Jump to content

1985 «24 часа Ле-Мана»

1985 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1984 г. Далее: 1986 год
Ле-Ман в 1985 году.

1985 года «24 часа Ле-Мана» 53-й Гран-при на выносливость, а также четвёртый этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1985 года . Оно состоялось на трассе Сарт , Франция , 15 и 16 июня 1985 года. Заводская команда Porsche вернулась с версией 962 для группы C. В качестве фаворитов они могли ожидать команды своих клиентов и заводскую Lancias. В квалификации Ханс-Йоахим Штук установил новый рекорд круга на своем заводском Porsche, впервые со средней скоростью более 250 км/ч. Mercedes вернулся впервые за 30 лет в качестве поставщика двигателей для команды Sauber. Однако возвращение было недолгим: на тренировке машина взлетела в воздух и разбилась. Учитывая ужесточение правил FISA в отношении топлива в этом году, командам придется более внимательно относиться к экономии топлива и скорости. Однако с самого начала команды Joest и Richard Lloyd Racing имели преимущество. Работая в тандеме, Клаус Людвиг и Джонатон Палмер по очереди лидировали и следовали за другим. Затем в 21:00 Жан-Клод Андруэ попал в серьезную аварию, когда у его WM на высокой скорости на повороте Мульсанн лопнула шина, в результате чего он врезался в барьеры Армко. Андруэ не пострадал, но гонка на полчаса отставала от пейс-каров, поскольку ремонт был завершен. Как только гонка возобновилась, Джеймс Уивер поставил RLR Porsche из-за пропуска зажигания в двигателе. Обнаружив неисправный датчик, они вернулись в гонку седьмыми.

Porsche 956B, шасси № 117 компании Joest Racing, победитель Ле-Мана подряд.

После этого Джоста Порше не беспокоили: Людвиг и Барилла провели гонку с отличным судейством, сочетая скорость и экономичность, с которыми не могла сравниться ни одна из других команд. Лишь во второй раз одно и то же автомобильное шасси выиграло Ле-Ман подряд, следуя за Ford в сезоне 1968–69. Людвиг одержал свою третью победу в общем зачете. Палмер и Уивер вернулись с поля и стали вторыми на RLR Porsche. Третьим стал завод Porsche Дерека Белла и Ханса-Йоахима Штука , отставший от победителей на семь кругов. Обе Lancias финишировали в этом году 6-м и 7-м, а первым без турбонаддува стал EMKA-Aston Martin, вернувшийся домой 11-м, опередив на 14 кругов Tullius/Ballot-Léna/Robinson Jaguar на 13-м месте.

В своем последнем Ле-Мане Джеки Икс финишировал разочаровывающим 10-м, заняв самое низкое место среди Porsche после гонки с постоянной задержкой. Несмотря на ужесточение ограничений на топливо, автомобиль-победитель проехал на 190 км (115 миль) больше, чем выиграл в прошлом году. Они зафиксировали вторую по величине гоночную скорость за всю историю Ле-Мана, превзойденную только гонкой 1971 года , а также выиграли индексный приз.

К началу сезона FISA ( Международная федерация автомобильного спорта ) отказалась от резких изменений в правилах чемпионата мира. Этого было достаточно, чтобы успокоить опасения заводских команд Porsche и Lancia. Однако производители по-прежнему хотели улучшить экономию топлива и сократили общий доступный за 24 часа расход топлива на 15% до 2210 литров. Уровень для класса С2 остался на уровне 1430 литров (как и минимальный вес в 700 кг). [ 1 ]

Несмотря на появление в Формуле 1 технически специфичных видов топлива, Автомобильный клуб Запада (ACO) потребовал, чтобы все автомобили использовали стандартное топливо с октановым числом 105, поставляемое централизованно. [ 1 ] Вместо этого новым спором стало столкновение графиков гонок Формулы 1 и чемпионата по гонкам на выносливость, вызвавшее гнев нескольких команд. В ответ они пригрозили бойкотировать две гонки. [ 2 ]

В этом году произошли существенные изменения в организации соревнований. Для организации и управления гонкой и ее подготовкой был сформирован кооператив местных общественных организаций при финансовых инвестициях национального правительства и Сарт департамента . Успех формулы группы C был настолько велик, что количество зрителей теперь начало расти, особенно за счет иностранных болельщиков. [ 3 ] [ 1 ] На чемпионате мира титул Makes был изменен и стал чемпионатом для команд, что молчаливо признало доминирование Porsche благодаря простому количеству цифр. [ 2 ]

Поля группы C1 в Европе продолжали процветать, хотя и были заполнены автомобилями Porsche. Это вызывало все больший интерес со стороны крупных производителей. В этом году автомобили были у Porsche и Lancia, а к ним присоединились Mercedes и Toyota с поддержкой своих двигателей, присоединившись к Peugeot, Ferrari и Aston Martin. Это также способствовало появлению разовых специальных предложений. В классе C2 Mazda конкурировала с небольшими конструкторами Alba, Tiga и Ecosse. Хотя классы IMSA имели право на участие, единственными, которые были приняты, были два Jaguar GTP. [ 4 ] ACO была в ярости из-за того, что FIA запланировала проведение Гран-при Канады Формулы-1 против этой гонки, что лишило несколько команд ведущих пилотов. В большинстве команд были молодые пилоты, прошедшие юниорский этап в гонках на одноместных автомобилях, таких как Формула 2 , Формула 3 и Формула 3000 .

Сорт Количество Турбо/Роторный
двигатели
Группа С1 41 / 27 27 / 21
ИМСА-ГТП 2 / 2 0
Группа С2 25 / 16 7 / 5
Группа Б 4 / 4 0
ИМСА-ГТО 3 / 0 0
Всего записей 75 / 49 34 / 26
  • Примечание : первое число — это число принятых, второе — число стартовавших.

Группа С1 и ГТП

[ редактировать ]

Porsche сохранила доминирование в классе C1, показав 13 из 29 заявок. Заводская команда Rothmans Porsche вернулась в Ле-Ман и в этом году была оснащена новой версией Porsche 962 для группы C, которая изначально была разработана для серии IMSA. По правилам группы C он мог быть оснащен двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ). Впервые они были оснащены шасси Langheck для максимальной скорости. На гонку были приглашены три автомобиля, а также 956-й в качестве тестовой машины. Присутствовала вся мощь опытной команды гонщиков: Йохен Масс и шестикратный победитель Джеки Икс (пара, в просторечии называемая «MIX») выиграли два из трех этапов чемпионата на сегодняшний день — в Муджелло и Сильверстоуне . Трехкратный победитель Дерек Белл был партнером Ханса-Йоахима Штука («BEST»), а Джон Уотсон присоединился к победителям 1983 года Верну Шуппану и Элу Холберту («WASH»). [ 5 ] [ 6 ] [ 2 ]

Победитель прошлого года, команда Joest Racing, вернулась с победной 956B прошлогодней моделью . Клаус Людвиг вернулся в качестве ведущего гонщика вместе с Паоло Бариллой и пилотом Луи Крагесом (участвовавшим в гонках под псевдонимом «Джон Винтер»). Учитывая ужесточение топливного рациона в гонке этого года, команда приложила все усилия, чтобы минимизировать расход топлива. Автомобиль получил специально разработанный низкопрофильный кузов. Минимальная поверхность крыла рисковала нестабильностью из-за отсутствия прижимной силы. Автомобиль также был оснащен двигателем, изготовленным в собственной мастерской. Водители имели возможность вручную регулировать турбонаддув самостоятельно, в автомобиле. У команды также был свой более старый 956, которым снова управлял колумбиец Маурисио де Нарваес, на этот раз с новым пилотом команды Полом Бельмондо и американцем Кенпером Миллером. Тем временем менеджер команды Домингос Пьедаде провел расчеты по оптимальной тактике гонки, установив коробки передач с максимальными передаточными числами. [ 7 ]

Porsche 956B компании Richard Lloyd Racing

Первыми тремя клиентскими командами, купившими 962C, были Kremer Racing , Brun Motorsport и John Fitzpatrick Racing, и все три поддержали тех, у кого в составе был второй автомобиль 956. В то время как заводские модели 962 имели 17-дюймовые передние колеса и 19-дюймовые задние, автомобили заказчика имели 16-дюймовые колеса со всех сторон. [ 2 ] Команда Кремера выиграла второй этап в Монце на своем 962, модифицированном вертикальным килем на хвосте для улучшения устойчивости. Однако гонщики-победители, Марк Зурер и Манфред Винкельхок , были вызваны своими командами Формулы-1 на Гран-при Канады. Вместо них Франц Конрад , Жан-Пьер Жарье и Майк Таквелл пробежали 962. Постоянные игроки южноафриканской команды Жорж Фуше и Сарел ван дер Мерве пробежали 956 с Марио Хиттеном . [ 8 ] [ 9 ] Вальтер Брун также потерял двух своих лучших гонщиков в Канаде - Стефана Беллофа (действующий чемпион среди пилотов был переманен из заводской команды) и Тьерри Бутсена - поэтому Брун сам взял на себя инициативу на своем 962, пригласив Дидье Тейса и Жоэля Гуйе . Оскар Ларраури и Массимо Сигала владели Brun 956, к которому присоединился Габриэле Тарквини . в этой гонке [ 10 ] [ 11 ] Вместо этого Фицпатрик перепутал свои постоянные составы пилотов. В 962-м были Кенни Ачесон , Дадли Вуд и Жан-Луи Шлессер, а Джо Гартнер / Дэвид Хоббс / Гай Эдвардс управляли второй машиной. [ 8 ]

