Джон Купер (автопроизводитель)
Джон Купер | |
---|---|
Рожденный | Джон Ньютон Купер 17 июля 1923 г. Сурбитон , Суррей, Великобритания |
Умер | 24 декабря 2000 г. | (77 лет)
Занятие | Производитель автомобилей |
Джон Ньютон Купер, ОБЕ (17 июля 1923 — 24 декабря 2000) вместе со своим отцом Чарльзом Купером был соучредителем компании Cooper Car Company . Родившийся в Сурбитоне , графство Суррей, Великобритания, он стал легендой автогонок благодаря своей конструкции шасси с задним расположением двигателя, которая в конечном итоге изменила лицо спорта на его самых высоких уровнях, от Формулы-1 до Индианаполиса 500 .
Чарльз Купер владел небольшим гаражом в Сурбитоне , который специализировался на обслуживании гоночных автомобилей. Его сын Джон бросил школу в 15 лет, чтобы стать учеником слесаря-инструментальщика, и служил в Королевских ВВС слесарем-инструментальщиком во время Второй мировой войны . После войны он и его отец начали строить простые и недорогие одноместные гоночные автомобили для каперов, часто из излишков военной техники. Автомобили пользовались огромным успехом и быстро пользовались большим спросом, и в 1948 году они основали собственную компанию, чтобы производить больше.
В стереотипной британской манере Купер всегда преуменьшал значение истории о том, как они решили разместить двигатель в кузове своих гоночных автомобилей, настаивая на том, что это вопрос удобства. Оригинальный дизайн первого гоночного автомобиля Cooper с задним расположением двигателя был разработан Оуэном Мэддоком , дизайнером компании Cooper Car Company. [ 1 ] Поскольку машина была оснащена мотоциклетным двигателем, двигатель разместили сзади, приводя в движение цепь. «У нас, конечно, не было ощущения, что мы совершаем какой-то научный прорыв!... Мы разместили двигатель сзади... потому что это было практично», - сказал Купер. [ 2 ]
Первоначально Джон регулярно участвовал в гонках на своих машинах, но по мере роста компании у него оставалось все меньше времени для соревнований. Однако он нашел время установить ряд рекордов в Монлери в конце 1953 года.
В начале 1950-х казалось, что каждый начинающий молодой британский гонщик начинал за рулем Cooper, а болидами Купера Формулы-1 управляли легендарные гонщики того времени – Джек Брэбэм , Стирлинг Мосс , Морис Трентиньян и Брюс Макларен. . За девять лет команда одержала 16 побед в Гран-при, а Брэбэм и его команда выиграли подряд чемпионаты мира в 1959 и 1960 годах.
Находясь в Себринге, штат Флорида , на Гран-при США 1959 года , Купер познакомился с американским гонщиком Роджером Уордом , действующим национальным чемпионом USAC и победителем гонки Indianapolis 500. После того, как Уорд был поражен способностью маленьких машинок Купера проходить повороты на трассе, он предложил устроить для них тест на автодроме Индианаполиса, сказав: «Вы должны опробовать свою машину на Овале. Инди ждет ты!" Осенью 1960 года Купер выехал на одну из своих машин Формулы-1 на автодром, где гонщики, конструкторы и деятели гонок собрались в «забавной толерантности, смешанной с очевидным любопытством», по словам Купера. Когда Брэбэм, новичок Инди, начал разминочные круги, он не знал о необходимости постепенно наращивать скорость на трассе. На втором круге он показал скорость 144,8 миль в час, что достаточно быстро для третьего ряда на стартовой решетке предыдущей гонки! Уорд был в таком восторге, что Куперу пришлось согласиться позволить ему тоже водить машину. С этого момента истеблишмент Индианаполиса понял, что все написано на стене, и дни их родстеров с передним расположением двигателя сочтены. Через несколько лет революция Джона Купера в гонках на открытых колесах завершилась. [ 3 ]
Разработка Купера от Британской автомобильной корпорации Mini – Mini Cooper – обожали как раллийные гонщики , так и обычные водители. Перед смертью Джона Купера имя Cooper было передано BMW по лицензии для более высокопроизводительных версий автомобилей, вдохновленных оригинальным Mini, продаваемым как MINI . Джон вместе со своим сыном Майком Купером выступал в качестве консультанта в команде дизайнеров BMW и Rover New MINI.
Купер был последним выжившим руководителем команды Формулы-1 в годы становления этого вида спорта, и позже он часто сетовал на то, что гонки уже давно не приносят удовольствия. Он помог установить доминирование Великобритании в технологиях автоспорта, которое продолжается и сегодня, и получил Орден Британской Империи (OBE) за свои заслуги перед британским автоспортом. Он оставался главой семейного гаражного бизнеса в Западном Суссексе (который имел магазины Mini Cooper в Ист-Престоне и Honda в Ферринге) до своей смерти в возрасте 77 лет в 2000 году.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Конструктор гоночных автомобилей, чей задний двигатель привел Джека Брэбэма и Купера к победе в Формуле 1» . «Дейли телеграф» . 3 августа 2000 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Тремейн, Дэвид (31 января 2001 г.). «Джон Купер – очень британский маркик, очень британский человек» . grandprix.com. Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 года . Проверено 21 января 2008 г.
- ^ Купер, стр. 84–88, 95–97.
Ссылки
[ редактировать ]- Профиль Джона Купера в Ассоциации 500 владельцев
- Джон Купер: Человек, который победил Италию
- John Cooper Works (перенаправляет на сайт Cooper Bikes).
- Джон Купер (1977). Гран-при саквояжников: автобиография Джона Купера . Даблдэй. ISBN 0-385-03081-9
- The Guardian , 5 января 2001 г., страница 22: Некролог Алана Генри.
- 1923 рождения
- 2000 смертей
- Британские автомобильные дизайнеры
- Английские автоспортсмены
- Брайтонские люди, участвующие в гонках на скорость
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Владельцы команд Формулы-1
- Руководители команд Формулы-1
- Дизайнеры Формулы-1
- Персонал Королевских ВВС времен Второй мировой войны