германия Клаус Людвиг
Швеция Стефан Йоханссон
Франция Боб Волк
Порше 956 1.076
4 Гр.С 14 Великобритания Канон Гонки
Великобритания Ричард Ллойд Расинг
Великобритания Ричард Ллойд
Великобритания Джонатан Палмер
Нидерланды Ян Ламмерс
Порше 956 1.019
5 Гр.С 21 Западная Германия Порше Кремер Гонки Соединенные Штаты Марио Андретти
Соединенные Штаты Майкл Андретти
Франция Филипп Аллио
Порше 956 0.964
6 Гр.С 46 Швейцария Команда Заубер Швейцария Колумбия Диего Монтойя
Соединенные Штаты Тони Гарсия
Соединенные Штаты Альберт Что
Заубер С7 0.947
7 Гр.С 12 Западная Германия Небеса Джост Рейсинг Западная Германия Волкерт Мерл
Западная Германия Клеменс Шикентанц
Колумбия Маурисио де Нарваес
Порше 956 0.887
8 Гр.С 18 Западная Германия Обермайер Гонки Западная Германия Юрген Лессиг
Западная Германия Аксель Планкенхорн
ЮАР Дезире Уилсон
Порше 956 0.882
9 Гр.С 16 Великобритания Джон Фитцпатрик Расинг Великобритания Джон Фицпатрик
Великобритания Гай Эдвардс
Великобритания Руперт Киган
Порше 956 0.881
10 Гр.С 47 Соединенные Штаты Магазин обмена T-Bird
Великобритания Джон Фитцпатрик Расинг
Соединенные Штаты Престон Хенн
Франция Жан-Луи Шлессер
Франция Клод Балло-Лена
Порше 956 0.863
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 55 ] [ 56 ]

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Поул-позиция – Дж. Икс, Porsche 956 №1 – 3:16,6 секунды; 249,6 км/ч (155,1 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Дж. Икс, Porsche 956 №1 – 3:29,1 секунды; 233,9 км/ч (145,3 миль в час)
  • Победная дистанция - 5047,93 км (3136,64 миль)
  • Средняя скорость победителя - 210,33 км/ч (130,69 миль в час).
  • Посещаемость – 200 000 [ 43 ]
Цитаты
  1. ^ Сперринг 2012, стр.94.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.130.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Норрис 1983, стр.145.
  4. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.129.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Споринг 2012, стр.132.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кларк, 1999 г., стр. 15 Autocar, 25 июня 1983 г.
  7. ^ Вимпффен 2008, стр.80.
  8. ^ Перейти обратно: а б Норрис 1983, стр.134.
  9. ^ Вимпффен 2008, стр.85.
  10. ^ Норрис 1983, стр.138.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1983, стр.129.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.136.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кларк 1997 г., стр. 6 Motor Sport, июль 1983 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1983, стр.140.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2012, стр.147.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стимулирование 2012, стр. 138-9.
  17. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.134.
  18. ^ Перейти обратно: а б Норрис 1983, стр.142.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2012, стр. 134-5.
  20. ^ Вимпффен 2008, стр.91.
  21. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.149.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Вимпффен 2008, стр.81
  23. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.142.
  24. ^ Норрис 1983, стр.139
  25. ^ Перейти обратно: а б с Споринг 2012, стр.145.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 1999 г., стр. 17 Autocar, 25 июня 1983 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.151.
  28. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.143.
  29. ^ Сперринг 2012, стр.150.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Спонсорство 2012, стр.144.
  31. ^ Сперринг 2012, стр.148.
  32. ^ Вимпффен 2008, стр.86.
  33. ^ Сперринг 2012, стр.140.
  34. ^ Сперринг 2012, стр.153.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.137.
  36. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.155.
  37. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.146.
  38. ^ Вимпффен 2008, стр.82.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Споринг 2012, стр.152.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.141
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Споринг 2012, стр.157.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кларк, 1997 г., стр. 7 Motor Sport, июль 1983 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «История Ле-Мана» . lemans-history.com . Проверено 20 февраля 2023 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и Норрис 1983, стр.143.
  45. ^ Сперринг 2012, стр.131.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.133
  47. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 10-1 Автоспорт, 30 июня 1983 г.
  48. ^ Вимпффен 2008, стр.89.
  49. ^ Вимпффен 2008, стр.102.
  50. ^ Сперринг 2012, стр.2.
  51. ^ Сперринг 2012, стр.128.
  52. ^ Сперринг 2012, стр.158.
  53. ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 20 февраля 2023 г.
  54. ^ Сперринг 2012, стр.19.
  55. ^ Сперринг 2012, стр.8.
  56. ^ Сперринг 2012, стр.159.
  • Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-483-5
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Норрис, Ян – редактор (1983) Automobile Year # 30 1983/84 Edita SA ISBN   2-8265-0089-9
  • Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-0-85733-128-1
  • Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN   1-893618-97-8
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами и техническими подробностями. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • История Ле-Мана — список участников Ле-Мана и почасовые размещения (включая изображения, цитаты, самые высокие скорости на автомобиль, ссылки на YouTube). Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Классические автомобили – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 20 февраля 2023 г.
  • YouTube – 25-минутная репортаж о гонке со звуками гонок и комментариями на французском языке. Проверено 8 марта 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d48a26185a0a2a198ed97900895fe25__1717796100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/25/1d48a26185a0a2a198ed97900895fe25.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1983 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)