Как и Джост, компания GTi Engineering Ричарда Ллойда проделала значительную работу по модификации своего 956B, перестроив его на прочный сотовый монокок, а не на стандартную однолистовую ступицу. Они также доработали кузов Langheck . Основная команда Джонатона Палмера и Яна Ламмерса начала сезон вместе, но незадолго до Ле-Мана Ламмерс внезапно ушел, чтобы продолжить карьеру в американских IndyCar гонках . Его заменой, с уведомлением всего за неделю, стал Джеймс Уивер , присоединившийся к Палмеру и Ллойду. Предложенная вторая запись была отозвана. [ 12 ] [ 9 ] [ 13 ] [ 10 ] Команда Ханса Обермайера вернулась на своем 956-м автомобиле. В этом году пилота-владельца Юргена Лассига сопровождали испанец Хесус Пареха и бельгиец Эрви Регут. [ 11 ]

Лансия LC2/85
Купол-Тойота 85C
ЭМКА C83B
Jaguar XJR-5 из группы 44 Racing

Команда Lancia Corse прибыла с тремя автомобилями. LC2/85 был модернизирован инженером Клаудио Ломбарди . Его расширили на 200 мм. Подвеска была модернизирована (для установки новых шин Michelin), а также трансмиссия и улучшенная Weber - Marelli система управления двигателем . И снова Боб Воллек объединился с Алессандро Наннини и резервным гонщиком итало-австралийцем Лучио Чезарио. На втором болиде участвовал Мауро Бальди с приглашенным гонщиком Анри Пескароло . Третью машину оставили в качестве испытательной. [ 14 ] [ 15 ]

И снова WM сосредоточила все свое внимание на этой гонке. P83B вернулся с измененной аэродинамикой, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и повысить экономию топлива. Еще одно изменение заключалось в уменьшении объема двигателей с 2850 куб.см до 2750 куб.см. Они были установлены примерно на 740 л.с. для квалификации (наддув 1,5 бара) и 620 л.с. в гоночной комплектации. После прошлогодних проблем две из трех машин теперь были оснащены коробками передач Hewland , а третья сохранила коробку ZF . Его коллега-французский конструктор Жан Рондо присоединился к постоянным участникам команды Пиньяру и Роле, в то время как лидер команды Роже Дорши был включен в резерв, а опытные водители туристических автомобилей Клод Халди и Жан-Клод Андруэ были штурманами. [ 16 ] [ 11 ] В конце сезона Ив Кураж приобрел дилерский центр Porsche. Cougar C02 был модифицирован для установки на двигатель Porsche с двойным турбонаддувом, который использовался в 962-х годах. Как и Porsche, его пришлось устанавливать под углом, чтобы разместить под полом систему Вентури с эффектом заземления. Бывший дизайнер Renault Марсель Юбер усовершенствовал аэродинамику, и все это сделало этот автомобиль самым быстрым автомобилем, замеченным в Ле-Мане с 1978 года: он достиг скорости 370 км/ч (230 миль в час) на прямой Унаудьер. С такой скоростью Ален де Кадене вернулся в гонку вместе с Courage. [ 17 ] [ 9 ] Другой командой, использовавшей двигатель Porsche, была Creepy Krauly March . Отец и сын из Южной Африки Фердинанд и Дэниел Шовье представили своего робота для чистки бассейнов в США . На заработанные деньги они создали гоночную команду IMSA, названную в честь машины и базирующуюся в Атланте , штат Джорджия. С бывшим Элом Холбертом March 83G новая команда сразу же добилась успеха, выиграв гонку « 24 часа Дайтоны» 1984 года . Затем они купили бывший Pegasus Racing March 84G и заменили двигатель Buick V6 на оппозитный шестицилиндровый двигатель Porsche. Чтобы соответствовать требованиям группы C, под шасси была установлена ​​плоская напольная плита размером 80x100 см, оставив концы открытыми для воздушного потока и прижимной силы. Однако инспекторы отнеслись к этому скептически, и команда потеряла первые 90 минут тренировки, закрывая каждый конец поддона для соблюдения правил. К пилотам Кристиану Даннеру и Альмо Коппелли должен был присоединиться Ян Шектер . Однако, когда он заболел, его место занял его соотечественник из Южной Африки Грэм Даксбери , который был в команде, победившей в Дайтоне. [ 18 ] [ 11 ]

Петер Заубер управлял своим C7 с двигателем BMW в Ле-Мане 1983 года, став единственным автомобилем, не принадлежащим Porsche, финишировавшим в топ-10. Хотя он продал три машины командам IMSA, у него не было средств для запуска программы группы C в 1984 году. Однако в октябре его завод посетили инженеры Mercedes-Benz. Они были уверены, что их 5-литровый двигатель V8 будет хорошо работать в топливной формуле группы C. Mercedes отказался от участия в гонках 30 лет назад после катастрофы в Ле-Мане 1955 года . Компания очень сдержанно объявила о возвращении, поэтому настояла на том, чтобы двигатели были поставлены через швейцарского тюнинг-ателье Sauber Heini Mader. Новый Sauber C8 был разработан Лео Рессом (ранее работавшим с Mercedes и BMW). Полностью алюминиевый двухклапанный двигатель V8 был оснащен двумя турбинами KKK и Bosch Motronic системой управления двигателем . При давлении наддува 0,7 бар он развивал мощность 650 л.с., а скорость могла достигать 355 км/ч (220 миль в час). По оценкам Sauber, более крупный двигатель будет работать на более низких оборотах и, следовательно, потреблять примерно на 15% меньше топлива. Водители были Дитер Кестер , Макс Велти и Джон Нильсен [ 19 ] [ 20 ]

Toyota Racing Development (TRD) в течение нескольких сезонов производила автомобили группы C и участвовала в гонках на Фудзи этапах чемпионата мира в . Dome-Toyota 84C одержала первую победу компании ранее в этом году во Всеяпонской серии под управлением Джеффа Лиса и Эдже Элга . Затем они сделали шаг вперед и приехали в Ле-Ман при заводской поддержке команды Dome в качестве поставщика двигателей. Новый автомобиль 85C имел гоночную версию 4-цилиндрового двигателя с турбонаддувом, который также использовался в Toyota Celica раллийном автомобиле Group B. 2,1-литровый двухкамерный агрегат с турбонаддувом KKK развивал мощность 560 л.с. В гоночной комплектации давление будет составлять 1,2 бар, а в квалификации — до 1,6 бар. Две длиннохвостые модели были представлены сотрудничающими командами: Dome и TOM'S Racing (в то время полуфабрикат). Лис и Элг участвовали в первом с Тосио Судзуки , а всеяпонская команда Сатору Накадзима / Каору Хисино / Масанори Секия участвовала во втором. [ 21 ] [ 11 ]

Мазда 737С
Гебхардт JC853

Стив О'Рурк провел год на своей машине EMKA Group C. Он вернулся в этом году после того, как была проделана значительная работа по перепроектированию и развитию. Это был единственный двигатель Aston Martin в этом году, разработанный Tickford Engineering. С системой впрыска топлива Lucas -Micos 5,3-литровый атмосферный двигатель V8 теперь мог развивать мощность 585 л.с. и разгонять автомобиль почти до 350 км/ч (215 миль в час). О'Рурка были опытные Тифф Ниделл и Ник Фор . Штурманами [ 22 ] [ 11 ] В этом году в Ле-Мане не было заводской команды Рондо. Жана-Филиппа Гранда В прошлом году компания Graff Racing купила автомобиль M482, работающий под брендом завода. Обычный капер Кристиан Бюсси подал три заявки, добавив к своему обычному DFV-M382 двухлетний бывший завод DFL-M382. В гонке участвовал сам Бюсси, он был в резервном списке, а третья заявка была отменена. Пьер Ивер вернул свой M382 (DFV) в третий раз при спонсорской поддержке Primagaz. [ 23 ] [ 11 ]

Единственными участниками класса IMSA-GTP стала пара Jaguar американской команды Group 44 Racing. Боб Туллиус привез с собой те же два шасси XJR-5 , на которых он участвовал в гонках в Ле-Мане год назад, хотя и с рядом улучшений. Поддон был изменен, а задняя подвеска стала более жесткой. Но, превысив весы около 1000 кг (включая дополнительные 50 кг по правилам IMSA), они, несомненно, были самыми тяжелыми автомобилями в этой области. [ 13 ] Однако мощность двигателя была увеличена до 670 л.с., при этом максимальная скорость сохранилась на уровне 340 км/ч (210 миль в час). Присутствовали его постоянные пилоты IMSA: Туллиус участвовал в гонках с дебютанткой Чипом Робинсоном и Клодом Балло-Леной (в его рекордном 20-м гонке в Ле-Мане), а на второй машине были Брайан Редман , Херли Хейвуд и Джим Адамс. [ 24 ] [ 9 ] Jaguar представил новую модель XJR-6 в Ле-Мане в классе C1 ; однако машины не были признаны готовыми к гонкам и сняты с соревнований. К большому огорчению Боба Туллиуса, несмотря на всю проделанную им исследовательскую работу и повышение известности Jaguar, компания работала совместно с Tom Walkinshaw Racing, а не с его собственным предприятием. [ 25 ]

Группа С2

[ редактировать ]

После победы в чемпионате C2 в 1984 году клуб Scuderia Jolly (теперь переименованный в Carma FF) в новом сезоне столкнулся с трудностями. Альба построила несколько автомобилей для категории IMSA Lights, и новой моделью сезона стала AR6. Он был оснащен новым двигателем Giannini объемом 1915 куб.см с турбонаддувом и системой управления двигателем собственной разработки Карло Фасетти . Кузов был шире и длиннее, чем у AR2, испытанного в аэродинамической трубе, а подвеска, выхлопная система и охлаждение были обновлены. [ 26 ] [ 27 ] Были заявлены три Albas: AR6 и AR2 от команды Carma FF, а также они поддерживали AR3 с двигателем Cosworth для команды Grifo Autoracing.

Mazdaspeed привезла в Ле-Ман два новых автомобиля 737C . Модернизации подверглись шасси и двигатель. Колесная база была удлинена и усилена для лучшей устойчивости. По сути, присутствовал тот же состав пилотов: ирландец Дэвид Кеннеди снова объединился с бельгийцами братьями Мартин, Жан-Мишелем и Филиппом. В состав японской заводской машины входили Ёдзиро Терада и Такаши Ёрино , к которым присоединился опытный Ёсими Катаяма , который участвовал в гонке 1984 года на победившей в своем классе Lola-Mazda. [ 28 ]

Гордон Спайс и Рэй Беллм создали свою новую компанию Spice Engineering в конце сезона после очень сильного финиша по сравнению с предыдущим годом, выиграв все пять гонок, в которых они участвовали после Ле-Мана. Они продолжили эту форму и в этом сезоне, придя к этой гонке в качестве лидеров чемпионата после победы в двух из первых трех соревнований. Новый Spice- Tiga GC85 был задержан RAM Racing , но наконец доставлен. К Spice и Bellm присоединился Марк Гэлвин . Тем временем другой сторонник Tiga, австралиец Нил Крэнг, продал две свои машины GC84 Тиму Ли-Дэйви . Оба участвовали в Ле-Мане под флагом Spice Engineering. Один прибыл на трассу, где участвовали Ли-Дэйви, Крэнг и британский ветеран Тони Ланфранчи . Автомобиль Spice имел 3,3-литровый двигатель Cosworth DFL, а другой — 3-литровый DFV. [ 29 ] Британский капер Рой Бейкер вернулся в этом году с двумя машинами. Его Tigas (оригинальный GC284 и более новый GC285) снова был оснащен 1,8-литровым раллийным двигателем Cosworth BDT с турбонаддувом. [ 29 ] В прошлом году у команды Écurie Écosse сезон был сокращен, когда их машина разбилась на Гран- при Великобритании. Для этого сезона был построен новый C285, и в двух гонках, в которых он участвовал до сих пор, была одержана вторая победа и победа в классе. Пилотами в этом сезоне были Дэвид Лесли , Рэй Мэллок и Майк Уайлдс . [ 30 ] [ 27 ]

Братья Гебхардт, Герхардт и Фриц, были заядлыми водителями-любителями в Германии. В 1983 году вместе с Биллом Харрисом они основали Gebhardt Motorsport, базирующуюся в Сильверстоуне , Англия. После многообещающего сезона 1984 года, в котором использовались двигатели BMW M88 и Cosworth DFV, команда трижды участвовала в Ле-Мане на своем новом JC853 (хотя в итоге прибыл только один). Им будут управлять постоянные игроки команды Фрэнк Джелински и Ник Адамс . Автомобиль с двигателем BMW сезона 1984 года был куплен компанией ADA Engineering, которая приступила к работе в неполном сезоне. Владелец-водитель Ян Харроуер нанял Джона Шелдона в качестве штурмана для его первой поездки после крупной аварии в Ле-Мане годом ранее. [ 31 ] [ 27 ]

И снова в C2 был включен более старый Rondeau M379C. Люсьен Руссио приобрел машину у Graff Racing , а двигатель, как и прежде, настраивал Хейни Мадер. Sehcar C6 дебютировал в 1982 году вместе с Sauber, прежде чем его купил Вальтер Брун. Теперь французский капер Роланд Бассалер купил две машины и, оснастив обе 3,5-литровыми двигателями BMW, ввел их в класс C2. Способные развивать скорость всего 270 км/ч (170 миль в час), они были значительно медленнее других в своем классе. [ 23 ] Еще одним гонщиком-любителем был парижский пиарщик Луи Декарт. Он поручил Жан-Полю Сове разработать автомобиль C2 с надежным 3,5-литровым двигателем BMW. После года работы и более 3000 км испытаний ALD 01 прибыл в Ле-Ман при поддержке более 400 местных предприятий через Торгово-промышленную палату. [ 30 ]

Группа B, GTX и GTO

[ редактировать ]

Поскольку заявок на IMSA GTO не поступило, GT были представлены скудным списком из четырех автомобилей. Еще более удивительным было то, что на гонках присутствовал только один Porsche 911 – когда-то оплот гонок GT в Ле-Мане. BMW M1 занял остальные три места. Хельмут Галль вернулся на своей машине, на этот раз за рулем Мартина Биррана , Эдгара Дёрена и Жан-Поля Либерта. Ветеран Клод Халди не принял свою заявку, и вместо этого ее приняла команда Фогельсанг Харальда Гроса. Анджело Паллавичини выиграл этот класс в 1983 году и вернулся на своем М1 через год отсутствия. Раймон Туруль в прошлом году выиграл класс GTO, а в этом году поместил свой 3-литровый Porsche 911 SC без турбонаддува в класс группы B. [ 32 ]

Практика и квалификация

[ редактировать ]

Для квалификации заводские Porsche были оснащены 3-литровыми турбодвигателями. Ханс-Йоахим Штук занял поул-позицию с рекордом круга 3:14,8, установленным в сумерках в первый день тренировок. Он обогнал Икса с поул-кругом 1983 года почти на 2 секунды, впервые в Ле-Мане его средняя скорость превысила 250 км/ч (155 миль в час). Это был рекорд, который продержался 32 года, пока Камуи Кобаяши не побил его во время тренировки перед гонкой 2017 года . Сам Икс также побил свой старый рекорд круга и оказался в первом ряду стартовой решетки. Lancia попыталась соперничать с Porsche, а Наннини превзошел поул-время 1983 года, но в итоге оказался третьим на стартовой решетке (3:16,0), отстав от Штука на секунду. Обе команды провели тестовые автомобили для оптимизации настроек. Чезаре Фиорио совершил непостижимую ошибку, отправив Воллека на его лучшую квалификационную возможность на Lancia T-car. Однако, вложив свое время, оно было сведено к нулю. [ 4 ] [ 33 ] [ 14 ] [ 6 ] [ 34 ] [ 35 ] Четвертым, в Йосте Порше Людвиг отставал от лидера более чем на пять секунд (3:20,0), опередив остальных заводских Porsche и Lancia. Частный Porsche 956 заполнил топ-10, а автомобиль Кремера занял 7-е место (3:24,1), опередив другой автомобиль Джоста и участников RLR и Brun. [ 33 ] Ряд команд были недовольны комплектами с низкой прижимной силой на своих машинах и вернулись к стандартному комплекту, улучшив время за счет большей устойчивости на поворотах. [ 9 ] EMKA была самой быстрой из машин без турбонаддува, заняв 13-е место (3:33,1), что на целых 9 секунд быстрее, чем в 1983 году. [ 11 ] Оба Jaguar квалифицировались 16-м и 17-м местами. Быстрее снова оказался Туллиус (3:35,3) с таким же временем круга, как и в прошлом году. Молодой американец Чип Робинсон грубо познакомился с Ле-Маном, когда на скорости лопнуло колесо. В двигателях обоих автомобилей сгорели поршни, вероятно, из-за смены используемого топлива. [ 24 ] [ 33 ] [ 36 ] После задержки прохождения технических проверок, у March была проблемная тренировка с рядом незначительных проблем, и он квалифицировался только 24-м (3: 44,8). [ 18 ] Лучший из «Доумс» был впереди на 22-м месте (3:43,8), а Роджер Дорчи был вызван из резерва и показал лучшее время для WM на 19-м месте (3:38,4). [ 33 ]

Во время тренировки произошло два серьезных инцидента: Sauber в первый день показал себя многообещающе, показав вторую по скорости скорость на прямой и заняв в квалификации 14-е место, что на 12 секунд быстрее, чем Sauber C7 двумя годами ранее. На следующий день команда доработала аэродинамику, чтобы улучшить прижимную силу. Джон Нильсен как раз проезжал круг, когда он поднялся в воздух, когда его новый Sauber преодолел подъем после поворота Mulsanne на скорости более 300 км/ч. Сделав два медленных сальто, он приземлился на колеса и понесся вдоль барьеров к повороту Мулсанн. Считалось, что поддон оторвался от шасси. [ 19 ] [ 9 ] [ 34 ] На другом, также на прямой Унаудьер, RLR-Porsche Дадли Вуда обгонял Carma Alba Жан-Пьера Фрея, оба на своих кругах, когда они столкнулись. «Порше» врезался в ограждение, сровняв его на 80 метров, а «Альба» перемахнула через ограждение и оказалась среди деревьев. В результате этих инцидентов только Вуд получил травму - сломал ногу - а двое других смогли уйти потрясенными, но невредимыми. Все их машины были списаны и не стартовали. Тренировку остановили на два часа, пока армко ремонтировали. [ 9 ] [ 8 ] [ 4 ] [ 13 ]

В классе C2 все три Альбы хорошо квалифицировались: машина Финотто была самой быстрой в классе и заняла 20-е место на стартовой решетке (3:42,6), а Фрей мог бы быть рядом с ними. Третьим в классе и 23-м в общем зачете стал Ecosse (3:44,2 – на пять секунд быстрее, чем в прошлом году), а капер Альба – 25-м. [ 30 ] [ 33 ]

Начинать

[ редактировать ]

И снова начало гонки было в 15:00 в солнечный субботний день. После крупных аварий на практике стартовало всего 49 человек, хотя у одного из WM разряжен аккумулятор, и он стартовал круг позади поля. [ 11 ] Со второго ряда стартовой решетки Воллек быстро вырвался вперед, обогнав два заводских Porsche. За Lancia следовал Людвиг на автомобилях Joest Porsche, Palmer (Canon-RLR) и van der Merwe (Kremer). [ 11 ] Ко второму кругу Белл вернулся на 9-е место, а Икс вылетел из топ-10. Было очевидно, что заводские Porsche ехали с предписанным временем круга и с удовольствием, чтобы избежать традиционного стартового спринта для экономии топлива. [ 11 ] Воллек, доказав свою точку зрения, также вернулся к умеренному гоночному темпу, его обогнал Людвиг и опустился на 4-е место на четвертом круге. [ 11 ] Было очевидно, что машины проезжали круг на 5-10 секунд медленнее, чем в прошлом году. EMKA стартовала хорошо и на 13-м круге шла четвертой, когда Ниделла вызвали в боксы для стратегической ранней остановки. Итак, когда остальная часть поля нуждалась в топливе, Ниделл получил EMKA-Aston Martin четыре круга бесплатной рекламы для своего спонсора, Dow Corning , который бежал впереди поля. [ 22 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 13 ]

Однако после первых заправок именно команды Joest и RLR буквально задали темп, а Брун Порше Ларраури преследовал его. Людвиг и Палмер вместе решили, что они могут уклоняться друг от друга, не участвуя в гонках, и чередуя лидерство друг с другом, чтобы минимизировать расход топлива. [ 13 ] После 25 кругов все три заводских Porsche оказались за пределами топ-10. [ 5 ] Это работало плавно, и, учитывая более жесткие нормы расхода топлива, автомобили C1 из топ-20 оставались довольно устойчивыми в течение первых нескольких часов - снижение нагрузки на двигатель способствовало повышению механической надежности. Этого не произошло с C2, где Gebhardt и Baker Tigas были задержаны из-за проблем с двигателем и вывода Chevron из эксплуатации. [ 29 ] [ 31 ] [ 37 ] Японская Mazda потеряла почти 3 часа из-за отказа масляного насоса. [ 28 ] Два Альба также потерпели неудачу: частная машина впервые сошла с дистанции в гонке, а машина Финотто задержалась на раннем этапе из-за ослабления колес. [ 13 ] Именно Ecosse доминировал в классе с самого начала: заняв 11-е место в общем зачете в течение первого часа, пока машины C1 дозаправлялись, а затем через два часа обогнал остальную часть класса. Однако на третьем часу машину заглушили из-за поломки масляного насоса. [ 30 ] [ 39 ] [ 38 ]

На 36-м круге Масс столкнулся с рядом проблем: сначала заменили коробку Motronics, затем коробку передач, через несколько кругов масляную трубку, а затем в течение часа замена свечей зажигания стоила еще 3 круга. Ранее «Марш» остановился в Мюльсанне из-за проблем с форсунками, и машина Кремера проиграла пять кругов из-за отказа цилиндра сцепления. [ 37 ] [ 40 ] Cougar входил в топ-10, когда Де Кадене сбился с трассы при попытке обогнать один из Porsche. При повреждении задней подвески ремонт обошелся в 40 минут. [ 17 ] Ранним вечером, спустя четыре часа, Барилла и Уивер (63 круга), работая вместе, проехали круг по полю. Автомобили Brun заняли 3-е и 5-е места, их разделили Wollek/Nannini Lancia. Холберт был ведущим заводским Porsche, заняв 6-е место, а машина JFR опередила машину Bell / Stuck. Вторая Lancia была 9-й, а EMKA хорошо показала себя на 10-м месте. [ 37 ] Икс совершил еще один из своих впечатляющих возвращений, установив самый быстрый круг в гонке за шестой час, но затем он был загнан в тупик, чтобы заменить масляный радиатор коробки передач, потеряв еще 7 минут. [ 37 ] [ 40 ]

В остальном этот размеренный подход команд продолжался до 9 утра, когда Жан-Клод Андруэ попал в серьезную аварию на своем WM. И снова на повороте Мулсанн из-за лопнувшего колеса на максимальной скорости он врезался в ограждение. Поездка прошла невредимой, но в результате инцидента пейс-кары были вынуждены на 30 минут отремонтировать армко. [ 16 ] [ 41 ] [ 42 ] Джост воспользовался возможностью и посадил на водительское сиденье платного водителя «Джона Винтера». Он проехал всего лишь 75 минут, а остальную часть управления предоставил своим профессиональным товарищам по команде. [ 41 ] Как только машины безопасности тронулись с места, Джеймс Уивер поставил RLR Porsche из-за пропуска зажигания в двигателе. Несмотря на замену блока Motronic, он вернулся через несколько кругов. Это было связано с неисправным датчиком, но потраченное время означало, что они вернулись в гонку седьмыми, отстав на два круга. [ 41 ] [ 42 ] [ 13 ] [ 12 ] Дюжина лучших машин по-прежнему находилась в пределах двух кругов друг от друга. [ 41 ] Но это не касается автомобиля Икса/Масса, который замедлился на задней прямой из-за перегрева коробки передач. Хромая обратно в боксы, замена коробки передач заняла час, опустив их на 30-е место. [ 41 ] [ 40 ]

В полночь два других заводских Porsche шли вторым и третьим, но ни одна из заводских команд не могла сравниться с лидерами по скорости и топливной эффективности. Однако вскоре после этого автомобиль Bell/Stuck попал в яму для первой из двух замен колесных подшипников, что стоило Беллу шанса на четвертую победу. [ 40 ] [ 5 ] Всю ночь Joest Porsche продолжал бросать вызов ожиданиям, последовательно делая дополнительный круг на каждом отрезке времени, опережая другие команды. [ 41 ] Напротив, у Creepy Krauly March случился кошмар: Коппелли вылетел на Porsche Curves, несколько проколов, пара сломанных поперечных рычагов, блок Motronic, а затем утечка топлива. [ 18 ] Затем произошла любопытная задержка, затронувшая несколько команд, в том числе автомобили RLR, Lancia и Brun, когда они остановились для дозаправки. Чиновник по неосторожности перекрыл кран центральной подачи топлива. Директор гонки Майкл Мартин сказал хронометристам засчитывать этим машинам расстояние, эквивалентное времени, которое они потеряли в ожидании. [ 41 ]

За 12 часов Людвиг/Барилла проехал 185 кругов, опередив на круг Ротманс Porsche №3. Автомобиль Brun Ларраури/Сигала/Тарквини и Воллек/Наннини Lancia отстал на несколько кругов (182), а восстанавливающаяся машина RLR вернулась на 5-е место, обогнав Белла/Стака (181). Собственный автомобиль Брюна (179) возглавил еще один блок, а Obermeier Porsche, вторая Lancia и Kremer 962 (178) замыкают первую десятку. [ 41 ] Вскоре после середины пути Фиорио вызвал свою лидирующую Lancia, чтобы проверить двигатель. Команда заметила, что расход топлива стал высоким. Неисправность была связана с трещинами в турбине из-за заблудшего камня, который, следовательно, давал слишком большой наддув и, следовательно, слишком много топлива. Замена турбины заняла полчаса, в результате чего Воллек/Наннини опустились на 13-е место. [ 41 ] [ 40 ] [ 13 ] В C2 Mazda братьев Мартин (18-е место) лидировала с заката, а Carma Alba, отставшая на семь кругов (21-е место), недавно заняла второе место у ADA Gebhardt (22-е место). Spice/Bellm Spice-Tiga лидировала с перерывами в течение 90 минут до вечера, но теперь опустилась на 4-е место в классе (24-е), потеряв почти такое же количество времени на ремонт масляного радиатора, выхлопной системы и поддон. Их прижимная сила была настолько велика, что днище дошло до дна и оторвалось. [ 29 ] [ 39 ]

С приближением рассвета «Джоест Порше» работал как часы. Клаус Людвиг прокомментировал:

«На самом деле это было довольно легко, хотя мы ехали только на 99%. Мы старались сохранить двигатель и старались максимально использовать встречный поток других машин на прямой. Если бы мы могли получить хорошую буксировку, тогда нам удалось немного снизить наддув и убедиться, что у нас достаточно топлива». [ 41 ]

Инспекторы ACO пришли в яму команды, чтобы осмотреть топливную вышку и шланги, но не обнаружили ничего неисправного. Водителям было приказано не использовать первую передачу и работать на как можно более низких оборотах, переключая передачи настолько редко, насколько это необходимо. Менеджер команды Пьедаде даже пошутил с журналистами, что загипнотизировал своих гонщиков. К концу гонки он в шутку предлагал свое запасное топливо другим командам. [ 7 ] После того, как Людвиг изо всех сил боролся в прохладном утреннем воздухе, команда теперь опережала заводской Porsche на 3 круга. [ 41 ] Лидирующая Lancia из Пескароло/Бальди потеряла полчаса из-за проблем с выбором передачи, но после этого обе Lancia хорошо показали себя до конца гонки. [ 40 ]

Восстановление RLR-Porsche было завершено, когда Палмер вернул себе второе место в 8.30 утра, когда Шуппану пришлось остановиться и заменить ступичный подшипник, что заняло 9 минут. [ 7 ] [ 5 ] Примерно через час дебютант Ле-Мана Поль Бельмондо был на холодных шинах и только начинал свой новый отрезок, когда потерял управление на повороте Данлопа. Через 18 часов это был первый Porsche, сошедший с дистанции. [ 39 ] [ 38 ] Многообещающий австралийский юноша Лусио Чезарио наконец-то получил возможность водить машину в качестве резервного пилота Lancia, предоставив Наннини и Воллеку отдых, проведя единственный 50-минутный отрезок. [ 39 ] [ 14 ]

Для значительного британского контингента (включая герцога Кентского [ 38 ] ), показав первоначальные обещания, и «Ягуары», и «ЭМКА» отступили на поле. Соревнуясь за лучшую машину без турбонаддува, они регулярно менялись местами по ночам. Утром «Ягуар» Туллиуса (15-е место) оказался в боксах из-за пропуска зажигания в двигателе, поэтому коробку управления двигателем пришлось заменить во второй раз. [ 24 ] [ 39 ] Автомобиль-сестра съехал с дистанции рано утром в воскресенье, остановившись на трассе из-за сломанного ШРУСа. [ 41 ] [ 40 ] ЭМКА (14-е место) потеряла 45 минут на замену сцепления. [ 39 ] [ 38 ] а затем в 10.30 Джон Ватсон медленно вывел заводской Porsche в боксы. После сильной секунды на протяжении всей ночи гонку завершил из-за сломанного коленчатого вала. [ 5 ] [ 39 ] [ 40 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Палмер взял на себя управление RLR Porsche в 11 утра и сразу же начал проезжать очень быстрые круги - часто на 10 секунд за круг быстрее, чем машина Джоста. Несмотря на то, что Людвиг отыграл круг назад, Людвиг не попался на удочку, и, отставая от команды на три круга, приказал Палмеру снова сбросить скорость и приберечь машину до финиша. [ 12 ] [ 39 ] В полдень Ричард Ллойд вывел машину на час и это его единственная поездка в гонке. [ 43 ] Вскоре после этого Жоэль Гуйе попал в крупную аварию на трассе Унаудьер-Стрит, когда на Brun 962 заклинило трансмиссия, машина врезалась в ограждение, затем перевернулась и покатилась по трассе. Вылетев с шестого места, Гуйе смог выбраться и уйти. [ 8 ] [ 39 ] [ 38 ] А через полчаса родственная машина Brun, идущая третьей, оказалась в боксах из-за неизлечимых проблем с двигателем. [ 43 ] [ 38 ] [ 8 ]

После лидерства в классе С2 более одиннадцати часов «Мазду» братьев Мартин остановила поломка подшипника в коробке передач. Пит-бригада припарковала машину до конца гонки. Выйдя через 3 часа, они потеряли только одно место и финишировали 19-ми. [ 28 ] [ 38 ] Спайс/Беллм/Гэлвин унаследовали лидерство с четырьмя часами до финиша, хотя они отставали от них на 13 кругов, поскольку у всех остальных машин в классе были более серьезные проблемы. [ 39 ] [ 29 ]

В последние несколько часов несколько машин изо всех сил пытались дойти до конца: у Creepy Krauly March было два отказа рычага, проколы и проблемы с мотроником стоили им много времени в начале гонки. Rondeau WM шатался, а его двигатель звучал так, будто его двигатель вот-вот выдохнется. За 90 минут до конца у Jaguar возникли серьезные механические проблемы. Поршень врезался в головку блока цилиндров, но команда загерметизировала цилиндр и на последних минутах снова отправила Туллиуса на последний круг. [ 43 ] [ 38 ] [ 24 ] В последний час Марш снова оказался в боксах, но после почти 7 часов, проведенных в боксах, экипаж вытащил Копелли в последнюю четверть часа. У ADA Gebhardt за последний час сломалась коробка передач. Команда подождала, пока Стив Эрл не достанет его, чтобы забрать флаг. Таково было распространение класса С2, они не потеряли места и все равно финишировали вторыми. [ 31 ]

Joest Porsche продолжил одерживать уверенную победу. Людвиг провёл большую часть вождения: в общей сложности 12,5 часов. [ 7 ] Он одержал свою третью победу в общем зачете, а Barilla выиграла с третьей попытки после перехода из заводской команды Lancia. Их автомобиль, 956-117, стал лишь вторым шасси, выигравшим подряд Ле-Ман, после Ford GT40-1075 в 1968-69 годах . [ 7 ] [ 44 ] RLR Porsche Палмера/Уивера/Ллойда занял второе место. Заводской Porsche из Bell/Stuck незадолго до полудня занял третье место и удержал его, финишировав на семь кругов позади победителей. [ 5 ] Три из девяти частных Porsche сошли с дистанции, но остальные шесть финишировали в топ-10. Fitzpatrick 956B был четвертым (автомобиль, финишировавший третьим в прошлом году). [ 8 ] ), с Кремером 956 на пятом месте и их 962 на 9-м. Обе Lancia финишировали в этом году шестым и седьмым, но их прогрессу мешала недостаточная экономия топлива. [ 5 ] Автомобиль Ickx/Mass занял 10-е место среди Porsche. В этом году автомобили без турбонаддува были значительно превзойдены, и они наслаждались своей гонкой в ​​гонке. В итоге победу одержал EMKA-Aston Martin, вернувшись домой 11-м, опередив на 14 кругов Tullius/Ballot-Léna/Robinson Jaguar (13-е место) после неудач в конце гонки. Между ними был TOMs Dome после относительно спокойной гонки. [ 21 ] Контраст между надежностью классов C1 и C2 был разительным: менее половины из 15 автомобилей были классифицированы как финишировавшие, и все они столкнулись с серьезной задержкой. Spice-Tiga удержала победу в классе (и 14-е место в общем зачете), на целых 130 км меньше, чем в предыдущем году, но опередила ADA-Gebhardt с большим отрывом (170 км). Лидировав всю ночь, автомобиль Mazdaworks вырвался на третье место, отстав на 29 кругов. Spice Engineering выиграла первый чемпионат C2. В классе было такое механическое сокращение: четыре машины не были классифицированы, потому что они сильно отставали. Будучи единственным GT, участвовавшим в конце, когда все их соперники сошли с дистанции в первой половине гонки, BMW Хельмута Галля выиграла группу B, повторив свою прошлогоднюю победу. [ 39 ] [ 27 ]

Как и в Ле-Мане 1976 года , который СМИ рекламировали как «экономный забег», победители на самом деле добились лучших результатов, чем в предыдущие годы. Joest Porsche преодолел на 190 км (115 миль) больше, чем выиграл в прошлом году. Они зафиксировали вторую по скорости гонку за всю историю Ле-Мана, уступив только победителям 1971 года . Таковы были их характеристики и экономия топлива, они также выиграли индексный приз, и у них все еще оставалось 140 литров топлива. [ 42 ] [ 13 ] [ 44 ] У команды RLR была столь же успешная тактика: и задержка датчиков, которая стоила им трех кругов раньше, была бы в конечном итоге пределом их поражения (и у них осталось 30 литров топлива). [ 13 ] Не считая безупречной надежности Йоста, остальные команды не смогли повторить их успех. Людвиг объяснил это сочетанием очень низкой прижимной силы, тщательно запрограммированного компьютера управления двигателем и возможности умерить турбонаддув во время скольжения. Обе команды также управляли своим третьим пилотом-любителем всего один часовой отрезок. [ 42 ] [ 45 ]

Пилоты, участвовавшие в этой гонке, ответили, что этот год был тактической гонкой и техническими упражнениями, а не гонкой, которой он славился. Было неожиданностью, что заводские Porsche на этот раз не стали основным фактором в гонке, в которой они ранее доминировали. [ 38 ] Было заявлено пять участников Рондо, но финишировал только один, занявший 18-е место, отстав от победителя на 83 круга. Последняя глава истории Рондо закончилась в декабре, когда 39-летний Жан Рондо погиб в автокатастрофе, пытаясь обогнать поезд на железнодорожном переезде. [ 23 ] Джеки Икс побывал в Ле-Мане пятнадцать раз и шесть раз выиграл рекордные гонки. Это будут его последние 24 часа после выдающейся карьеры; десятое место было немного разочаровывающим. Позже в том же году на этапе на выносливость в Спа Икс боролся за лидерство с бывшим товарищем по команде Стефаном Беллофом. Автомобили столкнулись в Eau Rouge, разбились, и Беллоф погиб в результате удара. Это последовало за фатальной аварией с Манфредом Винкельхоком на предыдущем этапе в Моспорте в Канаде. [ 2 ] Третий серьезный несчастный случай на тренировке Спа сломал ногу Джонатону Палмеру. Во всех трех случаях ноги водителя были зажаты, что вынудило инженеров Porsche провести расследование структурной безопасности их автомобиля. [ 10 ] После напряженного и травматического года заводская команда Rothmans Porsche выиграла первый командный чемпионат. Штук и Белл выиграли чемпионат водителей. [ 2 ]

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 Группа C1 7 Западная Германия НовинкаMan Joest Racing Западная Германия Клаус Людвиг
Италия Паоло Барилла
Западная Германия «Джон Винтер» ( Луис Крейгес )
Порше 956 Б Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 374
2 Группа C1 14 Великобритания Канон Гонки
Великобритания Ричард Ллойд Расинг
Великобритания ГТи Инжиниринг
Великобритания Джонатан Палмер
Великобритания Джеймс Уивер
Великобритания Ричард Ллойд
Порше 956 ГТи Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 371
3 Группа C1 2 Западная Германия Ротманс Порше Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Порше 962 С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
Д 367
4 Группа C1 33 Великобритания Команда Фицпатрика Порше Австрия Джо Гартнер
Великобритания Дэвид Хоббс
Великобритания Гай Эдвардс
Порше 956Б Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
И 366
5 Группа C1 10 Западная Германия Барклай Кремер Расинг ЮАР Жорж Фуше
ЮАР Сарел ван дер Мерве
Швеция/ Швейцария Марио Хиттен
Порше 956Б Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 361
6 Группа C1 4 Италия Лансия Мартини Франция Боб Волк
Италия Алессандро Наннини
Австралия Лусио Чезарио
Запустить LC2 Феррари 308C 3.0L V8
твин турбо
М 360
7 Группа C1 5 Италия Лансия Мартини Франция Анри Пескароло
Италия Мауро Бальди
Запустить LC2 Феррари 308C 3.0L V8
твин турбо
М 358
8 Группа C1 26 Западная Германия Дукаты Обермайер Гоночные Западная Германия Юрген Лессиг
Испания Иисус Пара
Бельгия Эрве Регу
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г 357
9 Группа C1 11 Западная Германия Кенвуд Кремер Гонки Франция Жан-Пьер Жарье
Новая Зеландия Майк Таквелл
Австрия Франц Конрад
Порше 962С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
Г 356
10 Группа C1 1 Западная Германия Ротманс Порше Бельгия Джеки Икс
Западная Германия Йохен Масс
Порше 962С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
Д 348
11 Группа C1 66 Великобритания EMKA Productions Великобритания Стив О'Рурк
Великобритания Тифф Ниделл
Великобритания Ник Фор
ЭМКА C83B Астон Мартин DP1229 5.3L V8 Д 338
12 Группа C1 36 Япония TOM'S Япония Сатору Накадзима
Япония Масанори Секия
Япония Каору Хосино
Купол RC85C-L Тойота 4T-GT 2.1L S4 турбо Б 330
13 ИМСА
ГТП
44 Соединенные Штаты Группа 44 Гонки Соединенные Штаты Боб Талли
Франция Клод Балло-Лена
Соединенные Штаты Чип Робинсон
Ягуар XJR-5 Ягуар 6,0 л V12 Г 324
14 Гр.C2 70 Великобритания Спайс Инжиниринг Великобритания Гордон Спайс
Великобритания Рэй Беллм
Республика Ирландия Марк Гэлвин
Специя -Три GC85 Косворт DFL 3.3L V8 А 312
15 Гр.Б 151 Западная Германия Х. Галл
(частный абитуриент)
Западная Германия Эдгар Дорен
Республика Ирландия Мартин Бирран
Бельгия Жан-Поль Либер
БМВ М1 БМВ М88 3,5 л S6 Д 312
16 Гр.C2 75 Великобритания АДА Инжиниринг Великобритания Ян Харроуэр
Соединенные Штаты Стив Эрл
Великобритания Джон Шелдон
Гебхардт JC843 Cosworth DFL 3,3 л V8 А 299
17 Группа C1 42 Франция В.М. Секатева Франция Мишель Пиньяр
Франция Жан-Даниэль Роле
Франция Жан Рондо
WM P83B Пежо ПРВ ЗНС4 2.8л
V6 твин-турбо
М 299
18 Группа C1 39 Франция Автобусные гонки
(частный абитуриент)
Франция Бруно Сотти
Франция Жан-Клод Джастис
Франция Патрик Уде
Раундель М382 Cosworth DFL 3,3 л V8 Д 291
19 Гр.C2 86 Япония Маздаспид Республика Ирландия Дэвид Кеннеди
Бельгия Жан-Мишель Мартен
Бельгия Филип Мартин
Мазда 737С Мазда 13Б 1308cc
двухроторный
Д 283
20 Группа C1 13 Франция Конкурс смелости
Франция Компания Примагаз
Франция Ив Кураж
Великобритания Ален де Кадене
Франция Жан-Франсуа Ивон
Пума C12 Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
М 279
21 Гр.C2 99 Великобритания Акции Роя Бейкера
(частный абитуриент)
Великобритания Пол Смит
Великобритания Уилл Хой
Соединенные Штаты Ник Николсон
Три GC285 Косворт БДТ 1778cc
S4 турбо
А 274
22 Группа C1 34 ЮАР Жуткие Краули Гонки Западная Германия Кристиан Даннер
Италия Альмо Коппелли
ЮАР Грэм Даксбери
Март 84Г Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
И 270
23 Гр.C2 95 Франция Беллангер-Бассалер
(частный абитуриент)
Франция Роланд Бассалер
Франция Доминик Лако
Франция Ивон Тапи
Заубер СХС С6 БМВ М88 3,5 л S6 А 268
24 Гр.C2 85 Япония Маздаспид Япония Ёдзиро Терада
Япония Такаси Ёрино
Япония Ёшими Катаяма
Мазда 737С Мазда 13Б 1308cc
двухроторный
Д 264
Н/З* Гр.C2 77 Великобритания Спайс Инжиниринг Великобритания Тим Ли-Дэйви
Австралия Нил Крэнг
Великобритания Тони Ланфранчи
Три GC84 Cosworth DFV 3,0 л V8 Д 226
Н/З* Гр.C2 74 Западная Германия Гебхардт Инжиниринг
Западная Германия Команда Лабатт
Западная Германия Фрэнк Джелински
Канада Джон Грэм
Великобритания Ник Адамс
Гебхардт JC853 Cosworth DFV 3,0 л V8 А 224
Н/З* Гр.C2 98 Великобритания Акции Роя Бейкера Великобритания Франсуа Дюре
Великобритания Дэвид Эндрюс
Великобритания Дункан Бэйн
Три GC284 Косворт БДТ 1778cc
S4 турбо
А 150
Н/З* Гр.C2 93 Франция Автомобили
Луи Декарт
(частный абитуриент)
Франция Луи Декарт
Франция Жак Эйклен
Франция Дэниел Хьюберт
АЛД 01 БМВ М88 3,5 л S6 А 141
  • Примечание * : Не классифицировано, поскольку не преодолело достаточное расстояние (70% победителя) к концу гонки. [ 50 ]

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ Группа C1 18 Швейцария Браун Автоспорт Италия Массимо Сигала
Аргентина Оскар Ларраури
Италия Габриэле Тарквини
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 323 Двигатель
(24 часа)
ДНФ Группа C1 19 Швейцария Браун Автоспорт Швейцария Уолтер Брун
Франция Джоэл Гухье
Бельгия Дидье Тейс
Порше 962С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
Д 304 Несчастный случай
(22 часа)
ДНФ Группа C1 3 Западная Германия Ротманс Порше Соединенные Штаты Аль Холберт
Австралия Верн Шупан
Великобритания Джон Ватсон
Порше 962С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
Д 299 Двигатель
(21 час)
ДНФ Группа C1 31 Франция Рондо - Примагаз
Франция П. Вымя
(частный абитуриент)
Франция Пьер Ивер
Франция Пьер-Франсуа Руссело
Франция Франсуа Серванен
Раундель М382 Косворт DFV 3.0L V8 Д 286 Двигатель
(23 часа)
ДНФ Группа C1 8 Западная Германия НовинкаMan Joest Racing Франция Пол Бельмондо
Колумбия Маурисио де Нарваес
Соединенные Штаты Кенпер Миллер
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Д 277 Несчастный случай
(19 часов)
ДСК Группа C1 41 Франция В.М. Секатева Франция Паскаль Пессио
Франция Доминик Форнаж
Франция «Паника» (Жак Барберо)
WM P83B Пежо ПРВ ЗНС4 2.8л
V6 твин-турбо
М 267 Найден недостаточный вес
после гонки
техосмотр (24 часа)
ДНФ Гр.C2 80 Италия Карма ФФ Италия Мартино Финотто
Италия Альдо Бертуцци
Италия Гвидо Дакко
Белый AR6 Карма FF 1915cc S4 турбо А 228 Электрика
(19 часов)
ДНФ ИМСА
ГТП
40 Соединенные Штаты Группа 44 Гонки Великобритания Брайан Редман
Соединенные Штаты Херли Хейвуд
Соединенные Штаты Джим Адамс
Ягуар XJR-5 Ягуар 6,0 л V12 Г 151 Передача инфекции
(13 часов)
ДНФ Группа C1 67 Франция Графф Гонки
Франция Ж.-П. Гранд
(частный абитуриент)
Франция Патрик Гон
Бельгия Паскаль Витмер
Франция Пьер де Туази
Раундель М482 Косворт DFL 3.3L V8 М 143 Двигатель
(12 часов)
ДНФ Группа C1 38 Япония Купол Компания Швеция Элг Ось
Великобритания Джефф Лис
Япония Toshio Suzuki
Купол 85C-L Тойота 4T-GT 2.1L S4 турбо Д 141 Передача инфекции
(13 часов)
ДНФ Гр.C2 90 Дания Йенс Винтер Дания
(частный абитуриент)
Дания Йенс Винтер
Великобритания Дэвид Мерсер
Соединенные Штаты Марджи Смит-Хаас
УРД C83 БМВ М88 3,5 л S6 А 141 Двигатель
(12 часов)
ДНФ Гр.Б 157 Швейцария А. Паллавичини
(частный абитуриент)
Швейцария Анджело Паллавичини
Швейцария Энцо Кальдерари
Швейцария Марко Ваноли
БМВ М1 БМВ М88 3,5 л S6 А 116 Двигатель
(11 часов)
ДНФ Гр.Б 156 Франция Р. Туруль
(частный абитуриент)
Франция Раймон Туруль
Франция Тьерри Перье
Франция Филипп Дермань
Порше 911 СК Порше 3.0L F6 П 107 Двигатель
(10 часов)
ДНФ Группа C1 43
бронировать
Франция В.М. Секатева Франция Роджер Дорчи
Франция Жан-Клод Андруэ
Швейцария Клод Халди
WM P83B Пежо ПРВ ЗНС4 2.8л
V6 твин-турбо
М 73 Несчастный случай
(8 часов)
ДНФ Гр.C2 104
бронировать
Франция Конюшня Бланше-Локатоп
(частный абитуриент)
Франция Майкл Дюбуа
Франция Хуберт Стрибиг
Франция Ноэль дель Белло
Раундель M379C Cosworth DFV 3,0 л V8 А 65 Приостановка
(7 часов)
ДНФ Группа C1 24 Швейцария Автомобили Гепард
Швейцария
Бельгия Клод Бургуаньи
Великобритания Джон Купер
Гепард G604 Астон Мартин 5.3L V8 Д 53 Несчастный случай
(7 часов)
ДНФ Гр.C2 79 Великобритания Стабильная Шотландия Великобритания Дэвид Лесли
Великобритания Майк Уайлдс
Великобритания Рэй Маллок
Шотландия C285 Косворт DFV 3.0L V8 А 45 Масляный насос
(4 часа)
ДНФ Группа C1 46
бронировать
Франция Автобусные гонки
Франция Р. Бассалер
(частный абитуриент)
Франция Христианский автобус
Соединенные Штаты Джек Гриффин
Соединенные Штаты Мэрион Спир
Раундель М482 Косворт DFL 3.3L V8 М 36 Приостановка
(4 часа)
ДНФ Гр.Б 152 Швейцария Автомобили Фогельсанг
(частный абитуриент)
Западная Германия Харальд Грос
Западная Германия Альтфрид Хегер
Западная Германия Курт Кинг
БМВ М1 БМВ М88 3,5 л S6 Д 32 Передача инфекции
(4 часа)
ДНФ Гр.C2 100 Великобритания Бартлетт Шеврон Рейсинг
(частный абитуриент)
Великобритания Гудманс Саунд
Марокко Макс Коэн-Оливар
Великобритания Ричард Джонс
Великобритания Робин Смит
Шеврон Б62 Косворт DFL 3.3L V8 А 19 Двигатель
(3 часа)
ДНФ Гр.C2 82 Италия Грифо Автогонки
(частный абитуриент)
Италия Паоло Джангросси
Италия Паскуале Барберио
Италия Марио Радичелла
Альба AR3 Косворт DFL 3.3L V8 Д 5 Электрика
(9 часов)

Не началось

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS Группа C1 61 Швейцария Заубер Гонки Дания Джон Нильсен
Австрия Дитер Квестар
Швейцария Макс Велти
Очистить C8 Мерседес-Бенц М117 5,0 л V8 турбо Д Практика несчастного случая
DNS Гр.C2 81 Италия Карма ФФ Швейцария Лорис Кессель
Италия Руджеро Мельграти
Швейцария Жан-Пьер Фрей
Белый AR2 Карма FF 1915cc S4 турбо А Практика несчастного случая
DNS Гр.C2 97 Швеция Б. Странделл
(частный абитуриент)
Швеция Стэнли Диккенс
Норвегия Таргейр Клеппе
Странделл 85 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо А Двигатель
DNQ Группа C1 55 Великобритания Команда Фицпатрика Порше Великобритания Кенни Ачесон
Великобритания Дадли Вуд
Франция Жан-Луи Шлессер
Порше 962С Порше 935/76 2,6 л F6
твин турбо
И Практика несчастного случая
DNQ Гр.C2 106
бронировать
Франция Б. Сотти
(частный абитуриент)
Западная Германия Мартин Вагенштеттер
Западная Германия Курт Хильд
Лотек C302 Косворт DFV 3.0L V8 Д Не прошел квалификацию
ДНК Группа C1 6 Италия Лансия Мартини Запустить LC2 Феррари 308C 3.0L V8
твин турбо
М снято
ДНК Группа C1 16 Великобритания Канон Гонки
Великобритания Ричард Ллойд Расинг
Великобритания ГТи Инжиниринг
Великобритания Джонатан Палмер
Нидерланды Ян Ламмерс
Порше 956 Порше 935/79 2,6 л F6
твин турбо
Г снято
ДНК Группа C1 23 Швейцария Автомобили Гепард
Швейцария
Гепард G604 Астон Мартин 5.3L V8 Д снято
ДНК Группа C1 32 Великобритания Дорсет Рэйсинг Ассошиэйтс Республика Ирландия Мартин Бирран
Великобритания Тони Бирченхау
Главная RC82i Косворт DFV 3.0L V8 Не прибыл
ДНК Группа C1 51 Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Шелковый ягуар
Бельгия Тьерри Тассен
Западная Германия Ганс Хейер
Ягуар XJR-6 Ягуар 6,0 л V12 Не прибыл
ДНК Группа C1 52 Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Шелковый ягуар
Великобритания Дэвид Хоббс
Франция Жан-Луи Шлессер
Ягуар XJR-6 Ягуар 6,0 л V12 Не прибыл
ДНК Группа C1 53 Великобритания Том Уолкиншоу Гонки
Шелковый ягуар
Ягуар XJR-6 Ягуар 6,0 л V12 Не прибыл
ДНК Группа C1 54 Швейцария Заубер Гонки Очистить C8 Мерседес-Бенц М117 5,0 л V8 турбо Д Не прибыл
ДНК Группа C1 62 Швейцария Заубер Гонки Очистить C8 Мерседес-Бенц М117 5,0 л V8 турбо Д Не прибыл
ДНК Группа C1 63 Великобритания Команда Харриер
(частный абитуриент)
Харриер RX83C Шевроле 5,7 л V8 Не прибыл
ДНК Группа C1 68 Франция Автобусные гонки
(частный абитуриент)
Раундель М382 Cosworth DFL 3,3 л V8 Д Не прибыл
ДНК Группа C1 69 Франция Графф Гонки
Франция Ж.-П. Гранд
(частный абитуриент)
Раундель М382 Cosworth DFL 3,3 л V8 Д Не прибыл
ДНК Гр.C2 72 Западная Германия Гебхардт Инжиниринг Западная Германия Ян Тельке Гебхардт JC853 Cosworth DFV 3,0 л V8 А Не прибыл
ДНК Гр.C2 76 Великобритания Спайс Инжиниринг Три GC84 Cosworth DFV 3,0 л V8 Д Не прибыл
ДНК Гр.C2 91 Великобритания Линкар Моторспорт Испания Эмилио де Виллота
Греция Костас
Швеция Микаэль Набринк
Линкар MS83B Cosworth DFV 3,0 л V8 Не прибыл
ДНК Гр.C2 94 Великобритания Ланкс Инжиниринг ЮАР Гленн Локстон
Великобритания Дадли Вуд
Великобритания Дэвид Сирс
Арго JM16 Cosworth DFV 3,0 л V8 Не прибыл
ДНК Гр.C2 102 Франция А. Белланжер
(частный абитуриент)
Заубер СХС С6 БМВ М88 3,5 л S6 Не прибыл
ДНК Гр.Б 152 Швейцария К. Халди
(частный абитуриент)
Швейцария Клод Халди Порше 930 Порше 930/60 3,3 л F6 турбо М Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТО
170 Соединенные Штаты Технология дорожных цепей Соединенные Штаты Томми Риггинс
Соединенные Штаты Лес Делано
Понтиак Жар-Птица Понтиак 5,9 л V8 Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТО
171 Соединенные Штаты Технология дорожных цепей Соединенные Штаты Пэтти Мойз
Соединенные Штаты Энди Питери
Понтиак Жар-Птица Понтиак 5,9 л V8 Не прибыл
ДНК ИМСА
ГТО
171 Соединенные Штаты Руш - Protolab Racing Соединенные Штаты Гарри «Док» Банди
Соединенные Штаты Уолли Далленбах мл.
Канада Джон Джонс
Форд Мустанг Форд 6,1 л V8 Не прибыл

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Победившая машина Победители-драйверы
Группа С1 #7 Порше 956B Людвиг / Барилла / «Зима» *
ИМСА-ГТП #44 Ягуар XJR-5 Туллий / Баллот-Лена / Робинзон *
Группа С2 #75 Три GC85 Спайс / Беллм / Гэлвин
Группа Б #151 БМВ М1 Дёрен / Бирране / Либерт *
  • Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.

Индекс энергоэффективности

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 Группа C1 7 Западная Германия НовинкаMan Joest Racing Западная Германия Клаус Людвиг
Италия Паоло Барилла
Западная Германия «Джон Винтер» (Луи Крейгес)
Порше 956Б 1.225
2 Группа C1 14 Великобритания Канон Гонки
Великобритания Ричард Ллойд Расинг
Великобритания ГТи Инжиниринг
Великобритания Джонатан Палмер
Великобритания Джеймс Уивер
Великобритания Ричард Ллойд
Порше 956 ГТи 1.196
3 Группа C1 1 Западная Германия Ротманс Порше Бельгия Джеки Икс
Западная Германия Йохен Масс
Порше 962С 1.152
4 Группа C1 2 Западная Германия Ротманс Порше Великобритания Дерек Белл
Западная Германия Ханс-Йоахим Штук
Порше 962С 1.107
5 Группа C1 33 Великобритания Команда Фицпатрика Порше Австрия Джо Гартнер
Великобритания Дэвид Хоббс
Великобритания Гай Эдвардс
Порше 956Б 1.088
6 Группа C1 10 Западная Германия Барклай Кремер Расинг ЮАР Жорж Фуше
ЮАР Сарел ван дер Мерве
Швеция/ Швейцария Марио Хиттен
Порше 956Б 1.040
7 Группа C1 4 Италия Лансия Мартини Франция Боб Волк
Италия Алессандро Наннини
Австралия Лусио Чезарио
Запустить LC2 1.026
8 Гр.C2 70 Великобритания Спайс Инжиниринг Великобритания Гордон Спайс
Великобритания Рэй Беллм
Республика Ирландия Марк Гэлвин
Специя-Три GC85 0.816
9 Группа C1 11 Западная Германия Кенвуд Кремер Гонки Франция Жан-Пьер Жарье
Новая Зеландия Майк Таквелл
Австрия Франц Конрад
Порше 962С 0.949
10 ИМСА
ГТП
44 Соединенные Штаты Группа 44 Гонки Соединенные Штаты Боб Талли
Франция Клод Балло-Лена
Соединенные Штаты Чип Робинсон
Ягуар XJR-5 0.938
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 51 ] [ 52 ]

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Поул-позиция – Х.-Ж. Штук, Porsche 962C №2 – 3:14,8 с; 251,2 км/ч (156,1 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Дж. Икс, Porsche 962C №1 – 3:25,1 секунды; 239,2 км/ч (148,6 миль в час)
  • Победная дистанция - 5088,51 км (3161,85 миль)
  • Средняя скорость победителя — 212,02 км/ч (131,74 миль в час).
  • Посещаемость – 80 000 [ 53 ] / 160,000. [ 54 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Споринг 2012, стр.201
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Гамильтон 1985, стр.210.
  3. ^ Сперринг 2012, стр.7.
  4. ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2012, стр.199
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стимулирование 2012, стр.205
  6. ^ Jump up to: а б Кларк, 1999 г., стр. 41 Autosport, 20 июня 1985 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2012, стр. 202-3.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр. 214-5.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кларк, 1999 г., стр. 42 Autosport, 20 июня 1985 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Гамильтон 1985, стр.213.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кларк, 1999 г., стр. 43 Autosport, 20 июня 1985 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Споринг 2012, стр.204
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк 1997, стр. 52-3 Motor Sport, июль 1985 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Споринг 2012, стр.206.
  15. ^ Гамильтон 1985, стр.212.
  16. ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.219
  17. ^ Jump up to: а б Споринг 2012, стр.221
  18. ^ Jump up to: а б с Споринг 2012, стр.222.
  19. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр. 218-9.
  20. ^ Кларк 1999, стр.39 Autocar, 12 июня 1985 г.
  21. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.212
  22. ^ Jump up to: а б Стимулирование 2012, стр.210
  23. ^ Jump up to: а б с Спорринг 2012, стр.220
  24. ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2012, стр.208.
  25. ^ Вимпффен 2008, стр.119.
  26. ^ Сперринг 2012, стр.223.
  27. ^ Jump up to: а б с д Гамильтон 1985, стр.215.
  28. ^ Jump up to: а б с Спонсорство 2012, стр.217
  29. ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2012, стр. 209-10.
  30. ^ Jump up to: а б с д Споринг 2012, стр.224.
  31. ^ Jump up to: а б с Спурринг 2012, стр.216.
  32. ^ Сперринг 2012, стр.213.
  33. ^ Jump up to: а б с д и Споринг 2012, стр.229.
  34. ^ Jump up to: а б Кларк, 1997 г., стр. 54–5. Дорога и трек, сентябрь 1985 г.
  35. ^ Лабан 2001, стр.201
  36. ^ Лабан 2001, стр.199
  37. ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 1999 г., стр. 44 Autosport, 20 июня 1985 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кларк 1999 г., стр. 51 Autocar, 19 июня 1985 г.
  39. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк, 1999 г., стр. 46 Autosport, 20 июня 1985 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк, 1999 г., стр. 50 Autocar, 19 июня 1985 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кларк, 1999 г., стр. 45 Autosport, 20 июня 1985 г.
  42. ^ Jump up to: а б с д Кларк 1999 г., стр. 49 Autocar, 19 июня 1985 г.
  43. ^ Jump up to: а б с Кларк, 1999 г., стр. 47 Autosport, 20 июня 1985 г.
  44. ^ Jump up to: а б Гамильтон 1985, стр.214.
  45. ^ Весна 2001 г., стр.202.
  46. ^ Сперринг 2012, стр.2.
  47. ^ Сперринг 2012, стр.198.
  48. ^ Сперринг 2012, стр.230.
  49. ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 24 апреля 2023 г.
  50. ^ Сперринг 2012, стр.19.
  51. ^ Сперринг 2012, стр.8.
  52. ^ Сперринг 2012, стр.231.
  53. ^ «Прототипы мировых спортивных гонок» . wsrp.com . Проверено 24 апреля 2023 г.
  54. ^ Весна 2012 г., стр. 200.
  • Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-483-5
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Гамильтон, Морис – редактор (1985) Autocourse № 31 1985/86 Ричмонд, Суррей: Hazleton Publishing ISBN   0-9051-3838-4
  • Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-0-85733-128-1
  • Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN   1-893618-97-8
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами, техническими деталями и фотографиями каждого автомобиля. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • История Ле-Мана – список участников Ле-Мана и почасовые результаты (включая фотографии каждой машины, котировки, максимальную скорость для каждой машины, ссылки на YouTube). Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Speedfreaks – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 24 апреля 2023 г.
  • YouTube – репортажи о гонках со звуками гонок, комментариями на английском языке и отключенной музыкой (20 минут). Проверено 24 апреля 2023 г.
  • YouTube – подборка различных видеороликов со звуками гонок, но без комментариев (60 минут). Проверено 24 апреля 2023 г.
  • YouTube – репортажи о гонках со звуками гонок, японскими комментариями и рок-музыкой?! (40мин). Проверено 24 апреля 2023 г.
  • YouTube – серия из 5 фотографий, на которых Sauber Джона Нильсена поднимается в воздух во время тренировки (1 минута). Проверено 24 апреля 2023 г.


Чемпионат мира по спортивным автомобилям
Предыдущая гонка:
1985 1000 км Сильверстоуна
сезон 1985 года Следующая гонка:
1985 1000 км Хоккенхайма
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17c8d8cec01c3e3ec3fcf4141ebf58f2__1718919780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/f2/17c8d8cec01c3e3ec3fcf4141ebf58f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1985 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)